0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое лютеранская церковь и пастырь. Евангелическо-лютеранская церковь

Евангелическо-Лютеранская церковь

Содержание

Московское царство

В Россию лютеранство попадает вместе с немецкими пленными и ремесленниками. Русские цари видели в лютеранах врагов своих врагов (католиков). Уже в 1576 в Москве открывается первая лютеранская церковь. До этого немецкие проповедники даже пытались обратить Ивана Грозного в свою веру, но безуспешно. Лютеранам долгое время под страхом смерти запрещалось распространять свое учение среди русских.

В XVII веке открывается новый канал распространения лютеранства в Россию — через Ингерманландию. В 1611 зафиксирован евангелический приход в Лемболово. В 1641 году уже существовала лютеранская епархия скандинавской традиции с центром Нарве.

Тем не менее пленные немцы и шотландцы, расселённые по разным российским городам после Ливонской войны, получили от царя право свободного исповедания своей веры. В Москве немцы селятся в слободе Кукуй, где у них был не только свой пастор, но и кирха. Вообще при Иване Грозном в России лютеранам жилось гораздо легче, чем их единоверцам в Западной Европе.

Самым благоприятным для протестантов было царствование Бориса Годунова. При нём уже в самом центре Москвы — Белом городе — на деньги самого царя строится церковь, куда специально приглашаются проповедники из Германии.

В период Смуты положение лютеранской общины стало неустойчивым: если Лжедмитрий I не чинил «иноверцам» никаких препятствий, то Лжедмитрий II едва не истребил их всех. Лютеран обвиняют в непочтительном отношении к русским святыням: якобы они сидят и спят на иконах, строят возле церквей корчмы и «всякое осквернение от немцев русским бывает».

В царствование Михаила Фёдоровича положение выправляется, и лютеране даже получают разрешение на строительство нового храма, который в благодарность называют Михайловским.

Число протестантов в Москве постепенно увеличивается, и к концу царствования Михаила Романова в городе уже насчитывается тысяча семей лютеран и реформатов. Связано это с тем, что царь предпочитал приглашать в страну для «государственных нужд» протестантов, а не католиков. Впрочем, цари стремились ограничить влияние и лютеран, для чего царь Алексей Михайлович повелел всем протестантам, которые не согласны перейти в православие, жить только на Кукуе. Они также получили право строиться в Новгороде, Пскове, Переславле и Белгороде, где им позволялось отправлять свою службу по домам, храмы же строить запрещалось. Всего же в 1673 немцев в России жило не менее 18 тысяч. А при правлении царевны Софьи к ним прибавились ещё и гугеноты, бежавшие из Франции…

Протестанты никогда не скрывали своих убеждений и стремились проповедовать свою веру. Летописцы отмечают, что среди них было много образованных и умных проповедников. Лютеранские убеждения находили живой отклик у православной паствы, ибо, как и Русская Церковь, содержали резкую критику католичества.

Первые жалобы деятелей РПЦ на успехи лютеран появились ещё в середине XVI века. Лютеранство настолько сильно влияло на умы ищущих людей, что им оказывались «заражены» писания и людей православных. Так, например, в 1627 властям пришлось запретить «Катехизис», изданный тиражом в несколько тысяч экземпляров, поскольку в нем усмотрели влияние протестантской пропаганды. Вообще XVII век становится веком активной полемики лютеранских и православных авторов.

Богословский диалог двух Церквей был решительно прерван царём Алексеем Михайловичем, который в своём «Уложении» ввёл смертную казнь за совращение из православия.

Петербургский период

Новый этап в развитии лютеранства наступает в России с воцарением Петра I. Если в эпоху Московского царства лютеранство было религией иностранцев, то Северная война приводит к тому, что лютеранство становится религией коренных жителей России (Ингрии, Лифляндии и Эстляндии). Кроме того, Петр I c явной симпатией относился к лютеранам и к самой реформе Лютера, так что лютеранство приобретает привелегированное положение второго государственного исповедания [1] . Он не только приглашал «мастеров», но и окружил себя лютеранскими придворными, женился на лифляндской лютеранке Марте Скавронской и реформировал Русскую церковь на лютеранский манер (упразднил пост патриарха и стал официальным главой церкви, правящим посредством Синода). В 1721 царь разрешил лютеранам свободно исповедовать свою веру, впрочем, памятуя о Смутном времени, он запретил лютеранскую пропаганду.

После смерти Петра I весь XVIII век Россией правили люди лютерански воспитанные люди Марта Скавронская (под именем Екатерины I), затем при Анне Иоановне фактическим правителем был балтийский немец Эрнст Бирон. После Бирона царствовала дочь Марты Скавронской Елизавета, затем северогерманский принц Карл Петер Ульрих и, наконец, немецкая принцесса Софья. Последняя широко привлекала немецких крестьян для освоения Поволжья. В 1735 лютеранский приход учреждается в Екатеринбурге [2] , а в 1764 — в Барнауле [3] В конце XVIII века только в одном Петербурге насчитывалось более 20 тысяч лютеран.

В начале 1803—1806 русский адмирал лютеранского вероисповедания Крузенштерн совершает кругосветное плавание.

В 1832 русский царь Николай I (сын Доротеи Вюртембергской) официально становится суперинтендентом лютеранской церкви на территории России. Он рассматривал и утверждал не только общие организационные вопросы, но и такие проблемы, как внесение изменений в порядок богослужения, снятие сана с пастора и даже вопросы веры… Однако тогда же в России была выдвинута формула Православие, Самодержавие, Народность, положившая начало русификации России.

По данным статистики за 1904, Евангелическо-Лютеранская церковь имела 287 храмов и окормляла более миллиона человек. Он рассматривал и утверждал не только общие организационные вопросы, но и такие проблемы, как внесение изменений в порядок богослужения, снятие сана с пастора и даже вопросы веры… Смертная казнь за переход из православия в другую веру была отменена только в 1905. Поэтому неудивительно, что Лютеранская церковь в России оставалась моноэтнической и подразделялась на немецкую, финскую, шведскую и эстонскую общины.

Советские годы

После Октябрьской революции спокойное существование лютеран в России было нарушено. Церковь разделилась. Одни пасторы не приняли Советскую власть, активно участвовали в борьбе с ней и были уничтожены. Другие эмигрировали или были высланы (этому способствовало отделение Финляндии и Прибалтики).

Характерен такой факт: в 1917 в финских приходах, расположенных в Петербурге и около него, было 28 пасторов. К 1920 их осталось только четверо.

Во времена НЭПа по отношению к Лютеранской церкви не проводилось никаких силовых мер, но её деятельность жёстко контролировалась. Самой большой проблемой в этот период была нехватка священнослужителей.

Затем для лютеран, как и для Православной и Католической Церквей, наступили страшные времена. Вслед за показательными процессами над католическим духовенством и мирянами (1923—1924) Советская власть принялась за лютеран.

1926—1928 остались в истории русского лютеранства как период жестоких репрессий, когда многие священнослужители были арестованы и либо расстреляны, либо умерли в лагерях. Цифры говорят сами за себя: в 1927 в СССР было 114 лютеранских пасторов, в 1934 — 45, в 1936 — 8, а к концу 1937 — ни одного.

Со священников государство переключилось на целые народы. Первыми пострадали финны, жившие к северу от Ленинграда: в 1937 их депортировали в Среднюю Азию.

В 1940—1941 и 1944—1945 в Сибирь ссылались латыши и эстонцы (в большинстве своем лютеране). В августе 1941 насильственному выселению в Сибирь и Казахстан подверглись российские немцы. Это не были собственно религиозные преследования, но в результате этих репрессий лютеранские общины в большинстве своем распались. Пасторы были расстреляны, их паства рассеяна.

Читать еще:  Земля по отношению к другим планетам. Что больше: Солнце или Земля

Собственно, с Лютеранской Церковью в России было покончено уже к 1938 году. Выжившие лютеране ушли в подполье. Они собирались на кладбищах и по домам под видом семейных торжеств. Чаще всего проповедовали миряне, но было и несколько пасторов, которым удалось пережить тюрьмы и ссылки (как, например, Пааво Хаими и Юхани Вассели). Однако всё это происходило нелегально, основная масса верующих была лишена главного — участия в таинстве Святого Причастия.

Однако аннексия СССР лютеранских государств Прибалтики привела к частичному возрождению лютеранства в СССР. Так в конце 1940-х официально были зарегистрированы латвийская и эстонская (1949) лютеранские церкви.

Некоторые изменения начали происходить в 1957, когда была зарегистрирована первая лютеранская община в Казахстане (г. Акмолинск).

В 1970 петрозаводские финны получили разрешение зарегистрировать свой приход под эгидой ЭЕЛЦ. Следующий был открыт только в 1977 в Пушкине, который на протяжении многих лет был духовным центром. Массово лютеранские приходы начали регистрироваться в период перестройки. К лету 1991 только в Ленинградской области их было уже 18.

Постсоветский период

Помимо лютеранских церквей, существующих при посольствах иностранных государств (например, приход св. Петра Евангелическо-лютеранской церкви Латвии, объединяющий вокруг себя москвичей — потомков латышей), в современной России существуют несколько отдельных лютеранских общин: немецкой (Евангелическо-Лютеранская Церковь России), американской («Согласие») и две скандинавской традиции (Сибирская и Церковь Ингрии).

Некоторое время (1991—1996) существовала Единая евангелическо-лютеранская церковь России, возглавяемая Йозефом Баронасом [4]

Что такое лютеранская церковь и пастырь. Евангелическо-лютеранская церковь

Лютеранство является традиционным вероисповеданием для скандинавских народов, одним из основных вероисповеданий в Германии и распространено также в других странах. В России лютеранство имеет давнюю историю — более 400 лет. В России всегда пользовалась уважением благотворительная деятельность лютеран, их служение милосердия. Известно, что российские лютеране создавали и финансировали большое число самых разных благотворительных и просветительских учреждений и обществ: благотворительные кассы, школы для бедных детей и сирот, евангелические общества помощи бедным, учебные заведения для глухонемых и слепых, больницы и т. д.

Лютеране — это христианская церковь. Как и все христиане, лютеране веруют в Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Лютеране признают все канонические книги Библии (Ветхий и Новый Завет) Словом Божьим. Священное Писание является для лютеран высшим авторитетом.

Название «лютеранская церковь» происходит от фамилии Лютер. Мартин Лютер (1483-1546 гг.), монах Римско-католической церкви, доктор богословия Виттенбергского университета в Германии, при внимательном изучении Библии смог увидеть в Слове Божьем некоторые ключевые истины, которые были хорошо известны древнехристианской церкви, но со временем в силу разных обстоятельств развития церкви на Западе были оставлены без внимания и почти забыты. Лютер, а также другие богословы, начал возрождение авторитета этих божественных истин. Это событие известно в истории как Реформация церкви в XVI веке , в ходе которой многие христиане в Германии, а впоследствии и во многих других странах, получили возможность восстановить истины божественного откровения и читать Библию на родном языке. Их оппоненты дали им прозвище «лютеране». Со временем это название было воспринято многими последователями Реформации и существует по сей день.

Во что веруют лютеране? Лютеране, как и все христиане, верят, что Бог является Творцом всего мира и всего, что в мире, в том числе и человека, высшего из всех творений, которого Он сотворил «по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27) . При сотворении человек находился в присутствии Божьем, был свят, праведен и безгрешен и обладал вечной жизнью, но в результате грехопадения образ Божий в человеке исказился, человек отдалился от Бога, ст ал грешен и, согласно Закону Божьему, должен был умереть, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23) . После грехопадения первого человека никто из людей, живших на земле, уже не мог до конца исполнить праведного Закона Божьего так, как того желает Бог, «потому что все согрешили, и лишены славы Божией» (Рим. 3:23) .

Лютеране, как и все христиане, веруют, что Бог искупил нас посредством смерти и воскресения Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Лютеране веруют, что Иисус Христос есть истинный Бог, Сын Божий, предвечно рожденный от Отца. Иисус Христос — вторая ипостась Троицы. Одновременно Иисус Христос является настоящим, жившим на земле человеком, родившимся от девы Марии. Святое Евангелие говорит, что Иисус Христос пришел, чтобы вместо нас понести заслуженное нами наказание, пострадать и умереть, сполна уплатив Своей драгоценной кровью цену искупления за грехи всех людей, ибо «Он есть умилостивление. за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2) . Будучи всемогущим, вечным Богом, неподвластным смерти, на третий день Христос победоносно воскрес «для оправдания нашего» (Рим. 4:25) .

Одним из основных принципов лютеранского вероучения является восстановленная в ходе Реформации следующая евангельская истина: Искупление, которое Иисус принес всем людям, дается человеку по одной лишь вере во Христа. Спаситель Сам сказал о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25) . Евангелие говорит нам, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16) . Эта Благая Весть о спасении через веру в Иисуса Христа является главным содержанием всего Священного Писания и основой христианского упования.

Лютеране веруют, что, согласно Библии, обрести спасение можно исключительно через веру, ибо в Писании сказано: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9) . Только благодаря вере во Христа можно обрести вечную жизнь. В то же время эта вера не должна быть мертвой, а должна побуждать верующего христианина жить и поступать так, чтобы в этой временной жизни своими делами прославить Бога и послужить своему ближнему, повинуясь повелениям Закона Божьего, которые были кратко сформулированы Самим Иисусом Христом в заповедях любви: «Возлюби Господа Бога твоего. » и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30-31).

Лютеране верят, что подверженный греху человек может прийти к осознанию своей греховности и к вере во Христа исключительно благодаря действию Святого Духа Божьего, третьей ипостаси Троицы. Христос сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44) . Дух Святой возрождает, освящает верующего человека, обновляет его сердце, ум и волю, чтобы человек мог жить для славы Божьей и любить Бога. Дух дает верующему силы жить новым человеком, по-христиански, сопротивляться своей ветхой греховной природе и поступать праведно по отношению к другим людям.

Лютеране верят, что Дух Святой собирает всех христиан на земле в единой, святой, вселенской христианской церкви, которая является множеством всех освященных Духом людей, которые в сердце своем уповают на Иисуса Христа. Главой христианской церкви согласно Библии является Христос, а церковь является Его Телом (Кол. 1:18). Несмотря на то, что в наше время в силу различных обстоятельств развития христианства существуют разные христианские церковные сообщества, лютеране признают христианами всех людей, признающих триединство Бога и Иисуса Христа Спасителем.

Читать еще:  В ментальный мир человека и. Ментальный уровень: его характеристика, особенности, ментальные связи

Лютеране считают, что признаками истинной церкви являются верное преподавание Слова Божьего и совершаемые, согласно установлению Христа, таинства — установленные Иисусом Христом священнодействия, при которых в видимых, материальных знаках таинственно сообщаются невидимые небесные блага Нового Завета. Лютеране признают, что Христос установил два таинства: Таинство крещения и Таинство святого причастия.

Крещение дает отпущение грехов, освобождает от смерти и дьявола и дарует вечное блаженство всем верующим в Слово и обетование Божье, ибо «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5) . Лютеране крестят младенцев, потому что они тоже способны веровать, ибо вера сотворяется в человеке Богом, а не самим человеком.

В Таинстве святого причастия лютеране принимают в хлебе и вине истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа, которые присутствуют там согласно словам установления, сказанным Христом: «. сие есть Тело Мое, которое за вас предается. сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Лк. 22:19; Мф. 26:28) . В этом таинстве Бог дарует прощение грехов, жизнь и блаженство и укрепляет веру человека.

Лютеране веруют в то, что при втором пришествии Христа произойдет окончательное низвержение дьявола и всякого зла. В этот последний день Бог воскресит всех умерших: «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия» (Ин. 5:28) . Умершие верующие пойдут в «воскресение жизни», т. е. в вечную жизнь. Туда же пойдут верующие, живущие в этот момент. Умершие неверующие пойдут в «воскресение осуждения», т. е. в вечную смерть. Туда же пойдут и неверующие, живущие в этот момент.

В качестве изложения истинной христианской веры лютеране признают три древних христианских Символа веры: Апостольский, Никейский и Афанасьевский. Для сохранения истинного и полного единодушия в учении все церкви лютеранского вероисповедания признают лютеранские исповедные книги, написанные деятелями Реформации для правильного истолкования Слова Божьего: Аугсбургское исповедание, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы, Трактат о власти и примате папы, Краткий и Большой Катехизисы Лютера и Формула Согласия. Лютеране широко пользуются духовными трудами отцов древней церкви, а также многовековым духовным наследием всей христианской церкви в целом.

Лютеране признают, что все христиане имеют право, в силу духовного священства, свидетельствовать о Спасителе, однако к публичному проповедническому служению приходят те, кого призывает Сам Бог, ибо «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4) . Они преподают и проповедуют Слово Божье, приобщают святых таинств, а также осуществляют власть ключей, отпуская грехи кающимся. Эти священнослужители в лютеранских церквях называются пасторами (лат. pastor — «пастырь», «пастух»). В тех лютеранских церквях, где сохраняется традиция апостольской преемственности (напр., в скандинавских странах) происходит рукоположение епископов, т. е. «смотрителей» церкви в данной стране или регионе.

В устройстве богослужения в лютеранских церквях в разных странах допускается определенная свобода. Однако в главном воскресном богослужении обычно присутствуют: общая исповедь, отпущение грехов, чтение Св. Писания, проповедь, чтение Символа веры, Причастие, молитвы, пение гимнов.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАЛОМНИК

Несколько слов о Евангелистическом христианстве (Лютеранстве)

Самое главное и, по сути, единственное, что требует от нас Бог, это то, чтобы мы чтили Его как Бога: чтобы все свое упование возложили только на Него, чтобы мы целиком и полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности доверились Ему.

Грех человека состоит как раз в том, что он на такое не способен, что он больше думает о себе, чем о Боге, что его сердце не принадлежит целиком и полностью Господу. Грех — это не отдельные поступки, а отдаленность человека от Бога, в обращенности человека к себе самому.

В большинстве религий, и во многих христианских Церквях учат, что человек сам должен в той или иной мере стать угодным Богу, должен работать над собой, что грех должен быть преодолен внутренними силами человека. Из-за таких призывов человек снова и снова обращается к самому себе. Спасение становится его делом. Он уповает, по крайней мере, отчасти на себя самого. И поэтому он не может все свое упование возложить целиком и полностью на Бога. Таким образом, чем благочестивее и религиознее человек, тем больше он полагается на свои собственные силы, и тем дальше он от Бога. Это замкнутый круг. В этом трагедия человеческого греха: даже если человек своими усилиями, действительно, становится лучше, он все равно, тем самым, отдаляется от Бога. И эта трагедия неизбежна, потому что человек так устроен. Все вокруг учит нас, что, если мы хотим чего-то достичь, к этому нужно приложить усилия, нужно что-то изменить в себе. В лютеранском учении это называется законом. Исполняя закон внешне, человек может выглядеть очень праведным, но так как эта праведность достигается за счет усилий самого человека, то она уводит его от Бога, и потому такая праведность это порождение греха.

Выход из этого замкнутого круга дал нам Сам Бог в Иисусе Христе: через Его смерть и Воскресение Бог простил нас, принял нас. Принял без всяких условий, раз и навсегда. Рассказ об этом называется Евангелием. Евангелие полностью переворачивает привычное мировоззрение. Если человек постигает Евангелие, то он уже больше не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что уже спасен. Спасен без всяких заслуг. Своим спасением он обязан только Самому Богу. Свое спасение и все самое лучшее и самое великое человек теперь видит не в себе, а только в Боге. Это и есть вера: взгляд вне себя, взгляд на Христа, отказ от того, чтобы самому спасать себя, — полное доверие Богу. Верующий оказывается праведным, — именно тогда, когда отказывается от достижения своей праведности и принимает то, что он, такой какой он есть, — праведный или неправедный — принят Богом. Словно бы без оглядки бросается человек в раскрытые объятия Бога, уже не думая о себе. Это праведность Евангелия, праведность веры. Праведность, основанная не на собственных достижениях и поступках, а только на прощении Бога. Верующий не спрашивает себя: «А достаточно ли я сделал для своего спасения, искренне ли я покаялся в грехах, твердо ли я верю?». Верующий думает только о Христе, о том, что сделал Он.

Верить — значит понимать, что ничто из того, что внутри меня не может стать причиной моего спасения.

Верить значит: среди всех сомнений и искушений смотреть вне себя, — на распятого Христа и только на Него.

Это и есть исполнение того, что требует Бог: целиком и полностью уповать на Него, быть сосредоточенным только на Нем, только в Нем, а не в себе самом искать спасения. Поэтому только вера (а не дела, не работа над собой) спасительна. Вернее: не сама вера, а то, во что мы верим — Бог, как Он открылся нам в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа.

Вокруг этого центрального утверждения (исповедания), этой радикальной сосредоточенности на Иисусе Христе и формируется все остальное вероучение лютеранской Церкви, при этом оно сохраняет большинство традиционных догм христианства.

Лютеранское Богослужение

Не искать собственных заслуг, но, признав свою беспомощность перед грехом, полностью довериться Богу — верить. Из-за своей греховности человеку такое очень трудно, практически невозможно. Поэтому необходимо снова и снова возвещать ему Евангелие, обращая его взгляд вне себя — на крест Иисуса Христа. Снова и снова человеку нужно провозглашать данное ему от Бога прощение. Снова и снова напоминать, что не он сам спасает себя, что его спасение — заслуга единственно Христа. В этом и есть главный смысл лютеранского богослужения. Весь ход богослужения и все устройство каждого церковного здания подчинено этой цели.

Читать еще:  Биография парацельса. Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм) - биография Взгляды парацельса

Рассказ (возвещение) о спасении осуществляется в разных формах, прежде всего — в проповеди.

Поэтому в каждой церкви стоит кафедра, с которой пастор или проповедник читает свою проповедь. Проповедь — это возвещение Евангелия в живой и свободной форме, ориентирующееся на актуальную ситуацию верующих, доступное и понятное им. Поэтому проповедь и является центром лютеранского богослужения.

Второй центр — это Таинство Причастия (Евхаристии), которое совершается на лютеранских богослужениях регулярно (в некоторых общинах каждую неделю или даже чаще). Алтарь, стоящий в каждой церкви, является столом для этой священной трапезы. Таинство Причастия для лютеран является таким же Словом прощения, «сказанным» в особо материальной форме. Принимая в Причастии хлеб и вино, собравшиеся вкушают Тело и Кровь Христовы. Это значит, что сама Божья любовь материальным, ощутимым образом прикасается к ним, что они в буквальном смысле принимают в себя провозглашенное Богом в смерти Иисуса Христа прощение. Поэтому на алтаре, как правило, стоит освещенное свечами распятие, напоминающее о крестной смерти Спасителя. Также на алтаре лежит Библия, которая является древнейшим и авторитетнейшим свидетельством о Христе.

Алтарь открыт (к нему может подойти каждый: взрослый и ребенок, женщина и мужчина): Христос призывает на Свою трапезу всех; всех зовет Он услышать и вкусить Слово спасения. К Причастию в лютеранской Церкви обычно приглашаются все христиане, независимо от их принадлежности к той или иной Церкви, если они признают, что в этом Таинстве они принимают Тело и Кровь Христовы.

Нередко в церкви можно увидеть доску с цифрами. Это номера песнопений из специальных сборников, которые находятся в руках у прихожан. На каждом богослужении, как правило, звучит несколько церковных песнопений. Эти песнопения написаны христианами различных времен и народов. Это свидетельства их веры, их молитвы и их исповедания, к которым своим пением присоединяемся сегодня и мы.

В лютеранской церкви во время богослужения принято сидеть на скамьях или стульях, чтобы ничто не мешало сосредоточенному восприятию проповеди. Подниматься со скамей или опускаться на колени принято только во время молитвы или в особо важные и торжественные моменты литургии.

Часто после проповеди собираются денежные пожертвования на общинные или благотворительные нужды.

Ведет богослужение обычно рукоположенный пастор или проповедник. Однако он не обладает какой-то особой «благодатью», он не отличается от остальных верующих. Пастор — это получивший соответствующее образование человек, которому от имени Церкви официально поручено осуществлять публичную проповедь Евангелия и преподание Таинств.

Сосредоточенность на многообразном провозглашении Евангелия (рассказе о прощении и спасении, которые Бог дарует человеку), открытость, простота, скромность и вместе с тем бережное сохранение древних традиций христианской Церкви — вот главные черты лютеранского богослужения.

Происхождение Лютеранской Церкви

Средневековый немецкий богослов и церковный деятель Мартин Лютер (1483-1546) был одним из тех верующих, которые особенно остро переживали вопрос о своем спасении. Его учили в монастыре, что только тот спасется, кто сможет искренне и глубоко покаяться в своих грехах перед Богом. Лютер неизменно спрашивал себя: «А откуда мне знать, что мое покаяние достаточно искренно и глубоко, откуда мне знать достаточно ли я сделал для своего спасения?». В конце концов, его ответом стало: «Я не знаю, достаточно ли мое покаяние, я не знаю, достоин ли я спасения. Скорее всего, нет. Но я знаю одно: Христос умер за меня. Могу ли я сомневаться в силе Его Жертвы? Только на нее, а не на себя, буду я уповать». Это открытие потрясло и вдохновило многих из его современников. Внутри западной средневековой Церкви стремительно формируется партия его сторонников, которые желают обновить церковное вероучение и проповедь. Так начинается Реформация. Сам Лютер не стремился к отделению от существующей Церкви и созданию новой. Его единственной целью было, чтобы в Церкви, какими бы ни были ее внешние структуры, традиции и формы, свободно звучала проповедь Евангелия. Однако в силу исторических причин раскол оказался неизбежен. Одним из его следствий стало возникновение лютеранской Церкви.

Лютеранская Церковь сегодня

Отдельные лютеранские Церкви, каждая из которых является самостоятельной, сегодня наиболее распространены в Германии, Скандинавии, Балтии и США. Много лютеран в Латинской Америке и Африке. Всего в мире около 70 млн. лютеран. Большинство лютеранских Церквей объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Также большинство Лютеранских Церквей находится в полном общении с реформатской (кальвинистской, пресвитерианской) Церковью и с целым рядом других протестантских Церквей, сохранивших верность традиционным принципам Реформации. Лютеранские богословы ведут заинтересованный и плодотворный диалог с представителями Православия.

Огромен вклад лютеранской Церкви в развитие богословия, в мировую и российскую культуру. Альбрехт Дюрер, Иоганн Себастьян Бах, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Вильгельм Кюхельбекер, Пауль Тиллих, Дитрих Бонхеффер, Рудольф Бультман — вот лишь некоторые знаменитые имена. Каждый из них был убежденным лютеранином.

Экономическое благополучие и политические успехи современного Запада многие исследователи связывают именно с этикой Реформации, ценящей трудолюбие, ответственность, честность, следование долгу, заботу о ближних, умение твердо стоять на своих ногах, но осуждающей излишнюю роскошь.

Уже в шестнадцатом веке лютеране появляются в России. До Октябрьской революции 1917 года лютеранство было второй по числу верующих Церковью в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой Российской Лютеранской Церкви был сам император Российской Империи. В советское время лютеранская Церковь на территории России была практически полностью уничтожена. Лишь немногочисленные разрозненные общины сумели уцелеть.

Сегодня происходит сложный и трудоемкий процесс возрождения лютеранской Церкви в России и поиска ею новых путей проповеди Евангелия в совершенно новой для нее ситуации современного мира.

Евангелическо-лютеранская Церковь — это собрание людей, глубоко затронутых событием жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Лишь в этом событии они видят основу и центр своей духовной жизни.

Евангелическо-лютеранская Церковь — это сообщество людей, которые сознают всю глубину своей вины перед Богом, всю свою греховность, но в то же время дерзновенно уповают на любовь Бога и Его прощение.

Евангелическо-лютеранская Церковь — это традиционная Церковь, признающая и принимающая основные христианские вероучения:

  • о троичности Бога
  • о Божественности Иисуса Христа
  • о необходимости Таинств (Крещения и Причастия).

Но, в то же время, это Церковь, постоянно стремящаяся к новому осмыслению древних истин, не боящаяся размышлять о богословских проблемах, ставить новые, порой «неудобные» вопросы и искать на них свои ответы.

Евангелическо-лютеранская Церковь признает истинность других христианских Церквей, возвещающих Иисуса Христа, открыта к диалогу с ними и готова учиться у них.

В своем учении, богослужении и обычаях Евангелическо-лютеранская Церковь ориентируется на формы и традиции, выработанные на протяжении тысячелетий в западном христианстве.

Члены Евангелическо-лютеранской Церкви — это не фанатики, а обыкновенные люди, не замыкающиеся исключительно в своем кругу, а готовые к общению. Люди живущие нормальной повседневной жизнью, умеющие ценить радости окружающего мира и не отказывающиеся от них.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector