1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бог все предвидит но не предопределяет. Идея предопределения и психология

Бог предвидит, но не предопределяет

Бог предвидит, но не предопределяет

Знание Божие непостижимо для нашего ума! — говорил нам Старец, — Оно безгранично, охватывает все существующее, видимое и невидимое, настоящее и древнее. Бог знает все в точности, во всей глубине и полноте. Господь знает нас прежде, нежели мы сами познаем себя.

Он знает наше расположение и малейшую нашу мысль, помыслы, наши решения прежде их принятия. Но и до нашего зачатия, и с сотворения мира Он хорошо знал нас. Потому и Давид восхищается и восклицает: Господи, искусил мя еси, и познал мя еси… Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою… Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси… Ты познал еси вся последняя и древняя… Се, Господи, Ты познал еси вся… Ты созлал еси мя, и положил еси на мне руку Твою (Пс. 138, 1–5).

Святой Дух проникает всюду. Поэтому тот, кто проникается Святым Духом, имеет ведение …

А что говорит преподобный Симеон Новый Богослов в молитве ко святому Причащению. Послушайте:

Несоделанное мое видесте очи Твои; в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть…

Эти слова некоторые люди понимают неправильно и запутываются.

«Раз у Бога уже все записано, то есть наша судьба, — говорят они, — есть наша участь, рок. Стало быть, уже было написано и предопределено, чтобы ты, к примеру, совершил убийство. Бог предназначил тебя для этого».

Ты скажешь мне: «Если написано, что мне надлежит убить тебя, то я виновен или невиновен? Раз «и еще несодеянное написано у Тебя», то почему мы, люди, виновны? Теперь скажи мне ты, говорящий, что Бог — благ, почему он написал это и не отвратил меня от того, чтобы я этого не делал?»

Здесь сокрыто таинство — тайна. Бог по Своему всесилию и всеведению знает все, знает, что произойдет в будущем, но Он неповинен в зле. Бог предвидит, но не предопределяет. Для Бога не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Все обнажено и открыто пред Ним. Как говорит об этом апостол Павел: Все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4, 13).

Всеведущий знает и добро, и зло. Как благой по естеству, Он содействует добру и чужд зла. А раз Он чужд зла, то как Он может предопределять ко злу? Бог сотворил все весьма хорошим и всему дал доброе, святое предназначение….

Читайте также

Все согласны, что мудрость и воздержание — дары Божии. Невозможно отрицать, что Бог предвидит и предопределяет, кому Он даст эти дары

Все согласны, что мудрость и воздержание — дары Божии. Невозможно отрицать, что Бог предвидит и предопределяет, кому Он даст эти дары 43. Пусть те, кому от природы дано устремляться вперед, потерпят мою задержку, пока мы более доступно объясним это для понимающих медленно.

Предвидение и предопределение Божие

Предви́дение — 1) знание Богом от веч­но­сти дей­стви­тель­ного и услов­ного буду­щего; 2) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по дару про­зор­ли­во­сти; 3) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по вну­ше­нию падших духов; 4) веро­ят­ност­ное знание буду­щего, осно­ван­ное на инту­и­ции или жиз­нен­ном опыте.

Предопределе́ние — 1) Боже­ствен­ное реше­ние, под­ле­жа­щее непре­мен­ному испол­не­нию; 2) реше­ние, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее обя­за­тель­ное испол­не­ние.

Сво­бо­ден ли чело­век в своих поступ­ках или всё уже пред­опре­де­лено Богом? В самом этом вопросе есть отте­нок лукав­ства: доста­точно согла­ситься с все­об­щим пред­опре­де­ле­нием и тогда отпа­дает необ­хо­ди­мость каких-либо чело­ве­че­ских усилий: зачем делать добро, зачем стре­миться к совер­шен­ству – за нас всё уже решено. Тем не менее, мы пре­красно осо­знаём, что в наших отно­ше­ниях с людьми мы вольны тво­рить добро и зло, любовь и нена­висть; также мы вольны жить с Богом, не заме­чать или отвер­гать Его.

Бог не обу­слов­лен про­стран­ством и вре­ме­нем, свой­ствен­ным сотво­рён­ному Им мате­ри­аль­ному миру. Бог из веч­но­сти видит наш мир как на ладони. Он видит как наше про­шлое, так и насто­я­щее и буду­щее “одно­вре­менно”. Бог видит и знает, но не нару­шает нашей сво­боды. Знать и пла­ни­ро­вать – суть вещи разные. Гос­подь знает все бес­ко­неч­ные вари­анты раз­ви­тия собы­тий, хотя чело­век при этом волен сво­бодно выбрать тот свой един­ствен­ный вари­ант пове­де­ния в этих собы­тиях, кото­рый ему ближе.

Бог при­сут­ствует и дей­ствует в духов­ном и мате­ри­аль­ном мирах. Он при­сут­ствует во всех собы­тиях, бла­го­слов­ляя или попус­кая их. Суще­ствует мно­же­ство фак­то­ров, при­чинно-след­ствен­ных связей, вли­я­ю­щих на наши поступки, их нелепо отри­цать, хри­сти­ан­ство отри­цает лишь их фаталь­ность. В мате­ри­аль­ном мире Богом уста­нов­лены жёст­кие физи­че­ские законы, но и это не отри­цает вли­я­ния Бога и на него (ника­кой метео­рит слу­чайно на Землю не упадёт).

Абсо­лютно сво­бо­ден только Бог, мы имеем опре­де­лён­ную сво­боду, наи­боль­шую в обла­сти нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти и жизни духа (рели­ги­оз­ной жизни). Сво­бода – вели­чай­ший дар Божий, отсюда и колос­саль­ная ответ­ствен­ность, вплоть до вечных мук. Если бы от нас ничего не зави­село, то за что бы нас ждал Страш­ный Суд?

Таким обра­зом, неиз­беж­но­сти нет, чело­век дей­стви­тельно сво­бо­ден в опре­де­лён­ных пре­де­лах, и эти пре­делы очень широки – от бес­ко­нечно греш­ной жизни до бес­ко­нечно пра­вед­ной.

Мы можем обре­тать всё боль­шую сво­боду через при­част­ность к Богу, Его бла­го­дати, через обо­же­ние, соеди­не­ние с Богом.

Как Бог влияет на сотво­рён­ный Им мир?

Бог влияет на собы­тия в мире мно­го­об­разно, Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­меры того, как Бог осу­ществ­ляет Свой про­мысл:

  • даруя чело­веку выбор цели и смысла жизни ( Втор.30:19-20 );
  • попус­кая чело­веку про­яв­лять свою даже бого­про­тив­ную волю ( Быт.3 ; Мф.23:37 );
  • при­зы­вая чело­ве­че­ство ко спа­се­нию ( Иез.33:11 ; Мф.11:28-29 );
  • изме­няя Свои наме­ре­ния в отно­ше­нии нече­стив­цев в случае их пока­я­ния ( Иер.18:7-10 , Ион.3 );
  • испол­няя те или иные молитвы ( Лк.1:13 ; Мф.15:28 ; Деян.10:4 )
  • изме­няя дей­ствия уста­нов­лен­ных им физи­че­ских зако­нов, ради блага верных Ему людей ( Исх.14:21 ; Нав.10:13 ; 4Цар.20:6 ; Ин.11:43-44 );
  • вопло­тив­шись ради спа­се­ния людей ( Лк 2:11 ; Ин 4:42 );
  • при­водя мир к цели, опре­де­лён­ной Его замыс­лом ( Откр.21:1 ).

Свя­щен­ное Писа­ние о пред­опре­де­ле­нии

Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего, дабы Он был пер­во­род­ным между мно­гими бра­ти­ями. А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил. ( Рим. 8:29-30 )

Бла­го­сло­вен Бог и Отец Гос­пода нашего Иисуса Христа, бла­го­сло­вив­ший нас во Христе всяким духов­ным бла­го­сло­ве­нием в небе­сах, так как Он избрал нас в Нем прежде созда­ния мира, чтобы мы были святы и непо­рочны пред Ним в любви, пред­опре­де­лив усы­но­вить нас Себе чрез Иисуса Христа, по бла­го­во­ле­нию воли Своей, в похвалу славы бла­го­дати Своей, кото­рою Он обла­го­дат­ство­вал нас в Воз­люб­лен­ном. ( Еф.1:3-6 )

В Нем мы и сде­ла­лись наслед­ни­ками, быв пред­на­зна­чены к тому по опре­де­ле­нию Совер­ша­ю­щего все по изво­ле­нию воли Своей, дабы послу­жить к похвале славы Его нам, кото­рые ранее упо­вали на Христа. ( Еф.1:11-12 )

свя­ти­тель Илия Миня­тий:
«Не Пред­ве­де­ние есть при­чина буду­щих собы­тий, а буду­щие собы­тия – при­чина Пред­ве­де­ния. Не из Пред­ве­де­ния выте­кает буду­щее, а из буду­щего – Пред­ве­де­ние; не Хри­стос – винов­ник пре­да­тель­ства Иуды, а пре­да­тель­ство – при­чина Гос­под­него Пред­ве­де­ния». Если ты будешь жить бого­угодно, – спа­сешься, а если раз­вра­щенно, – погиб­нешь. Бог пред­ви­дит и то, и другое. Но ни того, ни дру­гого не пред­ре­шает Божие Пред­ве­де­ние. Ты или спа­сешься, или погиб­нешь, одно из двух – несо­мненно, но не опре­де­лено напе­ред» (Про­по­веди, «Слово в неделю 1‑ю Вели­кого поста»).

про­фес­сор Осипов А.И.:
Нельзя сме­ши­вать пред­ви­де­ние с пред­опре­де­ле­нием. Роди­тели могут подчас пред­ви­деть, что будет с их ребен­ком, если он пойдет вот туда-то. Но этим они не пред­опре­де­ляют его пове­де­ние, только пред­ви­дят, т.е. пред­ви­де­ние – не пред­опре­де­ле­ние. В том и заклю­ча­ется каче­ство сво­боды, что чело­век постав­лен перед выбо­ром. И этот выбор, сам акт выбора, сама ори­ен­та­ция лич­но­сти уже опре­де­ляет его состо­я­ние.
Вы знаете, что есть грехи мыслью, грехи жела­нием. И чело­век, решив­шись на грех, уже омра­ча­ется. Когда гово­рят о сво­боде, надо понять, что сво­бода – это есть воз­мож­ность начать акт дей­ствия от самого себя. Есть фак­торы, при­чины, обсто­я­тель­ства, кото­рые влияют на меня, но я могу посту­пить и в ту, и в другую сто­рону. Сво­бода в том и заклю­ча­ется, что я могу начать ряд дей­ствий от самого себя. Могу само­опре­де­литься.
Боже­ствен­ное пред­ви­де­ние не есть пред­опре­де­ле­ние, т.е. не есть пося­га­тель­ство на мою сво­боду. Бог не может кос­нуться моей сво­боды. Не может! Иначе Он пере­стал бы быть Богом. Ибо чело­ве­че­ская сво­бода есть образ боже­ствен­ной сво­боды. Не слу­чайно чело­век име­ну­ется богом с малень­кой буквы, своего рода боже­ство, поскольку он бого­по­доб­ное суще­ство.
Поэтому Бог, даже пред­видя, совсем не пред­опре­де­ляет, а все дей­ствия Божии заклю­ча­ются в том, что Гос­подь вновь и вновь ставит чело­века в такие усло­вия, в кото­рых он с оче­вид­но­стью должен избрать, опре­де­лить себя – к добру он или ко злу. Так про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние чело­ве­че­ской лич­но­сти в наших земных усло­виях.
Пришла мне в голову дурная мысль, я легко могу ее выбро­сить, а могу ей увлечься. Так, ну-ну, чело­век, по какому пути пой­дешь? Как важен само­кон­троль! Ибо здесь начи­на­ется ряд моих дей­ствий. Каждый само­сто­я­тельно опре­де­ляет себя: быть с Богом или вопреки Богу. В этом – весь чело­век.

Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние (113, 181):
Пред­ве­де­ние, Пред­опре­де­ле­ние и Про­мысл раз­ли­ча­ются в Боге по своим дей­ствиям. Про­мысл отно­сится к тво­ре­нию. Но пред­ве­де­ние и пред­опре­де­ле­ние были в Боге прежде бытия мира, хотя и раз­личны между собой. Пред­ве­де­ние есть одно веде­ние буду­щего, без опре­де­ле­ния его в част­но­сти, то есть оно не опре­де­ляет суще­ство­ва­ния той или другой вещи. А пред­опре­де­ле­ние есть опре­де­ле­ние част­ное, то есть оно и опре­де­ляет, что должно быть. Но опре­де­ляет только добро, а не зло, ибо если бы оно опре­де­ляло и зло, то это было бы про­тивно есте­ствен­ному свой­ству Божию – бла­го­сти.
Итак, спра­вед­ливо можно ска­зать, по нашему пред­став­ле­нию, что пред­ве­де­ние в Боге пред­ше­ствует, за ним сле­дует пред­опре­де­ле­ние, а после тво­ре­ния воз­ни­кает и Про­мысл о сотво­рен­ном. Этому учит апо­стол: «Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего… А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил» ( Рим. 8:29-30 ). Впро­чем, эти слова должно отно­сить только к чело­веку, поскольку прочие тво­ре­ния (кроме Анге­лов, нахо­дя­щихся в твер­дом и неиз­мен­ном состо­я­нии) не под­ле­жат пред­опре­де­ле­нию, так как не имеют сво­боды, а потому в них не может быть ника­кого греха. И все, что они делают, делают по при­роде, и потому ни нака­зы­ва­ются, ни награж­да­ются.

Читать еще:  Звезды которые носят красную нить на запястье. Красная нить на запястье что значит

пре­по­доб­ный Иосиф Оптин­ский:
Бог Все­ве­ду­щий от века знал и знает, кто из людей как будет жить, а потому и пред­опре­де­лил от века одних, про­во­дя­щих жизнь в пока­я­нии и сми­ре­нии, к славе, а других, лени­вых и нера­дя­щих о своем душев­ном спа­се­нии, к веч­ному муче­нию. Притом из исто­рии мы видим, что и самые суды Свои Гос­подь пере­ме­няет при пере­мене обсто­я­тельств. Напри­мер, Гос­подь опре­де­лил неко­гда истре­бить нине­ви­тян. Но когда нине­ви­тяне про­по­ве­дию Иони­ною пока­я­лись, Он отме­нил Свой суд несмотря на то, пророк Божий уже изрек нине­ви­тя­нам волю Божию: «еще три дня, и Нине­вия пре­вра­тится…».

Посла­ние Восточ­ных Пат­ри­ар­хов 1723 г.:
“Веруем, что Все­б­ла­гий Бог пред­опре­де­лил к славе тех, кото­рых избрал от веч­но­сти; а кото­рых отверг­нул, тех предал осуж­де­нию, не потому, впро­чем, чтобы Он вос­хо­тел таким обра­зом одних оправ­дать, а других оста­вить и осу­дить без при­чины; ибо это несвой­ственно Богу, общему всех и нели­це­при­ят­ному Отцу, Кото­рый хочет всем чело­ве­кам спа­стися и в позна­ние истины прийти (1Тим.2:4) , но поскольку Он пред­ви­дел, что одни будут хорошо поль­зо­ваться своею сво­бод­ной волею, а другие худо; то посему одних пред­опре­де­лил к славе, а других осудил. О упо­треб­ле­нии же сво­боды мы рас­суж­даем сле­ду­ю­щим обра­зом: поскольку бла­гость Божия даро­вала Боже­ствен­ную и про­све­ща­ю­щую бла­го­дать, назы­ва­е­мую нами также пред­ва­ря­ю­щею, кото­рая, подобно свету, про­све­ща­ю­щему ходя­щих во тьме, путе­во­дит всех; то жела­ю­щие сво­бодно поко­ряться ей (ибо она спо­спе­ше­ствует ищущим ее, а не про­ти­вя­щимся ей), и испол­нять ее пове­ле­ния, необ­хо­димо нужные для спа­се­ния, полу­чают посему и осо­бен­ную бла­го­дать, кото­рая, содей­ствуя, укреп­ляя и посто­янно совер­шен­ствуя их в любви Божией, т. е. в тех благих делах, кото­рые тре­бует от нас Бог (и кото­рых тре­бо­вала также пред­ва­ря­ю­щая бла­го­дать), оправ­ды­вает их и делает пред­опре­де­лен­ными; те, напро­тив, кото­рые не хотят пови­но­ваться и сле­до­вать бла­го­дати и потому не соблю­дают запо­ве­дей Божиих, но, следуя вну­ше­ниям сатаны, зло­упо­треб­ляют своей сво­бо­дой, данной им от Бога с тем, чтобы они про­из­вольно делали добро — пре­да­ются веч­ному осуж­де­нию.
Но что гово­рят бого­хуль­ные ере­тики, будто Бог пред­опре­де­ляет или осуж­дает, ни сколько не взирая на дела пред­опре­де­ля­е­мых или осуж­да­е­мых, — это мы почи­таем безу­мием и нече­стием; ибо в таком случае Писа­ние про­ти­во­ре­чило бы само себе. Оно учит, что всякий веру­ю­щий спа­са­ется верою и делами своими, и вместе с тем пред­став­ляет Бога един­ствен­ным винов­ни­ком нашего спа­се­ния, поскольку то есть Он пред­ва­ри­тельно подает про­све­ща­ю­щую бла­го­дать, кото­рая достав­ляет чело­веку позна­ние Боже­ствен­ной истины и учит его сооб­ра­зо­ваться с нею (если он не про­ти­вится) и делать добро, угод­ное Богу, дабы полу­чить спа­се­ние, не уни­что­жая сво­бод­ной воли чело­века, но предо­став­ляя ей пови­но­ваться или не пови­но­ваться ее дей­ствию. Не безумно ли после сего без вся­кого осно­ва­ния утвер­ждать, что Боже­ствен­ное хоте­ние есть вина несча­стия осуж­ден­ных? Не значит ли это про­из­но­сить страш­ную кле­вету на Бога? Не значит ли это изре­кать ужас­ную неспра­вед­ли­вость и хулу на небо? Бог непри­ча­стен ника­кому злу, равно желает спа­се­ния всем, у Него нет места лице­при­я­тию; почему мы испо­ве­дуем, что Он спра­вед­ливо пре­дает осуж­де­нию тех, кото­рые оста­ются в нече­стии по раз­вра­щен­ной своей воле и нерас­ка­ян­ному сердцу. Но нико­гда, нико­гда не назы­вали и не назо­вем винов­ни­ком веч­ного нака­за­ния и муче­ний, как бы чело­ве­ко­не­на­вист­ным, Бога, Кото­рый Сам изрек, что радость бывает на небе о едином греш­нике каю­щемся. Верить таким обра­зом или мыс­лить мы не дерз­нем нико­гда, доколе имеем созна­ние; и тех, кото­рые так гово­рят и думают, мы пре­даем вечной ана­феме и при­знаем худ­шими всех невер­ных”.

Бихевиори́зм — подход к изу­че­нию живот­ного и чело­века, в соот­вет­ствии с кото­рым оно пол­но­стью опре­де­ля­ется внеш­ними фак­то­рами.

В совре­мен­ном бихе­ви­о­ризме сво­бода пред­стает неким оста­точным незна­нием или неве­жеством. Мы можем рассмот­реть весь мир с точки зрения при­чинно-след­ствен­ных рамок, как некий агре­гат, и по мере того как наши знания будут рас­ши­ряться, мы в конце кон­цов сможем устра­нить все про­белы, уста­но­вим един­ственно воз­мож­ное соеди­не­ние при­чины и след­ствия, и тогда наше поня­тие сво­боды станет излиш­ним, оста­точ­ное незна­ние будет устра­нено. До сих пор эта кон­цепция доста­точно активно от­стаивается, но понятно, что это неко­то­рая транс­цен­ден­таль­ная иллю­зия, кото­рая со вре­ме­нем должна исчез­нуть.

Одно­вре­менно и опыт веры зача­стую гласит, что сво­бода ока­зы­ва­ется функ­цией свое­об­раз­ного оста­точ­ного невеже­ства. Кто ты, если не узрел Бо­жественного Про­мысла? Если не понял, что для тебя есть один и только один путь? Если не увидел свет истины? Нет ника­кой сво­боды, есть только недо­ста­точ­ная работа твоей души. Будь эта работа достаточ­ной, не надо бы было ссылать­ся на сво­боду, и ты выбрал бы един­ственно пра­виль­ный путь к спа­се­нию.

О предопределении Божием (прп. Иоанн Дамаскин) против модернистов.

«Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость». http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=2_30

Из определения прп. Иоанна Дамаскина можно вывести два важных вопроса:

1. Что именно, находящееся в нашей власти, Бог не предопределяет, но предвидит?

2. Что именно, находящееся не в нашей власти, Бог предопределяет?
(прп. Иоанн Дамаскин, при этом подчеркивает, что находящееся не в нашей власти Бог предопределяет так, как того требует Его благость и справедливость).

1. «Бог предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого». Что именно находится в нашей власти, Бог не предопределяет?
Ответ: это наш свободный выбор, который Бог не предопределяет, но предвидит, т.е. знает его, видит наш выбор прежде нашего бытия (не предполагает, а предвидит).

2. «Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти»; Что же Бог предопределяет, не находящееся в нашей власти? Что не находится в нашей власти?
Ответ: это некоторые жизненные обстоятельства, место нашего рождения, и много чего.

3. «ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость». Прп. Иоанн уже ответил, что Бог всё предопределил не находящееся в нашей власти. А здесь прп. Иоанн говорит о том – как Он всё предопределил: так, как того требует Его благость и справедливость.

— Бог предвидит наш выбор (знает его), и предопределяет то что не в нашей власти так, чтобы мы свой выбор могли реализовать максимально наилучшим образом в отношении спасения души, в этом благость Божия. Т.е. Бог, исходя из ведомого Ему нашего выбора предопределяет место рождения человека (Новая Гвинея или Москва, и всё прочее, что не в нашей власти).

— Для человека имеющего сделать злой выбор – было бы «несчастьем» родиться в христианской стране, в которой он слышал бы и проповедь христианскую и отверг её, т.к. любит зло. Совершенно не случайно один человек рождается папуасом, другой в Иерусалиме, третий в Татарстане. Рождение находится не в нашей власти, его предопределяет Бог, исходя из Своей благости и справедливости. Если Господь человеку имеющему сделать добрый выбор (для Бога этот выбор уже сделан, Бог его знает и видит) даёт родиться среди аборигенов, то Он Своим всемогуществом устраивает для него спасение в православной Церкви через Христа, через Крещение. Таких примеров в истории множество. Если же в определенном народе, племени никогда не родится праведник, ищущий Бога (а Бог об этом знает) то «род нечестивых истребится». Поэтому если существует какое-либо племя, то от него произойдет праведник, который единственный ценнее «тьмы нечестивых».

Итак, Бог предопределяет то что не в нашей власти. Как Бог предопределяет согласно Своей благости и справедливости было продемонстрированно на примерах.
Что можно сказать о нерожденных телесно или умерших некрещенными младенцах? На основании определения прп. Иоанна Дамаскина можно вывести несколько верных примеров, которыми судьбы Божии, конечно, не исчерпываются:
Нерожденный младенец, или умерший некрещенным – сделал ли он свой выбор? Фактически нет. Но знал ли Бог выбор, который человек делает между добром и злом еще до рождения человека? Да, знал. Милость и благость ли Божия в том, что человек не осуществил свой выбор фактически? Да.

Модернисты утверждают, что Бог даст ему возможность осуществить свой выбор на деле – там, за гробом. Что, возможно, человек нерожденный выбирает добро, просто у него не было возможности свой выбор осуществить.

Если допустить такую вероятность, тогда возникает такой вопрос: «Почему же такая несправедливость к этому человеку, ведь Бог предопределяет то, что не в нашей власти, неужели Он не мог предопределить жизненные обстоятельства для того, кто имеет сделать добрый выбор?

Модернисты отвечают – так он ведь за гробом и сделает этот выбор.

Но какие имеют основания модернисты так рассуждать: «За гробом можно сделать выбор»? Почему имеющему добрый выбор не была на равных дана возможность осуществить его на земле, просиять своей святостью, приобрести подобие Божие?

Согласно определению прп. Иоанна Дамаскина, будет правильным сделать следующий вывод: нерожденный – делает злой выбор в своем сердце, а Бог этот выбор предвидит, и предопределил всё так, как того требует Его благость и справедливость. И тогда: «нерождение» – это милость Божия к человеку.

Есть те, которым лучше не родиться: так Господь сказал об Иуде. Ему было бы лучше, если бы он не родился. Но спасся бы нерожденный Иуда своим нерождением? Для Царства Божия своим «нерождением» он не был бы спасен, но был бы «спасен» от «худшего…» (от осуществления своего злого выбора), т.е. «нерождение» для него лучше, чем рождение. Но почему же Господь по благости Своей не дал Иуде это «нерождение»?

На этот вопрос уже дал ответ свт. Григорий Палама в приведенной ниже его цитате.
Можно отчасти еще пояснить лишение возможности «нерождения» злодеев — на примере Фараона: Господь дал некоторым имеющим злой выбор родиться, для того, чтобы явить на них славу Свою. Как это было с Фараоном. Но это конечно не универсальный ответ на все «рождения» или «нерождения» злодеев.

Читать еще:  Хэллоуин мнение православной церкви. Библия и хэллоуин

«Бог, по благости Своей, приводит из небытия в бытие все существующее и о том, что будет, имеет предведение. Итак. если бы те, которые согрешат, не имели в будущем получить бытие, то они не имели бы сделаться и злыми, (а потому) не было бы о них предведения. Ибо ведение относится к тому, что есть; а предведение — к тому, что непременно будет. Но сперва — бытие (вообще), а потом уже — бытие доброе или злое. Если же для имеющих получить в будущем, по благости Божией, бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию. Поэтому Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым. Отсюда, если Господь и сказал: “добрее было бы человеку тому, аще не бы родился” (Марк XIV, 21), то Он говорил это, порицая не свое собственное творение, а то зло, какое, возникло у Его твари вследствие ее собственного произволения и нерадивости. Ибо нерадивость ее собственной воли сделала для нее бесполезным благодеяние Творца. Так, если кто-нибудь, кому вверены царем богатство и власть, употребит их против своего благодетеля, то царь, усмирив его, достойно накажет, если увидит, что он до конца остается верен своим властолюбивым замыслам». http://www.verapravoslavnaya.ru/?Damaskin_Tochnoe_izlozhenie4#g21

Преподобный Амвросий Оптинский: «[Недавнее] крещение [татарского] муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к Православной Церкви абиссинца, и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы, с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной, потому что, хотя и не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству. Святитель Иоанн Златоуст в одном месте говорит: «Един богоугождаяй Господу [приятен] паче тьмы нечестивых». Значит, если из тьмы нечестивых один обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение, от которого он происходит. Тот же святитель Златоуст эту мысль подтверждает примером праведного и многострадательного Иова, который есть потомок возненавиденного Богом Исава… и другими примерами. А если уж какое племя или род будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда, по псаломскому слову, это семя нечестивых истребится» [Прп. Амвросий Оптинский. Письма мирским лицам, 5. К А.П. Толстому].

Свт. Григорий Палама указывает, что создание свободных разумных существ предполагает создание тех, кто использует полученный дар свободы неверно, и поэтому тот, кто ставит подобный вопрос, «в сущности заявляет, что Бог не должен был создавать разумное существо; потому что зачем разум, если бы при нем не было свободной воли производить выбор? Но как мог бы кто-то обладать свободой воли, если бы не мог, коли пожелал бы, и дурным быть? Если же без наличия свободы воли не может быть дурным, то, конечно, без этого не может быть и хорошим» [Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. Сс. 154-155].

Святой отец также замечает, что если бы Бог при творении создал только тех, которые выберут добро, и не стал бы творить тех, кто выберет зло, то тогда оказалось бы, что возможный выбор несуществующей твари «связал бы», т.е. ограничил бы реальное действие Творца, что и абсурдно, и недостойно Бога.

Другие отцы говорили, что Бог сотворил таких людей и духов по Своей щедрости, потому что Ему не жалко давать жизнь и изливать милости даже на тех, кто отвернётся от Него. Именно поэтому Христос мог сказать нам: «любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35). Если бы Бог сотворил только тех, кто будет добр и благодарен Ему, то Он не мог бы сказать нам: «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари. Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:46-47). Тогда Бог уподобился бы этим мытарям и язычникам.

Святитель Григорий показывает, что для Бога чужд «статистический» взгляд на человечество, как на число, как на множество, — для Бога важны личности, так что даже если бы из всех людей «один-единственный человек на свете был благим», то это оправдало бы в глазах Божиих создание всего мира и всего прочего человечества, «потому что один, творящий волю Господню, лучше чем десятки тысяч беззаконников. Неужели и выбирающим золото из золотоносного песка скажем, что не следует сначала бесполезную землю приносить ради крупинок золота? …Бог, по причине присущей Ему благости и милосердию, не ради имущих стать по своей воле дурными, допустил благим придти в бытие, но ради благих сотворил и имеющих стать дурными… Так что благость и милосердие Божие еще более обнаруживается на основании того факта, что несмотря на то, что по сравнению с множеством не спасающихся, мало тех, которые стремятся к своему спасению, Он создал весь человеческий род; и… по преизбытку Своего человеколюбия, призвал всех» [Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. Сс. 156-157].

PS . Для модернистов не являются авторитетными в вопросе о ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ Божием ссылки на блж. Августина и на «Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» 1723 г.
Но им нечего возразить на содержащееся православное учение о Предопределении Божием в трудах: свт. Феофана Затворника, св. мч. Иустина, философа, прп. Максима Исповедника, прп. Силуана Афонского, блж. Иероним, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Иоанна Тобольского, прп. Иоанна Кассиана Римлянина, блж. Феодорита Кирского, свт. Иоанна Златоустаго, блж. Феофилакта, свт. Илии Минятия.

В защиту Библии

«Всегда будьте готовы выступить в защиту вашей надежды перед всяким, кто требует у вас объяснения» (1 Петра 3:15)

  • Главная
  • Цель блога
  • Об авторе

Предопределил ли Бог все наши дни?

Содержит ли Псалом 138:16 учение о судьбе?
Каков настоящий смысл этих слов?

Однажды я уже косвенно затрагивал тему предопределения, когда рассматривал стих из книги Плач Иеремиии 3:37. Как я упоминал, этот отрывок долгое время не укладывался в мое представление о личности Бога, основанное на Библии в целом, пока я не обратился к более точным переводам. Такое исследование еще раз подтвердило, что Всемогущий Бог Иегова не предопределяет и не предвидит абсолютно все происходящее в мире события. [1]

В зависимости от используемого перевода Библии, вам можете встретиться еще несколько мест, которые несут идею о предопределении. Одно из таких мест в Синодальном переводе — Псалом 138:16 [139:16 в других изданиях]. По признанию специалистов, это трудное для перевода место; некоторые даже предполагали, что оригинал был искажен. В чем же сложность? Здесь я подробно разберу один грамматический нюанс, который поможет сделать выбор в пользу того или иного перевода. Но сначала ознакомимся с разными версиями.

По смыслу, который вкладывается в этот стих, все доступные мне английские переводы Библии можно разделить на две группы. Более консервативные переводы, в том числе King James Version, Darby Translation, Wycliffe Bible, Young’s Literal Translation, не вкладывают идею о судьбе. И наоборот, более современные версии, как правило, прямо или косвенно поддерживают мысль о предопределении. [2] Среди немногих исключений — Перевод Нового Мира, который, несмотря на современность, в данном случае ближе к традиционным английским переводам. Сравним его русский перевод с Синодальным переводом. Основное отличие легко заметить:

1. Перевод Нового Мира: «Твои глаза видели мой зародыш, в твоей книге были записаны все его части и дни, когда они были образованы, тогда как ни одной из них ещё не было».

2. Синодальный перевод: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».

Скорее всего читатель Синодального издания придет к выводу, что будущее каждого человека подробно предопределено Богом, а значит, свободы выбора нет и ему никак не свернуть с предначертанного пути. Эта идея идет вразрез с библейским учением в целом. А Перевод Нового Мира сообщает совершенно иную мысль — о поэтапном плане развития человеческого тела, который записан в ядре клетки и поэтически сравнивается с «книгой».

Если обратиться к древнееврейскому масоретскому тексту, то в нем отсутствует слово «части» (англ. parts или members), указывающее на части тела. Но не спешите делать вывод, что Синодальный перевод точнее передает мысль оригинала, раз не добавляет слов. Вставка для восстановления смысла — обычное дело для любого перевода, в том числе для Синодального, где такие слова набраны курсивом. Здесь нужно обратить внимание на другое: чтобы избежать вставки слов, редакторы СП и ему подобных переводов исказили смысл одного маленького слова «ради связности изложения».

Это еврейское слово куллам (כֻּלָּ֪ם), которое состоит из двух слов (כל и הם) и буквально означает «все они». Набравшись терпения, можно проследить, что абсолютно во всех 80 случаях употребления в Библии это слово относится к антецеденту, то есть к существительному, которое упоминалось ранее в повествовании. Это самый логичный порядок слов.

Но антецедент в предыдущих стихах отсутствует. В этом, собственно, и вся проблема. Будь еврейский текст переведен дословно, он звучал бы довольно бессвязно, как видно из версии Роберта Янга: «Мое несформировавшееся существо твои глаза видели, и в твоей книге все они записаны, дни [когда] они были сформированы — и ни одного из них». Заметьте, что словосочетание «все они» Янг относит не к дням (постцеденту), а к чему-то другому — к чему именно, он не строит догадок, да этого и не требовала задача буквального перевода.

Смысловые переводы, в отличие от буквальных, должны передавать мысли ясно и полно, и в данном случае их авторы встали перед непростым выбором:

1) опустить неудобное местоимение «они», так чтобы получилось «все [. ] дни», или.
2) заменить это местоимение на подразумеваемый антецедент и не менять синтаксис.

Большинство пошли первым путем, нарушив правила синтаксиса, но поддержав доктрину о судьбе. Вторая группа в качестве замены предлагала разные варианты, [3] но чаще всего звучало мнение, что «они» — это части или органы эмбриона, о котором говорится в начале стиха.

Читать еще:  Под Покровом Богородицы: правила жизни многодетной семьи

Учитывая такие тонкости, а также контекст псалма, кажется вполне разумным согласиться с таким красивым и осмысленным переводом:

«Буду хвалить тебя, потому что я создан удивительно и это внушает благоговение.
Удивительны твои дела,
И моя душа хорошо знает это.

Мои кости не были скрыты от тебя,
Когда я был создан тайно,
Когда я был соткан в глубинах земли.

Твои глаза видели мой зародыш
В твоей книге были записаны все его части
И дни, когда они были образованы,
Тогда как ни одной из них ещё не было».

1 Разумеется, не считая конкретных библейских пророчеств.
Однако, есть едва различимая, но существенная разница между предопределением (решил — сделал) и предвидением (узнал — произошло). Предвидение, то есть способность узнать будущее без оказания влияния на это будущее, может быть возможным только при условии «детерминистического» устройства мира. Детерминизм — это учение о причинно-следственной взаимосвязи всех явлений и процессов, согласно которому имеется только одно точно заданное возможное будущее. В контексте этого учения свобода выбора человека оказывается иллюзией, самообманом, поскольку все принимаемые нами «решения» обусловлены физическими процессами, которые происходят (и непременно произошли бы) независимо от нашей воли.

2 Кроме ряда современных ревизий Библии Короля Якова, а также Easy-to-Read Version 2006 года издания. Что же касается древнейших переводов на другие языки, таких как Септуагинта и Вульгата, они, как правило, намекают на предопределение.

3 Например, Уиклиф предположил, что «все они» — это люди, которые рождаются с течением времени и записаны в Божьей символической «книге».

Что Библия говорит о предопределении

Предопределение, или, точнее говоря, Божественное предопределение — важная богословская концепция, имеющая, однако, внебиблейское происхождение.

Понятие предопределения появилось в дохристианской религиозной мысли, и оттуда перешло в круг идей, обсуждаемых и христианами. Значение этого понятия в истории христианского богословия связано с наиболее последовательной формой идеи Божественного предопределения применительно к спасению или погибели человека. В законченном виде под Божественным предопределением понимают гипотезу от том, что Бог в Своем всеведении одних предопределяет ко спасению, а других, наоборот, — к погибели. В сочетании с тезисом о непреодолимом всемогуществе Божьем это означает, что это предопределение не может быть изменено никакими действиями людей. В такой крайней форме идея Божественного предопределения противоречит ряду основных представлений христианского богословия. В первую очередь библейскому Откровению противоречит сама возможность того, что кто-либо может быть предопределен Богом к погибели (Прем. Сол. 1:13). Кроме того, идея Божественного предопределения обесценивает откровение о человеческой свободе и о доверии Богу как наиболее полной реализации этой свободы. Наконец, такая крайняя форма представлений о предопределении ведет к фатализму, лишая смысла и ценности любые поступки и действия людей. Эта крайняя форма представлений о Божественном предопределении всегда вызывала среди христиан глубокие сомнения и масштабные споры, выявлявшие неоднозначность и даже ущербность идеи предопределения.

Сам термин встречается в Библии в форме глагола «предопределить» (греч. προώριζω ) только в Новом Завете и только 6 раз. При этом в Деян. 4:27–28 речь идет об особом аспекте замысла Божьего о спасении людей, а в 1 Кор. 2:6–8 говорится о премудрости Божьей, которую Господь от века предопределил (в Синодальном переводе «предназначил») к славе верных. В остальных 3 случаях (Рим. 8:29 и Рим 8:30, Еф. 1:3–6 и Еф. 1:11–12) апостол Павел говорит о предопределении ко спасению, причем логика слов апостола подразумевает, что само сотворение человека по образу и подобию Божьему заранее предопределяет его к жизни. Апостол говорит о том, что это предопределение для уверовавших становится определяющим фактором спасения. Таким образом, по крайней мере в Новом Завете речь не идет о предопределении либо к спасению, либо к погибели. Апостол использует глагол «предопределять» для характеристики замысла Божьего, заранее полагающего спасение для тех, кто свободно избирает веру. Предопределение в терминологии ап. Павла становится, таким образом, синонимом любви Божьей. Поэтому богословская концепция «Божественного предопределения» и названа нами внебиблейской.

Кроме того, в послании апостола Иуды (Иуд. 1:4), как будто, можно обнаружить сходный по значению термин προγράφω (предписывать, в Синодальном переводе «предназначать»). Апостол в данном случае говорит о том, что тем, кто отвергает веру и учение Христа заранее, издревле, предначертано осуждение. Речь идет об одном из ключевых аспектов библейского Откровения, утверждающего, что отвержение Бога, грех и зло влекут человека к гибели. Здесь понятие предопределения прилагается не к личности, а к ее позиции перед Богом.

Вместе с тем в Библии, особенно в Ветхом Завете, идея Божественного предопределения упоминается очень часто в связи с библейским пониманием истории. Библейское откровение, помимо прочего, отличается от небиблейских религий верой в то, что Бог не остается безучастным к событиям истории, а также в то, что человеческая история перед лицом Божьим имеет смысл и цель. Вмешательство Божье в историю означает для большинства библейских авторов, что воля Бога полностью определяет ход событий, а свобода человека проявляется в том, что он либо принимает эту волю Бога, либо противодействует ей. Историческое предопределение означает, что Бог парадоксальным образом видит как совершившиеся даже те исторические события, которым еще предстоит произойти (Ис. 14:24-32). Через пророков Бог, в частности, возвещает людям грядущее для того, чтобы они могли избрать для себя либо следование путями Бога, либо отвержение их и знали о последствиях своего выбора. Основная функция пророчеств такого рода — призыв избрать жизнь и хранить верность Богу, а также призыв к покаянию.

В Ветхом Завете выражена глубокая уверенность людей в том, что все, совершающееся в мире происходит по воле Творца. Так, пророки Амос и Исайя подчеркивают, что и благо, и бедствия — от Бога (Ам. 3:6 и Ис. 45:7). Представление о провидении и историческом предопределении для ветхозаветных авторов являются необходимым логическим следствием единобожия. Язычники, как правило, видят причину зла в действии злых божеств или духов. Отвергая все иные божества, израильские мудрецы и пророки неизбежно приписывают Единому все, что происходит. Поэтому особенно важно то, что Сам Бог говорит о происхождении зла через некоторых пророков. Наиболее ярким примером здесь могут быть слова в Иер. 6:19, где погибель названа плодом помыслов людей. Кроме того, Библия не раз говорит о том, что реализация воли Всемогущего происходит через осознанные или неосознанные действия людей (Ис. 41:2–4).

Осмыслению феномена исторического предопределения посвящена, в частности, книга пророка Ионы, по жанру являющаяся не пророческой книгой, а философской притчей. Основной смысл ее заключается в том, что покаяние и обращение людей к Богу могут изменить ход истории, который вне этого обращения оказывается предопределенным.

Важно помнить, что понятие исторического предопределения не вмещает всей полноты этого явления. В связи с этим парадоксальная природа предопределения, как и богочеловеческий характер истории, как правило, выражаются либо в форме предсказания неотменимых событий (нередко это происходит post factum), либо в форме пророчества о том, что Бог определяет ход событий в зависимости от позиции человека. Высказывания как первого, так и второго рода в Библии весьма многочисленны, так что привести их сколько-нибудь полно не представляется возможным.

В Новом Завете для понимания феномена исторического предопределения важно обратить внимание на слова Господа Иисуса Христа о грядущем конце мира. Беседуя с учениками на горе Елеонской (Лк. 21:6–36, Мф. 24:1–44, Мк. 13:1–37), Христос говорит о конце мира как о неотменимом факте, которому предстоит свершиться. Вместе с тем, обращаясь к ученикам, Он призывает их: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою» (Мк.13:18). Следовательно, событие воспринимается и как предопределенное, и, одновременно, как непредопределенное (во всяком случае, в деталях).

Мир вам !

Приветствуем вас на нашем сайте, Христиане.org !

  • Главная
  • О нас
  • Материалы по темам
  • Духовный материал
  • Проповеди
  • Ресурсы
  • English
  • Главная
  • О нас
  • Материалы по темам
  • Духовный материал
  • Проповеди
  • Ресурсы
  • English

Божье предопределение и предузнание

« прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя , и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.»

Здесь очень чётко показано, сначала Бог предузнал тех, которых Он потом и предопределил. То есть, прежде чем избрать кого либо, Бог узнал наперёд, как этот человек будет поступать в своей жизни, и какой его будет конец. Предузнание и последующее предопределение не устраняет свободную волю человека. Именно от выбора человека, от его отношения к истине и к Богу зависит его дальнейшая судьба.

Важно также отметить несколько моментов, касающихся Библейского предопределения.

Первое: сфера предузнания и преопределения, открыта только Богу. Кальвинисты же берут на себя смелость претендовать на то, что скрыто, что знает только Бог. Мы, христиане, можем быть уверенны в том что спасены от гнева Божьего (уверенность в спасении это один из столпов веры), но никто не может гарантировать, что он не потеряет того, что получил, а значит и утверждать что мы предопределённые ко спасению, мы не можем.

Второе: Писание лишь приоткрывает нам сферу предопределения, и нигде не делает какого-либо акцента на это. Писание делает основной акцент на выбор человека, на то, как человек должен поступать и жить, (чтобы ему было хорошо), только от этого зависит его будущее. Кальвинисткое же учение, делает сильный акцент на то, что лишь немного нам приоткрыто, и притом прилагая к нему неверное толкование.

И последнее, что очень важно отметить, несмотря на то, что Бог знает всё наперёд, Он даёт шанс каждому и проявляет милость даже к тем, кто, или никогда не повернётся к Нему или отступит от Него. Из Писания мы видим, например, что Бог строил особые отношения с Соломоном, хотя Он знал наперёд, что в конце своей жизни Соломон отступит от Него. Мы видим множество предупреждений из Нового Завета об опасности отступления от Христа, и, что немало людей отступят от «искупившего их Господа» (2 Пет.2:1). А это значит, что Бог даёт шанс обрести спасение не только тем, о ком Он знает, что они останутся верными до конца, но и тем, кто не сможет сохранить своего положения в Боге. Бог строит отношения «как будто бы» исходя из того, что события происходят в реальном времени. Во всём этом мы видим проявление Божьей милости и справедливости, которые превосходят наше понимание. Мы, люди, врядле сможем понять величие Бога во всей полноте. Как и написано: «Разум Его неисследим». Но Бог, через Своё Слово, оставил нам столько информации о Себе, сколько нам полезно и нужно знать.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector