0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Черты религиозного сознания. Религиозное сознание

Содержание

Специфика религиозного сознания. Религия и обыденное сознание

Вы будете перенаправлены на Автор24

Структура религии

Религиозная вера – это особый тип психического состояния индивида, группы, общностей, который выражается феноменами бездоказательной уверенности в существовании сверхъестественных сил, их почитанием, исповеданием соответствующих взглядов.

Религия в широком смысле – это тип мировоззрения и образ действий, определяющихся поклонением высшему началу, стремлением соединиться с ним, послужить идеалам, связанным с высшими силами.

Религия в узком смысле – социально организованная вера в святое и базирующийся на ней способ общественной и личной жизни.

Носители религии – религиозные общности, группы, институты, организации и отдельные индивиды.

Определенное положение в религии отводится религиозному сознанию. Это мировоззрение, ядро которого – вера в священное. Религиозное сознание эмоционально насыщено, оно чувственно наглядное, символичное и диалогичное.

В религиозной деятельности выделяют культовую и некультовую (теоретическую, пропагандистскую, политически-организационную) стороны. Важнейшая сторона религии – культ.

Культ – это тип взаимоотношений со священной реальностью, происходящих в формате ритуала.

В этой деятельности актуальность придается символам и событиям религии – молитве, богослужению, исповеданиям, таинствам.

Функции религии и ее роль в жизни человека

Религия в обществе выполняет ряд функций:

  • мировоззренческую;
  • компенсаторную;
  • регулятивную;
  • интегрирующе-дезинтегрирующую;
  • культурно-транслирующую;
  • легитимирующе-разлегитимирующую.

Мировоззренческая функция предполагает наличие определенного уклада взглядов на человека, природу и общество. Религиозным мировоззрением задаются определенные критерии, с позиции которых и должен быть рассмотрен человек.

Компенсаторная функция религии призвана восполнять ограниченность, зависимость и бессилие людей в рамках воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевает «свобода духа», социальное неравенство становится «равенством» греховности и страдания.

Готовые работы на аналогичную тему

Регулятивная функция предполагает, что посредством некоторого спектра идей, ценностей, стереотипных установок и мнений, осуществляет управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп и общин.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция предполагает объединение или разъединение индивидов, групп и институтов. Интеграция способствует сохранению, а дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и целостного общества.

Культурно-транслирующая функция способствует развитию определенных слоев культуры – письменности, книгопечатанья, искусства, так, одни культурные феномены были приняты, а другие отталкивались. Осуществлялась передача накопленного опыта и культурных достижений от старшего поколения к младшему.

Легитимирующе-разлегитимирующая предполагает узаконивание (постановку вне закона) отдельных общественных порядков и институтов, государственных, политических и правовых отношений, норм и образцов.

Результаты и последствия выполнения религией ее основных функций, а также значимость ее действий могут резко отличаться.

  • Религия, рассматриваемая с позиции предельных, абсолютных критериев санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения и институты. Религиозный фактор оказывает воздействие на экономику, политику государственное устройство, межнациональные отношения посредством деятельности верующих людей и религиозных организаций.
  • Степень влияние религии связывают с местом, которое она занимает в обществе, а это место дается один раз и навсегда, изменяясь только в рамках процессом сакрализации и секуляризации.
  • Специфическое влияние оказывает религия на общество и его подсистемы, на личность и мировые религии, а также на отдельные религиозные конфессии и направления.
  • Религия является системным образованием, состоящим из ряда связей и элементов.
  • Необходимо принимать в расчет соотношение общегуманистичного и частного в религии.

Религиозное сознание

Специфика содержания религиозного сознания объясняется наличием у него двух сторон – содержательной и функциональной.

Содержательная сторона религиозного сознания призвана формировать конкретные спектр ценностей и потребностей верующих, их взгляды на окружающий и потусторонний миры, внедряя тем самым в их психику определенные идеи, образы, представления, чувства и настроения.

Функциональная сторона религиозного сознания призвана удовлетворить потребности верующих, придав нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, сформировав у них определенное морально-психологическое состояние, помогая более эффективно воздействовать на их психику.

Особенностями религиозного сознания выступают две основные черты:

  • тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием всех верующих;
  • четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих людей.

Религия и обыденное сознание

Религия и обыденное сознание не могут устанавливать духовный порядок, так как их невозможно привести к единству и последовательности даже в ситуации индивидуального сознания, не говоря уже о коллективном сознании. Их нельзя привести в единство и последовательности свободно, это может быть достигнуто авторитарно, что и было сделано в прошлом, но только в строго ограниченных заданных пределах.

Проблему религии понимают и рассматривают не в конфессиональном, а в светском смысле, в качестве единства веры, мировоззрения и соответствующей им нормы поведения. Но такое единство веры можно было бы назвать не «религия», а идеология и просто политика.

Обыденное религиозное сознание выступает как непосредственное отражение бытия людей. Оно представлено в формате представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек и разного рода традиций. Оно не может считаться цельным и систематизированным. На этом уровне религию связывают с индивидом и представляют в личной форме. Преимущественно здесь отмечены традиционные способы передачи иллюзий, представлений и чувств.

Яблоков И. Основы религиоведения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел первый
«ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ»

Глава III
ЭЛЕМЕНТЫ И СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе
истории. В первобытном обществе религия как относительно самосто-
ятельное образование еще не выделилась. В дальнейшем, став
относительно самостоятельной областью духовной жизни, она вместе
с тем все более дифференцировалась, в ней выделялись элементы,
складывались связи этих элементов. Как было сказано, в ставших
религиях выделяются религиозное сознание, деятельность, отношения,
институты и организации.

§ 1. Религиозное сознание

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, создан-
ные воображением образы, соединение адекватного действительности
содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность,
сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью
религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные

черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная на-
глядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искус-
ства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках,
недостоверные понятия ж теории создаются в естествознании и т. д.
Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом в
религиозном сознании, какова их субординация в нем.
Религиозная вера Интегративной чертой религиозного сознания
является религиозная вера. Не всякая вера
есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря наличию особого
феномена в психологии человека. Вера — это особое психологическое
состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в
предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии
дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о
конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого
поведения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осу-
ществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает
в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успеш-
ного действия, его благоприятного исхода и Знание этой возможности.
Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если
поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осущест-
влено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает. Вера
возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют
для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав
когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера
появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соот-
ветствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важ-
ным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом
решимости и активности людей.
Религиозная вера — это вера: а) в объективное существование су-
ществ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом
процесса гипостазирования; б) в возможность общения с кажущимися
объективными существами, воздействия на них и получения от них
помощи; в) в действительное совершение каких-то мифологических со-
бытий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологиче-
ского события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих
представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; д) в религиозные
авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков»,
«харизматиков», «бодхисаттв», «архатов», церковных иерархов,
служителей культа.
Содержание веры обусловливает символический аспект
религиозного сознания. Символ предполагает совершение сознанием
актов объективирования мыслимого содержания, направленности на
объективированный предмет (существо, свойство, связь), обозначения
этого предмета. Предметы, действия, слова, тексты наделяются

Читать еще:  Лилиан ту мегамолл. Ту лиллиан

религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этих
значений и смыслов образует религиозно-символическую среду
формирования и функционирования соответствующего сознания.
С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера в
объективное существование существ включает веру в общение с ними,
а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослу-
жении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутренней
речи.

Наглядная образность и эмоциональность

Религиозное сознание выступает в чувствен-
ных (образы созерцания, представления) и
мыслительных (понятие, суждение, умозак-
лючение) формах. Значимость последних существенно возрастает на
концептуальном уровне, в целом же преобладают сенсорные образо-
вания, особенно большую роль играет представление. Источником
образного материала служат природа, общество, человек; соответст-
венно религиозные существа, свойства, связи создаются по подобию
явлений природы, общества, человека. Существенны в религиозном
сознании так называемые смыслообразы, которые являются переход-
ной формой от представления к понятию. Содержание религиозного
сознания наиболее часто находит выражение в таких литературных
жанрах, как притча, рассказ, миф, «изображается» в живописи, скуль-
птуре, привязывается к разного рода предметам, графическим начер-
таниям и т. д.
Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что
обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного
сознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозные
чувства. Религиозные чувства — это эмоциональное отношение веру-
ющих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям,
к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу
и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным
явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно
считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными
представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответ-
ствующую направленность, смысл и значение. Возникнув, религиозные
чувства становятся объектом потребности — тяготения к их
переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.
С религиозными представлениями могут сплавляться и получать
соответствующую направленность, значение и смысл самые разные
эмоции человека — страх, любовь, восхищение, благоговение, радость,
надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и
эгоистические, практические и гностические, нравственные и эс-
тетические; в этом случае переживаются «страх Господень», «любовь
к Богу», «чувство греховности, смирения, покорности», «радость бо-
гообщения», «умиление иконой Богоматери», «сострадание к ближне-

му», «благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы»,
«ожидание чуда», «надежда на потустороннее воздаяние» и т. д.

Соединение адекватного и неадекватного

В религиозном сознании адекватные отра-
жения соединены с неадекватными. Нет осно-
ваний подходить к такому соединению
аксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Люди
никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было
исканий истины, они не «вина», а неизбежность (о сознательном обма-
не с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случае
не идет!). В определенных исторических ситуациях и точках индивиду-
ального существования люди нуждаются в иллюзиях.
Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является «аб-
солютно ложным»: в нем есть адекватное миру содержание. Например,
в христианском сопряжении Бога как существа творящего, всемогу-
щего, всеблагого, вездесущего и человека как тварного, немощного,
греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и
зависимости. Религиозные образы в качестве компонентов имеют со-
ответствующие действительности данные чувственного опыта (астро-
морфизм, зооморфизм, фитоморфизм, антропоморфизм,
психоморфизм, социоморфизм). В религиозном мифе, притче воссоз-
даются реальные явления и события аналогично тому, как это
происходит в искусстве, в художественных образах, в литературном
повествовании. К тому же названные элементы не исчерпывают всего
содержания сознания религиозных систем. В определенных условиях
в них развивались естественнонаучные, логические, исторические,
психологические, антропологические и прочие знания. Взаимодействуя
с другими областями духовной жизни, религия включает эко-
номические, политические, нравственные, художественные, фило-
софские воззрения. Они бывали заблуждениями, но среди них есть
и такие, которые давали достоверную информацию о человеке, мире,
обществе, выражали объективные тенденции развития. В религиях
производится адекватное действительности духовное содержание. И все
же правомерно учитывать, что это содержание в религиозных пред-
ставлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в резуль-
тате чего целостная картина может скрывать объективные связи.
«Основоположения», «посылки», «доктринальные аксиомы», «главные
Истины» не получили обоснования с использованием методов научного
познания и в конечном счете являются предметом веры.
Языковое выражение Религиозное сознание существует,
функционирует и воспроизводится посредст-
вом религиозной лексики, а также других производных от естествен-
ного языка знаковых систем — предметов культа, символических
действий и пр. Религиозная лексика — это та часть словарного состава
естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные

значения и смыслы. Имена религиозной лексики можно разделить на
две группы: 1) означающие действительные предметы с
атрибутизированными свойствами, например «икона», «крест», «храм»,
«кардинал», «монастырь»; 2) означающие гипостазированные сущест-
ва, свойства, связи, такие, как «Бог», «ангел», «душа», «чудо», «ад»,
«рай».
Благодаря языку религиозное сознание оказывается практическим,
действенным, становится групповым и общественным и, таким обра-
зом, существующим и для индивида» На ранних стадиях язык суще-
ствовал в звуковой форме, религиозное сознание выражалось и
передавалось с помощью устной речи. Появление письма позволило
фиксировать религиозные значения и смыслы также и в письменном
виде, складывались сакральные тексты. Сила слова, действенность
прежде всего звучащей речи отразились в религии. Например, хорошо
известно христианское учение о Логосе: «В начале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть, и без
Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоанн 1:1,3).
Возникала вера, что само знание и произнесение имени оказывают
воздействие на предмет, лицо, существо. С этим связано появление
речевой магии, а также словесных табу: у многих племен полностью
или в большинстве случаев запрещалось произносить имена вождей,
тотемов, духов, богов. Такие табу отражены в Ветхом Завете — имя
Бога «Яхве» запрещено произносить, оно заменяется другими,
например, читают и говорят «Адона» («Мои боги»).

Читать еще:  Дроны и сельское хозяйство – там будет новый бум

Уровни сознания

Религиозное сознание имеет два уровня —
обыденный и концептуальный. Обыденное
религиозное сознание предстает в виде образов, представлений,
стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, вле-
чений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые
являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно
выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагмен-
тарном виде — разрозненных представлений, взглядов или отдельных
узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются
рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако
доминирующую роль играют эмоции — чувства и настроения, содер-
жание сознания облечено в наглядно-образные формы. Среди компо-
нентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые,
консервативные и подвижные, динамичные; к первым можно отнести
традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым — настроения. Следует под-
черкнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные спо-
собы передачи представлений, образов мысли, чувств, иллюзий,
религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает
в личной форме.
Религиозное сознание на концептуальном уровне — концепту-

ализированное сознание — это специально разрабатываемая, систе-
матизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений,
аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упо-
рядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке,
целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, тео-
логия, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соот-
ветствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация
экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-эко-
номические, религиозно-политические, религиозно-правовые,
религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции
(теология труда, политическая теология, церковное право, нравствен-
ное богословие и т. д.); 3) религиозная философия, находящаяся на
стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм,
христианский экзистенциализм, христианская антропология, ме-
тафизика всеединства и др.).
Интегрирующий компонент — это вероучение, богословие, тео-
логия (греч. theos — бог, logos — учение). Богословие (теология)
состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различные
аспекты вероучения. Базируется теология на сакральных текстах и в
то же время разрабатывает правила их толкования.

ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания

ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания

Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.

Религия – особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.

Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики.

Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.

Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.

Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях.

Своеобразие религии.

Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия.

Во-первых, религия – это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.

Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп – групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.

В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.

В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.

Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.

Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации.

Для психологии важно классифицировать религии по двум основаниям – по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различаются:

1) религии авраамического монотеизма (веры в единого бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;

2) религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

3) дальневосточные религии – конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Этот перечень дополняют этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам малых обществ, которые иногда рассматриваются как первобытные, – это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев.

Другие древнейшие религии уже утратили существование: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т. д.

Религиозное сознание – иллюзорное отражение действительности.

Для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной.

Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации.

Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.

Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной.

Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений.

Функциональная сторона религиозного сознания удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, способствуя эффективному воздействию на их психику.

Особенности религиозного сознания:

1) тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением;

2) четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

Религиозная вера, объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания.

Вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели.

Религиозная вера – это вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений, в объективное существование существ, свойств, превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в религиозные авторитеты – отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, церковных иерархов, служителей культа и т. д.

Читать еще:  Религия в болгарии какая. Какая вера, религия и ритуалы в Болгарии? Какие религии в Болгарии, помимо христианской

Структура религиозного сознания включает религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации.

Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания.

Религиозная психология – совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.

Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.

Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой.

Типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму):

1) глубоко верующие. Наличие глубокой религиозной веры. Вера в основном реализуется в поведении.

2) верующие. Наличие религиозной веры. Вера слабо реализуется в поведении.

3) колеблющиеся. Наличие колебаний между верой и неверием. Возможны отдельные элементы религиозного поведения.

Индифферентные к религии люди. Религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений.

Религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления.

Пассивные атеисты. Атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными.

Религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении.

Активные атеисты. Наличие глубоких атеистических убеждений. Атеистические убеждения реализуются в поведении.

Религиозные, верующие люди в своих мыслях и действиях опираются на определенные образцы для подражания.

Типология религиозных личностей, сложившаяся в ходе развития религиозной практики, на которую ориентируются рядовые верующие:

1) мистик – тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист одиночка;

2) пророк – личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт.

Пророк в отличие от мистика все время с людьми;

3) священнослужитель – посредник между человеком и божеством.

Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам.

Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;

4) реформатор – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом;

5) монах – член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований;

6) монах – отшельник – человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта;

7) cвятой – личность, воплощающая в глазах религиозной общества идеал совершенства в той или иной его форме;

8) теолог – тип интеллектуала теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме;

9) основоположник религии – фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей.

Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии.

Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1. Психология религии У. Джеймса и его теория сознания

1. Психология религии У. Джеймса и его теория сознания Философия и психология Уильяма Джеймса (1842-1910) вновь возрождается после периода относительного забвения. Совсем недавно его основные работы были переизданы и теоретические воззрения получили новую оценку. Его

54. Психология религии

54. Психология религии Религия – особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, функционирующая в форме верований и практических действий.Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое

Лекция 12. Индивидуальные особенности личности

Лекция 12. Индивидуальные особенности личности Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.Характер – это

Лекция 16. Психологические особенности делового общения

Лекция 16. Психологические особенности делового общения Как уже подчеркивалось в предыдущей лекции, жесты, мимика, интонации – важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может

Лекция 24. Стресс и его особенности

Лекция 24. Стресс и его особенности Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию – стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода – холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое – организм отвечает не

ВЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СПЕКТР СОЗНАНИЯ

ВЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СПЕКТР СОЗНАНИЯ Кен Уилбер На протяжении нескольких последних десятилетий психологи, теологи и философы на Западе проявляют огромный интерес к универсальному учению о природе человека и реальности, лежащему в основе каждой значительной

Современная психология об устройстве сознания

Современная психология об устройстве сознания Мои переживания остались бы моими личными «семейными радостями», если бы они не подтверждались огромным числом открытий, касающихся сознания. Хоть очень многое из того, что сегодня называется психологией, далеко от

74. Психология религии

74. Психология религии Религия – специфическая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы. Религиозные идеи представляют собой систему представлений о Боге, мироздании, обществе и человеке. В состав религиозной идеологии входит теология

41 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ

41 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ Интенциональный акт – внутринаправлен-ность сознания и его функций на тот или иной предмет независимо от того, является ли сам предмет непознаваемым или истинным.Впервые понятие интенционального акта было

Глава 3.1. Психология религии

Глава 3.1. Психология религии Как известно, само понятие религии до сих пор остается одним из труднейших для определения в эмпирических, операциональных категориях. Единого определения религии нет, и потому в ходу у исследователей буквально сотни дефиниций. Большая часть

4. Генетическая психология религии.

4. Генетическая психология религии. Два пути исследования, как известно, открыты психологии, как общей, так и отдельным ее отраслям, посвященным разработке особенно интересных проблем: она может попытаться дать простое, по возможности точное и беспристрастное описание

Глава 10. Уильям Джеймс и психология сознания

Глава 10. Уильям Джеймс и психология сознания Уильям Джеймс считал, что психология одной стороной граничит с биологией, а другой — с метафизикой, проникая во все области человеческого существования. Джеймс фактически познакомил Соединенные Штаты с психологией, стал ее

Лекция I. Проблема языка и сознания

Лекция I. Проблема языка и сознания Проблема психологического строения языка, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный

Лекция XVIII ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К РЕЛИГИИ

Лекция XVIII ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К РЕЛИГИИ Рассмотрение того, что мы назвали «святостью», поставило нас лицом к лицу с вопросом: является ли чувство «присутствия божества» доказательством существования последнего? Обратившись к мистицизму за ответом на этот вопрос, мы

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector