1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

По старинным традициям русско-православной церкви, каждый год, 7 апреля, верующие люди торжественно отмечают праздник – Благовещения Пресвятой Богородицы. Согласно библейским религиозным сказаниям, именно в этот день архангелом Гавриилом была сообщена радостная весть Деве Марии о том, что в скором времени у неё появится ребенок, который навсегда заменит престол Давида, и окажется для людей спасителем всего мира. Именно это событие и изображено на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы.

  1. История
  2. Сюжет святыни
  3. Наиболее значимые и почитаемые композиции
  4. Икона Андрея Рублёва
  5. Икона из мозаики
  6. В чем помогает икона Благовещения Пресвятой Богородицы
  7. Молитва иконе Благовещения

Сюжетные особенности изображения

Очень многие художники изображали Благовещение Пресвятой Богородицы; иконы и фрески этой тематики начали появляться в древний период истории христианства. Интерес к изображаемому событию не утратился до сих пор. Существует три основных сюжета иконы Благовещенье, используемые из века в век:

  1. Архангел Гавриил сообщает Пресвятой Деве новость о том, что ей предстоит стать Матерью Божьей. Дева Мария принимают эту весть с радостью, покорностью. К данной группе относится, к примеру, Устюжская икона.
  2. Образ представляет собой диптих, то есть два изображения, объединённых общим сюжетом. На одной иконе рисуют Архангела Гавриила, а на другой – Богоматерь. Такие изображения можно увидеть на церквях, царских вратах.
  3. Образ Богородицы изображается без Архангела. Дева Мария сидит в умиленной позе, нередко перед книгой. Такие иконы часто называют «Се раба Господня» по тем словам из Евангелия, которые произнесла Богоматерь, получив благую весть.

Изображения последнего типа следует отличать от икон Остробрамская Виленская, Умиление Серафимо Дивеевская, Скорбящая, Калужская.

Иконография

Первые изображения Благовещения находятся уже в римских катакомбах II-IV вв.

Полезные материалы

Однако, как считает Н.В.Покровский, тема Благовещения, как и вообще почитания Богородицы, тогда имела для верующих меньшее значение, чем Сам Христос, Его учение, так что событие Благовещения появляется нечасто.

Распространенным сюжет становится с IV века, когда, с распространением ересей, начинаются также споры о почитании Богородицы (например, еретик Несторий, считавший Христа простым человеком, восставал против наименования «Богородица»).

Видимо, споры вокруг несторианства способствовали усилению почитания Божией Матери. Очевидно, именно в IV в. появляется и общецерковный праздник Благовещения, «спасения нашего главизны».

Благовещение Пресвятой Богородицы, Акафист Богоматери
Датировки: XVI в. Первая половина XVI века.
Происхождение: Из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле.
Материал: Двойной ковчег, паволока, левкас, темпера
Размеры иконы: высота 120 см, ширина 92 см
В среднике иконы помещена композиция ‘Благовещение с прядущей девицей’ — один из вариантов Благовещения с рукоделием. Порядок прочтения боковых клейм нетрадиционен (справа налево).

Иконография Благовещения не всегда соответствует каноническому рассказу апостола Луки.

Тогда среди христиан, наряду с Евангелиями, которые позже (не ранее конца IV в.) были признаны Церковью как канонические (это ныне известные четыре Евангелия), имели хождение и другие тексты , повествующие о тех же Евангельских событиях, многие из которых позже не вошли в канон .

Однако, сюжеты этих апокрифов остались в древней иконографии. Таковы «Протоевангелие Иакова», «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» и другие.

Согласно этим преданиям, первая встреча Марии и Архангела Гавриила произошла у источника или колодца. Поэтому на многих древних иконах событие изображается именно так.

Другие апокрифы повествуют, что явление Гавриила Марии было дважды – на источнике, где она услышала голос, но никого не увидела, и в доме, где она сидела за прялкой.

Тиносская икона Благовещение Пресвятой Богородицы

К тому же рассказу восходит достаточно распространенное в XIII-XIV вв. изображение на иконе девушки («служанки»), ведь, по тексту апокрифа, священники дали задание изготовить завесу , кроме Марии, другим девам, общим числом восемь.

Символическое значение имеет цвет пряжи – красный, цвет царского достоинства, которое одновременно относится и к Деве, и к Ее Сыну.

Наконец, часто Мария изображается читающей в книге пророческие слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…». Эта версия обстоятельств события также имела хождение среди верующих первых веков христианства.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Конечно, нашел отражение в иконографии и разговор Девы и Архангела Гавриила, переданный ап. Лукой. В иконах он изложен языком жестов.

Рука Архангела, протянутая к Марии – жест античного оратора, понятный тогдашнему жителю Римской империи.

Ладонь Девы, обращенная к Архангелу в жесте покорности, прямо соотносится с Ее словами «Се раба Господня…», а ладонь, повернутая к зрителю (жест отрицания) – с Ее же недоуменным вопросом: «Как будет это, когда мужа не знаю?».

Кроме этого, на разных иконах Благовещения Богородица может быть изображена как сидящей, так и стоящей, ведь именно стоя принято было тогда выслушивать волю царя земного.

Так же встречает Мария и посланника Царя Небесного. Когда же Богородица изображается сидящей, она часто сидит на украшенном подобии престола, что знаменует уже Ее достоинство как Матери Мессии.

Разнообразие деталей и подробностей изображения давало иконописцу возможность представить свое видение великого события Благовещения, расставив акценты соответствующим образом.

Именно поэтому иконы Благовещения не только отражают церковное предание. Они сами также часто становятся предметом богословского толкования, особенно, если, по слову о. Павла Флоренского, «пишутся с натуры», то есть являются отражением духовного опыта иконописца.

Была ли Матерь Божия безгрешна?

Можно услышать мнение, что Деве Марии легко было ответить Богу «да» потому, что она была безгрешной и ей не надо было с собой бороться. Но это непростой вопрос.

Читать еще:  Постное письмо № 18. Как у нас появляются постные лица

Священник Максим Козлов: «Благодаря Своей высочайшей личной праведности Пресвятая Дева Мария не согрешала лично, но, по своей человеческой природе, унаследованной всеми людьми от Адама, и Матерь Божия могла согрешить. Эта возможность сотворить греховный акт сопутствовала Ей на протяжении всей Ее жизни.

Ее воля не была связана иммунитетом от греха, никаким особым состоянием первобытной святости, невинности и праведности, — иначе в чем была бы ее свобода?

Но Дева Мария не склонилась ни к одному греху. При всех соблазнах и самых страшных испытаниях – когда Мать видела Своего Сына на кресте – поруганного, оскорбляемого теми, кого Он исцелял, Она не возроптала ни на людей, ни на Бога, и не отчаялась. Ее воля ни разу не встала на сторону греха, поэтому диавол и не мог использовать в Ней первородный грех».

Благовещение. Фреска придела свв. Иоакима и Анны Софийского собора в Киеве, середина XI века

Благовещение. Фреска церкви Панагии ту Арака в Лагудера (Кипр), XII век. Изображения Богоматери и Архангела Гавриила расположены на сводах предалтарных столбов

Благовещение. Современная греческая икона

Благовещение. Мозаика собора монастыря Ватопед на Афоне, XIV век

Благовещение. Мозаика церкви Санта-Мария ин Трастевере, Рим, XIII век

«Благовещение». Александр Иванов, акварель, ок. 1850 г

Галерея: Александр ИВАНОВ, Оксана РОМАНОВА

Церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде. Образы святых

Храм Спаса Преображения на Нередице в Новгороде построили в 1198 году по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича. Расписали его год спустя новгородские иконописцы. Фресковый комплекс состоял из четырех ярусов — на каждом из них были изображены сцены из Библии, библейские пророки и святые. Живопись покрывала всю поверхность стен, столбов и купольный свод. В 1862 году художник Николай Мартынов перерисовал росписи акварелью. Спустя пять лет за эти рисунки художнику вручили медали на Всемирной выставке в Париже.

Фрески церкви Спаса Преображения стали одним из первых памятников древнерусского искусства, о котором узнали за пределами Российской империи. В XIX веке их изучали искусствоведы других стран, статьи о фресках публиковали в различных изданиях.

Во время Великой Отечественной войны церковь подвергалась артиллерийским обстрелам и была почти уничтожена. Уцелела часть стен с фресками — всего около 15% от первоначальной площади: в диаконнике сохранились изображения святых жен, в алтаре — образы пророка Илии и святого Петра Александрийского, а также на южной стене церкви — композиция «Крещение».

После войны из-под завалов удалось извлечь фрагменты штукатурки с росписями. В Музее Андрея Рублева можно увидеть образы «Святитель Дометиан Мелетинский» и «Святитель Ипатий Гангрский». Фрески попали в фонд из собрания коллекционера Георгия Костаки.

Церковь Спаса Преображения на Нередице восстановили и в 1992 году включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как правильно молится иконе «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Наибольшей силой молитва иконе «Благовещение Пресвятой Богородице» обладает в день праздника Благовещение. Однако обращаться за помощью к Богородице можно всегда и везде. У православных принято носить миниатюрную иконку и текст молитвы при себе на поясе. Можно их хранить на рабочем столе, в офисе, в детской комнате, в спальне.

Для оберега от негатива и прочих проблем рекомендуется использовать маленькие настольные иконки с написанной на обратной стороне молитвой с изображением благовещения Пресвятой Богородицы.

Для максимально правильного прочтения в первую очередь важно настроится на вознесение святых слов, нужно мысленно избавиться от любого негатива и внутренне настроится на положительный результат. Перед началом прочтения и по окончании нужно обязательно креститься, класть поясные поклоны.

Если молитва читается в день самого Благовещения, то поклоны должны быть земные (до пола). Обращение к Царице Небесной произносится вполголоса, слегка распевным тоном, вдали от посторонних глаз. Исключение составляет обращение к иконе непосредственно в церкви.

Рис 4 Для чтения молитвы Благовещение Пресвятой Богородицы нужно посещать церковь по воскресеньям.

Священнослужители советуют приходить на верчение субботние службы (Всенощные Бдения). Они помогают приобщиться к духовной жизни верующих, в результате чего налаживается семейный уклад, восстанавливается здоровье, исчезают проблемы с детьми.

Верующие, постоянно присутствующие в храмах на главных молитвенных службах высоко ценят нравственную сторону жизни и не настолько близко принимают к сердцу материальные неурядицы и проблемы. В храме рекомендуется ставить несколько свечей к иконе Благовещения, за здравие своих близких и родных людей.

Сердечные молитвы к иконе Благовещения Пресвятой Богородицы помогают наладить отношения с детьми, супругой (супругой), улучшают благосостояние, добробыт. Благодаря искреннему прочтению можно получить покровительство Небесной Царицы и избавиться от проблем на работе и в личной жизни.

Роспись Благовещенского собора Кремля

Продолжаем подробный обзор Благовещенского собора Московского Кремля. Начало в статье “Благовещенский собор. Северная и западная галереи”.

Если взглянуть в пространство храма из западной галереи, в проёме портала видна икона Богородицы из Деисусного чина. Она как бы приглашает войти в церковь.

Собор невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи. На широкие хоры западной части храма ведёт лестница, устроенная в толще северной стены.

Покрытие пола Благовещенского собора

Сразу стоит обратить внимание на пол храма. Он вымощен подмосковным кремнем. Его обрабатывали особым образом, поэтому он похож на яшму. Этот “яшмовый” пол впервые упоминается в XVII веке, но, по всей вероятности, его выложили ранее, ещё в XVI веке.

Первое упоминание о нём в летописях не даёт оснований датировать эти каменные плиты XVII веком. Скорее всего, его положили гораздо раньше, чем об этом упомянули в грамотах. Есть основания верить, что ещё Иван Грозный заказал камень для пола, ведь именно при нём перестроили Благовещенский собор.

В XIX веке, в связи со строительством Большого Кремлёвского дворца, в храме сделали некоторые изменения, в том числе добавили балкон наверху. Окна в северной и южной части храма растесали в XVIII веке. Подлинные оконные проёмы не сохранились.

Читать еще:  Ностальгия из еврейского быта. Повседневная жизнь еврейской семьи Кто такие евреи их традиционные предметы быта

Роспись Благовещенского собора. Верхний ярус

Вертикальное движение храма подчёркнуто освещением – из барабана льётся поток света, а нижнее пространство затемнено. В скуфье, куполе храма, помещено погрудное изображение Спаса Вседержителя.

Ниже написаны восемь архангелов. Между окнами барабана – ростовые фигуры библейских праотцов – Адам, Ева, Авель с пастушьим посохом, Ной с ковчегом, Енох, Сиф, Мельхиседек с чашей и Иаков. Лучше всего сохранилась фигуры Евы в восточной части барабана.

В парусах, по традиции, помещены евангелисты.

Центральное место в росписи отведено праздникам, они написаны в люнетах храма. На восточных столпах над иконостасом помещено Благовещение. В люнете южной стены – Рождество Христово XIX века., северной – Успение Богоматери – фреска XVI века.

Роспись Благовещенского собора. Сцены Апокалипсиса

Большое место в программе росписей храма занимает Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. Апокалипсис вошёл в канонический Новый Завет достаточно поздно, лишь в конце XIV века, до этого много спорили, включать его в Евангелие или нет. Апокалипсис состоит из трёх частей, в нём рассказывается о том, что происходит 1.на небе, 2.на земле и 3.описывается картина самого Страшного Суда. Повествование достаточно сложное, остановимся лишь на некоторых эпизодах.

1.Фреска на северной стене собора – изображение видений божества. В окружении ангелов на троне восседает Спас Эммануил с огненным ликом, а из его уст исходит обоюдоострый меч, в руке – семь звёзд. На коленях перед ним – потрясённый Иоанн Богослов.

2.Фреска на промежуточной восточной стене над аркой. Справа – конь рыжий одного из всадников Апокалипсиса.

Слева – конь бледный. Конь бледный означает смерть, конь рыжий – войну.

На северной стене – Агнец открывает книгу с 7 печатями, после снятия каждой печати на землю сыпятся новые страшные бедствия. Ниже, под окнами, изображено Снятие пятой печати. Пятиглавый храм на фреске напоминает Успенский собор. Христос и ангелы раздают праведникам белые одежды, как отличительный знак. Христос в белых одеждах ведёт войско сразиться с неправедными.

Далее переходим на западную стену, где изображён Страшный суд. Согласно канону слева на стене изображают райские кущи, а справа – Геену огненную.

Фреска на северной стене – “Жена, облачённая в солнце”. Видна жена на фоне солнца, ногами опирается на луну. Под ней изображён дракон, он хочет затопить её водой. И справа ангел спасает младенца, он уносит его к Богу Саваофу. Видна лишь часть изображения Бога-отца (он срезан)

В православной традиции младенец означает души спасшихся праведников, а “жена, облачённая в солнце” – христианскую Церковь.

Роспись Благовещенского собора. Столпы

На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых – византийских императоров и русских князей. В верхнем ярусе юго-западного столпа – император Михаил и императрица Феодора, в их правление было восстановлено иконопочитание. На нижнем ярусе этого же юго-западного столпа изображены Константин и Елена, это поздняя фреска XIX века.

На северо-западном столпе – святая княгиня Ольга и её внук, равноапостольный князь Владимир. Также на столпах изображены воины-мученики святой Георгий и Дмитрий Солунский и русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, его отец Ярослав Всеволодович, Иван Калита, Дмитрий Донской и его сын Василий I.

Роспись Благовещенского собора. Иконостас

Иконостас. В соборе хранится один из самых ранних многоярусных иконостасов в России. Верхний, праотеческий чин получил новый оклад в 1896 году, его сделали мастера прославленной ювелирной фирмы И.П.Хлебникова.

Деисусный чин писали греческие мастера, это иконы XIV века (!) Лучшая икона деисуса – это образ Богородицы. Необыкновенно красив одухотворённый лучащийся добротою лик Богородицы, обрамлённый синим мафорием.

Точного утверждения, что это работа Феофана Грека нет, но искусствоведы предполагают его авторство и не оспаривают, что икону писал греческий мастер XIV века. Однако точное утверждение, что это работа Феофана Грека, сомнительно. После пожара 1547 года, по приказу Ивана Грозного, в Благовещенский собор перенесли древние иконы из разных храмов.

В праздничном чине находятся иконы работы московских мастеров, но авторство Андрея Рублёва и Прохора с Городца не установлено. Но даже если иконы праздничного чина писали другие мастера, это не умаляет их ценности.

Пророческий и Праотеческие чины состоят из икон XVI века. Местный чин в основном собран из образов, перенесённых в Благовещенский собор по приказу Ивана Грозного.

Пядичный чин – такие чины были, в основном, домовых храмах, в иконостасах церкви Ризоположения, домовом храме Патриарха, тоже есть такой чин. В этом ряду в Благовещенском соборе были совсем другие иконы, многие уничтожили в 1812 году. Эти иконы были написаны после 1812, в XIX веке. Некоторые из них не в лучшем состоянии, покоробились, поскольку написаны на холсте.

Не сохранились и подлинные царские врата, они пропали в 1812 году после ухода из Кремля французских войск. Современные врата изготовили в 1818 году из вышедших из употребления серебряных изделий, которые хранились в ризнице Благовещенского собора. Врата серебряные, позолоченные.

Тихвинская икона Божией Матери в Благовещенском соборе Кремля

О богородичных иконах в Кремлёвских соборах подробно рассказано в статье “Богородичные образы”. Напомним, что в местом чине у северной стены обращает на себя внимание Богоматерь Одигитрия Тихвинская XVI века.

Первоначально икона перенеслась в Тихвин из Константинополя и это восприняли как знамение перехода столицы православия из Византии в Москву. В клеймах иконы рассказывается о её чудесном перенесении, о том, что икона осталась невредима в двух пожарах Тихвинского монастыря. В нижнем длинном клейме справа среди молящихся видна фигура Ивана Грозного в шапке, напоминающей шапку Мономаха.

Смоленско-Шуйская икона

Икона Смоленская-Шуйская. Ранее здесь была икона Богородицы Донская. Рама эта – XVII века и есть непрямые доказательства того, что заказана она была царицей Софьей Алексеевной. Лики святых жен-праведниц (кроме Евы и Сусанны – Сару, Ребекку и др.) писал западноевропейский мастер, по типу изображения с большой долей вероятности можно сказать, что это работа нидерландского мастера.

Читать еще:  Как разместить иконы в доме схема. Современное расположение иконостаса

Храмовая икона Благовещенского собора

Храмовая икона “Благовещение” XVII века. Такой иконографический тип, где младенец Иисус входит в лоно Богородицы, называется “Воплощение”.

В клеймах иконы изображён Акафист.

Другие значимые иконы Благовещенского собора

Спас на престоле. Спас благословляющим жестом указывает на Евангелие. К этой иконе, к такой иконографии, апеллировал патриарх Никон, когда говорил, что патриаршая власть не подвластна царской. Икону XIV века переписали в XVI-XVII веках. От живописи XIV века сохранился лишь золотой фон и фрагменты на лике Спасителя.

Икона Алексия Человека Божьего. Икона местного чина иконостаса находится напротив царского места. Поскольку последним царём, чьим домовым храмом был Благовещенский собор, стал Пётр I, то здесь должна быть икона святых Петра и Иоанна. Но она сейчас находится на реставрации и временно заменена другой иконой, после реставрации её вернут в собор.

Четырёхчастная икона

Большая икона “Четырёхчастная” расположена на южной стене храма. Написана икона в середине XVI века и вызвала множество споров, в частности, дьяк Иван Михайлович Висковатый считал, что эта икона не должна находиться в домовом храме. Претензии Висковатого даже разбирали на церковном соборе. Митрополит Макарий и другие церковные иерархи утвердили законность и обоснованность такой иконографии.

На иконе в лицах изображена история земного мира в её связи с миром космическим и предопределённость спасения человечества через смерть Сына Божия и утверждения троичности и единства Бога.

Чтение иконы идёт по кругу, начало – в верхней левой части, где изображено Божественное домостроительство.

Затем следуют события ветхозаветной истории, чтение переходит в нижнюю левую часть иконы, затем – в нижнюю правую часть, где изображена победа над смертью через крестную смерть Христа. Повествование заканчивается в верхней правой части, там написано возвращение Единородного сына в лоно Отца. Над каждой частью иконы помещена надпись, где раскрывается основное содержание сюжета.

Интересно, что со временем на иконе из-под красочного слоя проявляются пометки о цвете разных частей изображения. Видимо, икону писали много мастеров и для них точно указали цвет той или иной группы.

Оклады на многие иконы выполнены в XIX веке.

На южной стене храма – проход в южную галерею. Об экспозиции расскажем в статье “Благовещенский собор. Южная галерея”.

Печатается на основе материалов лектория Московского Кремля. Лекция “Иконы и фрески Благовещенского собора” из цикла “Страницы истории средневекового Кремля”, лектор Л.В.Соловьёва. В статье использовались данные из книги И.А.Журавлёва, И.Я.Качалова. “Благовещенский собор. Путеводитель”, М., 2003.

Иконопись

Важнейшее воплощение христианского искусства как раньше, так и в современности — это икона. Традиция иконописи начинается еще с момента росписи римских катакомб. Именно там на стенах были изображены лики святых, напоминающие современные иконы.

Первые, дошедшие в привычном виде до нас, иконы датируются VI в. Они выполнены в технике энкаустики, что подразумевает использование восковых красок и попытку придать изображению портретное сходство с оригиналом.

Иконоборчество в VIII в. замедлило развитие иконописного искусства, хотя в отдельных регионах иконы все же писались, но этот факт не предавался огласке.

Седьмой Вселенский Собор окончательно утвердил статус иконы, как разрешенного изображения Спасителя и святых мучеников. В ходе долгих дискуссий было установлено, что она помогает человеку лучше ощущать Божественное присутствие, а обращение молящегося к ней символизирует обращение к Богу.

С этих пор начали складываться основные каноны иконописи. Они существенно различались в традициях Востока и Запада.

Итальянские иконы стали мощным источником вдохновения для художников Эпохи Возрождения. Постепенно западное религиозное искусство свелось к другим формам, а иконопись получила широкое распространение у восточных христиан.

Иконописное искусство Византии

После ослабления влияния иконоборцев наступил македонский период в развитии иконописи. Название обусловлено правлением в то время в Византии македонской династии.

Период можно разделить на «македонский ренессанс», когда художник стремился придать изображаемому человеку естественное положение тела в манере античных мастеров и «аскетический стиль», в котором старались уйти от античности, выполняя работы схематично.

С приходом к власти последующих династий, византийская иконопись вошла в комниновский период и вернулась к классическим канонам. Здесь иконописцы стремились передать как гармоничный внешний облик, так и духовное содержание в выражении лица, изображенного на иконе. В этом стиле написана известная Владимирская икона Богоматери.

В начале XIII в. Четвертый крестовый поход принес разрушения и упадок византийской иконописной традиции. После него стилистика икон поменялась. Теперь изображения носили монументальный характер, а сюжеты стали житийные.

В это время параллельно развивалась школа иконописи крестоносцев. По их заказу византийские мастера создавали иконы, отвечающие заданным параметрам и сюжетам.

Русская иконопись

Иконопись на Руси неразрывно связана с именем Андрея Рублева, который воплощал византийские каноны, привнося в них важнейшие черты русской духовности. К сожалению, его работы почти не сохранились.

Появление иконописи хронологически относится к моменту крещения Руси. Первыми иконописцами были византийские художники, но искусство создания иконы быстро переняли мастера Ростова, Новгорода, Пскова и прочих городов. При некоторых монастырях открылись иконописные школы.

Русские иконы поражали разнообразием техник. Некоторые из них почти не отличались от византийских, другие принимали сугубо индивидуальные, присущие данной школе черты.

Благовещение: пост и народные традиции

В Великий пост ради праздника Благовещения Уставом разрешено есть рыбу. Однако если праздник приходится на Страстную седмицу, послабления на рыбу нет.

В народе чтут праздник Благовещения, он известен и невоцерковленным людям. Согласно народным приметам, на праздник Благовещения нельзя ничего делать: в этот день девки косы не плетут, птицы гнезд не вьют. Крестьяне избегали в день Благовещения заниматься ремеслами, пахать, мастерить. В этот день было принято выпускать на волю пленных птиц.

По-видимому, такие строгие ограничения связаны с особым благочестивым почитанием праздника, которые вылились в суеверия.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector