0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главные направления философской мысли. Общая характеристика философии эпохи Возрождения (основные направления философской мысли, представители)

Содержание

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко + СПИСОК КНИГ. ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 6

Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко. Это тема для данной статьи в продолжение цикла статей по философии. В статье также есть список книг по философии Возрождения и видео с кратким описанием главных представителей и главных идей философии Возрождения.

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко

Примерно с 14-го века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества. Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе. Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии.

Этапы философии эпохи Возрождения

  • Гуманистический этап — середина 14 века – 1-я половина 15 века. Характеризуется переходом к антропоцентризму от теоцентризма.
  • Неоплатонический этап – 2-я половина 15 века – 1-я половина 16 века. Характеризуется изменением мировоззренческих взглядов.
  • Натурфилософский этап – 2-я половина 16 века – 1-я половина 17 века. Характеризуется попытками внести изменения в картину мира.

Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения

  • Феодальные отношения изжили себя к 14 веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы.
  • К 14 веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество.
  • 14-16 века ознаменовались великими географическими открытиями. Требовалась систематизация естественнонаучных знаний. Ученые стали все смелее заявлять о том, что мир устроен рационально.

Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения

В основу всего были положены антропоцентризм и гуманизм. Согласно антропоцентризму, человек — самое главное, центр всего мироздания. Согласно гуманизму, как ответвлению антропоцентризма, у каждого человека есть право на свою свободу и развитие.

Против аскетичности и жесткого диктата церкви были выдвинуты жизнь, полная удовольствия и собственные интересы человека. Этому посвятили свои работы многие писатели и философы того времени.

Представители философии эпохи Возрождения

Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», поэт и мыслитель, сделал именно человека главным действующим лицом, центальной фигурой повествования.

Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан.

Боккаччо очень резко критиковал церковных служителей, которые ничего не делали для просвещения, а только богатели, обличал дворян, неспособных к созиданию, и выдвигал на первое место разум человека и намерение получить от жизни как можно больше радости и удовольствия.

Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку.

Леонардо да Винчи внес значительный вклад в развитие гуманизма в своих произведениях и научных трудах.

Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной.

Можно сказать, что практически вся литература и философия того времени были сосредоточены на признании права человека на свою жизнь, на развитие и творческое самовыражение.

Философия была наполнена признанием права человека на счастье, свое самоопределение и возможности для своего развития. Человек стал важнее всего, в том числе и государства, как такового.

Основные направления философии эпохи Возрождения

  • Гелиоцентризм — это гелиоцентрическая система мира, представляющая Солнце центром, вокруг которого вращается Земля. Гелиоцентризм происходит из античности и получает широкое распространение в 16 -17 вв.
  • Гуманизм происходит от латинского слова humanus (человечный) и означает этическую позицию о праве людей свободно определять форму и смысл собственной жизни.
  • Неоплатонизм — это направление в философии, которое зародилось еще в античной философии в 3 веке и опиралось на идеи Платона: запредельное единое первоначало, космическую иерархию, восхождение души к первоистоку.
  • Секуляризм — утверждение, что нормы права и правительство должны быть отделены от религий.

Характерные черты философии Возрождения

  • Свобода высказываний против бессмысленной религиозной схоластики и доминирования церкви во всех сферах.
  • Литература и философия все больше внимания уделяют ценности человека.
  • Новые тенденции в культуре и философии стали все больше проникать в европейские государства и постепенно стали основой всей философии в то время.
  • Наиболее характерными чертами этой эпохи можно назвать полное отрицание бесполезных книжных споров, которые ни к чему не приводят, а только запутывают человеческий разум.
  • Помимо этого, в философии все больше доминировали идеи естественнонаучного познания мира и человека. Упор делался на труды философов античных времен, которые предпочитали материализм.
  • Философия постепенно стала выдвигать человека, как главную движущую силу и основу всего окружающего мира.

Философия Макиавелли кратко

Никколо Макиавелли был первым философом того времени, кто полностью отвергал теократию, как основу всего строя. Он считал, что нужно строить страну только по светскому принципу и согласно его мировоззрению, основой всей жизни человека является исключительно эгоизм и желание обогатиться. Чтобы обуздать дурную природу человеческой сущности нужно использовать силу, которая может быть предоставлена только государством.

Порядок в социуме может создать только юриспруденция и соответствующее мировоззрение каждого члена общества, и все это может сделать исключительно государственная машина, а не церковь с ее предрассудками. Макиавелли изучал очень много вопросов, которые касались устройства государства и власти, взаимодействия человека и власти, методов противодействия насилию и коррупции в стране и так далее.

Книги по философии эпохи Возрождения

  • Горфункель А. Философия эпохи Возрождения.
  • Перевезенцев С. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения (здесь можно читать книгу онлайн)

ВИДЕО Философия эпохи Возрождения за 15 минут

Резюме

Этап философии в эпоху Возрождения можно кратко охарактеризовать, как пробуждение от непросвещенности, признание ценности каждого человека. Представители эпохи Возрождения — это философы и естествоиспытатели, такие как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник. Они в своих трудах стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным космосом и вселенной. Они устремили свои взоры в небо.

Философия эпохи Возрождения включает в себя не только натурфилософские идеи и идеи пантеизма, но и гуманистические взгляды. Философия этого периода требует от человека постоянного самосовершенствования, смелости в поиске смысла земного бытия, божественного начала во всем сущем.

Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

Главные направления философской мысли. Общая характеристика философии эпохи Возрождения (основные направления философской мысли, представители)

Понятие и предпосылки философии Возрождения

Философия эпохи Возрождения впитала в себя наследие мыслителей Средневековья, возродила античные взгляды, нашла новые подходы в оценке бытия. Она имела антицерковную направленность, устремленность к человеку, веру в его физический и духовный потенциал.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

• совершенствование орудий труда и производственных отношений;

• развитие ремесла и торговли;

• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

• появление первых парламентов;

• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

• повышение уровня образованности в Европе в целом;

• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

• научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).


1822 «Данте и Вергилий в аду» Эжен Делакруа

Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла

Основные направления философии Возрождения

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

  1. Гуманистическое ( XIV — XV вв., представители: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валли и др.) — в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
  2. Неоплатоническое (сер. XV — XVI вв.), представители которого — Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. — развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
  3. Натурфилософское ( XVI — нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
  4. Реформационное ( XVI — XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. — стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
  5. Политическое ( XV — XV ] вв., Николо Макиавелли) — изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
  6. Утопическо-социалистическое ( XV — XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) — искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Особенности философии Возрождения

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

• перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

• широкое распространение идеи социального равенства

Эти идеи заложили основы для развития естествознания и философии Нового времени.

Философия эпохи Возрождения

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1182.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1182.

В 15 веке на смену средневековью пришла эпоха европейского Ренессанса (Возрождение), повлекшая за собой культурный расцвет и изменение взглядов на окружающий мир. В нашей статье можно прочитать кратко самое главное о философии эпохи Возрождения.

Характеристика

Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в XIV веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и совершенствованию социальной природы человека.

Распространению гуманистических идей среди философов в XV веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год).

Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения:

  • Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
  • Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский (светский), а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;
  • Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления:

которые читают вместе с этой

  • Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опирающемуся на выдержки из Библии;
  • Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
  • Неоплатонизм: представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
  • Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие или отрицание существования Бога). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Рис. 1. Платоновская академия в Кареджи.

Философия этой эпохи непосредственно повлияла на движение Реформации. Изменившееся мировоззрение не могло не затронуть религиозные устои. Поставив человека в центр Вселенной, приравняв природу к Богу, новая философия способствовала развитию критического отношения к роскошным внешним проявлениям католицизма, поддерживающего феодальные устои.

Известные философы

Для удобства укажем самых известных философов Ренессанса и их достижения в таблице:

Представитель

Вклад и общая характеристика мировоззрения

Марсилио Фичино (астролог, священник)

Представитель платонизма.
Переводил и комментировал античные богословские тексты; написал трактат, в котором объяснял платоновские идеи с точки зрения христианства

Николай Кузанский (теолог, ученый)

Представитель пантеизма.
В трактатах размышлял о месте человека в мире, бесконечности Бога и его проявлений (одно из которых природа). Занимался математикой, астрономией. Утверждал, что Вселенная безгранична, а Земля вращается вокруг Солнца.

Мишель Монтень (писатель)

Представитель скептицизма.
Автор книги «Опыты», в которой проанализировал человеческие эмоции. Противник социального неравенства

Николай Коперник (астроном, математик, механик)

Представитель гелиоцентризма.
Ввел в Польше новую монетную систему, построил гидравлическую машину, боролся с чумной эпидемией. Главный труд «О вращении небесных тел», в котором обосновал новую модель мира

Джордано Бруно (монах, поэт)

Представитель пантеизма и эзотеризма.
Увлекался чтением неканонических текстов, сомневался в некоторых церковных «чудесах», за что был признан еретиком и сожжен. Трактаты о бесконечности Вселенной и множестве миров, расширил модель Коперника.

Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик)

Представитель гелиоцентризма.
Впервые использовал телескоп для наблюдения за космическими объектами. Основатель экспериментальной физики.

Практически все мыслители Возрождения изучали древнегреческий и латинский языки, позволяющие им самостоятельно читать и переводить античные тексты.

Что мы узнали?

Мы выяснили характерные особенности философии 15-16 веков, расшифровали ее антропоцентрическую направленность. Узнали о влиянии философской мысли Ренессанса на реформационное направление в религии.

Философия эпохи Возрождения — общая характеристика, этапы и особенности развития

Исторические события

Ренессанс зародился еще в конце Средних веков и распространился из Италии в другие страны к началу XV века. Возвращение европейских мыслителей к идеям античности привело к возрождению древнегреческой и римской философии.

Обстановка в Европе

Причиной изменения традиций и прорыва в науке и искусстве стал ряд факторов.

Для Европы закончились мрачные инквизиторские времена и началось активное развитие науки. У людей появилось больше возможностей для путешествий. Изменилось политическое устройство — возникли первые парламенты, избавленные от влияния церкви и Папы.

Больше всего такая особенность относилась к Италии, где было много крупных городов-республик. Преобладание городского населения и более высокий общий уровень его образованности, влияние греков — выходцев из Византии, а также сохранение памятников римской архитектуры и скульптуры проявились в Италии «новым рождением» или ренессансом. Постепенно эти тенденции распространились и на северные страны.

Дополнительный импульс развитию новых тенденций дало ослабление влияния церкви на политическую и светскую жизнь в европейских государствах. Среди священнослужителей к началу XV века распространились гуманистические мысли и отрицание необходимости аскетизма, что дало толчок к сотрудничеству части христианского духовенства с живописцами, архитекторами и скульпторами для росписи и украшения храмов.

К началу Возрождения в Европе сформировались национальные государства и абсолютные монархии, зародились капиталистические отношения. Буржуазия стала занимать все более весомое положение в политике своих стран, в отличие от феодалов, терявших свое влияние.

В более поздний период углубись социальные конфликты — произошла крестьянская война в Германии, Нидерландская и Английская буржуазно-демократические революции, шли религиозные войны во Франции.

Предпосылки возникновения

Стремление к удовлетворению интеллектуального и культурного голода после тысячелетнего замедленного прогресса вылилось в формирование нового мировоззрения. Если кратко, то главное в философии эпохи Возрождения — неприятие католицизма и высокое отношение к человеческой личности. Основные причины возникновения этого направления философии:

  • политический кризис — протесты против феодального уклада стали носить массовый характер;
  • географические открытия — изменили представление людей о своей планете;
  • научно-технический прогресс — изобретение новых приборов, механизмов и способов производства дало толчок промышленной революции, а книгопечатание — широким образовательным возможностям.

По мере исторического развития научные открытия опровергали религиозные догмы. Вера в превосходство Бога над судьбами людей стала угасать. На первый план вышли значимость и неповторимость личности человека. Мыслители не отвергали идею существования божественного начала, но отрицали полное и безграничное влияние Бога на людей.

Этапы нового течения

Антропоцентрические идеи возникли еще в конце XIII века и продолжали разрабатываться до конца XVI. Культура эпохи Ренессанса зародилась представителями богемы в домах патрициев и на уличных собраниях коммун. Ее носителями выступали поэты, живописцы и ученые, которые пробуждали интерес разных слоев населения к античной культуре и социально-политическим проблемам. Современники течения охотно разделили новые идеи, несмотря на противодействие священнослужителей. Философия эпохи Возрождения имеет следующую хронологию:

  • Проторенессанс длился с конца XIII века по конец XIV.
  • Раннее Возрождение относится ко всему XV веку.
  • Высокое Возрождение возникло на рубеже XV—XVI вв. еков.
  • Позднее Возрождение завершило эпоху в конце XVI века.

Результатом развития философского учения стало появление новой системы ценностей, где человек рассматривается как венец творения и созидатель земного бытия. Тема Бога отодвигается на второй план в угоду познанию человеческих возможностей, а религия постепенно отделяется от политики и морали. Естественные науки быстро прогрессируют, опираясь на достоверные факты и гносеологию — раздел философии об исследованиях и теории познания. Эксперимент, наблюдение и опыт начинают играть главную роль в получении истинных знаний о природе.

Общие характеристики философии Ренессанса:

  • Антропоцентризм, который ставит человека в центр вселенной. По утверждению гуманистов, Бог не делал первого человека Адама своим рабом, а наделил его волей и свободой выбора своей судьбы.
  • Новое научно-материалистическое понимание природной и социальной составляющей мира в противовес догматизму и схоластике.
  • Натурфилософия — единственно верное восприятие мира. Она рассматривает природу как целостный организм, в котором ничто не может существовать само собой. Все ее явления и процессы познаются только методом сравнения и противопоставления.
  • Пантеизм — религиозное течение, задачей которого было объединить науку с церковью, не принимающей попытки ученых поставить под сомнение католические догмы. Считает Бога и природу равными, сливающимися в одно целое, частями.

Главной идеей нового философского учения стал гуманизм — принцип, которому свойственны свобода личности, равенство и индивидуализм. Такой подход нашел свое выражение в отказе от поклонения Богу, как творцу всего сущего. Он стал возвратом к античным идеалам, для которых главным предметом изучения и основным источником знаний являлся человек.

Основные направления

С начала XIV века в философии Ренессанса появлялись новые течение. Идеологической основой некоторых стали древнегреческие учения. Другие же возникли как ответы на социальные и исторические вопросы того времени.

Развитие гуманизма

Гуманистическое направление было особенно распространено во времена Раннего Возрождения. Все его представители — люди, отличавшиеся широтой мышления и универсальностью таланта. Краткий список имен гуманистов-философов эпохи Возрождения:

  • Данте Алигьери — политический деятель, поэт и богослов, один из создателей литературного итальянского языка, автор «Комедии», позднее названной «Божественной».
  • Франческо Петрарка — поэт, хорошо писавший на итальянском языке лирику, но считавший ее безделицей. Будучи строгим католиком, в своих трактатах на латинском языке осуждал схоластов и духовенство, пытался примирить свою любовь к римской литературе с религиозными догмами.
  • Микеланджело Буонарроти — скульптор, архитектор, мыслитель и поэт, проживший очень долгую жизнь. Его произведения еще при жизни стали считаться достижениями высшего мастерства. Характерная черта его творчества — изображение и воспевание красоты человеческого тела.
  • Леонардо да Винчи — гений, оставивший великое и оригинальное наследие в живописи и литературе, науке, инженерном деле, анатомии и медицине. Считал задачей науки и искусства не книжную ученость, а познание вещей.
  • Эразм Роттердамский — «князь гуманистов» северного Возрождения, крупный ученый, популяризировавший античную литературу, основоположник критических исследований текста Священного Писания.
  • Никколо Макиавелли — политический деятель специфических взглядов, философ и писатель. Автор книги «Государь», утверждающий, что для усиления государственной власти все средства хороши.
  • Лоренцо Валла — историк и филолог, представитель эпикурейской теории, считавший естественным все, что служит удовольствию и счастью человека.

В своем творчестве они воспевали красоту и ум человека, их произведения вызывают оптимистические и жизнеутверждающие эмоции и призывают человека к самосовершенствованию, активному участию в изменении мира и целеустремленности.

Последователи Платона и натурфилософии

Идеалистическое направление античной философии получило развитие в период Раннего Ренессанса и стало называться неоплатонизмом. В нем человек представляется как микрокосм и устанавливается иерархия Единое — Ум — Душа. Над всем существует божественное Единое, которое эманирует в ум и разделяется там на множество идей. Ум эманирует в душу, имеющую чувственное начало.

Систематизировали и развили идеи неоплатонизма Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола. Немецкий ученый-математик и церковно-политический деятель Николай Кребс получил свое прозвище Кузанский по месту рождения. Он обладал обширными познаниями в области астрономии и географии, некоторое время был кардиналом, отстаивая церковные реформы. Джованни Мирандола был приверженцем гуманизма и пантеизма. Кроме права и теологии, изучал восточную философию и Каббалу. Владел древними и новыми языками и написал «900 тезисов», в которых пытался объединить разные философские школы.

Приверженцы натурфилософских идей старались найти первопричину, главные закономерности явлений природы и доказать, что человек сам может познать мирозданье, не дожидаясь божественного откровения. Натурфилософские взгляды относятся к материалистическому типу. Их придерживались многие астрономы:

  • Николай Коперник — польский ученый, создатель космологической теории.
  • Джордано Бруно — последователь идеи о множестве миров во Вселенной и бесконечного разнообразия природы.
  • Галилео Галилей — изобретатель телескопа, доказавший, что именно Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
  • Тихо Браге — датский астролог и алхимик, положивший начало постоянным астрономическим наблюдениям и открывшим первую сверхновую звезду.

Одним из ярких представителей натурфилософии является швейцарский медик, алхимик и мистик Парацельс. Занимался поисками философского камня, в процессе основал ятрохимию — науку о приготовлении лекарств и составил таблицы химических элементов для использования в медицине.

Реформационное движение и утопические идеи

Кризис католической церкви, моральное разложение духовенства, появление школ и рост грамотности образовали потребность в преобразовании церкви. Родоначальником Реформации считается Мартин Лютер, доктор богословия, потребовавший отмены индульгенций и изложивший свои мысли в «Тезисах». Его последователи Жак Кальвин и Томас Мюнцер систематизировали учение Лютера и выступали за пасторский надзор без власти Папы.

Философы-реформисты считали, что власть и собственность должны принадлежать трудовому народу, воспитанному в духе аскетизма и трудолюбия. Результатом их деятельности стал раскол католической церкви и отделение от нее разных типов протестантства (лютеранство, кальвинизм).

Утопические учения эпохи Возрождения основывались на идеях создания идеального государства, основанного на равноправии и справедливости. Самый известный утопист Томас Мор был политиком, входил в палату общин парламента Великобритании, а впоследствии стал лордом-канцлером. Свои мысли об устройстве общества всеобщего равноправия, где все граждане обязательно трудятся, а продукты труда равномерно распределяются между ними, он изложил в «Утопии».

Другой представитель утопизма — Томмазо Кампанелла, итальянский теолог Позднего Ренессанса. Написал трактат «Город Солнца», где описал утопическое справедливое государство, во главе которого стоит философ, знаток искусства и наук.

Эпоха Возрождения происходила под знаком просвещения и освобождения от церковного влияния. Ее философия оказала огромное влияние на культуру, науку и становление общества.

Философия эпохи Возрождения: основные идеи и представители

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:13, контрольная работа

Краткое описание

Основные идеи эпохи Возрождения и основные представители: Николай Кузанский, Николай Коперник , Джордано Бруно, Томас Мор, Галилео Галилей, Франческа Петрарка, Николо Макиавелли, Пико Делла Мирандолу и др.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Философия1.docx

По Дисциплине «Философия»

На тему: Философия эпохи Возрождения: основные идеи и представители.

  1. Философия эпохи Возрождения:
    1. Общая характеристика………………………………………… .4
    2. Основные идеи…………………………………………………. 6
    3. Представители эпохи…………………………………………. 8

Список использованной литературы……………………………………….22

Эпоха Возрождения (Ренессанса) (XIV-ХVI вв.) — очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестоких оков религии и побуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды — словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.

Эпоха Возрождения претерпела и новые экономические и социальные изменения: возвышение городских слоев итальянских городов — Флоренции, Рима, Неаполя, Милана и др., заинтересованных в свободном развитии, связях (хозяйственных, культурных и пр.), политической и социальной стабильности, демократических порядках, свободе самовыражения.

Естественно, это сопровождалось раскрепощением жизни и мысли от религиозных запретов и схоластических начал. Человек стал видеть не только Бога, но и себя наравне с другими людьми. Он как бы обратился к своему миросозерцанию в пространстве природы и общественной жизни. Эпоха Возрождения положила начало серьезному осмыслению этих идей.

Поскольку в центре культуры Возрождения стоял человек, она по праву считалась антропоцентричной. Центром Возрождения была Италия, ее идеи распространились и на другие страны — Германию, Францию, Англию, Голландию и т.д.

В контрольной работе будут рассмотрены основные идеи эпохи Возрождения и основные представители: Николай Кузанский, Николай Коперник , Джордано Бруно, Томас Мор, Галилео Галилей, Франческа Петрарка, Николо Макиавелли, Пико Делла Мирандолу и др.

  1. Философия эпохи Возрождения
    1. Общая характеристика.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, в нем содержатся некоторые врожденные идеи, человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка. Философская мысль в целом настраивается оппозиционно католической идеологии, однако атеизма нет, отрицается не христианство и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью церкви, проявляющей излишнюю властность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия, в том числе место и положение человека в мире. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия.

Если в средневековой философии человек рассматривался прежде всего с греховной стороны, то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобие. Разум, творчество, красота, свобода и т.д. – эти черты присущи человеку не сами по себе, они являются отражением Бога в человеке. Таким образом главной чертой философии эпохи возрождения является ярко выраженный антропоцентризм, имеющий глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается как вершина мироздания, призванный к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробном мире, но и в земной жизни. Основной проблемой в области метафизики в это время становится вопрос о соотношении Бога и мира: создан ли мир Богом, или он существует от века? И если в средневековье Бог и природа, материя и форма резко противопоставляются, то в возрожденческой философии наблюдается их сближение, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм , где Бог лишается свободы, не творит мир из ничего, но является совечным миру и сливается с законом естественной необходимости. В результате этих процессов в философии Возрождения вырабатывается новая, пантеистическая в своей основе картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека. Таким образом возникает новая система ценностей, где на первом место стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. В этом и заключается ещё одна особенность Ренессансной культуры и философии – секуляризация (освобождение от церковного влияния). Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии, эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками. В этот период поворота интереса к природе возникают и развиваются естественные науки.

Мыслители Ренессанса не анализируют понятие, как это делали средневековых схоласты, а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.

В философии эпохи Возрождения можно выделить три основных течения мысли, весьма условно дав им преимущественные временные координаты:

1. антропоцентрическое, (с середины XIV до сер. XV в.),

2. онтологическое ( с сер. XV до первой трети XVI в.),

3. механистическое (втор. пол XVI нач. XVII в.) Натурфилософия, затем,

уступает место философии Нового Времени.

    1. Основные идеи эпохи Возрождения

Мыслители Возрождения полагали, что именно это наследие прежде всего обращалось к человеку и его умениям («Человек — мера всех вещей», один из принципов античного философствования). И это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения (Ренессанса), т.е. возвращения, возобновления античных ценностей. Но в эпоху Возрождения было выработано всё-таки новое, значительно отличающееся от античного, философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Джордано Бруно, Галилей, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Основные идеи философии эпохи Возрождения:

    • Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека.
    • Гуманизм: признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счет возрождения характерного для античности интереса к человеку и знанию его природы, а не только благодаря знанию о внешней природе или теологическим спекуляциями.
    • Постулированиетворческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.
    • Личностноматериальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.
    • Идеядоминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.
    • Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.
    • Геометрическиструктурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.
    • Пантеическоемировоззрение, рассматривающее окружающий человека мир, природу как сопричастную высшим абсолютным ценностям, богу (Бог разлит в природе).

В эпоху Возрождения можно выделить основные направления, которые сформировались под влиянием различных идей, объединенных общей направленностью. Среди них можно назвать Возрожденческий платонизм и неоплатонизм, гуманизм, натурфилософия и пантеизм, новое естествознание.

Возрожденческий платонизм служил обоснованием философского идеализма в его новой, свободной от схоластики форме (это направление сформировалось в возрождённой платоновской Академии во Флоренции, основанной Марсилио Фичино, 1433 -1499).

Гуманизм как широкое общественное движение складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Традиционная христианская этика видела вершину нравственного совершенства в сопричастности Богу, во имя чего превозносится аскетический подвиг подавления природных устремлений человека. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Схоластической религии противопоставляется право на истину и поиск ее; догматизм, преклонение перед авторитетами подвергаются резкой критике. Монашеским подвигам все чаще противопоставляется самый обыкновенный труд. Итальянские гуманисты (Лоренцо Валла, Альберти) обозначали свои знания как «гуманитарные штудии» (studia humanitatis), т.е. «познание вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека» (к ним относили риторику, поэзию, грамматику, историю и моральную философию) .

В основу пантеизма (от греч. пан — всё, и теос — бог; отождествление бога и мира, бога и природы) лег синтез, с одной стороны античного атомизма (Эпикура и Лукреция), а с другой стороны — платонизма и аристотелизма. Атомистическую концепцию строения материи развивали Валла, Галилей, пантеистическую — Николай Кузанский, Джордано Бруно. Мыслители Возрождения стремились объяснить существование единого, бесконечного, материального мира из него самого, независимо от внешней потусторонней силы, божества. Они ставили и разрешали важнейшие философские проблемы в форме натурфилософии (Бруно, Кампанелла, Парацельс), философии природы, разрабатывали проблему материи, возникновения и уничтожения, движения и развития. Но параллельно с философией природы начинает развиваться новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий и становится одним из важнейших источников новой философии.

Новая наука, формирующаяся на принципах этих мыслителей знаменует собой окончательный отход от старых традиций как теологического объяснения, основанного на авторитете Священного писания, так и натурфилософского или метафизического объяснения, основанного не на эксперименте, а на умозрении (аристотелизм).

    1. Представители эпохи.

Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях).

Основными представителями Возрождения можно считать Николая Кузанского, Франческу Петрарка, Пико дела Мирандолу, Николо Макиавелли, Томаса Мора, Николая Коперника и многих других.

Николай Кузанский ( его собственное имя было Кребс) (1401—1464) — это выдающийся философ и теолог своего времени. Кардинал римско-католической церкви Николай Кузанский — родоначальник ренессансного платонизма.

Среди его работ можно выделить « Об учёном незнании (1438 – 1440), «О предложениях» (1440-1445), «Об искании Бога» ( 1445), «О католическом согласии» (1433), «Об исправлении календаря» (1436), «Об ученом незнании» (1440), «О даре отца светов», «О становлении» (1442—1445), «Апология ученого незнания» (1449), «Простец», включающий два диалога «О мудрости» и диалоги «Об уме» и «Об опытах с весами» (1450), «О согласии веры» (1453), «О видении Бога» (1453), «О берилле» (1458), «О бытии как возможности» (1460) идр

В своей философии он особое внимание уделял проблемам астрономии, космографии, математики, проявлял интерес к античной философии, обращался к диалогической форме изложения ее проблем, высокая филологическая культура отличают мышление Николая Кузанского и позволяют отнести его систему к философии Возрождения.

Николай Кузанский считал, что познание дано человеку Богом. Поскольку познание идет от Бога, а Бог непознаваем, то есть предел познания — это Бог. Наше человеческое знание конечно, а Бог — бесконечен, следовательно, конечное знание пытается понять бесконечность и бесконечного Бога. Николай Кузанский говорит, что человеку свойственна идея Бога. Бесконечный Бог может мыслиться конечным человеком в виде предела. Бог — это предел, до которого мы можем знать, за этим пределом нет знания, но есть вера, есть осознание Бога. Поскольку Бог — это истина, то истина не познается, но осознается человеком. Получается, что путь человеческого познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постижения предельных божественных истин.

Поскольку Бог проявляется в любой самой малой вещи, процессе, он и «минимум» Вселенной. Человек тоже (как Божие творение) является «малым миром», включающим «большой мир». Ведь человек стремится выйти за пределы своего «я», к своей надиндивидуальности и подойти к «всеобщему», т. е. к Богу. И человек всегда неповторим, индивидуален, лично уникален, чем и ценен. Человек, как и мир, есть движение противоположностей, человек и мир постоянно в развитии, в движении. У личности есть бесконечные перспективы для развития и саморазвития. Человеческий микрокосм отражает весь макрокосм, всю Вселенную. Тогда главное в жизни человека — это деятельность. Созерцательная жизнь становится невозможной, ибо человек — деятельное существо, и богопознание в указанных пределах идет через деятельность, через творчество личности.

История развития философии эпохи Возрождения

С 14 по 17 век в Европе возникали и развивались новые философские направления. Постепенно они объединились в отдельное течение – философию эпохи Возрождения. Ее основные идеи были взяты из античности: апологеты направления отрицали авторитет Церкви и рассматривали человека как отдельную личность, наделенную безграничными возможностями. Философия эпохи Возрождения – уникальный исторический этап, давший старт развитию современных социологических наук.

Как зарождалась философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (ее второе название – Ренессанс) возникла, как естественный ответ на актуальные потребности человека. В средневековье, авторитет Церкви был непоколебим. Простолюдины были вынуждены платить огромные налоги на содержание духовенства, а монархи не имели права принимать никаких значимых решений без одобрения Папы. Сложившаяся ситуация не устраивала ни первых, ни вторых.

Благодаря активному развитию науки в 14-15 веках, люди получили возможность путешествовать, изучать явления природы, знакомится с другими культурами. Появлялись и укреплялись новые торговые связи. Развивалось общество: появились первые парламенты и независимые от церковного влияния общества. Уровень образованности городского населения вырос в несколько раз. В совокупности, это привело к формированию нового общества, которое переросло насильственное насаждение догматической религии.

Основные предпосылки к развитию новой культурной эпохи:

  • политический кризис – массовые протесты против феодализма возникали во всех европейских странах, и в основном – в Италии, колыбели христианской философии;
  • технический прорыв – изобретение и совершенствование орудий труда, появление огнестрельного оружия, нового медицинского оборудования и методов лечения;
  • усиление отдельных городов – развитие инфраструктуры превращало их в независимые торгово-промышленные, военные и культурные центры.

Вера в христианские постулаты стала резко угасать. Церковные (схоластические) идеалы подвергались все большему скептицизму. Технические достижения и торжество науки над религиозными мифами положили начало новому восприятию человека. Во главе всего была индивидуальная личность – значимая и неповторимая. Философы не отрицали существование Бога, но отвергали идею о его безграничном влиянии на человека.

Суть философии: основные идеи и особенности

Специфика нового философского направления – отказ от раболепного поклонения Богу, как высшему Творцу, и возврат к идеалам Древнего Рима. Он характеризовался гуманизмом – течением, исповедующим принципы личностной свободы, индивидуализма и равенства. Человек – новый предмет изучения в 14 веке, и он же – основной источник знаний.

Основы философии эпохи Возрождения:

  1. Антропоцентризм, созданный на постулатах античного гуманизма. Человек – основа мироздания. Согласно представлениям гуманистов, Бог наделил первого человека Адама свободой воли, возможностью самостоятельно определять свою судьбу.
  2. Приоритетное внимание развитию науки. Познание – способ понимания мира, его устройства и скрытых свойств. Особое внимание уделялось географии, физике, математике и литературе.
  3. Натурфилософия, как единственное восприятие мира. Согласно ей, природа – цельный организм, ни один предмет не может существовать сам по себе. Познать все природные процессы и явления можно только через сравнение и противопоставление. Знаменитый натурфилософ Парацельс рассматривал природу сквозь призму алхимии – оккультного направления, призванного управлять силами природы с помощью тайных знаний.
  4. Пантеизм – религиозное учение, согласно которому Бог равен природе, сливается с ней в единое целое. Оно было призвано объединить науку и церковь, отвергавшую любые попытки поставить под сомнение христианские догмы. Благодаря пантеизму, стало возможным прогрессивное развитие физики, химии, медицины.

Основоположниками философии Ренессанса стали не признанные философы того времени, а представители богемы: поэты, реторы, педагоги, ученые. Новая культура зарождалась в коммунах, домах патрициев и на уличных собраниях. Она распространялась быстро и охотно принималась представителями разных слоев населения, несмотря на активное противодействие Церкви.

Периоды и их ключевые достижения

Эпоху Возрождения разделяют на 3 периода. Каждый из этих периодов философии имеет своих знаменитых последователей:

  1. Гуманистический этап. Начался в середине 14 века и продлился до середины 15 века. Ранний век развития философии Возрождения акцентирует внимание на человеке, как творце. Он достоин счастливой жизни и должен к ней стремиться. Высшая задача человека – уподобиться Богу.
  2. Неоплатонический этап. Продлился с середины 15 века до середины 16 века. Философы стремились объединить в общественном сознании образ Бога и человека. Вопреки церковным представлениям о ценности загробной жизни, они выдвигали идею о смертности души. Высказывались революционные призывы свержения правящего режима и установления социального равенства.
    Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к
  3. Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к середине 17 века. В этот период, активно развивались естественные науки. Впервые была выдвинута теория о бесконечности Вселенной.

К концу 17 века, окончательно сформировалось восприятие Бога и Вселенной, как единого целого. Попытки Церкви запретить распространение нового восприятия не увенчались успехом. Основные идеи философии Возрождения распространялись, несмотря на появление инквизиции, постоянные гонения и казни.

Характерные черты Ренессанса

Среди общих черт, характеризующих периоды эпохи Возрождения, можно выделить следующие особенности:

  1. Богоборчество. Философы пытались найти компромисс между своими представлениями о мире и устоявшимся взглядами, диктуемыми христианством. Они не оспаривали существование Бога, но старались отойти от концепта божественного превосходства.
  2. Естественнонаучный способ познания мира. В основу развития науки лег принцип рационализма – познания методом опыта. Сначала выдвигалась гипотеза, после проводились опыты, и полученный результат либо подтверждал, либо опровергал первоначальную версию.
  3. Быстрое распространение новых культурных тенденций. Основы философской идеи, зародившиеся в Италии, проникли во все европейские страны.
  4. Благотворительность. Основанное на ценностях гуманизма, постепенно сформировалось резко негативное отношение к финансовому неравенству. Благотворительность, как идея разделения богатства поровну, нашла живой отклик у многих общественных деятелей.
  5. Толерантность. Терпимость к иному – прямое следствие принятия уникальности человеческой личности.
  6. Отрицание демагогии. Любые споры, основанные на теоретических знаниях, считались пустой тратой времени и попыткой отвлечь разум человека от его истинного предназначения – активного изучения мира.
  7. Индивидуализм. Поощрялось саморазвитие, удовлетворение своих личных потребностей, которые могли не соответствовать общественным ожиданиям.

Отдельные черты эпохи Возрождения поддерживали одну общую мысль – счастливым может быть только свободный человек.

Идеологии и их последователи

В основу идеологий легли древнегреческие представления о мире и человеке. Среди многочисленных течений, зародившихся в начале 15 века, можно выделить 4 основных направления.

Идеологии эпохи Возрождения:

  1. Гуманизм. Этическая позиция, предполагавшая наличие у человека права на самоопределение.
  2. Секуляризм. Социально-политическое движение, предполагавшее разделение церкви и правительства.
  3. Гелиоцентризм. Согласно этому учению, Солнце – центр системы мира. Земля вращается вокруг него и подчиняется его влиянию. Гелиоцентризм зародился во времена античности, а в эпоху Возрождения был переосмыслен и получил широкое распространение.
  4. Неоплатонизм. Направление философии, основанное на учении Платона, древнегреческого философа. Оно базируется на идеях космической иерархии и восхождении души к уровню первоистока – Бога.

Последователи

Среди знаменитых философов эпохи Возрождения, присутствуют следующие:

  1. Н. Макиавелли. Он стал первым философом, критиковавшим и отвергшим идею теократии – непосредственного влияния Церкви на правящую монархию. Согласно идеям Макиавелли, государство должно базироваться на светском принципе управления. По его мнению, человек алчен по своей сути и стремится к эгоистичному удовлетворению своих желаний. Только государство, построенное на ненасильственных методах управления, отсутствие коррупции и развитая юриспруденция позволят управлять человеческой сущностью и совершенствовать ее.
  2. Д. Алигьери. Поэт, автор «Божественной комедии». В своем творчестве он описывает модель мира, похожую на средневековую. Согласно ей, центром мироздания является Земля, а единственным творцом – Бог. Но основным предназначением человека было не служение божьей воле, а достижение совершенства в рамках своей земной жизни. Данте верил в величие человека и его безграничные возможности.
  3. Ф. Петрарка. Его называют «первым гуманистом». Петрарка прославился как лирический писатель, автор сонетов, пьес и мадригалов. Также он писал философские трактаты, в которых пропагандировал гуманистические ценности. Отказавшись от учебы в престижном схоластическом университете, Петрарка предпочел самообразование и стал одним из самых почитаемых мыслителей своего времени.
  4. Н. Кузанский. Согласно его учению, Бог – недостижимое для человека начало. Человек способен постигать тайны природы и узнавать истинную суть предметов и явлений. Разум – нить, связывающая человека и с Богом и с природой. Свои идеи Казанский изложил в сочинениях «Об ученом незнании» и «О предположениях».
  5. Э. Роттердамский. Известен как автор учения «Философия Христа». Он утверждал, что любому человеку под силу следовать заповедям Иисуса и стать христианином в истинном понимании этого слова. Он порицал феодальный строй, самодовольство и войны. В своем сочинении «О свободе воли», он отстаивал право человека на самоопределение. Его близкий друг и соратник Т. Мор издал сочинения «Утопия» с похожими идеями. В нем, Мор рассматривал общественное устройство, основанное на принципах общественной собственности.
  6. М. Монтень. Он исследовал вопросы человеческого бытия. Свои идеи Монтень изложил в сочинении «Опыты» – монументальной работе, затрагивающей многие аспекты общества. Его взгляды остаются актуальными, приемлемыми и в 21 веке.
  7. Д. Бруно. Написал несколько философских трактатов, в которых утверждал о единстве и бесконечности Вселенной. Является автором гипотезы о неразрывности пространства, времени и материи. По мнению Бруно, конечная цель человеческого познания – созерцание божества. Оно доступно только энтузиастам – активным, целеустремленным людям, не приемлющим ханжества и аскетизма. Придерживался идей пантеизма и гелиоцентризма. За свои воззрения был осужден и казнен, как еретик.
  8. Г. Галилей. Ученый, опирающийся на принципы методологии. Изучал географию, физику, химию. В его представлении, философия и наука неразрывно связаны и должны развиваться параллельно. Написал несколько научных трудов, на которые опирались ученые 18-19 веков.

Эпоха Возрождения – период расцвета научной мысли. Благодаря ему зародилось восприятие человеческой жизни, как высшей ценности, отказ от средневекового аскетического мировоззрения, стремление к созданию равноправного общества. Достижения современной науки стали возможны благодаря открытиям, совершенным с 14 по 17 век, а имена их авторов известны и почитаемы по сей день.

Читать еще:  Сонник: к чему снятся маленькие котята во сне? Значение сна для девушки, женщины, мужчины. К чему снится маленький серый котенок? Толкование снов К снятся маленькие серенькие котята
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector