1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Достоинство ночи середины месяца шаабан. Месяц Раджаб – начало подготовки к месяцу Рамадан Что лучше читать в месяце шаабан

Содержание

Достоинства месяца Ша‘бан (ВИДЕО)

Название месяца Ша‘бан происходит от слова «таша‘аба», что означает «распространение» – в этот месяц распространяется добро. И особо желательное деяние в этот месяц – пост, поэтому Посланник Аллаха постился весь Ша‘бан.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — يَصُومُ حَتَّى نَقُولَ لَا يُفْطِرُ، وَيُفْطِرُ حَتَّى نَقُولَ لَا يَصُومُ، وَمَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — اسْتَكْمَلَ صِيَامَ شَهْرٍ قَطُّ إِلَّا رَمَضَانَ، وَمَا رَأَيْتُهُ فِي شَهْرٍ أَكْثَرَ مِنْهُ صِيَامًا فِي شَعْبَانَ

«Иногда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился так часто, что мы говорили: “Да ведь он не разговляется!”. А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: “Да ведь он не постится!”. Я никогда не видела, чтобы помимо Рамадана он постился в течение всего месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в Ша‘бан». (Бухари, Муслим)

Однажды Асамат бин Зайд поинтересовался у Пророка ﷺ о причине его усердия в пост месяца Ша‘бан, на что получил следующий ответ:

ذَلِكَ شَهْرٌ يَغْفُلُ النَّاسُ عَنْهُ بَيْنَ رَجَبٍ وَرَمَضَانَ، وَهُوَ شَهْرٌ تُرْفَعُ فِيهِ الأَعْمَالُ إِلَى رَبِّ العَالَمِينَ؛ فَأُحِبُّ أَنْ يُرْفَعَ عَمَلِي وَأَنَا صَائِمٌ

«В этот месяц между месяцем Раджаб и Рамадан люди проявляют беспечность. В этот период все деяния возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих деяний я соблюдал пост». (Абу Давуд, Ан-Насаи, Ибн Маджа)

Ведь так и получается, дорогие братья и сёстры. Как только начинаются эти три месяца, люди с большим воодушевлением начинают соблюдать пост, совершать благие поступки. Но из дня в день эта воодушевлённость угасает и к концу месяца исчезает вовсе.

И в месяц Ша‘бан, как было сказано в хадисе, люди проявляют беспечность. Поэтому в этот месяц нам надо проявлять ещё больше усердия на пути Всевышнего. А кто не в состоянии поститься весь этот срок, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13, 14 и 15 числа) и три дня в конце месяца. Особенно ценен пост 15 числа.

إِذَا كَانَتْ لَيْلَةُ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ فَقُومُوا لَيْلَهَا، وَصُومُوا نَهَارَهَا

«Когда настанет ночь середины месяца Ша‘бан, то выстаивайте её, а в этот день поститесь». (Ибн Маджа, 1388)

Уважаемые братья и сёстры! Месяц Ша‘бан дарован нам Всевышним как средство приближения к Нему, как средство искупления грехов. Тому, кто возвеличит Ша‘бан, убоявшись Аллаха, совершая положенное и остерегаясь грехов, Всевышний прощает грехи и в течение года защищает от бед и болезней.

Так же, как Аллах умножает в этом месяце хорошие деяния, Он умножает и плохие. Так же, как Он возвышает почитающих этот месяц, Он унижает тех, кто пренебрегает им. Поэтому не ответить на призыв Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) в этом месяце и не воспользоваться Его даром – недопустимо для мусульманина, который стремится к тому, чтобы Создатель был им доволен.

Да сделает Аллах так, чтобы мы проявляли покорность и благодарность Ему за блага, дарованные Им! Амин!

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

ISLAMDAG.RU

Достоинство ночи середины месяца Шаабан

О достоинстве месяца Шаабан в целом сказано многое, но конкретно о ночи середины этого месяца стоит повести речь особо. Дело в том, что известно три достоверных хадиса о достоинстве ночи середины Шаабана, при этом ни в одном из них не говорится о каком-то особом поклонении в эту ночь.

Первый хадис. Он приводится в сборнике Ибн Маджа (№1390), кроме того в сборнике достоверных хадисов «Ас-Сильсиля ас-сахиха» (№1144, 3/135) подтверждается, что хадис является достоверным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах, велик Он и славен, взирает на Свои творения в среднюю ночь Шаабана и прощает всем, кроме многобожника (мушрик) и ненавистника (мушахин)».

Второй хадис. Он приводится в сборнике аль-Байхаки, а его достоверность подтверждена в книге «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (№2771), причём упомянуто, что хадис относится к категории «сахих ли-гайрихи», т.е. является достоверным по причине наличия нескольких подтверждающих друг друга версий, передающихся разными цепочками. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах взирает на Свои творения в среднюю ночь Шаабана и прощает верующим, даёт отсрочку (йумаххилю) неверующим и оставляет тех, кто к другим питает ненависть (хикд), пока они не оставят её».

Третий хадис. Он приводится в сборнике Ибн Абу Асыма «Ас-Сунна» и оценен как «сахих ли-гайрихи», т.е. является достоверным по причине наличия нескольких подкрепляющих версий в книге «Зыляль аль-джанна» (№509). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нисходит наш Господь, велик Он и славен, к ближайшему небу в среднюю ночь Шаабана и прощает всех обитателей Земли, за исключением многобожника (мушрик) и ненавистника (мушахин)».

Что можно извлечь из этих хадисов
Пять выводов

Первый – то, что Всевышний Аллах нисходит в эту ночь на ближайшее небо.

Нет сомнения, что Аллах, как сказано в достоверном хадисе, каждую ночь, в течение последней её трети, спускается на ближайшее небо. Но в среднюю ночь Шаабана Всевышний Аллах нисходит в течение всей ночи, а не только последней её части. Ночь же, как известно, начинается с закатом солнца.

Второй – ни в одном из хадисов не упоминается каких-либо особых видов поклонения, которые рекомендуется совершать в эту ночь.

Другими словами, выделять ночь с 14-ое на 15-ое Шаабана для совершения определенного поклонения – это новшество, чего не было в эпоху первых мусульман (сподвижников и табиинов). Однако если человек будет поклоняться в эту ночь так же, как обычно поклоняется в остальное время (например, если он совершает дополнительные намазы каждую ночь), то и в эту ночь он может совершать их, и это не будет новшеством.

Таким образом, в эту ночь нужно совершить те же самые намазы, которые мы совершаем еженощно. Но при этом нужно обратить внимание на свою мольбу о прощении (дуа, истигфар), которую произносим в течение намазов и после них, и просить Аллаха искренне и от всего сердца.

Третий – из хадисов становится известно, сколь широко прощение Аллаха.

Об этом можно судить и по именам Аллаха, среди которых Аль-Гафур (Прощающий), Аль-Гаффар (Всепрощающий), ат-Тавваб (Принимающий покаяния), Аль-Афувв (Снисходительный) и множество других имён, указывающих на широту прощения Аллаха. В Коране же сказано: «Если кто-либо совершит злой поступок или нечестие, а потом попросит у Аллаха прощения, то обнаружит он, что Аллах — Прощающий, Милосердный» (4:110).

Четвертый – Всевышний не прощает многобожие.

В Коране об этом сказано: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение» (4:116).

Более подробно о том, что такое многобожие, можно узнать из статьи на нашем сайте «Многобожие», а также «Опасность многобожия».

Пятый – ненавистник не получит прощения.

Ненавистник – это человек, хранящий в себе ненависть, питающий злобу к другому человеку. Как много блага упустил такой человек! Обратим внимание на похожие по теме хадисы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В понедельник и четверг открываются двери Рая и прощается каждому человеку, который не придает сотоварищей Аллаху, не считая двоих, между которыми есть злоба. И Аллах скажет: «Подождите, пока эти двое не помирятся, подождите, пока эти двое не помирятся».

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «К вам пришла болезнь народов, бывших до вас. Это зависть и ненависть, они подобны лезвию. Я не говорю, что они сбривают волосы, но они сбривают религию! Клянусь Тем, в руках Которого моя душа: вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и не уверуете по-настоящему, пока не полюбите друг друга» (сборник Ат-Тирмизи, №2434).

Более подробно об этом опасном качестве рекомендуем прочитать в статье на нашем сайте «Гнев – признак слабости».

Пусть Всевышний поможет нам получить Его прощение и не оказаться в числе многобожников и ненавистников.

Недостоверные хадисы о срединной ночи Шаабана

Для полноты темы нужно упомянуть и о нескольких недостоверных хадисах, в которых говорится о той же ночи. Среди них следующие хадисы:

Первый: «Ко мне пришёл Джибриль, мир ему, и сказал: «Это срединная ночь месяца Шаабан. Аллах освобождает людей от Огня по количеству волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он не посмотрит на многобожника, на ненавистника, на того, кто порывает родственные связи, на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток, на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино»». Это слабый хадис (даиф), он приводится в «Даиф аль-джами» под №654. Правильным же из него является лишь упоминание о многобожнике и ненавистнике, тогда как упоминание об остальных грешниках противоречит достоверным хадисам, упоминавшимся ранее.

Кальб – так называется многочисленное арабское племя, располагавшее очень большим числом овец.

Второй: «Пять ночей, когда мольба не останется без ответа: первая ночь Раджаба, ночь в середине Шаабана, ночь на пятницу, ночь перед праздником Разговения и ночь перед праздником Жертвоприношения». Это не просто слабый, а вымышленный хадис (маудуг). аль-Мунави пишет о нём: «Это сообщение приводит Ибн Асакир в своей книге «Тарих Димашк» и среди его передатчиков есть Бандар ибн Умар ар-Руйани. Хадисоведы сказали о нём: «Это лжец, не слушайте от него хадисы»» (Файд аль-Кадир). По причине своей слабости этот хадис был включен в сборник недостоверных хадисов «Ас-сильсиля ад-даифа» под №1452.

Читать еще:  Существует ли кровавая мэри. Как выглядит Кровавая Мери? Кровавая Мэри как обряд инициации девочек и молодых девушек

Третий: «Когда наступит ночь середины Шаабана, то выстаивайте [в намазе] ночь и проводите в посте день». Этот хадис является крайне слабым или даже вымышленным, он приводится в сборнике Ибн Маджи под №1388. В цепочке передатчиков есть Ибн Абу Сабра, которого хадисоведы единогласно признали лгуном, а имам Ахмад даже сказал о нём: «Он придумывает хадисы». Многие хадисоведы сочли это сообщение недостоверным, оно включено в сборник «Ас-сильсиля ад-даифа» под №2132.

Помимо упомянутых, есть еще несколько недостоверных хадисов о серединной ночи Шаабана. Но сколько бы их ни было, слабые хадисы не годятся для того, чтобы служить доводом в религиозных вопросах и их нельзя приводить в качестве обоснования правильности того или иного действия. Ссылаться и использовать в качестве довода можно лишь сильные, достоверные хадисы, и в теме о середине Шаабана есть лишь три таких хадиса. Этого вполне достаточно, чтобы соблюсти Сунну должным образом и не отойти от неё в заблуждение.

Подготовил Тамкин Р.
Каноническая редакция:
Каримов М.

Достоинство ночи середины месяца шаабан. Месяц Раджаб – начало подготовки к месяцу Рамадан Что лучше читать в месяце шаабан

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Аудио
  • Вопросы
  • Назидание
  • Ханафитский мазхаб

Начались три священных для мусульман месяца. Это Раджаб, Шаабан, Рамадан. Всевышний Аллах указал все священные дни и ночи в двенадцати месяцах года.

В благородном хадисе, переданном Саййидин Хасаном сказано: «В году есть такие четыре ночи, в которые Милость, Прощение, Щедрость, Благословения и Подарки Аллаха падают на землю как дождь. И благословенны же те, кто знают или узнают истинное значение и ценность таких ночей, а именно: 1) Первая ночь месяца Раджаб 2) Ночь 15 Шаабана 3) Ночь в Праздник Рамадана и 4) Ночь в Курбан-Байрам».

Поэтому нам необходимо как можно больше посвящать себя служению Всевышнему, чтобы не остаться в стороне от милости и благословения Аллаха. Все люди смертные, а, значит, совершают ошибки. Поэтому, в эти месяцы нужно больше совершать поклонение, просить прощения у Аллаха за совершенные ошибки и грехи, держать пост, выплачивать закят, раздавать милостыню, заниматься благотворительностью.

Благодать месяца Раджаб

Месяц Раджаб – один из четырех священных месяцев мусульманского календаря. Об Всевышний Аллах сказал 36 аяте суры «Ат-Тауба»:

«Поистине, число месяцев у Господа — двенадцать, в Его Книге. И это с того дня, как сотворил Он небеса и землю. Из них — четыре запретных, священных (Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб). Это — стойкая (истинная) религия. Не причиняйте же в эти периоды самим себе зла».

Слово «ар-руджуб» в переводе с арабского означает «возвеличивание». Истоки названия происходят из исторического события, произошедшего именно в этот месяц, – аль-Исра («ночной перенос»). Учёные считают, что произошло это с 26 на 27 день раджаба.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ночью переселился в Иерусалим из Мекки и был вознесён на небеса, а вернулся оттуда с особым неземным даром: передал людям обязанность совершать ежедневную пятикратную молитву (описание в 17 суре Корана). Молитва – мирадж верующего, то есть его вознесение, отсюда и появилось имя месяца.

Когда наступал месяц Раджаб Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поизносил дуа:

«О Аллах, даруй нам благословение в месяц Раджаб и Шаабан и дай нам достигнуть месяца Рамадан» (Шу’абиль Имаан и Ибнус Сунни).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Для того, кто постился хоть один день в месяц Раджаб, двери в преисподнюю будут закрыты. А тому, кто держал уразу в течении восьми дней, распахнутся восемь дверей в рай. А смертному, который будет поститься десять дней, будут исполнены все желания и восприняты все его мольбы и пожелания. Тем, кто придерживался поста пятнадцать дней, свыше придет благая весть: «О, раб Божий, державший уразу, все твои грехи прощены, на страницах твоих скрижалей отразились только твои добрые деяния!»

Посланник Аллаха сказал: «Клянусь, что тот человек мужского ли, женского ли пола, который держал уразу хотя бы один день в месяц Раджаб, будет удостоен Всевышним такой чести, будто бы он или она постились в течение целого года и получили за это вознаграждение».

В месяцы Раджаб, Шаабан, Рамадан вознаграждение за добрые деяния и поклонение Всемогущий Аллах увеличивает многократно и прощает грехи тем, кто искренне в них раскаивается.

Один из хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветстсвует) гласит: «Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца и защиты от шайтана — уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах». Воздаяние (вознаграждение за добрые деяния и наказание за грехи) в месяц Раджаб увеличивается в 70 раз.

В другом хадиcе сказано: «В Райском Саду протекает река, название ее Рaджaб. Она белee молока и слаще (вкуснee) меда. И тому, кто постился хотя бы один день в месяц Рaджaб, Аллах даст возможность удалить жажду из этой реки». Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал: «В Раю находится такой дворец, куда никто не сможет войти, кроме теx, кто часто постился в месяц Рaджaб».

Значимость месяца Шаабан

Шаабан – один из благословенных месяцев, наступающий за месяцем Раджаб. Об этом наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раджаб это месяц Всевышнего Аллаха, Шаабан мой месяц, а Рамадан — это месяц моей уммы». Поэтому месяц, в котором больше всего держат пост после Рамадана – месяц Шаабан.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил почему он в этом месяце держал пост долго: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост».

В следующем хадисе сподвижник Анас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

В ночь между 14-15 днями месяца Шаабан наступает священная ночь Лейлят-уль-Бараат. Это ночь милости и прощения ангелов, когда ангелы спускаются на землю.

О ночи прощения больших грехов и великой милости Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Когда же наступит святая ночь, то Аллах спустится к своим рабам. Наступит же она в середине месяца Шаабан. Проводите время ночи в поклонении, а днем придерживайтесь поста. Ведь с момента захода Солнца на землю спускается Аллах со своей милостью. Он готов простить тех, кто кается и дать благо тем, кто просит. В ночь Бараат Аллах дарует выздоровлением тем, кто мучается от болезни. Так происходит вплоть до самого утра, когда Солнце появится за чертой горизонта».

«В середине месяца Шаабан Аллах изучает положение собственных рабов. В это время великий Аллах готов простить любые их грехи, кроме злопамятных людей и тех, кто является многобожниками».

Величие священного месяца Рамадан

Месяц Рамадан является священным потому что именно в этом месяце началось ниспослание Корана, являющегося последним божественным откровением для всех мусульман. Об этом сказано в суре аль-Бакара:

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакара, 185 аят).

Ниспослание Корана началось с того, что в 610 году в месяце Рамадан в Ночь Предопределения ангел Джибрил (алейхиссалям) передал первые пять аятов суры аль-’Аляк пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), который в это время находился в поклонении в пещере Хира на горе Нур в Мекке. В суре аль-Кадр говорится: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (аль-Кадр, 97/1).

Благословение месяца Рамадан, считающегося султаном среди месяцев, безгранично. Поэтому нужно не упустить возможность собрать саваб, постараться как можно больше времени проводить в посте и поклонении.

Месяц Рамадан – это месяц, в котором соблюдается обязательный пост.

В Коране говорится: «Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен, или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 2/185).

Аллах Всевышний безгранично милостив и всепрощающ к Своим рабам. Наш Господь дает нам от десяти до семисот вознаграждений за каждое совершенное нами благое дело. Что касается вознаграждения за терпение, то оно безгранично. По сравнению с другими месяцами, в месяце Рамадан за совершенное поклонение верующий получает гораздо большее вознаграждение.

Аллах Всевышний сказал в Коране: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (аль-Ан’ам, 6/160).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто соблюдал пост месяца Рамадан, а затем еще шесть дней месяца Шавваль, тот подобен тому, кто соблюдал пост на протяжении всего года» (Тирмизи, Саум, 53).

Сообщается со слов Абу Хурайры: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи».

Умм Салим (да будет Аллах доволен ею) сообщила, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Совершение умры во время Рамадана подобно совершению хаджу со мной».

Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждое дело сын Адама совершает для себя, и награда за каждое благое дело увеличивается в десять раз и до семисот, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздаю за него». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: У постящегося есть две радости: радость разговения и радость встречи со Всевышним, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоуханье мускуса.

Как лучше всего провести эти эти священные месяцы, дни и ночи ?

1. Читать намаз вместе с жамагатом в мечети.

2. Побольше читать Священный Коран.

3. Искренне покаяться за совершенные грехи, просить прощения у Всевышнего Аллаха.

4. Побольше произносить салаваты, молиться за нашего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

5. Оказывать помощь малообеспеченным, нуждающимся семьям, справляться об их здоровье и делах.

6. Просить у Всевышнего Аллаха милости и благословения за своих родителей, родных, соседей, друзей и вообще за всех мусульман.

7. Читать Коран, прося прощения у Всевышнего Аллаха за грехи усопших родственников и других мусульман, прося для них милости в вечности.

8. Просить прощения у братьев по вере, мириться и прощать друг друга.

9. Старшему поколению необходимо разъяснять молодежи основы традиционного ислама, прививать любовь к нашей религии, традициям и обычаям казахского народа, заниматься правильным воспитанием молодежи.

Читать еще:  Княгиня Елизавета Федоровна: благословенный дар Неба

Подготовил Канат Кабаев, наиб имам мечети «Машхур Жусуп»

Месяц шаабан – это прекрасное время для подготовки к Священному Рамадану. Проповедь

16.05.2017

До наступления священного для всех мусульман месяца рамадан остаётся 11 дней. Вашему вниманию предлагаем проповедь на тему о достоинстве предрамадановского месяца шаабан от бывшего имам-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунира Беюсова.

Дорогие братья и сестры в исламе!

В начале пятничной проповеди возношу всю хвалу одному Всевышнему Аллаху, даровавшему всем нам возможность встретиться на пятничном намазе в дни месяца шаабана.

Месяцы шаабан и рамадан в этом году приходятся на время отпусков, каникул и отдыха. Хочется заранее предостеречь наших братьев от всего сомнительного и запретного. Ни для никого не секрет, что мусульмане сегодня являются объектом пристального наблюдения со стороны всего общества. Любое совершенное нарушение, даже непреднамеренное, представителем Ислама становится достоянием СМИ. Помните всю ответственность и стремитесь быть лучшими в делах и словах.

Что мы знаем о шаабане и как мы в нем проводим свое свободное время? Так, зададим самим себе вопрос о нашем отношении ко всем благам и милости Творца. Совсем скоро уже Рамадан. Готовимся ли мы к нему? Или же мы продолжаем пребывать в своих мирских заботах, не обращая никакого внимания на поклонения и благодарности Тому, кто сотворил нас и дал возможность появиться и жить на земле?

Давайте вспомним поступки нашего благословенного пророка Мухаммада ﷺ в месяц шаабан, о котором Всевышний напоминает в Досточтимом Коране:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Коран, 33:21).

Достоверно известно, что с наступлением шаабана, наш Пророк ﷺ начинал поститься. Но его пост не продолжался в течении целого месяца — он ﷺ постился несколько дней, затем отдыхал некоторое время, о чем свидетельствует хадис:

«Иногда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился [так часто], что мы говорили: «Он не прерывает пост», а иногда он не постился [столь долго], что мы говорили: «Он не постится». Я не видела, чтобы посланник Аллаха ﷺ соблюдал пост на протяжении всего месяца, кроме месяца рамадан, и я не видела, чтобы в каком-либо месяце он постился больше, чем в шабане» (аль-Бухари и Муслим).

Не забывайте братья и сестры, что в месяц шаабан к Господу возносятся дела человека. Так что мы уготовили для Него? Пророк Мухаммад ﷺ говорил:

«Это месяц, которым люди пренебрегают между раджабом и рамаданом. Это месяц, в котором деяния возносятся к Господу миров, и я желаю, чтобы мои дела возносились в то время, когда я пощусь» (ан-Насаи, хасан).

Все наши дела, которые мы совершали, возможно в течение целого года в шагбане возносятся к Всевышнему. А теперь поразмышляем: что мы сделали такого, чтобы Аллах, увидев эти дела, остался довольным? Есть ли среди тысячи и тысячи поступков хотя бы один искренний? Человеку как обычно свойственно сначала что-то совершать и задумываться о содеянном только потом. Касаемо вознесения дел к Господу, то этот процесс протекает постоянно:

— Каждую ночь и каждое светлое время суток

— Каждый понедельник и четверг

Пророк ﷺ привел ясный пример того, как ежедневно возносятся поступки человека:

«Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и (Аллах) спрашивает их: “В каком (положении) оставили вы рабов Моих?” − хотя Он и знает (всё о вас) лучше (ангелов), а они отвечают: “Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились”» (аль-Бухари).

На середину месяца шаабан приходится особая ночь «Лайлату аль-Бараат» — «Ночь очищения». Посланник Аллаха ﷺ о ней сообщил:

«Аллах смотрит на своих рабов в ночь, которая приходится на середину шагбана, Он прощает все свои создания, кроме многобожника и завистливого злодея» (Ибн Хиббан, хороший хадис).

Имам Ата ибн Ясар, один из видных табиинов говорил: «После Ночи Предопределения, нет более ценной ночи, чем ночь середины шаабана».

Имам Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я слышал, что дуа (просьбы) особенно принимаются Аллахом в следующие пять ночей: ночь на пятницу; ночи двух праздников (Ид); первая ночь раджаба и ночь середины шаабана».

Многие известные табиины и ученые считали желательным поклоняться Аллаху в эту ночь и просить у Него прощения, среди них учитель имама аль-Бухари, знаток хадисов и алим Исхак ибн Рахавейх (да смилуется над ним Аллах), также аль-Аузаи и Ибн Раджаб.

Но просим ли мы у Аллаха прощения? Тратим ли ценные минуты и дни на поклонение? Пусть из нас никто не думает, что дни и ночи созданы просто так — Всевышний испытывает нас каждой прожитой секундой и каждым часом! Разве вы не читали аят Священного Корана?

«Мы чередуем дни для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших» (Коран, 3:140).

Вместо того, чтобы тратить время на просмотр сериалов и пустые разговоры с друзьями, лучше научись читать Коран. Скоро наступает «шахр аль-Коран» — месяц Корана, а мы даже одной буквы ее не знаем!

Вспомним тот день, когда многие люди за грехи попадут в ад, а затем скажут им, читайте аят Корана и отдаляйтесь от Огня! В достоверном хадисе рассказывается:

«Тому, кто знал Коран, будет сказано: “Читай и восходи, и отчетливо произноси слова, как делал ты это в земной жизни, ибо, поистине, место твое будет соответствовать последнему прочтенному тобою аяту”» (Абу Дауд).

Как ты собираешься избежать ада, если даже правильно не знаешь ни один аят Корана? Мы у себя в голове, что только не храним. Знаем, как пользоваться телефонами, помним имена футбольных команд, интересуемся курсом доллара и евро, но в свои 40-50, а порой и в 60 лет не умеем читать книгу Аллаха. И если мы ничего не будем предпринимать, не станем бороться с личной неграмотностью, то поверьте, Коран будет первым нашим противником в День Суда, Он не станет заступаться за нас. Не нужно утверждать, что нет времени. Стоит только посчитать количество минут проводимых в ненужных разговорах, беседах, за просмотром планшетов, Интернета, то все становится ясно — мы просто ищем отговорки.

Салма ибн Кухейль аль-Куфи подчеркивая важность чтения Корана в месяц шаабан говорил:

«Раньше когда наступал шаабан, община устремлялась к прочтению Корана. Поэтому ее и прозвали месяцем «аль-Курра» — чтецов Корана».

Шаабан – месяц духовной, телесной и интеллектуальной подготовки к рамадану. В шаабане мы исправляем свое намерение, ибо дела человека зависят от его «нията». Не так редко мы слышим жалобы от единоверцев, мол поститься в рамадан тяжело. Кто виноват? Ты заранее не подготовился к нему, ничего не сделал, чтобы закалить тело и душу. Давайте попросим неподготовленного человека пробежать сто метров, он быстро задохнется и остановится на полпути.

В завершении проповеди, позвольте напомнить вам известные слова мусульманского ученого аль-Хасана аль-Басри, призвавшего ценить время и не тратить его зря:

«О человек, поистине твой день подобен гостю, так почитай же его».

Пусть Всевышний поможет нам провести месяц шаабан в покаянии, посте и чтении Священного Корана!

Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов

Достоинства месяца Шаабан

Восьмой месяц исламского лунного календаря – Шаабан (Шахбан или Шагбан) – предшествует Рамазану. Мусульмане начинают готовиться к длительному периоду поста, стараются завершить многие дела, которые в Священный месяц выполнить будет затруднительно.

На особые достоинства для верующих Шаабана (в 2021 году он приходится на период с 14 марта по 12 апреля) указывает и его отдельное упоминание в Пречистой сунне. Пророк Мухаммад (с.г.в) уделял особое внимание поклонению в этот месяц. Рассказывая о нём сахабам, он отмечал: «Люди недооценивают месяц, находящийся между Раджабом и Рамазаном. В течение него деяния возвышаются к Всевышнему» (хадис приводят Насаи и Ахмад).

Шахбан ещё значим и одной из важнейших ночей в году – Бараат (наступает 27.03.2021 с заходом солнца), которая несёт в себе множество благ мусульманам (более подробно об этой священной ночи можно прочитать здесь).

Пост в Шаабан

В этот месяц верующие могут обрести большой саваб, соблюдая уразу. В жизнеописании Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) отмечается, что он часто прибегал к такой практике. В частности, его жена Аиша (р.а.) вспоминала: «Я никогда не видела, чтобы Пророк так много постился, кроме Рамадана, как он это делал в Шагбан» (Бухари, Муслим).

Исходя из этого хадиса следует, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) выделял Шаабан в плане соблюдения дополнительного поста, а значит, и нам желательно следовать его примеру.

В какие дни лучше соблюдать пост:

  • через день – это так называемый пост пророка Дауда (а.с.), который держал уразу либо только по чётным, либо нечётным дням. В одном хадисе говорится: «Самым любимым постом пред Всевышним считается пост Дауда» (Бухари, Муслим);
  • в понедельник и четверг – в хадисах, которые приводятся в сводах Тирмизи и Насаи, Посланник Господа (с.г.в.) всегда проводил эти дни постящимся;
  • в середине месяца – речь идёт о трёх днях в середине месяца, которые так же желательно посвятить уразе (в 2021 году они приходятся на 26-28 марта). Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Если станешь соблюдать (дополнительный) пост – постись 13, 14 и 15 числа» (Тирмизи).

При этом есть и нежелательное время для выполнения этой формы поклонения Аллаху, а именно в последние два дня Шахбана, а также в пятничные дни. Здесь подразумевается выделение для поста именно этих дней. Если, например, человек соблюдает пост Дауда (а.с.) и очередной день выпадает на пятницу, то в таком случае соблюдать уразу в этот день дозволено.

Окончание Шаабана

К сожалению, ежегодно мы сталкиваемся с разногласиями в мусульманском сообществе относительно начала Рамазана. Это связано с тем, что в разных странах используется разная система определения наступления нового месяца. Одни богословы считают, что он наступает тогда, когда мы можем наблюдать воочию появление новой луны. Другие же полагают, что в данном случае следует использовать современные технологии астрономических наблюдений. Именно по причине применения различных методик практически каждый год возникают подобные разногласия.

Из-за наличия таких разночтений мусульмане всего мира оказываются в ситуации, когда в один и тот же день мы имеем либо первый день месяца Рамазан, когда пост обязателен, либо последний день Шаабана, когда ураза нежелательна. Чтобы ненароком не совершить грех, необходимо ответственно подойти к этому вопросу и выбрать точку зрения, которую вы считаете наиболее верной.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ответы шейх ибн База на вопросы о месяце Ша`бан (Шаабан)

Ответы шейх ибн База на вопросы о месяце Ша`бан (Шаабан)

Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний

Все дела оцениваются только по намерениям — Шейх Усеймин

Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов

Лечение преждевременного семяизвержения

Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия

Кто имеет право давать фатуа по глобальным вопросам ?

О том, кто является ученым в Исламе ?

Что является доказательством в Исламе ?

О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)

О величии и достоинствах знания и ученых

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Читать еще:  Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре

Муфтий, шейх Абдульазиз ибн Абдулла ибн Баз (да помилует его Аллах)

Вопрос: В книге «Сахих аль-джами» я прочитал хадис под номером 397, о котором шейх Аль-Альбани сказал, что он достоверный. Этот хадис: передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост, пока не придет месяц рамадан». Так же есть другой хадис, в этом сборнике он под номером 4638, о котором сказал шейх Аль-Альбани, что он достоверный. Этот хадис: передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Самыми любимыми месяцами для поста у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были шаабан, который он соединял с рамаданом». Как правильно понять эти хадисы?

Ответ: С именем Аллаха, вся хвала Аллаху, а затем: пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост весь месяц шаабан, или может быть оставлял пост в небольшую его часть, как это достоверно подтверждается в хадисах от Аиши и Умм Салямы. Что касается хадиса с запретом держать пост после половины шаабана, то он достоверный, как сказал об этом выдающийся ученый, шейх Насыруддин Аль-Альбани. Запрет, о котором говорится в хадисе – это запрет начинать пост после середины месяца шаабан. А тот, кто держит пост большую часть месяца, или его полностью – его дело совпадает с сунной. И успех – от Аллаха. «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15, Журнал «Даауа» № 1437 от 03.11.1414 г.х.

Вопрос: Уважаемый шейх, держать пост во вторую половину месяца шаабан относится к нежелательным действиям или к запретным?

Ответ: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит: «Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост». Это достоверный хадис. Поэтому, в соответствии с этим достоверным хадисом, тот, кто не держал пост в начале месяца, пусть не держит его и после того, как пройдет половина месяца. И тем более не должен он держать пост в конце месяца в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». А тот, у кого выпал пост в эти дни из-за обычая выполнять другую сунну, то нет в этом проблем. Если его обычаем является держать желательный пост в понедельник и четверг, то нет проблем в том, если он будет держать этот пост в эти дни. Или его обычаем является держать пост через день, то тоже нет в этом проблем. А что касается того, чтобы он начал пост после половины шаабана только по причине этого месяца, то это не разрешено. А если он держит пост, начиная с 14 дня, или 15… Или 13, то нет в этом проблем, так как он охватывает большую часть месяца. Если держит пост весь месяц или его большую часть, то нет в этом проблем, а если он не держит пост первую половину, а затем начинает держать пост во второй половине – это как раз то, что запрещено. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Каково мнение Шариата о том, что я постоянно держу пост три месяца: раджаб, шаабан и рамадан и еще шесть дней в месяц шаууаль? И я всилах делать это.

Ответ: Нет греха в этом. Тот, кто держал пост в раджаб, шаабан и рамадан – нет греха. Порицаемым является выделять для поста раджаб, а если вместе с ним держат пост и в месяц шаабан, то нет в этом проблем. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Многие люди держат пост в пятнадцатый день месяца шаабан. Пришло ли это в сунне, или же это бидъа (нововведение)?

Ответ: Нет у этого основы. Выделять для поста пятнадцатый день – нет у этого дела основы. Нет ничего в достоверной сунне, что бы указывало на это действие. Но держать пост в «белые дни» (дни, в ночи перед которыми луна полная) – 13, 14 и 15 дни – это желательно во все месяцы. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост в белые дни и держал пост весь месяц шаабан, и мог держать пост большую часть месяца шаабан. И иногда он, мир ему и благословение Аллаха, держал весь месяц шаабан, а иногда большую его часть. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Каково положение поста в 15 день месяца шаабан, и выстаивания в намазе ночи этого дня (так называемой «ночи бараат») и дуа, которое говорят в эту ночь?

Ответ: Это несостоятельно, нет у этого дела достоверной основы. Не является желательным пост в 15 день месяца шаабан, не является желательным выстаивать в намазе ночь 15 шаабана, потому как нет достоверных хадисов об этом. И мы уже выпустили несколько статей об этом. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Разрешается ли отмечать и оживлять ночь 15 шаабана (так называемую «ночь бараат»)?

Ответ: Не разрешается отмечать 15 ночь шаабана и нет основы у этого дела. И не разрешается отмечать 27 ночь месяца раджаб, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это – нововведение. Не положено отмечать ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, все это из числа нововведений, которые придумали люди. Так же к нововведением относится и празднование дня рождения пророка (мавлид), мир ему и благословение Аллаха. Не разрешается отмечать ни пророческий день рождения, ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это – нововведения. Не делали этого, ни посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни его праведные халифы, ни другие его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, ни праведные ученые из первых трех лучших поколений. Это все придумали люди. Мы просим Аллаха о благополучии. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: В одной книге приводится хадис от Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто в ночь 15 шаабана совершит сто ракатов, прочитывая в каждом из них суру «Фатиха» и пять раз суру «Ихляс», то ниспошлет Аллах к нему 500 000 ангелов, и у каждого из них будет тетрадь из света, в которые они будут записывать награду этого молящегося вплоть до Дня Воскресения». В книге не указано название этого намаза. Уважаемый шейх, скажите каково оно, и объясните насколько это правильно. Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: Этот хадис ложно приписан пророку, мир ему и благословение Аллаха. Нет у него (у хадиса) основы, и нет у него достоверности. И все (хадисы), в которых говорится о выстаивании намаза в ночь 15 шаабана, об особых дуа, и о том что нужно читать в эту ночь – все они ложные. У всего этого нет основы, и все это не достоверно. Пусть это будет правилом, которое тебе следует знать. И этот хадис такой же. Это ложный хадис, у которого нет достоверности. И мы просим Аллаха о благополучии. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Разрешено ли держать пост в последний день месяца шаабан?

Ответ: Если ты обычно держишь пост в понедельник и четверг, и последний день месяца шаабан получился понедельник или четверг, то держи в него пост в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». Если кто-то держит пост через день, или держит пост по понедельникам и четвергам, и этот день выпал на 30 шаабана, то пусть держит пост, потому что он постится по обычаю (из сунны). Это не запрещено, даже перед началом рамадана. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Женщина в сомнениях: она должна была возместить пропущенный в прошлом году день поста месяца рамадан, и она его возместила в последний день месяца шаабан. Обязана ли она чем-нибудь теперь?

Ответ: Она ничем не обязана, так как это было возмещением и ее обязанностью. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Если небо закрыто облаками или пылью (в ночь после 29 шаабана), обязательно ли, или узаконено ли в шариате держать пост в (следующий день) день сомнения (яуму аш-шакк) из осторожности, что может быть месяц рамадан уже начался?

Ответ: Не разрешается держать пост в день сомнения, даже если закрыто небо. Таково правильное мнение, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поститесь, увидев его (новолуние), и прерывайте пост, увидев его. А если скрыто небо от вас, то отсчитайте для шаабана 30 дней». (Муслим 1081.) И сказал так же: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». (Муслим 1082.)
А что касается того, что передается про Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он держал пост в 30 день, если небо было закрыто – то это его иджтихад, да будет доволен им Аллах, но правильное мнение – обратное этому: обязательно не поститься в этот день. Ибн Умар совершил иджтихад, но этот его иджтихад противоречит сунне, да простит его Аллах. Правильно в этом вопросе то, что мусульмане должны не держать пост в 30 день, если не видели новолуния и если небо было закрыто. И не разрешен пост (рамадана) до тех пор, пока не увидят люди новолуние, или же пока не будет завершен отсчет дней шаабана. Такова обязанность мусульман, и не разрешается никому отклоняться от ясного указания из текста (Корана или Сунны), следуя словам кого-либо из людей. Ни словам Ибн Умара, ни кого-либо другого. Потому что указание из текста Корана и Сунны первостепенно относительно всего остального в соответствии со словами Всевышнего Аллаха:
«Берите же то, что дал вам посланник Аллаха, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Сура «Собрание», аят 7.) И в соответствии со словами Его, Высочайшего и Великого: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». (Сура «Свет», аят 63.)«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15. «Фатауа нурун аля ддарб»

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector