0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Декрет о отделении церкви государства. Декрет об отделении

Содержание

ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви — нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 23 января 1918 года. Декрет послужил основанием для начавшегося притеснения верующих, перешедшего затем в открытое гонение.

Полный текст документа

1. Церковь отделяется от государства.

2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.

3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.

Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.

4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными Обрядами или церемониями.

5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.

Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.

6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.

Из’ятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.

7. Религиозная клятва или присяга отменяется.

В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.

8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений.

9. Школа отделяется от церкви.

Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.

Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных «автономных и самоуправляющихся установлений.

11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.

12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

13. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ сбавляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

Страницы истории. 2 февраля 1918 года. Декрет Совнаркома об отделении церкви от государства

2 февраля 1918 года большевистский Совет народных комиссаров издает декрет об отделении церкви от государства. Это финальная черта под множеством мелких декретов и указаний начиная с Февральского переворота — некоторым ограничениям Церковь подверглась еще до власти красных.

В Российской Империи Церковь управлялась Синодом, учрежденным Петром по европейскому образцу. Синод исполнял функции государственного учреждения. Церковь служила государству — например, подменяла пенсионный институт, поскольку монастыри брали на полное обеспечение раненых и увечных воинов, вышедших в отставку. А до появления земств и земских школ Церковь отвечала за начальное образование в сельской местности. В церковно-приходских школах — низшее звено системы обучения — крестьянские дети начинали читать, писать, считать.

Церковь, как и многие в РИ, наступила на грабли Февральского переворота. Высшее священство поддержало заговорщиков в расчете на самостоятельность. И ничего не выгадало.
Уже Временное правительство объявило свободу совести и религиозного самоопределения с 14-летнего возраста. Тогда же все церковно-приходские школы переподчинили Министерству народного просвещения.

Затем поколебал позиции церкви большевистский декрет о земле, национализировавший все владения. Еще Церковь лишили права регистрации браков, рождения и смертей в пользу государственных ЗАГСов.

Потом красные прекратили государственное субсидирование религиозного образования. А в декабре 1917 года вышел декрет о передаче всех церковных учебных заведений — от сельских церковно-приходских школ до Духовных академий и семинарий — Народному комиссариату просвещения. Передавались государству и все без исключения активы, вплоть до школьных библиотек. При образовании РККА уволили всех военных священнослужителей.

Наконец, началась подготовка к последнему удару. Разработкой декрета об отделении церкви от государства занимался цвет красной интеллектуальной элиты.
Латыш Стучка, внебрачный сын и пасынок внебрачного сына-поляка Луначарский, поляк Рейснер, будущий палач Соловков, Петр Красиков и священник Михаил Галкин.
Забавно, что Галкин — в РИ автор бестселлера о подвигах монахов — в советской России стал одним из лидеров «Воинствующих безбожников». Активный троцкист, Галкин вовремя потеряет партийный билет и выживет в сталинской мясорубке.

2 февраля 1918 года декрет, окончательную версию которого вычитал сам Ульянов-Ленин, выходит.
Официально объявлено об отделении церкви от государства, запрещено любое религиозное образование в учебных заведениях, отменены присяга и прочие религиозные клятвы, любым религиозным организациям запрещено владеть какой-либо собственностью и образовывать юридические лица.

Под декретом подписались все без исключения члены Совета народных комиссаров.


Разграбление храмов большевиками

Отделение церкви от государства вызвало как протесты у православного духовенства, так и бурную радость сектантов: баптистов, евангелистов и т. д.

Так, двоюродный дедушка нынешнего певца путинской империи, публициста Проханова, был видным деятелем баптистов в России, Иван Проханов — не уставал возносить Ильича и славить большевиков.
Красные действительно поначалу сквозь пальцы смотрели на сектантов, чтобы ослабить Православную церковь. Но когда власть большевиков окрепла и все — включая большевиков — поняли, что это надолго, пришел черед вчерашних подпевал.

С началом коллективизации и индустриализации начались гонения на религию как таковую. Товарищ Иван Проханов после пары приводов в ВЧК все понял, распихал ворованные бранзулетки по карманам и свинтил из освобожденной от царизма России. Напоследок заявил, — в угоду большевикам и чтобы выпустили — что служить в Красной армии должны и евангелисты.

Хорошо погромив Церковь, большевики использовали ее остатки в своих интересах. До конца 20-х годов религиозные праздники оставались нерабочими днями, как и в дореволюционные времена. После прихода бывшего семинариста Джугашвили — Сталина — порядок навели, и все эти праздники отменили.

100 лет назад в РСФСР был принят декрет об отделении церкви от государства

Конфискация церковной собственности, 1922 год

Wikimedia Commons

Вплоть до 1917 года в России церковь шла с государством рука об руку, хотя и находилась в подчиненном ему положении. Такие порядки ввел Петр I, упразднивший Патриаршество и учредивший Святейший правительствующий синод — высшую законодательную, административную и судебную инстанцию Русской православной церкви.

При этом в личных документах подданных Российской империи указывалось их вероисповедание. Они не всегда отражали реальные религиозные убеждения людей, а беспрепятственно сменить вероисповедание можно было разве что при переходе из иного исповедания в православие. Лишь в 1905 году был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости», несколько улучшивший ситуацию.

В июле 1917 года Временным правительством был издан закон «О свободе совести», регламентировавший свободу религиозного самоопределения человека по достижении 14 лет. Это вызвало протесты со стороны Синода.

Также с приходом к власти Временного правительства Всероссийский поместный собор обсудил вопрос о восстановлении патриаршества. Далеко не все его участники поддерживали такое решение. Однако после Октябрьской революции и прихода к власти большевиков споры прекратились и патриаршество было решено восстановить. Патриархом в ноябре 1917 года был избран святитель Тихон.

К тому времени уже начались стычки церкви и советской власти. В октябре был издан «Декрет о земле», согласно которому земля больше не являлась частной собственностью и была передана в пользование «всех трудящихся на ней». Сюда входили и все церковные и монастырские земли «со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями». В декабре Закон Божий в образовательных учреждениях был переведен из обязательных предметов в факультативные. Было прекращено финансирование духовных учебных заведений.

Читать еще:  Вопрос священнику проблемы на работе с начальством. Как наладить отношения в коллективе? В церковь - на работу

Наконец, все учебные заведения духовного ведомства вместе со всем имуществом были переданы в Комиссариат.

Семейное законодательство тоже претерпело изменения. В декабре 1917 года появились декреты «О расторжении брака» и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», лишившие церковный брак юридической силы.

В январе 1918 года были закрыты храмы придворного ведомства. Вышло постановление, упразднившее придворное духовенство. Помещения и имущество придворных храмов было конфисковано, но проводить в них богослужения дозволялось. В дальнейшем была конфискована и иная церковная собственность, в частности, типографии и армейское имущество.

В этот период патриарх Тихон издал воззвание, гласившее:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной… Гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани».

2 февраля 1918 года был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Он вступил в силу 5 февраля, когда был опубликован в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства».

«Церковь отделяется от государства», — гласил первый пункт декрета.

В остальных отмечалось, что «каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой» и запрещалось «издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан».

Религиозные воззрения больше не являлись поводом для уклонения от выполнения гражданских обязанностей. Отменялись религиозные обряды, связанные с действиями «государственных и иных публично-правовых установлений».

Кроме того, декрет запрещал преподавать религиозные вероучения в учебных заведениях — теперь делать это можно было лишь частно. Были запрещены и поборы в пользу церковных и религиозных сообществ. Также они теперь были лишены права собственности и не имели прав юридического лица. Все имущество церковных и религиозных сообществ было объявлено народным достоянием.

Представители церкви рассматривали происходящие реформы как «злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против нее гонения».

«Соборное постановление по поводу декрета совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства», изданное после вступления декрета в силу, гласило: «Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к православной Церкви и навлекает на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви».

Патриарх Тихон призывал народ: «врагам церкви. противопоставьте силою веры вашего всенародного вопля, который остановит безумцев».

В городах устраивались крестные ходы. В целом, они проходили довольно мирно, однако несколько раз были и столкновения с властями, сопровождавшиеся кровопролитием.

Положения декрета систематически дополнялись новыми распоряжениями — например, об упразднении должностей законоучителей всех вероисповеданий. Также в феврале было издано постановление, гласившее, что «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, состоящих в ведении Народного комиссариата по Просвещению, и исполнение каких-либо религиозных обрядов в стенах школы не допускается».

Летом было предписано закрыть все духовные учебные заведения, в том числе частные, и передать их здания местным органам власти. Впрочем, совершеннолетние граждане имели право посещать богословские курсы. Таким образом, образовательная сфера теперь полностью находилась в ведении государства.

Декрет заложил основы атеистического воспитания в СССР.

Активная конфискация церковного имущества началась почти сразу после принятия декрета. Ближе к осени Наркомюст издал дополнительные инструкции, предписывающие изъять все средства, находившиеся «в кассах местных храмов и молитвенных домов, у церковных старост, казначеев, приходских советов и коллективов, у настоятелей храмов, у благочинных, у епархиальных и уездных наблюдателей церковно-приходских школ, бывших духовных консисториях, в капиталах епархиальных архиереев, в Синоде, в Высшем церковном совете, в так называемой «патриаршей казне».

Сами храмы и реквизит для религиозных обрядов могли быть переданы в пользование религиозным общинам на основании специального договора.

В дальнейшем советское законодательство продолжило отделять атеистов от верующих. Если в 1918 году Конституция РСФСР гарантировала «свободу религиозной пропаганды», то в дальнейшем это словосочетание изменилось на «свободу вероисповеданий», а затем — просто на «свободу отправления религиозных культов».

Декрет был отменен 25 октября 1990 года. Современные положения законодательства Российской Федерации гласят, что

«Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» и «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Также современное законодательство дает религиозным организациям возможность создания юридического лица и право собственности.

Декрет Совнаркома об отделении Церкви от государства; Церковь была лишена прав юридического лица и всего имущества

23.01.1918 (5.02). — Декрет Совнаркома об отделении Церкви от государства; Церковь была лишена прав юридического лица и всего имущества

Декрет о свободе ограбления Церкви

20 января, на следующий день после оглашения послания Патриарха Тихона с анафемой большевикам (в связи с их нападением на Александро-Невскую Лавру) в Петрограде ближе к ночи созывается заседание Совнаркома. На нем нарком юстиции И.3. Штейнберг и заведующий отделом Наркомюста М. Рейснер представили проект декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». С учетом ряда ленинских поправок и дополнений декрет принимается этой датой, а наутро, 21 января, текст его публикуется в газетах «Правда» и «Известия». (Официально он почему-то был датирован 23 января/5 февраля как Декрет «Об отделении церкви от государства, а школы от церкви», поэтому мы ставим его в календаре на эту дату.)

Формально этот декрет отменял «феодально-буржуазные ограничения свободы совести», когда, по словам Ленина, «церковь была в крепостной зависимости от государства, а русские граждане были в крепостной зависимости у государственной церкви, когда существовали и применялись средневековые, инквизиторские законы, преследование за веру или за неверие, насиловавшие совесть человека…». Декрет отменял всякую «дискриминацию граждан в связи с их отношением к религии», то есть устранял ранее существовавшее деление религиозных организаций на «господствующие» (Православие), «терпимые» (мусульманство и др.) и «гонимые» (иудаизм) – все они становились равноправными «частными обществами», которые образуются на добровольных началах. При этом декрет гарантировал также право не иметь религиозных убеждений, быть атеистом.

На деле этот декрет был направлен против «господствующей» Православной Церкви и означал лишение ее всего имущества, созданного за предыдущее тысячелетие нашими предками: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют». Законные собственники могли с этих пор получать лишь в пользование здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, по особым постановлениям властей.

Поместный Собор расценил этот декрет как «злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения» и призвал верующих следовать призыву Патриарха. Послание патриарха от 19 января, постановление и воззвание Собора широко распространялись по стране в различных брошюрах, журналах, газетах, листовках и иных изданиях Поместного собора, епархиальных и церковных советов, в проповедях приходского духовенства. Вот одна из листовок – «Анафема патриарха Тихона большевикам»:

«Патриарх Московский и всея России в послании… обнажил меч духовный против извергов рода человеческого – большевиков и предал их анафеме. Глава Православной Церкви Российской заклинает всех верных чад ее не вступать с этими извергами в какое-либо общение. Родители! Если дети ваши – большевики, требуйте властью, чтобы отреклись они от заблуждений своих, чтобы принесли покаяние в великом грехе, а если не послушают вас, отрекайтесь от них. Жены, если мужья ваши – большевики и упорствуют в служении сатане, уйдите от мужей ваших, спасите себя и детей от заразы, губящей душу. Церковь Христова призывает вас на защиту православной веры… Покайтесь, горячей молитвой призовите помощь Господа Сил и стряхните с себя «руки чужих» – исконных врагов веры Христовой, объявивших себя самозванно «народной властью»».

В январе–апреле 1918 г. по России прокатилась волна сопротивления попыткам конфискации церковного имущества. Организовывались массовые крестные ходы и богослужения на площадях и в общественных местах в поддержку Церкви. В адрес правительства направлялись коллективные петиции с угрозами народного сопротивления при реализации Декрета. В марте 1918 г. делегация Поместного собора посетила Совнарком и от лица ста миллионов русского населения потребовала отмены декрета.

Читать еще:  Геббельс был евреем. Обнаружен документ, свидетельствующий о еврейских корнях "идеальной арийки" магды геббельс

Большевики ответили усилением репрессий против верующих. Были расстреляны крестные ходы в Туле, Харькове, Воронеже, Шацке (Тамбовской губернии). Расстреляна толпа верующих при реквизиции имущества Белогорского подворья (Пермская епархия). 25 января в Киеве был убит митрополит Владимiр. (Поместный Собор установил позже на этот воскресный день или следующий за ним воскресный день ежегодное молитвенное поминовение «всех усопших в нынешнюю лютую годину исповедников и мучеников», что ныне отмечается как день памяти Новомучеников и Исповедников Российских). В конце сентября церковный Собор был распущен. Епархиальный дом, где в течение года он заседал, – опечатан. Хранившиеся там документы и материалы изъяты. Аресты, обыски, конфискация, тюремные заключения, убийства духовенства и активных мiрян стали в стране повсеместными; репрессии были распространены даже на Патриарха и близких его помощников…

Однако вследствие широкого народного сопротивления провести декрет в жизнь немедленно оказалось невозможным, к тому же положение жидобольшевицкой власти было ослаблено созданием Белой армии на Дону, восстаниями в разных городах. К осени 1918 г. многие из членов Собора примкнули к Белому движению. Вспыхнувшая гражданская война отодвинула для богоборцев задачу уничтожения Церкви на второстепенное место, хотя об антибольшевицких настроениях духовенства сообщалось в еженедельных сводках ВЧК о политической ситуации в стране (в них был предусмотрен специальный раздел «Духовенство»).

С окончанием гражданской войны большевики вновь бросают силы на разгром Церкви. Одновременно с объявлением торгово-либерального нэпа (новой экономической политики) они нанесли Церкви новый удар: началась кампания по вскрытию святых мощей и изъятию церковных ценностей в 1922 г. под предлогом «борьбы с голодом». Об этом говорится в нашем календаре в статье «Война Троцкого и Ленина против Церкви». (Однако в те же годы в в Москве в Марьиной роще строилась синагога, сооружение которой было завершено в 1926 г.)

ПС. Большевицкий декрет 1918 г. о лишении Церкви имущества до сих пор не отменен – всеми храмами владеет государство РФ. Суды и в 2006 г. отказывали церковным общинам в праве на возвращение зданий храмов.

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви

Декре́т об отделе́нии це́ркви от госуда́рства и шко́лы от це́ркви — нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. Устанавливал светский характер государственной власти, свободу совести и вероисповедания.

Содержание

Содержание декрета

  1. Провозглашение светского характера советского государства — церковь отделяется от государства.
  2. Запрет любого ограничения свободы совести, или установления каких бы то ни было преимуществ или привилегий на основании вероисповедной принадлежности граждан.
  3. Право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
  4. Запрет указания религиозной принадлежности граждан в официальных документах.
  5. Запрет религиозных обрядов и церемоний при совершении государственных или иных публично-правовых общественных действий.
  6. Акты гражданского состояния должны вестись исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений.
  7. Школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви — запрет преподавания религии. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом.
  8. Запрет принудительных взысканий, сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, а также запрет мер принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами.
  9. Запрет права собственности у церковных и религиозных обществ. Недопущение для них прав юридического лица.
  10. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ объявлены народным достоянием.

Значение и действие декрета

Декрет был подписан председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Ульяновым (Лениным), а также Народными Комиссарами: Подвойским, Алгасовым, Трутовским, Шлихтером, Прошьяном, Менжинским, Шляпниковым, Петровским и управляющим делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевичем.

Данный декрет чётко определил отношение новой власти к церкви и религиозным обществам. Устанавливался принцип светскости при осуществлении государственной власти. Никакой религии не могло отдаваться предпочтение, указание на вероисповедание или отсутствие такового не могло давать привилегий или преимуществ при занятии государственных должностей. Атеизм был приравнен в правах к исповеданию религии. В образовательном процессе преподавание религиозных предметов (Закона Божьего) в государственных общеобразовательных учебных заведениях не допускалось. Эти формулировки надолго стали основой светской политики СССР и стран социалистического лагеря.

Отмена права собственности у церкви и религиозных обществ привела к национализации и секуляризации земель и имуществ, ранее принадлежавших Русской православной церкви.

Запись актов гражданского состояния (сведения о рождении, смерти, браке) стала вестись исключительно государственными органами (ЗАГСами).

VIII Отдел Народного комиссариата Юстиции с января 1919 года планировал выпуск нового ежемесячного журнала «Революция и церковь». В нём планировалось размещать обзор распоряжений и разъяснений касательно отделения церкви от государства и школ от церкви [1] . Распространялся труд Бухарина «Церковь и школа в Советской республике» [2] .

Декретом начинался Свод Законов РСФСР (изданный в 1980-х годах в 8 томах). Декрет был признан утратившим силу постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР „О свободе вероисповеданий“».

ДЕКРЕ́Т ОБ ОТДЕЛЕ́НИИ ЦЕ́РКВИ ОТ ГОСУДА́РСТВА

  • В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 459

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ДЕКРЕ́Т ОБ ОТДЕЛЕ́НИИ ЦЕ́РКВИ ОТ ГОСУДА́РСТВА, рас­про­стра­нён­ное на­зва­ние дек­ре­та СНК РСФСР «О сво­бо­де со­вес­ти, цер­ков­ных и ре­ли­ги­оз­ных об­ще­ст­вах». При­нят 20.1(2.2).1918. Дек­рет про­воз­гла­сил прин­цип сво­бо­ды со­вес­ти (этот прин­цип был уже дек­ла­ри­ро­ван Врем. пра­ви­тель­ст­вом в 1917), от­де­ле­ние Церк­ви от го­су­дар­ст­ва (что, в ча­ст­но­сти, оз­на­ча­ло ли­ше­ние Рус. пра­во­слав­ной це­рк­ви гос. фи­нан­си­ро­ва­ния). Под­чи­нил цер­ков­ные и ре­лиг. об­ще­ст­ва об­щим за­ко­нам о ча­ст­ных об­ще­ст­вах и сою­зах, в то же вре­мя ли­шил ре­лиг. об­щи­ны пра­ва вы­сту­пать в ка­че­ст­ве юри­дич. ли­ца и, со­от­вет­ст­вен­но, пра­ва вла­деть соб­ст­вен­но­стью. Дек­рет объ­я­вил иму­ще­ст­во цер­ков­ных и ре­лиг. об­щин «на­род­ным дос­тоя­ни­ем», та часть цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва, ко­то­рая пред­на­зна­ча­лась не­по­сред­ст­вен­но для бо­го­слу­же­ния, мог­ла быть по ре­ше­нию гос. ор­га­нов пе­ре­да­на ве­рую­щим в бес­плат­ное поль­зо­ва­ние. Под­твер­дил пе­ре­да­чу свет­ским вла­стям из ве­де­ния Церк­ви ре­ги­ст­ра­ции ак­тов гражд. со­стоя­ния [объ­яв­ле­на дек­ре­та­ми ВЦИК и СНК от 16(29).12.1917 и 18(31).12.1917] и учеб­но-вос­пи­та­тель­ных уч­ре­ж­де­ний [объ­яв­ле­на по­ста­нов­ле­ни­ем по Нар­ко­ма­ту нар. про­све­ще­ния от 11(24).12.1917]. Дек­рет за­пре­тил пре­по­да­ва­ние ре­лиг. дис­ци­п­лин в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Про­воз­гла­сил за­ме­ну ре­лиг. клят­вы или при­ся­ги тор­же­ст­вен­ным обе­ща­ни­ем, за­пре­тил ука­зы­вать в офиц. ак­тах ре­лиг. при­над­леж­ность гра­ж­дан, а так­же со­про­во­ж­дать дей­ст­вия го­су­дар­ст­вен­ных и иных пуб­лич­но-пра­во­вых ин­сти­ту­тов ре­лиг. об­ря­да­ми или це­ре­мо­ния­ми. Осн. по­ло­же­ния дек­ре­та во­шли в Кон­сти­ту­цию РСФСР 1918. Реа­ли­за­ция дек­ре­та встре­ти­ла ак­тив­ное со­про­тив­ле­ние со сто­ро­ны ду­хо­вен­ст­ва и ве­рую­щих Рус. пра­во­слав­ной церк­ви, а так­же не­ко­то­рых др. ре­лиг. кон­фес­сий.

    100 лет назад Церковь отделили от государства

    Приблизительное время чтения: 1 мин.

    100 лет назад, 2 февраля 1918 года, был принят декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

    Декретом был установлен светский характер государственной власти, провозглашена свобода совести и вероисповедания, религиозные организации лишены прав юридического лица и собственности.

    Церковь отреагировала на декрет крайне отрицательно. Поместный Собор издал постановление, в котором говорилось: «Изданный Советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения. ».

    Декрет стал основой для развертывания в стране широкой атеистической пропаганды, изъятия церковного имущества, захвата храмов и монастырей. Десятки тысяч священников и церковнослужителей были репрессированы. Лишь в октябре 1990 года декрет был отменен постановлением Верховного Совета РСФСР.

    Читайте также:

    О трагических событиях 1917-1918 годов в России подробнее читайте здесь.

    Фото на заставке: Святитель Тихон как московский митрополит благословляет ударный батальон перед отправкой на фронт, 1917 год, Москва,Красная площадь (фото из журнала «Искра»)

    Справедливо ли церковь отделили от государства? Давайте и я разберусь. Первыми отделила церковь от государства Франция и её «революция» с обезглавленной головой Марии-Антуанетты и падением манахии. Мария-Антуанетта сутками проводила за молитвой, но «бог» оказался бессильным. Репутация церкви, как защитницы была полностью подавлена и подорвана. Церковь и представляет защиту и интересы «наместников». С ними жестоко расправились и церковь была отделена от государства. В 1917 история повторилась в Российской империи. Шли годы, менялась мода и нерушимый Советский союз в одно мгновение прекратил своё существование и церковь стала оживать. Религия — это культура страны и корневые её традиции. На любой праздник все без исключения выполняют или просто понимают повседневные традиции: покупают подарки, цветы, накрывают праздничный стол, одевают праздничные одежды. Это культура и это традиции. Религия — это та же традиция. У одних её много у других нет или по возможности или по душевной необходимости. Должна быть ли церковь отделена от государства? Я с 25 лет владею гипнозом. Мне профессионально понятна «магия слова» или просто «молитва». Не всегда «боже, помолимся», смешно. Если взять с научной стороны и доказанные эксперименты с мозгом, где утверждают, что мозг человеком используется на 1, а другие на 10-20 процентов, то я, как профессионал могу уверенно предположить, что «магия слова» именно та область мозга, которая у человека находится в бездейственном состоянии. В религии это молитва. На столе есть много блюд и человек выбирает для себя то, что что ему по вкусу. В библии есть много текста и молитв, можно для себя выбрать самое близкое. Религия — это культура нации и как её государство представляет такая и духовность нации. Франция и без церкви передовое государство в мире с уровнем жизни намного выше России. Согласна. Но в какую страну мира после 1917 года было вывезена вся золотая казна Российской империи? Вспомним, что один из двоюродных братьев Николая II, который был как две капли воды похож на императора Российской империи был французом. Религию нужно понимать. «Где твой бог когда тебя убивают?» Ответ простой. Он вместе с убиенной. Для того, что бы «бог помог» нужно понимать религию на научном уровне, а молитву, как компьютерную программу. По такому же принципу и происходит действе заклинаний. «Да, пошёл ты ..». И заметьте, что именно это действие начнёт вас преследовать и проявляться.
    М. Горбачёв вошёл в историю не как глава СССР, страны о которой уже никто не помнит, а тем более о её лидерах. Он вошёл в историю тем, что развалил почти без единого выстрела, учитывая территорию, «союз могучих, нерушимых республик». Развалил страну, которая доминировала в мире бессмертием.
    Возврат исторического статуса церкви, как культуры в нации, вернув её государственный статус — это возможность кому-то войти в историю.
    Кроме разных функций церковь имеет неоспоримый авторитет у людей преклонного возраста. Люди в возрасте чаще хотят быть ближе к богу. Старость в странах, а тем более в бывшем СССР с её «домами престарелых» вызывают ужас и страх. Если бы церковь с государственным статусом взяла на себя область «домов престарелых», которые имели бы вид монастырей божьих и находились при церкви, то встреча с богом была бы праздником, а не мучением людей, умирающих, как животные.
    Не церковь соперница государству, а время ставит всё на свои места.

    Читать еще:  Масленица в 2020 году: 24 февраля — 1 марта

    «Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

    Новости

    В этот день.

    Последние новости

    В этот день

    5 февраля 1918 г. опубликован Декрет Об отделении церкви от государства и школы от церкви

    В этот день, 103 года назад, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля по нов. ст.) 1918 года Декрет о светском государстве опубликован в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства» , после чего вступил в силу.

    Во времена феодальной Руси действовала свобода вероисповедания, поэтому в разных регионах доминировали разные религии.

    Однако с началом становления монархии религия всё больше стала соединяться с престолом, фактически выполняя роль идеологической ветви власти.

    Значительное сближение церкви и престола произошло при Иване Грозном, который провёл ряд религиозных походов, тем самым распространяя действие государственной религии на новые территории.

    Но самое большое влияние на развитие церкви произвёл первый император Российской Империи Пётр I, который после начала западнизации русских земель воспользовался опытом протестантской церкви и фактически ввёл православную церковь в состав государственного аппарата, после чего она стала именоваться господствующей религией.

    Это было сделано путём учреждения соответствующего правительственного ведомства — Святейшего правительствующего синода, а также введением должности обер-прокурора при Синоде, позволившие церкви стать полноправной идеологической опорой монархическому строю.

    После данного нововведения в государстве появились законодательная, административная и судебная церковные инстанции, а в личных документах российских подданных появилась строка отображающая их вероисповедание.

    Это вызывало многочисленные религиозные конфликты в обществе, которые во время так называемой Первой русской революции вынудили императора Николая II издать Указ «Об Укреплении Начал Веротерпимости» , которым он хоть и уменьшил общественный конфликт, но тем самым подорвал идеологическую основу своего правления.

    Хотя это было далеко не единственной причиной падения монархии, которая к началу Первой мировой войны объективно исчерпала свои возможности как система управления крупным государством, поэтому после Февральской Буржуазной революции ограничения идеологической основы монархии продолжились в виде издания Закона «О свободе совести» от 14 июля 1917 года .

    Это в свою очередь вызвало конфликт между Временным правительством и синодом, так как юридически правовой статус церкви всё ещё оставался господствующим .

    Данный конфликт привёл к упразднению синода и восстановлению патриаршества , которое в своё время было отменено ещё Петром I.

    Но кардинальные перемены произошли после свершившейся 7 ноября 1917 года Великой Октябрьской Социалистической революции, благодаря которой было начато строительство государства с социалистической идеологией, то есть на основе равноправия граждан, что в первую очередь было отражено в Декрете об уничтожении сословий и гражданских чинов от 23 ноября 1917 года.

    Это усилило конфликт церкви и теперь уже новой власти, так как в церковной идеологии поддерживающей сословное деление в обществе, теперь не было никакой потребности.

    Следствием чего у церкви стали забирать властные полномочия, такие как регистрация браков и разводов, ведение исторических архивов, ведение идеологической пропаганды и назначение государственных праздников.

    Это вылилось в многочисленные конфискации церковного имущества полученного во время монархического строя, а также юридическое разделение государства и церкви, выраженное в Декрете от 5 февраля 1918 года.

    Данным Декретом церковь не только выводилась из системы государственного управления, но и лишалась права влиять на образовательные процессы, которые из-за царских ограничений привели к полному упадку данной сферы, что срочным образом пришлось исправлять Советской власти, путём массовой ликвидации безграмотности.

    Причём инициатором данного Декрета стал бывший церковный служащий — настоятель М. Галкин, который «с тяжёлым камнем полного неверия в политику официальной церкви» предложил ряд мер , впоследствии ставших основой нормативно-правовой базы по ограничению церковной власти.

    Руководство церкви конечно же официально обратилось к В. Ленину с просьбой не вводить в действие данные правовые нормы, но оно осталось без ответа.

    Поэтому, помимо всего прочего, на основании Декрета:

    — стало запрещено издавать законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан;

    — граждане получили право исповедывать любую религию или не исповедывать никакой;

    — религиозным организациям стало запрещено нарушать права граждан и общественный порядок ;

    — введён запрет на уклонение от исполнению своих гражданских обязанностей на основании религиозной принадлежности;

    — отменена обязанность граждан приносить церкви религиозную клятву, присягу или платить принудительные взносы;

    — все церковные и религиозные общества стали подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах ;

    — церковные и религиозные общества были практически приравнены к НКО, так как были лишены права на регистрацию как юридическое лицо владеющее какой либо собственностью;

    — всё имущество существующих в России церковных и религиозных обществ было объявлено народным достоянием.

    В итоге большая часть описанных в Декрете прав стали нормой не только в России, но и в большинстве стран мира, став основой для построения светских государств.

    Однако после разрушения СССР Декрет был отменён Верховным Советом РСФСР 25 октября 1990 года, с заменой его действия на Постановление «О порядке введения в действие Закона РСФСР „О свободе вероисповеданий“», на основании которого церкви вернули возможность создания юридического лица и регистрации права собственности .

    Помимо того, на государственном гербе РФ снова появились монархические символы, а установленный Б. Ельциным государственный строй позволил начать процессы, ведущие к восстановлению сословного деления в обществе.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector