0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Г и челпанов не создал школы. Значение челпанов георгий иванович в краткой биографической энциклопедии

Г.И. ЧЕЛПАНОВ

(1862—1936)

Профессор Челпанов,
первый директор Психологического института,
сумел организовать это учреждение так, что сам Вундт считал его лучшим в Европе

Палитра российской психологии нового века пестрит такими несовместимыми тонами, от сочетания которых у самого экстравагантного авангардиста голова может пойти кругом. Так, в памятном сборнике «Выдающиеся психологи Москвы», увидевшем свет на рубеже веков, под одной обложкой соседствуют ученые, чьи непримиримые противоречия, казалось бы, навсегда развели их по разные стороны идеологических и научных баррикад.

Сборник открывает очерк об И.М. Сеченове — по традиции хвалебный. Чуть далее еще один очерк (пера того же автора!) — о Г.И. Челпанове, также сплошь окрашенный в позитивные тона. Жесткий антагонизм позиций этих ученых оказался вынесен за скобки. А чуть далее — благожелательные очерки об учениках Челпанова — Корнилове и Блонском, фактически предавших своего наставника и вытеснивших его из науки. Поистине — «пусть расцветают все цветы!»

В атмосфере такого благодушного плюрализма современному психологу очень трудно составить объективное представление об отечественной науке, путях ее развития и ключевых фигурах. С Челпановым, пожалуй, труднее всего. Еще не так давно его обличали как реакционера, сегодня превозносят как выдающегося мыслителя. Кем же он был на самом деле, какую роль сыграл в развитии психологической науки?

В известной книге «Развитие и современное состояние психологической науки в СССР» (1975), долгое время являвшейся одной из немногих историко-научных работ в нашей стране, ее автор А.А. Смирнов писал: «Несмотря на полную неприемлемость теоретических взглядов Челпанова, создание им этого института (ныне — Психологический институт РАО) составляет его бесспорную заслугу перед русской психологической наукой». В самом деле, и по прошествии четверти века с момента написания этих строк, после всех идеологических кувырков и перерождений последних лет, эту организационную заслугу оспорить невозможно.

А в чем же состояла та теоретическая позиция Челпанова, которая в советскую пору однозначно считалась неприемлемой, а теперь, в нашу эру подросткового негативизма считается чуть ли не программой современной психологии? Можно ли сегодня на нее опереться в формировании научного мировоззрения и на что опирался сам Челпанов в формировании своего мировоззрения?

В справочных источниках Челпанова, как правило, называют философом и психологом — так же, кстати, как и В. Вундта, у которого Челпанов некоторое время учился. Такая дефиниция во многом определяется тем, что во времена профессионального становления этих ученых психология еще не обрела самостоятельного статуса, развивалась преимущественно в недрах философии, а выделилась в автономную научную дисциплину благодаря именно их стараниям — Вундта в Германии, Челпанова (не в последнюю очередь) в России.

Жизненный путь и научная карьера Георгия Ивановича Челпанова вместили много противоречивых страниц. Это и свободный творческий поиск, и мучительные попытки адаптироваться к социальным катаклизмам, увлеченная научная работа на взлете карьеры и поиски куска хлеба на закате, восторженное признание со стороны крупнейших российских мыслителей и отступничество ближайших учеников.

ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ

Он родился 16 (28) апреля 1862 года в Мариуполе. После окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса). Психологическое образование как таковое в ту пору еще невозможно было получить. Историко-филологические факультеты готовили гуманитариев широкого профиля, обеспечивая им солидную подготовку по различным областям науки и культуры.

Неудивительно, что из специалистов такого рода и сформировалось первое поколение российских психологов. Это были люди высокого культурного уровня и широчайшей эрудиции, и редкий современный психолог в этом отношении с ними сравнится. Среди прочих дисциплин студентам преподавалась и психология. В Новороссийском университете курс психологии читал Н.Я. Грот, заведовавший кафедрой философии. Именно он и оказал особое влияние на Челпанова, пробудил у него интерес к психологии. Грота, а также Вундта, у которого Челпанов также впоследствии учился, он до конца жизни считал своими главными наставниками и именно их подходы к исследованию душевной жизни принципиально исповедовал.

ЭНТУЗИАЗМ МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Научные контакты Челпанова с Гротом продолжились и в Москве. После окончания университета в Одессе Челпанов приехал в Москву, сдал в 1890 году магистерские экзамены и занял должность приват-доцента Московского университета. Однако пребывание в Москве на сей раз было непродолжительным.

В 1892 году Челпанов переехал в Киев и начал преподавать в Университете св. Владимира, а уже в 1897 году возглавил кафедру философии.

В том же году он посетил Лейпцигскую лабораторию Вундта. Во время стажировки в Германии он также общался с К. Штумпфом и во многом под влиянием его работы «О психологическом происхождении пространственных представлений» написал свою диссертацию.

Воодушевленный примером немецких ученых — основоположников экспериментальной психологии, Челпанов по возвращении в Киев организовал психологический «семинарий», в котором студенты знакомились с психологической литературой и методами исследования душевной жизни. В этом семинарии начинали свою научную деятельность такие видные представители отечественной психологической науки, как Г.Г. Шпет, В.В. Зеньковский и П.П. Блонский.

НА ИДЕАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

После защиты докторской диссертации Челпанов получил предложение возглавить кафедру философии в Московском университете. С 1907 года начался почти тридцатилетний период его московской научной деятельности, хотя по-настоящему активной и плодотворной можно считать лишь первую половину этого периода — до 1923 года.

В эти годы им был опубликован ряд научных работ — «Психологические лекции» (1909), «Психология и школа» (1912), «Психологический институт» (1914), «Введение в экспериментальную психологию» (1915). Но главной его работой следует, пожалуй, назвать книгу «Мозг и душа» с характерным подзаголовком «Критика материализма и очерк современных учений о душе». Книга увидела свет в 1900 году и при жизни автора выдержала 6 изданий; новое, седьмое, неожиданно (впрочем, чему тут удивляться в наше-то время!) увидело свет совсем недавно, в 1994 году (перекормленные материализмом советские психологи с особым упоением предались его критике).

Во многих историко-научных и справочных источниках научное мировоззрение Челпанова совершенно справедливо определяется как идеалистическое. В советские времена такая оценка звучала приговором, ныне чуть ли не сияет нимбом.

Если же не впадать в патетику, следует всего лишь отметить, что психологию Челпанов пытался построить на основе концепции «эмпирического параллелизма» души и тела. Полагая, что психология должна исследовать природу души и сознания, он считал материализм учением, непригодным для решения этих задач, поскольку, по его мнению, такие понятия, как материя и атом, являются умозрительными, а не опытными. В психике он усматривал два полюса — материю (головной мозг), с одной стороны, и субъективные переживания, с другой. В работе «Мозг и душа» он писал, что «дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет психические явления, чем монизм».

Читать еще:  За что дали Нобелевку по химии в 2019 — ОБЪЯСНЕНИЕ

Задачи психологического исследования Челпанов видел в точном и объективном изучении отдельных элементов и фактов психической жизни, основанном как на экспериментальных данных, так и на результатах самонаблюдения.

Таким образом, подход Челпанова к эксперименту вытекал из его методологических, философских позиций. Главным методом в его концепции оставалось самонаблюдение, хотя он подчеркивал необходимость дополнения этого метода данными эксперимента, сравнительной и генетической психологии. Ведущая роль интроспекции, по мнению Челпанова, связана с тем, что многие факты душевной жизни трансцендентны, а потому не поддаются объективному объяснению и исследованию.

ГЛАВНОЕ ДЕЛО

В начале ХХ века Челпанов был одной из центральных фигур в научной жизни Москвы, в его доме собирались многие видные представители московской научной интеллигенции. Он принимал живое участие в работе Московского психологического общества, товарищем председателя которого являлся. Многие его статьи публиковались в психологических и философских журналах.

Однако главным делом его жизни стала организация психологического института, который начал строиться в 10-х годах на деньги известного мецената С.И. Щукина.

Для ознакомления с работой психологических институтов и лабораторий он в 1910–1911 годах неоднократно выезжал в командировки в Германию и США, по его проектам было закуплено оборудование для института, организованы различные лаборатории. Благодаря ему Московский психологический институт, первый в мире выстроенный именно как психологическое научно-исследовательское и учебное учреждение, стал одним из лучших по оснащенности оборудованием и по количеству применявшихся исследовательских технологий.

Большое значение придавал Челпанов и подбору кадров, стремясь собрать под крышей института талантливых ученых. Он пригласил в институт К.Н. Корнилова, П.П. Блонского, Н.А. Рыбникова, В.М. Экземплярского, Б.Н. Северного и других, ставших впоследствии известными психологами. Уже после революции он предложил работу в институте А.Н. Леонтьеву и А.А. Смирному. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что Челпановым взращена целая плеяда молодых ученых, которые стояли у истоков отечественной психологической науки.

Фактически работа в институте началась еще в 1912 году, однако официальное открытие состоялось 23 марта 1914 года. На торжествах, посвященных этому событию, Челпанов выступил с речью «О задачах Московского психологического института», в которой подчеркивал, что свою главную цель он видит в объединении всех психологических исследований под одной крышей для того, чтобы сохранить единство психологии.

В 1917 году институт начал издавать печатный орган «Психологическое обозрение» под редакцией Челпанова и Шпета. Первый выпуск открывался программной статьей Челпанова «Об аналитическом методе в психологии», в которой он излагал свой подход к психологическому эксперименту.

КРУШЕНИЕ ЖИЗНИ

Насыщенная научная и педагогическая деятельность Челпанова после революции круто оборвалась. В 1923 году он был отстранен от работы в университете, фактически изгнан оттуда, а также из основанного им института. Инициаторами его ухода стали его бывшие ученики и сотрудники, в первую очередь Корнилов и Блонский, выступавшие за перестройку психологии на основе марксизма.

Глубокий знаток философии и сам по натуре философ, Челпанов неоднократно писал, что психология, как и математика, физика и другие науки, должна быть вне любой философии. В том числе и марксистской. Для того чтобы лишиться права на преподавание и научную деятельность в условиях новой России, этого было более чем достаточно.

Некоторое время Челпанов еще пытался продолжать научную деятельность, сотрудничая в Государственной академии художественных наук (ГАХН), вице-президентом которой был Шпет. Однако в 1930 году академия была закрыта, и Челпанов окончательно остался без работы и фактически без средств к существованию. В одном из писем к дочери он рассказывал о том, как не смог прочитать чудом разрешенную публичную лекцию, поскольку у него не нашлось для этого приличного костюма. Из бывших учеников только Шпет пытался помочь ему, но и его собственное материальное и политическое положение было в ту пору очень сложным.

В 1935 г. был инициирован судебный процесс над бывшими сотрудниками ГАХНа, по приговору которого Шпет был расстрелян. Та же участь постигла сына Челпанова, Александра, в свое время работавшего в академии. Окончательно сломленный жизненными невзгодами, Челпанов скончался 13 февраля 1936 года.

Сегодня, по прошествии лет, предпринимаются активные (и даже несколько экзальтированные) попытки восстановить справедливость в отношении нашего знаменитого соотечественника. В научных публикациях имя Челпанова встречается все чаще, причем уничижительных оценок уже не встретишь.

Пожалуй, наиболее объективно на этом фоне звучат слова известного историка психологии Т.Д. Марцинковской: «Хотя Челпанов и не создал оригинальной психологической теории, отечественная психология обязана ему появлением многих значительных научных имен. Будучи видным педагогом и организатором науки, он сыграл важную роль в формировании высокой исследовательской культуры российской психологической школы». А это само по себе немало.

Значение ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Челпанов (Георгий Иванович, родился в 1862 г. в Мариуполе) — современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете на историко-филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание философии в Московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. перешел в Киевский университет святого Владимира, где в настоящее время состоит профессором философии. Главнейшие работы Челпанова: «Проблемы восприятия пространства» (1-я часть, Киев, 1896, магистерская диссертация); «Мозг и душа» (СПб., 1900); «О памяти и мнемонике» (СПб., 1900). Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах «Русская Мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий» и в «Киевских Университетских Известиях»; в последнем издании Челпанов помещал весьма ценные обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта. С 1897 г. Челпанов руководит психологической семинарией при университете святого Владимира (см. «Отчет о деятельности психологической семинарии при университете святого Владимира за 1897 — 1902 годы», Киев, 1903). Книга Челпанова «Мозг и душа» — ряд публичных лекций, читанных в Киеве в 1898 — 1899 гг.; автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Критическая часть работы выполнена обстоятельнее, чем положительная; критикуя учение о параллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает свое исследование словами: «дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм». В «Проблемах восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» Челпанов в главнейших чертах защищает точку зрения, которую высказал Штумф в своей книге: «Ursprung der Raumvorstellung». По существу это — теория нативизма, утверждающая, что пространство в психологическом отношении есть нечто непроизводное; представление о пространстве не может быть получено из того, что само по себе не обладает протяженностью, как это утверждают генетисты. Пространство есть такой же необходимый момент ощущений, как и интенсивность; интенсивность и протяженность составляют количественную сторону ощущения и одинаково неразрывно связаны с качественным содержанием ощущения, без которого они немыслимы. Отсюда следует, что все ощущения обладают протяженностью; но вопроса об отношении этих протяженностей ближайшим образом Челпанов не рассматривает. Но все содержание протяженности, как оно является в развитом сознании, Челпанов признает непроизводным, а лишь плоскостную протяженность; из нее путем психических процессов вырастают сложные формы восприятия пространства. Представление глубины есть продукты переработки опыта плоскостной протяженности. Сущность непроизводной протяженности Челпанов видит во внеположности, а глубина есть преобразование этой внеположности или плоскостной протяженности. От Штумфа Челпанов отступает в том, что первый сближает качество ощущений с протяженностью, полагая, что различию мест в пространстве соответствует различие качеств; поэтому Штумф отрицает теорию Лоце о локальных знаках. Челпанов, наоборот, полагает, что теория локальных знаков может быть соединена с учением о непроизводности восприятия протяженности и что хотя локальные знаки и не являются необходимой составной частью первоначального представления о пространстве, но в расширении и развитии этого представления им принадлежит важная роль. Первая половина работы Челпанова посвящена обстоятельному изложению теорий нативизма и генетизма, в лице главнейших представителей этих учений. Философские свои воззрения Челпанов высказал в книге «О современных философских направлениях» (Киев, 1902). Автор доказывает мысль, что ныне возможна только идеалистическая философия. Философия есть метафизика. Особого метода она не имеет. Предмет философии — «исследование природы вселенной»; философия есть система наук, но этого не следует понимать в духе позитивизма. Главный недостаток позитивизма состоит в том, что у него нет теории познания; поэтому позитивизм должен был перейти в иную форму. Челпанов следит за различными формами философской мысли в XIX веке, а именно за агностицизмом, неокантианством, метафизикой, как она выразилась у Гартмана и у Вундта. «В настоящий момент всякого ищущего научно-философского мировоззрения может наиболее удовлетворить именно метафизика Вундта или вообще построение, совершающееся по этому методу. Мировоззрение может быть удовлетворительным, если оно идеалистическое. Если же оно вдобавок построено на реалистических началах, то это оказывается как раз в духе нашего времени» (стр. 107). Таким образом Челпанов объявляет себя последователем Вундта, и критика мировоззрения Вундта в то же время будет и критикой философии Челпанова. Э. Радлов.

Читать еще:  Астрономия для начинающих — Путеводитель по звездному небу — Вступление. Звёздное небо — Великая книга Природы Изучаем созвездия

Челпанов Георгий Иванович ‒ русский психолог

Вы будете перенаправлены на Автор24

Биография Г. И. Челпанова

Челпанов Георгий Иванович появился на свет 16 (28) апреля 1862 года в г. Мариуполе в мещанской семье. В Мариупольской гимназии им было получено среднее образование. В 1882-1887г.г. обучался в Одессе на историко-филологическом факультете Новороссийского университета.

В 1890 году Г.И. Челпанов перебрался в Москву, и начал там работать на кафедре философии Московского университета (1890-1892 гг.).

В 1892 году Г.И. Челпанов перешел на работу в университет Киева, где в 1897 году получил должность профессора, а позже заведующим кафедрой философии (1897-1906 гг.). В данное время он защитил магистерскую (1894 г.) и докторскую (1906 г.) диссертации. Киевский этап занимает принципиальное место в жизни и деятельности Георгия Ивановича: в это время он сложился как ученый, педагог и организатор.

В 1907 году Г.И. Челпанов перешел на работу в Московский университет став, заведующим философской кафедрой.

С первых же дней деятельности в Московском университете Г. И. Челпановым была развернута активная работа психологического семинария. Существенное расширение масштабов семинария, вплотную подвело Г. И. Челпанова к пониманию потребности в новейших формах организации деятельности психологов. Данное понимание привело к организации Психологического института Московского университета. В 1910-1911 годах посетил Германию и США для знакомства с деятельностью институтов психологии.

На московском этапе жизни Г.И. Челпанова еще шире развернулся его талант организатора и педагога. В это время он издал не меньше 50 статей, заметок, рецензий по проблемам психологии, педагогики, философии. Труды Г.И. Челпанова стали широко известны.

Активность ученого в период с 1907 по 1917 гг. не была ограничена институтом психологии и философской кафедрой. В Московском Коммерческом институте Г.И. Челпанов читал лекции. В 1917 году он образовал и издавал на протяжении 2 лет журнал «Психологическое обозрение». В судьбе Г.И. Челпанова объединилось и светлое, и трагическое. Это и признательное отношения со стороны коллег и его учеников, признание учеными Америки и Европы его заслуг перед наукой. Это и горечь, испытываемая им в последние годы жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Те научно-теоретические положения Г.И. Челпанова, которые были связаны с его негативным отношением к требованию реформировать психологию на основании марксизма, стали фактором отставки с поста директора, организованного им Психологического института и в ноябре 1923 года увольнения из Московского университета, в котором он еще в 1917 году был награжден почетным званием заслуженного профессора. Последняя брошюра Г. И. Челпанова, которой он дал название «К итогам полемики о марксизме в психологии», была издана в 1927 году.

Научная деятельность Г. И. Челпанова

Г. И. Челпанов (1862‒1936) не создал нового направления в психологической науке, но внес в нее большой вклад. Достаточно много внимания он уделял вопросу предмета психологии и сути психического.

В 1900 г. Челпанов читал курс лекций «Мозг и душа», в котором делал акцент на данном вопросе, в 1915 г. вышли его книги «Введение в философию» и «Введение в экспериментальную психологию».

В своих работах Челпанов выдвигал следующие идеи психологии:

  • установление психологии как науки о законах душевной жизни и душевных явлениях;
  • душевные явления ‒ это чувства, представления, желания и мысли;
  • отсюда следует и задача психологии эмпирической, которая складывается в нахождении законов душевных явлений, состояний психики и в целом психической жизни;
  • источником и методом психологии представляется самонаблюдение как способ постижения через органы чувств, потому что всякое психическое явление рассматривается личностью исключительно тогда, когда сводится к языку его личных переживаний, а их можно проявить лишь с поддержкой самонаблюдения. Все же в качестве метода нужно применять и объектное наблюдение, которое делается очевидным человеку при переводе его в плоскость самонаблюдения;
  • средствами вспомогательными для исследования психологических законов могут выступать: описание, систематизация, анализ явлений и др.;
  • предмет психологии ‒ состояния сознания;
  • психология должна разграничиваться на чистую, в которой психика и закономерности ее формирования анализируется независимо от практики; и прикладную, которая сопряжена с разрешением задач практического характера;
  • различие психических явлений от физических ‒ в том, что они не могут быть познаваемы и воспринимаемы через внешние органы чувств, а исключительно посредством внутреннего опыта или самонаблюдения, притом они могут быть доступны лишь тому, кто их переживает, в то время как явления физические могут быть одновременно приемлемы для прямого наблюдения значительному количеству людей.

На мировоззрение Г. И. Челпанова существенно повлияли теории Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина, В. Вундта и К. Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» был положен в основание критики Г. И. Челпановым монизма в психологии и философии. Физическое и психическое принципиально не детерминируют друг с другом и не могут быть отождествлены.

«Дуализм, признающий материальный и особый принцип духовности, во всяком случае, наилучшим образом истолковывает явление, чем монизм». Тезис о независимости (параллельности) психических и физических процессов обозначал для Г.И. Челпанова и признание особенного предмета изучения: «психическое объясняется исключительно из психического».

Утверждаемый им «дуализм» располагал собственными границами: самостоятельность физических и психических явлений не исключает их единства на онтологическом уровне, так как они могут быть демонстрацией единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»).

Читать еще:  Философские проблемы познания. Проблема познания в философии: основные аспекты в их культурно-историческом развитии

Гносеологические суждения Г. И. Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом отвечали основам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основных положений науки психологии.

Г. И. Челпанову всегда была близка мысль объединения философии и психологии (идея «философской» психологии), но в 1920-е годы, когда такой «союз» обернулся диктатом идеологии марксизма, Г.И. Челпанов делал акцент на прежде всего эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки.

Челпанов Георгий Иванович

Русский философ, логик и психолог. Создатель и руководитель Психологического института. (1862-1936)

«Философия влечет мысль к общим проблемам бытия и вследствие этого она является тем средоточием, фокусом, в котором собираются лучи всех знаний. Она является объединительницей знаний. Объединяя познания, она дает нам то миропонимание, которое единственно доступно для человеческого ума в данный момент его развития. Так как миропонимание делается основой жизнепонимания, то в этом смысле философия может сделаться руководительницей жизни»

Челпанов Георгий Иванович
__________

Георгий Иванович Челпанов родился 28 апреля 1862 г. в Мариуполе.

Среднее образование получил в Мариупольской гимназии. После окончания гимназии, в 1882 году поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе, который окончил в 1887 году с последующим прикомандированием к Московскому университету, куда в 1886 году перешёл работать его научный руководитель Н. Я. Грот.

В 1890 году начал преподавание философии в Московском университете в качестве приват-доцента.

В 1892 году перешёл в Киевский университет св. Владимира, где состоял профессором философии.

Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах «Русская Мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий» и в «Киевских Университетских Известиях»; в последнем издании Челпанов помещал обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта.

С 1897 года Челпанов руководил психологической семинарией при Киевском университете св. Владимира.

В 1897 году защитил диссертацию «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», ч. 1 (оппонентами на защите выступали Н. Я. Грот и Л. М. Лопатин), за что историко-филологическим факультетом Московского университета был удостоен степени магистра философии.

В 1904 году вторую часть того же сочинения защитил при историко-филологическом факультете Киевского университета, с присуждением степени доктора философии. За подготовленный «Учебник психологии» был удостоен Макариевской премии. Заслуженный профессор Московского университета (1916).

В 1920-е гг. XX века в ходе дискуссии о предмете социальной психологии предложил разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию.

1920-е и 1930-е гг. стали для Челпанова поистине трагическими. В середине 20-х годов ему пришлось пережить «происки» его учеников-материалистов, разрыв с более близкими ему по духу учениками – такими как Г.Г. Шпет.

В 30-е гг. умерла одна из его дочерей, а другая, выйдя замуж за французского дипломата, навсегда уехала из страны. В 1935 г. был арестован сын Александр по «Делу по обвинению немецко-фашистской контрреволюционной организации на территории СССР», сфабрикованному в связи с политическими событиями в Германии.

Умер Челпанов 13 февраля 1936 г. в скорости после получения им известия о трагической гибели сына.

Георгий Челпанов — об авторе

Информация

Биография

Георгий Иванович Челпанов (16 [28] апреля 1862, Мариуполь — 13 февраля 1936, Москва) — русский философ, логик и психолог.
Родился в семье мариупольских мещан 16 (28) апреля 1862 года.
Начальное образование получил в Мариуполе в местном приходском училище, а затем учился в Александровской Мариупольской гимназии, которую окончил в 1883 году с золотой медалью. После окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе и окончил его в 1887 году со степенью кандидата и золотой медалью за сочинение «Об отношении опыта и мышления в познавательных системах Платона и Аристотеля».
С января 1891 года начал преподавание на кафедре философии в…

Георгий Иванович Челпанов (16 [28] апреля 1862, Мариуполь — 13 февраля 1936, Москва) — русский философ, логик и психолог.
Родился в семье мариупольских мещан 16 (28) апреля 1862 года.
Начальное образование получил в Мариуполе в местном приходском училище, а затем учился в Александровской Мариупольской гимназии, которую окончил в 1883 году с золотой медалью. После окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе и окончил его в 1887 году со степенью кандидата и золотой медалью за сочинение «Об отношении опыта и мышления в познавательных системах Платона и Аристотеля».
С января 1891 года начал преподавание на кафедре философии в Московском университете в качестве приват-доцента. В феврале 1892 года перешёл в Киевский университет Святого Владимира. В ноябре 1896 года защитил диссертацию «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1» (оппонентами на защите выступали Н. Я. Грот и Л. М. Лопатин) и был удостоен историко-филологическим факультетом Московского университета степени магистра философии. В мае 1897 года был назначен исполняющим должность экстраординарного профессора университета по кафедре философии, которую возглавлял до 1906 года; в июле 1904 года был утверждён ординарным профессором. С 1897 года Челпанов также руководил психологической семинарией при Киевском университете.
Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах «Русская мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий» и в «Киевских Университетских известиях»; в последнем издании Челпанов помещал обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта.
В 1904 году вторую часть магистерского сочинения («Ч. 2. Представление пространства с точки зрения гносеологии»), которую представил в качестве докторской диссертации ещё в мае 1897 года, защитил при историко-филологическом факультете Киевского университета и получил степень доктора философии. За подготовленный «Учебник психологии» был удостоен Макариевской премии.
С 1907 года — ординарный профессор кафедры философии Московского университета; с 1916 года — Заслуженный профессор Московского университета. В 1912 году создал при Московском университете Психологический институт и был его директором до ухода на пенсию в ноябре 1923 года. Преподавал также на Высших женских курсах и в Педагогическом институте им. П. Г. Шелапутина.
Был и.о. декана (1919) историко-филологического факультета, профессор кафедры философии факультета общественных наук (1921—1923 гг.).
В 1921 году был приглашён на работу в Академию художественных наук.

Библиография

«Введение в философию» (Киев, 1905; 7-е изд. — 1918). — PDF. Архивировано 19 февраля 2012 года.
«Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (1-я ч., Киев, 1896, магистерская диссертация);
«Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе.» (СПб., 1900; 6-е изд. — 1918). — PDF. Архивировано 19 февраля 2012 года.
«О памяти и мнемонике» (СПб., 1900). — PDF. Архивировано 19 февраля 2012 года.
«Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (2-я ч., Киев, 1904, докторская диссертация). — PDF. Архивировано 19 февраля 2012 года.
«Психология. Основной курс, читанный в Московском университете в 1908-1909 акад. гг.»…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector