0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ангельские чины и их имена. Ангелы

Содержание

Ангельские чины и особенности небесной иерархии

С давних пор люди пытаются понять, как устроена Вселенная. Представители науки изучают мир материальный. А тонкими сферами интересуются богословы, эзотерики и оккультисты. Как выглядит божественная иерархия? Каким образом Творец взаимодействует со своими ближайшими помощниками? Попробуем разобраться в этом.

Ангелы небесные

Ангелы живут в тонких мирах и не имеют плотного тела. При этом их возможности гораздо выше человеческих: эти создания, обладающие высшим разумом, могут следить за материальным миром, а иногда даже корректировать ход событий. По сути, они посредники между Богом и людьми, между духовным и физическим миром.

Для обычного человеческого глаза ангелы невидимы. Впрочем, священные тексты содержат немало свидетельств, когда ангел представал перед праведником или святым, чтобы сообщить ему повеление Божье.

Ангелы являют собой две стихии: воздух и огонь. С помощью огня они карают грешников либо очищают их души от скверны. Воздух же символизирует легкость и чистоту невинной ангельской души, а также полет как самый быстрый способ передвижения.

Само слово «ангел» происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «вестник», «посланник». Ангелы в представлении большинства людей – это прекрасные существа в длинных белых одеяниях, символизирующих чистоту, и с крыльями за спиной.

Перед обитателями небесных сфер стоят разные задачи, каждая группа ангелов исполняет свою функцию. Некоторые заняты созданием галактик, другие отвечают за отдельные планеты, деятельность третьих сосредоточена на эволюции живых существ. Богословы утверждают, что каждый человек, живущий на Земле, имеет своего ангела-хранителя.

Девять чинов

Иерархия необходима для поддержания жизни во Вселенной. И в нашем мире все строится по принципу иерархии: Солнечная система, человеческое общество или муравейник. Стоит помнить, что физическая реальность является проекцией более высоких измерений. Значит, земная иерархия повторяет божественную систему, хотя несовершенный человеческий разум вносит свои искажения.

Небесное царство было создано как стройная система, где каждый элемент играет специфическую роль, определенную божественным замыслом. Это создает гармонию мироздания. Если порядок нарушен, возникает хаос, ведущий к гибели и разрушению.

Бог создал систему четкого распределения функций, чтобы творение было совершенным. Люцифер был низвергнут с небес, потому что он нарушил установленный порядок и хотел жить по собственным правилам, отбросив в сторону божественные законы.

Христианские богословы выделяют в небесной иерархии девять чинов, распределенных по трем группам. Эти чины, иначе именуемые ступенями, были описаны многими христианскими авторами, в их числе можно назвать Иоанна Златоуста, Фому Аквинского, Бонавентуру и Данте Алигьери.

При некоторых разногласиях большинство теологов придерживается системы, включающей три группы ангелов. В отдельных системах принято название сферы, круга или триады (поскольку каждая группа представлена тремя видами ангелов).

Христианская ангельская иерархия

Рассмотрим подробно систему, принятую в христианстве. Каждая сфера (триада) представляет собой особый тип ангелов. К первой сфере относится ближайшее окружение Бога. Вторую триаду представляют существа, отвечающие за устройство Вселенной и поддержание божественного порядка. В третью группу входят ангелы, которые связаны непосредственно с людьми.

Первая сфера

В триаду входят: серафимы, херувимы и престолы.

  • Серафимы являются наиболее приближенными к Господу созданиями. Название произошло от древнееврейского слова «пламенеющий». Именно такими увидел их библейский пророк Исаия. По словам пророка, серафимы имели шесть крыльев. Святой Дионисий Ареопагит поставил серафимов на первое место в иерархии и указал на их пламенную любовь к истине и свету.
  • Херувимы стоят на второй ступени после серафимов. По мнению богословов, херувимы воплощают в себе божественную мудрость. Их цель – передавать эту мудрость другим. В тексте Ветхого Завета встречается херувим с огненным мечом, охраняющий вход в райский сад. Израильский царь Давид упоминает, что херувимы служили Господу средством передвижения. Поэтому в Библии по отношению к Всевышнему часто встречается фраза «сидящий на херувимах». По поводу происхождения слова существуют разногласия. Согласно Талмуду, название происходит из арамейского языка и означает «подобный юноше». Другие исследователи склоняются к ассирийской версии, по которой херувим означает «молящийся, благословляющий».
  • Престолы – это ангелы, окружающие Бога, восседающего на троне. В православии их также называют Богоносные. Впрочем, это выражение следует понимать не буквально, а в переносном смысле. Они несут Бога внутри себя, служат ему верой и правдой. Кроме того, эти создания несут в себе эволюционное начало, выражая промысел Божий.

Мистик Ян ван Рюйсбрук, живший в Средние века, писал, что ангелы высшей триады никогда не вмешиваются в конфликты, возникающие между людьми. Но если верующий обращается к Творцу с молитвой, пребывает в состоянии благодати, стремится к Истине, то в эти моменты рядом с ним пребывают серафимы, херувимы или престолы. Именно они вселяют высшую любовь в людские сердца.

Вторая сфера

В состав второй сферы входят: господства, силы, власти.

  • Господства. Взаимодействуют с земными правителями, которые должны быть выразителями воли Всевышнего. Ангелы наставляют представителей власти, учат их мудрому управлению, помогают сдерживать гнев и другие греховные чувства. Господства также являются выразителями свободной воли. Именно они отвечают за воспитание ангелов, находящихся на более низких ступенях.
  • Силы представляют собой разряд ангелов, которые могут наделить праведного человека сверхъестественными способностями, например даром ясновидения или исцеления больных. Именно они помогали Иисусу Христу творить чудеса, чтобы явить славу Бога-отца. Также в задачу этих созданий входит поддержка человека в момент отчаяния и энергетическая подпитка для преодоления житейских невзгод.
  • Власти занимают особое положение в триаде. На них возложена важная задача: противостоять дьяволу и его свите. Власти могут предотвратить бесовские козни и оградить людей от влияния темных сил. Эти создания помогают бороться с различными искушениями и подавлять в себе греховные побуждения. Они ограждают праведников от нападок бесов, указывая путь в царство Божье. В момент, когда человека одолевают соблазны, эти ангелы приходят на помощь в борьбе со злом.

Третья сфера

Третий круг представлен началами, архангелами и ангелами.

  • Начала – так именуют ангелов, отвечающих за управление Вселенной и сохранение всего, что было создано Творцом. У них обширный круг интересов, начиная с движения планет и заканчивая погодными явлениями. Помимо этого, они посылают людям божественные откровения, способствуют развитию религий и духовному росту человечества.
  • Архангелы, иначе главные ангелы. Их можно назвать небесными наставниками, поскольку они передают людям знания, полученные непосредственно от Бога. Благодаря архангелам до нас дошли великие пророчества и тексты Священных Писаний.
  • Собственно ангелы ближе всего стоят к нам. Они всегда находятся рядом и направляют на путь добродетели. Ангелы этой триады выступают в качестве ангелов-хранителей. Они всегда готовы прийти на помощь, только обратись к ним с молитвой. Ангелы внимательно следят за поступками человека, оберегая его душу от нападок темных сил и поддерживая тех, кто случайно оступился.

Иудаистские ангельские иерархии

Исследователи иудаизма полагают, что многие аспекты древнееврейской религии были заимствованы из мифологии Древнего Вавилона. Именно знания вавилонских жрецов о нижних и верхних духах легли в основу еврейской системы мироустройства. В дальнейшем эта система претерпела эволюцию, но сам принцип классификации, подразумевающий десять ступеней иерархии, остался неизменным. В различных традициях свой порядок ангельских чинов. Приведем для примера систему, описанную в книге «Мишне-Тора».

  1. На самом верху стоят ангелы, которые называются «хайот ха-кодеш». В переводе на русский язык термин означает «святые живые создания».
  2. Далее идут офаним («колеса»).
  3. Ступенькой ниже – арелим («доблестные, мужественные»).
  4. За ними следуют хашмалим («янтарные»).
  5. Название серафим означает «пылающие, горящие». Впоследствии оно перекочевало и в русский язык.
  6. Группа малахим олицетворяет «вестников, посланников».
  7. Следующая ступень получила имя Элохим. Это древнееврейское слово означает «благочестивые существа, боги».
  8. Ступенью ниже расположились бне элохим («сыны благочестивых существ»).
  9. Керувим («подобные цветущей юности»), в русском языке это название звучит как «херувим».
  10. Ангелы, именуемые ишим («человекоподобные»), замыкают систему.

Исламские ангельские иерархии

В Коране нет четкой системы, определяющей место каждого ангела в божественной иерархии, однако исламские богословы все же пытались выстроить систему, описывающую отношения Аллаха и его помощников.

  • На вершине иерархии — мукаррабун («приближенные»).
  • Затем идет группа ангелов, стоящих вокруг трона Аллаха. В нее входят четыре хамаля аль-арш («несущие трон») и карубин («те, кто рядом»).
  • Хафаза, они же «защитники, хранители». В этой группе у ангелов разные функции. Одни защищают в сложных жизненных ситуациях. Другие следят за поступками человека, записывая его дела и высказывания, чтобы свидетельствовать на Небесном суде.
  • В задачу мудаббират («те, кто разбираются с делами») входит слежение за состоянием мироустройства и соблюдением божественных законов.
  • Название муккосимат переводится как «те, кто распределяет». Это своего рода диспетчеры, рассылающие поручения Аллаха.
  • Отдельный отряд ангелов отвечает за природные явления. В его состав, в частности, входят заажират, которые управляют движением облаков.
  • Ангелы семи небес действуют в сферах, связанных с небесными телами (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн).
  • Существуют ангелы, в задачу которых входит наблюдение за развитием ребенка в чреве матери. Их так и называют «ангелы утробы» – малаикат аль-архам.
  • А вот ангелов смерти на Востоке называют малаикат аль-маут. Они извлекают души из тел умерших. Другая группа ангелов охраняет врата ада и рая.
  • Существует воинство Аллаха, носящее имя джундалла. По приказу Всевышнего они помогают людям в военных действиях. Разумеется, для этого нужно заслужить Божье благословение.
  • Существуют также помощники Аллаха, которые называются таилят (слово означает «те, кто читает»). Эти создания постоянно напоминают верующим о мудрости Аллаха.
  • Отряд сайяхунов («путников») всюду следует за паломниками, оберегает и исполняет их просьбы.

Ангельская иерархия в оккультизме

Представители мистических и оккультных учений во многом опираются на общепринятую христианскую классификацию небесных существ, однако привносят изменения. Британский адепт Френсис Баррет в своей работе «Маг, или Полная система оккультной философии» расширил список ангельских чинов до 12 позиций, а число сфер до четырех. В последнюю группу он внес людей, причисленных к лику святых. Его иерархия выглядит так.

Читать еще:  «Сделай такой фильм. Ты единственная из нас всех уцелеешь»

Первая сфера:

  • серафимы;
  • херувимы;
  • престолы.

Вторая сфера:

  • господства;
  • силы;
  • власти.

Третья сфера:

  • начала;
  • архангелы;
  • ангелы.

Четвертая сфера:

  • непорочные;
  • мученики;
  • исповедники.

Заключение

Задачи ангелов столь обширны, что мы затронули лишь ничтожную долю их деятельности. Ангелы – это важная часть небесной иерархии, которая обеспечивает порядок как на земле, так и на небесах. Они управляют космическими процессами и судьбой каждого отдельного человека. Без этих помощников Бога во Вселенной царил бы хаос.

Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

  • Люцифер, Денница, Сатана? Какое имя носит падший ангел
  • 6 молитв о любви Архангелу Чамуилу
  • Архангел (Архистратиг) Михаил святой: в чем помогает, кто такой, как выглядит

    9 ангельских чинов

    Сегодня мы публикуем отрывок из книги известного протоиерея Константина Пархоменко, который в доступной форме дал исчерпывающее толкование всем существующим ангельским чинам и отметил их взаимосвязь, опираясь на труды святого Дионисия.

    Разница в трактовках

    Библия говорит о восьми чинах Ангелов, это: Архангелы, Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы. Откуда такое разнообразие обитателей небес.

    Учители Церкви думали над этим. Ориген (III век) предположил, что различие Ангелов в чинах обусловлено их охлаждением в любви к Богу. Чем выше чин, тем вернее, послушнее Богу Ангел, и наоборот. Однако Православная Церковь отвергла такую трактовку.

    Все Ангелы имеют одинаковую «температуру» любви к Богу и ревности по Богу.

    Святой Августин (IV век) писал: «Что есть Престолы, Господства, Начальства и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую, и, что они различаются между собою, содержу несомненно; но каковы они и в чем именно различаются между собою, не знаю».

    Самый глубокий и продуманный труд на эту тему принадлежит перу богослова V столетия святого Дионисия Ареопагита. Он написал сочинение, которое так и называется: «О небесной иерархии» и в котором как раз выясняется вопрос — чем Ангелы отличаются друг от друга.

    Дионисий разделяет всех Ангелов на три триады. В каждой триаде три чина (всего у него получается девять чинов).

    1. Первую триаду, наиболее близкую к Богу, составляют Херувимы, Серафимы и Престолы.

    2. Вторая триада: Господства, Силы, Власти.

    3. Наконец, третья триада: Начала, Архангелы, Ангелы.

    Святой Дионисий говорит, что чин Ангела зависит от положения в небесной иерархии, то есть от близости к Царю Небесному — Богу.

    Самые высшие Ангелы славословят Бога, предстоят пред Ним. Другие Ангелы, чей чин в небесной иерархии ниже, выполняют различные поручения, например охраняют людей. Это так называемые «служебные» духи.

    Работа святого Дионисия — замечательное достижение православной мистики, богословия и философии. Впервые появляется стройное учение, стремящееся показать принципы взаимодействия Бога с миром посредством ангельских существ; впервые многообразие чинов Ангелов, о которых упоминает Библия, приведено в порядок.

    Однако следует помнить, что классификация Ангельских чинов у святого Дионисия не является научной работой — это, скорее, мистические размышления, материал для богословских размышлений. Ангелологию Дионисия Ареопагита, например, нельзя использовать при изучении библейской ангелологии, так как она исходит из иных богословских установок.

    Тем более нельзя ангелологию как-то сопрягать с естественно-научными исследованиями нашего мира, это абсолютно разные измерения.

    Однако для изучающего богословие система святого Дионисия незаменима, и вот почему:

    В своей работе византийский мыслитель показывает, что чем ближе к Богу находится Ангельский чин, тем в большей степени он становится причастником блаженного Света и благодати Божией.

    Кто из какой триады?

    Каждая из триад Ангелов, пишет святой Дионисий, имеет свое общее предназначение. Первая — очищение, вторая — просвещение и третья — совершенствование.

    Первая триада, первые три высших чина — Херувимы, Серафимы и Престолы — находятся в процессе очищения от всякой

    примеси чего-то несовершенного. Находясь вблизи Бога, в постоянном созерцании Божественного Света, они достигают высочайшей степени чистоты и незамутненности своего ангельского духа, стремящегося походить на Абсолютный Дух — Бога. И предела этому совершенству нет.

    Никто более из творений Божиих не может достичь той головокружительной степени чистоты, в какой пребывают эти Ангелы. Никто… кроме Марии из Назарета — Матери Господа Иисуса Христа. Ее, выносившую под сердцем, родившую, пеленавшую, воспитывавшую Спасителя мира, мы воспеваем как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

    Вторая триадаГосподства, Силы, Власти — постоянно просвещается светом Божией мудрости, и в этом для нее также нет предела, ибо мудрость Божия беспредельна. Это просвещение не умственного характера, а созерцательного.

    То есть Ангелы в трепете и изумлении созерцают беспредельную и совершенную мудрость Божию.

    Наконец, дело последней триадыНачал, Архангелов, Ангелов — есть совершенствование. Это более понятный нам и конкретный вид служения. Эти Ангелы, приобщенные к Божьему совершенству и к Его воле, доносят эту волю до нас и таким образом помогают нам совершенствоваться.

    Толкование ангельских имен


    Дионисий Ареопагит подчеркивает принципиальное различие природы Ангелов, составляющих разные триады. Если ангельская природа первой, высшей, триады может быть описана как свет и огонь, то у второй Дионисий отмечает силовые и материальные характеристики, а третья триада понимается функционально, как служение воле Божией, обращенной к миру.

    Святой Дионисий определил не только общее служение триад Ангелов, но и конкретное служение каждого из девяти чинов. Узнать, какое служение они несут, поможет нам само наименование чина:

    1. Так, имя Серафим, которое носят самые высшие Ангелы, по-древнееврейски переводится как «пламенеющий»,

    2. имя Херувим означает «обилие познания или излияние мудрости» (святой Дионисий).

    3. Наконец, имя третьего чина первой триады — Престолы обозначает Ангелов, изъятых от всего земного, и показывает нам стремление этих Ангелов «недвижно и твердо прилепиться к Господу».

    Соответственно можно понять свойства и качества и двух других ангельских триад.

    Господства наставляют земных властителей к мудрому управлению.

    Силы творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения угодникам Божиим

    Власти имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают все наши искушения и имеют также власть над стихиями природы.

    Начала управляют Вселенной, законами природы, охраняют народы, племена, страны.

    Архангелы благовествуют о великих и преславных тайнах Божиих. Они являются проводниками откровения Божия.

    Ангелы присутствуют при каждом человеке, они вдохновляют на духовную жизнь и сохраняют в обычной жизни.

    Мнение Дионисия Ареопагита не следует считать бесспорным. У святых отцов (да и у самого святого Дионисия) мы встречаем мысль, что Ангельских чинов много больше, чем девять, их служения разнообразней, чем вышеперечисленные, но нам это не открыто. Система святого Дионисия — лишь введение в ангелологию, отправная точка для дальнейшего богословского исследования.

    Великий Иоанн Дамаскин, сам очень ценивший работу Дионисия, так резюмировал мнение Православной Церкви по этому вопросу:

    «Равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем. Знает же один сотворивший их Бог, Который и все знает. Различаются же они друг от друга светом и положением; или имея степень соответственно свету, или соответственно степени участвуя в свете, и просвещают друг друга по причине превосходства чина или естества. Но ясно, что высшие Ангелы сообщают и свет, и знание низшим».

    Подробнее о том, кто такие ангелы и как бесплотные силы участвуют в жизни человека, вы можете узнать в книге “Ангелы и бесы”

    Ангелы и Архангелы

    Классификация ангельских чинов согласно свмч. Дионисию Ареопагиту

    ЧинОписа­ниеПразд­но­ва­ниеВ Св. Писании
    1Серафи­мыВ пере­во­де «пла­ме­не­ю­щие», побуж­да­ют к люб­ви к Богу; (изобр. шестикрылыми).8/21 нояб­ряИс.6:2, 6
    2Херуви­мы«Мно­гое разу­ме­ние», чрез них нис­по­сы­ла­ет­ся про­све­ще­ние; (изобр. четырёхкрылыми).Евр. 9:5
    3Престо­лыЧрез них пре­иму­ще­ствен­но про­яв­ля­ет­ся пра­во­су­дие Божие; (изобр. в виде колёс со мно­же­ством глаз на ободьях).Кол. 1:16
    4Вла­стиУкроща­ют власть бесов­скую, отра­жа­ют искушения.Кол. 1:16
    5Господ­стваНиспо­сы­ла­ют силу к муд­ро­му управ­ле­нию зем­ным властям.Кол. 1:16
    6СилыУкреп­ля­ют людей, дают бла­го­дать чудо­тво­ре­ний угод­ни­кам БожиимЕф. 1:21
    7Нача­лаУправ­ля­ют все­лен­ной, зако­на­ми при­ро­ды; охра­ня­ют наро­ды, страны.Кол. 1:16
    8Архан­ге­лыЯвляют­ся про­вод­ни­ка­ми откро­ве­ния Божия (подроб­нее см. таб­ли­цу ниже).1Фес.4:16 ;
    9Анге­лыПристав­ле­ны для хра­не­ния каж­до­го христианина.Быт.19:15; 32:1 ; Мф.13:49; 18:10

    Архан­ге­лы

    1Миха­илЕвр. «кто как Бог»; Архистра­тиг (вое­на­чаль­ник); на иконе попи­ра­ет нога­ми диа­во­ла, в левой руке дер­жит зеле­ную фини­ко­вую ветвь, в пра­вой – копье с белой хоруг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на кото­рой начер­тан черв­ле­ный крест. Постав­лен Богом над все­ми девя­тью Ангель­ски­ми чинами.8/21 нояб­ряИуд.1:9 ; Дан. 3:92–95
    2Гаври­ил«Сила Божия»; воз­ве­ща­ет людям вели­кие дела Божии; изо­бра­жа­ет­ся с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Пресвя­той Деве, или со све­тя­щим­ся фона­рем в пра­вой руке и зер­ка­лом из яспи­са – в левой.26 мар./8 апр.; 13/26 июл.; 8/21 ноя.Лк.1:26 ; Дан. 8:16
    3Рафа­ил«Исцеле­ние Божие»; цели­тель, врач Божий; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим сосуд с цели­тель­ны­ми сна­до­бья­ми и веду­щим пра­вою рукою Товию, несу­ще­го рыбу.8/21 нояб­ряТов. 3:16; 12:15
    4Ури­ил«Свет, огнь Божий»; про­све­ща­ет людей и вос­пла­ме­ня­ет их серд­ца любо­вью к Богу; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в пра­вой руке обна­жён­ный меч на уровне гру­ди, а опу­щен­ной левой руке – пла­мень огненный.3Езд. 5:20
    5Салафи­ил«Молит­вен­ник Божий»; изо­бра­жа­ет­ся с рука­ми, молит­вен­но сло­жен­ны­ми на груди.3Езд. 5:16
    6Иегуди­ил«Славя­щий Бога»; покро­ви­тель мона­хов и тру­дя­щих­ся для сла­вы Божи­ей; изобр. дер­жа­щим в пра­вой руке золо­той венец, а в левой бич из трёх чёр­ных верё­вок с тре­мя кон­ца­ми (награ­да свя­тым и воз­да­я­ние грешникам).Упоми­на­ет­ся толь­ко в Св. Преда­нии
    7Варахи­ил«Благо­сло­ве­ние Божие»; пода­тель бла­го­сло­ве­ний и мило­сти Божи­ей; изобр. Несу­щим на гру­ди белые розы, как пред­ве­стие бла­жен­ства в Цар­ствии Небес­ном, либо розы на одежде.Упоми­на­ет­ся толь­ко в Св. Преда­нии
    8Иереми­ил«Высо­та Божия»; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в руке весы.3Езд. 4:36

    Ноябрь избран для празд­ни­ка Анге­лам пото­му, что он есть девя­тый от мар­та, кото­рый был неко­гда нача­лом года, а чис­ло девять соот­вет­ству­ет девя­ти чинам ангельским.

    Анге­лы на ико­нах — набор сим­во­лов, кото­рые пере­да­ют нам не внеш­ний вид, а идею анге­лов как послан­ни­ков Божи­их, т.к. Анге­лы не име­ют мате­ри­аль­ной плоти:

    • Кры­лья — сим­вол быст­ро­ты и все проникновенности;
    • Посох — сим­вол посланничества;
    • Зер­ца­ло (сфе­ра в руке с изоб­ра­же­ни­ем кре­ста или аббре­ви­а­ту­ры име­ни Спа­си­те­ля) — сим­вол дара пред­ви­де­ния, кото­рым наде­лил Анге­лов Бог;
    • Торо­ки (раз­ви­ва­ю­щи­е­ся золо­тые «лен­ты» в воло­сах) — сим­вол осо­бо­го слы­ша­ния Бога и послу­ша­ния воле Его;
    • «Око» во лбу – сим­вол всевидения;
    • Облик пре­крас­но­го юно­ши — сим­вол совер­шен­ства. В Свя­щен­ном Писа­нии Анге­лы послан­ные Богом, как пра­ви­ло, явля­лись избран­ным людям в обра­зе пре­крас­ных, све­то­зар­ных юно­шей в белом облачении.
    Читать еще:  Любящих Христа не сломить. Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья

    Ангелы: девять чинов. Инфографика

    Приблизительное время чтения: 2 мин.

    Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире «Сил небесных»?

    Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.

    По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.

    Первый лик

    Серафимы

    Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;

    Упоминание: Ис 6:2

    Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.

    Херувимы

    Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;

    Упоминание: Исх 25:18–20; 37:7–9 и др.; Евр 9:5

    Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.

    Престолы

    Упоминание: Иез 1:18; Кол 1:16

    Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.

    Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

    Второй лик

    Господства

    Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21

    Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.

    Упоминание: Рим 8:38; Еф 1:21

    Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.

    Власти

    Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21

    Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.

    Третий лик

    Начальства (Начала)

    Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21

    Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.

    Архангелы

    Упоминание: Откр 12:7 и др.

    Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.

    Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.

    Ангелы

    Упоминание: Откр 1:7 и др.

    Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.

    В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.

    Ангел-хранитель

    Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.

    Хотите верьте, хотите нет, а я тоже часто встречаюсь с потусторонним. С Ангелами. И Падшими, и Белыми. И те и другие наверное лучше людей. Сильнее. Мудрее. Они воевали между собой, за власть над этим миром людей, миром, который сотворил Бог. Но не воевали с людьми.. потому что и черные и белые Ангелы к людям трепетно относятся, и даже чем то им завидуют. Потому что человек не так совершенен, он не может знать что с ним будет через секунду. Поэтому Благодать Божия сильнее обращена к человеку, нежели к Ангелу. . Люцифер не может даже всех своих падших Ангелов, коих треть, настроить против людей. Ангел создан Богом защищать людей. И эта программа в матрице Мира неизменна.

    Господь Бог всегда слышит мольбу матери или бабушки о исцелении ребенка?

    Здравствуйте.
    Как ведут войну ангелы с падшими ангелами ? Они с оружием? Просто отгоняют от человека?

    Хотелось-бы узнать об отпавших ангелах, кем они были до падения, что делали и так далее?

    Православная Жизнь

    Рассказывает священник Владимир Долгих.

    21 ноября Православная Церковь почитает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Благодаря корпусу сочинений «Ареопагитик» нам известно о девяти ангельских чинах, выстроенных в четкой иерархии, однако же при этом каждый из ликов упоминается и в Священном Писании. Поэтому, хотя многим из нас известны наименования ангельских чинов, я все же предлагаю попробовать немного глубже разобраться в данной теме.

    Как обычно, начнем с самого верхнего чина – Серафимы. О них мы узнаем из шестой главы книги Исаии, где пророк описывает свое видение и внешний облик Серафимов: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:1-2).

    Свт. Иоанн Златоуст указывает: само наименование Серафим свидетельствует, что эти сущности неусыпны, бдительны, стремительны. Их непрестанное служение заключается в воспевании и славословии Бога. Святитель подчеркивает, что подобно тому, как у престолов земных царей стоят люди с наилучшими достоинствами, так и у Престола Божия служит наивысший ангельский чин. Описание внешнего вида Серафимов с помощью известных чувственных образов (крылья, перья) есть попытка снисхождения пророка к слабости слушателей. Полет Серафима вокруг престола Божия, пишет прп. Максим Исповедник, не есть полет в нашем материальном понимании. Мы помним, что по причине бестелесности и разумности Небесные Силы называют также духами или умами. Исходя из этого, прп. Максим указывает, что полет Серафима есть движение ума вокруг Бога, как Центра, из Которого и воссияли, т. е. получили свое бытие умы Небесные, ведь «Он – причина всего прекрасного».

    Херувимы. Об этом ангельском чине мы узнаем из описания внешнего вида Ковчега Завета, который Бог поручил сделать Моисею (Исх. 25:18-20; 37:7-9) и о котором также вспоминает апостол Павел (Евр. 9:5), а также из видения пророка Иезекииля (Иез. 10:6). В переводе с иврита наименование этого лика означает «ум», поэтому свт. Григорий Великий говорит, что Херувимы – это распространители полноты познания. Первейшим источником познания Бога для нас является Откровение (Священное Писание).

    Именно поэтому на Ковчеге Завета были изображены лишь два Херувима, что указывает на два Завета. Также, по мнению прп. Максима, Херувимы способны воспринимать «высочайшее светодаяние и созерцать в первозданной силе благолепие Богоначалия, преисполняться умудряющего преподания и обильно приобщать вторичных к излитию дарованной премудрости». Таким образом, этот ангельский лик является распространителем познания не только для людей, но и для низших чинов. В другом месте прп. Максим указывает, что именно Херувимы вкладывают огонь (под которым можно понимать действующую, пророчествующую, исцеляющую и обличающую благодать) в уста и руки святых.

    Престолы. Если мы посмотрим на икону «Спас в Силах» прп. Андрея (Рублева) или продолжателя его иконописной традиции – Дионисия, то увидим, что у ног Христа изображены некие колеса с крыльями – это Престолы.

    Их внешний вид, насколько это вообще возможно, описан в первой главе книги пророка Иезекииля, само же наименование – Престолы – мы встречаем у апостола Павла (Кол. 1:16). В корпусе «Ареопагитик» говорится, что Престолы не имеют никакой «до уровня ног сниженности». Эту замысловатую фразу проясняет прп. Максим и указывает, что Престолы не соприкасаются ни с чем материальным. Также чин Престолов называют Богоносным, т. е. буквально несущим Бога, ведь умопостигаемый Бог покоится на них. Как и Херувимы, Престолы «получаемое ими осияние они затем передают находящимся ниже».

    О следующей ангельской триаде, состоящей из Господств, Сил и Властей, нам становится известно только из Посланий апостола Павла.

    Господства (Кол. 1:16; Еф. 1:21). В нашем языке понятие «господства» неразрывно связано с такими понятиями, как «тирания» и «деспотизм», но в отношении ангельского чина – пишет автор корпуса «Ареопагитик» – это указание на избавление от всякого порабощения. Для нас, людей, данное замечание имеет важное значение и указывает на образ служения Господств. Первое, что порабощает человека, – это грех, порок, материальность. Господства же посекают всякое чувственное вожделение и помогают властвовать над ним.

    Силы (Рим. 8:38; Еф. 1:21). Как и в предыдущих случаях, наименование чина уже отражает его некоторые характерные свойства. Силы в этом плане обладают мужественностью и не изнемогают бессильно при подаваемых им «богоначальных осияниях». Они обращены к Источнику Силы и, что необходимо в Небесной иерархии, преподают эту силу нижестоящим чинам.

    Власти. О них мы узнаем по тем же ссылкам, что и о Господствах. Из корпуса «Ареопагитик» не совсем понятно, что входит в функции данного чина. Автор лишь говорит, что наименование Властей указывает «на учрежденность надмирной разумной власти». Все Небесные чины устремлены ввысь – к Богу. В иерархии бытия человек стоит ниже их, но каждый чин, в том числе непосредственно соприкасающийся с человеком, обладает властью «неудержимо к божественному с благочинием восходящей и следующих за ней благообразно возводящей». Получается, что источником этой, возводящей к Богу, власти являются Власти как ангельский чин, а для них Источник власти – Сам Бог.

    Следующую триаду возглавляют Начала, о которых нам также сообщает апостол Павел. Их функции схожи с функциями Властей и заключаются в том, чтобы направлять к «сверхначальному Началу». Больше об этом таинственном чине что-то сказать крайне сложно, так как даже в корпусе «Ареопагитик» о нем даны лишь максимально краткие сведения, а прп. Максим Исповедник оставил всего одно пояснительное предложение: «Самого началотворного Начала сверхсущественное чиноначалие проявляет этот чин начал».

    Архангелы. В Священном Писании Архангелом назван лишь Михаил (Иуд. 9). В Откровении нам сообщается, что Михаил со своими ангелами «воевали против дракона» (Откр. 12:7), т. е. против диавола. В связи с этим мы привыкли мыслить чин Архангелов как наивысший, что не сообразуется с иерархией, представленной в корпусе «Ареопагитик».

    Но возможно, что Архистратиг Михаил относится к какому-то другому, неизвестному нам чину. Автор корпуса передает нам следующие сведения об Архангелах: «Святой архангельский чин, благодаря срединному положению в иерархии, общительно соприкасается с краями. И со святейшими началами он общается, и со святыми ангелами, – с одними потому, что он изначально устремлен к сверхсущественному Началу; с другими же – потому что он принадлежит пророческому чину, иерархически через первые силы получающему богоначальные осияния и благообразно возвещающему их ангелам».

    Ангелы. Этот хорошо нам знакомый чин, пожалуй, наиболее из всех должен именоваться ангельским, так как он непосредственно соприкасается с материальным миром и человеком, заботясь о нас и возвещая Божью волю.

    Как видим, писать, говорить о высших Небесных чинах кране сложно. Их функции, внешний вид, служение – все покрыто таинственностью, тогда как об Ангелах можно вообще не говорить, ведь каждый из нас вспомнит не один пример явления Ангелов, как в Священном Писании, так и в Предании. То, что ближе к нам, то и понятней, но 21 ноября у православных христиан есть возможность для молитвенного почитания всего ведомого и неведомого разнообразия Небесных Сил и Бога, так гармонично и премудро утроившего иерархию сотворенного Им бытия.

    Читать еще:  Как и почему в один день был уничтожен орден тамплиеров

    Ангельская иерархия

    Б ог сразу создал различные роды ангельских сил. Различие между ними в природе не было результатом разной степени «охлаждения» Ангелов в любви, как учил Ориген. Дионисий Ареопагит привел в систему церковное учение о девяти ангельских чинах. Он пишет, что Горний мир имеет иерархическое строение, так как не все ангельские чины в равной мере приемлют божественное просвещение. Низшие чины приемлют просвещение от высших. Ангельский мир есть единое целое и, вместе с тем, — лестница. Все Ангелы в известной мере причастны Божеству и сообщаемому от Него Свету, но степени их ведения и совершенства неодинаковы.

    Ангельская иерархия состоит из трех триад. Первая, высшая, это — Серафимы, Херувимы и Престолы. Все они находятся в ближайшей и непосредственной близости к Богу, «как бы в преддвериях Божества», у самого Троического святилища. Им доступно прямое и непосредственное ведение Божественных тайн. Они живут в неизреченном озарении, созерцают Бога в ярком свете.

    Шестокрылые Серафимы (евр. — пламенеющие, огненные), о которых говорится только у пророка Исайи (Ис. 6:2), пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

    Херувимы (евр. — колесницы) — духовные существа, которых пророк Иезекииль видел в образах человека, вола, льва и орла (Иез. 1). Эти символы означают, что Херувимы сочетают в себе качества разумности, повиновения, силы и быстроты. Херувимы предстоят престолу Божию (Откр. 4:6–7). Они являются духовной колесницей Всевышнего (Иез. 1:10), поэтому Бог именуется седящим на херувимах (1 Цар. 4:4).

    Херувим охранял вход в рай (Быт. 3:24). Изображения двух Херувимов осеняли Ковчег завета, место непосредственного присутствия Божия (Исх. 25:18-20). Царь Тирский, символизирующий, по мнению святых отцов, сатану, назван херувимом осеняющим (Иез. 28:14), что указывает на первоначальную близость его к Богу.

    Многоочитые Херувимы, по словам Дионисия Ареопагита, сияют светом богопознания. Они ниспосылают премудрость и просвещение для богопознания низшим чинам. Они суть «реки премудрости» и «места Божия успокоения»; отсюда некоторые из Херувимов именуются «Престолами», поскольку на них не чувственно, а духовно, особым обилием благодати почивает Сам Бог.

    Среднюю иерархию составляют: Господства, Силы и Власти.

    Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Они учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, побеждать искушения. Силы (1 Пет. 3:22) творят чудеса и ниспосылают благодатъ чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Они помогают людям в несении трудов, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от нас бесовские искушения, оберегают подвижников, помогают им в борьбе со злыми помыслами. Им принадлежит также власть над силами природы, например, ветра и огня (Откр. 8:7).

    В низшую иерархию входят: Начала, Архангелы и Ангелы.

    Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их деятельность к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы и племена. Они учат земные начальства исполнять свои обязанности не ради выгод и личной славы, а во всем искать славы Божией и пользы ближних.

    Архангелы (1 Фес. 4:16) благовествуют о великом и преславном. Они открывают тайны веры, пророчества и волю Божию людям, то есть являются проводниками Откровения.

    Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют в добродетелях и святой жизни. Они охраняют верных, удерживают нас от падений, восставляют падших.

    Святитель Дионисий Ареопагит сознает несовершенство такой систематизации. Он пишет: «Сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, в точности знает один Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя».

    Подобным образом рассуждает и Блаженный Августин: «Что есть Престолы, Господства, Начала и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую и что они различаются между собой, содержу несомненно; но каковы они и в чем различаются между собой, не знаю».

    Некоторые святые отцы считают, что перечисленные девять чинов далеко не охватывают все существующие ангельские чины, имеются и другие, которые откроются лишь в Будущем Веке (Еф. 1:21).

    Известный православный богослов протоиерей Иоанн Мейендорф считает, что для христианской традиции иерархическая структура ангельского мира, предложенная Дионисием Ареопагитом, представляет большие неудобства. «Ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, Серафим в книге пророка Исайи является непосредственным посланником Бога (в системе Дионисия Серафим должен был бы использовать нижележащую иерархию). Церковь чтит Архангела Михаила как главу Небесного воинства (в Послании Апостола Иуды он сражается с сатаной), однако в системе Дионисия архангельский чин — один из низших в небесной иерархии». Это было замечено святыми отцами, поэтому они принимали иерархию Дионисия с оговорками. Так, святитель Григорий Палама утверждает, что Воплощение Христа нарушило первоначальный порядок: в нарушение всех иерархических рангов Бог послал Архангела Гавриила, то есть одного из низших Ангелов, объявить Деве Марии благую весть о Воплощении. Отражая ту же мысль, песнопения праздников Вознесения и Успения провозглашают, что Ангелы удивились тому, что человеческая природа Христа и Богоматери «восходит от земли на небо» совершенно независимо от ангельской иерархии.

    Итак, следует иметь в виду, что классификация Небесных Сил Дионисия Ареопагита достаточно условна и схематична, она неспособна удовлетворительно объяснить некоторые факты Откровения и явления духовной жизни. Например, если строго следовать схеме Дионисия, то наше общение с Богом возможно только через Ангелов. Однако в Священном Писании сколько угодно примеров общения людей с Богом без посредства Ангелов.

    Архангелы

    В канонических книгах Библии упоминаются всего два имени Архангелов:

    1) Михаил (с евр. — «кто как Бог»; Дан. 10:13; Иуд. 1:9) — Архистратиг бесплотных Сил.

    2) Гавриил (с евр. — «муж Божий»; Дан. 8:16; Лк. 1:19) — служитель Божественной крепости и вестник тайн Божиих.

    Четыре имени встречаются в неканонических книгах:

    3) Рафаил (с евр. — «помощь Божия»; Тов. 3:16) — целитель недугов.

    4) Уриил (с евр. — «огонь Божий»; 3 Езд. 4:1) — служитель Божественной любви, возжигающий в сердцах любовь к Богу и просвещающий светом Богопознания.

    5) Селафиил (с евр. — «молитва к Богу») — служитель моления, научающий молитве.

    6) Иеремиил (с евр. — «высота Божия»; 3 Езд. 4:36).

    Кроме того, благочестивое предание говорит еще о двух Архангелах:

    7) Иегудиил (с евр. — «хвала Божия») — помощник в трудах и ходатай наград труждающимся во славу Божию.

    8) Варахиил (с евр. — «благословение Божие») — служитель Божиих благословений.

    Существует мнение, что семь из них предстоят престолу Божию. В этом смысле трактуются следующие слова из Откровения Иоанна Богослова: «Благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр. 1:4). Это, конечно, довольно условное толкование. Точный смысл этого текста от нас сокрыт.

    Существуют молитвы с прошениями к каждому из Архангелов соответственно их служению.

    1. Святый Архангеле Михаиле, победителю, победи страсти моя.

    2. Святый Архангеле Гаврииле, вестниче Божий, возвести мне час смертный.

    3. Святый Архангеле Рафаиле, целителю, исцели мя от болезни душевныя и телесныя.

    4. Святый Архангеле Урииле, просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя.

    5. Святый Архангеле Иегудииле, прославителю, прослави мя добрыми делами.

    6. Святый Архангеле Селафииле, молитвенниче, моли Бога о мне, грешнем.

    7. Святый Архангеле Варахииле, благословителю, благослови мя, грешнаго, всю жизнь провождать в душевном спасении.

    8. Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, сохрани душу мою грешную.

    9. О Пресвятая Владычице моя Богородице, вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел и вси святии, помилуйте мя, помозите мне в жизни сей, во исходе души моея и в Будущем Веце. Аминь

    Ангельские чины — 9 чинов ангелов

    Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

    В высшую иерархию входят:

    Серафимы, Херувимы и Престолы.

    Серафимы.

    Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

    Херувимы.

    После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

    Престолы.

    За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

    Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина:

    Господства, Силы и Власти.

    Господства.

    Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

    Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

    Власти.

    Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

    В низшую иерархию входят три чина:

    Начала, Архангелы и Ангелы.

    Начала.

    Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

    Архангелы.

    Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Приводим имена Архангелов.

    Ангелы.

    Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

    Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector