0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как аутисты стали личностями, а; не; проблемами; и почему аутистический способ мышления важен для современного мира

Содержание

Как аутисты стали личностями, а не «проблемами» и почему аутистический способ мышления важен для современного мира

На протяжении десятилетий психиатры пытались насильственно интегрировать аутистов в общество, заставляя их вести себя так, как «принято». «Лечение» превратилось в фабрику по производству травм и посредственностей: творческий потенциал подавляли во имя социальной адаптации.

Клинический случай аутистичного ребенка Нади Хомынь — один из наиболее обсуждаемых в истории исследования аутизма. О Наде писали Лорна Селфе (1977), Найджел Деннис, Оливер Сакс и многие другие. Ее случай до сих пор вызывает оживленные споры. Преобразование перспективы, с точки зрения которой рассматривается случай Нади, демонстрирует, как исторически меняется отношение к аутизму и постепенно появляется более чуткое понимание этого состояния.

Надя родилась в Ноттингеме, ее родители Михайло и Анеля Хомынь эмигрировали в Великобританию из Украины. Надя была чрезмерно пассивным младенцем со значительной задержкой развития. Ее необычайные способности проявились, когда ей было три года: она стала рисовать лошадей и всадников. С самого начала ее работы отличались визуальным реализмом. Надя не проходила все стадии, типичные для «нормальных» детей, нарушив тем самым все общепризнанные законы изобразительных навыков.

В развитии детской способности рисовать выделяется несколько универсальных этапов. В 2–4 года ребенок рисует каракули (доизобразительный период), и только позже появляется тенденция к изображению окружностей, ребенок рисует «головастиков». Надя — исключение из универсального правила (либо правило оказалось не таким уж универсальным). В ее набросках сразу же были ракурс, перспектива и правильное использование пропорций, она могла нарисовать всадника верхом на лошади, в три четверти, правильно построив перспективу.

Рисунки Нади скорее похожи на работы студентов-искусствоведов, чем на рисунки маленьких детей.

Самый плодотворный период рисования у Нади пришелся на возраст между 3 и 7 годами. В это время у девочки не было навыков коммуникативной речи, она была социально пассивна, могла только издавать крики и не реагировала на любые формы социального участия. Надя нуждалась в помощи даже в самых простых действиях вроде завязывания шнурков.

В семилетнем возрасте Наде прописали режим усиленной терапии, чтобы увеличить ее возможности в других направлениях, особенно навыки коммуникации. В результате ее способность общаться незначительно улучшилась, она смогла составлять короткие фразы. Но при этом Надя постепенно стала терять способность реалистично рисовать и к 9 годам утратила ее безвозвратно. Она начала рисовать как младенец — каракули и головастиков.

Найджел Деннис рефлексирует по этому поводу: «У гения отняли гениальность, оставив только общую недоразвитость. Что нам думать о таком странном исцелении?»

К возмущению Денниса присоединяется и Оливер Сакс. Он описывает аналогичный случай с близнецами Майклом и Джоном, обладавшими исключительной памятью на числа. Их тоже подвергли принудительной нормализации «для их собственного блага… чтобы дать им возможность, оказавшись лицом к лицу с миром… жить в нем в соответствии с мерками общества и установленным порядком». В итоге, утверждает Сакс, «близнецы потеряли свои странные способности, а с ними единственную радость и смысл жизни. Не сомневаюсь, что это сочтут у нас умеренной платой за суррогат независимости и возвращение в „лоно общества“».

Однако при всей трагичности участь Нади и близнецов не наихудшая в истории отношения к аутизму.

Что такое аутизм и как он проявляется?

Во многих источниках аутизм называют болезнью, для которой характерны определенные симптомы (о них мы расскажем далее). Но мы назовем аутизм не болезнью, а особенным состоянием ребенка, который реагирует на происходящее не так, как другие дети — он видит мир по-другому.

Мышление обычного человека подобно работе микропроцессора компьютера, который одновременно отвечает за выполнение нескольких программ. Мы можем одновременно выполнять несколько дел параллельно: готовить кушать и думать о завтрашнем отчете на работу, забирать детей из садика и планировать, как провести вечер.

У аутистов мозг устроен иначе – они не могут думать и реагировать одновременно на несколько вещей. Им нужна конкретика! Это важно понять, чтобы разобраться, что это за болезнь у детей.

Вот как описывает свое состояние писатель-аутист Чандима Раджапатирана:

  • «Меня зовет мать, я слышу и понимаю, что она хочет. Но она не говорит конкретно: «Встань!» Я слышу ее голос и понимаю, что это «мама», а не реагирую на ее просьбу».

Это особенность психики ребенка-аутиста. Огромный поток информации вызывает у таких детей раздражение из-за того, что они попросту не могут отреагировать физически на то, что их просят. Это нужно обязательно учитывать родителям, занимающихся воспитанием таких деток.

Вот примеры, как это проявляется в повседневной жизни:

  • Вы наклоняетесь к ребенку, улыбаетесь и говорите, как его любите – он же видит только движение ваших губ и следит за ними, но никак не замечает ласковых эмоций с вашей стороны.
  • Вы зовете ребенка по имени, он опять-таки реагирует на движение губ, но никак не слышит свое имя.
  • Вы решили пойти домой по другой дороге, для ребенка это паника. Он не видит привычных образов вокруг.

Вот некоторые симптомы детского аутизма, на которые взрослые упорно закрывают глаза, списывая на характер. На самом деле это самые ранние признаки аутизма:

  • Ребенок не реагирует на улыбку, обращение к нему окружающих и сам почти не улыбается.
  • Он очень редко смотрит в глаза.
  • Не реагирует на протянутые к нему руки.
  • Его не раздражают мокрые пеленки.
  • Играет больше с предметами, а не с людьми.
  • Не понимает, что у него есть имя, не откликается на него.
  • Любит одиночество, общество детей его тяготит.
  • Может повторять одну и ту же фразу, например, слова с рекламы, беспрерывно. Часто стихи и сказки запоминает быстро и дословно. Говорит «штампами».
  • На звуки такой ребенок реагирует с опозданием. Например, автомобиль просигналил, ребенок повернул голову на звук не сразу, а спустя 30 секунд. Как говорят, «дошло». Часто родители начинают подозревать глухоту.
  • Он может рисовать каляки-маляки часами, рвать монотонно бумагу.
  • Повторять одно и то же действие: бегать кругами по комнате на цыпочках, раскачиваться на стуле – так называемые ритуалы. Они усиливаются при эмоциональном перевозбуждении.
  • Отдает предпочтение одному цвету – например, выбирает только зеленые игрушки, игнорируя другие.
  • Наблюдаются резкие неадекватные эмоциональные всплески: громкий смех, возглас, вскрик.
  • Ребенок может сам себя укусить, поцарапать – склонен к аутоагрессии.
  • Аутист не любит ничего нового: ни новых блюд, ни новых людей, ни новых игрушек, ни новых маршрутов.
  • Он болезненно реагирует на новую обстановку. Даже если вы переставите в комнате мебель, это у него вызовет панику.
  • Он любит лизать, нюхать предметы и людей.
Читать еще:  Почему на земле для многодетных не строятся дома?

Капризный, неадекватный, неловкий, замкнутый, чудной, странный – вот каким видят ребенка-аутиста со стороны посторонние люди, которые не знают о его диагнозе. Часто у родителей таких детей возникает чувство стыда, отверженности, боязни показать своего ребенка.

Но взрослые должны настроить себя на то, что именно они должны помочь своему малышу жить в другом мире – социализировать его, научить общаться с людьми и жить с ними, а не прятаться от них.

Последние достижения в лечении детского аутизма показали, что такие дети могут научиться жить в чужом для них мире.

Ежедневная кропотливая работа родителей и психологов помогает в этом. Вот некоторые рекомендации взрослым, как лечить аутизм в домашних условиях.

Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Alarika » 23 апр 2018, 22:44

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Alarika » 23 апр 2018, 22:47

Если что, статья попалась не потому, что я на этом сайте что-то искала, а потому, что первоначально сегодня опубликована на сайте «Врачи РФ», а туда ссылка невозможна из-за запароленности только на зарегистрированных участников.

Это мне отсюда вот эта часть фразы очень понравилась:

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Murori » 24 апр 2018, 19:36

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Alarika » 24 апр 2018, 19:46

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение mimikomimi » 21 июн 2018, 13:57

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Alarika » 21 июн 2018, 14:12

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Jesse » 24 июн 2018, 07:25

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Alarika » 24 июн 2018, 10:37

После первой рефлекторной попытки слушать обоих возникает очень плохое болезненное ощущение и идёт другая рефлекторная реакция — проявление этой боли вовне, а также заставить их замолчать или выгнать. Равно как и при громкой сигнализации или другом слегка затянувшемся очень громком или неприятном звуке снаружи я начинаю явно страдать, тоже слишком не так, как было бы положено взрослому человеку.

Я таких случаев избегаю тем способом, что на работе запускаю строго по одному (или ребёнок с одним взрослым). Но иногда по каким-либо причинам их двое взрослых, тогда сразу предупреждаю: «Сначала он говорит, Вы молчите, дополните потом, когда спрошу». Но у нас люди с первого раза слов не понимают (а иногда и не с первого) или не умеют временно помолчать. Почти такой же эффект даёт телефонный звонок во время разговора, но это я умею какое-то время потерпеть при достаточно быстрой реакции человека на мои слова «выключить совсем или ответить». Такую же реакцию даёт комбинация речь + телевизор (даже в фоновом беззвучном режиме, так называемый «белый шум», если на вызове затянут с выполнением просьбы выключить телевизор совсем), дома телевизор привычный фактор, часто его кто-нибудь смотрит, не идёт сильным задевающим фактором, а в остальных местах, кроме дома — сильный внешний звуковой фактор. В общем, слишком часто на работе неадекватная реакция моя регулярно обеспечена.

Поэтому моя цель — оттормозить все непроизвольные реакции. И по попытке организма слушать обоих или хотя бы одного из двух (что всё равно ни разу не получилось), и свою ответную реакцию на доставленную мне боль (они-то не виноваты и даже не в курсе, что мне от них больно). Потому как нормальной реакции у меня за всю жизнь не было, я предполагала, что так оно и будет всегда. Силы перетерпеть у меня нет, а одной избегательной тактики явно не хватает. Но по вчерашним приведённым примерам ясно, что изменить свою реакцию возможно.

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Ida » 25 июн 2018, 19:35

Re: Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Сообщение Alarika » 25 июн 2018, 19:50

Как лечат аутизм?

Аутизм, уверены специалисты Фонда Булата Утемуратова – не болезнь, а особое состояние развития ребёнка с нарушениями в трёх областях: коммуникация, социальное взаимодействие, паттерны повторяющихся действий. Следовательно, аутизм не лечат, а помогают улучшить навыки в этих направлениях для того, чтобы улучшить качество жизни ребёнка. Да, человеку с РАС нужно особое отношение, и это не делает его не таким, как все, но общество не готово признать РАС вариантом нормы.

Синдром Аспергера (названный в честь австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера) – это высокофункциональный аутизм, при этом расстройстве сохраняются базовые когнитивные навыки, однако есть серьезные проблемы с социализацией. Аспергер нередко характеризуется выраженной неуклюжестью. Термин ввели в 80-х, а диагностические стандарты были разработаны в 90-х.

Скажите слово » аутист » , а потом опишите то, что приходит вам на ум. Это ребёнок. Вероятнее всего, мальчик. Он сидит в углу, обняв колени, и раскачивается из стороны в сторону. Он почти не разговаривает, только мычит что-то себе под нос, не смотрит в глаза и играет только с одной игрушкой. А ещё он, скорее всего, гений. Так? Напишите в поисковике » аутизм » и получите два десятка статей, где упоминаются Ньютон, Эйнштейн, Моцарт, Мария Кюри. В сознании большинства эта » болезнь » работает по принципу сохранения энергии: не можешь встроиться в социальность – будешь великим математиком. Это не так.

«Сложнее всего, если честно сказать, было в детстве. Я не знаю, как это бывает у других, потому что Аспергер – самая легкая из форм аутизма, но это обидно, когда вы делаете домашнее задание с мамой и ты говоришь ей, что не можешь что-то понять, не понимаешь и ничего с этим не можешь сделать, а тебе в ответ: «Всё ты можешь, не ленись!». Конечно важно сказать, что мама в этом не виновата, диагностировать такие расстройства стали совсем недавно, но это порождает в тебе страхи, чувство неполноценности, чувство, что вот есть они – нормальные люди, которые понимают, и есть ты, и ты где-то снаружи».

Люди с РАС действительно развиваются асинхронно: какие-то когнитивные навыки совершенствуются быстрее, какие-то могут вовсе не показывать прогресса, но обывательское представление об их гениальности преувеличено — одаренных среди них столько же, сколько среди » нормальных » людей. » Гениальный безумец » (или » ученый идиот » ) это совсем другое расстройство — савантизм (выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности) – которое встречается не только у аутичных людей.

Свежее датское исследование – самое масштабное на данный момент – рассмотрело 6 517 случаев аутизма из выборки в 650 тысяч детей, которых наблюдали на протяжении 10 лет. Никакой связи с вакциной MMR (корь-свинка-краснуха) обнаружить не удалось.

Инаковость людей с РАС обусловлена их особенностям: человек может быть одержим механическими объектами и эхолокацией (неконтролируемое повторение чужих слов) или реверсией местоимений (вы спрашиваете: «Как тебя зовут?», ребёнок отвечает: «Тебя зовут Ильяс»), зациклен на каком-то повторяющемся действии, может испытывать трудности с тем, когда говорить, зачем говорить и что нужно говорить в той или иной ситуации. Чаще всего люди с РАС не могут оценить социальные риски, потому как не понимают общепринятых правил и неозвученных сигналов (больше всего трудностей именно с негласными правилами поведения, например – тот же флирт). Кроме того, люди с РАС больше подвержены стрессу и фобиям.

» При этом я не глупый, понимаю, что у моих страхов нет рациональной почвы. Никто за мной не следит, никто надо мной не смеется, а проблемы с речью бывают и у нормальных людей. – говорит Ильяс . – Я в отношениях, у меня есть дочка, я такой же, как вы. Мое утро отличается от вашего только дневными транквилизаторами и аутотренинговой программой у зеркала. У меня есть работа, друзья, хотя их и немного, но, например, мне не нужно принимать наркотики, чтобы угодить в серотониновую яму. Я не вылезаю из неё большую часть жизни » .

Читать еще:  Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: инженеру, врачу, учителю, агроному и пр.? Для чего нужна инженеру философия техники Зачем инженеру нужна философия эссе.

Из-за того, что есть проблемы со встраиваемостью в социальные нормы, человек с расстройством аутистического спектра стремится к упорядочиванию: так мир, созданный не для него, становится более-менее комфортным.

Надо сказать, что дети с аутизмом хорошо обучаемы, но это, в отличие от работы с обычными детьми, куда более сложный процесс, подчиненный немного другой логике. Помогая ребенку с РАС учиться с раннего детства, специалисты могут сделать так, чтобы он преобразился. В Казахстане с детьми с РАС работают как некоммерческие, так и коммерческие организации. Они предоставляют разного рода услуги, включая услуги поведенческого вмешательства, спортивные мероприятия, услуги репетиторов, включение в общеобразовательные обучающие программы и другое.

» Учиться очень тяжело. Информация усваивается тяжело, тебе тяжело понять, что ты читаешь или что тебе говорят, но даже если понимаешь, но не знаешь, зачем это нужно, как использовать эту информацию, она усваивается еще хуже. При этом ты видишь, что у других уже от зубов отскакивает и думаешь, что ты просто тупой. Почему в школе нужно себя вести так, а не иначе? Этот вопрос мучил меня все детство. Но адаптироваться можно. Делать вот это вот так вот – отлично, хорошо, буду делать. Лучшим вариантом для меня оказалось подражание: выбираешь себе объект и просто ведёшь себя точно также» – рассказывает Ильяс.

Для работы с людьми с РАС используется коррекционная терапия, или так называемое поведенческое вмешательство. Цель состоит в том, чтобы устранить нежелательные формы поведения и выработать полезные для человека навыки. (Таким образом работают не только с аутизмом, но и с фобиями и, например, наркотической зависимостью).

» Есть статистика по детям, которые записываются и получают услуги в Аутизм-центрах » Асыл Мирас » – говорит программный директор Фонда Булата Утемуратова Жаныл Мукашова – включая диагностическую службу, программы интервенции, программа работы с родителями. В настоящее время в наши центры записано 6783 детей в возрасте 0-15 лет, из них у 82% детей по результатам работы диагностической службы выявлен спектр аутизма » .

Есть как минимум два типа коррекционной терапии: раннее интенсивное поведенческое вмешательство (РИПВ) и проблемно-ориентированные амбулаторные или консультационные услуги. В первом случае детей учат тому, как учиться и взаимодействовать с социальной средой в целом, во втором сосредотачиваются на одной конкретной проблеме. Эффективнее всего это работает до 5 лет. Положение со взрослыми людьми с РАС не вызывает особых надежд. Аутизм-центры » Асыл Мирас » Фонда Булата Утемуратова работают с пациентами до 15-ти лет, поэтому обращений от взрослых людей с расстройствами нет вовсе. А между тем эти люди выросли в в совершенно пещерной среде: никто не понимал, что с ними и что с этим делать.

» Аспергер – это высокофункциональный аутизм. Я научился понимать, что от меня хотят по ряду внешних признаков, и если вы меня встретите и мы с вами пару минут поговорим, что вы ничего не поймете. Разве что, наверное, назовете неразговорчивым, нелюдимым. А » людимым » быть сложно: мой мир громкий. Очень громкий. Нашему мозгу требуется куда больше времени на обработку сенсорной информации, а на обработку нескольких или нескольких десятков задач сразу он частенько не способен «.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Контекст помогает пониманию

Иногда человеку с аутизмом сложно понять истинное значение того, о чем говорят другие, если им не хватает информации для понимания контекста. Поэтому очень важно в разговоре с человеком с расстройством аутического спектра давать наиболее полный контекст для понимания ситуации.

Алис приводит пример. Если вы вдруг увидели на пляже Брайтона дрозда и воскликнули «Ого, посмотри, какая птица!», то ваш собеседник с аутизмом, скорее всего, не поймет, что именно вы имеете в виду. Но если вы добавите: «Так странно видеть дрозда у моря», то ему будет гораздо проще.

О чем надо знать, общаясь с аутистом? 10 важных моментов

Делиться мыслями и идеями не всегда просто. А если вы аутист, то эта задача становится еще более сложной.

Детский писатель Майкл Розенне из тех, кто привык оставлять проблему без решения. Розен расспросил Алис Роу — британскую писательницу, которая пишет об аутизме — о том, как аутисты видят мир и как их восприятие мира отличается от «нейротипичного».

Алис Роу сама живет с синдромом Аспергера. По ее словам, мы все должны понимать, что у каждого из нас своя картина мира, которая отличается от того, как видит мир другой человек. И у каждого — свой уникальный опыт общения с миром. Если помнить об этом, то, по словам Роу, мы сможем понимать друг друга лучше.

Алис Роу рассказала Майклу Розену о десяти особенностях восприятия мира у аутистов, которые для них характерны во время общения.

1. Все аутисты разные, но у них похожие проблемы

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, один из 160 детей в мире рождается с расстройством аутистического спектра (аутизмом). В Великобритании процент детей с аутизмом среди новорожденных выше среднемирового: расстройство диагностируется у одного из ста младенцев.

Расстройство аутистического спектра влияет на то, как человек видит, слышит, чувствует и взаимодействует с миром и людьми. Для человека с аутизмом может быть сложнее разговаривать с окружающими и распознавать знаки коммуникации. В таких ситуациях они испытывают большое беспокойство.

Для многих людей с расстройством аутистического спектра сложно воспринимать речь, если присутствуют посторонние шумы.

У разных людей аутизм проявляется по-разному. У некоторых проявления расстойства могут быть гораздо более заметными, чем у других. Некоторые люди с аутизмом могут быть очень шумными и общительными, а другие — вести себя тихо и отстраненно. Некоторые из них предпочитают общаться с помощью жестов и знаков.

Хотя многие аутисты сталкиваются с похожими проблемами в общении, влияние этих особенностей на их жизнь может очень сильно отличаться.

2. Аутистам может быть сложно воспринимать чужую речь на фоне шума

«Нейротипичный» человек (то есть не страдающий расстройством аутистического спектра) может концентрироваться на том, что говорит в данный момент конкретный человек, потому что его мозг способен отсекать все не относящиеся к разговору звуки и шумы.

Но многие люди с аутизмом не способны фильтровать звуковой поток и не способны отделить фоновый шум от речи. В этом случае сразу несколько звуковых потоков — уличный шум, музыка, разговоры прохожих — одновременно конкурируют за их внимание.

Расслышать, что говорит тот или иной человек, может оказаться сложной задачей для аутиста. Ему необходимо гораздо больше усилий, чтобы сконцентрироваться на речи, и скорее всего ему придется просить собеседника повторить сказанное.

3. Аутисты могут не улавливать намеки и сигналы, которые легко понимают другие люди

Люди с аутизмом могут не улавливать такие нюансы, как тон речи и выражение лица. Им также сложно понять, как эти нюансы меняют значение сказанного.

В результате, люди с аутизмом более склонны всопринимать слова буквально. Им сложно понять сарказм, иронию, метафоры или игру слов.

Но не надо думать, что любой человек с аутизмом не способен понять нюансы разговора. Многие аутисты способны научиться считывать и расшифровывать такие невербальные сигналы, но дается им это зачастую довольно тяжело.

4. Контекст помогает пониманию

Иногда человеку с аутизмом сложно понять истинное значение того, о чем говорят другие, если им не хватает информации для понимания контекста. Поэтому очень важно в разговоре с человеком с расстройством аутического спектра давать наиболее полный контекст для понимания ситуации.

Алис приводит пример. Если вы вдруг увидели на пляже Брайтона дрозда и воскликнули «Ого, посмотри, какая птица!», то ваш собеседник с аутизмом, скорее всего, не поймет, что именно вы имеете в виду. Но если вы добавите: «Так странно видеть дрозда у моря», то ему будет гораздо проще.

5. Человеку с аутизмом сложно понять, когда уместно разговаривать с другими

Людям с аутизмом, как правило, сложнее «считывать» некоторые знаки в поведении человека, понимать жесты и мимику, поэтому им сложнее решить, когда стоит начать разговор, а когда лучше этого не делать.

Если вы заговорите первым, пригласите собеседника с аутизмом к дискуссии и зададите прямые вопросы, то вы поможете ему решиться на разговор.

Читать еще:  Павел Басинский. Книга о том, как стать человеком

6. Люди с аутизмом могут говорить медленно и монотонно

Для многих людей с аутизмом разговор требует долгого и внимательного осмысления.

Они могут говорить очень медленно и монотонно, могут заикаться, делать смысловое ударение на неожиданных словах, или вдаваться, как нам кажется, в ненужные детали.

Поскольку такой разговор для «нейротипичного» человека обычно выглядит странным, то собеседник аутиста может отвлечься от разговора, перестать слушать или перестать стараться понять то, что ему говорят.

Поэтому очень важно не торопить человека с аутизмом и слушать своего собеседника внимательно.

7. Непринужденность в общении может быть кажущейся

Многие люди с высокофункциональным аутизмом могут легко имитировать непринужденное общение. Однако в то время, когда нам кажется, что они получают удовольствие от разговора, на самом деле они заняты невероятно трудной работой.

Иногда они бы предпочли написать текстовое сообщение или отправить электронное письмо — для людей с аутизмом зачастую это менее стрессовая форма общения, чем личный разговор.

8. Люди с аутизмом иногда выражают эмоции неожиданным образом

Люди с аутизмом могут выражать свои эмоции непривычным для «нейротипичных» людей способом или очень неожиданно реагировать на некоторые события, потому что их восприятие происходящего довольно сильно отличается от общепринятого.

Например, Алис вспоминает, что когда она получила отличную оценку на экзамене и поступила в университет, все думали, что она будет счастлива. Но девушка вместо радости почувствовала тревогу, потому что поступление в университет для нее означало, что вся ее жизнь и привычный распорядок дня изменятся.

Иногда, когда аутисты испытывают очень сильные эмоции, им сложно подобрать слова, чтобы выразить свои чувства. В таком случае им можно помочь, задавая простые и ясные вопросы.

9. Люди с аутизмом могут повторять слова собеседника

Есть несколько причин, почему аутисты склонны повторять по несколько раз некоторые слова и фразы, сказанные собеседником.

Иногда они хотят показать, что они услышали сказанное, но не могут незамедлительно отреагировать на эти слова. Повторяя сказанное собеседником, они выигрывают время, чтобы собраться с мыслями.

Они могут тревожиться и нуждаться в том, чтобы их успокоили и вселили уверенность.

Когда они повторяют ваши слова, это также может означать, что вы пока не очень полно ответили на их вопрос.

10. Иногда лучше написать, чем позвонить

Для некоторых людей с аутизмом гораздо легче выражать свои мысли не вслух, а письменно — общение с помощью текстовых сообщений и электронных писем может быть для них более подходящим способом ведения диалога.

Так у них есть время на то, чтобы обдумать ответ и сформулировать свои мысли, не переживая из-за необходимости поддерживать разговор.

Такой способ разговора также помогает им избежать необходимости считывать различные невербальные знаки общения, которые вызвают у них затруднения.

Люди с аутизмом, как правило, не очень любят общение по телефону. В этом случае им также приходится реагировать на сказанное очень быстро, также их может отвлекать от разговора фоновый шум.

«Мы не проблемы»

С Autism Speaks сотрудничают десятки организаций по поддержке аутизма, в том числе российские фонды «Выход», «Наш солнечный мир» и др. Список достижений американской организации внушительный — это исследования не только причин аутизма, но и способов борьбы с осложнениями (такими как проблемы с пищеварительной системой); огромное количество материалов о трудоустройстве для людей с особенностями аутического спектра; акции помощи адаптации детей-аутистов и защиты их от травли и многое другое.

Автор книги «Посмотри мне в глаза» Джон Элдер Робинсон

Но ASAN и множество других организаций с участием взрослых аутистов продолжают выступать против. За Autism Speaks после скандала с роликом в ООН и других разбирательств выступать автор книги «Посмотри мне в глаза» Джон Элдер Робинсон, у которого синдром Аспергера. Он входил в Совет по науке и лечению организации. В 2013 году он заявил, что пытался подействовать на руководство Autism Speaks, но не смог.

«Я пытался помочь им понять, насколько разрушительными были их выступления для психики аутичных людей. Нам не нравится слышать, что мы дефектны или больны. Нам не нравится слышать, что мы являемся частью эпидемии. Мы не проблемы для наших родителей или общества, или гены, которые должны быть устранены. Мы люди», — заявил он.

Как выглядит человек с данным расстройством?

Человек без эмпатии, которому весьма трудно общаться с другими людьми. Эти люди не понимают социального смысла в каких-либо событиях. Ребёнок или взрослый с аутизмом может не понимать, как нужно отвечать на какие вопросы. Для него вообще не особо ясен смысл диалога. Человеку кажется, что все вокруг и так знают то, что он сам знает.

Человек с аутизмом может запросто спутать одушевлённые предметы с неодушевлёнными. Для него что человек, что вешалка – всё равное. Для людей с таким диагнозом человек – это не единый организм, а некий набор отдельных «запчастей» (руки – ноги – голова). Внешние проявления, направленные в его сторону, вызывают раздражения. Ненаправленные в его сторону, кстати, тоже. Что и способствует ещё большему замыканию в себе.

Человек с аутизмом совершенно не умеет считывать чужие эмоции. Он не может прочитать по реакции, что собеседнику плохо. Человек с таким диагнозом не умеет понимать, что какими-то фразами может ранить человека.

Внешне аутизм проявляется обычно в отстранённом взгляде. Человек избегает зрительного контакта, может «отключаться» и не реагировать на события вокруг него, не отзываться на своё имя. Поведение обычно шаблонное, стереотипное. От их движений веет некой механичностью. Отсутствующие фантазия и абстрактное мышление добавляют схожести с роботом, у которого будто есть ряд программ, на которые он заточен, и всё. Это очень ощутимо, так как человек с аутизмом склонен повторять одни и те же движения, фразы, перезадавать один и тот же вопрос помногу раз. Причём часто с той же интонацией, с тем же порядком слов. Он и не помнит, что несколько минут назад задавал этот вопрос, а вы сейчас даёте на этот вопрос ответ. Также часто люди с аутизмом могут многократно задавать вопрос и тут же на него самостоятельно отвечать.

При этом для человека с аутизмом крайне важен порядок. Его собственный порядок. Это касается не только расположения вещей, но и режима дня, условного порядка в тех или иных ритуалах, которыми полна его жизнь. Любая перемена несёт в себе глубокий стресс для человека с аутизмом.

Стоит отметить, что при лёгкой форме аутизма вы вряд ли найдёте сильные отличия от обычных людей. Хотя если довериться себе, то обычно чувствуется это интуитивное «что-то не то». Но мы привыкли всё списывать на простые странности, поэтому человек с лёгкой формой аутизма может даже сам не знать о своём диагнозе всю жизнь. Также и его близкие могут не знать, не замечать. Ну подумаешь, не от мира сего, и что теперь?

Есть ли надежда на исцеление

После постановления диагноза, врач рассказывает родителям в первую очередь что такое аутизм.

Родители должны знать с чем имеют дело, и что заболевание нельзя вылечить полностью. Но можно заниматься с ребёнком и ослабить симптоматику. При значительных усилиях можно добиться отличного результата.

Начинать лечение нужно с контакта. Родители должны по мере возможного наладить доверительные отношения с аутистом. Также обеспечить условия, в которых ребёнок будет комфортно себя чувствовать. Чтобы негативные факторы (ссоры, крики) не влияли на психику.

Нужно развивать мышление и внимание. Для этого отлично подойдут логические игры и головоломки. Дети-аутисты также их любят, как и все. Когда ребёнок заинтересовался каким-то объектом, расскажите о нём больше, дайте потрогать в руках.

Просмотр мультфильмов и чтение книг – это хороший способ объяснить, почему так действуют персонажи, что они делают и с чем сталкиваются. Время от времени нужно задавать подобные вопросы чаду, чтобы он сам размышлял.

Важно научить справляться со вспышками гнева и агрессии и с ситуациями в жизни вообще. Также объяснить, как строить дружеские отношения с ровесниками.

Специализированные школы и ассоциации – место, где люди не будут удивлённо спрашивать: что с ребенком? Там работают профессионалы, которые предоставят самые различные методики и игры, чтобы помогать развивать детей-аутистов.

Совместными усилиями можно достигнуть высокого уровня адаптации к социуму и внутреннему спокойствию ребёнка.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector