Феофан затворник — что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Журнальный мир Что есть духовная жизнь феофан
Содержание
- 1 Феофан затворник — что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Журнальный мир Что есть духовная жизнь феофан
- 1.1 Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
- 1.2 1. Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего польза
- 1.3 2. Отзыв о причине молчания. Необходимая откровенность и простота в переписке. Суета светской жизни
- 1.4 3. Пустота и односторонность светской жизни
- 1.5 Феофан Затворник: Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
- 1.6 Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться: краткое содержание, описание и аннотация
- 1.7 Феофан Затворник: другие книги автора
- 1.8 Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
- 1.9 Феофан затворник — Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
- 1.10 Феофан затворник — Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться краткое содержание
- 1.11 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок
- 1.12 Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
- 1.13 У книжной полки. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?
- 1.14 Феофан затворник — что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Журнальный мир Что есть духовная жизнь феофан
- 1.15 ЧТО ПОЧИТАТЬ
- 1.16 ЧТО ПОЧИТАТЬ
- 1.17 АВТОРЫ
- 1.18 КНИГИ
- 1.19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
- 1.20 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?
- 1.21 Святитель Феофан Затворник
- 1.22 Лучшая рецензия на книгу
- 1.23 Рецензии
Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
© Интернет-издание Вэб-Центра «Омега» Москва — 2003
1. Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего польза
После того как пред отъездом Вашим в Москву мы условились вести беседу о нужных для Вас вещах письменно, мне естественно было ожидать, что по прибытии на место Вы дадите знать о себе и новой для Вас обстановке. Ждал и жду, но вот сколько уже времени ничего не дожидаюсь. Что сделалось? Уж здоровы ли Вы? Храни Вас Матерь Божия. Или намерение переменили?! Всяко бывает — и это возможно. На этот случай и пишу теперь, чтоб, если так есть и тут участвует какая-либо опаска обо мне — что-де обременять не след или другое что, — Вы выбросили её из головы. Писание к Вам, и притом о таких предметах, не будет для меня тяготою — напротив, составит немалое удовольствие, внося некое разнообразие в обычные мои занятия. Скажу нечто большее: что если не состоится задуманное нами, то я буду себя чувствовать так, как чувствует себя понесший какой-либо убыток или потерявший нечто. Как это, не стану Вам объяснять, но повторяю, что сие так будет и что сему так и быть должно. Вот и приходится не совет Вам давать, а прошение прилагать: пишите. Хоть большой мудрости нечего Вам от меня ожидать, но один уже пересмотр всего достодолжного доставит Вам немалую пользу, оживив в памяти Вашей всю эту область и сосредоточив на ней внимание, может быть, с возгрением и особой энергии. А в этом последнем какое благо! Ибо если бывает у нас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному.
2. Отзыв о причине молчания. Необходимая откровенность и простота в переписке. Суета светской жизни
А я растерялся в догадках: что бы такое было? А вот что! Бабушка немножко болела. Ну, бабушка — победоносное слово. Для внучек нет теплее места, как у бабушек, нет и для бабушек дороже лиц, как хорошие внучки. И за это надо Бога благодарить. А Вы чаще утешайте бабушку и внимательнее слушайте, что она говорит. У стариц — мудрость, опытами и трудами жизни приобретенная. И они часто невзначай, в простых фразах высказывают такие мудрые уроки, которых и в книгах поискать — не найдешь.
Хоть Вы представили очень удовлетворительное объяснение, почему не писали так долго, но все же следовало бы на Вас наложить, хоть небольшую, епитимью, в видах исправления. Думаю, однако ж, что, может быть, Вы лучше расположитесь к исправности, если поблагодарю Вас, что писали и за то, что писали. И благодарю.
Обещаете быть откровенною. Добре! Откровенность — первое дело в переписке, иначе нечего было её и затевать. И пишите всегда сплеча — все, что есть на душе, и особенно пополнее излагайте вопросы, которые зашевелятся в голове и станут настойчиво требовать решения. Тогда и решения будут приниматься, как земля жаждущая принимает воду. И это есть самый лучший способ и приобретения, и закрепления в душе понятий, разъясняющих суть предметов и дел, которых яснозрение очами ума считаем мы для себя необходимым. Какой был бы толк, если б я написал Вам об одном, а Ваша душа была бы занята другим? Это было бы пусторечие, похожее на то, как если б два лица разговаривали между собою, обратясь друг к другу спиною и каждый толкуя о том, что у него пред глазами. Мы, кажется, так и положили с Вами, что не будем заниматься отвлеченностями и рисовать планы и теории, а поведем речь так, как вести её заставят текущие явления жизни. Так и будем идти шаг за шагом.
Пишите, что у Вас «рябит в глазах. Дня с два, — говорите, — случилось мне пробыть в обычных здесь общественных увеселениях: то в театре посидела, то погуляла, то была на вечере. И что это за толкотня, какие речи, какие о всем мудреные суждения, какие приемы в обращении? Все это мне дико, а от толкотни мыслей не сберу». Это на первый раз Вам так показалось, а потом присмотритесь. Впечатление, Вами испытанное, после покойной простой семейной в деревне жизни совершенно в порядке вещей. Я бы сказал Вам: поэтому и судите, где истина жизни и где ложь, — но не знаю, что у Вас от всего бывшего засело на душе. Ибо возможно, что на поверхности будто и неодобрение таких порядков, а поглубже — сочувствие им и желание повторения. Жизнь, которой частичку Вы видели, имеет одуряющее свойство: так что и видят, что все это не то, а все тянутся, как привыкший к опиуму знает, что будет как сумасшедший, а все принимает его или потому и принимает. Так Вы как себя чувствуете? Тянет Вас ещё туда же? Желательно Вам так проводить жизнь? Прошу хорошенько расписать мне это — и по правде.
3. Пустота и односторонность светской жизни
Как Вы обрадовали меня Вашим ответом! «Не тянет, напротив, отталкивает. Не один день после того я была как разбитая, душа моя томилась и тосковала, и я сладить с собою не могла. Насилу-насилу отлегло». Что же это Вы прошлый раз не прописали этого? Мне и показалось, что, помалчивая, Вы прячете зазнобу или занозу. Дай Бог, чтоб такое отревающее от светской жизни и светских увеселений чувство навсегда сохранилось в Вас. Но возможно и то, что слюбится. Как видно, Вам нельзя не соприкасаться к такой жизни. Во второй раз будет уж не так разрушительно и смутительно, в третий — ещё меньше, а потом и ничего себе — как говорят про водочку: первая чарка колом, вторая соколом, а там уж только подавай. Которым приходится зайти в табачную мастерскую, что испытывают? И глаза ест, и в носу точит, и дохнуть нельзя. А которые трут-то, тем совсем ничего; да и эти свежие, постояв немного, уж не так жмурятся, чихают и перхают, а потом и совсем эти неудобства прекращаются. Смотрите, не случилось бы и с Вами подобного относительно так возмутивших покой Ваш порядков жизни.
Феофан Затворник: Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
Здесь есть возможность читать онлайн «Феофан Затворник: Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2001, категория: religion_orthodoxy / Православные книги / Религия / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
- 100
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- Описание
- Другие книги автора
- Правообладателям
- Похожие книги
Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Феофан Затворник: другие книги автора
Кто написал Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894), оставил богатое духовно-литературное наследие. Особое место в писательских трудах преосвященного Феофана занимают его письма к разным людям, часто мирянам, ищущим спасения во Христе. Они представляют собой ответ на множество проблем его духовных детей, которые вытекают из одного единственного вопроса: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?». Это — основной жизненный вопрос во все времена, он стоит также и перед христианами наших дней.
Письма, приведенные в предлагаемом издании, епископ Феофан пишет молодой девушке, «которая замуж не хочет, но и в монастырь не собралась с духом». Эти письма — откровенное и подробное описание внутренней жизни человека. Удивляет, как святитель Феофан чутко улавливает духовные потребности писавшего, сердечно и терпеливо разъясняет все вопросы и недоумения, дает руководство к духовному устроению жизни в миру. Он говорит о необходимости обновления и самоочищения через отвращение от греха, борьбу со страстями, покаяние, молитву и воссоединение с Богом для спасения души.
Эти письменные советы и наставления, проникнутые отеческой любовью, многих спасли от духовной смерти и многих возродили к новой жизни; они и сейчас укрепляют в нас духовную ревность, направляют нас на путь истины, способствуют совершенству в богопознании и богоугодной жизни и дают надежду на спасение.
Православие, душа, духовность, духовная жизнь, святой, святые, монашество, монах, правила, молитва, грех, страсти, покаяние, спасение ru Владимир Шнейдер http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html ExportToFB21, FictionBook Editor Release 2.6.6 Март 2010 г. http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/feofan/feofan1/contents.html OOoFBTools-2010-3-23-8-30-2-134 2.0
2.0 — исходный текст
Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться., Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Москва 2001
Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
© Интернет-издание Вэб-Центра «Омега» Москва — 2003
1. Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего польза
После того как пред отъездом Вашим в Москву мы условились вести беседу о нужных для Вас вещах письменно, мне естественно было ожидать, что по прибытии на место Вы дадите знать о себе и новой для Вас обстановке. Ждал и жду, но вот сколько уже времени ничего не дожидаюсь. Что сделалось? Уж здоровы ли Вы? Храни Вас Матерь Божия. Или намерение переменили?! Всяко бывает — и это возможно. На этот случай и пишу теперь, чтоб, если так есть и тут участвует какая-либо опаска обо мне — что-де обременять не след или другое что, — Вы выбросили её из головы. Писание к Вам, и притом о таких предметах, не будет для меня тяготою — напротив, составит немалое удовольствие, внося некое разнообразие в обычные мои занятия. Скажу нечто большее: что если не состоится задуманное нами, то я буду себя чувствовать так, как чувствует себя понесший какой-либо убыток или потерявший нечто. Как это, не стану Вам объяснять, но повторяю, что сие так будет и что сему так и быть должно. Вот и приходится не совет Вам давать, а прошение прилагать: пишите. Хоть большой мудрости нечего Вам от меня ожидать, но один уже пересмотр всего достодолжного доставит Вам немалую пользу, оживив в памяти Вашей всю эту область и сосредоточив на ней внимание, может быть, с возгрением и особой энергии. А в этом последнем какое благо! Ибо если бывает у нас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному.
Феофан затворник — Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
- 80
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Феофан затворник — Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться краткое содержание
Известная нескольким поколениям православных читателей книга «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» обращена к мирянам, ищущим спасения во Христе.
Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок
Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего польза
После того как пред отъездом Вашим в Москву мы условились вести беседу о нужных для Вас вещах письменно, мне естественно было ожидать, что по прибытии на место Вы дадите знать о себе и новой для Вас обстановке. Ждал и жду, но вот сколько уже времени ничего не дожидаюсь. Что сделалось? Уж здоровы ли Вы? Храни Вас Матерь Божия. Или намерение переменили?! Всяко бывает – и это возможно. На этот случай и пишу теперь, чтоб, если так есть и тут участвует какая-либо опаска обо мне – что-де обременять не след или другое что, Вы выбросили ее из головы. Писание к Вам, и притом о таких предметах, не будет для меня тяготою – напротив, составит немалое удовольствие, внося некое разнообразие в обычные мои занятия. Скажу нечто большее: что если не состоится задуманное нами, то я буду себя чувствовать так, как чувствует себя понесший какой-либо убыток или потерявший нечто. Как это, не стану Вам объяснять, но повторяю, что сие так будет и что сему так и быть должно. Вот и приходится не совет Вам давать, а прошение прилагать: пишите. Хоть большой мудрости нечего Вам от меня ожидать, но один уже пересмотр всего достодолжного доставит Вам немалую пользу, оживив в памяти Вашей всю эту область и сосредоточив на ней внимание, может быть, с возгрением и особой энергии. А в этом последнем какое благо! Ибо если бывает у нас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному.
Отзыв о причине молчания. Необходимая откровенность и простота в переписке. Суета светской жизни
А я растерялся в догадках: что бы такое было? А вот что! Бабушка немножко болела. Ну, бабушка – победоносное слово. Для внучек нет теплее места, как у бабушек, нет и для бабушек дороже лиц, как хорошие внучки. И за это надо Бога благодарить. А Вы чаще утешайте бабушку и внимательнее слушайте, что она говорит. У стариц – мудрость, опытами и трудами жизни приобретенная. И они часто невзначай, в простых фразах высказывают такие мудрые уроки, которых и в книгах поискать – не найдешь. Хоть Вы представили очень удовлетворительное объяснение, почему не писали так долго, но все же следовало бы на Вас наложить, хоть небольшую, епитимью, в видах исправления. Думаю, однако ж, что, может быть, Вы лучше расположитесь к исправности, если поблагодарю Вас, что писали и за то, что писали. И благодарю.
Обещаете быть откровенною. Добре! Откровенность – первое дело в переписке, иначе нечего было ее и затевать. И пишите всегда сплеча – все, что есть на душе, и особенно пополнее излагайте вопросы, которые зашевелятся в голове и станут настойчиво требовать решения. Тогда и решения будут приниматься, как земля жаждущая принимает воду. И это есть самый лучший способ и приобретения, и закрепления в душе понятий, разъясняющих суть предметов и дел, которых яснозрение очами ума считаем мы для себя необходимым. Какой был бы толк, если б я написал Вам об одном, а Ваша душа была бы занята другим? Это было бы пусторечие, похожее на то, как если б два лица разговаривали между собою, обратясь друг к другу спиною и каждый толкуя о том, что у него пред глазами. Мы, кажется, так и положили с Вами, что не будем заниматься отвлеченностями и рисовать планы и теории, а поведем речь так, как вести ее заставят текущие явления жизни. Так и будем идти шаг за шагом.
Пишите, что у Вас «рябит в глазах. Дня с два, – говорите, – случилось мне пробыть в обычных здесь общественных увеселениях: то в театре посидела, то погуляла, то была на вечере. И что это за толкотня, какие речи, какие о всем мудреные суждения, какие приемы в обращении? Все это мне дико, а от толкотни мыслей не сберу.» Это на первый раз Вам так показалось, а потом присмотритесь. Впечатление, Вами испытанное, после покойной простой семейной в деревне жизни совершенно в порядке вещей. Я бы сказал Вам: поэтому и судите, где истина жизни и где ложь, – но не знаю, что у Вас от всего бывшего засело на душе. Ибо возможно, что на поверхности будто и неодобрение таких порядков, а поглубже – сочувствие им и желание повторения. Жизнь, которой частичку Вы видели, имеет одуряющее свойство: так что и видят, что все это не то, а все тянутся, как привыкший к опиуму знает, что будет как сумасшедший, а все принимает его или потому и принимает. Так Вы как себя чувствуете? Тянет Вас еще туда же? Желательно Вам так проводить жизнь? Прошу хорошенько расписать мне это – и по правде.
Пустота и односторонность светской жизни
Как Вы обрадовали меня Вашим ответом! «Не тянет, напротив, отталкивает. Не один день после того я была как разбитая, душа моя томилась и тосковала, и я сладить с собою не могла. Насилу-насилу отлегло.» Что же это Вы прошлый раз не прописали этого? Мне и показалось, что, помалчивая, Вы прячете зазнобу или занозу. Дай Бог, чтоб такое отревающее от светской жизни и светских увеселений чувство навсегда сохранилось в Вас. Но возможно и то, что слюбится. Как видно, Вам нельзя не соприкасаться к такой жизни. Во второй раз будет уж не так разрушительно и смутительно, в третий – еще меньше, а потом и ничего себе – как говорят про водочку: первая чарка колом, вторая соколом, а там уж только подавай. Которым приходится зайти в табачную мастерскую, что испытывают? И глаза ест, и в носу точит, и дохнуть нельзя. А которые трут-то, тем совсем ничего; да и эти свежие, постояв немного, уж не так жмурятся, чихают и перхают, а потом и совсем эти неудобства прекращаются. Смотрите, не случилось бы и с Вами подобного относительно так возмутивших покой Ваш порядков жизни.
Вы будто упредили мой вопрос и говорите: «И не думаю, чтоб я помирилась когда-нибудь с такою жизнию. Присматриваюсь и нахожу, что это не жизнь. Не умею этого объяснить, но утверждаюсь в мысли, что это не жизнь. Движения тут много, а жизни нет. Вон и моя швейня куда как хлопочет, но что в ней за жизнь?» Прекрасную мысль породила Ваша светленькая головка. Теперь Ваше положение я могу считать более надежным. Чувство одно непрочно: оно может измениться. Но когда в помощь к нему приходит основательная мысль, то оно упрочивается и собою опять упрочивает мысль. Вдвоем они похожи на крепость. Но чтоб эта крепость была крепче, надо Вам понять, почему именно нет жизни в той жизни. Если продолжатся наши беседы, то со временем подробно выяснится это; теперь же скажу только: потому нет в той жизни жизни, что она не все стороны человеческой жизни занимает, питает, а только малую частичку, и притом такую, которая стоит на последнем месте или, вернее, на окраинах жизни, не касаясь центра ее. Жизнь человеческая многосложна и многостороння. Есть в ней сторона телесная, есть душевная и есть духовная. Каждая имеет свои силы и потребности и свои способы и упражнения их, и удовлетворения. Только тогда, как все силы наши бывают в движении и все потребности удовлетворяются, человек живет. А когда у него в движении только одна частичка сил и только одна частичка потребностей удовлетворяется, то эта жизнь – не жизнь: все одно как в Вашей швейне движение должное бывает только тогда, когда все части ее в ходу. Прекратись действие какой-либо части – машинка стала: не живет. Не живет и человек по-человечески, когда в нем не все в движении. Только в машинке прекращение ее жизни – движения – видимо видится, а в человеке бездействие в нем полной человеческой жизни, при действии одной какой стороны и удовлетворении немногих потребностей, совершается невидимо, хотя есть действительно, как действительна неподвижность сказанной машинки. Таков закон человеческой жизни! Приложим его к тому, о чем у нас речь. Какие силы там заняты и какие потребности удовлетворяются? Заняты руки, ноги, язык, глаза, уши, обоняние, осязание, память, воображение, фантазия и сметливость, все в совокупности – самая низшая сторона человека, одинаковая у него с животными; и удовлетворяется только одна потребность животной жизни или, лучше, играние сей жизни, какое действует и в молоденьких барашках с овечками, когда их выгоняют на зеленую поляну. Кроме этих сил, есть у человека еще два-три яруса их и еще главный им центр.
Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
Автор: | Феофан Затворник |
Жанры: | Религия , Христианство , Православие |
Год: | 2001 |
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894), оставил богатое духовно-литературное наследие. Особое место в писательских трудах преосвященного Феофана занимают его письма к разным людям, часто мирянам, ищущим спасения во Христе. Они представляют собой ответ на множество проблем его духовных детей, которые вытекают из одного единственного вопроса: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?». Это — основной жизненный вопрос во все времена, он стоит также и перед христианами наших дней.
Письма, приведенные в предлагаемом издании, епископ Феофан пишет молодой девушке, «которая замуж не хочет, но и в монастырь не собралась с духом». Эти письма — откровенное и подробное описание внутренней жизни человека. Удивляет, как святитель Феофан чутко улавливает духовные потребности писавшего, сердечно и терпеливо разъясняет все вопросы и недоумения, дает руководство к духовному устроению жизни в миру. Он говорит о необходимости обновления и самоочищения через отвращение от греха, борьбу со страстями, покаяние, молитву и воссоединение с Богом для спасения души.
Эти письменные советы и наставления, проникнутые отеческой любовью, многих спасли от духовной смерти и многих возродили к новой жизни; они и сейчас укрепляют в нас духовную ревность, направляют нас на путь истины, способствуют совершенству в богопознании и богоугодной жизни и дают надежду на спасение.
После того как пред отъездом Вашим в Москву мы условились вести беседу о нужных для Вас вещах письменно, мне естественно было ожидать, что по прибытии на место Вы дадите знать о себе и новой для Вас обстановке. Ждал и жду, но вот сколько уже времени ничего не дожидаюсь. Что сделалось? Уж здоровы ли Вы? Храни Вас Матерь Божия. Или намерение переменили?! Всяко бывает — и это возможно. На этот случай и пишу теперь, чтоб, если так есть и тут участвует какая-либо опаска обо мне — что-де обременять не след или другое что, — Вы выбросили её из головы. Писание к Вам, и притом о таких предметах, не будет для меня тяготою — напротив, составит немалое удовольствие, внося некое разнообразие в обычные мои занятия. Скажу нечто большее: что если не состоится задуманное нами, то я буду себя чувствовать так, как чувствует себя понесший какой-либо убыток или потерявший нечто. Как это, не стану Вам объяснять, но повторяю, что сие так будет и что сему так и быть должно. Вот и приходится не совет Вам давать, а прошение прилагать: пишите. Хоть большой мудрости нечего Вам от меня ожидать, но один уже пересмотр всего достодолжного доставит Вам немалую пользу, оживив в памяти Вашей всю эту область и сосредоточив на ней внимание, может быть, с возгрением и особой энергии. А в этом последнем какое благо! Ибо если бывает у нас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному.
У книжной полки. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?
Аудио
Вся наша жизнь – это сплошные вопросы. Вопросы, которые возникают практически на каждом шагу и не дают спокойно жить дальше. Как дети, ищем мы более опытного человека в надежде, что он ответит на все наши «почему»? Особенно много вопросов возникает тогда, когда человек приходит в храм и начинает жить церковной жизнью. И тогда одним из множества вопросов появляется следующий — «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» Именно так называется книга величайшего русского подвижника, писателя и богослова, святителя Феофана Затворника, которая для многих христиан стала настольной после Евангелия и молитвослова. Эта книга многократно переиздавалась, а в настоящее время она вышла в свет в издательстве «Духовное преображение» в серии «Духовный кормчий».
Книга «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» составлена из писем святителя Феофана к его духовной дочери, сердечно желающей постигнуть тайны деятельного благочестия. В предисловии книги, обращаясь к читателям, издатели пишут: «Вот вы начали посещать храм, читать Священное Писание, изучать Закон Божий, стараться исполнять заповедь о любви к Богу и ближнему. Узнали, что есть церковный уклад жизни, в котором свое время определено праздникам и покаянию, молитве и отдыху. Но как же начать жить, не просто выполняя эти внешние правила, а духовно, по-христиански? В чем именно заключается сокровенная жизнь православного человека? Эти вопросы раскрывает в письмах святитель Феофан Затворник. Раскрывает, отвечая на вопросы молодой девушки подробно и тщательно, уделяя внимание и духовным запросам, и простым обстоятельствам ее жизни, так что истины богословия сразу претворяются в жизненный путь ко спасению, а не остаются лишь теоретическим знанием.
Многие из нас, придя в храм, встречаются с недостатком подобной аскетической литературы: и ищут духовного отца, который может постоянно быть рядом и давать наставления при каждом спорном обстоятельстве нашей непростой современности. Но редко кому везет в этом поиске, и прежде всего потому, что сами мы плохо понимаем, что нам полезно для спасения души, а что нет. Душа человека — вот поле, на котором происходит главное сражение нашей жизни, сражение между добром и злом, Богом и противником Его, между ангелами и бесами. Нам нужно хорошо узнать свою душу и направить все ее силы к творению воли Божией.
Святитель Феофан пишет о том, как устроена эта бессмертная составляющая человека, каким образом воля, разум и чувства взаимодействуют в ней; как проникает в нее греховное желание и развивается страсть и как научиться противостоять этому. Объясняет, зачем нужна нам молитва, паломничество, чтение духовных книг; советует сколько, как и когда нужно общаться с друзьями, чтобы это не вредило делу спасения; как переносить напраслину и скорби, которые встречаются в жизни каждому из нас. Все эти темы подробно и систематически освящает святитель в духовной переписке. Одним словом, — отмечают издатели, — если вам нужно руководство к началу духовной жизни — оно у вас в руках. Если нужен руководитель на пути ко спасению, то святитель Феофан Затворник будет им — через слова, написанные им некогда к молодой девушке; через еще многие и многие свои богословские труды, проповеди, письма, наставления.
Святитель Феофан (в миру — Георгий Васильевич Говоров) родился в семье сельского священника, служившего в селе Чернава под Ельцом. Душа его с детства возгорелась любовью к Церкви. «Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце, — напишет потом святитель, — есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети. Сочувствие ко всему священному, сладость пребывания среди его, ради тишины и теплоты, отревание от блестящего и привлекательного в мирской суете не могут лучше напечатлеться в сердце. Церковь, духовное пение, иконы — первые изящнейшие предметы по содержанию и по силе». Имея такую любовь к Богу, Георгий, получив образование в Орловской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии, решил посвятить Ему всю свою жизнь. И по окончании академии принял монашество с именем Феофан.
Наверное, ни один святой XIX столетия не служил Церкви настолько разносторонне, как Феофан, Затворник Вышенский. Всю жизнь святитель помогал людям и направлял их ко спасению. И там, где он преподавал или был руководителем — будь то духовное училище, приходская школа, духовная семинария или Академия; и там, где он нес пастырское служение — будь то удаленные приходы Олонецкой епархии или центр Константинополя; и даже из уединенного флигеля в далекой Вышенской пустыни — повсюду распространились утешительные и мудрые слова его писаний. К нему обращались и светские особы, и лица духовного звания. Каждому он мог дать совет и наставление. Образование его было блестящим, знания — всесторонними, жизнь — праведной не по данному лишь слову, но и делам.
Великое служение Церкви Божией святитель Феофан видел и в подвиге духовно-литературного творчества. «Писать, — говорил он, — это служба Церкви нужная». Духовное наследие его огромно: это| и труды по нравственному богословию, антропологии, экзегетике (толкованию Священного Писания), и письма к разным лицам, и многочисленные проповеди, и переводы писаний святых отцов, живших на Афоне, в Египте, Сирии и Палестине. Среди этих работ знаменитое «Добротолюбие», «Палестинский патерик», «Псалтирь св. Ефрема Сирина», а также книга «Невидимая брань». Главной темой многочисленных творений святителя Феофана является спасение во Христе. Эта тема стала определяющей и в поучениях, составивших книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».
Обращаясь к своей духовной дочери, святитель говорит о пользе этой переписки: «Писание к вам, и притом о таких предметах, не будет для меня тяготою, напротив, составит немалое удовольствие, внося некое разнообразие в обычные мои занятия. Скажу нечто большее: что если не состоится задуманное нами, то я буду себя чувствовать так, как чувствует себя понесший какой-либо убыток или потерявший нечто. Как это – не стану вам объяснять, но повторяю, что сие так будет и что сему так и быть должно. Вот и приходится не совет вам давать, а прошение прилагать: пишите. Хоть большой мудрости нечего вам от меня ожидать, но один уже пересмотр всего достодолжного доставит вам немалую пользу, оживив в памяти вашей всю эту область и сосредоточив на ней внимание, может быть, с возгрением и особой энергии. А в этом последнем какое благо! Ибо если бывает у нас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному».
Кроме того, святитель просит девушку «быть откровенною». Ведь «откровенность, — говорит он, – первое дело в переписке, иначе нечего было ее и затевать. И пишите всегда сплеча – все, что есть на душе, и особенно пополнее излагайте вопросы, которые зашевелятся в голове и станут настойчиво требовать решения. Тогда и решения будут приниматься, как земля, жаждущая принимает воду. И это есть самый лучший способ и приобретения, и закрепления в душе понятий, разъясняющих суть предметов и дел, которых яснозрение очами ума считаем мы для себя необходимым». «Пишете, — вновь повторяет святитель, — что у вас «рябит в глазах». И духовная дочь отвечает на его требование, задавая от письма к письму вопросы о духовной жизни, вопросы, которые волнуют всякого человека, вставшего на путь спасения.
1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, епископ Феофан Затворник был причислен к лику святых, а 29 июня 2002 года обретенные мощи святого были перенесены в Вышенскую обитель. По словам архиепископа Аверкия Таушева, «замечательна жизнь этого великого светильника Российской Церкви…, как замечательно и то огромное духовное богатство, которое оставил он нам в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений, могущих составить целую библиотеку. Эти письменные творения представляют собою ценнейшее руководство подлинной духовной жизни — той «жизни во Христе», которой жили на протяжении … двадцати веков все истинные подвижники и ревнители православно-христианского благочестия». Руководством подлинной духовной жизни является и эта книга. Предлагая ее читателям, издатели сердечно желают всем помощи Божией в труде духовного делания, который невероятно кропотлив и тяжел, но так необходим желающим спасти свою бессмертную душу и войти в Царствие Небесное.
Феофан затворник — что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Журнальный мир Что есть духовная жизнь феофан
Приложение для Apple и Android
ЧТО ПОЧИТАТЬ
ЧТО ПОЧИТАТЬ
НЕРАВНОДУШНЫМ
- Отвергающим (43)
Бога/веру/Церковь - Сомневающимся (71)
но ищущим и интересующимся
У КОГО «БОГ В ДУШЕ»
- Признающим духовную жизнь (47)
и Бога «вообще». Все религии ведут к одному Богу - Православным, не ходящим в храм (51)
Я крещеный, православный, но в храм хожу редко
ПРАВОСЛАВНЫМ
- Желающим креститься (53)
или стать крестными - Новоначальным (84)
первые шаги в вере и Церкви - Закоренелым прихожанам (37)
давно хожу в храм и всё знаю - Аскетика для мирян (42)
для всех и каждого
БРАТЬЯМ ВО ХРИСТЕ
- Католикам (29)
- Протестантам (26)
ДРУГИМ ВЕРУЮЩИМ
- Мусульманам (10)
- Свидетелям Иеговы (7)
- Восточные религии и культы (12)
- Неоязычникам (7)
- Остальным (9)
АВТОРЫ
КНИГИ
Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
Аннотация
Пожалуй, самое ценное в наследии Феофана Затворника — это его письма. Ведь сам жанр письма предполагает личное общение, конкретность вопросов. В своих письмах великий духовный наставник Феофан Затворник входит в проблемы своего собеседника и решает именно их, от всего богатства духовного наследия Церкви, чьим великим знатоком он был и, конечно, от своего собственного опыта.
«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» — как раз образец такого богословия, где «теория» сразу же, на наших глазах, переходит в «практику». Пожалуй, «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» — и самая известная книга Феофана Затворника такого рода. По сути это — сборник из писем о духовной жизни, где теоретические вопросы чередуются с практическими советами.
Письма, приведенные в «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», Феофан Затворник пишет молодой девушке, «которая замуж не хочет, но и в монастырь не собралась с духом». «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» — откровенное и подробное описание внутренней жизни человека. Здесь мы видим весь путь человека к Богу и все опасности, встречающиеся на нем.
Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?
Святитель Феофан Затворник
- Бумажная
- №36 в Православие
- №9 в Житийная литература
Серия: | Духовный собеседник |
Издательство: | Отчий дом |
Лучшая рецензия на книгу
14 мая 2020 г. 01:22
5 Пища для души!
Возможно вы ещё начинает уверовать в Бога и у вас есть вопросы на которые мы не можете найти ответа или вам интересен познать истину . эта книга плавно и с любовью поможет сделать вам этот шаг.Поиятное чтение ,хорошие мысли и простые но глубокие ..
Год издания: 2006
Рецензии
14 мая 2020 г. 01:22
5 Пища для души!
Возможно вы ещё начинает уверовать в Бога и у вас есть вопросы на которые мы не можете найти ответа или вам интересен познать истину . эта книга плавно и с любовью поможет сделать вам этот шаг.Поиятное чтение ,хорошие мысли и простые но глубокие ..
3 апреля 2013 г. 11:41
Замечательная книжица с «говорящим» названием: первая треть описывает, что есть духовная жизнь, а остаток — как на неё настроиться. Возможно, современному человеку покажется, что владыка Феофан пишет глупости, какие-то отвлечённые и нелепые вещи, которые никак не связаны с «настоящей» жизнью. Однако, если взять на себя труд и понаблюдать пристально за движениями собственного сердца и души, а именно, как и откуда приходят мысли, как мы с ними соглашаемся или отвергаем, как отдаём предпочтение одной мысли перед другой. В таком случае обязательно увидишь, не будь даже христианином, что Феофан Затворник (а шире — все православные отцы, которые учили аскетической практике) совершенно прав. Всё так и происходит. Можно не соглашаться с причинами такого механизма — повреждённость человека грехом…