0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Антоний Храповицкий — житие и творения, труды и сочинения, позиции

Содержание

Житие митрополита Антония Храповицкого

Митрополит Антоний Храповицкий — личность неоднозначная. Он был преданным христианином, но ко многим вопросам подходил со своим мерилом. Его взгляды оспаривались современниками, по-разному к ним относятся и сегодня.

Владыка Антоний был сторонником восстановления патриаршества, которое двумя веками ранее упразднил Пётр I. Как архиепископ русской православной церкви, Антоний Храповицкий едва не стал первым за несколько веков патриархом, но судьба распорядилась иначе — и ещё интереснее.

Алексей Храповицкий по воле отца закончил гимназию, но после этого ушёл в духовную академию

в этот день в селе Ватагино родился Алексей Павлович Храповицкий

Мать стала первым человеком, подтолкнувшим юного Алексея на путь служения Богу. С её одобрения сын начал принимать участие в архиерейских богослужениях. Однако родители не сочли это достаточной причиной отдать его в духовную школу.

Когда мальчику исполнилось пять, его устроили в гимназию.

Антоний Храповицкий

Но интерес Алексея к духовной сфере не угас. Опыт христианского богослужения и знания, которые сын получил от матери, напоминали о себе, и пятиклассник петербургской гимназии написал службу Кириллу и Мефодию.

Через годы её действительно стали проводить. Алексей Храповицкий имел перспективы, но мирская карьера его не интересовала

Став золотым медалистом, Алексей отдал долг отцу, но более не позволил решать за себя.

В 1881 году он поступил в духовную академию. Это был сложный шаг. Ведь он не ограничивался одним только противодействием родительской воле.

Алексей Храповицкий — потомственный дворянин и выпускник гимназии. В духовной академии такие люди не встречались.

Алексей Павлович успешно учился в духовной академии и стал в ней преподавать, но его взгляды беспокоили современников

Алексей Павлович и в новом учебном заведении проявил себя способным учеником. В 1885 году он получил степень кандидата богословия и постригся в монахи, после чего получил имя Антоний. Это произошло в мае, а уже в сентябре Антоний возведён в сан иеромонаха.

в этом году Алексей Павлович получил степень кандидата богословия и постригся в монахи получив имя Анатолий

Его успехи в качестве ученика не могли не отметить в академии. Антонию поручили преподавать несколько предметов:

  • Церковное право;
  • Литургика;
  • Гомилетика (наука о церковной проповеди).

В 1888 году Антоний защитил диссертацию на тему «Психологические данные в пользу свободу воли и нравственной ответственности», что сделало его магистром богословия.

В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Академии.

В те годы формируются взгляды Антония на христианство и Церковь. Историками православия они оцениваются неоднозначно. В частности, архимандрит не принимал никаких историков, филологический анализ и текстологию.

Архимандрит Киприан (Керн) так пишет о взглядах архимандрита Антония:

«В своих суждениях и оценках богословских книг и наших ученых Антония можно было бы характеризовать как догматиста и моралиста, вопреки всякому историзму и мистике.

Все, что было догматически ясно, на постановлениях Соборов основано, и все, что вытекало с несомненностью из библейского текста, все, что имело нравственное применение (например, его знаменитое нравственное обоснование основных догматов Православия), все это было ему близко, все это он восхвалял и поддерживал.

И наоборот: все историческое, все критическое, все основанное на точном и кропотливом исследовании или что основывалось на мистической интуиции, на внутреннем восприятии, – все это подвергалось осуждению и неприятию».

Тот же автор рассказывает следующий случай:

«Говорят, что как рецензирующий член Синода, он на «Столп и утверждение истины» написал такую рецензию: “Читал 14 дней, прочитал 14 страниц, ничего не понял, но думаю, что степень магистра утвердить можно”».

Антоний верил, что грешникам достаточно принять ряд нравственных идей, чтобы быстро и легко возродиться в духовной жизни. Он выбрасывал из богословия всё, что полагал лишним, и сосредотачивался на проповедях среди молодой аудитории.

По воспоминаниям современников, он обладал достаточными ораторскими качествами, чтобы воздействовать на изгнанников и разных неудачников, которые легко очаровывались, но быстро остывали к вере.

Также широко известно неприятие Антонием христианской мистики. Он критиковал практиков Ииусовой молитвы.

Митрополит Антоний (Храповицкий). Картина М. Нестерова. 1917 г

В 1895 году московский митрополит Сергий (Ляпидевский) стал инициатором перевода архимандрита Антония на должность ректора Казанской духовной академии, так как имел к нему и его взглядам много претензий и не желал видеть в своём окружении.

Главные труды

  • «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» (СПб., 1887; 2 изд. ib., 1888, магист. диссерт.);
  • «Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьёвым» (СПб., 1890);
  • «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого» (изд. 2, СПб., 1891);
  • «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы» (изд. 2, Казань, 1898);
  • «Из чтений по пастырскому богословию» (Казань, 1896);
  • «Лекции по пастырскому богословию» (ib., 1900);
  • «Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии» (Казань, 1897);
  • «Значение молитвы для пастыря церкви» (ib., 1897).
  • «Полное собрание сочинений» (издано в 1900, Казань). Том 1. Том 2. Том 3.
  • Автор новой службы Иову Почаевскому и составитель службы Почаевской иконе.
  • «Служба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают» (1908).
  • «Догмат Искупления» (1917);
  • Словарь к творениям Достоевского. — София, 1921. — 184 с.
  • «Опыт Христианского Православного Катехизиса» (Сремски-Карловци, 1924);
  • Мысли митрополита Антония, высказанные им в проповедях 1935—1936 гг. Записанные П. С. Лопухиным. — Нью-Йорк. — 1961. — 60 с.
  • Ф. М. Достоевский как проповедник возрождения. — Нью-Йорк, 1965. — 311 с.

Богословские труды

Митрополит Антоний создал большое количество рукописей на темы апологетики (обоснования вероучения), догматики, пастырской деятельности и церковного управления.

Некоторые священнослужители усматривали в деятельности святителя папоцезаризм, то есть желание церковного иерарха сосредоточить в своих руках не только духовную, но и светскую власть. Христианский богослов П. Флоринский отмечал, что стараниями митрополита Антония стали появляться идеи о необходимости неограниченного могущества христианства даже в делах мирских. Архимандрит Киприан отмечал, что преподобный все рассматривал с точки зрения абсолютизированной Церкви, считая ее одной и неразделимой.

Владыка Антоний в своих рукописях пытался раскрыть нравственное значение устоявшегося верования. С первых лет своей научной деятельности он стремился истолковать христианские догматы. Преподобный писал, что неправославные конфессии совершенно не принадлежат к абсолютной мировой Церкви.

Книга Антония Храповицкого

  • Говоря о современном богословии как о конкретной науке, автор отмечал, что ей недостает четкой формулировки того, какие моральные понятия хранятся в истинах веры.
  • Главное творение владыки — изъяснение догмата Троицы. В этом исследовании он продемонстрировал тесную связь между непреложными законами христианства и добродетельной жизнью, а также раскрыл тайны Трех Лиц.
  • В другой подобной статье митрополит объяснял восстановление в Единой Церкви людского естества и бытие Троицы в Едином Абсолюте. Автор твердит, что наше естество не ослабло бы, если бы прародители не пали морально, не исполнились желания сопротивляться и отделять себя от других. В том совершенном состоянии для каждого только и оставалось, что согласиться с источником внутренней нескончаемой любви, радости и добродетели.
  • Преподобный Антоний отмечал: «Без искренней веры в Троицу борьба с собственной греховностью становится необоснованной фантазией».
  • Когда святитель писал об искуплении, он отмечал, что в Гефсиманскую ночь мысли Богочеловека впервые смогли объять всех падших грешников и оплакать с великой любовной скорбью каждого человека в отдельности, ибо такая деятельность доступна только Всеведущему и Единому Разуму.
  • За годы собственной преподавательской деятельности Антоний сконструировал объемный курс на тему пастырства. Автор пишет: «Пастырское служение — это целокупная внутренняя настроенность священника, которая заключается в умении дарить любовь, что есть великий однородный подвиг, а не сумма различных добродетелей». Забота о пастве постепенно порождает в окружающих предвкушение Царствия Божьего и знание о собственной греховности.
Читать еще:  Преподобный Силуан Афонский: 6 историй из жизни, 7 изречений

На заметку! Большие споры и критику вызывали богословские взгляды владыки Антония и его учение об искуплении. Святитель проповедовал, что искупление Христа произошло не благодаря мукам на кресте, жертвенности Мессии и Его кончине, но через моральные нравоучения в Гефсиманском саду.

Архиепископ также создал труд о первородном грехе, однако, эта рукопись причислялась некоторыми богословами к числу еретических. Его мысли иногда называли «моралистическим психологизмом», потому что автора не интересовала онтологическая (сущностная) основа всего учения и догмат о двух природах и волях Христа.

Личность архиепископа Антония Храповицкого многогранна и преисполнена талантами богослова, пастыря и преподавателя. Многие исследователи критикуют его труды, спорят о наследии митрополита, но другие воспринимают святителя как добродушного и влиятельного учителя, который никогда не отказывал в беседе и всем сердцем поддерживал монархические идеи.

Митрополит Антоний Храповицкий

Использованные материалы

В НЭС т. III, стб. 67, БЭС т. I, стб. 197 и БЭЛ т. I, стб. 904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии» на 1917 г., с. 41

цит. по: Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к различным лицам. Спб., Изд. Олега Абышко, 2006. С.122

Православная Жизнь

Биография первого председателя Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей, митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого).

Митрополит Антоний (Храповицкий). Картина М. Нестерова. 1917 г.

Митрополит Антоний (в миру Алексий Павлович Храповицкий) родился 17 марта 1863 г. в селе Ватагино Крестицкого уезда Новгородской губернии. Происходил из старинного дворянского рода.
Монашеский постриг принял 18 мая 1885 г.

В 1881 г. окончил 5-ю классическую гимназию Санкт-Петербурга и в 1885 г. – Санкт-Петербургскую духовную академию. Через четыре дня после окончания академии, накануне праздника Всех святых, в академической церкви принял постриг с наречением имени в честь преподобного Антония Римлянина, мощи которого почивали в Антониевом монастыре близ Новгорода. 12 июня того же года рукоположен в сан иеродиакона, 30 сентября – в сан иеромонаха. Оставлен для работы в академии.

В 1885 г. защитил степень кандидата богословия, в 1887 г. – магистра, в 1911 г. – доктора богословия. Известен как ученый богослов, педагог, миссионер. Полное собрание сочинений владыки Антония (Храповицкого) в 3-х томах издавалось дважды – в 1900 и 1911 гг., 4-й том – в 1917 г.

В 1889–1890 гг. – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1890–1895 гг. архимандрит Антоний – ректор Московской духовной академии. В 1895 г. назначен ректором Казанской духовной академии. Должность ректора с 7 сентября 1897 г. совмещал с обязанностями епископа Чебоксарского, второго викария, с 1899 г. – первого викария Казанской епархии, епископа Чистопольского. 4 июля 1900 г. переведен на кафедру Уфимскую и Манзелинскую.

22 апреля 1902 г. владыка Антоний назначен епископом (с 1906 г. – архиепископом) Волынским, священноархимандритом Почаевской Свято-Успенской Лавры. За 12-летнее пребывание на кафедре содействовал значительному подъему Свято-Успенской Почаевской Лавры и ее трех скитов. Добился официального признания православного праздника обретения мощей прп. Иова Почаевского. Лично владыкой составлена служба и акафист в честь Почаевской иконы Божией Матери и новый текст службы прп. Иову Почаевскому.

Впервые Св. Синод включил составленный владыкой Антонием текст службы для богослужебного пользования еще в 1887 г., когда, будучи учеником гимназии, он составил службу свв. равноапостольным Кириллу и Мефодию, славянским просветителям.

По инициативе и под руководством архиепископа Антония в Лавре сооружен храм в честь Св. Троицы (1912 г.), а также восстановлен древний Васильевский храм в г. Овруче (1911 г.).

Он также организовал житомирское училище пастырства и первую на территории Российской империи школу диаконов и псаломщиков.

20 февраля 1905 г. в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга владыка произнес слово «О Страшном Суде и современных событиях», в котором пророчески предвидел будущее наступление на православие: «. Враг упорный и жестокий, который начнет с того, что отнимет у него [народа. – Л. П. Р.] возможность изучать в школах Закон Божий, а кончит тем, что будет разрушать святые храмы и извергать мощи угодников Божиих. »

Пребывая на Волынской кафедре, активно защищал православных на территории Австро-Венгрии от издевательств, в связи с чем назначен Экзархом Вселенского Патриарха на территории Галиции и Карпатской Руси.

20 мая 1914 г. переведен архиепископом Харьковским и Ахтырским. Позже уволен от руководства епархией представителями Временного правительства и в мае 1917 г. отправлен на покой.

Один из самых активных депутатов Поместного Собора Русской Православной Церкви и один из трех кандидатов на Патриарший престол. Пребывая членом Патриаршего Св. Синода, с августа 1917 г. вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским (с декабря – митрополит).

Вскоре стало известно о намерении на Киевскую кафедру вместо мученически убиенного митрополита Владимира назначить преемника – митрополита Антония. В мае 1918 г. владыка Антоний избран Киевским епархиальным собранием и уже 4 июня 1918 г. Указом Патриарха и Св. Синодом был назначен митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Киево-Печерской Успенской Лавры.

5 июня 1918 г. (ст. ст.) митрополита Антония по старинному лаврскому обычаю встречали на левом берегу Днепра. От станции Дарница встречающие проехали с ним на поезде до Центрального вокзала, где владыку Антония торжественно встречали многочисленные депутации православных киевлян и священнослужителей. Митрополит облачился во Владимирском соборе и при звоне всех киевских колоколов во главе крестного хода направился в кафедральный Софийский собор. После интронизации митрополит Антоний произнес глубоко прочувствованную речь. Подчеркнул, что его «не страшат никакие страдания, даже смерть за православную веру», призвал «к любви и терпимости друг к другу». В тот же день митрополит Киевский и Галицкий Антоний, священноархимандрит Лавры, прибыл в Киево-Печерский монастырь.

Годы 1918 и 1919, вслед за 1917-м, принесли разруху и неисчислимые бедствия для страны и православия. Декретом о земле, провозглашенным 26 октября (8 ноября) 1917 г., изымались все монастырские и церковные земли. Декрет СНК от 20 января (2 февраля) 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (и его украинский аналог от 22 января 1919 г.) был расценен митрополитом Антонием (Храповицким) как посягательство и гонение на Православную Церковь. Лишение Православной Церкви статуса юридического лица в значительной степени осложнило ее деятельность.

Внешние обстоятельства внесли ощутимые изменения в сложившуюся привычную монастырскую жизнь Киево-Печерской Лавры. С 14 июня 1918 г. в Лавре сокращается количество богослужений. В связи с нехваткой мучных запасов с 22 июня 1918 г., возможно, впервые за несколько столетий истории Лавры, «прекращена выдача хлеба посторонним».
В ходе военных конфликтов Лавра несколько раз подвергалась обстрелу. Подвергались бандитским нападениям и обстрелам также Голосеевская и Китаевская пустыни. После одного из таких печальных происшествий Патриарх Тихон 9 июля 1918 г. прислал грамоту на имя начальника Китаевской пустыни архимандрита Онисифора (Коваленко). В корпусах странноприимницы в 1918 г. проживали участники Всеукраинского Церковного Собора. Лавра вынуждена была приютить у себя учеников Киевской духовной семинарии и студентов Киевской духовной академии, а также жителей Зверинца, чьи дома были разрушены во время взрыва артиллерийских складов, и др. В силу этих и других обстоятельств происходило уплотнение и перемещение насельников монастыря из своих привычных келий в другие помещения.

В 1918 г. владыка организовал при Лавре училище пастырства. В мае 1919 г. монастырская братия организовывает Сельскохозяйственную и Трудовую ремесленную общины. В 1919 г. началось изъятие церковных ценностей Лавры.

Владыка Антоний был сторонником автономной Украинской Православной Церкви под главенством Всероссийского Патриарха. Принимал активное участие в подготовке и проведении II и III сессий Всеукраинского Церковного Собора. На Соборе 31 октября 1918 г. рассматривался проект о временном высшем церковном управлении Православной Церковью на Украине. Согласно решению Собора, «Православные епархии на Украине, оставаясь неразрывною частью единой Православной Российской Церкви, образуют церковную область ея с особыми преимуществами на началах автономии».

Читать еще:  Последняя проповедь протопресвитера Александра Шмемана

Митрополит Антоний руководил Киевской епархией и Киево-Печерским монастырем в сложнейших политических и экономических условиях.

Почитатели владыки, еще до утверждения его на Киевскую кафедру, писали ему в Харьков: «Зовем Вас на крест, на терновый венец, на страдания. Бога ради не отказывайтесь, пожалейте и нас». В связи с убийством митрополита Владимира и событиями, связанными с этим трагическим происшествием, в 1918 г. в монастыре составлено воззвание к лаврской братии, которое заканчивалось словами: «Наш долг, отцы и братия, обязывает нас быть готовыми к исповедничеству и мученичеству».

Знаменательно, что лаврские священноархимандриты, митрополиты Владимир (Богоявленский) и Антоний (Храповицкий) открыли собой чреду насельников монастыря, которые вскоре будут арестованы, расстреляны в тюрьмах, сосланы в исправительно-трудовые лагеря или на поселение. В Киеве, в дорогой его сердцу Святой Успенской Киево-Печерской Лавре, где, как напишет позднее в своих воспоминаниях владыка, звучат лаврские напевы, «поднимающие душу чуть ли не до третьего неба», митрополит Антоний будет арестован. В отличие от гетмана Павла Скоропадского, признавшего 25 июня 1918 г. владыку Антония митрополитом Киевским и Галицким, представители Директории в первые же дни своего правления подвергли его заточению.

В «особом журнале» Лавры сохранилась запись: «О попытке Правительства 4/17 сего декабря арестовать Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейшего Антония в его покоях. 4/17 сего декабря в 6 ч. вечера явился в покои Владыки представитель Украинского правительства Чайковский в сопровождении вооруженных солдат. Лавра предварительно была оцеплена солдатами. Чайковский написал здесь два ордера и объявил митрополита Антония и архиепископа Евлогия арестованными. Причиною ареста Чайковский объявил то, что будто бы в Лавре скрывается бывший министр Кистяковский и другие приверженцы свергнутого правительства. После просьб со стороны присутствовавших при аресте архиереев и и. о. наместника Лавры архимандрита Димитриана Чайковский поговорил с кем-то по телефону и объявил митрополита Антония освобожденным, а архиепископа Евлогия взял с собою; при уходе Чайковский заявил, что если до 12 ч. 5/18 декабря Лаврою не будет выдан Кистяковский и др. скрывающиеся здесь лица, то митрополит Антоний будет арестован».
18 декабря владыка Антоний был арестован и вместе с архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским) из Киева перевезен в Тернополь, а затем – в г. Бучач. В конце декабря 1018 г. власти Директории доставили сюда еще 4-х арестованных – епископа Чигиринского Никодима (Кроткова), архимандрита Виталия (Максименко) и двух монахов-келейников.

Владыке удалось передать в Лавру письмо, и к Рождеству в Бучач для проведения богослужений были направлены иеромонах, иеродиакон и послушник, в январе вернувшиеся в Киев.

В своем вынужденном затворе владыка Антоний написал «Словарь к творениям Достоевского», несколько служб и акафистов и др.

Несмотря на различные ходатайства об освобождении заключенных, правительство Петлюры осталось глухо. Их удерживали под арестом в базилианском монастыре около пяти месяцев.

В связи с изменением политической обстановки митрополит Антоний и архиепископ Евлогий были освобождены, но не смогли организовать свой выезд. Через несколько дней, 8 июня 1919 г., в праздник Святой Троицы, они были арестованы польской армией, перевезены во Львов, а затем в Краков. Содержались под арестом в монастыре местечка Беляны (около Кракова). Благодаря вмешательству правительства Франции и других стран Антанты освобождены из плена в августе 1919 г.

7 сентября 1919 г. митрополит Антоний вернулся в Киев. Ему была устроена торжественная встреча. Владыка Антоний отслужил литургию и молебен в Софийском соборе. В сентябре-октябре 1919 г. он предпринимал меры по улучшению экономического положения Лавры. В сентябре составил «Службу свт. Павлу, митрополиту Тобольскому, Киево-Печерскому чудотворцу и новому исповеднику» для представления в Св. Синод. Еще раньше, в 1914 г., владыкой был также составлен текст службы прп. Феодору Острожскому, мощи которого почивают в Дальних пещерах.

В 1918 и 1919 гг. владыка настойчиво добивался полного расследования обстоятельств злодейского убийства митрополита Владимира. За много лет до этого злодеяния, как бы предрекая эту жертву, он сказал: «Владыка митрополит Владимир, если будет нужно, взойдет с пением на эшафот».

17 ноября 1919 г. владыка Антоний выехал в Новочеркасск на заседание Архиерейского Собора Временного высшего церковного управления на юго-востоке России, почетным председателем которого он был избран.

В связи с установлением власти большевиков он не вернулся на Украину и 12 марта 1920 г. из Новороссийска выехал на пароходе в Константинополь.

Во второй половине сентября 1920 г., по просьбе генерала Врангеля, владыка прибыл в Севастополь, но почти через 40 дней вместе с отступающей Белой армией навсегда покинул родину. В дальнейшем жил в эмиграции.

Благодаря известности и авторитету митрополита Антония Вселенская Патриархия 22 декабря 1920 г. издала грамоту, по которой «русским иерархам было предоставлено право исполнять для русских православных беженцев все, что требуется Церковью и религией для утешения и ободрения православных русских беженцев».

С февраля 1921 г. владыка Антоний проживал в Сербии. 21 ноября – 5 декабря 1921 г. в Сремских Карловцах состоялся первый Русский Всезаграничный Церковный Собор, работа которого проходила под председательством владыки Антония. Он был Председателем Синода Русской Православной Церкви Заграницей. В дальнейшем – председатель всех зарубежных Соборов Церкви.

В 1922–1923 гг. митрополит Антоний организовал требование ряда правительств европейских стран освободить из-под ареста Патриарха Тихона.

Возглашение за богослужением имени митрополита Антония (Храповицкого) прекращено с 27 июня 1922 г. по распоряжению Патриаршего Экзарха, митрополита Киевского, Галицкого и всея Украины, Михаила (Ермакова).

Владыка Антоний не признавал власти митрополита Сергия (Страгородского) и возглавляемого им де-факто Временного Патриаршего Синода в Москве, находившегося под контролем руководства СССР. За что 22 июня 1934 г. постановлением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) митрополит Антоний был запрещен в священнослужении.

По некоторым сведениям, в 1936 г. принял схиму. Умер 16 августа 1936 г. в г. Сремские Карловцы, похоронен в склепе церкви на Новом кладбище в г. Белграде (1).

По материалам книги «Биографические сведения о братии
Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру
в ХХ столетии».

Составитель Л. П. Рылкова

Архивные источники и библиография:

1) ЦГИАКУ, ф. 128, оп. 1, КДС, ед. хр. 725; ЦГИАКУ, ф. 128, оп. 1, мон., ед. хр. 391; ЦГИАКУ, ф. 128, оп. 1,3 общ., ед. хр. 766; ЦГАВОВУ, ф. 3984, оп. 4, ед. хр. 3; Письма Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). – США, Джорданвилль, 1988; Архиепископ Никон (Рклицкий). Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. 1863–1936. В двух книгах. – Нижний Новгород, 2003; Архимандрит Киприан (Керн). Воспоминание о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). – М., 2002.

Антоний Храповицкий

Митрополит Антоний Храповицкий — личность неоднозначная. Он был преданным христианином, но ко многим вопросам подходил со своим мерилом. Его взгляды оспаривались современниками, по-разному к ним относятся и сегодня.

Владыка Антоний был сторонником восстановления патриаршества, которое двумя веками ранее упразднил Пётр I. Как архиепископ русской православной церкви, Антоний Храповицкий едва не стал первым за несколько веков патриархом, но судьба распорядилась иначе — и ещё интереснее.

Алексей Храповицкий по воле отца закончил гимназию, но после этого ушёл в духовную академию

Алексей Павлович Храповицкий родился 19 (22) марта 1863 года в селе Ватагино.

Он имел знатное происхождение — из дворян. Отец был генералом, семья жила зажиточно и перебралась в Санкт-Петербург.

Мать стала первым человеком, подтолкнувшим юного Алексея на путь служения Богу. С её одобрения сын начал принимать участие в архиерейских богослужениях. Однако родители не сочли это достаточной причиной отдать его в духовную школу.

Когда мальчику исполнилось пять, его устроили в гимназию.

Антоний Храповицкий

Но интерес Алексея к духовной сфере не угас. Опыт христианского богослужения и знания, которые сын получил от матери, напоминали о себе, и пятиклассник петербургской гимназии написал службу Кириллу и Мефодию.

Через годы её действительно стали проводить. Алексей Храповицкий имел перспективы, но мирская карьера его не интересовала.

Читать еще:  Квест «Румынская ведьма» в Перми. Как живут самые богатые румынские ведьмы Ванесса парадайз ведьма в румынии

В 1881 году он поступил в духовную академию. Это был сложный шаг. Ведь он не ограничивался одним только противодействием родительской воле.

Алексей Храповицкий — потомственный дворянин и выпускник гимназии. В духовной академии такие люди не встречались.

Алексей Павлович успешно учился в духовной академии и стал в ней преподавать, но его взгляды беспокоили современников

Алексей Павлович и в новом учебном заведении проявил себя способным учеником. В 1885 году он получил степень кандидата богословия и постригся в монахи, после чего получил имя Антоний. Это произошло в мае, а уже в сентябре Антоний возведён в сан иеромонаха.

Его успехи в качестве ученика не могли не отметить в академии. Антонию поручили преподавать несколько предметов:

  • церковное право;
  • литургика;
  • гомилетика (наука о церковной проповеди).

В 1888 году Антоний защитил диссертацию на тему «Психологические данные в пользу свободу воли и нравственной ответственности», что сделало его магистром богословия.

В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Академии.

Через год Антоний — архимандрит и ректор Санкт-петербургской духовной семинарии. Ещё через год — ректор Московской духовной академии.

В те годы формируются взгляды Антония на христианство и Церковь. Историками православия они оцениваются неоднозначно. В частности, архимандрит не принимал никаких историков, филологический анализ и текстологию.

Архимандрит Киприан (Керн) так пишет о взглядах архимандрита Антония:

«В своих суждениях и оценках богословских книг и наших ученых Антония можно было бы характеризовать как догматиста и моралиста, вопреки всякому историзму и мистике.

Все, что было догматически ясно, на постановлениях Соборов основано, и все, что вытекало с несомненностью из библейского текста, все, что имело нравственное применение (например, его знаменитое нравственное обоснование основных догматов Православия), все это было ему близко, все это он восхвалял и поддерживал.

И наоборот: все историческое, все критическое, все основанное на точном и кропотливом исследовании или что основывалось на мистической интуиции, на внутреннем восприятии, — все это подвергалось осуждению и неприятию».

Тот же автор рассказывает следующий случай:

«Говорят, что как рецензирующий член Синода, он на «Столп и утверждение истины» написал такую рецензию: «Читал 14 дней, прочитал 14 страниц, ничего не понял, но думаю, что степень магистра утвердить можно».

Антоний верил, что грешникам достаточно принять ряд нравственных идей, чтобы быстро и легко возродиться в духовной жизни. Он выбрасывал из богословия всё, что полагал лишним, и сосредотачивался на проповедях среди молодой аудитории.

По воспоминаниям современников, он обладал достаточными ораторскими качествами, чтобы воздействовать на изгнанников и разных неудачников, которые легко очаровывались, но быстро остывали к вере.

Также широко известно неприятие Антонием христианской мистики. Он критиковал практиков Ииусовой молитвы.

Митрополит Антоний (Храповицкий). Картина М. Нестерова. 1917 г

В 1895 году московский митрополит Сергий (Ляпидевский) стал инициатором перевода архимандрита Антония на должность ректора Казанской духовной академии, так как имел к нему и его взглядам много претензий и не желал видеть в своём окружении.

Антоний побывал викарием, ректором, стал профессором богословия и членом монархических организаций

После переведения начинается регулярная смена архимандритом его титула и, соответственно, места несения службы:

  • епископ Чебоксарский;
  • епископ Чистопольский;
  • епископ Уфимский и Мензелинский;
  • епископ Волынский и Житомирский.

В 1912 году освятили Троицкий собор, который Антоний построил чуть ранее в Почаевской Успенской лавре. За минувшие годы епископ был викарием, ректором, членом Русского собрания (общество монархистов) и Госсовета.

Архимандрит Киприан (Керн) вспоминает об этом так:

«Антоний жил своей глубоко продуманной, правда, уже отжившей славянофильской наивной верою в православное царство как неотъемлемую часть всей его православной системы философии.

А «молодцы» (прим.: члены «Союза» и «Собрания») прикрывались удобным им авторитетом Антония, проповедника, идеолога, архиерея, богослова, и под этой вывеской устраивали свои мелкие делишки, делали в сферах свою небезупречную карьеру, с которой Антоний не имел ничего общего».

Монархические симпатии архиепископа вызваны тем, что царь для него всегда оставался фигурой церковной, а не государственной.

В 1908 году архиепископ Антоний нажил себе врага в лице епископа Платона (Рождественского), которого по его инициативе сняли с должности в Киевской Духовной Академии. Архиепископ Антоний проводил там ревизию, как отмечают современники, не беспристрастную.

В 1911 году архиепископ Антоний получил степень доктора богословия за литературные труды.

Через год архиепископ Антоний стал членом Святейшего Синода.

С 1914 он — архиепископ Харьковский и Ахтырский.

Архиепископ Антоний ушёл в монастырь, где написал «Догмат искупления», — труд об ином взгляде не искупление и жертву Христа

С 1917 года столь любимой архиепископом монархии не стало. Но далеко не это стало главным ударом для него. Новая власть не нуждалась в иерархе и его отправили на покой — в Валаамский монастырь.

Антоний считал, что жертва Христа на Голгофе несла только нравственное значение

Там он взялся за литературный труд «Догмат искупления».

В нём архиепископ Антоний приходит к мнению, что жертва на Голгофе имеет исключительно нравственное значение.

душе наше несовершенство,

нашу порочную волю, Господь влил

в нашу природу источник живительных новых сил —

всем, кто того пожелает и пожелал,

начиная с благоразумного разбойника».

Это противоречит учению православной Церкви.

Архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) раскритиковал «Догмат искупления», отметив, что:

«…чаша, о которой Он молился Отцу Небесному

во время Гефсиманского моления,

представляется здесь еще не испитой,

а только такой, которую Ему еще предстояло испить по воле Отца Небесного.

Ясно, что в данному случае под этой чашей

могут быть разумеемы только Голгофские,

а отнюдь не Гефсиманские муки Божественного Страдальца».

Архиепископ Антоний был главным кандидатом на престол патриарха, но жребий избрал Тихона

Вскоре архиепископа Антония избрали на Всероссийский Поместный Собор 15 августа 1917, где тот стал представителем монашествующих. Однако его роль быстро поменялась, и уже через день архиерея восстановили на кафедру Харькова.

Архиепископ Антоний стал главным кандидатом на престол патриарха. Голоса распределялись так:

  • Архиепископ Антоний — 309;
  • Архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) — 159;
  • Митрополит Московский Тихон (Беллавин) — 148.

Архиепископ Антоний выступал в пользу патриаршества, и его речи производили большое впечатление на публику. Но жребием патриарха выбрали Тихона, который сразу же отметил заслуги Антония.

Далее, в конце осени 1917 года, Антоний становится Митрополитом Харьковским и Ахтырским. В 1918 он стал митрополитом Киевским и Галицким.

Советская власть вынудила митрополита покинуть родную страну и стать главой Русской православной Церкви за границей

Началась эпоха арестов. Митрополита Антония, председателя Всеукраинского собора, арестовали в конце 1918 года, но уже в 1919 году он вышел из-под стражи председательствовал во Временном высшем церковном управлении на Юго-востоке России.

6 (19) 1920 года митрополит с беженцами и армией Петра Врангеля эвакуировался из Крыма. Этот день стал началом появления Русской зарубежной Церкви.

В конце 1921 года в Сремских Карловцах провели Всезаграничный Собор русской православной Церкви, на котором митрополит был председателем.

Перед смертью митрополит несколько лет не вставал с кровати. Похоронили его на Новом кладбище Белграда.

Митрополит Антоний остался в истории православия, как выдающийся пастырь, но не богослов

Хотя взгляды митрополита Антония довольно противоречивы и стали основанием для критики, об этом деятели церкви отзываются очень тепло. Отмечают, что для него первостепенное значение имела именно православная церковь, а не монархия или что-либо ещё.

Любые свои воззрения Антоний подкреплял тем, что полагал правильным с точки зрения православия, и даже если ошибался, всё равно заслуживал уважения за преданность своим идеалам. Он возглавлял Церковь без государства, будучи в уже пожилом возрасте, но смело нёс этот крест.

А его пасторская деятельность и ораторский талант заслуживают отдельного рассмотрения. Иеромонах Евтихий (Довганюк) писал на эту тему:

«Ректор трёх академий, один из наиболее известных русских архиереев, набравший наибольшее число голосов на выборах патриарха, митрополит Антоний по призванию был в большей мере пастырем, чем богословом.

Но несмотря на это, а во многом и благодаря этому (то есть своему пастырскому таланту), он имел значительное влияние на молодых богословов, в том числе на выбор ими тем для научной разработки».

За жизнь Антоний Храповицкий оставил немало трудов: лекции, службы, беседы и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector