0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диалектическая логика в философии. Формальная и диалектическая логика

Формальная и диалектическая логика

Основой формальной логики можно считать четыре закона: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

В основе диалектической логики лежит три закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания.

Основой претензий со стороны формальной логики в сторону диалектической логики можно считать закон противоречия (например, К. Поппер. Что такое диалектика?)

Одним из ответов диалектической логики на это можно считать, что первые три закона формальной логики опираются на закон достаточности основания, а как раз в движении это самое основание изменяется (например, И. Ставинский. Формальная и диалектическая логика как единство противоположностей или развитие классической философии.).

Представим себе металлический шарик диаметром в сантиметр. Шар достаточно идеален, чтобы мы могли рассмотреть какие-то изъяны и неровности. Он одинаков со всех сторон по форме и цвету, как его не крути. Дальше мы сплющиваем шар, положив под пресс, и получаем болванку для монеты. Теперь у нас есть две противоположные стороны. Цвет и материал остались неизменны, но появилось новое свойство, относящееся к форме, – стороны. Дальше мы можем выгравировать изображения на каждой из сторон: орла и решку. Более того, теперь на стороне орла также появилось разделение: область, относящаяся к изображению орла и область вне орла. В итоге последовательными операциями деления мы придали новые свойства изначальному шару. Изначальные свойства, вроде цвета и материала у нас так и остались неизменны, но появились новые: сторона и вне/внутри изображения.

Нетрудно заметить, что в делении шара на орла и решку, обе стороны являются противоположностями друг другу, но в то же время и имеют единство, так как остаются одним и тем же сплюснутым исходным металлическим шариком.

В учебнике логики Челпанова (Г.И. Челпанов. Учебник логики.) есть понятие относительных и абсолютных терминов. «Абсолютный термин – это такой термин, который в своём значении не содержит никакого отношения к чему-либо другому. Относительный термин – это такой термин, который кроме того предмета, который он означает, предполагает существование также и другого предмета.» В учебнике логики Гусева (Д.А. Гусев. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления.) такое разделение не упоминается.

Вообще мы не можем определить какой-либо термин, обозначающий некий предмет, не предполагая существования другого предмета, хотя бы существования отрицания исходного предмета. Иначе мы просто не можем никак идентифицировать предмет, нам не с чем сравнить этот предмет и сказать да, это он, или нет, это не он. Получается, что любой термин является относительным. В этом моменте учебник Гусева более корректен, чем учебник Челпанова, однако, простое исключение разделения на абсолютные и относительные термины скрывает суть, а именно отсутствии абсолютных терминов с точки зрения логики.

Когда мы определяем некий новый термин, мы тем самым определяем, как минимум, еще один термин, являющийся отрицанием первого. Даже несмотря на то, что явно мы противоположный термин можем и не описывать, он всё равно существует.

Теперь стоит привести другой пример, связанный с математикой. Встретились Петя, Вася и Лена. У Пети большое спелое красное яблоко, у Васи маленькое зеленое яблоко, а у Лены нет яблок. Петя и Вася отдали свои яблоки Лене, та их взяла, но потом поняла, что не хочет кушать и отдала по яблоку Пете и Васе. Описывая данный пример на языке математики, мы получим со стороны Лены:

1 + 1 + 0 = 2 => 2 – 1 – 1 = 0

Всё вернулось, как и было: у Пети с Васей по яблоку, а у Лены нет яблок. Однако, случилась странная ситуация, как с котом Шредингера. Мы не знаем, какое яблоко кому досталось. С точки зрения математики всё корректно, а вот с точки зрения формальной логики появилась неопределенность. Логическая ошибка, которую мы совершили, заключается в том, что перейдя от красного и зеленого яблока к числам, мы нарушили закон тождества: «иметь не одно значение, значит не иметь ни одного». В нашем случае, за «1» скрывается и красное яблоко, и зеленое.

Читать еще:  Несовременные мысли о современном русском монашестве

В этом примере также стоит обратить внимание на то, что мы задаем термин — число, как количественное свойство предметов. Однако среди чисел присутствует число «0», которое обозначает отсутствие предметов. Получается, что самого предмета нет, а свойство этого предмета – количество есть. Таким образом, число «0» нарушает логический закон противоречия.

Как нетрудно заметить, невозможность в формальной логике определить понятие ноля приводит к невозможности определить полностью независимые (в математике: перпендикулярные или ортогональные) понятия. Другими словами, всегда есть проекция любого понятия на любое понятие или все понятия (объекты) являются взаимосвязанными. Закон перехода количества в качество, по сути, отражает эту взаимосвязь всех понятий друг с другом.

В главе о делении учебника логики Челпанова есть пример с треугольниками: остроугольным, тупоугольным и прямоугольным. Термины «острый» и «тупой» присутствуют и не в математике, например, острый и тупой нож. В обычной жизни «острый» и «тупой» являются противоположными понятиями, и по закону исключенного третьего ничего среднего между ними быть не может. Если изображать деление треугольников кругами Эйлера, то самым наглядным примером будут два круга, касающиеся друг друга в одной точке. Однако эта точка, соответствующая прямоугольному треугольнику будет приводить к нарушению и закона тождества, и закона противоречия, и закона исключенного третьего.

Отсутствие ноля отражает отсутствие полной идентичности нескольких предметов. Можно сказать, что любые предметы имеют ненулевую разницу, что согласуется с законом тождества. Без ноля также невозможно определить ни одно натуральное число (и все другие числа), так как, например, число 2 представляет собой сумма двух единиц, а двух одинаковых единиц не может быть.

Вернемся к нашему примеру с шариком. Когда мы сплюснули шар и получили монету, у нас существует и две стороны: орел и решка, и области внутри и вне орла на одной из сторон. Но также взяв изначально шар, мы уже знали, что он металлический и одноцветный. Эти свойства нашего исходного предмета также обозначаются относительными терминами и предполагают существование альтернатив.

То деление, которое мы начали со сплющивания шара, мы можем продолжать без ограничения. Но нас ничего не ограничивает также применить принцип деления и в обратную сторону. Материал шара предполагает существование других материалов, цвет других цветов, форма шара – других форм.

В итоге никаких границ, т.е. некоторых абсолютных значений или терминов, с точки зрения формальной логики быть не может. К таким границам относятся, в том числе, любые начальные условия или аксиомы. Мы можем определить нечто, опираясь на некоторое основание, но это самое основание будет опираться на предыдущее основание и т.д. без ограничений.

Особенно следует отметить, что среди всех понятий основополагающими являются понятия пространства и времени, которые не могут ничем выделяться с точки зрения принципов формальной логики и также являются взаимозависимыми друг с другом и со всеми остальными понятиями. У пространства и времени также нет ни абсолютных, ни начальных значений.

Наш физический мир по наблюдениям в полной мере согласуется с законами формальной логики, однако наша Вселенная имеет некоторые абсолютные значения свойств. Меж тем ответ на это противоречие прост: наша Вселенная есть то самое промежуточное основание, иными словами, подмножество логической мультивселенной, где существуют все возможные варианты всех понятий. Человеческое сознание и мышление, есть процесс конструирования произвольных ограниченных подмножеств логической мультивселенной через варьирование и различные комбинации понятий.

Математика является формально противоречивой (что для основы математики – арифметики доказал Курт Гёдель еще в 1930 году в «теореме о неполноте»). А натуральные числа ошибочно носят звание «натуральных». Математику можно использовать в локальных задачах, как ограниченную приближенную модель, но при расширении области применения математика рано или поздно натыкается на внутренние логические противоречия.

В силу невозможности внятной экспериментальной проверки в современной физике очень много теорий далеких не только от реальности, но и от логики. В связи с этим естественной реакцией общества уже достаточно давно стала замена изучения логики на математику. Строгие логичные теории стали заменяться принципом практической реализуемости.

Исключение из формальной логики понятия абсолютных терминов снимает её противоречия с диалектической логикой, что сводит их в единое целое, где диалектическая логика дополняет формальную.

Такая единая логика может позволить свести в общую непротиворечивую теорию все наблюдаемые явления в физике за последние сто с лишним лет.

Читать еще:  Ментальный экран как научиться создавать. Получение информации с помощью ментального экрана

PS: Современная физика и логика

Пример с шариком наглядно демонстрирует суть квантовых эффектов. Пространство-время ошибочно понимается, как некая среда, в которой находится материя. Пространство-время – это абстракция, в том смысле, что оно противоположно материи. Соответственно, пространство-время неразрывно связано с материей – является её обратной стороной. Свойства пространства-времени, в первую очередь размерность, есть отражение свойств материи.

Идеальный шар является таким объектом, что его описание одинаково, независимо от размерности пространства: отрезок в одномерном пространстве, круг в двухмерном пространстве, шар в трехмерном, и т.д. Более того, по наблюдению свойств шара нельзя никак понять, если не знать заранее, эту самую размерность пространства. Когда же из шарика мы делаем монету, то свойство размерности уже идентифицируется по наблюдению самой монеты.

Именно в этом заключается суть квантовых эффектов, которые наблюдаются у обособленных частиц, но полностью исчезают, как только частицы начинают объединяться. Единичные частицы попросту не имеют пространственных свойств, поэтому при наблюдении происходит считывание свойств частицы преобразованием её свойств к трехмерному классическому пространству наблюдателя. Так, например, появляется электронное облако. Сюда же попадает и корпускулярно-волновой дуализм, когда наблюдаемая частица вроде как «заранее» знает, как мы её будем ловить, и ведет себя соответственно.

Уже давно квантовые эффекты пытаются трактовать через вероятности, дуализмы и прочие идеи, прямо нарушающие законы формальной логики. Позднее придумали бесконечные струны в одиннадцатимерные пространствах, хотя проще и логичнее понять суть, что есть пространство и что, оно не независимо от материи. Хотя, к слову, уже из теории относительности это напрямую следует. Сама же теория относительности занимается искривлением пространства непонятно относительно чего. Находясь внутри пространства невозможно понять, что оно искривлено. По рисунку на листе бумаги (изнутри листа) нельзя понять, насколько согнут лист.

Общеизвестный принцип причинности, т.е. взаимозависимость всех понятий, т.е. отсутствие ортогональных понятий (равно как и отсутствие параллельных понятий) наглядно демонстрирует история трех великих геометрий. У Евклида через точку, вне прямой можно провести одну прямую параллельную данной, у Лобачевского две прямых, а у Римана ни одной прямой. В этом плане геометрия Римана, где любые прямые где-то пересекаются, как раз отражает физическую реальность, т.е. тот самый принцип причинности. В физике такая взаимосвязь, например, выражается в законе сохранения энергии.

Содержание

  • Неоконченное
  • Авторам
  • История
  • Научный коммунизм
  • О произведениях
  • Персоналии
  • Политика
  • Политэкономия
  • Философия
  • Экономика
  • Править
  • История
  • Печать
  • Ссылаются
  • Диалектическая логика

    Диалектическая логика — логическое учение диалектического материализма, наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о закономерностях познания истины.

    Диалектическая логика в своём научном выражении возникла как составная часть марксистской философии. Однако её элементы имели место уже в древней, особенно античной, философии, в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля и др. В силу исторических обстоятельств в течение длительного периода господствовала формальная логика как единственное учение о законах и формах мышления. Но уже примерно с 17 в. под давлением потребностей развивающегося естествознания в философской мысли начинает сознаваться её недостаточность, необходимость нового учения о всеобщих принципах и методах мышления и познания (Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.). Наиболее яркое выражение эта тенденция в новое время получила в немецкой классической философии. Так, Кант проводил различие между общей и трансцедентальной логикой; последняя, на его взгляд, отличается от первой, т. е. формальной, тем, что она изучает развитие знаний и не отвлекается, подобно ей, от содержания. Особая заслуга в разработке диалектической логики принадлежит Гегелю, давшему её первую всесторонне разработанную систему, проникнутую, однако, идеалистическим взглядом на мир.

    Марксистское учение о логике вобрало в себя всё ценное из предыдущего, переработав огромный опыт развития человеческого сознания и обобщив его в строгую науку о познании. Диалектическая логика не отвергает формальную логику, а позволяет уточнить её границы, место и роль в изучении законов и форм мышления. Если формальная логика есть наука о законах и формах отражения в мышлении постоянства, покоя в объективном мире, то специфика диалектической логики — изучение отражения в законах и формах мышления процессов развития, внутренних противоречий явлений, их качественного изменения, перехода одного в другое и т. д.

    Читать еще:  Митрополит Игнатий: 15 лет во главе епархий Камчатки и Приамурья

    Предмет исследования диалектической логики — творчески познающее мышление (в его поисковой деятельности и развитии через преодоление постоянно возникающих противоречий); его логические структуры и соотношения их элементов — понятий, суждений, теорий; прогнозирующая функция мышления. Диалектическая логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Диалектическое исследование мышления предполагает анализ его возникновения и истории развития в результате обобщения истории материальной в духовной культуры. Диалектическая логика изучает всю систему категорий в их гносеологических и логических функциях, а также специфические познавательные категории, принципы и процедуры (например, восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, переход от абстрактного к понятийно-конкретному, соотношение эмпирического и теоретического, приёмы обобщения, идеализации, анализа и синтеза, индукции и дедукции и др.). Следовательно, диалектическая логика изучает не только принципы и категории, равным образом действующие в природе, истории и мышлении, но и такие, которые присущи лишь процессу познания, мышления. Одной из характерных особенностей диалектической логики является то, что она исследует переходы от одной системы знания к другой, более высокой. При этом неизбежно выявляются диалектические противоречия, отражающие как противоречия в самом объекте познания, так и противоречия взаимодействия субъекта и объекта познания, а также противоречивость в самом процессе познания. Особенно острую форму они приобретают на «границах» такой теории, которая исчерпала свои объяснительные возможности, и требуется переход к новой. Этот переход предполагает разрешение противоречий между старой теорией и новой системой фактов. Такое разрешение противоречий не является формализуемой процедурой. Допуская определённую типологию разрешения противоречий, диалектическая логика не определяет однозначно результат разрешения: здесь происходит изменение содержания знания.

    Диалектическая логика возможна как наука лишь на основе диалектико-материалистического метода, и в вместе с тем она служит как бы его конкретизацией, изучая законы и формы отражения в мышлении, проявления бесконечности движения в конечном, единства бесконечности и конечности в движении, внутреннего и внешнего и т. п. Центральная задача диалектической логики — исследование того, как выразить в понятиях проявления действия законов диалектики в вещах, предметах и т. п. С этим связана другая основная задача диалектической логики — изучение развития самого мышления. Диалектическая логика выделяет законы и формы развития мышления в ходе развития познания и исторической общественной практики человечества. В качестве общего логического принципа диалектическая логика использует способ восхождения от абстрактного к конкретному (см. Абстрактное и конкретное). Другой общий принцип диалектической логики — единство исторического и логического. Оба принципа внутренне взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Диалектическая логика по самому своему существу должна представлять собой систему логических категорий, которая выступает как синтез результатов познавательной и практической деятельности человечества (пример такой системы — «Капитал» Маркса). Лишь во взаимосвязи, т. е. в системе логических категорий, можно отобразить развитие в мышлении и понять развитие самого мышления. Мышление переходит от поверхности предметов, вещей вглубь, к их сущности, и затем постигает и её действительные проявления. При логическом рассмотрении процесс, явление, сторона и т. п. берутся в их развитом, зрелом виде, и это помогает понять как прошлое, существующее в снятом виде в настоящем, так и будущее, поскольку оно уже имеется в настоящем, правда в неразвившемся, зародышевом виде. Таким образом, исследуя отражение в законах и формах мышления процессов развития, диалектическая логика исследует и развитие мышления, система её категорий изменяется по мере исторического развития познания и практики человечества.

    Вопрос о системе категорий, в которой последние берутся в порядке субординации, соподчинения, ещё не изучен достаточно, но наиболее вероятным и плодотворным представляется подход, соответствующий принципу единства логического и исторического, движения знаний от явлений к сущности, от простого к сложному и т. д. На эту сторону обращал внимание Ленин, внёсший огромный вклад в разработку диалектической логики.

    В современной науке большую роль играют формализованные логические системы и содержательные формально-логические теории, изучающие отдельные стороны и задачи мышления. Диалектическая логика есть тот общий логический базис человеческого познания, та общая логическая теория, с позиций которой можно и должно объяснять все частные и конкретные логические теории, их значение и роль.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector