0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть сцена в Библии, от которой я просто балдею

Содержание

Есть сцена в Библии, от которой я просто балдею

Архимандрит Савва (Мажуко) представил сборник великопостных писем о том, как подойти к Светлой Пасхе с радостью. Презентация получилась не столько о книге, сколько о жизни белорусского священника. Но тут все просто: книга и есть его жизнь.

В культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация книги архимандрита Свято-Никольского монастыря города Гомеля Саввы (Мажуко) «Неизбежность Пасхи. Великопостные письма». В письмах отец Савва объясняет, как пережить великопостные дни с радостью, не ударяясь в запреты, не уподобляясь тем самым фарисеям. На презентации автор мало говорил о книге, но много – о жизни и своем опыте, что, по большому счету, и вошло в его письма. Мы внимательно слушали и записали правила жизни архимандрита Саввы.

Я убежден, что невозможно достичь высот в религиозной духовности, если ты не научился здороваться. Простой пример: моя приятельница работает в больнице, она идет по коридору и слышит колокольный звон. Отделение онкологии, 4 часа утра, ни одной церкви в округе. Оказывается, в палату поселили очень воцерковленную даму, которая каждое утро открывает ноутбук, включает колокольный звон, проповедь священника, а в палате 6 человек. На замечание моей приятельницы она ответила, что ей спасибо должны сказать, потому что она спасает людей. Человек, успешный в плане религиозной духовности, потерпел поражение как человек, не воспринимающий универсальную духовность.

Никак нельзя православному священнику называть Ромена Гари учителем, но для меня это так. У нас совершенно не развита педагогика мужских навыков. Мы даже не отдаем себе отчет, что они существуют. А они есть. Например, навык щедрости. Настоящего мужчину отличает щедрость. Но как это делать? Правильно относиться к деньгам, к неудачам, к поражениям и предательствам. Кто поставит этот навык? У кого из святых отцов об этом прочитать? Я прочел это в романе Гари.

За некоторые мои статьи на «Правмире» меня заклеймили клеветником. Это вполне естественно. У нас свободная страна, люди могут быть разных убеждений. Но это значит, что мы должны работать усерднее, быть уверенными до конца в том, что человек нас понял. Слишком много в нашем церковном обществе страха. Страх перед языком, страх перед фразой, сказанной не нашими, церковными словами, а обычными, что она вдруг прозвучит не так. Как научить церковного человека не бояться популярного мира? Вот задача.

Я считаю, что церковнославянский язык – это наш православный дзен, потому что он создает условия для молитвы. Тут вопрос не в переводе, не в адаптации. Не надо путать молитву и текст молитвы. Это две разные реальности.

Есть сцена в Библии, от которой я просто балдею. Когда Давид предложил сразиться с Голиафом, первое, что он должен был сделать по технике безопасности, – надеть доспехи. Но из тяжелых доспехов старших братьев он вываливался, как из скворечника. Я знаю, как это неудобно, потому что донашивал одежду за своими двумя старшими братьями. В конце концов он отказался от доспехов, и в этом неординарном поступке прорвалась его личность.

Книги по монашеской духовности – это как доспехи для Давида. Они прекрасны для нас, но не подходят мирянину, который не сможет в них сражаться со своими голиафами.

Недавно я уговаривал женщину-прихожанку пустословить. Потому что ей, человеку впечатлительному и мнительному, нужно себя проветривать, выходить в люди. Я тоже очень мнительный человек и не люблю многолюдных собраний, для меня это испытание. Но я знаю, что мне это полезно. Есть такая практика из универсальной духовности – small talk. Люди беседуют ни о чем, не успевая никого осудить или позлиться. Исходя из наставлений праведных отцов, нужно отказаться от пустословия, но человек в таком случае никогда не выйдет из своей депрессии. Даже Сократ говорил: прежде чем философствовать, нужно научиться искусству пустословить.

У нас существует проблема страха перед новым. В монастырях есть практика: пока монахи обедают, кто-то из братьев читает наставления старцев, жития святых. Я как-то предлагал отцу Амвросию сделать небольшое хулиганство: подложить братьям на трапезу Сенеку. Вряд ли бы заметили, если правильные куски выбрать. Церковь не остановилась в росте, мы должны позволять себе творческий порыв: возможно, новые практики, новые монашеские ордена, сообщества мирян, как у католиков.

Православие – это продаваемый бренд. На днях у меня была бессонница и я забрался в интернет посмотреть, чем сейчас живо православие. Оказывается, в нашей православной песочнице происходят удивительные вещи. Например, продают афонский корень. Афонские монахи выкопали где-то корень, который лечит все стадии рака. Нужно причаститься, купить баночку за три с половиной тысячи рублей и ни в коем случае не обращаться к врачам. Кроме того, что это преступно, это еще и иллюстрирует механизмы работы бренда.

Кроме мощей, святынь, продается бренд вины и покаяния, и, надо заметить, лучше продается.

Люди с комплексами вины, неполноценности скорее купят такое православие. Например, целыми автобусами из нашего города ездят к так называемому старцу, который позволяет себе даже бить прихожан. Если хотите, идет война брендов. И не нужно стесняться пиарить правильный, здоровый взгляд на православие, нужно делать его конкурентоспособным.

Мы мало молчим. Дома, перед молитвой, мало молчим в храме. Даже на богослужении, мне кажется, следовало бы ввести минуты молчания. Нужно истрезвить чувства, собраться. Самая часто употребляемая молитва «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Мы ее уже используем механически, а ведь в ней – самое главное. Все остальное лишь украшает молитву. Так случилось, что сменились акценты, и мы забыли про славу. А иногда хочется проснуться и не просить ничего, не каяться, хотя мы и так грешники все окаянные, а просто славить Бога. В тишине. Это особенно важно для городских жителей, потому что мы совсем не слышим тишины.

Когда я иду в город, я всегда отпрашиваюсь у отца Амвросия. С одной стороны, это начальник и в монастыре нет равенства, но с другой – это послушание в дружбе. Вообще у нас в монастыре есть свой язык, как в некоторых орденах. Я пишу эсэмэску «Бл?». Отец Амвросий отвечает: «Бл». То есть благословил.

Если после литургии ко мне подойдет молодой человек с горящими глазами и с просьбой благословить его на первый пост, а времени разговаривать совсем нет, я отвечу ему, что у меня есть аккаунт в фейсбуке, во «ВКонтакте», и мы непременно с ним встретимся.

Атеисты очень нам нужны. Если бы не было атеистов, кто бы построил Суэцкий канал? Открыл «Майкрософт» или интернет? У каждого свой путь и свое служение. Я занимаю место монаха-священника, я должен быть на все сто процентов монахом-священником. Это избавляет меня от необходимости, например, заниматься политикой, чему я очень рад. Мы нужны друг другу.

У каждого из нас есть замечательный талант: у кого-то печь пироги, у кого-то поедать, у кого-то рассказывать про пироги. Я скорее среди поедателей.

Евхаристия – ложечка жизни. Так говорят дети, с которыми я занимаюсь. Рядом с Чашей Евхаристии поставить нечего. Все остальное – шаг вниз, даже духовность, самая высокая. Это то событие, которое является Пасхой нашей. Об этом я и пишу в книге. Пасха – стержень всего мира, осевое время, вокруг которого вращается мироздание. Бог, автор этого мира, вдруг стал его частью, влил Свою кровь и сделал его еще более живым, чем он мог быть. Я сам лично к этому был приобщен, и каждый из вас, кто причащался, к этому приобщен. Остается только ликовать. Поэтому мы так часто повторяем: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». И просто улыбаемся.

Вот критерий вам – если вы стоите грустными перед образами, значит, что-то не так.

Архимандрит Савва (Мажуко). Фото: Ефим Эрихман

10 моментов из Библии, которые вызывают много споров

Пожалуй, в мире нет другой такой книги, в которой находят столько противоречий, как в Библии. Между атеистами, археологами и религиоведами постоянно ведутся бурные споры, и главный из них – можно ли расценивать Книгу Книг как достоверный исторический источник.

В одном из древних египетских захоронений была сделана уникальная находка – в погребальной маске фараона обнаружили фрагмент старейшего Евангелия из известных. Учёные считают, что этот текст датируется I веком нашей эры. Содержание текста археологи не разглашают. Известно лишь, что погребальная маска была сделана из льна с добавлением клея и краски. Внутри маски были обнаружены и другие документы – личные и деловые письма покойного. Они-то (а ещё углеводородный анализ) и позволили определить точный возраст захоронения и папируса.

Считается, что все книги, написанные под общим названием «Евангилие» были написаны через несколько десятилетий после земной жизни Иисуса. На сегодня старейшая копия евангельских текстов датируется II-III веками.

В 2007 году группа учёных археологов заявила, что на территории современного Израиля найдена могила, в которой обнаружены останки Иисуса и его семьи, в том числе, возможно, и сына по имени Иуда. Это заявление вызвало яростные религиозные дебаты, археологов обвинили в фальсификации. Верующие были возмущены, ведь, по их мнению, Иисус воскрес, а поэтому обнаружить его останки просто невозможно, да и к тому же по библейским текстам он никогда не женился и не имел детей. Всё закончилось судебными разбирательствами и штрафами. А продолжать раскопки учёным запретили.

Читать еще:  Шереметьево имени поэта — но почему не спросили Александра Пушкина

Так сегодня выглядит Офель.

Веками не утихает дискуссия среди ученых, изучающих Библию, о том, был ли Ветхий Завет написан в реальном времени или же это было сделано в течение столетий после событий, описанных в нем. До 2008 года обычно считалось, что еврейская Библия была написана в VI веке до нашей эры, потому что до этого времени не было свидетельств существования иврита. Затем в Хирбет-Кеяфа в Израиле был обнаружен глиняный осколок, датируемый X веком до нашей эры с надписью на иврите. «Это указывает на то, что Царство Израиль уже существовало в X веке до нашей эры, и что, по крайней мере, некоторые из библейских текстов были написаны за сотни лет до дат, представленных в текущих исследованиях», – заявил профессор Гершон Галил, который расшифровал древний текст.

Как правило, два основных лагеря в библейской археологии спорят о том, доказывает ли каждая новая находка, что Библия является историческим документом или нет. Тем не менее, этого глиняного осколка было недостаточно, чтобы подтвердить, что Ветхий Завет был написан в реальном времени.

Затем в 2013 году надпись «Офель» была найдена на фрагменте глиняного кувшина возле Храмовой горы (в районе Офеля) в Иерусалиме. В данном случае ученые не смогли прийти даже к единому мнению относительно языка, на котором была сделана надпись (одни утверждают, что это ближневосточный язык, другие – что это древняя форма иврита), не говоря уже об ее содержании. Но этот фрагмент, похоже, действительно датируется X веком до нашей эры.

Если теория подтвердится, то надпись из Офеля предполагает, что Иерусалим был значимым городом уже в X веке до нашей эры. Кроме того, это говорит о том, что письмо было широко распространено в то время. Хотя это противоречиво, некоторые ученые считают, что если бы Иерусалим в то время был заселен людьми, говорящими и пишущими на иврите, то книжники, вероятно, записывали события Ветхого Завета в реальном времени, что сделало бы Библию более исторически точной книгой. С тех пор были найдены еще несколько надписей возрастом 3 тысячи лет

Возможно, это изображение Яхве и его Ашеры.

Основываясь на некоторых археологических находках и ссылках в еврейской Библии, археологи и религиоведы полагают, что у Бога была жена Ашера, и древние израильтяне поклонялись им обоим. Историк Рафаэль Патай впервые предложил эту теорию в 1967 году. Затем в 2012 году исследователь Франческа Ставракопулу вновь представила эту идею, сославшись на доказательства в виде древних артефактов и текстов. Она утверждает, что статуе Ашеры поклонялись в Иерусалиме в храме Яхве.

В Книге царей говорится о женщинах в храмах, совершающих ритуалы для Ашеры. «Ашера не была полностью вырезана из Библии ее редакторами-мужчинами, – сказал Эдвард Райт, президент Центра исследований иудаизма в Аризоне. – Упоминания о ней остались и, основываясь на этих следах, археологических свидетельствах, а также ссылках на нее в текстах из стран, граничащих с Израилем и Иудеей, мы можем восстановить ее роль в религиях Южного Леванта».

Райт добавляет, что имя Ашеры часто переводилось как «Священное дерево» в англоязычных Библиях. Это было сделано, чтобы сосредоточить богослужение только на Яхве. Однако библейских ссылок было недостаточно, чтобы установить, что Ашера была женой Яхве. Помогли фигурки, амулеты и другие древние тексты. К примеру, в Синайской пустыне археологи обнаружили керамику с надписью восьмого века с просьбой о благословении от «Яхве и его Ашеры». Большинство библейских ученых признают, что древние израильтяне Ветхого Завета поклонялись многим богам, но они по-прежнему настаивают, что считать Ашеру женой Бога – это чересчур.

Хотя это одна из наиболее важных сцен в Библии, археологи никак не могут договориться о том, где именно проходил суд над Иисусом. Во время расширения Музея Башни Давида в Иерусалиме в начале XXI века археологи заявили, что они обнаружили канализационную систему и фундаментные стены древнего дворца Ирода Великого. Многие считают, что суд над Иисусом был проведен там до распятия.

Иисус Христос на суде Понтия Пилата.

В то время Ирод был царем Иудеи, назначенным Римом. Предполагаемые остатки его дворца были найдены в заброшенной тюрьме рядом с современным музеем. Что интересно, Евангелия Нового Завета дают противоречивые сведения о местонахождении суда над Иисусом. В Евангелии от Иоанна суд, как говорят, произошел на каменном тротуаре рядом с воротами. Это соответствует дворцу Ирода. Но в Евангелиях также используется латинское слово «praetorium», чтобы описать, где Понтий Пилат вынес свой вердикт Иисусу. В то время как некоторые ученые полагают, что Пилат пребывал во дворце Ирода, другие говорят, что «преторий» был палаткой генерала в римском военном лагере.

Вечный город Иерусалим.

В 2013 году израильский гид Биньямин Троппер заявил о находке важного исторического артефакта – редкого камня с резьбой на нем, известного как «прото-капитель». Предполагается, что этот столп был памятником у входа в важный археологический объект VIII – IX веков до нашей эры в Эйн-Ховейцехе, расположенный недалеко от Иерусалима. Это место может быть связано с библейским царем иудеев той эпохи и, возможно, дает доказательства, что некоторые истории в Ветхом Завете верны.

При запросе на изучение раскопанной площадки выяснилось, что Израильское управление по древностям (МАА) знало о колонне. Более того, гиду намекнули прямым текстом (по данным The Jewish Press), что ему стоит забыть об увиденном и помалкивать.

Столб отмечает вход в 160-метровую систему дренажных туннелей, которая, возможно, использовалась для обеспечения водой дворца или крупной фермы библейских времен. Но непонятная ситуация затрудняет раскопки. Евреи считают свои значительные археологические открытия способом доказать свою историческую связь с землей. Но палестинцы предпочитают отрицать древнюю еврейскую историю, чтобы ослабить современный еврейский контроль над этим районом. Таким образом, палестинцы (участок находится в частной собственности палестинца), вероятно, не захотят проводить дальнейшие раскопки.

В 2011 году свет увидела крайне противоречивая книга библейского ученого Барта Эрмана. Эрман утверждал, что около половины Нового Завета были подделаны людьми, которые распространяли свою религию в древнем мире, но не могли делать это под своими именами. «Среди разных групп христиан была конкуренция в отношении того, во что верить, и каждая из этих групп хотела иметь обоснование своих взглядов, – объясняет Эрман. – Если автор был вообще никому неизвестен, разве он подписал бы своим именем трактат. Нет, он подписал бы его как Петр или Иоанн».

Это было также способом для древних христианских лидеров выиграть в религиозной вражде друг с другом. В своей книге Эрман приводит примеры из Евангелия Павла в Новом Завете, которые различаются по стилю: короткие предложения в одних частях, и более длинные, витиеватые предложения в других. Некоторые из отрывков даже противоречат друг другу. Наконец, Эрман утверждает, что апостолы Петр и Иоанн были неграмотными рыбаками, поэтому они не могли написать ничего из Нового Завета.

В 2012 году анонимная группа опубликовала «Библию королевы Джеймс», отредактировав восемь стихов из популярной версии «Библии короля Джеймса». По заявлению авторов, они попытались этим сделать невозможным интерпретацию Библии «с точки зрения гомофобии». Например, цитата из книги Левит, глава 18, стих 22, которая раньше звучала как «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость», теперь выглядит так: «Не ложись с мужчиной, как с женщиной в храме Молоха: это мерзость». Этот переписанный отрывок теперь осуждает половые отношения с проститутками мужского пола в храмах, что является разновидностью языческого идолопоклонства, а не осуждает гомосексуализм в целом.

Но некоторые исследователи подчеркивают, что сторонники ЛГБТ неверно истолковали еврейское словосочетание «ритуально нечистый» как относящееся к языческому идолопоклонству, хотя оно используется для осуждения «что-то морально (этически) отвратительного в глазах Бога». В любом случае, мнения расходятся, а частично переписанную Библию считают «слишком уж вольной в трактовках».

В религиозных дебатах по поводу абортов люди часто спорят о значении Книги Исхода, 21: 22-25. В версии Библии Дуэ-Реймса в ней говорится: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу».

Сторонники абортов рассуждают в данном случае о «выкидыше» так: нерожденный ребенок не имеет того же жизненного статуса, что и взрослая женщина. Если ребенок умирает в результате выкидыша, тогда мужчину, ответственного за это, нужно только штрафовать. Но если женщина умирает в результате удара, тогда мужчину нужно казнить.

Противники абортов часто не соглашаются с использованием слова «выкидыш» в этой версии Библии. Тем не менее, они утверждают, что смерть ребенка была случайной, в отличие от абортов, которая является намеренным лишением жизни. Они также утверждают, что даже случайная смерть в этом случае является злом. Кроме того, смертная казнь не предусмотрена для «случайной смерти» в Библии, как это утверждается в Исходе 21: 13-14 и 20-21, Числах 35: 10-34 и Второзаконии 19: 1-13. В любом случае, все сходятся во мнении, что древнееврейская интерпретация Исхода отличается от современной

Иерихон считается самым ранним городом в мире. В разное время по крайней мере 23 цивилизации считали Иерихон своим домом. Как сказано в Книге Иисуса Навина в Библии, Иисус Навин привел израильтян к Иерихону, к сердцу Обетованной земли. Но когда он приехал, ему пришлось с помощью своей армии покорять ханаан. Согласно Библии, на седьмой день Иисус обошел внешние стены с Ковчегом Завета, сундуком, в котором находились каменные скрижали с Десятью заповедями. После этого Бог разрушил стены города, а Иисус и его люди ворвались, убив всех, кроме Раав и ее семьи. Раав была блудницей, которая помогала шпионам Иисуса. До сих пор археологические раскопки не поддерживали библейскую историю о нападении на Иерихон. Похоже, что никто не жил в Иерихоне во времена Иисуса Навина, и никаких стен не существовало (некоторые исследователи полагают, что есть свидетельства завоевания, только в другое время в истории).

Читать еще:  Об утверждении формы уведомления о начале деятельности религиозной группы. Об утверждении формы уведомления о начале деятельности религиозной группы Дивы и Чуры

Представляется более вероятным, что израильтяне постепенно продвигались в малонаселенные горы, как это описано в Книге судей. Для некоторых верующих это очень хорошая новость, поскольку они не могли понять, как их любящий, милосердный Бог допустил такую ужасную бойню. Однако есть еще один интересный вопрос. Что, если древние израильтяне и ханаане из Библии когда-то были частью одного и того же племени, ведь это подтверждается анализом ДНК.

Согласно утверждений археолога – специалиста по Библии Эрика Кляйна, современное тестирование ДНК может показать, что сегодняшние евреи и палестинцы, которые не устают враждовать друг с другом, являются отдаленными «братьями» этого племени. Неспособность подтвердить библейскую историю о завоевании Иерихона Иисусом Навином может иметь гораздо большее значение, чем то, является ли Библия точным историческим документом.

Руководство к действию

Вопреки расхожему стереотипу, Библия не призывает отречься от всего земного, запереться от людей и день и ночь молитвы читать. Наоборот, в ней часто можно найти призывы к действию. К примеру, очень важное место уделяется вдумчивому чтению и изучению Слов Бога. Интересно, что у древних израильтян не было безграмотных, в отличие от соседних с ними народов. Детей с малых лет учили Священному Писанию сначала на слух, а потом уже знакомили с грамотой.

Вот какое повеление получил один известный военачальник:

Всегда помни, что написано в этой книге законов. Изучай ее день и ночь, чтобы исполнять все, что в ней написано. Поступая так, ты будешь мудр и преуспеешь во всех своих делах. – Иисус Навин 1:8.

Кроме того, во все времена было важно делами показывать свою веру.

А без веры невозможно угодить Богу. Ибо тот, кто предстает перед Богом, должен верить в то, что Бог жив и вознаграждает ищущих Его. – Евреям 11:6.

Заботьтесь прежде всего о Царстве Божьем и о праведности, а все прочее будет вам дано в дополнение. – Матфея 6:33.

Рецензии на книгу

Анна Данилова, главный редактор интернет-портала «Православие и мир»:

Хочу сказать огромное спасибо отцу Савве за этот честный, спокойный и при этом глубокий взгляд. Я вижу, что растет запрос на смыслы, на тексты, в которых авторы доходят до сути, до глубины. Сегодня и во все времена таких текстов мало. Поэтому действительно огромная ценность, когда автор не боится думать, говорить, делиться своими переживаниями. Письма, посвященные Великому посту, – настолько удивительный взгляд в суть, помогающий по-другому пережить, осознать эти дни.

Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея»:

Богослужение можно сравнить с архитектурой. Основа архитектуры – создание внутреннего и внешнего пространства. Постепенно это ушло на второй план, появились стили и направления, но суть – построить крышу над головой – осталась. В богослужении произошло что-то похожее, когда главная идея уходит на периферию, а в основу ложится что-то красивое, но несущественное. Обращение к основе богослужения – это попытка вернуть человека к целостности, к диалогу с Богом. Книга отца Саввы замечательная, потому что она о смыслах. Она помогает не просто понять богослужение, но сделать его своим важным и значимым достоянием.

Татьяна Стрыгина, редактор:

Эта книга всем приносит радость. Отца Савву приятно читать, редактировать, рассказывать в семье. Нет ничего лучше, чем когда о богослужении рассказывает человек, который это страшно любит. Для меня это самая главная книга отца Саввы, потому что в ней любовь к неофиту, смех, понимание, ощущение, что тебя, неофита, ласково взяли за руку и провели.

Библия говорит про секс не на том языке, к которому мы, возможно, привыкли сегодня. Если сложно понять Синодальный перевод, то всегда есть возможность воспользоваться современным вариантом.

Приведу отрывок из Библии и сразу вставлю современный перевод для сравнения.

Первое послание к Коринфянам 7:1-5

1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Современный перевод

7:1 Что же касается того, о чём писали вы, то лучше мужчине не жениться.
7:2 Но во избежание блуда каждый мужчина должен иметь собственную жену, а каждая женщина должна иметь собственного мужа.
7:3 Муж должен давать жене своей то, что ей положено, и так же жена должна давать своему мужу всё, что ему положено, как её мужу.
7:4 Жена не властна над своим телом, а муж властен над ним. Так же и муж не властен над своим телом, жена властна над ним.
7:5 Не отказывайте друг другу, разве что с обоюдного согласия на некоторое время, чтобы вы могли предаться молитве, а затем снова соединяйтесь, чтобы сатана не мог искусить вас из-за отсутствия у вас самообладания.

Давайте с вами изучим отрывок в контексте нашего вопроса. Например, я увидел, что этот небольшой отрывок говорит о сексе.

Что Библия говорит про секс?

Рассуждения Апостола Павла

Павел, рассуждая в первом стихе, предлагает нам свой вывод, где рекомендует лучше не жениться. Это не заповедь, и мы правильно посмотрим на это, как на рекомендацию.

Далее Павел продолжает свою мысль, и говорит о «желании».

Правило простое — если мы не можем обладать собой, и это «желание» сильнее нас, то лучше подумать о браке. То-есть найти себе супругу или супруга .

Логика верная, когда мы ищем супруга, а потом становимся одной плотью — заключаем брак, занимаемся сексом. И совершенно противоположная ситуация, когда мы сначала занимаемся сексом, а только потом задумываемся о семье — тем самым мы идем на поводу своего «желания» в разрез воли Бога.

Следствием такого поведения будет — блуд.

Об этом мы читаем во втором стихе.

2 Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
(1Кор.7:2)

После второго стиха Павел излагает принцип чрезвычайной важности.

Брак — союз двух людей

Муж не может поступать независимо от жены, как и жена не может поступать независимо от мужа. Они должны поступать по обоюдному согласию.

Муж не должен рассматривать жену как средство для удовлетворения своих желаний. Весь комплекс брачных супружеских отношений, как физических, так и духовных, должен обоим доставлять и физическое наслаждение, и высшее удовлетворение всех их желаний.

Во время особых епитимий, во время долгих и серьезных молений вполне уместно уклоняться друг от друга; но это следует делать по обоюдному согласию и лишь на время, иначе уклонение может привести к соблазнам и искушениям.

Брак — не чудо, которое сопровождает мужа и жену, это работа. Он и она оказывают друг другу должное, (т.е.соответственное) благорасположение, другим языком — нужно давать друг другу все самое необходимое. В таких отношениях всегда радость и грусть. И все, что дает жизнь — нужно делить вместе.

Секс в этом плане — лишь часть этих отношений, но с него появляется «одна плоть».

Ветхий завет говорит о сексе:

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
(Быт.2:24)

Что говорит Новый завет о сексе?

31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
(Еф.5:31)

Весь институт брака и взаимоотношения, описанные как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете — это план Бога.

Сегодня кольцо на руке говорит о браке, но важно помнить, что кольцо — это круг, не имеющий ни начала, ни конца.

Подводя некий итог, мы смело можем говорить, что в Библии есть стихи про секс. И если говорить на современном языке, то секс является частью семьи и планом Бога.

Господь приготовил определенную роль как для женщины, так и для мужчины.

А что вы думаете о браке, семье и сексе?

Рецензии на книгу

Анна Данилова, главный редактор интернет-портала «Православие и мир»:

Хочу сказать огромное спасибо отцу Савве за этот честный, спокойный и при этом глубокий взгляд. Я вижу, что растет запрос на смыслы, на тексты, в которых авторы доходят до сути, до глубины. Сегодня и во все времена таких текстов мало. Поэтому действительно огромная ценность, когда автор не боится думать, говорить, делиться своими переживаниями. Письма, посвященные Великому посту, – настолько удивительный взгляд в суть, помогающий по-другому пережить, осознать эти дни.

Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея»:

Богослужение можно сравнить с архитектурой. Основа архитектуры – создание внутреннего и внешнего пространства. Постепенно это ушло на второй план, появились стили и направления, но суть – построить крышу над головой – осталась. В богослужении произошло что-то похожее, когда главная идея уходит на периферию, а в основу ложится что-то красивое, но несущественное. Обращение к основе богослужения – это попытка вернуть человека к целостности, к диалогу с Богом. Книга отца Саввы замечательная, потому что она о смыслах. Она помогает не просто понять богослужение, но сделать его своим важным и значимым достоянием.

Татьяна Стрыгина, редактор:

Эта книга всем приносит радость. Отца Савву приятно читать, редактировать, рассказывать в семье. Нет ничего лучше, чем когда о богослужении рассказывает человек, который это страшно любит. Для меня это самая главная книга отца Саввы, потому что в ней любовь к неофиту, смех, понимание, ощущение, что тебя, неофита, ласково взяли за руку и провели.

10 спорных вопросов о Библии, над которыми и сегодня ломают голову учёные

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Маска мумии

Читают ли сейчас люди правильную версию Библии? До недавнего времени самые ранние известные копии Евангелий датировались вторым веком нашей эры. Но в 2012 году произошла сенсационная утечка данных — оказывается намного более ранний фрагмент библейского текста был найден на листе папируса, которые использовался для изготовления маски мумии.

Читать еще:  Устав Русской Православной Церкви – история и наше время. V

Как известно, погребальные маски для фараонов делали из золота. Простые люди же довольствовались масками из папируса. Но даже папирус был настолько дорогим, что люди зачастую использовали б/у листы, на которых ранее были написаны деловые соглашения, личные письма, а иногда и фрагменты текста Евангелия. При радиоуглеродном анализе листа папируса из погребальной маски, который оказался «Евангелием от Марка», было установлено, что он датируется 80-90 годами (т.е. 1 веком).

2. Судебные иски в библейской археологии

В 2007 году вышел документальный фильм «Потерянная могила Иисуса» (режиссер Симха Якобовичи, исполнительный продюсер Джеймс Кэмерон). В нем утверждалось, что в Израиле была найдена могила, в которой покоятся останки библейского Иисуса и его семьи, в том числе сына Иуды. Неудивительно, что это заявление привело к интенсивным религиозным спорам.

Многие люди верят, что Иисус воскрес, поэтому костей попросту не может существовать. Многие также считают, он никогда не был женат и не имел детей. Особо свирепствовал археолог Джо Зиас, который развернул целую кампанию против «клеветы и подделки». В итоге Якобовичи подал иск против Зиаса, утверждая, что он потерял более $ 2 млн выручки в результате действий Зиаса. В 2015 году суд Иерусалима признал Зиаса виновным в клевете и постановил выплатить Якобовичи $ 260 000 в качестве возмещения ущерба.

3. Надпись Офела

Среди библейских ученых продолжается дискуссия, был ли написан Ветхий Завет «в режиме реального времени» или спустя века после описываемых событий. До 2008 года считалось, что Ветхий Завет был написан в шестом веке до нашей эры, потому что не существовало никаких доказательств еврейского письма до этого времени. Но в Хирбет Кейафе был обнаружен осколок глиняной таблички с надписью на древнееврейском языке, датируемый 10 веком до нашей эры. Это означает, что Израильское Царство уже существовало в 10 веке до нашей эры, и что некоторые из библейских текстов были написаны за сотни лет до предполагаемой даты.

Затем в 2013 году возле Храмовой горы (в районе Офела, Иерусалим) была обнаружена так называемая «Надпись Офела» — 3000-летний фрагмент глиняного кувшина с надписью на древнееврейском.

4. Жена Бога

Ссылаясь на ряд археологических находок и цитат из Танаха (еврейского Священного писания), некоторые археологи и исследователи Библии считают, что у Бога была жена по имени Ашера, а также, что древние израильтяне поклонялись им обоим. Идею о том, что древние иудеи поклонялись семейной паре, впервые высказал историк Рафаэль Патай в 1967 году. Затем в 2012 году исследователь Франческа Ставракопулу подтвердила его теорию. Ашера (или Астарта) — именно так звали могущественную богиню плодородия угаритской культуры (территория современной Сирии). Не так давно на Синае была найдена глиняная табличка, в которой есть фраза «Всевышний и его Ашера». Ставракопулу также утверждает, что в Ветхом завете, несмотря на неоднократные редакторские чистки и исправления, сохранились упоминания о женском божестве.

5. Где прошел суд над Иисусом

Несмотря на то, что суд над Иисусом — это одна из самых важных сцен в Библии, археологи никак не могут договориться о том, где же он проходил. Во время расширения Музея истории Иерусалима «Башня Давида» в начале 21 века археологи обнаружили вход в канализацию и фундамент древнего дворца Ирода Великого. Многие считают, что суд над Иисусом был проведен именно в этом дворце, поскольку на то время Ирод был царем-прокуратором Иудеи, назначенным Римом. Предполагаемые развалины его дворца были найдены под заброшенной тюрьмой рядом с современным музеем.

6. Скрытая колонна

В 2013 году израильский гид Биньямин Троппер нашел настоящий исторический артефакт — прото-эолийскую капитель (верхушка колонны была так названа из-за сходства с более поздним греческим эолийским стилем). Этот столб, как оказалось, стоял у входа в огромную 160-метровую систему туннелей, которые, возможно, использовались для снабжения водой дворца или большой фермы библейских времен. Но политическая ситуации в стране очень усложняет раскопки. В настоящее время земля находится в частной собственности палестинца.

7. Новый Завет подделан и лжив

Книга библейского ученого Барта Эрмана «Подлог», которая была опубликована в 2011 году, вызвала бурю споров. Эрман заявил, что около половины Нового Завета было сфабриковано церковниками древнего мира. Они якобы писали тексты в своих интересах, подписывая их именами апостолов. Подобный способ древние христианские лидеры использовали, чтобы выйти победителем в религиозных распрях друг с другом.

В своей книге Эрман приводит примеры писаний Павла в Новом Завете, которые сильно отличаются по стилю. Некоторые из утверждений даже противоречат друг другу. Наконец, Эрман утверждает, что апостолы Петр и Иоанн были неграмотными рыболовами, поэтому просто физически не могли бы написать ничего из Нового Завета.

8. Библейское отношение к гомосексуализму

В 2012 году анонимная группа опубликовала «Библию королевы Джеймс» (QJB), которая основывается на самом популярном английском переводе Библии — так называемой «версии короля Джеймса»(KJV). Подобное название было выбрано, поскольку король Яков, утвердивший KJV, якобы был гомосексуалистом. Как заявили авторы QJB, они исправили неверный перевод, который приводил к тому, что Библия становилась гомофобной книгой. В данной версии Библии были внесены исправления в 8 отрывков из различных книг, которые описывали гомосексуализм как грех.

9. Книга «Исход» и аборты

Люди часто спорят о значении Исхода 21: 22-25.Там было сказано «Если в драке случайно ударят беременную женщину, и она преждевременно родит, но при этом не пострадает ни она, ни ребенок, то виноватый должен уплатить штраф, размеры которого определяются мужем женщины и судом. Однако если будущая мать или ее дитя физически пострадают, виновный подлежит наказанию — око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу».

Сторонники абортов интерпретируют данную фразу так: нерожденный ребенок не имеет такого же статуса, как жизнь взрослой женщины. Если ребенок умирает в результате выкидыша, то виноватый подлежит штрафу. А если в результате удара умрет мать, то виноватый должен умереть. Противники абортов не согласны с трактованием слова «выкидыш» в Библии. Они утверждают, что аборт является преднамеренным лишением жизни и виновный должен быть наказан.

10. Завоевание Иерихона

Иерихон считается самым древним городом в мире, который был постоянно заселен. В разное время 23 цивилизации называли Иерихон своим домом. Как было сказано в Библии, Иисус Навин привел израильтян в Иерихон, в самое сердце земли обетованной. Он 6 дней обходил вокруг городской стены, держа у груди Ковчег завета, в котором лежали каменные скрижали с Десятью Заповедями.

На седьмой день Иерихон нужно было обойти 7 раз, а затем остановиться и ждать мощного трубного сигнала. Во время звука трубы израильтянам необходимо было издать громкий клич, ибо «Бог передавал город в их руки». После звука трубы стены города пали, а Иисус Навин и его армия ворвались в город. Но археологические раскопки не подтверждают библейскую историю о завоевании Иерихона. Согласно данных раскопок, в то время у Иерихона не было стены.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рецензии на книгу

Анна Данилова, главный редактор интернет-портала «Православие и мир»:

Хочу сказать огромное спасибо отцу Савве за этот честный, спокойный и при этом глубокий взгляд. Я вижу, что растет запрос на смыслы, на тексты, в которых авторы доходят до сути, до глубины. Сегодня и во все времена таких текстов мало. Поэтому действительно огромная ценность, когда автор не боится думать, говорить, делиться своими переживаниями. Письма, посвященные Великому посту, – настолько удивительный взгляд в суть, помогающий по-другому пережить, осознать эти дни.

Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея»:

Богослужение можно сравнить с архитектурой. Основа архитектуры – создание внутреннего и внешнего пространства. Постепенно это ушло на второй план, появились стили и направления, но суть – построить крышу над головой – осталась. В богослужении произошло что-то похожее, когда главная идея уходит на периферию, а в основу ложится что-то красивое, но несущественное. Обращение к основе богослужения – это попытка вернуть человека к целостности, к диалогу с Богом. Книга отца Саввы замечательная, потому что она о смыслах. Она помогает не просто понять богослужение, но сделать его своим важным и значимым достоянием.

Татьяна Стрыгина, редактор:

Эта книга всем приносит радость. Отца Савву приятно читать, редактировать, рассказывать в семье. Нет ничего лучше, чем когда о богослужении рассказывает человек, который это страшно любит. Для меня это самая главная книга отца Саввы, потому что в ней любовь к неофиту, смех, понимание, ощущение, что тебя, неофита, ласково взяли за руку и провели.

1-е место

Жертва Авраама

Это тот момент из Библии, когда отец, следуя слову Бога, решил принести в жертву собственного сына, которого любил больше жизни. Казалось бы – дикость. Сына любит, хотел его рождения больше всего на свете, любил его, оберегал, но когда получил от Бога распоряжение принести сына в жертву, то не задумываясь послушался. И уже занес нож, но ангел, будучи посредником в переговорах с Богом, разрешил этого не делать (а бедный Авраам рехнулся от таких событий, наверное).

Жестковато, да? Да, очень жестокая метафора (а это была именно метафора).

Те, кто писал Библию, были простыми людьми, не ангелами и могли позволить себе писать притчи, причем не обязательно основанные на реальных событиях. Так и здесь: через жестокую подачу донесена мысль, что близкие нам люди смертны, и Авраам, проходя долгий путь с сыном к горю, свыкся с мыслью, что сын может и должен умереть, и сумел подготовить себя к этому. И дело тут не в Боге, кажущемся в этой истории злым. Мораль этой притчи замечательная: сколько бы мы не оберегали, не любили своих близких – случиться может все что угодно.

Признаю, некоторым читателям этот ТОП может показаться порцией бреда с РЕН-ТВ. Возможно, это так, я не претендую на истинность и непогрешимость этого текста. Это лишь попытка подойти к Библии с позиции логики, современных знаний, образа жизни и с легкой долей иронии. Обидеть я никого не хочу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector