0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Апостолы Петр и Павел: интернациональные имена. Петр и Павел – апостолы Христа Разногласия между Петром и Павлом

Содержание

Апостолы Петр и Павел: интернациональные имена

Две­на­дца­то­го июля Цер­ковь чтит па­мять свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, этот празд­ник пред­ва­рял пер­вый из двух лет­них по­стов Пет­ров, по­чти ме­сяц ве­ру­ю­щие го­то­ви­лись к этой да­те, как к боль­шо­му празд­ни­ку. По­че­му? За что мы по­чи­та­ем апо­сто­лов, в чем за­клю­ча­лась мис­сия Пет­ра и Пав­ла? Об этом рас­суж­да­ет кан­ди­дат физи­ко-ма­те­ма­ти­че­ских на­ук и диа­кон Ни­ко­лай Со­ло­дов.

Ред­ко кто вспом­нит те­перь, что ко­гда-то Пет­ра и Пав­ла зва­ли по-дру­го­му. Петр «по пас­пор­ту» был Си­мо­ном, бо­лее точ­но Ши­мо­ном, как Ши­мон Пе­рес, а Па­вел — Сав­лом, или Са­у­лом (Ша­у­лом), как пер­вый царь Из­ра­и­ля. Их ев­рей­ские име­на за­сло­ни­ли име­на ин­тер­на­цио­наль­ные: Петр, по-гре­че­ски ка­мень, и Па­вел, от ла­тин­ско­го ма­лень­кий. Во Хри­сте нет ни гре­ка, ни ев­рея, ни рус­ско­го, ни та­джи­ка, ни та­та­ри­на. Но пре­одо­ле­ние на­цио­наль­ных гра­ниц да­лось пер­вым хри­сти­а­нам иуде­ям не лег­ко. Для это­го бы­ла необ­хо­ди­ма глу­бо­кая пе­ре­строй­ка со­зна­ния — про­цесс, ко­то­рый от­ра­зил­ся да­же на име­нах.

Пе­ре­ве­сти ве­ру на язык дру­го­го на­ро­да — де­ло чрез­вы­чай­но слож­ное. Да­же в хри­сти­ан­ской Ев­ро­пе пра­во­сла­вие до­ступ­но лишь очень немно­гим — до се­го дня оно су­ще­ству­ет толь­ко на рус­ском, серб­ском, гре­че­ском. На немец­ком язы­ке пра­во­сла­вия прак­ти­че­ски нет. Пе­ре­во­ды бо­го­слу­жеб­ных книг — есть, а пе­ре­во­да ве­ры на язык куль­ту­ры, так чтобы оно пе­ре­ста­ло быть чем-то чу­же­род­но-эк­зо­ти­че­ским, — нет. И пра­во­слав­ные церк­ви рас­смат­ри­ва­ют­ся в Гер­ма­нии лишь как осо­бая фор­ма са­мо­вы­ра­же­ния на­цио­наль­ных мень­шинств. Еще ху­же де­ло об­сто­ит в Ки­тае или Та­и­лан­де: ес­ли куль­ту­ра «не зна­ет» Еван­ге­лия, то про­по­ве­ди не на что опе­реть­ся. При­хо­дит­ся на­чи­нать с чи­сто­го ли­ста. Пред­ставь­те се­бе, что вам на­до рас­ска­зать ки­тай­цам о пра­во­сла­вии. С че­го бы вы на­ча­ли?

Од­на­ко про­бле­мы совре­мен­ных мис­си­о­не­ров все же не слиш­ком ве­ли­ки в срав­не­нии с вы­пав­ши­ми на до­лю пер­вых апо­сто­лов. Ве­ра Хри­сто­ва за несколь­ко де­ся­ти­ле­тий рас­про­стра­ни­лась по всей Рим­ской им­пе­рии. Ма­лень­кая иудей­ская сек­та пре­вра­ти­лась в первую (и по су­ще­ству един­ствен­ную) ми­ро­вую ре­ли­гию. Горст­ка уче­ни­ков пре­об­ра­зи­лась во Все­лен­скую цер­ковь. Это бы­ло чу­до. Но чу­до это бы­ло со­вер­ше­но ру­ка­ми лю­дей — апо­сто­лов, по боль­шей ча­сти про­стых ры­ба­ков. Они по­лу­чи­ли осо­бый дар и при­зва­ние — со­зи­дать Цер­ковь — свя­тую, со­бор­ную, апо­столь­скую. Пер­вы­ми сре­ди апо­сто­лов мы на­зы­ва­ем Пет­ра и Пав­ла, пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов.

Чем же вы­де­ля­ет­ся их роль в рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства? Ведь не на­зы­ва­ют пер­во­вер­хов­ны­ми ни Иоан­на Бо­го­сло­ва, ни еван­ге­ли­ста Мат­фея, ни Иа­ко­ва, пер­во­го епи­ско­па Иеру­са­ли­ма. Все апо­сто­лы тру­ди­лись над од­ним де­лом, все они сви­де­тель­ство­ва­ли о Хри­сте, но слу­же­ние апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла бы­ло осо­бен­ным уже по то­му, что им бы­ло суж­де­но пе­рей­ти чрез­вы­чай­но важ­ные гра­ни­цы. Апо­столь­ство и все­гда есть пе­ре­хож­де­ние гра­ниц: по­слан­ный от Бо­га об­ра­ща­ет­ся к «внеш­ним», к тем, кто еще за гра­ни­цей Церк­ви; он вы­хо­дит за уста­нов­лен­ные ру­бе­жи об­щи­ны, чтобы про­све­тить и спа­сти тех, ко­то­рые еще во тьме. Очень ча­сто гра­ни­цы эти бы­ли гео­гра­фи­че­ски­ми: апо­стол Фо­ма про­по­ве­до­вал в Ин­дии, рав­ноап­о­столь­ная Ни­на в Гру­зии, рав­ноап­о­столь­ный Ни­ко­лай (1836-1912) в Япо­нии, рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир кре­стил Русь. Но от­нюдь не все­гда пу­ти про­по­ве­ди озна­ча­ли про­стран­ствен­ное пе­ре­ме­ще­ние: апо­сто­лу Пет­ру вы­па­ло пер­во­му об­ра­тить­ся к языч­ни­кам, а не к иуде­ям, и это был важ­ней­ший ру­беж, хо­тя он и не был со­пря­жен с даль­ни­ми пу­те­ше­стви­я­ми. Иуде­ев, из­бран­ный на­род от­де­ля­ли от невер­ных мно­го­ве­ко­вые уста­нов­ле­ния — пе­рей­ти их бы­ло слож­нее, чем уехать на край све­та. Не слу­чай­но, чтобы ре­шить­ся на про­по­ведь языч­ни­кам Пет­ру по­на­до­бил­ся осо­бый знак — ви­де­ние, в ко­то­ром Гос­подь три­жды по­вто­рил, об­ра­ща­ясь к Пет­ру, не гну­шать­ся ни­чем из то­го, что Он очи­стил. Петр про­по­ве­до­вал Кор­ни­лию сот­ни­ку, и, укреп­ляя ре­ши­мость апо­сто­ла, Дух Свя­той со­шел на сот­ни­ка и быв­ших с ним, ко­гда они еще не бы­ли кре­ще­ны во­дой. Петр сде­лал пер­вый шаг, не все хри­сти­ане (то­гда по­го­лов­но иудеи) одоб­ри­ли его на­чи­на­ние. Про­дол­жил же де­ло про­све­ще­ния на­ро­дов «апо­стол языч­ни­ков» Па­вел.

Пер­во­вер­хов­ный апо­стол Па­вел не был в от­ли­чие от Пет­ра спут­ни­ком Спа­си­те­ля в Его зем­ной жиз­ни. Не был он сви­де­те­лем чу­дес и ис­це­ле­ний, не по­лу­чал от Иису­са Хри­ста обе­то­ва­ний, по­доб­но стар­ше­му из две­на­дца­ти: «Ты еси Петр, и на сем камне со­зи­жду Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее, и дам те­бе клю­чи Цар­ства Небес­но­го, и что свя­жешь на зем­ле, бу­дет свя­за­но на небе­сех. » (Мф.16:18-19) — по­чти невме­сти­мые сло­ва! Рим­ские пер­во­свя­щен­ни­ки не вы­дер­жа­ли их вы­со­ты. По тра­ди­ции они счи­та­ли се­бя на­след­ни­ка­ми Пет­ра, и, от­но­ся сло­ва Гос­по­да к се­бе, со вре­ме­нем на­ча­ли по­чи­тать се­бя без­греш­ны­ми на­мест­ни­ка­ми Хри­ста на зем­ле.

Апо­стол Па­вел, на­про­тив, по­на­ча­лу был го­ни­те­лем хри­сти­ан и рев­ни­те­лем фа­ри­сей­ства. Не уве­ро­вал он и по­сле рас­пя­тия и вос­кре­се­ния Спа­си­те­ля. И толь­ко осо­бое по­се­ще­ние Бо­жие, ко­то­ро­го Савл спо­до­бил­ся на пу­ти в Да­маск, ку­да он шел пре­сле­до­вать уче­ни­ков Хри­сто­вых, по­вер­ну­ло его вспять. И вот он уже рев­ност­ный про­по­вед­ник Еван­ге­лия, про­све­ти­тель языч­ни­ков, на­став­ник об­ра­щен­ных.

По­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла в раз­ные го­ро­да со­став­ля­ют зна­чи­тель­ную часть книг Но­во­го За­ве­та, его по­уче­ния це­ни­ли во все вре­ме­на, их по­сред­ством про­дол­жа­ет бе­се­до­вать с на­ми апо­стол, жив­ший по­чти два ты­ся­че­ле­тия на­зад. Пись­ма эти чрез­вы­чай­но бо­га­ты со­дер­жа­ни­ем, хо­тя и тре­бу­ют боль­ше­го тру­да для уяс­не­ния, чем дру­гие но­во­за­вет­ные кни­ги. Через них при­шел ко Хри­сту бла­жен­ный Ав­гу­стин, не жа­ле­ет хва­леб­ных слов об апо­сто­ле Пав­ле Иоанн Зла­то­уст. Но и глу­би­на пав­ло­ва бо­го­сло­вия та­ит не мень­шие опас­но­сти, чем вы­со­та вла­сти Пет­ра. Од­но­бо­кое тол­ко­ва­ние по­сла­ний апо­сто­ла при­ве­ло Лю­те­ра к укло­не­ни­ям от пра­вой ве­ры, и до се­го дня про­те­стан­ты ни на что дру­гое так охот­но не ссы­ла­ют­ся, как на по­сла­ние Пав­ла к Рим­ля­нам, ухит­ря­ясь про­ти­во­по­став­лять его все­му осталь­но­му Пи­са­нию.

Тру­да­ми апо­сто­лов Бог при­зы­ва­ет все на­ро­ды в Свое Цар­ство. На­чи­на­ли свой жиз­нен­ный путь пер­воап­о­сто­лы со­всем по-раз­но­му: хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ный иудей из ма­ло­азий­ско­го го­ро­да Тар­са Па­вел и га­ли­лей­ский ры­бак Петр, с раз­ных сто­рон по­до­шли они к об­ще­му де­лу, но скон­ча­ли зем­ную жизнь они оба в Ри­ме, уби­тые во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан при Нероне — го­ни­те­ли не до­стиг­ли сво­ей це­ли, спа­си­тель­ное уче­ние быст­ро рас­про­стра­ня­лось по всей все­лен­ной. Через две­ри, от­кры­тые пер­во­вер­хов­ны­ми апо­сто­ла­ми вхо­ди­ли в Цер­ковь на­ро­ды се­ве­ра и юга, за­па­да и во­сто­ка.

Говорят, апостолы Петр и Павел конфликтовали. Так ли это?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Это не так. Апостолы ценили друг друга и признавали обоюдный вклад в дело евангельской проповеди. Несмотря на то, что они были очень разными людьми, совершали апостольское служение в разных частях Римской империи и совсем немного общались друг с другом, мы празднуем их память в один день и чаще всего вместе изображаем их на иконах. Это не случайно: апостолы Петр и Павел называются первоверховными, то есть превосходящими прочих по своей значимости для христианской миссии и становления христианской Церкви. Между ними действительно имелись разногласия, но они были решены в ходе открытой дискуссии, проникнутой духом братской христианской любви. Прежде чем перейти к дискуссии между апостолами коротко напомним, что это были за люди.

Петр

Апостол Петр — простой, неискушенный в науках человек, зарабатывавший на жизнь рыбной ловлей, один из первых апостолов, призванных самим Христом. Петр отличался порывистым характером, был очень искренним и честным в своих высказываниях и поступках. Он первым из апостолов открыто исповедовал Иисуса Мессией и Сыном Божьим. Когда Христос спросил, за кого апостолы Его почитают, Симон — так звали Петра до этого момента — произнес: Ты — Христос, Сын Бога Живого (Мф 16:16). И услышал в ответ обетование Спасителя: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр (по гречески «петрос» — камень — прим. ред.), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:17-18).

Петр — непосредственный очевидец всех главных событий земной жизни Христа. Он лицезрел Фаворский свет во время Преображения, находился рядом с Господом по время Его моления в Гефсиманском саду, пытался защитить Иисуса от воинов, пришедших Его схватить, для чего даже воспользовался мечом. Господь часто обращался с наставлениями и поручениями непосредственно к Петру. А беседа Христа с Петром после Воскресения — один из самых продолжительных диалогов Спасителя со Своим учеником во всем тексте Евангелия.

Павел

Апостол Павел — по крайней мере, до своего чудесного обращения ко Христу — прямая противоположность Петра. Он родился в семье римского гражданина иудейского происхождения. В те времена гражданство было высокой привилегией, которая давалась очень немногим жителям провинций. Павел, получивший при рождении еврейское имя Савл (имя Павел имеет римское происхождение и очевидно было дано мальчику как римскому гражданину в качестве второго имени) вырос в среде фарисеев — ревностных приверженцев и скрупулезных исполнителей Моисеева закона и преданий старцев Неписаный свод правил, представляющий собой расширительное толкование общих принципов Ветхозаветного закона и включающий в себя множество норм и предписаний, которые регламентировали малейшие обстоятельства жизни верующего иудея . Он с детства знал греческий язык и получил прекрасное богословское образование под руководством учителя Гамалиила, пользовавшегося абсолютным авторитетом в ученой среде.

Павел — спокойный, рассудительный полемист, тонкий богослов, объединивший в себе иудейскую религиозную мудрость и греческий философский инструментарий, и дипломат, умевший находить нужный подход к самым разным собеседникам. Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых, — свидетельствовал он о себе в послании к коринфянам (1 Кор 9:20-22). И еще — Павла не было среди учеников Христа. Напротив, до своего обращения он был яростным гонителем христиан.

Но были качества, которые роднили этих двух непохожих друг на друга людей — твердая вера, искреннее искание истины, горение сердца и огромное желание всей жизнью послужить Богу и передать эту истину другим людям. Эти качества во многом и обусловили выдающуюся роль апостолов Петра и Павла в истории Церкви и их авторитет в раннехристианской общине.

Вчерашние иудеи против бывших язычников

Теперь о разногласиях. С самого начала миссионерских трудов Петра и Павла их проповедь была обращена к разным аудиториям. Миссия Петра проходила в основном среди иудеев, в то время как Павел стремился передать благую весть язычникам. Как он сам писал об этом, мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных (Гал 2:7).

Надо сказать, что апостольское послание в первые дни после Пятидесятницы было в принципе адресовано в первую очередь иудеям. Апостолам, выросшим в традиционной ветхозаветной культуре, воспитанным на правилах и нормах Закона, было сложно выйти за пределы привычной национально-религиозной парадигмы. Кроме того, они таким образом буквально исполняли завет Самого Господа, Который посылал их наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10, 6).

Петру для того, чтобы принять мысль о возможности проповеди язычникам, потребовалось чудесное видение, которое он увидел во время молитвы на крыше дома Симона Кожевника. Трижды спускалось к нему с неба полотно с нечистыми животными, которых иудеи не вкушали, трижды раздавался голос, повелевавший встань, Петр, заколи и ешь, и еще трижды в ответ на отказ Петра раздавался глас Божий: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян 10:13-15). После этого он совершил крещение бывшего прежде язычником сотника Корнилия и всех его домочадцев, а затем рассказал об этом остальным апостолам, которые, выслушав его, успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян. 11, 18).

Это движение навстречу язычникам вызывало смущение у обратившихся ко Христу иудеев, которые и после крещения продолжали чтить многие обычаи ветхозаветного Закона. Не имея принципиальных возражений против апостольской миссии среди язычников, они требовали от последних соблюдения основных норм иудаизма, в первую очередь, совершение обрезания. Такие настроения оказывали влияние и на апостолов. Петр тут не был исключением. Именно на этой почве и возникли разногласия между ним и апостолом Павлом.

Спор и примирение

Обстоятельства спора между апостолами Павел описывает в своем послании к галатам, которые также предъявляли описанные выше претензии к христианам, вышедшим из язычников. Павел пишет, что Петр, будучи в Антиохии, запросто общался с язычниками, в том числе разделял с ними трапезу, но после того, как туда пришли христиане из Иерусалима, бывшие до этого иудеями, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных (Гал. 2, 12). Павел был возмущен таким поведением апостола, которое, по его убеждению, противоречило истине Евангельской (Гал. 2, 14) и открыто при всех (Гал. 2, 14) обличил Петра, упрекнув его в лицемерии.

Вопрос об отношении к бывшим язычникам оказался настолько важным, что стал главным предметом обсуждения на иерусалимском (или иначе — апостольском) соборе, который состоялся в 49 году. Основными выступавшими на нем были апостолы Петр, Павел и Иаков брат Господень, который по причине своей аскетической жизни пользовался особым уважением у иудео-христиан. Участники собора изложили свои соображения и пришли к единодушному мнению: необходимость крещеным язычникам совершать обрезание и соблюдать прочие ветхозаветные обряды и ритуалы была отвергнута. В соборном послании, которое было отправлено антиохийским христианам, говорилось: угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян. 15, 28-29).

А что же апостолы Петр и Павел? Кроме краткого эпизода в Антиохии мы не находим в Новом Завете никаких свидетельств, что отношения между ними были омрачены конфликтом. Как видно из текста книги Деяний, решение апостольского собора было принято при содействии Святого Духа и при общем согласии его участников. Павел отправился дальше на проповедь и сохранил уважение к Петру как одному из столпов молодой христианской Церкви, как он сам так называет его в послании к галатам. А Петр преклонялся перед мудростью и умом своего собрата, хотя и находил, что в посланиях Павла есть нечто неудобовразумительное (2Пет 3:16), чего невежды не в силах понять.

Апостолы Петр и Павел — выдающиеся миссионеры своего времени, на которых явным образом почивала благодать Божия. На них исполнились слова Христа: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит (Ин. 14,12). По их молитвам больные получали исцеления, воскресали мертвые, рассыпались оковы. Слыша их пламенную проповедь, тысячи людей обращались к Богу. Они очень мало лично общались друг с другом при жизни, но духовно соединились друг с другом в смерти: оба апостола примерно в одно время приняли мученическую кончину в Риме — столице империи, которая благодаря их проповеди стала вскоре центром христианского мира.

Читать еще:  Можно ли жить на Венере? Возможна ли жизнь на Венере

Святые апостолы Петр и Павел

Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла — 12 июля.

Апостолы Петр и Павел: два непохожих пути к Иисусу

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Святой Петр (Симон)

Апостолы Петр и Павел

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Святой Павел (Савл)

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Апостолы Пётр и Павел

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18). Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.
  • Апостолы Петр и Павел: пути верного ученика и лютого гонителя
  • День памяти апостолов Петра и Павла
  • Петров пост в 2019 году — с 24 июня по 11 июля

Сын фарисея и трижды предатель: как Петр и Павел стали учениками Христа

Настоятель храма Двенадцати Апостолов рассказал, почему память апостолов Петра и Павла совершается в один день, кто такие первоверховные апостолы и как люди, гнавшие от себя Христа, стали самыми преданными его сподвижниками.

Середина июля для православных христиан ознаменована двумя большими праздниками. 12 июля Православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, а 13 июля празднует Собор Двенадцати Апостолов.

Последний является одним из древнейших православных праздников, в честь которого было построено множество православных храмов. Самым первым из них стал храм, возведенный по приказу императора Константина Великого в Константинополе: это церковь Апостолов, ставшая императорской усыпальницей.

Храм Святых Апостолов. Миниатюра из Ватиканского кодекса

День апостолов Петра и Павла также весьма почитаемый праздник, поскольку именно эти двое считаются одними из главных сподвижников Иисуса Христа. Хотя есть между этими святыми и ряд различий. Так, Петр был одним из ближайших учеников Христа, а Павел вообще не являлся участником евангельских событий и проповедовать начал гораздо позже Петра. Впрочем, оба они доказали свою преданность Господу, пострадали за свою веру и вошли в число самых почитаемых святых как на Востоке, так и на Западе.

О том, что еще связывает этих святых, почему их принято изображать вместе на иконах, зачем Господь отдал Петру ключи от рая и что подвигло Павла проповедовать христианство, а Петра – пойти навстречу собственной смерти, в интервью порталу «История.РФ» рассказал настоятель храма Двенадцати Апостолов города Тулы, ректор Тульской православной классической гимназии протоиерей Лев Махно.

В. И. Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы,
сестры его Береники и проконсула Феста

Гонитель Христа и первый папа римский

– Отец Лев, в первую очередь хочу спросить вас вот о чем. Почему Петр и Павел почти на всех иконах изображаются вместе? И день памяти у них тоже приходится на одну и ту же дату. С чем это связано? В одних источниках сказано, что эти апостолы якобы умерли в один день, а где-то пишут, что Павел принял мученичество ровно через год после Петра. Чему верить?

– Первоверховные апостолы Петр и Павел совершенно по-разному трудились и в разное время. В то время, когда апостол Петр был со Христом, апостол Павел был Его гонителем. История о том, как и когда он обратился ко Христу, подробно описана в книге «Деяния святых апостолов». Первоверховным апостолом Павел стал потому, что заложил основы догматическо-нравственного учения Православной церкви. Поэтому Петра и Павла на иконах изображают вместе как двух первоверховных апостолов. Но это совершенно не значит, что они в одно время вместе трудились. В иконографии часто объединяют святых. Например, первый образ «О тебе радуется» был написан в XVI веке, а со временем в него добавляют новых святых. К примеру, совсем скоро, 1 августа, мы открываем часовню Параскевы Пятницы около храма Покрова, и там будет икона, к которой мы добавляем не только святых, которые были в XVI веке, но и наших, тульских святых, которые были замучены уже в период гонений на церковь в XX веке. У икон бывает разная композиция, они сами по себе очень многогранны и богаты по содержанию. Поэтому часто бывает так, что туда добавляются святые, которые не были никак связаны друг с другом при жизни. Это делается скорее по принципу их общего страдания, мученичества и подвига.

– Кстати, я читала, что именно в честь Петра и Павла в Риме были установлены первые христианские храмы, когда христианство стало там разрешенной религией. Это правда? И вообще, какое значение придается этим святым в западной, католической традиции?

– В Римско-католической церкви апостол Петр считается первым папой римским. И если вы возьмете учебник по истории западного христианства, то первым среди 266 римских пап будет стоять апостол Петр. Таким образом, он является основоположником иерархии западной церкви. И под собором Святого Петра в Ватикане есть крипта, где, как считается, был погребен апостол Петр. Там в подвале есть небольшая церквушка, где обыкновенно совершается литургия.

«На Петров день в деревнях совершаются бесчинства»

Многие привыкли считать, что апостол Петр – это хранитель ключей от райских врат. Мы представляем себе, что именно этот апостол первым встречает души умерших у входа в Царство Небесное. Но откуда взялось это поверье? Об этом сказано в Библии? Кроме того, я читала, что в представлении славян в роли хранителей ключей от рая выступает как Петр, так и Павел… Как это может быть?

– Такие вопросы нужно всегда рассматривать в иконографическом аспекте. Образ апостола Петра, который держит ключи от рая, не в обиду католикам будет сказано, нарисовала именно Римская церковь. Ведь до 1054 года мы были вместе! Христианская церковь была едина почти до середины XI века, и православные и католики почитали одних и тех же святых. Но после того как произошло это разделение, католики стали изображать апостола Петра с ключами от рая, подчеркивая тем самым, что ключи от Царства Небесного в руках у основателя западной, а не восточной церкви. Кроме того, в Евангелии действительно есть такие слова, которые Христос говорит Петру: «…и дам тебе ключи Царства Небесного». Эти евангельские слова воплотились в иконографии апостолов в западной церкви. В данном случае Христос говорит о духовных ключах: Он прощает апостола за то, что тот отрекся от Него и дает ему право самому отпускать грехи другим людям. Иисус как бы говорит Петру: ты предал Меня, но за свою искренность и преданную любовь ты достоин спасения.

Читать еще:  Паника в интернете: Нибиру уничтожит Землю 16 декабря (Видео)

Рубенс. Апостол Петр

– В народном календаре славян день святых апостолов Петра и Павла называется Петровым днем. В этот день на Руси провожали весну и встречали лето, заканчивались «купальские празднования» и начинались летние свадьбы, а также первая прополка и подготовка к сенокосу. Интересно, как Православная церковь относится к таким традициям?

– Отрицательно, потому что Петров день на Руси сочетался с языческим праздником. Таким образом, в народе, принявшем христианскую веру, сохранялись языческие традиции, и из-за этого православные праздники отмечались вместе с языческими. Так же происходило и с Троицей, во время которой перепрыгивали через костры (День Святой Троицы в славянском народном календаре обозначается как Троицын день; этот праздник связан с большим количеством языческих обрядов и завершает весенний цикл праздников, знаменуя собой переход к лету. – Прим. ред.). И мы знаем, что в день святых апостолов Петра и Павла в деревнях иногда совершаются бесчинства и различные хулиганства. Поэтому церковь смотрит на это отрицательно – как и на птиц, которых выпускают на Благовещение (на Благовещение есть обычай выпускать на волю лесных птиц; к сожалению, каждый год праздник сопровождается гибелью тысяч птиц, которых барышники ловят и продают возле церквей. – Прим. ред.).

«Павел понял, что это не галлюцинация, а явление Христа»

– Хочу спросить вас еще об одном важном церковном празднике, который отмечается на следующий день после празднования памяти апостолов Петра и Павла. 13 июля Православная церковь празднует Собор Святых Двенадцати Апостолов. Я слышала, что это очень древний праздник и первые упоминания о нем якобы встречаются уже в документах IV века. Так ли это?

– Нет, первый Апостольский собор был гораздо раньше. Он произошел в 52 году в Иерусалиме. Апостолы и другие последователи Христа собрались и постановили, как необходимо вести себя язычникам, обращенным в христианство. В частности, на этом соборе решался вопрос об обрезании, и в итоге христиане отказались от необходимости соблюдения этого ритуала крещеными язычниками, а также от жертвоприношений животных и многих других обрядов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев. Вот откуда начинается празднование Собора святых апостолов – с середины I века.

Собор Двенадцати Апостолов. Византийская икона начала XIV века

– Но единство это среди апостолов было достигнуто далеко не сразу. К примеру, Павел изначально был фарисеем и, еще будучи подростком, участвовал в гонениях на христиан. Что же в итоге побудило его обратиться в новую веру?

– Павел происходил из семьи высокообразованных людей, был членом иудейского синедриона. Он действительно принимал участие в гонениях на христиан. И однажды, когда Павел направлялся в Дамаск, он вдруг услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» (Савл – имя, данное Павлу при рождении. – Прим. ред.). И, внезапно увидев в небе яркий свет, Павел ослеп на три дня. Это состояние слепоты привело его в отчаяние. В итоге исцелить Павла смог только живший в Дамаске христианин по имени Анания, который и крестил будущего апостола. Слепота была дана Павлу для того, чтобы он ощутил физический недостаток и понял, что это не галлюцинация, а явление самого Христа. И так из гонителя Павел сделался великим христианским проповедником.

Караваджо. Обращение Савла по дороге в Дамаск

«Христа ждали 700 лет, но боялись ошибиться»

– А Петр? Он ведь отрекся от Иисуса, причем трижды, как тот и предсказывал…

– Когда мы говорим об отречении апостола Петра, мы не должны забывать и о том, какой была его мученическая кончина. Апостол Петр всю свою жизнь страдал от этого отречения. Когда его хотели распять так же, как Христа, он попросил, чтобы его распяли вниз головой, потому что считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Я бы, кстати, посоветовал вам прочитать великолепный исторический роман «Камо грядеши» («Quo vadis») писателя Генрика Сенкевича. Там великолепно описана жизнь первых христиан в Риме, первые гонения на них и так далее. Особенно впечатляет концовка романа. Понимая, что ему грозит казнь, апостол Петр решил покинуть Рим, но, когда он выходил из города, уже на окраине Рима ему явилось видение. Он вдруг увидел Христа, который идет ему навстречу и несет на себе крест. «Господи, куда Ты идешь?» – спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», – ответил Иисус. Тогда Петр понял, что его уход не угоден Господу, и вернулся в город. Там его схватили, бросили в темницу и вскоре казнили.

Микеланджело. Распятие Святого Петра

– Все это наводит меня вот на какую мысль. В Библии, как мы видим, часто можно встретить примеры малодушия и маловерия со стороны апостолов. А ведь эти люди, казалось бы, были наиболее близки ко Христу. Тем не менее нам постоянно показывают, что они часто неверно понимали Его слова и поступки, и в итоге, как известно, в момент ареста Иисуса все ученики, испугавшись, покинули своего учителя. Павел успел погубить многих христиан до того, как произошло его обращение. Петр, который первым назвал Христа «Мессией», трижды отрекся от Него. А Иуда и вовсе стал самым подлым предателем. Для чего же Священное Писание так настойчиво указывает нам на несовершенства и человеческую слабость даже самых избранных учеников Господа? О чем это говорит?

– Это нормальное явление. Ведь народ ожидал Христа 700 лет, начиная от пророка Исаии, который говорил: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог». Он говорит о рождении Христа Спасителя от Девы Марии за 700 лет до этого события! За это пророчество Исаия был назван ветхозаветным евангелистом. То есть вы понимаете, как ожидается Христос иудейским народом? Это страшное ожидание! И мы видим, как оно передавалось из поколения в поколение. И мы видим, что Христос приходит именно в тот момент, когда его присутствие потребовалось в мире. Так что это состояние маловерия, отчаяния – понятно. Все боялись ошибиться. И в Евангелии мы видим человеческую природу людей, но мы также видим проявление божественной милости. Возьмите ту же притчу о самарянке! Поэтому, когда мы видим человеческую сторону в Евангелии, мы ее не осуждаем, а просто говорим, что так было и так есть, и все это по-человечески правильно. Это не должно служить ключом к отрицанию чего-то или к тому, чтобы размышлять о неверии.

Почему Петра и Павла «объединили»?

Светлана Охрименко

12 июля Православная Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. На иконах они практически всегда изображаются вместе, нередко даже обнимающими друг друга. Но в своей земной жизни эти люди виделись всего несколько раз, причем у них были серьезные разногласия и конфликты. Почему же в церковную традицию они вошли неразлучными?

Апостол Петр, носивший прежде имя Симон, был простым необразованным человеком — сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской. Галилея в то время была периферийной полуязыческой провинцией, название которой стало в устах столичных жителей именем нарицательным: «Может ли что доброе быть из Галилеи?» Петр был женат и имел дом в Капернауме, а на жизнь зарабатывал, как и отец, рыбной ловлей.

Симон мог бы состариться и умереть в безвестности на берегу Галилейского озера, если бы однажды с ним не случилось событие, разделившее его жизнь на «до» и «после». Симон встретил Бога. Вернее, Бог встретил его и сказал следовать за Ним. Симон пошел за Христом. Рыболов стал ловцом людей. Симон стал Петром — камнем, на исповедании которого держится Церковь.

Импульсивный и решительный человек, который немедленно стремился воплотить слово в дело, он был одним из трех учеников, наиболее приближенных к Спасителю. Петр явился свидетелем первого видимого проявления власти Иисуса над смертью — воскрешения дочери Иаира. Он присутствовал при преображении Христа на горе Фавор, у очевидцев которого не могло остаться сомнений в том, что они живут рядом с воплотившимся Богом. Все тех же Петра, Иакова и Иоанна Господь позвал помолиться и разделить с Ним последние часы перед арестом, судом и казнью.

Неудивительно, что именно Петр дал краткий и точный ответ на вопрос Христа: «А за кого меня почитаете вы?» — «Ты Христос, Сын Бога живого». На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую не одолеют врата ада.

После всего этого отречение Петра от Спасителя кажется нелепым и нереальным. Только что он клялся Христу в верности, готов был защищать Его с оружием в руках — и вот уже говорит, что не знает этого человека. В жизни каждого из нас найдутся грехи, предательство и отступление от истины. Важно отношение человека к этим страницам своей биографии. Закрыть глаза, сделать вид, что ничего не было — это путь в никуда. Покаяться, признать ошибку и постараться исправить ее — путь к исцелению. Воскресший Христос, видя искреннее покаяние Петра, простил ему минутную слабость и восстановил в апостольском достоинстве. Но предание донесло до нас свидетельство, что апостол Петр каждое утро при крике петуха вспоминал свое отречение и горько плакал.

Апостол Петр был первым, кто вышел на проповедь Христа и Евангелия после сошествия Святого Духа на апостолов. После его пламенной речи в день Пятидесятницы, которую сохранила для нас книга Деяний Апостольских, ко Христу обратилось три тысячи человек. Известно, что Петр проповедовал воскресшего Христа иудеям по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Испании, Британии, Риме и Карфагене. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра. Среди книг Нового Завета есть и два его соборных послания. Апостол Петр окончил земную жизнь в Риме, где принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.

Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который в то время славился образованностью своих жителей. Павел имел права римского гражданина. В Тарсе будущий апостол познакомился с языческой культурой. Последующее образование он получил в Иерусалиме у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона. Будучи еще совсем молодым, Савл проявил себя ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Вскоре он получил власть официально преследовать христиан. А потом его жизнь, как и жизнь апостола Петра, в корне изменилась после встречи со Спасителем.

Во время путешествия в Дамаск Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — последовал ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения.

Вся последующая жизнь апостола Павла стала непрестанной проповедью Христа язычникам. Он совершил три миссионерских путешествия. С 45-го по 51 год Павел обошел Кипр и города Малой Азии, с 51-го по 54 год — Македонию и Грецию, с 56-го по 58 год он вновь посещал общины в Малой Азии и Македонии. Далее последовали несколько лет тюремного заточения. Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Известно только, что при императоре Нероне он был казнен в Риме через отсекновение головы мечом. После себя он оставил наследие, представляющее собой 14 посланий, систематизирующих основы христианского учения.

Апостолы Петр и Павел встречались на Иерусалимском соборе в 51 году. Это был первый собор Церкви, на повестке дня которого стоял первый сложный вопрос церковной жизни: должны ли христиане, обращенные из язычества, соблюдать иудейский Закон? Петр ратовал за строгость, Павел — за разумное снисхождение к людям иной культуры. Решение этой проблемы стало компромиссным: бывших язычников не обременили выполнением ветхозаветных норм, за исключением запрета на блуд и употребление в пищу идоложертвенного и крови.

Апостолы Петр и Павел были очень разными людьми, но в историю Церкви они вошли вместе. Оба апостола посвятили свои жизни Иисусу. Помимо различий во взглядах, у них была общая любовь — Христос. Следуя за Ним, они могли находить общий язык друг с другом и действовать на благо Церкви, не раздирая ее противоречиями, а скрепляя мудрыми решениями. Каждый из них, придерживаясь своих убеждений, мог услышать и расслышать другого.

Все люди разные. В этом наша слабость, но в этом и наша сила. Если мы будем спорить и до хрипоты доказывать свою правоту, каждый останется один на один со своей правдой. Если научимся слышать друг друга и находить общий язык, каждый из нас станет богаче, а вместе мы будем силой, способной изменить мир к лучшему. Пусть святые первоверховные апостолы Петр и Павел послужат нам примером того, что это возможно.

a_avvakum

a_avvakum

Мир многополярен, психика человека конфликтна, противоречива и святые тоже конфликтовали между собою. Перефразируя поэта можно сказать:

Вся жизнь костер, неистощимый пламень,
Из края в край, из века в век,
Горит, ревет и трескается камень,
И каждый факел человек!

На храмовых и домашних иконах мы видим, как апостолы Петр и Павел стоят вместе, величественные мужи, проповедники веры. Павел с мечем, Петр с ключами от Царствия Божия. Есть даже иконы, на которых первоверховные апостолы изображены обнимающимися друг с другом в братском лобзании. Но, так ли было на самом деле? Иконы далеки от реальности. Икона это идеал, помысл того, как бы нам и что бы нам хотелось видеть в Церкви, мире и человеке. Человеческое сознание последующих христианских веков примирило апостолов Петра и Павла, таким вот, иконным образом.

Однако поэзия иконографии дело одно, а знойная реальность жизни дело совершенно другое. В жизни апостолы были антиподы, противостоящие друг другу и схлестнувшиеся в яростной, можно даже сказать неистовой борьбе отстаивая старое и новое. Нет ни одного свидетельства, где бы указывалось, что апостолы встречались в Риме. Они, находясь в большом городе, осуществляли свое служение, как бы в паралельных мирах. После Апостольского Собора в Иерусалиме их пути разошлись и разошлись навсегда. Более того апостол Павел, не стесняясь резких выражений соотносил учеников Петра к лжебратии и именуя их лицемерами.

Для апостола Павла, никакие авторитеты, сверхдолжные заслуги, первопризвание, то что Петр был непосредственным учеником Христа, слышал Евангелие прямо из его уст, не играло никакой, ни малейшей роли.

Апостол Павел, космополит, гражданин мира, несший Евангелие всем, и при этом выступивший против Закона, исполнения иудейских обрядов.

И это при том что Сам Господь наш Иисус Христос говорил не нарушать Закон, но исполнять: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни йота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:17-20)

Читать еще:  Великая Среда. Что происходило на Страстной седмице

Видимо апостол Павел, в отличие от Петра не знал этих слов Христа. Для Павла, которому Христос являлся исключительно в экстатичных видениях, была важна своя теория, вырывавшая христианство из узко национальных иудейских рамок и несшая его всему миру. Таким образом, Павел делал Церковь поистине масштабной, вселенской, международной. Здесь, понятно, что без конфликта было не обойтись…

Не будем голословны. Дадим слово апостолу Павлу:

(Галатам.2:1-21)
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПЕТРОМ И ПАВЛОМ О ОБРЕЗАНИИ

1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. 2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. 3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. 7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8 ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников,
9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но, когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание,
то Христос напрасно умер.
(Гал.2:1-21)

Апостолы Петр и Павел: интернациональные имена. Петр и Павел – апостолы Христа Разногласия между Петром и Павлом

12 июля православная Церковь чтит память первоверховных апостолов Петра и Павла. На всех иконах их изображают вместе: длиннобородый, с легкой залысиной Павел и Петр с густой копной светлых волос.

Однако что общего у этих людей? Что их объединяет кроме веры в Бога, проповеди христианства и мученической кончины? Встречались ли они вообще когда-нибудь? Петр был одним из первых учеников Христа, Павел стал христианином уже после Его Вознесения. Петр был простым рыбаком, Павел – ученым мужем и римским гражданином. Петр был женат, Павел же до конца жизни остался холостяком. Петр был с Христом с самого начала Его проповеди, Павел жестоко гнал первых христиан.

И все-таки у них очень много общего. Поверив в то, что Иисус Христос был Богом, Павел захотел познакомиться с Его учениками – с теми людьми, которые видели Его, говорили с Ним.

Они встретились в Иерусалиме: Петр, Павел и Иаков, брат Христов. На знакомство и общение у них было всего 15 дней, после чего апостолы продолжили свою проповедь – Петр среди иудеев, Павел – среди язычников.

Вновь увиделись они в Антиохии (Гал. 2:11–14), где между ними возник спор: могут ли иудеи-христиане есть вместе с христианами-неиудеями, нужно ли новообращенным язычникам делать обрезание? Должны ли не-иудеи следовать иудейскому обычаю? Этот спор стал причиной Апостольского собора и новой встречи.

Собор состоялся в 49 году от Рождества Христова в Иерусалиме, разрешив спор Петра и Павла. На этом соборе Петр был назначен первоверховным апостолом, отвечающим за проповедь среди иудеев, Павла же назначили отвечать за проповедь среди язычников – ведь он был римским гражданином, хорошо знал законы и римскую культуру. Собор установил различия в проповеди среди иудеев и не-иудеев, смягчив ряд требований.

После этого упоминаний о встречах Петра и Павла нет ни в Деяниях, ни в Посланиях. Однако есть вероятность, что они встретились еще раз. На сей раз в Риме. Точно не известно, виделись ли они. Но, согласно Преданию, приняли мученическую кончину в 64 году во время гонений при императоре Нероне в один день – 12 июля по новому стилю. Петр был распят на кресте вниз головой – он умолял об этом палачей, так как считал себя недостойным того же распятия, которое претерпел его Учитель. Павла, как римского гражданина, распять не могли. Он был вывезен за пределы города и усечен мечом.

Апостолы Петр и Павел: интернациональные имена. Петр и Павел – апостолы Христа Разногласия между Петром и Павлом

  • Регистрация

Конфликт между апостолами Петром и Павлом, описанный в Послании к Галатам, 2, дает обильную пищу для размышлений и позволяет нам сделать некоторые выводы.

Прежде всего, конфликты – это неотъемлемая часть нашей жизни и никто из нас не может избежать их. Не только апостолы, но и Иисус часто оказывался в центре конфликтов, а иногда и провоцировал их, чтобы его собеседники или слушатели четко обозначали свою позицию. Люди, которых мы иногда называем мирными или бесконфликтными, на самом деле чаще всего таковы не потому, что они согласны со всем и со всеми, а потому, что они предпочитают комфорт конформизма неудобству несогласия.

Конфликт мнений, подходов, восприятий, интересов, действий – все это сопровождает каждого из нас, если мы, конечно, не живем на необитаемом острове. Тогда нам остается лишь конфликтовать с самими собой, что, впрочем, происходит и в нормальной, обитаемой жизни.

Наличие разномыслия, разномнения, конфликта – это не грех. Греховными могут быть наши мотивы, которые побуждают нас ввязываться в конфликты. Греховным может быть также то, как мы ведем себя в процессе конфликта.

Второе наблюдение заключается в том, что Павел пошел на открытый конфликт не с кем-нибудь, а с первым апостолом, которого главой апостолов поставил сам Иисус. Так сказать, высший авторитет первой церкви, принявший от Христа право и созидать, и разрушать.

Чрезвычайно сложно для нас, простых смертных, возвысить свой голос против мнения или позиции имеющих ту или иную власть, авторитет или социальное положение, что само по себе уже является веским аргументом в конфликте. В итоге нередко получается то же самое, что и, по народной поговорке, «плевать против ветра».

В-третьих, Павел выступил не просто против первого апостола. Фактически, он пошел против человека, который оказал ему существенную и неоценимую поддержку в его, Павла, служении язычникам. Выше, в первой главе этого же Послания, Павел сам пишет, что Петр подал ему «руку общения» и благословил на служение язычникам.

Не думаю, что это было легко для апостола Петра. Хотя Христос и не чурался общаться и исцелять язычников, все-таки Он ясно показал Своим апостолам, что пришел к народу Израильскому. Сам еврей, Он провел всю Свою жизнь в Израиле и все Свое служение посвятил Своему народу. Что апостолы и продолжили делать, созидая Церковь в Иерусалиме, как часть иудейского богопоклонения.

Путь переосмысления, которым прошел Петр, вызывает искреннее восхищение этим человеком. Недаром Иисус избрал именно Петра не только стать учеником, но и возглавить группу учеников. Видимо, Христос увидел в этом простом, «некнижном» человеке способность изменяться, воспринимать новое, даже если это новое совершенно противоречит всему его прошлому опыту и его убеждениям.

Именно Петр, после видения в Иоппии (Деян. 10), провозгласил, что Бог любит и язычников. Это еще не революционное убеждение, что язычники сами по себе, без вступления в ряды иудейского народа Божьего, могут стать учениками и обрести спасение, но это серьезный шаг в эту сторону.

Без этого провозглашения Петра, без поддержки, которую он оказал на первом соборе Павлу и его команде, думаю, что последним было бы гораздо сложнее, если вообще возможно, трудиться среди язычников в полную силу. Можно сказать, что Петр прикрыл спину Павлу, приняв на себя большую часть критики и осуждения иудействующих христиан.

Поэтому можно себе представить, как нелегко далось Павлу это противостояние с человеком, который столько для него сделал. Спроецируйте эту ситуацию на себя и представьте, что вам надо возразить, не согласиться с тем, кому вы многим обязаны.

Каждый конфликт имеет свою цену. Прежде всего, он отнимает у нас массу эмоциональных сил и внутренней энергии, которую мы затрачиваем на сам процесс несогласия и противостояния. Кроме того, высок риск навсегда испортить отношения с человеком, с которым мы не согласны. Скорее всего, и Павел тоже взвешивал и думал, а стоит ли вопрос того, чтобы, возможно, испортить отношения с Петром.

Павел пошел на конфликт с Петром не ради самого конфликта, не ради того, чтобы просто продемонстрировать свое «особое» мнение, не ради того, чтобы за счет высокого положения оппонента пропиарить себя. К этому времени Павел уже прошел достаточно серьезную школу конфликтологии. Вспомните его первые шаги после обращения.

Такое ощущение, что куда бы он ни пошел, везде он ввязывался в споры, создавал конфликты, вызывая в оппонентах ненависть и вражду. Возможно, что он мог «завалить» убойными аргументами своих противников, но кончалось это для него печально. Думаю, местные братья, помогая ему в очередной раз тайно бежать от оппонентов, которых он так «умело» и быстро превращал в своих врагов, нередко делали это с облегчением, потому что им-то приходилось потом жить с этими разъяренными иудеями.

Павел пошел на обострение с Петром именно потому, что понимал, какой разрушающий вред оказывало поведение последнего на людей, видевших двойственность и лицемерие первого из апостолов. Не думаю, что мы имеем право бросать камни в Петра, поскольку должны понимать, насколько ему было нелегко под таким давлением со стороны иудействующих держаться свободы во Христе. Ведь и христиане-иудеи, кажется, не ко греху звали, а лишь к исполнению закона, Божьего, между прочим, закона.

Мне хочется верить, что эти два зрелых мужа – Павел и Петр – вышли из этого конфликта с честью, став более мудрыми и зрелыми, сохранив свои братские отношения до конца их жизни, которую каждый из них положил за дело Христа.

Пётр и Павел. Почему верховных апостолов двое?

Петр и Павел – гордость и радость церкви, ДВА первоверховных апостола…Но почему мы чтим сразу двоих? Почему не главного? А есть ли вообще главный или первый, верховный апостол? Самой мне трудновато дойти до ответа. Часто нет времени разобраться в трудном вопросе веры. Даже ученики Христа пытались выяснить: кто же первый?

Проповедь отца Олега Мыртынова-Скавронского сегодня ответила на мой вопрос. Просто и доходчиво вошла в мое сердце. Мне стало понятно, в чем суть праздника! Слава Богу – век живи, век учись. Захотелось поделиться с вами, друзья. Вот он, ответ.

ПЕТР и ПАВЕЛ – апостолы, столпы христианства. Мы знаем, что в основе ислама лежит книга Коран, в основе иудаизма — Тора . Да, у христиан есть Евангелие и послания апостолов. Четыре евангелиста записывали жизнь Христа, его земной путь — это Евангелие. Евангелие — это запись того, что апостолы передавали устно. И только Церковь может понимать эти записи правильно, поскольку в Церкви апостолы проповедуют до сих пор.

Есть Ветхий завет, состоящий из нескольких книг – о жизни еврейского народа до прихода Христа. Всё вместе, Ветхий и Новый Завет (Евангелие) – это Библия. Но Христос не писал книг, в которых сказано обо всем на свете!

Например, с таким названием: «Как спастись» или «История спасения» или «Вся правда обо всём на свете». Христос не писал книг вообще, он сам ходил и учил, словами! Делами! Учил верить, действовал любовью и строгостью, и ему верили. Наша вера — это вера в Его свидетелей. Вера в то, что рассказал Иисус ученикам, а они рассказывали другим. От сердца – к сердцу, из уст – в уста.

Ученики обежали для этого всю Вселенную! Чтобы каждый услышал и поверил. Часто их жизнь висела на волоске, они спешили: только поскорее бы успеть, рассказать, встретить нас! В каждом из нас зажечь огонь веры. Они очень, очень много успели сделать. С каждым человеком говорили на его языке. Ведь мы верим на том языке, который нам понятен. На том языке, на котором с нами говорят.

Апостол Павел создал церкви по всей малой Азии. Огромное количество общин считают его своим основателем. Апостол Пётр дошел до Рима! И первая община в Риме, возможно, была им основана. Мы обязаны этим апостолам тем, во что верим и знаем. Тем, что имеем любовь.

Мы знаем, что на каждом из них был страшный грех. Апостол Павел гнал христиан, убивал всех, кто не подчинялся ему. Он был фарисеем и готов был растоптать любого за то, что считал правильным. А Пётр отрёкся от Христа. Эти ужасные грехи они носили в своем сердце всегда, до самой смерти.

И всё же, несмотря на ТАКИЕ грехи, Пётр и Павел остались у Бога первыми! Потому, что Бог не злопамятен, он слишком любит нас, таких «негодных» и грешных. И самое главное – у Бога нет кого-то «первого», а есть ДВА первых!

Потому что ПЕРВЫЙ – всегда Христос. Он сын Божий, поэтому первый, единственный. А мы чтим стразу ДВОИХ первых. И это спасает нас от того, чтобы самими стремиться быть «первыми». Чтобы не коснеть в гордыне. Чтобы никто не говорил: «Я — первый, он — второй, а ты – третий…». Чтобы в наших сердцах горел подлинный огонь веры.

Сегодня в селе Спас Угол было многолюдно. Нарядные, по-летнему одетые люди, красивые детки – загляденье! Не удержалась, попросила попозировать Анну и ее деток – Луку, Савву и Меланию.

По традиции была и трапеза (с рыбой, мясом, котлетками и курочкой), и вкусный чай — с зефиром, конфетками, и тортом! Пост кончился. Кто сколько смог — попостился. Мой супруг Михаил на минутку заскочил в лесок за селом: проверить, есть ли грибы… На удивление — немножко красноголовиков принёс!
Первоверховные апостолы Пётр и Павел, молите Бога о нас!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector