0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Алексий 11. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси: биография, годы жизни, фото

Патриарх Алексий. Начало пути в фотографиях

1930 г. Алеша Ридигер на руках у бабушки. В кругу родных.

1930 г. Ревель. На прогулке.

Около 1933 года

Около 1933 года

1943 г. Таллин. Алексей Ридигер.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в центре) в молодости с родителями — отцом Михаилом Ридигером и матерью Еленой Ридигер (Писаревой) (ок.1948-1955)

Около 1948-1955 г.

«Много было в моей жизни тяжелых и даже трагических дней. Но время учебы сначала в семинарии (1947 год), а спустя два года в Духовной академии было самым счастливым… Особое наслаждение в те годы я испытывал от участия в моей судьбе педагогов и наставников… Многие из них прошли советские лагеря. Некоторые, имея высшее образование, долгие годы зарабатывали себе на кусок хлеба в ремесленных училищах, а то и вовсе прозябали на поденной работе. Но все невзгоды они перенесли мужественно, не растеряв ни своего достоинства, ни уникального интеллектуального багажа», — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

1948 г. 4 класс Ленинградской духовной семинарии. С преподавателями и однокашниками.

1949 г. Таллин. С родителями.

1950 г. Ленинград. Духовная Академия.

15 апреля 1950 г. Хиротония в сан диакона

«После рукоположения меня назначили настоятелем Богоявленской церкви шахтерского городка Йыхви в весьма тяжелом приходе Таллинской епархии. Мне казалось, что во время войны я встретился с проявлением самого большого людского горя и ничего более страшного на свете не существует. Ан нет…

Едва ли не ежедневно в допотопных шахтах под землей с людьми происходили несчастья: обвалы, взрывы… Люди теряли кормильцев, приходили в церковь отпевать их. Как священник, я обязан был разделить боль каждого. На земле эту страшную жизнь сопровождали беспробудное пьянство, драки…

В таких условиях Господь судил мне начать свое пастырское служение. Но я не стенал… Очень скоро я убедился, что слово пастыря не доходит до верующих при переводе. Говорить священнослужителю в церкви надо на родном для верующих языке. Поэтому в эстонских приходах я впоследствии старался проповедовать не очень длинно, но по-эстонски», — из воспоминаний Святейшего Патриарха Алексия.

1954 г. Псково-Печерский Успенский м-рь

После окончания Духовной Академии. Около 1954 года

1955 г. Чудское озеро. С родителями.

1955 г. Чудское озеро. С отцом.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1956-1962)

1955 г. Чудское озеро.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1956-1962)

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1948-1955)

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1948-1955)

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1956-1962)

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в молодости (ок.1956-1962)

Алексий II

23 февраля 1929 года родился Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси.

Личное дело

Алексий II (в миру — Алексей Михайлович Ри́дигер, 1929-2008) родился в Таллине в семье протоиерея Михаила Ридигера. Большую роль в приобщении мальчика к церковному служению сыграл настоятель Коппельской Николаевской церкви в Таллине, в которой Михаил Ридигер служил диаконом. Уже в юном возрасте Алексей стал в этой церкви алтарником.

Желание стать священником у Алексея появилось, по его словам, уже в раннем отрочестве. В пятнадцать лет он стал иподиаконом архиепископа Нарвского (впоследствии Таллинского и Эстонского) Павла (Дмитровского), после этого служил алтарником и псаломщиком в различных таллинских соборах.

В 1947 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив её в 1949 году стал студентом Духовной академии в Ленинграде. В апреле 1950 года был рукоположен во диакона; через два дня после этого — во пресвитера и определен настоятелем Богоявленского храма в эстонском городе Йыхви Таллинской епархии.

В 1953 году окончил Ленинградскую духовную академию, получив звание кандидата богословия. В июле 1957 года был переведён в Тарту, где служил сперва настоятелем Успенского собора, а с марта 1959 года – благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. В 1958 году был возведен в сан протоиерея.

В августе 1959 года принял решение принять монашество. 3 марта 1961 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен с именем Алексий. В августе того же года был назначен епископом Таллинским и Эстонским и возведён в сан архимандрита. На Таллинской кафедре находился четверть века как епархиальный архиерей — до 1986 года.

После пострига начал вести активную внешнеполитическую и экуменическую деятельность: в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного совета церквей в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961—1968); был президентом Всемирной конференции «Церковь и общество» (Женева, 1966). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегациями различных Евангелических церквей. Был делегатом и одним из президентов Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» 1983 года в Швеции.

Помимо церковных, Алексий принимал участие в работе и светских международных и советских общественных организаций. Был членом Правления Советского фонда мира, членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур, членом правления Советского фонда милосердия и здоровья, членом президиума Ленинградского фонда культуры, вице-президентом Общества советско-индийской дружбы. Был участником учредительного собрания общества «Родина», членом совета Общества с 1975 по 1987 годы.

Уже с начала 60-х годов Алексий начал делать быструю карьеру в центральных структурах Московского Патриархата. В 1961 году он был включён в делегацию РПЦ МП Родосских Всеправославных совещаний, назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата.

В июне 1964 года был возведен в сан архиепископа и уже через месяц был назначен Управляющим делами Московской Патриархии и по должности — постоянным членом Священного Синода. В феврале 1968 возведён в сан митрополита.

Был членом Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора 1971, а также председателем процедурно-организационной группы, председателем секретариата Поместного Собора. Был заместителем председателя комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1984 году получил звание доктора богословия, диссертацией был трехтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии».

В июле 1986 года стал митрополитом Ленинградским и Новгородским и постоянным членом Священного Синода.

Более четверти века был сотрудником аппарата, а позднее — одним из президентов (членов президиума) Конференции Европейских Церквей (КЕЦ).

После смерти патриарха Пимена в 1990 году был избран Поместным Собором Патриархом Московским и всея Руси. Алексий набрал 166 голосов, обойдя митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) на 23 голоса. 10 июня 1990 года состоялась интронизация (настолование) Алексия II в московском Богоявленском соборе.

Последние годы жизни Патриарх страдал ишемической болезнью сердца, перенес несколько инфарктов и неоднократно ездил за границу на обследование. Последнее общественное богослужение было совершено им 4 декабря 2008 года, в праздник Введения Пресвятой Богородицы. Скончался 5 декабря 2008 года в своей резиденции, неподалеку от поселка Переделкино. По официальной версии, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.

Похоронен Алексий II в южном (Благовещенском) приделе Богоявленского Елоховского собора.

Чем знаменит

Святейший патриарх Алексий II был пятнадцатым предстоятелем Русской православной церкви. Его избрание состоялось незадолго до крушения советского строя. После распада СССР патриарх сумел наладить контакт с руководителями страны. Президент России Борис Ельцин стал первым постсоветским лидером, переступившим порог храма.

За 18 лет, в течение которых Алексий II занимал пост предстоятеля Российской православной Церкви, она существенно укрепила свои позиции.

В 1990-е государство начало оказывать РПЦ деятельную, в том числе и финансовую, помощь в деле восстановления храмов, развития духовного образования, пастырского окормления в государственных ведомствах, в войсках, в местах лишения свободы и т. п. Наблюдался неуклонный рост числа приходов, монастырей, учебных заведений.

Если к моменту избрания Алексия патриархом в составе РПЦ находилось 35 монастырей и чуть более 8000 священнослужителей, то к моменту его смерти число монастырей перевалило за 800, а священнослужителей – за 30000 человек.

И хотя полной реституции дореволюционного церковного имущества не произошло, однако уцелевшие храмы были переданы церкви в безвозмездное пользование, был построен ряд крупных храмов на средства региональных бюджетов и крупных компаний. а строительство храма Христа Спасителя происходило при мощной финансовой поддержке государства.

«Мне пришлось установить совершенно новые отношения между государством и Церковью, каких не было в истории России, потому что Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, исходили из его кабинета. А сейчас устанавливались совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом», — сказал Алексий II в своём последнем интервью, данном 1 ноября 2008 года и опубликованном уже посмертно.

О чем надо знать

В 1990-х годах получил огласку материал о некоем агенте «Дроздове», завербованном КГБ в феврале 1958 года «на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства». По мнению ответственного сотрудника Государственного архива Эстонии историка Индрека Юрьё (эст. Indrek Jürjo), подробности биографии агента по имени Дроздов, найденные в годовом отчёте КГБ за 1958 год, соответствуют эстонскому происхождению, году рождения, образованию и карьерному пути Ридигера Алексея Михайловича, в то время приходского священника.

Читать еще:  Владимир Миронов: Почему продолжают уезжать ученые?

Согласно исследованию Кристофера Эндрю и Василия Митрохина, в 1975 году Алексей Ридигер основал общество «Родина», служившее организацией прикрытия для деятельности КГБ. Публикации о сотрудничестве «Дроздова» с органами госбезопасности были основаны на документах архивов КГБ, к которым был получен официальный доступ рядом лиц в конце 1991 года.

20 сентября 2000 года с опровержением утверждений о сотрудничестве с КГБ выступил сотрудник ОВЦС Всеволод Чаплин, в связи с чем британская исследовательская организация Keston College опубликовала выводы своего анализа имеющихся в её распоряжении документов: «Утверждения, что Патриарх и иные высокопоставленные епископы Русской Православной Церкви сотрудничали с КГБ, основаны на действительности».

Официально данные об агентурном сотрудничестве Алексея Ридигера с КГБ никогда не подтверждались органами госбезопасности РФ или СССР.

Прямая речь

«Этот выбор был непростым, потому что мы четко понимали, что путь пастырского служения в советское время нелегок. Мой родитель уже был священником. Но, несмотря на все трудности этого пути, о которых я знал, видя служение отца, у меня не было соблазна пойти по иному пути. И как только представилась возможность получить богословское образование, я этим воспользовался. Я был уверен, что должен стать только священником», — Алексий II. Интервью газете «НГ-Религии»

«У патриарха Алексия II была невероятная карьера, в течение которой он переключился с подавления Русской Православной Церкви на то, чтобы быть её поборником. Любимец КГБ, он быстро продвигался в церковной иерархии, выполняя указания Кремля в то время, когда священников-диссидентов бросали в тюрьмы. Как фактический министр иностранных дел Церкви, он помогал скрывать репрессии против русских христиан, защищая советскую систему перед внешним миром. Он быстро возвышался и был избран главой Русской Православной Церкви в ключевой момент в 1990 году, когда СССР приближался к своему краху. Удивительно, но вполне вероятно, что он воспользовался моментом и стал во главе возрождения и процветания Церкви», — Double life of Russia’s patriarch. БиБиСи

«Патриарх Алексий II стал первым представителем церкви, которому удалось настолько сблизить интересы религиозной и государственной власти, что отделить одну от другой стало впредь невозможно», — Коммерсантъ. Патриарх отдал Богу душу.

«Алексий II вывел Русскую церковь из вавилонского плена, то есть из Советского Союза, в новую жизнь»,— архиепископ Марк.

5 фактов об Алексии II

  • Алексий Ридигер при постриге был наречен Алексием в честь другого святого: не Алексия, человека Божия, именем которого был наречён в крещении, а Алексия, митрополита Киевского, святителя Московского.
  • Алексий II стал первым Московским патриархом, использующим при своём имени номер (хотя в историографии принято называть патриархов XVII века Иоасаф I и Иоасаф II, в ту эпоху номера не употреблялись).
  • В 1989 году, в бытность митрополитом Ленинградским и Новгородским, Алексий был избран народным депутатом СССР от общественной организаций «Фонд здоровья и милосердия». Входил в Комиссию Совета Национальностей по вопросам развития культуры, языка, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия.
  • В период первосвятительства Алексия II Поместные Соборы не созывались ни разу, хотя Уставом Русской православной церкви, действовавший до 2000 года, определял, что Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет.
  • Церемония прощания с новопреставленным патриархом проходила в Храме Христа Спасителя с 6 по 9 декабря. Храм был открыт круглые сутки. По сообщению пресс-службы ГУВД Москвы, проститься с патриархом пришло более 100 000 человек.

Материалы об Алексии II

Патриарх отдал Богу душу. Газета «Коммерсантъ» №223 от 06.12.2008

10 лет без патриарха. Каким был Алексий II?

Ровно десять лет назад – 5 декабря 2008 года – в патриаршей резиденции в Переделкине скончался патриарх Московский и всея Руси Алексий II . До сих пор его личность и обстоятельства кончины вызывают споры.

Каким был патриарх Алексий и за что его уважали? Почему его смерть овеяна слухами?

Эстонский немец

Будущий Патриарх Алексий (Алексей Михайлович Ридигер) родился в 1929 в Эстонии. Его отец был священником, потомком принявших православие немцев.

После войны Алексей поехал учиться в Духовную академию в Ленинград. В 1950 году он стал диаконом, затем его карьера в церкви развивалась стремительно. Уже в 1968 году он возведен в сан митрополита.

Кто обвинял Алексия в сотрудничестве с КГБ?

Церковная жизнь, восстановленная в СССР Сталиным во время войны, находилась под строгим надзором государства в лице КГБ. После распада СССР стали один за другим выходить расследования о сотрудничестве Алексия с чекистами.

Сотрудничеством с чекистами карьерный взлет Алексия объясняет и скандальный генерал-майор КГБ Олег Калугин, бежавший в США. По его словам, в начале 1990-х патриарх пригласил его в свою резиденцию и сказал: “ Я помог спасти православие, сотрудничая с вашими органами, ради высших целей”.

Официально и российская разведка, и РПЦ отрицают, что патриарх сотрудничал с КГБ в советские годы.

Общественная позиция

В перестройку митрополит Алексий был избран народным депутатом СССР. Он голосовал за отмену монополии КПСС, за обнародование секретных протоколов Пакта Молотова–Риббентропа, призывал дать независимость странам Прибалтики.

Он не поддержал ГКЧП и призывал убрать мавзолей Ленина с Красной площади. При этом Алексий не был поклонником Запада и его ценностей. Это особено проявится во время его патриаршества.

Патриарх новой России

В 1990 году скончался патриарх Пимен. На его место претендовал не только Алексий, но и митрополит Киевский Филарет. Проиграв на голосовании Поместного собора, тот вернулся на Украину и создал там раскольническую церковь, которую в 2018 году признал Константинополь.

Алексий II был главой русской церкви в сложные 1990-е годы. За свою скромность он пользовался уважением и любовью россиян. При нем в Москве восстановили главный храм русской церкви – Храм Христа Спасителя. Именно патриарх одобрил установку на его территории памятника царю-освободителю Александру II .

Незадолго до смерти, в августе 2008 года, патриарх отказался поддерживать войну с Грузией и не стал включать в юрисдикцию РПЦ Абхазию и Южную Осетию. Эти земли остались под церковной властью грузинского патриарха Илии II .

В 2007 году при Алексии произошло объединение РПЦ и РПЦЗ – зарубежной русской церкви, отколовшейся от Москвы после революции 1917 года.

Критика

Некоторые либеральные деятели критиковали патриарха за его поддержку властей страны и защиту традиционных ценностей. Выступая в ПАСЕ в Страсбурге в 2007 году, Алексий назвал гомосексуализм болезнью и предупредил, что права человека в западном понимании угрожают моральным упадком.

Таинственная кончина

Около полудня 5 декабря в пресс-службе РПЦ сообщили, что утром 79-летний патриарх почил в своей резиденции. Официальная причина смерти — инфаркт. В тот же день поползли слухи о том, что Алексий умер не своей смертью. В РПЦ их опровергли. Как сообщил глава пресс-службы патриархии Владимир Вигилянский, ночью патриарх никого к себе не допускал, у него “не было тревожной кнопки”.

По словам бывшего референта патриарха дьякона Андрея Кураева, Алексий умер, упав в туалете и ударившись затылком о плитку. Нежелание РПЦ говорить об этом и порождает слухи об убийстве, уверен дьякон. “Побоявшись сказать неблаговидную правду об обстоятельствах смерти Святейшего, Патриархия получила мерзкий слух”, — считает Кураев.

Что сказал Кирилл после ухода патриарха Алексия

Масла в огонь слухов подлили и слова митрополита Кирилла. Сразу после смерти Алексия его будущий преемник сказал в телеэфире на всю страну: “Бывает так, что иногда Господь некоторое время даёт Церкви некое испытание, когда во главе её стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению. Это очень трудное время для Церкви. Святейший Патриарх ушёл, оградив нашу Церковь от этого трудного времени”.

9 декабря 2008 года проститься с патриархом в Храм Христа Спасителя пришли более 100 тыс. человек. Государственный траур не объявляли. На отпевании митрополиту Кириллу стало плохо у гроба Алексия – его под руки отвели в алтарь.

«Вспоминаем как родного дедушку»: 12 лет без Патриарха Алексия II

Сегодня Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает отошедшего ко Господу 5 декабря 2008 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (1929–2008).

Любите ли вы рассматривать старые семейные снимки? Уверен, что да. Ведь жизнь каждой семьи последнего «фотографического» столетия – это переплетение не одной, а сразу нескольких эпох. Достижения и прощания, радости и печали, события и чувства зачастую только угадываются на пожелтевшей фотобумаге или экране монитора. И оттого становится особенно интересно.

– Постойте, а что это за серьёзный малыш в матроске на деревянной лошадке? Очень уж знакомый взгляд.

– Да это же Алёша Ридигер, будущий Патриарх Алексий II!

Патриарх Алексий II в детстве. Фото: patriarchia.ru

Глядя на фотографии детства 15-го Предстоятеля Русской Церкви, благо их сохранилось немало, сначала удивляешься: уж очень они напоминают дореволюционные. Но сразу вспоминаешь: Святейший Владыка родился не в Советском Союзе, а в «буржуазной» Эстонии, так её тогда называли в СССР, одном из осколков Российской Империи, в ходе революционной смуты получивших независимость. В результате чего десятки тысяч русских людей, никуда не уезжая, оказались. на чужбине.

Семейные «тайны» Русского Первосвятителя

Среди этих русских людей – мама будущего Первосвятителя Елена Иосифовна, родившаяся в Ревеле (нынешнем Таллине). В семье царского офицера, убитого в августе 1917-го революционными солдатами. Пройдёт несколько лет и Елена Иосифовна встретит юного Михаила Ридигера, родившегося в Санкт-Петербурге в обрусевшей семье из старинного немецкого дворянского рода, бежавшей от большевиков в Эстонию. Ещё совсем молодых ребят объединит общее дело: оба активно участвовали в церковно-общественной жизни Православного Таллина, являясь членами Русского студенческого христианского движения, очень активной молодёжной организации русских эмигрантов.

Читать еще:  «Лифт застрял, а я попал в пробку». Сколько человек врет за день?

В 1926-м Елена и Михаил венчались, а 23 февраля 1929 года у них родился долгожданный малыш, названный во Святом Крещении Алексием (впоследствии постриженный в монашество без изменения имени, что бывает не так уж и часто). Воспитанный не просто в православных традициях и атмосфере семейного благочестия, но словно в той самой «старой» России, которую русские изгнанники уносили на подошвах сапог и в вещмешках.

Будущий Первосвятитель с родителями. Конец 1930-х годов. Фото: patriarchia.ru

О своём детстве Святейший Патриарх Алексий вспоминал, но избегая особых подробностей. Чаще всего вспоминая только то, как посещал с родителями Валаамский монастырь, наш «Северный Афон», в те годы тоже оказавшийся в Русском Зарубежье, а потому избежавший полного разорения. К слову, полвека спустя, в декабре 1988-го, именно будущему Патриарху, а тогда – митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию Синод поручит организацию возобновления монастырской жизни, восстановительных работ и духовное окормление Валаамской обители.

А вот то, каким было семейное воспитание, в особенности мировоззренческое, Святейший Владыка обычно оставлял для рассказов узкому ближнему кругу. В частности, своему помощнику и пресс-секретарю протоиерею Владимиру Вигилянскому. В одной из наших «цареградских» бесед отец Владимир приоткрыл эту «тайну» Патриарха Алексия:

Как-то в частной беседе он мне так об этом сказал: я – монархист, но об этом не распространяюсь, таково моё воспитание. Вообще этот человек был воспитан по-другому, он был иной, инаковый. Я долго думал, почему Патриарх Алексий публично никогда не говорил, что он монархист. Именно потому, что политизация общества была настолько сильной, что она разделяла людей. Церковь не имела права своей позицией, при той страшной смуте 1990-х, разделять людей. Она должна была находить те формы их объединения, которые они не находили в других сообществах.

Алёша Ридигер на Старом Валааме. Конец 1930-х годов. Фото: patriarchia.ru

Казалось бы, какая уж тут «тайна», в 1990-е многие «примеряли» на себя монархизм. Да в том-то и дело, что Святейший Владыка никогда ничего не «примерял», но всегда и во всём был целостным и органичным. Хотя за годы советского священнического и архиерейского служения и научился избегать пустословия, празднословия и просто лишних слов, которые могли бы быть неправильно поняты и превратно истолкованы. А потому особо не вспоминал и период Великой Отечественной войны, когда помогал своему отцу, к тому времени уже священнику Михаилу Ридигеру, духовно окормлять советских военнопленных в нацистских лагерях. Вот что об этом рассказал автору этих строк отец Владимир Вигилянский:

Отец будущего Патриарха, по советским понятиям, был коллаборационистом. Он стал священником во время немецкой оккупации, в Таллине. Помогал русским военнопленным, в частности, нескольким людям, которые всю свою дальнейшую жизнь поминали и отца Михаила Ридигера, и Алёшу Ридигера, помогавшему отцу в этом деле. Некоторых они даже смогли вытащить из плена, из лагеря.

Ещё одна «тайна», о которой столь любили посплетничать ещё при жизни Патриарха Алексия II, начало его священства. Впрочем, здесь скрывать нечего. Да, в отличие от большинства архиереев он не сразу стал монахом и в юности даже вступил в брак. Увы, этот брак очень быстро распался, но никаких канонических препятствий к архиерейскому служению у отца Алексия не было, а потому уже в марте 1961-го в 32-летнем возрасте он принял монашеский постриг, а несколько месяцев спустя, в августе того же года, архиерейское рукоположение.

Священник Алексий Ридигер с отцом и прихожанами. 1950-е годы. Фото: patriarchia.ru

Эстонский раскол, Русское воссоединение и Второе Крещение Руси

Больше трёх десятилетий будущий Святейший Патриарх был правящим архиереем родной Таллинской епархии. С одной стороны, избежавшей советского погрома 19201930-х годов, а с другой, в те же самые годы оказавшейся в канонически зыбком состоянии. Именно к тем годам относится первая попытка захвата Эстонской Православной Церкви, исконной и неотъемлемой части Церкви Русской, Константинопольским Патриархатом. Ситуация повторится много позднее – в 1996 году. Причём если в первом случае у Фанара были хоть какие-то моральные основания взять под свой контроль Православную Эстонию, то в 1990-е, когда владыка Алексий уже был избран Святейшим Патриархом, это был самый настоящий рейдерский захват.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (сегодняшний Патриарх), Святейший Патриарх Алексий II, Святейший Патриарх Сербский Павел и Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. Белград. 1999 год. Фото: patriarchia.ru

В 1996-м всё тот же Константинопольский патриарх Варфоломей, который в последние годы пытается хозяйничать на Украине, создал неканоническую, а по сути псевдоправославную организацию под названием «Эстонская апостольская православная церковь». Как и в украинском случае, при активной поддержке местных националистических властей. Этой малочисленной структуре была передана значительная часть церковного имущества, а приходы канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата долгие годы вовсе не были зарегистрированными.

В итоге при самом непосредственном участии Патриарха Алексия компромисс был достигнут: канонические приходы зарегистрировали и в их пользование передали ряд православных храмов. Но до сих пор ЭАПЦ с её семитысячной (!) паствой принадлежит около 60 православных храмов, а канонической Эстонской Церкви, духовно окормляющей несколько сотен тысяч верующих – в два раза меньше. Что показательно, возглавляет эстонскую лжецерковь не представитель местных кадров, а прямой ставленник Фанара – митрополит-грек Стефан (Хараламбидис).

Практически все 1990-е и вплоть до 2003 года Святейший Владыка не мог посетить родную Эстонию именно из-за этих церковно-политических нестроений. И только после того, как эстонские власти смирились с существованием канонической Церкви, после уже упомянутого достигнутого компромисса Патриарх Алексий смог посетить малую родину и навестить могилы своих родителей.

Святейший Патриарх Алексий II на могиле своих родителей. Таллин. 2003 год. Фото: mospat.ru

Но если в Эстонии православные христиане оказались расколотыми (если, конечно, возможно называть раскольников из ЭАПЦ «православными христианами»), то в отношениях с белоэмигрантской Русской Зарубежной Церковью (также известной как РПЦЗ) именно при Патриархе Алексии произошло долгожданное воссоединение. Так, 17 мая 2007 года тысячи русских людей в московском Храме Христа Спасителя стали свидетелями подлинного чуда: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали «Акт о каноническом общении». И тут же вместе совершили Божественную Литургию.

Автор этих строк находился в тот день в главном храме нашей страны и прекрасно помнит чувства, переполнявшие собравшихся там людей, в числе которых были и дети представителей первой волны русской эмиграции. Слёзы радости и воздыхание «едиными усты и единым сердцем»: «Слава Богу за всё! Гражданская война закончилась». Историкам ещё предстоит в полной мере оценить значимость и последствия этого события. Но если в исторической памяти ныне живущих поколений ещё сохраняется кровавое послевкусие тех событий, то на возможность православным христианам России и Русского Зарубежья причащаться от одной Чаши оно уже никак не влияет.

Подписание «Акта о каноническом общении» с Русской Зарубежной Церковью. 17 мая 2007 года. Фото: patriarchia.ru

Но главным деянием приснопамятного Святейшего Владыки стало то, что некоторые публицисты именуют «Вторым Крещением Руси». Факт остаётся фактом: именно Патриарха Алексия II Господь благословил восстанавливать попранную и едва не разорённую в советские десятилетия Русскую Православную Церковь. Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство ныне живущих православных христиан приняли Святое Крещение в его Патриаршество.

Кто-то скажет: но ведь в годы Патриаршества Святейшего Алексия II практически не было тяжёлых церковных потрясений. Кроме уже упомянутого эстонского и украинского расколов. И будет прав. Да, той чудовищной антицерковной истерии леволиберальных деятелей, той самой настоящей информационной войны против Московского Патриархата, которая длится уже около десятилетия, в те годы не было. И это тоже нам ещё предстоит осмыслить. Что же касается осмысления самого Жития приснопамятного Святейшего Владыки, то и это тоже дело будущего. Скорее всего, обозримого.

Уроки приснопамятного Предстоятеля

А завершая текст памяти этого великого человека и архипастыря, о котором, как об ушедшем родном отце или дедушке, сегодня вспоминают миллионы русских православных людей в разных уголках нашей планеты, хочется привести ещё один фрагмент из нашей беседы с отцом Владимиром Вигилянским о приснопамятном Святейшем Патриархе:

«О нём никто не забывает, огромное количество людей его до сих пор очень любят, молятся за него (и я тоже молюсь за него ежедневно). И я думаю, многое будет открываться из того, что и как он делал, постепенно. Иногда я думаю: ой, как порадовался бы Патриарх Алексий, если бы он узнал о том-то, что сейчас у нас в Церкви сотворилось. А с другой стороны: как хорошо, что он не дожил до плясок на амвоне Храма Христа Спасителя, он бы этого не пережил.

И это – крайне важный момент! Его трепетное отношение к святости. Попрание святости – для Святейшего Патриарха Алексия было просто чудовищной вещью. И ещё. Знаете, почему он практически не ездил на Украину, хотя для этого тогда не было препятствий? Мне удалось узнать ответ на этот вопрос. Потому что государственные власти новой Украины, какой бы президент там ни был, всегда в той или иной степени поддерживали раскольников. И Патриарх Алексий как-то сказал: пока власть раскалывает православный народ, способствуя развитию раскола, моя нога не вступит в это государство».

Последнее богослужение Святейшего Патриарха Алексия II. Московский Донской монастырь. 4 декабря 2008 года. Фото: patriarchia.ru

Двенадцать лет назад, 4 декабря 2008 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, за считаные часы до того, как отойти в мир иной, Святейший Владыка сначала совершил Божественную Литургию в Успенском соборе в Кремле, а затем – молебен у мощей Святителя Тихона, Патриарха Московского, в Донском монастыре. И в очередной раз повторю слова, которые произносил уже неоднократно: у меня нет никаких сомнений, что два этих русских Первосвятителя сегодня пребывают вместе перед Престолом Божиим.

Читать еще:  Георгий Победоносец - биография, фото. Георгиевский крест

Упокой, Господи, душу раба Твоего приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия, и святыми его молитвами помилуй всех нас. Вечная память!

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Музыка

  • Все (1)

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Патриарх Алексий II был женат.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был женат. Но этого факта нет ни в одной его официальной биографии.

В живописном пригороде Таллина, Нымме, в скромном сельском доме живет женщина. Она выглядит намного моложе своих лет (а ей почти 72), знакомые называют ее исключительно достойным человеком. Она вырастила троих детей от второго брака, похоронила второго мужа. И мало кто знает, что в первом браке она была супругой нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (тогда — студента Ленинградской Духовной академии Алексея Михайловича Ридигера).

Разумеется, патриарх, как и всякий епископ, не женат: начиная с VII века церковь требует от своих епископов безбрачия. Но это не значит, что он не имел права быть женатым до того, как принял монашество. Сегодня среди епископата Русской церкви не- мало тех, кто когда-то овдовел или в силу каких-либо причин развелся. Так, из вдовых протоиереев стали архиереями архиепископ Кемеровский Софроний (Будько), недавно скончавшиеся архиепископы Тихвинский Мелитон (Соловьев) и Вологодский Михаил (Мудьюгин). Не сложился брак у архиепископа Тамбовского Евгения (Ждана) и митрополита Курского Ювеналия (Тарасова), последний сам воспитывал двух своих детей. Из вдовых протоиереев вышел даже один новомученик — митрополит Казанский и местоблюститель Патриаршего престола, недавно канонизированный Кирилл (Смирнов).

Такая судьба не считается среди православных чем-то предосудительным. Факт супружества зачастую находит свое место в официальных биографиях русских архиереев. Однако ни в одном официальном тексте о жизни патриарха Алексия нет ни слова о том, что он тоже был женат. Можно прочесть, что после первого же посещения Валаамского монастыря в 1938 году будущий патриарх уже в возрасте 11 лет мечтал стать монахом.

Супруга патриарха Вера Георгиевна Алексеева (Мянник по второму мужу) родилась в том же 1929 году, что и Алексей Михайлович (он — 23.02, она — 2.12), в семье Георгия Михайловича Алексеева. Тесть патриарха, петербуржец по рождению (20.01.1892), технолог по образованию, в 1918 году окончил Петроградскую Духовную академию и оказался в эмиграции в Эстонии. В 1931 году он стал священником и долгое время служил настоятелем Александро-Невского собора в Таллине, где в свое время был прислужником будущий патриарх.

Свадьба состоялась 11 апреля 1950 года, когда будущий патриарх был еще студентом 1-го курса академии. Запись о заключении брака имеется в таллинском архиве, но мы не приводим ее, так как по эстонским законам она может быть обнародована только по решению суда или по согласию родственников. В тот же день молодых повенчали их отцы — Михаил Ридигер (тоже священник) и Георгий Алексеев. Кстати говоря, некоторые православные думают, что родители не должны венчать своих детей: якобы плохая примета и брак будет несчастным. Но в данном случае гораздо интереснее другое: дата венчания. Пасха в 1950 году приходилась на 9 апреля, 11 апреля — это Светлый Вторник, а по церковным правилам во время всей пасхальной недели не венчают: надо ждать так называемой Антипасхи или Красной Горки (следующее за Пасхой воскресенье; в 1950 году — 16 апреля).

Что же заставило студента Духовной академии и двух уважаемых священников-отцов нарушить канон? Видимо, Алексей Михайлович торопился получить священнический сан, который не может быть принят до венчания. Действительно, уже через четыре дня, 15 апреля, будущий патриарх рукополагается во диакона, а 17 апреля — во священника. К чему такая спешка, почему бы не подождать несколько дней и не сделать все по правилам? Почивший инспектор Ленинградской Духовной академии Лев Парийский (1892 — 1972) считал, что знает правду. В архиве Совета по делам религий при Совете Министров СССР сохранилось его письмо (проще говоря — донос) «Уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по г. Ленинграду и Ленинградской области А.И. Кушнареву»:

«В Л.Д.А. (Ленинградская Духовная академия. — Прим. авт.) был случай посвящения в сан священника с целью уклониться от отбывания службы в Советской армии. Ридигер А.М., 1929 г.р., подлежал призыву на военную службу в 1950 году. Будучи женихом дочери протоиерея г. Таллина Г.Алексеева, Ридигер А. желал избавиться от военной службы. Узнав наверняка за несколько дней о призыве в армию, Ридигер, протоиерей Алексеев и епископ Таллинский Роман упросили митрополита Григория на согласие повенчать Ридигера во вторник на пасхальной седмице, когда по Церковному Уставу брак запрещен.

Ридигер был повенчан в Академической церкви во вторник пасхальной седмицы 1950 года, спешно произведен в диаконы, затем во священники епископом Романом и назначен на эстонский приход ст. Йыхва, Балт. ж.д., Нарвская ул., Э 102.

Инспектор Академии Л. Парийский, 27 ноября 1951 г.»*.

Действительно, до 1950 года студентам духовных учебных заведений предоставлялась отсрочка от армии. В 1950 году ее отменили и не стали призывать лишь лиц в священном сане. Не забудем, что будущий патриарх Алексей Ридигер родился в буржуазной Эстонии, в советскую школу не ходил, в стране победившего социализма оказался буквально только что и в этом смысле вряд ли был морально готов идти служить в Советскую армию.

Что же заставило инспектора Духовной академии написать донос на будущего патриарха и собственного студента да еще и спустя несколько месяцев после свадьбы? Соответствует ли изложенная версия действительности? Наверняка этого мы никогда не узнаем. Но документ выдвигает по-человечески вполне понятную версию причин спешки с браком и рукоположением. Стоит добавить, что в известных нам официальных биографиях Алексия II содержится фраза: «Был признан невоеннообязанным из-за болезни сердца».

Брак Алексея Михайловича и Веры Георгиевны просуществовал совсем недолго: молодая пара разошлась в том же 1950 году. Причины развода окутаны тайной. Если брак действительно был заключен под давлением внешних обстоятельств, то ясно, что он и не мог быть прочным.

Распад молодой семьи послужил причиной серьезного разлада между Алексеевыми и Ридигерами, о чем свидетельствуют воспоминания очевидцев.

Стоит добавить, что брак не был следствием юношеского порыва, этот выбор был общесемейным делом. Сохранившиеся в архивах дневниковые записи одного из ныне покойных профессоров Ленинградской Духовной академии свидетельствуют, что Елена Иосифовна, мать будущего патриарха, считала «лучшей невестой» для своего сына другую девушку — Ирину Пономареву. Пикантность ситуации заключается в том, что эта самая Ирина в 1951 году стала второй женой инспектора Ленинградской духовной академии протоиерея Алексея Осипова. Впоследствии Осипов демонстративно порвал с церковью (то были времена «научного» атеизма и «хрущевских гонений») и перешел на позиции воинствующего атеизма. Он стал самым знаменитым вероотступником советского времени, написал несколько атеистических книг. О доверительных отношениях между Ириной Пономаревой и Алексеем Михайловичем Ридигером свидетельствуют письма Ирины к друзьям, где она называет его Лешей даже после того, как тот стал священником.

Бывший тесть патриарха протоиерей Георгий Алексеев в 1952 году овдовел, что предрешило его дальнейшую судьбу. В конце 1955 года Синод назначает его епископом Таллинским и Эстонским. 17 декабря 1955 года он принимает монашество с именем Иоанн, а 25 декабря совершается его епископская хиротония. Все это время с 1950 по 1957 год иерей Алексей, будущий патриарх, был настоятелем маленького прихода в эстонском городке Йыхви. Однако в 1957 году бывший тесть его повысил: возвел в чин протоиерея и назначил настоятелем и благочинным в крупный город Тарту. Опасения семейства Ридигеров относительно возможного плохого отношения со стороны бывших родственников не подтвердились.

Однако в августе — сентябре 1961 года происходит следующее. Бывший тесть епископ Иоанн (Алексеев) получает назначение в Горький, а его место занимает. бывший зять — будущий патриарх! Эта семейственная преемственность могла бы произвести трогательное впечатление, если бы не одно обстоятельство. Назначение епископов из вдовых или разведенных священников, как мы уже говорили, — дело обычное. Однако чаще всего кандидаты на должность епископа принимают монашество уже после решения Синода: непосредственно перед епископской хиротонией. Здесь же это произошло заранее. 14 августа 1961 года иеромонах Алексий (Ридигер) назначен Синодом епископом Таллинским. Но монашество он принял еще 3 марта в Троице-Сергиевой лавре.

Рукоположение будущего патриарха в епископы прошло в Таллине 3 сентября 1961 года. Службу возглавлял епископ Никодим (Ротов), который официально считается «основоположником» карьеры Алексия, а в рукоположении участвовал, как бы по иронии судьбы, и бывший тесть — архиепископ Иоанн. Можно предположить, что на этой службе в Александро-Невском соборе стояла на своем любимом месте у левого клироса и бывшая супруга Вера.

Перевод Иоанна (Алексеева) на Волгу губительно сказался на его здоровье. В 1963 году, через полтора года после перевода, он заболел, в 1965 году ушел на пенсию и 16 июня 1966 года умер. 21 июня его погребали в Таллине, и совершал это бывший зять епископ Алексий (Ридигер). Дочь одного и бывшая супруга другого, наверное, опять стояла где-то рядом.

Трудно предположить, что заставило патриарха вычеркнуть из своей официальной биографии эпизод супружеской жизни с этой женщиной. Чисто по-человечески такой факт не может повредить имиджу ни одного нормального человека. Ни в обществе, ни в церкви.

Ист.: «Московские новости», 22 мая 2001 г., с. 2-3.

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector