0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экзистенциализм как философия существования человека. Что такое экзистенциализм? (кратко и понятно)

Содержание

Что такое Экзистенциализм

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — «существование») — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его «Я» и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи. Сам термин экзистенциализм был введён немецким философом Фрицем Хайнеманом в 1929 году.

Экзистенция (лат. exsistentia — «существование») — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.

Основные идеи экзистенциализма:

  • в центре находится существование каждого конкретного человека, его «Я»;
  • внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
  • пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
  • человек свободен в своём выборе;
  • у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
  • отрицание науки.

Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

Экзистенциальные проблемы

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

  • «В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?»
  • «Какова цель моей жизни?»
  • «Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?»
  • «Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?»

Цели экзистенциализма

Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни. А именно:

  • научить его распознавать своё истинное «Я». Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть «Я», которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть «Я», которым мы становимся, потому что работаем над собой;
  • помочь ему самореализоваться. Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
  • подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
  • научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
  • помочь ему социально приспособиться. Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
  • помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
  • привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

История экзистенциализма

Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.

Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.

Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.

Личность в экзистенциализме

Человек свободен в выборе и сам определяет своё поведение. Всё, что не относится к внутреннему «Я» человека, не имеет значения, весь мир крутится, потому что существует человек. Существование человека очищено от социальных условностей.

Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что взаимоотношения между людьми невозможно устранить, но отношения считаются побегом от своего «Я», они истощают внутренний мир человека. А природа — это что-то инородное, не относящееся к внутреннему миру личности.

Сторонники теории не верят, что природа создаёт человека таким, какой он есть. Они считают, что сущность человека не предопределена, не даётся ему заранее и вообще отсутствует. Человек сам выбирает свою сущность и естество.

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора

Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее «Я», которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее «Я» человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — «ничто») философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления.

Гуссерль писал о «чистом сознании» человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к «идеальному бытию», которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Экзистенциализм Сартра

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенциализм и религия

Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).

При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга. Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины.

Атеистический экзистенциализм

Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.

Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя. Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного. Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.

Религиозный экзистенциализм

Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.

«Позитивный» экзистенциализм

В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — «позитивный» экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.

По мнению последователей «позитивного» экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.

Смотрите также значение Религия.

Трансценденция

Трансценденция (от лат. transcendere — «переступать») — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

У экзистенциалистов есть много определений слова «трансценденция». По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

Экзистенциализм: кратко о философии Экзистенциализма

Философия экзистенциализма (понятие, основные идеи и представители)

Экзистенциализм – философское направление, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.

Развитие экзистенциализма связано с именами М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии, Ж.-П. Сартра и А. Камю во Франции. Для философского стиля мышления экзистенциализма, часто использующего для своего выражения язык искусства, характерно стремление «понять» бытие как нечто непосредственное и преодолеть рационалистическую ограниченность интеллектуализма.

Родоначальником немецкого экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер (1889–1976). В своей основной работе «Бытие и время» основу человеческого существования он определяет как конечность, вневременность. Пока человеческое существование длится, есть мир, оно исчезнет, исчезнет и мир. Время же понимается им как переживание человеческим существованием своей ограниченности и протекает между рождением и смертью.

К. Ясперс большое значение придавал коммуникации. Но он наталкивается на противоречие, так как если главной ценностью в человеке является его неповторимая индивидуальность, то коммуникация, даже и подлинная, оказывается для нее опасной, наносит вред.

Французский философ Сартр (1905–1980) представляет атеистическое направление экзистенциализма. В своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм» он пишет, что экзистенциализм «есть лишь попытка извлечь все выводы из последовательной атеистической позиции». Мир, по Сартру, – «универсальное не то», полное отсутствие чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям. Мир – «в себе бытие» и противостоит человеку как «для себя бытию». Неустранимый антагонизм между ними порождает метафизическую тоску как самое глубокое переживание человеком своего положения в мире. Человек привносит в мир свою свободу, свободно организует свой собственный, значимый, мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе им будут манипулировать. Следовательно, человек ответствен за все происходящее в мире. А потому человек должен действовать. В этом Сартр видит гуманизм экзистенциализма.

СТАТЬЯ 2
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Читать еще:  Фильм «Спасение» – о молчании монахини, вере и том, что Бог есть

Экзистенциализм, или философия существования, – одно из направлений современной философии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. – П. Сартр, А. Камю и др. В нем традиционно различают религиозное и атеистическое направления.

Экзистенциализм стремится понять бытие как нечто непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, рационализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него. Только тогда оно становится бытием человека. Для преодоления психологизма в таком понимании бытия в экзистенциализме бытие наполняется понятием трансцендентного переживания. Следовательно, это не переживание отдельного существа, а экзистенция (существование). Экзистенция трансцендирует бытие его конечностью, т. е. смертностью. Таким образом, трансцендирование – это выход за пределы существования человека.

В рамках разных направлений трансцендирование понимается по-разному. С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное – это Бог, для М. Хайдеггера трансцендентность – это реальность, но ее невозможно осмыслить рационально.

В центре философии экзистенциализма лежит понятие свободы. Для данного философского направления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Экзистенциализм провозглашает гуманистически-натуралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его раскрепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцендентальность, т. е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разными представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности. Г. Марсель и К. Ясперс утверждают, что свободу можно обрести лишь в Боге. Для Ж. – П. Сартра, у которого трансцендентальность есть ничто, т. е. нигилистическое понятие, свобода есть отрицательность по отношению к бытию. Эту отрицательность он называет эмпирической данностью. Человек свободен в том смысле, что он сам желает, намеревается, проецирует свое бытие и себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности. А ее сущность в идеале – в полной независимости от того, что есть. Но в этом случае свобода становится формой проявления крайнего индивидуализма.

Свобода в философии экзистенциализма предстает своеобразным бременем, которое вынужден нести человек, если он является личностью. Бременем является и выбор. Человек может отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать, как все, но этот отказ происходит вместе с отказом от себя как от личности.

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие. Мнимым является и человеческое общение. Оно лишь подчеркивает одиночество каждого.

Главное об экзистенциализме простыми словами: кратко и понятно

Экзистенциализм – это философское течение 20 века, утверждающее уникальность человеческого бытия — превосходство человека над тем, что в него вложено природой. Но не все в этой философии так оптимистично – ее основоположники во времена всеобщего человеческого кризиса призывали отречься от «религиозного или философского порыва» и веровать только в себя. По-другому просто бы не получилось.

Причины возникновения

Экзистенциализм как философское течение возникает в эпоху глубочайшего человеческого кризиса. 20 век — 2 мировые войны, повсеместные кровавые революции, тоталитарные и фашистские режимы, экономические кризисы. Наружу выплескивается все плохое, антихристианское, что есть в человеке — стремление к превосходству и уничтожению, жестокость, агрессия.

Когда традиционная цивилизация распадается, общество все еще остается, но связано оно теперь очень слабо — потеряна вера в человека, прогресс, науку. В этот момент происходит освобождение индивидуальности, наступает тотальное одиночество, люди осознают обособленность друг от друга. Важно отметить, что социальные катаклизмы подорвали основы религий, и теперь уже представителей новых поколений ничего не связывало, но они страстно желали обрести иную веру, чтобы их принципы имели морально обоснование, чтобы сложилась новая система взглядов. Поэтому экзистенциализм, философия жизни без Бога (даже в религиозном истолковании учения божество сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в традиционных верованиях), стал ответом на злободневные вопросы, сформировавшиеся в 20 столетии.

Сущность экзистенциализма заключается в том, чтобы объяснить человечеству его вековые заблуждения. Так, развеялись мифы о судьбе, аде и рае, всемогущем законе наследственности и т.д., ведь основной принцип новой системы взглядов гласил: человек никем не рождается, зато стать может всем, чем угодно, под влиянием среды, окружения и эпохи. Так, экзистенциализм является философией людей, которые делают себя сами и несут полную ответственность за результат.

Сущность философии

Характерная черта экзистенциализма – разделение человеческого бытия на сущность и существование. Чтобы разобраться в нем, необходимо вникнуть в перевод и суть самого понятия, которым окрестили новое учение.

Смысл понятия

Философия экзистенциализма строится на двух важнейших понятиях. Чтобы понять сложные латинские слова, достаточно правильно их перевести. Existentia — это существование. Essentia — сущность. Эти два понятия противостоят друг другу, а само учение строится на решение вопроса, что из этого основа бытия. Экзистенциализм заявляет — существование предшествует сущности. То есть человек не рождается кем-то, по факту рождения он не имеет сущности. Его сущность формируется его существованием — поведением, обстановкой, внешними факторами. Человек сам создает свою жизнь, его бытие уникально, в этом и состоит смысл экзистенциализма. Незачем перекладывать ответственность на фантомов, ведь причины всех бед и радостей кроются в нас самих.

Экзистенциализм — прививка собственного достоинства.

Философы до экзистенциалистов полагали, что сущность предшествует существованию. То есть, в человека с рождения заложен его характер — Богом, природой, Вселенной, макаронным монстром — кто во что верит. Экзистенциалисты же считали, что человек сам творит свою судьбу, его поступки формируют его сущность. С рождения человек ничего собой не представляет, не имеет сущности. Лишь в процессе существования он становится индивидуальностью, и только он, human being, влияет на развитие своей жизни. Ведь “Бог умер” (как говорил немецкий философ Ницше).

Основные идеи

Учения экзистенциализма – это довольно внушительные томики, и каждый кратко пересказать невозможно, это займет не одну статью. Но в основных пунктах большинство теоретиков сошлись, и именно их Многомудрый Литрекн предлагает Вам оценить.

  • Экзистенция — жизнь человека как индивидуального существа рассмотренная изнутри и определяющая себя. Происходит “здесь и теперь” и опирается на самобытие и самосознание.
  • Главная идея наиболее точно сформирована Сартром: «основе бытия не сущность, а существование, а это существование создает сущность». Для сравнения, у Гегеля, философа 19 века было так: «В основе всего есть сущность, что есть истинное бытие, потом она проявляется в существовании». Экзистенциализм — обратная трактовка сущности и существования.
  • У каждого своя сущность. Индивидуальная. У тарелки — тарелочность, у Пелевина — пеливиность, у морковки — морковность, у человека — экзистенция. На становлении сущности не влияют заложенные природой, Богом, вселенной (нужное подчеркнуть) факторы, сущность формируется существованием. Только в процессе бытия человек становится личностью, то есть весь смысл в том, что все в руках у человека. Таковы основные идеи экзистенциализма.

Направления

По Сартру, экзистенциализм делится на религиозный и атеистический. Две категории противоречат одна другой, но только в одном пункте.

  1. Религиозный экзистенциализм позволяет вступать в диалог с миром и Богом, осуществлять транседнентость (если не можете прочитать это слово до конца, проще сказать, преодолеть пропасть между человеком и тем, кому он обязан своим сотворением).
  2. Атеистический экзистенциализм предполагает невозможность диалога между человеком и человеком. Один никогда не сможет полностью понять другого. Любят приводить такой пример:

Кошелка яиц — все вместе, но каждое едино.
Соединить их можно только в яичницу, но тогда не будет яиц.

Характеристика экзистенциализма не заканчивается делением на направления. У каждого основоположника, писателя и мыслителя он имеет свои индивидуальные свойства. Так, Альбер Камю пишет об этой философии весьма резко, его манифест экзистенциализма – книга «Посторонний», где главный герой – не человек, а идея. Мерсо подчиняется инстинктам и трактует знаки и символы природы, полностью отвергает мораль и традиционные ценности, в его сердце нет типичных для людей чувств. В то же время Жан Поль Сартр более сухо и научно трактует данное понятие, в его исполнении (роман «Тошнота») герой, наделенный новым мировоззрением, лишь смутно осознает свое отчуждение от общества, свою непонятную тоску. Он все еще находится в социуме, влачит такую же, как у всех, жизнь, и доходит до сути самокопанием, анализом, словом, разумом, а не инстинктом, как Мерсо.

Проблемы и темы

Основные проблемы философии экзистенциализма (смысл жизни, проблема ответственности и духовного одиночества человека, проблема свободы) перечислены здесь с примерами из литературы, где подробно обсуждается подобная проблематика.

  1. уникальность человеческой жизни. Нет одинаковых впечатлений, все мы каждое действие или явление ощущаем по-своему. (Эрих-Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен»)
  2. общество и технический прогресс. Последующее разочарование в нем, так как человек перестает быть столь значимым, как в прежние времена. (Борис Виан, «Пена дней»).
  3. внутренний мир человека vs окружающая среда (Франц Кафка, «Превращение»).
  4. проблема пограничного состояния. Личность проявляется только в моменты кризиса, когда сознание, куда вдолблены стереотипы, отключается. (Франц Кафка, «Приговор»)
  5. проблема свободы. Отказ от слепой веры и надежда только на себя. (Альбер Камю, «Посторонний»).
  6. одиночество. Один человек не в силах понять другого, каждый заточен в своем теле. (Франц Кафка, «Замок»).
  7. проблема поиска смысла жизни. (Жан-Поль Сартр, «Тошнота»).

Основоположник

Философы экзистенциализма многим обязаны феноменологии, основоположником которой был Эдмунд Гуссерль.

Эдмунд Гуссерль — немецкий логик.
А это значит дважды немец и дважды логик (А. В. Павлов)

Феноменология — теория о феноменах, а феномен — это проявление чего-то в чем-то. Например, Дух Божий проявляется в иконах, богословской литературе. «Назад, к самим вещам» — тезис Гуссерля. Человеческое сознание — реальность, находящаяся у нас в голове. Куда проявляется эта реальность? До Гуссерля мир внешний проявлялся в сознании, а у Гуссерля позиция другая. Единичное, индивидуальное сознание проявляется в мире внешнем.

Сами по себе фрагменты реальности ничего не значат, только мы можем наполнить их своими собственными смыслами, ценностями и значениями. Ценностно-смысловая интерпретация знаков реальности может быть произведена только человеческим сознанием, а не наоборот.

Основные представители

Сёрена Кьеркегора принято считать отцом-основателем экзистенциализма, однако этого термина он даже не употреблял. В основу его теории ложится идея первородного греха. Адам и Ева, ослушавшись Бога, попробовали яблоко с древа познания. Отвернувшись от Веры, они встали на путь разума, но стало ли лучше? Уйдя от одной несвободы, они попали в плен другой — общества. Итог: одна несвобода оборачивается другой несвободой. В этом «отчаянии» и рождается экзистенциализм.

У экзистенциалистов личный опыт особенно влияет на характер его мышления, поэтому среди религиозных философов, например, можно встретить множество русских фамилий.

  1. Религиозные экзистенциалисты: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский.
  2. Атеистические экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.

Представители экзистенциализма полагали, что еще одним важным теоретиком новой философии является Мартин Хайддегер. Его принято считать старшим из экзистенциалистов и называть философом, вынужденным стать поэтом. У него был такой пытливый ум и философское строение мозга, что ему приходилось облекать свои мысли в доступную для читателей форму. Он уделил большое внимание понятию экзистенция и бытия.

Его интересует сам человек, точнее,
как всякого немца, его интересует все.

Современные экзистенциалисты

Экзистенциализм – это относительно новая философия, пережившая расцвет в середине 20 века. Нашу эпоху принято называть ренессансом экзистенциализма. Проблемы у нас не изменились, технологии все так же развиваются, человек становится нужен все меньше (разве только чтобы танцевать в костюме робота Алеши на фестивале новых технологий). В чем смысл такого существования — вопрос вечный. Поэтому среди современных писателей много экзистенциалистов, мы же приведем основных:

  1. Умберто Эко
  2. Жак Деррида
  3. Мишель Фуко
  4. Ролан Барт
  5. Андре Глюксманн
  6. Виктор Пелевин
Читать еще:  Реинкарнация души. Как определить, что вы рождались не раз? Секреты реинкарнации: способы вспомнить, кем был в прошлой жизни Кем душа в прошлой жизни

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования)

Экзистенциализм – это направление в современной западной философии, возникшее в ХХ веке как попытка создания нового, по сравнению с существующим, мировоззрения, отвечающего взглядам современного человека.

Экзистенциализм как философия утвердился в Европе между двумя мировыми войнами и до конца 60-х годов оставался своего рода модой. Это течение выросло из иррационализма, из «философии жизни» ХIХ века и название свое получило от понятия «экзистенция», то есть существование, которое было впервые введено датским философом С.Кьеркегором, и означало способ бытия человеческой личности.

Философия как специфическая область знания всегда ставила и решала на каждом этапе своего развития экзистенциальные проблемы. Она возникает и формируется как размышление человека о самом себе, о своем существовании, о сущности своего бытия, о смысле жизни, о месте и роли человека в мире, в котором он живет, о ценностях, которые определяют его жизненную позицию.

Экзистенциализм как философское течение ХХ века продолжает эту сторону философского знания, когда человек является главным предметом философии. Это течение представляет собой порождение определенного периода современной истории, отражение ситуации, в которой оказалась Европа в итоге Первой мировой войны и после Второй мировой войны, в условиях духовного кризиса, военной, экономической, политической, моральной катастроф. Поэтому можно сказать, что в целом это философия, отражающая исторические катастрофы и место конкретного человека в них и в их последствиях.

Как течение философской мысли экзистенциализм возник в Германии после I мировой войны, и его основателями считались Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер; вторая волна экзистенциализма появилась во Франции после II мировой войны, и его представители – Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Представителем русского экзистенциализма ХХ века является Н.А.Бердяев, хотя в западном мире распространена точка зрения, что основателем экзистенциализма является Ф.М.Достоевский. Различают также экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев) и атеистический (Сартр, Камю). Хайдеггер со своим учением, именуемым «фундаментальная онтология», никогда не относил себя к экзистенциализму, хотя своими идеями предопределил его развитие.

Экзистенциализм как направление современной мысли не является системой определенных философских взглядов, а представляет собой способ философского мышления, часто выраженный в литературной форме. Хотя на различные учения экзистенциализма накладывают отпечаток национальные, исторические, личностные особенности авторов, тем не менее, можно выделить некоторые общие черты, характерные для всех его представителей:

• исходной точкой всякого знания является анализ конкретного бытия человеческой личности, которое представляет собой единственную подлинную действительность;

Так, Ясперс, как и все экзистенциалисты, считает, что в основе философии должно лежать не абстрактное бытие, а бытие конкретной человеческой личности. А Хайдеггер, например, пишет, что в традиционной философии бытие слишком часто понимали как наиболее абстрактную из всех категорий: как высшее существо, как первопричину или просто как набор качеств, свойственных сущему вообще. Он отмечает, что люди – единственные существа, которые ставят вопрос о бытии вообще, только для них бытие является личной, экзистенциальной проблемой. Поэтому, начиная свое исследование проблемы бытия, Хайдеггер считает, что таким началом является фактическая повседневная жизнь человека, а сами люди и есть неповторимые проявления бытия.

Сартр исходит из того, что человеческая реальность является совершенно уникальной в мире, несопоставимой ни с какими другими видами сущего. Он заостряет внимание на субъективном мире человека, на проблемах индивидуального бытия личности. Действительное познание человека состоит в том, чтобы рассматривать его, прежде всего, как индивидуальное бытие. Это дает возможность понимания и осознания уникальности, неповторимости человеческой личности.

• утверждение о том, что существование (экзистенция) предшествует сущности, то есть сначала человек появляется на свет, существует, что-то делает, думает, а потом определяет сам себя, свою сущность, стремясь к своей индивидуальной цели;

По Сартру, например, ничто в мире не может стать причиной человеческого бытия, человеческая реальность детерминирует саму себя целиком, человек есть причина самого себя. Поэтому он провозглашает тезис: существование предшествует сущности. Сначала человек рождается, а потом творит себя каждым своим действием и поступком. То, чем человек станет, определяется его индивидуальным выбором, а не чередой каких-то внешних или даже внутренних причин. Человек просто существует, так как нет никакой природы, которая могла бы определить способ его жизни, нет никаких норм и предписаний, даже «божественных идей», определяющих, что должен делать человек в своей жизни. Человек должен постоянно творить себя, следовательно, постоянно ставить под вопрос свое существование, сам формировать свою личность, индивидуальность и придавать смысл своей жизни. Человек сам определяет свою сущность, он свободен в том, каким хочет видеть мир, в котором он живет, каким он сам хочет стать, и именно свобода позволяет человеку как можно лучше распорядиться своей жизнью.

• одним из основных является понятие «экзистенция» способ бытия человеческой личности, центральное ядро человеческого Я, благодаря которому оно выступает как неповторимая человеческая личность и рассматривается как процесс и «открытая возможность»;

Существование имеет две разновидности:

1) неподлинное существование, где в качестве сущего выступают вещи, природа, материальное производство, социальные связи. Эта среда противостоит человеку, и он, забывая о своей сущностной определенности, живет как «живая вещь».

Так, Ясперс, критикуя современное положение человека в обществе, его безликое существование среди массы лю¬дей, считает, что отдельный индивид стал про¬стым колесиком в огромной машине современного государ¬ства, утратил свою самостоятельность, ока¬зался во власти чуждых, неподлинных форм существования. Хайдеггер, например, отмечает, что погруженный в мир человек не может в полной мере быть самим собой; в этом случае человеческое существование определяется бытием вещей, природной или социальной средой, а это, по его мнению, есть неподлинное существование. При неподлинном существовании возникает такой «объективный взгляд» на личность, когда она вполне оказывается заменимой другой личностью. Это Хайдеггер называет феноменом усредненности. Такая реальность нивелирует личность, каждый уже сам хочет быть похожим на других, не хочет выделяться из толпы, а поэтому невозможно никого сделать ответственными за свои поступки.

По Сартру, человек может и должен полагаться только на самого себя, не уповая ни на какие внешние обстоятельства, не подчиняясь никаким авторитетам, не ориентируясь на традиции и установки. Но это имеет обратную сторону: у человека появляется чувство тревоги, так как он «заброшен» в мир, ему приходится жить вместе с другими и для других, формируя жизнь сообразно своему выбору. У человека также появляется страх за выбор собственных ценностей, за принятие собственных решений, поэтому человек пытается объяснить свои действия объективными обстоятельствами, якобы не зависящими от него причинами, скрыться за какой-нибудь социальной ролью. Это есть неподлинное существование, которое человек принимает в результате свободного выбора. Одной из форм неподлинного существования является социальная жизнь человека, когда общество противостоит свободному развитию личности.

С точки зрения Камю, мир неразумен, так как является внечеловеческой реальностью, не имеющей ничего общего с нашими желаниями и нашим разумом; он также иррационален по своей сути, но при этом вполне познаваем. Индивид очень часто находится во власти этого мира, оказывается погруженным в рутину повседневной жизни, и постепенно им овладевает скука, меланхолия, хандра. В какой-то момент человек начинает осознавать абсурдность своего существования и задается вопросом: как жить без высшего смысла? Такое осознание скуки повседневного существования, бессмысленности жизни, ее иррациональности Камю и называет чувством абсурда. При этом философ подчеркивает, что абсурд одинаково зависит и от человека, и от мира – это единственная связь между ними, он проявляется только в их совместном присутствии, существовании, столкновении.

Поэтому человеку, который знает о конечности своего существования, необходимо возвыситься посредством свободного выбора от неподлинного существования к подлинному. Но этот переход не может осуществиться автоматически или путем естественного взросления человека; его внутреннее ядро раскрывается в пограничных ситуациях, которыми могут быть страдание, страх, вина, борьба, болезнь или даже смерть, но не собственная, а близких людей.

2) подлинное существование, или экзистенция, – это особый вид существования, открывающий трансцендентную возможность выхода за пределы обыденности, прорыв к «собственной возможности бытия», переход от обезличенного бытия к самобытию, от неподлинного к подлинному существованию.

Хайдеггер считает, что осознание конечности бытия человеком очень важно для его жизни, понимания ее смысла, и осознание феномена смерти позволяет человеку перейти от неподлинного существования к подлинному. По Ясперсу, обретение экзистенции, подлинного существования связано с «экзистенциальной коммуникацией». Это такое общение между людьми, которое означает внутреннюю, свободно избранную связь людей, где они открываются друг другу как самоценные и неповторимые личности, а не играют роли, предписанные им обществом. К экзистенциальной коммуникации человек приходит только в результате предварительного сосредоточения в самом себе, осознания своих действительных устремлений и желаний.

Сартр считает, что подлинное существование человека связано с реализацией фундаментального проекта, которым и является сам человек. Проект – это замысел, устремленность, цель, на которую ориентирует человек свою деятельность и который всегда незавершен, пока жив человек. Он всегда открыт для новых возможностей, он должен себя постоянно делать, творить, изобретать и нести ответственность за фундаментальный проект своей жизни. Никто не может быть виноват, если проект не сможет реализоваться, причину надо искать лишь в себе, а не списывать на обстоятельства.

Согласно Камю, единственным способом подлинного существования может быть бунт – это протест против всего, что угнетает, подавляет человека, унижает его достоинство, против несправедливости человеческого удела, против абсурдности жизни.

• наиболее развитым понятием философии экзистенциализма является понятие свободы;

Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу, которая заключается в том, чтобы он не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком.

Наиболее ярко эта проблема отражена в творчестве Сартра. Во- первых, он считает, что человек изначально свободен, «обречен» на свободу, «осужден» быть свободным, так как с самого рождения он не ограничен никакими установками, рамками, предписаниями. Во-вторых, человек делает свободный нравственный выбор, «выбирает себя» в процессе развития. И этот выбор, который каждый человек вынужден делать постоянно, определяется личной ответственностью. Поэтому для Сартра свобода означает ответственность, которая лежит на самом человеке за его существование, за то, кем он станет, каким содержанием наполнит свое существование.

Но человек ответствен не только за свою индивидуальность, он отвечает за всех людей. Каждый из нас, создавая образ человека, каким он хотел бы быть, в то же время создает образ человека, каким он должен быть, то есть такой образ, который значим для всей эпохи в целом. Значит, ответственность человека распространяется на все человечество. Он пишет: «выбирая себя, я выбираю человека вообще». Сартр считает, что бытие человека есть свобода, она не зависит от других людей, но как только начинается действие, каждый должен желать свободы других, более того, человек обнаруживает, что свобода целиком зависит от свободы других людей, а свобода других зависит от его свободы.

Таким образом, в реальной жизни оказывается, что только ответственность определяет свободный, осознанный выбор человека и для Сартра совершенно очевидно, что свобода – это, прежде всего, ответственность. Человек есть деятельный, активный индивид, который никогда не может уклониться от выбора и принятия полной ответственности за этот выбор.

Читать еще:  Скептицизм в философии кратко. Общий принцип скептицизма

• проблема смысла жизни пронизывает творчество всех философов экзистенциалистов. Камю, например, утверждает, что абсолютной, высшей ценностью является сама жизнь человека и его достоинство. Жизнь – единственная ценность, которая не может быть подвергнута никакому сомнению, и ее нужно постоянно насыщать смыслом. А источником смысла и является жизнь каждого человека; она самоценна, неповторима и уникальна. В этом и состоит утверждение гуманизма, который экзистенциалисты считают сутью своего учения.

Таким образом, в философии экзистенциализма выражается деятельная, активная позиция, которая заключается в том, что каждый свободный человек рассматривается как неповторимая, уникальная личность, которая несет ответственность за все свои поступки, а не оправдывает себя обстоятельствами. Человек есть то, чем он сам решил быть в этом мире.

Идеи экзистенциализма оказали огромное влияние на всю культуру ХХ века и продолжают оказывать и сейчас, так как в нем отражены основополагающие принципы человеческого существования в условиях, когда многие люди склонны вести «неподлинное существование». Эти идеи можно обнаружить не только в творчестве философов, но и экзистенциально мыслящих писателей во всем мире.

Экзистенциализм как философское направление

Понятия экзистенциализма

Экзистенциализм, от латинского «exsistentia», означает «существовать». Философское направление XX века. Метод изучения – интуиция (понимание, подсознание, чутье). Изучает существование человека как уникальное явление бытия.

Представителя данного философского направления называют экзистенциалист.

Бытие – это реальность (материя, природа), окружающая человека. Также бытие – это вещественная форма общества.

Онтология – учение о бытии.

Философия экзистенциализма

Экзистенциализм – это философия существования. Его главная идея – осознание человеком своего места в бытие. Связь между человеком и бытием едина.

Принцип философии – это противопоставления личности и общества. Свободный человек должен нести ответственность за все им совершенное, не перекладывать ответственность на обстоятельства.

Причины возникновения

Экзистенциализм возник в Европе между первой и второй мировыми войнами. Общество было озадачено гибелью миллионов людей, крушением христианских ценностей, утратой веры в гуманизм. Это было время исторических потрясений.

Перед человечеством встали проблемы:

  • появление фашистских, диктаторских режимов, подавление личности;
  • кризисы политические, экономические, нравственные;
  • совершенствование оружия, использование отравляющих газов;
  • возможность гибели государств и цивилизаций;
  • возрастание жестокости, создание лагерей для военнопленных и мирного населения;
  • беззащитность человека перед технократическим миром.

Предпосылки возникновения экзистенциализма

Внешние предпосылки возникновения экзистенциализма – это трагические исторические события, утраты человеческие, материальные и нравственные. Духовный кризис человека. Потеря внутреннего «я».

Внутренние предпосылки основаны на той части личности, которая не может быть понята научно или разумом, а только интуитивно.

Основные направления экзистенциализма

Существует два вида этого философского направления:

  1. Атеистический или светский экзистенциализм. Человек полностью несет ответственность за свою судьбу. Он абсолютно одинок. Сам формирует свою личность и образ жизни, без помощи людей или высшего существа. Не надеется ни на кого. Последователи атеистического экзистенциализма: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю. «Человек сам руководит собой, сам принимает решения, живет вне общего порядка вещей» (Сартр).
  2. Религиозный экзистенциализм. Признает высшие силы. Человек есть творение Бога по образу и подобию Его. Смысл существования личности – обращение к Богу, а источник совершенствования – вера. Последователи религиозного экзистенциализма: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Александрович Бердяев, Лев Исаакович Шестов. «Религиозным человеком движут личные отношения к другим людям, по руководству Всевышнего» ( Марсель).

Экзистенциальные проблемы

Основными экзистенциальными проблемами являются проблемы бытия:

  1. Проблема смысла жизни. Человек анализирует, переосмысливает свою жизнь, свой внутренний мир, особенно в трудные времена. Трудности создают пограничные ситуации, которые возникают от сильных переживаний (чувство вины, страх смерти). В результате может быть нравственное очищение, обновление, духовное развитие. Однако нервные перенапряжения могут причинить вред.
  2. Проблема выбора. Свобода выбора – это основная экзистенциальная потребность человека. Философы считают, что человек сам несет ответственность за свою жизнь. Он является воплощением свободы, и свободен в принимаемых решениях. Свобода выбора есть трудное испытание для личности. Отказ от свободы есть отказ от личности в себе.
  3. Проблема одиночества. Человек – существо социальное, но свобода выбора обычно приводит к одиночеству. Когда невозможно совместное сосуществование, окружающая реальность становится чужой. Внутренние переживания, из-за несовместимости ценностей, приводят к выбору себя.
  4. Проблемы философии. Главными считаются:
  • признание человека центром изучения;
  • осмысление свободного существования человека как уникального явления;
  • отход от рационального (научного) изучения человека;
  • признание экзистенциализма иррациональным (не постигаемым наукой, разумом);
  • отличие от классической онтологии.

Основные философы – экзистенциалисты:

К основным философам-экзистенциалистам относятся:

  • Россия: Николай Александрович Бердяев, Лев Исаакович Шестов;
  • Германия: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер.
  • Франция: Габриэль Марсель, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю.

Экзистенциализм в литературе

Наиболее ярко экзистенциализм описан у Жан-Поля Сартра. Герои его книг испытывают одиночество в обществе. Это результат свободы личности, право быть собой, а не частью безликой массы. Обыденная жизнь для них серьезное испытание. Это плата за то, чтобы не быть «как все».

Также внутренний мир человека описывали: Федор Михайлович Достоевский, Альберт Камю; Симона де Бовуар, Жан Ануй, Андре Мальро.

Современный экзистенциализм

Современники считают, что свобода – это трудный, ежедневный выбор. Личная независимость порождает личную ответственность за мир, созданный собою. Невозможно быть свободным без ответственности. Гораздо легче и удобнее быть незаметной частью общества. Отсутствие выбора – тоже выбор.

Экзистенциализм в философии это…

Термин Экзистенциализм (латынь existentia — существование) — олицетворяет собой философию существования индивидуума (личности). Экзистенциализм в философии это совершенно особое направление, фиксирующее свой взгляд лишь на одной проблеме — уникальности бытия человека. В свою очередь рассматривающее все вытекающие из этого словосочетания проблемы, такие как: кризис личности, иррациональная (чувственная) сторона человека, эмоциональная природа субъектов и многих других, но обо всем по порядку.

Зарождение направления

Пускай определение «экзистенциальная философия» пришло к нам уже в середине первой половины XX столетия, само течение, развивающееся параллельно с персонализмом и антропологией, к этому времени существовало уже без малого сотню лет.

Родоначальником принято считать датского философа Серена Кьеркегора (1813-1855 гг), глубоко религиозного человека, который отталкиваясь от первородного греха описанного в Библии, смотрел на жизнь не иначе, как на отчаяние. Отчаяние — это единственное, что может послужить нам для прорыва к пониманию Бога.

Серен был глубоко уверен во вторичности осмысленного разумом поступка или действия и ставил на первый план особенность индивидуального отношения к существованию. Такого рода иррациональное видение оспаривается до сих пор.

Дальнейшее развитие

После Кьеркегора, к экзистенциалистам примкнули такие великие философы, как Фридрих Шеллинг (1775-1854 гг) и Фридрих Ницше (1844-1900 гг). И если Шеллинг был уже достаточно стар, что бы привнести в течение что-то новое, то как раз Ницше привнес массу неакадемических работ и высказываний, которые в свою очередь и породили общественный резонанс вокруг данного ответвления.

Однако массово экзистенциализм захлестнул Германию, а позже и всю Европу лишь после Первой мировой войны. Вряд ли этот триумф стоит причислять к заслугам Эдмунда Гуссерля (1859-1938 гг), Карла Ясперса (1883-1969 гг) или Мартина Хайдеггера (1889-1976 гг). Скорее, это заслуга всеобщего развития человека за прошедшие века.

Гуссерль стал родоначальником «феноменологии», раздела философии, подразумевающего под своей задачей описание опыта человеческого сознания и различения в нем субстанциальных (сущностных) черт. Другими словами — это обращение к своему накопленному опыту (эмпирическому доказательству) за все время проживания на планете Земля.

Сам Хайдеггер начинает свою величайшую работу «Бытие и Вечность» со слов: «Понятие «бытия» пусть и не полностью, но в значительной степени потерпело тривиализацию».

Это проливает свет на прогресс умов среднестатистических граждан того времени. И если когда-то это было отдельное учение о «существовании», доступное пониманию избранных персон, теперь, спустя 50-70 лет, стало всеобщим достоянием и в то же время проблемой.

После Второй Мировой и до наших дней

Пока течение охватывало остальную часть мира и потихоньку перетекало в психологию, Европа взрастила новых философов, рожденных, как показывает время, лишь для того, что бы донести до нас последние из основных терминов и отправить такой огромный раздел науки как Философия на покой.

И если Альберт Камю (1913-1960 гг), Морис Мерло-Понти (1908-1961) и Габриэль Марсель (1889-1973) бесспорно являлись двигателями экзистенциального прогресса, то Жан-Поль Сартр (1905-1980гг) в одиночных и совместных работах с Симоной де Бовуар (1908-1986 гг) вывел этот раздел философии на новый уровень.

Именно после войны и возник тот самый «экзистенциальный кризис», о котором мы поговорим позже. Кратко и понятно отражает мысли общества того времени работа Сартра, под названием «Бытие и Ничто», которое он позаимствовал у труда Хайдеггера, но внес в него некое изменение. То, что 30 лет назад было «Вечностью» теперь покрылось штампом краха и безысходности.

Именно он разделит экзистенциализм на два ответвления: религиозный и атеистический. Последний стал отождествлять собой то, что за всеми явлениями, происходящими в мире, не может стоять высшее существо (Бог), который определял бы и истинность.

Не находить смысла стало вполне нормальным явлением и даже больше. Если Камю принял Нобелевскую Премию в 1957 году с радостью и почетом, то, тот же Сартр в 1964 году уже отказывается от премии, не видя смысла наградах как таковых.

После Сартра уже бессмысленно выделять философов и мыслителей данного направления в новейшем времени, так как умственно равных философам людей станет слишком много. Только вот свою гениальность они смешают не на страницах книг, а направят ее в кино, музыку и прочие разделы духовной составляющей современного мира.

Основные вопросы, рассматривающиеся данным разделом философии

Экзистенциальный кризис, который мы вспоминали выше, стал, пожалуй, самой популярной и нарицательной проблемой каждого человека. Что в прошлом столетии, что сейчас этот кризис есть не что иное, как вопрос: Почему технический прогресс идет так быстро, а неустойчивость жизни, страх, отчаяние и безысходность поглощают человека все больше и больше?

Обобщить этот вопрос, тем самым дав общий ответ для всех, не выйдет — это исключит индивидуальность, что вряд ли придется по нраву большинству. Самое важное — это отыскать и понять свой глубинный внутренний мир, используя при этом феноменологию Гуссерля, то есть опыт.

Следующая проблематика — это подлинная философия, или если угодно, подлинное мировоззрение. Проблематика рационализма (предшествующих течений) состоит в том, что он делит все на объект или субъект, порождая при этом неправильное понимание вещей.

Правильное мировоззрение экзистенциалистов всегда покрывается примесью иррациональной стороны человека, о которой мы говорили в самом начале, и подразумевает под собой единство объективного и субъективного. Именно это единство и воплощается в некую иррациональную реальность. Многие утверждают, что для сближения с этой реальностью, необходимо оказаться в такой ситуации, при которой произойдет переосмысление и сближение со своим подлинным Я.

Дальнейший вопрос — это интуиция, считающаяся истинным способом проникновения в «экзистенцию» (иррациональную реальность, в которой мы обитаем). Само понятие «интуиция» представляет собой иррационально интерпретированный феноменологический опыт.

В целом, экзистенциализм рассматривает бесчисленное множество вопросов и проблем, но последняя и, пожалуй, вторая, после «кризиса» по своей значимости проблематика — это свобода.
Она должна определяться (представляться) личностью, как выбор из бесчисленного множества свобод.

Каждый из нас должен постигать себя в течение всей жизни, не ограничиваясь в «духовном росте», не выставлять повинным «обстоятельства» и строить свою личность. Все же, идеальное достижение свободы в экзистенциализме — это свобода единой личности от целого общества.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector