0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Джон Локк и его мысли сквозь века. Великий бездомный философ

Содержание

Джон Локк

Фото Все

Видео Все

Джон Локк и Томас Гоббс о природе власти и общественном договоре

История Западной философии. Лекция №22. «Джон Локк»

Джон Локк — биография

Джон Локк – английский мыслитель, философ, педагог и врач, сторонник сенсуализма и либерализма. Высказанные им идеи оказали огромное влияние на формирование политической философии.

Английский философ 17 века Джон Локк вошел в историю благодаря своим выдающимся трудам о самых важных для человечества проблемах: межрелигиозных отношениях, воспитании детей и социальном устройстве общества.

Один из ярчайших представителей эпохи просвещения, он стал первым из философов, кому удалось раскрыть личность человека через непрерывность сознания.

Детство и юность

Джон Локк родился в графстве Сомерсет 29 августа 1632 года. Отец мальчика успешно работал в адвокатуре, что позволяло ему содержать семью в достатке. Однако настал тот день, когда Локк-старший из-за своей доброты потерял все нажитое, раздав накопленные деньги беднякам. Так родитель хотел приучить сына к добродетели и состраданию к ближним.

О матери будущего философа сведений практически не сохранилось. Известно, что также, как и супруг, к абсолютной монархии она была настроена весьма оппозиционно.

Оба родителя внесли огромный вклад в формирование личности мальчика. От отца он получил свободолюбие и независимость от мирских благ, а от матери – истинную набожность. Женщина потеряла одного из сыновей, когда тот был еще младенцем, поэтому всю жизнь прожила в страхе за других детей. Она бесконечно молилась за их здоровье и старалась жить так, чтобы не прогневать Господа.

Воспитание Локка-младшего было пуританским и религиозным. Большую часть времени Джон проводил с отцом, который занимался становлением его личности по собственной методике. Поначалу родитель не приближал к себе сына, играя роль строгого «начальника», повиноваться которому надо было беспрекословно. Со временем он приблизил к себе «подчиненного», и отношения отца и сына переросли в крепкую дружбу.

Портрет Джона Локка в молодости

С юных лет мальчик много читал и показывал успехи в разных областях знаний. По совету друга семьи родители определили Джона в Вестминстерскую школу, где его считали самым прилежным учеником.

Окончив школу, в 1652 году юноша поступил в Оксфорд, где с увлечением изучал медицинскую науку, осваивал греческий и латынь. Основы естествознания Локк получал у самого Роберта Бойля. Во время учебы студент познакомился с философией Рене Декарта, ставшей основой мировоззрения начинающего мыслителя.

Многое в парня вложил и его преподаватель Бойль, который всегда выделял его из массы других учеников. Джон научился коротко и ясно излагать самую суть своих мыслей, не прибегая к пустым заумным рассуждениям.

В университетские годы у Локка появилось еще два кумира: Ричард Лоуэр, прививший ему тягу к медицине и Джон Уилкинс – священник-полимат, который был специалистом сразу в нескольких областях науки.

Философия

Главный труд Джона Локка под названием «Опыт о человеческом разумении» был издан в 1690 году. Эта работа основана на собственных исследованиях автора и на философии Платона, труды которого глубоко изучал Рене Декарт. В книге Локк рассматривал древнюю теорию о «врожденных идеях» — знаниях человека, которые не являются приобретенными, а даются человеку на уровне подсознания.

«Опыт о человеческом разумении»

Теорию Джон не поддержал, а напротив, выступил с ее опровержением. По мнению ученого, человеку свойственно заниматься теми или иными идеями (например, медицинскими открытиями) не на уровне подсознания, а исключительно из-за их пользы. Локк утверждал, что в основе подсознания людей лежит приобретенный опыт, построенный на чувственном восприятии.

В книге автор рассуждал о том, что простые идеи являются «строительным материалом» для создания сложных идей. Возникновение же простых идей происходит по мере созревания личности, начиная с «чистого листа».

Локк оспаривал точку зрения Декарта, по мнению которого мышление является постоянным признаком человеческой души. Идея Джона заключалась в том, что знания постигаются с опытом, тогда как Декарт утверждал, что мышление – это постоянное состояние индивида.

Джона Локка принято считать величайшим английским философом 17 века, но все его открытия не были исключительно самостоятельными. В основе любого его труда лежат разработки других мыслителей, работавших в разные времена. Несмотря на оригинальную трактовку мыслей, Локка нельзя назвать оригинальным создателем концепций в философии. Помимо Декарта и Платона, в «Опыте о человеческом разумении» ученый рассматривал труды Исаака Ньютона и Томаса Гоббса.

Педагогика

Блестяще окончив Оксфорд, молодой специалист некоторое время преподавал древние языки в стенах альма-матер. Однако вскоре он получил приглашение стать домашним врачом графа Энтони Шефстбери, которого незадолго до этого вылечил от тяжелого недуга. Помимо врачебной деятельности в доме Купера, Локк занимался воспитанием двоих его сыновей.

В этот период в научной биографии молодого ученого появилась педагогика. Работая в доме графа, Джон вел переписку с другом Клэрком, в которой делился с ним идеями о воспитании. Приятель аккуратно сохранил все письма, ставшие впоследствии основой большой педагогической работы «Мысли о воспитании».

«Мысли о воспитании»

По убеждению Локка, человек действует тем или иным образом не на основе своего восприятия, а в зависимости от воспитания, вырабатывающего характер, силу воли и нравственные качества индивида. Автор подчеркивал, что физическое воспитание неотделимо от духовного: развивая здоровье человека, не следует забывать о духовной чистоте и нравственности.

В посланиях Клэрку Джон часто прибегал к методике воспитания, разработанной его отцом. Основными принципами ее являлись:

  • совершенствование физической формы, строгая дисциплина, простое, здоровое питание, определенный распорядок дня;
  • познавательные игры и развивающие занятия;
  • подавление собственных желаний и следование разуму;
  • обретение изящных манер.

В обучении детей Локк придерживался основного дидактического принципа: использовать заинтересованность и любознательность ребят. Педагог считал, что главным инструментом воспитания являются окружающая среда и живой пример. Для формирования у детей устойчивых положительных привычек Джон призывал применять ласковые слова и кроткие внушения. Развивать силу воли подопечных ученый предлагал с помощью физических упражнений и закаливания.

Главные науки, которые по мнению Локка должен освоить каждый ребенок, это: чтение, правописание, этика, география, история, математика, геометрия, рисование, астрономия, фехтование и несколько иностранных языков. Кроме того, будущему гражданину необходимо обучиться какому-либо полезному ремеслу.

Как автор новой концепции воспитания, Джон выявлял множественные недостатки в образовательной системе тех лет. Например, он был горячим противником латинских сочинений и речей, которые должны были создавать учащиеся. Педагог считал, что обучение должно быть понятным, наглядным и вещным. Он не выступал против сочинения стихов и поэзии в целом, но в силу своей некоторой сухости уделял этим вещам минимальное внимание.

По мнению Локка, физически наказывать детей можно только в самых крайних случаях: когда неповиновение становится систематическим и при особо дерзком поведении.

Политика

Политические взгляды в сознание Джона вложили еще родители. Локк был сторонником демократической революции, идеи о которой он изложил в книгах «Размышления о славной революции 1688 года» и «Право народа на восстание против тирании».

Рассуждая о государстве, ученый считал, что оно должно обеспечивать личные свободы и права своих граждан. По убеждению автора, власть должен избирать народ, а каждый отдельный человек должен жить в соответствии с принятым законодательством, а не зависеть от произвола власть имущих.

Государство, как высший орган власти, обязано обеспечить защиту каждому гражданину и его имуществу. Так Локк впервые сформировал такие понятия, как правовое конституционное государство и законодательная власть.

Личная жизнь

Одним из самых известных философов-затворников считается Иммануил Кант, но Джону Локку удалось превзойти его в одиночестве. Если немецкий коллега в конце жизни все же обзавелся жилищем и прислугой, то Локк до конца своих дней оставался бездомным. Всю жизнь ученый провел в чужих домах, работая преподавателем.

Его деятельность никогда не была централизованной: ни одной из наук он не отдавался полностью, без остатка. Медициной занимался, когда надо было кого-то вылечить, политику исследовал по мере возможности и т.д.

Джон был до глубины души верующим человеком, но в то же время был увлечен наукой. До конца жизни он пытался связать эти два разных понятия – науку и религию. Личная жизнь, судя по всему, у Локка не сложилась – супругой и детьми он так и не обзавелся.

Смерть

На закате своих дней Джон перебрался в загородное имение женщины по имени Дэмерис Мэшем, которая стала ему, как дочь. Дэмерис была последовательницей его философских взглядов и учений, которые она распространяла на своих домочадцев.

В старости Локк совсем перестал слышать, и этот факт очень его огорчал. Философ любил вести беседы на разные темы, теперь же у него такой возможности не было.

Причиной смерти ученого стала астма. Это случилось 28 октября 1704 года в доме леди Мэшем, которая находилась рядом с ним до последних минут жизни. Похоронили мыслителя неподалеку от дома подруги.

Труды

  • Мысли о воспитании. 1691…что изучать джентльмену
  • Те же «Мысли о воспитании»
  • Исследование мнения отца Мальбранша…
  • Письма
  • Предсмертная речь цензора
  • Опыты о законе природы
  • Опыт веротерпимости
  • Послание о веротерпимости
  • Два трактата о правлении
  • Опыт о человеческом разумении
  • Элементы натуральной философии
  • Рассуждение о чудесах

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Джон Локк (1632-1704) — биография, жизнь и основные открытия

Детство и ранние годы

Будущий основоположник эмпирико-сенсуалистической теории познания и влиятельный просветитель появился на свет 29 августа 1632 года в небольшом английском городе Рингтоне, в восьми милях от Бристоля. Локк воспитывался в пуританской семье, не признававшей доминирующую роль в стране англиканства и оппозиционно настроенной к королю Карлу.

Огромное влияние на неокрепший ум ребенка оказали социально-политические взгляды его отца — судейского чиновника, всем сердцем ратующего за независимость своего народа. Локк-старший, состоя в парламентской армии Кромвеля в качестве капитана конного эскадрона, принадлежал к числу людей, способных внушать подрастающему поколению любовь к свободе и справедливости.

В 1646 г. по рекомендации командира его отца Джон был зачислен в одно из самых элитных учебных заведений Англии того времени — Вестминстерскую монастырскую школу. По окончании курса обучения поступает в Оксфордский университет, где сближается с приверженцами научного направления, противостоявшего схоластике, доминирующей в XVII веке в английской системе образования.

В Оксфорде Локк знакомится с маститыми инженерами и изобретателями, которые прививают ему страсть к естественно-научным экспериментам, и Ричардом Лоуэром, известным своими работам по переливанию крови. В стенах альма-матер студент погружается в изучение трудов Декарта, Бэкона, Гассенди. В 1656 году Локку присваивается степень бакалавра искусств, а спустя 3 года — магистра.

Основные вехи судьбы

С отличием окончив Оксфордский университет, Джон решает на несколько лет задержаться в этом старинном учебном заведении, заняв там должность преподавателя греческого языка и риторики.

Дипломатическая карьера философа началась в 1664 году: он отправляется в непродолжительную командировку в Берлин, чтобы выполнять обязанности секретаря посла Вальтера Фена.

Вернувшись на родину, посвящает себя естественным наукам, в особенности медицине. Он практикует опытный метод диагностики заболеваний, который был предложен врачом Томасом Сиденхемом в противовес средневековым умозрениям. Кроме того, Джон не оставляет попыток получить ученую медицинскую степень, но Оксфорд ему в этом отказывает.

Поворотным событием в жизни молодого мыслителя становится встреча с лордом Ашли, первым графом Шефтсбери. В 1666 году философ принимает предложение стать домашним врачом и воспитателем его сына. Эти скромные обязанности не отнимали много времени и не мешали овладевать науками.

В течение последующих 15 лет все перипетии биографии Джона Локка будут неразрывно связаны с судьбой британского лорда. Находясь под покровительством авторитетной персоны, Локк получает различные должности в высших правительственных кругах. Ответственная работа изрядно подпортила здоровье философа, и он был вынужден на время покинуть Англию и уехать во Францию.

В 1683 году вслед за своим опальным куратором эмигрирует в Голландию. «Славная революция», случившаяся в 1688 г., поставила точку в монархической династии Стюартов. На трон взошел Вильгельм Оранский, и Джон вернулся на родину. Наряду с правительственной службой, продолжает вести широкую научную и литературную деятельность.

Среди книг Джона Локка, изданных в 1690-х годах, наибольшую популярность обрели такие произведения, как «Опыт о человеческом разумении», «Мысли о воспитании».

28 октября 1704 года философ скончался от астмы в загородном имении своей подруги, леди Мешем, с которой ему приписывали роман.

Политические взгляды

Будучи последователем Гоббса, Локк с восхищением относился к «теории общественного договора». Он считал, что граждане заключают с государством некое негласное соглашение, делегируя при этом власти часть своих прав, чтобы взамен получить защиту от внешней и внутренней угрозы. Состав чиновничьего аппарата должен согласовываться со всеми слоями общества, и если наделенный полномочиями класс плохо выполняет свои прямые обязанности и не оправдывает доверия большинства, народ имеет полное право потребовать проведения новых выборов.

Главной угрозой на пути к свободе личности, по мнению Локка, является отсутствие принципа разделения власти, когда монарх наделен неограниченными возможностями в рамках отдельной страны. Важно, чтобы публично-властные полномочия государства были разграничены и поделены между тремя ветвями:

  • законодательной;
  • исполнительной;
  • федеративной.

Истинная цель государственного устройства должна заключаться в создании таких условий, которые полностью бы удовлетворяли всех без исключения граждан. Среди основных идей Джона Локка особняком стоит вопрос о целесообразности демократической революции. Согласно его учению, тирания, посягающая на естественные права и свободу человека, должна быть сметена в результате народного восстания.

Интересен тот факт, что философия Джона Локка, насквозь пронизанная гуманизмом, не помешала ему быть крупным инвестором британской работорговли. Более того, идеолог социального компромисса сумел обосновать изъятие земель колониальными захватчиками у проживавших на территории Северной Америки индейцев.

Педагогические идеи

В своих трактатах, посвященных педагогике, основной акцент автор делает на вопросах воспитания джентльмена. Разработанная им педагогическая система базируется на прагматизме и рационализме. Мыслитель призывает к тому, чтобы родители приучали своих отпрысков к самоанализу и постоянной работе над собой. Ключевой дидактический принцип — учет интересов и индивидуальных особенностей детей. Главные воспитательные средства — личный пример и правильное окружение.

Выработка положительных привычек должна происходить посредством живого общения с воспитателем, который прибегает к помощи коротких и ясных внушений. Физическое наказание оправдано лишь в том случае, если ребенок демонстрирует дерзкое и систематическое непослушание. Развитию силы воли способствует умение справляться с трудностями, а для этого полезны физические упражнения и закаливание организма.

Читать еще:  Что означает звезда в православии. Пятиконечная звезда в православии

Локком были сформулированы следующие педагогические постулаты:

  • с первых дней своей жизни ребенок не несет в себе никаких врожденных убеждений и порочных мыслей;
  • все, что хранится в сознании человека, получено им с помощью ощущений и жизненного опыта;
  • воспитание является основополагающей категорией педагогики, от него во многом зависит, какое будущее ждет ребенка;
  • главная задача, стоящая перед воспитателем, — сделать своего подопечного счастливым и здоровым;
  • отказ от принуждения — принцип, которым нужно руководствоваться в воспитании и обучении;
  • наглядный пример намного эффективнее красивых слов.

Локк обличал все недостатки образовательной системы, действующей в его эпоху, и не боялся открыто говорить о губительных для детей методах воспитания. Он был категорически против того, чтобы ученики наизусть заучивали латинские тексты и стихи. Формалистика и рутина, по мнению Локка, мешают в полной мере раскрыться творческому потенциалу ребенка.

Теория познания

Джон Локк продолжил дело своего соотечественника Фрэнсиса Бэкона, подробно обосновав антисхоластический метод научного познания. Философ выдвинул гипотезу, согласно которой знание черпается из опыта, а тот, в свою очередь, формируется из собственных ощущений.

Локк критически высказывался об учении Рене Декарта о «врожденных идеях». Ощущения, которые человек получает от окружающего мира, считает английский философ, — единственное основание всего познания. Локк выделяет 2 вида опыта:

  • внешний (личные ощущения);
  • внутренний (рефлексия).

Первый берется из объективного материального мира, воздействующего на человеческие органы чувств и вызывающего соответствующие ощущения. Источником второго служит анализ своих эмоциональных переживаний, то есть рассуждения по тому или иному поводу.

Также теоретик дифференцирует все идеи на простые и сложные. Первые представляют собой отражение действительности в душе, как в зеркальной плоскости. Они пассивны и зачастую навязываются против воли человека. Сложные представления не могут существовать без активной мозговой деятельности, подразумевающей комбинирование простых идей. Все это в конечном счете составляет азбуку сознания.

Отношение к религии

Следование идеалам материалистического эмпиризма не заставило его утратить веру в Бога. В своих письмах о веротерпимости Джон Локк призывает читателей признать право на существование чужой религии. Он высказывает мысль, что суть христианства заключается в вере и бескорыстной любви к Иисусу Христу, которого святые апостолы ставят превыше всего. В поклонении Мессии сходятся все христианские исповедания, будь то католичество, православие или протестантизм. Отсюда философ делает заключение, что не стоит наделять какую-либо церковь исключительными правами.

Мусульманин, иудей, язычник может быть высоконравственным человеком, строго придерживающимся определенных рамок, хотя нормы морали должны стоит ему больших усилий, нежели верующему христианину.

Философ самым решительным образом настаивает, чтобы церковь существовала отдельно от государства. Государственные служащие имеют право вершить правосудие над совестью и верой граждан только тогда, когда религиозная община занимается безнравственными и преступными деяниями.

Написанием законодательных актов, имеющих отношение к религии, должны заниматься не магистры, а священнослужители. Сама же церковь — исключительно свободное и добровольное объединение людей, созданное для служения Господу и спасения душ. Ей не пристало брать на себя роль гражданской инстанции и тем более участвовать в преследовании иноверцев.

Пламенно проповедуя принципы свободы вероисповедания и разделения сфер влияния государственной и церковной власти, философ, тем не менее не питал иллюзий насчет того, что в отношениях между церковью и властью может быть все гладко.

Джон Локк навсегда вписал свое имя в историю. Его философия оказала сильнейшее влияние на гражданское общество, а также способствовала разработке конституции США и формированию британской политической системы, действующей по сей день. Идеи английского философа эпохи Просвещения произвели неизгладимое впечатление на таких великих мыслителей, как Вольтер, Кант и Шопенгауэр.

Интересные факты из жизни Джона Локка

Известному британскому педагогу и философу Джону Локку довелось жить и трудиться, в период великих потрясений: революция и Гражданская война, казнь Карла I и религиозные распри, провозглашение республики и диктат Кромвеля. Сам того не сознавая, он стал первым глашатаем философии Нового времени.

Его идеи вдохновляли Вольтера, Руссо, американских революционеров, шотландских мыслителей Просвещения. Учение Локка стало основой для конституционной практики Соединенных Штатов Америки. О его теоретических построениях говорили Давид Юм и Иммануил Кант. Работы Джона Локка по сей день составляют основу практической философии.

Начало всех дорог

Именно в детские и юношеские годы в молодого Джона Локка были заложены те основы, на которых позже вырос великий философ и педагог, которые позволили ему так уверенно заявить о себе в столь разнообразных сторонах развития общества.

Благодаря тому, что вложили в него сначала родители, а затем педагоги, Локк сказал свое слово в естествознании, медицине, педагогике, политике, экономике. Сфера его интересов распространялась и на отношении государства к церкви, проблемы веротерпимости и свободы совести. Тем и интересны самые важные события его жизни в этот период:

  1. Рожденный 29 августа 1632 г. в семье адвоката будущий великий философ воспитывался в соответствии с религиозными нормами, с презрением к житейским мелочам. Строгие жизненные уроки отца не прошли даром. Он воспитал в сыне любовь к свободе и презрение к мелким житейским вещам, за что Джон был благодарен отцу.
  2. По окончании в 1646 г. Вестминстерской монастырской школы стал студентом колледжа Христовой церкви Оксфордского университета, а в 1652-ом – студентом университета. В 1656 году защитил степень бакалавра, а в 1658 году – магистра.
  3. С этим учебным заведением оказались связаны более 30 лет его жизни – сначала студентом, затем бакалавром и магистром искусств. Именно здесь он знакомится и работает с выдающимися учеными: Р. Бойлем, Т. Уиллисом, Р. Хуком и Р. Лоуэром. В Оксфорде Джон увлекся работами математика Декарта, поддерживал умозаключения теолога Дж. Уилкинса. А его упорные занятия медициной позволили получить в 1674 году степень бакалавра медицинских наук.
  4. В 1665 году Джон получает назначение в дипломатическую миссию в Бранденбурге на должность секретаря. Но проработал здесь недолго и скоро вернулся в Оксфорд.
  5. В 1667 г. он по приглашению лорда Антони Эшли Купера, будущего графа Шефстбери, становится домашним врачом и воспитателем его сына.
  6. Именно с подачи графа Джон Локк приобщился к политике. Он даже стал первым философом, которого привлекли к разработке столь важного учредительного государственного акта, как конституция для Каролины (Северная Америка).
  7. Достижения в медицине и естественных науках столь значимы, что в 1668 г. Локк избран в члены Королевского естественно-научного общества, а также Британской академии наук.
  8. От взлетов и падений графа Шефтсбери, великого канцлера Англии, зависела и карьера Локка. Занимая в 1672 и 1679 годах высокие посты в правительственных учреждениях Англии, в сентябре 1683 г. ему пришлось вслед за графом, впавшим в немилость, бежать в Голландию. Даже в Гааге он не мог чувствовать себя спокойно. Его не только уволили из Оксфордского университета, как повелел король Карла II. В числе других заговорщиков он мог быть немедленно выдан британским властям, потому Джону пришлось скрываться под вымышленными именами, постоянно меняя места проживания.
  9. Лишь в феврале 1689 г. Джон Локк вернулся на родину. Его место в Оксфордском университете было отдано другому. Локк отказался от идеи занять свой пост, из которого когда-то был уволен, и оставшиеся 15 лет жизни, пока его здоровье не ухудшилось, он посвятил научным исследованиям и госслужбе на посту министра торговли и колоний. Эти годы стали самым плодотворным периодом в его жизни.
  10. В 1700 г. Локк удалился от дел, отказавшись от всех должностей. До самой своей смерти (28 октября 1704 г.) он оставался в загородном поместье своего друга леди Мешэм. Там же неподалеку он и был похоронен. Он умер, как и жил, одиноким человеком. У него никогда не было своей семьи, он не стал родителем, даже своего дома не имел. Джон Локк прожил жизнь скитальцем, живя в чужих семьях, зарабатывая обучением хозяйских детей.
  11. В жизни Джона Локка была любовь. Дамарис Кудворт он встретил в 1682 году. Ему 50, ей 24. Это была самая умная из всех встреченных им женщин. С ней он мог говорить на равных. Она сразу же влюбилась в Локка, хотя самого Джона интересовали лишь дружеские отношения. Они писали друг другу письма и стихи. Но когда разлюбила она, любовью воспылал он. Но пришлось бежать из страны. Пока он жил в Голландии, Дамарис Кудворт вышла замуж. Ее супругом стал вдовец из Северной Англии сэр Френсис Мешэм. Они остались хорошими друзьями. Именно в доме Мэшем Джон Локк провел последние часы и мгновения своей жизни.

Время собирать камни

Труды Джона Локка – его детища, которым он посвятил годы своей жизни. Лишь некоторые из них:

  • Главный труд ученого «Опыт о человеческом разумении» (1689 год). Работа над книгой, упрочившей авторитет Локка как мыслителя, продолжалась 16 лет с большими перерывами. Скрупулезное исследование способностей человеческого разума начиналось, как обычные заметки о возникновении моральных норм, предмете естественного права, сущности религиозных догматов. Из них за два десятка лет родился знаменитый трактат, который Локк смог закончить в эмиграции, а издать по возвращении в Англию.
  • «Естественное право». В этой работе Локк изложил свои политические идеи. Важнейшим для человека Джон Локк считал право собственности, понимая под ним жизнь, имущество и свободу. Свои идеи он в работе Свобода в его понимании – это свободное перемещение, занятие трудом по своему желанию и способностям. Никакие формы зависимости людей друг от друга Локк категорически не принимал. Он утверждал, что эти права человека не могут быть никем отобраны.
  • «Два трактата об управлении государством». В работе освещены идеи о разделении власти на законодательную, федеральную и исполнительную к которой, в свою очередь, отнес судебную и военную. И в этом деле он стал первым, кто сформулировал принцип «разделения властей».
  • «Мысли о воспитании». Локк развил свои новаторские педагогические идеи. По его убеждению, воспитание определяет человеческие поступки. Именно оно должно способствовать формированию в юном человеке правильного характера, силы воли, нравственности. Благодаря физическому и моральному воспитанию силами воспитателя из ребенка можно сделать настоящего джентльмена. С середины XVIII века педагогические идеи философа прослеживаются в духовном просвещении России.
  • «Письма о веротерпимости». Локк развивает философию поддержки терпимости к различным христианским конфессиям. Для него единственный способ обрести истинных новообращенных – это убеждение, а не насилие. Религиозное терпение способно повлиять на мир в гражданском обществе.

Просто интересно

Сегодня имя великого английского мыслителя появляется в произведениях. Многим представителям молодого поколения Локк известен не как один из великих просветителей XVII столетия, а как литературный и киногерой:

  • В известном телесериале «Остаться в живых» его именем назван один из главных героев.
  • Локк – это псевдоним одного из персонажей цикла фантастических романов О.С. Карда «Игра Эндера». Англоязычное имя «Locke» ошибочно звучит на русском, как «Локи».
  • Микеланджело Антониони в своем фильме «Профессия: репортер» (1975 г.) главному герою дал фамилию Локк.

Без преувеличения можно назвать Джона Локка первым современным мыслителем. В отличие от средневековых философов, мысли которых были заняты преимущественно миром нездешним, его рассуждения были практичны. Он мог перегибать палку, отвергать поэзию, музыку и богословие, не верил в чудеса, с отвращением относился к мистике. Локк был убежден, что свои обязанности человек должен выполнять в том мире, где живет. Мысли и суждения великого английского философа служат надежной путеводной нитью для любого рода деятельности людей даже спустя 300 лет.

Великий бездомный философ. Джон Локк и его мысли сквозь века

Однажды в доме хорошего друга Джона Локка, на тот момент пэра Энтони Эшли-Купера, собралось несколько друзей-аристократов. Все они занимали гораздо более высокое положение, чем Локк, и намеревались провести вечер за игрой в карты, заодно вволю поболтав. Локк был неприятно поражён праздностью разговоров столь высокопоставленных персон, достал блокнот и принялся записывать услышанное. Гости Эшли заинтересовались и спросили у друга хозяина, что он записывает. Локк заметил, что впервые оказался в компании столь благородных мужей, и поэтому не хотел пропустить ни единого их слова. После этого он зачитал им всё записанное. Гости оценили тонкий намёк Локка, оставили игру и сменили тему разговора на более подобающую их статусу.

Этот эпизод характеризует Джона Локка и как человека, который держал себя на равных и не раболепствовал перед вышестоящими, и как тонкого мыслителя, лучше большинства умевшего наблюдать. Ростки этих качеств посеял в нём отец, очень умело воспитавший будущего философа. Он постепенно подпускал к себе мальчика, не баловал и не перехваливал его, но и не наказывал сверх меры. После окончания школы Локк поступил в Оксфордский университет, где он стал сначала бакалавром, а затем магистром искусств. При этом университетское образование тяготило Локка. Оксфорд ничуть не удовлетворял его любознательности, а лишь отнимал драгоценное время, которое он мог посвятить самообразованию. Годами позже зародившиеся в университете идеи об учёбе выплеснутся на страницах «Мыслей о воспитании».

О воспитании

«В здоровом теле здоровый дух». Именно с этих слов Ювенала Локк начал своё произведение, где изложил своё видение системы воспитания джентльмена. В ней Локк противостоял «каторжничеству» существовавшего на тот момент школьного образования, когда детей заставляли часами зубрить латынь и греческий язык, необходимость владения которыми философ подвергал сомнению. Первостепенным, на его взгляд, было нравственное воспитание, а образование стояло на заднем плане. Сначала следовало взрастить благородного и физически развитого человека, а затем уже наполнять его знаниями, был уверен философ.

Кроме того, очень важным Локк считал и подход преподавателей к ученикам. Учитель должен в первую очередь завладеть вниманием ребенка, заинтересовать его сообщаемой темой. «Мы, — писал Локк, — любим свободу с колыбели. Мы знаем множество вещей, которые внушают нам отвращение только потому, что были нам навязаны в детстве. Я всегда думал, что всякое серьёзное занятие может обратиться в удовольствие». Эти слова кажутся актуальными и сегодня, и совсем не потому, что стали прописной истиной для каждого учителя.

Бродяга-аристократ

Локк познакомился с Энтони Эшли в 1666 году, незадолго до того, как тот стал лордом-канцлером. Будущий граф Шефтсбери был приятно удивлён, когда нашел в Локке замечательного и достойного собеседника. Они очень привязались друг к другу, и вскоре Эшли предложил Локку поселиться в его доме, став врачом семьи — мыслитель прекрасно разбирался в медицине — и одновременно педагогом сыновей лорда-канцлера. В подобных странствиях по чужим домам философ провёл всю свою жизнь — собственного дома у него, по сути, никогда и не было.

Локка можно считать уникальным человеком не только благодаря его трудам, но и из-за образа жизни. К 34 годам, когда он встретил Эшли, Локк не сделал солидной карьеры — он к этому попросту не стремился, не заработал славы видного учёного, не приумножил своё состояние. Мыслитель был чужд амбициозности и карьеризму, не пытался «продать» свои идеи подороже, не кричал о них. Всё, что его заботило, — это поиски истины. И поэтому долгое время Локка попросту не замечали на фоне гораздо более крикливых «мудрецов», идеи которых впоследствии канули в лету. Вряд ли бы его заметили и в наше едва ли не ещё более крикливое время. Локк был скромен, не стремился к титулам и должностям, помогал друзьям тогда и в том месте, когда и где его о том просили. В разное, непродолжительное время он был и врачом, и государственным деятелем, и педагогом.

О правлении

Занимавший высокий пост Эшли, который проводил много времени в разговорах со своим семейным доктором, вскоре приобщил его к политике, которой Локк никогда особенно не интересовался, и к теологии. В результате Локк постиг их в такой степени, что ушёл в своих познаниях дальше графа. Один из основных трудов Локка в итоге получил название «Два трактата о правлении», где он изложил свою теорию конституционной монархии. Философ говорит о том, что во главе государства должен стоять король, однако его власть ограничивается правительством и конституцией. Либеральные идеи Локка, изложенные там, не теряют своей актуальности и поныне. Он был ярым противником любых форм тирании, где власть пренебрегает правами своих граждан и издаёт законы согласно собственным потребностям, а не интересам народа. Самым важным Локк считал то, что государство должно было происходить из общественного договора и лишь с добровольного согласия людей. Кроме того, целью любого государства становилась забота об общем благе. И законы только тогда признавались им справедливыми, когда были направлены на всё то же общее благо. Самая дикая для наших современников мысль Локка — о суверенности народа, которую он ставил выше суверенности государства. Защита последней может привести к узурпации и уничтожению населения, без которого не будет и никакого государства, говорил британец. Путь борьбы с «зарвавшейся» властью Локк видел в революции.

Читать еще:  Геше джампа тинлей в контакте. Кто главней? В России разгорается скандал из-за представительства Далай-ламы

О веротерпимости

После знакомства с Эшли Локк долгое время жил и путешествовал с графом и его семьёй — то находившийся при дворе, то попадавший в немилость Шефтсбери часто метался между Британией и Голландией. Теми же путями следовал и Локк.

Осев в Амстердаме после смерти своего верного друга — Эшли-Купер умер в 1683 году — философ обращается к теме религии. В «Двух трактатах о правлении» Локк полемизирует с сэром Робертом Филмером, который в своём труде «Патриархия» утверждал, что всякая власть есть абсолютная монархия, корни которой ведут к Адаму, а любой человек тем самым с рождения несвободен. «Бог повелел, чтобы верховная власть Адама была неограниченной», — был уверен Филмер. Совмещая эти тезисы, он говорил, что любой человек, по сути, с рождения обречён был быть рабом монарха-отца. И властители, таким образом, стояли выше любых законов. Локку же блестящим образом удалось опровергнуть мысли Филмера.

Незадолго до «Двух трактатов» философ опубликовал несколько памфлетов «о веротерпимости», которые бы наверняка неприятно поразили нынешних «православных активистов». Там он настаивал, что церковь должна быть отделена от государства, а каждый человек имеет право на свободу вероисповедания. Церковь, по мнению Локка, должна была привлекать на свою сторону людей благочестием, а никак не насильственными методами.

Идеи Локка по достоинству оценили уже в конце его жизни. Он был в очень хороших отношениях с Вильгельмом Оранским, взошедшим на британский престол после Славной революции 1688 года. В последние годы Локк издал практически все свои труды, которые так или иначе впоследствии повлияли на Вольтера, Жан-Жака Руссо, Давида Юма и других умнейших представителей человечества.

Джон Локк

Биография

В 17 веке в Англии появлялись первые признаки свободы. Когда в университетах преподавали теологию и умозаключения Аристотеля, средневековая философия забывалась, на смену пришли естественные науки. Также 17 век для Англии – это гражданская война, ознаменовавшаяся постепенным переходом абсолютной монархии к конституционной. В это время родился великий английский философ Джон Локк, труды которого вошли в основу всеобщей философской практики.

Детство и юность

Родился будущий философ в 1632 году в маленькой деревне Рингтон, находящейся рядом с графством Бристоль.

Отец мальчика Джон Локк был одним из лучших адвокатов в округе, жившим в достатке.

Джон старший свободолюбив, в ту пору, когда Англией правил Карл I, он служил капитаном армии Кромвеля при парламенте. Во время революции Локк старший из-за невиданной щедрости потерял все свои сбережения, отдавая деньги нуждающимся. Таким образом, отец учил сына, что нужно стараться жить для общества.

Портрет Джона Локка

Из биографии матери ученого известно только то, что ее девичья фамилия – Кинг. Больше сведений о женщине, которая воспитала философа, до современников не дошло.

Мальчик рос в оппозиционной семье, ни отец, ни мать не поддерживали абсолютной монархии, а также не поддерживали режим господствующей англиканской церкви.

Родители Джона воспитывали сына, каждый из них сделал собственный вклад в развитии мальчика. Так от отца Локк младший унаследовал любовь к свободе и призрение к мелким житейским вещам, а от матери философ унаследовал набожность.

Женщина боялась потерять детей, ведь брат Джона умер еще в младенчестве из-за слабого здоровья. Поэтому мать Локка жила в вечном страхе перед Богом и постоянно молилась.

Молодой Джон Локк

Воспитывался мальчик религиозно и строго, по пуританским правилам. По большей части мальчиком занимался отец, разработав собственную методику, которую в дальнейшем Джон младший расхваливал.

Джон старший держал сына на большом расстоянии от себя и в полном повиновении. Затем он медленно позволял мальчику приближаться, а грозный тон и приказы перешли в житейские советы. Постепенно «начальник» и «подчиненный» стали равны между собой и их связывала крепкая дружба.

Локк рос одаренным и начитанным мальчиком. Друг отца, полковник Александр Попхэм, советовал отдать Джона младшего в Вестминстерскую школу.

Роберт Бойль

Биографы философа без преувеличений рассказывают, что Локк был лучшим учеником в школе: мальчик ко всем предметам относился старательно и с прилежанием.

В 1652 году Лок поступает в университет Оксфорда, где изучает медицину, греческий и латинские языки, литературу и т.д. Естествознание у юного студента преподавал сам Роберт Бойль. В университетские годы Локк начал увлекаться философией ученого-математика Рене Декарта, который стал началом мировоззрения, развивавшегося у студента.

Рене Декарт

Пробуждению интереса Джона Локка содействовал его учитель и наставник Роберт Бойль.

Декарт научил Локка отвращению к пустым заумным словам, которые не несут никакого смысла, на протяжении всей жизни Джон считал, что краткость – сестра таланта.

Также будущий философ начал придерживаться учений Джона Уилкинса, который страстно относился к науке, а ученый Ричард Лоувэ прививает юноше любовь к медицине.

Теория познания

Свою ключевую книгу «Опыт о человеческом разумении» Джон Локк пишет в 1690 году. Учению Локка содействовали научные труды о «врожденных идеях», которые берут истоки в философии древнегреческого ученого Платона, а затем эту теорию в 17 веке рассматривает Декарт, чьи труды изучал Джон Локк.

«Врожденные идеи» – это человеческие знания, которые не могут быть приобретены, так как они не основываются на чувствах. То есть, те принципы, которые приводят к всеобщему человеческому согласию в силу «инстинктов».

Трактаты Джона Локка

Но Джон Локк не поддержал эту теорию, а наоборот, выступил в своем сочинении о сенсуализме с противоположной точкой зрения. По мнению философа, люди выбирают те или иные идеи (например, открытия медицины) не из-за «врожденности», а из-за полезности. Ученый считал, что основа человеческого познания – жизненный опыт, который строится на чувственных восприятиях.

Сложные идеи вырабатываются рассудком и состоят из простых идей. А простые идеи возникают в результате жизненного опыта индивида: человек – «чистый лист бумаги», который заполняется жизненной рефлексией.

Таким образом, Джон Локк расходится во мнении с Декартом, который писал, что душа постоянно мыслит, и мышление – постоянный признак души.

Портрет Джона Локка

По мнению английского философа, знание есть опыт, а по мнению Декарта, мышление – априорное состояние человека.

Джон Локк – величайший английский мыслитель 19 века, однако все заключения ученого выработаны не самостоятельно, а благодаря другим деятелям. Поэтому, несмотря на интересное трактование мысли, Джон Локк – вовсе неоригинальный автор философской концепции.

В «Опыте о человеческом разумении» можно проследить влияние психолога Томаса Гоббса и физика Исаака Ньютона.

Концепция Локка заключается в том, что ограниченный по времени и пространству мир находится в подчинении высшего разума – Бога. Каждое существо взаимодействует с другими и имеет собственную цель. Предназначение человека – познание и почитание Бога, из-за которого наступает блаженство на Земле и в ином мире.

Педагогика

После блестящего окончания Оксфордского университета Локк пару лет преподает древние языки, но вскоре уходит с этой должности, приняв предложение графа Энтони Эшли Купера Шефстбери. Когда Энтони тяжело болел, Джон Локк поставил правильный диагноз. Благодарный граф предложил Джону работать домашним врачом и воспитывать двух мальчиков.

В то время Локк пишет письма приятелю Клэрку и излагает мнение о воспитании. Эдвард старательно собирал письма философа, которые послужили основой педагогического труда «Мысли о воспитании».

Статуя Джона Локка

Джон был уверен, что действия человека зависят не от собственного восприятия, а от воспитания, которое вырабатывает характер, волю и нравственную дисциплину человека. Причем, по мнению Локка, физическое воспитание должно развиваться одновременно с духовным. Физическое заключается в развитии гигиены и здоровья, а духовное в выработке нравственности и достоинства.

Мысли, изложенные в письмах Клэрку, отражают то, как воспитывал Локка отец:

  • Развитие тела, соблюдение строгой дисциплины, распорядка дня и приема простой пищи;
  • Развивающие упражнения и игры;
  • Ребенок должен идти наперекор желанием и делать то, что подсказывает разум и что не противоречит нравственности;
  • С раннего возраста детей нужно учить изящным манерам;
  • Физическое наказание ребенка имеет место быть только при систематическом неповиновении и дерзком поведении.

Политические идеи

Политическое мировоззрение Джона Локка формируется еще в детстве из-за родителей.

Из политических мировоззрений Локка наиболее известна идея демократической революции, высказанная в трудах философа: «Право народа на восстание против тирании» и «Размышления о славной революции 1688 года».

По мнению философа о государстве, оно должно гарантировать личную свободу и естественные права человека. О правлении Локк говорит, что представители власти должны избираться народом, человек должен подчиняться общепринятым законом, а не самопроизволу и деспотизму вышестоящих лиц.

Статуя Джона Локка

Джон также первым выдвинул идею о разделении властей и был приверженцем теории общественного договора.

Государство обязано гарантировать защиту каждого человека и его достояния, а также решать дела преступного характера. Таким образом, у Локка формируется понятие о правовом конституционном государстве и законодательной власти.

Личная жизнь

В затворничестве и одиночестве Джон Локк превзошел даже Канта. Казалось бы, великий философ – житейский человек, любящий жизнь. Однако, если Кант к концу жизни обзавелся домиком и слугой, то у Локка не было ни того, ни другого. Джонн был бездомным, который всю жизнь провел в чужих домах как педагог, пример – история с Энтони.

Джон не ставил себе цель обзавестись центральной деятельностью, все его действия носят отрывочный характер. Врачеванием он занимался, когда его кто-либо попросит, политику изучал, когда это было возможно, и т.д.

Джон Локк был одиноким

Набожный Джон Локк не предавал значения материальному миру, а готовился к будущей жизни, которая, судя по священному писанию, ждет человека в загробном мире. Объяснить это можно как набожностью Локка, так и его слабым здоровьем. Иногда болезненные люди живут долго, но постоянно готовятся к смерти, оценивая себя как гостей в этом мире.

Жены и детей у ученого не было. Локк пытался объединить два противоположных понятия – религию и науку.

Смерть

Последние годы жизни Локк провел в загородном доме одной знакомой Дэмерис Мэшем, которая заменяла ему дочь. Женщина восхищалась философом, поэтому нравоучения Локка господствовали в ее семье.

Могила Джона Локка

В преклонном возрасте Локк лишился слуха, чем очень опечалился, ведь не слышал своих собеседников.

Умер философ от астмы 28 октября 1704 года в возрасте 72 лет. Похоронен ученый поблизости последнего места жительства.

Биография и личная жизнь Джона Локка, учения и сочинения, интересные факты и цитаты

Биография великого философа

Англия 17-го века – страна, в которой пробудились зачатки свободы. В тот период наука переживала переход от церковной философии Средневековья к естественнонаучным дисциплинам. Это было время гражданской войны, результатом которой стал переход от монаршего абсолютизма к конституционной форме правления.

Именно в то неспокойное время на свет появился один из величайших философов – Джон Локк, работы которого до сих пор составляют основу практической философии.

Детство и юность

Великий философ Локк родился в 1632 году в небольшом поселке Рингтон, что в графстве Бристоль. Семья была обеспеченной. Отец, которого тоже звали Джон Локк, был успешным адвокатом. Это был принципиальный человек, старавшийся приносить пользу обществу, учивший этому сына. Во время правления Карла I мужчина нес капитанскую службу в парламентской армии Кромвеля. В революционные годы он раздал почти все свои денежные накопления нуждающимся людям.

О матери философа почти ничего не известно. В девичестве она носила фамилию Кинг. Это была богобоязненная женщина, все дни проводившая в молитве. Она молилась, прежде всего, за сына Джона, боялась, чтобы он не умер, как умер в младенчестве его брат.

Родители юного Джона были ярыми оппозиционерами, протестующими против абсолютизма в монархической власти. Также они были противниками действующей англиканской церкви. Воспитывали родители Джона по истинно пуританскому принципу: строго, в соответствии с религиозными нормами, с презрением к житейским мелочам.

Отец воспитывал юного Джона по такому принципу: пока мальчик был маленьким, относился к нему равнодушно, держал в жестком подчинении, затем из года в год становился все мягче, грубый приказной тон сменил на дружеские советы.

Однако мальчик не страдал от такого воспитания, а, став старше, даже был благодарен отцу за строгие жизненные уроки.

Образование

Джон был мальчиком способным, много читал. Приятель отца, полковник Алекс Попхэм, рекомендовал мальчика в Вестминстерскую школу. Учился Джон прилежно, считался лучшим учеником.

В 1652-ом Джон Локк поступил в Оксфордский университет. Там постигал медицинскую науку, учил греческий язык и латынь, знакомился с литературой. Естественнонаучные дисциплины в то время преподавал великий натурфилософ Роберт Бойль. Он привил Джону неприятие пустой заумности, научил студента говорить о серьезных и сложных вещах кратко и емко.

Будучи студентом, Локк увлекся работами математика Декарта. Труды именно этого ученого сформировали мировоззрение юного Джона. Также студент Локк поддерживал умозаключения теолога Джона Уилкинса, а среди ученых медиков ему наиболее импонировал Ричард Лоувэ.

Личная жизнь

Джон Локк принадлежал той когорте ученых-затворников, которые предпочли науку семейной жизни. Локк любил жизнь и общество, но не женился, не стал родителем. У него даже не было своего дома. Всю жизнь великий философ скитался, жил в чужих семьях, где зарабатывал на хлеб, обучая хозяйских детей.

Причина такого наплевательского отношения к собственному быту – мировоззрение ученого. Джон Локк считал материальный мир несущественным этапом в существовании души, лишь кратким временем в ее бесконечном путешествии, поэтому фактически не жил, а существовал, готовясь к загробной жизни.

Локк не стремился найти одно дело, чтобы заниматься им до конца жизни, оставить его как наследство потомкам. Он жил в одиночестве, менял сферы деятельности по собственному интересу и надобности: то врачевал, то был педагогом, то погружался в политику.

Смерть

Последние годы Джон Локк прожил у хорошей знакомой Дэмерис Мэшем, которую считал своей дочкой. Женщина с благоговением и восхищением относилась к философу, придерживалась его учений.

В старости Локк оглох. И это старика печалило, ведь он не мог участвовать в дискуссиях, беседовать со знакомыми.

Скончался философ в октябре 1704 года, ему было 72 года. Причиной смерти стала астма. Похоронили ученого на кладбище близ дома Дэмерис Мэшем.

Учения и мировоззрения Джона Локка

За учением английского философа последовали многие французские и шотландские ученые эпохи Просвещения. Определенные политические идеи взяли на вооружение американские революционеры, положили их в основу Декларации независимости США.

Джон Локк – первый философ, попытавшийся понять индивидуума через непрерывный поток сознания. Локк полагал, что человек не носит идеи с рождения, а обретает их в результате чувственного восприятия действительности. Опыт – комплекс единичных восприятий, включающих рефлексы и чувства. Идеи – результат абстрагированного восприятия. Джон Локк был приверженцем эмпирического взгляда: ощущения первичны, разум вторичен.

Локк пытался создать единую гармоничную конструкцию из двух противоборствующих сфер – религии и науки. По мнению философа, Бог вечен и мудр, он создал Вселенную, отражающую его сущность. Вселенная стройна и упорядочена, в ней каждое живое существо действует согласно природным особенностям, имеет индивидуальное предназначение. Человек предназначен для того, чтобы познавать действительность и славить Бога.

Читать еще:  Альфа Центавра: вид с орбиты Сатурна

В вопросах нравственности Локк полагал, что естественное желание человека – избегать мучений, стремиться к счастью. Причем счастье, согласно мнению философа, – это то, что дарит удовлетворение душе, что нравится человеку. А несчастье – это то, что заставляет мучиться и беспокоиться. Если человек отдает предпочтение кратким удовольствиям, но не стремится к настоящему удовлетворению души, то он не может быть счастливым.

Педагогические идеи

Джон Локк был убежден, что человеческие поступки определяются воспитанием. Воспитание должно помогать формированию правильного характера, силы воли, нравственности. Задача воспитателя – сделать из ребенка настоящего джентльмена, ответственного, дисциплинированного, подкованного в делах, при этом деликатного и обходительного.

Локк считал, что физическое и моральное воспитание должны идти бок о бок. Физические воспитательные меры помогают вылепить тело, находящееся в гармонии с духом. А духовные воспитательные меры формируют дух, призывающий тело действовать, как действует разумное создание. Философ призывал приучать детей к сдержанности, самодисциплине, самосозерцанию.

Человек, воспитанный настоящим джентльменом:

  • имеет развитое и здоровое тело, отменное здоровье;
  • соблюдает режим дня, закаляется, не излишествует в питании, физически тренируется;
  • обладает настойчивостью и мужеством;
  • имеет образование, грамотно ведет дела;
  • религиозен, но не бездумно выполняет обряды, поскольку так принято, а искренне почитает и любит Бога;
  • не идет на поводу у своих слабостей, а действует, прислушиваясь к голосу разума;
  • обладает манерами;
  • владеет определенными ремесленными навыками.

Работая с детьми, педагог должен учитывать любознательность детской натуры. Основные средства воспитания – подаваемый старшими пример и окружающая среда. Для формирования положительных черт характера у ребенка применяют внушение и ласку. Наказывают детей только при регулярном неповиновении и вызывающем поведении.

Политические идеи

Джон Локк считал право собственности важнейшим для человека. Причем собственность в его понимании включала жизнь, имущество и свободу. А под свободой подразумевалось свободное перемещение и выполнение работы в соответствии со своими желаниями и способностями. Локк категорически не принимал какие-либо формы зависимости одного человека от другого (раб и господин, крестьянин и помещик).

Философ был противником деспотизма. Ему импонировали идеи общественных договорных отношений и конституционной монархической формы правления. Локк работал над правовой теорией демократического государства, сформировал принцип деления власти на законодательную, дипломатическую и исполнительную ветви. Также Локк пытался объяснить и популяризировать демократические революционные идеи. Он утверждал, что свержение тирании – одно из главнейших прав народа.

Джон Локк основал учение, нацеленное на формирование государства, основанного на свободе каждого гражданина.

Касаемо связи государства и религии, философ полагал, что у церкви не должно быть преимущественного права решать государственные дела. Локк настаивал на том, что церковь необходимо сделать отдельным от государства институтом.

Сочинения

Самые значимые произведения английского философа:

  • «Трактаты о государственном правлении» (1690);
  • «Опыт о человеческом разуме» (1689);
  • «Письмо о веротерпимости» (1686);
  • «О разумности христианской религии» (1695);
  • «Определенные мысли о воспитании» (1693);
  • «Опыт веротерпимости» (1667);
  • «Элементы натуральной философии» (1698);
  • «Опыты о природных законах» (1664);
  • «Рассуждение о чудесах» (1701).

Известные высказывания и цитаты Джона Локка

Многие высказывания философа остры и актуальны и в настоящее время:

  1. Нельзя заставлять человека против воли быть здоровым и богатым.
  2. Лучше не много знать, а грамотно мыслить.
  3. Настоящий мужественный человек невозмутимо выполняет долг, сохраняет спокойное самообладание, несмотря на беды и опасности.
  4. Плохо воспитанный человек превращает свою отвагу в грубость.
  5. Чем раньше отец начнет относиться к сыну, как к мужчине, тем скорее сын станет мужчиной.
  6. Начало страсти – наслаждение либо страдание.
  7. Двадцать проступков простить легче, чем одну неправду.
  8. Тот учится многому, кто берется за немногое.

Интересные факты о человеке

Имя Джон Локк получил один из главных действующих лиц сериала «Остаться в живых». Фамилия Локк – псевдоним персонажа фантастической книги Орсона Скотта Карда «Игра Эндера».

Педагогические идеи английского философа легли в основу духовного просвещения России с середины 18 века. Джон Локк составлял конституцию для североамериканской провинции Каролина.

В 1668-ом Джон Локк был избран членом Королевского общества, а в 1669-ом – участником Королевского Совета.

Основные идеи Джона Локка

Становление философа

Локк Джон, основатель психологического эмпиризма в философии и политический писатель, родился в 1632 г. в Рингтоне. Первоначальное образование получил в вестминстерской школе, откуда потом поступил в оксфордский университет.

В 1667 году Локк познакомился с лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери, с которым был в дружеских отношениях до его смерти. Благодаря ему Локк два раза занимал должность в министерства торговли, 1675–1679 годы Джон Локк провел за границей, преимущественно во Франции.

В 1682 г. Шефтсбери, вследствие ненависти к нему короля Карла II за сопротивление его абсолютистским теориям, бежал в Голландию. В 1683 г. туда за ним последовал Локк, зная, что он ненавистен правительству за связи с Шефтсбери.

Важнейшие сочинения Джона Локка

  1. «Essay concerning human understanding» («Опыт о человеческом разумении», напечатан в 1689–90 гг.)
  2. «The treatise on government» («О гражданском правлении», 1689 г.)
  3. Три письма о религиозной терпимости
  4. книга «Разумность христианства»
  5. «Несколько мыслей о воспитании»
  6. сочинение о деньгах и другие.

Теория Джона Локка

Главная заслуга Локка в истории философии состоит в том, что он первый обратил внимание на происхождение, развитие и объем человеческих знаний и в исследование этого вопроса внес чисто психологический метод.

По его теории врожденных понятий нет у человека, все они приобретаются опытом.

  • внешний или ощущение (sensation), т. е. действие на нас внешних предметов через посредство наших чувств
  • внутренний или размышление (reflexion), т. е. наблюдение духа над своей внутренней деятельностью, направленной на полученные извне впечатления.

Понятия начинают возникать у человека, лишь только он получил первое чувственное впечатление. Идеи, полученные непосредственно через наши чувства, называются простыми. Получив впечатления, ум начинает размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи, и, благодаря способности воспроизводить их, сравнивать и соединять, образует из них бесконечно разнообразные сочетания и создает, таким образом, новые сложные идеи.

Когда ум размышляет о своей собственной деятельности, являющейся для него тогда объектом наблюдения, то она становится источником наших знаний. Наши чувственные представления, хотя и получаются от предметов, однако не всегда похожи на них, как слова не похожи на понятия, ими обозначаемые.

Согласно Локку, в самих предметах действительно находятся следующие качества: величина, образ, число, положение, движение или покой их частиц (это первичные качества). Наши представления об этих качествах – действительные копии их.

Но предметы обладают способностью производить в нас впечатления цветов, запахов, вкусов, ощущений тепла или холода и т. п. (это вторичные качества). Идеи о цветах, запахах и т. п. не присущи самим телам, ибо с удалением органа ощущения исчезают и цвет, запах и т. п. Эти идеи не имеют никакого сходства с телами и существуют в них лишь как сила, способная вызывать в нас известные ощущения.

Наши знания субъективны, ибо являются результатом собственной переработки и комбинаций впечатлений, полученных нашим умом, а так как последний получает знание о предметах не непосредственно, но лишь при помощи тех идей, которые он имеет о них, то знания наши истинны лишь настолько, насколько идеи соответствуют действительной природе вещей.

Предвидя, что такое положение может послужить почвой для развития полного скептицизма, Локк оговаривается:

Если мы убеждены, что наши способности действуют правильно и верно указывают нам на существование влияющих на нас предметов, то нельзя считать являющуюся в нас уверенность в своих знаниях неосновательной

Учение Локка послужило почвой, с одной стороны, для развития идеализма (Беркли), с другой – скептицизма (Юм), Эта теория Джона Локка вызвала множество критических сочинений, из которых важнейшее – «Nouveaux essais sur l’entendement humain» Лейбница.

Мысли о политике

В истории политических учений Локк известен, как первый изобретатель научной теории конституционализма, Его трактат «О гражданском правлении» имеет целью объяснить государственный порядок, установившийся в Англии со вступлением на престол Вильгельма Оранского. Происхождение государства Локк выводит из взаимного договора, заключенного людьми между собой для обеспечения жизни, свободы и собственности.

В государстве Локк признает две власти: законодательную и исполнительную, к которой относятся судебная и военная. Законодательная власть сосредоточивается в парламенте, во главе исполнительной стоит король. Политическая теория Локка оказала сильнее влияние на Монтескье и Руссо.

  • Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
  • Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях
  • Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
  • Несмотря на это, Локк был одним из крупнейших инвесторов британской работорговли своего времени. Он также дал философское обоснование отъятия земель колонистами у североамериканских индейцев. Его взгляды на экономическое рабство в современной научной литературе расцениваются то как органическое продолжение антропологии Локка, то как свидетельство её противоречивости

Джон Локк — о писателе

Информация

Биография

Английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в Англии. Он стал непосредственным участником политической жизни и борьбы против феодального абсолютизма, занимал некоторое время высокие административные должности. В процессе этой борьбы неоднократно был вынужден покидать Англию, эмигрируя на континент (во Францию и Нидерланды). Вскоре после «славной революции» 1688 Л. возвращается в Англию и выпускает один за другим свои философские и политические труды, написанные им ранее. Важнейший из них — «Опыт о человеческом разуме» (1690), написанию которого он посвятил в общей сложности около…

Английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в Англии. Он стал непосредственным участником политической жизни и борьбы против феодального абсолютизма, занимал некоторое время высокие административные должности. В процессе этой борьбы неоднократно был вынужден покидать Англию, эмигрируя на континент (во Францию и Нидерланды). Вскоре после «славной революции» 1688 Л. возвращается в Англию и выпускает один за другим свои философские и политические труды, написанные им ранее. Важнейший из них — «Опыт о человеческом разуме» (1690), написанию которого он посвятил в общей сложности около 20 лет. Почти одновременно были опубликованы «Письма о веротерпимости», «Трактаты о государственном правлении» и др. К названным примыкают следующие значительные произведения: «О пользовании разумом» (1706), «Исследования мнения отца Мальбранша о видении всех вещей и Боге» (1694). В своем основном труде Л. развил теорию познания, базирующуюся на принципах эмпиризма и сенсуализма, осложненных влиянием номинализма Гоббса и рационализмом Декарта. Исходный пункт учения Л. о познании и его концепции человека — отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается нами из опыта, который понимается философом как сугубо индивидуальный, а не результирующий из социального взаимодействия. Опыт по своей структуре состоит из идей, которыми Л. обозначает ощущения и чувственные образы памяти. Эти составляющие — т.наз. «простые идеи», которые входят в состав либо внешнего (external), либо обращенного внутрь (inward) опыта. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, который Л. называет рефлексией, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение. Приобретенные из опыта идеи — еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано деятельностью рассудка (абстракции). Посредством данной деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Процесс познания, по Л., и характеризуется как восхождение от простых идей к сложным. Простые идеи внешнего опыта делятся на две группы, различные по их содержанию, — идеи первичных и идеи вторичных качеств. Только идеи первичных качеств, с т.зр. Л., дают нам истинное познание реальных сущностей, а идеи вторичных качеств, если их группировать соответствующим образом, позволяют нам, самое большее, различать в настоящем вещи по их номинальным сущностям. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Реальная сущность вещей, с его т.зр., остается неизвестной, а ум имеет дело с номинальными сущностями. Однако Л. нельзя считать агностиком. По Л., наша задача — знать не все, а только то, что важно для нашего поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями. Он обратил также внимание на активность субъекта в познавательном процессе. Познание делится, по Л., на интуитивное (высшее), демонстративное и сенситивное, последнее при этом оценивается им как наименее достоверное (низшее), что вносит в концепцию Л. рационалистический элемент. В основе социальной философии Л. лежит учение, во многом предвосхищающее просветительские идеи о «естественном праве» и «общественном договоре», согласующееся с его теорией познания. Политическая теория, изложенная им в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690), направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского самоуправления. В изначальном естественном состоянии люди взаимно доброжелательны, свободны и равны между собой и перед Богом. Следование разумным естественным законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Данная концепция подводит Л. к созданию теории разделения властей, где власть делится на: 1) законодательную, 2) исполнительную и 3) федеральную. Отсюда вытекает, что основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность. Правительство не имеет права действовать произвольным образом, оно само обязано подчиняться законам, по сути дела, не им первоначально сформулированным. Народ остается при этом безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Однако, сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Л. развивает идею буржуазного конституционного правления. Конституционная парламентская монархия, с его т.зр., выступает как наиболее оптимальная форма такого баланса. Он отрицал абсолютный политический приоритет королевской власти. Л. не создал последовательного этического учения. Его этика имеет своим отправным пунктом отрицание существования каких-либо врожденных моральных принципов. На этой основе он развивает концепцию буржуазного здравого смысла. Морально благим он именует то, что ведет к длительному, непреходящему удовольствию человека, т.е. то, что полезно. Морально злым является, наоборот, то, что ведет к длительным страданиям, т.е. вредно. Всеобщий закон нравственности, считал Л., должен иметь основание в Божественном откровении. Представление о Боге у каждого сугубо индивидуально и уникально. Отсюда следует, что невозможно установить единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания. Поэтому веротерпимость — одно из условий законного правления. Защите религиозной свободы Л. посвятил четыре письма «о веротерпимости». Философия Л. была вершиной в развитии британского материализма нового времени. Его идеи положили начало эмпиризму как одному из направлений французского материализма и ассоцианизму в психологии; использовались в теориях Беркли и Юма. В различной степени, и подчас очень противоречиво, теория познания Л. оказала влияние на деиста А. Коллинза, моралистов Д. Шэфтсбери и Б. Мандевиля, естествоиспытателя Д. Гартли. Этические и политические взгляды Л. во многом были восприняты То-ландом, Монтескье. Его политическая философия нашла отражение в политических декларациях французской и американской буржуазных революций.

Библиография

— Мысли о воспитании. 1691…что изучать джентельмену.1703.
— Те же «Мысли о воспитании» с испр. замеченных опечаток и работающими сносками
— Исследование мнения отца Мальбранша…1694.Замечания к книгам Норриса…1693.
— Письма.1697-1699.
— Предсмертная речь цензора. 1664.
— Опыты о законе природы. 1664.
— Опыт веротерпимости. 1667.
— Послание о веротерпимости. 1686.
— Два трактата о правлении. 1689.
— Опыт о человеческом разумении (1689)(перевод: А. Н. Савина)
— Элементы натуральной философии.1698.
— Рассуждение о чудесах.1701.
— Государство

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector