0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое истина. Понятие истины в философии

Содержание

Что такое истина — ищем истинное трактование, определяем ее критерии и изучаем виды (абсолютная и относительная истины)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие истины часто упоминают преподаватели, учёные, религиозные деятели и другие представители интеллектуальной элиты.

Дать ей точное определение так же трудно, как и объяснить, что такое свобода или что такое любовь. В литературе вы встретите несколько десятков разных трактовок. Так что же такое истина? Давайте разбираться.

Понятие истины в философии

Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.

Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:

«Истина – это соответствие знания объективной реальности».

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом. Петя смотрит на него и думает: «Это апельсин». Его знание о фрукте соответствует реальности, а значит истинное. Таким образом, истина – это формула: «Реальный апельсин = Знание об апельсине».

Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:

  1. истина — это доверие авторитетному источнику;
  2. истина — это утверждение, подтверждённое опытным путём;
  3. . — практически полезное знание;
  4. . — результат соглашения;
  5. . — ясное представление о чём-либо;
  6. . — отдельное суждение, согласующееся со всей системой.

Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.

Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.

Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.

Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.

    Общественная практика.

Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

Например, учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» — это истинное суждение.

Логичность.

Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.

Например, студент Вася не пришёл на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).

  • Ясность.
    Помните цитату: «Ученье – свет, а неученье – тьма»? Это в полной мере относится и к понятию, рассматриваемому в этой статье. Чем более запутанно человек говорит о чём-либо, тем больше вероятность, что он сам не понимает предмета разговора.
  • Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

    В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.

    Виды истины — абсолютная и относительная

    Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

    Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.

    Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

    Примеры абсолютной истины:

    1. на «0» делить нельзя;
    2. в 3 часа ночи темнее, чем в 14 часов дня;
    3. день рождения только раз в году;
    4. живой пингвин не умеет летать сам (и никогда не научится);
    5. комары смертны.

    Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

    Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.

    Примеры относительно истинных знаний:

    1. зимой холодно (как правило, да, но иногда в ноябре или марте бывают морозы, а в период с декабря по февраль стоит плюсовая температура, так что при сравнении суждение это будет относительным);
    2. вещества состоят из молекул (знание не полное, ведь позже оказалось, что молекулы состоят из атомов, а атомы – из электронов);
    3. Лиза Петрова – девушка (девушки бывают разные: подростки, 18-25 лет и даже старше).

    Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.

    Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина. Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца.

    А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

    Частный случай субъективной истины – это правда.

    Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

    Выводы

    В этой статье вы прочитали более 10 определений этого сложного понятия. И во всех из них было кое-что общее. Истину нельзя потрогать или увидеть.

    Люди придумали это абстрактное понятие для того, чтобы было удобно описывать свои стремления к познанию мира, проделанные в этом направлении шаги и достигнутые результаты. Стремление к истинному знанию – это топливо в двигателе познания мира.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (8)

    Написано много, некоторые утверждения справедливы, другие выражают лишь субъективные представления. Но нет главного — определения истины. Видов правды очень много, у каждого человека есть своя правда, у каждого сообщества — своя (скомбинированная).

    Но истина ОДНА, она не может быть ни объективной, ни субъективной. Истина одна и она всеобъемлюща: «Я есть Путь и Истина, и Жизнь». Истина — Бог и Его Промысел, или план всего творения, план Вселенной, ее суть от элементарной частицы до сверхгалактик, а на земле — от элемента до земного шара. В ней все: и законы бытия, и предназначения, и цели, и пути развития. Можно, конечно, и нужно изучать и рассматривать отдельные части и даже частицы, не забывая при этом о единстве мироздания и его разумном устройстве. Нельзя игнорировать Создателя!

    «Но истина ОДНА, она не может быть ни объективной, ни субъективной.» — разумеется она одна, по вашей, мало чем обоснованной вере, где в противовес можно поставить другую веру, что бога нет и не может существовать в природе. У всех людей единственная истина, своя. Где для всех существ без исключения истина идёт в первую очередь из себя. Со своим поиском своего raison d’être. (Смысла существования)

    Патриция, прошу без домыслов! Истина и вера — разные понятия. Законы природы не верою утверждаются. «Истина идёт в первую очередь из себя»? Каждый сам устанавливает силу тяготения, свой молекулярный состав, придумывает закон сохранения и превращения энергии?! Вы большой ученый! Пора выдвигать Вас на Нобелевскую премию.

    Михаил, отличный комментарии! Я с вами абсолютно согласна. Истина ОДНА! Всё остальное это мнения и отклонения от Истины.

    Большинство, даже верующие в Создателя, не видят / не знают Истины полностью, т.к. очень много мусора было придумано, чтобы затмить Истину. Столько учений о Создателе и его плане, но большинство лживы и противоречивы. Необходимо, много времени и терпения изучая, сравнивая и анализируя на пути к Правде. Но замечательно то, что если действительно хочется «докопаться» до Истины, то нужно просто попросить Создателя помочь в этом. «Двери» к истинному знанию необыкновенно чудным образом начнут открываться.

    Спасибо за материал!

    Без человека нет понятия об истине, потому суждение, что Земля вращается вокруг Солнца — это истина независящая от сознания человека, само по себе ложно.

    На самом деле, все утверждения, что у каждого есть собственная истина, можно назвать ложными! Истина может быть только одна. А вот личные меркантильные интересы, действительно, могут быть у каждого свои.

    У нее есть 2 фундаментальных свойства. Она вечна и неизменна. Она же есть Абсолютная. Относительной истины нет по самому определеию

    Понятие истины. Виды истины. Заблуждение и ложь.

    Содержание:

    • 1 Понятие «истина». Виды истины.
    • 2 Заблуждение и ложь
    • 80
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 27-05-2020, 03:16
    • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
    • pushkin
    • 16 578

    ↑ Понятие «истина». Виды истины.

    Истина — это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

    Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

    Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

    Согласно некоторым теориям, существование объективной истины невозможно, т.к. все наши знания зависят исключительно от познающего субъекта и представляют собой некие «комплексы ощущений». Но в таком случае отрицается существование какой-либо однозначной истины. В противоположность данной точке зрения выступают ученые, признающие существование объективной истины, т.е. истины, которая отражает реальное положение дел, а мир таким, какой он действительно есть.

    Объективная истина — это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

    Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

    Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она — субъективна.

    Субъективная истина — это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

    Субъективность истины — это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

    Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

    Различают абсолютную и относительную истину.

    Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» «Земля вращается вокруг Солнца. и т д.)

    Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

    Относительная истина — это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

    Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

    1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

    2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

    Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

    Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

    ↑ Заблуждение и ложь

    Непосредственная цель познания — истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания и углубления — заблуждение. Категории истины и заблуждения — ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания.

    Читать еще:  «Молодой Папа». Человек, идущий к святости

    Заблуждение — это знание, несоответствующее действительности, но принимаемое за истину.

    Процесс познания невозможен без заблуждений, так как они всегда имеют под собой основание. Так, например, заблуждение о том, что Земля плоская объясняется особенностями восприятия человека — ведь мы видим землю до горизонта практически прямой. Заблуждение также появляются из-за того, что процесс познания ограничен в выборе средств и методов, а решаемые в ходе исследования задачи сложны и зачастую вызывают противоречия из-за трудности получения полной и достоверной информации об объектах.

    Необходимо отличать заблуждение от лжи.

    Ложь — это сознательное искажение фактов.

    Другими словами, это просто обман, вымысел, либо утаение чего-либо.

    Стоит отметить, что не все явления, события в жизни поддаются оценке с точки зрения истины. Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

    15. Понятие истины в философии

    Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне зависимости от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истинна есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и тд.

    Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания — неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

    Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

    Термин абсолютное применим и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Новые теории являются более полными и глубокими по сравнению с предыдущими. Но новые истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин. (Теория относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

    16. Познание и практика

    Гносеология – «гносис» — знание – наука о познании, в которой изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, человека и человеческое общество. Категории гносеологии – истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Теория познания (гносеология) в своей совокупности может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знание в самом широком смысле означает владение, умение. Знание есть связующее звено между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

    Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы нуждаемся в мире и постигаем его тайны для удовлетворения наших материальных, а затем и духовных потребностей. В этом состоит исторический смысл возникновения познания и наук. С развитием общества потребности все расширялись и обогащались, вызывая к жизни все новые и новые средства и пути познания: человечество не может успокоиться на достигнутом.

    Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика играет троякую роль:

    Она является источником познания, его движущей силой.

    Практика является сферой приложения знаний, целью познания.

    Практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.

    Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Не только земные, но и небесные тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием и познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь в качестве средств ориентации в мире.

    Что такое истина и как ее найти?

    Знаете, сколько раз в поисковики вводилось слово «истина»? За последний месяц почти 500 тысяч раз. Полмиллиона запросов и 22 миллиона ответов на вопрос, который интересовал людей на протяжении тысячелетий. Только все ответы – это части огромной головоломки, которые соединяются и образуют настоящую Истину. Чем она отличается от правды? Зачем нам истинное знание? И какие 10 вопросов стоит задать себе, чтобы обнаружить свою истинную красоту? Возможно, истину не придется искать далеко, ведь она внутри нас.

    Что такое истина?

    Истина — это объективное знание, которое соответствует действительности и не зависит от оценочного мнения познающего. Это абстрактное понятие, существующее в человеческом познании в данный момент времени. Истину невозможно описать словами, так как наш язык сильно ограничен. Ее нельзя увидеть или пощупать, ее можно осознать или постичь. Истиной может именоваться само знание и понятая действительность.

    Установить истинность утверждения помогают вспомогательные критерии – метод ее проверки и обоснования. Это объективность, конкретность, общественная практика, соответствие законам природы, логичность, ясность. Но главным критерием истины признается не само знание, а возможность применить его на практике: все что подтверждается – верно, опровергается – ложно. Хотя этот критерий тоже ограничен, ведь практика привязывается к знаниям, которые постоянно дополняются и корректируются.

    В русском языке правда и истина не только пишутся по-разному, но имеют разные значения. Хотя словари трактуют эти слова как синонимы, различия все же есть:

    ИстинаПравда
    дает знание об общих законах бытиядает знание об отдельных фрагментах общей картины
    объективнаясубъективная
    единственнаяу каждого своя
    является философской и религиозной категориейотносится к бытовым понятиям
    возвышеннаяземная и будничная

    Виды истины.

    Кажется, что истина нерушима. Но это не так. Она меняется вместе со познаниями об окружающем мире. Например, в Средневековье знания анатомии сильно отличались от современных, но тогда они считались истинными. С развитием медицины они были опровергнуты и сегодня считаются заблуждением. То есть человеческие знания ограничены конкретным моментом. Отсюда различают два вида истинности:

    Относительная – философское понятие или неполное знание о предмете, которое может быть дополнено или опровергнуто новыми доказательствами. Она соответствует уровню развития науки, зависит от места, времени и условий исследования, изменяется по мере усовершенствования практики.

    Абсолютная – актуальное, полное понимание исследуемого предмета. Это источник всего, что нас окружает. Она статична и устойчива, выражается в простой, лаконичной форме, не может быть опровергнута или оспорена, но до конца складывается только в исключительных случаях. Чаще встречается в точных науках. Например, математических аксиомах.

    На протяжении всей истории ученые, философы и религиозные деятели пытались познать истину. Можно сказать иначе: история наук – это история поиска истины.

    Истина в философии.

    Поиски истины — одна из главнейших задач философии. Первые попытки были предприняты еще во времена Аристотеля, утверждавшего, что «не все представляемое истинно». Важный для исследования действительности вывод сделал Платон. Платон предположил, что истина может существовать вне знания: она может со временем перейти в знание или найдет другие формы существования.

    По мере развития науки, точки зрения философов все больше расходились. Немецкий мыслитель Э. Кант считал истиной соответствие между знанием и самим предметом. А французский философ Рене Декарт считал истиной лишь то, что не дает повода сомнениям. В XX веке споры об истинности познаний не утихают. Но современные методы исследований не дают уверенности в том, что полученные данные правильно оценивают объекты познания.

    Философы выдвигают новые признаки отличия истинных знаний от ошибочных – это чувственный опыт, ясность и отчетливость, эффективность, практическое применение, единое согласие с утверждением.

    С точки зрения философии кроме относительная или абсолютная существует истина:

    • Субъективная – не существует помимо человека и человечества. Частный случай субъективной истинности – правда. Например, мы приходим с улицы и говорим, что там холодно. Это и есть субъективное утверждение.
    • Конкретная – знание, истинное в определенных условиях. Например, утверждение «вода кипит при температуре 100 градусов» истинно только при измерении температуры в градусах Цельсия.
    • Устаревшая – достоверная в течение определенного отрезка времени и утратившая свою актуальность. Например, долгое время знания о том, что Земля плоская, принимались как истинные. Сегодня это заблуждение.

    Истина в религии.

    Неопровержимость бытия занимает первое место в религиозных изысканиях. Подобно философии, религия не имеет точных доказательств своих гипотез или теорий. А где бессильно знание – законна вера. Вера в то, что не может быть доказано математически, но и не может быть оспорено.

    По мнению теологов главная ошибка познания состоит в том, что истина – это не «что», а «Кто». Бог – источник бытия, а, значит, и неопровержимости бытия. Поэтому в религиозных мировоззрениях другой истины нет и быть не может.

    В религиозных учениях есть понятие духовная истинность – это однозначность в суждениях, которая согласуется с человеческой сущностью. Правда – это то, что можно озвучить, а духовная истинность – то, что можно ощутить внутри. Она не нуждается в оглашении.

    Истинная красота.

    Когда-то считалось, что критерии красоты такие прочные, что только художественное образование научит отличать красоту от уродства. Но сегодня большинство людей считают, что внешняя красота – понятие относительное, окруженное стереотипами. Зато истинная красота проявляется душевными качествами: внутренней гармонией, честностью с самим собой, умением сопереживать, эмоциональным интеллектом.

    Три простые действия помогут найти душевную красоту внутри себя:

    1. Ведение дневника – мощный инструмент для преобразования и отличный способ познать себя. Когда мысли превращаются в слова на бумаге, они становятся материальными. То есть то, о чем мы думаем, можно увидеть. Здесь не нужно строить красивые фразы или обдумывать высказывания. Прелесть дневника в том, что он помогает понять себя, раскопать свои боли и преодолеть страхи.
    2. Внутренний ребенок живет в каждом взрослом, поэтому стоит встретиться с ним и поговорить «по душам». В психотерапии есть несколько способов устроить эту воображаемую встречу, но самый простой способ – просто попросить его прийти. Стоит расспросить его, что он чувствует, дать высказаться, повеселиться и поплакать вместе. И главное – дать понять, насколько он для вас важен.
    3. Осознанная медитация дарит здоровое тело, здоровый ум, спокойствие, гармонию и счастье. Если раньше эта практика считалась экзотикой и умением буддийских монахов, то сегодня она доступна многим. Со временем негативные эмоциональные реакции сменяются положительными. Уходит депрессия, апатия, раздражительность, практикуется осознанность, концентрация, внимательность.

    Все виды психотерапии ведут к встрече с собой, внутренней зрелости, гармонии. Если вы пока не планируете визит к психотерапевту, эти вопросы помогут вам узнать себя:

    1. Сколько книг я прочитал за последний год?
    2. Чью судьбу я проживаю?
    3. Я занимаюсь работой или любимым делом?
    4. Какое у меня хобби?
    5. Что будет со мной через пять лет, если я буду жить так, как сейчас?
    6. Что мешает мне жить так, как я хочу?
    7. В чем причины моей злости и недовольства?
    8. Как я могу помогать людям?
    9. Я умею сосредоточиться на главном?
    10. Я – это Я?

    Истина в споре.

    Утверждение, что истина рождается в спорах, тоже вызывает немало споров. Ведение дискуссии – это искусство, которым владеют далеко не все. Любое неаккуратное слово способно разрушить семью, дружбу, коллектив, а спорящих превратить в заклятых врагов. Несложные правила помогут грамотно высказать свое мнение и не выйти за пределы разумного:

    • Правда не всегда соответствует фактам.
    • Если обратиться к главным ценностям, можно обратить спор в поиски истины.
    • Иногда достоверность не стоит утраты доверительных отношений.
    • Многие спорят просто так, потому что предпочитают несогласие.
    • В бесконечных прениях рождается не истина, а истинное лицо человека.
    • Если вы спорите с идиотом, вероятно, он поступает так же.
    • Чем больше вы подключаете эмоции, тем меньше шансов отстоять свою правду.
    • Иногда умение слышать и слушать поможет разрешить спор лучше любых доводов.
    • Чистая правда должна преподноситься корректно.
    • Лучшая альтернатива спору – диалог.

    Верный признак того, что спор прошел плодотворно – ощущение взаимного согласия и большего понимания оппонента.

    Выводы:

    • Истина – отражение объективной реальности и воспроизведение ее такой, как она существует сама по себе.
    • Истинную красоту можно обнаружить в самом себе с помощью несложных практик.
    • Спор приводит к истине только в том случае, когда ведется корректно и уважительно.

    Истина и ее критерии

    О чем эта статья:

    10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

    Понятие истины

    Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.

    Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.

    Есть и другие определения истины:

    • соответствие знаний действительности;
    • то, что подтверждено опытом;
    • соглашение, конвенция;
    • свойство самосогласованности знаний;
    • польза полученных знаний для практики.

    Виды истины

    Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.

    Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

    Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.

    Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.

    Читать еще:  Тихвинская икона в три озера. Тихвинская - чадоподательница

    Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.

    Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.

    Критерии истины

    Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.

    Критериями истины являются:

    Соответствие логическим законам.

    Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.

    Простота, общедоступность формулировки.

    Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.

    Понятие истины в философии и науке

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Истина – это философское понятие, отражающее конечное, абсолютное знание, цель и критерий научной деятельности.

    Понятие и теории истины в философии

    Первоначальное представление об истине было сформулировано в античной философии Парменидом По данной теме мы уже выполнили реферат Эвдемонизм Эпикура подробнее . В своей онтологической концепции Парменид По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее излагал положения, противоречащие общепринятых и очевидным вещам, – отсутствие движения, времени, развития, раздельности вещей и самих вещей как таковых. Отстаивая собственную позицию, Парменид подвергает критике чувственное восприятие мира, обозначая его как необъективное мнение, основанное на ненадежных источниках и противопоставляя ему собственные, истинные, а значит соответствующие настоящему положению вещей знания.

    Проблема истины становится одной из центральных проблем гносеологии и этики, свое позицию относительно различения истины и мнения высказывают Демокрит, Сократ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее , Протагор и многие другие. Однако первое устоявшееся определение истины, ставшее впоследствии классическим принадлежит Аристотелю.

    Истина – есть соответствие нашего знания объективной действительности.

    Однако по мере развития философии, религии, науки, этики возникают и другие подходы к определению истины ее содержания, роли и значения. К основным из них относят:

    • когерентный,
    • прагматический,
    • конвенциалистский,
    • семантический и т. д.

    Когерентный подход основан на критериях логической согласованности и непротиворечивости знания. Истинное знание должно опираться на истинные посылки, а всю структура такого знания должна не иметь внутренних противоречий. Хотя данный подход позволяет критически оценивать различные системы, он не является абсолютным поскольку логической и непротиворечивой может быть и надуманная концепция, не имеющая отношения к действительности.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Прагматический подход меняет само понимание истины. Истинным считается то знание, которое способно принести практическую пользу, дать положительный эффект от своего использования. Данный подход сформировался в американской философии и науке. Его слабостью является недооценка фундаментальных и философских концепций, рассматривающих проблемы, выходящие за пределы актуальной проблематики.

    Конвенциалистский подход рассматривает истину как соглашение, договор большинства о том, что можно читать истиной. Данный подход является идеалистическим, поскольку достичь реального согласия большинства членов какой-либо общности не предполагается возможным, но в тоже время точно отражает формирования субъективного представления об истине в малых группах, объединенных определенной догматизированной идеологией или религией.

    Семантический подход к истине был разработан для уточнения классического, корреспондентского подхода, за счет введения дополнительного критерия, предполагающего установление не просто соответствии знания реальности, но и учету содержательной специфики этого сознания.

    Роль истины в науке и виды истины

    Истина занимает в науке двойственное положение. С одной стороны, истина – как абсолютное знание является конечной целью любой познавательной деятельности и науки как системы знаний, теории и методологии познания, и как наконец практической деятельности по познанию мира.

    Однако полное познание мира вероятно невозможно, что в свою очередь обесценивает любые достижения науки в сравнении с недостижимой целью. Однако истина является не только и не столько целью, сколько критерием научной деятельности. Знание, полученное в рамках науки, является постольку ценным и значимым, поскольку отвечает критерию истинности. Рассматривая истину как критерий ценности знания невозможно не указать на многообразие видов истины и диалектические взаимоотношения между ними.

    • абсолютная,
    • относительная,
    • объективная,
    • конкретная.

    Абсолютная истина выступает целью любой познавательной деятельности. Она представляет собой полное и законченное знание об объекте всех его свойствах, механизмах, взаимосвязях с другими объектами реальности, т.е. представляет собой абсолютное знание обо всем.

    Относительная истина является ограниченным знанием об объекте, его свойствах и взаимосвязях. Любое реальное научное знание представляет собой относительную истину, поскольку полное и окончательное познание объекта всегда ограничено объективными возможностями науки.

    Объективная истина представляет собой такое знание об объекте источником, которого выступают его свойства, качества, структура и т.д.

    Конкретная истина являет собой знание, являющееся истинным в определенных, конкретных условиях. Так, знание о том, что трава – зеленая – является конкретной истинной, связанной с присущим человеку способом зрительного восприятия. Объективная истина будет состоять в том, что электромагнитное излучение (свет) отражающееся от травы, будет иметь определенную длину волны, вызывающую у человеческого наблюдателя субъективное переживание зеленого цвета.

    В научной деятельности абсолютная и относительная истина находятся в постоянном диалектическом взаимодействии. Так, на основании имеющегося знания, относительной истины, в науке ставятся цели и задачи, предполагающие достижения более полной, абсолютной истины. Однако, как только эти цели будут реализованы, получаемое знание даст раздвинет горизонт понимания исследуемых объектов, и став относительной истиной, станет источником новых целей и задач по достижению истины абсолютной. Хотя данный процесс оценивается как потенциально-бесконечный, сторонники позиции гносеологического позитивизма отмечают что доля истинных познаний о мире неуклонно растет, и познание абсолютной истины в конечном итоге возможно.

    Понятия истины, правды и заблуждения

    Понятие истины тесно связано с другими понятиями, описывающими критериальную ценность знания и утверждений, такими как правда и заблуждения.

    Существует концепция, которая сближает понятия истины и правды, рассматривая правду, как «истину» в этическом контексте. В действительности в отличии от истины имеющей субстанциональный характер, правда всегда онтологична, т.е. привязана к истории существования определенного субъекта (индивидуального или группового), его потребностям, ценностям, установкам, а потому субъективна. В этом отношении понятия правды и истины могут быть легко противопоставлены друг другу, так как в конфликте у каждой стороны имеется своя правда, в то время как фактологическая истина – одна.

    Заблуждение рассматривается как противоположность истины – т.е. такое знание, которое не соответствует объективной действительности. Вместе с тем, заблуждение представляет собой вид относительной истины, которая на определенном этапе исторического развития рассматривалась как соответствующая действительности, но позднее была критически переоценена (представления о неделимости атома, материи как веществе, абсолютности механических законов взаимодействия атомов и т.д.).

    Понятие истины, её критерии

    Содержание:

    Определение

    Истина – это знание, соответствующее объекту познания, отражающее его реальные качества и свойства.

    По степени влияния человека на истину она бывает объективной и субъективной:

    • Объективность истины заключается в том, что она не подчиняется человеку, его взглядам, желаниям и мечта6ниям, то есть истина независима.
    • Субъективность истины заключается в том, что для каждого отдельно взятого человека истина может быть своя. Она может быть построена только на интересах отдельной личности и не соответствовать реальному положению вещей.

    Истина бывает относительной и абсолютной:

    • Абсолютнаяистина – это полное, исчерпывающее знание, соответствующее объекту познания и отражающее его реальные стороны.
    • Относительнаяистина – это неполное или неточное знание, которое в полной мере не отражает реальных качеств объекта и в будущем может изменяться.

    Стоит отметить, что два вышенаписанных аспекта относятся только к объективной истине.

    Критерии истины

    Учёные столетиями ведут споры о критериях истины. Кто-то считает, что у такого многозначного понятия, как истина, не может быть критериев, с помощью которых её можно понять или узнать. Другие же говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют её среди всех видов знаний.

    Приблизительные критерии истины:

    1. Соответствие существующим законам природы и науки;
    2. Соответствие существующим законам логики и морали;
    3. Простота и уникальность формы;
    4. Соответствие фундаментальным законам;
    5. Наличие практики.

    Именно последний критерий, по мнению большинства учёных, считается основным критерием истины.

    Практика

    Практика – это целенаправленна материальная деятельность людей, направленная на изменение существующей действительности и осуществляемая в определенном обществе.

    У практики, как и у большинства понятий в обществе, есть формы существования:

    • Научно-эксперементальная форма, направленная на преобразование природы и общества.
    • Материально-производственная форма, направленная на преобразование только природы.
    • Общественно-политическая форма, направленная на преобразование общества в целом.

    Практика также обладает определёнными чертами:

    • Практика выступает в роли источника знаний, так как из-за практических потребностей человек совершенствуется и создает что-то новое.
    • Практика также является основой познания, так как именно благодаря практике у человека есть возможности для изучения мира и общества.
    • Практика также является целью познания, так как человек исследует мир, чтобы удовлетворить свои практические потребности.
    • Практика является основным критерием истины, ведь доказать истинность чего-либо можно только, применив знание на практике. И если оно выполняет свою практическую функцию, то такое знание является истинным.

    Заблуждение

    Заблуждение – это недостоверное знание об объекте познания, которое искажает его реальные свойства и качества и которое принимают за истину.

    Заблуждение возникает при неправильной передаче опыта между поколениями или при переходе от чувственного познания к рациональному.

    Ложь – это сознательное искажение объективных и реальных свойств объекта, дезинформирующее человека.

    Что такое истина и как ее найти?

    Знаете, сколько раз в поисковики вводилось слово «истина»? За последний месяц почти 500 тысяч раз. Полмиллиона запросов и 22 миллиона ответов на вопрос, который интересовал людей на протяжении тысячелетий. Только все ответы – это части огромной головоломки, которые соединяются и образуют настоящую Истину. Чем она отличается от правды? Зачем нам истинное знание? И какие 10 вопросов стоит задать себе, чтобы обнаружить свою истинную красоту? Возможно, истину не придется искать далеко, ведь она внутри нас.

    Что такое истина?

    Истина — это объективное знание, которое соответствует действительности и не зависит от оценочного мнения познающего. Это абстрактное понятие, существующее в человеческом познании в данный момент времени. Истину невозможно описать словами, так как наш язык сильно ограничен. Ее нельзя увидеть или пощупать, ее можно осознать или постичь. Истиной может именоваться само знание и понятая действительность.

    Установить истинность утверждения помогают вспомогательные критерии – метод ее проверки и обоснования. Это объективность, конкретность, общественная практика, соответствие законам природы, логичность, ясность. Но главным критерием истины признается не само знание, а возможность применить его на практике: все что подтверждается – верно, опровергается – ложно. Хотя этот критерий тоже ограничен, ведь практика привязывается к знаниям, которые постоянно дополняются и корректируются.

    В русском языке правда и истина не только пишутся по-разному, но имеют разные значения. Хотя словари трактуют эти слова как синонимы, различия все же есть:

    ИстинаПравда
    дает знание об общих законах бытиядает знание об отдельных фрагментах общей картины
    объективнаясубъективная
    единственнаяу каждого своя
    является философской и религиозной категориейотносится к бытовым понятиям
    возвышеннаяземная и будничная

    Виды истины.

    Кажется, что истина нерушима. Но это не так. Она меняется вместе со познаниями об окружающем мире. Например, в Средневековье знания анатомии сильно отличались от современных, но тогда они считались истинными. С развитием медицины они были опровергнуты и сегодня считаются заблуждением. То есть человеческие знания ограничены конкретным моментом. Отсюда различают два вида истинности:

    Относительная – философское понятие или неполное знание о предмете, которое может быть дополнено или опровергнуто новыми доказательствами. Она соответствует уровню развития науки, зависит от места, времени и условий исследования, изменяется по мере усовершенствования практики.

    Абсолютная – актуальное, полное понимание исследуемого предмета. Это источник всего, что нас окружает. Она статична и устойчива, выражается в простой, лаконичной форме, не может быть опровергнута или оспорена, но до конца складывается только в исключительных случаях. Чаще встречается в точных науках. Например, математических аксиомах.

    На протяжении всей истории ученые, философы и религиозные деятели пытались познать истину. Можно сказать иначе: история наук – это история поиска истины.

    Истина в философии.

    Поиски истины — одна из главнейших задач философии. Первые попытки были предприняты еще во времена Аристотеля, утверждавшего, что «не все представляемое истинно». Важный для исследования действительности вывод сделал Платон. Платон предположил, что истина может существовать вне знания: она может со временем перейти в знание или найдет другие формы существования.

    По мере развития науки, точки зрения философов все больше расходились. Немецкий мыслитель Э. Кант считал истиной соответствие между знанием и самим предметом. А французский философ Рене Декарт считал истиной лишь то, что не дает повода сомнениям. В XX веке споры об истинности познаний не утихают. Но современные методы исследований не дают уверенности в том, что полученные данные правильно оценивают объекты познания.

    Философы выдвигают новые признаки отличия истинных знаний от ошибочных – это чувственный опыт, ясность и отчетливость, эффективность, практическое применение, единое согласие с утверждением.

    С точки зрения философии кроме относительная или абсолютная существует истина:

    • Субъективная – не существует помимо человека и человечества. Частный случай субъективной истинности – правда. Например, мы приходим с улицы и говорим, что там холодно. Это и есть субъективное утверждение.
    • Конкретная – знание, истинное в определенных условиях. Например, утверждение «вода кипит при температуре 100 градусов» истинно только при измерении температуры в градусах Цельсия.
    • Устаревшая – достоверная в течение определенного отрезка времени и утратившая свою актуальность. Например, долгое время знания о том, что Земля плоская, принимались как истинные. Сегодня это заблуждение.

    Истина в религии.

    Неопровержимость бытия занимает первое место в религиозных изысканиях. Подобно философии, религия не имеет точных доказательств своих гипотез или теорий. А где бессильно знание – законна вера. Вера в то, что не может быть доказано математически, но и не может быть оспорено.

    По мнению теологов главная ошибка познания состоит в том, что истина – это не «что», а «Кто». Бог – источник бытия, а, значит, и неопровержимости бытия. Поэтому в религиозных мировоззрениях другой истины нет и быть не может.

    В религиозных учениях есть понятие духовная истинность – это однозначность в суждениях, которая согласуется с человеческой сущностью. Правда – это то, что можно озвучить, а духовная истинность – то, что можно ощутить внутри. Она не нуждается в оглашении.

    Истинная красота.

    Когда-то считалось, что критерии красоты такие прочные, что только художественное образование научит отличать красоту от уродства. Но сегодня большинство людей считают, что внешняя красота – понятие относительное, окруженное стереотипами. Зато истинная красота проявляется душевными качествами: внутренней гармонией, честностью с самим собой, умением сопереживать, эмоциональным интеллектом.

    Читать еще:  Николо-шартомский монастырь. Николо-Шартомский мужской монастырь с

    Три простые действия помогут найти душевную красоту внутри себя:

    1. Ведение дневника – мощный инструмент для преобразования и отличный способ познать себя. Когда мысли превращаются в слова на бумаге, они становятся материальными. То есть то, о чем мы думаем, можно увидеть. Здесь не нужно строить красивые фразы или обдумывать высказывания. Прелесть дневника в том, что он помогает понять себя, раскопать свои боли и преодолеть страхи.
    2. Внутренний ребенок живет в каждом взрослом, поэтому стоит встретиться с ним и поговорить «по душам». В психотерапии есть несколько способов устроить эту воображаемую встречу, но самый простой способ – просто попросить его прийти. Стоит расспросить его, что он чувствует, дать высказаться, повеселиться и поплакать вместе. И главное – дать понять, насколько он для вас важен.
    3. Осознанная медитация дарит здоровое тело, здоровый ум, спокойствие, гармонию и счастье. Если раньше эта практика считалась экзотикой и умением буддийских монахов, то сегодня она доступна многим. Со временем негативные эмоциональные реакции сменяются положительными. Уходит депрессия, апатия, раздражительность, практикуется осознанность, концентрация, внимательность.

    Все виды психотерапии ведут к встрече с собой, внутренней зрелости, гармонии. Если вы пока не планируете визит к психотерапевту, эти вопросы помогут вам узнать себя:

    1. Сколько книг я прочитал за последний год?
    2. Чью судьбу я проживаю?
    3. Я занимаюсь работой или любимым делом?
    4. Какое у меня хобби?
    5. Что будет со мной через пять лет, если я буду жить так, как сейчас?
    6. Что мешает мне жить так, как я хочу?
    7. В чем причины моей злости и недовольства?
    8. Как я могу помогать людям?
    9. Я умею сосредоточиться на главном?
    10. Я – это Я?

    Истина в споре.

    Утверждение, что истина рождается в спорах, тоже вызывает немало споров. Ведение дискуссии – это искусство, которым владеют далеко не все. Любое неаккуратное слово способно разрушить семью, дружбу, коллектив, а спорящих превратить в заклятых врагов. Несложные правила помогут грамотно высказать свое мнение и не выйти за пределы разумного:

    • Правда не всегда соответствует фактам.
    • Если обратиться к главным ценностям, можно обратить спор в поиски истины.
    • Иногда достоверность не стоит утраты доверительных отношений.
    • Многие спорят просто так, потому что предпочитают несогласие.
    • В бесконечных прениях рождается не истина, а истинное лицо человека.
    • Если вы спорите с идиотом, вероятно, он поступает так же.
    • Чем больше вы подключаете эмоции, тем меньше шансов отстоять свою правду.
    • Иногда умение слышать и слушать поможет разрешить спор лучше любых доводов.
    • Чистая правда должна преподноситься корректно.
    • Лучшая альтернатива спору – диалог.

    Верный признак того, что спор прошел плодотворно – ощущение взаимного согласия и большего понимания оппонента.

    Выводы:

    • Истина – отражение объективной реальности и воспроизведение ее такой, как она существует сама по себе.
    • Истинную красоту можно обнаружить в самом себе с помощью несложных практик.
    • Спор приводит к истине только в том случае, когда ведется корректно и уважительно.

    Истина как философская категория

    Цель познания – достижение истины. Истина– это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

    Проблема истины является одной из основных в гносеологии. Одно из первых определений истины, ставшее классическим, предложено Аристотелем, который признавал объективное, независимое от сознания существование вещей и утверждал, что знание истинно, когда оно соответствует вещам и их связям: «Не потому ты бледен, что мы правильно считаем тебя бледным, а, наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающие это, говорим правду».

    В решении вопроса о существовании объективной истины возникает разногласие, прежде всего, между материализмом и субъективным идеализмом. Представители субъективного идеализма и агностицизма отрицают возможность получения такого знания, содержание которого не зависело бы от человека. Так, в философии И.Канта признаками истинности знания считаются всеобщность и необходимость, источниками которых служит не объективная реальность, а сознание индивида, априорные знания. В различных направлениях неопозитивизма истина – это согласие одного знания с другим, непротиворечивость суждений. В прагматизме истина – это полезность знания, его эффективность.

    В материализме отстаивается положение о том, что истина всегда объективна, она не зависит от сознания человека и общества.

    Истина имеет ряд особенностей:

    ·Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание.

    ·Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания. Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности.(*Лист на дереве зеленый. – Зеленый цвет листа обусловле содержанием в нем хлорофилла, который образуется за счет энергии света).

    ·В истине выделяются абсолютная и относительная стороны. Абсолютная истина содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания. Движение к абсолютной истине осуществляется через относительные истины. Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое не обладает полнотой знания и может углубляться и уточняться в процессе познания. Примером относительной истины может послужить развитие знания о строении материи. Абсолютными истинами могут считаться точно установленные даты каких-либо событий, непреходящие константы (*гравитационная постоянная, скорость распространения электромагнитных волн, 2Х2=4 и т.д.) но эти истины не интересуют гносеологию, здесь в центре внимания — движение от относительной к абсолютной истине. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина – это две стороны объективной истины. Абсолютное знание складывается из суммы относительных истин, а относительное содержит в себе элементы абсолютного (*относительное знание о строении материи содержит в себе абсолютное знание о существовании элементарных частиц, их заряде и проч.).Таким образом, объективная истина в процессе познания существует как абсолютно-относительная, соотношение между абсолютным и относительным меняется на разных этапах познания.

    ·Истина всегда конкретна. Конкретность истины определяется свойствами, закономерностями, условиями существования объекта познания, пространственно-временными отношениями. Конкретность истины означает, что знание истинно лишь при определенных условиях. Например, положение «температура кипения воды равна 100 0 С», истинно только при атм.давл. = 760 мм рт.столба.

    ·Истина имеет бытийственный, аксиологический и праксиологический аспекты. Бытийственный аспект связан с отражением в истине природного и духовного бытия. Аксиологический связан с отражением в истине нравственных и эстетических ценностей. Праксиологический подчеркивает связь истины с практической деятельностью человека.

    Однако познание несвободно от заблуждений, под которыми понимается непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Причинами заблуждений могут служить поспешные обобщения, одностороннее восприятие объекта, несовершенство познавательных средств и т.д. Заблуждение может препятствовать получению истинного знания, а с другой стороны – способствовать созданию проблемных ситуаций, которые являются импульсом для дальнейшего научного поиска, т.е. вести к получению истинного знания.

    Поэтому один из центральных вопросов гносеологии –вопрос о критериях истины, т.е. способах, с помощью которых устанавливается достоверность знания, отличие истины от заблуждения.

    В истории философии существовали разные взгляды на этот вопрос. Агностики считали, что нельзя найти доказательства истинности знаний. Представители эмпиризма считали таким критерием соответствие знаний чувственному опыту. Рационалисты видели критерий истины в ясности и отчетливости суждений, в выведении их из всеобщих очевидных положений. В неопозитивизме критерием истины считается непротиворечивость знаний. Основным недостатком этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом же знании.

    В диалектическом материализме основным критерием истины считается практика, т.е. целенаправленная предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование материальных систем. Практика как критерий истины должна носить всеобщий характер: это деятельность не отдельного индивида, а человека как социального субъекта, вооруженного знаниями, которыми располагает общество на данном этапе своего развития.

    Кроме практики, существуют другие критерии истины:

    логический – строгое следование законам и правилам логики (*широко используется в математике),

    аксиологический – обращение к нравственным, эстетическим, социально-политическим ценностям (*используется в политике, в общественных науках, особенно когда требуется быстрая реакция).

    Однако и эти критерии опосредованы практикой, которая является решающим и всеобщим критерием истины.

    Наука.

    Наука – исторически сложившаяся форма духовно-практического освоения мира, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Понятие «наука» имеет несколько аспектов:

    1) система знаний,

    2) их духовное производство,

    3) практическая деятельность на их основе,

    4) социальный институт. Этот аспект подчеркивает социальную сущность науки: наука как социальный институт представляет собой систему взаимосвязей между научными коллективами, организациями, членами научных сообществ, а также систему норм и ценностей.

    Наука прошла длительный путь становления и развития..

    Зачатки научного знания возникли в Древней Греции в VI – V вв. до н.э., когда происходило освобождение сознания от мифологического мышления. В это время получил развитие ряд областей научного знания: математика (Евклид, Пифагор, Архимед), астрономия, медицина – однако естественнонаучных теорий еще не существовало. Родиной науки Древняя Греция считается потому, что именно здесь сложился первый образец, эталон построения научного знания: не просто сбор, накопление фактов (знания о многих из них были заимствованы греками в цивилизациях Древнего Востока), а доказательство положений и выводов, логическое выведение одного знания из другого, что придавало знаниям упорядоченность и систематичность. В древнегреческой науке объектом познания стали не конкретные вещи или стихии, а их идеальные аналоги – понятия, суждения, числа, законы и др.

    В то же время начиная с античности и вплоть до XVI – XVII вв. научное знание представлялось в виде системы общих положений, истинность которых устанавливалась внеопытным путем, а все основные знания выводились из этих общих положений. на этом этапе научное знание неотделимо от философского (античного космоцентризма и средневековой схоластики). В этой модели научность сводилась к доверию авторитета разума (*метафизика Аристотеля, наиболее яркое воплощение – в «Началах геометрии» Эвклида, которые вплоть до XVIII в. рассматривались как эталон научной рациональности).

    Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь предпосылки, элементы науки, а наука как самостоятельное явлениево взаимосвязи всех своих аспектовсложилась в Новое время.

    В это время сложились объективные социокультурные условия для формирования науки как особой системы знаний, вида духовной деятельности и социального института:

    — социально-экономические: становление и развитие буржуазных отношений, что привело к существенным изменениям в экономике, политике, социальных отношениях, важнейшим фактором которых становится наука. Возникла потребность в применении научных знаний в производстве и социальной практике;

    — духовные: ослабление господства религии, преодоление схоластического мышления, отделение науки от традиционной философии.

    Формирование науки связывают с появлением в XVI – XVII вв. работ Кеплера, Галилея, Ньютона. Естественные науки постепенно выделяются в самостоятельные отрасли знания – астрономию, механику, физику, химию и др. В XVII в. складываются первые сообщества ученых, а в XVIII – начале XIX вв. наука становится основой университетского образования, т.е. становится профессиональной.

    В развитии науки принято выделять несколько основных этапов:

    1. классическая наука XVII –XIX вв., которая стала основой формирования механистической картины мира. идеал научности в это время определяло экспериментально-математическое естествознание. Определяющим критерием научного знания выступала опытная доказательность, а роль рационального мышления сводилась к установлению логической зависимости теоретических положений от экспериментально полученных фактов.

    2. неклассическая наука 1-й половины ХХ в., которая преодолела ограниченность механистической картины мира, переосмыслила заданные классической механикой понятия пространства, времени, причинности.

    3. постнеклассическая наука(с 70-х гг. ХХ в.), в основе которой теория самоорганизации и синергетический подход.

    Соответственно этапам развития менялись идеалы и принципы научности, развивались представления о науке в философской мысли С развитием науки проблемы научного познания становятся предметом философского осмысления.

    В философии Нового времени центральным становится вопрос о роли научного знания в жизни общества. По мнению Ф.Бэкона, наука должна соответствовать практическим потребностям общества, служить средством решения экономических и социальных проблем («Знание – сила»). В новоевропейской философии сложились основные направления в решении вопроса о способах научного познания: эмпиризм, сенсуализм, рационализм; были обоснованы индуктивный (Ф.Бэкон) и дедуктивный (Р.Декарт) методы познания.

    Марксизм развитие науки связывает с развитием общественного производства. Наука рассматривается как непосредственная производительная сила, это проявляется в том, что наука создает теоретическую основу для материально-технического, общественного и культурного прогресса.

    В западной философии ХХ в. формируется особая отрасль знания — философия науки. Особую роль проблемы научного познания занимают в неопозитивизмеи постпозитивизме, представители которых рассматривали научное знание в его развитии и поставили задачу исследовать процесс развития и смены научных теорий. Американский философ Томас Кун в своей работе «Структура научных революций» (1966 г.) ввел понятие «научная парадигма». Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических и методологических установок, принятых научным сообществом как определенный образец подхода к научной проблеме. Согласно концепции Т.Куна, смена научных парадигм происходит в результате «научных революций», вызванных появлением проблем, которые не могут быть решены в рамках данной парадигмы. Теория научных парадигм имеет большое значение для развития теории и методологии науки, однако недостаток концепции Т.Куна состоит в положении о том, что научные парадигмы не включают в свое содержание результаты предшествующих этапов развития науки: появление новой научной теории означает исключение из науки содержания старой.

    И. Лакатос представил развитие науки как непрерывный процесс выдвижения и уточнения гипотез. Выступая против догматизации научного знания, он предложил методологию научно-исследовательских программ. Каждая из них содержит несколько теорий, что создает условия для их сопоставления и оценки, порождает свободу дискуссий и выбора, является стимулом развития науки.

    П.Фейерабенд выдвинул точку зрения «методологического анархизма». Он считаел, что полностью достоверных методов познания не существует, все теории, в том числе и вненаучные, равноправны по своей познавательной значимости.

    Таким образом, представители неопозитивизма внесли значительный вклад в разработку проблем научного познания, но не учли всей его сложности и противоречивости.

    Наука как социокультурный феномен выполняет ряд функций:

    ·социально-преобразовательную (функцию непосредственной производительной силы: наука создает теоретическую основу для материально-технического, общественного и культурного прогресса),

    ·коммуникативную (передачи социального опыта),

    ·прогностическую (на основе знаний законов развития природы и общества наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности),

    ·интегрирующую (наука способствует объединению людей в социальные группы, формированию международных научных сообществ, объединению всего человечества),

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector