4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Андрей Тарковский. Ностальгия по настоящему

Вневременная поэзия Андрея Тарковского: от космоса до туманного берега Волги. Все едино и все в одном (Advance, Хорватия)

Прославленный Ингмар Бергман однажды сказал: «Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять?»

Сегодня, 29 декабря 1986 года, в Париже умер поистине один из величайших русских кинорежиссеров Андрей Тарковский. Хотя за свою карьеру он снял всего семь полнометражных картин, они представляют безоговорочную ценность. Они —явление само по себе.

Первые пять фильмов Тарковский снял в Советском Союзе: «Иваново детство» (1962 год), «Андрей Рублев» (1966 год), «Солярис» (1972 год), «Зеркало» (1975 год) и «Сталкер» (1979 год).

После многолетних разногласий с советским руководством Тарковский покинул страну и два последних своих фильма снял за рубежом. Киноленту «Ностальгия» он снял в 1983 году в Италии, а «Жертвоприношение»» (1986 год) — в Швеции.

Описать его фильмы непросто. Сказать, что они «не для всех», было бы претенциозно. Они могут быть «для каждого», если их научиться смотреть. Поскольку смотреть Тарковского, ожидая динамичности, стремительных завязок и развязок, — значит быстро разочароваться. Обо всем этом стоит забыть, если вы взялись за просмотр одного из выше перечисленных фильмов. Да, в некоторых из них действия больше, чем в других. Для начала, пожалуй, стоит посмотреть фильм «Иваново детство» 1962 года, который несколько более «традиционен», чем остальные.

anchiktigra

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Ностальгия (Nostalghia) (1983). Режиссер Андрей Тарковский.

Истинное зло нашего времени состоит в том, что не осталось больше великих учителей.

Ностальгия Тарковского, прежде всего, это ностальгия по утраченной целостности человечества, по идеалу совместного согласия. Это глубокое страдание от духовной и нравственной болезни, поразившей человечество.

«Название фильма «Ностальгия» означает тоску по тому, что так далеко от нас, по тем мирам, которые нельзя объединить, но это также и тоска по нашему родному дому, по нашей духовной принадлежности. Мне хотелось показать, как трудно быть вместе, когда так мало знаешь о другом. Легко завязать знакомство, труднее познать друг друга. Страдания Горчакова начинаются тогда, когда ему вдруг становится ясно, что невозможны истинные отношения между людьми. Во время съемок фигура Доменико становилась все значительнее и сильнее. Он яснее выражает беспокойство Горчакова за наш способ жизни, в котором нет реальной возможности контактов. Несмотря на наше беспокойство, мы ничего не делаем, то есть делаем слишком мало. Нам следовало бы делать больше. Борьба Доменико касается нас всех, показать, что он прав, обвиняя нас в пассивности. Он «безумец», обвиняющий «нормальных» людей в их слабости и жертвующий собой, чтобы встряхнуть их и заставить действовать, дабы изменить положение.

Почти невозможно снять такой фильм, который мог бы быть понят всеми, кто его смотрит. Или он не являлся бы художественным произведением. А настоящее художественное произведение никогда не принимается без протеста. Такой режиссер, как Спилберг, всегда привлекает огромную публику, его фильмы приносят ему баснословные деньги, но он не художник, и его фильмы не искусство. Если бы я снимал такие фильмы — во что я не верю,— я бы умер со страха. Искусство — это как гора: есть вершина горы, а есть внизу расстилающиеся холмы. Тот, кто находится на вершине, не может быть понят всеми.

У меня такое чувство, что человечество перестало верить в себя. Не само «человечество», а каждый отдельный индивидуум. Когда я думаю о современном человеке, то я представляю его себе, как хориста в хоре, который открывает и закрывает рот в такт песне, но сам не издает ни звука. Поют все остальные! А он только изображает пение, так как убежден, что достаточно того, что другие поют. Таким образом он уже сам не верит в значение своих поступков. Современный человек живет без надежды, без веры в то, что он сможет посредством своих поступков повлиять на общество, в котором существует.

Единственный смысл жизни заключается в необходимом усилии, которое требуется, чтобы перебороть себя духовно и измениться, стать кем-то другим, чем был после рождения. Если бы мы за тот период времени между рождением и смертью смогли достичь этого, хотя это и трудно, а успех ничтожно мал, то смогли бы пригодиться человечеству.

Для меня очень важно показать еще и еще раз, как необходимо для людей общение. Когда человек замыкается в своем углу, живет только для себя, то и спокойствие, которое царит в нем, оказывается обманчивым. Но как только два человека вступают в контакт, то сразу же возникает проблема: как можно углубить его.

Легко завязать знакомство, труднее познать друг друга. Я хотел рассказать о русской форме ностальгии — о том типичном для нашей нации состоянии души, которое охватывает нас, русских, когда мы находимся вдали от родины. В этом я видел — если хотите — свой патриотический долг, так, как я его сам ощущаю и понимаю. Я хотел рассказать о похожей на судьбу связи русских со своими национальными корнями, со своим прошлым и своей культурой, своей землей, друзьями и родными, о той глубинной связи, от которой они не могут отрешиться всю свою жизнь — куда бы ни забросила их судьба. ».

Как писал в «Запечатленном времени» Тарковский: «Одним из печальнейших признаков нашего времени является, на мой взгляд, тот факт, что средний человек сегодня окончательно отрезан ото всего, что связано с размышлением о прекрасном и вечном. Скроенная на «потребителей» современная массовая культура — цивилизация протезов — калечит души, все чаще преграждая людям путь к фундаментальным вопросам их существования, к сознательному воссозданию самих себя как духовных существ». Тарковский считал главной задачей искусства разрешить духовный кризис, царящий в современном мире.

Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта — это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского. Вскоре Горчаков начинает осознавать, что история музыканта — это отчасти и его собственная история: в Италии он чувствует себя чужим, но и вернуться домой уже не может. Героем овладевает тягостное оцепенение, тоска по родине переходит в болезнь…

Читать еще:  Генетические тесты: как не попасть на деньги

Университеты

Окончив школу в 1952 году, Андрей поступил в Институт Востоковедения.

«Я полтора года там проучился и ушел — в ужасе. Занятие арабским языком было настолько мучительным, лишенным какого бы то ни было чувства для меня. Странный язык. Грамматические формы образуются математическим путем».

Как вспоминает его сестра, Марина Тарковская, в те годы он был настоящим «стилягой»: носил туфли на толстом каучуке и цветные галстуки, слушал джаз. Вскоре Мария Ивановна, мать Андрея, «спасет его от дурной компании» — отправит в геологическую экспедицию.

«Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет. ».

Когда Тарковский вернулся, его друг Дмитрий Родичев, учившийся во ВГИКе, посоветовал поступать туда же. Так Андрей попал на режиссерский факультет в мастерскую М.И. Ромма, ставшего главным его наставником. «Комиссия не хотела принимать меня и Шукшина. Говорили: «Вася Шукшин — это темный человек, который не читал Толстого и вообще ничего не знает, он слишком неотесан. А Тарковского мы не примем потому, что он все знает»». Именно здесь Андрей встретит свою будущую жену — актрису Ирму Рауш, которая сыграет Мать в его фильме «Иваново детство» и Дурочку в «Андрее Рублеве».

Наступила Оттепель, время, когда появилась возможность смотреть зарубежный авторский кинематограф. На Тарковского большое влияние оказали Бергман, Бунюэль, фильмы французской «новой волны» и итальянского неореализма.

Первой режиссерской «пробой» Андрея стало короткометражное кино «Убийцы», поставленный по рассказу Эрнеста Хемингуэя совместно с Александром Гордоном. Затем последовала картина «Увольнения не будет», а за ней «Каток и скрипка» — дипломная работа Тарковского, вдохновленного фильмом французского режиссера Ламориса «Красный шар».

Сценарий к «диплому» Андрей писал вместе с Андреем Кончаловским, вспоминавшем этот период так:

«Мы с Тарковским росли под знаком отрицания многого из того, что было в кинематографе…Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть».

Кроме того, «Каток и скрипка» стала первым сотрудничеством Тарковского и оператора Владимира Юсова, с которым в дальнейшем они снимут «Иваново детство», «Андрея Рублева» и «Солярис». В 1961 году короткометражная лента «Каток и скрипка» получила главный приз на нью-йоркском фестивале студенческих фильмов.

Андрей Тарковский — биография

Андрей Тарковский стал не только легендой отечественного кинематографа, но и самым влиятельным европейским режиссером. Прославился своими картинами «Зеркало»,«Жертвоприношение», «Солярис». Его фильмы смотрели зрители в Европе и Америке, они вошли в классику мирового кино. Кино для Тарковского было не ремеслом или развлечением, и даже не источником дохода. Это был смысл его жизни, любовь навсегда. Он уважал искусство, преклонялся перед ним, поэтому его работы так не похожи на творчество других режиссеров.

Детство и юность

Родился Андрей Тарковский 4 апреля 1932 года в маленькой деревушке под названием Завражье под Иваново, куда мама приехала погостить к своим родственникам. Папа Арсений Тарковский – поэт, переводчик, родился в Елисаветграде, на Украине, переименованном в настоящее время в Кропивницкий. Мама Мария Вишнякова из старинного дворянского рода Дубасовых, училась в московском Литературном институте. Этот же вуз в свое время закончил и отец Андрея.

На фото Андрей Тарковский в детстве

В сентябре 1932-го мама с Андрюшей вернулись в столицу. В 1934-м семья Тарковских стала больше на одного человечка – родилась дочь Марина. Детские годы Андрея были не очень счастливыми. Ему было всего четыре года, а сестре два с половиной, когда от них ушел отец, влюбившись в другую женщину. Маме пришлось самой заботиться о детях, семья жила впроголодь. Андрей очень нуждался в твердой отцовской руке, да и сам Арсений старался не терять связи с детьми. В 1941-м он добровольно ушел на войну, был серьезно ранен, и остался без ноги.

В военные годы Тарковские уехали к родным в город Юрьевец, но через некоторое время вернулись в столицу. Мама нашла себе работу корректора в Первой образцовой типографии и работала там вплоть до самого выхода на пенсию. Кроме обычной школы, Андрей посещал и музыкальную по классу фортепиано.

Тарковский никогда не был примерным учеником, у него хромало не только поведение, но и оценки. Он не дружил ни с точными науками, ни с гуманитарными предметами. В старших классах он серьезно увлекся рисованием, и стал заниматься на художественных курсах, где ученикам давали уроки академического рисунка.

После получения школьного аттестата в 1951-м, Андрей Тарковский стал студентом арабского отделения Московского института востоковедения. После первого курса он ушел из института, причиной стало не только полученное на уроке физкультуры сотрясение мозга, но и осознание того, что выбор профессии был несколько поспешным.

Андрей Тарковский в молодости

Оказавшись на раздорожье, Андрей связался с дурной компанией, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не вмешательство мамы. Женщина нашла простое решение, как вырвать сына из этой компании – отправила его в геологическую экспедицию в должности коллектора. В течении года он мотался по сибирской тайге, был практически вырван из цивилизованного мира, много рисовал. Это стало одним из лучших его воспоминаний на всю жизнь, и именно в этот период Тарковский понял, что хочет попробовать свои силы в режиссуре.

Фильмы

Вернувшись спустя год в столицу, Андрей пошел поступать во ВГИК, на режиссерский факультет. Он попал на курс к прославленному Михаилу Ромму, который любил всех без исключения своих учеников, старался не упустить искру таланта в каждом из них, в любых моментах шел на компромисс, даже если был абсолютно не согласен со своим учеником. Такое отношения было у него и к Тарковскому.

Андрея можно было считать везунчиком. Первой удачей молодого человека был сам факт учебы у прославленного мастера режиссуры, а второй удачный момент состоял в том, что к тому времени исполнился год со дня смерти вождя всех народов. Режим стал понемногу сдавать свои позиции, Союз уже начал потихоньку разрушать тот железный занавес, в котором находился долгие годы. Уже можно было увидеть западные фильмы и получить бесценный опыт общения с зарубежными кинематографистами. В стране начали снимать больше кино, причем немного отличавшего от картин сталинского режима, и Тарковский отлично вписался в эти новые веяния.

Андрей Тарковский на съемках

Режиссерская биография Тарковского началась в 1956-м, когда он выпустил свою первую короткометражку по произведению Хемингуэя. Тогда уже не только Ромм понял, что перед ними настоящий самородок, и у него отличные перспективы в кино. В том же году судьба свела Тарковского с Андреем Кончаловским, который только поступил во ВГИК. Впоследствии они вместе трудились над сценариями, и делились бесценным опытом.

Именно в студенческие годы сформировался стиль режиссера Тарковского – он никогда не отвечал на вопросы, затронутые в фильме, предоставляя возможность самому зрителю думать, анализировать и делать умозаключение. Важным аспектом кино он считал звук и свет, потому что зрители должны ощущать реальность происходящего.

Читать еще:  Можно заниматься магией на затмении. Денежный ритуал в лунное затмение от регины федоренко

Кадр из фильма Тарковского «Андрей Рублев»

Красный диплом ВГИКа Андрей Тарковский получил в 1960-м, и с головой окунулся в работу. Он хотел снять картину «Андрей Рублев», обратился за разрешением в худсовет СССР, но ему отказали из-за отсутствия опыта.

Режиссер отложил этот сценарий на потом, и взялся воплощать в жизнь ленту «Иваново детство», которая его и прославила. Перед Тарковским стояла очень сложная задача – снять картину при скудном бюджете и в короткий отрезок времени. И вчерашний студент справился с ней на отлично. Его картина была награждена двумя десятками премий, в число которых входил и «Золотой лев» кинофестиваля в Венеции.

После такого триумфа Тарковский уже без труда получил разрешение на съемки «Андрея Рублева». Оператором картины стал Вадим Юсов, музыкальное сопровождение ленты обеспечил композитор Вячеслав Овчинников. В этом же составе они работали над всеми последующими картинами Тарковского, вплоть до его смерти.

Соавторство сценария принадлежит Андрею Кончаловскому. Картина о монахе, искусно писавшем иконы, стала культовой в СССР. И опять многочисленные награды на отечественных и зарубежный кинофестивалях.

Фильмография Андрея Тарковского немного перевалила за десяток картин, некоторые из них документальные. Но даже такое незначительное количество работ смогло оказать большое влияние на формирование творчества многих советских и зарубежных режиссеров.

Личная жизнь

Личная жизнь режиссера была не очень насыщенной. Свою первую жену Ирму Рауш Андрей Тарковский встретил во ВГИКе. Роман был очень бурным и стремительным, и вскоре молодые люди поженились.

Андрей Тарковский и его жена Ирма Рауш

Она была первой, кто поддерживал его во всех начинаниях. В этом браке родился старший сын режиссера – Арсений. Супруги развелись после десяти лет брака – в 1970-м.

Андрей Тарковский с Ларисой Кизиловой и сыном Андреем

Второй женой Тарковского стала Лариса Кизилова, из-за которой собственно и рухнул его первый брак. У нее была дочь Ольга от первого брака, ее Андрей удочерил. Вскоре у них родился совместный ребенок – сын Андрей.

Смерть

В марте 1982-го Тарковский уехал в Италию, чтобы приступить к съемкам фильма «Ностальгия», который спустя год удостоился приза за режиссуру в Каннах. В 1983-м режиссер начал хлопотать о том, чтобы получить разрешение для жены, сына и тещи выехать к нему в Италию на 3 года. Ему отказали. В июле 1984-го в Милане он объявил, что остается на Западе, то есть попал в ряды невозвращенцев. Тут же в СССР запретили к показу его фильмы, и даже имя великого режиссера было под запретом, но лишить его гражданства все же не рискнули.

Могила Андрея Тарковского

В 1985-м Тарковский снял в Швеции свою картину «Жертвоприношение», которая стала его последним шедевром. В декабре 1985-го доктора обнаружили у него онкологию – рак легких. Только после этого с его имени в СССР были сняты все запреты, и сын Андрей получил разрешение на выезд.

Андрея Тарковского не стало спустя год – 29 декабря 1986 года. Он умер во Франции, в Париже, и похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа, там, где покоятся все русские. В 1994-м на могиле установлен памятник по эскизу его жены – Ларисы Тарковской, с надписью: «Человеку, который увидел ангела».

Избранная фильмография

  • 1956 Убийцы
  • 1960 Каток и скрипка
  • 1962 Иваново детство
  • 1966 Андрей Рублёв
  • 1968 Один шанс из тысячи
  • 1972 Солярис
  • 1973 Терпкий виноград
  • 1974 Зеркало
  • 1979 Сталкер
  • 1979 Берегись! Змеи!
  • 1983 Ностальгия
  • 1986 Жертвоприношение

Ссылки

  • Сайт посвященный Андрю Тарковскому
  • Творческий архив Тарковского
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Лариса Кизилова и Андрей Тарковский

Андрей Тарковский на съемках картины «Жертвоприношение»

Андрей Тарковский. Почему стоит знать его в лицо и в кадр?

«Я люблю делать длинные картины, такие картины, которые совершенно «уничтожают» зрителя физически».

Есть в мире такие люди, от которых хоть стой, хоть падай. Будь то писатели, поэты, художники, актеры или, как в нашем случае, режиссеры. А точнее, один режиссер – Тарковский Андрей.

Что о нем говорили?

Вы читали произведение Станислава Лема «Солярис»? Так вот, Лем назвал Андрея Арсеньевича, легендарного режиссера, между прочим, дураком и уехал в закат после шести недель, проведенных в Москве. Как объяснил причину ссоры сам автор романа: «Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле – прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот…».
А как на счет Ларса? Фон Триера, того самого четырехкратного победителя Каннского кинофестиваля. Он питал, сказать без преувеличения, маниакальную любовь к русскому режиссеру: попытался выкупить его архив в 2012 году на аукционе, посвятил ему свой фильм «Антихрист» (за который, к слову, его освистали в Каннах) и открыто заявлял, что заимствует некоторые художественные приемы. Хотя с таким количеством аллюзий на фильмы Тарковского, объекта обожания фон Триера, трудно назвать это «некоторыми».
«Я помню сцены или моменты в фильмах, которые даже сейчас для меня остаются непонятными. Но когда я их видел, все равно чувствовал какое-то откровение», – так об Андрее Арсеньевиче говорит оскароносный мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, который снял «Выжившего» с Лео ДиКаприо. Да-да, тот самый фильм, за который ДиКаприо дали Оскар, в конце концов. А еще сам про себя Тарковский часто повторял бунинскую фразу:

«Я не золотой рубль, чтобы всем нравиться».

Как он снимал?

Он мог переснимать кадры по несколько раз. Например, некогда дефицитную пленку Kodak испортили при проявке на «Мосфильме», весь отснятый материал был утерян. Пересняли. Вот уже вторую версию забраковал сам режиссер. Ну и сняли в третий раз. Производственный бюджет превысил 1 миллион рублей… Это расценки 1978 года, сейчас эта сумма равнялась бы приблизительно миллиарду. У Андрея Тарковского был просто неограниченный бюджет, кажется. А еще трижды переименовывать фильм – тоже нормальная практика для этого режиссера. Но дело тут не в финансовой стороне вопроса, отнюдь. Просто этот человек доводил всех и вся до абсолютной достоверности, подлинности и идеала. Стремился к натурализму. Так, он даже требовал от актрисы, чтобы она взаправду отрубила голову петуху. Однако Маргарита Терехова, разумеется, отказалась. Затем он сетовал на это в дневниках:

«Сегодня случилась катастрофа – Рита отказалась резать голову петуху. Но я и сам чувствую, что здесь что-то не то…».

Позаимствовать ракету с военного полигона, полулегально показать фильм на Каннском кинофестивале и, по некоторым данным, сбросить лошадь с колокольни – поведение для него вообще в порядке нормы.

Его бессмертные атрибуты

У каждого художника есть что-то отличительное, какая-то идея фикс, просачивающаяся сквозь все время творчества: у Михаила Врубеля – демон, что буквально влез ему в голову при реставрации Киевского собора; для Густава Климта излюбленным мотивом стали объятия… Так и у этого товарища, о котором вы читаете уже третий абзац, есть несколько образов. Тарковский ведет их, словно за ручку, на прогулку через многие свои ленты и долгие-долгие годы.
Зеркало, которое появилось и в его первом коротком метре (который был его дипломной работой), и во слишком многих, чтобы перечислять, последующих работах, на самом деле несет колоссальный смысл: это ключ ко всем его фильмам. Взгляд мастера неизменно направлен вовнутрь, вглубь вашей и его совести, в дебри души.
Дом, что был основой и началом для всего; дерево, которое буквально было отражением главного героя, где-то до мурашек жуткое и скрюченное, где-то зеленое и пышущее жизнью; дождь, как правило, сильный и внезапный, который символизирует те или иные события. Лошади. Мы же помним, что с одной из них (возможно!) сделали в вырезанном кадре? Эта информация вызвала большую шумиху в прессе. Так вот, лошадь – часть природы, она вынуждена разделять участь человека, к сожалению. В оправдание великому Андрею Тарковскому следует сказать, что он очень любил животных, а сами же «белогривые лошадки» для него олицетворяли ту наивную силу, что не ценит человек. Ну и яблоки: здесь все понятно – библейский плод, раскрывать смысл которого уже будет лишним.

Читать еще:  Вера надежда и мать их софия. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и мать их София (†137)

Что было в его голове?

О, позвольте, это самая интересная тема, рассуждать на которую можно часами, но не сейчас. В первую очередь из-за того, что стиль его мышления был не аналитический, а, скорее, интуитивный. Его коллега и на время обучения близкий друг Андрей Кончаловский, говорил ему: «Ты можешь объяснить по Станиславскому?». На что тот ему отвечал: «Вот хотелось бы, понимаешь, как-то эти лепесточки, эти листики клейкие… И вот эти гуси летят…».

Тарковский и Кончаловский

Кончаловский понимал, что к Станиславскому бывает разное отношение. Однако, говорил: «Андрей все лепетал про лепесточки и листики, среди кото­рых бродила его душа,но писать-то надо было действие!»
Сам Андрей Арсеньевич в своих дневниках писал так, что до сих пор многое разбирают на цитаты:

«Вчера напился. И сбрил усы. Наутро спохватился: на всех документах я усатый. Надо отращивать».
«Жизнь никакого смысла, конечно, не имеет».
«Кино, пожалуй, – самое несчастное из искусств. Им пользуются как жевательной резинкой, как сигаретами, как вещами, которые покупают».
«Мой долг как художника донести до зрителя то, как я, именно я, воспринимаю жизнь».
«Художники существуют только потому, что мир несовершенен».

Прямо рассказать о «его голове» – значит, лишить вас удовольствия заняться этим самостоятельно, а именно – просмотром фильмов и чтением дневников. Это несправедливо. Задача этой части статьи больше философская: заинтересовать вас.

Да кто он вообще такой?

Андрей Арсеньевич Тарковский родился и вырос в селе Завражье, в Ивановской области 4 апреля 1932 года. Умер 29 декабря 1986 года в Париже от рака легких. Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Обладатель приза экуменического жюри на XXXVI Международном кинофестивале в Каннах в 1983 году за фильм «Ностальгия», а также большого приза в 1986 году за фильм «Жертвоприношение» и специального приза жюри «Серебряная пальмовая ветвь» в 1972 году за фильм «Солярис». Что-что, а все его призы и награды сложно лаконично перечислить. В 1980 году уехал из России в Италию для работы над «Ностальгией», однако так и не вернулся. Эмигрировал. Имел безграничное влияние на кинематографистов, как мы уже поняли, в том числе и на современных. Человек, которому посвятили фильмов больше, чем он сам успел снять.


Это лишь до постыдного краткая история жизни и творчества Тарковского. О нем написано столько, что от еще одной автобиографичной статьи Сеть просто лопнет. Даже его сын, Андрей Андреевич, говорил: «О нем пишет любой, даже просто проходящий мимо». Поэтому настоятельно рекомендую ближе ознакомиться и с его биографией (особенно с разделом «Память» на Википедии, это вас впечатлит вне всяких сомнений), и тем более с его работами. Также приятным бонусом считаю нижеприведённый список фильмов, который Тарковский назвал обязательным к просмотру своим студентам за тот крайне недолгий период преподавания.

Всё ради гения

Первая жена Тарковского Ирма Рауш долго не могла поверить, что эта Лариса – избранница бывшего супруга и их разлучница. Грубоватой женщине, которая, казалось, совсем не ровня утончённому и изнеженному режиссёру, удалось увести его из семьи. Спустя пять лет родился их общий сын, которого тоже назвали Андреем.

Лариса была родом из деревни в Рязанской области, и, как ни старалась притвориться светской дамой, её выдавала привычка обслуживать мужа, как несмышлёного ребёнка. А Тарковского именно это и подкупило.

Женщина быстро установила в квартире свои порядки, создав настоящий домашний уют. Гости из творческой богемы над ней посмеивались. Но режиссёр уже не мог обходиться без своей Ларисы, её опеки и заботы. Она решала все бытовые проблемы Тарковского, позволив ему заниматься лишь кино.

О конфликте с Георгием Рербергом

Цитата из стенограммы встречи Тарковского со зрителями в Казани в 1980 году, сделанной журналистом Цалием Кацнельсоном

Георгий Рерберг. Фото: kino-teatr.ru

ВОПРОС. Не кажется ли вам, что вы не сработались с оператором Рербергом, снявшим столь удачно фильм «Зеркало», потому что он, Рерберг, абсолютировал «Зеркало», сделал его эталоном для себя? Он думал, что «Сталкер» будет вторым «Зеркалом», а вам, по-видимому, уже нужно было другое.

ОТВЕТ. Если говорить конкретно о Рерберге, то я до конца не знаю всех мотивов моего разрыва с Рербергом. Но всякий истинный художник должен всегда стремиться к чему-то новому, иному.

В 2009 году вышел документальный фильм, посвященный ссоре Тарковского и Рерберга на съемках «Сталкера». Режиссер фильма Игорь Майборода излагает суть конфликта таким образом: съемки не ладились, кроме того, группе досталась бракованная пленка. Тарковский был раздражен, обвинял Рерберга, на что Рерберг замечал, что ничего не получается не потому, что пленка плохая, а потому что сценарий прописан недостаточно ясно.

Тарковский остановил работу, попрощался с Рербергом и взял на его место Александра Княжинского. В итоге в фильм вошла часть сцен, снятых Рербегом, но его имя в титрах не появилось.

Художественные особенности, культурная подоплёка и восприятие [ | ]

Эротизм некоторых сцен отсылает к картинам Сальвадора Дали и Данте Россетти. Прерафаэлитовые волосы главной героини встречаются и в «Зеркале» Тарковского. Большинство сцен по-театральному статичны и симметричны. Мощи Екатерины Сиенской находятся в римской базилике Санта-Мария-сопра-Минерва, около которой находится статуя слона Бернини, встречающаяся на картине Дали «Искушения святого Антония».

Это было настоящее место для душевного кризиса, где чувствовать себя можно «только плохо». Неуют реального гостиничного номера послужил лишь толчком для воображения, для реализации того «пейзажа души», который — как и всегда у Тарковского — преображал внешнюю действительность по своему образу и подобию. Комната была «переодета» для съемок: вместо безличного светлого дерева, которым без претензий был обставлен средней руки номер, появилась оштукатуренная стена в потеках, железная спинка кровати, импортированная прямо из «Сталкера», и проем двери в ванную с круглым зеркалом и характерным венским стулом.

Пятикратный номинант на премию «Оскар», французский оператор Брюно Дельбоннель считает операторскую работу Джузеппе Ланчи в фильме величайшей в истории [2] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector