0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Делается ли джаназа намаз пропавшим без вести. Проведение джаназа намаза

Джаназа-намаз по умершим мусульманам при эпидемии

Вопрос: Ассаляму алейкум, как читать джаназа намаз по умершим мусульманам при сложившихся обстоятельствах? Насколько нам известно, джаназа без омытия умершего не читается. Но зачастую может произойти так, что тело умершего мусульманина положат в герметичный ящик без возможности дальнейшего взаимодействия с телом, а затем поставят перед фактом. Как выйти из подобной ситуации? Также нам известно, что человек, умерший от эпидемии, является шахидом. Не распространяется ли решение шариата в отношении таких людей о том, что их не моют? Ведь шахиды хоронятся без омытия. Помогите разобраться.

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.

С именем Аллаха Милостивого Милующего.

1) Прежде всего, необходимо разобрать вопрос, подпадает ли человек, умерший от подобной болезни, под определение шахида. И если да, то какие шариатские нормы из этого проистекают и остается ли омовение такого человека обязательным.

1. Человек, умерший от подобной болезни, действительно может считаться шахидом в случае, если он покинул этот мир, будучи мусульманином.

2. Но важно понимать разницу между шахидом, тело которого не омывается и шахидом ахирата, тело которого требует омовения, поскольку в этом мире к нему применимы те же нормы, что и к обычному человеку.

Имам Ибн Абидин (рахматуллахи алейх) пишет следующее:

قوله (في الشهيد الكامل) و هو شهيد الدنيا و شهيد الآخرة، و شهادة الدنيا بعدم الغسل إلا لنجاسة أصابته غير دمه كما في أبي السعود. و شهادة الآخرة بنيل الثواب الموعود للشهيد

«Слова автора (шахид (мученик), в полном смысле этого слова) это – шахид этого мира и шахид ахирата. Мученичество этого мира выражается в отсутствии полного омовения покойника, кроме очищения от наджасы, за исключением его крови, как это упомянуто у Абу Сууда (рахматуллахи алейх). Мученичество ахирата выражается в получении шахидом обещанного вознаграждения».

2) Полное омовение умершего человека является религиозной необходимостью и условием действительности джаназа намаза.

В энциклопедии фикха «Аль-Маусу’а Аль-Фикхия» приводится позиция четырёх мазхабов по этому вопросу:

أما عند الحنفية و جمهور الشافعية و المالكية فلا يصلَّى عليه، لأن بعضهم يشترط لصحة الصلاة على الجنازة تقدم غسل الميت، و بعضهم يشترط حضوره أو أكثره، فلما تعذر غسله و تيممه لم يصلَّى عليه لفوات الشرط

«По мнению ханафитских ученых, большинства шафиитских и маликитских ученых, намаз джаназа для них (умерших мусульман, полное омовение которых не произвели) не читается, поскольку, по их мнению, гусль умершего человека является условием действительности джаназа намаза. Более того, наличие тела умершего или большей его части, также является условием. Следовательно, намаз не читается при отсутствии гусля или таяммума из-за потери условия действительности.»

3) Помимо того, все мусульмане несут ответственность за исполнение религиозных предписаний в отношении умерших братьев. Значит, каждый из нас должен приложить все усилия для того, чтобы тело умершего было омыто и над ним был прочитан намаз.

Но в данном случае, обстоятельства могут сложиться так, что тело не будет омыто, а тело положат в герметичный ящик без возможности дальнейшего взаимодействия.

В таком случае Имам Ибн Абидин (рахматуллахи алейх) склоняется к следующему:

فی رد المحتار: وإن دفن وأهیل علیه التراب بغیر صلاة أو بها بلا غسل او ممن لا ولایة له صلی علی قبرہ استحسانا مالم یغلب علی الظن تفسخه من غیر تقدیر هو الأصح ۔

۔ و قال الکرخی: یصلی، وهو الاستحسان لأن الأولی لم یعتد بها لترك الشرط مع الإمکان والآن زال الإمکان فسقطت فرضیة الغسل .

«Если тело умершего человека было помещено в могилу и закопано, а намаз джаназа над ним не был прочитан или был прочитан, но без полного омовения покойного или был прочитан тем, кто не обладал первостепенным правом быть имамом (вали), то намаз должен быть прочитан перед могилой, в соответствии с истихсаном, пока не появилась уверенность в том, что тело разлагается без определения каких либо временных рамок. Это наиболее верное мнение.

Аль-Кархи (рахматуллахи алейх) сказал: в этом случае намаз должен быть прочитан (перед могилой). Это — истихсан.

Поскольку до погребения намаз не мог быть прочитан, по причине отсутствия условия (действительности намаза) при наличии возможности осуществить полное омовение покойного. Сейчас же (после погребения), возможность осуществить полного омовения отсутствует, следовательно, обязательность омовения аннулируется.»

Читать еще:  Святое в России: кто смотрит и что не видит

Вывод: в случае, если возможность произвести полное омовение умершего человека будет безвозвратно утрачена, то намаз джаназа должен быть прочитан перед могилой после погребения покойника.

Джаназа намаз

Джаназа-намаз — это молитва в исламе, совершаемая коллективно по умершему мусульманину, она относится к категории фард кифая (необходимая обязанность). Это важное действие, которое должна выполнять вся мусульманская община: окружавшие покойного мусульманина родственники, друзья, соседи, коллеги и все те, кто хорошо знал покойного, несовершение заупокойной молитвы возлагает порицание на всю общину.

Условия

Если мусульманин намеревается совершить джаназа-намаз, ему необходимо выполнить несколько условий:

  1. совершать погребальную молитву может только тот, кто совершил гусль или полное омовение;
  2. совершающий погребальную молитву должен находиться в состоянии вуду или тахарат, то есть малой ритуальной чистоты;
  3. также в чистоте должно быть то место, в котором планируется провести джаназа молитву;
  4. тело умершего, над которым совершают погребальную молитву мусульмане, также должно быть омытым.

В состав джаназа намаза входит несколько фардов:

Кыям или стояние.

Такбир (слова «Аллаху Акбар») следует произнести четыре раза.

Салават на пророка Мухаммада ﷺ.

Мольба за покойного.

Слова «Ассаляму алейкум» в конце молитвы.

Возможно вам также будет интересно прочитать, какие дуа за умершего можно читать.

Вся джаназа молитва должна быть прочитана в положении стоя: молящему не нужно совершать никаких поклонов: ни поясных, ни земных.

Джаназа намаз как делать правильно по сунне?

О том, как следует совершать джаназа намаз джамаатом, рассказывал Абу Хурайра, приводя историю о том, как после смерти эфиопского правителя Наджаши Пророк Мухаммад ﷺ совершал джаназа намаз за покойного, построив рядами людей, а слова такбира произносил четыре раза. Этот его рассказ приводят в хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари.

Для умершего мусульманина больше пользы будет в джаназа намазе, совершенном коллективно, и если есть возможность сделать дуа джаназа намаз джамаатом, то не следует уклоняться от этого, поскольку это будет противоречием Сунне Пророка. Но мольба за умершего, которая совершена индивидуально, тоже является действительной.

Основные правила

  • Покойный должен лежать перед джамаатом так, чтобы тело располагалось перпендикулярно к Кибле.
  • Не нужно перед началом джаназа молитвы произносить азан и икамат.
  • Имам становится так, чтобы находиться по отношению к умершему на уровне его головы, если покойный мужчина, и на уровне середины тела, если умершая женщина.
  • Остальные участники намаза должны встать за имамом так, чтобы было образовано три ряда. Это желательно.
  • Всем участникам джаназа молитвы следует произнести намерение или ният про себя, а не вслух, на совершение джаназа намаза.
  • Имам должен произнести такбир тахрим, ему следует в процессе произнесения поднять кисти рук и положить их друг на друга или опустить их (это зависит от того, какие требования есть в том мазхабе, к которому относится джамаат).
  • Все участники молитвы должны прочитать суру «Аль-Фатиха».
  • Имам должен произнести второй такбир.
  • После этого произносятся слова прославления Пророка Мухаммада ﷺ , салават.
  • После этого произносится третий такбир.
  • Далее читают дуа, которое посвящено тому умершему, над которым совершается джаназа-намаз.
  • Далее произносят дуа, которое посвящено всем мусульманам, как живым, так и уже умершим.
  • Далее следует произнести четвертый такбир.
  • В завершении джаназа намаза присутствующие на молитве должны произнести четвертый такбир.
  • После этого всем участникам намаза следует произнести салям, повернув голову вправо. Не будет ошибкой произнесение и второго саляма, повернув голову влево.

Таблица «как совершать джаназа-намаз по порядку»

Дуа, читаемые в третьем такбире за покойного

В джаназа-намазе в третьем такбире читается ниже приведенное дуа за покойного мусульманина, а если молящийся не знает или не выучил наизусть все дуа, он может прочитать его часть, а именно: «Аллахумма-гфир ляху уа-рхамху уа `афихи уа’фу `анху» — «О Аллах! Прости его и помилуй его, и избавь его, и будь снисходителен к нему«. На арабской языке текст данного дуа приведен на фотографии ниже. Если речь идет о покойной женщине, то читается следующая похожая мольба: «Аллахумма-гфир ляха уа-рхамха уа `афиха уа’фу `анха«.

Текст данного дуа на арабском языке можно слушать и скачать для заучивания ниже.

Перевод на русский язык: «О Аллах! Прости, помилуй и избавь его (то есть, от мучений, искушения и мрака могилы), и окажи ему милость (то есть, прости всевозможные упущения, которые касались исполнения религиозных обязанностей), и хороший прием (то есть, сделай его удел в Раю), и сделай место его входа (имеется в виду могила), просторным, и омой его водой, снегом и градом (это метафорическое выражение, означающее оказание покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи его в Рай, и защити его от мук могилы и от мук Огня» (хадис Муслим ас-Сахих, 2232).

Если молящийся не знает, является ли покойный мужчиной или женщиной, или джаназа проходит сразу за несколько покойных, то читается дуа приведённое далее.

Читать еще:  В чем сущность явления электромагнитной индукции. Сущность и явление понятие сущности и явления Сущность явление кратко

Текст данного дуа на арабском языке можно слушать и скачать для заучивания ниже.

Перевод: «О Аллах! Прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам. О Аллах! Сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере».

Дуа, читаемое после четвертого такбира в джаназа

После четвёртого такбира «Аллаху Акбар», следует прочитать следующее дуа, перевод которого звучит так: «О Аллах! Не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него».

Аллахумма ля тахримна аджраху уа ля тузылляна ба ` адаху

Почему джаназа-намаз следует совершать так, как это делал Пророк Мухаммад ﷺ?

В хадисе, переданном аль-Бухари, приводят слова Посланника Аллаха ﷺ , который призывал умму совершать намаз так, как он сам его совершал. Имам Ибн Хазм указывал на эти слова Посланника Аллаха ﷺ как на обязывающие мусульман совершать любую молитву так, как ее совершал сам Пророк Мухаммад ﷺ . Это же мнение высказывал и имам аш-Шаукани, а имам ас-Санани отмечал, что эти слова относятся как к тем мусульманам, которые индивидуально совершают намаз, так и к имаму.

Верующие мусульмане, приступая к молитве, ориентируются на слова, приведенные в хадисе, как относительно повода, по которому совершается молитва, так и относительно правил, по которым следует совершать намаз, а также относительно количества ракаатов.

Достоинства джаназа намаза

В хадисе, который был передан от Абу Хурайры в сборниках Муслима и аль-Бухари, приводится случай, когда Пророк Мухаммад ﷺ назвал размер награды, которая будет положена тому мусульманину, который останется на похоронах человека до того, как будет завершен джаназа-намаз – такие люди получат награду, равную одному кирату. Тому же человеку, который останется на похоронах до того момента, как подойдет к концу обряд погребения, будет достоин награды в 2 кирата. Когда же члены его общины спросили, что значит «кират» и «2 кирата», Посланник Аллаха ответил: «Они подобны двум огромным горам».

Также приводят слова имама Абуль-Аббаса аль-Куртуби, который охарактеризовал сказанные в хадисе слова Посланника Аллаха ﷺ как указание на то, что верующие, совершающие над умершим намаз, достойны «великого удела из числа награды», а верующие, не только совершающие намаз, но и следующие на кладбище за покойным, достойны двух великих уделов.

Джаназа намаз необходимо совершать обязательно над умершими мусульманами, поскольку есть слова имама Ибн Хазма в подтверждение этому: он отмечает, что ученые достигли единого мнения относительно обязательности омовения умершего и совершения над ним джаназа молитвы – это относится к совершеннолетним умершим, если они не являются шахидами.

Также в хадисе, переданном Абу Даудом от Зайда ибн Халида аль-Джухани, рассказан случай, произошедший в одном из походов – когда во время пути на Хайбар скончался сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ , и Посланник Аллаха ﷺ приказал остальным встать и совершить намаз над умершим. По мнению имама ан-Навави, такие действия и слова Посланника Аллаха ﷺ говорят об обязательности молитвы над скончавшимся мусульманином. Ученые считают, что джаназа молитва – это фардуль кифайя.

Если джаназа-намаз совершит группа мусульман, то со всей остальной уммы обязанность за эту молитву будет снята. Но если же при наличии такой возможности никто из местности, где проживал умерший, не совершил молитву джаназа, то все мусульмане из этой местности будут грешны.

Джаназа намаз для женщины

Погребальная молитва надо женщиной, читается также как и для мужчин, лишь с той разницей, что имам становится не перед головой покойной, а становится на уровне середины тела покойной.

Могут ли женщины совершать джаназа намаз? По словам Аиши, которые приводят в хадисе, переданном Муслимом, после кончины Саида ибн Абу Уаккаса супруги Пророка Мухаммада ﷺ приказали доставить его в мечеть, чтобы они могли сделать заупокойный намаз над ним. Этот хадис, по мнению шейха Сафийи-Ррахмана аль-Мубаракфури, является доказательством того, что джаназа молитву женщины могут сделать и запрета на это нет.

Польза джаназа-намаза для умершего

Приводят в хадисе, переданном Муслимом от Аиши, что Пророк Мухаммад ﷺ обращал особое внимание на то, что обязательно будет принято заступничество общины мусульман до сотни человек численностью, независимо от того, за кого из умерших была совершена эта молитва.

Также Абу Хурайра в хадисе, переданном шейхом аль-Альбани и Ибн Маджа, приводил слова Посланника Аллаха ﷺ : «По кому совершат джаназа-намаз сто мусульман, тому будет прощено!».

Приводят также в хадисе, переданном Муслимом, слова Ибн Аббаса, который слышал лично слова Посланника Аллаха ﷺ о том, что, если сорок человек мусульман, поклоняющихся только Аллаху Всевышнему, совершат джаназа-намаз над покойным, то обязательно ходатайство их будет принято.

Существуют основные условия, необходимые для того, чтобы заступничество мусульманской общины за покойного было принято:

  • в числе людей, совершающих джаназа молитву, должны быть только единобожники;
  • мольба людей, совершающих джаназа-намаз за умершего, должна быть искренней;
  • Аллах принимает заступничество только за тех мусульман, которыми Он доволен.

По словам Малика ибн Хубайра, Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что тот мусульманин попадет обязательно в Рай, по которому мусульмане совершили джаназа молитву и выстроились во время молитвы в три ряда. Эти его слова приведены в хадисе, переданном ат-Тирмизи и Абу Даудом.

Читать еще:  Знание о предмете можно считать истинным, если оно. Истина, истинное и ложное

Возможно ли совершение джаназа сразу над несколькими телами?

По мнению имама ан-Навави, лучше сделать отдельно над каждым телом джаназа молитву, чем сразу над несколькими телами.

Если джаназа намаз совершается, как для женщины, так и мужчины одновременно, то перед имамом сначала ставят тело мужчины или мужчин, и только потом женщин. Даже если речь идет о ребенке и женщине, если ребенок – мальчик, то тело ребенка ставят перед имамом, и только за ним ставят тело женщины.

Также джаназа-намаз совершали одновременно над несколькими покойными, среди которых были и женщины. В качестве доказательства приводят хадис, переданный Ибн аль-Джарудом, ан-Насаи и ад-Даракутни со слов Нафиа о то, что когда сразу над девятью телами умерших совершал намаз Ибн Умар, первыми перед имамом лежали мужчины, и только потом располагали женщин.

Можно ли совершать джаназа-намаз над не мусульманами?

Джаназа намаз по Сунне над неверными проводить не дозволено. Ислам запрещает просить в молитве за неверных перед Всевышним Аллахом, поэтому над неверными джаназа-намаз не совершают. Община мусульман единогласным своим решением запретила проводить джаназа-намаз над неверными.

В Священной Коране Всевышний Аллах говорит: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят).

Даже если умерший является мусульманину близким родственником, но был при жизни неверным, все равно нельзя за него испрашивать у Аллаха прощения, поскольку в аяте ат-Тауба сказано, что «Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для многобожников, даже если они были им близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они обитатели Огня!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 113-й аят).

Над кем Пророк Мухаммад ﷺ не совершал джаназа намаз?

Есть несколько категорий людей, над которыми джаназа намаз не делал Пророк Мухаммад ﷺ :

  1. человек, который имел долг: когда к нему обратился Абу Катада с просьбой сделать молитву над погибшим ансаром, Пророк Мухаммад ﷺ не делал этого, пока Абу Катада не пообещал выплатить долг умершего за него;
  2. самоубийца: хадис о том, что Пророк Мухаммад ﷺ не стал совершать джаназа намаз над таким человеком, приводят шейх аль-Альбани, Ибн Маджах и ат-Тирмизи;
  3. вор, который украл трофеи: приводят хадис, в котором рассказано, что Посланник Аллаха ﷺ не стал проводить молитву над человеком, который погиб при Хайбаре, но перед смертью своровал из трофеев, и Посланник Аллаха ﷺ знал об этом.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Джаназа

Джаназа – это те ритуалы, которые являются необходимыми в случае смерти мусульманина и обязанность совершения этих религиозных обрядов над умершим является коллективной.

Является обязанностью по отношению к умершему мусульманину совершить следующее: омовение умершему (гусуль), завернуть тело в кафан, выполнить Джаназа-намаз и похоронить.

Минимальный гусуль – это промыть все тело (кожу и волосы) водой чистой, пригодной для очищения (мутаhhира), кроме полоскания рта и промывания носа в том случае, если он не джунуб или если женщина умерла не в состоянии хайда или нифаса.

Минимальный кафан – для мужчины это два куска ткани: изар и лифафа, которые закрывают все тело от головы до ног, а для женщины – три куска ткани: платок (хымар) по одному мнению (по другому мнению – дир’ (рубаха), изар и лифафа. Нежелательно (макруh-тахримий) делать кафан меньше этого, если в этом нет необходимости. Сунной-му’аккада является добавить для мужчины комис (рубаха), а для женщины – дир` (или хымар, в зависимости от мнения) и хырка (ткань, стягивающая грудь и бедра, начиная с подмышек до колен).

Рукны намаза Джаназа:

  • Кыям – стоять.
  • Четыре такбира.

Условия намаза Джаназа:

  • намерение в сердце, например: «Намерился выполнить намаз с 4 такбирами для этого (-ой) мужчины (женщины), для этого (-ой) мальчика (девочки)»;
  • Таhарат от наджасы на теле, на месте моления и при себе (для умершего и имама);
  • Закрывание ‘аурата (как для умершего, так и для имама);
  • направление на Кыблу;
  • Чтобы умерший был мусульманином;
  • Омовение (у умершего и имама);
  • Присутствие тела умершего.

Намаз-Джаназа

1. После первого такбира выполняющий намаз восхваляет Аллаhа. Разрешается чтение суры «Аль-Фатиха» с намерением восхваления Всевышнего вместо этого.

2. После второго такбира читает салават Пророку, мир Ему и благословение. Лучше, если прочитает салават-Ибраhимийя.

3. После третьего такбира читает ду’а для умершего на арабском языке. Лучше читать ду’а, переданное от имама Абу Ханифа.

4. После четвертого такбира дается салям обязательно (ваджиб).

Минимальные требования к захоронению

Захоронить умершего так, чтобы скрыть запах и сохранить тело от хищных животных.

Сунной-му’аккада является похоронить умершего так, чтобы глубина могилы была чуть больше половины роста человека.

Является обязательным (ваджиб) направить умершего в сторону Кыблы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector