2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Благовещение 2020: история, смысл и след в искусстве

Начиная с III века христиане празднуют день, когда архангел Гавриил явился Богородице и рассказал ей о том, что она родит Иисуса Христа Сына Божия. Смысл праздника Благовещения и состоит в этой благой вести для всего человечества.

Священник Сергий Круглов так определяет суть Благовещения: «Бог спрашивает разрешения у земной Девы, чтобы от Нее родился наконец Спаситель мира. Небеса, земля, Бог, все человечество, которое погрязло в страшных муках, в страданиях, в богоискательствах, оно строило себе пантеоны богов, надежды рушились, вокруг была смерть войны, несчастья… Все человечество, само того не зная, ждало Ее ответ.» (Благовещение: рассказывает священник Сергий Круглов)

Заметим, что русское слово Благовещение – это перевод греческого слова «Евангелие» (благая весть). Все события евангельской истории не смогли бы произойти, если бы Богородица ответила отказом, напоминает в своей проповеди патриарх Кирилл. (Проповедь Патриарха Кирилла на праздник Благовещения)

Отметим, что Благовещение не всегда праздновалось 7 апреля, поскольку это условная дата, которая получается вычитанием девяти месяцев от даты Рождества Христова (7 января). Подробнее об истории праздника Благовещения можно прочитать в материале Когда празднуется Благовещение? Что значит слово Благовещение?

Мозаика на триумфальной арке в Санта-Марии-Маджоре (V век)

На рубеже 420–430-х годов архиепископ Константинополя Несторий учил, что «от плоти может родиться только плоть» и Сын Марии все­го лишь человек, в котором воплощается Слово Божие, но не сам Бог. В 431 го­ду в Эфесе прошел Третий Вселенский собор, постановивший, что Мария была именно Богороди­цей, и объявивший учение Нестория ересью. Марию почи­тали и раньше, но осо­бенно сильным ее культ стал именно после постановле­ния собора. В следующем году в Риме начинается работа над мозаиками Санта-Марии-Маджоре — одной из первых городских базилик, посвященных Богороди­це. Сце­на Благовещения украшает триумфальную арку, и ее авторам было важ­но показать величие Марии. Дева одета как знатная девушка, носит диадему, серь­ги и ожерелье, вокруг нее — свита ангелов. На избранность Марии наме­кает вере­тено, которое она держит в руках. В апокрифическом Протоевангелии от Иакова, написанном во II веке, сказано, что семь девушек из рода царя Дави­да (именно среди его потомков должен был появиться Мессия) были выбраны для работы над завесой Храма. Среди них была и Мария. Чтобы решить, кому что прясть, бросили жребий. Марии достались пурпур и багря­нец — самые ценные ткани. Она взяла работу домой, где ей и явился архангел Гавриил.

7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего.

История

Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Устюжское Благовещение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. 30-40-е г. XII в. ГТГ, Москва

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

Дата и именование праздника

Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Читать еще:  Азимут северо восточного направления равняется. Азимут - что это такое и как его определить

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. 989 г. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение – это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название “Кириопасхи” (Кириопасха – Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология – Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. по григорианскому (“гражданскому”) календарю).

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II – 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.

Софийский собор. Около 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты мозаики на алтарных столбах

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

Симоне Мартини. Благовещение с двумя святыми. 1333 г. Галерея Уффици, Флоренция

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название “евангелисмос” появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. “день приветствия”, “возвещение” или “день/праздник Благовещения”; лат. “annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem” (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), “Mariae salutatio” (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название – Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis – Благовещение Блаженной Девы Марии).

Молитвы

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 4:

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод: В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 8:

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Величание Благовещению Пресвятой Богородицы:

Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Видео

Проповеди

Митрополит Сурожский Антоний:

“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть.

Читать еще:  Путеводитель по России. История поселка борисоглебский ярославской области П борисоглебский ярославская

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.

Леонардо да Винчи. 1472-1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Сравнение с лестницей Иакова

Защитные молитвы, обращенные к Божьей Матери, сравнивают с той лестницей, которая служит ангелам для восхождения на Небеса и схождения с них на Землю. Об этой лестнице, приснившейся Иакову, сказано в Книге Бытия. Иоанн Лествичник отобразил каждую из ее ступеней как покаянный грех.

Вот одна из молитв Богородице, которую должна прочесть каждая хранительница очага в великий праздник Благовещения.

Славлю благодать Твою, Владычица, молю Тебя обогати мой разум. Научи меня идти прямо, следуя путем Христовых заповедей. Связана пленном падений, мольбами Твоими прошу облегчения судьбы человеческой, Божья невеста. Храни меня и днем, и темной ночью, охраняя меня от злых врагов. Ты, давшая жизнь Богу, оживи душу мою, потерянную в пристрастиях.

Пресвятая Дева, услышь голос непотребной рабы Твоей. Слезы лью перед Тобою, Пречистая, душу свою от скверны очищаю. Стон от сердца приношу. Избавь меня от пакостей, растлевающих душу. Христа старательно об этом умоляю. Ему же честь и поклонение приношу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Что мешает

Чудотворение – это процесс, действие, проявление силы и способностей от Бога. Любой силе можно найти противодействие. Божьей – нет. И поэтому дьявол убегает от проявления силы, от противостояния ему твердой верой. И поэтому делает всё, чтобы она (сила, вера) НЕ ПРОЯВИЛАСЬ, не начала действовать.

Это знакомая ему стратегия. Ненависть к Израилю была облечена в войны. Он пытался убить младенца Иисуса. И под его гнев попали невинные люди. Так и сегодня.

Дьявол не воюет против людей, которые и так ему принадлежат, исполняют его волю и готовы слушаться его во всем. Его стратегия и война направлена на верующих. То, что мы видим сегодня в мире, это всего лишь ЧАСТЬ плана по уничтожению верующих. И нам сказано о том, что мы воюем не против людей, а против духов злобы.

Посмотрите на примеры – угнетение рабов – и, как следствие, «белые и черные церкви» сегодня. Конфликт на Украине, не имеющий отношения к верующим, но верующие стали ненавидеть друг друга. Происходит возвышение, возвеличивание отдельно взятых людей в церкви, а затем через падение их разрушение собраний и веры. Дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И поэтому Павел пишет, что «нам не безызвестны его умыслы».

Израиль был обманут и их слова привели к 40 годам в пустыне и смерти. Совет Валаама и сегодня как учение проникает в церковь, когда люди ищут «ещё что-то, кроме Слова». И вы помните, что действия Израиля сделали их врагами Богу.

Заметки на полях

Святитель Московский Филарет в своё время поразился тому, как удивительно промыслительно совпали эти слова «да будет», произнесённые юной Девой Марией, с громоподобным творческим Словом Божиим, когда в мире воссиял свет после того, как Бог произнёс: «Да будет Свет!» Вот как московский митрополит Филарет пишет об этом:»Во дни творения слово Творца «да будет» производило в мир тварь, но в этот день слово твари «да будет» низводило в мир Творца»

Отменить ответ

О слово!

Просьба

Помогите справиться с мошенником!

Уважаемые читатели, если вы зарегистрированы на «Фейсбуке», просим вашей помощи в борьбе с мошенником, который создал там фальшивый профиль «Роман Матюшин (Иеромонах)». Самозванец публиковал на этой странице свои графоманские стихи, выдавая их за стихотворения иеромонаха Романа, затем отрывки из настоящих произведений отца Романа, а позже попросил присылать пожертвования «на строительство Храма и Поселка».

Мы неоднократно посылали жалобы на «Фейсбук», но успеха добиться пока не смогли. Просим и вас, по возможности, пожаловаться на мошенника. Нажав на три точки в правом верхнем углу фальшивой страницы, можно выбрать раздел «Получить поддержку или пожаловаться на профиль», затем — «Фальшивый аккаунт», «Далее» и «Готово».

Чем больше будет обращений, тем больше надежды на то, что нас услышат! Спаси, Господи!

Благовещение Пресвятой Богородицы: смысл праздника, проповеди, иконы

7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Читать еще:  Стихи о ржи, пшенице и прочих колосках для детей. Летние загадки Загадки о пшенице для детей

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

«Что хочет Господь сказать нам в тишине?»

Икона Благовещение; Россия; XV в. Государственная Третьяковская галерея

Владимир Зелинский, настоятель прихода Иконы «Всех скорбящих радость» в городе Брешия, Италия.

— Уже несколько воскресений я лишен возможности служить в храме. Я не могу не только служить, но и войти в него. В таком случае как не потерять радости Благовещения?

«Спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление» — гласит тропарь праздника. Это значит: в таинство спасения мы входим через посещение, скорее через извещение Марии. Извещение происходит в виде диалога Ангела Гавриила и «Благословенной в женах», как называет Ее Ангел.

Он говорит, что Она «обрела благодать у Бога», что Она родит Ребенка, Который будет «велик и наречется Сыном Всевышнего». А что такое Благая, радостная Весть, как не это? По-гречески она звучит как Евангелие. Евангелие есть и книга и событие, и сегодняшний праздник делает нас участниками того и другого: События-Слова.

Поэтому Благовещение – первый из евангельских праздников, не по календарю, но по сути, потому что здесь мы впервые вступаем в таинство Слова. И входим в него через этот бывший когда-то разговор Гавриила с Марией.

В свете этого таинства раскрывается и множество значений Священного Писания. Святые Отцы, размышляя о Богородице, видели в Ней и новую Еву, родившую Спасителя, победившего грех, внесенный в мир Евой первой, и память о неопалимой купине, и образ души, внимающей Богу. Благовещение по-своему распахивает перед нами тайны Библии.

Богородица – это Живоносный Источник, как называется одна из ее икон, причем, не только чудес и исцелений, но и неожиданных, вновь открываемых смыслов.

Она – Носительница того Слова, которое всегда обращено к нам.

Этот праздник несет в себе своего рода архетип нашей веры. Почему мы становимся верующими? Потому что получаем извещение от посланца Бога, который доносит до нас Его известие о том, что Он есть, что Он рядом с нами и что Он есть любовь.

Понятно, что слух наш слабее, наши уши заложены, голос Божий просачивается в нас с усилием.

Но вот карантин, совершенно внешняя ситуация, ни к чему религиозному отношения не имеющая, в которой мы не по своей воле оказались, иногда делает нас более восприимчивыми к тому, что Господь хочет сказать нам в тишине.

Посторонние шумы, разносторонние впечатления, пусть даже самые благочестивые, теперь меньше будут отвлекать нас. Мы заперты у себя дома, мы остались наедине с собой. Так возникает новая возможность праздновать этот праздник – в стороне от храма, украшенного иконами, полного людей, помимо всех «свечечек и вербочек», которые тоже, конечно, служат символами праздника, но в то же время могут и отвлекать от него.

В этом году путь от Благовещения до Пасхи, которая за ним последует, нам предстоит пройти совсем по-особому. По Божиему попущению, выраженному в обстоятельствах, многие из нас будут праздновать все это во внутренних храмах. В «сокровенном сердца человеке», как говорит ап. Петр. И самим себе заново объяснять смысл этих святых дней.

Сейчас, конечно, за службами мы можем следить по интернету – так я и сам служу для своих прихожан – и все же, лишившись церковных даров, мы должны обрести их внутри себя.

По-новому услышать «извещение» Божие, которое заключено в этих праздниках. Не только по-новому, но и по-своему, потому что звучит оно не для всех одинаково.

Ангел говорил с Марией, но мы можем вспомнить, по крайней мере, задуматься, не говорил ли он когда-либо и с нами? Возможно, и говорил. Но мы не всегда слышали его голос, не всегда его слушали – теперь у нас есть время вернуться к этим забытым «посещениям» и, наконец, прислушаться.

Когда в Ветхом Завете был разрушен Храма, и народ был уведен в Вавилон, когда храмы закрывались и разрушались в нашей стране, это будило жажду Бога. То, что требуется от нас сейчас — это раскопать клад этой церковной жизни в своей памяти, в своем сердце.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector