10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Библейский урок для детей о сотворении мира. Детям о сотворении мира

Сотворение мира
план-конспект урока (6 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
sotvorenie_mira_konspekt_uroka.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ

«СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» 6 класс

Тема урока: Сотворение мира

Цель урока: представить детям Бога как Творца видимого и невидимого мира.

Цели урока: познакомить с событиями Священной Библейской истории о сотворении мира, способствовать воспитанию чувства благодарности

Богу и чувства радости от созерцания красоты видимого мира, способствовать формированию православного взгляда на окружающий

мир с целью обретения правильной иерархии в душе и в жизни ребенка.

Методы урока: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные,

беседа, постановка проблемы, выполнение практического задания.

Формы организации деятельности на уроке: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, коробка с разными предметами (рукотворными и нерукотворными).

Организационный момент – 1 мин.

Повторение – 3 мин.

Основной этап урока – 30 мин.

Закрепление новых знаний – 3 мин.

Подведение итогов урока – 2 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Описание хода урока

1. Организационный момент .

2. Психологическая подготовка к восприятию нового материала:

прослушивание песни «Слава Богу за всё» (регент И. Денисова)

3. Игра ( в процессе игры учащиеся формулируют тему урока).

Условия игры: из коробки с разными предметами, сотворёнными человеком, дети по очереди достают тот или иной предмет и говорят, кто его сделал. Например: шарф– его связала мама, бабушка, на фабрике; фотография – фотограф и т. д.)

У. Могут ли эти предметы создаться сами собой?

У. А как они появились?

У. Все, что в этом мире имеется, имеет своего создателя. Мы называем

эти предметы рукотворными, т.к. они сотворены руками человека.

Учитель предлагает другую коробку – с тем, что сотворил Бог (веточку дерева, шишка, листочек, камень, стакан с водой и т. д.) Дети достают предмет и думают, кто их сделал.

У. Эти предметы Кем сотворены?

У. И мы называем это творение – нерукотворным. А что ещё видимое создано Богом?

(Небо, земля, воздух, вода, солнце, цветы и пр.)

У. Что нам предстоит сегодня узнать?

Учащиеся формулируют тему урока.

5. Изучение нового материала.

У. В наши дни есть люди, которые не верят в Бога и не верят Библии.

Ученые стараются объяснить происхождение мира, и предлагают различные идеи. Одни из них говорят, что давным-давно, много миллиардов лет назад, в космосе произошел большой взрыв. От этого взрыва появилось много различных видов газа, из которых образовались звезды и планеты. Земля оказалась одной из таких планет, на которой, по их мнению, зародилась жизнь. Эта жизнь развивалась многие-многие годы. Сначала был хаос, но постепенно всё стало меняться, зародилась из неживой природы живая, превращаясь из более простых живых существ в более сложные, и, наконец, как предполагают ученые, из обезьяны развился человек.

Подумайте, возможно ли, чтобы камень превратился в живое существо, например, в медузу, а медуза – в рыбу, а рыба – в ящерицу, ящерица – в обезьяну, а та – в человека?

У. Но возникают другие вопросы, например: А почему человек дальше ни в кого не превращается? Какие доказательства можно привести, что человек много тысячелетий был таким же? (Рисунки древних людей, останки людей, рассказы, самая древняя книга – Библия и т.д.)

У. Учёные находят окаменевших бабочек (их возраст насчитывает миллионы лет) и они, оказывается, были абсолютно такими же, как их потомки, которые живут сегодня.

У. Бог любит нас и оставил нам в Библии запись о том, как на самом деле все произошло. История о сотворении мира записана на первых страницах Библии. Бог знает историю сотворения, потому что Он сам Творец всего живого. Он был всегда, когда еще ничего не было во вселенной, Бог существовал вечно. Позже Бог повелел своим пророкам записать историю сотворения на страницах Библии. Итак, откроем Священное Писание – Библию и читаем. Внимательно следите за чтением (первый стих прочитывает учитель, а далее дети читают самостоятельно вслух):

У. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1, 1) Бог Всемогущ!

Библия говорит, что Бог все сотворил своим Словом. Бог сказал, и стало так! (2 Пет. 3, 5) Читаем далее Книгу Бытия, главу первую, стих второй.

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»

У. Земля была безвидна и пуста – на земле не было жизни. Земля была

объята тьмой. Попытайтесь себе представить, что нигде нет света. Закройте глаза – вот так это было… Далее читаем третий, четвертый и пятый стих.

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».

У. Бог отделил свет от тьмы. Он назвал свет «днем», а тьму «ночью».

Это был первый день сотворения мира. Во второй день создана твердь.

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так.»

У. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй» (Быт. 1, 6).

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место и

да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и

У. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел

Бог, что это хорошо.

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.»

У. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт. 6-13). Что Бог творит в третий день?

У. Бог создал весь растительный мир. Чем больше ученые изучают жизнь растений, тем более сложной она предстает перед ними.

Как устроил Бог растения, чтобы они существовали на Земле вечно?

( Бог сотворил растения таким образом, чтобы они давали семена для

У. А для чего созданы растения?

(Чтобы очищать воздух, в пищу для человека, животных, птиц… Для

красоты, которой будет любоваться человек. Дают нам древесину для

У. Бог мог все сделать черно-белым, но Он создал цвета. Все могло бы быть безвкусным. Бог создал вкусовое разнообразие и способность его ощущать. То же самое Он проделал с запахами и ароматами. Значит, Господь этот мир готовит для чьей-то жизни. Чьей?

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения

земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1, 14 ).

Четвертый день: сотворены солнце, луна и звезды.

У. Для чего Создал Бог солнце?

(Чтобы было светло, тепло, уютно, чтобы мы могли разглядеть этот

У. Пятый день: сотворен морской мир и птицы.

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так» (Быт. 1, 20).

Представьте себе, какая красота вдруг наполнила воды и небо!

Бог создал многочисленные виды морских животных и птиц, непередаваемых цветов и форм. Чем больше ученые исследуют различные виды рыб и птиц – всё больше видят какую пользу они приносят окружающему миру. Например: Дятел. Какую пользу он приносит окружающему миру?

Шестой день: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по

роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1, 24).

Бог создал невероятное количество самых разнообразных животных. Наделил их очень разными качествами. Каждое животное очень необходимо этому миру.

Я сейчас на слайдах показываю вам животных, вы их называете и говорите: какую пользу они приносят? (Показ иллюстраций)

У. После каждого дня творение Бог смотрел на дело своих рук и говорил: «Все хорошо». Как вы думаете, почему Бог говорил так? Может Бог

хвалил себя за свою работу?

У. Он думал о своём драгоценном творении– человеке. Бог сотворил всё

на земле прекрасным, удобным для жизни человека. Во всем творении

полнейшая гармония. Без воды могла бы существовать жизнь на Земле?

У. Находилось бы солнце чуть-чуть дальше от земли – все бы замерзло,

ближе – все бы сгорело. На земле достаточно кислорода, чтобы все могло

жить и развиваться. Бог создал реки и моря – дал воду для жизни людей и

животных. Мы видим, что весь мир создан премудростью Божией и пропитан любовью Бога к человеку.

И вот Господь создаёт венец своего замысла – человека.

Сначала мужчину – Адама. Господь сотворил его по образу и подобию

своему…. Значит человек похож на Бога, подобен Ему. Посмотрел Бог, что

нехорошо быть человеку одному и создаёт для него помощницу – женщину – Еву.

У. На седьмой день Бог отдыхал и радовался Своему Творению. Для

чего создана суббота?

(Чтобы отойти от работы и суеты, чтобы задуматься о жизни и Боге.)

У. Когда мы говорим «6 дней», мы не имеем в виду наши земные дни.

Мы не можем знать, какие это были дни – год, сто лет, тысяча лет или несколько часов. Называя цифру 7, мы подразумеваем 7 этапов творения.

6. Закрепление нового материала

1. Сколько дней Бог творил видимый мир?

2. Помните, в каком порядке совершались творения? Что за чем следовало?

3. Сколько человек создал Бог? Как их звали?

7. Подведение итогов

Мы сегодня с вами прикоснулись к самой первой Библейской истории.

Читали первые строки Священного писания. Чему нас учит данная история

о сотворении мира?

(Мы узнали, что мир сотворён Богом, что всё у Бога гармонично и мудро продумано, и мы так же должны свои действия продумывать, чтобы во всём был порядок. Мы должны беречь этот мир, который нам подарен. Бог нас создал по образу и подобию своему, нам надо стараться походить на своего Небесного Отца.)

Давайте сделаем вывод по уроку: Вы согласны с тем, что весь этот мир

Д. Отвечают (Если ответ положителен, переходим к следующему этапу; если отрицательный – выяснить, что смущает, настораживает, не понимается).

У. На следующем уроке мы познакомимся более подробно с тем, как

Господь создавал людей и как протекала их жизнь в Раю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библейское предание о сотворении мира.

Панова Н.М.,зам. директора по научно-исследовательской работе, учитель русского языка и литературы г.Курск МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева М.А.Каргалова, учит.

«Сотворение себя». Для бесед со школьниками на классном часе.

Лингволитературный анализ повестей В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», «Пожар».

Подражание библейскому сказанию о сотворении души школы. Материал был использован в качестве вступления к Неделе психологии.

Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе.

Урок 3

Цель: Познакомить детей с тем, что небо и землю, растения и животных, а также человека – все сотворил Господь.

Библейская история: Сотворение мира. Быт.1: 1-7

Золотой стих: «…Им создано все, что на небесах и что на земле» Кол.1:16

1. Приветствие. Организационный момент (2 мин.)

Встречайте детей с радостной улыбкой, проявляйте им свою любовь поглаживанием, рукопожатием, помните, что для них важен тактильный контакт. Поинтересуйтесь, молились ли они Богу. Подготовьте детей к занятию (повторите мотивационную речевку).

Если я молюсь Иисусу,
Преклонюсь я перед Ним.
Глазки я закрою, ручки сложу
И буду говорить я с Ним

Пригласите детей помолиться, поблагодарить Бога за Его творение и попросите благословения на этот урок.

Показать малышам картинку с изображением красивого цветущего сада.

— Дети, посмотрите – это сад. Какой он красивый. Давайте представим, что мы сейчас в этом саду.

— Что вы видите вокруг себя? Цветочки, травку, большие красивые деревья, разноцветных бабочек, которые перелетают с цветка на цветок. Здорово! Какая красота! На небе сияет веселое, теплое солнышко. Всюду поют птички. Правда, хорошо?

А знаете ли вы, дети,
Кто создал цветы и птиц?
Небо, солнце, и луну,
Море, реки и траву?
Кто создал всю эту – эту кра – со – ту ?

5. Библейская история (7-8мин.)

— Все, что мы видим вокруг себя – создал Всемогущий Бог. Он сказал Слово – и все произошло. (Свой рассказ сопровождайте иллюстрациями)

Сначала наша земля была темной. На ней было очень темно, как ночью. Закройте глазки. Что вы видите? Ничего?

— Бог сказал: «Пусть будет свет!» и стало светло.

Бог назвал свет – днем, а тьму – ночью. Это был первый день . (Если дети еще не умеют считать, то не надо их принуждать запоминать дни создания. Важно, чтобы они знали порядок творения).

На второй день Бог отделил небо от воды.

На третий день Им была создана земля, на которой проросли травка, цветы, деревья. Было очень хорошо!

На четвертый день Бог сказал, и на небе появилось солнышко. Днем светит солнышко, оно греет нас лучами, вот так (погладить руками себя по рукам, голове, попросить детей повторить за вами).

— А ночью Бог сказал светить луне и звездам. Кто видел луну на небе? А звезды? Правда, они очень красивы! Звездочки на небе ночью светят вот так – поднимите ладошки и сожмите и разожмите кулачки, словно мигание. Давайте все вместе: звездочки мигают, вот так! Молодцы!

— Чего-то еще не хватало на земле и в воздухе? Правильно. На земле не было птичек, в реках и морях не было рыб, не было зверей и людей.

— На пятый день Бог создал всех рыб больших и маленьких в морях и реках (показать ладошками имитацию плавания рыбы (сложенные вместе ладошки подвигать вправо-влево), пусть дети повторят за вами) и птички (показать порхание птичек (поднять руки и помахать), пусть повторят за вами).

— На шестой день Бог создал всех животных. Земля ожила. Все пришло в движение: птички в небе, рыбки в воде, звери в лесу и на лугу. Все было очень хорошо. Бог радовался всему, что создал. Он решил создать человека, который должен владеть и следить за всем, что сотворил Бог. Тогда Бог создал человека, мужчину и женщину.

Бог увидел, что все, что Он сотворил, было очень хорошо. Мир был прекрасен! (покажите картинку Божьего прекрасного творения) Слава Богу за то, что Он сотворил все и нас с тобой!

Бог – Творец, Он создал для нас замечательный мир, чтобы мы жили в нем, пользуясь его богатствами. Берегите Божий мир, наслаждайтесь им и прославляйте Творца.

Слава Богу за то, что Он сотворил все на небе и на земле, а также и нас с тобой!

1) — Что создал Бог? (солнце, луну, человека, цветы, животных больших и маленьких).

— Посмотрите вокруг себя и скажите, что создано руками человека? (столы, стулья, дома, игрушки, разные предметы).

  • Сейчас мы поиграем. Я посмотрю, насколько внимательно вы слушали историю. Игра называется «Кто это создал?».

— Я буду называть предмет, а вы хором отвечайте, кто его создал: книжка, цветок, море, стул, собачка, дом, машина, и т. д.…

  • А теперь пусть назовет каждый из вас предметы, которые сделал человек, а потом то, что создал Бог.

2) Игровое задание «Угощение для друзей»

Необходимы: карточки с изображением животных, которые живут в зоопарке, и угощение для них. Их можно заменить игрушками.

— Однажды мальчик Вася отправился в зоопарк проведать своих знакомых животных. Всем захватил подарки, да боится перепутать, кому что дать. Давайте Васе поможем:

— Это мед. Кому надо дать мед? (Медведям.)

— Это зерна. Кому зерно? (Гусям, курам, птицам, лебедям, лошадям.)

— Это мясо. Кто кушает сырое мясо? (Волкам, лисам, рысям, тиграм, львам.)

— А это – фрукты (бананы, яблоки). Кому фрукты? (Обезьянам, кенгуру, жирафам, слонам.)

3) Игровое задание на развитие внимательности

Дети должны подобрать и вставить пропущенные слова. Объясните, что следует закончить ваше предложение тем словом, которое больше всего подходит по смыслу. Могут быть использованы предложения такого типа:

В начале Бог создал (небо и землю)

А повар сварил для нас вкусный (обед)

Бог словом создал всех птиц и животных, а после создал (человека)

Пришел почтальон и принес нам (газеты)

Строитель построил наш (дом)

Бог создал на небе множество (звёзд)

Садовник в саду поливает из шланга (деревья, траву и цветы)

На небе Бог создал лучистое (солнце)

Для ночи Он создал (луну) и т.д.

Хорошо, если вы зарифмуете предложения, тогда детям будет легче вставлять пропущенные слова.

— Мы сегодня узнали, что наш Бог – Творец. Он создал все и нас с тобой. В Библии – Божьем Слове написано так: «… Им создано все, что на небесах и что на земле» Кол.1:16 (повторите с детьми, потом дайте возможность каждому ребенку проговорить эти слова).

Можно разучить стих с движениями:

Им – показать пальчиком вверх

Создано – кулачком постучать друг об друга, имитируя работу

Все – круговое движение ладонями

Что на небесах – ладошками провести над головой

И что на земле – ладонями оказать небольшой шарик перед собой.

Колосянам 1:16 – ладошки книжечкой.

Рыбки в воде,
Птички в гнезде,
Лань на бегу,
Цветы на лугу.

Любит Спаситель
Этих и тех,
А нас, детишек,-
Больше всех.

9. Итог занятия (5 мин.)

— Я очень рад (-а), что мы с вами узнали много нового о том, что создал Бог. А главное – Бог создал людей, Он создал все и нас с тобой.

— Господь любит каждого из нас и хочет, чтобы мы любили Его. Бог учит нас делать только добро: не обижать друг друга, не красть, не обманывать. Он хочет, чтобы мы были послушны, берегли природу. Я верю, что вы добрые и послушные дети.

Господи, благодарю Тебя за все, что Ты создал все на земле и в небе, что Ты создал каждого из нас и этих детей. Благослови всех нас и спасибо Тебе за этот урок.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Тема: Чудесный мир.

Истина: Бог сотворил все прекрасным.

Цель: Показать, что Бог — Создатель всего. Учить заботиться обо всем творении Божием.

Догматика: Бог — Творец.

Христианская этика: Забота о творении Божьем.

Заинтересованность:

Кто сделал этот предмет? (стол, шкаф, книгу). А как называют тех людей, которые строят дома? (строители). Строят дома разные рабочие: и каменщик, и слесарь, и плотник, и другие. А как называют Того, Кто сделал цветы, воду, камни, животных? (Бог).

Сегодня мы с вами узнаем, как все это было.

Библейская история:

(Все дни творения появляются на доске в виде цифр от 1 до 6)

На земле ничего не было. Она была голая, некрасивая.

  • «1 день»
  • «2 день»
  • «3 день» Какими цветочками Бог украсил землю? (астры, розы, ромашки и др.) Какие деревья появились на земле? (елка, береза, тополь).
  • «4 день» Песня «Кто создал?». Отдохнем, споем песню. (Кто создал: небо и землю, бушующее море, зеленые деревья, мерцающие звезды? Наш Господь Бог.) Вот сколько животных создал Бог.
  • «5 день» (учитель берет соответствующую игрушку-самоделку и на глазах детей расправляет ее и скрепляет степлером (этим показать, что также Бог сотворил все живое). Каких рыбок вы знаете? Каких птичек вы знаете?).
  • «6 день» (Сотворение животных. Учитель загадывает загадки, дети отгадывают, кого Бог сотворил в 6 день, после правильного ответа учитель делает на глазах детей игрушку – самоделку.
  • Белка. В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле живет в тепле?
  • Еж. Ползун ползет, иголки везет и т.д.
  • Баран и Лошадь., Петух, Собака.

Вот сколько животных создал Бог. Но мы еще не всех назвали. Богу очень нравилось то, что Он сделал – сотворил. А вам нравится? (Продолжение песни «Кто создал?». Кто создал: толстых бегемотиков, зубастых крокодилов, тебя и меня? Наш Господь Бог.)

Повторение библейской истории – по рисункам на цифрах.

Когда вы научитесь читать и откроете взрослую Библию, то на самой первой странице вы прочитаете: «В начале сотворил Бог небо и землю». (Быт. 1:1)

Учитель показывает золотой стих движениями:

«В начале» — встает,

«сотворил» — руками «лепит колобок»,

«Бог» — одной рукой показывает на небо,

«небо» — двумя руками потянулись высоко-высоко,

«и землю» — руки опускают низко приседая.

«Быт. 1:1» — говорит, садясь.

Дети повторяют за учителем вначале медленно, затем быстрее. Потом по желанию, кто быстрее скажет стих.

Игра с мячом. Учитель называет слово и бросает мяч детям, сидящим в одну линию, по порядку. Если то, что назвал учитель, сотворил Бог, то дети ловят мяч, если нет – то отбрасывают. Например: стол, медведь, баран, редиска, майка, земля, лампа, луна, тарелка и т.д. Или работа с картинкой «Сотворено Богом или сделано человеком».

Игра.- Ребята, для кого Бог сотворил такой прекрасный мир? (Для нас). Как вы думаете, можем ли мы обижать животных или ломать деревья (нет). А что мы должны делать? (наоборот, заботиться).

Учитель раздает детям предметы или рисунки. Дети должны определить, к кому относятся эти предметы или рисунки: плохим детям или хорошим, которые заботятся об окружающем, и рассказать, для чего нужны эти предметы:

палка, миска с косточкой,

нога цветок мнет, лейка,

кормушка с хлебными крошками,

рука с обломленной веткой,

скворечник и т.д.

Как бы вы хотели поступать? А как хочет Бог, чтобы мы поступали? (заботились о природе).

Учитель заранее приготавливает большой плотный картон зеленого цвета и предлагает детям слепить из пластилина (по 1 поделке), то, что создал Бог. Затем вместе расселяют по земле-картону то, что получилось у детей. Приглашают родителей посмотреть эту совместную поделку.

Родителям рассказать то, что запомнили с урока, и смастерить с родителями кормушку птицам на зиму.

загадки о животных

цифры 1-6 – «Дни творения»

предметы либо рисунки для игры на применение

СОТВОРЕНИЕ МИРА

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев. День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам. Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий: «И бысть вечер, и бысть утро, день един… определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю.

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» [1] .

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы. Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста. Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3–5).

По Божественному повелению возник свет. Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим, что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20–24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер, а потом утро. По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь… и назвал… твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо. Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие, ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года, упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет… Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21–22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему(Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке, мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан является днем воскресным.

Сотворение мира с 1 по 4 день творения

Творение (часть 1)

Бог творит мир прекрасным и совершенным Бытие 1,1-19

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ УРОКА

Назовите несколько творений Божи их: земля, море, небо, солнце, луна, звезды, деревья, цветы и др.

Скажите, кто создал все это.

Поблагодарите Бога за Его творения.

Спойте хвалебную пснь о творении.

Сделайте холодные закуски из плодов, сотворенных Богом.

Изготовьте картинку о творении.

Разучите рифму о Божьем творении.

Учителю об уроке

Бог сказал, и природа под действием чудотворной силы начинает оживать мир в ранней стадии развития, Божье повеление коснулось всего, и родилась прекрасная жизнь. Когда Вы будете размышлять над текстом сегодняшней истории, позвольте Богу вдохновить Вас совершенством Его замысла. Его мир! Его творение! Ваши трехлетние дети еще не могут понять всю глубину Божьего могущества в деле творения мира, окружающего их. Приложите все Ваши усилия к тому, чтобы малыши как можно глубже поняли, что создателем всего прекрасного является только Бог.

Первый урок начинается описанием творения. И хотя мы предлагаем Вам упомянуть о том, что Бог сотворил все из ничего, но согласитесь с тем, что это учение не так уж и важно для маленьких детей. Уделите более внимания тому, что творение Бога совершенно и прекрасно. Тема о том, что зло, уродство и порча пришли в наш мир не от Бога, а возникли из-за непослушания человека и появления греха, будет освещена немного позже (урок 5). Первозданный мир был совершенным и прекрасным. Это понятие доступно Вашим малышам. Этот урок охватывает первые четыре дня творения, когда Творец создал все неживое, хотя многие древние мышления считали солнце, луну и звезды живыми существами. Последовательное развитие событий четырех дней не очень запомнится детям, но, однако постарайтесь дать прочувствовать детям как Божья забота и порядок отражаются в Его творении. Мы должны встречать каждый день благодарностью Богу. Который создал все то, что, окружает нас, а также не бояться ночи, вверяя себя Тому, Кто сотворил ее, и, веря, что Он и сохранит в ней. Таким образом, день и ночь, как и остальное творение, отображают образец мудрости и заботы Творца.

Ход урока

1. Букет цветов или ассортимент фруктов (позаботьтесь, пожалуйста, о том, чтобы цветок или кусочек фрукта был у каждого ребенка).

2. Ваза или какая-нибудь другая емкость.

Вначале соберите вокруг себя Вашу группу и покажите им все примеры прекрасного Божьего творения цветы или фрукты. Дайте каждому ребенку цветок или кусочек фрукта, чтобы они могли подержать и рассмотреть его. Потом выделите несколько минут для того, чтобы вместе поговорить о прекрасной Божьей работе: ярких красках, запахе, строении цветка, фруктов. Расскажите Вашим детям, что это Бог создал каждый цветок, каждый кусочек фрукта совершенным. Затем соберите их опять вместе и попросите каждого ребенка ПОЛОЖИТЬ СВОЮ наглядность в вазу или другую емкость, которую Вы заранее приготовили. При этом пообещайте детям, что они смогут их забрать после урока домой. В начале не было ничего, совсем ничего! (Дайте время детям закрыть глаза и представить. Очень, очень много лет задолго до того, как вы появились свет, даже ваши мамы и папы, дедушки и бабушки еще не родились, нашего прекрасного мира здесь не было вообще, это, правда, не было всем ничего. Не было ни звезд, солнца, ни деревьев, ни птиц, ни маленьких котят, ни маленьких детей совсем ничего не было, говорит Бог.

Тогда Бог решил сотворить большой прекрасный мир. Он захотел сделать все самое прекрасное для нашего мира животных и цветы, озера и тучи. Бог все так и сделал. А вы знаете, как Бог все это создал? У Него не было лопаты, и Ему не нужен был станок. Бог вообще ни в чем не нуждается. Он только говорил слово! И это было все, что нужно сделать Богу для того, чтобы создать этот огромный и прекрасный мир.

Вначале Бог сказал: «Я хочу, чтобы днем было светло». (Покажите детям солнце). «И Я хочу, чтобы было темно ночью». (Покажите детям ночное небо). И эго все стало так. С тех пор начали длиться дни и ночи, поочередно сменяя друг друга. Так были созданы день и ночь.

Бог посмотрел на прекрасные день и ночь, которые Он создал. Ему понравилось. Все было хорошо и просто замечательно! Но Бог еще не закончил творить. Он хотел большего! Поэтому Он сказал: «Пусть будут земля и небо!» И как только Бог сказал, появилась земля. (Покажите детям землю). А над землей было небо. (Показать небо). Как прекрасно! Но подождите. это было еще и все! «Я хочу, чтобы была вода в море» » сказал Бог, чтобы были голубые озера, журчащие ручейки и волнистые океаны». И стало так. Чистая, свежая вода наполнила все низины на земле» образовав маленькие и большие пруд.(Покажите иллюстрацию море озеро.

Попросите Ваших маленьких детей внимательно выслушать историю о прекрасном Божьем творении. Примечание: Если это Ваша первая встреча с трехлетними детьми, то установите «правила слушания историй из Библии. Для этого Вы можете использовать рифмы, которые будете повторять все вместе или какой-нибудь условный знак, который будет являться сигналом к началу Библейского рассказа.

Библейская история

2.Цветные иллюстрации светил (солнце, луна, звезды), суши и моря, различных растений (цветы, деревья).

Покажите детям Библию, указывая, что из нее мы узнаем о прекрасных вещах, которые Бог сотворил для нас. (Дайте детям подержать Библию, и спросите, где они еще ее видели в церкви, дома, у бабушки, у дедушки и др.). Потом начните Библейскую историю. Можете ли вы посмотреть вокруг себя на прекрасный мир, окружающий нас? На небо и облака, на горы и озера, на солнце, луну и звезды, на деревья, кусты и цветы. Закройте на минуту ваши глаза и представьте, что наш прекрасный мир куда-то исчез. Нет гор или реки). И увидел Бог, что все удивительно и хорошо.

Но и это было не все! Бог посмотрел вокруг и повелел растениям покрыть землю. Это были высокие фруктовые деревья, зеленая трава и разноцветные цветы. И стало так! Каждое растение и каждый цветок Бог сделал неповторимым! И очень красивым. (Покажите детям растения). Думаете, Бог уже закончил? (Дайте детям подумать). Правильно, нет. Бог заговорил опять и сказал: «Я хочу, чтобы были светила на небе. солнце, луна и звезды!». И стало так. Большое круглое солнце поднималось в небо и согревало землю днем. Сияли и мерцали звезды, и месяц освещал спокойную и тихую ночь. Да! Бог сотворил все прекрасным и замечательным. Все было совершенным и именно таким, каким Бог хотел его видеть. Примечание: Когда Вы закончите рассказывать историю, разложите иллюстрации и дайте детям поближе рассмотреть их.

Практическая часть урока

1.Несколько емкостей (коробка из под маргарина, целлофановые пакеты, спичечные коробки и т.д.), по одному предмету на ребенка.

2.Длинный кусок веревки с завязанными узелками по количеству детей.

Практическая деятельность обеспечивает закрепление знаний, полученных на уроке, связывая Библейскую историю с определенными действиями. Организуйте прогулку с Вашими детьми. Научите детей познавать удивительный Божий мир на собственном опыте, рассматривая, слушая его, ощущая запахи. Перед тем, как покинуть класс, подготовьте детей, внятно и точно объяснив, что Вы собираетесь делать и, как Вы рассчитываете каждого задействовать. (Если хотите, разделите детей по парам, предложите держаться за руки во время всей вашей прогулки. Или, если Вы принесли с собой длинную веревку, дайте возможность детям потренироваться гулять, держась за узелки. Пройдитесь несколько раз вокруг комнаты колонной по одному. Обязательно объясните детям, что нужно крепко держаться за веревку. Это поможет вам быть вместе, и никто не потеряется!). Затем дайте каждому ребенку по одной маленькой коробке и объясните, что во время прогулки они должны собрать в них как можно больше прекрасных Божиих творений. Предоставьте детям самим догадаться, что это может быть (камешки, веточки, цветочки, листья и т.д.). Собранные вещи пусть они принесут в класс.

После того, как Вы дали детям ясное наставление, отправляйтесь на улицу, если позволяет погода, и выделите время для рассматривания и слушания. Перед тем как Вы начнете показывать иллюстрации Божьей работы, побудите самих детей предложить что либо из того, что они видят. Используя каждую иллюстрацию, делайте особое ударение на то, что Божий мир прекрасен и хорош. Затем выделите время, чтобы собрать несколько отдельных предметов, которые вы возьмете с собой в класс чуть-чуть песка или грязи, листья, веточки, сосновую хвою, цветы, воду, камни. Поговорите о творениях, которые очень большие, и которых нельзя принести в класс солнце, облака, деревья. Перед возвращением в класс найдите место для минутного отдыха. Пригласите Ваших малышей присоединиться к короткой молитве благодарения Богу за все прекрасные вещи, которые вы видели во время прогулки. После возвращения в класс выделите время, чтобы вместе извлечь и разложить вашу коллекцию на столе, где родители смогут увидеть ее, когда придут забирать своих трехлетних малышей, Попросите детей рассказать их мамам и папам о прогулке в Божий прекрасный мир. Примечание: Если Вам невозможно вывести Вашу группу на природу, воспользуйтесь списком «дополнительной деятельности» в конце урока.

Заключение урока

Картинка к Библейской истории. (Каждому по одной).

1. Игра: «Окно в прогулку». Если невозможно вывести Вашу группу сегодня на природу, можете организовать «прогулку» в помещении через окно. Каждый раз Вы подходите к окну, останавливаетесь и смотрите на улицу. Попросите детей назвать все, что они могут видеть из окна, уделите особое внимание на вещи, которые создал Бог для Своего прекрасного мира. Если вы не смогли собрать наглядности на улице, сделайте несколько картинок на бумаге 13×18 см. Простыми штрихами изобразите все, что ребенок может видеть из окна: деревья, траву, небо, дождь, птиц, цветы и т.д. Когда вы возвратитесь к вашим столикам или стульчикам, дайте детям просмотреть картинки и сравнивайте их с тем, что они видели из окна.

2. Легкая закуска. Если Вы принесли вазу с фруктами, как пример Божьего прекрасного творения, разделите их между детьми. Это и будет легкой закуской. Позвольте детям, если это возможно, помыть фрукты, снять кожуру и нарезать их (лучше всего работать с бананами). Попросите Ваших помощников раздать салфетки, пластмассовые ложечки и вилочки. Когда Вы раздадите фрукты, вместе с детьми воздайте благодарность Богу за них!

3. Рифма с движением. Предстаньте малышам рифму 1 «Творение». (См. раздел «Рифмы»). Скажите детям, что сегодня вы споете только первый куплет. Пойте рифму и делайте движения вначале сами, а затем попросите детей петь и делать движения вместе с Вами.

4. Картинка о Творении. Принесите в класс следующие материалы: листы голубой бумаги, большие фигурки деревьев, сделанные из коричневой и зеленой бумаги, солнце из желтой бумаги, клей, «плоды» (удобно использовать кукурузные хлопья). Раздайте детям материалы и покажите, как их приклеивать на голубом основании. (Вы можете приготовить модель перед уроком). Когда дети закончат эту работу, раздайте каждому ребенку по горсти хлопьев (чтобы достаточно было для аппликации и еще осталось для еды!). Затем на каждой детской картинке сделайте маленькие точечки клеем на кроне дерева и попросите детей закончить деревья, разместив на них «фрукты».

5. Можешь ли ты мне сказать? Возможно, Вы захотите делать это на ваших еженедельных занятиях в конце урока. Назовите эту игру «Можешь ;т ты мне сказать?» Объясните Вашим малышам, что в конце каждого урока, перед тем, как сказать до свидания, вы вместе будете играть в нее. Попросите каждого ребенка очень внимательно выслушать два важных вопроса, которые Вы зададите. Предложите каждому ответить! Вопросы на сегодня: 1. Кто создал этот прекрасный мир? 2. Скажи мне, какие удивительные вещи Бог сотворил для Своего мира?

ЕСЛИ У ВАС ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ

1. Разложите на столе различные предметы прекрасного Божьего творения (камни, цветы, листья, растения, морские ракушки, фрукты и овощи, сосновые шишки). Как только дети закончат их рассматривать, начните беседу об этих предметах и их Творце.

2. Приготовьте загадки, в которых отображаются частицы созданного Богом мира растения, вода, цветы, животные, рыбы, птицы.

3. Принесите в класс материалы, необходимые для выращивания растений: почву, семена, воду, горшки (растения должны быть быстро прорастающие). Позвольте некоторым детям, проявившим особенный интерес к Вашей работе, помочь Вам посадить семена. Полить их и поместить в солнечное место. Предложите детям, каждое воскресенье наблюдать за прорастанием семян и ростом всходов.

4. Разложите на столе цветные карандаши, фломастеры и картинку к Библейскому уроку. (Вы должны перерисовать ее пли снять на ксероксе по количеству детей в группе). Предложите малышам раскрасить картинку. Из заранее приготовленных листьев и нескольких листов тонкой бумаги вы можете сделать гербарий. Конечно же, сначала покажите детям, как разместить листья на бумаге и закрепить их. Во время раскрашивания картинок и изготовления гербария не упускайте удобного случая вновь п вновь указать детям на то, какой удивительно прекрасный и хороший мир создал для нас наш Бог.

Библейский урок для детей о сотворении мира. Детям о сотворении мира

Воскресная школа

Творение

ЦЕЛЬ: Продолжать учить узнавать Иисуса на картинках. Учить понимать, что Иисус любит всех и заботится о Своем творении, что этот прекрасный мир Он создал для нас. Учить детей заботиться о Божьем творении. Вызвать радостное настроение. Воспитывать любовь к Богу и чувство благодарности.

Памятный стих: Быт. 1, 1. «Сотворил Бог небо и землю»

1.Здравствуйте, дети! Я рада всех вас видеть, и Машеньку, и Сашеньку (назвать каждого ребенка, погладить по головке). Давайте позвоним колокольчиком. Это значит, что нам пора начинать наш субботний урок (учитель звонит и рассказывает стих).

Учитель приглашает детей спеть песню «Субботний колокольчик» (раздать детям маленькие колокольчики) или другую песню по теме.

2. Кто-то в двери к нам стучит,

Кто-то в гости к нам спешит.

(Учитель вносит куклу).

К нам Танечка пришла в гости. Детки, поздороваемся с Танечкой (дети здороваются). Танечка хочет познакомиться с нашими детками. Кто пришел к нам на урок? Под песню Танечка здоровается за ручку с детками.

3.Посмотрите, маленькие дети с мамой и папой идут в Церковь в субботу. Они очень радостны (показать картинку). Мы тоже сегодня шли в Церковь. Давайте возьмемся за ручки и споем песенку (дети берутся за руки, водят хоровод и поют).

Сегодня прекрасный субботний день! (1-й куплет)

Сегодня прекрасный святой день! (2-й куплет) Поющ. серд. №42

4.Иисус любит, когда детки молятся Ему. Наши детки уже умеют молиться. Посмотрите, как делает Танечка (кукла, у которой можно сложить руки, закрыть глаза): закрыла глазки, сложила ручки. Будем делать то же (песня «Если я молюсь Иисусу». Молитва).

5. Танечка приехала к нам на этом паровозике из далекой страны (назвать страну, куда идут пожертвования) собрать дары для Иисуса, чтобы купить деткам Библии, и у них тоже будет субботняя школа. Они будут петь песенки Иисусу, молиться и слушать интересные истории.

Песня. « Любит мой Иисус меня

Это твердо знаю я»

Молитва: (взявшись за руки вкруг) «Дорогой Иисус! Помоги, чтобы все детки на земле услышали о Тебе и пели красивые песенки о Твоей любви. Аминь».

I .Библейская тема. Сотворение мира.

1.Сегодня мы с вами узнаем, как Бог сотворил мир. Давайте откроем наши Библии и споем наш памятный стих (у учителя большая, сложенная вдвое картонка, на которой написано «Библия», а детям раздать поменьше. Петь якобы по раскрытым «Библиям». Текст Быт.1:1 поется на любую мелодию 2р).

«Сотворил Бог небо и землю» Быт 1:1.

2.Библия рассказывает нам, что Христос сотворил мир за 7 дней. (Учитель держит в руках раскрытую детскую Библию). Сначала было темно-темно. Закройте глазки. Как темно! Но Иисус сказал: «Да будет свет!» Откройте глазки. И стал свет! (фланелеграф). В темноте мы не можем видеть, а на свету мы видим разные цвета и краски. Например, в мыльных пузырях (учитель пускает мыльные пузыри). Посмотрите, какие они красивые, как летят! Как хорошо, что добрый Иисус создал свет и мы можем видеть столько красивого.

3.Сейчас светло, потому что это — день, когда мы можем все видеть, играть и гулять. Но потом наступит ночь, когда мы закрываем глазки и спим. Иисус знал, что мы очень устанем, если не будем отдыхать. Видите, какой Иисус добрый. Давайте поиграем в игру «День и ночь» (раздать детям куклы). Сейчас день и куколки гуляют (Дети играют с куколкой), наступает ночь, куклам спать пора, они устали. Давайте укачаем их и споем песенку:

Ты увидишь светлый Рай,

В нем цветы насобирай.

Будем вместе мы в Раю,

Наши куколки заснули, мы тихонько положим их и будем дальше слушать.

4.На второй день Иисус создал воздух, чтобы мы могли дышать. Давайте вдохнем носиком, вот так (учитель показывает), а теперь выдохнем. Мы не можем видеть воздух, но мы можем чувствовать и видеть, что он делает. В жаркий день так приятно, когда дует ветерок (раздать детям бумажные веера и пусть они машут, создавая ветер. Учитель показывает, как это делать). Ветер приводит в движение вещи (показать вертушку, как она крутится). А еще Иисус создал облака. Прикрепите их к доске (облака из ваты можно раздать детям, пусть прикрепляют).

5.На следующий день Иисус посмотрел – кругом вода (фланелеграф — океан). Мы не можем жить, когда кругом вода, мы не рыбки. И Иисус создал для нас землю. И мы можем слышать, как вода плещется (запись звука шумящей воды или плескать воду в емкости). Иисус хотел, чтобы земля была красивая и Он создал много деревьев, кустиков и травку (фланелеграф — дерево). Давайте покажем, как качаются деревья, когда дует ветерок и споем песенку (песня с движениями).

Бог создал большой наш мир. Он любит нас!

Бог создал чудесный свет. Он любит нас!

Небо Бог создал вокруг. Он любит нас!

Он создал и облака. Он любит нас!

6.Иисус создал также много красивых цветов. Посмотрите, какие красивые: красные, желтые, белые – разные. Вот такие красивые цветочки создал Иисус, чтобы порадовать нас. Какой добрый Иисус! Споем песенку и помашем цветочками, а потом соберем их в корзинку (вазу). (раздать искусственные цветы). Песня.

Бог наш море сотворил. Он любит нас!

И цветы Бог насадил. Он любит нас!

7.А в 4 день Иисус сотворил солнышко, чтобы светить днем (вешаем на фланелеграфе) и луну, чтобы светить ночью (фланелеграф). А еще Он сотворил звездочки, много-много звездочек (раздать звездочки на палочках. Дети поют песню). Песня.

Солнца свет Бог сотворил. Он любит нас!

Звезды и луну создал. Он любит нас!

8.Потом Иисус решил создать кого-то, кто бы жил в таком красивом мире. Он создал много всяких рыбок и морских животных (раздать рыб из фланелеграфа). Давайте прикрепим их на доску в «водичку». Рыбки живут в воде, они там плавают, кушают и спят. Как плавают рыбки? (учитель показывает, дети повторяют). Так они плавают. Мы споем песенку про рыбок (под песню дети имитируют руками движения рыб).

Рыб чудесных Бог создал. Он любит нас!

А еще Он создал птичек, чтобы они радовали нас своим пением (показать картинку птицы и включить запись голосов птиц. Вместо записи можно потереть мокрой пробкой о стенки стеклянной бутылки, создается эффект пения птиц, но так, чтобы не видели дети). Некоторые птички живут на земле или деревьях, другие на воде- — это уточки, гуси (раздать птиц из фланелеграфа). Наклеим птичек на доску. Посмотрите, как много разных птичек и какие красивые. Как любит Иисус нас радовать. А как птички крылышками машут? (дети повторяют за учителем). А как зернышки клюют? (стучат пальчиком по полу или столу). Сейчас мы споем песенку про птичек.

Бог создал прекрасных птиц. Он любит нас!

9.А на следующий день Иисус сотворил всяких зверей. Какой добрый Иисус, что создал кошечек, овечек, слоников (показывать детям игрушку и раздавать им). Давайте споем песенку про животных (дети поют песню с игрушками).

Бог создал животных всех. Он любит нас! (Сборник песен СШ)

Теперь давайте поставим животных возле Иисуса (на фланелеграфе фигура Иисуса, дети приносят игрушки к Иисусу).

10.Потом Иисус сотворил Адама и Еву. Это были первые папа и мама. Они будут заботиться об этом мире (фигурки Адама и Евы, которые разговаривают с Иисусом). Иисус посмотрел вокруг – все было очень красиво. Он сказал: «Все так хорошо!» И тогда Иисус решил сотворить еще один день – субботу, как день отдыха. Это день рождения мира (раздать колокольчики, палочки и спеть «Субботний колокольчик или другую песню о субботе»).

11.Повторим наш памятный стих (снова раздать картонные «Библии» и дети вслед за учителем повторяют памятный стих). После этого можно раздать детям памятные стишки, написанные на Библиях, вырезанных из бумаги.

А сейчас поиграем (зарядка).

«Чтобы отдохнуть немножко

Мы похлопаем в ладошки, (хлопают)

Повернемся мы кругом, (поворачиваются)

Пробежимся мы бегом. (бегут)

Ручки к небу поднимаем — (поднимают руки)

Нашу землю создал Он –

До земли Ему поклон (наклоняются)

Всех детишек любит Бог –

Сделаем глубокий вдох (вдох)

Сядем, встанем и опять (присели, встали)

Будем Библию читать.

II . Рассказ на ковре «Цветы»

1.(Учитель показывает букет натуральных цветов). Посмотрите, эти цветочки создал Бог. Какие красивые. Это листики (показывает). А это цветочек. Понюхайте, как он пахнет (дать детям понюхать). Эти цветочки Иисус создал для нас, чтобы они могли нас радовать своей красотой и своими запахами. Они растут в лесу и на лугу, на клумбах возле домика или у нас дома в горшочках (показать цветущее комнатное растение). Иисус хочет, чтобы мы заботились о цветочках. Их нужно поливать водичкой, вот так (учитель поливает), цветочки любят свет и солнышко, их нужно ставить на окошко. Они такие нежные, к ним надо прикасаться аккуратно, не надо ломать цветочки, пусть растут и радуют всех своей красотой.

Игра-зарядка «Что создал Бог»

(Дети повторяют движения за учителем, количество движений по желанию учителя).

1.Бог создал свет (закрыли глазки ручками),

2. Бог создал ветерок (помахали вверху руками),

3. Бог создал деревья, вот такие (потянулись),

4. Бог создал травку, вот такую (присели),

5. Бог создал солнце большое-большое (разводят руки в стороны),

6. Бог создал и звездочки маленькие (сводят руки),

7. Бог создал рыбок (двигают руками, как рыбки),

8. Бог создал птичек (машут руками),

9. Бог создал зайчика (попрыгали),

10. Бог создал и меня (скрестить руки на груди).

1.Давайте вспомним наш памятный стих (повторяют). Бог сотворил небо и землю, потому что любит нас: и взрослых, и деток. Споем песенку Иисусу.

Песня: «Иисус любит маленьких, как я, я, я.»

2.Скажем спасибо Иисусу за красивый мир, который Он сотворил для нас. «Дорогой Иисус! Спасибо Тебе за солнышко и цветочки, за рыбок, птичек и всех животных, Спасибо Тебе, что Ты любишь нас. Аминь».

1.Игра с мыльными пузырями (учитель пускает пузыри, а дети ловят их).

2.Игра с крупой. Или мукой. Нарисовать цветочек.

1.Сделать дома вертушку.

2.Привлекать детей к уходу за комнатными растениями (поливать их вместе с детьми).

3.Игры с водой (пускать кораблики).

Во время этих занятий вспоминать историю творения и памятный стих.

Усложнение для занятий 3-4.

1.Вместо вертушки взять кораблик, таз с водой и пустить кораблик плавать. Создайте поток воздуха, чтобы кораблик плыл. Можно использовать фен или подуть самим. Дети могут помогать дуть.

2.Можно принести банку с живыми рыбками, живую птицу в клетке или живую черепаху

3.Вместо игрушек животных можно сделать куклы из носка.

4. Раздайте больших нарисованных бабочек, пусть дети разукрашивают их карандашами.

5.Игра «Что создал Бог» — II вариант для старших детей. Детям раздают игрушки или картинки на палочках: животных, птиц, рыб, цветы, облачко и т.д. Учитель говорит: «Бог создал рыбку. Рыбка, покажись». Разнообразно проходит игра, если изменить задание: «Зайка, покажись», «Птичка, покажись» и т. д. (Ребенок с этим пособием поднимается. Учитель помогает детям сориентироваться).

Библейский урок для детей о сотворении мира. Детям о сотворении мира

Конспект занятия для малышей, 1.10.2017 г.

Доброе утро , дорогие ребята!

Напомните-ка мне, с чего положено начинать занятия в воскресной школе?

С молитвы .

У нас сегодня будет очень сложная тема, поэтому попросим у Господа помощи. ( Произносим вместе молитву «Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь» ). Садитесь, ребята.

На какой трудный вопрос мы искали ответ в прошлое воскресенье?

– Как появился мир?

И что же мы узнали?

Мир сотворил Бог .

Верно. Всё, что мы видим вокруг, — всё это сотворил Бог. А что мы видим вокруг нас? Что же Он сотворил?

– Птиц, рыб, деревья, людей, дома, книги…

Дома и книги были сделаны человеком. В этом человек немного похож на Бога: человек тоже может что-то делать, создавать. Но Бог создаёт то, что никакой человек сделать не в силах.

Бог создал небо, землю, моря и реки, солнышко и звёзды, птиц и рыб, цветы и деревья, животных (лошадок и зайчиков) и, самое главное, Бог сотворил человека, похожего на нас с вами.

И всё это, ребята, было очень красиво!

Но, интересно, неужели всё это Бог сделал за один раз, сразу, как по волшебству? Как вы думаете, мог ли Бог создать всё это за один раз?

Я согласна с вами. Бог всемогущ (то есть может сделать всё). И Бог мог бы сделать всё в мире за один раз. Но в Библии рассказывается немного по-другому.

Бог создавал всё в мире за 6 дней, а затем целый день отдыхал от всех дел своих.

Хм, если сказано, что было 6 дней, значит, Бог сделал всё не за один раз? А за 6?

Интересно, что же он сделал с самого начала, а что в конце…

А вам это интересно, ребята?

Тогда давайте поиграем в разведчиков. Сегодня утром я заметила, что у нас в кабинете спрятались цифры . Вы когда-нибудь видели цифры? Так вот, эти цифры большие, они спрятались, а мы с вами постараемся их разыскать. Сможем?

Тогда давайте их искать !

(Дети поднимаются со своих мест. По всему пространству учебного кабинета расклееныспрятаны цифры от 1 до 7 . На цифрах есть некоторые пометы – цветочек, солнышко, облачко и пр.)

Вы нашли все цифры? Давайте-ка посмотрим на них. Итак, нашли ли мы цифру 1? 2? 3? 4? 5? 6? 7?

Какие же вы хорошие разведчики! Все цифры найдены! Молодцы, ребята. Но что это…? Заметили ли вы, что на цифрах есть какие-то знаки. Может быть, и они что-то означают?!

Давайте посмотрим, что у нас на цифре 1?

– Кружочек с двумя половинками: чёрной и белой.

На цифре 2?

– Облачко и речка.

На цифре 3?

– Цветочек и дерево.

На цифре 4?

– Солнышко, месяц и звёзды.

На цифре 5?

– Рыбка, зайчик, птичка.

На цифре 6?

На цифре 7?

Это похоже на загадку. Есть ли у вас идеи, что же это значит? Бог создал всё в мире за 6 дней, а в 7-ой день отдыхал. Мы нашли с вами цифры?

Нашли .

Как же могут быть связаны цифры с теми значками, которые на них нарисованы?

Да уж… Это очень сложная загадка. И разгадку, наверное, можно найти только в самой мудрой книге. Скажите, какую Книгу мы искали с вами в прошлый раз на книжных полках? Как же она называется?

– Библия!

Да, верно. Эта книга очень мудрая. В ней есть многие разгадки. В прошлый раз в ней мы узнали, что мир появился не сам собой, а всё сотворил Господь Бог.

Может быть, и сегодня Библия поможет нам понять, что же за цифры мы с вами сегодня разыскали.

Давайте-ка снова найдём полку, где лежат наши Библии.

(Подходят к книжному шкафу, находят полку)

Это очень большая Библия. Она для взрослых. Но есть, ребята, Библия для деток. Там даже есть картинки. Давайте-ка откроем её. Я прочитаю, а вы смотрите на картинки. Подумайте, и попробуйте найти разгадку тому, какие цифры мы с вами нашли.

(Читаем первую главу книги Бытие, лучше в адаптированном для детей виде)

Какая мудрая книга! Вы догадались, что это за цифры? Это, ребята, дни творения.

Итак, как Бог сотворил мир?

За 6 дней.

А что было в седьмой день?

Бог отдыхал.

Это был день покоя. Бог создал мир за 6 дней, а в седьмой день Он отдыхал от всех своих дел.

Какие же мы молодцы! Такую сложную загадку разгадали. А в какой книге мы нашли ответ?

В Библии.

Верно, какой бы сложной не была загадка, ответ всегда можно найти в Библии, самой мудрой из всех книг.

ИГРА «ПОСКОРЕЙ НАЙДИ СВОЙ ДОМ»

Детям раздаются 3 листа (например, формата А3). Каждый из них украшен как «море», «лес и поле», «небо». Раздаются трафареты животных и растений. И детям предлагается найти, где каждый из них может жить.

Когда всё будет готово, можем прочитать стихотворение А. Киселева:

Было тихо над землёй,
Лишь волной шумел прибой.
Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой.

В океане голубом
Рыбы обрели свой дом.
Птицы радуются в небе,
Занимается заря.
Птицы песней славят Бога,
За любовь благодаря.

Вижу, что работа почти закончена. Расскажите, ребята, что вы сегодня узнали? Бог сделал всё в мире за один раз?

А где мы с вами это нашли?

Как называются дни, в которые Бог создавал наш мир?

Сколько было таких дней?

А что Бог делал в седьмой день?

Молодцы, ребята. Наше занятие заканчивается. Давайте завершим его молитвой.

Педагог младшей группы приходской Воскресной школы
Мария Имамалиева

Урок «Сотворение мира»

Содержимое разработки

Тема урока: «Сотворение мира»

Цель урока: Сопоставить две теории (библейскую и научную) происхождения и развития Земли.

Задачи урока:

Образовательные: обобщить и повторить знания по происхождению и развитию Земли; ликвидировать пробелы в знаниях по теме.

Развивающие: расширить кругозор детей, их любознательность; развивать культуру речи, память.

Воспитательные: воспитывать нравственно-духовные качества учащихся; воспитывать бережное отношение к родной планете.

Оборудование: плакаты, картины, Библия, диктофон.

Содержание урока:

1) Сегодня урок необычный, хотя бы потому, что у меня в руках Библия. Какая связь может быть между Библией и географией? А связь есть. Библия состоит из двух книг. Каких? (Ветхий завет, Новый завет). Она начинается с Ветхого завета, а Ветхий завет начинается с сотворения мира. Это наша тема урока. Принято считать, что религиозные представления и научные представления о сотворении мира, о зарождении Солнечной системы и Земли не совпадают. Вы с этим согласны? А вот мы с Вами и посмотрим, что об этом говорит библия, а что наука. И заодно повторим важнейшие этапы возникновения и развития Земли. За какой период времени Бог создал мир? (за шесть дней). Каков возраст Земли?

Итак, мы перенесемся на 5 млрд. лет назад, в первый день сотворения мира. (звучит молитва) «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро: день один.»

Сначала обратим внимание на первый стих «в начале… над водою». Земля тогда еще не была твердым телом. Это было скопление протопланетного вещества – по сути «зародыша» Земли, т.е. космического материала, который обособился над третьей по счету от Солнца орбите. А что такое орбита Земли? В это время мы не обнаружили бы ни одной точки опоры. Если бы космический аппарат попробовал бы приземлиться на Землю, что бы было? Твердой поверхности нет. Он бы ушел вглубь этого сгустка газов и пыли. Ушел бы в бездну. «И дух божий носился над водою». Собственно говоря, воды тогда не было. Не было ни морей, ни озер, ни рек, а была вот эта бездна почти что жидкая, постоянно меняющаяся, подвижная субстанция, постепенно сгущающаяся к центру. Кстати, именно такими телами являются планеты-гиганты нашей Солнечной системы. Назовите их.

«И сказал Бог: да будет свет» Что это значит? Да! В центре Солнечной системы вспыхнуло Солнце. «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»

Долго ли коротко ли длился этот первобытный хаос, однако, взаимное притяжение частиц, влекущее их к центру скопления, в конце концов, слепило из них твердое тело. Из недр его бурными потоками поднимались газы: колоссальные взрывы сотрясали юную планету. В это время в космическом пространстве носилось огромное количество астероидов и комет. Наша Земля, как и все планеты, подвергалась массированной бомбардировке. Астероиды и кометы в огромном количестве падали на землю, при ударе выделялось огромное количество тепловой энергии и Земля превращается в раскаленное тело. Постепенно все успокаивается и Земля начинает остывать. На поверхности раскаленное расплавленное вещество начинает затвердевать, образуется? (земная кора). Это тонкая корка то и дело разрывается вырывающимися потоками лавы. Вся поверхность покрывается вулканами, огромными вулканами. Они выбрасывают газы. Начинается формирование какой оболочки? (атмосферы). Выделяются водяные пары, а значит образуется что? (гидросфера). А откуда появилась вода на Земле? Частично вода была в составе газо-пылевого облака из которого сформировалась планета, а часть воды попала к нам из космоса с кометами. «И был вечер и было утро: день один».

(звучит молитва) «И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер и было утро: день вторый»

Что в библии называют твердью? Небо. Атмосфера сначала была горячей. Могла быть вода на Земле в жидком состоянии? (нет) Она вся была в виде водяного пара, газа, горячего, который поднимался вверх, там он охлаждался и начинался процесс? (конденсации), т.е. образовывались облака. Земля была окутана толстым слоем облаков. На какой планете и сейчас похожая ситуация? (на Венере)

(На доске картина иллюстрирующая начало образования земной коры). Посмотрите на эту картину. Здесь Земля уже несколько успокоилась, но вулканическая деятельность еще очень активная и бомбардировка еще продолжается, но не так интенсивно. Поверхность планеты уже настолько остыла, что кое-где уже появляется вода в жидком состоянии. «И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью.»

(звучит молитва) «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом в одно место, и да явится суша. Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое. И был вечер, и было утро: день третий»

Земля и атмосфера все больше остывали. Процесс конденсации усилился и на Землю обрушились дожди. Они шли годы, сотни лет, тысячелетия пока 2/3 поверхности планеты не покрыла вода. «Да соберется вода в одно место.» Что это значит? Мы знаем, что давным-давно существовал единый океан и единый материк.

«Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое». Вот на этой картине мы видим древовидные папоротники, хвощи, плавуны, какие-то травы. И пока ни одной живой души на суше.

(звучит молитва) «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды. И был вечер, и было утро: день четвертый»

Как же так? На Земле уже растения есть, а Бог только что Солнце создал? А все просто! С момента возникновения планеты, до этого времени, никогда, ни один лучик солнца не пробивался к земле. Ведь небо было всегда плотно закрыто плотными облаками. К тому же, в атмосфере было огромное количество вулканического пепла. Даже днем на земле был полумрак. Но по мере того, как шли дожди, атмосфера постепенно очищалась, становилась все светлее и вот однажды сквозь очистившуюся атмосферу пробились первые лучи солнца. Вот только тогда уже можно было видеть на небе днем солнце, а ночью луну и звезды. «И был вечер, и было утро: день четвертый»

(звучит молитва) «И сотворил Бог рыб и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, и всякую птицу пернатую по роду ее. И был вечер, и было утро: день пятый»

Еще раз посмотрите «и создал Бог…вода» А где жизнь зародилась? В воде. Никогда еще Земля ни до этого периода, ни после него не переживала столь величественного расцвета животного царства. Это было господство пресмыкающихся самых причудливых форм. Это было царство гигантов. (демонстрация картины с изображением динозавров). Потом мы знаем динозавры вымерли, но не все. Кто является потомками динозавров? (птицы) «И был вечер, и было утро: день пятый»

(звучит молитва) «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте Землю, и обладайте ею. И был вечер, и было утро: день шестый»

Человек действительно появился на Земле не так давно. Человек – венец творения Бога. Людей на Земле становится все больше и больше. А планета у нас одна и другой не будет. А это значит? …

2) Физминутка (2-3 минуты)

3) Тестирование (3 минуты)

4) Самопроверка (2-3 минуты)

5) Выставление оценок

6) Беседа с детьми отца Демитрия – настоятеля храма Богородицы Великодержавной.

Самоанализ урока

Психолого-педагогическая характеристика класса.

7 «А» классе 32 человек. В целом класс работоспособный. Семь человек более сильные по сравнению с другими. Четыре человека – слабые. Класс творческий, увлеченно и активно работает на каждом уроке. Особенно активен на практических занятиях, связанных с работой по картам и на нетрадиционных уроках.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Сопоставить две теории (библейскую и научную) происх. и развития Земли.

Задачи урока:

Образовательные: обобщить и повторить знания по происхождению и развитию Земли; ликвидировать пробелы в знаниях по теме.

Развивающие: расширить кругозор детей, их любознательность; развивать культуру речи, память.

Воспитательные: воспитывать нравственно-духовные качества учащихся; воспитывать бережное отношение к родной планете.

Содержание урока:

Данный материал я использовала в конце изучения раздела «Земля – уникальная планета». Его можно использовать и в пятом, и в шестом классе. Урок построен так, чтобы используя нетрадиционный подход к теме повторить все важнейшие этапы происхождения и развития Земли.

Задания были составлены с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки данного класса.

При подготовке к уроку была использована следующая литература:

— «Библия и наука о сотворении мира» С. Ляшевский

— «География. Энциклопедия для детей. Том 3-й»

6. Мотивация:

Чтобы заинтересовать учащихся на уроке использовались:

Нетрадиционный подход к теме

Визуальное и музыкальное сопровождение

Эмоциональный настрой на уроке

8. Средства обучения:

Тесты, диктофон, плакаты, картины, Библия.

— по источникам знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (картины, плакаты)

— по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, сам. работа, групп. работа.

— по характеру познавательной деятельности: репродуктивный (воспроизведение изученного по памяти); проблемный (в ходе беседы) ; частично поисковый.

— по принципу расчленения и соединения знаний: аналитический; обобщающий; сравнительный.

10. Дифференцированный подход:

При фронтальном опросе.

11. Оценки: объявлены и прокомментированы

12. Технологии: информационно-коммуникативные; здоровье сберегающие; технология развития критического мышления.

13. Условия проведения урока: урок проводился в кабинете № 202. Кабинет светлый, чистый, уютный, оформлен соответствующими наглядными пособиями. Температурный режим в норме. Для ребят это привычная рабочая обстановка.

Читать еще:  Разрезали грудь, закрыли обратно — и рак “проснулся”
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector