0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Горькая судьба еврейского казачества.

Еврейская вольница

13.09.2018
Редактировать статью

Летом в Израиле был открыт филиал Кубанского казачьего войска. Со словами «чти, Семен Абрамович, наши казачьи традиции» был выбран атаман Тель-Авивский и Иерусалимский. В Jewish.ru решили вспомнить, как евреи сражались за казаков и поднимали их станицы, а те их потом в ответ вырезали тысячами.

Филиал Кубанского казачьего войска был открыт в конце июля в Израиле в обстановке крайне торжественной. Был арендован стадион Hapoel в Беэр-Шеве, там выступали и местные наездники, и из Краснодарского края, все сопровождалось масштабными гуляниями. Но самым ярким моментом все равно стала речь атамана Кубанского казачьего войска Николая Долуды. Он отечески похлопал по плечу «атамана Тель-Авивского и Иерусалимского» Семена Ашкенази и напутственно произнес: «Казачий дом – это не только наша славная Кубань. Казак – человек вольный, и его дом – весь мир! Мы знали, что в Израиле живет множество казаков, и ничто казачье им не чуждо. Дарю тебе, Семен Абрамович, эту шашку. Чти и помни наши многовековые традиции».

Евреи среди казаков действительно были – это факт. Есть даже легенда о первом казаке по имени Шимон, то есть Семён. Был он выходцем из Польши, «роду казарского», который некоторые еврейские источники приписывают к колену Симеонову. Семён этот поселился особняком в устье Бог-реки, называемой ныне Южным Бугом. Через некоторое время к нему присоединились одни люди, потом – другие. В какой-то момент они избрали Семёна своим атаманом, и вот с этого якобы и пошла история запорожских казаков. Об этом в своей монографии о казачестве писал в конце XVIII века военный инженер и историк Александр Ригельман.

«Евреи сильно обозначили свое присутствие в среде запорожских казаков», – что-то вроде того говорил Николай Гоголь в повести «Тарас Бульба», описывая очередное казачье восстание против поляков в 1637-1638 годах. Утверждение не совсем верное – скорее, евреи «сильно обозначили свое присутствие» в целом в Речи Посполитой, чьими подданными запорожские казаки на тот момент тоже являлись. Дело в том, что Речь Посполитая была одним из максимально лояльных к евреям государством Европы. Евреи присутствовали во всех сферах жизни: занимались арендой, винокурением, сбытом продуктов сельского хозяйства, а также сбором налогов. За последнее, как водится, их особо не любили.

Отправной точкой столетия, залитого в тех краях еврейской кровью, принято считать 1576 год – тогда произошел жесточайший погром еврейской общины в Львове. Дальше евреи умирали тысячами во время всех многочисленных восстаний казаков против польской власти – их убивали заодно, как чересчур лояльных к Речи Посполитой. Погромы были в ходе восстаний «реестровых» казаков под предводительством Косинского и Наливайко – в обоих случаях особенно сильно пострадала община Брацлава. Затем истребление евреев продолжилось во время восстаний во главе с Федоровичем, Павлюком и Острянином. Ну, и закончилось все ужасающей резней евреев во время восстания Богдана Хмельницкого.

Казаки Хмельницкого вырезали евреев с такой кровожадной ненавистью и садизмом, словно хотели, чтобы вести об этом ужасе разлетелись как можно дальше и запомнились как можно крепче. Началось всё с Немирова, и после были вырезаны общины Тульчина, Мурафы, Красного, Жашкова, Умани, Ямполя, Могилева, Верховки, Заславля и Острога. К началу хмельничины в Украине проживало более 50 тысяч евреев, после в живых осталось около пяти тысяч. Часть из них предпочла бежать в Литву, Молдову, Польшу и Западную Европу. В 1649 году агрессия казаков в отношении евреев вроде бы стихла, но ненадолго. Подписанный в 1654 году Хмельницким «Переяславский договор» о присоединении территорий Запорожского казачества к Московскому государству дал толчок погромам в Смоленске, Витебске и Полоцке, где резали евреев уже русские казаки.

В «Еврейской летописи» – сборнике, выходившем с 1924 по 1926 годы под редакцией журналиста Льва Клячко – есть рассказ Моисея Гутмана, родившегося и выросшего в одной из донских станиц. Население её было – пять-шесть тысяч казаков, имелась своя гимназия и даже духовное училище. Обстановка была патриархальной, размеренной. Сосед Гутмана – казачий полковник – в мирное время был водовозом, каждое утро проезжал по деревне верхом на своей бочке. Из интеллигенции в станице жило с десяток учителей и два врача. Когда-то, пишет автор, в этой «б-госпасаемой деревне» появились два еврея из Витебской области. Один – портной, второй – шапочник. Шапочник бежал из своих мест от воинской повинности и встретил казака на пути. Тот пригласил его к себе в станицу: шапки, дескать, некому шить.

Спустя месяц шапочник выписал портного из Витебска, и так в станице появились их две мастерские. Все станичники удивлялись русскому языку портного: «Ишь ты! Жид, а как здорово по-нашему знает!» Из-за этого к нему, кстати, относились лучше, чем к шапочнику – тот говорил по-русски с сильным акцентом. Но отбоя от клиентов оба не знали – мастерами были классными.

Приехали их семьи: еврейские жёны в модных тогда париках, дети, родители. Привезли замысловатую домашнюю утварь, кошерную посуду, подушки, перины. Но новизна из пришельцев быстро выветрилась, и скоро станичники стали называть их не «наши жиды», а просто «жиды». Причём, пишет Гутман, особенно настаивала на этом интеллигенция. На рынке дамы, бывало, ругались вдрызг. Домой мать Гутмана нередко возвращалась в слезах: шустрые казачки то за шаль её дёрнут, то корзину с провизией как бы нечаянно перевернут. Протестовать, да ещё и на ломанном русском – только смешить. Еврейки помалкивали. Однажды ночью соседские мальчишки вымазали забор Гутманов дерьмом. С утра у двора собралась толпа, чтобы увидеть реакцию хозяев дома – стоял дружный гогот. Вскоре в окна еврейских домов стали регулярно прилетать бутылки и камни – безопасней жить оказывалось с закрытыми ставнями.

Вскоре, однако, появилась информация, что евреев, забравшихся на Дон, надо выселять. Станичный голова сначала наотрез отказался: «Наших жидов трогать не дадим!» Местное купечество, атаман, судья и чиновники подавали наверх петицию за еврейские семьи шапочника и портного. Упирали на то, что они дюже полезные: мастеровые высококлассные, наладили торговлю, быт ведут замечательно, да и люди в общем практически образцовые. Не помогло.

Чтобы проконтролировать выселение евреев, из Новочеркасска приехал окружной атаман. Евреи погрузили на подводы свой не такой уж бедный скарб, мебель, мастеровое оборудование и припасы. И потянулись на волах к ближайшей железнодорожной станции, которая находилась в ста верстах от станицы. Была бы жизнь, да не случилась. «Дети везли с собой живую память о своей “казачьей” жизни – пару прирученных соколят, кобчиков», – заканчивал свой рассказ Гутман.

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «Военная история»

Горькая судьба еврейского казачества

Сперва немного окунёмся в историю. После подавления польского национально-освободительного восстания реакционный царский режим выслал в Сибирь множество польских революционеров и простых поляков. Однако действия бойцов за свободу серьёзно напугали царское правительство и в недрах министерства внутренних дел родился план, призванный обезопасить Западную Россию от «нежелательных элементов». Одним из пунктов этого плана стала борьба с еврейскими активистами.

Согласно плану на Дальнем Востоке, в районе слияния рек Бира и Биджан, создавалась очередная черта оседлости. Сотни тысяч людей были выселены со своих родных мест, а их имущество было продано царскими чиновниками ради собственной выгоды. Начался новый Исход. Только теперь евреям предстояло пересечь тысячи километров продираясь, порой, через леса и тайгу. Многие не дошли до своего нового дома. По оценка советских учёных в пути погибло около двадцати тысяч человек. Все эти ужасные события недаром были названы вторым Исходом, только это было уже не бегство из египетского рабства, а горький переход из одного рабства в другое.

Как бы то ни было к концу 19 века Биробиджан стал процветающим городом с населением в 200 тысяч человек. Именно тогда Еврейская Ассоциация обратилась к царскому правительству с предложением о создании Еврейского Казачества. События тридцатилетней давности уже порядком стёрлись из памяти, кроме того на Дальнем Востоке собирались грозовые тучи. Ещё не прозвучали первые залпы колониально-освободительного Боксёрского Восстания, ещё два империалистических хищника — Российская Империя и Япония не сцепились насмерть за право владения Кореей, но уже было понятно, что Дальний Восток ждут чудовищные потрясения. В этих условиях кровавому царскому режиму было нужно столько пушечного мяса, сколько он мог достать. Еврейской Казачество было создано 1 сентября 1892 года.

С тех пор прошло 27 лет. Отгремело Боксёрское Восстание, русско-японская война, над Европой пронёсся кровавый вихрь Империалистической Войны, и наконец грянул очистительный гром революции. Разумеется реакционные силы выступили против народной воли — началась Гражданская Война.

В Сибири власть взял кровавый палач Колчак, объявивший себя «верховным правителем» России. Но и его террору подходил конец, Красная Армия наступала по всему фронту, и был уже недалёк тот день, когда сибирский душитель ответил за свои преступления.

После захвата власти беляками еврейской казачество долго пыталось сохранять нейтралитет, но в конце концов было вынужденно признать «верховного правителя». Сразу после этого в Биробиджане начались репрессии против простого народа. На бытовой антисемитизм, распространённый в те годы среди реакционной части народа, особенно среди казачества, накладывалась ненависть к «недоказакам». Однако, терпение еврейского народа было небезгранично и расплата не заставила себя ждать.

Теперь перейдём к непосредственно анализу песни.

Вперёд, друзья! Вперёд — пора настала!

Канун исхода празднует народ.

Еврейское казачество восстало —

В Биробиджане был переворот.

Как мы видим автор в первой же строке описывает огромное возбуждение охватившее простой народ и еврейских казаков. «Вперёд, друзья, вперёд» прочь из векового рабства, разрушим цепи, сковывающие нас и после падения царской власти. Канун исхода, упомянутый во второй строке не что иное как начало выселения евреев из Европы. Эта кровавая страница истории затмила собой даже библейские страдания. Но хватит! Еврейский народ устал от порабощения. Казачество восстало, в Биробиджане переворот. Белое правительство свергнуто и Еврейский Революционный Комитет в радиообращении к Красной Армии призывает своих революционных товарищей прийти на помощь восставшим.

В казачий круг сошлись мы втихомолку,

Блюдя законы всех великих смут.

Как мы видим, восстание сопровождалось серьёзной подготовкой и истинно народной демократией.

Никто не шёл на должность атамана —

Ведь атаман поскачет первым в бой!

Потом избрали Лёву Пейзермана,

Он взял за это денег Б-же ж мой!

Но ничто не бывает идеально. Во имя исторической справедливости нужно остановиться и на причинах поражения еврейского казачества. Первая и главная в издевательской форме изложена в данном куплете. После восстания и ликвидации казацкой верхушки, запятнавшей себя сотрудничество с белыми началась грызьня за власть. «Никто не шёл на должность атамана» — пожалуй более ироничного описания ситуации и придумать сложно. В то время, когда на подавление восстания спешно выдвинулись каппелевские и унгерновские каратели, казаки не могла выбрать главу из десятка претендентов. В конечном итоге атаманом стал печально известный Лев Пейзерман. Запомнился он не своими боевыми подвигами, а повальным воровством. «Он взял за это денег Б-же ж мой!» Именно так. Только деньги и интересовали этого человека.

А есаулом выбрали мы Каца

За твердость духа и огромный нос.

Здесь же неизвестный автор рассказывает про другого командира восставшего еврейского казачества. Многие уже догадались, что речь идёт о будущем Маршале Советского Союза Самуиле Моисеевиче Каце. Уже тогда двадцатилетний Кац прославился своим железным характером и огромным носом. В последствии последняя черта стала объектом множества карикатур, как дружелюбных, так и враждебных.

Вот грянул бой — а что мы можем сделать?!

Кругом враги — а вдруг они сильней?!

И вот наконец бой. Беляки бросили против евреев все свои свободные силы и даже сняли фронта несколько дивизий. Это в результате серьёзно облегчило задачу Красной Армии, но погубило еврейское казачество.

Наш атаман догнал нас на кобыле:

“Я умоляю в бой вернуться вас!”,

А кони были в перхоти и в мыле,

И казаки не слухали приказ.

А это уже переломный момент в битве за Бирбиджан. Пейзерман пытается уговорить казаков вернуться в бой, но его авторитет уже не значит ничего. И тут вперёд выходит молодой Кац:

Тут вышел Кац: “Шалом, браты казаки!

Кто в бой пойдёть — представлю к орденам!

А тот, кто откупился от атаки,

Тот подвозить снаряды будет нам!”

Непререкаемый авторитет, который Самуил Моисеевич успел получить среди казаков на какое-то время сделал своё дело и Кацу удалось превратить беспорядочное отступление в организованный отход. Надо дать ещё одно пояснение — «откупившимися от атаки» называли легкораненых.

На нас врагов надвинулась лавина:

Ряды штыков, огня свинцовый шквал!

А вот и конец героической обороны Биробиджана. Беляки задавили еврейских казаков массой, закидали трупами и в конце концов взяли город.

Но враг силён – и были мы разбиты,

Едва успевши распродать обоз.

Здесь автор в очередной раз упоминает свою самую большую боль — воровство в тыловых частях было неописуемо, и даже во время последнего наступления в центре Биробиджана вполне открыто действовал черный рынок, где продавали и покупали военное имущество.

Читать еще:  Сказки о малой и большой медведице короткая. Большая и Малая Медведицы. сказка для детсада

Мы записались все в антисемиты —

Так был решён еврейский наш вопрос.

И поминальный звон. Антисемитами называли популярный способ казни, придуманный белыми палачами. По аналогии с «антиподами», пойманных евреев связывали по рукам и ногам и подвешивали вниз головой и оставляли на улицах Биробиджана. Еврейский «вопрос» был «решён» тщательно. Когда Красная Армия освободила Биробиджан из 200 тысяч человек там оставалась в лучшем случае пятая часть жителей. И тысячи трупов, подвешенных вверх ногами. Хотя не все умерли. Среди выживших был и Кац. Его подвесили на главной площади всего за день до прихода Красной Армии. После реабилитации Самуил Моисеевич получил Орден Красной Звезды и записался в Красную Армию. Но это уже совсем другая история.

ps «А людей без чувства юмора мы будем карать во всех подвластных провинциях»

Горькая судьба еврейского казачества.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

ГОРЬКАЯ СУДЬБА ЕВРЕЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА ©

Этот снимок 1919 года с изображёнными на нём еврейскими казаками практически единственное документальное свидетельство существования столь экзотического воинского подразделения Красной армии.

Разумеется, такой и нтересный факт из нашей истории не смог остаться незамеченным, и послужил источником вдохновения для юмористического народного творчества.

Наиболее талантливый стёб, по моему мнению, удался ансамблю «Слобода». В 2009 году на передаче «В нашу гавань заходили корабли» они исполнили песню «Еврейское казачество восстало». Затем тему подхватили в интернете. Получилось довольно смешно.

P . S .: Прослушивание песни и чтение дальнейшего текста категорически не рекомендуется людям с атрофированным чувством юмора и индивидуумам имеющим болезную реакцию на любой упоминание «еврейского вопроса».

Вперёд, друзья! Вперёд — пора настала!
Канун исхода празднует народ.
Еврейское казачество восстало —
В Биробиджане был переворот.

Как мы видим автор, в первой же строке описывает огромное возбуждение, охватившее простой народ и еврейских казаков. «Вперёд, друзья, вперёд» прочь из векового рабства, разрушим цепи, сковывающие нас и после падения царской власти. Канун исхода, упомянутый во второй строке не что иное, как начало выселения евреев из Европы. Эта кровавая страница истории затмила собой даже библейские страдания. Но хватит! Еврейский народ устал от порабощения. Казачество восстало, в Биробиджане переворот. Белое правительство свергнуто, и Еврейский Революционный Комитет в радиообращении к Красной Армии призывает своих революционных товарищей прийти на помощь восставшим.

В казачий круг сошлись мы втихомолку,
Блюдя законы всех великих смут.

Как мы видим, восстание сопровождалось серьёзной подготовкой и истинно народной демократией.

Никто не шёл на должность атамана —
Ведь атаман поскачет первым в бой!
Потом избрали Лёву Пейзермана,
Он взял за это денег Б-же ж мой!

Но ничто не бывает идеально. Во имя исторической справедливости нужно остановиться и на причинах поражения еврейского казачества. Первая и главная в издевательской форме изложена в данном куплете. После восстания и ликвидации казацкой верхушки, запятнавшей себя сотрудничество с белыми, началась грызня за власть. «Никто не шёл на должность атамана» — пожалуй, более ироничного описания ситуации и придумать сложно. В то время, когда на подавление восстания спешно выдвинулись каппелевские и унгерновские каратели, казаки не могла выбрать главу из десятка претендентов. В конечном итоге атаманом стал печально известный Лев Пейзерман. Запомнился он не своими боевыми подвигами, а повальным воровством. «Он взял за это денег Б-же ж мой!» Именно так. Только деньги и интересовали этого человека.

А есаулом выбрали мы Каца
За твердость духа и огромный нос.

Здесь же неизвестный автор рассказывает про другого командира восставшего еврейского казачества. Многие уже догадались, что речь идёт о будущем Маршале Советского Союза Самуиле Моисеевиче Каце. Уже тогда двадцатилетний Кац прославился своим железным характером и огромным носом. Впоследствии последняя черта стала объектом множества карикатур, как дружелюбных, так и враждебных.

Вот грянул бой — а что мы можем сделать?!
Кругом враги — а вдруг они сильней?!

И вот, наконец, бой. Беляки бросили против евреев все свои свободные силы и даже сняли фронта несколько дивизий. Это в результате серьёзно облегчило задачу Красной Армии, но погубило еврейское казачество.

Наш атаман догнал нас на кобыле:
«Я умоляю в бой вернуться вас!»,
А кони были в перхоти и в мыле,
И казаки не слухали приказ.

А это уже переломный момент в битве за Бирбиджан. Пейзерман пытается уговорить казаков вернуться в бой, но его авторитет уже не значит ничего. И тут вперёд выходит молодой Кац:

Тут вышел Кац: «Шалом, браты казаки!
Кто в бой пойдёть — представлю к орденам!
А тот, кто откупился от атаки,
Тот подвозить снаряды будет нам!»

Непререкаемый авторитет, который Самуил Моисеевич успел получить среди казаков, на какое-то время сделал своё дело, и Кацу удалось превратить беспорядочное отступление в организованный отход. Надо дать ещё одно пояснение – «откупившимися от атаки» называли легкораненых.

На нас врагов надвинулась лавина:
Ряды штыков, огня свинцовый шквал!

А вот и конец героической обороны Биробиджана. Беляки задавили еврейских казаков массой, закидали трупами и в конце концов взяли город.

Но враг силён – и были мы разбиты,
Едва успевши распродать обоз.

Здесь автор в очередной раз упоминает свою самую большую боль — воровство в тыловых частях было неописуемо, и даже во время последнего наступления в центре Биробиджана вполне открыто действовал черный рынок, где продавали и покупали военное имущество.

Мы записались все в антисемиты —
Так был решён еврейский наш вопрос.

И поминальный звон. Антисемитами называли популярный способ казни, придуманный белыми палачами. По аналогии с «антиподами», пойманных евреев связывали по рукам и ногам и подвешивали вниз головой и оставляли на улицах Биробиджана. Еврейский «вопрос» был «решён» тщательно. Когда Красная Армия освободила Биробиджан из 200 тысяч человек там оставалась в лучшем случае пятая часть жителей. И тысячи трупов, подвешенных вверх ногами. Хотя не все умерли. Среди выживших был и Кац. Его подвесили на главной площади всего за день до прихода Красной Армии. После реабилитации Самуил Моисеевич получил Орден Красной Звезды и записался в Красную Армию. Но это уже совсем другая история.

Биробиджан

Еврейское расовое общество
одобряет эту статью. Ам Исраэль Хай!

Биробиджа́н (евр. рас. ביראָביג’אן ) — город в этой России, построенный как бэ на берегах двух рек — Биры и Биджана. Интересно отметить тот факт, что 90% жителей в душе не ебут, где этот Биробиджан находится.

Если переводить название города с тунгусского буквально, получится «Постоянное стойбище на реке». Прозорливый народ — тунгусы. Стойбище — оно и по сей час стойбище. C бурятского переводится как «Город Солнца, построенный в устье прекрасной реки великим бурятским князем». Жаль только буряты на данной территории не замечены, и князей у них не было.

Содержание

[править] История

Основан в 1915 как железнодорожная станция, город с 1932. Население 75419 человек на 2010 год. Хотя является административным центром самостоятельного субъекта Федерации, с советских ещё времён находится в экономической зависимости от более крупного соседнего Хабаровска. Путиным разрабатывался план объединения ЕАО и Хабаровского края (ИЧСХ, ЕАО была его частью ещё тогда). Сейчас, похоже, временно положен под сукно. («Еврейка» — так иногда говорят хабаровчане, подразумевая именно область, а не самку ЕРЖ).

Товарищ Сталин со свойственным ему юмором в 1930 году назначил Биробиджан столицей Еврейского национального района. Суть в том, что обезлюдевшие после Гражданской войны казачьи земли требовалось кем-то заселить. «А почему бы не жидами?» — подумал, очевидно, генсек, зная, что вызовет у казаков неслабый такой батхёрт. Впрочем, в Приамурье поехали только самые фанатичные коммуняки и совсем уж неудачливые неудачники. И лишь в начале истории ЕАО евреи в Биробиджане не составляли большинства населения, хотя район в 1934 году получил статус автономной области. Исторический факт: после того, как театр Михоэлса был распущен, его труппа частично переехала из Нерезиновой в Биробиджан. От греха. Таки они не имели успеха на местной сцене: зрители не понимали спектаклей на идиш.

Некоторое время в 30-х город именовался «Биро-Биджаном», а район «Биро-Биджанским», пока граммар-наци не возмутились.

[править] Новейшая история

В 1980‒90-х биробиджанские евреи ринулись в эмиграцию. Хабаровск был единственным дальневосточным городом, откуда можно было прямым авиарейсом улететь в Тель-Авив. Соответственно, в автономной области и Хабаровском крае работали израильские общественные организации, благодаря которым можно было за сутки овладеть ивритом, сделать обрезание, научиться тайнам выпечки мацы и т. д. Массовый исход привёл к колоссальному падению цен на квартиры, на чём впоследствии озолотились некоторые спекулянты.

В результате, хоть область и сохранила название, евреев в Биробиджане осталось очень мало. Но их там таки есть, причём попадаются весьма харизматичные экземпляры (с характерной манерой говора и прочими атрибутами). Известны даже случаи, когда люди возвращались назад из Израиля.

По мнению бирдонцев, они — центр вселенной, о них все знают, о них все слышали. И особенно в Израиле! Если биробиджанец где-нибудь в Москве встречается с израильтянином, независимо от того, приехал сей достойный иностранец за клюковкой или на какой-нибудь научный симпозиум с докладом, как правило, он не ведает о существовании Биробиджана и Еврейской области как таковой. «Как?! Жить в Израиле и не знать о Биробиджане?! О ЕВРЕЙСКОЙ ОБЛАСТИ?!» — воскликнет биробиджанец: в его бироцентристских мозгах такое просто не укладывается и начинает выходить наружу в виде нелепых выражений. Попробуйте расспросить такого биробиджанца о Шолом-Алейхеме, именем которого названа главная улица, — оппонент сядет в лужу. А ещё лучше о местных писателях или поэтах…

В настоящее время в Бирдоне (впрочем, как и в любом селе) — засилье религиозных организаций, всяких «церквей ИсусаХреста», домов б-жьих и пр. Дабы подчеркнуть еврейскость, присутствуют две синагоги, люто враждующие между собой. Первая, богатая, община Фрейд, постоянно подчеркивает некошерность второй. Бедная размещается в одноэтажной хибарке в переулке МТС (не имеет отношения к ОпСоСу), нащяльнике там был весьма брутальный дядька, весь в наколках и синих перстнях (призван Яхве в 2014).

Горькая судьба еврейского казачества.

Когда еврейское казачество восстало, в Биробиджане, как известно, был переворот. Недавно переворот был в Тель-Авиве, где, по сообщению информационного агентства «Панорама», торжественно открылся филиал Кубанского казачьего войска. Мероприятие, проходившее на стадионе «Хапоэль», сопровождалось масштабными гуляниями и показательными выступлениями наездников из Краснодарского края и Беэр-Шевы. «Не секрет, что в разное время из СССР и СНГ по различным причинам перебралось в Израиль очень много казаков. Большинство из них остались на «земле обетованной». Они передали свою казачью удаль детям и внукам. Вопрос, как говорится, зрел, зрел и наконец назрел», — пояснил атаман Тель-Авивский и Иерусалимский Семён Ашкенази.

Если не переворот, то переполох случился в Фейсбуке – новость мгновенно разлетелась под веселые комментарии с улюлюканьем.

Казаки, они ведь старые друзья евреев. Какие там двести — триста и больше лет вместе! Дружбу Тараса Бульбы с жидом Янкелем описал великий Гоголь… В еврейской народной песне поётся: «Дайн фатер из а шмаровозник, дайн тохтер шлофт мит а казак!», а есть ещё песня советская: «Едут, едут по Берлину наши казаки», ее написали Дмитрий Яковлевич Покрасс и Цезарь Самуилович Солодарь (известный также как разоблачитель «дикой полыни» сионизма). Наверное, не стоит напоминать, что все лучшие современные казачьи песни написаны казаком Первой Кубанской сотни Александром Розенбаумом.

Теперь давайте посмотрим на фамилии наших знаменитых соплеменников: писатель Эммануил Казакевич, актёр Михаил Козаков, бывший глава «Натива» Яков Кедми — Яша Казаков. Но если мы присмотримся к казачьим фамилиям, то и среди них найдём такие, как Евреинов, Перекрестов, Херцик, Жидовин, Лейбенко, Юдин, Нивроченко, Мацуненко, Шабатный, Шафаревич, Зраитель и другие.А никому не приходило в голову, что фамилия Мелехов переводится с иврита — Царёв или Королев?

И вот интересный исторический факт. Оказывается, в декабре 1787 года князь Потемкин, министр и фаворит Екатерины Великой, основал Израилевский полк Еврейских Казаков с целью освобождения Иерусалима. Израилевский полк должен был состоять наполовину из пехоты, наполовину из кавалерии (евреев-казаков с запорожскими пиками). В марте 1788 года проходили учения тридцати пяти бородатых еврейских казаков. Скоро набралось уже два эскадрона, однако пять месяцев спустя Потемкин приказал распустить Израилевский полк, — как шутили современники, «чтобы не ссориться с Библией». В свою очередь великий польский поэт Адам Мицкевич (происходивший из семьи последователей франкизма – еврейского религиозного движения в Польше) помог сформировать другой полк Еврейских Казаков, Гусар Израиля, для борьбы с Российской Империей на стороне Англии, Франции и Турции в Крымской Войне.

Но и не дожидаясь формирования кошерных подразделений, иные евреи, особенно на Украине, присоединялись к казачьему войску. Одними из наиболее известных евреев в казачестве был род Марковичей, основателем которого был Марк Аврамович, арендатор прилуцкий и пирятинский, имя которого и стало родовой фамилией для его потомков. Его дочь Анастасия Марковна была сначала замужем за генеральным бунчужным Константином Ивановичем Голубем, а во втором браке — за гетманом Иваном Ильичом Скоропадским.

Есть версия, что у ашкеназских евреев и казаков общие предки — невесть куда исчезнувшие «неразумные хазары». Вышло так, что у населения разных областей хазарского каганата разошлись пути. Но при этом «народообразующим» фактором осталось общее — служение: у казаков — царю земному, у евреев — царю небесному. Теперь тель-авивское казачество могло бы положить конец этому древнему разделению, найдя какой-то синтез в своём служении на Святой Земле. Возможно, девизом израильского войска будет припев к «песне о Вещем Олеге» в редакции легендарного хора донских казаков под руководством Сергея Жарова: «так за НАРОД, за Родину, за веру мы грянем громкое ура, ура, ура!»…

Читать еще:  Православные сценарии спектаклей на рождество христово. Сценки на Рождество: рождественские постановки

Но пока писал эти заметки, Тель-авивские друзья, не на шутку заинтригованные новостью, сообщили, что стадион «Хапоэль» уже два года как закрыт….

Короче, кто не знает: «Панорама» — юмористический и сатирический портал, специализирующийся на выпуске фейк-новостей! Но такая ли уж это и новость про еврейское казачество. Помню, как в детстве старшие рассказывали, чтоб я не слышал, анекдот, как в 1956 году в Тель-Авиве проходил военный парад, и комментатор комментировал на идиш: «А от геен ундзере идише казакэс, афн конякэс, мит а пикэс, мит а шашкэс, мит а твою матэс!»

Горькая судьба еврейского казачества.

Дело контрреволюционной повстанческой организации «Трудовая крестьянская казачья партия» в Блюхеровском (ныне Ленинском) районе Еврейской автономной области началось с нелепой ошибки. 26 января 1938 г. младший помощник начальника 1-го отделения штаба 63-го Биробиджанского погранотряда НКВД лейтенант А.А. Красногоров арестовал в с. Кукелево колхозника-шофера Григория Авдеева за то, что во время конфликта на КВЖД в 1929-1930 гг. он находился в Харбине, а потом нелегально вернулся из-за границы. Но на первом же допросе выяснилось, что Григорий арестован ошибочно вместо его брата-«харбинца» Меркурия Авдеева!

Начальник погранотряда А.П. Курлыкин пригрозил Красногорову административным арестом, но угрозы своей почему-то не исполнил. Спасая «честь мундира» – ведь «органы» не ошибаются! – Красногоров не освободил невинно арестованного, а начал допрашивать его с применением мер физического воздействия. Уже 2 февраля 1938 г. Авдеев «признался», что в с. Кукелево существует контрреволюционная повстанческая организация, и назвал шестерых односельчан-«сообщников». Когда их тоже арестовали и допросили с пристрастием, появились дополнительные показания о «шпионах, вредителях и повстанцах» в нескольких приграничных селах ЕАО.

Предвкушая внеочередные звания и ордена, майор А.П. Курлыкин и начальник штаба погранотряда капитан Ю.П. Тахтасьев гордо рапортовали в краевое УНКВД и Управление погранохраны о «вскрытии и ликвидации» масштабной контрреволюционной шпионско-диверсионно-повстанческой организации «Трудовая крестьянская казачья партия» (ТККП) в Блюхеровском районе ЕАО, Усть-Сунгарийском укрепрайоне и 34-й стрелковой дивизии.

Из докладов следовало, что в ряде сел района имеются повстанческие группы – филиалы заграничной ТККП, которыми руководит японская разведка из маньчжурского г. Лахасусу (ныне Тунцзян) через своих резидентов и агентов: в Блюхерово – председатель сельсовета Г.Я. Морозов, в Кукелево – охотник-единоличник В.К. Макаров и командир взвода 176-го стройбатальона лейтенант Ф.В. Дмитриев, в Новом – рыбак-единоличник Ф.И. Корнилов и командир 101-го стрелкового полка полковник И.П. Бакатов; в Бабстово – приемщик заготпункта «Союзпушнины» П.И. Дружинин. Повстанцы занимались шпионажем и вредительством в колхозах, совершали диверсии – травили колхозников и военнослужащих, заражали лошадей инфекционной анемией, а также вели антисоветскую агитацию японофильского пораженческого характера. Их главная цель – вооруженное восстание и свержение Советской власти с началом советско-японской войны, открытие границы и сдача японцам воинских частей Усть-Сунгарийского укрепрайона и 34-й стрелковой дивизии.

Дальнейшие события нарастали, как снежный ком – в селах Блюхерово, Кукелево, Новое, Дежнево, Квашнино, Бабстово и Чурки почти ежедневно шли аресты. К середине апреля 1938 г. в переполненных камерах арестного помещения погранотряда томились 72 колхозника, имевшие преимущественно казачье происхождение.

На расследование этого «резонансного» дела были брошены все наличные силы оперативного и неоперативного состава. Даже начальник погранотряда А.П. Курлыкин и начальник штаба Ю.П. Тахтасьев не погнушались собственноручно «допросить» нескольких арестованных. Через несколько месяцев первых три групповых дела на 40 человек направили на внесудебное рассмотрение, и 29 апреля 1938 г. тройка при УНКВД по ДВК приговорила одного из повстанцев к 10 годам лагерей, остальных 39 – к расстрелу. Их казнили в Хабаровске 29-31 мая 1938 г. Еще одного колхозного «агента японской разведки» – 60-летнего Тимофея Ивановича Тонких из с. Кукелево – расстреляют по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР 11 сентября 1938 г.

А тем временем «следствие» продолжалось. От изможденных обвиняемых добились показаний о том, что «вооруженное восстание» запланировано на 1 мая 1938 г. Якобы и оружие у повстанцев есть, даже пулеметы – зарыто в схронах на амурских островах!

Руководство УНКВД по ДВК всерьез обеспокоилось и срочно направило в Блюхерово на помощь пограничникам «ответственных работников» краевого управления – Л.О. Альтгаузена и Е.Ф. Толстокулакова. Для предотвращения казачьего восстания, они провели в ночь на 1 мая «чекистскую операцию» – перекопали острова в окрестностях сел Кукелево и Нового и арестовали еще 19 «повстанцев». Никакого оружия, конечно, не нашли, зато нещадно выбили из колхозников показания об их связях с военнослужащими. После этого к делу подключились Особые отделения НКВД Усть-Сунгарийского укрепрайона (Блюхерово) и 34-й стрелковой дивизии (Бабстово) – за причастность к повстанческой ТККП там арестовали 27 командиров и красноармейцев. Материалы еще на 82 человека из других районов области передали в УНКВД по ЕАО и в 76-й Хинганский погранотряд (Екатерино-Никольское) – чуть позже они тоже проведут массовые аресты «повстанцев».

К сентябрю 1938 г. «особисты» НКВД из Усть-Сунгарийского укрепрайона озаботились слишком большим количеством семей репрессированных, проживавших в местах дислокации воинских частей УРа: с. Блюхерово – 57 семей (213 человек), Воскресеновка – соответственно 34 (158), Кукелево – 61 (320), Новое – 37 (152). Начальник Особого отделения НКВД В.М. Гусаров обратился в УНКВД по ДВК с предложением – выселить семьи «контрреволюционного и социально чуждого элемента», поскольку они «ведут работу по разложению военнослужащих, подрывая боеспособность воинских частей». Инициативу одобрили, и на октябрь-ноябрь 1938 г. запланировали почти поголовное выселение из указанных сел более 840 человек.

Но на излете «Большого террора» осенью 1938 г. подул ветер перемен: вместо одиозного наркома внутренних дел СССР Н.И. Ежова наркомат возглавил Л.П. Берия, зловещие «тройки» ликвидировали, массовые выселения и аресты запретили, а незаконченные уголовные дела предписывалось направлять в суды или на Особое совещание при НКВД СССР. И тогда отлаженный, щедро смазанный людской кровью механизм внесудебной расправы и террора начал давать сбои.

Когда в военный трибунал поступило очередное дело на 11 «казаков-повстанцев», их тоже приговорили к расстрелу, но Верховный Суд СССР приговор отменил и дело вернул на доследование.

Во время перепроверки материалов Особым отделом НКВД 2-й Отдельной Краснознаменной армии возникли первые сомнения в реальности существования казачьей повстанческой организации в Блюхеровском районе ЕАО, а потом вскрылась вся картина этой чудовищной фальсификации.

Оказалось, что в процессе «следствия» показания арестованных фабриковались и умышленно искажались, протоколы допросов писались заочно, в них включались люди, не проходившие по показаниям. Затем обвиняемых заставляли все это подписывать. Кто отказывался – принуждали изнуряющими многосуточными непрерывными допросами («выстойка», «конвейер»), карцером, наручниками, избиением, инсценировками суда и расстрела.

В марте-апреле 1939 г. дела оставшихся в живых «повстанцев» прекратили «за недостаточностью улик для предания обвиняемых суду», и 49 колхозников вышли на свободу (к тому времени один из них умер). Тогда же из-под стражи освободили арестованных военнослужащих.

А вскоре, не дождавшись наград за «ликвидацию повстанчества», девять пограничников и чекистов заняли «вакантные места» в камерах Внутренней тюрьмы УНКВД по Хабаровскому краю. Их обвинили по статье 193-17 УК РСФСР в совершении должностных преступлений – массовых незаконных арестах колхозников и военнослужащих, фальсификации материалов следствия, применении извращенных методов расследования.

16 марта и 24 июня 1940 г. Военный трибунал войск НКВД Хабаровского округа приговорил:

— младшего помощника начальника 1-го отделения штаба Биробиджанского погранотряда лейтенанта А.А. Красногорова и начальника ОО ГУГБ НКВД 34-й СД мл. лейтенанта госбезопасности П.И. Поминова — к расстрелу;

— врид начальника 1-го отделения штаба Биробиджанского погранотряда ст. лейтенанта Б.А. Гитцевича, начальника ОО ГУГБ НКВД Усть-Сунгарийского УР лейтенанта госбезопасности В.М. Гусарова, врид начальника отделения ОО НКВД 1-й ОКА мл. лейтенанта госбезопасности Л.О. Альтгаузена и оперуполномоченного ОО НКВД 2-й ОКА сержанта госбезопасности Е.Ф. Толстокулакова — к 10 годам лагерей с поражением в правах на 3 года и лишением званий;

— старших помощников начальника 1-го отделения штаба Биробиджанского погранотряда ст. лейтенантов М.М. Любченко и Я.Г. Карузе — к 8 годам лагерей с поражением в правах на 2 года и лишением званий.

Они понесли заслуженное наказание и реабилитации не подлежат.

Но не всех, далеко не всех приспешников сталинского режима настиг карающий меч правосудия! Бывший начальник Биробиджанского погранотряда А.П. Курлыкин на суде присутствовал как свидетель. Он старательно перекладывал вину на своих бывших подчиненных, но трибунал все же вынес определение о необходимости привлечь его и начштаба Ю.П. Тахтасьева к уголовной ответственности как должностных лиц, допустивших со стороны своих подчиненных масштабную фальсификацию и извращения в следствии. Однако по неясной причине уголовные дела на них так и не возбудили. В конце 50-х годов вполне благополучный ветеран войны, не единожды орденоносец и отставной генерал-майор Курлыкин оказался крупным специалистом в политэкономии, и еще много лет «сеял разумное, доброе, вечное» в одном из московских медицинских училищ…

В Книге памяти жертв политических репрессий ЕАО более 6 тысяч имен. Дело «Трудовой крестьянской казачьей партии» – лишь одно из нескольких тысяч подобных фальшивок, по которым почти 1200 жителей области были расстреляны, около 1700 заключены в лагеря ГУЛАГа, более 2500 отправлены в ссылку и на спецпоселение. Спустя несколько десятилетий их всех реабилитировали. Увы, многих – посмертно…

После хрущевского доклада на XX съезде партии в 1956 г., когда страна узнала правду о репрессиях, мы многие годы твердили, как заклинание: «Это надо знать и помнить! Это никогда не должно повториться!» Но тогда почему в последнее время все явственнее проявления «ползучей реабилитации» сталинизма, а кое-где даже памятники тирану установили? Неужели смерть и страдания невинных людей нас ничему не научили? Или наша историческая память столь коротка, что уже сегодня кому-то вновь мечтается о возврате к тоталитарному прошлому?!

Когда еврейское казачество восстало.

ЕФИМА ПОДОКСИКА сегодня многие знают как садовода-любителя и одного из инициаторов создания в Костроме казачьей станицы. Но задолго до этого Ефим Давыдович воевал в Манчжурии с японцами, в Венгрии в 1945-м ходил в последнюю кавалерий скую атаку Второй мировой войны и строил под Костромой так называемые старты ракетно-ядерного щита СССР первого поколения.

– Ефим Давыдович, сколько вас помню, вы всегда приносили в редакцию какие-нибудь сенсационные догадки о происхождении казачества. Но ведь Кострома – не Краснодар.
– Думаете, под Костромой не было казаков?

– Может, и были. как временно расквартированные для какой-нибудь всенародной порки.
– Вот, вот. С юности я это слышал: казаки – сатрапы, душители, мучители. И большевики нас расказачивали, и до них городские мамки казаками детей пугали.

– Я слышал, в мещерском крае Подокса впадает в Оку.
– Верно. Меня мещерские казаки в части тоже Подоксой звали. А Подоксик – это ручей, ручеек. Так вот, в смуту часть мещерских казаков – иудеев по вере пошла с самозванцем, а другие доверились Михаилу Романову. Тем не менее вернувшийся в Москву митрополит Филарет велел всех мещерских из Московии изгнать. Привязанные к иудаизму ушли в Литву, к караимам, частью осев по дороге на Березине.

– Вы ведь там родились?
– Да. В Борисове, в 1925-м. А другая часть мещерских казаков попала на костромскую землю, в том числе и под Нерехту, где их за крутой нрав и смуглую масть прозвали татарами. Есть и в Кологривском районе Ватаманово – от «атаман». Когда в 60-м я приехал в Кострому, то нашел здесь у деревни Фролино возле Берендеевой церкви на могилах меноры – верный признак казачьих еврейских могил.

– Стало быть, «когда еврейское казачество восстало» – это не шутка?
– Увы. К сожалению, позже историю казачества подгоняли под каноны «Самодержавие, православие, народность». А между тем «хазака» – хазарское слово, да и один из центров казачьей культуры – Кагальницкий городок – от хазарского «кагал». Об этом хорошо знал Михаил Шолохов, но преднамеренно помалкивал.
Впервые я увидел Шолохова в Каменской, в расположении 37-го казачьего полка. Шел 48-й год, писатель избирался в Верховный Совет, и я оказался одним из его доверенных лиц. Об обратил внимание на то, что многие казаки не славяне. Спросил: «Субботники есть?». Позвали меня. Спросил: «Что читал?». Я назвал «Донские рассказы», «Тихий Дон». Он опять вопрос: «Из мещерских?». «Подоксик», – говорю. Он обрадовался: «Ну тогда ты и первого казачьего атамана назовешь!». Я говорю: «Мещерский казак Шари Азман». Тут Шолохов обратился к окружению: «Учитесь у мещерских. Эти ничего не забывают, они – книжники». После этого я получил от замполита приказ ходить по полку и рассказывать историю казачества.

– А в чем же лукавство-то Шолохова?
– Позже в Новочеркасске, в музее Донского казачества, Шолохов спрашивал меня: «Откуда у тебя сведения про Кагальницкий городок?». Я сослался на бабушку Федору Давыдовну и другую еврейскую родню. Шолохов то ли хитро, то ли виновато улыбнулся и говорит: «Пока есть противостояние между православием и иудаизмом, правды не будет».

– Но сегодня уже не спросишь, о чем он промолчал в «Тихом Доне».
– Почему промолчал? Самый главный, самый любимый и искренне написанный им герой Григорий Мелехов – «похожий на турку». Между прочим, «мелех» на иврите – «царь». Кстати, Шолохову я благодарен. Это по его указу меня послали в высшее военное училище в Питер с сохранением оклада сверхсрочника. А на прощание Шолохов сказал: «Ищи, казак», истину. Может, найдешь. ».

В. СБИТНЕВ. «Костромские ведомости».
© «Рыбак Сахалина», № 4(1200), 26.01.06.

Горькая судьба еврейского казачества.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories
Читать еще:  Почему ученые советуют спать вместе с младенцем

Когда еврейское казачество восстало.

— Ну что ты, братишка, они не лучшие, они единственные, а остальные должны им прислуживать.

— Но один прокол у них вышел — Христа распяли!

— Сами породили, сами и распяли, это наши сугубо еврейские разборки! Гоям не понять!

из кинофильма «Ширли Мырли»

Вы уже догадались: в этой рубрике мы будем говорить о непростых (иногда – очень даже простых и вполне мирных) взаимоотношениях евреев и неевреев.

Еврейские казаки

Евреи и казаки – в общественном сознании, да и в их собственных глазах, между этими двумя народами лежит пропасть, созданная самой историей. Какая связь может быть между ними, кроме отношений «палач-жертва»?!

Казаки ли устраивали еврейские погромы, весело убивая и насилуя «жидов», еврейские ли комиссары вместе с русскими и латышами яростно раскулачивали и расстреливали казаков, – пропасть все увеличивалась. Она сохранялась даже и в мирное время: между евреем-шинкарём и вольным казаком, между революционно настроенной еврейской студенческой молодёжью и казаками – оплотом самодержавия.

Вопрос в том, было ли так всегда и во все времена? Распространенное клише утверждает, что безусловно – да! Насколько же оно верно.

При этом любые попытки выйти за рамки подобных стереотипов как правило наталкиваются не только на возмущение, но на форменное омерзение с обеих сторон.

И всё-таки попробуем развеять один из основных мифов, связанных с евреями и казаками – миф о том, что среди казаков никогда не было евреев.

Казаки как военная организация впервые упоминаются русскими летописями в 1444 году, а расцвета казачество достигло на границах земель Литовских и Московских к началу семнадцатого века. К этому времени сформировались казачьи войска на Дону, в низовьях Днепра и в Запорожье.

Так вот, среди запорожских казаков, например, евреи жили издавна. По словам польского историка Якова Собесского, отца короля Яна III, на Сечи проживали народности: украинцы, поляки, литовцы, белоруссы, болгары, татары, турки, калмыки, грузины, немцы, французы, итальянцы, испанцы, англичане и… евреи.

Но не стоит думать, что евреи были в казачьей среде лишь торговцами и ремесленниками, которых казаки терпели только ради их услуг.

В частности, сохранился документ об участии одиннадцати евреев — казаков в войне 1613 года:

«Нас было одиннадцать домохозяев. Еврей же Бераха, сын святого Арона из Тыгловица, служивший на трех лошадях, выскочил два — три раза к московскому войску, как это обычно на войне бывает. Но московитяне одолели, и еврей отскочил назад, и из лесу стреляли ему вслед. Я видел, как ладунка воткнулась ему в спину, как пал на седло и, желая удерживаться за лошадиную гриву, он шатался туда и сюда, и лошадь понесла его по дороге, но я не видел его во время бегства нашего войска. Во время его падения на лошадь дым выступил у него изо рта; я находился тогда близко от него. Затем мы бежали вслед за войском, тогда я уже видел его лошадь без всадника, а седло висело криво. Вслед за тем начальник приказал собрать рассеянное войско посредством барабанного боя, и народ начал разговаривать про войну. И многие казаки говорили: «О, Боже! Как жалко, что рыцарь еврей Бераха так плачевно скончался, будучи разрублен и расколот бердышами».

В антипольских восстаниях 1657—1658 гг. участвовал винницкий сотник-еврей Лейбенко. Там же упоминается некий доктор-еврей, вместе с гетманом Дорошенко ушедший в московскую ссылку.

Многие еврейские роды вошли в казачество во времена становления Гетманщины, начиная с 80-х годов семнадцатого века и до времен гетмана Ивана Мазепы. Среди них — Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, Перехристы.

Вот, например, рассказ казака Василия Перехриста о его происхождении, который приводит известный исследователь запорожской казачьей истории Дмитрий Яворницкий: «Родился . в польской области, губернии Чигиринской, в местечке Чигирине, от евреина Айзека, и в 1748 году, будучи там по купечеству войска запорожского низового козаком куреня Пластунивского Яковом Коваленком его Перехриста оттоль с Чигирина, с добровольного его в Сичь запорожскую желания привезено».

Представитель рода Боруховичей, Михайло Андриевич Борухович (?-1704) был полковником (1687- 1704), в 1701 – наказным гетманом, участвовал в 1696 году в походе под Азов. Другой выходец из еврейской семьи, полтавский полковник Павло Петрович Герцик (?-1700) был приближённым к гетману Мазепе человеком.

В конце восемнадцатого века исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки.

Вообще нужно отметить, что при отборе в казачество во времена его наивысшего расцвета были важны горячее желание и профессия, а на национальность внимания особо не обращали. Вероисповедание, правда, должно было быть обязательно христианским: до 1635 года — православным или католическим, с 1635 года — только православным. При этом из метрических книг известно, что «в ряде станиц Майкопского и Лабинского отдела проживали казаки-евреи, исповедующие иудаизм».

Вот что пишет об этом историк В. Грибовский: «Во времена Новой Запорожской Сечи (1734-1775 гг.) стали частыми случаи, когда этнические евреи становились казаками. В 1765 году пришёл на Сечь и был крещен еврей Семён Чернявский, впоследствии известный казацкий старшина, принимавший участие в посольстве запорожцев ко двору Екатерины ІІ. Жизненный путь польского еврея Моисея Горлинского смутил даже видавших виды запорожских казаков. Он родился в одном из местечек Правобережной Украины. Став совершеннолетним, покинул отчий дом и ушёл жить в Молдавию. Потом нанялся на службу к лекарю крымского хана, при котором прожил в Бахчисарае несколько лет. Затем он пошёл служить переводчиком к прусскому генералу, прибывшему в Крым с дипломатической миссией. С ним Моисей исколесил Германию, а по возвращении в Крым встретил русского переводчика Семёнова, служившего при Никитинской заставе, который убедил его уехать на Запорожскую Сечь. Столь пёстрая биография вызвала подозрение русских властей, и Моисея отправили для допроса в Киев».

Евреи продолжали становиться казаками даже в 20-м веке, причём во время Гражданской войны, в самый разгар борьбы белого движения против «жидовско-коммисарской власти». Так в Новочеркасске сыновья доктора Сегаля были приняты в казаки и награждены земельным паем за участие в борьбе с большевиками. В Штабе Донской армии обер-офицером для поручений состоял ростовский еврей-домовладелец Г. Л. Халиевский.

То ли влияние проникших в ряды запорожцев евреев стало очень уж сильным, то ли и впрямь не всё столь уж чисто с «арийским» происхождением этих вольных людей, но в изданном в 1847 году сборнике малороссийских и казацких летописей, который составил в 1785-86 годах некий «инженер-генерал-майор и кавалер Александр Ригельман», мы находим очень примечательное «Сказание козаков о себе»:

Другие, как то запорожцы, жившие при днепровских порогах, собственно о себе объявляли, якобы войско их начало свое возымело от 948 года чрез вышедшего тогда из Польши некоего человека, именем Семена, роду козарского, который якобы для рыбного промыслу и ловли звериной на устье Бог-реки, и ее лимане, место избрал, и купа, по извещению его о тамошнем свободном промысле, присовокупились к нему земляки его и составили сперва чрез то шайку человек из ста или более. Семена того поставили над собою атаманом и жили там времени несколько, промышляли якобы только звериною и рыбною ловлею, потом от времени до времени приумножилось их до несколько. Носили одежду от ловли своей, поделанную из кож диких коз и сайгаков. Чрез что, а паче чрез великое уже число их, будто бы прославились славными стрелками, и наименовали их по тому козаками. И урочище то, где первое начальное зборище имели, якобы проименовалось с того времени Семеновым Рогом, которое, де, и доныне тем званием именуется.

Согласно этой легенде получается, что казаки произошли от переселившегося в Польшу хазарина, которые, стоит напомнить, исповедовали в 10 веке иудаизм, о чём и свидетельствует имя пришельца – «Семён» (Шимон). Кстати, удивительная подробность – столь точно указанный год переселения Семёна — 948. В этот год предположительно началась война Хазарии с Киевской Русью. В эти же годы германцы-христиане проводили завоевание земель западных и южных славян (массово обращая население). То есть хазарину-иудею в этот год действительно был резон покинуть Малую Польшу» (в 877-999 она входила в состав Великой Моравии).

При этом существует и лингвистическая версия происхождения слова казак от ивритского «хазак» (сильный, мужественный).

Правда это или нет, главное в другом: извечное противостояние казаков и евреев, и невозможность их взаимопроникновения оказались несколько преувеличенным мифом. Были евреи-казаки.

baltvilks

Saltus Solaris

Non multa, sed multum

Казачество, за долгие века своего существования вобрало в себя и ассимилировало представителей самых разных национальностей, среди которых были и евреи. Примкнуть к служивому сословию и заняться несвойственной сынам Израиля военной деятельностью, они могли в силу разных причин.

Историк Саул Боровой в работе «Евреи в Запорожской Сечи» констатировал, что представители данного этноса обращались в казачество по тем же самым причинам, что и члены иных народов. Главная привилегия, которую получали люди, перейдя в сословие казаков, была вольница, позволявшая евреям жить без налагаемых на них государством запретов.

Проникновению евреев в казачью среду способствовало и то, что как евреи, так и казаки, хоть и по разным причинам, селились на задворках Российской империи. Иудеи не имели право покидать черту осёдлости, создававшуюся правителями вдоль некоторых участков границ государства, а станичники по собственной воле уходили к рубежам страны и становились на их защиту. Замученных бесчисленными общественными табу евреев манила относительная свобода, царившая в казачьей среде.

Другим основанием для превращения еврея в казака был поиск своего места. Не нашедшие свою нишу в иерархии еврейского общества деклассированные элементы в поисках лучшей доли зачастую интегрировались в нееврейский социальный быт и начинали заниматься несвойственными для их сородичей занятиями.

Многие евреи переходили в казачество уже будучи знакомыми с его традициями и порядками, поскольку они в качестве торговцев сопровождали войска запорожских воинов к месту битвы, а также торговали в армейских лагерях. Евреев часто с радостью принимали в казаки по причине их грамотности и образованности. Занимая должности писарей, управленцев, экономистов и дипломатов, они помогали служивым составлять различного рода прошения, заносить в архив важные свидетельства, регулировать хозяйственную деятельность, вести переговоры с иностранцами и заниматься разведывательной деятельностью в тылу врага. В тайном реестре Запорожской Сечи, хранящемся в Москве в Государственном Архиве, упоминается, что евреи в казачьем сообществе занимали самые разные посты и присутствовали как в полках, так и в командном составе.

В период гражданской войны 1918-1920 годов евреев-казаков можно было повстречать на стороне, как белых, так и красных. Те, кто отстаивал прежние царские устои, те, кто стоял за демократическую республику, и те, кто желал социалистических перемен, примыкали к разным лагерям и отчаянно боролись за свои политические идеалы.

Культуролог Игорь Ваганов, исследуя еврейское казачество, замечал, что евреи бывали связаны с конкретными войсками казаков двумя способами. В одном случае они очень тесно сотрудничали с казаками, помогая им в решении многих торгово-финансовых и снабженческих проблем, но при этом сохраняли своё иудейское вероисповедание.

В ином, евреи полностью порывали со своим прошлым и вступали в казачью общину, отказавшись от иудаизма в пользу христианской веры: до 1635 года они могли выбирать между католичеством и православием, а с обозначенной даты, должны были принять исключительно православие.

Хотя по данным уссурийского казака Михаила Кутузова – действительного члена Русского географического общества, в метрических книгах нескольких станиц Лабинского и Майкопского отдела были зафиксированы казаки-евреи, исповедовавшие иудаизм.

Еврейский казачий эскадрон

Первый эскадрон, всецело состоявший из казаков-евреев, был создан в Российской империи в 1787 году. Идейным вдохновителем подобного подразделения стал фаворит Екатерины II, князь Григорий Потёмкин-Таврический, слывший большим приверженцем восстановления еврейского государства. Занимаясь проблемами расселения евреев в Новороссии, которые в 1772 году после раздела Польши, в большом количестве оказались на территории России, он ближе познакомился с историей и культурой данного этноса. Проникшись к ним симпатией и обретя немало друзей из еврейской среды, Потёмкин решил организовать в своём имении еврейский кавалерийский эскадрон, из которого впоследствии вырос так называемый Израилевский полк.

По заверениям князя подобное воинское подразделение было необходимо ему для плодотворной борьбы против османов в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов, когда стояла задача освободить Константинополь и передать его Православной Церкви. «Вооружив евреев против турок» Потёмкин отдал Израилевский полк, состоявший как из кавалерии, так и из пехоты, под командование герцога Фердинанда Брауншвейгского. Однако состоявший из евреев эскадрон просуществовал всего два года, а после был распущен. Недруги Потёмкина злорадствуя, отмечали, что с самого начала не верили в успех этой затеи, поскольку «евреи испокон веков блистали на торговом, но никак не на военном поприще».

Некоторые исследователи, в том числе историк Дмитрий Новокшонов, полагают, что казаки-евреи были армейским спецпроектом, нацеленным вовсе не на ведение активных боевых действий, а на шпионскую деятельность. Так подготовив «еврейских молодцов» для агентурной работы, Потёмкин распустил полк и отправил своих бойцов в европейские страны для распространения влияния Российской империи. Так несколько казаков-евреев оказалось в Париже, где спустя год приняли участие в революции, ослабившая позиции Франции в русско-турецкой войне. Предполагается, что о тайной разведывательной миссии евреев-казаков, в реальности подчинявшихся лишь Светлейшему князю, было известно только Екатерине II, правителю канцелярии князю Василию Попову и фельдмаршалу Александру Суворову.

Фамилии казаков-евреев

Изучавшая вопрос служивых евреев Сюзанна Любер в регистрационных книгах реестрового казачества обнаружила немало фамилий, отражавших семитское происхождение их носителей. Среди них можно выделить: Борухович, Крыжановский, Перекрест, Херцик, Маркевич/Маркович, Маривчук, Караимович, Жидченков, Зраитель, Мацуненко, Нивроченко, Шабатный, Юдин, Лейбенко, Халаев, Магеровский, Шафаревич, Нусимович.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector