0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преподобный Роман Сладкопевец: жизнь и творчество

Содержание

Преподобный Роман Сладкопевец: жизнь и творчество

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Преподобный Роман Сладкопевец не прославился ни мученической кончиной за христианскую веру, ни подвигами благочестия. Не входил он и в число тех подвижников, что распространяют среди язычников слово Христово или усердно трудятся, создавая монастыри и храмы. Тем не менее, он стал одним из самых почитаемых святых.

Содержание страницы

  • Житие
    • Полезные материалы
  • Иконы
  • Творческое наследие
  • В чём помогает святой
  • Тропарь, кондак, величание
  • Молитва
    • Похожие статьи

ИКОНА РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

  1. СИЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ В БОЛЕЗНИ, В БЕДЕ
  2. СОРОКОУСТ О ЗДРАВИИ И ЗА УПОКОЙ — КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКАЗАТЬ
  3. МОЛИТВЫ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ РАЗНЫЕ

Каждый верующий человек не раз видел икону Романа Сладкопевца — точнее, его изображение в центре образа праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который полагается в центре храма в этот праздничный день, 14 октября. Именно он стоит на амвоне в диаконском облачении по центру образа. Это объясняется тем, что святой любил именно Влахернской храм, где произошло чудесное событие видения Покрова Богородицы, а также сложил этому празднику тропарь и кондак — молитвословия, рассказывающие о событии и прославляющие праздник.

Есть и особая икона святого Романа. Ее также легко узнать:

    • Святой изображается молодым человеком в диаконском облачении (в длинном стихаре — широкой парчовой одежде до пола — с лентой через плечо называемой орарь).
    • В левой руке он держит свиток в руках, как знак его деятельности по написанию богослужебных текстов. Иногда свиток развернут и там написан текст кондака Рождеству Христову «Дева днесь (сегодня) Пресущественного (Бога, Существовавшего прежде всех)рождает…». Также на иконе преподобный Роман может держать в руках маленький храм, знак его церковного служения.
    • В правой руке святой держит кадило или совершает крестное знамение.
    • Есть редкая и интересная икона, где изображен эпизод жития Романа Сладкопевца: Богородица стоит над спящим святым со свитком в руках — по преданию, ему было такое видение, где Божия Матерь подала ему свиток, съев который, святой получил свой великий талант.

В чем помогают молитвы святому Роману Сладкопевцу?

Преподобный святой написал немало церковных произведений:

  • церковные гимны;
  • сильные молитвы;
  • кондаки и акафисты.

Сегодня каждый из нас может вознести молитву Преподобному Роману Сладкопевцу, для того чтобы лучше понять Святое Писание.

В Киевском храме находятся частичка мощей Преподобного, и именно туда приезжают многие верующие, чтобы вознести молитву Роману Сладкопевцу об обретении мудрости и знаний.

О великий и пречудный Роман, по праву сладкопевец. Мы взываем к тебе, причастнику небесной славы и украшению ангельских ликов — очисти наши сердца, дабы достойно мы послужили нашему единому Господу. Тебе ведомы трудности земного пути и уже ведома ликующая святая радость небес. Ты знаешь, что многие из нас жаждут служить всей душой, силой и помышлением, но наши пораженные страстью души тянут нас на дно мрачной бездны.

Не оставь нас во мраке. Зная, чего мы можем лишиться, помоги нам достойно прославлять Господа, Его пречистую Матерь и всех святых. Помоги нам очиститься от страстей, направь наши уста, умоли сладчайшего Господа, да подаст Он нам верное разумение певческого служения. Да достойно встанем на единый святой небесный клирос и воздадим славу Господу нашему во веки веков.

Молитвы святому помогают развить в себе таланты и способности, покровительствует святой и мужчинам с именем Роман. Просят у Преподобного и защиты от недругов и завистников, а также в тяжёлые минуты жизни.

История жизни Романа Сладкопевца

Роман был греком и жил в 5-м веке в сирийском городе Эмессе. Сначала он служил дьяконом в церкви Воскресения Христова в Бейруте, а затем переехал в Константинополь (район Киры). Он был добрым и кротким человеком, любившим Бога. Роман вел добродетельный образ жизни, проводил часы в молитвах. Он помогал при богослужениях в храме Святой Софии в Константинополе, но не имел предрасположения к пению. За его любовь к Богу, постоянные молитвы, он получил признание патриарха Евфимия, который приблизил его к себе, сделав клириком. Такое отношение не понравилось отдельным священнослужителям, которые решили посмеяться над Романом. На всеобщем предрождественском богослужении, где присутствовали известные особы, они потащили его на авон, заставив петь. Не имея слуха и голоса, тот был принижен и опозорен. Когда храм опустел, Роман кинулся к образу Девы Марии, прося у нее помощи. Он долго и страстно молился, прося ее научить его пению. Ночью мужчине пришло видение, что Святая Богородица спустилась с небес и дала съесть ему белый свиток. Утром он даже не понимал, было ли это действительно или ему все приснилось. Но Роман почувствовал у себя какое-то преображение. Он написал песнопень с прославлением Божьей Матери. На следующий день он сам попросился петь. Недруги-священнослужители разрешили ему это, ожидая очередную порцию смеха. Роман снова взошел на авон и запел свое сочинение таким красивым и мелодичным голосом, что все очень удивились. С тех пор его прозвали Романом Сладкопевцем. Он не только получил благословение Божьей Матери на певучий голос, но и сам начал славить Иисуса Христа, божьих апостолов и приверженцев в созданных песнопениях. Так он стал церковным песнописцем, а затем — школьным учителем. Он обучал детей своему творчеству и божественному пению.

Творчество

Известно много созданных Романом Сладкопевцем песнопений, называемых кондами. Творец создавал тексты и музыку. На его счету — тысячи религиозных молитв и разных гимнов. Некоторые из них до сих пор выполняются при служениях. Особенной популярностью пользуется акафист Благовещению Божьей Матери. Он читается в церквях во время Великого поста (в пятую субботу). Слушая акафест, будем и мы чтить и помнить величайшего гимнографа византийского мира. Также известны другие кондаки и икосы Сладкопевца: в честь Рождества Христового , Преображения Господнего , Святого Николая Чудотворца , Божьей Матери возле креста Господнего, апостола Анания, праздника Стретения . В его творениях не только послания к Богу и святым, он описывает об исцелении прокаженного, о событиях землетрясений 551–554 годов, пожара, монашеской жизни, имеются нелестные слова о врачах и их жадности, другие гимны.

Читать еще:  Черепаха по фен шую. А знаете ли вы что означает символ черепаха? Приметы про черепаху

Святой Роман

Умер преподобный Роман Сладкопевец в 556 году. После смерти церковь причислила его к разряду Святых. Могила святого Романа Сладкопевца была упокоена в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Гимны песнописца исполняются на религиозные праздники, как благодарственный молебен и всенощное бдение.

* Преподобный Роман Сладкопевец *

СВ. РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ

Память преподобного Романа Сладкопевца

Минея — Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

==========
Православные праздники → День преподобного Романа Сладкопевца

Преподобный Роман Сладкопевец родился в сирийском городе Емесе в конце V века. С юных лет он проводил благочестивую и целомудренную жизнь. В царствование византийского императора Анастасия (491-518) святой переселился в Константинополь, где служил при храме во имя Богородицы в Кирах. Он проводил жизнь в посте и молитве, утруждая свое тело многочисленными подвигами и всенощными бодрствованиями. Вскоре святой Роман был поставлен пономарем в храме Святой Софии. Преподобный не имел дара пения и чтения, но вел добродетельную жизнь. Видя особое прилежание святого Романа к церковному послушанию, к нему благоволил Патриарх Евфимий (490-504), что вызывало зависть у других клириков.
Однажды в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили святого Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими святой Роман не ушел из храма после окончания службы, а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился.
Ночью в сонном видении ему явилась Пресвятая Богородица. Она подала святому Роману свиток и повелела его съесть. Так преподобный получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. На всенощном бдении в день праздника Рождества Христова преподобный взошел на амвон и пропел свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго рождает…».
Вскоре святой Роман был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения.
Преподобный Роман составил более тысячи кондаков на праздники Господские и Богородичные, многими из которых Святая Церковь доныне прославляет Бога.

Св. Роман. Фреска. Kavalariana. Храм арх. Михаила. Крит.

=============
Преподобный Роман Сладкопевец

Преподобный Роман, прозванный «Сладкопевцем», был по происхождению греком и родился в середине V столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенс-ком храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401-518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».
На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь», что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.
Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.

Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about

*

Ὁ Ὅσιος Ῥωμανὸς ὁ Μελῳδὸς

===============
Ὁ Ὅσιος Ῥωμανὸς ὁ Μελῳδὸς

Οἱ πληροφορίες γιὰ τὸν βίο τοῦ Ὁσίου Ῥωμανοῦ δυστυχῶς εἶναι λίγες.

Ἔζησε, κατὰ μία ἐκδοχὴ τὸν 8ο αἰῶνα ἐπὶ τοῦ βασιλέως Ἀναστασίου τοῦ Β’. Ἀρχικὰ εἶχε χρηματίσει διάκονος στὴν ἐκκλησία τῆς Βηρυτοῦ. Κατόπιν μετέβη στὴν Κωνσταντινούπολη καὶ ἔμεινε στὰ κελιὰ τοῦ Ναοῦ τῆς Θεοτόκου. Ὁ Ῥωμανὸς εἶχε μέτρια παιδεία καὶ τὸ ποιητικὸ ταλέντο του ἦταν ἀκόμα ἄγνωστο. Διεκατέχετο ὅμως ἀπὸ μία βαθιὰ πίστη στὴν σεπτὴ μνήμη τῆς Παναγίας τῆς Παρθένου καὶ τακτικὰ παρακολουθοῦσε στὸν Ναὸ τῆς Παναγίας τῶν Βλαχερνῶν τὶς κατανυκτικὲς ὁλονυκτίες.

Σὲ μία τέτοια, στὴν γιορτὴ τῶν Χριστουγέννων ποὺ παραβρέθηκε, ἡ ψυχὴ του γέμισε μὲ κατάνυξη καὶ ὅταν γύρισε στὸ κελί του εἶδε ὄνειρο τὴν Παναγία νὰ τοῦ προσφέρει ἕνα βιβλίο καὶ νὰ τοῦ λέει νὰ τὸ καταφάει. Ὁ Ῥωμανὸς ἀπὸ τὴν ἐπίδραση τοῦ ὀνείρου συνέθεσε γιὰ τὴν γέννηση τοῦ Χριστοῦ τὸ τροπάριο «Ἡ Παρθένος σήμερον τὸν ὑπερούσιον τίκτει».
Ἀπὸ τὴν στιγμὴ αὐτὴ ἡ ποιητικὴ ἐπιφοίτηση τοῦ Ὁσίου Ῥωμανοῦ ἔμεινε ἄσβεστη καὶ ἀναδείχτηκε ὁ ἐξωχότερος καὶ μεγαλύτερος μελῳδὸς τῆς Ἐκκλησίας μας.

Св. Роман. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

========
Тропарь преподобному Роману Сладкопевцу

Тропарь, глас 8:
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.
Кондак, глас 8:
Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре, Церкви Христове пречестное украшение был еси, пением прекрасным украсив ю, блаженне. Тем молим тя, подаждь желающим Божественнаго дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красото церковная.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Романе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
*

Читать еще:  Утверждения платона. Идеальное государство Платона
Миниатюра из Менология Василия II gr. 1613. Константинополь. Около 985 г. Библиотека Ватикана. Рим.

*
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος δ’. Ταχὺ προκατάλαβε.
Ὡς σάλπιγξ θεόληπτος, τῶν οὐρανίων ᾠδῶν, ἐνθέως ἐφαίδρυνας, τὴν Ἐκκλησίαν Χριστοῦ, τοῖς θείοις σου ᾄσμασι· σὺ γὰρ τῆς Θεοτόκου, ἐμπνευσθεὶς τῇ ἐλλάμψει, ἔνθεος ὑμνηπόλος, ἐγνωρίσθης ἐν κόσμῳ· διό σε πόθῳ τιμῶμεν, Ῥωμανὲ Ὅσιε.

Κοντάκιον. Ἦχος πλ. δ’. Τῇ ὑπερμάχῳ.
Ὤσπερ κιθάραν τῆς σοφίας παναρμόνιον
Καὶ ὑποφήτην θεοπνεύστων ἀναβάσεων
Εὐφημοῦμεν Ῥωμανέ σε ᾀσμάτων ὕμνοις.
Ἀλλ’ ὡς φόρμιγξ δωρεῶν τῶν ὑπὲρ ἔννοιαν
Πρὸς ἐγρήγορσιν ἡμᾶς θείαν διέγειρον
Τοὺς βοῶντάς σοι, χαίροις Πάτερ Θεόληπτε.

Μεγαλυνάριον.
Ἄνωθεν τὸ δῶρον ἀπειληφῶς, ἐκ τῆς Θεοτόκου, παμμακάριστε Ῥωμανέ, ὕμνησας πανσόφως, τὰ θεῖα μεγαλεῖα, κενώσεως τοῦ Λόγου, ὡς ἔμπνουν ὄργανον.
*

ЯВЛЕНИЕ БОГОМАТЕРИ
РОМАНУ СЛАДКОПЕВЦУ ВО СНЕ
Миниатюра Минология Василия II, 1 октября
Кон. 10 — нач. 11 века
Библиотека Ватикана

===========
Молитва
Преподобному Роману

Об этом святом сказано:
Многи жены неплодныя молитвою чада родити сотвори.
Этот святой при жизни вкушал только хлеб, соль и воду, никогда не употреблял светильника.
При жизни он уврачевал недуги многих.
Ему молятся о разрешении бесчадия.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки.
Аминь.

Молитва преподобному

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
*
Тропарь преподобному, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.
Кондак преподобному, глас 2
Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Романе, моли непрестанно о всех нас.
Величание преподобному
Ублажаем тя, преподобне отче Романе, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Преподобный Роман Сладкопевец

Ранний период жизни

Роман Сладкопевец почитается Церковью как человек святой жизни, служитель Божий, выдающийся песнотворец.

О деталях ранних лет жизни Романа известно немного. По различным оценкам, он имел греческое или сирийское происхождение. Родился в V веке, на территории Сирии, в городе Эмесе.

С детских лет, в меру своего возраста, старался вести благочестивую жизнь, искал, как угодить Богу.

Повзрослев, твёрдо решил жить девственной, целомудренной жизнью. Какое-то время Роман исполнял обязанности пономаря в одном из христианских храмов Берита (современное название города: Бейрут).

Константинопольский период

В дальнейшем, во время правления императора Анастасия, Промыслом Божьим он перебрался в Константинополь, где продолжил служение при так называемой Кировой церкви, освященной в честь Небесной Владычицы, Пресвятой Богородицы.

В Константинополе продолжал возрастать в добродетели, непрестанно молился, измождал свою плоть аскетическими упражнениями, бдениями и постами.

По вечерам Роман отправлялся во Влахерны, проводя ночи в молитве (иногда – в местном храме, иногда – прямо под звездным небом, в открытом поле).

После того, как его посвятили в пономаря Софийского Собора, ему пришлось испытать множество притеснений, издевательств, насмешек и унижений со стороны братьев по вере, тамошних клириков.

Дело в том, что Роман был неграмотным; кроме того, не отличался голосом и слухом; добродетелью же значительно превосходил горделивых и завистливых церковнослужителей.

Патриарх Евфимий, разумея в нём доброго и смиренного раба Божьего, и видя, с какой ревностью он исполняет послушание, уделял ему такую же часть, как и прочим клирикам.

В свою очередь те, надмеваясь своею образованностью, кичились и возмущались, почему Патриарх оказывает ему столько внимания, почему невежда ставится с ними в один ряд, словня ровня.

Движимые ненавистью, забыв, что призваны служить не маммоне, но Богу, они стали интриговать, строить Роману претыкания и козни.

Однажды, в навечерие Рождества Христова, когда на службе в храме присутствовал сам государь, клирики, наложив на Романа руки, вытолкали его на амвон, и дыша злобой сказали ему, что поскольку он получает равную с ними часть, постольку пусть сам и поёт. При этом, они, конечно же, знали, что он не сможет справиться с заданием, так как он не был этому научен.

Читать еще:  Лев Шлосберг: Псковским подросткам не хватило слов «Я тебя люблю»

Оказавшись в такой ситуации, Роман испытал чувство глубочайшего стыда. После богослужения он предался слезному плачу и пребывая в подавленном расположении духа долго молился перед иконой Небесной Царицы.

Таинственное преображение

Возвратившись домой, он даже не вкусил пищи и предался крепкому сну. Во сне ему явилась Сама Божья Матерь. Как когда-то Бог приобщил к Своим тайнам пророка Иезекииля (Иез.3:1–3), вручив ему символический свиток и повелевая его потребить, так и Владычица повелела Роману открыть уста, вложила туда свиток и указала, что он должен его съесть.

Исполнив трбование, Роман тут же проснулся, однако никого не обнаружил, так как Богородица стала невидимой.

Между тем он почувствовал необыкновенное внутреннее изменение. Его сердце наполнилось радостью, а ум – разумением книжным и мудростью.

Когда Роман вновь пришёл в храм, на всенощное бдение, и настало время исполнить праздничное песнопение, он поднялся на амвон и пропел составленный им, при содействии благодати, кондак: «Дева днесь, Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. ».

Присутствовавшие в храме изумились как возвышенным содержанием песнопения, так и дивным его исполнением.

По прошествии некоторого времени озадаченный Патриарх потребовал у него объяснений. В ответ Роман рассказал ему о ночном чуде. Разумея в этом Действие Божественного Провидения, Патриарх тут же посвятил Романа в диаконское достоинство.

Обидчики, вразумленные произошедшим, пали к ногам Сладкопевца, прося прощения. Он по-христиански простил их, и злобы на них не держал.

В дальнейшем Роман продолжал прославлять Бога и Небесную Царицу чистотой жизни и в песнопениях, многие из которых вошли в сокровищницу лучших церковно-поэтических произведений.

Верующие относились к нему с любовью и уважением.

Утверждается, что впоследствии Роман стал давать уроки пения другим, и очень успешно. Кроме того, благодаря его деятельности богослужение приобрело ещё большую красоту и благолепие.

Время кончины святого Романа Сладкопевца определяют серединой VI века (по некоторым свидетельствам, он почил о Господе в 556 году).

Тропарь первый преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́/ и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Тропарь второй преподобному Роману Сладкопевцу, глас 3

Подвигом поста, молитвы и бдения, / глубиною веры и смиренномудрия / от юности совлеклся еси ветхаго человека, / равноангельному житию уподобився, / преподобне Романе Сладкопевче, / достоин был еси явления Богородицы, / яже повеле ти дивный свиток снести, / и тем препода ти дар песнотворения, / абие воспел еси, яко ангели небеснии, / славу Воплотившемуся из Нея Сыну Божию. / Молися за ны ко Господу, / даровати всем воспевающим Христа Жизнодавца / согласное пение, // мир и велию милость.

Кондак преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8

Боже́ственными доброде́тельми ду́ха/ измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре,/ Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние был еси́:/ пе́нием бо прекра́сным украси́в ю́, блаже́нне./ Тем мо́лим тя: пода́ждь жела́ющим Боже́ственнаго дарова́ния твоего́,/ я́ко да вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.

Молитва

Преподо́бне о́тче Рома́не! Воззри́ на на́с ми́лостивно и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Ты́ горе́ на небеси́, мы́ на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грехми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чудесы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помози́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно во труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Значение праздника

Покров Пресвятой Богородицы – это непереходящий праздник, отмечается в один и тот же день каждый год – 14 октября по новому стилю. Праздник не относится к числу двунадесятых, а называется «великим».

К этому же разряду относятся:

  • Усекновение главы святого Иоанна Крестителя;
  • Обрезание Господне;
  • Праздник святых апостолов Петра и Павла;
  • Рождество святого Иоанна Крестителя.

Праздник имеет глубокий смысл: Матерь Божия всегда охраняет тех, кто обращается к Ней и заботливо покрывает их Своим покровом (омофором). Это – верхняя часть одежды, которая надевалась на голову, как платок.

Сейчас омофор – это часть одеяния архиереев, которое надевается на богослужения.

Храм при консерватории

Своеобразным памятником прославленному поэту и композитору является храм Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории. Именно здесь с особой теплотой чтят память этого святого и День Романа Сладкопевца: 14 октября отмечается как профессиональный праздник. В этом нет ничего удивительного, ведь люди, собравшиеся в стенах консерватории, получили от Бога тот же музыкальный дар, что автор гимнов, пришедших к нам из VI века. Для всех студентов и преподавателей небесным покровителем является Роман Сладкопевец. Икона, на которой представлен его святой образ, пользуется здесь особым почётом.

Всей своей жизнью святой преподобный Роман Сладкопевец явил пример того, как Предвечный Творец ниспосылает дары свои в ответ на чистую и искреннюю любовь к нему, как щедро изливает благодать на тех, чьё сердце ему открыто и кто готов отвергнуть земную суету, став на путь высокого служения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector