0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диалектика впервые употребил. Значение слова диалектика

Содержание

Диалектика впервые употребил. Значение слова диалектика


Глава 2. Диалектика

Что такое диалектика?

Термин «диалектика» впервые применил Сократ: он име­новал диалектикой свой метод обнаруживать противоречия с помощью диалога, сталкивая в нем противоположные сужде­ния. У Платона диалектика — не только метод для отыска­ния истины, это одновременно и учение о мире истинного бытия, который является сферой вечных и неизменных идей. Аристотель полагал, что с помощью диалектики люди посред­ством умозаключений формируют правдоподобные положения. Для стоиков диалектика была умением правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов. Такой взгляд на диалектику, как умение изощренно рассуждать в спорах, господствовал в философии вплоть до XVII века. Кант считал, что диалектика выступает «логикой видимости» и имеет от­рицательный результат для философской мысли. По мнению Гегеля, диалектика — это «постижение противоположностей в их единстве». Материалистическая диалектика — это фило­софское понимание мира в его целостности, единстве и само­развитии, это основной метод познания окружающей реаль­ности.

В чем основополагающая идея диалектики?

Основополагающая идея в том, что действительность нужно понимать в развитии. Диалектика — учение о развитии в его полном и наиболее всестороннем виде.

Диалектический метод рассматривает окружающий мир как вечно изменяющуюся систему, опираясь на законы, кате­гории, принципы и концепции.

Что понимают в философии под категорией?

Категории — особые философские понятия, которые отра­жают общие связи и свойства явлений. Основные категории: материя и движение, время и пространство, сознание, проти­воречие, истина, качество и количество и т.д.

Какие законы диалектики считается универсальными?

Всеобщие законы развития называют универсальными. Это закон единства и борьбы противоположностей; переход коли­чества в качество; отрицание отрицания.

Что такое противоречие?

Вопрос о противоречиях — центральный в диалектике. Это объясняется тем, что все в мире содержит в себе противопо­ложности. Противоречия дают импульс саморазвитию, они — источник развития. Движение есть функционирующее противоречие.

Обычно противоречия соотносят с тождеством (равенством). Противоречия характеризуют отношения и через них — вещи и свойства вещей. Гегель писал: «Противоречие выступает только там, где есть отношение.» Древнекитайские мудрецы говорили: «Не было бы тьмы, кто понял бы, что такое свет?»

Что такое качество и количество?

Качество — это свойство, специфика вещи, например: го­речь, мягкость, твердость, однотонность и т.д. Различают объ­ективные качества, такие, которые присущи самим природ­ным вещам, и субъективные качества, которые содержатся в человеческом восприятии. Качество есть нечто устойчивое, это совокупность отличительных свойств, неразрывно связанных с существованием вещи.

Количество — это численная определенность, например, объем, величина, число. Количество подвижно и изменчиво.

В чем выражается единство противоположностей качества и количества?

Единство противоположностей качества и количества вы­ражается при помощи понятия меры. Мера объективно огра­ничивает относительную независимость изменения отдельных свойств предмета, определяет пределы возможного количе­ственного изменения в рамках данного качества. При нарушении меры количественные изменения влекут за собой каче­ственные преобразования явления. Тем самым развитие пред­стает как необходимое единство моментов непрерывности (из­менений в границах меры) и прерывности (изменений самой меры). К. Маркс отмечал: «В природе качественные измене­ния — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)».

Что такое скачок?

Скачок — одна из важнейших характеристик закономерно­го развития материи. Этот тот момент, когда нарушается мера, и предмет или явление переходит в новое качество. Переход происходит в результате предварительных количественных из­менений.

Что такое отрицание?

В философии отрицание означает действие, в результате ко­торого вещь превращается в нечто иное вследствие ее внутрен­них и внешних противоречий.

Роль отрицания в диалектике состоит в том, что оно за­вершает изменения старого качества и означает становление нового. Любое развитие обязательно отрицает свои прежние формы существования.

Значение слова «диалектика»

ДИАЛЕ́КТИКА, -и, ж.

1. Философское учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей; теория и метод познания и преобразования действительности. Материалистическая диалектика.

2. Процесс движения, развития чего-л. Диалектика событий. Диалектика истории.

3. Устар. Искусство вести спор, обнаруживая противоречия в суждениях противника; умение применять логические доводы в споре. В спорах он [Рудин] редко давал высказываться своему противнику и подавлял его своей стремительной и страстной диалектикой. Тургенев, Рудин. Исанка давно заметила, — он везде искал спора, чтоб упражняться в диалектике, изучать психологию спорящих. Вересаев, Исанка.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Начиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике как способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

Читать еще:  Троицкая вселенская родительская суббота в 2020 году — 6 июня

В истории философии основные мыслители определяли диалектику как:

учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);

искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ);

метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);

наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, — общих мест (Аристотель);

учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);

способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);

всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель);

учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм).

↑ Диалектика / Михайлов, Ф. Т. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010.

↑ Диалектика — БСЭ — Яндекс.Словари. Проверено 28 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 29 апреля 2013.

↑ 1 2 3 4 5 6 Диалектика // Современная энциклопедия. 2000.. Проверено 19 декабря 2014.

↑ Сократ // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

↑ Джохадзе Д. В. Античный диалог и диалектика // Философия и общество. 2012. № 2. С. 23-45.

ДИАЛЕ’КТИКА, и, мн. нет, ж. [греч. dialektikē]. 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей, приводящего к скачкообразному, революционному переходу из одного качества в другое. — Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики. Лнн. Д. есть теория познания и логика марксизма. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно, закон отрицания отрицания. 2. Уменье применять логические доводы в споре (устар.). 3. Самый процесс такого движения и развития (книжн.). Д. событий. Д. истории.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

диале́ктика

1. филос. философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое

2. процесс такого движения и развития

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: констатировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Диалектика

ДИАЛЕКТИКА — научно-философский метод мышления, познания, основанный на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и их непрерывного развития. В качестве источника развития диалектика утверждает «единство и борьбу противоположных начал». Как метод мышления и научная концепция противостоит метафизике.

См. далее различные авторские определения:

Диалектика (Ильичёв, 1983)

ДИАЛЕКТИКА [греч. διαλεκτική (τέχνη)— искусство вести беседу, спор, от διαλέγομαι — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления . Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. Таким образом, диалектика выполняет теоретическую, мировоззренческую и методологическую функции. Основные принципы диалектики, составляющие её стержень, — всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

  • Подробнее о Диалектика (Ильичёв, 1983)

Диалектика в механической картине мира

ДИАЛЕКТИКА В МЕХАНИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА. В Новое время заявила о себе новая форма теоретической деятельности — наука, т.е. деятельность, цель которой — не обыденно-эмпирическое, но собственно теоретическое знание об инвариантах природных процессов, а непосредственный предмет — способы, средства и формы определения и меры этих инвариантов: механика, астрономия, начала химии, медицины и др. Пытливые умы просвещенных монахов, алхимиков, магов и профессоров-богословов средневековых университетов подготовили ряд глубоких теоретических гипотез о свойствах веществ и сил природы, проявляющих себя с убедительным постоянством при закономерно повторяющихся взаимодействиях природных явлений.

  • Подробнее о Диалектика в механической картине мира

Диалектика (НФЭ, 2010)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОДУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ. Первые дошедшие до нас образы (содержательные формы) теоретической деятельности традиционно принято делить на два вида. Первый вид — это представления о началах бытия, сохранившие надреальные по содержанию и мифологические по традиционной форме принципы их осознания, потому и наделяющие творящей силой всеобщие искусственные, идеально-реальные средства меры, выделения, определения и объяснения всеобщих смыслов бытия (понятия, символы, знаки, числа, геометрические фигуры, имена и т. п.), например, Пифагор и пифагорейцы. При этом обычно приходится относить к первому разряду и отдельные, но тоже претендующие на определения начал (архэ) бытия образы духовного истока, порядка и меры даже у натурфилософов-ионийцев (демоны Фалеса, логос Гераклита и др.), антропоморфные их определения у Анаксагора (нус), Эмпедокла (дружба и вражда), идеи и благо у Платона и т. д.

  • Подробнее о Диалектика (НФЭ, 2010)

Диалектика (Рапацевич, 2006)

ДИАЛЕКТИКА — первоначально (в Древней Греции) искусство спорить, умение добиваться истины путём раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий; в марксистской философии диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, философская теория и метод познания и преобразования предметов, явлений действительности в их противоречивом самодвижении. Марксистская диалектика исходит из признания вечного движения и изменения всех явлений природы, общества и мышления, их взаимной связи и взаимодействия.

  • Подробнее о Диалектика (Рапацевич, 2006)

Диалектика как логика разрешения противоречий

ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ. Из-за идеологических (в частности религиозных) противоборств, весьма острых и в 17 веке, оставался надолго не понятым первый прорыв к преображению традиционно эмпиристских условий решения задачи единства и тождества противоположных атрибутов бытия — духа и тела, рационального и чувственного, всеобщего и отдельного (как особенного и единичного). Этот самый смелый и на целых два столетия самый продуктивный прорыв осуществил Б.

  • Подробнее о Диалектика как логика разрешения противоречий
Читать еще:  Воспитание по Песталоцци: право на ошибки и другие открытия

Диалектика (Грицанов, 1998)

ДИАЛЕКТИКА — философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно в античности — искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин «Д.» впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской Д.

  • Подробнее о Диалектика (Грицанов, 1998)

Принципы диалектики

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ — принцип развития, всеобщей связи, тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства логического и исторического. Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму — развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения).

  • Подробнее о Принципы диалектики

Законы диалектики

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ — законы, определяющие, с точки зрения сторонников теории диалектики, процесс развития. К основным законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания. Эти законы раскрывают соответственно источник, механизм и направление развития. «Ядром» диалектики называют закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, находящиеся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой. Противоположность — это форма, стадия различия, при которой какие-то свойства, признаки, тенденции, присущие объекту как системе, взаимно отрицают, исключают друг друга. Противоречие — это такое отношение между противоположными сторонами, при котором они не только взаимоисключают, но и взаимообусловливают друг друга.

  • Подробнее о Законы диалектики

Категории диалектики (Кириленко, Шевцов, 2010)

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ — наиболее общие познавательные структуры, с помощью которых человек улавливает противоречивость, изменчивость, всеобщую связь всего существующего. Категории в самом широком смысле — это предельно общие понятия. Вместе с тем категориями в философской традиции называли не только теоретические образования, но и те предельно общие человеческие формы видения, созерцания мира, которые присущи каждому человеку и часто не формулируются им в понятийной форме. В философии эти два смысла термина «категория», как правило, совпадают.

  • Подробнее о Категории диалектики (Кириленко, Шевцов, 2010)

Диалектика (Кириленко, Шевцов, 2010)

ДИАЛЕКТИКА (греч. diatektike — искусство вести беседу) — учение о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли. Термин «диалектика» имеет различные смысловые оттенки. Для Зенона Элейского диалектика — это методическое опровержение доводов оппонента методом «от противного». В софистике диалектика сводится к опровержению как самоцели. Сократ говорит о диалектике как искусстве диалога, направленном на достижение истины путем столкновения различных мнений.

Что такое диалектика и какие этапы развития она прошла — 3 закона диалектики в философии Гегеля

«Диалектика есть искусство (или же трюк)
взять две стороны и к ним приделать проблему».

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Диалектика – это понятие, смысл которого не то что не всем, а скорее даже никому не ясен до конца.

Разве что Гегель постиг всю его глубину, но доходчиво объяснить свое знание не смог, о чем и объявил на смертном одре: «Изо всех моих учеников только один понял меня, да и тот неправильно».

Диалектика — это.

Чтобы понять хотя бы азы диалектики, вернемся к истокам и проследим основные вехи становления этого понятия. Со времен своего появления в Древней Греции оно значительно усложнилось и обогатилось новыми смыслами.

Само по себе слово «диалектика» происходит от древнегреческого διαλεκτική, что в переводе означает «искусство спорить, вести рассуждение» (само это древнегреческое слово состоит из двух частей: διά — «через; раздельно» и λέγω — означающего «говорить, излагать»).

В общих чертах диалектика в философии – это теория о развитии бытия, где все закономерно и связано между собой, но при этом полно внутренних противоречий, благодаря которым и происходит развитие.

Если тяготеете к более сложным формулировкам, то вам может понравиться это определение диалектики:

Диалектическое направление философии развивается на протяжении истории человечества с античных времен, но в философии принято выделять три основных исторических этапа.

  1. Стихийная наивная диалектика древнего мира.
  2. Идеалистическая диалектика Гегеля.
  3. Материалистическая диалектика Маркса.

Стихийная диалектика античных философов

Началась с Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.), выразившего мысль, что:

основной закон бытия – это борьба противоположностей, в ходе которой что-то рождается, а что-то разрушается.

Искусство спора. Диалектика Сократа

Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) оказал значительное влияние на развитие философии, но при этом не оставил после себя письменных трудов, т.к. свои размышления предпочитал озвучивать в устных беседах. Именно Сократу принадлежат слова «В споре рождается истина», а для постижения истины необходимо искусство спора.

Для Сократа диалектика (dialektike techne) – это такое искусство построения беседы, когда в суждениях оппонентов последовательно выявляются противоречия, на каждый аргумент находится контраргумент, только таким образом возможно рождение истины, появление нового знания.

Сократовский метод ведения интеллектуальных споров базируется на трех главных принципах:

  1. Ирония. «Я знаю, что ничего не знаю», — сказал Сократ. За этим кроется факт, что человек, стремящийся к познанию истины, должен быть открыт к новому, не быть самонадеянным и закостенелым. Ирония для Сократа – насмешка над самонадеянностью.
  2. Майевтика. Истина рождается в ходе отбрасывания фальшивых, ложных представлений. Это похоже на чистку лука от шелухи. Сократ называл себя акушеркой, потому что принимал роды истины у своих учеников в ходе диалогов с ними. Родить истину может только сам человек, пропустив ее через себя, задача преподавателя – помочь истине родиться.
  3. Индукция. Недостижимость истины провоцирует непрерывное движение к ней.

Сократ ввел термин диалектика, говоря об искусстве ведения спора. Платон и Аристотель развивали учение Сократа в своих поисках источника развития мира.

Читать еще:  На что жили приходские священники. Церковный доход

Параллельно в древнекитайской философии даосисты вывели понятие Инь и Янь – единство противоположностей, неразрывное начало всего сущего.

Средние века и Ренессанс (что это?) дополнили и расширили понятие диалектики, мыслители того времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Бруно) изучали природу с позиции ее целостности, в которой сосуществуют внутренние и внешние связи и противоречия.

Но все же тогда преобладала упрощенная картина мира, где явления предпочитали анализировать обособленно.

Идеалистическая диалектика Гегеля

Огромный вклад в учение о диалектике внес немецкий философ Георг Гегель (1770—1831 гг.), который считал, что в основе всего сущего лежит абсолютная идея, находящаяся в постоянном движении и развитии. Смысл эволюции в самореализации абсолютной идеи, а движущая сила этого процесса рождается из борьбы противоположностей.

Гегель выводит диалектическую триаду: тезис – антитезис – синтез

Любое развитие происходит по этой схеме – выдвигается тезис, но на каждый тезис найдется свой антитезис, а это неминуемо вызывает конфликт.

Синтез примиряет эти два противоположных начала, приводит их к компромиссу и гармоничному единству, вследствие чего рождается новая сущность. Так может продолжаться до бесконечности.

Ярким примером диалектической триады Гегеля является любая революция, где тезис – условия одного социального слоя, антитезис – условия другого слоя, а синтез – это рожденный в борьбе новый политический строй, вобравший в себя элементы противоборствующих начал.

Законы диалектики

Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.

    Закон перехода количественных изменений в качественные.

«Как происходит развитие?»

На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.

Пример: при добавлении в бульон большего количества мяса, суставов и костей, он станет холодцом.


Закон единства и борьбы противоположностей.

«Что является источником развития?»

Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.

Пример: день и ночь образуют сутки.


Закон отрицания отрицания.

«Куда направлено развитие?»

Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.

Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а капитализм – это отрицание феодализма.

Материалистическая диалектика Маркса

«У Гегеля диалектика стоит на голове.
Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть
под мистической оболочкой рациональное зерно».

Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс превратили гегелевскую диалектику в инструмент философского исследования мира, утвердив ее как метод познания и преобразования действительности.

Что же такое диалектика по Марксу? Это несколько основных составляющих.

  1. Понимание мира как целостной системы.
  2. Учение об отношениях между частями целого, когда изменение свойств одной составляющей неминуемо приводит к сдвигам в других.
  3. Развития бытия рассматривается как саморазвитие, которое опирается на 3 закона диалектики Гегеля.
  4. Познание мира базируется на диалектических категориях и принципах. Категории материалистической диалектики Маркс заимствовал у Гегеля. Категории – это понятия, отражающие наиболее общие и важные отношения бытия и познания. С их помощью выражается связь явлений и вещей.
    1. Единичное и общее.
    2. Сущность и явление.
    3. Содержание и форма.
    4. Часть и целое.
    5. Причина и следствие.
    6. Необходимость и случайность.
    7. Возможность и действительность.

Современное восприятие диалектики

Сегодня мы понимаем диалектику как теорию развития, основанную на противоречиях всех форм бытия. Диалектическое познание мира, в котором все подвижно и изменчиво, противопоставлено метафизическому, где отдельные объекты рассматриваются в статике.

Очень изящное толкование диалектики дает в своем живом журнале автор zogin https://zogin.livejournal.com/84678.html.

«Диалектика – это что-то сильно похожее на «Игру в бисер» Гессе. Даже еще более крутое. Это явление, находящееся на стыке науки, искусства, идеологии и религии. Она имеет определенную цель, не сводящуюся к собственно научным целям».

Действительно, при всех своих слабых сторонах диалектика делает попытки выстроить элементы бытия в гармоничную целостную картину. Сегодня она служит для разрешения противоречий в науке, в основном в социологии и психологии.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Не может быть в формах бытия противоречий, а всякое противоречие основывается лишь на ложности суждений.

Философы прошлого, которые мало чем занимались кроме бумагомарания вообще были склонны усложнять простые и понятные понятия, наделять их новым смыслом, который часто существовал только в их воображении.

Сейчас диалектика введена в качестве отдельного предмета во многих школах. Я считаю, это правильно.

Истина в споре может родиться только тогда, когда оба спорщика способны объективно воспринимать и сопоставлять факты, если же хотя бы один из спорщиков идиот, то спор будет длиться вечно.

«Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона» — очень интересно узнать, где же Гегель сформулировал эти законы? — Может быть, приведёте цитату? — Или Вы путаете Энгельса с Гегелем? — Или не читали Гегеля вовсе? Ох уж эти марксисты-недоучки!

Вадим: Энгельс ссылался на Гегеля (хотя и неправомерно), поэтому и сформировалось такое представление, что последний был автором этих законов. История не то чтобы сильно запутанная, но в рамки статьи не укладывалась. Упростили — каюсь. Спасибо, что уточнили.

Добрый вечер, Дмитрий. Не только Вы упростили — это было бы не столь печально. У марксистов нет ни одного научного труда по философии или логике не случайно — невозможно какими-либо представлениями (не важно, какими именно, важно то, что они так и остаются всего лишь представлениями) познать процесс движения мышления, разумный процесс. К сожалению, марксисты-ленинцы так и не научились различать рассудок и разум, общее и всеобщее. Рассудок оперирует конечными определениями, не понимая их природы. Общее есть общее лишь для сравнивающего рассудка, всеобщего же рассудок не осознаёт. Разумное движение невозможно уложить в тесные рамки «законов», даже «наиболее общих законов природы и общества».

Правда, кроме Вас, никто ещё не покаялся, хотя это могло бы послужить началом движения к разуму.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector