1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто такие; Отцы Церкви

Кто такие «Отцы Церкви»?

Святоотеческое наследие — это прямое продолжение учения Христа и апостолов. Писания Отцов Церкви представляются неотъемлемой частью православного Предания. Кто же такие Отцы и Учители Церкви? Чем они отличаются от обычных богословов?

Отцы Церкви (греч. Ἐκκλησιαστικοί Πατέρες; в Православии Святые Отцы) — основоположники церковного учения и богословы прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Слово «отец» в данном случае употреблено в образном смысле, обозначая наставника или учителя истины.

В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания. Невозможно перечислить всех Отцов Церкви. Назовем лишь тех «признанных отцов», кого торжественно объявили на 3-м, 4-м и 5-м Вселенских соборах в качестве церковных авторитетов: Петр, Афанасий, Феофила Александрийские, Василий Великий, Аттик Константинопольский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, Киприана Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский и Августин.

С древнейших времён существования христианства они пользовались высоким уважением и представлялись орудиями Святого Духа. Однако их учение, в большинстве случаев, не ставится Церковью в один ряд с писаниями пророков и апостолов и рассматриваются как человеческие произведения, а суждения отдельных Отцов Церкви рассматриваются как частные мнения высокоавторитетных богословов.

Считается, что Отцов Церкви от обычных богословов отличает: абсолютная приверженность учению Церкви (истинность учения), святость жизни, признание Церкви и древность. Все эти критерии заимствованы из традиционной католической патристики. Однако в Православной Церкви древность не является обязательным условием деятельности Отцов Церви. Для православного христианина Отцом Церкви в равной степени является как священномученик Ириней Лионский, живший во II веке, так и святитель Феофан Затворник, живший в XIX веке. «Наша Церковь учит, что Божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками, – указывает прот. Иоанн Мейендорф. – Дух Святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а, руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание». Говорить, что Святых Отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь.

При этом допускается, что Отцы Церкви могут в чем-либо заблуждаться (а это неизбежно при отсутствии единого мнения по многим вопросам), но тем не менее их следует почитать как Отцов и изучать их труды, т.к. мнение, выраженное Отцом Церкви и не осужденное соборно, входит в границы допустимого и возможного, но не может считаться общеобязательным для православных верующих. Что касается правильности учения, то здесь необходимы уточнения. Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писания являются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на их учение мы ориентируемся, с ним сверяем свои взгляды и суждения. Однако в святоотеческих писаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и что выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемых теологуменов). Философско-богословское учение Отцов Церкви, а также раздел богословской науки, изучающий это учение именуется патристикой или патрологией.

Относительно святости следует сказать, что личная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность суждений того или иного автора. Сам факт канонизации того или иного святого не означает непременного возведения всего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.

Критерий истинности учения Отцов Церкви сформулировал Афанасий Великий: «Вот подлинное учение и вот признак истинных учителей, как передали отцы: согласно между собой исповедовать одно и то же и не входить в споры ни друг с другом, ни со своими отцами…». При этом согласие Отцов, чтобы быть обязательным для христиан должно касаться пунктов учения, которые имеют по признанию самих Отцов характер Откровения. По прочим вопросам, даже относящимся к богословским наукам, их суждения не считаются обязательными.

Также, авторитет Отцов Церкви не всегда распространяется на все их сочинения. Во всём объёме принимаются лишь те их произведения, которые целиком торжественно были приняты на вселенских соборах. Не имеют догматического авторитета сочинения, написанные в состоянии оглашения (как панегирик Григория Чудотворца Оригену) или в споре с защитниками православия (например, Феодорит Кирский против Кирилла Александрийского). В этом отношении особым преимуществом пользуются только Учителя Церкви.

Что такое Академический докторский совет и зачем он Церкви

Для чего 30 января был создан новый Академический докторский совет, когда он начнет функционировать, кто войдет в его состав? На вопросы корреспондента портала «Православие и мир» ответил председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.

— Зачем создан Академический докторский совет?

— Докторский совет на базе трех духовных академий, Московской, Санкт-Петербургской и Минской, создается по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Первоначальный состав совета насчитывает более двадцати пяти человек. В ближайшее время будет подготовлен пакет документов на утверждение Святейшего Патриарха, после которого начнется практическая работа общеакадемического совета.

Его задача — ускорить решение проблемы, чрезвычайно актуальной для духовных школ: повысить количество остепененных преподавателей, в особенности имеющих докторскую степень. Таковых, увы, немного. Я с трудом могу вспомнить, когда в последний раз в Московской духовной академии была защищена докторская диссертация. Стимулировать написание докторских диссертаций — это главная и основная наша цель.

— Разве недостаточно Объединенного диссертационного совета по теологии при Общецерковной аспирантуре и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД), объединяющих также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова?

— Есть своя специфика в жизни духовных учебных заведений, подведомственных Учебному комитету. Сегмент наших научных кадров (имею в виду преподавателей и докторов, которые трудятся в академиях и непосредственно представляют нужды и потребности духовных школ) скорее сможет понять и оказать научное консультирование будущим докторам. Еще важнее — формирование научных школ в высших духовных заведениях, что в значительной мере будет связано с защитой соответствующих профильных диссертаций. Координацию такой работы чисто практически проще осуществлять на базе академий Учебному комитету в сотрудничестве с созданным докторским советом.

— Выходит, что при обилии духовных учебных заведений существует дефицит докторов наук, с чем он связан?

— Обилия, тем более чрезвычайного, вовсе нет. Сегодня есть всего один докторский совет при ОЦАД. В духовных академиях существуют только кандидатские советы. Так что создаваемый Академический докторский совет станет лишь вторым существующим в Русской Православной Церкви на базе академий.

Определенный дефицит докторов связан с тем, что научная работа в наших высших духовных заведениях лишь в последнее время стала осознаваться администрацией как неотъемлемая часть работы вузы, в том числе духовного.

Отчасти это оправдано. Сначала надо было наладить учебный процесс, подобрать квалифицированные кадры, обеспечить материальные условия. Требования к вузам со стороны государства сейчас довольно серьезные. Теперь, когда первоочередные вопросы были решены, важнейшей оценкой деятельности наших семинарий, имеющих магистратуры, становится результат обучения и научная работа. Это осознание входит в умы и сердца наших профессорско-преподавательских кадров и администраций духовных школ. И, я уверен, найдет свое воплощение в тех диссертациях, которые будут поданы в новосоздаваемую институцию.

— Когда начнет функционировать Академический совет?

— Буду осторожен с заявлениями. Думаю, что полноценно функционировать совет начнет не раньше нового учебного года.

— Не станут ли пересекаться и конкурировать между собой два докторских совета?

— Мы все прекрасно понимаем, что наличие разных докторских советов в системе светского образования является необходимым условием их качественной работы. Это в том числе побуждает сами советы к работе с потенциальными кандидатами на звание докторов наук, к их нахождению, к поощрению, созданию для них условий. То, что будет два совета с какими-то оттенками в направлении деятельности, приведет лишь к увеличению суммарного количества работ и повышению их качества.

— Новость о появлении докторского совета при Учебном комитете сопровождается сообщением ТАСС о том, что в этот совет не войдут представители Киевской духовной академии. Это так?

— Не нужно пытаться во всем видеть политическую составляющую, как сделал это корреспондент ТАСС. Здесь ее нет. Украинская Православная Церковь обладает всей полнотой самостоятельности. У нее есть свой Учебный комитет, который возглавляет соответствующие учебные и научные процессы на Украине. По понятным и прискорбным всем нам политическим обстоятельствам на сегодня участие наших коллег из Киевской духовной академии чисто практически было бы затруднительно. Более того, могло бы привести к нежелательным последствиям для них как граждан Украины.

Мы с огромным вниманием следим за тем, что происходит в стенах Киевской духовной академии. У нас есть практика привлечения специалистов академии в качестве перекрестных оппонентов при защитах диссертаций. Полноценное включение наших дорогих коллег из Киева в совет станет возможным в тот чаемый день, когда времена изменятся на более благоприятные.

— Представители каких светских вузов в перспективе могли бы войти во вновь учреждаемый Академический докторский совет?

Читать еще:  Григорий нисский работы. Григорий нисский - избранные творения

— Светский вуз в докторском совете представляет архимандрит Филипп (Симонов) как заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ. По факту значительное количество докторов членов Академического совета — это те доктора, которые защищали свои диссертации в светских учебных заведениях. Новый совет вполне может расширять свое членство за счет уважаемых сотрудников, полагаю, что это будут в первую очередь специалисты в области византологии и византинистики, истории Церкви, философии и церковного права. Дело же не в названиях учебных заведений, а в профилях специалистов.

Формальные источники церковного учения

Укажем вопросы, по которым существует зафиксированное церковное учение, признаваемое не только всеми членами Церкви, но и во все времена. По сути, все сводится к двум темам. Первая — христианское вероучение: в Кого, как и почему верят христиане? На практике христиане имеют учение о Боге, мире, человеке и Церкви, отличное от каких-либо иных учений. Вторая тема — христианский образ жизни, в основе которого лежит общение с Богом, нравственные заповеди и дисциплинарные предписания.

В Православии есть четыре формы фиксации церковного учения. Первая и главнейшая — Священное Писание или Библия. Для христиан наиболее важен так называемый Новый Завет, состоящий из Евангелий и апостольских посланий. Новый Завет — книга не философская и не справочная, она излагает нам историю жизни Христа и апостольское учение первых десятилетий жизни церкви. Эти книги дают нам основные вероучительные истины и заповеди Христовы, отражающие отношения человека и Бога, отношения между людьми и отношение человека к своему призванию. Чтобы кратко узнать об учении Христовом, достаточно прочесть всего три притчи из Евангелия: «О блудном сыне», «О талантах» и «О самарянине». Говоря по сути, христианство – это вера в того Христа, что явлен нам в Евангелии и исполнение Его заповедей.

Вторая форма — это решения церковных соборов, авторитет которых признавался всеми, всегда и всюду. Самыми важными из них были известные семь Вселенских Соборов, на которых были решены многие вероучительные и дисциплинарные вопросы. Все дело в том, что евангельское учение и заповеди Христовы нужно было соотнести с существующей культурой и практикой жизни. Понадобилось время и наработки греко-римской культуры, чтобы сформулировать вероучительные определения и четкие дисциплинарные правила, благодаря которым можно было оставаться православным в окружающем религиозном мире.

Третья форма это так называемое «согласие Отцов». Имеется в виду следующее. Во все времена были церковные писатели, прославившиеся святостью жизни. Труды некоторых из них получили всеобщее признание и приобрели непререкаемый авторитет. Если большая часть таких церковных писателей одинаково понимали какой-либо вопрос, при этом не противореча Священному Писанию, то этот взгляд так же можно признать мнением Церкви по согласию святых отцов. Надо заметить, что не все письменные труды святых отцов получили всеобщее признание как авторитетные.

Четвертым источником следует признать богослужебные тексты. По сути своей богослужебные тексты — это молитвы Православной Церкви. Все они чрезвычайно разнообразны как по своему смыслу, так и по форме и содержанию. Бывают просительные и благодарственные, бывают славословия или молитвы покаяния. Есть те, что читаются устно, есть те, что поются. Важно понимать, что в подавляющем большинстве случаев православные богослужебные тексты — это поэзия со свойственной ей образностью, некоторой условностью и даже эмоциональностью. При всем этом, тексты православных молитв так или иначе отражают наше вероучение и напоминают христианам о подобающем их званию образе жизни.

Таким образом, есть возможность узнать истинно церковное мнение о самой церковной жизни. Кто такой Бог? Что такое Библия? Как молиться? Как поститься? Что такое христианский брак? Для этого следует открыть и прочитать Новый Завет, познакомиться с решениями Вселенских соборов, авторитетными святоотеческими текстами и богослужением Православной церкви. Это то, с чем согласны все, всюду и во все времена.

Я понимаю, что, обозначив столь широкий круг источников, я не столько ответил на вопрос, сколько внес путаницу и смущение. Понятно, что изучить все это очень непросто. Поэтому издревна существовали попытки краткого изложения основ Православия в так называемых «катехизисах». Наиболее авторитетным в Русской Православной Церкви является Катехизис митрополита Филарета Дроздова. Он был издан еще в конце 19-го века. Конечно, с тех пор по своей форме изложения он безнадежно устарел и покажется современному человеку неудобочитаемым. Но другого, к сожалению, пока нет.

Карьерный рост

Наука – это не просто сфера деятельности ученого, это еще и социальный институт, включающий в себя, в частности, различные исследовательские и образовательные учреждения. И внутри этих учреждений возможен рост: от какого-нибудь старшего преподавателя до профессора (а то и академика). Не говоря уже о том, что можно занимать должности заведующего кафедрой, декана, проректора и ректора.

Только вот у кандидатов наук шансов на получение всех этих званий и должностей значительно меньше, чем у докторов. Нет, бывают, конечно, кандидаты – профессора и заведующие кафедрой. И даже проректоры. Но это скорее исключение, чем правило. Чаще все-таки на этих должностях и в этих званиях оказываются доктора наук.

Ну, и понятно, что чем выше место человека в иерархии его учреждения, тем больше возможностей и финансовых потоков он может сосредоточить в своих руках. Это одновременно обещает и привилегии, и все возрастающую ответственность.

Правда, есть два момента, которые могут омрачить жизнь соискателя высоких должностей. Во-первых, за эти должности нередко идет скрытая или явная борьба – и не всякому она по душе. Во-вторых, занятие административных должностей налагает обязанности, исполнение которых с наукой связано лишь косвенно или вообще никак. Поэтому человека, влюбленного именно в научную деятельность, такие «высоты» скорее отпугивают, чем привлекают.

Но тут нужно задать вопрос самому себе: какая чаша весов перевесит, условно говоря, идеалистическая или реалистическая?

Кому присуждается докторская степень

Официально считается, что соискателем ученой степени является физическое лицо, которое осуществляет педагогическую и научно-исследовательскую деятельность и участвовало в публичной защите докторской диссертации. Обучение в аспирантуре или докторантуре не является обязательным для этого условием.

На соискание учёной степени претендуют специалисты, имеющие уже степень кандидат наук, это могут быть и сотрудники ВУЗов или научно-исследовательских институтов, которые на постоянной основе ведут самостоятельную исследовательскую деятельность.

Прикрепленные к определенной организации соискатели обязаны, как и аспиранты, проходить ежегодную аттестацию. В любом случае соискатель российской учёной степени доктора наук обязан иметь учёную степень кандидата.

Из истории вопроса

Впервые процедура получения, так сказать, данной заслуги в России была официально регламентирована в 1819 году в «Положении о производстве в ученые степени». Документ содержал перечень наук, по которым экзаменовались соискатели. В 1917 году декретом Совнаркома РСФСР все учёные степени были ликвидированы как пережиток капитализма и восстановлены в СССР лишь в 1934 году по аналогии с дореволюционной системой. В 1937 году был определён перечень отраслей в научной сфере, по которым проводится защита диссертаций. Право утверждения докторских диссертаций передано Высшей аттестационной комиссии.

Базовые требования к соискателям

За последние годы процедура присуждения докторской степени значительно усложнилась. Когда-то стать доктором наук можно было без предварительной защиты кандидатской диссертации. Теперь наличие этой заслуги, присуждаемой диссертационным советом, – основное условие для защиты докторской.

Для защиты требуется предварительное предоставление списка публикаций соискателя, перечень научных изданий, достаточно авторитетных для размещения публикаций соискателей учёной степени, сильно ограничен. Это официально зарегистрированные и рецензируемые журналы, список которых определяет Высшая аттестационная комиссия Министерства образования РФ (ВАК).

Еще не так давно решение о присвоении данной заслуги могла вынести только аттестационная комиссия. Только эта структура могла принять, например, решение о допуске к защите докторской степени в виде научного доклада при наличии кандидатской диссертации, либо о последовательном присвоении кандидатской, а затем докторской учёных степеней по итогам защиты одной и той же работы. Но в настоящее время некоторые учреждения научно-образовательного характера получили право самостоятельно присуждать ученые степени.

Таким образом, для присвоения степени доктора наук в нашей стране необходимо иметь:
• диплом кандидата наук;
• докторскую диссертацию
• патенты на изобретения, либо опубликованные в рецензируемых периодических изданиях из списка ВАК основные научные результаты докторской диссертации.
Официальным документом, который регламентирует порядок присуждения ученых степеней в настоящее время, является Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. No 842 «О порядке присуждения ученых степеней».

Ранее докторская диссертация могла быть представлена в виде:
• рукописи
• научного доклада(только с разрешения комиссии, и только, если он имеет большое значение для науки в соответствующей отрасли)
• монографии( в которой тема диссертации исследована со всех сторон в полной мере, получившая научное рецензирование.

В данный момент для защиты требуется текст диссертации.

Хиротония

В ортодоксальной православной церкви, так же как и в католицизме, большое значение уделяется таинству рукоположения. Это слово, как и многие другие церковные термины, происходит из греческого языка. Обряд хиротонии возводит человека в сан священничества, дает ему благодать Духа Святого и право совершать литургию.

Считается, что церковь Божию учредил Сам Господь в день Пятидесятницы. Тогда апостолы исполнились Святого Духа. По заповеди, данной им Христом, они отправились в разные уголки земли, чтобы проповедовать новую веру «всем языкам». Апостолы передавали благодать Духа Святого своим преемникам через рукоположение.

После великого раскола епископы католической и православной церквей «евхаристически не сообщались». То есть они не признавали уделенные оппонентами таинства действенными. После Второго Ватиканского Собора между этими церквями было достигнуто «частичное евхаристическое общение». Поэтому в некоторых случаях служатся совместные литургии.

Недетская заметка

Если кандидатская диссертация «тянет» на докторскую

Некоторым соискателям учёной степени кандидата наук всякие безответственные личности говорят, что их диссертация «тянет на докторскую». Некоторые «кандидаты в кандидаты наук» внезапно самостоятельно приходят к сногшибательному умозаключению, что их кандидатская диссертация соответствует уровню докторской. Впрочем, просматривая авторефераты некоторых докторских говнодиссеров, размещаемых на сайте ВАК при Минобрнауки России, в это нетрудно уверовать…

Читать еще:  Внимательный мозг. Дэниел Сигел - Внимательный мозг

9. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

36. В случае если диссертация на соискание ученой степени кандидата наук, представленная к защите в диссертационный совет, имеющий право рассматривать диссертации на соискание ученой степени доктора наук, по отзывам 2 оппонентов, а также комиссии диссертационного совета отвечает требованиям, предъявляемым к диссертации на соискание ученой степени доктора наук, после защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на этом же заседании диссертационный совет выносит раздельным тайным голосованием 2 решения — о присуждении соискателю ученой степени кандидата наук и о возбуждении перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации ходатайства о разрешении представить ту же диссертацию к соисканию ученой степени доктора наук. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2018 N 1168)

Ходатайство диссертационного совета и диссертация на соискание ученой степени кандидата наук рассматриваются в соответствии с пунктами 40, 44 и 49 настоящего Положения.

Бытует мнение, что кандидатские диссертации выполняются на уровне темы, а докторские — на уровне значимой научной проблемы или научно-исследовательского направления. Соответственно, отличие докторской диссертации от кандидатской в том, что первая должна представлять собой крупное научное открытие или открывать новое научное направление. Иногда действительно исследования, проведённые в кандидатской диссертации, настолько объёмны и существенны, а полученные выводы настолько значимы, что диссертационный совет может рекомендовать эту диссертацию на степень доктора наук. Однако, учитывая научно-квалификационные требования к кандидатским работам (например, объём диссертации и количество глав, количество задач и совокупность положений, выносимых на защиту), такая гипотетическая ситуация возможна, преимущественно, в естественных или технических науках. Кроме того, если соискатель не известен в научных кругах своими достижениями и публикациями или не знаменит, то Президиум ВАК при Минобрнауки России будет долго и нудно рассматривать его дело и с большой вероятностью отклонит ходатайство диссовета.

41. При вынесении решения о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук требованиям, предъявляемым к диссертации на соискание ученой степени доктора наук, диссертационный совет готовит заключение о присуждении соискателю ученой степени кандидата наук.
Решение о присуждении соискателю ученой степени кандидата наук принимается тайным голосованием, если за него проголосовало не менее двух третей членов диссертационного совета, участвовавших в заседании.
На этом же заседании диссертационный совет готовит ходатайство в Минобрнауки России о разрешении представить ту же диссертацию к соисканию ученой степени доктора наук. Решение о возбуждении перед Минобрнауки России указанного ходатайства принимается тайным голосованием большинством голосов участвовавших в заседании членов диссертационного совета.

VIII. Порядок проведения заседания диссертационного совета в случае, если диссертация на соискание ученой степени кандидата наук отвечает требованиям, предъявляемым к диссертации на соискание ученой степени доктора наук

52. При наличии разрешения Минобрнауки России о проведении заседания диссертационного совета по вопросу присуждения ученой степени доктора наук соискателю ученой степени, представившему диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, диссертационный совет в течение одного месяца назначает заседание диссертационного совета и информирует о дате заседания всех участников защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, рекомендованной к защите на соискание ученой степени доктора наук. При этом повторная защита не проводится.
В заседании диссертационного совета по вопросу присуждения соискателю ученой степени доктора наук участвуют не менее пяти докторов наук по каждой научной специальности, соответствующей профилю рассматриваемой диссертации.

53. Председательствующий на заседании диссертационного совета оглашает разрешение Минобрнауки России на проведение заседания по вопросу присуждения соискателю ученой степени доктора наук, указывает фамилию, имя и отчество (последнее — при наличии) соискателя, название диссертации, фамилии официальных оппонентов и ведущую организацию, излагает существо и основные положения диссертации.
Далее слово предоставляется соискателю ученой степени.
В последующей дискуссии могут принимать участие все присутствующие на заседании.

54. После окончания дискуссии диссертационный совет проводит тайное голосование по вопросу присуждения ученой степени доктора наук.
Решение диссертационного совета по вопросу присуждения ученой степени доктора наук считается положительным, если за него проголосовало не менее двух третей членов диссертационного совета, участвовавших в заседании диссертационного совета.

55. При положительном результате голосования по вопросу присуждения ученой степени доктора наук диссертационным советом принимается заключение по диссертации.
При отрицательном решении по результатам защиты диссертации диссертационный совет в течение 30 дней со дня защиты высылает в Минобрнауки России уведомительное письмо на бланке организации, на базе которой создан диссертационный совет, подписанное председателем диссертационного совета, с приложением к нему решения диссертационного совета об отказе в присуждении ученой степени доктора наук, стенограммы заседания диссертационного совета, подписанной председателем и ученым секретарем диссертационного совета и заверенной печатью организации, на базе которой создан диссертационный совет (при наличии печати), а также полный текст диссертации в электронном виде.
В заключении диссертационного совета по вопросу присуждения ученой степени доктора наук отражаются наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем ученой степени, оценка их достоверности и новизны, их значение для теории и практики, рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования, а также указывается, в соответствии с какими требованиями пункта 9 Положения о присуждении ученых степеней оценивалась диссертация.
Решение по диссертации принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов диссертационного совета, участвовавших в заседании диссертационного совета. На этом заседание диссертационного совета считается законченным.
В течение трех дней заключение диссертационного совета подписывается председателем или по его поручению (или по поручению руководителя организации) заместителем председателя диссертационного совета и ученым секретарем диссертационного совета. Подписи указанных лиц на заключении диссертационного совета заверяются печатью организации, на базе которой создан данный диссертационный совет (при наличии печати), после чего решение объявляется соискателю ученой степени.

56. При положительном решении по вопросу присуждения соискателю ученой степени доктора наук диссертационный совет в течение 30 дней со дня заседания направляет в Минобрнауки России документы и материалы, предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения.
При отрицательном решении по вопросу присуждения соискателю ученой степени доктора наук диссертационный совет в течение 30 дней возвращает соискателю ученой степени лично или по почте с уведомлением о вручении представленные им ранее документы.

Источник: Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук

И в заключение — анекдот в тему:

Кандидат защищает докторскую диссертацию.
Выступил с докладом, ответил на вопросы. Комиссия подсчитала результаты, посовещалась и, несмотря на несколько шаров черных шаров, признала защиту состоявшейся. К новоиспеченному доктору наук подходит, сидевший в стороне и не принимавший в этом участия, пожилой профессор:
― «А что это у вас такое на шее?»
— «Это амулет. Он приносит удачу. Не верите?»
― «Верю, как не верить. Ведь ваша диссертация и на студенческую дипломную работу не тянет!»

Молодой соискатель докторской vs геронтократии

Итак, диссер защищён, документы соискателя отправлены в ВАК. И многие будущие кандидаты ХХХ наук, ожидая получения диплома, задают себе вопрос: «что дальше»?

Действительно, после пьянок-гулянок по поводу защищённого «кирпича», некоторые «молодые учёные» непременно считают, что они просто обязаны написать докторскую диссертацию. Как говорится, «флаг им в руки». Тем более, что нет ограничений на то, через сколько лет после защиты кандидатской диссертации соискатель может представлять к защите докторскую диссертацию…

Однако, в реальной жизни, проходит, как минимум, ещё несколько лет после защиты кандидатской диссертации, прежде чем «молодые учёные» защищают «кирпич». Разумеется, есть и исключения, особенно среди родственников ректоров, проректоров, деканов и гендиректоров госкорпораций. Кроме того, средний возраст докторантов в этой стране превышает 40 лет, а многие получают учёную степень доктора ХХХ наук накануне достижения пенсионного возраста…

Именно из-за такой «геронтократии» получение докторской степени молодым исследователем в «коротких штанишках», не достигшим возраста 30 лет, в этой стране рассматривается как весьма необычайное событие. Причём на такие защиты приходят толпы зевак, чтобы посмотреть на диковинную зверушку: «Обезьянка говорящая? Это интересно, очень интересно. Ну и пусть себе говорит…»

Тема докторской диссертации совпадает с кандидатской: может ли материал кандидатской быть использован в докторской диссертации?

Всем известно, что это весьма убого ― получать разные академические степени за один и тот же труд. Однако в старые совковые времена многие копроаспиранты быстро и решительно переписывали свой убогенький дипломчик в кандидатскую, а затем из нее же лепили докторскую. И вот они щас типа учОные, профессора и факадемики.

Сейчас это научное быдло заведует кафедрами, руководит факультетами и типавузиками. И под их научным руководством магистранты пишут диссертации более чем наполовину состоящие из своих бакалаврских выпускных квалификационных работ. Кандидатские же диссертации в большинстве своем состоят из работ магистров. А докторские диссертационные исследования соискателей до жути напоминают их же кандидатские диссертации. Что как бы символизирует, что отечественную науку спасут только массовые расстрелы увольнения всей этой вшивой профессуры и доцентуры.

Итак, если у Вас нет мозгов, чтобы в своей докторской не повторять материал кандидатской, то нужно соблюсти несколько правил. Это поможет Вам избежать вызова на экспертный совет в ВАК:
• Их названия должны отличаться, а тему докторской нужно формулировать гораздо шире кандидатской.
• В самом тексте докторской можно заимствовать не более одной главы из уже защищенной диссертации на соискание ученой степени кандидата ХХХ наук, но и этого делать тоже не рекомендуется.
• Объем диссера докторанта должен вдвое превышать толщину «кирпича» кандидатской.
• Положения, выносимые на защиту, новизна исследования и все остальные пункты автореферата докторской диссертации не должны совпадать с Вашим ранее защищенным диссером.
• Исключите из списка публикаций, отражающих основное содержание работы, те, которые уже были упомянуты в автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Читать еще:  Дневник инокини: Кизляр ближе, чем кажется

Удачи Вам, научные импотенты!

А на следующих примерах будет показано, как не надо формулировать темы докторских на основе кандидатских (аттестационное дело афтыра одной из них даже рассматривалось в профильном экспертном совете ВАК на предмет совпадений темы и текстов кандидатской и докторской):

  • Авторка №1. Источники по истории женских учебных заведений духовного ведомства, XIX — начало ХХ вв.: диссертация … кандидата исторических наук: 07.00.09, 1998. — 220 с.
  • Авторка №1. Женское духовное образование и его роль в изменении общественного положения женщины в России: вторая половина XIX — начало XX вв.: диссертация … доктора исторических наук: 07.00.02, 2009. — 663 с.

Фактически, тут сразу видно, что кандидатская диссертация удачно «зашла» в литобзор к докторской.

  • Авторка №2. Реализация судебной реформы 1864 года: по материалам округа Московской судебной палаты, 1864-1881 гг.: диссертация … кандидата исторических наук: 07.00.02., 1999. — 256 с.
  • Авторка №2. Судебные реформы как механизм формирования гражданского общества в России: на материалах судебных реформ второй половины XIX века и рубежа XX-XXI веков: диссертация … доктора исторических наук : 07.00.02, 2012. — 679 с.

В данном случае авторка поступила гораздо толковее предыдущей — тема докторской диссертации выбрана для исследования более обширного исторического периода.

  • Заемщиков Майданщик Победоносович. Отражение социальной практики в общественном сознании Древней Руси XI-XIII вв.: диссертация … кандидата исторических наук: 07.00.02., 1999. — 280 с.
  • Заемщиков Майданщик Победоносович. Представления об обществе в картине мира населения Древней Руси XI-XIII вв.: диссертация … доктора исторических наук: 07.00.02, 2008.- 616 с.

И, на первый взгляд, семантически в темах двух диссертаций, кандидатской и докторской, г-на Заемщикова «удачно» совпала «призовая комбинация» из практически идентичных хронологических рамок, предмета и объекта исследования и он сам чуть было не словил «джекпот» в ВАК …

Разумеется, все темы диссертаций являются вымышленными, а все совпадения с обитателями портала аспирантов — случайны!

Первое использование

История воскурения дыма в жертву богам очень древняя, назвать точную дату появления кадильниц не представляется возможным. Дым в своих богослужениях использовали еще язычники и древние иудеи (каждение упоминается в Ветхом Завете). В христианских обрядах кадильницы фигурируют со второй половины V века нашей эры.

Первоначально кадильник имел отличную форму от того, чем машет батюшка в церкви в наши дни. Они были стационарные, и их устройство больше походило на большую жаровню. В это же время стали появляться переносные кадильницы, похожие на чашу с ручками. Смесь из горючего материала и благовоний помещались в эти сосуды.

Распространение в церкви

Христианство развивалось, и кадильница стала одной из важных частей культа. В VI веке нашей эры появился прообраз современного кадила — кадило на цепочках. Изначально кадило не имело крышки. Постепенно кадильницы стали изготавливать из серебра и золота с использованием драгоценных камней и в форме храма, что имеет значение прообраза небесного Иерусалима.

На Руси кадильницы широко известны с XI века, попали они к нам, как водится, из Византии, имели форму чашки с крышкой, подвешенных на трех цепочках.

Современное положение

Нынешние богослужения и требы не обходятся без кадильниц. Запах, источаемый ладаном, который кладут в кадило в церкви , прочно ассоциируется с религиозным культом.

Современная кадильница — это сосуд с крышкой в форме храма на четырех цепях (на трех крепится непосредственно чашка, четвертая служит для поднятия крышки).

Традиция каждения настолько прочна, что скончавшийся диакон по православным канонам погребается с кадилом в руках.

Что такое «кафедральный собор»

Соборы делятся на монастырские и кафедральные. Кафедральным собором называется та церковь, где расположена кафедра действующего епископа. В таком месте собирается много представителей духовенства. В главных храмах стоит кафедра, то есть возвышение, где епископ проводит службы.

dimmho

от диалогов

Куда ориентированы храмы и почему

«для задней же стороны скинии к западу сделай шесть брусьев» (Книга Исход 26:18-23)

Таким образом вход в Скинию оставался с востока, а Святая Святых — располагалась на западе.
Так же по образу скинии сориентированы были Первый и Второй Храмы.

«Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.» (Псалтирь 88:35)

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.» (Св. Евангелие от Матфея 5:17)

Первый Храм Гроба Господня, построенный Святой Еленой и освященный в 335, имел странную ориентацию. Алтарь был обращен на запад, но входы были с востока и с юга.

«Когда христиане получили возможность строить церкви, они сперва ставили их по-прежнему — “лицом”, входом на восток. Алтарь, где находится престол для совершения литургии, оказывался при этом на западе. Из 34 церквей, построенных в правление Константина Великого до 420 года, три четверти имели апсиду на западе и только четверть — на востоке»

Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215), говоря о том, что молитва совершается с лицом, обращенным к востоку, навстречу восходящему солнцу, отмечает: «По этой причине древнейшие храмы обращены были входом к западу, чтобы люди, стоя напротив изображений, привыкали обращаться лицом к востоку» («Строматы», кн. VII, гл. 7, § 43). Об обращении к востоку при молитве говорят затем и другие отцы церкви, в частности, Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 12)131. В древнерусских хронографах встречается специальная статья, озаглавленная: «Указ чесо ради покланяемся на восток».

Традиция моления на восток находит отражение в ориентации христианского храма. Как известно, алтарная апсида в христианских церквах, как правило, находится на востоке, и это специально регламентируется в так называемых «Апостольских постановлениях» (кн. II, гл. 57) второй .половины IV в. 133 Отметим, что при этом может сохраняться непосредственная связь с восходом солнца: при закладке храма обычно оказывается актуальной не столько ориентация по странам света, сколько ориентация именно на восход солнца, которое, как известно, по мере удаления от экватора не совпадает с востоком (иначе говоря, ось церкви направлена на ту точку горизонта, где в день закладки был видимый восход солнца). А так как храмы закладывались весной, часта ориентация на северо-восток. Например, Шартрский собор.

Исключение представляют древнейшие западные церкви — главным образом римские и североафриканские, — ориентированные, напротив, на запад (т. е. имеющие апсиду на западе и вход на востоке). Такая ориентация представлена, в частности, в римских базиликах св. Иоанна в Латеране и св. Петра в Ватикане (современный собор св. Петра, строившийся в 1506-1614 гг., сохраняет ориентацию древней базилики св. Петра, созданной при императоре Константине). Такого рода храмы превалируют на Западе до середины V в.

Ориентация Собора Св.Петра прекрасно видна на гуглмапе и подобных.

И, наконец главная цитата по теме (Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры»):

О поклонении на восток

Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы сложены как из видимой, так и невидимой, то есть духовной и чувственной природы, то и поклонение Творцу предлагаем двоякое, подобно тому как и поем умом и телесными устами, и крестимся как водою, так и Духом, и двояким образом соединяемся с Господом, имея участие в Таинствах и в благодати Духа.

Итак, потому что Бог есть духовный свет (см. 1 Ин. 1, 5), и Христос в Писаниях назван Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8; Лк. 1, 78), для поклонения Ему должно посвятить восток. Ибо все прекрасное должно быть посвящено Богу, Которым всякое благо думается хорошим. Говорит же и божественный Давид: царства земная пойте Богу, воспойте Господеви, Возшедшему на небо небесе на востоки (Пс. 67, 33-34). А также Писание еще говорит: насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт. 2, 8 ); его, согрешившего, Он изгнал, и всели прямо рая сладости (Быт. 3, 24), без сомнения, на западе. Итак, мы, отыскивая древнее отечество и пристально смотря по направлению к нему, поклоняемся Богу. А также и скиния Моисеева на востоке имела завесу и очистилище (см. Лев. 16, 14). И колено Иудово, как более уважаемое, располагалось станом с востока (см. Чис. 2, 3). А также и в славном храме Соломоновом врата Господни находились к востоку. Но, конечно, и Господь распинаемый, смотрел на запад, и таким образом мы поклоняемся, пристально смотря на Него. И возносясь, Он поднимался по направлению к востоку, и таким образом Ему поклонились апостолы, и Он такожде приидет, имже образом увидели Его идуща на небо (Деян. 1, 11); подобно тому как Сам Господь сказал: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). Итак, ожидая Его, поклоняемся на восток. Это же – незаписанное предание апостолов. Ибо они многое передали нам, не изложив письменно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector