0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архиепископ лука крымский биография. Архиепископ лука — валентин феликсович войно-ясенецкий — святитель лука — биография

Содержание

святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Проповеди и слова

Архиепископ Симферопольский и Крымский, доктор богословия, духовный писатель. Доктор медицинских наук, хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии.

Биография

В миру Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий), родился в Керчи. Он был третьим ребёнком в семье, а всего детей было пять.

Отец Валентина, Феликс Станиславович, принадлежал к Католической Церкви. По профессии он был аптекарем. Мать, Мария Дмитриевна, исповедовала истинную, Православную веру.

Согласно сложившимся к тому времени в России устоям, касавшимся воспитания детей, рождённых в смешанных браках, личность Валентина формировалась в русле Православных традиций. Отец его, в общем не возражал против такого подхода и не навязывал сыну собственного мировоззрения. Религиозные основы ему преподавала мать.

В 1889 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. Здесь Валентин, помощью Божьей, окончил два образовательных заведения: гимназию и рисовальную (художественную) школу.

Размышляя о выборе дальнейшего жизненного пути, он рассматривал два приоритетных варианта: стать художником или врачом. Уже на стадии готовности поступать в Академию Художеств в Петербурге, он передумал и решил посвятить свои силы медицине. Важнейшим критерием выбора послужило желание облегчать людям страдания. Кроме того он считал, что на месте врача принесёт обществу больше пользы.

В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет, на медицинский факультет. Учился он хорошо, как и подобало способному человеку, сделавшему в отношении будущей профессии обдуманный выбор. Из университета он выпустился в 1903 году. Перед ним могла открыться хорошая карьера, о которой многие, менее талантливые сверстники, могли только мечтать. Но он, к удивлению окружения, объявил, что желает стать земским, «мужицким» доктором.

Врачебная деятельность

С началом русско-японской войны Валентин Феликсович, приняв предложение руководства, отправился, на Дальний Восток, для участия в деятельности отряда Красного Креста. Там он возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста, развернутом в Чите. На этой должности В. Войно-Ясенецкий приобрёл колоссальный врачебный опыт.

В этот же период он познакомился и связался узами любви с сестрой милосердия, доброй и кроткой христианкой Анной Ланской. К тому времени она отказала двум искавшим её женского внимания врачам, и как рассказывают, готова была прожить свою жизнь в священном безбрачии. Но Валентин Феликсович сумел достичь её сердца. В 1904 году молодые сочетались венчанием в местной читинской церкви. Со временем Анна сделалась верной помощницей мужу не только в семейных делах, но и в докторской практике.

После войны В. Войно-Ясенецкий осуществил свое давнее желание стать земским врачом. В период с 1905 по 1917 год он трудился в городских и сельских лечебницах, в разных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской, Саратовской, на территории Украины, наконец, в Переяславле-Залесском.

В 1908 году Валентин Феликсович прибыл в Москву, устроился в хирургическую клинику П. Дьяконова экстерном.

В 1916 году закончил писать и с успехом защитил докторскую диссертацию. Тема той докторской работы оказалась настолько важной и актуальной, а её содержание настолько глубоким и проработанным, что один из учёных в восхищении сравнил её с пением птицы. Варшавский университет почтил тогда В. Войно-Ясенецкого особой премией.

Послереволюционные годы

Первые годы после Октябрьской революции были в буквальном смысле кровавыми. В это трудное время государство испытывало особую потребность в медицинских работниках. Так что несмотря на приверженность вере, какое-то время Валентин Феликсович не был гонимым.

С 1917 по 1923 года он жил в Ташкенте, трудился в Ново-Городской больнице хирургом. Своим опытом он охотно делился с учениками, преподавал в медицинской школе (впоследствии реорганизованной в медицинский факультет).

В этот период серьёзным испытанием для В. Войно-Ясенецкого обернулась смерть горячо любимой супруги, умершей от туберкулеза в 1919 году, и оставившей без материнской заботы четырех детей.

В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в Государственном Туркестанском университете, недавно открытом в Ташкенте.

Священническое служение

Помимо исполнения служебных и семейных обязанностей в этот период он принимал активное участие в церковной жизни, посещал собрания Ташкентского братства. Однажды, после удачного доклада В. Войно-Ясенецкого на церковном съезде Ташкентский епископ Иннокентий высказал ему пожелание, чтобы он стал священником. Не помышлявший о таком варианте своего жизненного пути В. Войно-Ясенецкий вдруг ответил архиерею без промедления, что согласен, если это угодно Богу.

В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней — в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм, где и служил, угождая Богу. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику.

В 1923 году развернувшееся при Церкви движение обновленцев добралось до Ташкента. Епископ Иннокентий в силу ряда связанных с этим причин покинул город, не передав никому руководство над кафедрой. В этот трудный для духовенства и паствы период отец Валентин, совместно со священником Михаилом Андреевым, приложил максимум усилий для объединения местного духовенства и даже принял участие в организации съезда (санкционированного ГПУ).

Монашеское и епископское служение

В том же 1923 году отец Валентин, движимый ревностью и благочестием, принял монашеский постриг. Сообщают, что изначально Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) предполагал дать ему монашеское имя Пантелеймон, в честь прославленного Богом христианского целителя, но затем, выслушав его проповеди, поменял решение и остановил выбор на имени Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.

В конце мая того же года иеромонах Лука был тайно поставлен во епископа Пенджикента, а через несколько дней его арестовали из-за поддержки им линии Патриарха Тихона. Выдвинутое против него обвинение на сегодняшний день кажется не только надуманным, но и абсурдным: власти обвинили его в контрреволюционной связи с какими-то оренбургскими казаками и в сотрудничестве с англичанами.

Некоторое время арестованный святитель томился в темнице Ташкентского ГПУ, а затем его доставили в Москву. Вскоре ему позволили проживать на частной квартире, но потом вновь взяли под стражу: сперва в Бутырскую тюрьму, а после — в Таганскую. Затем страдальца отправили в ссылку на Енисей.

В Енисейске он служил на дому. Кроме того, ему разрешили оперировать, и он спас здоровье не одному жителю. Несколько раз святителя переводили из одного места в другое. Но и там он использовал все возможности для служения Богу, лечения людей.

После окончания ссылки, епископ Лука возвратился в Ташкент, служил в местном храме. Но советские власти не собирались оставлять архиерея в покое. В мае 1931 года он подвергся очередному аресту и проведя несколько месяцев в тюрьме, услышал приговор: ссылка в Архангельск сроком на три года. В Архангельске он тоже занимался лечением больных.

Вернувшись из мест заключения, в 1934 году он посетил город Ташкент, а затем поселился Андижане. Здесь он исполнял долг архиерея и врача. Несчастьем обернулось для него подхваченная лихорадка: болезнь грозила потерей зрения и святитель пошёл на операцию (в качестве пациента), в результате которой ослеп на один глаз.

В декабре 1937 года последовал новый арест. Святителя допрашивали несколько суток подряд, требовали подписать заранее подготовленные следствием протоколы. В ответ он объявил голодовку, наотрез отказавшись подписывать то, с чем не могла согласиться его христианская совесть. Последовал новый приговор, новая ссылка, на сей раз — в Сибирь.

С 1937 по 1941 год осужденный епископ жил в местечке Большая Мурта, на территории Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны его переселили в Красноярск и привлекли к лечению раненных.

В 1943 году святитель взошёл на Красноярскую архиепископскую кафедру, а через год его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В этот период отношение власти к святителю, как будто, изменилось. В феврале 1946 года, за научные разработки в области медицины, он удостоился государственной награды — Сталинской премии.

В мае 1946 года святитель Лука стал архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время начала прогрессировать болезнь его глаз, а в 1958 году он полностью ослеп. Однако, как вспоминают очевидцы, в этом состоянии святой не только не утратил бодрости духа, но и не потерял способности самостоятельно приходить в храм, прикладываться к святыням, участвовать в богослужении.

11 июня 1961 года Господь призвал его в Своё Небесное Царство. Похоронили святителя на Симферопольском кладбище.

После себя он оставил ряд научных и богословских работ. Среди последних уместно отметить: Наука и религия, Дух, душа и тело, О воспитании детей, Евангельское злато, Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы, О семье и воспитании детей, Пасха Господня, Проповеди, Толкование на молитву святого Ефрема Сирина, Я полюбил страдание, Принесем Тебе любовь нашу.

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.

Молитва

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Биография Луки Крымского Святителя и где находятся мощи, в чем помогает икона и молитвы

Лука Войно-Ясенский Святитель – выходец из Крыма. Стал изначально художником, а впоследствии изменил свой выбор в пользу медицины, Лука стал известным помощником для страдающих людей не только православных, а и приверженцев другой веры.

Читать еще:  Заговор или молитва узнать что нравлюсь парню. Молитва чтобы все вокруг тебя любили

Основные факты биографии

Биография святого началась в Крыму.

Происхождение

Святой Лука, или Валентин Феликсович Войно-Ясенский, как его нарекли родители при рождении, появился на свет 27 апреля 1877 года. Местом рождения считается крымский город Керчь, расположенный на самом востоке полуострова. С самого детства Лука увлекался живописью, хотя его отец был довольно востребованным аптекарем. Однако несмотря на талант, Лука не выбрал стезю художника, а решил помогать людям.

В 1898 году Лука поступает в Киевский университет. Специализацией он выбрал анатомию — науку о человеческом организме. После учебы Лука собирался стать земским врачом, но получилось все по-другому. Как раз в это время Россия вступает в войну с Японией. Луке приходится отправиться на Дальний Восток, но уже в качестве хирурга.

Начало служения Богу

Луке не прививали с детства многочисленных религиозных взглядов. Отец его был католиком, а мать православной. Как он сам высказывался, большую религиозную тягу получил скорее от папы, чем мамы. Первый же религиозный опыт пришел к нему во время работы врачом на Дальнем Востоке. Во время одного из разговоров о Боге с неверующими людьми он получил приглашение стать священнослужителем. Войно уже через два дня стал дьяконом, а через неделю иереем. Но в то же время, несмотря на деятельность священника, Лука не закончил оперировать и всячески помогать людям в медицинском плане.

В 1923 году Лука принял монашеский постриг. Если говорить официальным языком, то именно после этого он взял себе церковное имя, по которому его знают большинство православных, — Лука Святитель.

Но, увы, после монашеского пострига Лука не смог продолжить свою деятельность. Через несколько месяцев в связи с военными действиями Луку арестовали, заявив, что он шпион.

Аресты и ссылки

Житие Святителя Луки наполнено сложностями и перипетиями судьбы. После того как его объявили шпионом, была ссылка в Туруханский край. Но несмотря на тяжелые условия, Лука не отрекся от своего истинного предназначения и продолжил всячески помогать людям. В это время он не только возрастает по церковной иерархии, но и лечит, оперирует.

Лишь в 1926 голу Лука снова возвращается к привычному ритму жизни — он прибывает в Ташкент. Сначала его назначают епископом в Рыльске, а затем переводят в Ельц. Но мирная жизнь не продлилась долго. Каток сталинской репрессии прошелся и по Луке. Обвинение, которое было предъявлено ему, — это создание контрреволюционной церкви. Под давлением, тяжелыми пытками и голодовками Святитель вынужден был сознаться в этом.

Возвращение на родину

В Крыму Лука оказался только в 1946 году. Тут же он и служил церкви, и вернулся к своей медицинской детальности — стал консультантом симферопольского военного госпиталя. Но в 1955 году он полностью ослеп, что заставило его оставить медицину навсегда. С 1957 года начинает диктовку своих дневников, благодаря которым удалось восстановить жизнеописание Луки.

Борьба с ересью и сектанством

Святитель Лука постоянно занимался борьбой с ересью и сектантством. Это можно проследить и по описанию происходивших тогда событий (к примеру, архиепископ отдельно отмечал заслуги Луки на этом поприще), и в самих жизнеописаниях.

Лука не использовал крайние меры для убеждения. Влияние Луки на человека была посредственным, мягким. Однако именно это имело потрясающий эффект, так как к истинной вере тогда люди приходили самостоятельно.

Врачебная деятельность

Изначально Лука поступил в Киевский университет и окончил его с отличием. Специализация анатомия позволила ему работать с различными отраслями медицинского знания. Проявил он себя как хирург, анестезиолог (хотя в те времена и не существовало современных методик). Он занимался лечением различных болезней не только в качестве врача, который принимает в кабинете, но и как полевой медик.

Лука работал во времена войны, он помогал людям как хирург. После перевода в Симферополь Лука помогал как консультант в военном госпитале. Но такая большая загруженность не мешала ему принимать людей дома — к нему выстраивались огромные очереди страждущих. Оставил медицину Лука только после полной потери зрения. Но и после Лука вспоминает с радостью о том, что успел стольким помочь людям, об этом можно прочесть в его биографии.

Смерть и канонизация

Умер Лука в 1961 году в день Всех святых. На его надгробии высечена надпись: «Архиепископ Лука Войно-Ясенский, доктор медицины, профессор хирургии, лауреат». Похоронен в Симферополе. Канонизация Луки произошла в конце 1995 гола. Тогда его мощи переносят в Свято-Троицкий собор. Но до сих пор могила в крымском Симферополе почитается верующими.

О чем просят

К Святителю обращаются с различными просьбами.

Благословление для родителей

Лука помогает практически всем, но сфера его деятельности, прежде всего, связана с медицинской областью. Если родители уже взрослые, испытывают трудности со здоровьем, то дети могут попросить Святителя Луку о выздоровлении или облегчении мук, которые они испытывают. Молитва Луке:

«О всеблаженный исповедник и святитель Божий отче наш Луко. В умилении сердец наших, мысленно припадаем ко святым твоим мощам, и как отца нашего просим услышать нас грешных, и молитву нашу принести ко Престолу Божьему. Моли его утвердить нас в вере и благочестии, пастырям, коим вверено спасение душ людских, даровать усердие и мудрость, и каждому ниспослать то, что послужит ему во благо на путях этой временной и быстротечной жизни.

Особо же молим тебя испросить у Господа нам, нашим близким и всем прочим Его чадам избавления от недугов и горьких болезней. Приклонив слух Свой ко всемилостивому твоему ходатайству, да ниспошлёт он облегчение всем больным, и поднимет их со одра страданий.

О, святитель Божий, отче Луко. Подай нам свое архипастырское благословение, и, хранимые твоим молитвенным ходатайством, избавимся от козней лукавого, избежим взаимной вражды, расколов и жизненных нестроений. Наставь нас на путь праведных, и моли о нас всесильного Бога. Да, сподобимся в жизни вечной славить вместе с тобой Единосущную и Нераздельную Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

В сложные моменты жизни

В сложные моменты жизни не лишним будет обратиться и к Луке, особенно если проблемы связаны со здоровьем. При этом молитву желательно читать не только самому человеку, но и его родственникам (икона должна прилагаться).

О здоровье детей

Самая сильная защита для ребенка — это молитва, произнесенная его матерью Луке. Для того чтобы молитва начала действовать быстрей, нужно поставить около больного ребенка свечу у изголовья, поставить за ним образ святого. После этого каждый вечер читается молитва Луке.

Счастье в личной жизни

Счастье в личной жизни может быть разное: кто-то хочет выйти замуж, другие родить ребенка, а третьи — избавиться от проблем со свекровью. Разницы нет, ведь Лука поможет каждому. Главное — грамотно просить его об этом. Для начала необходимо пройти обряд отпущения грехов. После этого нельзя не только прибегать к вредным привычкам, но и максимально сделать смиренной свою жизнь. Молитва читается каждый день до сорока раз перед иконой Луки.

Перед операцией

Перед операцией всегда возникают сомнения и страхи, ведь это рискованная ситуация, даже если есть гарантии успеха. Молятся в этой ситуации Луке, при этом важно:

  • перед операцией помолиться, поставить три свечи за здравие (если это не может делать больной, то делает его ближайший родственник);
  • три дня соблюдать строгий церковной пост, если это разрешается медицинской практикой;
  • повторить молитву Луке три дня перед операцией по сорок раз.

Если сам больной слаб и не может произносить молитву Луке, то это могут выполнить за него родственники.

Исцеление

Молитву Луке можно произносить и в домашних условиях. Потребуется зажечь 12 церковных свечей, поставить в середину стакан со святой водой. Необходимо перед каждым прочтением молитвы креститься и отпивать глоток воды. Читают до полного исцеления от болезни.

Где находятся хранятся мощи

Мощи святого находятся в разных городах.

Симферополь

Женский монастырь Свято-Троицкий в Симферополе хранит мощи Луки. Прикоснуться к ним съезжаются сотни паломников со всего мира. Находится на улице Одесской.

Москва

В столице есть храм Святителя Луки. Находится на улице Белореченской.

Как правильно прикладываться к мощам

Поклонение проводят после разговора около иконы со Святителем Лукой. Перед прикладыванием к мощам проводят два поясных поклона, при этом нужно креститься. Потом — один поклон. Проводится прикладывание (но нельзя целовать святого в лик).

Реальные примеры чудес

Симферопольский свт. Лука отличился многими совершенными чудесами. Среди них известные связаны с:

  • исцелением от онкологических заболеваний;
  • быстрым заживлением ран;
  • спасением от хронических болезней.

Принимал Лука и много детей. В жизнеописаниях говорится, что ребята никогда не убегали, а выполняли все поручения Святителя.

Иконография

На иконе Лука изображен со взглядом, который познал много горечи и страдания. Как только в доме кто-то заболевает, то вешают эту икону. При этом желательно поместить около нее 12 свечей и ежедневно молиться.

Тексты на русском языке

Пользуются следующими текстами.

Молитвы

«О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Тропарь, кондак, величание

«Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение».

Канон

Канон исповеднику Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому состоит из девяти песней.

Акафист

Акафист Луке читается для того, чтобы он помог при разрешении каких-то дел, особенно связанных с медициной. Произносится после проведения обряда очищения.

К Луке обращаются с чистым сердцем и добрыми помыслами. Допустимо просить и о другом человеке, например, больном отце или муже.

Краткий курс истории. Святой хирург святитель Лука

18 марта Русская православная церковь празднует обретение мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского, гениального хирурга, по чьим трудам студенты-медики учатся до сих пор.

– Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно?
Разве вы видели своего Бога?
– Бога я действительно не видел, гражданин общественный
обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая
черепную коробку, никогда не видел там также и ума.
И совести там тоже не находил.
На заседании Ташкентского суда по «делу врачей»

Становление

Валентин Феликсович (так звали в миру будущего святителя) родился в Керчи в 1877 году в семье фармацевта, чей белорусский полонизированный род был весьма древним и знатным, но обедневшим. В 1889 году в Киеве Валентин получил гимназическое и художественное образование. Некоторое время поколебавшись, будущий гениальный хирург решил продолжить обучение на медицинском факультете Киевского университета, найдя медицину более полезной для общества. В тот раз он не прошел. Лишь в 1898 году Валентин стал студентом-медиком. В промежутке он успел побыть рьяным толстовцем и разочароваться в нем, но все же сохранил часть толстовско-народнических идей. Во время учебы на медфаке талант художника и любовь к форме развились у студента в любовь к анатомии. Путь хирурга был определен.

Мужицкий врач

Несмотря на то что еще в университетские годы Валентину Феликсовичу прочили профессорскую долю, он выбрал судьбу земского врача. Этого решения не понял никто, но ведь именно служению простому народу хотел посвятить себя Валентин Феликсович, отправляясь учиться на медфак. В деревнях тогда свирепствовала глазная болезнь трахома. Святитель целиком посвятил себя работе, лечил больных в больнице и на дому, проводил глазные операции, люди прозревали. Однажды пришлось оперировать целую семью, в которой от рождения были слепыми родители и пятеро детей. Шестеро прозрели. Степень доктора Валентин Феликсович получил за диссертацию по регионарной анестезии – самой сложной и самой щадящей.

Читать еще:  Окончить школу и не возненавидеть половину предметов?

Монашество

Во время Русско-японской войны Валентин Феликсович, работавший на Дальнем Востоке и совершенно не думавший о священничестве или монашестве, женился на одной из сестер милосердия – Анне Ланской. После войны семейство Войно-Ясенецких продолжило ездить по земским городкам. Тогда же святитель начал свои самые знаменитые «Очерки гнойной хирургии» (за них была вручена Сталинская премия в 1946 году). В 1919 году не стало Анны – туберкулез. Спустя два года вдовец и отец четверых детей стал священником, а еще спустя два года – монахом с именем Лука. В разгар Гражданской войны святитель не снимал священнического облачения. В больницу приходил в нем, лекции студентам читал тоже в нем. Перед началом операции молился и благословлял всех участников процесса. Конечно, так не могло долго и беспрепятственно продолжаться. Вскоре после тайного рукоположения в 1923 году в епископы святителя Луку арестовали за «контрреволюционную деятельность». Последовали 11 лет тюрем и ссылок. Но и тогда святой не оставлял своей медицинской деятельности и продолжал впечатлять людей, особенно в годы Великой Отечественной войны. Пожалуй, всего и не уместишь в короткий рассказ о святом хирурге. Добавим лишь, что больше половины денег от Сталинской премии он отдал детям, пострадавшим от последствий войны. В 1956 году потерял зрение, но продолжал принимать страждущих, теперь молясь о них. Святитель упокоился 11 июня 1961 года, в День всех святых, в земле Российской просиявших.

Трижды ссыльный, святой и целитель: жизненный путь архиепископа Луки

Трижды ссыльный, святой и целитель: жизненный путь архиепископа Луки

9 мая 1877 родился архиепископ Лука — выдающийся учёный и всемирно известный хирург, профессор медицины и богослов, мыслитель и бесстрашный исповедник, автор 55 научных трудов и 12 томов проповедей. Его научные труды по гнойной хирургии и в наши дни остаются настольными книгами хирургов.

Святитель Лука прошёл Бутырскую и Таганскую тюрьму, допросы, этапы, лагеря и ссылки. Все эти годы он не переставал оказывать помощь страждущим.

Детство и выбор профессии

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (будущий архиепископ Лука) рождён в обедневшей дворянской семье в Керчи; гимназию и художественную школу окончил в Киеве. Он чувствовал склонность к живописи, но считая, что его долг — помогать людям, в 1898 году поступил на медицинский факультет.

От земского врача до главного хирурга

Окончив университет, он служил в госпитале Киевского Красного Креста и в Русско-японскую войну заведовал его хирургическим отделением в Чите, делая крупные операции на костях, суставах и черепе.

При операциях и лечении раненых ему помогала сестра милосердия Анна Васильевна Ланская, которую в Киевском госпитале Красного Креста называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога, к тому же она дала обет безбрачия. Здесь, в Чите, молодой хирург добился её согласия стать его женой, и они обвенчались. Анна Васильевна родила в браке четверых детей и помогала мужу в амбулаторном приёме и в ведении истории болезней.

Молодые переехали в Симбирскую губернию, и Валентин Феликсович стал земским врачом. Он и фельдшер составляли весь персонал крошечной больницы Ардатова, и врач трудился по 14–16 часов в сутки, сочетая универсальную врачебную работу с дальними выездами к больным и организационно-профилактическими работами в земстве.

В село Верхний Любаж в Курской губернии Войно-Ясенецкие приехали, когда земская больница на 10 коек ещё не была достроена, да ещё разразились эпидемии брюшного тифа, кори и оспы. Валентин Феликсович принимал больных на выездах и на дому, не щадя себя, ездил по районам эпидемии, участвовал в земской работе, вёл профилактико-организационные работы. Потом его перевели в село Любаж. Молодого врача любили: к нему обращались крестьяне всей Курской и соседней Орловской губернии, и исправник добился его увольнения за отказ явиться по его вызову, прекратив оказание помощи пациенту.

Осенью 1908 года Валентин Феликсович поступил в экстернатуру при Московской хирургической клинике профессора Дьяконова и провёл колоссальную исследовательскую работу. Он первым в мире разработал подходы спинно-мозговой анестезии, позволяющей обезболить отдельный участок тела без общего наркоза.

В 1915 году он издал в Петрограде книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями, где вместо прежних способов слойного пропитывания анестезирующим раствором всего, что надо резать, предложил новую, изящную методику местной анестезии, прерывающей проводимость передающих боль нервов. В 1916 году он защитил эту работу как диссертацию и получил степень доктора медицины. Но это будет позже, а пока молодой врач разрывался между работой земским врачом, семьёй в Романовке и исследованиями в Москве.

В 1911 году Войно-Ясенецкий возглавил городскую, а вскоре — и фабричную, и уездную больницы, а также военный госпиталь в Переславле-Залесском Московской губернии. Здесь он прослужил семь лет, а в годы Первой мировой войны оперировал раненых. В это время он работал над книгой «Очерки гнойной хирургии».

В 1917 году у супруги Анны открылся туберкулёз, и семья переехала в Ташкент, где Валентин возглавил большую городскую больницу.

В октябре 1919 года Валентин Феликсович был арестован по доносу об укрывательстве тяжело раненного. Его как всем известного врача отпустили, но эти события непоправимо ухудшили состояние его жены, и она скончалась. Четверо его детей, старшему из которых было 12, а младшему 6 лет, стали жить под присмотром медицинской сестры больницы Софьи Сергеевны Белецкой.

Путь священнослужителя

В 1918 году Русская православная церковь подверглась гонениям. Священников и верующих репрессировали, а храмы и святыни разрушали.

В это время Валентин Феликсович часто участвовал в общественных диспутах, где спорил с атеистами. На одном из таких собраний присутствовал епископ Иннокентий, который сказал: «Доктор, вам надо быть священником».

Уже через неделю в праздник Сретения Господня 1921 года врач был рукоположен в иерея*. В мае 1923 года ссыльный епископ Андрей Уфимский тайно постриг Валентина Феликсовича в монахи с именем Луки. 31 мая 1923 года иеромонах Лука был рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского. А в июне того же года Луку арестовали сотрудники органов безопасности — ГПУ.

Первая ссылка

Святителя обвинили в связях с оренбургскими казаками и в шпионаже в пользу англичан и осудили на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

В ссылке Лука работал в больнице. Он благословлял больных и молился перед каждой операцией. Тюремные надзиратели запрещали ему это, но епископ продолжал поступать, как он считал правильным. Тогда его отправили на север — к берегам Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях, но уже весной ссыльного хирурга вновь отозвали в Туруханск, где срочно требовался врач.

Вторая ссылка

В 1926 году Лука был освобождён и вернулся в Ташкент, где жил до 1930 года как частное лицо, так как был лишён и епископской, и университетской кафедры.

В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, пытался оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил с собой. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение похоронить Михайловского по церковному обряду.

Коммунистические власти обвинили епископа в пособничестве убийству, утверждая, что владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить мёртвого с помощью материалистической науки и содействовал жене в его убийстве.

Святитель Лука был сослан в Архангельск на три года. В 1933 году ссылка закончилась.

Через некоторое время он получил место врача в районной больнице небольшого городка Андижан, где оперировал, читал лекции, руководил отделением Института неотложной помощи, там же после москитной лихорадки у него произошло отслоение сетчатки левого глаза. Осенью 1934 года вышли его «Очерки гнойной хирургии», ставшие настольной книгой для нескольких поколений хирургов. В 1935–1936 годах епископ работал в Ташкенте; в Институте неотложной помощи.

Третья ссылка

24 июля 1937 года святителя Луку обвинили в шпионаже в пользу иностранной разведки, пытали, после чего осудили и отправили в пятилетнюю ссылку в Красноярский край.

Там он работал хирургом в районной больнице, где, кроме него, не было специалистов.

Военный хирург

Началась Великая Отечественная Война, и ссыльный епископ стал главным хирургом эвакогоспиталя. Это произошло после его телеграммы Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в посёлке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку».

Ссыльный делал по четыре – пять операций в день, посещая и другие госпитали, куда его приглашали консультировать: например, только за три недели 1942 года он поставил диагноз 87 больным.

В 1942 году архиепископ Лука** получил представление Патриархии без отрыва от хирургии возглавить Красноярскую кафедру, а в 1944 году, с переездом госпиталя в Тамбов, возглавил Тамбовскую епархию, где совмещал архипастырское служение и работу хирурга. Под руководством архиепископа Луки за несколько месяцев 1944 года для фронта было собрано более 250 тыс. руб. на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. В общей сложности за неполные два года было перечислено около миллиона рублей.

В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». А в начале 1946 года постановлением СНК СССР «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии», законченном в 1943 году, и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», опубликованном в 1944 году» профессору Войно-Ясенецкому присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200 000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал детским домам.

Крымский святитель

26 мая 1946 поставленный Архиепископом Симферопольским и Крымским владыка прибыл в Симферополь.

После войны епархия была в полном упадке, и архиепископ все силы отдавал приведению в порядок и устройству церковных дел.

Здоровье владыки ухудшилось. Сначала отказал один глаз, а в 1958 году он окончательно ослеп, но продолжал архиерейскую службу.

11 июня 1961 года, в День всех святых, в земле Российской просиявших, архиепископ Лука скончался.

22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской православной церкви причислен к лику местночтимых святых. В 1996 году обретены святые мощи архиепископа Луки, они сегодня покоятся в Свято-Троицком женском монастыре. В 2000 году Архиерейский собор Русской православной церкви прославил Архиепископа Луку Войно-Ясенецкого как исповедника в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

*Возглавлявший ташкентский ЧК Я. Х. Петерс решил сделать суд над обвинёнными во вредительстве врачами показательным и выступил обвинителем. Свидетель профессор Войно-Ясенецкий решительно отверг предъявленные коллегам обвинения в доведении раненых до червивых ран: «Никаких червей там не было. Там были личинки мух. Хирурги не боятся таких случаев и не торопятся очистить раны от личинок, так как давно замечено, что личинки действуют на заживление ран благотворно». Тогда Петерс спросил:

– Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днём людей режете?
Отец Валентин ответил:
– Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?
Следующий вопрос:
– Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?
– Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

**Став в 1942 году архиепископом, святитель Лука питался и одевался очень просто, ходил в заплатанной старой рясе и всякий раз, когда племянница предлагала ему сшить новую, говорил: «Латай, латай, Вера, бедных много». Софья Сергеевна Белецкая, воспитательница детей владыки, писала его дочери: «К сожалению, папа опять одет очень плохо: парусиновая старая ряса и очень старый, из дешёвой материи подрясник. И то, и другое пришлось стирать для поездки к патриарху. Здесь всё высшее духовенство прекрасно одето: дорогие красивые рясы и подрясники прекрасно сшиты, а папа… хуже всех, просто обидно…»

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): святой целитель и великий патриот

Великая Победа 1945 года складывалась из многих миллионов больших и малых подвигов наших людей – как воевавших, так и трудившихся в тылу. Один из таких примеров – жизнь выдающегося хирурга и духовного пастыря – архиепископа Луки (в миру – Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), канонизированного Русской Церковью. Жизнь, которая была единым духовным подвигом.

Будучи преследуем исключительно за отказ отречься от веры и проведя в ссылке 11 лет, этот хирург с мировым именем в самом начале Великой Отечественной войны пишет телеграмму Михаилу Калинину:

Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку.

До Калинина телеграмма не дошла, но её заметили, и архиепископа Луку направили в военный госпиталь, где он, делая уникальные операции, спас множество жизней. А уже через год после Победы за свои научные труды был удостоен Сталинской премии – единственный из всех священников за всю историю СССР.

Читать еще:  Наш Православный Русский Царь уже живет на Земле и Он знает о Своем предназначении. «Я дам России Царя, и все во Вселенной изменится Царь знает что он

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ив.15:13)

Будущий архиепископ и святой родился в 1877 году в Керчи в семье обедневших белорусских дворян Войно-Ясенецких. Что интересно, отец его был потомственным католиком, а мать – православной. Она воспитывала детей в православных традициях и активно занималась благотворительностью. Имея талант к рисованию, Валентин по окончании гимназии подал было документы в Академию художеств, но поразмыслив, предпочёл медицину «как более полезную обществу».

Учился на медицинском факультете Киевского университета, особенно преуспевая в изучении анатомии. Как писал он сам:

Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии. Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии.

И вот, блестяще закончив обучение, Валентин вдруг снова удивил всех, заявив о желании стать земским врачом:

Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом.

Впервые свои таланты молодой врач проявил в ходе Русско-японской войны, работая в эвакуационном госпитале в Чите, где заведовал хирургическим отделением и очень много оперировал. Именно там познакомился с медицинской сестрой Анной Ланской, которая стала его женой. Работал в больницах Симбирской, а затем Курской губерний. Уже тогда к медицине он относился как не просто к профессии, но как к служению – Богу и своему народу, причём без каких бы то ни было компромиссов.

Осенью 1908 года Валентин Войно-Ясенецкий уехал в Москву и поступил в экстернатуру при Московской хирургической клинике профессора Петра Дьяконова и начал писать докторскую диссертацию по новой тогда теме о местной анестезии, которую интенсивно изучал на практике. При этом прочёл более 500 источников на французском и немецком языках, причём французский ради этого выучил «с нуля».

Затем была Первая мировая война и снова работа в госпитале. В 1915 году Войно-Ясенецкий издаёт свою первую книгу «Регионарная (местная) анастезия», которую год спустя защитил как докторскую диссертацию. Однако вскоре у его жены, к тому времени подарившей ему четырёх детей, обнаружился почти неизлечимый в то время туберкулёз. Семья Войно-Ясенецких перебирается в Ташкент как местность с более подходящим для туберкулёзников тёплым и сухим климатом.

Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Ин. 15:5)

А потом начались события 1917 года. В городе шли перестрелки и бои, а хирург Войно-Ясенецкий безотказно лечил как «красных», так и «белых» раненых. За столь буквальное понимание «клятвы Гиппократа» он однажды едва не был расстрелян: кто-то донёс, что он укрывает дома и не выдаёт тяжелораненого есаула Комарчева. По счастью, здравомыслящий человек нашёлся и в ЧК: хирурга вернули в госпиталь к больным и раненым, где он в тот же день снова начал оперировать.

В 1919 году умерла жена Войно-Ясенецкого, который очень переживал и лично три дня читал над её телом Псалтырь. Именно эта трагедия ещё более обратила его к религии. В 1920 году, уже возглавив кафедру в образованном Ташкентском университете, Валентин Феликсович взял за правило перед каждой операцией крестить ассистента, хирургическую сестру и больного. Однажды один из оперируемых, татарин, спросил: «Зачем вы меня крестите? Я же мусульманин!» – и услышал в ответ: «Под Богом все едины«. Будущий архиепископ Лука уже тогда внутренне вступил на путь врачевания не только тел, но и душ человеческих, с которого не свернул затем на протяжении всей своей жизни.

При этом профессор Войно-Ясенецкий был активным мирянином и неоднократно выступал в храме с беседами о толковании Священного Писания. Когда в конце 1920 года на епархиальном собрании он произнёс речь о положении дел в епархии, впечатлённый ею епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, на что тот сразу согласился. Уже 15 февраля 1921 года он был посвящён в сан иерея, после чего ходил оперировать в рясе и с крестом на груди, а в операционной установил икону Божьей Матери и молился перед нею перед началом каждой операции.

Вскоре отец Валентин был пострижен в монахи с именем Лука (что символично, ибо евангелист Лука по основной профессии был врачом). Притом что многие клирики уже тогда подверглись репрессиям, вскоре двумя отбывавшими под Самаркандом ссылку архиереями – епископом Волховским Даниилом (Троицким) и епископом Суздальским Василием (Зуммером) отец Лука был рукоположен во епископы.

Если Меня гнали, будут гнать и вас. (Ин. 15:20)

Для новой богоборческой власти это было уже слишком. Были инициированы студенческие митинги с требованием ареста епископа Луки, и уже через неделю он был арестован, хотя руководство университета выступало резко против. На допросе он не юлил и не скрывал своих убеждений:

Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов соответствует высшей справедливости и духу Евангелия. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод. Мой священный долг – учить людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову.

Результат был предсказуем: боясь огласки, дело передали не в Ревтрибунал, а в комиссию ГПУ, и именно в Ташкентской тюрьме Войно-Ясенецкий закончил первую часть своего великого труда «Очерки гнойной хирургии». Когда владыку отправляли в Москву, многие прихожане, чтобы этому помешать, ложились на рельсы. Тем не менее система была неумолима: началась череда ссылок и заключений, длившаяся долгих 11 лет.

Но и по пути, и прибыв на место ссылки, епископ Лука продолжал делать операции и проповедовать, спасая кому тела, а кому – души. При этом он категорически отвергал попытки втянуть его в лоббируемое коммунистической властью «обновленчество» и отказывался служить в «обновленческих» церквях. В ответ следовали запреты на богослужения, проповеди и даже на благословение прихожан.

В конце концов несгибаемый епископ отправлен был в ещё более далёкую ссылку, по пути к месту которой едва не умер. Но очень скоро его вынуждены были вернуть и позволить лечить людей, т.к. в его отсутствие в больнице умер крестьянин, нуждавшийся в сложной операции, которую в тех краях, кроме Войно-Ясенецкого, делать было некому, после чего окрестные мужики взялись за вилы и принялись громить сельсовет и местный отдел ГПУ. А в 1925 году последовало освобождение и возвращение в Ташкент.

Но затем всё снова закрутилось. Единственным храмом в городе владели «обновленцы». В университет дорога была закрыта, и епископ Лука подал прошение об уходе на покой. Сам же продолжал принимать больных на дому и учить молодёжь. Закончил свои «Очерки гнойной хирургии».

Судьба словно испытывала этого несгибаемого человека. В 1925 году покончил с собой некий местный «новатор от медицины» профессор Иван Михайловский, пытавшийся преобразовать неживую материю в живую, чтобы воскресить своего умершего сына. Жена его просила Войно-Ясенецкого сделать заключение о невменяемости покойного, чтобы иметь возможность похоронить того по православному чину. Тут же было состряпано дело: епископа и жену Михайловского обвинили якобы в убийстве «передового советского учёного», чтобы не допустить его «выдающегося открытия, подрывающего основы мировых религий». По решению Особого совещания последовала новая ссылка, хотя в то же самое время Войно-Ясенецкому неоднократно предлагали кафедру в Ленинграде и Москве в обмен на отречение от сана. Что он, естественно, каждый раз отвергал.

«Претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 10:22)

После освобождения в 1932 году епископ Лука возвращается в Ташкент, где оперирует, учит, занимается наукой. Чему немало способствовало то, что на операционный стол к нему попал личный секретарь Ленина Горбунов, и после успешной операции отношение властей к Войно-Ясенецкому заметно улучшилось. Но ненадолго – ведь оперирующий и спасающий людей «поп в рясе» воспринимался всеми как вызов системе.

В 1937 году владыке Луке и ещё нескольким архиереям и священникам инкриминируют создание «контрреволюционной церковно-монашеской организации». А ему, кроме того, ещё и умышленное убийство людей на операционном столе и – поскольку труды его широко издавались за границей – шпионаж в пользу иностранных государств. Несмотря на многодневные допросы «методом конвейера» (13 суток без сна), епископ Лука ничего не признал, показаний ни на кого не дал и даже объявил 18-дневную голодовку. Итогом стала в 1940 году новая ссылка – на 5 лет в Краснодарский край.

Власть словно разрывалась между желанием использовать огромный потенциал Войно-Ясенецкого и боязнью признать религиозную составляющую его служения, противоречащую официальному атеизму. Но тут началась война – и ссыльный профессор-епископ тут же отправляет ту самую телеграмму Калинину, после которой его направили в военный госпиталь, где он, несмотря на сильно пошатнувшееся здоровье, оперировал по 8-9 часов в день. А в декабре 1942 года «без отрыва от врачебной деятельности» епископ Лука был назначен архиепископом Красноярским и даже сумел добиться открытия в крае единственной на тот момент церкви.

В феврале 1944-го госпиталь переехал в Тамбов, и архиепископ Лука возглавил Тамбовскую кафедру. А в начале 1946 года заслуги владыки в области медицины были по достоинству оценены – ему была присуждена Сталинская премия первой степени. Из прилагавшихся к ней 200 тысяч рублей 130 тысяч архиепископ Лука тут же передал в помощь детским домам.

С 1946 года он возглавлял Крымскую епархию. Оставаясь лояльным советской власти, архиепископ Лука и тогда оставался самим собой – человеком, не идущим ни на какие нравственные компромиссы, когда дело касалось веры. Партийные чиновники, надзиравшие за религиозным направлением, постоянно жаловались, что Войно-Ясенецкий в кадровых вопросах по епархии с ними не «советуется». И более того – приближает священников, подвергшихся репрессиям в ходе гонений на Церковь. В качестве мелкой мести курсы для молодых крымских врачей, которые он вёл в своём архиерейском облачении, стараниями партийных чинуш вскоре прикрыли.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) явил нам блестящий пример несгибаемой веры, дополняемой талантом врача и учёного, поставленным на службу Богу и Родине. Фото: pravoslavie.ru

В 1955 году владыка полностью ослеп и вынужден был прекратить заниматься хирургией, но продолжал диктовать своим помощникам мемуары и активно проповедовал. Преставился архиепископ Лука 11 июня 1961 года, что символично – в «День всех святых, в земле Российской просиявших». 22 ноября 1995 года он был причислен к числу месточтимых святых, а в 2000 году Архиерейским собором Русской Церкви прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Все его дети, хотя и провели детство, не видя отца, своим призванием избрали медицину: сыновья Михаил и Валентин стали докторами медицинских наук, третий сын Алексей – доктором биологических наук, дочь Елена – врачом-эпидемиологом.

«Всё это дам тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:9)

Этими словами, согласно Евангелию, сатана пытался соблазнить Христа. Ведь как просто: только отрекись от Бога, измени Ему и Себе – и сразу получишь ВСЁ! В точности так же всю жизнь соблазняли атеистические власти СССР архиепископа Луку, обещая всё за отречение. Многих тогда сломали. Других уничтожили. Но, по счастью, немало было и таких, как архиепископ Лука, не сломавшихся и устоявших. Он писал:

Так называемый «научный» атеизм действительно противоречит религии. Но он есть лишь предположение некоторых образованных людей, недоказанное и недоказуемое. Попытка атеистов доказать недоказуемое невольно наводит на воспоминание стихов Пушкина:

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ним бессмысленно чертит…

Всю свою жизнь архиепископ Лука вслед за множеством других верующих учёных доказывал единство и взаимное дополнение науки и религии, отрицавшееся официальной атеистической пропагандой СССР. 30 мая 1948-го на торжественном богослужении по поводу 25-летия своей пастырской деятельности он заявил:

Наука без религии – небо без солнца. А наука, облечённая светом, это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира.

Тем не менее и сегодня то и дело приходится слышать требования безбожников «изгнать попов» из школ, воинских частей, с телеэкранов, да и из медицины в том числе. Поминая постоянно христианам костры средневековой инквизиции, они, ничтоже сумняшеся, готовы возродить её и сегодня, но под своим руководством. Уничтожая, ссылая и терроризируя таких людей, как великий хирург и великий архипастырь архиепископ Лука, который уже на закате жизни горестно констатировал:

Как трудно мне было плыть против бурного течения антирелигиозной пропаганды и сколько страданий причинила она мне и доныне причиняет.

Он всё претерпел и одержал как минимум моральную победу над своими гонителями. Явив нам блестящий пример несгибаемой веры, дополняемой талантом врача и учёного, поставленным на службу Богу и Родине. Именно такими по духу людьми доныне стоит Россия, и именно их подвигом на самых разных направлениях одержаны все её победы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector