0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли служба на троицу. Как отмечают и празднуют троицу православные

Содержание

Как отмечают и празднуют Троицу православные

Так уж повелось, что мы знаем очень многое о Пасхе, Рождестве и Крещении, а вот про праздник Троицы такое не сказать. Не все знают, как правильно праздновать Троицу, какие традиции принято исполнять в этот день, а от чего лучше воздержаться.

Подробные ответы на эти вопросы, мнение церкви, видео-комментарий священника – все это можно найти в статье.

Как отмечают Троицу православные

Но что же это за праздник Троица, и как его отмечают? В России есть довольно много традиций, и большинство из них связано с народной памятью, а не с церковными канонами.

Если говорить о том, как правильно отмечать Троицу с точки зрения православия, то нужно начать, конечно, с посещения богослужения.

Вообще торжество отмечается три дня (Пятидесятница, Духов и Богодухов день). Суть праздника одна – сошествие Святого Духа и наступление благодатного времени, когда каждый человек может спасти свою бессмертную душу. Основная служба проходит утром в воскресенье (это и есть день Пятидесятницы).

Храмы украшают свежей зеленью, выстилают пол травой, ветвями деревьев (березы, клена, дуба), а священники облачаются в красивые одеяния изумрудного оттенка. Во время службы прихожане совершают коленопреклоненную молитву.

Считается, что с Пасхи и вплоть до Пятидесятницы молиться на коленях не следует, потому что это торжественные дни, когда христиане всего мира радуются по случаю воскресения Христа.

Люди приносят на службу с ветками березы, чтобы освятить их, а затем забрать домой. Кладут освященные березовые ветви (символ Троицы) на самое видное место в доме, а затем хранят в уголке рядом с иконой.

Считается, что такой своеобразный букет оберегает дом и приносит счастье. Убрать его можно по наступлению следующей Троицы, причем лучше не выбрасывать, а просто положить на поле или отправить по реке. Одним словом, в такое место, где по ветвям никто не будет топтаться.

Вторую половину дня принято проводить с родными и близкими. Можно ненадолго уединиться, помечтать, наметить планы. Можно также поздравить со Святой Троицей родных, близких и друзей — отправить поздравления-картинки, написать теплые слова поздравлений с Троицей в стихах и в прозе.

Конечно, верующие молятся и читают Библию, в особенности те места, которые непосредственно связаны с праздником (например, 2 глава книги Деяний).

А еще можно навестить родных, друзей, помочь кому-то с делами. Но самое главное – делать все от чистого сердца, а не из корыстных побуждений.

Как празднуют Троицу в России

Конечно, ответ на вопрос, как празднуется Троица в России, был бы неполным, если не упомянуть о народных традициях и обычаях.

Конечно, много народу стремится на природу, старается выехать на пикники в лес и к воде. В этот день стараются собирать и заготовить травы — считается, что они наделены особенной целительной силой.

Молодые девушки плетут венки из полевых цветов и зелени, а затем пускают по реке, чтобы погадать на суженого. Поплывет по течению – брак будет счастливым, останется у берега – нужно немного подождать, утонет – грядет какое-то испытание.

Справедливости ради нужно сказать, что эти обряды хотя и отличаются своей красотой, но к церковным канонам не имеют отношения. Поэтому если говорить о том, как правильно праздновать Троицу именно православным, то конечно, первым делом следует пойти в церковь.

А вторую половину дня нужно постараться провести на той же волне и в том же духе. Не стоит превращать праздник в типичный выходной день.

Троица — что за праздник?

Вообще Троица – это триединый Бог:

  • Отец;
  • Сын;
  • Дух Святой.

А почему же мы отмечаем одноименный праздник каждый год спустя ровно 50 дней после Пасхи? Дело в том, что в этот день Бог направил на землю Утешителя, о котором Христос говорил еще при жизни.

Это был Святой Дух, который подобно шуму ветра сошел на апостолов — учеников Спасителя, собравшихся вместе в одном из домов Иерусалима. Он разделился на несколько язычков пламени, которые загорелись над каждым из собравшихся.

Получается, что именно в этот момент Господь и проявился как триединый, ведь Святой Дух – это третье лицо Бога. Он до сих пор находится среди нас, и благодаря этому каждый человек может в любой момент помолиться к Богу, получить в молитве успокоение и прощение. Вот почему Дух и был назван утешителем.

Что готовят и едят на Троицу в России

Конечно, любой праздник – это еще и вкусный стол, за которым можно не только утолить голод, но еще и приятно пообщаться с родными и близкими. На Руси давно существует такая традиция — хозяйки перед Святой Троицей заранее готовили праздничные блюда и наводили полный порядок в доме.

Дело в том, что в сам праздник с утра отправлялись в церковь всей семьей, а потом уже надо было садиться дома за готовый стол.

Вообще на Троицу подают традиционные блюда. Но есть одно важное условие: все они должны быть достаточно легкими, летними. Не приветствуется жирное, копченое, тяжелое мясо и все в этом духе.

Лучше сделать акцент на овощи и фрукты, злаки, диетическое мясо, рыбу. Никак не обойтись без легких салатов, свежих соков, зелени. Из блюд на Троицу можно приготовить:

  • овощную запеканку;
  • пироги с луком и яйцом, шпинатом, другой зеленью;
  • овощное рагу;
  • бигос с курицей;
  • запеченную рыбу.

К праздничному столу также можно подать творог, а в качестве закуски – блины со сметаной или любой другой вкусной начинкой. Уместным будет выглядеть хорошее красное вино, а к рыбе отлично подойдет и белое. Что касается крепких напитков, от них лучше воздержаться.

Чего не стоит делать на Троицу

Итак, теперь уже гораздо понятнее, что за день Троица, какова его история, и как его отмечать и праздновать. Но что же нельзя делать в этот день?

Строгих запретов не существует. Однако, как и в случае с любой другой большой православной датой, на Пятидесятницу по традиции не принято:

  1. Работать, заниматься рутиной, тяжелым физическим трудом.
  2. Посещать кладбище.
  3. Выяснять отношения, ссориться.
  4. Предаваться пьянству и безудержному веселью.
  5. Планировать сложные дела, которые потребуют слишком много времени (шопинг, оформление документов и т.п.).

Последние 4 пункта, пожалуй, не нуждаются в комментариях. Но почему же нельзя работать? Иными словами – как провести Троицу правильно? Здесь тоже все довольно просто.

Тяжелая работа, генеральная уборка, ремонт в доме, выезд на дачу, починка автомобиля – занятия, на которые уйдет практически весь день. Почувствует ли человек праздник, стоя на огороде с лопатой? Едва ли.

Поэтому лучше так распланировать свою неделю, чтобы в день Троицы уделить больше внимания делам духовным. Ведь у нас еще будет масса возможностей, чтобы заняться насущными вопросами; всему свое время.

Как провести Троицу — комментарий церкви

Таким образом, традиции того, как в России отмечают Троицу, довольно богатые. А вот и обещанный видео-комментарий священника на эту тему.

Сам праздник Святой Пятидесятницы весьма насыщен яркими летними красками. Ведь он отмечается всегда либо в конце весны в мае, либо летом в июне, когда даже в наших широтах обычно наступает теплый сезон. Что и говорить — грядет настоящее новое «лето Господне».

Поэтому торжество Святой Троицы можно без преувеличения назвать добрым, по-настоящему светлым, и значит, встречать и отметить его нужно соответственно.

День Святой Троицы | Троица

День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

Песнопения праздника Святой Троицы: тропарь Троицы, кондак Троицы, Величание Троицы

Величание праздника Святой Троицы

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

Статьи о празднике Святой Троицы (Пятидесятницы)

День Святой Троицы: «Кто врагов своих не любит, тот Христа не знает» mp3 — Проповедь протоиерея Александра Ильяшенко в праздник Святой Троицы в храме Всемилостивого Спаса

Троице-Сергиева Лавра

  • День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре — Фоторепортаж
  • По лаврским закромам — Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры.
  • Последний лаврский монах — К чему послушнику молитва по четкам? Отобрали четки. К чему строгий пост? Вот, и «приговор» поспел: «Кабы жил, как люди, давно бы был монах, а то разыгрывает святошу».
  • Академия Духа: сюда идут, чтобы приблизиться к Богу — статья о Московской Духовной академии и семинарии

Иконы Святой Троицы

На какое число выпадает Троица, День Святой Троицы в 2021 году? Какова история этого православного праздника?

Какого числа Троица, День Святой Троицы в 2021 году?

День Святой Троицы в 2021 году празднуют 20 июня!

Цвет праздника Троицы — изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри — сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые — «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня празднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник.

… Пятьдесят дней спустя еврейской пасхи иудеи праздновали день Пятидесятницы, посвященный Синайскому законодательству. Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками в доме одного человека. История не сохранила свидетельств о том как его звали и чем он занимался, известно только, что было это в Иерусалиме… Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с самих небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающих вой и гул от несущегося сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Дева Мария. Люди стали молиться. Огненные языки заиграли меж людьми и начали останавливаться на мгновения на каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных… Исполнилось обещание Спасителя. Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа. Считается, что Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать душу.

По случаю праздника Иерусалим был полон народу, евреи из разных стран сходились в город в этот день. Странный шум из дома, где находились ученики Христовы, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?». И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, которого распяли, вознесся на небо и излил на них Святой Дух. Многие из слушавших проповедь апостола Петра в этот момент уверовали и приняли крещение. Апостолы же первоначально проповедовали евреям, а затем разошлись по разным странам для проповеди всем народам.

Так святой Андрей, которого называют еще Андрей Первозванный, отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.

Читать еще:  Приход св михаила. Церковь св

Чудесным образом уверовавший во Христа апостол Фома добрался до берегов Индии. До сих пор в южных штатах этой страны Керала и Карнатака живут христиане, чьи предки были крещены еще святым Фомой.

Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68 годами н.э По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел также предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Родос, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения, язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Та благодать Святого духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь в Православной Церкви подается невидимо — в ее святых таинствах через преемников апостолов — пастырей Церкви — епископов и священников.

Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

В Праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице — триипостасном Боге, мы говорим еще об одном важном аспекте христианской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог един в трех лицах и тайна эта непостижима человеческим умом , но суть Триединства была явлена людям в этот день.

Кстати, долгое время христианские художники не изображали Троицу, считая что Бог может быть изображен только в лице Иисуса Христа — сына Божья. Но не Бог — отец, не Бог — Дух Святой не должны быть писаны.. Однако со временем была сформирована особая иконография Святой Троицы, которую теперь разделяют на два вида. Троица Ветхозаветная знакома каждому из нас по известной иконе Андрея Радонежского (Рублева), на которой Бог изображен в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Иконы Новозаветной Троицы представляют собой изображения Бога — Отца в виде старца, Иисуса Христа как отрока на его лоне или взрослого мужа, по правую руку от него, и Духа — над ними в виде голубя.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в 14 веке, при преподобном Сергии Радонежском.

С этого дня до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому Духу «Царю небесный…» С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

… Трогательно и красиво Богослужение в праздник Святой Пятидесятницы. Украшен храм, священники облачены в зеленые ризы, пахнет травой и свежей зеленью, торжественно и светло звучит хор «…обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух» , коленопреклоненно читают прихожане особые молитвы святителя Василия Великого. А на дворе сочное раннее лето — напоминанием о том прекрасном и глубоком «лете Господнем», что обещал Иисус Христос праведникам.

День Святой Троицы. Пятидесятница

Историческое содержание

Оглавление

День Святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи.

^ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ

^ Названия праздника

Двойное название этого двунадесятого праздника указывает на его дохристианские истоки (как и в случае с праздником Пасхи). Рождение собственно христианского праздника Святой Троицы произошло, как считают историки, в конце мая 30 г. н. э. и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы; поэтому наш календарь сохраняет оба термина. Само же название «Пятидесятница» (греч. Пэнтэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).

^ Еврейская Пятидесятница

В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего («ветхого») Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода (выхода) из Египта, драматические события которого и стали основой еврейской Пасхи. Это произошло, по мнению большинства ученых, во второй половине XIII в. до н. э. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви. Теперь постараемся понять – как родилась Церковь Нового Завета, Церковь Христова. Обратимся к текстам.

^ Что произошло в Иерусалиме?

Иерусалим же был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке! Чтобы подчеркнуть это чудо многоязычия, апостол Лука нарочито приводит длинный список народов со всех концов Римской империи, включая и отдаленные окраины (смотрите выше текст Апостольского чтения на Литургии).

^ Мессианское Царство или Церковь Христова?

Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).

Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника. Прочтем его еще раз (слова в квадратных скобках даны для пояснения).

«Когда сошел Всевышний и смешал языки
[в Вавилонском столпотворении],
то этим Он разделил народы.

Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы],
то всех призвал к единству;
и мы единогласно славим Всесвятого Духа».

«Когда люди солидарны в дерзновенном зле, они теряют дар коммуникации, дар взаимного понимания. Но этот дар восстанавливается ради истины. Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идет к человеку не как к «эллину», «иудею» или «скифу», но именно как к человеку» (Рашковский Е. «С высоты Востока. », с. 60).

Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.

^ Окончательное прозрение апостолов

Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами («посланниками»). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, – но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу. Пройдет три века, и горделивые римские императоры, именовавшиеся «спасителями отечества» и причислявшиеся Сенатом к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.

^ Христианская Пятидесятница: событие и праздник

Почти две тысячи лет тому назад, в день еврейской Пятидесятницы, мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней «до скончания века». Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.

Богословское учение о взаимоотношении Лиц Святой Троицы было окончательно сформулировано еще в IV веке, в период ожесточенных тринитарных споров, вызванных лжеучением Ария Александрийского, и закреплено в Никео-Цареградском Символе веры. Но далеко не всем известно, что первые храмы во имя Святой Троицы появились в христианском мире гораздо позднее, не ранее XII в., причем, сначала на Западе (этот вопрос требует специальных изысканий). Вскоре, в 1335г., скромный инок Сергий построил первую на Руси деревянную Троицкую церковь посреди глухого Радонежского бора, ставшую основой будущей Троице-Сергиевой Лавры, – центра духовной жизни России.

Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота – день поминовения усопших.

В самый день праздника, после Литургии, совершается Вечерня, на которой читаются три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время, впервые после Пасхи, все становятся на колени.

Ко Дню Троицы храмы и дома у нас украшаются деревьями, травой и цветами. Обычай связан с историческим воспоминанием обрядов ветхозаветной Пятидесятницы, – принесением Богу зеленеющих начатков жатвы, а также с русской народной традицией проводов весны и встречи лета.

Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа. Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. С этого же дня начинается первая седмица по Пятидесятнице; она именуется «сплошной», потому что пост в среду и пятницу отменяется. А с понедельника второй седмицы начинается Петров пост.

Явление Трех Странников патриарху Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), изображаемых обычно в виде ангелов, понимается христианскими богословами как прикровенное явление в ветхозаветном мире Святой Троицы. Этот знаменательный эпизод библейской истории, имевший место почти четыре тысячелетия тому назад, породил замечательный иконографический тип «Троицы ветхозаветной», вершиной которого стала икона «Троица» кисти преподобного Андрея Рублева.

^ Богослужебные тексты; краткая библиография

Текст Троицкой службы см. в любом издании Триоди Цветной (у греков – Пентикостарион). Русский перевод основных текстов, включая длинные молитвы Троицкой Вечерни, см.: Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке / [Сост.] свящ. В. Адаменко. Нижний Новгород, 1926 (репринт: Париж, 1989), с. 158-171.

О еврейской Пятидесятнице, о новозаветном событии сошествия Святого Духа на апостолов и христианском празднике Троицы см.: Библейская Энциклопедия / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. Российское Библейское общество, 2002, с. 120, 144, 148, 157, 158, 342; Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Брюссель, 1974, кол. 958-962; Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы I-VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999, с. 112-145; Кирилл Александрийский, св. О святых праздниках. Гл. 17 // Творения св. отцов в русском переводе. Кн. III. М., 1885 (изъяснение трех важнейших еврейских праздников с экскурсами в христианскую Пасху); [Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский, св.] Беседа святителя Григория Паламы о свершившемся в день Пятидесятницы // Журнал Московской Патриархии, 1975, № 11; Иудейские и христианские праздники суть памятники истины (без подписи) // Христианское Чтение. СПб., 1821. Ч. IV, кн. 10, с. 70-72; Мень А., прот. Первые апостолы. М., 1998, с. 56-74; Ловягин Е. Вечернее богослужение в день Пятидесятницы // Христианское Чтение. СПб., 1853. Ч. I; Дмитриевский А. Праздник Св. Троицы на Сионской горе и у дуба Мамврийского в Хевроне. СПб., 1913; Скабалланович М. Пятидесятница. Киев, 1916; Рашковский Е. «С высоты Востока. » Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993, с. 56-63.

Подбор текстов, статьи и комментарии Ю. Рубана

День Святой Троицы: смысл, история и традиции праздника

20 июня православные христиане встретят День Святой Троицы, или Пятидесятницу. Это один из 12 главных христианских праздников, его отмечают на 50-й день после Пасхи.

Рассказываем об истории Троицы, значении и традициях этого дня.

Дата праздника

День Святой Троицы отмечается на 50-й день после праздника Христова Воскресения. Поэтому Пятидесятница — второе название этого дня. Поскольку дата Пасхи плавающая, то и Троица выпадает на разные даты. В 2021 году День Святой Троицы приходится на 20 июня.

Смысл и история

Праздник отмечается верующими с 381 года. Именно тогда на Втором Вселенском Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе. В этот же день была также явлена полнота Святой Троицы.

Согласно Новому Завету, перед Вознесением в Царствие Небесное Иисус Христос обещал своим ученикам, апостолам, что в утешение пришлет им от Своего Отца Святого Духа. После Вознесения Христа апостолы ежедневно собирались в Сионской горнице в Иерусалиме для молитв и чтения Святого Писания. На десятый день после Вознесения Христа (50-й после Воскресения), находясь в горнице, в третий час дня апостолы услышали шум. Появились огненные языки, которые почили на каждом из них. Так ученики Иисуса исполнились Святого Духа и стали говорить на разных языках, обращаясь с проповедью к представителям разных народов.

День сошествия Святого Духа считается днем создания христианской церкви, которая усилиями апостолов начала распространяться по всему миру.

Кто празднует

С XIV века у католиков праздник Троицы не совпадает с Пятидесятницей — днем сошествия на апостолов Святого Духа. В Католической церкви он празднуется на неделю позже и связан с прославлением Святой Троицы.

Традиции празднования у православных

Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. В сам праздник Троицы в православных храмах совершается одна из самых торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, прославляющая сошествие Святого Духа, и читаются три молитвы с коленопреклонением священнослужителей и прихожан. Так завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

На Троицу есть обычай украшать храмы ветвями и травой, которые символизируют обновление людей благодаря Святому Духу. Священники надевают зеленые одежды. Зеленый символизирует животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.

Троица и народные обряды

До принятия христианства в славянском календаре в конце мая отмечался Семик, или Зеленые святки, — переход от весны к лету. Праздник Троицы перенял многие обряды этого праздника. Основными составляющими были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших. На троицкой (семицкой) неделе девочки 7–12 лет ломали березовые ветки и украшали ими дом снаружи и внутри, дети наряжали березу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.

В субботу накануне Дня Святой Троицы было принято вспоминать усопших. Этот день называется «задушной субботой», или родительским днем.

Троица: что за праздник, и как его отметить

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чтобы мотивировать себя после неудачных попыток сотворить какое-либо действие (сдать квартальный отчет, выпросить у любимого денежку на очередную сумочку), говорят: «Бог любит троицу».

Популярное выражение, но суть его туманна. Что такое Троица, некая группа из трех лиц, мистическое число или знаменательное событие, ассоциирующееся с сочной зеленью, хороводами, венками, запахом свежескошенной травы и ладана…

Троица: как ее понимать

Слово «троица» появилось в христианстве с легкой руки святителя Феофила Антиохийского в далеком II веке. Это ключевой термин в богословии, отражающий учение о том, что Бог един и одновременно троичен в Лицах (ипостасях):

  1. Бог-Отец: не имеет начала (никем не сотворен, не создан, ни от кого не рожден).
  2. Бог-Сын: рожден от Бога-Отца.
  3. Бог-Святой Дух: исходит от Бога-Отца.

Каждая из трех Личностей обладает всей полнотой бытия и сама по себе является Богом, а не 1/3 его. При этом все 3 Личности – это один Бог. Вот такая непростая богословская математика!

Церковное учение исключает представление Бога трехглавым. 3 божественные личности соединяются, не существуют один вне другого, но при этом не сливаются.

Единый в 3-х лицах, Бог является вечным, живым, вездесущим бестелесным духом, который невозможно увидеть.

Православие допускает символическое изображение этой непостижимой богословской категории, общепризнанная икона Троицы – образ, созданный иконописцем Андреем Рублевым. Здесь акцент делается на равенстве 3-х фигур, различающихся только лицами и одеждами.

Слово «троица» или что-либо похожее в Библии не встречается. При внимательном прочтении можно найти 2 текста, намекающие на это понятие. Один прячется в Евангелие от Матфея, второй известен как «Иоаннов стих».

Считается, что догмат о Святой Троице не может быть выражен рационально, а потому непостижим для человеческого разума. Понять это невозможно, остается лишь знать и верить.

Праздник Святой Троицы: что означает

От сложных богословских понятий перейдем к категориям более привычным – праздничным.

Ведь прежде всего, Троица – праздник, один из тех, что церковь относит к двунадесятым (12 самых важных после Пасхи). Он ассоциируется с изумрудной зеленью разнотравья, березовыми ветвями, запахом свежескошенной травы.

Троица: что это за праздник для верующих? Отнюдь не банальные веточки-цветочки и шашлычные посиделки в дружеской компании под сенью берез.

Это ежегодное воспоминание о евангельском событии – сошествии Святого Духа.

Читать еще:  Крыса восточный. Китайский гороскоп крыса, (мышь)

Как гласит Новый Завет, перед вознесением в Царствие Небесное Иисус дал обещание апостолам, что для завершения дела спасения людей к ним придет Утешитель – Святой Дух, и это произойдет совсем скоро. Иерусалимские апостолы ждали: вместе с Пресвятой Девой Марией и другими верующими они ежедневно собирались для прочтения Святого Писания и молитв.

На 10-й день после Вознесения донесся шум, показались огненные языки (они светили, но при этом не обжигали), опустившиеся на головы учеников. Апостолы обрели способность говорить на иностранных языках и могли теперь проповедовать разным народам. Так христианское учение стало распространяться по миру, и начало этому было положено 12-ю простыми малограмотными работягами.

Произошедшее наглядно показало существование 3-х Лиц Бога, единого по существу, а день сошествия Святого Духа принято считать днем зарождения христианской церкви.

Когда (какого числа) будет Троица

Святая Троица, Сошествие Святого Духа, Пятидесятница – наименования одного и того же религиозного праздника. Исходя из последнего, легко определить, какого числа Троица в интересующем году.

Православное празднование приходится на 50-е сутки после Пасхи, так что подсчет не затруднит даже самого «продвинутого» гуманитария.

День, когда Троица отмечается, всегда приходится на воскресенье. В 2021 году праздник придется на 20 июня.

Католики к вопросу «когда будет Троица» подходят иначе. Празднование Пятидесятницы и непосредственно дня Святой Троицы у них разделено, второе событие отмечается в следующее воскресенье после первого (на 57-й день после Пасхи).

Что делают на Троицу верующие

Православные храмы в этот день наполнены летней зеленью. Полы устилаются свежескошенной травой, в сочетании с ароматом ладана дающей незабываемый аромат. Прихожане приходят на службу с полевыми цветами, березовыми ветвями. Даже цвет облачений у священнослужителей зеленый.

Почему именно растительно-зеленой темой наполнен праздник Троица, что означает береза как его символ?

  1. Береза – напоминание о дубраве Мамвре, где присутствовал дуб (дерево другой породы, но, тем не менее), под которым Бог под видом 3-х ангелов явился Аврааму.
  2. Есть еще еврейская, ветхозаветная Пятидесятница, посвященная шествию евреев из Египта. На 50-й день они подошли к Синайской горе, утопающей в цветущих растениях (дело было весной), где Моисею были даны знаменитые 10 заповедей. Так укоренился обычай украшать зеленью храмы и дома, словно переносясь на Синайскую гору в судьбоносный момент. А деликатная зелень березовых ветвей идеально для этого подходит.
  3. Ветки березы с молодыми листочками символизируют человеческую душу, расцветающую от прикосновения благодати Святого Духа – по аналогии с тем, как пробуждается природа после зимней спячки.

Церковное богослужение на Троицу – одно из наиболее величественных и красивых.

По окончании Литургии (утренней службы), во время которой многие причащаются, совершается Троицкая вечерня с коленопреклонными молитвами. Каждая – просьба, обращенная к Господу о приобщении к благодати Святого Духа и вразумлении – аналогично тому, как были вразумлены апостолы. По сути, это главная молитва на Троицу.

Независимо от того, когда в этом году Троица, в день, следующий за ней, всегда отмечают Духов день – в честь прославления Святого Духа.

Что делать в этот день обычным людям

Помимо церковных ритуалов Пятидесятница наполнена уникальными традициями, не все из которых одобряются священниками.

Издавна в этот день украшали жилище зеленью: березовыми ветвями, травами, цветами. Их располагают у икон, ставят в вазы во всех помещениях. Считается, что так домочадцы будут обеспечены природной защитой.

Приветствуются хлебосольные семейные трапезы: поста нет. Караваи, блины, пироги – выпечка в приоритете, а еще – яичница-глазунья, украшенная веточками зелени. На стол желательно постелить новую скатерть. Если пришли гости, их принимают с почестями. Не стоит забывать, что чревоугодие все-таки остается грехом, да и суть праздника не в еде. В общем, здесь важна мера, особенно это касается алкоголя.

Этот светлый праздник должен быть наполнен добрыми размышлениями и делами, идущими от чистого сердца, он отлично подходит для благотворительности. А вот предаваться унынию, ссориться, сквернословить, замышлять недоброе – это то, что нельзя делать на Троицу.

Что нельзя делать на Троицу

Актуальна тема запретов, как и в случаях с другими великими церковными праздниками. Священники отмечают, что у многих из них народные корни, сродни языческим. К православию это не имеет отношения.

    Многих волнует вопрос, можно ли работать в Троицу.

Церковь отвечает: если так сложились обстоятельства – допустимо, трудовой график зачастую формируется работодателем.

Если есть возможность выбора, стоит отложить дела и прийти в храм, побыть на богослужении, причаститься – так стараются поступать верующие.

В этот день лучше воздержаться от работы, которая не «горит» (например, посвящать время огородничеству, рукоделью). Поступая так, мы показываем Богу свое неуважение, и такой труд часто частенько не приносит результата.
Работающие по графику «5 через 2» часто интересуются, можно ли убираться в Троицу дома, ведь она приходится на воскресенье – день, на который обычно планируется уборка.

Неотложные бытовые хлопоты не навредят христианину, если он помнит о Боге.

По возможности верующие готовятся к светлому празднику заранее – приводят в порядок, украшают дом, завершают бытовые дела. Но жизненный ритм сегодня таков, что не всегда это возможно.

  • Еще одна тема для сомнений: можно ли ходить на кладбище на Троицу?
    Мнение священнослужителей – не стоит. Этот день наполнен радостным событием, и поминание усопших здесь не совсем уместно. Посетить кладбище лучше накануне Троицы – в Троицкую родительскую субботу.
  • Принято считать, что на Пятидесятницу в течение 3-х дней нельзя купаться.

    Якобы это время разгула русалок и прочей нечисти, которая так и норовит заманить горе-купальщика на дно. Особенно «осторожные» распространяют запрет на душ и бассейн: видимо, русалочья активность на Троицу зашкаливает.

    С точки зрения церкви (да и здравого смысла) этот запрет безоснователен. Для верующего не логично заменять поход в храм на пляжный пикник, а вот отправиться к водоему после службы – можно.

    Приметы, традиции и обычаи

    С Пятидесятницей связано множество «неофициальных» (с церковной точки зрения) народных традиций, зародившихся в дохристианскую эпоху. Троицын день был одним из главных событием у восточных славян, его суть состояла в праздновании перехода от весны к лету.

    В народе Троица издавна считалась девичьим праздником. В этот день девушки плели венки, пускали по воде и наблюдали:

    1. Венок, оставшийся у берега, намекал, что мечтать о суженом пока рано, в этом году перемен в личной жизни ждать не стоит.
    2. Нехорошим знаком считался утонувший венок: к предстоящим жизненным испытаниям.
    3. «Заплыв» против течения обещал крутые перемены, скорее всего – благоприятные.
    4. Грядущую встречу с любимым и счастливый брак сулил веночек, уверенно плывущий вперед по течению.

    С давних времен сохранился ритуал на исполнение заветного желания, совершаемый на Пятидесятницу.

    Нужно обнять молодую березку, затем произнести вслух свое желание, заплетая косичку из самых тонких веточек дерева. Главное – не сломать ветви и не повредить листочки. Спустя несколько дней нужно навестить «свое» деревце. Если косичка сохранилась, мечта исполнится.

    Сватанье и знакомство в этот день – хороший знак. Если предложили руку и сердце, нужно соглашаться. А назначать свадьбу на Троицу не стоит – ничего хорошего такую семью не ждет.

    Вот самые известные приметы на Троицу, сохранившиеся до наших дней.

    1. Дождь в этот день – к теплому лету, щедрому урожаю грибов и хлеба. Считается, что попасть на Троицу под дождь ведет к исполнению желаний.
    2. Жаркий день – к засушливому лету.
    3. Увидевший на Пятидесятницу радугу может рассчитывать на богатство и здоровье в грядущем году.

    Травы, заготовленные в этот день, издревле наделялись исцеляющим эффектом и применялись как мощные обереги – равно как и роса, собранная на Троицу.

    Сегодня день Святой Троицы отмечается по-разному: кто-то проводит время на богослужении в храме, кто-то водит хороводы, плетет венки, участвует в разнообразных конкурсах и народных гуляниях.

    Утверждать, какой из вариантов самым правильный, никто не возьмется, да и есть ли в этом необходимость, если главное – чистые помыслы и внутренняя гармония?

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (1)

    Троицкую родительскую субботу почитают даже те, кто не ходит в церковь. Единственный православный праздник в году, в который народу на кладбище больше всего.

    «Надо собраться с Духом!», или Как отметить Троицу?

    В воскресенье, 20 июня, православная церковь отметит праздник Святой Троицы. Для верующих это один из самых любимых праздников. В этот день храмы убирают срезанными ветками березы и свежескошенной травой, которой выстилают весь пол. На юге принято приносить с собой в храм охапки мяты, чабреца и других духмяных трав, и поэтому в праздник все внутреннее пространство храмов наполнено ароматами цветущего лета, даря ощущение уюта и тепла.

    О том, как отметить этот день и почему он считается днем рождения Церкви, рассказывает первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Дмитрий Гасак.

    – Дмитрий Сергеевич, скажите, пожалуйста, что православные верующие празднуют в этот день и почему Троица считается днем рождения Церкви?

    Дмитрий Гасак: Мы празднуем событие, описанное в Деяниях апостолов, когда ученики Христа были собраны в Иерусалиме, в Сионской Горнице, то есть в доме на Сионе. И сейчас в Иерусалиме это место сохранилось, и его охотно показывают паломникам. Собравшись вместе, апостолы ощутили воздействие Святого Духа, обещанное им Спасителем. То есть особую силу, которая дала им возможность выйти на улицу и проповедовать: рассказывать всем об Иисусе Христе, который был распят и воскрес, то есть явил того самого Бога, в которого верили евреи, начиная с Авраама. В этот день люди убедились в существовании Духа Святого – третьего «лица», помимо Бога отца и Бога сына. Отсюда и название праздника – Троица. Все это произошло на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа, поэтому по-другому этот день называют еще Пятидесятницей.

    Именно это событие считается Днем рождения Церкви, потому что важнейшим церковно-образующим обстоятельством является духовное единство всех верующих во Христа. И первый круг церкви был кругом апостольским, кругом ближайших учеников Спасителя.

    — Почему сейчас люди не ощущают того мощного воздействия Святого Духа, которое ощутили апостолы? Почему подобных переживаний не описывают люди сейчас?

    Д. Г.: Ну почему, описывают, конечно. Действие Духа Святого – это то, что совершается в храмах в процессе Евхаристии, таинства Святого Причащения. Это то, что совершается, когда верующие христиане собираются вместе для молитвы, благодарения и общения. Такие встречи даже имели в древности название «агапа». Это греческое слово, которое означает вселенскую, всеохватную любовь. Так назывались собрания христиан для молитвы, причащения и вкушения пищи с воспоминанием об Иисусе Христе.

    Действие Духа Святого, конечно, происходит и сейчас, иначе церковь не жила бы. Хотя, конечно же, это трудно увидеть внешним взглядом. Но, между прочим, так было и во времена апостолов. В действие на них Духа Святого поверили не все. Кто-то действительно верил в апостольское свидетельство, кто-то усомнился в их словах, а кто-то и вовсе решил, что они были пьяны.

    – Что происходит в этот день в церкви, и почему храмы убирают свежескошенной травой и ветками берез?

    Д. Г.: В храмах в этот день совершается праздничная литургия, на которой положено быть всем верующим православным людям. Что касается традиции убирать храмы свежескошенной травой и березками, то это чисто русский, народный обычай. Связано это, во-первых, с тем, что все православные праздники имеют свой цвет облачения. В этот день облачение священников имеет зеленый цвет. А трава и березки – это логичное продолжение зеленого убранства храмов.

    А во-вторых, Троица всегда отмечается в самом конце весны или в июне, когда все расцветает. И мы особенно остро переживаем наступление лета, радуемся ему. Тем более в наших широтах – ведь у нас зима длинная. Поэтому духовное понимание этого праздника переплетается с его народным толкованием. Ведь Дух действительно дает всему жизнь. Даже в молитве Святому Духу, которая начинается словами «О, Царь Небесный, Утешитель», есть обращение к нему «жизни Податель». То есть Дух Святой является источником жизни. А в весеннее время мы очень остро переживаем возвращение природы к жизни, ее обновление. И проводим аналогию между этим природным обновлением и воздействием Духа Святого.

    Но, конечно, традиция украшать храмы травой и березками – это не уставный, не церковный, а народный обычай. Это явление скорее простонародной религиозной культуры. В храмах других традиций такого нет, но есть другие подобные обычаи.

    – Расскажите, пожалуйста, о коленопреклонных молитвах, которые читаются в этот день в церкви.

    Д. Г.: Действительно, в самом конце этого дня, на вечерней службе совершаются специальные коленопреклонные молитвы. Вечерняя служба относится уже не ко дню Троицы, а к следующему за ней Дню Святого Духа, который отмечается в понедельник.

    Дело в том, что 50 дней после Пасхи – это большой период церковного года, когда празднуется Воскресение Господне. И это время – не для покаяния, в эти дни молитвы на коленях не положены. А вечером, после завершения празднования Троицы, впервые после Пасхи звучат мотивы покаяния. И совершаются особые коленопреклонные молитвы ко Святому Духу о том, чтобы он снизошел на всех верующих. И впервые после длинного промежутка звучит вот эта знаменитая молитва «О, Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины».

    Фото: Илья Щербаков/ТАСС

    — Как подготовиться к празднику и как его отпраздновать?

    Д. Г.: Я думаю, что надо собраться с Духом! Нужно вспомнить о вере во Христа, о том, что она в первую очередь связана с верой в силу Духа. Как говорил один из апостолов, «мы ходим верою, а не видением». Может быть, нужно вспомнить особые моменты, когда человек остро чувствовал Благодать Божию: скажем, в день Крещения, или в какие-то другие дни. Вот так можно внутренне подготовиться.

    И, конечно, нужно вспомнить, что каждый христианин живет не один. Он исповедует Господа вместе со всеми православными людьми. И этот праздник нужно пережить не в одиночку, а вместе со своими братьями и сестрами единоверцами, в процессе общения с Богом и своими ближними.

    – Принято ли в этот день ходить в гости, собираться за праздничным столом?

    Д. Г.: Обязательно! Вообще, во многих религиозных традициях, и особенно в христианской традиции, праздник – это всегда общая трапеза. Вот та самая «агапа» – трапеза любви, когда не принято огорчать людей, обсуждать какие-то проблемы, а только благодарить Бога и друг друга за все то, что Бог дает. Это очень распространено в нашей традиции.
    Вообще, литургия и евхаристия – это, строго говоря, тоже трапеза, и когда-то она так и совершалось. Поэтому, конечно, в этот день принято собираться на общую трапезу и прославлять Бога, который был явлен всем апостолам во всех трех своих лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

    Фото: Роман Денисов/ТАСС

    – Чего не стоит делать в этот день?

    Д. Г.: Не стоит никого огорчать и ругаться. Это все-таки день особой благодарности Богу, особой радости, и нужно эту радость нести людям. Хотя в день радости вопрос о том, чего не нужно делать, не очень-то и актуален. Вопрос так даже не стоит: надо радоваться!

    Троица: что можно делать в праздник, а что категорически нельзя

    В России День Святой Троицы всегда любили, его отличала какая-то своя, особая атмосфера. Может, из-за сложившейся традиции украшать на праздник храмы: пол на Троицу в церквях устилают свежескошенной травой, между иконами ставят цветы, и даже сами иконы на Троицу одевают в оклады из березовых ветвей. И верующие стоят всю службу праздника Святой Троицы с ветками березы в руках, и священники на Троицу в зеленых одеждах. Все это ликующе-цветущее убранство неслучайно: в День Святой Троицы мы вспоминаем сошествия на апостолов Святого Духа, а Святой Дух называют «Подателем жизни». Так что символика прозрачна: зелень привносит в церковную строгость не просто праздничность, она наполняет храм биением жизни молодого лета.

    Тот, кто хоть раз был на богослужении Троицы, навсегда запомнит буйство зелени, благоухание трав, смешанное с запахом церковного ладана и всеобщую приподнятость настроения. Кстати, цветы, отстоявшие вместе с нами службу Дня Святой Троицы, принято, бережно хранить — до следующего праздника.

    К сожалению, в этом году коронавирус внес свои коррективы. Важно, чтобы отдаваясь радости праздника, мы помнили о безопасности ближних, то есть соблюдали социальную дистанцию и все эпидемиологические меры. И, конечно, не стоит приходить в церковь, если вы чувствуете признаки простуды или недомогание, в этом случае стоит посмотреть праздничную службу в интернете и помолиться дома.

    Но вернемся к празднику Троицы: коронавирус рано или поздно врачи с учеными укротят, он стихнет, а вот Святая Троица вечна. Раньше Троицу и чествовали не только во время богослужения — весь день!

    Весь День Святой Троицы был ликующим жизнеутверждением Животворящей силы Святого Духа. Сразу после праздничной службы в церкви радость выплескивалась за стены храмов — в леса, в поля, к речке: народ гулял. Не в сегодняшнем смысле, когда «гулять» означает пьянствовать. Ничего подобного. Да, угощениям на Троицу уделялось большое внимание: заранее к Троице готовили не только ветки березы, выращивали пионы, ландыши, заранее пекли пироги — тоже с зеленью, например, с первым лучком и крапивой. Стол был пышным, праздничным, а вот пьянства не было.

    Читать еще:  Гадание на игральных картах значение карт. узнай свою судьбу сама! Как выбрать игральные карты? Как узнать свою масть в гаданиях

    Троицын день был праздником общения, объединения радостью: начавшееся лето обязывало к работе, Троицын день — праздник, когда работать грех. А вот общаться самое время. Уже завтра, 21 июня, в Духов день, и тоже праздник, отдельно посвященный именно этой Третьей Ипостаси Триединого Бога — Святому Духу, после утренней службы крестьянину надо будет возвращаться к неотложным делам по хозяйству. Но на Троицу никто не работал — общались. Объединенные радостной тайной — явлением миру Богом Своих Лиц. С общением в этом году, что и говорить, напряженка, поэтому самое время вдуматься: в чем суть праздника?

    Событие, которое легло в основу Дня Святой Троицы описано евангелистом Лукой в книге «Деяния святых апостолов» и произошло оно на пятидесятый день после Воскресения Христа. Давайте вспомним, что после Своего Воскресения Христос еще сорок дней был с близкими, укрепляя их в вере, готовя к будущему служению. На сороковой день Он вознесся на небо, пообещав, что пошлет в наш мир Дух Божий, который сойдет на учеников, давая им силу проповедовать благую весть о том, что Своим Воскресением Христос победил смерть.

    И вот через десять дней после Вознесения ученики Иисуса и Его Мать Мария собрались вместе в Сионской горнице в одном из домов Иерусалима. Апостолов было по-прежнему двенадцать — вместо предателя Иуды двенадцатым избрали Матфея. В этот день в Иерусалиме отмечали праздник, установленный в честь получения Моисеем заповедей, данных ему Богом, поэтому в город пришло много «людей из всякого народа под небом». Когда апостолы вместе с Марией, Матерью Христа, были в горнице, то, как сообщает евангелист Лука, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились». «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

    Ветер, огонь, шум небесный были видимыми знамениями, сопровождающими явление Святого Духа. При сошествии на апостолов Святого Духа они получили особые дары: дар разговаривать на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих. Евангелист Лука приводит интересную деталь: когда после сошествия огненных языков ученики Христа заговорили на разных наречиях, кое-кто стал насмехаться над апостолами, говоря, что «они напились сладкого вина». Но тут поднялся Петр и начал проповедь. Он сказал, что, как и было предсказано пророками, Иисус Христос, Которого распяли, воскрес из мертвых, на сороковой день по Воскресении вознесся на небо и сейчас излил на апостолов Святого Духа. Проповедь Петра так подействовала на всех, что люди уверовали и начали спрашивать: «Что же нам делать?» И Петр ответил: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов и Вы получите дар Святого Духа».

    Уверовавших во Христа и охотно принявших в тот день крещение оказалось около трех тысяч. Так вот, День Святой Троицы — это день, когда миру видимым образом: шумом с неба, ветром, огненными языками пламени — было явлено Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух.

    Праздник Троицы считают также и Днем рождения Церкви. Ведь именно в этот день апостолы, исполнившись Святым Духом, смогли начать свою проповедь «о великих делах Божьих» среди разных народов: каждый апостол получил по жребию свой удел и начал апостольское служение (апостол в переводе с греческого означает «посланник»). А накануне верующие отмечают Троицкую вселенскую родительскую субботу. В этот день Церковь особо поминает людей, по каким-то причинам не получивших христианского погребения, например пропавших без вести. День вселенского поминовения усопших установлен перед праздником Троицы для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в мертвых, и в живых, и что для Бога все живы.

    Удивительно, но величайшая тайна, которой богословы посвящают тома — Триединство Бога, — была воспринята русским народом органично, без каких-либо умствований и колебаний. Поразительная гармония и естественность образа Троицы Андрея Рублева (список иконы был в каждом храме) не столько определил, сколько с гениальной точностью уловил целомудренную строгость отношения русских к великой тайне Бога — Его Триединству.

    Значение, традиции и дата празднования Дня Святой Троицы

    Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

    Пятидесятница, День Святой Троицы, или просто Троицын день —одно из важнейших событий в истории Церкви, которое стало праздником.

    Икона Святой Троицы

    Когда отмечается в 2021 году по православному церковному календарю

    День Святой Троицы установлен на восьмую неделю (воскресный день) по Пасхе. В этом году Пасха празднуется 2 мая, а День святой Троицы 20 июня.

    Сколько дней проходит от Пасхи до Троицы

    Двунадесятый праздник был назван Пятидесятницей потому, что событие сошествия Святого Духа произошло в пятидесятый день после Пасхи (при этом сама Пасха считается первым днем).

    Что произошло в этот день согласно Евангелию

    Христос в течение сорока дней после Воскресения являлся любимым ученикам, говоря им о Царствии Божием. Собрав апостолов в Иерусалиме, Господь сказал им оставаться там, потому что спустя некоторое время они будут крещены Духом Святым.

    Троица, как и Пасха, связана с ветхозаветными традициями. У иудеев спустя пятьдесят дней после Песаха начиналась жатва, и первые плоды злаков жертвовали Богу. Недаром Господь Иисус Христос именовал учеников «делателями жатвы», но это совсем другая жатва – духовная, а Троица – день начала апостольского служения — проповеди христианского учения во всем мире.

    И еще одна параллель: Моисею на пятидесятый день после Пасхи был дан Богом Закон на горе Синай, это стало фундаментом ветхозаветной церкви. Но человечеству теперь дарован не Закон, но Дух Святой и благодать. В этот день рождается Церковь Нового Завета.

    Апостолы пребывали в Иерусалиме, в Сионской горнице, где совершалась Тайная Вечеря, ожидая благой вести. Их было двенадцать – на место предавшего Спасителя Иуды Искариота был избран апостол Матфий.

    Апостолы получили дары:

    • проповедовать;
    • исцелять больных;
    • изгонять бесов;
    • разуметь разные языки;
    • отпускать грехи.

    В тот день в Иерусалиме собралось множество людей из разных мест: из Рима и Египта, Месопотамии и Понта. Праздновали ветхозаветную Пятидесятницу — день, когда Моисей получил скрижали с заповедями. Это случилось на пятидесятый день после того, как Моисей вывел свой народ из египетского пленения.

    Люди эти говорили на разных языках. Когда апостолы начали проповедовать на их родных наречиях, люди не могли в это поверить. Они принялись насмехаться и говорить, что апостолы, дескать, пили много сладкого вина. Тогда апостол Петр «возвысил голос» и возвестил, что Иисус Христос, как и было предсказано в пророчествах Ветхого Завета, был распят на кресте, воскрес, на сороковой день вознесся, чему сами ученики были свидетелями, а в этот час ниспослал Дух Святой на своих апостолов. Петр призвал собравшихся к покаянию и крещению.

    Сами ученики Христовы заповедали особо отмечать этот день. Христиане соблюдали их наказ с первых веков распространения учения Христа. Еще Тертуллиан (ум. ок. 220-240 г.) свидетельствовал об этом.

    В 381 году в Константинополе состоялся Второй Вселенский Собор, на котором был принят догмат о единосущии и равенстве всех Лиц Святой Троицы и об исхождении Святого Духа от Отца.

    Официальное утверждение празднования Пятидесятницы связано с решениями Второго Вселенского Собора.

    В чем смысл этого праздника

    Этот праздник – один из главных у христиан. Явление Святого Духа как Третьего Лица Святой Троицы стало рождением Церкви.

    По свидетельству Деяний апостолов, 3 000 свидетелей чуда и проповеди апостола Петра были крещены в этот день. И христианство стало распространяться по миру, просвещая все народы.

    Этому способствовала проповедь апостолов. До Пятидесятницы они были обычными людьми, хотя и избранными самим Христом. Но все же им были свойственны сомнения, страх, честолюбие. Просвещенные Святым Духом, апостолы без страха несли Истину, возвещая о Христе. Они не страшились мученичества и самой смерти, ведь это была встреча с Господом.

    Благодать того дня и до наших дней пребывает в церкви. Апостолы рукополагали епископов, пресвитеров, диаконов для служения. И каждый священнослужитель в самой маленькой и бедной церкви несет в себе ту благодать, и она сохраняется в Таинствах.

    Символы Сошествия Святого Духа по толкованиям святых отцов

    Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на том, что и ветер, и языки пламени были нематериальны, а лишь подобны ветру и пламени материального мира. Это было проявление благодати, недаром сказано «языки, как бы огненные»- чтобы не думать и не говорить в образах чувственного о Святом Духе.

    Златоуст также объясняет, почему за всех апостолов говорит Петр: он служил «устами всех», а остальные апостолы подтверждали его свидетельство.

    Блаженный Феофилакт говорит о важности совпадения Пятидесятницы христианской с Пятидесятницей иудейской:

    Событие Пятидесятницы – одно из ключевых в христианстве, привлекало умы многих толкователей. Помимо Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского свои толкования оставили нам святитель Феофан Затворник, блаженный Феодорит Кирский, святитель Филарет Московский (Дроздов), архиепископ Аверкий (Таушев) и многие другие, в числе которых и современные богословы и священнослужители, например, архимандрит Тихон (Шевкунов), автор книги «Несвятые святые».

    Особенности богослужения

    Православная церковь – это Церковь не только живущих на земле сегодня, но и усопших. «У Бога нет мертвых», и День Святой Троицы предваряет Троицкая родительская суббота.

    В сам праздник Пятидесятницы проходит одна из самых торжественных служб Православной церкви.

    Праздник символизирует силу Святого Духа, который животворит все на земле. Поэтому в это день в убранстве храма и облачениях преобладает зеленый цвет — цвет жизни.

    «Царю Небесный» — стихира, поющаяся на шестой глас, звучит в первый раз после Великого поста. С этого дня она возвращается в начальные молитвословия как церковных служб, так и домашнего молитвенного правила христианина.

    Вечером субботы накануне Троицы совершается Всенощная.

    На Великой Вечерне звучат паремии — чтения из книг Ветхого Завета.

    Первая, из Книги Чисел, повествует, как на праведников сходил Святой Дух. Затем читаются отрывки из Книги пророка Иоиля и Книги пророка Иезекииля – предзнаменования событий Пятидесятницы.

    Служба утрени содержит полиелей и два канона праздника (Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина).

    Звучит Евангелие от Иоанна:

    «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

    Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. И Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Ин. 20: 19-23)

    В раннехристианской церковной традиции оглашенных крестили на Пятидесятницу. Об это традиции напоминает то, что на Литургии вместо Трисвятого поют «Елицы во Христа креститеся».

    Прихожане внимают словам апостола и евангелиста Иоанна:

    «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк» (Ин. 7:37-40).

    На Великой вечерне прихожане вслед за иереем трижды встают на колени, звучат семь молитв: о Православной Церкви, о спасении души, а также об упокоении всех «прежде почивших православных христиан» и всех усопших, даже тех, кто по грехам, совершенным при жизни, пребывает в аду.

    Помимо того, что это двунадесятый праздник и одна из самых торжественных церковных служб в году, в православной Церкви есть удивительная традиция. В этот день храмы украшают молодыми березами, церковный пол выстилают свежей травой. Это напоминание о том, что Господь сотворил мир во всей его красоте, сотворил для человека.

    Следующий день именуется Духовым Днем, и его богослужение повторяет в основном службу Пятидесятницы.

    Воскресным вечером малое повечерие с чтением канона Святому Духа. Верующие просят просветить их светом истины. В понедельник – торжественная утреня с великим славословием, повторяющая службу Дня Святой Троицы.

    Икона

    В Книге Бытия Ветхого Завета рассказывается о том, как праведному Аврааму в Мамврийский дубраве явились три странника и возвестили о чудесном рождении сына, Исаака, и о том, что в его потомстве «благословятся… все народы земли». Это восемнадцатая глава Книги Бытия. А в следующей, девятнадцатой, странники прямо названы ангелами. Так что сюжет «Гостеприимство Авраама» — один из первых в иконографии Святой Троицы.

    Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 127 см, ширина 109 см. «Ветхозаветная Троица» — наиболее распространенное на Руси изображение Святой Троицы. В основе сюжета иконы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Бога в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Инв. № Ж-1345 © Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

    Позднее у ангелов появляются нимбы, а крестообразный нимб одного из трех ангелов позволяет отождествить его с Иисусом Христом.

    Существуют также иконописные изображения события Сошествия Святого Духа на апостолов в Сионской горнице. Сверху, с небес, на сидящих учеников сходят разделенные языки пламени. Иногда осенение Святым Духом символизируется потоками света.

    Сошествие Святого Духа

    На некоторых иконах можно видеть пророка и царя Давида в царской короне. В руках у него полотно, а на нем двенадцать свитков. Апостол Петр в проповеди цитировал пророческие слова пророка о Воскресении Христа.

    Иногда фигура царя в короне трактуется как символ всего человечества, к которому будет обращена проповедь апостолов. Царь в плену, в темнице, но через апостолов к ним обратится Христос, который есть «Истина и жизнь».

    Если место под Сионской горницей оставлено пустым, это символ гробницы, опустевшей после Воскресения Иисуса Христа.

    О незримом присутствии Христа на иконах говорит также незанятое пространство между апостолами Петром и Павлом.

    У ранних христиан на иконах Пятидесятницы присутствует Богородица.

    Свитки или книги в руках учеников Христа символизируют научение и просвещение народов.

    Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XV в. 1425–1427. Иконописная школа или художественный центр: Московская школа. Иконописец: Рублев Андрей. Происхождение: из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 141,5 см, ширина 114 см. Сцена безмолвного общения трех ангелов гениально раскрыта иконописцем в жестах их рук – левый ангел (Бог Отец) благословляет жертвенную чашу, средний ангел (Бог Сын) готов принять эту чашу, его рука с символическим перстосложением опущена, поза выражает сыновнюю покорность воле Отца и готовность принести себя в жертву, правый ангел (Бог Святой Дух), «заканчивая беседу», утверждает высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. В отличии от многих композиций этой иконографии, на столе представлена только одна чаша с головой тельца; она становится смысловым центром произведения – символом новозаветного жертвенного агнца. Силуэт чаши ритмически повторяется в линиях внутренних контуров левого и правого ангела, образующих большую евхаристическую чашу, в которой помещен центральный ангел – Иисус Христос. Оклад иконы Святая Троица письма Андрея Рублева.Инв. № 13012. © Государственная Третьяковская галерея, Москва. Литература: Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2008. С. 114-115

    Вероятно, самой известной в мире иконой можно назвать «Троицу» Андрея Рублева, которая являет собой запечатленный в красках законченный богословский трактат.

    Как проводят этот день христиане

    Этот праздник дает каждому возможность разделить со всей Вселенной чудо схождения животворящего Святого Духа. Поэтому следует побывать в храме, причаститься Святых Христовых Таин.

    По русской традиции Троица всегда сопровождалась гуляниями. Причем это были не застолья, а именно прогулки. Люди шли на природу, в леса, рощи, сады, несли букеты цветов. В этот день принято было кататься на лодках, ездить на острова. Празднично одетые люди, свежий воздух, весеннее тепло, множество цветов создавали удивительную атмосферу.

    Праздничные трапезы в этот день тоже происходили, но главным была радость, а вот алкоголь не приветствовался.

    Цветы, которые держали в руках во время богослужения, приносили домой и бережно хранили весь год. Уходя из храма, старались взять немного травы, устилавшей церковный пол. Трава считалась освященной, ее заваривали и пили во время болезни.

    Народная традиция не предписывала в этот день какие-либо мирские труды. Все, что не является жизненно важным, можно перенести на другой день. А День Святой Троицы —для молитвенной радости.

    Смысл праздника Святого Духа выражен в словах: «Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа».

    Это слова праздничного кондака, которые по церковно-славянски звучат так:

    «Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха». (Кондак праздника, глас 8)

    Марина Рогова

    Проповедь на Пятидесятницу прот. Димитрия Смирнова

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector