0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит увидеть образы 12 апостолов. Апостолы

Содержание

Икона 12 апостолов

Великое дело начинается с малого. Может ли небольшая группа людей изменить жизнь большей части человечества? Именно это сделали 12 простых мужчин, которых выбрал из большого количества своих последователей Иисус Христос. Почитаемая православная икона «12 апостолов», изображает ближайших учеников Спасителя, выбранных им для несения Слова Его всем людям на земле.

История апостолов

В Святом Писании указывается, что Христа в странствиях сопровождало множество людей. Лишь небольшая группа из них называется апостолами — посланниками и слугами Спасителя. В Писании говорится о 70 учениках, которые по велению Иисуса Христа парами отправились проповедовать христианство по миру.

Но все христиане знают имена самых известных приближенных к Божьему Сыну людей — 12 мужей, бывших рядом с ним в последние земные годы. После окончания земного пути Учителя, они ушли в мир, чтобы нести Слово Его.

Интересно: Павел — один из двух первоверховных апостолов, не входит в число ни одной из двух групп. Он был призван Господом после чуда Воскрешения и Вознесения Спасителя в Царство Небесное, но за твердую веру и большое усердие в деле распространения Веры его почитают как наиболее почитаемого христианского святого.

Читайте об апостолах Христа:

Символизм числа 12

Избрание в число избранных учеников 12 человек имеет глубоких символический смысл. Ко времени начала земной жизни Господа из 12 израильских родов сохранились полностью лишь 2. Евреи были убеждены, что настанет время, когда Господь соберёт всех потомков исчезнувших колен на земле израильской и восстановит их народ.

Избрание 12 апостолов — первый шаг на пути появления нового богоизбранного народа, в который войдут люди многих национальностей, объединённые единой Церковью — Новым Израилем.

Кто изображён на иконе

На Святом образе запечатлены святые мужи, указанные во втором варианте списка 12 апостолов, уточненном после предательства Иуды Искариота. В него входят следующие предстоятели:

  1. Андрей — рыбак, родившийся в городе Вифсаида. Решивший посвятить себя служению Создателю, он пришёл к Иоанну Крестителю на реку Иордан и стал его учеником. Он первым пошёл за Иисусом Христом, уверовав в божественную суть его. Андрей Первозванный особо почитается у восточнославянских народов, так как по преданию он проповедовал в их землях, предсказав появление на днепровских холмах Киева. Его распяли на Х-образном Кресте в городе Патры.
  2. Пётр (Симон, Кифа) — один из первых учеников Спасителя. Он трижды отказался от Учителя, плененного иудейским первосвященником, но искренне раскаялся в содеянном поступке и был прощен. Твердость его веры сделала его первым среди учеников Христа. Пётр проповедовал восточным народам и бриттам; стал первым епископом Рима. Принимая мученическую смерть через распятие на кресте, попросил своих мучителей повернуть его головой вниз, так как не считал себя достойным умереть также как Иисус Христос.
  3. Иоанн Богослов (Зеведеев), прозванный так за цитирование проповедей Христа в своих сочинениях, составляющих основу Нового Завета. Он единственный из первых проповедников, доживших до глубокой старости и умерший своей смертью. Иоанн не покидал Учителя ни на допросах, ни во время мучений на Голгофе. Он заботился о Богородице после смерти Христа.
  4. Иаков Старший Зеведеев — брат Иоанна Богослова, являющийся Небесным покровителем Испании, так как проповедовал в этих землях. Принял мученическую смерть через усекновение головы мечом.
  5. Филипп — третий из призванных мужей, проживающий в родном городе Петра и Андрея. Несколько раз упоминается в Священном Писании, в том числе в эпизоде раздачи пяти хлебов и двух рыб тысячам людей, а также в истории знакомства Иисуса с Варфоломеем. Ему выпал жребий нести Слово Господа жителям Эфиопии, Аравии, Греции и Фригии. Филиппа распяли на кресте вниз головой.
  6. Варфоломей, призванный в служение вслед за Филиппом, с которым проповедовал народам Малой Азии. Самостоятельно он побывал в Индии и Армении. Его и Иуду Фаддея считают основателями Армянской церкви. Варфоломей закончил земной путь в Армении, где его сначала распяли на кресте, затем с ещё живого сняли кожу и обезглавили.

Житие приближенных учеников

Считается, что группа из 12 человек сформировались за три года до мученической смерти Спасителя на Кресте. Практически все эти люди происходили из бедных слоев общества. Отказавшись от привычной жизни, они посвятили себя служению Господу и выполнению его заветов. В Писании приводятся примеры сомнений, душевных терзаний и неправильного толкования слов Спасителя. Этим подчёркивает, что даже самые близкие к Господу люди подвержены влиянию первородного греха. И только следование наставлениям Иисуса Христа и излитие на них Святого Духа помогли понять двенадцати посланникам мудрость и истинный смысл слов Господа.

Совершая своё великое служение, они, подобно Христу, претерпели множество физических испытаний и лишений, но сохранили твердость Веры и проповедовали христианство среди язычников. Большинство из 12 апостолов завершили свой земной путь, приняв мученическую смерть. Войдя в Царство Небесное, они заняли место около престола Божьего, а в день Страшного Суда вместе со Всевышним будет судить всех живых и почивших людей.

Значение иконы

Праведная и подвижническая жизнь ближайших учеников Христа — пример поведения и жизненной позиции для каждого христианина.

Иконописный образ 12 апостолов напоминает людям о преданности и самоотверженном служении, наградой за которое стала вечная жизнь рядом с ним в Царстве Божием.

Иконография

Первые совместные изображения апостолов появляются в церковной живописи в III-IV вв. В церковной традиции не сложился чёткий канонический образ 12 апостолов. Главное, чтобы на святом образе имелось изображение всех ближайших учеников Христовых. Выделяются два иконографических образа, сложившихся XIV-XV вв.:

  1. Византийская иконописная традиция размещает фигуры апостолов в полный рост в несколько рядов. Все они держат в руках символы христианского учения — свитки. У святых мужей, участвовавших в создании Святого Писания, свитки заменены на кодексы. На некоторых иконах апостолы изображаются с символами мученической смерти (Пётр с мечом; Андрей с косым крестом; Варфоломей с ножом). Иногда в состав композиции входит церковной здание, символизирующее единую христианскую Церковь, которую они основали.
  2. Параллельно с византийской иконографией складывается древнерусская традиция изображения Собора двенадцати апостолов. Русские мастера изображали их в виде виноградной лозы. В её верхней или центральной части помещён лик Спасителя, а в завитках поясные изображения его учеников. В некоторых изводах рядом с фигурой Господа размещают изображения Богородицы и Иоанна Крестителя.

Читайте об иконах апостолов:

О чем молиться и в чем помогает икона

Перед иконой православные люди молятся о следующем:

  • о мире и любви между людьми;
  • об укреплении духа и веры;
  • о помощи в трудных жизненных ситуациях;
  • об излечении физических и душевных недугов.

Ежедневная молитва перед этим святым образом помогает защититься от злых сил и противостоять искушениям.

Почитаемая икона 12 апостолов — символ твёрдости веры, человеколюбия, смирения и кротости. Именно эти качества помогли ученикам Господа распространить Слово Его по всему миру и построить Новый Израиль — Христианскую Апостольскую Церковь.

Апостолы Христовы: Двенадцать

Выберите раздел серии

Апостолы Христовы: Двенадцать
Кто они такие?

Мы с вами, дорогие, приступаем к знакомству с чрезвычайно интересной и полезной темой. Мы поговорим об Апостолах Христовых.
Кто эти люди? Люди, составившие ту группу, которой Христос поручил священную миссию: донести Евангелие до всего мира?
Мы будем говорить о каждом Апостоле лично. Сегодня – вводная тема к нашему повествованию, а затем познакомимся с Апостолами Христовыми поименно.
Не просто приоткройте для себя через эти очерки личность каждого Апостола, но мысленно обратитесь к нему с молитвой, приобретите себе друга на Небесах. Почувствуйте сердцем близость к нам этих людей, про которых мы часто незаслуженно забываем (может быть, про Ап. Петра и Павла еще помним, а другие. ), но которые, тем не менее, были для Христа самыми близкими людьми (после Матери).

Кто такие Апостолы?
«Апостол» (греч.апостолос ) означает «посланник». Этим известным греческим словом обозначаются люди, призванные Иисусом Христом, ставшие Его Учениками и отправленные Им на проповедь Евангелия и на устроение Церкви.

Почему Двенадцать?
Не поддается никакому сомнению то, что Христос хотел создать Новый народ, который Он наименовал Церковь. Так вот, основание этого Народа было положено созданием общины Двенадцати. «Двенадцать» было их именем и сущностью. Они – представители и предвозвестники Нового Израиля, посланцы к Израилю сегодня и его судьи в конце времен. Это разъясняет особый характер их призвания, а именно – быть вполне определенным кругом, который нельзя расширить по желанию. О важности поддержания этого числа в его целостности, пока они осуществляют свою миссию, свидетельствует хотя бы стремление Апостолов восстановить число после предательства Иуды (См.: Деян. 1, 15-26). На место отпавшего Иуды избирается Матфей.
Число 12 выбрано не случайно. Число 12 как число колен Израилевых (по числу сыновей Иакова, от которых и произошел весь народ Божий) было священным числом, обозначающим «число совершенства». Именно это число в сознании иудеев стало обозначать полноту народа Божьего. Ко времени проповеди Христовой осталось всего два с половиной рода из двенадцати родов израильских: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р. Х.), считались исчезнувшими. Лишь при наступлении эсхатологических времен, как считали евреи, Бог приведет эти исчезнувшие, растворившиеся среди других, ассимилировавшиеся народы на родину и таким образом восстановит состоящий из двенадцати родов народ Божий. Избрание Христом Двенадцати недвусмысленно свидетельствует, что наступает это долгожданное время, наступает эсхатологическая эпоха.
Однако вместо того, чтобы где-то собирать эти исчезнувшие двенадцать родов, то есть вместо того, чтобы восстанавливать прежний, Ветхий, Израиль, Христос создает Новый Израиль: Церковь. Для этого Христос избирает 12 родоначальников Нового Божьего народа – Апостолов и посылает их в мир. Двенадцать составляют навеки основу Церкви: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21, 14).

Дохристианские параллели с Новозаветными Апостолами
Уже с глубокой древности предпринимались попытки отождествить Апостолов Христовых с каким-то институтом, существовавшим в дохристианские времена. Так, известно, что евреи посылали полномочных представителей для осуществления каких-то задач. Называли их шалиах.
Во время, близкое к служению Христову, такие посланцы, уполномоченные Синедрионом, осуществляли связь между иудеями, находящимися в рассеянии по миру, исполняли другие поручения. У евреев существовала даже важная формула, помогавшая понять место и значение шалиах: «Посланник человека, как и сам пославший» (Берахот V. 5). Эта формула показывала, что посланник обладает такими же юридическими правами, что и пославший его, то есть и говорит, и действует так, как бы говорил и действовал сам пославший.
Если мы вспомним высказывание на эту тему Христа, мы увидим, что Спаситель к миссии своих посланников относится так же: «Раб не больше Господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Ин. 13, 16). Они – Его продолжатели, Апостолы приносят Весть Христову как полномочные представители Христа всему миру.
Однако, сближая служение Апостолов с существовавшими в иудаизме институтами, нельзя считать их тождественными. Апостолы получили не юридические права, а благодать; они посланы не с административными целями, а с харизматическими. Их задача: быть свидетелями о Иисусе Христе и продолжателями Его дела. Все самое главное (Спасение мира, примирение мира и человека с Богом, ниспослание Святого Духа и проч.) совершено Христом, задача же Апостолов не в пример скромнее:
– сообщить миру о свершившемся;
– и таким образом позволить каждому человеку принять Спасение и благодать.

Задачи Апостолов
Апостолы воспламеняют души людей Благовестием, основывают христианские общины, молятся о нисхождении на людей Духа Святого.
Служение Апостолов динамично; оно заключается в распространении христианского Благовестия до пределов земли. «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян 6. 2), – говорят Апостолы, подчеркивая, что не могут позволить себе даже попечения о нуждах христианской общины ввиду другого, для них приоритетнейшего, служения – служения словом. Об этом же читаем и у Ап. Павла, призванного Самим Христом и получившего от Него Апостольское назначение: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16)

Если мы будем помнить об этой задаче уникального Апостольского служения, мы поймем категоричные слова древнехристианского документа «Дидахи» (начало 2-го века): «Относительно же апостолов и пророков согласно повелению Евангельскому так поступайте. Всякий Апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь. Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три дня, то он лжепророк. Уходя же, Апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк».
Мы видим, что Апостол –это человек, который не должен знать никакой жизни и никакого служения, кроме Благовестия. Его задача –основание общины и приведение людей ко Христу. Дальнейшее окормление общины лежит на других людях (епископах, священниках), Апостол же должен спешить дальше, туда, где еще не знают о Христе. Православная Церковь считает, что служение Апостолов в нашем мире может иметь место и поныне. Целый ряд людей, отправившихся в новые земли, проповедавших на территориях, не знавших о Христе, порой с угрозой для жизни, были названы в Церкви равноапостольными. Таковы:
Мария Магдалина (проповедь в Галлии – нынешняя Франция);
Нина (Грузия);
Император Константин и его мать царица Елена (Италия и другие земли);
Князь Владимир и княгиня Ольга (Русь);
Епископ Николай (Касаткин) (Япония) и др.

Почему призваны именно эти люди?
Во все времена люди пытались понять: почему Христос призвал в число Своих учеников именно этих людей, а не иных? Мы можем приводить любые аргументы за или против той или иной идеи, но надо сказать, что мы не знаем достоверно, почему были призваны эти, а не другие. «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были» (Мк. 3, 13-14). Кого Сам хотел – ключевая фраза для понимания того, почему призваны эти, может быть, несовершенные, а то и прямо недостойные, как Иуда, а не другие.

Призвание это случилось не вдруг, не спонтанно. Когда Христос начал Свое служение, к Нему приходило много людей. Многие считали себя в той или иной степени Его учениками. Кто-то приходил, кто-то уходил…
Создание общины Двенадцати произошло скорее всего во второй год служения Христова. «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк. 6, 12-13). Из этих слов Ап. Луки мы видим, что созданию этой общины предшествовала беседа Иисуса с Отцом Небесным.

Евангелия зафиксировали трогательный момент объяснения Христа с Апостолами по поводу смущающих многих слов и действий Иисуса: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 66-68).

Апостолы наделены особыми благодатными дарами
«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них Двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3, 13-15).
Про то, что Христос призвал кого Сам хотел, мы уже говорили. Теперь обратим внимание на вторую часть приведенного фрагмента. Христос создает группу учеников, чтобы они шли на проповедь, и для того, чтобы миссия их была успешной, чтобы люди верили им, Христос дает Апостолам благодатные возможности.
Способность к чудотворениям, которая была в первохристианское время у Апостолов, сегодня кажется многим сомнительной, ибо ныне мы таких способностей не наблюдаем. Но это неудивительно. Это объясняется тем, что Апостолы получили от Христа особые благодатные дары: «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 7-8). Дары эти способствовали тому, что мир уверовал во Христа, вдохновился Евангелием.
Перед Апостолами стояла невероятно сложная задача: сдвинуть с места заржавевшее колесо человеческой Истории…

Отношение мира к Апостольской проповеди
Спаситель предупреждал учеников: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10, 16). Эти слова могут показаться необычными, если вспомнить, что были сказаны Апостолам, отправлявшимся на проповедь в Галилее. Этот период проповеди был безмятежным. Апостолов принимали в домах, слушали, им оказывали уважение… Однако совсем иначе эти слова стали восприниматься учениками, когда Христос был распят и Его имя стало хулиться иудейскими старейшинами и духовными вождями. В самом Израиле Апостолы начали подвергаться преследованиям, еще страшнее их миссия оказалась за пределами Израиля, в языческих землях.
Апостол Павел так пишет о своем служении: «Я … был в трудах… в ранах… в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 23-27).
Апостольство – служение, которое имеет место во все времена Церкви. Ни отсутствие священного сана, ни женский пол – не помеха для осуществления этого служения (мы уже говорили, что трудившихся на ниве апостольского служения и преуспевших называют равноапостольными). Однако всякий христианин, который желает подвизаться в апостольстве, должен помнить, что служение это требует полной самоотдачи и сопряжено с трудностями и испытаниями.

О разных гранях Апостольского служения можно говорить долго, однако, раскрыв Евангелие, познакомимся с Двенадцатью столпами нашей веры поближе.

Икона 12 апостолов

Практически в каждой мировой религии помимо фигуры посланника Господа или пророка присутствует ряд людей, которые помогали распространять веру. В христианстве такими людьми являются апостолы, для почитания которых используется соответствующая икона 12 апостолов, где изображаются самые ближайшие ученики Христа, великие проповедники христианской веры.

По-гречески слово апостол и означает посланник, то есть указывает на основную деятельности этих людей. Они были посланы Христом для того чтобы распространять его веру по всей земле.

Проповедовать апостолы начали после Воскресения Христа и то не сразу, а после Пятидесятницы, когда обрели дары Духа Святого.

  1. Кто стал апостолами
  2. Имена 12 святых апостолов
  3. Значение иконы Иисус Христос и 12 апостолов
  4. Молитва перед иконой 12 апостолов

Кто стал апостолами

На самом деле группа учеников Христа сформировалась не сразу. Даже после знакомства со Спасителем многие апостолы продолжали рыбачить и оставили свои занятия только после чудес, которые Он явил. Теперь они стали «ловцами человеков», а не рыб.

Помимо сформировавшейся группы из 12 наиболее близких учеников была и другая из 70 апостолов. Они разделились на пары, и каждая имела свободный выбор страны для проповеди.

Самые близкие ученики в свою очередь наделялись большими задачами, но и большими возможностями. Для того чтобы они могли проповедовать в языческих странах Господь даровал им не только стойкость, но и возможность являть различные чудеса и распространять благодать. Таким образом апостолы имели возможность подкреплять веру простых людей и привлекать оных к истинной вере.

Имена 12 святых апостолов

Кратко расскажем про каждого изображенного на иконе 12 апостолов.

  • Петр. Стал первым римским епископом и при этом был распят в Риме перевернутым. Проповедовал по странам Востока и Малой Азии, а также в Британии.
  • Андрей Первозванный. Особенно ценен для жителей России, так как на этой территории он проповедовал, а также в Македонии, Фракии и Византии. Брат Петра. Распят в Патрах на Х-образном кресте.
  • Иаков Заведеев. Является братом Иоанна Богослова, вел проповедь в Испании. Погиб от меча в Иерусалиме.
  • Иоанн Богослов. Единственный апостол, который мирно почил от старости. Автор известного откровения, евангелист.
  • Филипп. Нес проповедь по территориям Аравии и Эфиопии, Греции и Фригии, где был распят перевернутым.
  • Варфоломей. Составлял компанию Филиппу в его путешествиях, также ездил в Индию и Армению, где тоже был распят и тоже вниз головой, дополнительно язычники заботливо содрали с него кожу. Мощи частично располагаются в Риме.
  • Фома. Тот самый, которого Христос укрепил в вере, проповедовал в Парфии, Мидии, Персии, Индии, где был пронзен копьями и оставил бренный мир. Часть мощей осталась в Индии, городе Эдесс, остальные в Венгрии и Константинополе.
  • Матфей. Является первым евангелистом, нес проповедь по землям Сирии и Македонии, был распят в Африке, после чего сожжен и, вероятно, съеден людоедами.
  • Иаков Алфеев. Является братом Матфея, проповедовал в Палестине, Иудее, Эдессе, Газе и Египте, где был распят.
  • Иуда Иаковлев. Является братом Христа, проповедовал на территории современного Ближнего Востока. Распят, и пронзен стрелами в Армении.
  • Симон Зилот. Проповедовал на территории Северной Африки и в Абхазии, где был распят на кресте.
  • Матфий. Он заменил Иуду Искариот, которого, по понятным причинам, из числа апостолов исключили. Проповедовал в Македонии, Колхиде и Иудее, где был побит камнями.

Как видите, только единственный из тех, кто включен в композицию иконы святых апостолов завершил свой земной путь мирно. Остальные были поруганы и преданы мученической гибели наподобию Христа. Тем не менее, как свидетельствуют христианские источники, каждый апостол достойно выполнил собственное дело.

Дополнительно следует отметить Павла (Савл) которого не наблюдается ни в числе 12, ни в числе 70 апостолов. Тем не менее, он относится к первоверховным апостолам (наряду с Петром) и был призван на служение самим Христом, после Воскресения.

Значение иконы Иисус Христос и 12 апостолов

Иконописное изображение включает в себя самых первых христианских подвижников, именно благодаря этим людям, остальные верующие узнали о пути ко Спасению. Помимо этого они просто совершили немало пользы на земле и помогали людям, являя собой идеалы человеколюбия и кротости. Поэтому значение этих личностей и молитвы перед иконой двенадцати апостолов для каждого православного было и остается весьма существенным.

По значению икона 12 апостолов помогает в примирении между людьми и исцеление недугов. Помимо этого апостолы также считаются защитниками от злых духов.

Молитва перед иконой 12 апостолов

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно.

Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие!

Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Особенности иконографии и роль иконы “12 апостолов” в православном христианстве

История святого лика

На этом лике изображен Всевышний вместе со своими учениками. Огромное количество верующих обращаются к иконе за утешением. У Иисуса было много учеников ещё при жизни. Кто-то был с ним из человеколюбия, а другие хотели удовлетворить свое любопытство. Некоторые пришли к Спасителю в надежде получить исцеление от страшных недугов. На протяжении долгого времени лишь 12 учеников делили со своим Учителем все тяготы и невзгоды бренной жизни. Впоследствии Иисус назовет их апостолами.

Одной из самых почитаемых является икона 12 апостолов и Спасителя

В переводе с греческого языка «апостол» значит «посланник, слуга». Двенадцать учеников Христовых были наиболее близки к Спасителю, они стали свидетелями его откровений. Христос признал их своими последователями за 3 года до своей мученической смерти, наделив божественной силой и могуществом. Апостолы сопровождали Иисуса постоянно, оставив ради этого свои семьи и родину.

В день Пятидесятницы случилось чудо – ученики Христа получили дар от Святого духа в виде огненных языков. Чудотворное явление окончательно подтвердило избранность этих людей.

Во имя своего божественного учителя апостолы до самой смерти странствовали по свету, они проповедовали святое учение и призывали людей к доброте, милосердию и отрицанию темных сил.

К сожалению, мир далек от совершенства и почти все апостолы приняли за свои убеждения мученическую смерть. Людям трудно принять в себе хорошее, слишком легок темный путь, на котором не надо ограничивать себя и жертвовать своими интересами ради другого. Поэтому легче признать неправым того, кто несет в себе свет, человека, способного на жертвы и настоящие подвиги во имя добра. Именно так поступили язычники, распявшие на кресте апостолов Андрея Первозванного, Петра, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева и Симона Зилота. Страшная участь постигла и остальных учеников Спасителя – Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Только Иоанн Богослов, при жизни тоже испытавший страшные муки, скончался в своей постели. Лишь после гибели апостолов люди начали понимать, какое огромное благодеяние те совершили для них. На небесах мученики обрели долгожданный покой, а вместе с тем удостоились многих почестей. Именно они будут вместе с Господом вершить Страшный суд и «воздавать всем людям по делам и поступкам их».

Значение и особенности иконографии образа

Списки икон с изображением апостолов известны давно. В 3-4 веке апостолов было принято изображать юными и безбородыми, позднее, в 6 веке, они стали представать на иконах с нимбами. В то время было принято писать образа апостолов в греческом стиле – одетыми в белые туники с босыми ногами.

Списки икон с изображением апостолов известны давно

Непременными символами апостолов являются свитки, как образ христианского учения. На Руси в XV-XVII вв. чудотворный образ двенадцати апостолов часто изображали в виде лозы. Спаситель на ней изображен посредине, а в завитки лозы вписаны лики его учеников. Наиболее ярким примером такой иконографии выступает фреска Благовещенского собора Московского Кремля, датированная серединой XVI века, а также икона из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, написанная в XVII веке.

Иконография Двенадцати апостолов разделилась на две основные ветви – православную и католическую. В православной традиции образа святых апостолов не имеют других атрибутов, кроме свитков и кодексов. Католическая манера иконописания придала ликам апостолов орудия, с помощью которых они были подвергнуты страшным казням (это кресты, на которых были распяты большинство мучеников, мечи, ножи, копья и даже чаша с выползающей из нее змеей).

Единственным примером изображения Двенадцати апостолов на иконах в два ряда является византийский образ, написанный в начале XIV века.

Византийские иконы отличаются бесплотностью и бестелесностью изображенных ликов. На золотом фоне они выглядят как размытые тени, покрытые тонкими золотыми лучами. Эти иконы символизировали идеальность небесного мира, лишенного земной тяжести.

В России часто изображали Христовых учеников на одной иконе или барельефе. Когда-то в Санкт-Петербурге существовала Борисоглебская церковь, в которой по периметру купола были написаны поясные барельефы всех двенадцати апостолов.

Символизм числа 12

Число «двенадцать» в избрании учеников Спасителя далеко неслучайно. Оно имеет глубокий символический смысл.

Во времена земного существования Христа из двенадцати колен израильских осталось лишь два с половиной: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Еврейский народ верил в восстановление всех 12 родов, и признание Христом именно 12 учеников, свидетельствовало о наступлении воссоединения.

Спаситель не стал собирать по миру израильские племена, надеясь на появление нового многонационального народа, объединившегося под знаменами единой Церкви.

Видео «О двенадцати апостолах учениках Христа»

В этом видеосюжете священнослужители рассказывают о двенадцати учениках Христа.

Апостолы Христа, изображенные на иконе

Принял сан епископа в Риме, где его и казнили. Нес заповеди Христовы в страны Востока.

Андрей Первозванный

Особо почитаем в России, именно здесь он рассказывал о вере Христа. Во время проповедования в Византии был распят.

Иаков Заведеев

Приходится братом Иоанну Богослову, он распространял новую религию в Испании. Был зарублен мечом в Иерусалиме.

Иоанн Богослов

Единственный апостол, умерший в своей постели. Он же написал откровения от Иоанна.

Филипп

Проповедовал заповеди христианские по территориям Эфиопии, там его распяли перевернутым.

Варфоломей

Странствовал вместе с Филиппом, также ездил в Индию и Армению, где был казнен язычниками.

Именно о нем в веках сохранилось выражение «неверующий». После того, как Спаситель даровал ему силу свою, проповедовал в Парфии и был пронзен копьями.

Матфей

Будучи первым евангелистом, нес святое учение по землям Сирии. В Африке был распят туземцами, после чего сожжен на костре.

В переводе с греческого языка «апостол» значит «посланник, слуга»

Иаков Алфеев

Приходится братом Матфею, проповедовал в Палестине, где подвергся мучительной казни.

Иуда Иаковлев

Рассказывал о христианских заповедях на территории современного Ближнего Востока. В Армении был казнен.

Симон Зилот

Нес веру народам Африки и Абхазии, там же был распят на кресте.

Матфий

Он заменил Иуду Искариота, которого, после совершенного предательства, перестали считать апостолом. Проповедовал в Македонии, где был забросан камнями.

Общепринято считать, что у Иисуса Христа было 12 апостолов. Но Евангелие от Луки рассказывает о существовании еще одного – тринадцатого.

Звали его Савл, и христианскую веру он ненавидел всей душой. Ему не довелось встретиться с Иисусом, некому было направить его и помочь осознать всю тяжесть творимого злодеяния.

Злоба и ненависть этого человека были настолько сильны, что он поехал в Сирию, чтобы и там преследовать христиан. По словам самого Савла, в пустыне он внезапно увидел яркий свет и услышал голос Иисуса, доносящийся с небес. После этого Савл ослеп.

Вылечил его силой Божьего слова христианин Анания, после чего Савл стал искренним последователем Спасителя. Он принял имя Павел и прославился тем, что мог обратить в христианство даже самых яростных язычников. Именно он разделил иудаизм и христианство.

Однако и он не избежал страшной участи – впоследствии его арестовали и обезглавили.

О чем молиться и в чем помогает икона

У каждого из апостолов есть свой день почитания, но 30 июня православные христиане отмечают праздник всех двенадцати апостолов.

Церковь придает большое значение образам апостолов. Они, являясь символом безграничной веры и самопожертвования, стали основой христианства. Провозгласив Слово Божье в разных уголках земли, именно они стали основоположниками церкви.

Помимо обращений к каждому апостолу, христиане почитают икону с изображением всех 12 учеников спасителя. Обращаются к ней с разными просьбами – о защите от враждебных сил, укреплении духа, избавлении от скверных мыслей и соблазнов. Но общепризнанной считается помощь святого образ в примирении между людьми и исцелении тяжелых болезней.

Церковь придает большое значение образам апостолов

Молитва перед иконой «12 апостолов»

Можно только восхищаться той безмерной силой духа, которую проявили все апостолы. И если человечество приняло их огромную жертву, необходимо всегда помнить о ней и быть достойными ее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

12 апостолов Иисуса Христа

Слово «апостол» заимствовано из греческого языка и дословно означает «посланник». Как гласит писание, Иисус Христос тоже являлся апостолом, только Божьим. Но традиция связывает это слово прежде всего с двенадцатью избранными учениками Иисуса .

Икона 12 апостолов Иисуса Христа

Список 12 апостолов Христа

Как звали 12 апостолов Иисуса Христа?

Апостолы Христа

Ученики Христа следовали за ним по всему миру, внимали каждому его слову. Они являлись свидетелями всех чудес, которые он творил. А самое главное — апостолы искренне верили, что Иисус — сын самого Бога.

По велению Христа они бросили все: дома, свои занятия, родителей, детей и жен. Следовали за Иисусом всюду: по странам и городам. Переносили вместе с ним все тяготы кочевой жизни. И это не было приказом. Они шли за своим Учителем по доброй воле. Что примечательно, почти все апостолы — выходцы из семей бедняков.

Своим ученикам Иисус завещал нести Благую весть о себе. Именно апостолы начали проповедовать Евангелие по всему миру. Как гласит писание, Господь наделил своих посланников чудодейственной силой. А теперь они находятся на небе. Окружают Бога, восседая на двенадцати престолах.

Ради веры, апостолы положили на алтарь свои жизни. Можно даже сказать, что они принесли свои жизни в жертву вере. Андрея, Петра и Иакова Алфеева распяли на кресте. Павла и Иакова Зеведеева обезглавили. Фому — проткнули копьем. Иоанн Зеведеев умер естественной смертью, но при жизни перенес множество страданий: его держали в заключении, пытались сварить в кипящем масле. Несмотря на то, что они погибли, слово Божье осталось жить в других людях. И их имена живы в писании до сих пор .

Житие апостолов

Апостолы — ближайшие последователи Иисуса. Именно они первыми стали распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении .

1 Апостол Петр

12 святых апостолов

  1. Молебен Покрову о благополучии
  2. Молебен от проклятия
  3. Молебны о детях
  4. Молебен Пантелеймону Целителю

Христианство распространилось по земле большими трудами учеников Христа – апостолов. Они обходили страны и континенты, принимали мученичество, отдавая жизнь за Христа, от Которого при жизни даже отрекались по малодушию. Среди них особо выделяются двенадцать апостолов, ближайших учеников Христа.

Имена двенадцати апостолов

  1. Молебен Матроне Московской
  2. Молебен Спиридону Тримифунтскому о жилье
  3. Молебен Николаю Чудотворцу

12 апостолов – самые близкие ученики Иисуса Христа, сопровождавшие Его повсюду во время Его земной жизни.

Симон – сын Ионы, прозван Петром (или Кифой, камнем).

Симон Кананит, Зилот, по преданию – жених на свадьбе в Кане Галилейской, где Христос обратил воду в вино. на которой был Иисус со своей Матерью, где, как это всем стало известно, Он обратил воду в вино.

Иаков, брат Господень – сын Иосифа Обручника от первого брака (богословы также называют его двоюродным братом Христа, считая племянником Иосифа, здесь мнения расходятся). Именно апостол Иаков стал первым епископом Иерусалима. Он был замучен до смерти иудеями около 65 года в Иерусалиме, самой своей смертью проповедуя Крест Христов.

Иаков Зеведеев (Старший), брат апостола Иоанна – Его Господь одним из первых пригласил идти за Собой, узнавая Его учение. А после Воскресения и Вознесения Господа на Небо вместе с другими апостолами святой Иаков трудился и проповедовал учение Христа. Путь его был не самым протяженным. Но и он скончался не своей смертью, а мученически закончил жизнь от меча Ирода Агриппы. Смерть апостола Иакова – единственного из двенадцати апостолов – описана в Новом Завете.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов – святой, известный и почитаемый по всему миру. Он один из 12 апостолов, называемый Православной Церковью «сотаинником Божиим». Молитва ему во все века и сегодня остается сильной, ведь это обращение к любимому ученику Христа, одному из двенадцати его ближайших и единственному, кто не предал Господа, оставшись с ним даже у Креста. В земной жизни он всегда был свидетелем чудес Христа, а после смерти его тело даже не было найдено. Земная жизнь Иоанна была святой и праведной: он был самым молодым учеником Христа. Почти юношей призвал его Христос на служение людям и до самой старости – а скончался он в возрасте более 100 лет – он проповедовал и творил чудеса силою Божией.

Филипп — апостол, который привел к Иисусу фарисея Нафанаила.

Варфоломей – из одного города с Андреем и Петром.

Фома – прозванный Фома неверующий, прославился тем, Господь явился ему,показав свои раны после Воскресения.

Святой апостол Иуда или Юди Фаддей. Он не раз упоминается в четырех книгах Евангелия, также в Новом Завете есть Послание от Иуды, то есть наставления апостола новообращенным христианам.

Апостол Левий Матфей, один из четырех евангелистов

Иуда – предатель Господа.

Самые почитаемые апостолы

Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Так и многие святые апостолы прославились благодатью помощи в большом количестве дел, ведь их жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами и путешествиями.

Апостол Андрей

Святой апостол Андрей – назван Первозванным потому, что он стал первым учеником Христа. Его Господь первым из людей пригласил идти за Собой, узнавая Его учение. А после Воскресения и Вознесения Господа на Небо вместе с другими апостолами святой Андрей трудился и проповедовал учение Христа. Путь его был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостол Андрей принес христианство на земли будущей России. Но не среди варваров он скончался, а мученически закончил жизнь невдалеке от родины, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его. Иногда на образе показана смерть апостола Андрея или орудие его казни: крест, на котором он был, как и Христос, распят, имеющий необычную для тех времен форму: это две скошенные доски равной длины. По указанию Петра I он стал основой знамени Российского флота – Андреевского флага. Он также иногда изображается на иконе – это белое полотнище, перечеркнутое двумя скошенными голубыми линиями.

Апостол Петр

Святой Петр был сыном рыбака Ионы, братом апостола Андрея Первозванного. При рождении был назван Симоном. Апостол Андрей, которого первым позвал Христос, возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого – Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа – по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад. Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.

Горячий по характеру, апостол Петр загорелся желанием служить Христову учению, однако так же внезапно и отрекся от Него уже при аресте. Апостол Петр был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Сопровождал он Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Петра спрашивали, не ходил ли он вслед за Христом, а он сказал, что не знает Иисуса вообще. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он со временем покаялся в своем предательстве Господа.

Апостол прошел много стран, проповедуя христианство, и был казнен на перевернутом кресте в Риме.

Любимый ученик Христа

После призвания двух первых апостолов – Андрея Первозванного и Петра – Христос призвал апостолов Иакова и Иоанна, чинивших сети в лодке с отцом. Они были сыновьями Зеведея, как и апостолы Петр с Андреем – рыбаками; Иоанн был юношей, а Иаков – примерно ровесником Христа. Бросив сети, они остались с Христом навсегда в числе его ближайших учеников.

Со временем братья Зеведеевы получил от Христа имя «Воанергес» – «Сыны грома» в переводе с иврита. Это прозвище было ироничным – Евангелие рассказывает нам об эпизодах с их участием, когда Иаков и Иоанн показывали пламенную, горячую натуру. Господь выделял их даже из двенадцати апостолов, делая причастниками важнейших моментов Своего земного служения. Только их Он

взял с собой как свидетелей воскрешения дочери Иаира,

сделал участниками Его Преображения на горе Фавор,

просил о совместной молитве в Гефсиманском саду перед Распятием.

Во время предательства Христа и Его Распятия Господь был оставлен всеми апостолами, кроме Иоанна Богослова. Он умирал на Кресте, а рядом стояла только Его Мать, Иоанн и жены-мироносицы. Возможно, именно поэтому от старости скончался только Иоанн Богослов.

Он же написал последнее, четвертое Евангелие «от Иоанна», сохранив для нас глубокие богословские мысли Христа, Его пророчества и последнюю беседу с учениками во время Тайной Вечери.

13 апостол – Павел

Святой апостол Павел, имевший до прихода ко Христу имя Савл, был по сути прямой противоположностью Петра. Если Петр был бедным рыбаком, апостол Павел был гражданином Римской империи, родившись в малоазийском городе Тарсе. Он закончил там греческую академию, изучил многие труды греческих философов, но остался правоверным иудеем и перешел академию раввинскую, готовясь к должности религиозного наставника иудеев в Иерусалиме. Он был свидетелем смерти первого христианина-мученика Стефана, убитого фарисеями за веру, а затем сам стал гонителем христиан – Савл искал их и стремился предать в руки фарисеев, осуждавших христиан.

Однако Сам Господь Иисус Христос в чудесном видении направил его к Себе. Он явился Савлу в сильном свете, вопросив: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» – и на недоуменный вопрос будущего апостола, кто это, ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Савл ослеп и был направлен Христом в Дамаск, чтобы христиане крестили его именем Павел и исцелили. Так и произошло.

Апостол же Петр был одним из первых наставников Савла-Павла в христианстве. Павел со временем прошел наибольший из всех апостолов путь миссионерства и написал больше, чем у всех апостолов, Посланий христианам разных городов.

Святой апостол Павел был казнен. Как гражданин Рима он не мог быть подвергнут позорной казни для бродяг и иноплеменников на кресте – апостолу отсекли голову мечом.

Мощи святых апостолов

Спустя несколько веков, при торжестве христианства в Византийской империи, в 357 году император Константин Великий повелел перенести мощи первого просветителя Византийских земель апостола Андрея в Константинополь – бывшее селение Византия, где проповедовал святой. Здесь их торжественно положили для поклонения в храме Собора Апостолов вместе с мощами апостола и евангелиста Луки и апостола Тимофея, сподвижника апостола Павла.Здесь они почивали до 1208 года, когда город захватили крестоносцы и кардинал Петр Капуанский перенес часть мощей в итальянский город Амальфи. С 1458 года глава святого апостола пребывает вместе с мощами его брата, первоверховного апостола Петра, в Риме. А десница – то есть правая рука, которой воздается особая честь, – была перенесена в Россию.

Русская Православная Церковь, почитая себя преемницей апостольского служения Андрея Первозванного, с начала обращения в христианство Руси считает его своим покровителем и помощником.

Могила святого Иакова Старшего, Иерусалимского епископа, находилась в Иерусалиме около соборного храма, однако через несколько веков после его смерти по благословению Патриархов мощи апостола Иакова были подняты из земли – обретены – и отданы на хранение в разные христианские города мира. Частица святого тела апостола привезена и в Россию. Апостол особо почитается с древности в Новгороде: здесь хранится эта часть мощей святого и построено два храма в его честь. Именем Иакова, сокращено – Яков, Яша – часто называли детей крестьян.

А мощи святого Иакова, брата Иоанна Богослова, особо почитаются в Испании. Он проповедовал в тех местах, пройдя винный путь от Иерусалима (именно поэтому он почитается как покровитель путешествующих и паломников). По преданию, после его убиения Иродом, тело его в лодке было вынесено на берег реки Улья. Сейчас здесь находится названный в честь него город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году одному из испанских монахов было знамение Божие: звезда, своим светом показавшая место захоронения мощей Иакова. Название города, построенного на месте их обретения, переводится с испанского как «Место святого Иакова, обозначенное звездой».

С Х века сюда начинается паломничество, которое к XI веку приобрело значимость второго по статусу паломничества после посещения Иерусалима.

Над местом казни святого апостола Петра был воздвигнут собор в его честь, ныне – важнейший собор Рима, где находится кафедра Папы Римского и мощи апостола Петра. На месте смерти апостола Павла император Константин Великий, давший свободу христианской вере и сделавший христианство государственной религией Рима, первый крестившийся римский правитель, возвел храм, где и хранятся мощи апостола.

По свидетельствам ученых, мощи и апостола Петра, и апостола Павла – это их останки. Есть ряд анатомических подробностей, которые подтверждают: их тела действительно сохранились до наших дней.

Да хранят вас своими молитвами святые апостолы!

Двенадцать апостолов: когда и в честь кого отмечается, традиции и приметы, апокриф о Петре и кукушке

На следующий день после Петрова дня отмечается праздник, который в православии называется Собор двенадцати апостолов. В народной традиции этот праздник называется Двенадцать апостолов (12 апостолов), Полупетр, Поминки по весне, Макушка лета.

Когда отмечается праздник 12 апостолов

Собор двенадцати апостолов отмечается 13 июля (30 июня по старому стилю), на следующий день после празднования памяти Дня Петра и Павла, о котором подробнее читайте в материале Федерального агентства новостей.

Праздник в честь двенадцати первых учеников Христа отмечается в христианстве, начиная с IV века.

Кому посвящен праздник Двенадцать апостолов

Праздник посвящен двенадцати апостолам — первым ученикам Христа. Согласно евангельскому преданию, во время земной жизни Иисус Христос выбрал 12 ближайших учеников, которых называют апостолами от двенадцати.

Это апостолы, ставше свидетелями последних месяцев жизни Иисуса: Петр и его брат Андрей, Иоанн Богослов и его брат Иаков, Филипп, Матфей и его брат Иаков Алфеев, Варфоломей, Фома, Симон Канаит, Фаддей и Иуда Искариот. Когда Иуда предал Христа, его место занял апостол Матфий. Память каждого из двенадцати апостолов (в том числе Иуды Искариота) также чествуется отдельно в другие дни года.

По преданию все 12 апостолов, за исключением Иоанна и Иуды Искариота, умерли мученической смертью. Апостол Иоанн единственный, кто умер от старости.

Апостол Павел, который был призван после вознесения Иисуса Христа, также умер мученической смертью вместе с апостолом Петром. Павел не входит в число двенадцати апостолов, но является одним из наиболее почитаемых (первоверховных) апостолов в христианстве.

Народные традиции и приметы на 13 июля — Двенадцать апостолов

Двенадцать апостолов — это макушка лета, начало сенокоса и уборочной страды, когда в народной традиции принято справлять поминки по безвозвратно ушедшей весне. В этот день сельские жители, одевшись во все лучшее, шли на сенокос.

А потом, утомившись тяжелой летней страдой, кликали весну, умоляя ее вернуться обратно.

Закличка звучала так: «Двенадцать апостолов весну кличут, вернуться просят: Весна красна, ты когда, весна, прошла? Ты когда, весна, проехала? На кого, ты, весна, нас покинула, своих детушек, малолетушек?»

В этот день есть также традиция красить яйца, как на Пасху. Однако, есть и отличие. Пасхальные яйца, которые красят в разные цвета, но в народной традиции преимущественно в красный, а яйца на 12 апостолов красят только в желтый цвет — цвет солнца и лета.

Еще одна народная примета на 12 апостолов — если лещ после дождя «плавится», то есть высовывает из воды рыло, спинной плавник и хвост, — значит, вечер в этот день будет теплым.

По приметам, если на 12 апостолов кукушка продолжает куковать, то лето будет жаркое и долгое. А если в эти дни кукушка уже замолчала, значит, осень наступит рано, но затянется надолго, не пуская зиму.

Есть народный апокриф на эту тему. Как-то апостол Петр украл лошадь (на самом деле это народное «переосмысление» истории об ослике и самом Иисусе). Поступок Петра очень не понравился Иисусу, и он призвал своего ученика на суд. В качестве свидетелей Иисус пригласил ворону и кукушку, которые видели, откуда и Петра появилась лошадь.

Иисус спросил у птиц — купил или украл лошадь апостол Петр.

Кукушка, вероятно, понадеявшись на награду, решила выгородить Петра и закричала: «Ку-пил! Ку-пил!» А ворона честно закаркала: «Крал! Крал! Крал!»

Иисус наградил ворону за честность, разрешив ей каркать круглый год. А вруше-кукушке Христос позволил куковать только до Петрова дня или, в крайнем случае, до Двенадцати апостолов. О том, наказал ли господь вороватого ученика, легенда умалчивает.

id77

«В белом венчике из роз, впереди. «
Некто Блок

Здравствуйте уважаемые.
Решил начать любопытную, на мой взгляд тему. Но перед этим, думаю, уместным будет сказать пару слов.
Я человек, достаточно далекий от религии. Я был крещен в детстве в православной вере, и даже иногда посещаю церковь. Но, буду честен, с верой у меня туговато. Я даже немного завидую людям, которые верят и в жизни, которых религия играет важную роль. Вне зависимости от конфессии. Среди моих личных и интернет знакомых немало не только ортодоксов, но и католиков, протестантов различных направлений, правоверных мусульман, иудеев и буддистов. Замечательные и интересные люди, у которых всегда можно узнать что-то любопытное для себя, что я не знал ранее. И общается с ними легко. Просто нужно уважать культуру и их верования. И все. да и вообще я по сути интернационалист и ойкуменист 🙂
По сути, я не приемлю только агрессивное и деструктивное сектантство, а еще больше фанатичное отношение к вере. Я вообще фанатизм в любой области не приемлю, а в вере – тем более. Ибо фанатизм и неприемлемая истовость разрушают саму основу любой мировой религии.
Это я все для чего написал – не хочу своими постами разрушить чью-то картину мира, или оскорбить чьи-то чувства. Для меня эта тема интересна, но больше даже не с точки религиозной, а исторической точки зрения. Хотя да, историю религий изучать интересно.

Так что, если что – все написанное в данном и последующем посте – мое ИМХО. Готов спорить и общаться в конструктивном стиле. Без фанатизма и оскорбления религиозных чувств других людей, лады? 🙂
Я вообще почему тему эту задумал – как-то пробелов в ней многовато. То есть, что-то, кто-то в целом в курсе, но так, краем уха. Понятно, что некоторым моим френдам (особенно тем, кто закончил духовную семинарию) ничего нового я здесь не открою, но многим другим, как я надеюсь, будет интересно.
Итак, начнем с самого просто вопроса. Сколько именно было апостолов. Двенадцать, скажите Вы, и обратите внимание на наименования поста. Нууу….а я скажу, что я не знаю сколько. И никто, наверное, уже не знает. Но то, что не 12, это точно 🙂

Начнем с того, что слово апостол произошло от греческого απόστολος, сиречь посланник, посол. Так называли ближайших учеников Христа, которые несли новую религию по миру. И естественно, что таких учеников было гораздо больше, чем официально признанных 12. Скажу больше – в последний год жизни, Христос собрал 72 почтенных мужа, которым и дал наставления. Поэтому в христианстве разделяются апостолы от 12 и апостолы от 70. И те, и другие часто взаимодействовали друг с другом, а кое кто, даже сменил «титул», став в числе тех самых якобы 12 самых преданных и близких учеников. О 72 мы еще кратко упомянем с вами позднее, а пока предлагаю сосредоточится именно на этих самых 12, самых ближайших.

Теперь, второй вопрос – а назовите мне 12 этих апостолов. Думаю, большинство назовут Петра, Павла, Андрея, Иакова, вспомнят Иуду, назовут евангелистов Иоанна, Марка, Матфея, а также Луку. И, пожалуй, все. 12 не назовет практически никто 🙂 Но даже в этом коротком списке большинство ошибется наполовину. Ни Марк, ни Лука не даже Павел апостолами от 12 не являлись никогда. Лука и Марк были как раз апостолами от 70, хотя ни тот не иной в жизни Христа не видели.
Павел сделал для христианства больше, чем кто-либо (на мой скромный взгляд), но тоже с Христом лично знаком не был, да и вообще сначала был гонителем первых христиан.
Официально же список 12 апостолов следующий: Андрей, Пётр, Иоанн, Иаков Заведеев, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон, Иуда Искариот.

Последнего заменил потом апостол от 70 Матфий, которому выпал жребий, и он таким образом опередил Варнаву.
Даже краткий взгляд на список вызовет некоторые вопросы. А когда начинаешь разбираться более подробно, вопросы только ширятся. Мы с Вами поговорим о них подробно. Но кратко, я скажу, что у меня большие сомнения в том, что ближайших учеников Христа было именно 12. Так как сакрализация этого числа не совсем понятна, я считаю, что это сделано только для того, что под 12 слишком многое в нашей жизни «заточено». О чем мы уже немного говорили вот тут вот:http://id77.livejournal.com/314276.html и тут: http://id77.livejournal.com/183771.html
Большинство ближайших учеников Христа родственники друг другу, и у них повторяются имена. О некоторых информации много, а о некоторых совсем нет. Идет постоянная путаница одного с другим. Не решен догматически важнейший вопрос со статусом Марии Магдалены, была ли она апостолом, как утверждают некоторые апокрифы, или нет. На важнейшее таинство Преображения на горе Фавор (на самом деле, скорее всего на горе Ермон) Иисус взял только троих. Во время казни Христа прослеживаются действия 4-5 апостолов, где были остальные – неясно. Во время Воскресения Христова – 5. И еще много различных факторов, которые содвигают на мысль, что число 12 оно взято после и для удобства.

Еще один интересный вопрос связан с такой темой как чудеса, и воскрешение. Один из важнейших моментов христианской доктрины связаны с воскрешением Христом умершего человека – некого Лазаря из Вифании, особо почитаемого на Кипре ныне. Он был судя по всему братом Марии Магдалены и умер после продолжительной болезни. Христос воскресил его из мертвых и поднял из склепа. И об этом помнят все, кто хоть на минимальном уровне знаком с Христианством. Но вот такой любопытный момент, который мало вспоминают те, кто не воцерковлен, а именно сошествие святого Духа на апостолов.

Суть такова – на 50 день после Воскресения и соответственно на 10 после Вознесения Христа ближайшие ученики собрались в доме, где была совершена Тайная Вечеря в Иерусалиме. Собрались для того, что Христос говорил им, что они будут крещены Святым духом. Было около 2 часов пополудни, и произошло нечто не совсем понятное. Описание следующее: «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

Почему-то другие люди, находившееся возле дома подумали, что находящиеся в доме…перепились и там свалка и драка. Однако это было не так. Ибо после сошествия Святого духа, всех находившиеся в помещении Тайной Вечери, а также как минимум Матерь Божья, получили некие суперспобности, многократно превышающие простые человеческие – они могли разговаривать и понимать на разных языках в том числе и языке животных, перемещаться в пространстве, читать и передавать мысли на расстояние, а главное врачевание и иные чудеса. И если следить по делам апостолов в тех же почитаемых официально источниках, то не только врачевали, но и воскрешали народ они просто пачками. Однако об этом знают не многие, и на этом не делается акцент.

Хотя само Сошествие Святого Духа с небес и прокаченные скиллы – это крайне любопытный момент, не находите?
Ну и еще один аспект – все ближайшие ученики, за исключением одного, умерли насильственной, а зачастую страшной смертью, хотя могли бы ее и избежать. И только один из них – Иоанн умер своей смертью, но зато написал любопытную страшилку о конце времен, которая называется «Откровения Иоанна Богослова». Всея эта информация не приносит положительного настроения, но тем не мене интересна.
Это, так сказать, общая канва. А в следующих постах, мы с Вами разберем конкретные личности.
Продолжение следует.
Приятного времени суток.

Читать еще:  Разговоры с богом читать. Беседы с богом
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector