0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Биография парацельса. Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм) — биография Взгляды парацельса

Содержание

Парацельс — биография и наследие

Биография Парацельса говорит о том, что этот человек посвятил всю свою жизнь изучению тайн медицины и алхимии. Выдающийся средневековый доктор существенно опередил свое время и заметно повлиял на современное состояние медицины.

Ученый и алхимик Парацельс — биография

Из биографии Парацельса известно, что настоящее имя ученого Средних веков звучало так — Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Ложная скромность при выборе псевдонима явно не мешала ему — он добавил к имени знаменитого древнегреческого врача Цельса приставку «пара». Это означает — «подобный Цельсу».

Будущий врач и алхимик родился 21 сентября 1493 года в городе Эг, который сейчас называется Айнзидельн. Его родители имели непосредственное отношение к медицине. Мать до замужества была надзирательницей в богадельне Бенедиктинского аббатства. После свадьбы она оставила эту должность, поскольку занимать ее не имела права замужняя женщина. Она стала медицинской сестрой в этой же богадельне.

Отец Вильгельм Бомбаст фон Гогенгейм происходил из обедневшего дворянского рода. Он был врачом, медицинским наукам обучил и сына. Именно отец стал первым учителем Парацельса. Преподавал он сыну и философию, которой тогда придавали немалую важность. Семья имела отличную библиотеку, несмотря на то. Вильгельсм стал примером для своего сына, и уже в 16 лет последний был знаком с хирургией, алхимией и терапией.

Обучение и странствия

В 16 лет Парацельс навсегда оставил родной дом и отправился на обучение в Базеле. Это учебное заведение сейчас считается старейшим в Швейцарии. После окончания университета будущий ученый становится учеником Иоганна Третемия. Его учитель был аббатом, но сейчас его считают одним из величайших астрологов, магов и алхимиков в мировой истории.

После обучения у аббата Иоганна Третемия Парацельс отправился в Италию для обучения в университете Феррары. После окончания очередного учебного курса он получил звание доктора медицины. В сумме, получение образования вне дома заняло у ученого около 7-10 лет.

С 1517 года средневековый алхимик и врач отправляется странствовать по миру с целью изучения алхимии, магии и медицины. Он около 10 лет посещал европейские университеты, участвовал в военных кампаниях в роли медика, побывал почти во всех странах Европы, по слухам, был и в Африке. Сведения алхимик собирал не только среди врачей и ученых того времени. Большая часть знаний была получена Парацельсом во время общения с пожилыми целительницами, палачами, цирюльниками, цыганами и евреями. Известно, что он не избегал общения с ведьмами, которыми часто объявляли повитух.

Такие источники не использовались другими врачами. Благодаря этому уникальная коллекция рецептов и медицинских знаний Парацельса, собранная по всему миру, сделала его известным врачом того времени. Так, например, книга о женских болезнях была написана после обмена опытом с ведьмами и повитухами. Женщины не желали доверять свои тайны врачам-мужчинам, предпочитая лечиться у женщин. Поэтому медицина ведьм и лечение женских болезней в целом были тайными знаниями, доступными узкому кругу людей.

Такие связи не могли остаться незамеченными. Критики часто обвиняли доктора в пьянстве, бродяжничестве и некомпетентности на основе репутации людей, с которыми был замечен ученый. В возрасте тридцати двух лет алхимик вернулся в Германию, где занялся врачебной практикой, применяя полученные в странствиях знания. После нескольких случаев излечения больных он сразу же прославился, а сплетни потеряли значение.

Карьера врача и алхимика

В 1526 году ученый Парацельс стал бюргером в Страсбурге, а в 1527 году перебрался в Базель. Там он получил должность городского врача, а также профессора физики, медицины и хирургии. Лекции в университете приносили высокие доходы, как и врачебная практика. Лекции по медицине знаменитый доктор читал на немецком языке, что стало вызовом всей системе образования, которая обязывала учить студентов только на латыни.

Однако такое своеволие простили гениальному врачу средневековья. Лекции Парацельса не были повторением материалов, собранных Гиппократом и Авиценной. Он делился знаниями, которые были собраны лично. Профессор пользовался уважением среди студентов, которые желали получить практические знания, а некоторые консервативные коллеги приходили в ужас от лекций новатора. Особенно когда узнавали об источниках, из которых была добыта информация.

В 1528 году стычки с коллегами привели к конфликту с властями города. Парацельс был отлучен от преподавания. После этого он снова отправился путешествовать, на этот раз только по Европе. Когда Парацельс побывал в Нюрнберге, он столкнулся с обвинениями в мошенничестве, которое исходило от его коллег-врачей.

Парацельс не стал терпеть оскорблений. Он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, которых оскорбившие его «специалисты» считали безнадежными. Совет поручил заняться лечением нескольких человек со слоновой болезнью. Парацельс справился с этим за короткий срок. Об этом имеются записи в городском архиве.

Следующие годы ученый Парацельс путешествовал, изучал медицину, алхимию и астрологию. Он занимался лечением людей и никогда не оставлял врачебной практики. После 1530 года ученый занялся алхимическими опытами и написанием трудов, которые пользуются популярностью даже в наше время.

Последние годы жизни

В конце 30-х годов ученый наконец осел в Зальцбурге, найдя заступника и покровителя в лице пригласившего его в этот город герцога Эрнса, которого также интересовали тайные знания. В Зальцбурге Парацельс смог полностью посвятить себя исследованиям, опытам и написанию книг. Он жил в доме на окраине города. В нем располагалась лаборатория, а также кабинет, в котором врач принимал больных.

24 сентября 1541 года величайший ученый умер после не слишком продолжительной болезни в небольшом гостиничном номере на набережной города. Парацельс ушел из этого мира всего в 48 лет. Его похоронили на местном кладбище.

Точная причина смерти гениального медика средневековья неизвестна. Наиболее правдивым вариантом современные ученые считают убийство из зависти. Эта версия выдвигалась и среди друзей Парацельса. У него было немало врагов среди врачей, которые завидовали его успеху и обширным знаниям. Считается, что кто-то из завистников нанял убийцу, который проломил череп доктора. Это привело к смерти только через несколько дней.

Гномы — Парацельс впервые ввел этот термин

Гномы Парацельса представляли собой подземных жителей. Существует версия, что это понятие появилось в результате неправильного перевода словосочетания «подземный житель» с греческого языка. Парацельс описывал гномов как человекоподобных жителей подземелий. Если верить его трактатам, гномы представляют собой элементалей земли.

Парацельс писал, что гном имеет рост в две пяди, что равняется сорока сантиметрам. Эти существа не слишком любят контактировать с представителями человеческой расы. Поскольку они являются элементалями стихии Земли, гномы могут передвигаться внутри земли так же свободно, как человек делает это по ее поверхности.

В 18 веке, уже после смерти Парацельса, гномы появляются в художественной литературе Европы. Как сказочный персонаж, гномы популярны и в наше время. В наше время высказывается версия о том, что исследователь алхимии и магии называл гномами пигмеев.

«Все есть яд и все есть лекарство» и другие цитаты Парацельса

До наших дней дошло несколько цитат Парацельса. Даже в наше время, спустя несколько сотен лет, они не считаются лишенными мудрости. Самая известная цитата Парацельса звучит так:

Все есть яд, и все есть лекарство.

Величайший лекарь своего времени имел в виду, что любое вещество может быть лекарством в определенной ситуации, если правильно соблюдать пропорции при приготовлении лекарства. Был он известен и своими резкими высказываниями о коллегах, которых считал недостойными звания врача:

Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи — все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак.

Парацельс редко стеснялся в выражении протеста против древней медицины. Во время работы преподавателем в университете он сжег научные труды, с которыми не был согласен. После этого он потерял работу.

Главной своей целью доктор ставил избавление людей от болезней:

Настоящая цель алхимии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!

Средневековый врач Парацельс — книги

Всего Парацельс написал 9 книг, но только 3 из них были выпущены при его жизни. Первая книга Парацельса называлась «Парагранум». В ней автор раскрывал тайны каббалы. Изучением каббалистики он занимался еще во время обучения у аббата после получения первого высшего образования. Так Парацельс объяснял важность этой науки:

Вся физика, включая все ее частные науки: астрономию, астрологию, пиромантию, хаомантию, гидромантию, геомантию, алхимию… — все они матрицы благородной науки каббалистики.

«Парамирум» — следующая книга Парацельса, которая рассказывает о происхождении болезней и особенностях каждой из них. В ней он поделился всеми своими знаниями о природе человеческого организма и лечении различных заболеваний. Сейчас этот труд считают медико-философским.

Следующими книгами стали «Лабиринт заблуждающихся медиков» и «Хроника Картинии». В первой книге Парацельс подробно описал свои взгляды, не слишком стесняясь в выражениях. Кроме этого, на закате жизни были созданы труды «Философия» и «Потаенная философия», а также «Великая астрономия». В последней книге Парацельс описывает потусторонних существ, в том числе и гномов.

Какой была медицина Парацельса

Парацельс сделал значимый вклад в медицину. Первые лекарства были изобретены именно алхимиками, и он стал одним из первых. Парацельс стал основателем ятрохимии – науки, которая соединила химию и медицину. Попросту говоря, он ставил своей основной целью изобретение и испытание рецептов лекарств. Только в 16 веке благодаря Парацельсу и его последователям возникло такое течение, которое долгое время относили к алхимии, а не медицине.

Парацельс учил, что все живые организмы состоят из химических веществ в определенной пропорции. Если эти пропорции нарушены, это приводит к болезни. Химическими средствами можно вернуть баланс веществ в организме человека. Интересный факт — название цинку дал именно Парацельс. Он стал первым врачом, который использовал золото, сурьму и ртуть в лечении больных.

Идеи древней медицины, которые практически не приносили пользы, подверглись жесткой критике. Парацельс старался внедрять новые методики лечения больных, за что не был любим своими коллегами. Его считают одним из основателей медицины как науки. Нынешним состоянием медицины и фармакологии человечество также обязано Парацельсу.

Доктора и алхимика называют не только мудрейшим врачом средневековья, но и выдающимся магом и эзотериком. Его часто сравнивали с Лютером, который тоже был первопроходцем, но в религии. Правда, Парацельсу не нравилось это сравнение. Считалось, что ему был известен секрет философского камня, и он обладал лично приготовленным экземпляром. Ему приписывали возможность превращать металлы в золото и исцелять любые болезни.

В целом, о Парацельсе сложено немало легенд. Его личность несколько загадочна, но из биографии знаменитого средневекового хирурга можно почерпнуть интересную информацию для современного человека.

Парацельс

Биография

7 ноября 2019 года «Популярная механика» выпустила подборку на любопытную тему «Как лечили венерические заболевания в прошлом», где раскрывались секреты старинной медицины. В Древнем Египте, например, прибегали к сандаловому маслу и мазям с травами, чесноком и толченым коровьем рогом, эллин Соран Эфесский рекомендовал носить на теле свинцовые гири, а с Парацельса, творившего в эпоху Ренессанса, началось увлечение ртутью.

Детство и юность

За давностью лет не сохранилась точная дата рождения одного из основателей современной медицинской науки, поэтому потомкам приходится довольствоваться только примерными годами — 1493-м или 1494-м. Хотя одни источники считают днем его прихода в этот мир 10 ноября 1493-го, иные — 17 декабря.

На свет он появился в швейцарской деревушке Эг: отец Вильгельм, происходивший из обедневшего дворянского рода, трудился химиком и врачом, мать Эльза числилась суперинтендантом в больнице при католическом монастыре.

Monument to Paracelsus in Beratzhausen, Bavaria. Beratzhausen is a municipality in the district of Regensburg in Bavaria in Germany.

В 1502-м женщина умерла, и вдовец с сыном перебрались в Филлах, где родитель продолжил свое благородное дело. Благодаря ему Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (таково полное имя ученого) получил блестящее домашнее образование: знал основы хирургии, терапии, ботаники, минералогии, свободно ориентировался в азах алхимии и т. д. Также подросток вникал гуманитарным и богословским знаниям в школе при аббатстве Санкт-Пауль-им-Лавантталь.

В 16 лет юноша покинул отчий дом и отправился на учебу в Базельский университет, а затем получил докторскую степень в Университете Феррары. С 1517-го жизнь Парацельса состояла из сплошных путешествий: в качестве военного медика он объездил почти всю Европу, ходили слухи, что он добрался до Северной Африки, Палестины, России и Константинополя и даже побывал в татарском плену.

Читать еще:  Алексей Хомяков: философ русской самобытности. Православная электронная библиотека А с хомяков краткая биография

В 1525-м целитель занялся преподаванием в Университете Фрайбурга, на следующий год получил гражданство в Страсбурге, чтобы иметь разрешение на частную практику, а уже в 1527-м — лицензию врача и право на чтение лекций в родном University of Basel. Причем занятия он вел на немецком языке, а не на латыни, что сделало их доступными каждому.

Личная жизнь

До наших времен не дошли сведения о личной жизни великого новатора, поэтому доподлинно не известно, имелись ли у него жена и дети. Зато сохранилась информация о характере, внешнем виде и привычках.

Высокомерный и склочный Парацельс, портреты которого писали художники Августин Хиршфогель, Квентин Массейс и Питер Пауль Рубенс с учеником, не мог похвастаться красотой: мужчина с рождения имел горб, большую голову и худые кривые ноги. Он не чурался ничего человеческого: любил сквернословить, выпить (причем, и до лекций), эпатировать одеждой и непристойностями. За ним также закрепились противоречивые звания мага и прорицателя.

Наука

Парацельс («подобный Цельсу») являлся одним из пионеров медицинской революции эпохи Возрождения, считался отцом токсикологии, первым ятрохимиком, изучавшим терапевтические действия химических элементов и соединений (в труде «Алхимия», например, описал способ получения серной кислоты и 4-хлористого олова), изобретателем ряда эффективных лекарств и ввел понятие их дозировки.

Авторству целителя принадлежали теория о сигнатуре — знаках природы, женских болезнях (тогда дамы не прибегали к услугам специалистов) и утверждение, что каждая хворь требует индивидуального лечения. Сюда как раз относится ртуть против сифилиса и окись цинка против эпилепсии. Кстати, и своим названием последний металл обязан медику, который также дал объяснение природе и причинам появления силикоза у горняков.

Portrait of Paracelsus, after Quentin Matsys, ca. 1530

Кроме того, не чужды Теофрасту оказались и философские размышления, в частности о микро- и макрокосмосе и человеке, несущем в себе образ Божий и имеющем 7 элементов.

Взгляды его были во многом новаторскими, что вызывало негатив со стороны менее гибких к переменам коллег, они, не скрывая, считали его мошенником, самозванцем и шарлатаном; конфликты вспыхивали повсеместно. Впрочем, время расставило все по своим местам: сейчас Парацельс по праву заслужил звание гения и врача, опередившего время, а память о нем жива до сих пор.

Смерть

Ученого, сделавшего немало открытий в различных областях науки, не стало 24 сентября 1541-го в Зальцбурге, куда он приехал по приглашению Эрнеста Баварского. Взгляды на причину смерти разнятся: одни биографы считали, что его отравили завистники, другие — что это произошло случайно, во время испытания на себе препарата.

Выдвигалось мнение, что незадолго до кончины на званом обеде мужчина подвергся нападению бандитов, нанятых недоброжелателями, в результате он упал на камень и проломил себе череп. Последнее утверждение подтвердил немецкий анатом Самуэль Томас Зёммеринг.

Биография Парацельса

Парацельс (1493-1541) – швейцарский медик, философ и алхимик, естествоиспытатель. Ему принадлежат великие реформы в медицинской науке и практике. Основоположник ятрохимии (направление, целью которого было поставить химию на службу медицине, а именно готовить лекарства). Критиковал древнюю медицину. Стал одним из основателей современной медицинской науки, всячески старался обогатить её химическими препаратами.

Родители

Парацельс появился на свет 24 октября 1493 года в городке Эг немецкоязычного кантона Швиц в центральной части Швейцарии. Тогда это была небольшая деревня в паре часов пешей ходьбы от Цюриха. Его имя, унаследованное от родителей, полностью звучит так – Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Парацельс – это псевдоним).

Его папа, Вильгельм фон Гогенхайм – косвенный (незаконнорожденный) потомок старинного и славного дворянского рода Бомбастов. Когда-то этот дворянский род считался знатным, были в нём рыцари ордена Святого Иоанна, своя резиденция – замок неподалёку от Штутгарта. Но со временем род обеднел. Отец Парацельса был горд дальним родством с Бомбастами, но кроме гордости это не принесло ему ровным счётом ничего – ни славы, ни денег.

О матери Парацельса известно немного. Она имела вид крайне тщедушный, большая голова с кривыми худенькими ногами выглядели нелепо и некрасиво. До того, как вышла замуж, работала в богадельне Бенедиктинского аббатства надзирательницей. После бракосочетания пришлось уйти с этой должности, так как её не могла занимать женщина замужняя. Мама устроилась работать в лечебницу местного аббатства медсестрой.

Отец Парацельса занимался врачебной деятельностью, но не добился на этом поприще ничего особенного. Тогда он решил вывести в люди хотя бы единственного сына, чтобы он избежал в будущем нищенской нужды. Отец предопределил и уготовил ребёнку путь в священники, тогда это было единственной возможностью избавиться от нищеты и добиться благосостояния.

Учёба

Родительское воспитание Парацельса было простым, можно даже сказать крестьянским, утончённости и изысканных манер ему никто не прививал. Он не пил в детстве мёда, не ел мягкого пшеничного хлеба и фиников. Основной пищей в их семье были молоко, сыр и хлеб из грубой муки.

Мальчик рос усердным и прилежным, ему нравилось читать книги и получать знания. Несмотря на бедность, в семье была отличная библиотека. Бывало, Парацельс настолько увлекался книжками, что просиживал над ними до раннего утра. Отец за это не ругал, несмотря на то, что ребёнок сжигал недешёвые по тем временам свечи. Вильгельм постарался передать сыну все знания по философии, алхимии, терапии и хирургии, которыми владел сам. Парацельс почитал отца, всегда говорил, что это был его лучший наставник и друг.

Когда мальчик немного подрос, родители устроили его в монастырь Святого Андрея учеником. Упрямый к учёбе и усердный ребёнок вскоре проявил себя, как лучший ученик.

В шестнадцатилетнем возрасте юноша покинул отчий дом и отправился на учёбу в университет Базеля. Это учебное заведение сейчас одно из старейших в Швейцарии. Окончив его, он поехал в Вюрцбург в монастырь Святого Иакова для дальнейшего получения образования. Учителем Парацельса стал настоятель монастыря Иоганн Тритемий из Ипангейма, который был знаменит тогда своими знаниями в области алхимии, медицины, астрологии и даже магии.

Но, погружаясь в мир знаний, юноша стал понимать, что не всегда в книгах прописана истина, авторы тоже заблуждаются и делают ошибки, как простые люди. Парацельса больше стала привлекать практика, нежели теория. Он ходил в местные аптеки, в стеклодувную мастерскую, на горные разработки, где велась добыча свинца, благородных металлов, железной руды, сульфатов, цинка. Парень понял, что на практике получит гораздо больше необходимых знаний и опыта, чем сидя в монастыре за книжками.

В конце концов, он ушёл из монастырских стен и направился в итальянский университет Феррары. Получив в нём очередной образовательный курс, Парацельс ушёл из учебного заведения с дипломом доктора медицины.

Период странствий

В 1517 году дипломированный медик прикинулся нищим монахом и начал путешествовать. Почти десять лет он странствовал по университетам Европы, как медик принимал участие в военных кампаниях, побывал во многих странах. Пешком прошёл через Францию, Англию, Германию, Шотландию, Италию, Испанию, Нидерланды, Португалию, Швецию. Затем поменял курс и отправился в Польшу, Венгрию, Литву, Хорватию. Побывал даже в Скандинавских странах, России, Константинополе, Африке и Палестине.

Встречаясь на своём пути с разными людьми, он беседовал с ними, слушал их рассказы, получая для себя новые знания. Не гнушался никакого общения, любую новую информацию впитывал с особенной жадностью. Беседовал равно, одинаково как с учёными, алхимиками, предсказателями и врачами, так и с обыкновенными пастухами, евреями, цыганами, палачами, пожилыми целительницами и цирюльниками. Если считал полезным, то не стыдился учиться даже у бродяг, колдунов, ведьм и повитух. Они рассказывали ему свои секреты целебных отваров, которые способны остановить кровь, снять порчу, вылечить разные болячки.

Медиков он старательно просил поделиться секретами в искусстве врачевания, прилежно всё запоминал. У знахарок и банщиц узнавал, какой уход они обеспечивают больным, какими при этом пользуются средствами?

Особенно много опыта и знаний давала ему армейская практика – лекарем он поступил на службу в армию датского короля Христиана, был фельдшером в нидерландском войске. Солдаты прозвали его «отчаянный» за то, что никогда в лазарете не отсиживался, а всегда был рядом с ранеными на поле боя.

В Лионе он устроился в похоронную контору бальзамировать тела, где ему были доступны трупы, принесшие учёному немало новых открытий в устройстве человека.

Другие медики такой информацией не пользовались. Поэтому Парацельсу удалось собрать по миру уникальные рецепты медицины, что сделало его знаменитым врачом того времени. Например, на основании многочисленных бесед с повитухами он написал «Книгу о женских болезнях». В те времена эта область медицины была доступна лишь узкому кругу людей, так как женщины не решались идти со своими проблемами и болезнями к медикам-мужчинам.

Правда, в таком методе сбора знаний была и оборотная сторона. Парацельса часто обвиняли в связях с представителями низших слоёв общества, в бродяжничестве, пьянстве и некомпетентности как учёного-медика.

Врачебная деятельность

Ем было уже тридцать два года, когда, вдоволь наскитавшись по свету, Парацельс вернулся в Германию и стал врачевать. Сначала к его знаниям и опыту, полученным в странствиях, народ отнёсся скептически. Но уже совсем скоро, после того, как он вылечил нескольких больных, сплетни сменились славой.

В 1527 году он обосновался в Базеле, где был назначен на должность городского врача. Также занялся преподавательской деятельностью в качестве профессора медицины, физики, хирургии. В университете он читал лекции, что приносило весьма неплохой доход, впрочем, как и врачевание.

Парацельс ввёл новшество и стал преподавать медицинские лекции на немецком языке, в то время как по всей Европе это делали на латыни. Многие посчитали, что учёный таким поступком бросил вызов системе образования. Но великому врачу простили такое своеволие.

Во время лекций по медицине он не повторял трудов Авиценны или Гиппократа, а делился со студентами знаниями, собранными лично. Ученики очень уважали Парацельса, а коллеги, наоборот, были в ужасе от его новаторских идей. В 1528 году постоянные разногласия с другими преподавателями спровоцировали конфликт и с городскими властями. Его отлучили от преподавательской деятельности, и учёный вновь пошёл странствовать.

Теперь он решил путешествовать только по Европе. Когда добрался до Нюрнберга, узнал, что коллеги-врачи обвинили его в мошенничестве. Парацельс не намерен был терпеть оскорблений. Он обратился к городским властям с просьбой доверить ему тех пациентов, которых оскорблявшие его коллеги уже сочли безнадёжными. Городской совет постановил выделить ему для лечения нескольких людей со слоновой болезнью. В короткий срок медик вылечил больных, о чём есть данные в городском архиве.

Парацельса оставили в покое, и он отправился путешествовать дальше. В своих скитаниях продолжал изучать медицину, астрологию и алхимию, лечил людей, никогда не позволял себе забросить врачебную практику.

В конце 1530-х годов Парацельс окончательно осел в Зальцбурге. Сюда пригласил его герцог Эрнст, который увлекался тайными знаниями. В лице герцога медик нашёл покровителя и заступника. Он поселился на городской окраине в небольшом домике, который разделил на две части. Одну оборудовал под лабораторию, где проводил свои опыты и исследования, а из второй части сделал кабинет для приёма больных. Наконец-то он обрёл пристанище и мог спокойно заниматься любимым делом.

Смерть

24 сентября 1541 года учёного нашли мёртвым в номере гостиницы. Настоящая причина смерти остаётся неизвестной, но есть предположение, что Парацельс был убит из зависти. Среди коллег-врачей у него было достаточно много врагов, они завидовали успеху и богатым знаниям учёного. Друзья Парацельса полагали, что завистниками был нанят убийца, который ударил тяжёлым камнем великого медика по голове. От полученной травмы он скончался через несколько дней. Позднее немецкими учёными был обследован череп Парацельса. На нём была обнаружена трещина, что подтвердило версию об убийстве.

Похоронили Парацельса в Зальцбурге на кладбище при церкви Святого Себастьяна.

Труды и сочинения

За время скитаний все свои наблюдения Парацельс тщательно записывал, анализировал, делал выводы. Он обладал потрясающей работоспособностью. Его друзья свидетельствовали о том, что за письменным столом он мог проводить по несколько дней подряд без сна. Парацельсу принадлежит девять книг:

  • «Парагранум» о тайнах каббалы. Изучать каббалистику он начал ещё у аббата Иоганна Тритемия.
  • «Парамирум» об истории и особенностях человеческих заболеваний. Здесь он изложил все свои знания о природе организма человека и о методах лечения различных болезней.
  • «Лабиринт заблуждающихся медиков».
  • «Хроника Картинии».
  • «Философия».
  • «Потаённая философия».
  • «Великая астрономия»;
  • «Шнеебергская лёгочная болезнь»;
  • «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».

Основа учения Парацельса состояла в том, что все живые существа имеют в своём составе определённую пропорцию химических веществ. Как только эта пропорция нарушается, появляется заболевание. Восстановить баланс в организме человека и излечить болезнь возможно за счёт внешних химических веществ. Таким образом, он был первым врачом, который объединил алхимию и медицину, изобрёл и испытал рецепты лекарств. Также он первым начал применять в лечении больных сурьму, золото и ртуть.

Парацельс был жёстким критиком древней медицины, считал, что она практической пользы не приносит. Он занимался внедрением новых методик лечения, за что коллеги его не любили. Зато теперь он считается одним из основателей медицины как науки. Также обязана ему своим появлением и фармакология. Парацельсу принадлежат знаменитые фразы:

  • «Всё есть яд, и всё – лекарство. И то, и другое зависит лишь от дозы»;
  • «Главная цель алхимии должна заключаться не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств».

Одно из его великих достижений – открыл болезнь силикоз (это профессиональное заболевание горняков), объяснил его причины и природу.

Парацельс — легенды и жизнь

Парацельс (лат. Paracelsus). Настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайма (Гогенгейм), лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim).

Читать еще:  Топ 10 самых страшных вещей. Самые страшные вещи, которые удалось зафиксировать камерой

До сих пор ученые и историки сомневаются, кем же на самом деле был знаменитый алхимик и врач Парацельс, родившийся 17 декабря 1493 года. Эффективно лечивший воспаления и инфекции, а также веривший в окружающих нас потусторонних существ и волшебную силу ртути. В исследованиях Парацельс предстает одновременно основателем фармакологии и масштабным шарлатаном.

Парацельс в Шамбале

В начале 16 века Парацельс много путешествовал, причем не только по Европе. По одной из легенд, он побывал в России, где его взяли в плен татары и отвезли на Восток. Со слов последователей целителя, восточные жители прониклись его мудростью, и местный хан даже доверил Парацельсу сопровождать в Стамбул своего сына. В Турции врач, якобы, и получил философский камень. Однако дальше история принимает совсем уж фантастический характер. Странствия по Востоку завели Парацельса прямиком в мифическую Шамбалу, где он провел длительное время в ашраме, изучая восточную мудрость. В своих записях Парацельс не подтверждает, но и не опровергает вояж.

Одна из книг Парацельса — «Оракулы» — содержит предсказания целителя о будущем мира. Исследователи сошлись на том, что до Нострадамуса Парацельсу далеко, и уже опровергли часть пророчеств. Впрочем, одному из них еще только предстоит сбыться (или не сбыться). И касается оно, предположительно, современной России, которую он называет «страной гипербореев». По прогнозу, через 500 лет после смерти Парацельса, то есть в 2041 году, над Россией «воссияет великий крест», и страна переживет «огромный рассвет». Упадком он сменится не скоро — по предсказанию Парацельса, в 2091 году, причем опасность будет грозить уже всему миру. Суть мировой угрозы оракул не уточнил.

Философский камень и эликсир бессмертия

Говорят, что Парацельс получил в личное распоряжение заветную мечту алхимиков — философский камень, из которого можно приготовить эликсир бессмертия. Камень этот, по легенде, является неким абсолютным катализатором, способным превращать различные вещества в золото. Однако сам Парацельс полагал, что камень поможет ему вывести формулу идеального лекарства (французская косметика). Один из препаратов целителя так и назывался Archidoxa Medicinae — Эликсир Жизни. По преданию, в его состав входило золото. Парацельс считал свой эликсир полезным для очищения крови и сердца, поскольку у золота и у сердца одна и та же планета-управитель — Солнце. Впрочем, факт обладания философским камнем в жизни целителя сомнителен. Парацельс не дожил и до 50 лет.

Еще одно алхимическое достижение, приписываемое Парацельсу — создание искусственного человека, гомункула. Что бы вырастить гомункула, как полагал Парацельс, при своевременной подкормке человеческой кровью через 40 недель можно получить полноценное существо. «Его можно воспитать и обучить, как любого другого ребенка до тех пор, пока он не подрастет и не сможет сам о себе позаботиться», — считал целитель.

Существует несколько версий смерти Парацельса. Одни, интригуя, предполагают, что он был убит конкурентами, или отравился ртутью, лечебные свойства которой врач широко пропагандировал. Есть и более прозаичная версия, по которой Парацельс скончался из-за неумеренного потребления алкоголя. Некоторые поступки целителя, вроде демонстративного топтания ногами трудов Авиценны, косвенно подтверждают его не вполне уравновешенную психику. Когда в 1831 году Европу накрыла эпидемия холеры, люди толпами повалили на могилу Парацельса, надеясь на нее, как на оберег. И надо сказать, историки отмечают, что болезнь действительно обходила место захоронения целителя стороной.

Злоречивый Парацельс. Легендарный средневековый врач — гений или миф?

В общественном сознании Парацельс предстает как врач-новатор, который чуть ли не первым стал полагаться в лечении и диагностике на опыт, а не на схоластику и авторитеты древних. И самое главное — он считается основателем современной фармакологии. Его имя стоит в одном ряду с Гиппократом, Авиценной, Галеном и другими великими врачами прошлого.

Именно таким его описывают в учебниках по истории медицины, и в романе братьев Вайнеров «Лекарство от страха». В 1989 по нему был снят популярный фильм, в котором Парацельс показан врачом, вынужденным сражаться со всем косным миром. Он проводит жизнь в постоянных скитаниях, поскольку его отовсюду гонят. В поисках мифического лекарства от всех болезней, ему удается сделать открытия, которые легли в основу современной фармакологии.

Кем же Парацельс был на самом деле?

При рождении отец дал ему имя Теофраст (богоречивый). Ученики иронично прозвали его Какофрастом (злоречивым). Полностью его законное имя звучало так — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Этого ему показалось мало, и он сам стал скромно величать себя Парацельсом. Обычно это имя переводят, как «Подобный Цельсу». Рискнём высказать предположение, что выбирая это имя, Парацельс вкладывал в него другой смысл. Греческая частица «пара» означает не только близко, около, но и нарушающий что-либо. Поскольку Парацельс не признавал никаких авторитетов, даже Гиппократа, Галена и Авиценну, то вряд ли он представлял себя равным древнеримскому врачу и философу Авлу Корнелию Цельсу. Скорее всего, он видел себя уничтожающим его. Похоже, фанатичному Теофрасту не нравились призывы Цельса к примирению всех медицинских школ и попытки «сохранять середину между крайними мнениями». Важная деталь, Парацельс смело издевался над этими медицинскими авторитетами, и публично сжигал их книги.

Встречают по одежке.

Давайте повнимательнее присмотримся к Парацельсу, но присмотримся по-русски: встретим по одежке. Внешность у него запоминающаяся. По словам знаменитого психоаналитика и философа Карла Юнга, серьезно изучавшего историю Гогенгейма, «природа дала ему лишь приблизительно полутораметровый рост, болезненный вид, слишком короткую верхнюю губу, не до конца прикрывавшую зубы (признак, который нередко встречается у нервных людей), и таз, женственность которого казалась поразительной, когда в XIX веке его останки эксгумировали. ». После этого ходила даже молва, что он был евнухом. В связи с этим заметим, что Теофраст любил выпить, покутить, но ни в одном труде о нём нет ни слова о его женщинах.

Парацельс по неделям мог не переодеваться, гордился, что он и его ученики «платья носят грубое, кожаное, шкурой либо фартуком завешенное, о кои они руки вытирают, пальцы свои в угли, в отбросы и всяческую грязь суют, а не в кольца золотые, и подобно кузнецам и угольщикам закопчены».

Провожают по уму

Не будем ханжами и проводим Парацельса по уму, то есть, по его достижениям, о которых можно прочесть во многих статьях. Во-первых, ему приписывают создание ятрохимии — врачебной химии, которую считают краеугольным камнем современной фармакологии и биохимии. Во-вторых, многие упорно утверждают, что он ввел в медицину опытный подход. То есть, в отличие от врачей-схоластов, он полагался не на теории, оторванные от реальности, а шел от жизни, полагаясь на наблюдения и результаты. Можно сказать однозначно, человек, сделавший в то время такие открытия, достоин не одной, а многих Нобелевских премий.

Странный опыт

Но давайте повнимательнее рассмотрим «опытный подход» Парацельса.

«Он страстно боролся с медицинской наукой своего времени и провозглашал ценность и необходимость „опыта“, но столь восхваляемый им опыт не имел ничего общего с сегодняшним пониманием опыта», — пишет Александр Койре, наш соотечественник, покинувший Россию перед революцией, и ставший самым известным историком науки в мире. Парацельса он изучал специально, и посвятил ему большой очерк.

Что же такое «опытный подход по Парацельсу»? Он несколько своеобразен — Какофраст признает только свой опыт, а опыт Авиценны, Галена и прочих великих медиков для него не существует. Проповедуя опытный подход, Парацельс практически исключает объект опыта — пациента. Будучи астрологом и алхимиком, он считает, что для постановки диагноза и выбора лечения сам больной не нужен. Про него все можно узнать по расположению звезд на небе.

«Для нас, — говорит Парацельс, — внешнее небо путеводитель по небу внутреннему». Внешнее небо это макрокосм, в котором отражается микрокосм — сам больной. И поскольку, небо внешнее перед глазами, а внутреннее, сокрыто от глаз кожными покровами, мышцами и прочими анатомическими структурами, лучше о нём судить по макрокосму. «Ибо кто смотрит вовнутрь сквозь кожу?» — задается вопросом Парацельс, и сам же отвечает: «Никто».

По его мнению, анатомия, изучающая строение человеческого тела, и проникающая внутрь его — тоже не нужна. Гогенгейм выступал против только начинавшихся медицинских вскрытий трупов, так как «внешнее небо учит и указывает, откуда происходит недуг у человека, а сам человек не показывает свой недуг». То есть, по сути, он даже отрицает необходимость осмотра и обследования пациента, а также необходимость изучения симптомов. Якобы «достаточно посмотреть на звезды, и вычислить его болезнь». Он вел себя как самые типичные врачи того времени, против которых так яростно выступал. Тогдашние доктора почти поголовно были астрологами. К слову, точно так же без осмотра он поставит диагноз своему современнику знаменитому гуманисту Эразму Роттердамскому. Согласитесь, вне всякого сомнения, такой опытный подход не может быть положен в фундамент современной медицины.

Ятрохимия или ятроалхимия

А теперь вернемся к врачебной химии (ятрохимии). Правильнее её называть ятроалхимией, которая бесконечно далека от привычной нам химии. Конечно, алхимики, многие из них были врачами, иногда проводили опыты, которые сопровождались химическими превращениями (их изучение — суть химии), но для развития настоящей химии гораздо больше пригодились не их исследования, а лабораторная посуда, используемая ими — реторты, колбы, мензурки и т.д. Химия и алхимия гораздо более отдалены друг от друга, чем алхимия и астрология. Поэтому, считать Парацельса родоначальником химии и фармакологии, оснований нет: «Не существует прямого пути от Гогенгейма к современной химии», — пишет швейцарский исследователь Парацельса Пирмин Майер.

Главное его новшество, использование вместо лечебных трав всякой «химии», главным образом, ртути, серы и сурьмы. Не странно, что от таких лекарств многие больные умирали. Парацельса стали обвинять в отравлениях. Он глубокомысленно отвечал: «А знаете ли вы, что есть яд? Все есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством». На самом деле, эту сентенцию, которой пытаются часто показать новаторство Теофраста, придумали ещё в древней Греции.

О своих будущих врачах-последователях Парацельс говорит: «Они будут геомантами, они будут адептами, они будут археями, они будут спагириками, у них будет квинтэссенция». Не уверен, что современные потомки Гиппократа узнают себя в этом описании. Карл Юнг, врач, психоаналитик и философ, изучая Парацельса по первоисточникам, сознался, что кроме бунта против официальной медицины затрудняется «указать, какие другие врачебные открытия принципиального характера можно приписать Парацельсу». При этом, если мы заглянем в более древние труды Гиппократа, то сможем найти массу рецептов и советов, актуальных и сегодня. Такова история науки, за несколько веков до Парацельса и после она сильно ушла в сторону, и лечиться у врачей было очень опасно. Часто опаснее, чем болеть.

Пламенный революционер

Возможно, в силу этого бунтарства советские историки медицины записали Парацельса в разряд пламенных революционеров, и представляли его как предтечу современной медицины. Но в реальности, это был человек своего раздираемого религиозными войнами времени, бесконечно далекий от современной науки. Нам кажется более справедливым взгляд на него Александра Койре: «Парацельс является одним из самых любопытных авантюристов в истории человеческой мысли. Избыточная, даже сверхизбыточная фантазия, страсть к познанию и жгучий интерес к миру, к конкретной живой реальности, воплотились в его гении — варварском, но все же гении, — и распад средневековой науки вызвал у него возрождение и оживление самых примитивных предрассудков более, чем у кого-либо из его современников. Половина того, чему он учил — это не что иное, как фольклор, выряженный в причудливые имена, которые он с детски наивной радостью изобретал по всякому поводу или даже без повода; имена, которым он придавал „латинские“ и „греческие“ корни и окончания. Он наслаждался возможностью — противопоставить ученой терминологии своих современников и соперников ещё большую абракадабру».

А, как известно, в абракадабре, если постараться, можно откопать истоки всех наук.

Биография парацельса. Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм) — биография Взгляды парацельса

Параце́льс (лат. Paracelsus, настоящее имя Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim). Родился 21 сентября 1493 года, город Эг, кантон Швиц. Дата смерти — 24 сентября 1541 года, Зальцбург. Знаменитый алхимик и врач швейцарско-немецкого происхождения, один из основателей ятрохимии
Изобретённый им самим псевдоним Парацельс означает «превзошедший Цельса», древнеримского энциклопедиста и знатока медицины первого века до н. э

Биография
Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве. Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии. В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет. После этого, в Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Скитания
С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

По свидетельству Ван Гельмонта в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь и получил там Философский камень. Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus» (Золотое руно — лат.) (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса. Говорится, что этот Трисмозин обладал также универсальной панацеей; утверждают, что в конце XVII века он был ещё жив: его видел какой-то французский путешественник.

Читать еще:  Непреображающая вера – норма советской религиозности?

Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги. Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. Также в 1527 г. по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было действительно его собственным, и он преподавал его невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии.

В 1529 и 1530 гг. посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.

Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений — объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков).

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в одном из замков Бератцхаузена он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хроника Картинии» (1535).

Последние годы
В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536).

После этого он побывал в Мерене, Каринтии, Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него собственный домик на окраине, кабинет и лаборатория.

24 сентября 1541 года, находясь в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь» на набережной Зальцбурга, он умер после непродолжительной болезни (в возрасте 48 лет и трёх дней). Был похоронен на кладбище городской церкви св. Себастьяна.

Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти.

Посмертно
Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 году во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас ему стоит памятник.

Памятник
В центре пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше — надпись:

латынь: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua.;
перевод: «Филиппа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за [открытие] химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью».
Под портретом:

Sub reparatione ecclesiae MDCCLXXII. ex sepulchrali eruta heic locata sunt.;
«По причине ремонта церкви [в год] 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены» [кости Парацельса].
На основании памятника:

Conditurhic Philippus Theophrastus insignis Medicinae Doctor qui dira ilia vulnera Lepram Podagram Hydropsin aliaque insanabilia corporis contagia mirifica arte sustulit et bona sua in pauperes distribuenda locandaque honoravit. Anno MDXXXXI. Die xxiv. Septembris vitam cum morte mutavit.;
«Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть.»
Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу слова:

Pax vivis requies aeterna sepultis.;
Мир живым, вечный покой умершим.
На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 г.

Учение Парацельса
Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.
Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»).
По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.
Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Химическая псалтирь, или философские правила о Камне Мудрых», «Азот, или о древесине и нити жизни» и др. В одном из этих сочинений употребил термин гном.
Именно он дал название металлу цинку, использовав написание «zincum» или «zinken» в книге Liber Mineralium II. Это слово, вероятно, восходит к нем. Zinke, означающее «зубец» (кристаллиты металлического цинка похожи на иглы).

Память
В 1970 г. Международный астрономический союз присвоил имя Парацельса кратеру на обратной стороне Луны.
В художественной литературе и кино
Парацельс упоминается в серии романа о Гарри Поттере, написанной английской писательницей Дж. К. Роулинг.
В произведении Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса» к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда — сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими реминисценциями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу — и оживляет розу одним словом.
В романе «Франкенштейн» главный герой находился под сильным влиянием трудов и идей Парацельса, что и определило его стремления.
Парацельс — один из главных героев романа братьев Вайнеров «Лекарство против страха».
Австрийский кинорежиссёр Георг Пабст в 1943 году снял фильм «Парацельс».
Парацельс — одно из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт».
Парацельс — прототип отца главного героя Ван Хоэнхайма в манге и аниме «Стальной алхимик».
Персонаж по имени Парацельс является героем последних сезонов сериала Склад 13.
Часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других средневековых ученых-оккультистов используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.

Биография парацельса. Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм) — биография Взгляды парацельса

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus)
(Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм; von Hohenheim)

24 октября 1493 г. – 24 сентября 1541 г.

Знаменитый средневековый врач и алхимик Парацельс родился в городке Айнзидельн (кантон Швиц, Швейцария) в семье врача. По примеру своего отца Парацельс начал изучать медицину – в Германии, Франции и Италии. В 1515 г. он получил во Флоренции степень доктора медицины, после чего странствовал по Европе, продолжая изучать медицину и алхимию.

В 1526 г. Парацельс стал профессором университета и городским врачом в Базеле; в университете он читал лекции на немецком языке, а не на традиционной латыни, что тогда было неслыханной дерзостью. Лекции его привлекали множество слушателей и стали широко известными; в то же время Парацельс приобрёл множество врагов среди врачей и аптекарей, поскольку в своих лекциях он резко выступал против схоластической медицины и слепого почитания авторитета Галена; публично сжёг учебник медицины, написанный на основе представлений античных учёных. В 1528 г. Парацельсу пришлось покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Последние годы жизни он вновь скитался по городам Эльзаса, Баварии, Швейцарии, посетил даже Пруссию, Польшу и Литву, и, наконец, поселился в Зальцбурге, где нашел могущественного покровителя в лице архиепископа и пфальцграфа рейнского. Здесь он и умер в 1541 г. (по некоторым данным, насильственной смертью).

Парацельс решительно отверг учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, – химические процессы. Он различает четыре главные группы причин болезней, которые он называет entia: 1) ens astrale – космические и атмосферические влияния, 2) ens naturale – причины, лежащие в анатомо-физиологических свойствах организма; они распадаются на две главные группы: ens veneni – ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis – наследственные аномалии; 3) ens spirituale – психические влияния и 4) ens Deale – Божье попущение.

Свою терапию Парацельс основывал на алхимическом учении о трёх принципах; он учил, что в составе живого тела участвуют три вещественных начала, которые входят в состав всех тел природы (tria prima): ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти начала находятся в равновесии; если же одно из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания.

Парацельс изучал лечебное действие различных химических элементов и соединений, ввёл практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка; выделял лекарства из растений и применял их в виде тинктур, экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для лечебных целей. Он указывал на необходимость поисков и применения специфических средств против отдельных болезней (например, ртути против сифилиса). Парацельс сблизил химию и врачебную науку, поэтому учение Парацельса и его последователей называется иатрохимией: «Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства».

Взгляды Парацельса и его практическая деятельность, однако, пронизаны средневековой мистикой. Его система представляет сочетание мистического сумбура с отдельными светлыми мыслями, облеченными в схоластико-кабалистическую форму. Парацельс не отрицал возможности изготовления философского камня; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула. Важнейшей частью своей медицины он считал учение об «архее» – высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма.

1. Биографии великих химиков. Перевод с нем. под ред. Быкова Г.В. – М.: Мир, 1981. 320 с.
2. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector