10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Челпанов георгий иванович вклад в психологию. Значение челпанов георгий иванович в краткой биографической энциклопедии

Содержание

Психологические взгляды Г. И. Челпанова и его роль в развитии отечественной науки

Г. И. Челпанов (1862—1936) не создал нового направления в психологии, но внес в нее значительный вклад. Много внима­ния он уделял проблеме предмета психологии и сущности психихческого. В 1900 г. Челпанов читал курс лекций «Мозг и душа», в котором поднимал эту проблему, в 1915 г. вышли его книги «Введение в экспериментальную психологию» и «Введение в фи­лософию». В 1912 г. Челпанов создал в Москве Институт психо­логии, где велась подготовка профессиональных кадров для тео­ретической и практической психологии, и являлся директором этого института вплоть до 1923 г. В своих трудах Челпанов вы­двигал следующие психологические идеи:

1) определение психологии как науки о душевных явлениях или законах душевной жизни;

2) душевные явления — это чувства, представления, мысли и желания;

3) отсюда вытекает и задача эмпирической психологии, которая состоит в определении законов душевных явлений, психических состояний и психической жизни вообще;

4) методом и источником психологии является самонаблюдение как способ познания через органы чувств, потому что любое психическое явление понимается человеком только тогда, когда переводится на язык его собственных переживаний, а их можно выявить только с помощью самонаблюдения. Однако в качестве метода необходимо использовать и объектное наблюдение, которое опять же становится понятным человеку при переводе его в плоскость самонаблюдения;

5) вспомогательными средствами для изучения законов психологии могут выступать: описание, классификация, анализ явлений и др.;

6) предмет психологии — состояния сознания;

7) психология должна делиться на чистую, в которой психика и закономерности ее развития рассматриваются независимо от практики; и прикладную, которая связана с решением практических задач;

8) отличие психических явлений от физических — в том, что они не могут быть воспринимаемы и познаваемы через внешние органы чувств, а только путем самонаблюдения или внутреннего опыта, причем они могут быть доступны только тому, кто их переживает, в то время как физические явления могут быть одновременно доступны для непосредественного наблюдения большому числу людей.

Челпанов Георгий Иванович ‒ русский психолог — Научный вклад

Образование на историко-филологическом факультете Новороссийского университета (ныне Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова) в Одессе (1882-1887). С 1891 г. был частным преподавателем кафедры истории философии Московского университета, а с 1892 г. — преподавателем Киевского университета (ныне Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко), где в 1897 г. получил профессорскую степень по психологии и философии и организовал психологическую лабораторию (1897-1906 гг.). В 1907 году был назначен профессором Московского университета, где также создал психологическую лабораторию. В 1910-11 гг. он посетил Германию и США, чтобы ознакомиться с работой психологических институтов и лабораторий. В 1912 г. он основал первый Московский психологический институт Л.Г. Щукиной (ныне Психологический институт Российской академии наук) (официально открыт в 1914 г. при финансовой поддержке Щукина). Он был ее директором до 1923 года.

Научный вклад

Многие известные российские психологи получали образование под руководством Ч.Г. Он активно работал в Московском психологическом обществе и принимал участие в различных научных конференциях в области психологии и педагогики. Он опубликовал учебники и пособия («Психология. Лекции», М., 1892; «Курс лекций по логике», К., 1901; «Психология», стр. 1-2, М., 1909; «Учебник психологии», М. — Петербург, 1919). Основные направления исследований Чыльчии касались основных проблем теории и методологии психологии: вопросов о сущности психологии, об отношениях между душой и телом, о биологическом и социальном в становлении человека. Он подчеркнул односторонность чисто материалистического подхода к психологии; он попытался философски обосновать психологию, используя концепцию психофизического параллелизма. С этой позиции он рассматривал предмет и методы психологии, интерпретируя результаты экспериментальных исследований. В своих лабораториях он проводил многочисленные эксперименты по психологии восприятия пространства и времени. На основе эмпирической интроспективной психологии разработал ряд методов лабораторных психологических исследований. Он считал, вслед за В. Вундтом, что цель экспериментов — сделать самонаблюдение как можно более точным («Проблемы пространственного восприятия в связи с доктриной априори и невинности», Киев, 1896-1904; «Введение в экспериментальную психологию», Москва, 1915, 1924). Он придавал большое значение взаимодействию психологии и педагогики. Он был убежден, что психологические знания необходимы для преподавания, но в то же время предостерегал от чрезмерного использования экспериментальных психологических методов в педагогической практике. Он подчеркнул важность философской этики для педагогики, которая формулирует педагогические цели, в то время как психология указывает средства их достижения. Он участвовал в анализе и критике проекта реформы школы («Демократизация школы», 1918 г.). Он считает среднее образование основой культуры народа и поэтому решительно выступает против снижения его уровня. В 1923 году он был снят с должности директора Психологического института и лишен возможности продолжать научную работу. Тем не менее, он опубликовал ряд работ с критикой вульгарных материалистических тенденций в психологии. Он считал, что марксизм может быть применен только к сфере социальной психологии, но не к общей психологии, которая, по его мнению, должна быть свободна от всякой философии («Спорные вопросы психологии», 1926).

Библиография

Автор работ: «История основных вопросов этики» К., 1897; «Мозг и душа», Санкт-Петербург, 1900, 1918; «Биологическая точка зрения в психологии» М., 1909; «Задачи современной психологии» // Проблемы философии и психологии, 1909, с. 99; «Психология и школа» М., 1909, с. 99; «Психология и школа», 1912; «Психология и марксизм», М., 1924; «Объективная психология в России и Америке», М., 1925; «Психология или рефлексивные вопросы в психологии», Москва, 1926; «Социальная психология и условные рефлексы», М.-Л., 1928 и др.

Биография Г.И. Челпанова

Челпанов Георгий Иванович родился в Мариуполе 16 (28) апреля 1862 года в мелкобуржуазной семье. Он получил среднее образование в Мариупольской гимназии. В 1882-1887 гг. учился в Одессе на историко-филологическом факультете Новороссийского университета.

В 1890 г. Г.И. Челпанов переехал в Москву и начал работать на философском факультете Московского университета (1890-1892).

В 1892 году Г. И. Челпанова в Киевский университет, где в 1897 году был назначен профессором, а позже заведующим философским факультетом (1897-1906). В этот период он защитил кандидатскую (1894) и докторскую (1906) диссертации. Киевский период занимает решающее место в жизни и творчестве Георгия Ивановича: В этот период он развивался как ученый, учитель и организатор.

В 1907 году Георгий Иванович Челипанов начал работать в Московском университете заведующим философским факультетом.

Уже в первые дни учебы в Московском университете Г. И. Челпанов начал активную работу психологического семинара. Значительное расширение сферы деятельности семинара привело к тому, что Дж. И. Челпанов близок к пониманию необходимости новых форм организации деятельности психологов. Это понимание привело к организации Психологического института Московского университета. В 1910-1911 гг. посетил Германию и США для ознакомления с деятельностью психологических институтов.

На московском этапе своей жизни Г.И. Челпанов еще больше развил свой талант организатора и учителя. За этот период он опубликовал не менее 50 статей, записок, обзоров по проблемам психологии, педагогики, философии. Работы Г.И. Челпанова стали широко известны.

Деятельность ученого с 1907 по 1917 год не ограничивалась Институтом психологии и Философским факультетом. В Московском институте коммерции Г.И. Челпанов читал лекции. В 1917 году основал журнал «Психологическое обозрение» и редактировал его в течение двух лет. Судьба Г.И. Челпанова сочетала в себе и яркие, и трагические вещи. Это благодарность его коллег и студентов, признание его заслуг перед наукой учеными Америки и Европы. Это также горечь, которую он испытал в свои последние годы…..

Позиция Г.И. Челпанова по теории науки в сочетании с его несогласием с требованием реформирования психологии на основе марксизма стали причиной его увольнения с должности директора организованного им Психологического института, а в ноябре 1923 г. он был уволен из Московского университета, где в 1917 г. ему было присвоено почетное звание заслуженного профессора. Последняя брошюра Г.И. Челпанова, которую он озаглавил «О результатах полемики по марксизму в психологии», была опубликована в 1927 году.

Научная деятельность Г.И. Челпанова

Г. И. Челпанов (1862-1936) не создал нового направления в психологической науке, но внес в него большой вклад. Он уделил большое внимание предмету психологии и сущности экстрасенса.

В 1900 г. Челпанов провел серию лекций «Мозг и душа», в которой акцентировал внимание на этом вопросе; в 1915 г. опубликовал книги «Введение в философию» и «Введение в экспериментальную психологию».

В своих работах Челпанов выдвинул следующие идеи психологии:

  • Установление психологии как науки о законах психической жизни и психических феноменах;
  • Психические явления — это чувства, восприятия, желания и мысли;
  • Из этого вытекает задача эмпирической психологии, которая заключается в нахождении законов психических явлений, психических состояний и психической жизни в целом;
  • Истоком и методом психологии кажется самонаблюдение как метод восприятия чувствами, ибо каждое психическое явление рассматривается индивидом исключительно на языке его личного опыта, и это может быть проявлено только посредством самонаблюдения. Наблюдение за объектом, однако, должно также использоваться в качестве метода, который становится очевидным для человека, когда он переходит на уровень самонаблюдения;
  • Описания, систематизация и анализ явлений могут служить инструментами для изучения психологических законов;
  • Предмет психологии — состояния сознания;
  • Психологию следует разделить на чистую психологию, в которой психика и закономерности ее формирования анализируются независимо от практики, и прикладную психологию, которая связана с решением проблем практического характера;
  • Отличие психических явлений от физических заключается в том, что они не могут быть известны и восприняты через внешние органы чувств, а только через внутренний опыт или интроспекцию; более того, они могут быть доступны только тем, кто их переживает, в то время как физические явления могут быть одновременно доступны значительному количеству людей для непосредственного наблюдения.
Читать еще:  Святая великомученица Варвара: через мученичество к жизни вечной

На мировоззрение Челпанова значительное влияние оказали теории Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина, В. Вундта и К. Стампфа. Г. И. Челпанов основывал свою критику монизма в психологии и философии на принципе Вундта «эмпирического параллелизма». Физические и психические люди в принципе не кондиционируют друг друга и не могут быть отождествлены друг с другом.

«Дуализм, который признает материальный и особый принцип духовности, в любом случае интерпретирует явление лучше, чем монизм». Тезис о независимости (параллельности) психических и физических процессов также означал для Г.И. Челпанова признание специального предмета исследования: «Экстрасенс объясняется исключительно экстрасенсом».

Дуализм», как он утверждал, имел свои пределы: независимость физических и ментальных явлений не исключает их единства на онтологическом уровне, поскольку они могут быть демонстрацией единого целого, единой субстанции («неоспинозис»).

G. Гносеологические суждения И. Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом соответствовали основам нео-кантийской эпистемологии. Он стоял на принципах априоризма в общих философских конструкциях и в обосновании основных положений науки психологии.

Г. И. Челпанову всегда была близка идея объединения философии и психологии (идея «философской» психологии), но в 1920-е годы, когда это «объединение» оказалось продиктованным идеологией марксизма, Челпанов подчеркнул прежде всего эмпирический и экспериментальный характер психологии как науки.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Челпанов Георгий Иванович ‒ русский психолог

Вы будете перенаправлены на Автор24

Биография Г. И. Челпанова

Челпанов Георгий Иванович появился на свет 16 (28) апреля 1862 года в г. Мариуполе в мещанской семье. В Мариупольской гимназии им было получено среднее образование. В 1882-1887г.г. обучался в Одессе на историко-филологическом факультете Новороссийского университета.

В 1890 году Г.И. Челпанов перебрался в Москву, и начал там работать на кафедре философии Московского университета (1890-1892 гг.).

В 1892 году Г.И. Челпанов перешел на работу в университет Киева, где в 1897 году получил должность профессора, а позже заведующим кафедрой философии (1897-1906 гг.). В данное время он защитил магистерскую (1894 г.) и докторскую (1906 г.) диссертации. Киевский этап занимает принципиальное место в жизни и деятельности Георгия Ивановича: в это время он сложился как ученый, педагог и организатор.

В 1907 году Г.И. Челпанов перешел на работу в Московский университет став, заведующим философской кафедрой.

С первых же дней деятельности в Московском университете Г. И. Челпановым была развернута активная работа психологического семинария. Существенное расширение масштабов семинария, вплотную подвело Г. И. Челпанова к пониманию потребности в новейших формах организации деятельности психологов. Данное понимание привело к организации Психологического института Московского университета. В 1910-1911 годах посетил Германию и США для знакомства с деятельностью институтов психологии.

На московском этапе жизни Г.И. Челпанова еще шире развернулся его талант организатора и педагога. В это время он издал не меньше 50 статей, заметок, рецензий по проблемам психологии, педагогики, философии. Труды Г.И. Челпанова стали широко известны.

Активность ученого в период с 1907 по 1917 гг. не была ограничена институтом психологии и философской кафедрой. В Московском Коммерческом институте Г.И. Челпанов читал лекции. В 1917 году он образовал и издавал на протяжении 2 лет журнал «Психологическое обозрение». В судьбе Г.И. Челпанова объединилось и светлое, и трагическое. Это и признательное отношения со стороны коллег и его учеников, признание учеными Америки и Европы его заслуг перед наукой. Это и горечь, испытываемая им в последние годы жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Те научно-теоретические положения Г.И. Челпанова, которые были связаны с его негативным отношением к требованию реформировать психологию на основании марксизма, стали фактором отставки с поста директора, организованного им Психологического института и в ноябре 1923 года увольнения из Московского университета, в котором он еще в 1917 году был награжден почетным званием заслуженного профессора. Последняя брошюра Г. И. Челпанова, которой он дал название «К итогам полемики о марксизме в психологии», была издана в 1927 году.

Научная деятельность Г. И. Челпанова

Г. И. Челпанов (1862‒1936) не создал нового направления в психологической науке, но внес в нее большой вклад. Достаточно много внимания он уделял вопросу предмета психологии и сути психического.

В 1900 г. Челпанов читал курс лекций «Мозг и душа», в котором делал акцент на данном вопросе, в 1915 г. вышли его книги «Введение в философию» и «Введение в экспериментальную психологию».

В своих работах Челпанов выдвигал следующие идеи психологии:

  • установление психологии как науки о законах душевной жизни и душевных явлениях;
  • душевные явления ‒ это чувства, представления, желания и мысли;
  • отсюда следует и задача психологии эмпирической, которая складывается в нахождении законов душевных явлений, состояний психики и в целом психической жизни;
  • источником и методом психологии представляется самонаблюдение как способ постижения через органы чувств, потому что всякое психическое явление рассматривается личностью исключительно тогда, когда сводится к языку его личных переживаний, а их можно проявить лишь с поддержкой самонаблюдения. Все же в качестве метода нужно применять и объектное наблюдение, которое делается очевидным человеку при переводе его в плоскость самонаблюдения;
  • средствами вспомогательными для исследования психологических законов могут выступать: описание, систематизация, анализ явлений и др.;
  • предмет психологии ‒ состояния сознания;
  • психология должна разграничиваться на чистую, в которой психика и закономерности ее формирования анализируется независимо от практики; и прикладную, которая сопряжена с разрешением задач практического характера;
  • различие психических явлений от физических ‒ в том, что они не могут быть познаваемы и воспринимаемы через внешние органы чувств, а исключительно посредством внутреннего опыта или самонаблюдения, притом они могут быть доступны лишь тому, кто их переживает, в то время как явления физические могут быть одновременно приемлемы для прямого наблюдения значительному количеству людей.

На мировоззрение Г. И. Челпанова существенно повлияли теории Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина, В. Вундта и К. Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» был положен в основание критики Г. И. Челпановым монизма в психологии и философии. Физическое и психическое принципиально не детерминируют друг с другом и не могут быть отождествлены.

«Дуализм, признающий материальный и особый принцип духовности, во всяком случае, наилучшим образом истолковывает явление, чем монизм». Тезис о независимости (параллельности) психических и физических процессов обозначал для Г.И. Челпанова и признание особенного предмета изучения: «психическое объясняется исключительно из психического».

Утверждаемый им «дуализм» располагал собственными границами: самостоятельность физических и психических явлений не исключает их единства на онтологическом уровне, так как они могут быть демонстрацией единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»).

Гносеологические суждения Г. И. Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом отвечали основам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основных положений науки психологии.

Г. И. Челпанову всегда была близка мысль объединения философии и психологии (идея «философской» психологии), но в 1920-е годы, когда такой «союз» обернулся диктатом идеологии марксизма, Г.И. Челпанов делал акцент на прежде всего эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки.

Челпанов Георгий Иванович

Русский философ, логик и психолог. Создатель и руководитель Психологического института. (1862-1936)

«Философия влечет мысль к общим проблемам бытия и вследствие этого она является тем средоточием, фокусом, в котором собираются лучи всех знаний. Она является объединительницей знаний. Объединяя познания, она дает нам то миропонимание, которое единственно доступно для человеческого ума в данный момент его развития. Так как миропонимание делается основой жизнепонимания, то в этом смысле философия может сделаться руководительницей жизни»

Челпанов Георгий Иванович
__________

Георгий Иванович Челпанов родился 28 апреля 1862 г. в Мариуполе.

Среднее образование получил в Мариупольской гимназии. После окончания гимназии, в 1882 году поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе, который окончил в 1887 году с последующим прикомандированием к Московскому университету, куда в 1886 году перешёл работать его научный руководитель Н. Я. Грот.

В 1890 году начал преподавание философии в Московском университете в качестве приват-доцента.

В 1892 году перешёл в Киевский университет св. Владимира, где состоял профессором философии.

Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах «Русская Мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий» и в «Киевских Университетских Известиях»; в последнем издании Челпанов помещал обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта.

С 1897 года Челпанов руководил психологической семинарией при Киевском университете св. Владимира.

В 1897 году защитил диссертацию «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», ч. 1 (оппонентами на защите выступали Н. Я. Грот и Л. М. Лопатин), за что историко-филологическим факультетом Московского университета был удостоен степени магистра философии.

В 1904 году вторую часть того же сочинения защитил при историко-филологическом факультете Киевского университета, с присуждением степени доктора философии. За подготовленный «Учебник психологии» был удостоен Макариевской премии. Заслуженный профессор Московского университета (1916).

В 1920-е гг. XX века в ходе дискуссии о предмете социальной психологии предложил разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию.

1920-е и 1930-е гг. стали для Челпанова поистине трагическими. В середине 20-х годов ему пришлось пережить «происки» его учеников-материалистов, разрыв с более близкими ему по духу учениками – такими как Г.Г. Шпет.

В 30-е гг. умерла одна из его дочерей, а другая, выйдя замуж за французского дипломата, навсегда уехала из страны. В 1935 г. был арестован сын Александр по «Делу по обвинению немецко-фашистской контрреволюционной организации на территории СССР», сфабрикованному в связи с политическими событиями в Германии.

Умер Челпанов 13 февраля 1936 г. в скорости после получения им известия о трагической гибели сына.

Большая биографическая энциклопедия (2009г.)
Челпанов, Георгий Иванович

Челпанов, Георгий Иванович

Челпанов, Георгий Иванович (род. в 1862 г. в Мариуполе) — современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в новороссийском университете на историко-филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание философии в московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. перешел в киевский университет св. Владимира, где в настоящее время состоит профессором философии. Главнейшие работы Ч.: «Проблемы восприятия пространства» (1-я ч., Киев, 1896, магистерская диссертация); «Мозг и душа» (СПб., 1900); «О памяти и мнемонике» (СПб., 1900). Статьи по психологии и философии Ч. помещал в журналах «Русская Мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий» и в «Киевских Университетских Известиях»; в последнем издании Ч. помещал весьма ценные обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта. С 1897 г. Ч. руководит психологической семинарией при университете св. Владимира (см. «Отчет о деятельности психологической семинарии при университете св. Владимира за 1897-1902 гг.», Киев, 1903).

Читать еще:  Метод сильвы управление разумом. Книга Хосе Сильвы «Управление разумом

Книга Ч. «Мозг и душа» — ряд публичных лекций, читанных в Киеве в 1898-99 гг.; автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Критическая часть работы выполнена обстоятельнее, чем положительная; критикуя учение о параллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает свое исследование словами: «дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм». В «Проблемах восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» Ч. в главнейших чертах защищает точку зрения, которую высказал Штумф в своей книге «Ursprung der Raumvorstellung». По существу это — теория нативизма, утверждающая, что пространство в психологическом отношении есть нечто непроизводное; представление о пространстве не может быть получено из того, что само по себе не обладает протяженностью, как это утверждают генетисты. Пространство есть такой же необходимый момент ощущений, как и интенсивность; интенсивность и протяженность составляют количественную сторону ощущения и одинаково неразрывно связаны с качественным содержанием ощущения, без которого они немыслимы. Отсюда следует, что все ощущения обладают протяженностью; но вопроса об отношении этих протяженностей ближайшим образом Ч. не рассматривает. Не все содержание протяженности, как оно является в развитом сознании, Ч. признает непроизводным, а лишь плоскостную протяженность; из нее путем психических процессов вырастают сложные формы восприятия пространства. Представление глубины есть продукт переработки опыта плоскостной протяженности. Сущность непроизводной протяженности Ч. видит во внеположности, а глубина есть преобразование этой внеположности или плоскостной протяженности. От Штумфа Ч. отступает в том, что первый сближает качество ощущений с протяженностью, полагая, что различию мест в пространстве соответствует различие качеств; поэтому Штумф отрицает теорию Лоце о локальных знаках. Ч., наоборот, полагает, что теория локальных знаков может быть соединена с учением о непроизводности восприятия протяженности и что хотя локальные знаки и не являются необходимой составной частью первоначального представления о пространстве, но в расширении и развитии этого представления им принадлежит важная роль. Первая половина работы Ч. посвящена обстоятельному изложению теорий нативизма и генетизма, в лице главнейших представителей этих учений. Философские свои воззрения Ч. высказал в книге: «О современных философских направлениях» (Киев, 1902). Автор доказывает мысль, что ныне возможна только идеалистическая философия. Философия есть метафизика. Особого метода она не имеет. Предмет философии — «исследование природы вселенной»; философия есть система наук, но этого не следует понимать в духе позитивизма. Главный недостаток позитивизма состоит в том, что у него нет теории познания; поэтому позитивизм должен был перейти в иную форму. Ч. следит за различными формами философской мысли в XIX веке, а именно за агностицизмом, неокантианством, метафизикой, как она выразилась у Гартмана и у Вундта. «В настоящий момент всякого ищущего научно-философского мировоззрения может наиболее удовлетворить именно метафизика Вундта или вообще построение, совершающееся по этому методу. Мировоззрение может быть удовлетворительным, если оно идеалистическое. Если же оно вдобавок построено на реалистических началах, то это оказывается как раз в духе нашего времени» (стр. 107). Таким образом, Ч. объявляет себя последователем Вундта, и критика мировоззрения Вундта в то же время будет и критикой философии Ч.

Челпанов, Георгий Иванович

(род. 1862) — известный русский психолог. Состоял профессором философии и психологии в Киеве (1892-1906) и Москве (1907-23); с 1911/12 по 1923 был директором Московского психологического ин-та. По своему мировоззрению Ч. — идеалист. Философские воззрения Ч. развиты в его книгах: Мозг и душа (1900), О современных философских направлениях (1902) и др., где он доказывает, что возможна «только идеалистическая философия». Как идеалист Ч. примыкает в философии к учению Штумпфа (в вопросе восприятия пространства), в вопросах психологии Ч. объявляет себя последователем В. Вундта. После революции, продолжая работу в области психологии, Ч. пытается «примирить» идеализм в философии с «материалистическим» объяснением психических процессов в психологии. Ряд работ Ч. за этот период носит по существу эклектический характер.

Главные соч.: Проблемы восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности, 2 ч., Киев, 1896-1904; Мозг и душа, СПб, 1900 (6 изд., М.-П., 1918); О памяти и мнемонике, СПб,. 1900; Введение в философию, 6 изд., М., 1916; Введение в экспериментальную психологию, 3 изд., Москва, 1924; Учебник психологии, 13 изд., М. — П., 1916; Психология и марксизм, 2 изд., М., 1925; Объективная психология в России и Америке, М., 1925; Психология или рефлексология?, М., 1926; Очерки психологии, М.-Л., 1926, и др. Лит.: Корнилов К. И., Психология и марксизм проф. Челпанова, в сб. Психология и марксизм, Л., 1925; Блонский П. П., Психология, как наука о поведении, там же; Франкфурт Ю. В., В защиту революционно-марксистского взгляда на психику, в сб. Проблемы современной психологии, Л., 1926.

Челпанов, Георгий Иванович

[16(28)04.1862 — 13.02.1936] — философ, психолог, логик. Автор ряда многократно переиздававшихся в России руководств по филос., психол. и логике, хорошо известных в конце XIX — первой пол. XX столетия («Введение в философию» вышло в 1916 — 6-м изд., «Учебник психологии» — в 1919 — 15-м изд., «Учебник логики» — в 1946 — 10-м изд.). Род. в Мариуполе, учился на ист.-филол. ф-те Новороссийского ун-та в Одессе (1882-1887). С 1890 — преп. филос. (приват-доц.) Моск. ун-та. В 1892 перешел работать в Киевский ун-т, где в 1897 стал проф. и зав. кафедрой филос. (1897-1906). С 1907 по 1923 заведовал кафедрой филос. Моск. ун-та; с 1917 — почетный проф. В 1910-1911 посетил Германию и США для ознакомления с работой психол. ин-тов и лабораторий. Основатель и ред. ж. «Психологическое обозрение» (1917-1918). В 1912 Ч. создал при Моск. ун-те Психол. ин-т. Для методол. установок Ч. до революции было характерно сочетание психол.-эмпирич. подходов с метафиз. умозрением. Он высоко ценил интроспективный метод иссл. В то же время, склоняясь все более к эмпирич. субъективизму и негативно оценивая эксперимент, он полагал, что источником предпосылок для психол. должна служить филос. М.Г.Ярошевский отмечал: «Челпанов был основателем и директором первого в России Московского психологического института, лабораторное оборудование которого было лучше, чем во всех аналогичных научных учреждениях не только в Европе, но и во всем мире. На основе опыта исследовательской работы в этом институте им была написана кн. «Введение в экспериментальную психологию» (1915), в которой обобщались современные ему методы психологического изучения» («История психологии». М., 1976. С.413). Молодые психологи между тем, работая в целом в благоприятных для творч. условиях, все чаще стали высказывать свое отрицательное отношение к недооценке Ч, эксперимента. 8 марта 1923 Коллегия Ин-та науч. филос. РАНИОН приняла решение: «Коллегия особо обсуждала вопрос о Г.И.Челпанове и других идеалистах и [признала] дальнейшую работу их в институте нежелательной и недопустимой» (Архив АН СССР, Моск. отд. Ф. 355 оп. 1, л. 2). В середине ноября 1923 ему было предложено сдать руководство ин-том проф. К.Н.Корнилову. С 1921 — член ГАХН; уволен по сокращению штатов в 1930. Умер в Москве. Ч. — крупнейший представитель т.н. «эмпирич.» направления в психол., ориентировавшегося в иссл. конкретных проблем на европ. психол. (в данном случае на вундтовскую и вюр-цбургскую школы). Пытался обосновать психол., опираясь на представление об «эмпирич. параллелизме» души и тела. Выступал с критикой материализма, зачастую отождествляя его с вульгарными вариантами. Будучи сам философом и логиком (систематиком соответствующих обл. знания) и «философом в психологии», он считал, что общая психол., в отличие от соц. психол., должна быть свободна от соц.-групповой (классовой) филос. Наряду с этим он был убежден в необходимости всеобщих принципов филос. для психол.

Соч.: Психология. Лекции. М., 1892; О ценности жизни. Изложение и критика пессимистической философии // Мир божий. 1896. № 11; Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч.1-2. Киев, 1896-1904; Учебник логики. 1897 (10 изд. — 1918 и 1946); Мозг и душа. 1900 (5-е изд. — М., 1912); О современных философских направлениях. Киев, 1902; Введение в философию. Киев, 1905; Психология. Ч.1-2. М., 1909; Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии. 1909. Вып.99 (3); Введение в экспериментальную психологию. М., 1915 (3-е изд. — М., 1924); Демократизация школы. М., 1918; Учебник психологии. 15-е изд. М. -Пг., 1919; Психология и марксизм. 2-е изд. М., 1925; Объективная психология в России и Америке. М., 1925; Очерки психологии. М.-Л., 1926; Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). М., 1926; Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927; Социальная психология или условные рефлексы. М.-Л.,

Челпанов, Георгий Иванович

Род. 1862, ум. 1936. Философ, психолог. Ученик Н. Я. Грота (см.). Выпускник историко-филологического факультета Новороссийского университета (1887). Основатель Психологического института при Московском университете (1914). Труды: «Мозг и душа» (1900), «Проблема восприятия пространства» (1904) и др.

Челпанов Г.И.. Книги онлайн

Георгий Иванович Челпанов (16 апреля 1862, Мариуполь, Российская империя — 13 февраля 1936, Москва, СССР) — русский философ, логик и психолог.

Среднее образование получил в мариупольской гимназии. После окончания гимназии, в 1882 году поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе, который окончил в 1887 году с последующим прикомандированием к Московскому университету, куда в 1886 году перешёл работать его научный руководитель Н. Я. Грот.

В 1890 году начал преподавание философии в Московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 году перешёл в Киевский университет св. Владимира, где состоял профессором философии.

Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах «Русская Мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий» и в «Киевских Университетских Известиях»; в последнем издании Челпанов помещал обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта.

С 1897 года Челпанов руководил психологической семинарией при Киевском университете св. Владимира.

В 1897 году защитил диссертацию Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности, ч. 1 (оппонентами на защите выступали Н. Я. Грот и Л. М. Лопатин), за что историко-филологическим факультетом Московского университета был удостоен степени магистра философии. В 1904 году вторую часть того же сочинения защитил при историко-филологическом факультете Киевского университета, с присуждением степени доктора философии. За подготовленный «Учебник психологии» был удостоен Макариевской премии.

Книги (5)

Критика материализма и очерк современных учений о душе.

Выдающийся русский философ и психолог Г.И.Челпанов обсуждает проблему соотношения ментального и физического, которая не менее остро стоит и перед современными наукой и философией.

Книга будет интересна всем интересующимся психологией и философией сознания.

Читать еще:  «Мы попробуем научить студентов искать правду»

Книга, в которой господин Г.Челпанов — основатель и директор Московского психологического института — безжалостно критикует мнемотехнику и всех, кто ею занимается.

Не рекомендуется для изучения самой мнемотехники.

В книге выдающегося учёного и психолога Г.И. Челпанова — создателя Института экспериментальной психологии и главы крупной философско-психологической научной школы — описывается поистине ужасающая картина уничтожения отечественной психологии людьми, называющими себя «марксистами» и «материалистами», а, по сути, глубоко враждебными как марксизму, так и материализму (и, в конечном итоге, самой психологии).

В первый том собрания сочинений украинского философа, ведущего представителя неокантианства в Украине второй половины XIX — начала XX века Георгия Ивановича Челпанова включено «Введение в философию».

Издание предназначено для специалистов в сфере гуманитарных наук, а также всех, кто интересуется историей философии.

В учебнике помещены также задачи, на примерах которых учащийся может самостоятельно изучить применение тех или иных правил логики.

Георгий Челпанов — об авторе

Информация

Биография

Георгий Иванович Челпанов (16 [28] апреля 1862, Мариуполь — 13 февраля 1936, Москва) — русский философ, логик и психолог.
Родился в семье мариупольских мещан 16 (28) апреля 1862 года.
Начальное образование получил в Мариуполе в местном приходском училище, а затем учился в Александровской Мариупольской гимназии, которую окончил в 1883 году с золотой медалью. После окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе и окончил его в 1887 году со степенью кандидата и золотой медалью за сочинение «Об отношении опыта и мышления в познавательных системах Платона и Аристотеля».
С января 1891 года начал преподавание на кафедре философии в…

Георгий Иванович Челпанов (16 [28] апреля 1862, Мариуполь — 13 февраля 1936, Москва) — русский философ, логик и психолог.
Родился в семье мариупольских мещан 16 (28) апреля 1862 года.
Начальное образование получил в Мариуполе в местном приходском училище, а затем учился в Александровской Мариупольской гимназии, которую окончил в 1883 году с золотой медалью. После окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе и окончил его в 1887 году со степенью кандидата и золотой медалью за сочинение «Об отношении опыта и мышления в познавательных системах Платона и Аристотеля».
С января 1891 года начал преподавание на кафедре философии в Московском университете в качестве приват-доцента. В феврале 1892 года перешёл в Киевский университет Святого Владимира. В ноябре 1896 года защитил диссертацию «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1» (оппонентами на защите выступали Н. Я. Грот и Л. М. Лопатин) и был удостоен историко-филологическим факультетом Московского университета степени магистра философии. В мае 1897 года был назначен исполняющим должность экстраординарного профессора университета по кафедре философии, которую возглавлял до 1906 года; в июле 1904 года был утверждён ординарным профессором. С 1897 года Челпанов также руководил психологической семинарией при Киевском университете.
Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах «Русская мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий» и в «Киевских Университетских известиях»; в последнем издании Челпанов помещал обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта.
В 1904 году вторую часть магистерского сочинения («Ч. 2. Представление пространства с точки зрения гносеологии»), которую представил в качестве докторской диссертации ещё в мае 1897 года, защитил при историко-филологическом факультете Киевского университета и получил степень доктора философии. За подготовленный «Учебник психологии» был удостоен Макариевской премии.
С 1907 года — ординарный профессор кафедры философии Московского университета; с 1916 года — Заслуженный профессор Московского университета. В 1912 году создал при Московском университете Психологический институт и был его директором до ухода на пенсию в ноябре 1923 года. Преподавал также на Высших женских курсах и в Педагогическом институте им. П. Г. Шелапутина.
Был и.о. декана (1919) историко-филологического факультета, профессор кафедры философии факультета общественных наук (1921—1923 гг.).
В 1921 году был приглашён на работу в Академию художественных наук.

Библиография

«Введение в философию» (Киев, 1905; 7-е изд. — 1918). — PDF. Архивировано 19 февраля 2012 года.
«Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (1-я ч., Киев, 1896, магистерская диссертация);
«Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе.» (СПб., 1900; 6-е изд. — 1918). — PDF. Архивировано 19 февраля 2012 года.
«О памяти и мнемонике» (СПб., 1900). — PDF. Архивировано 19 февраля 2012 года.
«Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (2-я ч., Киев, 1904, докторская диссертация). — PDF. Архивировано 19 февраля 2012 года.
«Психология. Основной курс, читанный в Московском университете в 1908-1909 акад. гг.»…

Челпанов георгий иванович вклад в психологию. Значение челпанов георгий иванович в краткой биографической энциклопедии

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Психолог детского сада. Содержание работы от А до Я

ВЕБИНАР: Терапевтические стратегии и методы работы с актуальными семейными проблемами

ВЕБИНАР: Практика использования глины в психокоррекционной работе с подростками

Скоро

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Доктор философии. Заслуженный профессор Московского университета.

Создатель и директор Психологического института при МГУ (сейчас — ПИ РАО).

В 1887 г. окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе со степенью кандидата и золотой медалью за сочинение «Об отношении опыта и мышления в познавательных системах Платона и Аристотеля». В 1893-1894 и 1897-1898 гг. слушал лекции по физиологии у Э. Дюбуа-Реймона, Э. Геринга и Э. Кёнига, психологии – у К .Штумпфа и В. Вундта, занимался экспериментальной психологией в Психологическом институте Вундта в Лейпциге и в Институте физиологической оптики в Берлине.

В 1896 г. защитил в Московском университете магистерскую диссертацию на тему «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Часть 1. Представление пространства с точки зрения психологии», в 1904 г. в Киевском университете защитил вторую часть магистерской дисссертации в качестве докторской: «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Часть 2. Представление пространства с точки зрения гносеологии».

С 1891 г. начал преподавать на кафедре философии Московского университета в должности приват-доцента.

В 1892 г. перешёл в Киевский университет Святого Владимира, с 1897 г. — экстраординарный профессор университета по кафедре философии, с 1904 г. — ординарный профессор.

С 1897 г. руководил психологической семинарией при Киевском университете.

С 1907 г. — ординарный профессор кафедры философии Московского университета, в 1919 г. исполнял обязанности декана историко-филологического факультета, в 1921-1923 гг. — профессор кафедры философии факультета общественных наук МГУ. Читал лекции по философским проблемам психологии.

Преподавал на Высших женских курсах, в Педагогическом институте им. П.Г. Шелапутина и Московском Коммерческом институте.

Бвл товарищем председателя Московского психологического общества.

В 1912 г. создал при Московском университете Психологический институт (официально открыт в 1914 г.), первый институт экспериментальной психологии, и возглавлял его до 1923 г.

В 1917 г. создал журнал «Психологическое обозрение».

В 1921 г. был приглашён на работу в Академию художественных наук, где работал до 1930 г.

На основе вундтовского принципа «эмпирического параллелизма» критиковал монизм в психологии и философии, был приверженцем дуализма. Психическое и физическое, по Челпанову, принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. При этом самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции.

Писал об особом предмете исследования психологии: «психическое объясняется только из психического».

Выделял различные типы и уровни психологического знания: экспериментальную психологию, изучающую простейшие психофизиологические функции; эмпирическую психологию, предмет которой – психические явления; теоретическую психологию, изучающую общие законы духа. В времена диктата марксизма подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки, делая уступку идеям марксизма только в сфере социальной психологии. В 1920-е годы в ходе дискуссии о предмете социальной психологии предложил разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию.

Проводил эксперименты по восприятию пространства и времени, развивал методы лабораторных исследований.

Задачи психологического исследования Челпанов видел в точном и объективном изучении отдельных элементов и фактов психической жизни, основанном как на экспериментальных данных, так и на результатах самонаблюдения (при этом метод самонаблюдения был главным, так как, по мнению Челпанова, многие факты душевной жизни трансцендентны, а потому не поддаются объективному объяснению и исследованию).

Основные сочинения:

  • Проблема восприятия пространства. Ч. 1, 1896. Ч. 2, 1904
  • Учебник логики (для гимназий и самообразования) / Элементарный курс философии. Ч. 2-я. Логика. 1897; 6-е изд. 1911
  • Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. СПб, 1900; 6-е изд. 1918
  • О памяти и мнемонике. СПб, 1900
  • О современных философских направлениях. Киев, 1902
  • Введение в философию. Киев, 1905; 7-е изд. 1918
  • Учебник психологии (для гимназий и самообразования) / Элементарный курс философии. Ч. 1-я. Психология. 1905; 15-е изд. 1919
  • Психология. Основной курс, читанный в Московском университете в 1908-1909 акад. гг. М., 1909
  • Дополнительный курс логики, читанный в Московском университете в 1908-1909 акад. гг.. М., 1909
  • Элементарный курс философии. 1910
  • Сборник статей (Психология и Школа). 1912
  • Психологический институт им. Л.Г.Щукиной при имп. Московском университете. История, описание, устройство и организация занятий. 1914
  • Введение в экспериментальную психологию. 1915
  • Демократизация школы. По поводу проекта Государственного комитета по народному образованию. 1918
  • Объективная психология в России и Америке. 1925
  • Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии). 1927
  • Социальная психология или условные рефлексы. 1928
  • статьи в журнале «Вопросы философии и психологии»

Награды:

  • Макариевская премия за «Учебник психологии»
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector