0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что для человека понятие свобода. Что такое свобода для человека? Понять, что мешает быть свободным

Содержание

Всё о свободе

Свобода очищает душу, и разум от боли, страданий, печали и тяжёлых проблем, которые усложняют жизнь человеку. Если особа откроет душу, то обретёт намного больше, чем потеряла. Свобода даёт новый взгляд на мир, наполняет душу личности спокойствием, надеждой, и исцеляет душевные раны. Сегодня подробней разберёмся, что такое свобода и как она помогает решать множество трудностей и жизненных проблем. Объясним влияние индологии и религии на свободное мышление.

В конце статьи расскажем, какие положительные стороны имеет свобода. Для самых любопытных будет полезное видео.

Свобода: разбор понятия

Свобода — это многогранное понятие, которое трудно однозначно объяснить. Если грубо определять, то этот термин — это субъективное чувство личности, которая рождается в её душе и разуме. Люди затрудняются чётко описать такое понятие, как свобода, так как каждый ощущает её по-своему.

Неважно точное значение термина, главное может ли личность её чувствовать. Если индивидуум свободен, но он счастлив, полон сил и уверен в своих возможностях. Окружающие люди видят в нём наполненную светом личность, способную добиться любой цели. Если индивидуум лишён такого чувства, как свобода, то он страдает, испытывая боль, неудовлетворение и печаль.

Читайте также: Что такое энтузиазм

Общество видит в них поникших, лишённых жизненных сил личностей, которые потеряли надежду и уверенность. Истинную независимость каждый человек находит, опираясь на свои чувства. Свобода способна успокоить, очистить и исцелить душу, наполнить разум уверенностью и удовлетворению от жизни. Имена такая свобода полезна людям и не несёт вреда обществу.

Решение жизненных проблем

Иногда людям становится трудно жить. Их отягощает семейные, рабочие отношения, которые причиняют много боли и страданий. Когда ситуация доходит до критического момента, человек начинает искать способ забыть или сбежать от проблем.

Современное общество может предложить множество способов очистить разум и душу — это религии, идеологии и творческие занятия. К сожалению, они не способны помочь всем людям решить проблемы. Личность находится в острой форме нервного срыва от общения с токсичными людьми, поэтому ей нужно что-то, что очистит разум, душу и освободит от скопившихся страданий. Этим чем-то становится свобода.

Свобода и анархия: подмена понятий

Различные виды анархии некоторые представители человечества пытаются выдать за такое понятие, как свобода. Эти извращённые формы вседозволенности разрешают людям делать всё, что они пожелают без ограничений и правил, потакая самым ужасным фантазиям.

Свобода имеет множество видов, которые позволяют делать всё, но это ложные понятия, потому что они не могут принести душе освобождение от тяжести проблем. Если кто-то думает, что истинная свобода — это отсутствие ограничений на всевозможные желания и фантазии, то человек обречён, идти по ложному пути.

Искажённая вседозволенность создаёт множество проблем в жизни индивидуума. Истинная свобода существует только в добром виде. Она не разрешает делать всё, что вздумается. Когда кто-то потакает своим эгоистичным желаниям, нарушая чужую вольность, то он превращает свою идею во зло, которое несёт вред не только окружающим людям, но и собственному носителю.

Свобода мысли

Основа такого понятия, как свобода — это неограниченный разум, способный видеть ситуацию с разных сторон. Личность может считаться таковой, когда она не ограничивает сознание запретами и контролирует мысли.

Свобода разума помогает добиться большего эффекта в реальной жизни. Не препятствовать мыслям — это значит, что можно думать о разных приятных и восхитительных вещах, обдумывая лучшие варианты для выгоды.

Идеология и религия: влияние

Идеологии и религии ставят перед личностью ряд ограничений, что можно, а чего нельзя делать, а также что хорошо, а что является плохо. Подобные сферы жизни личности создают ряд рамок и запретов, управляя мыслями индивидуума. Они предлагают людям отредактированный ими вариант мироустройства. Эти виды сферы жизни заставляют личность следовать канонам и условностям установленной системой.

Например, все религии мира наделены запретами и понятиями, что такое добро, а что зло. Также в них прописаны понятия грехов. Религиозные догмы, запреты и ограничения делают идею жёсткой в плане свободы. Настоящая жизнь не зациклена на тёмных и белых оттенках, потому что в ней есть другие цвета радуги. Порой в жизни могут возникать сложные ситуации, которые невозможно подстроить под созданные рамки.

В таких случаях важно уметь быть гибким и подстраиваться под изменения. Религии не могут позволить нарушить свои устои, так как их правила и догмы — это их железный стержень. Свобода, в свою очередь, гибкая идея, которая позволяет человеку приспосабливаться. Она не позволяет индивидууму вседозволенность, а направляет его разум задуматься обо всех возможных решениях ситуации с разных углов восприятия.

Свобода: решение проблем

Решение свободный человек принимает, руководствуясь совестью, логикой и смыслом. Чтобы поступать именно так, индивидуум не должен быть ограничен рамками религиозных догм, запретов и строгих правил. Особа должна мыслить оригинально, остерегаясь шаблонов, привычек и традиций.

Свобода даёт людям гибкость в решении проблем. Из-за её воздействия ответы получаются оригинальными и более эффективными в работе. Когда свободный человек сталкивается с новой ситуацией, то он не спешит её решать, а начинает грамотный анализ. После полного исследования с разных ракурсов и знакомства с проблемой он делает окончательный вывод. Свободная личность знает, что истина не всегда бывает правдой, а сложная изменчивая жизнь может потребовать нестандартное решение проблемы.

Анализ и логика

Подобный подход в анализе и нахождению ответов позволяет личности максимизировать всю возможную пользу. В своём решении свободный человек сосредотачивается на чистой логике, что позволяет находить грамотные и неординарные ответы.

Читайте также: Что такое инсайт

Индивидуум, развивший свободный разум более эффективно и быстрее справляется с проблемами, что делает его счастливым. Каждая свободная личность способна быстро и правильно справляться с трудностями, и она испытывает радость от успеха. Так свобода мыслей делает людей более работоспособными, но и улучшает их настроение и даёт удовлетворение от жизни.

Свобода: плюсы или положительные стороны

Пользу приносит только истинная свобода, так как ее ложные формы способны быстро извратить сознание личности, уничтожив её жизнь. Свободный индивидуум испытывает чувство лёгкости, ясно видит мир. Его разум освобождается от подсознательно возведённых ограничений, открывая новые возможности для реализации. Напряженность и апатия уходят, освобождая место для уверенности в своих силах.

Свобода помогает людям освободиться от тяжести проблем и нервного напряжения, порождая ощущения невесомости, чистоты и спокойствия. Индивидуум способен начинать совершенствоваться в новых областях знаний. Свобода открывает человеку ранее неизвестные возможности, от которых он прятался.

Важность концепции правил

Просто чувствовать вольность недостаточно, нужно сформировать концепцию возможностей и правил. Она необходима, для понимания:

  • как жить;
  • какие цели и планы выбирать;
  • как действовать в разных ситуациях.

Эта концепция является идеей такого явления, как свобода, и её составление каждый индивидуум выбирает из своих потребностей и желаний. Свобода — это гибкая система, которая позволяет личности выбирать собственный путь и изменять его в любое время.

Истинная свобода не приносит вред окружающим людям, так как она уважает чужие интересы и права. Границы допустимых правил всегда должны соблюдаться. Эти правила легко воспринимаются, так как не выходят за рамки здравого смысла.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Понятие свободы в философии

Философия – наука, зависящая от состояния общества в конкретный период времени. В каждую историческую эпоху, она работает над разными проблемами и интерпретирует явления в соответствии с уровнем культуры и происходящими историческими событиями. Свобода – главный вопрос, который изучает философия.

Определение термина

Свобода в философии – это возможность проявлять свою волю, осознавая законы развития природы и общества. В разные исторические эпохи, этот термин имел разные понятия.

Понимать свободу можно по-разному. В концепции бихевиоризма наличие свободного выбора отрицается. Человек не может самостоятельно выбирать, что ему делать. У него есть только заранее предопределенный выбор, в котором нет места свободе.

Эрих Фромм писал о том, что в условиях современного общества человек «бежит от свободы», поскольку вместе с ней он берет больший уровень ответственности. В эпоху, когда мы сами решаем свою судьбу, мы сознательно от нее отказываемся. Потому что боимся последствий, которые последуют после принятия решения. Когда кто-то принимает его за нас, у нас всегда есть возможность сказать: «я не виноват, меня заставили». Но когда мы свободны и вольны решать самостоятельно, в ответе за свои решения оказываемся только сам индивид. Некоторые люди бегут от свободы неосознанно, просто перекидывая ответственность на плечи других. Другие же самостоятельно выбирают инфантильное поведение, когда они занимают позицию маленьких детей и предоставляют ответственность за свою жизнь кому-то другому: супругу или родителям.

Шопенгауэр говорил о том, что дать определение этому термину, можно только, если указывать на препятствия, которые мешают обрести свободу. У всех разные препятствия в жизни, которые зависят от исторической эпохи. Препятствия в эпоху феодализма, когда было разрешено рабство отличаются от препятствий современного мира. Тогда людям мешало быть свободными крепостное право. Они были зависимы, а их свободой распоряжались другие. В современном мире мешают:

  • кредиты, которые заставляют оставаться на нелюбимой, но оплачиваемой работе;
  • дети, из-за которых женщина остается с человеком, которого не любит.

Основные вопросы, которыми занимаются философы в этом направлении, звучат так: «Что такое свобода?», «Существует ли безграничная свобода?», «Что мешает быть полностью свободным?». Также в философии считается, что человек не всегда проявляет свою волю.

Развитие термина в разное историческое время

Люди вкладывают разный смысл в это понятие в соответствии с тем, в какое время они живут. Поэтому определение термина меняется от эпохи к эпохе.

Свобода берет начало в Древней Греции. Сначала проблему изучают Сократ и Платон, которые предполагают, что каждый волен выбирать судьбу. Затем Аристотель и Эпикур расширяют это понятие термином политической свободы от деспотизма. А затем в неоплатонизме развивается идея свободного существования без бед и бремени.

В Средневековье большую роль играла религия, которая воздействовала на все сферы жизни, в том числе и на философскую мысль. В этот период развивается идея человека, свободного от греха. Грехи караются церковью, поэтому безгрешная жизнь свободна. Люди боятся божественного проклятия после смерти и надеются попасть в рай.

В эпоху Ренессанса человек встал в центр мировоззрения. Он считался венцом творения, а под свободой подразумевалось всестороннее развитие. В эту историческую эпоху развивается антропоцентризм, который идеализирует человека.

Во время эпохи Просвещения наука играет большую роль в жизни общества, поэтому выдвигаются различные интерпретации этого понятия, которые подвергаются анализу наукой.

Новое время знаменует развитие марксизма, который отрицает наличие свободы. Человек совершает поступки, руководствуясь мнением общества, а также отталкиваясь от среды, в которой он проживает. Основную роль в принятии решений играют экономическое положение и его нахождение в классовой системе.

В этот период получает развитие экзистенциализм. Один из его представителей, Мартин Хейдеггер, говорит о том, что человеком руководит страх. Страх побуждает нас действовать, отбросив условности, и возложить ответственности за действия на себя.

Другой представитель экзистенциализма, Карл Ясперс, говорил о том, что свобода – эта не черта, а сущность.

Толкование термина меняется в зависимости от исторического времени и мировоззрения человека, который его выдвигает. Философия – наука, которая базируется не только на общественном опыте, но и на персональном. Философы часто придерживаются какого-либо мировоззрения, основываясь на своем жизненном опыте, и несут свою философию, извлеченную из него.

Факторы, ограничивающие свободу

Всегда есть то, что мешает нам быть полностью свободными. В философии выделяют две группы факторов, которые ограничивают свободу:

  1. Природно-биологические – связаны с базовыми потребностями: сон, еда, вода. Из-за природы мы постоянно должны помнить о наших человеческих ресурсах, без их пополнения мы не сможем достигнуть поставленной цели. Человек хочет пройти большое расстояние до места паломничества. Ему предстоит идти несколько дней. Он мог бы добраться до места назначения быстрее, если бы ему не нужно было останавливаться, чтобы поесть и поспать. В этом проявляется ограничение свободной воли биологическими факторами. Его еще задержат природные явления: гроза, дождь или непогода. Не все зависит от людей, поэтому нужно это учитывать.
  2. Социальные факторы – они обусловлены нашей социальной природой и окружением. Сюда относятся правила, установленные в обществе, из-за которых мы не делаем все, что приходит нам в голову. Сюда относятся социальные нормы, мода, обычаи и традиции, законы и право. Государство регулирует поведение общества при помощи законов, что также ограничивает индивидуальный выбор. Нельзя красть и убивать – за это последует наказание. А вот если вы некультурно ведете себя в общественном месте, то по закону вас не накажут, но вы получите общественное неодобрение.

Нас удерживают обстоятельства: отсутствие денег, наличие детей, заболевания и несчастные случаи. Поэтому свобода относительна, а в полной мере обладать ей невозможно.

Разновидности свободы

Она разная и проявляется в разных формах. Где-то нас ограничивают только наши собственные стереотипы, в других случаях близкие люди или обстоятельства, а иногда государство и закон. В соответствии с этим выделяют:

  1. Юридическую – с позиции права, люди все свободны, но все равно ограничены правовыми нормами. Наши правовые нормы часто нарушают, чем еще больше ограничивают независимость. Ограничение по закону разное: по отношению к одному лицу, группе лиц или обществу в целом. По отношению к одному лицу ограничение выражаются в уголовном следствии и заключении в места временного пребывания. Запреты для общества закреплены в законодательных актах, где также указаны последствия, с которыми столкнется каждый в случае неповиновения. Право ограничивает независимость.
  2. Экономическая независимость – самая частая причина людей жить не так, как они хотят – отсутствие денег. Это проявляется в их отсутствии, долгах. Из-за такого фактора мы не уходим с работы, которую ненавидим, потому что нужно кормить себя и семью, расплачиваться с долгами.
  3. Личная свобода при взаимодействии с людьми. Она различается. Иногда мы не делаем что-то, потому что боимся столкнуться с общественным неприятием. Другой вид независимости – это свобода в личных отношениях между людьми противоположного пола. Она может проявляться как независимость в финансовом плане, когда ни один из партнеров не зависит от другого, так и в полигамности, когда люди не запрещают друг другу иметь контакты с противоположным полом. Самая частая причина, сдерживающая нас сделать то, что мы хотим, – это общественное мнение. Мы боимся, что если начнем свое дело или оденемся так, как сейчас не модно, о нас плохо подумают.
Читать еще:  Исполнить желание быстро магия. Заговор на исполнение заветного желания

Кроме этих видов, есть свобода творчества, слова. Каждый день мы принимаем решения, руководствуясь этими типами. Мы взвешиваем, возможно ли для нас сделать что-то. Такие мысли уж не говорят о полной свободе, поскольку всегда есть сдерживающие факторы.

Условия реализации

Чтобы реализовать желания и проявить волю, должны быть определенные условия:

  1. Социальные нормы – действие должно быть законным в соответствии с принятым в конкретный период времени законодательством. Мы анализируем, будет ли действие уместным в соответствии с обычаями и традициями. Несколько столетий назад надеть короткую юбку или короткие шорты было неприемлемо, а сейчас на вас странно посмотрят, если вы выйдете на улицу в платье 15 века.
  2. Место в обществе – этот важный фактор. В средневековье, крепостной крестьянин не мог позволить себе того же, что и барин. Сейчас, кажется этому уже нет места, но это ошибочное мнение. Люди низшего класса с маленькой зарплатой не позволяют себе того, что делают люди высшего класса, даже если хотят.
  3. Формы общественной деятельности – то, как ваше действие воспримут, зависит от того, какая эта форма деятельности. Если вы высаживаете цветы на клумбе в частном доме, а осенью их срезаете и ставите в вазу, то все в порядке. Но если вы срезаете цветы с городских клумб, это грозит штрафом.
  4. Уровень развития общества – у людей средневековья даже не возникало желания надеть что-то такое, что носим мы. Также как у нас не возникает желания ходить по улице в устаревшей одежде.
  5. Освоение индивидом культурных норм и ценностей общества – уровень культуры, который освоил человек, определяет его волю. Дети, выросшие в неблагополучных семьях с родителями алкоголиками и наркоманами, в зрелом возрасте проявляют те же наклонности.

При наличии благоприятных условий человек выразит свою волю и не столкнется с осуждением общественности или наказанием по закону.

Свобода – относительное понятие и ключевая проблема философии на протяжении многих веков. Ее понимание различается не только у каждого человека, но и у всего общества в зависимости от исторической эпохи, в которой оно существует.

Свобода личности: как понять, что вы свободная личность?

Свобода и понятие «свободы» – извечный вопрос, актуальный во все времена. Свобода – весьма противоречивый жизненный аспект, вызывающий много суждений и споров, ведь реалии жизни таковы, что понятие «свобода» для каждого свое.

В то же время свобода личности – понятие многогранное. Свобода выражается в экономическом аспекте, в вольности действия. Есть и прочие виды свобод — политическая, духовная свобода и другие.

Мыслители и философы силились понять свободу, давая понятию различные трактовки.

Т. Гоббс считал, что смысл свободы в том, что у свободного человека нет препятствий к действию. И.Бентам полагал, что законы разрушают свободу. Экзистенциалисты утверждали, что человек свободен от рождения. Н.Бердяев – что человек изначально пребывает в свободе и вывести ее невозможно. Ж.П.Сатр видел смысл свободы в сохранение человеческой сущности.

Свобода или ответственность

Другой аспект свободы личности в необходимости и возможности. Человек несвободен в выборе условий, но вместе с этим человек свободен в выборе цели и средств для ее осуществления.

Свобода – атрибут развития личности, но если у человека отсутствует ответственность за свободу выбора, это называется произволом.

Человек живет в социуме, его свобода сопоставляется со свободами других граждан, а значит, она характеризует конкретного индивида. Между понятиями «свобода» и понятием «ответственность» можно смело ставить знак равенства. Чем свободней человек чувствует себя в обществе, тем выше его ответственность за использование ее в обществе.

Теория основы

Филологическое определение свободы гласит, что его истоки уходят к санскритским корням, который звучит в переводе – любимый. Рассуждают о свободе и следующим образом: если человек самостоятельно способен выбирать, мыслить, и поступать по своему усмотрению – он свободен.

Чтобы понять свободу, следует познакомиться с двумя типами этого определения – волюнтаризма и фатализма.

Истоки свободы волюнтаристской говорят, что человек свободен от необходимости, от долга. Фатализм определяет свободу как дань. Человек ничего не изменяет, а принимает все как дань.

Фатализм определяет, что свобода непроизвольна и не позволена каждому, ведь человеческие действия ограничиваться рамками – природными, культурными, социально-историческими, политическими, уровнем развития личности или страны, в которой он родился. Она ограничивается объективными законами развития природы и общества, законами, которые человек не может отменить.

Другие определения — правовое понятие свободы заключается в том, что человек на законодательном уровне с четкими обоснованиями действа. К этому относится, свобода слова и т.д. Правовое понятие свободы трактуется как действия человека, которые не причиняют вред окружающим, когда человек подчиняется закону и установленным правилам.

Экономический аспект свободы определяет ее как занятие любым видом деятельности, принятие ответственности и риск за свой выбор, за свою деятельность.

Бывает ли безусловная свобода?

С рождения человек свободен и это право неотъемлемо от него. Человек растет, развивается, контактирует с окружающей средой, социумом. Внутренне ощущение свободы постепенно угасает, становится зависимым от обстоятельств и прочих факторов.

К сожалению или счастью для самого человека, абсолютной свободы нет. Потому что, даже живя отшельником, человек вынужден заботиться и о крове, и о пище и об одежде. Те, кто живут в цивилизации, тем более повинуются принятым законами нормам.

Как стать свободной личностью?

Свобода личности начинается с себя. Не обязательно освобождаться от любимых людей, вещей, хода событий и прочих жизненных объектов, напротив: нужно четко уяснить, что свобода исходит как бы изнутри человека. Важно давать внутреннюю установку.

Внутренне освобождение начинается со снятия ограничений, который подает разум и подсознание. Самый главный критерий для снятия ограничений – рациональность действий.
Освобождение от своих собственных инстинктов и рефлексов, разрешает человеку управлять ими, взять над ними власть. Более того, контролируя собственные рефлексы и инстинкты, человек получает «бонусы» — контроль и корректность собственного поведения в обществе, предотвращение неоднозначных действий.
Свободная личность не знает режима. Она чутко чувствует свой организм и прислушивается к нему. Нет необходимости придерживаться режима сна и питания, отдыха и прочего. Есть свобода вторичных рефлексов, а также их подконтрольность. За счет занятия такой позиции, индивид получает больше энергии от пищи, отдых его становиться более качественным, а производительность становится намного лучше.
Для личности важно быть свободным от комплексов, особенно от комплексов неполноценности. Ведь по сути – это основная из свобод, на приобретение которой многие люди тратят много времени. Комплекс неполноценности энергозатратный, он «пожирает» индивида изнутри. Комплекс неполноценности рождается из негативного опыта, который человек скрывает в себе.

Свобода личности определяется в избавлении от власти эмоций. Настоящая свобода – это когда человек поступает не под действием собственных эмоций. Ведь попадая под их влияние, человек поступает неосознанно, порою плохо, часто в последствие, жалея о случившемся. После чего непременно порождается очередной комплекс. В случае свободы от эмоций, важно не переусердствовать. Чувства сами по себе прекрасны, иррациональное начало содвигает человека творить. Но если эмоции берут бразды правления над разумом, тогда возникает опасность для самого человека и его окружения.
Контролировать собственные эмоции непросто, но необходимо, планомерно и не спеша. Для начала, как и в случае с комплексами, важно определить проблему и принять. Чтобы лучше понимать природу своих эмоций, нужно отстраниться от проблемы и смотреть на самого себя извне, как бы со стороны. Тогда наблюдающий сможет увидеть свои поступки, а также чрезмерное проявление чувств как зритель. Их можно будет рассудить логически, дать объяснение и оценку собственным поступкам. В какой-то момент, собственные действия станут нелепыми и смешными.
Еще одна свобода – свобода от логического парадокса – быть взрослым, не убив в себе ребенка. Ведь, по сути, дети не огранены, их рассудок не замусорен, у них нет предрассудков.

Как понять собственную свободу

Определить свободу личности можно, ответив честно, самому себе на пять вопросов:

Самостоятельный ли я человек? Может ли индивид самостоятельно развиваться, учиться и познавать новое, останавливается ли на достигнутом результате, движется ли вперед.
Занимаюсь ли я любимым делом, хобби так, чтобы это стало источником постоянного дохода? Человек успешен тогда, когда все в жизни наполнено любовью, особенно работа. Если человек делает нелюбимую работу, он не счастлив однозначно. А несчастливый человек не обретает свободу, ведь он «окован» необходимостью или нуждой.
Свободно ли мое мышление от внешнего влияния? Может ли индивид самостоятельно мыслить, невзирая на обстоятельства и других людей.
Много ли я читаю книг? Книги – прекрасный источник для развития. Начать можно и с книг по саморазвитию, можно постигать биографии знаменитых людей, которые при жизни достигли успеха. Это не прибавит свободы, но подскажет, в каком направлении двигаться.
Управляю ли я своими эмоциями, мыслями и чувствами? Человек, который чувствует и вместе с этим сам себе властелин – свободен.

Свободная личность делает то, что ей нравится, что ей хочется. Такая личность выделяется из толпы, она не похожа на других, ведь живет по своей определенной программе, которую не навязывают посторонние люди.

Философио.Ру

Философский уголок

  • Главная
  • Содержание
  • Форум
  • Ссылки
  • О сайте

Свобода человека

Свобода человека — это возможность и способность действовать в направлении реализации собственных интересов. Человек, как уже отмечалось выше, может не только приспосабливаться к окружающей его действительности, но и изменять саму эту действительность, приспосабливать её «под себя». При этом свобода человеческой воли неизбежно наталкивается на природную и социальную необходимость. Существует три модели разрешения этой коллизии свободы и необходимости:

1. Человек пытается безоглядно и безусловно навязать свою волю окружающему миру, во что бы то ни стало претворить в жизнь свои цели. При этом он игнорирует действие объективных природных и социальных законов. Как правило, подобные попытки завершаются крахом. К примеру, человек пытается вырастить в зоне рискованного земледелия, в северных широтах, растения, требующие много тепла и солнечного света. Или насаждает институты либеральной демократии в стране, находящейся на стадии феодализма. Такая модель поведения получила название волюнтаризма.
2. Стремясь реализовать на практике свои идеи, человек сталкивается с суровыми реалиями жизни, которые кажутся непреодолимыми и парализуют его волю. Из этого он делает вывод, что против законов природы идти невозможно и отказывается от первоначальных замыслов. Такая позиция называется фатализмом (от лат. fatum — судьба).
3. В своей деятельности человек исходит из того, что законы природы и общества имеют объективный характер, то есть действуют независимо воли, желания и интересов человека. Поэтому оптимальным решением является познание этих законов и использование их в своих целях. Согласно закону всемирного тяготения, всякое тело, тяжелее воздуха, подброшенное вверх, обязательно упадет на землю. Но человек, не оспаривая этого закона, тем не менее, создал летальные аппараты, способные преодолевать земное притяжение и передвигаться в воздушном пространстве. Свобода в данном случае проявляется в способности человека действовать не вопреки необходимости, а в согласии с ней, в использовании закона в интересах свободы. Ф.Энгельс обобщил такое понимание свободы следующим определением: «Свобода есть познанная необходимость»36.

Свобода человека проходит испытание не только в столкновении с необходимостью, но и в соприкосновении со свободой другого человека. Тот факт, что в одном жизненном пространстве проживает множество людей, каждый из которых имеет собственные представления о том, какой должна быть жизнь, неизбежно приводит к конфликтам. Томас Гоббс, один из авторов теории общественного договора, назвал это состояние изначальной свободы «войной всех против всех». Единственно разумным выходом из ситуации столкновения свободных воль является достижение согласие, в основе которого должно лежать ограничение свободы. Для надзора за соблюдением этого ограничения были учреждены институты государства и права, которые, посредством принуждения, обеспечивают среднюю меру свободы в обществе. Необходимость, на этот раз в общественной форме, становится на пути свободы воли. По этому поводу существует довольно избитая сентенция: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Те знания о человеке, которыми мы располагаем на сегодняшний день, дают основания усомниться в том, что абсолютная свобода воли, понимаемая как способность и возможность человека действовать в соответствии со своими представлениями о жизни, реально существует. Имеется масса объективных факторов, которые извне детерминируют поведение людей, делая его несвободным. Это: климат и другие природные явления; идеологическая пропаганда; влияние родителей; воздействие рекламы; общественные предрассудки и т.д. Наши поступки и мысли в значительной мере находятся под влиянием биологического потенциала, социального окружения, воспитания и образования. Данное обстоятельство порождает не только теоретические коллизии, но и практические сложности. К примеру, солдат на войне, выполняя приказ, убивает людей и уничтожает вещи. Делает это он не по собственной воле и желанию, а подчиняясь приказу свыше. Он несвободен, то есть, по сути, не принадлежит самому себе. Границы вооруженного насилия на войне довольно размыты, и это создает проблему чрезмерного, избыточного применения силы, граничащего с военным преступлением. Насколько нравственно и законно обвинять в подобных преступлениях военных, если они не свободны в своих действиях?
Еще одно обстоятельство, заставляющее усомниться в возможности свободы воли, объясняет теория и практика психоанализа. Исследования психоаналитиков доказывают, что человеческие оценки, суждения и действия в той или иной степени предопределены факторами, которые не сознаются людьми, образуя сферу так называемого «бессознательного». Поэтому, даже тогда, когда человек поступает, как он сам считает, свободно, его поведение все равно детерминировано.
Часто человеку предоставляется свобода в выборе того или иного варианта действий, но правила, которыми он руководствуется в этом свободном выборе, устанавливаются не им, а даны извне. Он не может влиять на содержание этих правил и нести за них ответственность, и поэтому выбранное им действие не является свободным.
Философская позиция, утверждающая, что человеческой свободы не существует, называется детерминизмом. Позиция индетерминизма, напротив, допускает в той или иной степени свободу человеческой воли. В истории философии накопилось множество доводов в пользу как первой, так и второй точки зрения. Наиболее острые дискуссии между последователями детерминизма и индетерминизма ведутся в сфере теологии. Все мировые религии исходят из того, что жизнь человека во всех деталях предопределена Божьим промыслом. Бог, будучи Абсолютом, обладает всезнанием, всемогуществом и всеблагостью и поэтому без его воли ничто не происходит. В противном случае он не был бы Абсолютом. В дополнение к теологическому обоснованию детерминизма существует философское, которое вытекает из утверждения: «У каждого события должна быть причина». Английский философ Дэвид Юм, больше других уделявший внимания проблеме философского обоснования причинности, утверждал, что в актах волеизъявления можно найти такую же последовательность и чередуемость, какая существует в природных событиях. И поэтому можно с достаточной точностью предсказать, каким окажется выбор человека в той или иной ситуации. В пользу детерминизма свидетельствуют факты, зафиксированные в различных отраслях научного знания: в психологии, нейрофизиологии, биохимии сделаны открытия, позволяющие утверждать, что человеческое поведение контролируемо на всех стадиях, начиная от замысла и заканчивая его практической реализацией.
Однако, несмотря на убедительность аргументов, выдвигаемых партией детерминизма, доводы оппонентов не менее впечатляющи и убедительны. Сторонники доктрины свободы воли исходят из того, что человек свободен настолько, насколько он сознает свою свободу. Поэтому человек может быть свободным, даже находясь в заточении и напротив, будет несвободным, живя в самом демократическом обществе. После создания квантовой механики индетерминисты пытаются использовать в своих интересах принцип неопределенности Гейзенберга, согласно которому даже в природе, на уровне элементарных частиц, не существует жесткой причинной заданности событий. Если такое возможно в природе, то тем более это возможно применительно к человеку.
Весомым аргументом в пользу свободы воли является наличие у человека совести. Чувства стыда и раскаяния за совершенный поступок могут быть поняты лишь исходя из того, что люди свободны, то есть, они могли и не совершать того, что совершили. О том, что свобода воли существует, свидетельствует привлечение людей к ответственности за совершенные поступки. Если свободы воли нет, то как можно наказывать человека за совершенное им преступное деяние? Ведь мы не подвергаем судебному преследованию волка, зарезавшего овцу, или оползень, похоронивший под собой горное селение, поскольку не считаем эти объекты свободными и ответственными за свои действия. Чем же тогда от них отличается человек, если полагать его несвободным?
Свободу не следует воспринимать как некий дар человеку со стороны природы или бога, предназначенный для того, чтобы обеспечить ему спокойную и комфортную жизнь. Свобода — это всегда выбор, а значит — и ответственность за результаты данного выбора. Редко когда выбор оптимального варианта действия осуществляется на основании знания всех особенностей ситуации и возможных последствий. Всегда существует вероятность риска. Не рискует только животное, ибо оно не выбирает, а следует велению закона — инстинкта самосохранение. Это самый надежный проводник в мире, где все подчинено необходимости. Ответственность, сопровождающая свободу, является причиной феномена, который получил название «бегства от свободы».37 Этот феномен объясняется противоречием между внешней свободой, которая предоставляется индивиду социальными и государственными институтами, и его неспособностью осознать эти возможности и выявить для себя перспективы, которые открываются с ними. А.И.Герцен говорил по этому поводу, что человека нельзя освободить внешне в большей мере, чем он свободен внутренне. Если человек не сознает, что такое свобода, он, естественно, начинает её бояться. Наглядным подтверждением реальности феномена «бегства от свободы» можно считать отношение среднего российского гражданина к политическим, экономическим и социальным преобразованиям, начавшимся в стране с момента распада СССР и образования России как суверенного государства. Отказ от плановой, регулируемой государством экономики и курс на создание рыночного хозяйства, натолкнулись на психологическую неготовность людей жить в обществе, где каждый является «кузнецом своего счастья и благополучия».
Тема свободы тесно сопряжена с проблемами военной службы. Во всех странах и у всех народов военная служба считается одним из самых напряженных видов деятельности, связанных со значительными лишениями и тяготами. Как правило, специфику военной службы усматривают в том, что она непосредственно связана с риском и опасностью для жизни, с тем, что военный человек в любой момент должен быть готов идти в бой. Это действительно так. Однако подлинная трагичность военной службы заключаются вовсе не в опасностях, сопровождающих её. Шахтер, каждый день спускающийся в забой, рискует жизнью и здоровьем не меньше, чем военный. Милиционер, патрулирующий опасный в криминогенном отношении район, может в любой момент подвергнуться нападению и погибнуть, а пожарный, несколько раз в течение смены выезжающий на пожар, испытывает воздействие множества таких опасных факторов, которые не всегда встречаются в бою. Опасность — это удел не только военного человека. Но только военный, в силу специфики своей профессии, ограничен в самом ценном для человека праве — свободе. Причем, это ограничение носит добровольный и сознательный характер. Главная добродетель военного человека — способность подчиняться приказу и умение эти приказы отдавать. Первое предполагает подчинение своей воли воле вышестоящего командира, а второе сопровождается навязыванием своей воли подчиненным. Если приказ не выполняется, то невозможен успех в бою или в специальной операции, которые являются главной стихией войны. Профессиональным военным никогда не станет человек, не сознающий необходимости и важности самоограничения воли, проявляющейся в безусловном подчинении приказу.

Читать еще:  Где можно взять святую воду. Сколько и где можно взять Святой воды? Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры

Обзор различных аспектов свободы как сущностного признака человека позволяет сделать вывод о том, что свобода присуща каждому человека в качестве возможности проецировать во внешний мир свои субъективные намерения. Однако реальное бытие свободы предполагает её осознанность человеком. Иными словами, человек свободен настолько, насколько он сознает, что такое свобода, какие возможности и какие последствия связаны с ней. Поэтому развитие человека означает не появление у него каких-то качественно новых способностей или признаков, а связано с развитием сознания свободы. Человек будет считаться полностью развитым человеком тогда, когда он, наконец, сознает, что значит — быть свободным. Но пока он находится только в начале этого пути.

Чтобы понять особенности и перспективы развития человека, необходимо разобраться с существующими в настоящее время концепциями антропогенеза.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

    Опубликовано 16.09.2020Подготовка к ЕГЭ

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Мы с вами продолжаем подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Сегодняшняя тема будет довольно короткой и философской, поэтому вам не придется запоминать большое количество информации. Достаточно будет лишь разобраться в том, что же такое “свобода”, “ответственность” и “необходимость”. С этой темой, как и со всем блоком Человек и общество, проблем возникнуть не должно. Приступаем к теории!

Понятие “свободы

Обладает ли человек свободой, или все, что с ним происходит обусловлено внешней необходимостью: Божьей волей, судьбой или предопределением? Именно с этим вопросом всегда была связана проблема свободы человека. Данный вопрос является философским, поэтому дать на него четкий ответ довольно сложно.

Давайте же разберемся, что такое свобода. Свобода — слово многозначное, однако все же есть два главных определения, которые стоит запомнить:

  1. Свободаесть познанная необходимость.
  2. Свободавозможность поступать так, как хочется.

Первое означает, что мир устроен необходимым образом. Иначе говоря, мир представляет собой цепочку последовательных событий, происходящих в силу необходимости. В данном случае человек является роботом, действующим по определенной программе. Сюда же можно отнести понятие “фатализм”.

Фатализмэто мировоззрение, в основе которого лежит убежденность человека в том, что события уже давно предопределены и неизбежны, что все, что происходит в мире, подчиняется господству необходимости.

Второе определение означает, что человек является свободным существом и может делать все, что захочет. У него есть свобода выбора: пойти в кино или в тренажерный зал, заняться учебой или пойти на прогулку с друзьями. В данном случае сам человек является создателем своей жизни, а не судьба или предопределенность.

Сюда же относится понятие “волюнтаризм”. Волюнтаризмэто мировоззрение, в основе которого лежит человеческая воля и осознание того, что именно она является первоосновой всего сущего.

Необходимостьустойчивая и существенная связь между явлениями, объектами и процессами, обусловленная причинами, вытекающими из внутренней природы вещей. Другими словами, необходимость — это то, что закономерно; то, что обязательно должно произойти.

Социальные условия реализации свободы

В основе свободы лежит выбор. Получается, что человек, который не может из двух выбрать что-то одно, не может реализовать свою свободу. Но так как мы живем в обществе, то каждый наш выбор является определенной социальной ситуацией.

К социальным ситуациям можно отнести:

  1. Социальные нормы (например, закон);
  2. Место человека в обществе (статус);
  3. Социализация. Есть люди, у которых социализация прошла намного лучше других: такие люди не боятся высказывать свое мнение, не боятся того, что о них подумают другие. Такие люди в необходимой ситуации всегда могут сказать “нет”. А есть, наоборот, люди, которые боятся выделяться или выходить из зоны комфорта, им легче подражать другим.
  4. Уровень развития общества (например, место, где ты проживаешь: богатая и развитая ли это страна или нет; есть ли у тебя социальные и экономические условия для реализации своего желания);
  5. Формы общественной деятельности (борьба за защиту окружающей среды, помощь детям-сиротам, инвалидам и нуждающимся).

Виды свободы
  1. Экономическая: свобода от эксплуатации, свобода предпринимательства, равноправные экономические отношения;
  2. Политическая: организация политической партии, всеобщее избирательное право, набор гражданских прав;
  3. Духовная: свобода выбора мировоззрения, свобода вероисповедания.
Понятие “ответственности”

У каждого человека есть свои желания, но осуществление этих желаний должно соответствовать общепринятым социальным требованиям. Чем больше свобод дается человеку, тем выше становится его ответственность за пользование этими свободами.

Ответственностьэто необходимость отвечать за свои действия, поступки, а также быть ответственным за их последствия.

Виды ответственности

По сферам ответственности выделяют следующие виды:

  1. Юридическаяответственность, осуществляемая на основе закона;
  2. Нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок;
  3. Социальнаяответственность перед всем обществом;
  4. Моральнаяответственность на основе норм морали.

Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению типовых заданий самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

Правильный ответ: №1

Правильный ответ: №1

Правильный ответ: №4

Правильный ответ: №2

Тема 1.6. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Понятие “общество”

Общество (в широком смысле слова) — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя устойчивую систему связей, взаимодействий и отношений между людьми. Еще можно сказать, что общество — человечество в целом.

Общество (в узком смысле слова) — это круг людей, объединенных общими целями, интересами или происхождением. Кроме того, общество— страна, государство и регион, а также отдельное конкретное общество.

Как видите, понятие “общество” довольно обширное. На экзамене могут попасться задания как с широким, так и с узким значением слова, поэтому на всякий случай запомните оба этих определения.

Функции общества

Выделяют следующие функции общества:

  1. Распределение продуктов труда (деятельности)
  2. Производство материальных благ и услуг — создание благ для удовлетворения потребностей людей;
  3. Воспроизводство и социализация человека — рождение себе подобных и прохождение процесса социализации т.е. формирования личности;
  4. Духовное производство и регулирование активности людей — духовная деятельность, например, церковь или образование;
  5. Регламентация и управление деятельностью и поведением людей — установление правил поведения в обществе.

Обществу свойственны динамичность (постоянное развитие, движение и изменение) и целостность (общество состоит из сложных взаимосвязанных компонентов и элементов).

Общественные связи

Общественные связимногообразные формы взаимодействия людей, а также связи, которые возникают между группами и индивидами.

Общественные связи, как и человеческая деятельность, делятся на материальную и духовную.

К материальным отношениям можно отнести:

  1. Производственные — все, что сделано руками человека в результате производства;
  2. Экологические — отношения человека и природы;
  3. Отношения по делопроизводству — юридический аспект деятельности, связанный с документированием и работой с официальными документами.

К духовным отношениям относятся:

  1. Моральные — отношения, возникающие в процессе нравственной деятельности;
  2. Политические — отношения, связанные с политической властью;
  3. Правовые — отношения между субъектами права;
  4. Художественные — отношения по поводу произведений искусства;
  5. Философские — отношение к миру, другим людям и к самому себе;
  6. Религиозные — отношения в духовной сфере.

Обществоэто динамическая саморазвивающаяся система.

Системакомплекс взаимодействующих элементов.

Элементнекоторый компонент системы, который принимает участие в ее создании.

Подсистемы общества

Основными подсистемами общества являются:

  1. Экономическая (заводы, банки, фирмы);
  2. Политическая (правительство, партии);
  3. Духовная (школы, библиотеки, театры);
  4. Социальная (системы здравоохранения, коммунальные службы).
Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению типовых задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

Понятия свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Понятия свобода и необходимость. Свобода и ответственность.« из раздела кодификатора (1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность)

Содержание:

  • 1 Понятие «свобода»
  • 2 Свобода как необходимость
  • 3 Свобода и ответственность
  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 28-05-2020, 01:55
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 21 862

↑ Понятие «свобода»

В древние времена свободным был тот, кто не являлся рабом. С юридической точки зрения, свобода — это закрепленная в законе возможность определенного поведения человека, с точки зрения политики — отсутствие вмешательства или помех, а в философии принято считать, что свобода — это возможность проявления индивидом своей воли. В наши дни самое обыденное представление о свободе — это «делать все, что хочу», но очевидно, что если каждый будет делать все, что он захочет, то в мире будет хаос и это может привести к гибели человечества, поэтому абсолютной свободы нет. Истинная свобода всегда ограниченна внешними факторами (законами, обстоятельствами, другими людьми) и внутренними (моральными принципами, долгом, совестью). Без защиты и ограничения законов свобода зачастую приводит к гнету сильных над слабыми и рабству.

Свобода — это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами.

Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.

Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.

Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

Свобода внутренне самопротиворечива: с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения; с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода.

Ядро свободы — выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Способность осуществлять выбор — это и есть самостоятельность. Чем больше возможность выбора есть у человека, тем более самостоятельным и свободным он считается. Существует крылатое выражение «буриданов осел», смысл которого заключается в том, что зачастую столкнувшись с выбором, человек не может принять решение (например, выбор в каком учебном заведении учиться, какую получить специальность). Существует мнение, что в XIV веке философ Жан Буридан, объясняя своим ученикам проблему свободы выбора человека, рассказывал следующую притчу: перед голодным ослом положили две абсолютно одинаковые охапки сена, он долго крутил головой то налево, то направо и никак не мог сделать выбор, в результате чего он умер.

Свобода может быть экономической, политической, духовной, индивидуальной, гражданской, правовой, национальной и т п.

Свобода человека во многом зависит от количества и уровня знаний, накопленного жизненного опыта, так как это дает ему возможность лучше ориентироваться в социуме и принимать наиболее оптимальные для него решения.

↑ Свобода как необходимость

«Свобода как познанная необходимость» — сформулированное Б. Спинозой понимание свободы. Ход его рассуждений таков. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли — иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие.

Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необходимо, а не так как хотелось бы.

В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение.

Читать еще:  10 фраз, которые постоянно слышат многодетные

Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, те. независимых от сознания человека, законов. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

В понимании свободы можно выделить несколько точек зрения — волюнтаризм и фатализм.

Волюнтаризм — (от лат. «voluntas» — «воля») направление в философии, которое признает волю человека высшей ценностью, основой развития общества и всего существующего. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека как «хозяина своей судьбы». Основоположниками данной идеи являются Ж.Ж.Руссо и И. Кант. Ж.Ж.Руссо утверждал, что основополагающий признак отличия человека от животного — это наличие силы воли и стремление к постоянному самосовершенствованию, что впоследствии приводит к развитию остальных способностей.

Фатализм — (от лат. «fatalis» — «определенный судьбой») философское учение, которое утверждает, что существует предопределённость всех событий в жизни человека и окружающем мире, те. вера в судьбу, рок. Фатализм исключает любую случайность, а также возможность свободного выбора. Все подчиняется некоторой всеобъемлющей могучей силе, которая воспринимается либо как сверхъестественная, божественная воля, либо изначальное устройство мира, представленная в виде непреложных вечных законов бытия. Так, например, в индийской философии и религии распространены такие понятия как «карма» (судьба) и «сансара» («колесо перерождений»).

↑ Свобода и ответственность

Социальная природа свободы чётко выявляется в сопоставлении её с ответственностью.

Свобода и ответственность тесно связанны между собой, так как один из парадоксов (противоречий) нашей жизни заключается в том, что для того чтобы соблюсти свободу всех людей необходимо создать общие ограничения или другими словами, правила поведения. Человек, нарушающий правила несет ответственность за свои поступки.

Свобода порождает ответственность личности за принятое решение и поступки перед обществом и самим собой. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — это осознанная готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Ответственность регулирует не только поведение отдельно взятого человека, но и общества в целом и не дает возможность рассматривать свободу как вседозволенность.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Ответственность — это чувство зависимости от чего-либо (закона, обстоятельств, других людей, животных и т.д.), которое является весомым основанием при принятии решения или совершении последующих действий. Ответственность подразделяется на большое количество видов, в зависимости от того, кто и перед чем или кем несет ответственность.

Виды ответственности

  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная,
  • Внутренняя (перед самим собой: чувство долга, справедливости и т.д.).
  • Внешняя (перед руководством, окружающими людьми, законами государства).
  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.
  • Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

Свобода

Свобода
Базовые понятия
Свобода воли

Свобо́да — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. [1]

Свобода подразумевает наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — неволе.

В определенном смысле, понятие свободы противоположно понятию необходимости.

В этике свобода связана с наличием свободой воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности.

Абсолютная свобода — течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подвергалась насилию со стороны воли других действующих лиц или обстоятельств.

В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности — вменяемости или невменяемости личности в момент совершения поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвана требованием справедливости, справедливого воздаяния — меры наказания.

В праве — закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (например, предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий. Как ни странно, распространённой ошибкой является мнение о том что свобода слова является одним из составляющих свободы (с политической точки зрения), но тем не менее это не так [2] .

Свобода — средство для достижения цели и смысла жизни человека. У язычников идеалы свободы послужили основой создания демократического общества, классическим примером которого стали Афины в Древней Греции. В последние столетия к этим идеалам вернулась и большая часть современных государств.

Свобода — это осознанные действия человека, основанные на этике окружающего его общества.

Содержание

Этимология

Слово «свобода» в нынешней его форме имени существительного — сравнительно позднего происхождения. В древних памятниках XI и XII веков встречается лишь наречие в смысле прилагательного: свободь или свободъ (например, в Остромировом Евангелии первичного извода: въ истину свободъ будете).

По мнению инспектора народных училищ Орловской губернии Г. А .Миловидова, данное слово происходит «…от старинного и малоизвестного существительного своба, что служило, по чешским толкователям (глоссаторамъ) 1202 года, наименованием одной из языческих богинь», в связи с чем он делал вывод: «Таким образом в основе понятия „свобода“ лежит не конкретное какое-либо впечатление или ощущение, а высшее, мистическое начало, преимущественное право, свойственное божеству». [3]

Современные светские взгляды на этимологию данного слова, однако, не предполагают ничего божественного или мистического. Древнерусское слово свободь явным образом соотносится с древнеиндийским svapati (сам себе господин: «svo» — свой и «poti» — господин) [4] .

Представления о свободе в различных философских системах

В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Со времен Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 году в Англии — Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религии и философии, начиная от Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и её развития. Марксизм считает свободу фикцией [источник не указан 876 дней] : человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды (см. Ситуация), причем основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Но во внимание не принимаются способности человека к анализу, самоанализу, моделированию представлению результатов своих действий и дальнейших последствий. В зависимости от побуждений и среды делают поступки животные, а человек есть нечто высшее по определению. Спиноза определяет свободу как осознанную необходимость [источник не указан 673 дня] , а также как любовь к Богу и любовь Бога к человеку: «Из этого мы ясно понимаем, в чем состоит наше спасение, или блаженство, или свобода — а именно в постоянной и вечной любви к Богу или в любви Бога к человеку» [5] .

Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх — страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого (см. Заброшенность), то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего (см. Охватывающее, Окружающее).

Согласно Р. Мэю, «…Способность трансцендировать из сиюминутной ситуации является основой человеческой свободы. Уникальное качество человеческого существа — широкий спектр возможностей в любой ситуации, которые, в свою очередь, зависят от самоосознания, от его способности в воображении перебирать различные способы реагирования в данной ситуации» [6] . Такое понимание свободы обходит проблему детерминизма в принятии решения. Как бы решение ни было принято, человек его осознаёт, причём осознаёт не причины и цели решения, а значение самого решения. Человек способен выйти за рамки непосредственной задачи (как бы мы ни называли объективные условия: необходимость, стимул, или же психологическое поле), он в состоянии иметь какое-то отношение к самому себе, и уже в соответствии с этим принимать решение.

Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определённого бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от её проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.

Тесно связаны понятия анархизма и свободы. Основой идеологии анархистов является утверждение, что государство — тюрьма для народа. Против этого утверждения можно поставить тот факт, что государство обеспечивает безопасность и другие общие интересы своих граждан, ограничивая их свободу. Иными словами, государство играет роль монополии на ограничение свободы человека. В контексте следует отметить труды таких фантастов как Шекли и Брэдбери, особенно повесть «Билет на планету Транай», описывающую общество с радикально иной моралью. Анархисты против государства как источника власти, а не против власти.

Ценность свободы

В различных культурах свободе уделяют разное внимание. Так, например, в современной западноевропейской культуре либерализм ставит понятие свободы во главу угла. И напротив — во многих восточных культурах традиционно рациональное и сугубо практическое отношение к этому понятию, или даже полное отсутствие внимания к вопросу свободы, которая не существует как самостоятельная ценность. Также зачастую свобода как самостоятельная ценность часто оценивается в культурах как нечто как минимум опасное, а то и откровенно вредное. Такая оценка может быть основана на предположении, что реальная свобода может быть достигнута только при самодостаточности индивида, в то время как на практике все люди живут в общинах.

Также очевиден вывод, что чем большее внимание уделяется общественным выгодам, тем меньшую ценность имеет свобода индивида. И эту точку зрения зачастую разделяет сам индивид, как носитель культуры. То есть такое ограничение носит ненасильственный характер, а основано на взаимовыгодном сосуществовании людей.

Понятие свободы в философии (3 фото)

Рассмотрение свободы – это важное философское направление. И философия свободна в своей возможности рассматривать ее современном разрезе с учетом накопленного за разные исторические эпохи опыта.

Понятие и виды свободы

Свобода может проявляться в самых разных формах. С учетом этого выделяют такие ее виды как:

— юридическая. В этом разрезе люди равны перед законом и ограничиваются его действием. Ограничения для отдельных людей, их групп и общества в целом разные;

— экономическая. Эта разновидность – основной сдерживающий фактор в стремлении людей жить так, как они хотят. Причина – нехватка денег, долги, кредиты на фоне необходимости жить и кормить семью. В связи с этим люди не увольняются с ненавистной работы, поскольку вынуждены думать о завтрашнем дне;

— личная. Иногда люди хотят что-то сделать, но не делают из-за боязни общественного порицания. Они переживают, что общество в лице родственников, коллег, знакомых, соседей негативно воспримет даже незначительные изменения типа одежды другого стиля или новой прически.

Факторы, сдерживающие свободу

Существует две группы таких факторов. Первая – биологические. Они связаны с естественными потребностями в пище, питье, сне. Без постоянного пополнения этих ресурсов невозможно достижение цели. К примеру, студенту предстоит работа над курсовой. Он мог бы закончить ее быстрее, если бы не возникала необходимость прерываться на еду и отдых. То есть речь идет об ограничении свободы выбора естественными – природными факторами.

Вторая группа – факторы социальные обусловлены существованием человека в социуме и необходимостью соблюдения норм, правил, обычаев, ритуалов и закона. При нарушении закрепленных государством актов (кража, убийство) последует наказание. Тогда как некультурное поведение останется безнаказанным, хотя за ним и последует общественное порицание.

Сдерживающими свободу факторами выступают ограниченность финансовых ресурсов, болезни, наличие детей и другие обстоятельства. Поэтому свобода – явление относительное, и говорить о ее неограниченности нельзя.

Условия реализации свободы

Для свободной реализации собственных потребностей необходимо соблюдение ряда условий:

1. Общественные нормы. Любое действие должно соответствовать действующим в настоящее время в обществе законодательным требованиям, а также этическим нормам и традициям. Если, к примеру, ношение короткой юбки в прошлом веке было неприемлемым, то сейчас это норма, а на женщину, одетую по моде XV века, будут смотреть, по крайне мере, странно.

2. Место в социуме. Естественно, возможности у крестьян и помещиков были совершенно разные. Казалось бы, в современности таких ограничений не должно существовать. Но они есть, поскольку дворник никогда не сможет себе позволить того же, что для директора международной корпорации обыденно и привычно.

3. Показатели общественного развития. Маловероятно, что кто-то захочет добывать огонь трением при наличии спичек и зажигалок или откажется от электричества, отдав предпочтение керосиновой лампе. Свобода выбора есть, но он будет очевидным.

4. Соответствие общественным и культурным нормам и ценностям. Привычная с детских лет позиция в поведении будет перенесена и во взрослую жизнь.

Таким образом, свобода в философии, определяемая множеством факторов, – это одна из самых актуальных и злободневных тем, исследованию которой ученые посвящают массу времени и работ. А что свобода значит для вас?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector