0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гос религия италии. Католицизм — католическая церковь италии

Содержание

Религия в Италии

Италия – это страна, которая связана с зарождением и развитием христианства. Здесь много святынь и храмов, относящихся к разным эпохам. А так как и до сих пор религия в Италии занимает важное место в жизни итальянцев, интересно посмотреть не только храмы, святыни, достопримечательности, но и увидеть проявление религиозности жителей страны, поучаствовав в различных церемониях. Россиянам для поездки в Италию необходима виза или ВНЖ.

Автор сайта Борис Соколов во время поездки в Италию

Это основная религия в стране, которой придерживаются 80% населения. Из 60 600 000 человек 55 млн принадлежат к католическому вероисповеданию. В остальном в Италии представлены все христианские деноминации от протестантских сект до православия (175 деноминаций).

Католикам принадлежит 45 000 храмов в стране. Среди них: собор святого Петра в Риме; катакомбы, где у христиан в древности были места собраний и захоронений, и многие другие.

Краткая история христианства в Италии

Первые христианские общины возникли на территории будущей Италии, а тогда Римской империи, уже в первые годы после Воскресения Иисуса Христа. В дальнейшем история христианства на территории страны складывалась следующим образом:

· в 64 году император Нерон инициировал гонения на римских христиан;

· в Риме приняли мученическую смерть апостолы Пётр и Павел;

· в первые четыре века существования христианства росло значение и влияние римского епископа, получившего почётное звание папы;

· в 313 году был провозглашён императором Константином Великим Миланский эдикт, положивший гонец гонениям на христиан;

· после разделения Церквей в 1 054 году на католиков и православных римский папа становится безусловным духовным лидером всего Западного мира.

В течение последующих веков православные приходы, которые существовали в Южной Италии, были присоединены к Римской Церкви. На всём полуострове стал господствовать католицизм. Языком богослужения была латынь, а паства римского папы говорила на разных диалектах итальянского.

Официальная религия – католицизм

Католицизм считался государственной религией Италии до 1 976 года. С принятием новой конституции Церковь была отделена от государства. Италия провозгласила своё светское устройство и совершенную независимость от Католической Церкви, но до сих пор роль её в жизни страны огромна.

1. Итальянцы активно посещают богослужения и религиозные церемонии.

2. В парламенте страны много религиозных активистов. Они участвуют в управлении страной и на высшем, и на муниципальном уровне.

3. Конкордат 1 984 года, заключённый между правительством и Римско-католической церковью с одной стороны провозглашает равенство всех религий в Италии, но с другой стороны ставит Римскую Церковь в преобладающее положение.


Часть налогов, которые собираются со всех граждан, поступают в распоряжение Церкви. И в этом есть своя логика, так как надо содержать огромное количество церковных памятников и вести активную социальную и просветительскую деятельность.

Сами итальянцы относятся к такому положению Церкви в основной своей массе положительно. Поэтому, хотя католицизм сейчас и не является государственной религией Италии, но имеет множество сторонников в стране.

Ватикан – католический центр

Италия – молодое государство, возникшее в середине XIX века. До этого на территории страны было много маленьких государств, размеры которых иногда находились в пределах одного города и его пригородов (Парма, Тоскана, Флоренция и др.)

Среди этих государств одним из самых больших было Папское государство, административный центр которого находился в Ватикане, являющемся частью города

Рима. После объединения Италии и создания государства Папская область стала частью страны, а Ватикан приобрёл особый статус.

Площадь Святого Петра в Риме

В 1 929 году с Итальянской Республикой было заключено Латеранское соглашение. Так официально появилось маленькое государство, расположенное внутри Рима на Ватиканском холме. Несмотря на свои маленькие размеры Ватикан – одно из самых влиятельных государств в мире, так как является центром Католической Церкви.

Здесь расположены:

· резиденция папы римского, главы католиков и правителя самого Ватикана;

· папская комиссия, правительство Ватикана;

· государственный секретарь, должность, аналогичная премьер-министру и одновременно министру иностранных дел.

В Ватикане располагаются 9 министерств или конгрегаций, комиссии по различным вопросам, архив, Апостольская библиотека. Т. е. все необходимые органы, чтобы руководить верующими, представляющими одну из самых распространённых в мире религий.

Какие конфессии есть ещё:

Католики в Италии – самая многочисленная группа верующих. Но эту страну всё же нельзя назвать моноконфессиональной, так как здесь есть представители практически всех крупных религий мира. Свои организации в Италии имеют:

Нехристианские религии представлены мусульманскими общинами и буддистами, которых за последние годы стало особенно много (60 000 чел.)

Отношение итальянцев к религии

Итальянцам не всё равно, какую религию им исповедовать. Католицизм для них – священная вера. Многие очень искренне привержены ей. А авторитет римского папы просто непререкаем.

Но назвать итальянцев фанатиками нельзя. Они всё же трезво воспринимают веру. Однако факт остаётся фактом: многие жители страны принимают важные решения, посоветовавшись со своим духовником.

Католицизм — Католическая церковь Италии

Католическая церковь в Италии

Хотя ряд католических деятелей сделали попытку соединить католицизм и либерализм, в целом в сер. 19 века противостояние этих течений усиливается, особенно в Италии, где существование в центре полуострова Папского государства стало препятствием к окончательному объединению страны. В 1850-е- нач. 1860-х гг. в Пьемонте был проведен ряд антицерковных реформ, которые распространились и на присоединявшиеся один за другим к Пьемонту итальянские государства. Папа Пий IX, в первые годы своего правления также увлеченный либеральными идеями и сделавший попытку проведения либеральных реформ в Папском государстве, теперь занял по отношению к либеральной политике Пьемонта жесткую отрицательную позицию и в 1864 г. опубликовал энциклику «Зиашл сига», к которой был приложен «Силлабус», перечислявший те явления современности, которые Пий IX объявил главными заблуждениями своего времени. Необоснованно резкое и недальновидное осуждение в «Силлабусе» всех наиболее значимых явлений 19 века (всего «Силлабус» содержал 80 пунктов), в том числе весьма значительных научных открытий, настроило против папы большую часть общества (в т. ч. католического).

В целях защиты авторитета церкви и необходимости противостоять либеральным идеям Пий IX в кон. 1869 г. созвал Первый Ватиканский собор. Главным (и вызвавшим наибольшие споры и серьезную оппозицию) документом, принятым на соборе, стала 1-я догматическая конституция «О церкви Христовой». Она ввела в догму принцип «безошибочности папы» в тех случаях, когда он «с кафедры» высказывает суждения, касающиеся веры и морали. Принятие этого догмата вызвало раскол в среде самого католического духовенства. Против него резко выступили 10 профессоров церковной истории, в т. ч. мюнхенский профессор И. Деллингер, отлученный от церкви за высказанное несогласие с догматом в ряде речей и статей. Богословская оппозиция решениям собора привела к созданию Старокатолической церкви, хотя и поныне не слишком многочисленной. Ряд церковных деятелей, настроенных против догмата, все же приняли его, заботясь о единстве церкви (в т. ч. Кеттелер, фон Гефеле и др.).

Работа собора осталась незавершенной. В сентябре 1870 г., после того как Франция, отвлеченная войной с Пруссией, была вынуждена вывести свой гарнизон из Папского государства, последнее было захвачено Итальянским королевством. Светская власть Папы была ликвидирована. Пий IX отказался признать новое государство и объявил себя пленником в Ватиканском дворце, больше не покинув его до самой смерти. Его права были гарантированы в одностороннем порядке итальянским правительством в т. н. законе о гарантиях, согласно которому комплекс зданий на Ватиканском холме (собор Св. Петра, Ватиканский дворец и ряд других) передавался в его пользование и предполагалась выплата ему ежегодно некоторой денежной суммы.

Наряду с Италией большой удар по правам и привилегиям Католической церкви был нанесен в последней трети 19 в. и во многих других странах. Так, в конституции Швейцарии 1874 г. были введены «статьи исключения», направленные против иезуитов и монастырей. Сильное антиклерикальное движение развернулось во Франции. В 1880 г. были закрыты школы иезуитов. В 1898 г. это движение усилилось в связи с «делом Дрейфуса» вплоть до того, что в 1901 г. были изданы законы против церкви. В Базеле все католические церкви были переданы старо-католикам (1873 г.). В Австрии общие антиклерикальные настроения усилились после поражения в войне с Италией и присоединения к Италии областей, ранее занятых Австрией. В Австрии возникает «Движение за освобождение от влияния Рима», конкордат 1955 г. был в 1868 г. подвергнут изменениям в одностороннем порядке и, после того как в 1870 г. он был отвергнут Ватиканским собором, окончательно отменен в 1874 г. За последнюю четверть 19 в. в Австрии 75 000 человек перешли в протестантизм и 20 000 в Старокатолическую церковь. В ряде государств Латинской Америки было провозглашено отделение церкви от государства (в Мексике в 1875 г., в Бразилии в 1891 г.). В России после польского восстания 1863 г. католическое духовенство подверглось серьезным репрессиям, что привело в 1866 г. к разрыву отношений России с Ватиканом. Но наиболее острую форму борьба с правами церкви получила во вновь образованной (в 1871 г.) Германской империи. Провозглашенная Бисмарком политика «Культуркампф» была направлена на укрепление центральной государственной власти путем существенного ограничения влияния Римско-католической церкви. Циклом законов, направленных против католического духовенства, церковный контроль над школами был заменен государственным, запрещены орден иезуитов и ряд родственных ему монашеских орденов, принят ряд других административных мер.

К духовным лицам, отказавшимся подчиниться новому законодательству, были применены репрессивные меры, во многих германских землях власти начали всемерно поддерживать Старокатолическую церковь. Дипломатические отношения Германии со Святым престолом были разорваны.

Стремление к защите интересов верующих и церкви привело к созданию в ряде стран политических организаций католиков. Так, в Германии в 1871 г. была создана Католическая партия Центра, в Италии в 1874 г. был созван первый католический конгресс, положившей начало организации, получившей затем название «Опера деи конгресси».

Смерть Пия IX и избрание на папский престол Льва XIII (1878 г.) во многом изменило позицию и положение церкви в обществе. Благодаря его осторожной и умеренной политике был положен конец политике «Культуркампфа» в Германии, где были отменены практически все антицерковные законы. Уменьшились противоречия Святого престола со Швейцарией и большинством государств Латинской Америки (в 1899 г. собирался I Собор всех латиноамериканских епископов), улучшились отношения с Испанией и Великобританией, были восстановлены дипломатические отношения с Россией (1894 г.). Осознав необходимость приспособления церкви и ее миссии к радикально изменившим-:я условиям в мире, Лев XIII обратился к социальным проблемам и признал существование социальной проблемы, а также необходимость защиты церковью интересов трудящихся классов и их право на создание профессиональных союзов. Фундаментальное изучение социальной проблематики было им поручено специальному комитету, созданному в 1882 г. и получившему название Фрибургской унии. В одной из наиболее значимых в истории церкви энциклик — «Рерум новарум» (1891 г.) — Лев XIII сформулировал основные принципы официальной социальной доктрины церкви. Он также способствовал развитию наук, особенно теологии, библеистики и библейской археологии, но также естественных наук, открыл для исследователей Тайный Ватиканский архив.

Сложности, испытываемые Католической церковью в Европе и Латинской Америке, обусловили усиление интереса к внеевропейским странам, чему способствовали расширение колоний и увеличение числа научно-исследовательских экспедиций. После значительного перерыва новый импульс к развитию получило миссионерское движение. В течение 19 в. (особенно в его конце) возникает множество новых орденов и обществ, посвятивших себя миссионерству (главным образом — во Франции, в конце века — в Германии и США). Миссионерством во многом занимался и восстановленный в 1813 г. орден иезуитов. Были открыты новые миссионерские семинарии в Лионе, Париже, Вюрцбурге, проводились миссионерские съезды. Большим достижением миссионерского движения можно считать открытие миссий в Китае (1843 г.) и Японии (1859 г.). В Африке особого успеха миссионерское движение достигло после того, как этот континент почти полностью попал под европейское влияние.

Читать еще:  Письма подростков о самоубийстве: что ответить?

Вместе с тем в 19 веке происходит значительное обновление католического образования: в 1834 г. был воссоздан католический университет в Лувене, в Германии (в 1848 г.) в некоторых университетах были созданы кафедры католического богословия, в Париже — католический университет был создан в конце века, в 1891 г. — во Фрибурге (Швейцария), в 1889 г. — в Вашингтоне.

Религия

Основная религия в Италии, которой придерживаются по разным данным от 90 до 97% жителей страны, это католицизм, до 1976 года являвшийся государственным вероисповеданием.

Сейчас церковь по конституции отделена от государства, но религия продолжает играть огромную роль в жизни населения страны, а многие религиозные деятели принимают участие в управлении государством. Около трети всех прихожан Римско-католической церкви очень активно посещают церковь, исполняют все обряды, принимают участие в церковных службах, а 74% жителей страны говорят, что верят в Бога.

Италию можно назвать центром Римско-католической церкви, так как на территории страны расположен Ватикан – карликовое религиозное государство внутри Рима, ассоциированное с Италией. Это резиденция главы церкви, папы римского. На его территории находится главный католический собор в мире – Собор Святого Петра, один из важнейших центров паломничества среди приверженцев католической религии.

В Италии действуют специальные законы, регламентирующие взаимодействие Римско-католической церкви с властями, например, «Новый Конкордат», принятый в 1984 году и провозглашающий равенство всех жителей Италии вне зависимости от их религии. Тем не менее, по конституции католическая церковь получает ряд преимуществ перед другими конфессиями – к примеру, в нее поступает часть налогов, полученных от граждан.

Итальянцев нельзя назвать фанатиками католицизма, но церковь пользуется огромным уважением у жителей. На улицах городов часто встречаются священники или монахи, церкви получают достаточное финансовое обеспечение для поддержки их в идеальном состоянии. Всего в стране расположено более 45 тысяч католических храмов, большинство из которых открыты для посещения. Люди отмечают многие религиозные праздники – помимо Рождества и Пасхи, в Италии большое значение имеют Успение Богородицы, Богоявление, праздник Тела и Крови Христовых, день Всех Святых и другие религиозные даты. При этом у многих итальянцев вера в Бога сочетается с суеверностью.

В Италии есть довольно крупные православные общины, расположенные на севере. В южной части страны увеличивается количество мусульман – иммигрантов из арабских стран. На Сицилии мусульманская диаспора существует еще с эпохи исламского владычества. С давних времен в Италии существуют еврейские сообщества, в которых распространен иудаизм. Довольно популярны в стране общества Свидетелей Иеговы и Исследователей Библии. Около 0,1% жителей государства являются практикующими буддистами, большинство из них – приезжие из других стран.

Католическая церковь в Италии

Католическая Церковь в Италии (на итальянском языке : «Chiesa Каттолик в Италии»), обозначает институциональный орган и его местное сообщество , чья религия католицизм в Италии .

Церковь в Италии состоит из шестнадцати церковных регионов, которые не подпадают под национальную юрисдикцию в рамках национальной церкви, но подчиняются универсальной юрисдикции Папы, епископа Рима , в рамках « Вселенской церкви ».

Шестнадцать регионов разделены на 225 епархий, которые объединяют все приходы Италии.

В тесном общении со Святым Престолом епископы епархий Италии являются членами объединяющего органа — Итальянской епископальной конференции .

Католическая Церковь является уполномоченной статьей 19 конституции Италии 1947 года: «Каждый человек имеет право свободно исповедовать свою религиозную веру, при условии , что они не Обряды противоречат нормам нравственности.».

В 2017 году католическая церковь — это религиозное сообщество с наибольшим количеством членов в Италии — 81,2%, из которых треть являются активными членами.

Резюме

  • 1 рассказ
  • 2 Организация
  • 3 Статистика
  • 4 Примечания и ссылки
  • 5 Статьи по теме

История

С первой половины первого века после Иисуса Христа, Рим стал столицей католической церкви , ибо именно там Святой Петр , глава Двенадцати Апостолов от Христа и первого епископа Рима , утвердился, служил и умер незадолго до Святого Павла . Следовательно, Папа является примасом Италии.

В 1929 году церковь и государство подписали Латеранские соглашения, по которым католическая церковь стала государственной религией Италии.

В 18 февраля 1984 г. , подписывается еще один конкордат между церковью и государством ( Соглашения Виллы Мадама ), Италия больше не имеет государственной или официальной религии (статья 7 Конституции гласит, что государство и католическая церковь независимы), но итальянское государство признает официальную статус католической религии как религии итальянского наследия, библейские уроки даются в государственных школах, а распятие является обязательным.

Организация

Римско-католическая церковь в Италии разделена на шестнадцать церковных регионов, объединяющих 42 церковных провинции, которые объединяют 225 отдельных церквей :

  • 40 митрополичьихархиепископств
  • 20 не- столичныхarchbishoprics
  • 1 патриархат (Венеция)
  • 1 апостольский престол (Рим)
  • 155 епископства , в том числе 7 пригородныхепископств, т.е. suffragants по епархии Рима
  • 2 территориальных прелатуры
  • 6 территориальных аббатств

Статистика

При населении в 62,1 миллиона жителей католическая церковь составляет в Италии около 83,3% верующих, из которых около 25% исповедуют католицизм. Нерелигиозные люди составляют 12,4% населения, ислам — 3,7%, протестанты — 0,73%.

Гос религия италии. Католицизм — католическая церковь италии

02.04.09
В Италии пройдет весенний фестиваль музеев
подробнее.

20.05.08
Голубей в Венеции стало меньше
подробнее.

20.05.08
Власти Венеции улучшают облик города
подробнее.

20.05.08
Итальянский бар агитирует за безалкогольное вино
подробнее.

16.01.08
Италия ждет туристов на карнавалы
подробнее.

16.01.08
Итальянские политики предложили сжечь мусор в Везувии
подробнее.

16.01.08
Мусорные завалы в Неаполе расчистит армия
подробнее.

Религия в Италии — католицизм , его исповедует большая часть населения страны. Центр католического мира — город-государство Ватикан (в нем расположена резиденция Римского Папы Иоанна Павла Второго), который расположен в черте итальянской столицы Рима, на холме «Монте-Ватикано». Ватикан — резиденция главы католической церкви папы римского, международный центр римско-католической церкви. Ватикан был образован как самостоятельное государство в 1929 году в соответствии с Латеранскими соглашениями между итальянским правительством и папой римским.

Италия является страной, в которой католическая церковь необычайна сильна и это не удивительно: с 1929 года по 26 ноября 1976 года католицизм считался государственной религией Италии. В Италии, в настоящее время, Церковь официально отделена от государства, и регулирует свои отношения с государством при помощи специальных соглашений и законов, в частности «Нового Конкордата» 1984 года.

Конституция Италии делит все религии на две категории: «католическая», с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии. Мотивация расширенного сотрудничества государства с Католической Церковью в статье Конкордата сформулирована следующим бразом: «Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа. »».

При том, что Конституция Италии устанавливает: граждане равноправны без различия религии, что все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом, она содержит раздельные положения о католической церкви и иных церквях: о том, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, а их отношения «регулируются Латеранскими договорами», что некатолические вероисповедания имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку, а их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти вероисповедания. Подавляющая часть итальянцев периодически ходит церковь, а в такие праздники как Рождество и Пасха, католические храмы по всей стране всегда полны людей.

Государство Ватикан является религиозной «столицей» католиков всего мира. Ватикан обрел статус независимого суверенного государства в 1929 году после подписания соглашения с Бенито Муссолини. Сегодня папа является главой государства Ватикан, а также главой Римской католической церкви.

Именно поэтому Ватикан – это обязательное к посещению место для тех, кто хотел бы прикоснуться к тысячелетней истории христианства, побывав в Ватиканских дворцах, резиденции Папы римского и сокровищнице собранных католической церковью уникальных произведений искусства, а также в соборе св. Петра – главной базилике католической церкви.

Помимо собора св. Петра, в Риме находится более 900 базилик и соборов. Главными из них считаются базилики Сан Джованни ин Латерано, Сан Паоло фуори ле Мура и Санта Мария Маджоре.

Какая религия в Италии?

Знойная страна, расположенная на Апеннинском полуострове, манит к себе множество туристов своей экзотической природой, увлекательной историей и богатейшими памятниками искусства. История религии в Италии и сама по себе может быть магнитом для посещения этой страны и мест, связанных с появлением и становлением христианства.

История христианства

Наверняка, многие помнят из курса истории, что христианская религия зародилась в Древнем Риме чуть более двух тысячелетий назад и была религией рабов и нищих. Скорее всего именно в ней они искали для себя утешения.

Римляне были язычниками, и их прекрасные лицом и фигурой боги были жестоки, коварны и лицемерны. О милосердии никто и никогда не говорил, Юпитер и Юнона, Арес и Венера поступали как простые смертные, причем худшие из них: лгали, убивали, мстили и прелюбодействовали.

Жестокие боги требовали себе жертв и полного подчинения. Именно в это время и появился Мессия – тот, который учил добру и милосердию, любви и покорности. Первые христиане собирались в катакомбах и тайно проповедовали учение Христа.

В истории христианской религии много описаний мучений, которые принимали на себя христиане от язычников – римлян. Их распинали на кресте, подобно Иисусу, отдавали на растерзание диким зверям, морили голодом и забивали насмерть камнями, но первые христиане были тверды и непоколебимы в своей вере.

Через какое-то время правительство поняло всю выгоду новой религии, ведь она учила рабов подчиняться господам, не противиться злу, а быть покорными своему господину, и ждать воздаяния в Царствии Небесном. Так, религия из катакомб вышла в широкий мир, и очень быстро стала распространяться по Европе.

История католического христианства

В 1054 году произошел раскол христианской церкви, она разделилась на две ветви: православную (правильной веры) с центром в Константинополе, и католическую (всемирную) с центром в городе Риме.

Кроме этого, незадолго до раздела было образовано теологической государство Ватикан, эти земли были дарованы Пипином Коротким, королем Франкской империи, главе христианской церкви.

Ватикан и сегодня является центром католицизма, в нем расположена резиденция Папы Римского — главы католической церкви, наместника Бога на земле.

Сегодня почти все итальянцы считаются верующими людьми, исповедующими католическую веру. По данным статистики – 96%.

Хотя далеко не все они постоянно посещают храмы и соблюдают все канонические требования. Только 15% верующих являются воцерковленными людьми, причем жители сельской местности гораздо более религиозны, нежели жители городов.

Хотя по Конституции религия отделена от государства и страна является светской, но тем не менее именно католицизм оказывает огромное влияние на все стороны и политической, и социальной, и духовной жизни страны.

При этом, Ватикан является мощной силой и обладает огромными материальными богатствами и влияет на умы не только жителей Италии, но и всего мира.

Что такое «католическое действие»?

В Италии действует сильная организация под названием «Католическое действие». Ее главной задачей является просветительская деятельность: как воспитывать детей в свете католической религии, какую литературу читать, какие фильмы смотреть, как строить отношения в семье, пропагандировать видео- и медиа- материалы, одобренные церковью.

Кроме того, организация следит за деятельностью некатолических профсоюзов и регулирует забастовочную деятельность своих рабочих.

В Италии даже в государственных школах преподается Закон Божий, и преподают его, конечно же, священники, которые имеют огромное влияние на своих учеников, особенно в сельской местности.

Говоря о влиянии религии на светскую жизнь страны, нельзя не отметить ее влияния на политику. Так, Папа Иоанн ХХ111, например, провозгласил на весь мир, что главнейшей задачей католической церкви считает борьбу за мир во всем мире.

Главным католическим собором в Италии является римский Собор Святого Петра, поражающий своей мощью и красотой. В светлые пасхальные и рождественские дни все соборы и храмы Италии полны и верующих, и туристов изо всех стран мира.

Религия в Италии на современном этапе

Католическая религия наряду с образом Иисуса Христа поклоняется его Матери – Мадонне, Пречистой Деве Марии. Ее скульптуры вы обнаружите в любом храме, они украшены драгоценными украшениями и богато вышитыми покрывалами, подарками верующих, а также к подножию ее несут часто изготовленные своими руками поделки, изображающие совершенные ею чудеса или только желаемые деяния.

Южная часть Италии и по сей день является аграрной страной, где преобладает сельское население, и здесь люди более подвержены влиянию религии. В каждом небольшом селении есть свой святой покровитель, в дни которого проходят народные гуляния и праздники с пением гимнов, танцами, шествиями и крестным ходом со статуей святого покровителя на носилках.

Святой Павел лечит от змеиных укусов и ядов, а Святая Лучия дает хорошее зрение и лучит глазные заболевания, Святая Варвара защищает от грозы и града, а архангел Гавриил с недавнего времени считается покровителем радиоволн.

Читать еще:  Иранцы шииты или сунниты. Почему сунниты и шииты не могут жить дружно

Крестьяне издавна старались с помощью религии защитить свой дом и семю, поэтому на детских кроватках и глиняной посуде, а также и на орудиях труда можно заметить христианскую атрибутику.

Появление ислама в Италии

Ислам в Италии – звучит, наверное, парадоксально, но тем не менее попавшая сюда во времена арабских завоеваний самая молодая религия – ислам, пустила здесь свои корни.

По статистическим данным до полутора миллионов мусульман проживают здесь на сегодняшний день, только в Риме и Римской области живут более ста тысяч мусульман. В настоящее время в стране восстанавливаются старые и строятся новые мечети, а традиционная пятничная молитва собирает от 40 до 50% всех исповедующих ислам.

Традиционно в Италии всех верующих делят на исповедующих католическую религию и не католиков, к ним относятся православные христиане, мусульмане, протестанты и иудеи. Но по Конституции все они имеют равные права и могут совершать свои религиозные обряды по традициям и канонам своей религии.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Дуче над городом: как Муссолини подарил папству Ватикан

В полдень 11 февраля 1929 года в Папском зале Латеранского дворца представитель римского папы Пия XI кардинал Пьетро Гаспарри и глава правительства Италии Бенито Муссолини подписали «Договор между Святым Престолом и Италией» и «Конкордат между Святым Престолом и Италией». Соглашения начинались словами: «Во имя Святой Троицы», довольно непривычными для политического лексикона ХХ века. Муссолини считал это разумным компромиссом: ему удалось подольститься к чопорным иерархам церкви. Пускать их в большую политику он не намеревался. «Известия» разбирались в событиях 90-летней давности, приведших к появлению на карте самого маленького государства мира — Ватикана.

Престарелому Гаспарри церемония далась непросто. А Муссолини выглядел победителем. Когда они скрепили договор подписями, кардинал не без угодливости преподнес главе правительства золотое перо, которым только что поставил свой автограф в историческом документе.

Кардинал Пьетро Гаспарри и глава правительства Италии Бенито Муссолини подписывают Латеранские соглашения. 11 февраля 1929 года

В тот день они провозгласили Ватиканское государство — 44 га земли, находящиеся в исключительной юрисдикции папы, с правом посылать и принимать дипломатические представительства и другими атрибутами суверенитета. Святой Престол получил 750 млн лир наличными и 1 млрд лир в 5-процентных итальянских государственных бумагах в качестве компенсации за церковную собственность, национализированную в 1870 году. Сумма немалая. Правда, на первой стадии переговоров папа требовал 4 млрд.

Конкордат официально придал католицизму в Италии статус единственной государственной религии. Государство наделило духовенство правами в области регулирования брачно-семейных отношений. 10 церковных праздников и воскресенья были объявлены нерабочими днями. По такому случаю на площади святого Петра была отслужена благодарственная месса. Пий XI раздавал благословения из окна своего дворца. Cреди молящихся можно было увидеть и старшую дочь Муссолини — Эдду. Сторонники почтенных традиций — а их в Италии было немало — торжествовали. Для них это был праздник. Причем праздник с долгой предысторией.

Раскаявшийся атеист

Противоречия между Ватиканом и итальянским государством проявились вскоре после провозглашения независимой Италии в 1870 году. Папа потерял статус «хозяина Рима», а Папская область прекратила существование. Противостояние — весьма острое — продолжалось полвека. Католическая церковь считала присоединение Ватикана к итальянскому королевству аннексией. Экстерриториальный статус Ватикана и закон о папских гарантиях они не признавали — ведь эти акты были приняты без согласования с его святейшеством. В возмущении папа Пий IX провозгласил себя «ватиканским узником». С тех пор и до 1929 года сгладить противоречия не удавалось.

Муссолини не был религиозным человеком. Даже в детстве он неохотно посещал храм — редкость для набожной Италии. Проникновение религии во все сферы жизни полуострова раздражало молодого Бенито — истого социалиста. В начале ХХ века итальянские вольнодумцы зачитывались памфлетом с броским названием «Бога нет». Его автором был Муссолини. «Бог не существует. Религия с научной точки зрения — абсурд, на практике это безнравственность, у людей это болезнь», «Все священники, без исключения, приносят вред» — на такие заявления молодой Муссолини не скупился. Правда, с годами он отказался не только от антиклерикализма, но и от многих других убеждений, свойственных ему в юности.

Не был ревностным католиком и король Виктор Эммануил III — сугубо светский государь, который, впрочем, к времени «марша на Рим» Муссолини и его чернорубашечников стал фигурой по большей части декоративной.

Многие епископы еще с начала 1920-х годов поддерживали Муссолини, опасаясь усиления левых. Да и для большинства простых итальянцев голос Церкви по-прежнему звучал внушительно. К тому же и католическая Народная партия еще имела вес в парламенте и считалась антифашистской. До середины 1920-х годов содействие церкви было решительно необходимо лидеру фашистов.

Его антирелигиозные памфлеты больше не переиздавались и даже не упоминались. Фашистская пресса стала представлять своего вождя добродетельным христианином. Муссолини демонстративно окрестил детей и даже обвенчался с супругой. Всё это широко освещали газеты.

«Мой дух глубоко религиозен. Религия является громадной силой, которую надо почитать и защищать. Поэтому я против антиклерикальной и атеистической демагогии, это всё устаревшие трюки. Я утверждаю, что католицизм — это великая духовная и моральная сила, и надеюсь, что отныне взаимоотношения между итальянским государством и Ватиканом будут вполне дружественными», — заявил Муссолини в одном из первых интервью после прихода к власти.

Вскоре дуче объявил вне закона масонство, освободил духовенство от налогов и пытался спасать от банкротства католические банки. Одновременно под давлением оказались протестанты и мусульмане. Под влиянием Муссолини политики, включая короля, начали принимать участие в богослужениях.

В ответ Церковь стала союзницей фашистской партии на многих фронтах. Во-первых, Пий XI запретил своим духовным чадам поддерживать социалистов и коммунистов. Можно вспомнить и кампанию за повышение рождаемости, и борьбу с «негритянской» модой на танцевальные шоу, и отношение к православным церквям в Палестине, Албании, Греции. В государственных учреждениях повесили распятия, в школах ввели обязательные уроки закона Божьего, в армию вернулись капелланы. В «Доктрине фашизма» Муссолини так сформулировал свою программу отношения к вере: «Фашизм чтит Бога аскетов, святых, героев, а также Бога, как его созерцает и к нему взывает наивное и примитивное сердце народа». Пришла пора «разрубить узел противоречий».

Переговорный процесс начался с секретных встреч Муссолини с государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Гаспарри. С мая 1926 года переговоры проходили регулярно — и уже без особой секретности. У Муссолини имелись тайные соглядатаи в ближнем кругу понтифика. Он знал о папе и членах Римской курии гораздо больше, чем им хотелось бы. Антифашистски настроенные ветераны католической Народной партии опасались сближения Ватикана с Муссолини. Опасались, прежде всего, за судьбы Святого Престола. К тому же, муссолиниевская Италия оставалась монархией. И в 1920-е годы — еще не вполне номинально. Что фашисты продержатся у власти два десятка лет, многим вряд ли представлялось реальной перспективой. А король Виктор Эммануил был верен антипапским традициям королевского дома — и принял соглашения только после долгих уговоров и скрепя сердце. Больше двух лет потребовалось сторонам, чтобы прийти к подписанию пакта.

Стратегическое партнерство

Флиртом с Ватиканом Муссолини подготовил общество к своей решительной победе на плебисците 24 марта 1929 года, который легализовал диктатуру фашистской партии. Больше 90% итальянцев одобрили гегемонию Муссолини. Без поддержки католической церкви ему непросто было бы получить такой результат.

И вот Муссолини получил лавры великого стратега, примирившего церковь с государством. 50 лет политики и церковники не могли найти общий язык, а у дуче получилось. В националистическом мировоззрении зрелого Муссолини бесконфликтно уживались языческие и католические мотивы. Он гордился достижениями древних римлян, использовал в пропаганде римскую — языческую по сути — символику. В то же время говорил о «католической миссии» итальянского народа, связывая мировое распространение христианства исключительно с Римом.

Но вскоре после подписания желанных соглашений Муссолини снова изменил свое отношение к Ватикану. Он вполне резонно счел, что поддержка верующих итальянцев и так у него в кармане — и теперь следует окоротить потенциального конкурента. Муссолини заявил, что отныне церковь подчинена государству и не должна действовать вопреки воле правительства. Ватикан отреагировал нервно. Уже в 1931 году папа выступил с осуждением фашистской клятвы на верность дуче, которую подданные короля Виктора Эммануила давали с шести лет. На некоторое время церковь вступила в «борьбу за умы» с Муссолини.

Столкнувшись с твердостью дуче, Пий XI предпочел восстановить с ним добрые отношения. Но Муссолини уже принял решение. В конце концов он закрыл многочисленные католические молодежные клубы. Отныне опекать молодежь можно было только с фашистских позиций.

11 февраля 1932 года, в третью годовщину подписания Латеранских соглашений, папа пригласил Муссолини на личную аудиенцию в Ватикане. Недавний революционер картинно преклонил колена и поцеловал руку папы, а тот, как радушный хозяин, провел его по собственной библиотеке. Но это была лишь символическая демонстрация.

На прилавки книжных магазинов вернулись «еретические» романы в ярких обложках. А главное, фашистская партия не отдала под контроль клерикалам систему образования. Словом, роман Ватикана и Муссолини оказался скоротечным. Но в феврале 1929 года сотням тысяч итальянцев казалось, что сотрудничество государства и церкви в Италии будет долгим и взаимополезным.

Затянувшиеся итоги

Папа Пий XI считался сторонником Муссолини. Несколько раз он даже назвал диктатора «посланцем Провидения», «охраняемым Богом». Будущий диктатор еще в 1922 году приветствовал избрание кардинала Акилле Ратти на папский престол — став римским епископом и главой самой многочисленной деноминации христианства, Пий XI не забыл о тогдашней поддержке. Ему не раз приходилось идти против мнения большинства паствы, защищая Муссолини и его чернорубашечников. Многие католики симпатизировали левым, а кровавые расправы над политическими противниками фашистов вызывали протест тех самых «простых итальянцев».

Ватикан во всех случаях сохранял радикальную «антибольшевистскую» линию. Достаточно упомянуть, что папа фактически обрек на изгнание лидера католической народной партии Луиджи Стурцо, который оставался непримиримым противником фашизма. Народная партия, опиравшаяся на церковные приходы, долго оставалась в оппозиции к режиму дуче. Случалось, что Ватикан одергивал своих верных прихожан, наставляя их на путь лояльности по отношению к фашистскому государству. А Стурцо в конце концов оказался в вынужденной эмиграции. Он критиковал Латеранский пакт, потому что не верил в искренность Муссолини. Изгнанник был убежден, что властолюбивый дуче заманивает католиков в ловушку. Нашлись критики соглашений и среди фашистов, но, следуя партийной дисциплине, они смирились с решением вождя.

Лидер католической народной партии Луиджи Стурцо

Советский Союз, как и итальянские левые, реагировал на соглашения категорично: католическая церковь объединилась с чернорубашечниками, чтобы противостоять волне протеста итальянских трудящихся. В такой постановке вопроса был резон. Вскоре после Латеранских соглашений Муссолини удалось укрепить свою власть, надолго исключив из политической жизни потенциальных соперников.

Современная Италия мало чем напоминает муссолиниевскую. Да и католицизм за последние полвека, после Второго Ватиканского собора, изменился сильнее, чем за несколько предшествующих столетий. Но соглашения, подписанные 90 лет назад, до сих пор остаются основой взаимоотношений итальянского государства и Ватикана. После войны парламентские комиссии не раз ломали головы над пересмотром пунктов, но система устояла. Только статус «государственной религии» в 1984 году упразднили, а еще раньше — в 1969-м — депутаты узаконили разводы, что тоже было нарушением условий Конкордата.

Но в основном Латеранские соглашения действуют и в наше время. И государство Ватикан по-прежнему существует. А значит их подписание имело отношение не только к переменчивой политической конъюнктуре. Хотя многие страницы своей истории времен Муссолини современный Ватикан наверняка предпочел бы стереть.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Какая вера у итальянцев, и есть ли у русских с ними что-либо общее

В 2012 году итальянский Центризучения проблем социальной сферы (CENSIS) провел опрос итальянцев об их религиозности. Ответ на вопрос, какая религия у итальянцев, оказался не таким однозначным.

Результат не был неожиданным. 63,8% итальянцев назвали себя католиками, что почти на 10% меньше, чем в 2006 году. При этом, 36% итальянцев назвали себя практикующими католиками, то есть, участвующими в Мессе хотя бы раз в месяц.

1млн 651 тыс. проживающих в Италии граждан — мусульмане, 1 млн. 482 тыс. — православные молдоване и румыны, 131 тыс. — индуисты, 97 тыс. — буддисты, 435 тыс. исповедуют протестантизм, 36 тыс. — иудаизм.

Большинство из представителей религиозных меньшинств чаще всего являются беженцами или иммигрантами. Основная же масса граждан Италии исповедует католицизм.

Католицизм — это западная ветвь христианской церкви

Так какую религию исповедуют итальянцы? Поскольку католиков в Италии большинство, можно сказать, что верой итальянцев является католицизм. Слово «католицизм» происходит от латинского catholicismus или от греч. καθολικός (кафоликос), что на обоих языках означает «всеобщий», «вселенский».

Читать еще:  Молитва на избавление от нищеты и безденежья. Молитвы, защищающие от бедности и денежных проблем

Такое определение изначально относилось к единой Христианской Церкви. До сих пор в Символе Веры мы читаем: «Верую во святую, соборную (καθολικός) и апостольскую Церковь».

Такое определение Христианская Церковь получила на Первом Вселенском Соборе, когда был утверждён Никео-Царьградский Символ веры. К сожалению, почти тысячу лет назад Христианская Церковь разделилась на две независимые и иногда враждующие церкви: Католическую (Западную) и Православную (Восточную).

С тех пор центром западной, Римо-Католической церкви остаётся Рим.

Кафедра главы Католической церкви, Папы Римского, находится в «вечном городе» — Риме

В древности папами назывались все епископы, но со временем, этот титул остался только у Римских и Александрийских епископов, а позже закрепился только за Римским епископом.

Сейчас полный титул Римского епископа звучит как «епископ Римский, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, Верховный понтифик вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской области, суверен государства Ватикан, раб рабов Божиих».

13 марта 2013 Папой Римским был избран Хорхе Марио Бергольо, принявший при избрании имя Франциск, в честь Франциска Ассизского. Фото: images.unian.net

Главные праздники Православной и Католической церквей — Рождество и Пасха.

В следствие того, что обе церкви, Католическая и Православная, происходят из одного корня, у нас очень много общего.

Практически все праздники, именуемые в Православии Двунадесятыми и Великими, празднуются и Католической церковью.

Католики, как и православные христиане, особенно почитают такие праздники, как Рождество и Пасха. Разница лишь в том, что католики празднуют их по новому стилю.

В ночь на Пасху итальянцы совершают пасхальное шествие подобно тому, как в России мы совершаем крестный ход. Фото: italiareport.com

Но есть у итальянцев и такие праздники, о которых мы знаем мало. На одиннадцатый день после Троицы итальянские католики празднуют день под названием Пресвятое Тело и Кровь Христа.

Этот праздник посвящён Таинству Евхаристии и сопровождается торжественными шествиями по улицам городов. Процессии из верующих несут дарохранительницы, богато украшенные цветами.

По пути следования совершают четыре остановки для того, чтобы прочесть отрывки из четырёх Евангелий.

Есть также в их церковном календаре день, носящий название Пресвятое Сердце Иисуса, а следом за ним идёт праздник Непорочное Сердце Марии.

Эти дни посвящены Божественной любви к людям. К тому же, в католическом учении считается, что сердце Пресвятой Богородицы является совершенным образом сердца Её Сына.

Шествие в день праздника Тела и Крови Христовых призвано напомнить верующим католикам о важности таинства Евхаристии. Фото: static.tonkosti.ru

То же касается и святых. Святые, которые почитались Церковью до Х века н.э., почитаются обеими церквями до сих пор. Как, например, Праведный Иосиф Обручник, который хранил Богородицу и растил Спасителя.

В день Святого Джузеппе, так по-итальянски произносится имя Иосифа Обручника, празднуется и светский День Отца. Фото: travelcalendar.ru

Есть так же святые, которые были прославлены Католической Церковью после разделения. Один из них, Франциск Ассизский, который является покровителем Италии.

Мальчик, рождённый в зажиточной купеческой семье, получил в народе прозвище «il Poverello di Assisi», что означает «преисполненный сочувствия к бедным» за своё стремление помогать нуждающимся и больным.

Он организовал орден единомышленников, который позднее получил название Францисканцы.

Святой Франциск прославился любовью к бедным и всему творению Божьему. Фото: pravda-team.ru

Глубоко почитается в Италии Святая Инесса за её чистоту и непорочность и преданность Богу. День её памяти 21 января.

Эта святая была юной девушкой, которая за свою веру в Христа была осуждена и отправлена на поругание в публичный дом, но по милости Божией, когда с неё сорвали одежду, у неё выросли густые и длинные волосы, прикрывшие её тело, и каждый, кто входил в её комнату, не мог к ней прикоснуться, а выходил уверовавшим во Христа.

Каждый год в церковь Святой Инессы приводят двух благословенных овец, с них состригают шерсть, из неё ткут плащ. Этот плащ приносят в дар Папе Римскому.

Святая Инесса стала покровительницей девичьей чистоты и до сих пор почитается в Италии (Хосе де Рибера «Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом» 1641 г.). Фото: cs8.pikabu.ru

У итальянцев, как и у нас, литургия — центр богослужения. Только хлеб они используют другой

Почти половина взрослого населения Италии участвует в Мессе ежемесячно. Мессой называется литургия. Так же, как и мы, они участвуют в Таинстве Причастия. Разница в том, что в Италии Литургия совершается на пресном хлебе, а в Православной церкви на квасном.

Литургия (от греч. lito — общий и ergon — дело) — название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели христианской церкви. (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

Итальянцы приводят своих детей к причастию, когда те становятся подростками. Лет в 7 — 10 они получают Миропомазание, затем происходит их первая исповедь и причастие.

В отличие от католиков, в Православной церкви дети могут причащаться в любом возрасте. До семи лет они приступают к таинству Причастия без исповеди.

К первому причастию дети готовятся заранее, для них это незабываемый день. Фото: parrocchiasanbrunorc.it

Несмотря на то, что между нами много общего, существуют догматические разногласия, которые разделяют наши церкви

Поскольку жители Италии в большинстве своём исповедуют христианство, они, как и мы, веруют в Святую Троицу. Хотя, есть здесь некоторое отличие. В «Символе веры» мы произносим: «Верую в Духа Святого иже от Отца исходящего», то есть, в Духа Святого, Который исходит от Отца.

В католическом же «Символе веры» сказано, что Дух Святой исходит как от Отца, так и от Сына. Веруют они и в Богородицу. Однако, в двадцатом веке постановлением собора было определено, что Божья Матерь, как и Господь Иисус Христос, была зачата непорочно.

Согласно этому учению, некоторые святые люди, совершают добрых дел гораздо больше, чем им требуется для их спасения.

Таким образом, образуется излишек добрых дел, который образует сокровищницу сверхдолжных заслуг. По распоряжению Папы Римского этим излишком может воспользоваться тот, у кого этих добрых дел не хватает для спасения.

В средние века на основании этого учения, до XVI века существовали индульгенции, или отпущения грехов, которые можно было купить за деньги.

На основании учения о сверхдолжных заслугах некоторое время в Католической церкви можно было купить временное отпущение грехов и получить подобное свидетельство

В общем, на вопрос, какая религия в Италии, ответ один — они христиане.

  • веруют в Святую Троицу;
  • почитают Божию Матерь и святых;
  • участвуют в Божественной литургии;
  • приступают к таинствам Покаяния и Причастия;
  • почитают святые иконы.

Если рассматривать поверхностно, какая вера у итальянцев, кажется, что между Православием и Католичеством много общего.

Но есть отличия между нашими вероисповеданиями, которые накопились за то время, пока наши церкви находятся в разделении.

К сожалению, эти отличия не позволяют верующим обеих церквей приступать к Таинству Причастия и молиться совместно.

КАТОЛИЦИЗМ В ИТАЛИИ

Само возникновение католицизма как самостоятельной конфессии связано с распространением и укреплением христианства в Италии, где уже в I в. н. э. появились отдельные общины, традиционно связываемые с апостольской деятельностью св. Петра и Павла. Во II – III вв. в ходе богословских споров и полемики с еретиками крепнет авторитет римской церкви, опиравшейся как на свое столичное положение, так и на представление о наследовании римскими епископами власти князя апостолов – св. Петра. Во второй половине III в. епископ римский практически управлял всеми диоцезами Италии и имел право назначать там епископов.

Влияние христианской церкви усилилось со времени императора Константина[1]. Этому способствовала легализация ее деятельности, перенесение столицы на Восток и начавшееся обогащение папства. В период варварских нашествий V в., а также на протяжении господства в Италии остготов и лангобардов, частично исповедовавших арианство, римская церковь часто выступала как союзница Византии, поскольку папство, несмотря на авторитет таких его представителей, как Лев I[2] и Григорий I[3], было еще довольно слабым.

Во второй половине VIII в. конфликт с лангобардами заставил папу Стефана II искать защиты у короля франков Пипина Короткого, что привело к созданию в 756 в центре Италии Папскогогосударства, в которую вошли область Лацио, Равенский экзархат и Пентаполис (греч. пятиградие Парму, Реджио, Мантую, Сполето, Беневент)[4]. После распада Каролингской империи возобладавшая в Италии феодальная анархия захлестнула и Рим[5]. Святой престол оказался игрушкой в руках враждующих группировок, и германский король Оттон I, вмешавшись в итальянские дела и захватив в 962 Рим, провозгласил создание Священной Римской империи и подчинил ее влиянию папство, а также области Северной и Центральной Италии[6]. Не имея опоры в самой Италии, папы нашли ее в Клюнийском движении, усилившем их авторитет[7].

Это позволило Григорию VII[8] начать борьбу с императором. Во второй половине XII в. папство, в лице Александра III[9] поддержало борьбу итальянских городов против Фридриха I Барбароссы, победа над которым подорвала господство императоров. Однако папство, стремившееся к усилению своего влияния, встречало сопротивление и в самой Италии, что привело к возникновению двух партий: гвельфов и гибеллинов[10].

Конец XII – XIII вв. были временем укрепления влияния католицизма в Италии, что было вызвано ростом международного авторитета и могущества папства при Иннокентии III[11] и повышением духовного авторитета церкви благодаря деятельности новых монашеских орденов: францисканцев[12] и доминиканцев[13]. Авиньонское пленение и Великая схизма[14] ослабили позиции католицизма в Италии. Именно это обстоятельство в совокупности с социально-политическим расцветом итальянских городов привело к формированию культуры Возрождения, оказавшей определенное секуляризирующее воздействие на саму церковь[15]. В XV в., после окончательного возвращения пап в Рим, итальянская политика заняла в их деятельности центральное место. Папская область превратилась в одно из итальянских региональных государств. Отсюда понятна многовековая практика избрания папами только итальянцев.

Выразившийся в политике Контрреформации[16] социально-политический кризис Италии привел, начиная со второй трети XVI в., к усилению церковной реакции, ужесточению инквизиционного террора и духовной цензуры. Такое положение практически сохранялось до конца XVIII в. Французская революция и наполеоновское владычество существенно подорвали позиции католицизма в Италии, но после Венского конгресса католическая церковь восстановила свое положение и встала во главе внутренней реакции. Для подавления революционного движений она постоянно прибегала к помощи австрийцев, захвативших Северную Италию. После поражения Революции 1848 главным гарантом неприкосновенности светской власти пап стал французский император Наполеон III.

IОбъединение Италии церковь встретила враждебно: Пий IX[17] в 1860 отлучил от церкви короля Италии Виктора Эммануила II и его министров. После падения в 1870 во Франции Второй империи папа лишился помощи Франции, и 20. 9. 1870 светская власть церкви пала под натиском гарибальдийцев и королевской армии. «Законом о гарантиях» от 13. 5. 1871 итальянское государство обеспечивало папам неприкосновенность личности, сохранило за ними Ватиканский и Латеранский дворцы и обязалось ежегодно выплачивать более 3 млн. лир. Была также гарантирована свобода дипломатической деятельности церкви. Пий IX отказался признать итальянское государство, демонстративно объявил себя «узником Ватикана» и запретил итальянским католикам принимать участие в выборах.

Этот запрет существовал до нач. XX в. Приход в 1922 к власти в Италии фашистов способствовал примирению государства и Папского Престола. 11.2. 1929 были заключены Латеранские соглашения[18], признавшие государственную самостоятельность Ватикана. Отношения между сторонами регулировались конкордатом, признавшим католицизм государственной религией Италии и провозгласившим Рим святым городом. В основу гражданского законодательства были положены многие принципы канонического права, например, запрет разводов. С этого времени установились тесные отношения Ватикана с режимом Б. Муссолини, которые продолжались до его падения в 1943.

Активное участие католиков в движении Сопротивления способствовало усилению позиций католицизма Италии. В 1943 была создана Христианско-демократическая партия, которая, став ведущей буржуазной партией Италии, единолично находилась у власти с 1947 по 1962, а с этого времени постоянно входит в правящие блоки, сохраняя в них ключевые посты. Конституция 1947 провозгласила в Италии свободу совести[19], но сохранила при этом все положения конкордата 1929, что означало сохранение государственного характера католицизма, запрет разводов, обязательное преподавание в учебных заведениях религиозных дисциплин и т. д. Кроме того, церковь освобождалась от налогов. В дальнейшем, в результате борьбы левых сил, на референдуме 1974 удалось одобрить закон о разводе, а в 1981 в Италии был отменен запрет на аборты. 18. 2. 1984 между Ватиканом и Италией был заключен новый конкордат, который внес изменения в Латеранские соглашения (в частности, был ликвидирован статус Святого города в Риме). В декабре 1984 был подписан дополнительный протокол, который установил новый статус церковных имуществ и религиозных организаций в Италии.

Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 7 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector