0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Единое на потребу. «Единое на потребу» (Примечания)

Содержание

Единое на потребу

Другие варианты названия: «Новая жизнь», «Камень главы угла», «О религии (1903)», «Свет во тьме».

Том юбилейного 90-томного собрания сочинений: 36.

Lvyonok Yasnopolyanskiy 07.10.2016 16:34:29

Наблюдения за происходящим в экономике и политике России и Европы, как мы видим, наводили и молодого, и зрелого уже писателя и публициста на ряд размышлений и выводов, в частности — по вопросам об устройстве и характеру власти в обществе, о судьбе государственности. Исконный союз власти и собственности, то есть – насилия и ограбления, сделал для нас необходимым уже затронуть выше этот аспект толстовского мировоззрения. Но к нему нельзя не вернуться для более подробного анализа.

Ещё 3 марта 1854г. молодой Лев оставил в своей записной книжке следующее суждение о русском самодержавии: «Гордость и презрение к другим человека, исполняющего подлую монархическую должность, похожа на такую же гордость и самостоятельность ****и» (Записные книжки. – С. 47). А менее чем через три месяца, под впечатлением от упомянутого выше посещения демократически-республиканской Франции, писатель уже делает вывод, неприемлемый даже для критиков монархии в России: «Все правительства равны по мере зла и добра. Лучший идеал — анархия» (Записные книжки. – С. 50).

В дважды конфисковывавшейся в России своей статье 1905г. «Единое на потребу» Лев Николаевич так развивает и поясняет эту свою мысль, в то время уже всемирно известную: «Властвуют всегда наиболее дурные, ничтожные, жестокие, безнравственные и, главное, лживые люди. И то, что это так, не есть случайность, а общее правило, необходимое условие власти» (36, 174).

Толстой не утверждает здесь чего-либо нового, но только повторяет то, истинность чего веками знали и ощущали жители любых государств, что по-своему и со своими целями выразил ещё Н. Макиавелли: ВСЯКИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК – необходимо УБИЙЦА, и не просто убийца, а подлый ОБМАНЩИК И МУЧИТЕЛЬ СВОИХ ЖЕРТВ. Ибо ЛЮБАЯ насильническая, подкрепляемая ложью, власть человека над человеком чревата САДИЗМОМ. «Власть над другим человеком, — писал об этом Л.Н. Толстой, — есть не что иное как признанное право не только предавать других людей мучениям и убийствам, но и ЗАСТАВЛЯТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ МУЧИТЬ САМИХ СЕБЯ. А достигнуть того, чтобы люди по воле начальствующего мучили и убивали друг друга, нельзя иначе, как обманами, ложью, коварством и, главное, жестокостью. Так всегда поступали и не могут не поступать все властители» (Там же. С. 177. Выделение наше. – Р.А.). Повиновение же всяким насильническим властям сродни, в свою очередь, противоположному, МАЗОХИСТСКОМУ душевному извращению, а все попытки рационализации этого повиновения – только признание индивидом торжества в бытии социумов и в его собственной жизни атавистически-зоологического и иррационального начал. Вот почему слепое, не выборочное, ПОВИНОВЕНИЕ законам и приказам «начальствующих» ЕСТЬ ГРЕХ И ЗЛО не меньшие, чем само «начальствование». По Л.Н. Толстому, повиновение власти, как и сама власть, несовместимо с честью и достоинством человека: «Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать человеческое достоинство своё и других людей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком или положением, недостойным человека» (Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. (Круг чтения). – М., 2002. – С. 730).

Нижеследующие слова великого писателя и мыслителя, мы уверены, должны быть осмыслены всяким, кто и в наше время соблазняется ступить или уже ступил на натоптанную стезю «служения родине», то есть «своему» государству: «Нравственный, добродетельный государственный человек есть такое же внутреннее противоречие, как нравственная проститутка, или воздержанный пьяница, или кроткий разбойник» (Там же. С. 178).

Итак, признание государства и повиновение правительству – ошибочны и греховны. Это очевидно для того, кто полагает веру в Бога основанием своей жизни, а не надстройкой на фундаменте «материального благополучия». Толстой полагал, что таких людей много в традиционной, крестьянской, общинной России, а потому здесь имеются особенно благоприятные условия для общенародного дела ненасильственной Русской Революции.

Так как Л.Н. Толстой не первым из мыслителей и публицистов XIX в. высказывал анархические по своей сущности взгляды, важно подчеркнуть особенности его теории. Лучший из биографов писателя, П.И. Бирюков, называл его анархистом с известными оговорками. Анархизм Л.Н. Толстого уникален и ценен своей глубокой РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ; он, как пишет Бирюков, «основан на том положении, что человек, духовно возродившийся, усвоивший себе христианское учение, носит в себе самом ненарушимый божественный закон любви и правды, который уже не нуждается в подкреплении человеческими законами. И потому анархизм Л. Н-ча ведёт не к беспорядку и распущенности, а к высшему нравственному порядку и праведной жизни» (Бирюков П.И. Биография Л.Н. Толстого. — Кн. 2. — М., 2000. — С. 227).

В литературе было отмечено уже (Ячевский В.В. Общественно-политические и правовые взгляды Л.Н. Толстого. – Воронеж, 1983. – С. 82), что отказ Толстого от власти и авторитета не всеобъемлющ, как у других анархистов. Действительно, «классический» анархизм, как известно, смешивает понятие «власти вообще» с понятием власти, осуществляемой государственными учреждениями . Более того, понятие авторитета деонтического (приобретаемого обманом, угрозой или принуждением) часто не отделяется от понятия об авторитете эпистемическом, при котором подчинение достигается, говоря словами Толстого, «разумным убеждением и добрым примером»: через уважение и любовь к «первому среди равных». Таковым долженствует быть знатоку, специалисту, полезному для всех и служащему общественным нуждам в результате не манипуляций массовым сознанием, а признания и доверия всех своих коллег, воспитанников, учеников, родственников, сообщинников и пр. Насилие физическое, вербальное или манипулятивный обман несовместимы с таким авторитетом.

«Анархия, — разъяснял сам Толстой, — не значит отсутствие учреждений, а только таких учреждений, которые людей заставляют подчиняться насильно» (53, 228).

Немаловажен тот факт, что писатель не испытывал иллюзий относительно возможностей создания, пусть и в отдалённейшем будущем, «неэксплуататорского» государства, демократии или теократии (56, 9). Для людей, просветлённых и умудрённых верой оно просто не будет возможно и нужно, а в любом сообществе спонтанно-чувственных, деструктивных индивидов, при любом политическом устройстве, неизбежны социальная дифференциация и новое насилие.

Как явствует из трактата Л.Н. Толстого «Царство Божие внутри вас…», писатель не может быть причислен к числу сторонников насильственного ниспровержения или единовременной «отмены» государственности. Новая форма общественного устройства без иерархии господствующих и повинующихся должна наступить как следствие ПРЕОДОЛЕНИЯ людьми собственной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОСУДАРСТВА (истребления из голов идолища государственности, отвыкания от пользования насилием правительств и оправданий его), изживания в общественном мнении любых рационализаций повиновения человека человеку. С переходом не отдельных людей, а общества в целом, к высшему жизнепониманию неизбежно сопряжён сознательный отказ большинства от выполнения некоторых нравственно нечистых «гражданских обязанностей». А среди них – уплата «податей» (налогов) в государственную казну, любая государственная служба, и в особенности военная, участие в купле и продаже земли, пользование наёмным трудом (капиталистическое рабовладение), присяжное заседательство и ряд других. СЛЕДСТВИЕМ такого постепенного изживания государственности станет уничтожение эксплуатации человека человеком.

«Правительство существует как атавизм, — писал Толстой ещё в 1892г., — отжило – как оболочка семени, сдерживающая лепестки. Насилие не нужно. Нужно только рост, и жизнь изменится. Насилия ведь нет. Это сон. Нужно очнуться» (Цит. по: Бирюков П.И. Указ. соч. Кн.2. С. 213; Ср.: Записные книжки. С. 122).

Читать еще:  Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым

К этому нечего добавить, кроме признания того, что и к XXI веку пробуждения от языческой жизни отнюдь не наступило, и, более того, множество пожизненно дремлющих властолюбивых истуканов и лунатиков вершат в мире всё новое и новое насилие…

Идеал жизни без пользования государством Л.Н. Толстой выводил из наблюдений за жизнью и хозяйственно-административными функциями окраинного казачества. Таков первичный, зачаточный этап освобождения: трудовая жизнь в природных условиях, но ещё с допущением служения правительству. Идею о возможности раздельного сосуществования «земли» и «государства» писатель заимствовал у К. Аксакова. В духе славянофилов и сторонников теории русского общинного социализма он полагал общинное самоуправление и «мирское», на равноправных началах, владение землёй достойными альтернативами государственной власти и частной собственности на землю. Вот почему Толстой воспринимал как личную драму любые государственные насилия над общинниками, в особенности же – поощрение крестьян к истреблению общинности в начале ХХ века. Значимость этих социальных проблем для Толстого-публициста ставит перед исследователем огромный ряд проблем, требующий для их убедительного решения отдельного исследования.

Как правильно понимать выражение «единое на потребу»?

Как правильно понимать выражение «единое на потребу»?

иеромонах Иов (Гумеров)

Слова эти были сказаны Спасителем Марфе, сестре прав. Лазаря. В русском тексте: одно только нужно (Лук.10:42). Господь наш говорит здесь о поучении в слове Божием, которое ведет к вечной жизни. Не трудно увидеть связь с другими евангельскими местами: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Матф.6:33); Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий (Иоан.6:27).

Читайте также

Едино же есть на потребу

Едино же есть на потребу Возненавидевшему всем сердцем грех, озаренному благодатью Пресвятого Духа и возжелавшему послужить Господу Богу и Царю всех первым делом необходимо осознать, что это стремление является истинным подвигом, самым достойным трудом, предивной

Молитвы Ангелу-хранителю на всякую потребу

Молитвы Ангелу-хранителю на всякую потребу Молитва ангелу-хранителю, чтобы замолил грехи перед Богом(эта молитва читается вечером, перед сном)Святой ангел Христов, благодетель мой и защитник, к тебе взываю, о тебе мои помыслы, ибо же через тебя и о Господе Боге.Каюсь

18. Значение духовных потребностей в ряду других сторон человеческой жизни. Единое на потребу. Господство духа как естественная гармония всех потребностей, могущая дать мир и покой. Отсутствие этого покоя в человечестве. Всеобщая суета и крушение духа. Зародыш этого смятения получается вместе с рожд

18. Значение духовных потребностей в ряду других сторон человеческой жизни. Единое на потребу. Господство духа как естественная гармония всех потребностей, могущая дать мир и покой. Отсутствие этого покоя в человечестве. Всеобщая суета и крушение духа. Зародыш этого

382. Доброе настроение учит из всего извлекать пользу. Единое на потребу. Скорбь и молитва о погибающих. Об уповании на Господа и о своем полном затворе

382. Доброе настроение учит из всего извлекать пользу. Единое на потребу. Скорбь и молитва о погибающих. Об уповании на Господа и о своем полном затворе Милость Божия буди с вами! Не помню, что вы писали и что я вам отвечал, и когда. Но как следствие того, видимо, было не худое,

1266. Единое на потребу

1266. Единое на потребу Милость Божия буди с вами! Что писал прошлый раз, не помню. Потому и дополнять сказанное затрудняюсь. Единое на потребу надо водрузить в уме и сердце: веру и жизнь по вере в уповании жизни вечной. Что все об одном пишете, какая беда. Ведь дело-то у нас

1415. Предварительное объяснение. Книжки в руководство. Единое на потребу. О преданности в руки Божии

1415. Предварительное объяснение. Книжки в руководство. Единое на потребу. О преданности в руки Божии Милость Божия буди с вами! Очень хорошо сделали вы, что написали о себе, и коротко и ясно. — Изъявляю полную готовность писать вам о всем, что вам пожелается узнать. Посылаю

Глава XI Об естестве, (которое усматривается в целом) роде (существ) и в неделимом (т. е. в каждом отдельном существе известного рода); о различии между соединением и воплощением; и о том, как должно, понимать выражение: «Единое естество Бога Слова воплощенное»

Глава XI Об естестве, (которое усматривается в целом) роде (существ) и в неделимом (т. е. в каждом отдельном существе известного рода); о различии между соединением и воплощением; и о том, как должно, понимать выражение: «Единое естество Бога Слова воплощенное» Естество

2. Правильно понимать требования времени (126—14)

2. Правильно понимать требования времени (126—14) Итак — это слово в середине стиха 12 отмечает переход от характеристики времени к соответствующим назиданиям. Недостаточно только понимать особенности настоящего времени, необходимо и поступать в соответствии с ними. Три

2. Правильно понимать требования времени (12 6—14)

2. Правильно понимать требования времени (12 6—14) 2. Во что следует нам «облечься» и чего избегать (стихи 126–13)? Почему?3. Каким образом возможно избежать удовлетворения своих «похотей» (стих

Как правильно понимать заповедь о почитании родителей?

Как правильно понимать заповедь о почитании родителей? Архимандрит Тихон (Шевкунов)Десять заповедей, данных Господом Богом Моисею на горе Синай, в которые входит и та, о которой Вы спрашиваете, можно разделить на две части. Первые четыре говорят об отношениях человека к

Как правильно понимать 90-й псалом?

Как правильно понимать 90-й псалом? иеромонах Иов (Гумеров)Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора,

Как следует правильно понимать слова: Бог «есть все»?

Как следует правильно понимать слова: Бог «есть все»? Иеромонах Иов (Гумеров)Как Иисус, сын Сирахов, так и святой апостол Павел строго держались библейского богословия, которое однозначно говорит об абсолютности Бога и относительности тварного бытия. В Библии очень

О едином на потребу

О едином на потребу В общении с детьми родителям и педагогам необходимо руководствоваться молитвой. Даже в самых обыденных ситуациях родитель должен молитвенно воззвать внутренне к Богу, пусть хоть коротко или даже без слов, и следовать тому, что Бог положит ему на

Молитвы на всякую потребу

Молитвы на всякую потребу

ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ

ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ Единое на потребу надо водрузить в уме и сердце: веру и жизнь по вере в уповании жизни вечной. (Вып. 8, пас. 1266, стр.

4. Как правильно понимать заповедь о почитании родителей?

4. Как правильно понимать заповедь о почитании родителей? Вопрос: Как правильно понимать заповедь о почитании родителей?Отвечает архимандрит Тихон (Шевкунов):Десять заповедей, данных Господом Богом Моисею на горе Синай, в которые входит и та, о которой Вы спрашиваете,

«Единое на Потребу».

«Священное Писание — книга вечной жизни, книга космического размера, потому что она до времени и во времени, доисторическая и историческая. В этой книге заложены все решения для всех народов, для всех поколений. Эта книга должна быть настольной книгой не только для всех христиан, но главным образом всех руководителей, всех глав правительств государств мира.
В ней заключены нормы жизни, как надо себя вести и как нельзя себя вести. Нет ни одного вопроса, ни одной мировой проблемы, всех времен и каждого века, на которое Священное писание не дало бы ясное, четкое своё суждение.
И теперь, когда мы все, русские люди, в особенности на нашей несчастной Родине, ищем выхода из создавшегося тупика, политического, экономического и главным образом духовного, нам надо обратиться к Священному Писанию, чтобы иметь ясное представление, где мы, куда нам идьти и что делать.
Рассмотрим бегло периоды истории человечества.
Итак, первый род человеческий, уже повреждённый падением Адама и Евы, размножился по всей Земле и, будучи цельным организмом, очень скоро превратился в игрушку сатаны, который довёл этот первый род человеческий до невообразимого состояния разврата, разгула и полного растления, неописуемого падения. Господь, взирая на этот первый мир, видел, что он не достоин ни только жить, но даже просто дышать. и Господь погрузил его во всемирном потопе.
От оставшегося праведного Ноя зародился второй мир человеческий, который до сего дня и существует.
Для того,чтобы с ним не произошло той же трагедии, как и с первым миром, Господь в своей бесконечной божественной премудрости, разделил весь род человеческий на языки.
Другими словами, чтобы нам это было бы более понятно, человечество — как корабль, который в наше время разделён на отсеки, дабы не потонул от одной пробоины. Вода заполняет только один отсек с пробоиной — и корабль, немного погрузившись, идёт дальше к своей цели.
Вот что сотворил Господь со вторым родом человеческим.
Теперь дьяволу уже не так просто впрыснуть в род человеческий свой яд, который беспрепятственно бы разлился по всему человечеству.
Род человеческий получил величайший дар языка. Каждый народ имеет свой язык.Теперь на земном шаре существуют тысячи языков. А от языка происходит вся культура, все его обычаи, традиции, кончая костюмом и пищею. Всё у него своё особое.
Господь поставил каждый народ через дар языка в школу любви, призвав его к творчеству. Ибо каждый человек с самого своего младенчества уже смотрит и видит ту картину, которую он никогда не забудет. Он всегда будет любить свою церковку, свою деревню, свой город или свою улицу. Он будет любить свою речку, свой лес. Это и есть школа любви. Ибо человек, который научится любить своё, будет способен полюбить и чужое,и другой народ.
Вот промысел Божий для всего рода человеческого.
Перед дьяволом, источником всякого зла, стоит теперь задача снова вернуть весь род человеческий к Вавилону.
Суть этого Вавилона — уничтожить семейные очаги, где возможно упразднить саму частную собственность, в особенности родной дом, в котором рождается человек и умирает; в котором всё мило его сердцу, где помнится всякая царапина, всякая норка мышиная. А вместо этого расселить всех по квартирам в небоскрёбы, в которых все восемьсот квартир до скуки одинаковы.
Он, сатана — это древнее зло, вдохновляет людей, не защищённых благодатью Святаго Духа, строить дома кубические, без малейшего архитектурного воображения; заставляет людей слушать в какафонии или в декакафонии что-то особое, щекотливое, одурманивающее, и этой музыкой вызывать у людей самые низкие ощущения и инстинкты. Эта всеобщая уравниловка, безвкусица коснулась даже нашей пищи, в которой царит индустриальная, массовой продукции пища.
Вот почему всякий интернационал, первый, второй, третий, всякий экуменизм и социализм не от Бога.
Вот откуда происходит ненависть ко всему Божьему, к самой красоте.
На фоне всего сказанного обратимся теперь к трагедии нашего Великого Русского народа и как с помощью Священного Писания мы можем выйти из этого ужасного тупика. Что же нам делать?
Существует уже явная русофобия.
Причём она существует не только на равнинах нашей Родины, но и заграницей.
Почему нет италофобии, франкофобии, англофобии, а только русофобия? В чём суть русофобии?
Это почти всеобщая, прикрытая ненависть ко Христу, пребывающему в сердце русского народа. Нам, кажется, что почти ни одному народу не удалось так глубоко воспринять Святое Православие. Дух истинной Церкви Христовой вошёл ао асе извилины нашей культуры. НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК — православный, не только в церкви, но и на улице, и повсюду, где он живёт, трудится, думает и чувствует.
Вот к чему обращена эта ненависть — ко Христу.
Тут не русофобия, а христофобия, наглая, дерзкая, липкая и упорная.

С точки зрения земной, логической, человеческой — русский народ поставлен в безвыходное положение. И это не без промысла Божия.
Пора видимо нам весь свой взор обратить к небу и у одного Господа просить прощения и помощи.
«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже, Твоею благодатию».
Аз, как Первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви, взываю ко всем русским людям и предлагаю следующее: вернуться к Церкви, очиститься от язычества в нашем быту, любить свою Родину, свою культуру, свои обычаи, не обращая никакого внимания на клевету, которая непременно обрушится на вас. Нас будут называть мракобесами, фашистами, нацистами. Все могут любить свою Родину, но мы, по мнению врагов наших, этого делать не имеем права.
Просите у Господа помощи, и если господь в Ветхом Завете защитил Свой избранный народ, который нёс в своих недрах предков Божией матери (из Нея же родился по плоти наш Спаситель), послав ангела Своего, который усыпил вечным сном 170 000 ассирийских воинов, то Господь и в наши дни силён сокрушить врагов православного русского народа,отняв у них сердце ко злу.
Господь есть повелитель сердец человеческих. Когда две армии встречаются и готовы к сражению, всегда побеждает армия та, которой Господь даёт сердце к победе. Поражённая же армия та, у которой Господь отнимает сердце к победе. Вот где кроется сущность всякого успеха человеческого на земле. Однако надо быть достойным такой Божией победы и никого не осуждать, перестать ненавидеть, ибо мы сами полны грехов, страстей и всякой неправды.
Выпрямись русский человек, отбрось всякий страх, перекрестись широким крестом и часто крестись, утром и вечером и где возможно, с молитвой: «Боже прости меня, Боже помилуй меня!».
И Господь услышит наш к нему вопль.
Только в этом я вижу единственное наше упование и спасение.
«С нами Бог, разумейте языцы (язычники) и покаряйтеся, яко с нами Бог!».
Аминь».

Читать еще:  “Исправь его любовью” — как не надо вести себя с домашним тираном

Митрополит Виталий (Устинов).
Слово сказанное на съезде духовенства в Кливленде во вторник 23 сент./ 6 окт. 1992 г.

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.
Неделя 16 по Пятидесятнице

Крестильный малый храм

Великое освящение храма

  • Воскресные проповеди
  • Праздничные проповеди
  1. Главная
  2. Проповеди священников Сергия Ганьковского и Глеба Козлова
  3. Воскресные проповеди
  4. Неделя 22 по Пятидесятнице
  5. Проповедь ««ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ»»

Проповедь ««ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ»»

IB not found — DAYSUF_ORTHODOX_DAY

1 Коринфянам, гл. 4, ст. 9-16

От Матфея, гл. 14, ст. 22-34

Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. «ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ. »
Проповеди священника Глеба Козлова
  1. Проповедь от 19.09.2010

«ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ»

Неделя 24 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Страшно было Иаиру, вельможному начальнику синагоги, пасть к ногам Иисуса и умолять Его «войти к нему в дом» (Лк.8.41), «ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин.9.22). Страшно ему было рисковать карьерой и общественным положением, страшно ему было поставить на карту всё то, что многолетними трудами и скорбными заботами созидалось и собиралось в обеспечение семейного счастья и житейского благополучия. Ведь он потому и получил высокий свой пост, что умел целеустремлённо и решительно добиваться своего, не считаясь ни с какими личными соображениями и сентиментальными переживаниями. Да и отлучение от синагоги равно было изгнанию из общества достойных граждан, причислению к разряду жалких язычников, отщепенцев, изгоев.

Страшно было Иаиру, но дома умирала единственная дочь, оправдание его трудной жизни, утешение грядущей старости; она умирала, и все соображения безопасности, все резоны здравомыслия были отброшены и забыты. Осталось «единое на потребу» (Лк.10.42), самое дорогое, самое ценное, то есть то, ради чего всем остальным можно пренебречь. И гордый вельможа пал ниц пред нищим проповедником!

Страшно было кровоточивой женщине, которая знала о том, что Закон считает её нечистой и всякого человека, прикоснувшегося к ней, тоже объявляет нечистым (Лев.15.27), так что он «должен вымыть одежды свои и омыться водою», чтобы смыть с себя осквернение от случайного прикосновения к больной! Как страшно было ей, чьё место было вне людского стана, вне сообщества чистых и достойных, войти в самую гущу толпы, которая «окружала и теснила» (Лк.8.45) Христа, чтобы дерзновенной рукой прикоснуться к краю Его ризы!

Ей было страшно, но, «издержав на врачей всё имение» (Лк.8.43), она, бедная, лишилась последней надежды на исцеление, и ей уже нечего было желать, и терять ей было нечего. Одна ей осталась надежда, одно упование – Христос, а там – пусть хоть и камнями побьют!

Страшно было во времена оны просто ходить в церковь. Страшно было крестить детей, да так страшно, что за этим простым делом родители, а чаще бабушки, везли своих чад за тридевять земель, чтобы не дай Бог начальство на работе не узнало, потому что – молодые не поверят! – младенцев крестили в храмах только по предъявлению паспорта родителей, чтобы потом сообщить куда следует о совершении «преступной акции».

Неужели ныне настали для нас времена, когда мы можем приближаться к Спасителю нашему гордо подняв голову, не скрываясь и не таясь? Неужели возможность пережить чудо воскрешения и исцеления дарована теперь каждому за так, безо всяких ответных усилий с его стороны? Когда это так, отчего же не всякий безвременно умерший воскресает и не всякий страждущий исцеляется?

А всё потому, что во все времена и у всех народов для того, чтобы приблизиться ко Христу, необходимо было пожертвовать собой, преодолеть свою гордыню, свои страхи, свою неистребимую лень, отказаться от своего покоя и самодовольной уверенности в том, что любое моё желание – законно, а потому и должно быть необходимо исполнено. Иными словами, какие бы времена не проносились над грешной землёй, страх, лень, грех надо преодолевать всегда, потому что Бог всегда требует от человека совершения усилий. Он прямо и недвусмысленно объявляет Своим ученикам, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11.12). Точно так же и всякое чудо, творимое Спасителем, совершается, как ни покажется это кому-то странным, совместными усилиями Бога и человека. Вспомним, что даже Христова любовь оказалась бессильной перед лицом неверия граждан «Своего города» Назарета Галилейского и Сам Спаситель мира «не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.13.58). Не забудем и того, что в ответ на просьбу апостолов о насыщении пяти тысяч голодных Господь ответил Своим растерявшимся ученикам: «…вы дайте им есть» (Мф.14.16)!

Читать еще:  Христианская демократия – секретное оружие выборов в Мосгордуму

В то время как мы всё мечтаем о том, чтобы нашу работу за нас Бог совершил, наш Бог говорит нам: «вы дайте им есть», а Его апостол именно нас, ленивых, упрекает в желании, не особенно напрягаясь, достичь значительных результатов, когда пишет своим адресатам в Иерусалим: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12.4). Вот как! Чудо исцеления грешника, чудо воскрешения окаменевшей и потому мёртвой души может совершиться, только если мы поймём наконец, что сражаться за чудо нужно «до крови», не ограничиваясь пучком, пусть даже дорогих, свечей!

Чудо совершится, если мы пожертвуем своей гордостью, своим покоем, если мы способны будем оказаться от выгод и преимуществ, а то и даже от жизни своей, как это сделали начальник синагоги Иаир и несчастная кровоточивая женщина. Отказаться ради «единого на потребу» – возможности быть со Христом. Аминь.

Смерть на втором плане

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Бывают выражения, которые уходят из нашего повсе­дневного языка, но их отсутствие в нем ощущается очень остро. Например, евангельское «единое на потребу». Помните, как Марфа негодует, что ее сестра Мария оставила ей все домашние хлопоты, а сама села у ног Христа и внимала Его словам? А Иисус сказал ей: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (на церковнославянском — «едино же есть на потребу»); Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Не так уж трудно себе представить, сколько упреков досталось бы Марии и сегодня, в том числе от людей верующих: мол, разве можно сидеть сложа руки, когда везде надо срочно наводить порядок — в мире, в стране, в Церкви. Это же уход от реальности! Это не позиция ответственного, сознательного человека!

Действительно, если понимать главную задачу христианина в нашем мире как наведение в нем порядка, то позиция Марии в нее вряд ли впишется. Но почему же Христос говорит, что именно она избрала благую часть?

Недавно я перечитывал статьи Сергея Аверинцева, где он много размышляет как раз о христианском принципе «единое на потребу». О том, что Спаситель говорит не о радикальном отказе от мира, не о пренебрежении повседневными житейскими заботами. Он не отрывает нас от реальности, нет. Он вводит нас в новую реальность, которая, правда, и две тысячи лет назад язычникам, и сегодня многим, вроде бы выросшим в христианской культуре, кажется непонятной, даже абсурдной. Как это — не заботиться о завтрашнем дне? Мы же не знаем наверняка, что ждет нас после смерти, а завтрашний день — вот он, на пороге. А Христос отвечает, что Богом у нас и волосы на голове все сочтены, и призывает не изводить себя мыслями о том, что будет через несколько часов или дней. Это не значит, что все на земле должно быть нам безразлично. Это значит, что прежде всего нужно слушать и слышать Бога — и следовать за Ним. А остальное оставить на Его усмотрение — но оставить не с равнодушием или пессимизмом, а с надеждой, что наша жизнь (до смерти и после нее) в руках Того, Кто настолько внимателен к людям, что каждый волос у Него сочтен. Повторюсь, речь не про бездействие и не про капитуляцию христианина перед внешним злом — речь про то, насколько наше действие приближает или удаляет нас от того единственного, что действительно нужно.

Единое на потребу — не отвлеченная ценность, не имеющая отношения к нашим конкретным и срочным повседневным заботам. Это образ мысли, чувствования, действия, который объемлет всю нашу повседневность с ее «сверхважными» проблемами и позволяет нам преодолеть невыносимую тяжесть бытия, вместо того чтобы становиться ее заложником. Аверинцев даже говорит о «вожделении» единого на потребу как того, что не исключает нас из жизни, но задает ей новое измерение. И в этом измерении не то что сложности в наших личных делах или неурядицы в экономике — здесь даже смерть отходит на второй план.

Фото на заставке: иеромонах Савватий (Севастьянов)

Единое на потребу

Что собственно понимается под общечеловеческими ценностями? Совокупность универсальных критериев отношения к реальности, в которых человечество в лице своих отдельных представителей, групп, союзов и т.п. не может расходиться. Но существуют ли такие критерии, не нарушает ли это внутренней свободы, данной человеку? Объективно они должны существовать, если допустить, что эти критерии коренятся в единстве индивидуального опыта постижения мира, т.е. в природе человека как микрокосма, содержащего универсалии, общие для каждого индивида.

Есть и более узкие ценности, связанные уже с конкретикой того или иного индивида: его половой, социальной, этнической и т.д. принадлежностью. И вот нередко оказывается, что частные ценности выдаются за общие и насильно навязываются другим. Именно здесь мы видим ущемление свободы, отход от устоев мирового порядка, чреватые бедствиями и потрясениями. Именно поэтому вопрос об общечеловеческих ценностях есть основной вопрос самоидентификации человечества, от которого, очевидно, зависит не только культура, наука, и т.п., но и сама жизнь.

Мы слышим много спекулятивных разговоров с позиций общечеловеческих ценностей, но не всегда понятно, что под этим имеется в виду. Среди политиков часто можно услышать еще один странноватый термин: «общеевропейские ценности». Это словосочетание выступает как обобщающий бренд передовых и прогрессивный веяний социального развития и общественного устройства, как противопоставление нашим извечным национальным «дуракам и дорогам». Но вопрос нужно рассматривать по существу, т.е. по отношению к базовым, если угодно, экзистенциальным универсалиями человека, которые, быть может, иногда поставят «дураков» и «плохие дороги» выше «европы». И здесь возникает далеко не праздный вопрос о соответствии «европейских ценностей» настоящим ценностям. Ответ на него не прост, и вряд ли кто из политиков, оперирующих этой категорией, сможет на него внятно ответить.

Недавно Познер взял любопытное телеинтервью у нового американского посла, который объявил себя проводником идей президента Обамы, выступающего с позиций общечеловеческих ценностей. Пример же безусловного взаимопонимания народов на разных концах земного шара Макфол привел следующий: в начале 1980-х годов он приехал в Ленинград. И что же он обнаружил? Здесь, как и в США, как и он сам, тоже фанатеют от Led Zeppelin.

Возможно, посол был не совсем в ударе, иначе бы он вряд ли предложил подобную иллюстрацию универсалий, потому что это без особой натяжки означает принятие в качестве базовых ценностей пресловутые drug, sex and rock-n-roll. Я не смею думать и не верю, что насаждение таких ценностей по всему миру есть истинное содержание политики Запада, который в своей совокупности, конечно, выше такого примитивного и разлагающего взгляда на мир, могущего рассматриваться скорее как идеологическая диверсия. Тем не менее, такое понимание общечеловеческих ценностей де факто имеет место среди широкой и агрессивной (чтобы не сказать прогрессивной) прослойки человечества, и в России это сыграло огромную роль в преобразованиях конца XX века.

Drug, sex and rock-n-roll, современный эквивалент древнеримских «хлеба и зрелищ» – это, скорее, обратная, темная сторона общечеловеческих ценностей, удобная для манипуляций и хорошо монетизируемая. Солнечная же сторона подразумевает любовь вместо sex, музыку — вместо попсизированного механического rock-n-roll’а, гуманно ориентированную науку и разумно выстроенную реальную жизнь — вместо drug. Это инстинктивно понятно каждому. И здесь монетизации, суть которой именно «единое на потребу» в смысле денег и стремления все измерить в денежном исчислении, делать нечего. Человечество должно стремиться дать человеку возможность быть человеком, а не монетизируемым симулякром.

Вместо того, чтобы спорить о том, надо ли преподавать богословие или основы религиозных конфессий в школах, на мой взгляд, следовало бы ввести предмет под названием «общечеловеческие ценности», ибо нет более запутанного и спекулятивного, и вместе с тем, столь ясного по существу целеполагания вопроса со времен крушения Вавилонской башни. Необходимо придать этому вопросу всю свойственную ему экзистенциальную остроту, тогда и зазвучит в нашем уме та самая музыка, к которой прорывались лучшие творцы человечества. Если она будет по-прежнему называться rock-n-roll’-ом, вряд ли что-то можно возразить против этого.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector