0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Философия позитивизма: идеи и направления. Философия позитивизма (первый позитивизм) Родоначальником позитивизма является

Содержание

Что такое позитивизм

Позитивизм, его этапы и представители

Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — это учение в философии 19–20 веков.

Позитивист — последователь учения о позитивизме.

Основные идеи позитивизма:

  • только наука (или разные науки вместе) может выделить подлинное знание. Получается, философия, которая, считается, занимается изучением реальности, правдивости знаний, и не нужна;
  • есть научная философия, но её идеи — это научные результаты и выводы;
  • метафизика, которая познаёт сущность вещей, их реальную природу, также не нужна. Наука не ищет первопричины и не задаётся вопросом «почему». Она лишь разбирается каким образом, как что-то произошло;
  • для познания вещей используется эмпиризм, то есть познание исключительно с помощью опыта, без теории и рассуждений.

Этапы позитивизма

Первый этап (классический позитивизм)

Этап классического позитивизма, зарождения течения в 30–40 годы 19 века.

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт.

Однако первым, кто заговорил про науку как позитивную философию, был французский философ Анри Сен-Симон (1760–1825). Его труды внесли вклад в возникновение и развитие позитивизма.

Классический позитивизм критикует философию и метафизику, основное внимание уделяется наукам. Отрицается поиск первопричин, так как познание человечества, природы, общества должно происходить только научным путём, в частности с помощью физики.

По мнению Конта, наука может постоянно развиваться. Основной наукой же Конт считал социологию. Она изучает общество и при этом лишена критического подхода, который свойственен философии. Соответственно, выводы от изучения будут объективными и чисто научными.

Конт в своей работе «Дух позитивной философии» (опубликована в 1844 году) выделяет три стадии развития человечества:

  • религиозную: при решении вопросов, выяснении первопричин появления и существования мира предпочтение отдаётся религиозному обоснованию;
  • метафизическую: человек пытается познать сущность вещей и первопричины событий, но в своём мышлении не опирается на факты. А место Бога занимают разумные существа или сверхъестественные силы;
  • научную (позитивную): на смену метафизике приходит наука и научное познание с помощью опыта и наблюдения.

Второй этап (эмпириокритицизм)

Второй этап начался в 70-е годы 19 века. На данном этапе развития позитивизм также именуют эмпириокритицизмом или махизмом.

Австрийский философ и учёный Эрнст Мах был активным представителем данного этапа развития позитивизма. Поэтому позитивизм на данном этапе ещё называют махизмом.

Вторым ярким представителем был швейцарский философ Рихард Авенариус.

Оба философа подвергают критике научное познание и рассуждают о релятивизме. Это доктрина, согласно которой все знания относительны, а абсолютной истины нет, есть только идеи, в которые верит конкретный человек, поэтому они считаются истинными.

Происходит развитие психологии. Поэтому познание мира происходит больше с помощью ощущений и наблюдений.

Читайте подробнее про Релятивизм.

Третий этап (неопозитивизм)

Этап логического позитивизма сложился в 20-е годы 20 века.

Логический позитивизм основывается на логике, которая берётся из математики.

Представители неопозитивизма организовали Венский кружок во главе с немецко-австрийским философом Морицом Шликом. Это сообщество неопозитивистов, которые собирались в Вене с 20-х годов 19 века.

Среди других членов Венского кружка были: Рудольф Карнап, Курт Гёдель, Ханс Хан, Отто Нейрат и другие.

Неопозитивисты утверждали, что в каждом языке есть своя логика. Чтобы познать человека и мир в общем, нужно провести логический анализ языка.

Постпозитивизм

С 50-х годов 20 века и до настоящего времени принято говорить о постпозитивизме.

  • Карл Поппер;
  • Имре Лакатос;
  • Пол Карл Фейерабенд;
  • Томас Кун; и др.

Постпозитивисты по-прежнему опираются на науку.

Особое внимание уделяется научной методологии, т. е. каким образом осуществляется научная деятельность. Причём в широком понимании под наукой понимается любой процесс получения знаний. А выходит, что научное знание присутствует абсолютно во всех сферах жизни.

Постпозитивизм сосредоточен на разрешении существующих вопросов. Он не формулирует новые теории или концепции.

По мнению Поппера, научная теория — это та, которую можно опровергнуть, а не подтвердить. Потому как найти подтверждение можно даже ложным теориям, а опровергнуть необходимо лишь один раз.

Позитивизм в праве

В качестве установленных и действующих норм (т. е. правил) признаются только нормы позитивного права. То есть те, которые определило для себя в качестве правовых то или иное государство и которые действуют в данный конкретный момент.

Позитивным нормам противопоставляются нормы естественного права. Первые были установлены законодателем, т. е. они субъективны. Вторые же берут начало в человеческой природе и неотделимы от человека.

Позитивизм в психологии

Чтобы исключить метафизическое познание, нужно перестать изучать разум человека, его сознание. Анализировать нужно только поступки человека, его реакции. Так как мы поступаем и реагируем исходя из нашего опыта.

Позитивизм в социологии

Для изучения общества и поведения людей используются только научные методы. А само общество должно строится на основе системности, которая была выявлена научным путём.

Не забудьте углубиться в Метафизику и Эмпиризм.

Философия позитивизма: идеи и направления. Философия позитивизма (первый позитивизм) Родоначальником позитивизма является

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия.

Основоположником позитивизма явился О. Конт, который провозгласил разрыв позитивной науки с философией. Его последователями были Дж. Милль и Г. Спенсер.

Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.

Все человеческое знание делится на позитивное, связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на способы установления должного. Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки. Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал.

Неопозитивизм – вторая форма данного направления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма. Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей.

Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии:

  • первая, начальная стадия связана с именами О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля, Э.Ренана, Н.Михайловского и др.;
  • вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Богданов и др.), оформилась в конце XIX — начале XX века;
  • третья стадия — неопозитивизм, или логический позитивизм.

В первой половине XIX века бурно развиваются математика, физика, химия; Ч.Дарвин создает эволюционную теорию, возникает микробиология. Достижения науки внедряются в жизнь. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим. Создаются проекты с помощью науки улучшить человеческие качества, избавиться от социальных противоречий. Возникают попытки распространить благотворное влияние науки на области, далекие от научного воздействия, — этику, литературу, психологию. Наконец, появляется потребность усилить эффективность науки, критически осмысливая ее инструментарий. Сложные отношения складываются к этому времени между специальными науками и философией. Безграничное доверие к философии — «царице наук» — сменилось скептическим к ней отношением; стало явным стремление освободиться от ее диктата. Против философии выступали как те мыслители, которым претили претензии философии на якобы строго научное решение «человеческих» проблем (С.Кьеркегор), так и сциентистски настроенные исследователи, считавшие традиционную «метафизику» далекой от подлинных запросов науки. Критическое отношение к философии со стороны различных философских школ было необходимым этапом в деле самоопределения философии, выявления ее подлинного места в культуре.

Несмотря на различные формы проявления позитивистских идей, разное время и место их формирования, все три этапа эволюции позитивизма имеют общие особенности.

Претензии традиционной философии («метафизики») с ее поисками «начал и причин», сверхчувственных субстанций, стоящих за рамками возможностей опытного знания, признаются неосновательными.

Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена; по крайней мере лишена статуса «науки наук».

Философия может сохранить статус науки, если изменит свой предмет, станет особой деятельностью по обслуживанию науки либо в качестве обобщения научных знаний, либо в качестве логики науки.

Процесс познания становится единственным предметом философии как строгой науки; изучение процесса познания не должно оказаться в плену односторонних материалистических или идеалистических подходов, не должно поддаваться аргументации этих противоборствующих философских школ.

Процесс познания един, однороден, поэтому применение научных методов возможно не только при изучении природы, но и общества и человека. Наконец, наука — не только модель человеческого познания, но и основное средство переустройства и совершенствования жизни.

Сциентизм (лат. scientia — наука) — позиция, согласно которой научное знание — оптимальная основа человеческой жизнедеятельности. Идеалом научного знания является естественно-научное знание. Противоположностью этой позиции является антисциентизм, в рамках которого развиваются идеи о враждебности науки человеку, о невозможности построить человеческую жизнь на научной основе.

Философия позитивизма: идеи и направления

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), осво­бодиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле­дованиях именно научным арсеналом средств (как и любая дру­гая наука) и опираться на научный метод.

Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX столетия. Позитивизм прошел большую эволюцию и является широко распро­страненным и популярным в современную эпоху.

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

3) неопозитивизм (философы «Венского-кружка», Львовско-Варшавской школы, Б. Рассел и Л. Витгенштейн);

Классический позитивизм.

Основателем позитивизма считается ученик Сен-Симона французский философ Огюст Конт (1798 – 1857), а также Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

По мнению Огюста Конта (1798 – 1857), философский спор между материализ­мом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.

Это значит, что:

— философское знание должно быть абсолютно точным и дос­товерным;

— для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

— основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение;

— философия должна исследовать лишь факты, а не их причи­ны, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие да­лекие от науки проблемы;

— философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

— философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением, она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсе­нал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и за­нять свое место среди других наук.

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции – интеллек­туальной и технической. Вэтой связи философом были выделены: три стадии интеллектуального развития и три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся: теологическая (мировоззрение основано на религии), метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании) и позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся: традиционное, доиндустриальное и индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу: теологическая – традиционному обществу, метафизическая – доиндустриальному, а позитивная (научная) – индустриальному. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) в работе «Система дедуктивной и индуктив­ной логики» попытался заложить основы методологии для всех наук. По мнению Милля, основой для всех наук должна стать индуктивная логика, которая анализирует данные опыта и на их основании формулирует свои выводы. При этом индуктивная логика должна стать основанием даже для таких дедуктивных (основанных на аксиомах) наук, как математика и логика.

Герберт Спенсер (1820 – 1903)– еще один крупный представитель «первого позитивизма». Он стоял у истоков натуралистически ориентирован­ной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом». Идея о единстве законов, управляющих природой и человеком, под влияни­ем огромного скачка, который совершили в то время естественные науки, была очень распространена в XIX веке.

Спенсер черпал идеи для своей теории в биологии, рассматривая общество как единый организм, аналогичный живому организму. Целостность общества обеспечивается его делением на две существующие в нем системы – внешнюю и внутреннюю. Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер счи­тал, что развитие любого организма тесно связано с его приспособ­лением к среде, т.е., в случае с обществом, к природе, и предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следова­тельно, и его постоянное усложнение.

Эмпириокритицизм (махизм).

«Второй формой позитивизма» часто называют эмпириокритицизм («критика опыта»). Его создателями считаются австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838 – 1916), немецкий фи­лософ Рихард Авенариус (1843 – 1896) и французский философ и математик Анри Пуанкаре (1854 – 1912). Основная идея эмпириокритицизма: в основе философии должен лежать критический опыт.

Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представ­ляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное ис­следование человеческих ощущений.

А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:

— во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой;

— во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.

Неопозитивизм.

Наоборот, очень популярным и распространенным в первой поло­вине и середине XX века направлением философии был неопозитивизм.

Основными представителями неопозитивизма были:

— философы «Венского-кружка»: его основатель Мориц Шлик (1882 – 1936) и последователи – Рудольф Карнап (1891 – 1970), Отто Нейрат (1882 – 1945) и Ганц Рейхенбах (1891 – 1953));

— представители Львовско-Варшавской школы (Ян Лу­касевич (1978 – 1956) и Альфред Тарский (1902 – 1984));

— английский философ, логик и математик Бертран Рассел (1872 – 1970);

— австро-анлийский философ Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951).

Основная идея неопозитивизма заключается в том, что философия должна зани­маться логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, является главным средством, через которое человек позитив­но (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближа­ется с герменевтикой).

Читать еще:  Когда ввели пятидневку в ссср. «Сколько дней в советской неделе?» Революционный календарь

Основной принцип неопозитивизма – это принцип верификации, т.е. сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать, т.е. подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) верификации не подлежат, а следовательно, эти пробле­мы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного науч­ного разрешения. Поэтому они должны быть исключены из философии. Таким образом, еще одной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) ставилось освобождение философии от метафи­зических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Постпозитивизм.

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина – конец XX в.).

В рамках постпозитивизма условно можно выделить два основных направле­ния (естественно, обнаруживающих между собой общность):

Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер (1902 – 1994) свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма.

Его идеи стали исходными для постпозитивизма. К их числу относятся:

1. Проблема демаркации – понятие из философской кон­цепции К. Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

2. Принцип фальсификации – принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», не­науки, как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом.

Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, от­носимого к науке. По мысли философа, научная теория не мо­жет согласовываться со всеми без исключения фактами. Необ­ходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличается от нео­позитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализировать релятивное знание – знание, находящееся в стадии становления.

3. Принцип фаллибилизма – принцип концепции Поппе­ра, утверждающий, что любое научное знание носит лишь ги­потетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.

4. Теория «трех миров» – теория философской концепции К. Поппера, утверждающая существование первого мира – мира объектов, второго мира – мира субъектов и третьего мира – мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.

Таким образом, постпозитивизм отходит от приоритетности логического ис­следования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма в целом – исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:как возникает новая теория, как она добивается признания, каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих, возможно ли понимание между сторонниками альтернатив­ных теорий и т.п.

Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимоза­висимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизи­ческие, ненаучные) проблемы из философии. Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов (прежде всего Томаса Куна), наука развивается не строго линейно, а скач­кообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция на­правлена к росту и совершенствованию научного знания.

Философия позитивизма

Цель лекции: ознакомить студента с особенностями позитивизма как философского течения рубежа 19-20вв.

Философия позитивизма возникает в период между 1830 и 1848г, который соответствует двум французским революциям. В середине 19в. в Германии и Франции была проведена реформа академических структур. Это привело к расширению предмета философского знания. Под пристальным вниманием философии оказались не отдельные аспекты научного знания, но вся наука. Направление философии, изучающее принципы и закономерности развития науки как отдельной отрасли человеческой деятельности называют п озитивизмом.

В философии позитивизма обычно выделяют следующие этапы:

  1. первый позитивизм
  2. второй позитивизм (махизм, или эмпириокритицизм)
  3. неопозитивизм
  4. постпозитивизм.

Главные представители этого философского направления Огюст Конт, Дж. Милль, Э.Мах, Гр. Спенсер. Р. Авенариус.

Огюст Конт (1798-1857).

Огюст Конт представитель французской линии позитивизма и один из основателей этого философского направления.

Основные труды: » Курс позитивной философии » в 6 томах, » Общий обзор позитивизма «, » Дух позитивной философии «, » Система позитивной политики «.

Огюст Конт был социологом и философом. Его главной заслугой в научной мысли является выделение социологии как отдельной науки и основание позитивизма как философского направления.

Конт был неординарным гениальным и в то же время провокационным мыслителем. Его идеи были настолько же популярны в обществе, насколько подвергались критике и насмешкам. О.Конт прожил интересную, сложную и во многом трагическую жизнь. Конт родился в католической семье в г. Монпелье. В возрасте 16 лет, имея большие способности к математике Конт, поступил в Политехническую школу. Однако, еще будучи студентом, О.Конт, вместе со своими товарищами, был недоволен одним преподавателем и отправил письмо, с просьбой выйти в отставку. После этого происшествия школу на время закрыли, а Конта выслали из Парижа. Через год Конт возвращается в Париж, где присоединяется к кружку известного мыслителя Сен-Семона, представителя религиозной идеалистической философии. В 1822г. Конт наталкивается на серьезные разногласия со своим наставником и покидает кружок. Весной 1826г Конт открыл свой первый курс по позитивной философии, однако не смог его дочитать так как заболел серьезным психиатрическим расстройством и сбежал в г. Монморанси из Парижа. Одной из причин его помешательства была неконтролируемая ревность к его жене, которую в припадке он чуть не утопил в озере по приезду в Монморанси. Вскоре после этого Конт попал в психиатрическую клинику с диагнозом маниакально-деперссивного расстройства. Вскоре он был взят на попечение жены и матери домой. Однако припадки депрессии и умопомешательства с тех пор не покидали его до конца жизни. В 1823г в одном из приступов умопомешательства в Париже Конт совершил попытку суицида и бросился в Сену. Однако был спасен и опять помещен в психиатрическую клинику. Только к 1828г Конт смог полностью восстановиться после своей долгой болезни и продолжил курс позитивной философии. В 1833г совместно основал Политехническую Ассоциацию, которая проводила занятия для рабочих. Конт преподавал курс астрономии и позитивной философии. Конт несколько раз обращался к министру просвещения Гюз с просьбой организовать для него кафедру общей истории естественных и математических наук. Однако ему было отказано. Так же безуспешно Конт пытался проникнуть в академию наук. К 1845г Конт создает и систематизирует свой основной труд «Система позитивной философии», с которой связана новая позитивная религия, разработанная Контом. В связи с этим Конт называет себя первосвященником этой религии. В роли первосвященника Конт обращается к различным политическим деятелям, в т.ч. Николаю I и великому визирю Решид-паше, а также к главе иезуитов с различными предложениями и советами. Данные попытки Конта не принесли ему положительных результатов. На последнем этапе философия Конта все больше обращается мистицизму, что отвернуло от нее многих учеников и последователей Конта. К концу жизни Конт остался практически без единомышленников и духовной поддержки. Конт умер в 1857г. Сейчас трудно дать однозначную оценку личности Конта — кто-то из исследователей считает его гением, оригинальным мыслителем и великим ученым, кто-то воспринимает его как помешанного, ограниченного невежественного сумасшедшего. Однако, Конт бесспорно внес огромный вклад в развитие философской мысли и стал основоположником позитивизма.

Рассмотрим ближе его философские идеи.

Конт хотел создать новую философию, которая бы отличалась и превосходила все философские системы, придуманные до него. Такую философию Конт называл позитивной. Конт считал, что в основе философского метода познания должен лежать метод эмпирических наук. Формой философского знания Конт полагал должно быть описательное обобщение, по принципу обобщения в естественных науках. Главным недостатком, прежних философских систем является метафизический базис многих из них. Метафизика, которая начинается еще с трудов античных философов и достигает своей кульминации в трудах Канта и Гегеля, является непрактической областью знания, а значит, по мнению Конта, должна быть удалена из философии.

Задачей философии Конт считал не построение абстрактных метафизических систем, которые не подлежат экспериментальной проверке или теоретическому обоснованию, а вполне конкретные действия, такие как

  • Свод и упорядочивание знаний данных специальных наук
  • Систематизация этих данных
  • Систематизация понятий и категорий специальных наук
  • Кодификация выводов

Конт выделил три закона позитивной философии:

  1. закон трех стадий
  2. закон подчинения воображения наблюдению
  3. энциклопедический закон

Закон трех стадий. Похожая идея этого закона встречается у Тюрго и Кондорсе. Этот закон гласит, что научное развитие человечества прошло три этапа — теологический, метафизический, позитивный. Теологический этап соответствует господству религиозному и мифологическому мировоззрению, вере в сверхъестественные силы, богов, демонов, различных вымышленных персонофецированных героев, которые олицетворяли различные стихии и пр. Эта стадия интеллектуального развития человечества характеризуется гносеологическим оптимизмом.

Второй период развития интеллектуального потенциала человечества связан с созданием абстрактных часто идеалистических систем научного знания, с помощью которых делаются попытки объяснить все явления окружающего мира. Такие системы в основу бытия кладут какой- либо материальный или идеальный принцип, через который пытаются объяснить весь мир. Так, например, у Гегеля этим принципом была абсолютная идея, у Платона — идея, у Гераклита — огонь, у Аристотеля — форма, у Декарта — Бог и так далее. Однако эти первоначальные субстанции не даны в восприятие человеку, и следовательно, эти принципы положены в основе различных философских систем как аксиомы, и не могут быть доказаны теоретически или эмпирически. При этом ввиду введения таких абстрактных принципов, философия часто становится настолько отвлеченной, что уже не имеет никакого отношения к действительности. Примером такой отвлеченной философии является философия Гегеля, философия Платона и пр.

На стадии позитивного развития интеллектуальная деятельность человечества направлена на накопление положительного знания. Положительный (позитивный) период в развитии науки не связан с построением абстрактных теорий или отвлеченных понятий. На позитивной стадии происходит систематизация и обобщение результатов наблюдений, выведение закономерностей, формирование законов.

Исходя из этой периодизации, мы видим, что, по мнению Конта, наука не должна заниматься выяснением первопричин, т.е. отвечать на вопрос «почему?», но скорее отвечать на вопрос «как». Конт выделял следующие функции науки: описательную и предсказательную. Объяснительную роль науки Конт упразднил. Конт постулирует такой тезис: «Видеть, в смысле знать, чтобы предвидеть».

Главная критика этого закона заключается в том, что переход к новой стадии развития, не отменяет предыдущую стадию. Так, появление первых метафизических систем, например Аристотелевской метафизике, не привело к отмене религиозных верований.

Предметом философии с точки зрения Конта является именно систематизация данных других наук.

Закон подчинения воображения наблюдению.Формулировка второго закона Конта постулирует, что научная теория должна соотноситься с наблюдениями. Главным методом познания Конт считал эксперимент. Поэтому теория должна опираться и подтверждаться экспериментом. Также Конт относился и к научным гипотезам, считая что гипотезы должны быть проверены экспериментом.

При этом Конт правильно заметил, что научное знание представляет собой процесс, а не абсолютный монолит, поскольку эксперименты можно ставить до бесконечности, и каждый эксперимент может увеличивать знания.

Конт выделял эмпирические методы познания — эксперимент и наблюдение, а также рациональные — индукция и дедукция .

Энциклопедический закон. Этот закон соотносится с классификацией наук, приведенной Контом:

  • математика
  • астрономия
  • физика
  • химия
  • физиология (прежде всего, физиология мозга)
  • социология (социальная физика)
  • мораль

Классификация наук базируется на определенных принципах:

  1. восхождение от абстрактной дисциплины к более конкретной
  2. восхождение от простого к сложному (математика -простая наука, социология самая сложная)
  3. восхождение от более древней к более новой дисциплине (математика древнейшая наука, социология — новейшая)

В классификацию Конта не включено множество дисциплин, таких как история или филология, и даже философия. Философия имеет причастие к каждой из наук как система однородного знания, поэтому Конт не выделил ее обособленно. Такой характеристикой обладает позитивная философия. Для создания однородной системы наук философия должна исследовать законоположения специальных научных дисциплин и создавать на основе этого единую систему наук.

Социология (социальная физика).Социология занимает последнее место в классификации Конта, а значит, социология является самой конкретной, самой сложной и новейшей наукой. Конт проводит аналогию между социологией и физикой (второе название дисциплины — социальная физика), указывая, таким образом, на то, что социология тоже должна опираться на эмпирические методы научного познания. Положения социологии должны быть описательными обобщениями. Общественную жизнь Конт сравнивал с жизнедеятельностью живого организма. Так же как и живые организмы, индивиды в обществе производят попытки либо приспособиться к среде, либо изменить эту среду. Таким средством приспособлением для человека является логика, однако логика, по мнению Конта, приводит к оцепенению духа. Развитие человеческой цивилизации Конт сравнивает с определенными стадиями оцепенения человеческого духа.

Социология Конта триадична, как разделы философии Гегеля. Конт выделял в социологии: социальную статику, динамику, политику.

  1. Социальная статика о писана в 6 томе » Позитивной философии «. Здесь Конт подвергает анализу различные социальные институты:

Семья. Семья — это ячейка общества. Семья выполняет несколько функций — воспитание детей, приучение их к морали, а также политическая активность.

Церковь выполняет функции духовного объединения в обществе. Конт был создателем позитивной религии, которую считал новым теологическим учением. При это сам себя назначил первосвященником этой религии.

Государство устанавливает законы для обеспечения солидарности между индивидами. Государство, как считал Конт — это дух народа.

Однако единая федерация Конта не имеет отношения к социализму. Конт, напротив, полагал, что частная собственность является и стимулом к труду, и гарантом ответственности человека.

Таким образом, к концу своего творчества философия Конта впадает в мистицизм и излишнюю религиозность. Последователи Конта чаще всего отвергали эти черты философии Конта, а развивали более ранние его идеи.

Основы философии позитивизма

Впервые понятие «позитивизм» появилось в 30 годах 19 века. Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты.

Этапы развития позитивизма

Позитивизм, как философское направление, был разработан французским мыслителем Огюстом Контом. Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

  1. 1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.
  2. 1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.
  3. 1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

Огюст Конт – основоположник позитивизма

Огюст Конт родился во французском городе Монпелье, в 1798 г. Его отец был сборщиком податей, поэтому он мог позволить себе дать сыну хорошее образование. Огюст окончил лицей Жоффре и поступил в Политехническую школу. Он выделялся среди однокурсников талантом к математике, лидерскими качествами и склочным характером. Из-за ссоры с преподавателем Огюста выслали из школы. Несколько лет он вынужден был выживать за счет редких уроков математики и случайных заработков.

Знакомство с философом Анри Сен-Симоном послужило началом становления Огюста, как будущего основателя позитивизма. Будучи учеником знаменитого мыслителя, Конт совместно с ним написал «Катехизис промышленников». В этой работе он перечислил основные изменения, необходимые для реорганизации общества. В процессе написания научного труда стало понятно, что у Сен-Симона и Конта разные подходы к философскому знанию. Конт критиковал религиозные взгляды своего учителя и вскоре ушел от него, чтобы основать собственную школу.

Конт был ярым сторонником научного прогресса. Вместе с единомышленниками он организовал бесплатные курсы точных наук для рабочего населения. Параллельно с этим Он пытался получить место преподавателя в Академии наук, но регулярно получал отказы. Это отрицательно сказалось на нестабильном душевном здоровье философа. Многие коллеги отмечали, что он склонен к беспричинным припадкам агрессии. Однажды, Конт в приступе ревности чуть не утопил жену, а спустя несколько лет пытался утопиться сам, но его спасли.

В 1845 г. Огюст влюбился в Клотильду де Во. Их роман был бурным, но очень коротким: спустя год после их знакомства Клотильда умерла. После ее смерти, мужчина отказался от прежних взглядов, увлекся религией и последние годы жизни провел затворником, рассорившись со своими самыми преданными учениками. Огюст умер 1857 г. Все его имущество по завещанию досталось жене. Супруга, оскорбленная изменой мужа, выбросила большую часть его имущества и не позволила последователям забрать его письменные работы, хранившиеся дома.

Джонн Стюарт Милль: влияние позитивизма на английское общество

Джонн Милль был одним из учеников Конта и его преданным последователем. Он родился в Англии, в 1806 г. Милль был одаренным ребенком: к 14 годам он изучил греческий язык, высшую математику, физику, химию, самостоятельно написал 6 работ по истории. Изначально он был последователем идей Бентама: приверженцем общественного строя, основанного на неограниченной конкуренции и частной собственности.

Читать еще:  А где Христос? Христа нет.  Главное — что бы такого освятить

После знакомства с учениями Конта, Сен-Симона Милль радикально изменил свое мнение и стал выступать за реформацию общества. Он поддерживал свободу слова и отрицал цензуру. Критиковал буржуазный образ жизни, социальное и экономическое неравенство. После женитьбы на Гарриет, Тейлор Милль заинтересовался вопросами гендерного неравенства и первым из общественных деятелей стал выступать за женскую эмансипацию и предоставление женщинам избирательного права.

Он горячо поддерживал идеи Конта о необходимости вывести философию в область исключительно научного знания. Милль внес значительный вклад в развитие позитивисткого подхода не только в философии, но и в большинстве гуманитарных наук.

Постулаты классического позитивизма

Основоположники классического позитивизма: О. Конт, Д. Милль и Г. Спенсер. Это течение философии основывается на мнении Конта о бессмысленности спора между идеализмом и материализмом.

Кратко его измышления можно представить 5 тезисами:

  • философское знание должно быть точным и достоверным;
  • философия должна взаимодействовать с другими науками и использовать научный метод познания;
  • эмпирическое наблюдение – основной метод познания;
  • задача философии – исследовать факты, не принимая во внимание антинаучные подходы;
  • философия должна стать полноценной наукой, с развитой базой и арсеналом научным средств.

В рамках позитивизма Кон создал закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической, в каждой из которых было 3 стадии развития.

Стадии интеллектуального развития:

  • теологическая;
  • метафизическая;
  • позитивная.

Стадии технического развития:

  • традиционное общество;
  • доиндустриальное общество;
  • индустриальное общество.

Работы Конта стали основой философии позитивизма. Это направление развивалось его последователями. Милль пытался привнести в философию индуктивную логику – метод, основанный на анализе данных, полученных в результате опыта. Мыслитель полагал, что даже точные науки должны отказаться от аксиом (неоспоримых истин) и развиваться с помощью практических методов.

Еще один представитель раннего позитивизма, Спенсер, рассматривал общество сквозь призму биологии. Он был одним из родоначальников ориентированной социологии – науки, основанной на законе единства человека и природы. Спенсер представлял общество, как единый организм, который развивается как любое животное или растение: постепенно усложняется, изменяясь под влиянием окружающей среды.

Особенности эмпириокритицизма

Эмпириокритицизмом (или махизмом) называют альтернативную версию классического позитивизма. Его создатели: Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре. Главная идея эмпириокритицизма: основой философии должен быть критический опыт. Человек может изучать окружающий мир только посредством комплекса чувств, поэтому его знание – результат опытного исследования.

Чтобы стать полноценной наукой, философия должна соответствовать основным требованиям:

  • являться интегративной (доступной) для изучения не только академикам, но и любому желающему;
  • стать понятной, избавится от абстрактных терминов в пользу конкретных ощущений и явлений.

Эмпириокритицизм, опирающийся на субъективный опыт, частично противоречил основной идее позитивизма. Это направление не получило широкого распространения и часто подается как отдельное направление в философии.

Становление неопозитивизма

Развитие неопозитивизма в философии пришлось на середину 20 века. Его основные представители: Р. Карнал, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основной задачей философии они видели логический анализ языка науки. Язык – главное средство восприятия и способ передачи научного знания. Философия неопозитивизма близка к герменевтике, и стремится исследовать семантику (истинное значение) текста.

Еще одна цель неопозитивизма: избавление науки от метафизических проблем. Поскольку такие понятия как Бог, сознание, бытие не могут быть верифицированы (проверены на собственном опыте), они не имеют достоверного научного решения и не должны быть проблемами философии.

Постпозитивизм: будущее науки

Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма. Его создатели: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд. В основу постпозитивизма легли идеи Поппера, автора концепции критического рационализма, которую он противопоставил логическому позитивизму.

К ним относятся:

  1. Теория трех миров. Согласно Попперу, существует три мира: объектов, субъектов и объективного знания.
  2. Принцип фаллибилизма. Любое научное знание – гипотеза, которая может быть опровергнута.
  3. Принцип фальсификации. Научная теория не может быть согласована со всеми фактами и должна опровергать их.
  4. Проблема демаркации. Научное знание должно быть отделено от ненаучного путем критического рассмотрения каждой теории.

Главная цель постпозитивизма – развитие научного знания, а не исследование его структуры. Постпозитивисты не считают необходимым исключить из науки метафизические проблемы, поскольку не все научные знания были получены благодаря практическому опыту.

87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА

87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА

Позитивизм — направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из устойчивого, фактического, несомненного.

Первый позитивизм называется классическим позитивизмом, его представители: Огюст Конт (1798–1857); Милль Джонс Стюарт (1806–1873); Спенсер Герберт(1820–1903)и др.

1. Огюст Конт — французский философ, один из родоначальников позитивизма и социологии.

Основные работы: «Курс позитивной философии»; «Дух позитивной философии».

По мнению Огюста Конта, метафизика (учение о сущности явлений) должна уступить место позитивной философии. Позитивной философией французский мыслитель называл совокупность общих научных положений всего обширного положительного естественно-научного и социального материала. Именно поэтому философию Конта назвали позитивной, т. е. положительной.

Главная особенность позитивной философии состоит в признании всех явлений подчиненными естественным неизменным законам.

Основными чертами позитивной философии Конт считал то, что она не оторвана от жизни, опирается на конкретные факты и обобщения частных наук и является результатом их схождения.

Важным понятием в философии Конта является «человечество», дающее ей систематизацию мысли.

В исследованиях Конта просматривается материалистическое понимание истории.

У позитивной философии конкретно-исторический характер, в связи с этим Конт выделяет три основные стадии эволюции человечества: — теологическая — фиктивное состояние человеческого духа, которое объясняет природу воздействием многочисленных сверхъестественных факторов;

метафизическая — абстрактное состояние, в котором сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями, при помощи которых объясняются все наблюдаемые явления;

научная — положительное состояние человека, в котором он стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений.

Огюст Конт выделил четыре основных свойства философии: изучение положительной философии — единственное правильное средство обнаружить логические законы человеческого ума; положительная философия играет важную роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования; исследование общих положительных наук способствует прогрессу отдельных положительных наук; положительную философию следует считать прочной основой общественного преобразования.

2. Милль Джонс Стюарт — британский философ, экономист, общественный деятель.

Основной заслугой ученого стала разработанная им в «Системе логики» совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Он также разработал интуитивистскую трактовку логики как всеобщей методологии наук.

Стюарт считал индукцию единственно допустимым приемом познания. Большое значение философ придавал нравственному совершенствованию индивида.

3. Спенсер Герберт — английский философ, который называл своей основной целью создание синтетической философии, объединяющей данные всех наук и формулирующей их общие закономерности.

По мнению Спенсера, философия — это однородное, целостное знание, основанное на частных науках и достигшее высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир.

Читайте также

5.3. Методы индукции Бэкона- Милля

5.3. Методы индукции Бэкона- Милля Впервые правила открытия новых истин в опытных науках изложил в своей книге «Новый Органон» английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, старая силлогистическая логика Аристотеля, вошедшая в его «Органон», «скорее служит сохранению

Позитивизм О. Конта

Позитивизм О. Конта Огюст Конт (1798–1857) – основатель позитивизма – философского течения, утверждающего, что позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания и должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта. Он

74. Позитивизм О. Конта

74. Позитивизм О. Конта Огюст Конт (1798–1857) – основатель позитивизма – философского течения, утверждающего, что позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания и должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта.

[д)] Прево [отказ от некоторых выводов Рикардо и Джемса Милля. Попытки доказать, что непрерывное уменьшение прибыли не является неизбежным]

[д)] Прево [отказ от некоторых выводов Рикардо и Джемса Милля. Попытки доказать, что непрерывное уменьшение прибыли не является неизбежным] Что касается цитированного выше Прево, который в основу своих «Reflexions sur le systeme de Ricardo» кладет миллевское изложение системы Рикардо, то

I ДОКТРИНА ОГЮСТА КОНТА ОТНОСИТЕЛЬНО НАУКИ И РЕЛИГИИ

I ДОКТРИНА ОГЮСТА КОНТА ОТНОСИТЕЛЬНО НАУКИ И РЕЛИГИИ Система Огюста Конта состоит в методическом переходе от науки к религии через философию. Метод, при помощи которого это движение осуществлено, и который определяет собою значение и ценность добытых таким образом

I ДОКТРИНА ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА ОТНОСИТЕЛЬНО НАУКИ, РЕЛИГИИ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

I ДОКТРИНА ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА ОТНОСИТЕЛЬНО НАУКИ, РЕЛИГИИ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Существенные места, касающиеся религии и ее отношений к науке, находятся в первой части Основных Начал, озаглавленной „Непознаваемое“, и в тех частях Оснований Социологии, которые

Раздел первый. Первый период: от Фалеса до Аристотеля

Раздел первый. Первый период: от Фалеса до Аристотеля Этот период мы снова делим на три отдела:1. Первый простирается от Фалеса до Анаксагора, от абстрактной мысли, которая существует в непосредственной определенности, до мысли о самое себя определяющей мысли; здесь

Идея свободы Дж. Ст. Милля

Идея свободы Дж. Ст. Милля Решения комиссии Волфендена основаны на классическом эссе Дж. Ст. Милля (1806-1873), одного из основоположников либерализма, «О свободе»[111]. В эссе говорится о том, что « единственная цель, которая оправдывает вмешательство человечества

Программа по сравнительной психологии Герберта Спенсера

Программа по сравнительной психологии Герберта Спенсера Сравнительная психология может быть разделена на три отдела, расположенных по порядку их специализации.Отдел 1-й. Степень умственного развития различных человеческих типов, принимая в соображение сумму

15. Позитивизм О. Конта

15. Позитивизм О. Конта Позитивизм — философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может

Мечта Спенсера

Мечта Спенсера «Легко понять, что образование высших интеллектуальных способностей всегда шло рука об руку с социальным прогрессом, как причина и следствие» (124). Чем сложнее социальные связи культуры, тем умнее человек. И чем умнее человек, тем сложнее его культура. Когда

Глава первая ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕЗИСЫ ОГЮСТА КОНТА

Глава первая ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕЗИСЫ ОГЮСТА КОНТА Содержание позитивизма не ограничивается взглядами его основателя на общество и правительство[1489]; но отыскивать у Конта главным образом социальную и политическую доктрину вовсе не значит умалять или

Прим. L …задолго до приверженцев Тэна или Огюста Конта

Прим. L …задолго до приверженцев Тэна или Огюста Конта Когда настоящая работа публиковалась в журнале, некоторые оппоненты заявили, что вся наша критика современного интеллектуала несостоятельна, так как мы не уделили большего внимания автору «Происхождения

Позитивизм

Позитиви́зм (фр. positivisme , от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Содержание

История позитивизма

Основоположником позитивизма является Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей Милля [1] и Спенсера [2] . Этот позитивизм получил название Первого или классического. В России его последователями были Н. Михайловский, В. Лесевич.

На немецких землях позитивизм впитал некоторые элементы кантианства и приобрел свою специфику. Поэтому его стали различать от первого позитивизма и называть вторым позитивизмом [3] или Эмпириокритицизмом. Его представителями были швейцарец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Согласно Ленину, к взглядам второго позитивизма были близки взгляды Пуанкаре и Дюэма [4] . В августе 1900 года Пуанкаре руководил секцией логики Первого Всемирного философского конгресса, проходившего в Париже. Там он выступил с программным докладом «О принципах механики», где изложил свою конвенционалистскую философию. В России ко второму позитивизму примыкает эмпириомонизм А. Богданова, а в США — прагматизм Ч. Пирса:

Со вторым «немецким» позитивизмом тесно связан неопозитивизм или логический позитивизм Венского кружка, поскольку его лидер Мориц Шлик был непосредственным преемником Маха [6] . Помимо Шлика центральными фигурами кружка были Карнап и Нейрат. Принимал участие в работе кружка и Людвиг Витгенштейн. Этот кружок нашел в Англии своего активного сторонника и пропагандиста в лице Айера, а в США в лице Куайна. С 1930 Венский кружок издает совместно с берлинской группой Рейхенбаха журнал «Erkenntnis» («Познание»), пропагандирующий идеи логического позитивизма. Неопозитивисты созвали ряд конгрессов: в Праге (1929), Кенигсберге (1930), Праге (1934), Париже (1935), Копенгагене (1936), Париже (1937), Кембридже (1938). В результате Второй мировой войны Вена перестала существовать как центр неопозитивизма, а его представители эмигрировали в англоязычные страны.

«Англоязычный» неопозитивизм обыкновенно называют аналитической философией, поскольку англоязычная философия была уже подготовлена как многовековыми традициями номинализма и эмпиризма, так и непосредственно предшествующими идеям утилитаризма, прагматизма (Моррис) и неореализма (Рассел, Мур). Основное отличие аналитической философии от австрийского неопозитивизма в смещении внимания с логического анализа на лингвистический анализ естественного языка. Если философия логического позитивизма считала себя философией науки и представляла линию сциентизма, сторонники аналитической философии выступали против какого-либо культа научного знания и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке. Например, Людвиг Витгенштейн считается одновременно и австрийским неопозитивистом и представителем аналитической традиции. Под влиянием Витгенштейна находился британский философ Рассел, которого считают представителем не только неореализма, но и неопозитивизма [7] . Ключевыми представителями английского неопозитивизма были Гилберт Райл, Джон Уисдом и Джон Остин, американский неопозитивизм был представлен Гудменом, Дэвидсоном, Крипке и Сёрлем

Основные положения позитивизма

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа» [8] .

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики [9] . Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки [10] .

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О.Конту)

  • Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
    • Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
    • Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
    • Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
  • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
  • Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи бароккооптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Идея эволюции с позиции позитивизма

Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так и идеалисты и мистики.

Читать еще:  Как защитить ребенка от растления и сексуальных домогательств?

Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями

Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания» [11] .

Философия позитивизма

Если вы считаете, что единственно верным источником достоверного и истинного знания являются исследования, основанные на чувственном опыте, и не верите в то, что исследование философское не несёт в себе никакой познавательной ценности, то спешим вам сообщить – вы являетесь позитивистом, пусть даже и не знаете об этом. А позитивизм, в свою очередь, является философским учением и методологическим научным направлением, которое как раз и основывается на идее о том, что истину может открыть лишь эмпирический опыт. И если вам интересно более подробно разобраться в том, что такое позитивизм, предлагаем вам продолжить чтение.

Базовые положения позитивизма

Итак, за основу всего позитивистского воззрения взята идея о том, что всё подлинное знание, которое, кстати, и называется позитивным, представляет собой комплексный результат специальных наук.

В позитивизме объединены в один научный метод два отдельных: эмпирический и логический. Весь смысл метода, применимого ко всем наукам и позволяющего обрести достоверное и надёжное знание законов природы, был выражен ещё в 1929 году в манифесте «Венского кружка». Тогда учёные, среди которых были К. Гёдель, О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Кауфман, Т. Радакович, К. Менгер и другие дали научному миропониманию характеристику, взяв за основу два главных момента. В первую очередь, научное миропонимание – это миропонимание эмпиристское и позитивистское: может быть лишь познание опытное, основывающееся на том, что дано людям непосредственно. А во-вторых, научное миропонимание отличается использованием особого метода, коим является метод логического анализа. Основной же целью позитивистского учения является получение объективных знаний.

Идеи позитивистов сильнейшим образом повлияли на общенаучную и естественнонаучную методологию, в особенности во второй половине XIX столетия. Так, позитивизмом критиковались позиции натурфилософов, навязывающие научному миру не совсем понятные умозрительные образы тех процессов и объектов, которые ими изучались. Но позже критика позитивистов была перенесена ими на всё философское знание, в общем и целом. Это послужило почвой для разграничения научного и метафизического.

Смысл концепции позитивистов, касающейся взаимодействия философии и науки, был в полной мере выражен в изречении Огюста Конта, гласящего, что наука уже сама по себе является философией.

Невзирая на это, у множества позитивистов не было уверенности в том, что создать научную философию вообще возможно. Философия такого типа должна была трансформироваться в особую область конкретного научного знания и не предполагала своего методологического отличия от остальных дисциплин.

В процессе становления позитивизма способными выполнять функции научной философии могли быть несколько теорий:

  • Лингвистический анализ языка, основными сторонниками которого были Джон Остин и Гилберт Райл
  • Методология науки, основными сторонниками которой были Джон Стюарт Милль и Огюст Конт
  • Логический анализ научного языка, основными сторонниками которого были Рудольф Карнап, Бертран Рассел и Мориц Шлик
  • Научная картина мира, основным сторонником которой был Герберт Спенсер
  • Логико-эмпирическая реконструкция динамики науки, основными сторонниками которой были Карл Раймунд Поппер и Имре Лакатос
  • Психология научного творчества и научного мышления, основными сторонниками которой были Эрнст Мах и Пьер Дюгем

Но каждый из представленных вариантов позитивной философии подвергся жесточайшей критике, главным образом, самими же представителями позитивизма. Причиной этому стало то, что эти варианты не соответствовали позитивистским критериям научности, а также то, что они базировались на определённых метафизических предпосылках.

Однако несколько интересных позитивистских идей, получивших довольно широкое распространение в определённый момент, отметить всё же следует.

Процесс эволюции с позиции позитивизма

Позитивисты поддерживали идею о прогрессе, основой которой является поступательное движение к одной конкретной цели, и человеческая эволюция тоже является прогрессом, наибольшее значение в котором имеет наука.

Первые ростки идеи эволюции появились в 50-х годах XIX столетия. По одному мнению, идея эволюции была раскрыта Чарльзом Дарвином, а другие считают, что авторство принадлежит Герберту Спенсеру – английскому философу-позитивисту. Но суть не в этом, а в том, что именно последним была раскрыта концепция космической эволюции.

Эволюция является общим законом развития природы и социума, иначе говоря, является предметом философии. Смысл данного закона сводится к тому, что эволюция характеризуется движением от однообразия к многообразию.

Чтобы проиллюстрировать это, Герберт Спенсер черпал материалы из таких наук, как социология, биология и астрономия. Он утверждал, что в однообразной космической туманности рождается многообразие небесных тел Солнечной системы. Аналогично этому, из однообразной первобытной орды появилось множество форм государства, а из однообразной протоплазмы появилось великое множество живых организмов. Помимо этого, для процесса эволюции характерно тяготение от хаоса к космосу и постепенное замедление, обусловленное рассеиванием энергии.

Идея эволюции оказалась очень востребованной, и была активно поддержана и мистиками, и идеалистами, и материалистами.

Исторические стадии человечества с позиции позитивизма

Основоположником идеи исторических стадий человечества стал один из самых видных представителей позитивизма Огюст Конт.

Конт выделял три стадии развития человечества:

  • Теологическую стадию, на которой объяснительной гипотезой является понятие Бога, с которым и связаны первопричины всего и которому соответствует антропоморфный образ. Теологическая стадия разделяется на три подстадии:
  • Фетишизм – люди поклоняются объектам, которым присваиваются человеческие статусы
  • Политеизм – люди облекают первопричины в человеческие образы и измышляют богов
  • Монотеизм – люди структурируют первопричины, выделяя из них первостепенные и второстепенные, и в результате открывают истинную причину всего – Единого Бога
  • Метафизическую стадию, на которой люди всё так же постигают причину и назначение всего, однако место богов отведено абстрактным сущностям. Например, Единым Богом является Природа
  • Позитивную стадию, на которой любое знание трансформируется в научное знание. На этой стадии человечество взрослеет и становится способным признать то, что его познание является относительным

Именно на позитивной стадии позитивизм преодолевает оптимизм, а научное знание становится эмпиристским, т.е. воображение начинает строго подчиняться наблюдению. Конт же ещё раз говорит об идее Фрэнсиса Бэкона, по которой только проверенный опыт может быть основой знания. Исследователям необходимо заниматься не поиском сущности явлений, и поиском их отношения, выражающегося посредством взаимодействий между фактами. Помимо всего прочего, научное знание становится также прагматичным, т.е. перестаёт основываться на энциклопедических знаниях, а приобретает форму полезного, точного и достоверного.

Связь позитивизма и других философских течений

Основным видимым противостоянием позитивизма является борьба с метафизическим течением, оперирующим понятиями, расходящимися с реальными фактами. Позитивисты искали такой научный метод, который позволял бы получать правдивые научные знания, не зависящие от предрассудков метафизики. И достоверным знанием они считали знание, опирающееся на нейтральный опыт, а единственной формой знания, имеющей познавательную ценность, для них было только описание фактов, основанное на чувственном опыте.

С целью выразить результаты наблюдений учёные должны применять так называемые «протокольные предложения». Один из лидеров логического позитивизма Мориц Шлик говорил, что изначально «протокольные предложения» интерпретировались, как предложения, выражающие факты в абсолютной простоте, без их изменения или добавления к ним чего-либо, т.е. факты, которые являются предметом поиска любой науки и которые имеются ещё до какого-либо познания и суждения о мире. Нет никакого смысла заниматься изучением недостоверных фактов, а недостоверными могут быть только знания и утверждения человека. Таким образом, если есть возможность выражения фактов через «протокольные предложения», значит, можно брать эти факты за отправные точки научного знания.

Заключение

Таковы в общих чертах основные предпосылки философии позитивизма. Но на сегодняшний день в ней нет каких бы то ни было влиятельных и крупных концепций, а сама она уже не так уверена в себе. Научное знание допускает, а порой даже говорит о необходимости других направлений, причём даже самых, так сказать, метафизических. Всё представление о том, что есть возможность разграничить науку и метафизическую мировоззренческую составляющую, сделав, тем самым, из философии особый вид технической дисциплины, оказалось мифическим и практически не имеющим шансов на реализацию.

Основы философии позитивизма

Впервые понятие «позитивизм» появилось в 30 годах 19 века. Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты.

Этапы развития позитивизма

Позитивизм, как философское направление, был разработан французским мыслителем Огюстом Контом. Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

  1. 1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.
  2. 1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.
  3. 1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

Огюст Конт – основоположник позитивизма

Огюст Конт родился во французском городе Монпелье, в 1798 г. Его отец был сборщиком податей, поэтому он мог позволить себе дать сыну хорошее образование. Огюст окончил лицей Жоффре и поступил в Политехническую школу. Он выделялся среди однокурсников талантом к математике, лидерскими качествами и склочным характером. Из-за ссоры с преподавателем Огюста выслали из школы. Несколько лет он вынужден был выживать за счет редких уроков математики и случайных заработков.

Знакомство с философом Анри Сен-Симоном послужило началом становления Огюста, как будущего основателя позитивизма. Будучи учеником знаменитого мыслителя, Конт совместно с ним написал «Катехизис промышленников». В этой работе он перечислил основные изменения, необходимые для реорганизации общества. В процессе написания научного труда стало понятно, что у Сен-Симона и Конта разные подходы к философскому знанию. Конт критиковал религиозные взгляды своего учителя и вскоре ушел от него, чтобы основать собственную школу.

Конт был ярым сторонником научного прогресса. Вместе с единомышленниками он организовал бесплатные курсы точных наук для рабочего населения. Параллельно с этим Он пытался получить место преподавателя в Академии наук, но регулярно получал отказы. Это отрицательно сказалось на нестабильном душевном здоровье философа. Многие коллеги отмечали, что он склонен к беспричинным припадкам агрессии. Однажды, Конт в приступе ревности чуть не утопил жену, а спустя несколько лет пытался утопиться сам, но его спасли.

В 1845 г. Огюст влюбился в Клотильду де Во. Их роман был бурным, но очень коротким: спустя год после их знакомства Клотильда умерла. После ее смерти, мужчина отказался от прежних взглядов, увлекся религией и последние годы жизни провел затворником, рассорившись со своими самыми преданными учениками. Огюст умер 1857 г. Все его имущество по завещанию досталось жене. Супруга, оскорбленная изменой мужа, выбросила большую часть его имущества и не позволила последователям забрать его письменные работы, хранившиеся дома.

Джонн Стюарт Милль: влияние позитивизма на английское общество

Джонн Милль был одним из учеников Конта и его преданным последователем. Он родился в Англии, в 1806 г. Милль был одаренным ребенком: к 14 годам он изучил греческий язык, высшую математику, физику, химию, самостоятельно написал 6 работ по истории. Изначально он был последователем идей Бентама: приверженцем общественного строя, основанного на неограниченной конкуренции и частной собственности.

После знакомства с учениями Конта, Сен-Симона Милль радикально изменил свое мнение и стал выступать за реформацию общества. Он поддерживал свободу слова и отрицал цензуру. Критиковал буржуазный образ жизни, социальное и экономическое неравенство. После женитьбы на Гарриет, Тейлор Милль заинтересовался вопросами гендерного неравенства и первым из общественных деятелей стал выступать за женскую эмансипацию и предоставление женщинам избирательного права.

Он горячо поддерживал идеи Конта о необходимости вывести философию в область исключительно научного знания. Милль внес значительный вклад в развитие позитивисткого подхода не только в философии, но и в большинстве гуманитарных наук.

Постулаты классического позитивизма

Основоположники классического позитивизма: О. Конт, Д. Милль и Г. Спенсер. Это течение философии основывается на мнении Конта о бессмысленности спора между идеализмом и материализмом.

Кратко его измышления можно представить 5 тезисами:

  • философское знание должно быть точным и достоверным;
  • философия должна взаимодействовать с другими науками и использовать научный метод познания;
  • эмпирическое наблюдение – основной метод познания;
  • задача философии – исследовать факты, не принимая во внимание антинаучные подходы;
  • философия должна стать полноценной наукой, с развитой базой и арсеналом научным средств.

В рамках позитивизма Кон создал закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической, в каждой из которых было 3 стадии развития.

Стадии интеллектуального развития:

  • теологическая;
  • метафизическая;
  • позитивная.

Стадии технического развития:

  • традиционное общество;
  • доиндустриальное общество;
  • индустриальное общество.

Работы Конта стали основой философии позитивизма. Это направление развивалось его последователями. Милль пытался привнести в философию индуктивную логику – метод, основанный на анализе данных, полученных в результате опыта. Мыслитель полагал, что даже точные науки должны отказаться от аксиом (неоспоримых истин) и развиваться с помощью практических методов.

Еще один представитель раннего позитивизма, Спенсер, рассматривал общество сквозь призму биологии. Он был одним из родоначальников ориентированной социологии – науки, основанной на законе единства человека и природы. Спенсер представлял общество, как единый организм, который развивается как любое животное или растение: постепенно усложняется, изменяясь под влиянием окружающей среды.

Особенности эмпириокритицизма

Эмпириокритицизмом (или махизмом) называют альтернативную версию классического позитивизма. Его создатели: Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре. Главная идея эмпириокритицизма: основой философии должен быть критический опыт. Человек может изучать окружающий мир только посредством комплекса чувств, поэтому его знание – результат опытного исследования.

Чтобы стать полноценной наукой, философия должна соответствовать основным требованиям:

  • являться интегративной (доступной) для изучения не только академикам, но и любому желающему;
  • стать понятной, избавится от абстрактных терминов в пользу конкретных ощущений и явлений.

Эмпириокритицизм, опирающийся на субъективный опыт, частично противоречил основной идее позитивизма. Это направление не получило широкого распространения и часто подается как отдельное направление в философии.

Становление неопозитивизма

Развитие неопозитивизма в философии пришлось на середину 20 века. Его основные представители: Р. Карнал, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основной задачей философии они видели логический анализ языка науки. Язык – главное средство восприятия и способ передачи научного знания. Философия неопозитивизма близка к герменевтике, и стремится исследовать семантику (истинное значение) текста.

Еще одна цель неопозитивизма: избавление науки от метафизических проблем. Поскольку такие понятия как Бог, сознание, бытие не могут быть верифицированы (проверены на собственном опыте), они не имеют достоверного научного решения и не должны быть проблемами философии.

Постпозитивизм: будущее науки

Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма. Его создатели: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд. В основу постпозитивизма легли идеи Поппера, автора концепции критического рационализма, которую он противопоставил логическому позитивизму.

К ним относятся:

  1. Теория трех миров. Согласно Попперу, существует три мира: объектов, субъектов и объективного знания.
  2. Принцип фаллибилизма. Любое научное знание – гипотеза, которая может быть опровергнута.
  3. Принцип фальсификации. Научная теория не может быть согласована со всеми фактами и должна опровергать их.
  4. Проблема демаркации. Научное знание должно быть отделено от ненаучного путем критического рассмотрения каждой теории.

Главная цель постпозитивизма – развитие научного знания, а не исследование его структуры. Постпозитивисты не считают необходимым исключить из науки метафизические проблемы, поскольку не все научные знания были получены благодаря практическому опыту.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector