1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Африканские религии. Традиционные религии африки

Содержание

Африканский Баал, боги, религии и культы этого континента

Сегодня много африканских религий, каждая представляет веру в определённых богов. Одни похожи между собой (творец, африканский Баал и другие). Отдельные традиции и культы общие для многочисленных африканских этнических групп. Однако в все они уникальны для каждого этноса.

Религии в Африке

Африканские традиционные религии исповедуют около 15% местных жителей на континенте. Верования у каждого отдельного народа имеют свои черты. Однако есть и общее.

Во всех этих религиях один бог – творец Вселенной. Согласно мифу, когда божество сделало свою основную задачу (создало Вселенную), отправилось в небытие.

Спустя время на землю спустился сын этого существа, он путешествовал среди смертных, но земные жители принесли ему вред, и он вознесся на небеса. Такой сюжет встречается в многих религиях, в христианстве.

В этнических группах Африки нет четко сформированного внятного мифа о создании Вселенной и мира.

У догонов есть легенда о создании всего сущего из яйца. Они считают, что мир многослойный, и слои «нанизываются» на мировую ось. Общая черта этих религий — отсутствие веры в чистилище, рай и ад. Однако есть заметки о потусторонней жизни.

В Африке нет пророков и святых писаний. Но сильна вера в колдовство. Важные составляющие африканской религии — это ритуалы инициации и посвящения. Много тайных обществ. Важный аспект любого обряда — музыкальное сопровождение. Регулярно проводятся фестивали с ритуальными танцами.

Боги Африки

На таком континенте, как Африка, множество разнообразных племен, и тяжело перечислить всех почитаемых на этой территории божеств. С богами Северной Африки мы знакомы с детства. Это боги Египта.

Сегодня мало кто поклоняется им, относится с таким же трепетом и уважением, но и сейчас египетская цивилизация – одна из богатых и загадочных.

Несмотря на разнообразие всех божеств Центральной и Южной Африки, есть те, что выполняют одинаковую функцию, но в различных племенах носили другие имена.

Африканский Баал (Балу)

Это особенный бог. Буквально имя переводится как «хозяин, господин, владыка». Встречается в религиях различных народов. Сначала это слово было нарицательным. Обозначало бога любого племени и местности. Такой титул давался князьям. Поэтому это собирательный, разносторонний образ. Встречается в различных ипостасях.

  • Баал-Брит («бог союза») — этому существу поклонялись евреи после смерти Гедеона.
  • Баал Пеор — один из моавитских Баалов.
  • Баал-Хаммон — божество солнца, у отдельных племен одно из главных существ – даровало людям плодородие.
  • Баал-Хаддат — повелитель грома, бури, земли, давал урожай и изобилие.
  • Ху-Баал — один из божеств у древних арабов.
  • Баал-Белен — ещё одна ипостась, ассоциировалась с повелителем солнца.

Согласно многим преданиям, отец Балу – Дагон, бог изобилия, пищи, земледелия и рыболовства. Многие функции Балу заимствовал у отца. Упоминается и в качестве покровителя войны, битв.

Бог-творец

Теория существования божества, сотворившего мир, распространённая. У такого бога-творца много имен: Адудва (бауле), Алуруа (ашанти), Амма (до-гон), Ио (бамбара), Кулотиоло (сенуфо), Леза (ила, мамба).

У народов Африки к творцу не обращались в мольбах и просьбах, он не имеет культа. Люди считали божество величественным, могущественным и важным. А значит, ему нет дела до проблем простых смертных.

Считалось, что с мольбами стоит обращаться к приближенным к людям богам. О творце предпочитали не говорить. Есть ещё отличительная особенность божества — у него либо неопределенный пол, либо присуща двуполость. Это неудивительно, верховное существо должно совмещать разнообразные признаки.

Бог действующий

Встречается еще одно магическое существо в различных религиях — божество это управляло судьбами людей. Народы верили, что принимает сущность любой облик (людской — реже всего), обитает оно в небесах, вершит человеческие судьбы, управляет природой и стихиями.

Каждый народ наделял такое божество своими отдельными качествами, приписывал ему удивительные способности. У масаев Нгаи (Энгаи) такое божество одновременно управляло дождем, громом, молнией и войной.

Местные жители верили, что божество одобряет грабежи, налеты племени. К нему обращались непосредственно перед набегом на либо разбоем. У других народов божество ассоциировалось с трудолюбивым пауком, супруга его – богиня плодородия.

У племени шона этот бог также повелитель грома, его считали первопредком. Многие верили, что он награждал людей дождями либо наказывал жуткой засухой.

Различные божества занимали значимую роль в жизни племен. Они обеспечивали авторитет власти в Африке на всех уровнях. Сегодня верховные боги благословляют не вождей и предводителей общин, а президентов.

В Танзании чтят верховного бога Мунгу, он общегосударственный символ. От него зависят благополучие и счастливое будущее страны. В гимне Танзании есть такие слова:

Мунгу, благослови Африку, благослови её руководителей… Мунгу, благослови Танзанию и её народ… Даруй нашему президенту здоровье, долгую жизнь и мудрость… чтобы он мог управлять справедливо и мирно для процветания Объединённой Республики Танзании.

Культы и религии Африки

Занимающиеся земледелием племена Африки колоссальное значение предавали общинам и культу аграрных богов покровителей. Существовали общины, которые поклонялись своим духам (повелители водоемов, холмов, долин и лесов). Многие почитали местных божеств, а других игнорировали.

Тяжело говорить о религиях и культах Африки. Каждый народ имеет множество особенностей, о любом из них рассказывать долго.

Распространен на этом континенте культ предков. Он один из самых главных. У представителей разных народов под влиянием традиций он трансформировался. Но есть общее.

Они считают, что жизнь после смерти есть и усопшие предки становятся духами. Они невидимые, не имеют формы, сохраняют облик (как при жизни) и вселяются в животных, растения (в камни, водоемы).

Практически все народы верят, что усопшие пращуры любят находится недалеко от места, где жили. Помогают людям в домашних делах, оберегают от неправильных поступков, могут наказать нерадивого потомка.

У африканцев непростая иерархия духов. Верхнюю позицию занимали те, кого почитали как родоначальников. В отдельную категорию выделялись духи предков семьи, рода, общины, племени, народа. В отдельные категории входили умершие естественной либо насильственной смертью люди.

Одними общинами почитались в большей степени предки мужчины, другими — женщины, в отдельных общинах одинаково почитались все. В давние времена местные жители верили, что почитание усопших поможет духам спокойно обитать в потустороннем мире, и пращуры не откажутся помогать живым потомкам.

Народ баньяруанда (Руанда) верит, что души усопших людей находятся рядом, когда почитаются живыми и соблюдаются все обряды. Бамилеке (Камерун) полагали: чтобы сохранить душу умершего, надо сберечь череп человека.

Это касалось предков-вождей. Поэтому их черепа хранились в хижинах, к ним приходили с жертвами, обращались с мольбами. Люди верили, что утерять череп – к беде. Дух нанесет селению вред. Это говорило о том, что душе усопшего не уделялось внимание, не проявлялись уважение и забота.

Многие столетия культ предков – устойчивая форма традиционных африканских религий, и этот культ плавно вошел в современную жизнь.

Тотемы

Многим известно, что у народов Африки есть тотемные животные. В связи с этим появилось много сказаний и ритуалов. У народов, с уважением относившихся к змеям, есть такой обряд.

Новорождённого ребёнка клали со змеей. Когда она не трогала малыша, считалось что он заслуживает жизни. Когда нападала, убивали как нечистого.

Согласно верованиям, тотемное животное сохраняет связь с определенной этнической группой. Тотем племени – сильное животное, то этот хищник пощадит поклоняющихся ему людей.

Но когда тотемное животное нападало на поклоняющегося человека, это говорило о том, что он незаконный член рода. И человека изгоняли. Во многих областях Африки запрещалось употреблять мясо таких животных в пищу. Поклонение тотемам сегодня практически не сохранилось у народов Африки.

Африканская культура богата. Многие столетий она развивалась и трансформировалось. Но разнообразные культы, вера в богов, поклонение идолам ещё распространены на территории континента. И до скончания времен останутся верные древним традициям предков люди.

Религии Африки

В Африке распространено несколько основных религий. Большинство африканцев придерживается христианства или ислама, однако многие их приверженцы также практикуют и традиционные африканские религии, включая народные и синкретические [1] .

Содержание

Авраамические религии

Большинство африканцев — последователи авраамических религий: христианства и ислама. Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям. [2]

Христианство

Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году. Миссионерская активность в время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

Ислам

В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д’Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров.

Иудаизм

Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х годов эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.

Небольшое количество последователей иудаизма есть среди этноса игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами; см. также: en:Igbo Jews).

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Дхармические религии

Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.

Индуизм

По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, индуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана). [3] Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии. [3]

Буддизм

Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго. [4]

Сикхизм

Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов (см.: en:Image:World Sikh Pop. Map 2004-02.JPG).

Традиционные религии

Традиционные религии

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.

Христианско-африканские культы

Христианско-африканские культы — синкретические культы, сочетающие элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии. [5]

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом [6] :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека. [7]

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

  • Адаптированно-христианские секты
  • Мессианские секты
  • Языческо-христианские секты
  • Эфиопские секты (Чёрные церкви)
  • Ветхозаветные секты [5]

Наиболее значимым являются:

  1. растафарианство;
  2. кимбангизм — церковь последователей Симона Кимбангу, (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).

Бахаи

Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, африканцами. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.

Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей [8] ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год [9] ). В Нигерии и Нигере — около тысячи последователей.

Читать еще:  Поздравление с праздником николая чудотворца сегодня. День Николая угодника — поздравления, стихи

Нерелигиозность

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным. На практике это может означать что угодно: от агностицизма, деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах

Традиционные религии Африки

Одной из шести частей света является Африка. Это огромный континент, который омывается двумя морями (Средиземным и Красным) и двумя океанами (Атлантическим и Индийским). На её территории находится пятьдесят пять государств, где проживает более миллиарда человек.

Народы этой части света самобытны и уникальны, со своими верованиями и традициями. Какая религия в Африке самая распространенная? И почему она так популярна на континенте? Какие ещё религии Африки мы знаем? В чем их особенности?

Начнем с любопытных сведений об одном из самых жарких мест мира.

Африка: интересные факты

Здесь были найдены первые останки самых древних людей. Ученые доказали, что человечество зародилось именно в этой части света.

Наряду с самыми известными мировыми религиями, такими как христианство, ислам и буддизм, в некоторых уголках континента существуют и экзотические религии народов Африки: фетишизм, древние культы и жертвоприношения. Среди самых необычных из них — поклонение звезде Сириус, которое распространено в племени догонов, одного из многочисленных племён западной части континента. А в Тунисе, например, государственной религией считается ислам. Его исповедует большая часть населения.

Интересно, что в одной из самых экзотических стран Африки — Эфиопии — не принято выражать бурные эмоции. На улицах и в общественных местах следует воздерживаться от любого проявления чувств.

Одна из самых распространенных религий — ислам

В середине 7-го века Северная Африка была завоевана арабами. Захватчики принесли с собой ислам. Применяя различные меры убеждения к коренному населению — освобождение от налогов, получение определенных прав и т. д. — арабы внедряли новую религию. Ислам очень быстро распространялся по континенту и в некоторых местах соперничал с христианством.

Религия Африки в 19 веке

Первые европейские колонии здесь появились в 15-м веке. С этого времени в Африке начинает распространяться христианство. Одна из ключевых идей этой религии — существование прекрасного, беззаботного потустороннего мира — нашла свое отражение в местных обычаях и культах. Итогом этого стало повсеместное развитие христианства. На континенте строились школы для африканских детей, в которых не только учили читать и писать, но и знакомили с новой религией. К 19-му веку христианство уже широко распространилось в Африке.

Распространенные культы и религии Африки

Но воспринимая постулаты общеизвестных религиозных верований, африканское население продолжает придерживаться и древних культов:

  • Культ вождя. Он распространен во многих африканских племенах в различных проявлениях. К вождю относятся как к колдуну или жрецу, а в некоторых местах Африки прикосновение к нему даже карается смертью. Глава племени должен уметь делать то, что не может обычный человек: вызывать дождь, общаться с духами умерших. Если же он не справляется со своими обязанностями, его могут даже убить.
  • Культ вуду. Одна из самых мистических религий, зародившаяся в Западной Африке. Она дает возможность человеку напрямую общаться с духами, но для этого необходимо принести в жертву животное. Жрецы исцеляют больных, снимают проклятия. Но известны и случаи, когда религию вуду используют для черной магии.
  • Культ предков, или духов. Занимает важное место среди традиционных религий Африки. Особенно развит в земледельческих и скотоводческих племенах. В его основе вера в то, человеческая душа после смерти продолжает существовать и может вселиться в дерево, растение или животное. Дух предков помогает в повседневной жизни, уберегает от неприятностей.
  • Культ животных, или зоолатрия. В его основе лежит страх человека перед дикими хищниками. Особым почитанием пользуются леопард и змеи.
  • Культ вещей и предметов — фетишизм. Одна из самых распространенных религий Африки. Предметом поклонения может стать любая вещь, поразившая человека: дерево, камень, статуя и другое. Если предмет помогает человеку получить то, что он просит, то ему приносят различные подношения, если нет, то заменяют другим.
  • Ибога — самая необычная религия Центральной Африки. Свое название она получила от наркотического растения, применение которого вызывает галлюцинации. Местные жители верят в то, что после применения этого средства, душа покидает тело человека и он имеет возможность общаться с духами животных и растений.

Особенности религий африканского народа

Интересно перечислить отличительные черты религий народов Африки:

  • Уважительное отношение к умершим. Проведение специальных ритуалов, при помощи которых обращаются за помощью к духам. Умершие оказывают большое влияние на существование живых.
  • Отсутствие веры в рай и ад, однако представление о загробной жизни у африканцев имеется.
  • Беспрекословное выполнение наставлений старших. Вообще, культуры и религии Африки основаны на традиции передачи главных понятий о жизни и обществе через устные рассказы от старшего к младшему.
  • Во многих африканских племенах устойчива вера в высшее существо, которое сотворило мир и руководит всей жизнью на земле. К нему можно обращаться только в исключительных случаях: засуха, наводнение, угроза для жизни общества.
  • Вера в мистические превращения человека. С помощью специальных культов человек может усилить свои физические и умственные способности.
  • Поклонение предметам, наделенным мистическими свойствами.
  • Жертвы богам может приносить любой человек.
  • Большое количество различных обрядов, связанных с различными периодами в жизни человека: взрослением, свадьбой, рождением детей, смертью.
  • Близость к природе и любовь к земле.

Самые популярные традиции и обычаи Африки

Ни одна страна мира не вызывает к себе такого пристального внимания туристов. Одной из причин является большое количество интересных обычаев. Самые любопытные из них связаны со свадебными ритуалами и семейной жизнью. Вот лишь некоторые из них:

  • Невеста идет пешком к дому жениха и сама несет своё приданое.
  • У дома будущего мужа собираются женщины и кричат на девушку. Считается, что эти действия помогают обрести счастье молодоженам.
  • После свадьбы муж с женой не должны несколько дней выходить на улицу.
  • В Эфиопии проживает племя хамеров, в котором чем больше шрамов на теле женщины, тем счастливее она считается. Доказательством любви мужа служат еженедельные побои.

Информация для туристов

Африка — удивительный и экзотический мир, который привлекает огромное количество путешественников со всего света. Отдых здесь приносит новые уникальные знания и множество позитивных эмоций, но, чтобы пребывание не закончилось плачевно, воспользуйтесь следующими советами:

  • Не высказывайтесь негативно об обычаях и традициях местных жителей.
  • Многие религии Африки запрещают женщинам ходить по улицам с открытыми руками и ногами.
  • Чтобы жители отнеслись к вам с большим радушием, необходимо выучить несколько слов или фраз на местном наречии.
  • Будьте аккуратны с объятиями и поцелуями, в странах Африки не принято публично выражать свои чувства.
  • Не давайте денег нищим, в противном случае вы будете атакованы целой толпой.
  • Открытую одежду лучше всего оставить для пляжа.
  • Чтобы сфотографировать понравившееся место или достопримечательность, необходимо спросить разрешения у сопровождающего, во многих случаях фотосъемка запрещена.

В заключение

Религии Африки разнообразны. Самое главное, что каждый житель имеет право сам выбирать ту, которая будет ему по душе. Конечно, есть ещё такие места на континенте, в которых поклоняются различным культам и совершают обряды, не приемлемые для туристов, но в целом религии Африки направлены на сохранение мира и благополучие человека.

Какая вера у африканцев

В Африке проживает примерно 10 тыс. племен и народностей. При этом понять, какая вера у африканцев, достаточно легко. Дело в том, что подавляющее большинство жителей Черного континента исповедует ислам. Кроме того, количество африканских христиан немногим меньше количества мусульман.

Таким образом, эти две религии охватывают 85% населения континента. Что же касаться различных экзотических культов, то количество их последователей в его масштабах незначительно. Поэтому приехав в Африку можно скорее увидеть католическую мессу или намаз, чем жертвоприношение неведомому языческому божку.

Африка — это прародина человечества

Африка — это второй по площади материк после Евразии. Он омывается Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга. Кроме того, Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов.

Без островов Африканский континент имеет площадь 29,2 млн км², с островами — около 30,3 млн км², покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши. На территории Африки расположено 55 государств.

Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков. На сегодняшний день население африканского континента составляет около миллиарда человек.

Африканский континент пересекает экватор и много климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Это самый жарки континент на Земле.

Среди мировых религий преобладают ислам и христианство. Примерно 85% африканцев являются последователями этих мировых религий. Среди христиан наиболее распространены: католицизм, протестантство, в меньшей степени православие и монофизитство.

В Восточной Африке также живут буддисты и индуисты (многие из них являются выходцами из Индии). Также в Африке проживают последователи иудаизма и бахаизма.

Привнесённые в Африку извне религии встречаются как в чистом виде, так и синкретизированные с местными традиционными религиями. Среди «крупных» традиционных африканских религий можно указать ифаили бвити

Христианство — одна из самых распространенных религий в Африке

История христианства в Африке насчитывает две тысячи лет. Так влиятельную в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптскую Православную Церковь основал, по преданию, Апостол Марк приблизительно в 42 году.

Во времена Колониального периода христианские миссионеры активно проповедовали среди африканских народов Слово Божие. В результате их деятельности христианство в Африке надежно укрепилось.

Особенно оно распространено в Южной Африке, Центральной части африканского континента, а также в Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. На 2000 год здесь насчитывалось 380 миллионов христиан.

Апостол и евангелист Марк. Считается, что апостол Марк основал Коптскую Православную Церковь. Фото: upload.wikimedia.org

Кроме традиционного христианства, на африканском континенте представлены христианско-африканские церкви и культы. Это организации, которые в определённое время отошли от церквей западного направления или же возникли на африканской почве, сочетая элементы христианства и местные традиции.

Они сформировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века. Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство».

Кроме того, толчком к их созданию послужил тот факт, что большое количество догматов христианства не соответствует проводимой колониальными властями политике.

В результате афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии. Создание афрохристианских церквей стало, таким образом, формой протеста против колониальных захватов.

Члены кимбангистской церкви в Лиссабоне, празднующие Рождество 25 мая (дата перенесена на день рождения Саломона Диалунгана, сына Симона Кимбангу). Кимбангистская церковь — одна из самых влиятельных ветвей афрохристианства. Фото: upload.wikimedia.org

К началу ХХ века афрохристианство сформировало собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

  • адаптированно-христианские секты;
  • мессианские секты;
  • языческо-христианские секты;
  • эфиопские секты (Чёрные церкви);
  • ветхозаветные секты.

Наиболее значимым из них являются:

  • растафарианство;
  • кимбангизм — церковь последователей Симона Кимбангу, (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).

Ислама наряду с христианством доминирует в Африке

Какая религия у африканцев доминирует невозможно понять, не изучив вопрос распространения ислама на континенте.

Он доминирует в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д’Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья Африки.

Ислам, как и христианство, проник на континент через Эфиопию. Далее его распространили через Египет и Синайский полуостров персидские и арабские купцы.

Карта распределения христианских и исламских районов в Африке. Ислам и христианство — это доминирующие религии среди африканцев. Фото: pp.userapi.com

Африка была первым континентом за пределами Аравии, куда распространился ислам в начале VII века. Кроме того, значительное количество сторонников движения Ахмадийя и шиитов. Почти треть мусульманского населения в мире проживает на этом континенте. Большинство африканцев-мусульман — сунниты.

По данным 2002 года, мусульмане составляют 45 % населения Африки. Большое количество мусульман проживают в Северной Африке, на Африканском Роге, на побережье суахили и в большой части Западной Африки. Меньшее — в Южной Африке.

Ислам в Африке часто адаптируется к местным культурным контекстам и системам взглядов, формируя особенные формы. Африканцы, в общем, адаптировали ислам двумя способами, сделав его частью своих традиций, или более радикально, как движение Альморавидов.

При этом общими для многих африканцев-мусульман является большинство исламских обрядов. Общим также является ориентация на признанные центры исламского мира, например, Саудовскую Аравию.

В Ветхом Завете, в книге Исход упоминается Африка

Африка упоминается в Ветхом Завете в Книге Исход, которая повествует об исходе евреев из Египта. Последователи иудаизма в Африке разбросаны по большой территории. Это Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане.

Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем.

Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. В 1993 году многие из африканских евреев были вывезены в Израиль военными вертолётами и получили гражданство этой страны.

Карта, Еврейское население Африки. Последователей иудаизма в Африке немного. Фото: upload.wikimedia.org

Небольшое количество последователей иудаизма есть среди народа игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев.

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев.

Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

В Африке слабо распространены дхармические религии: индуизм, буддизм, сикхизм

Дхармические религии в Африке не очень распространены. Дело в том, что по сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка.

Фактически пустить здесь корни тот же индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе.

Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана).

Храм Радхи-Радханатхи в Дурбане, ЮАР. Представители дхармических религий в Африке малочисленны. Фото: media-cdn.tripadvisor.com

Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго.

Африканские сикхи проживают в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов.

Традиционные Африканские религии исповедует не более 15% африканцев

Несмотря на бытующие в среде американцев и европейцев мифы, традиционные африканские религии в самой Африке малопопулярны. Только 15% жителей Африки исповедуют их.

Эти верования включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого племени.

Святыня народа йоруба. Традиционные африканские религии значительно уступают по численности своих последователей по сравнению с христианством и исламом. Фото: upload.wikimedia.org

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах.

Кроме того, часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо. Последователи африканских религий не верят в рай, ад, чистилище, при этом у них существует представление о потусторонней жизни.

Также у большинства африканских религий нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Такие религия как бвити и бьери), основанные на приёме психоактивных растений, сочетают в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий. Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.

В Африке присутствуют общины бахаи и других нетрадиционных религий. Также есть и атеисты

Бахи в Африке появились относительно недавно, по этому статистику по их численности трудно проследить. Считается, что несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, неграми.

В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.

Читать еще:  Когда церковь разделилась на католическую и православную. Великая схизма (раскол христианской церкви)

Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей, Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год. В Нигерии и Нигере имеется около тысячи последователей.

Дом поклонения Бахаи, Уганда. Бахаи появились в Африке недавно, поэтому сведения о них скудны. Фото: lh6.googleusercontent.com

Кроме того, в Африке также имеются последователи новых религий, например, китайской Фалуньгун. Обычно распространителями и проповедниками их выступают европейцы и иные неафриканцы.

Деятельность таких религиозных общин часто вызывает противодействие со стороны представителей ислама и властей того или иного африканского государства.

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным. На практике это может означать что угодно: от агностицизма, деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам.

Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах. Здесь сказывается влияние европейцев, которые веками управляли этим регионом.

Религиозные столкновения в Нигерии. Карта боевых действий по состоянию на 2015 год. Большинство погибших в ходе боевых действий в Африке стали жертвой межрелигиозных столкновений. Фото: upload.wikimedia.org

За Африкой прочно утвердилась репутация наиболее конфликтного места планеты, причём уровень стабильности со временем здесь не только не повышается, но и имеет тенденцию к понижению.

За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооружённых конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн человек, большая часть из которых (92 %) — гражданское население.

Большая часть таких конфликтов возникла на религиозной почве. Особенно часть конфликты возникают между радикальными исламскими группировками и представителями иных религий.

Религии Африки

Африканский континент славится своим разнообразием во всех сферах, поэтому и религии Африки весьма разнообразны, тут имеются представители большинства современных направлений, устойчивое место занимают и старинные верования, привычные для здешних племён.

Большая часть населения Чёрного континента исповедует популярные по миру христианство и мусульманство, часто эти традиции адаптированы к африканским реалиям. Встречается ещё индуизм и иудаизм. Много здесь и приверженцев традиционных религий, пришедших издавна и связанных с длительным автономным историческим развитием.

Христианство пришло в Африку извне, случилось это, как гласит предание, в 42 году, тогда православную Коптскую церковь образовал Апостол Марк. А во 2-м веке новая религия стала популярной в Египте, а также в Эфиопии и Эритрее. Это движение распространилось на всё североафриканское побережье. Последующая история этой религии Африки такова:

  • 4 век – появление идеи основания африканской церкви, независимой от Европы, в частности Рима;
  • 5 век – создание монофизитской церкви на основе египетских и эфиопских христиан;
  • 7 век – вытеснение с севера христианства исламом.

Позже христианское движение снова стало набирать популярность, связано это с португальской колонизацией тогда, в 16-18 веке, миссионеры стали навязывать католичество. Впрочем, такая деятельность была мало успешной.

Были и иные периоды активизации христианской пропаганды:

  • середина 19 века – завоевание Африки западноевропейскими колонизаторами, активная работа миссионеров, создание всяческих орденов римско-католической церковью;
  • по окончанию 2 мировой войны христианство в Африке стало приспосабливаться к местным обычаям, наращивание африканского духовенства.

Результатом всех действий стало прочное положение христианства на материке, здесь его различные направления исповедуют около 400 миллионов африканцев, встречаются такие:

  • католики;
  • протестанты;
  • монофизиты;
  • православные;
  • униаты.

Наибольшее число христиан в таких частях Африки:

  • запад;
  • восток;
  • юг.

Афрохристианская или синкретическая религия образовалась соединением классических христианских традиций и местных верований и обычаев, это направление распространённое и важное, выделяют такие его группы:

  • адаптированные христианские секты;
  • секты мессианские;
  • секты языческо-христианского объединения;
  • эфиопские (чёрные) секты;
  • ветхозаветные секты.

Ислам в список религий Африки попал также с помощью иностранного вмешательства – его принесли арабы с Аравийского полуострова. Они завоевали североафриканское побережье в 7 веке, чтобы распространить свою религию захватчики пользовались активными экономическими и административными мерами:

  • ограничение прав для неверующих;
  • обложение их податями и прочее.

В итоге традиции ислама в северной Африке полностью установились в 12 веке. Отсюда торговцы и переселенцы стали приносить мусульманство и на восток континента, со временем тропическая часть также познакомилась с новой религией, которая стала серьёзной конкуренцией для христианства.

В современной Африке мусульмане живут в таких регионах:

  • север;
  • запад;
  • северо-восток.

Традиционные религии Африки

Несмотря на популярность всемирно известных церквей, традиционные религии Африки всё также востребованы и используемы, как и столетия назад. Данные верования прошли длиннейшую историю в уединении от всего мира, связаны они с африканскими традициями передаваемыми племенами из поколения в поколение. Всё это было связано с обыденной жизнью, природой, пониманием мира, поэтому отражало истинную сущность африканцев.

В связи с этим такие ритуалы настолько укрепились в сознании и жизни людей, что доныне проявляются во многих странах континента в той или иной степени. Обычно подобные религии встречаются в Чёрной Африке, причём многие африканцы могут спокойно исповедовать любую иную веру, тайно поклоняясь давним традициям.

Все традиционные религии Африки имеют общие черты, первой из которых является погребальный культ выраженный в глубоком почитании предков и всех умерших. Каждый, кто оставил жизнь, становится особым объектом для живых наследников, всеми семьями и родами почитали ушедших, проводили специальные ритуалы, чтобы духи помогали в жизни.

Именно так жил южноафриканский народ тхонга, для его представителей все души предков становились почитаемыми объектами. Такой культ у них семейный, жертвы и ритуалы совершают для духов двух линий – материнской и отцовской. Аналогично живёт и восточноафриканский народ джагга.

Следующей чертой африканских верований является тотемизм, который по сей день встречается некоторыми элементами в культуре стран Африки на востоке и юге, здесь тотемами являются животные. Бечуаны и сейчас имеют тотемические танцы.

Отдельно стоит культ животных, который произошёл от древнего страха перед опасными зверями. Для многих африканских народов таким почитаемым стал леопард, являющийся очень опасным хищником. Ещё встречаются культы различных змей, в Дагомее имеется даже соответствующий храм.

Те народы Африки, которые занимаются земледелием, часто формируют культ божеств, покровительствующих аграрному делу, они почитают повелителей различных природных объектов (леса, холмы, ручьи и т.д.). У зулусов даже имеется богиня Номкубулвана, дающая, при поклонении ей, плодородие земель.

Именно с африканскими традиционными религиями связано понятие фетишизма, ведь это явление встречается тут у многих народов. Фетишем выбирали любые предметы, помогающие и защищающие. Однако эти самые вещи помимо пожертвований узнавали и всевозможные надругательства, это делалось преднамеренно, чтобы спровоцировать фетиш на выполнение желаемого.

Говоря о традиционных религиях Африки, нужно вспомнить и о культе жрецов, которые встречались не только в вуду но и во многих других направлениях. Вообще, жрецы всегда считались важнейшими людьми в племенах, также были те, кто практиковал особые умения:

  • магию;
  • гадания;
  • знахарство.

Среди современных африканцев встречаются подобные личности, которые помимо перечисленных функций могут выполнять и иные, например, являются духовными лидерами для местных. К тому же часто жрецы объединяются в союзы, которые распространяют своё влияние и на иные сферы, в том числе и на административные.

Традиционные религии Африки

Африка, подобно другим частям света, является «глубоко верующим» континентом. Но в отличие от Азии, Европы, Северной и Южной Америки и Австралии, где преобладают мировые религии (в Азии — ислам, буддизм, а на остальных континентах — христианство), в Африке, особенно в её тропическом и южном регионах, господствуют так называемые традиционные африканские религии.

Что же представляют собой традиционные африканские религии? В широком смысле так принято именовать религиозные представления, верования и культы африканских народов, формировавшиеся на протяжении долгого времени. Они продолжают существовать и сегодня, меняясь вместе с африканским обществом.

Традиционные африканские религии распространены преимущественно южнее Сахары. Хотя точных статистических данных нет, можно утверждать, что их приверженцами является свыше половины населения этого огромного региона, т. е. десятки миллионов человек. Надо также учесть, что и среди тех, кто официально причисляет себя к последователям других верований, немало «скрытых» последователей традиционных африканских религий. Сторонний наблюдатель чаще всего воспринимает традиционные африканские религии через колоритную, далеко не каждому понятную, а иногда и устрашающую религиозную символику: ритуальные маски и ваяния, обряды жертвоприношений, пляски колдунов в причудливых одеяниях и головных уборах, впадающих в транс мужчин и женщин… Между тем всё это хотя и имеет экзотическую, самобытную форму, по сути своей не является чем-то исклюй тельным, выходящим из общего религиозного развития народов. Огромный фактический материал, собранный исследователями разных стран, говорит о том, что начиная с древнейших времён религиозная жизнь африканцев проходила этапы, общие для всего человечества.

В наше время в Африке многие лю сохраняют глубоко религиозное восприятие окружающего мира, унаследованное от предков. И оно при ближайшем рассмотрении далеко не примитивно, в нём присутствуют же образы и понятия, что и у других народов мира.

Одним из ключевых положений религиозного мировоззрения африканцев является вера в то, что в земной и неземной жизни всё взаимосвязано, что после смерти тела продолжается «неземная» жизнь и душа человека даже способна вернуться обратно в земной мир, но уже в ином виде, в ином качестве.

В 1946 г. деревенские старейшины догонов — небольшого народа, живущего в излучине реки Нигер территории современного государства Мали, — решили открыть французскому этнографу Марселю Гриолю, которого они уважали как серьёзного искателя истины, тайные аспекты спвоей религии. Один из старейшин провёл с Гриолем 33 дня, воссоздав, для него космологию догонов — представления о происхождении и развитии вселенной, о богах, о месте человека в земной и потусторонней жизни.

Гриоль и ранее знал, что у догонов существует сложная иерархия божеств и духов, что они чтут бога-первосоздателя Амма и других богов. его поразило, что религиозные обряды догонов обнаруживают очень тонкое и глубокое содержание. Даже незначительный предмет повседневной жизни может выражать самые сложные космологические представления. Космология догонов символически отображается и в деревенской архитектуре, и в методах ведения хозяйства. Например, зернохранилища, построенные в форме ящиков с острым шпилем наверху, «изображают мировую систему и её устройство». Главные части зернохранилища соответствуют главным органам Нуммо, той «жизненной силы», которая некогда заключалась в Воде и Слове и затем стала источником всего живого и неживого на земле, в том числе и первых людей. Зернохранилища в сознании догонов ассоциировались также с лежащей на спине женщиной — она лицетворяет солнце; её поднятые п ги и руки — это четыре стойки, опирающие крышу, которая символизирует небо.

Вселенная, космос представлялись догонам «в форме остроконечной корзины с квадратным основанием», на каждой стороне которой . расположено по десять ступенек, ведущих к вершине. На этих ступеньках помещались символы всех живых су-ществ и растений.

Из подобных представлений, более или менее сложных, тысячелетиями складывались образы вселенной и у других африканских народов. Происхождение неба, солнца, луны, звезд, суши, воды, наконец, растений, кивотных и человека отразилось в шогочисленных мифах, легендах, греданиях.

Мировые религии также представлены в Африке, но утвердились они там, если сравнивать с традиционными религиями, недавно. На северо-востоке континента (главным образом на территории современной Эфиопии с VI в. получило распространение монофизитство — одно из еретических направлений в раннем христианстве. В Северной Африке, Египте, Судане, на Восточно-Африканском побережье и частично в Западной Африке с VII—VIII вв. активно утверждался ислам. И наконец, в XV—XVI вв. с началом европейских колониальных завоеваний вместе с христианскими церковными миссиями стали активно развиваться различные направления христианства. Хотя первые ростки христианства появились в Африке значительно раньше: уже в I—II вв. н. э.

Африканские религии

Как интересно получается – все учебники древней истории начинаются именно с Африки – с того самого Египта, где уже побывало столько туристов.
С Карфагена, расположенного на территории нынешнего Туниса.
И, как ни странно это звучит, но Африка до сих пор не открыта. Мореплаватели искали вдоль берегов Африки новые «шелковые», «золотые» и «пряные» пути для испанской или португальской короны.
С каждым годом все точнее становились карты её берегов.

В 1510 году испанский король Фердинанд V издал указ об использовании в Америке негров-рабов.
К концу XIX века в Южной Америке насчитывалось уже около двадцати шести миллионов африканских рабов, Северной Америке – четыре миллиона. Работорговля была выгодным предприятием. Целые отрасли выпускали бусы, зеркала, свистки и прочие «сокровища». Африканские вожди отдавали золото, алмазы и своих соплеменников в обмен на эти безделушки.
Работорговля принимала угрожающие размеры.
Правительства Европы всерьез обсуждали вопрос: негры – люди или не люди. (Для самых любопытных можно порекомендовать книгу французского писателя Веркора «Люди или животные?»). После долгих споров пришли к выводу (с некоторыми оговорками): негры – люди.
Тогда в Африку хлынул поток миссионеров.

Вот именно с этого времени начинается последовательное изучение Африки.
И Африку поделили на колонии. Были французские, испанские, португальские, британские и германские владения. Пирог поделили. И все свидетельства традиционной культуры стали уничтожаться при активной помощи новых «крестоносцев». В костер полетели маски и амулеты, идолы и предметы местных культов (если только они были не из золота). А то, что не хотело гореть, топили в болотах или разбивали.
Возраст самых «древних» африканских деревянных скульптур – менее двух столетий.

Но замечались и некоторые странности.
Стоило чему-то случиться на западном берегу континента, как спустя короткое время об этом становилось известно на восточном, причем во всех подробностях. Негры не посылали гонцов и не подавали никаких сигналов, они только колотили в свои барабаны.
Африканцы не обращались к европейцам за медицинской помощью, но почти не болели. Мало того – излечивали некоторые смертельные болезни у самых человечных европейцев. Они могли собрать по кусочкам и оживить человека, изувеченного хищником. Они не боялись укусов змей и скорпионов. Африканки рожали без боли (а это противоречило библейскому завету – значит, это от дьявола).
Африканцев называли детьми природы, но они были её царями.

Признать такое было совершенно невозможно для «цивилизованного» европейца.
Большинство из нас очень смутно представляет себе народы Африки, которые живут чуть южнее Египта. А уж верования этих народов обозначают исключительно терминами «фетишизм» или «анимизм».
Но для наблюдательных африканцев были ясны такие простые наблюдения: у каждого растения индивидуальный звук. Звуки разные, если растение – мужчина или женщина. Неграмотный африканец определяет погоду на завтра без прогноза синоптиков и без барометра: перед холодной погодой капля росы падает с листа с глухим звоном.
Мы уже не слышим природу.
Они – еще слышат.
А ведь уже древние римляне хорошо знали африканцев, причем Диодор Сицилийский повторяет утверждение Гомера о том, что африканцы благонравны и набожны.

В языковой семье нилотов можно выделить группу луоязычных народов, которые населяют Судан, Уганду, Кению и Танзанию. В их состав входят северные луо (шиллуки, нуэр, ануак, бор, динка, луо), центральные (ачоли, алур, ланго, па-луо) и южную (кенийские луо и падхола).

Странным образом наука Запада приняла высокомерный и враждебный тон по отношению к традиционному африканскому образу жизни. И тон этот характерен как для историков, так и для теологов и антропологов. (Кстати, слово «антрополог» впервые было употреблено Аристотелем в «Никомаховой этике» для обозначения человека, рассказывающего «анекдоты про людей», сплетни).

Мы чаще можем припомнить религии афро-американцев: вуду (голливудские «ужастики» из серии «ожившие мертвецы», все фильмы о зомби и т.п.); многие знают и о «сантерии» — религиозном культе, практикующемся на Кубе, в Мексике и других странах Центральной Америки.

Этот культ возник среди народа йоруба в Нигерии.
Оказавшихся в Новом Свете африканских рабов насильно обращали в католицизм, но они не отказывались от своих обычаев. Таким образом «ориша» (африканские боги) приняли имена католических святых.

И на память просится такой эпизод «взаимопроникновения культур»: перед боем бухарцы падали на спину и болтали ногами в воздухе, увидев, что так делали штурмующие русские после брода (чтобы вытекла вода из сапог).

Такие культы, как вуду, обеа и макумба, представляют собой смесь элементов мессы, римско-католических таинств африканских спиритическх ритуалов.
Обо всём этом (а так же и о ритуалах бембе, жизни простых сантерос, о богах Олодумаре, Орумиле, Ошуне и Шанго, а так же о соответствии богини Хемайи и Вирхен де Регла) можно узнать из Википедии или со страниц Интернета.

Христианские епископы называют религии африканцев суевериями, не особо понимая то, что они почти неотличимы по своей сути.
В далеких от цивилизации племенах есть своя мифология. В нашей цивилизации это же явление называют космогонией.

И вот что удивительно: их мистерии им совершенно понятны, а нашим соотечественникам непонятны девяносто процентов христианских мистерий: почему священник одет в одежду богатого византийца первого века нашей эры, почему он произносит именно эти слова на вышедшем из употребления варианте русского языка, в чем общий смысл таинства?
Для любого члена племени всё окружающее — живые существа.
И земля, и вода. И ветер, и звёзды. Только они – более старые, а значит – более мудрые. И когда ты общаешься с солнцем, травой, ветром, то ты должен вести не монолог, а диалог.
Это всё очень серьезно и реально.

Солнце светит для всего живого, а ты от него прячешься, не встречаешь и не провожаешь его, как дорогого гостя. Этим ты обижаешь Солнце и лишаешься его покровительства.
От этого происходит сбой биоритмов, болячки и заболевания, потеря иммунитета, меньший успех в социуме.

Читать еще:  Педиатр Сергей Макаров: Не стоит врачей приравнивать к богам

Главный страх – так и не понять, кто я, зачем я и для чего я здесь. Если человек не задумывается над этим, думаю, что это не вполне человек.

Слово «джок» (или «джоагх»), которым называли духа умершего, у одних народов приобрело значение «бог», а у других – «дьявол». Сами африканцы говорят, что джок – пронизывающая вселенную нейтральная сила, не проявляющая ни благожелательного, ни враждебного отношения к человеку, пока тот не использует её в своих интересах. В таком понимании «джок» гораздо ближе к понятию «манна», чем к понятию «всевышнего».

Джок может проявлять себя в явлениях природы – молнии, урагане, землетрясении, болезнях и проч.
Всё, что нарушает привычный ход событий: странные формы гор и камней, опустошающий град, нападение саранчи, ненормальные роды – проявление силы джок. Правда, смерч считали самим джоком, передвигавшимся с места на место. Существовало поверие, что если накрыть корзиной центр спирали смерча, то под ней окажется змея, которая и есть воплощение джока. Джоком считали и близнецов, но совсем не потому, что они обладали большей магической силой, чем другие дети. Просто близнецы были проявлением джока в мир.
Имеет смысл напомнить принципиальную разницу между колдовством и ведовством. Колдун способен наносить вред окружающим благодаря особенностям своей психики, зависящим от врожденных физиологических свойств его личности. Ведун вредит окружающим. Выполняя магический ритуал, во время которого применяет материальные объекты и произносит заклинания.

Колдовство – акт психического воздействия.
Ведун, чтобы убить, прибегает к магии.
Проклятие состоит из нескольких произнесенных вслух определенных слов и действий, которые неизбежно оказывали влияние на жизнь людей и ход событий. Проклятие в известной мере сродни колдовству и ведовству. Проклятие – действие человека, оказавшегося в невыносимом положении. Направлено проклятие против тех, кто посягал на права личности и её интересы. Идея проклятия основывается на этических принципах справедливости. Проклятие действует только в том случае, если проклинающий искренне считает себя правым, а проклинаемого – виноватым. Действует проклятие только в том случае, если проклинаемый первым напал или первым обидел проклинающего (и какое-то время упорствовал в своих нападках), если попытки остановить нападающего иными средствами предпринимались, но оказались безуспешными.

Бог видит, кто прав, а кто заблуждается, и придает проклятию силу.
Проклиная, (высказывая своё пожелание) человеку не обязательно уточнять, что именно плохого должно произойти с проклинаемым. Проклятие оказывает самостоятельное психическое воздействие.

Когда католические миссионеры начали проповедовать среди африканских народов, перед ними встала серьезная задача: как называть христианского Бога? Священнослужители, которые проповедовали среди нилотов, ввели в обиход итальянское слово «дио».

Протестантские проповедники использовали слово из языка кисуахили – «мунгу». В Уганде и на землях народа ачоли сначала употребляли слово «джок», затем «аллах», а впоследствии заменили его словом «рубанга».

История забавная.
В 1911 году итальянские католические священники задали группе старейшин народа ачоли вопрос: «Кто вас сотворил?» Так как самостоятельного слова «творить» в языке луо нет, то буквально вопрос означал: «Кто придал вам форму?». Но и в таком виде он был непонятен, ибо людей рождают женщины. Старейшины ответили, что не знают. Миссионеры стали требовать уточнений. Тут один из старейшин вспомнил, что иногда человек (даже если он родился совершенно нормальным) заболевает туберкулезом позвоночника, и фигура его искажается.

«Рубанга, — сказал этот старейшина, — вот кто придает людям форму».
«Рубангой» ачоли называли злого духа, который насылает на человека болезнь, от которой вырастает горб. И вот, вместо того, чтобы изгонять злых духов из людей и вогнать их в свиней, как это делал Христос, католические представители Христа стали говорить в своих проповедях, что Рубанга – святой отец, создавший ачоли. И такой абсурд присутствовал в работе миссионеров почти в каждом уголке Африки, ибо африканцы никогда не нуждались в идее «творца Вселенной».

Напоминает историю времен маньчжурской войны: на картах значились селения: Бутунды I, Бутунды II, Бутунды III, потому что «бутунды» значит «не понимаю». Так и воевали (из книги В. Алексеева «В старом Китае»).

Африканские религии посвящены дню сегодняшнему.
В представлении африканцев вселенная из трех категорий предметов, а именно:

1. Предметы полезные: пищевые продукты, орудия труда, оружие и т.п.
2. Предметы вредные: змеи, болезни, яды и т.п.
3. Предметы нейтральные: звезды (кроме тех, что помогают заблудившемуся охотнику отыскать путь), многочисленные виды безвредных насекомых, сороконожки, ящерицы, жабы и т.п.

Представители народа баганда говорили антропологу Дж. Тейлору: «Мой бог –огонь, ибо он варит пищу, которую я ем»; «Наш бог – пища, которую мы едим, и трубки, которые мы курим, — и ничто больше»; «Я знаю о боге, он сделал все вещи, но я не хочу ему поклоняться».

Для африканцев этот мир – единственный, они не считают его ни иллюзорным, ни низменным.

Молитва джоку выглядела примерно так: «Джок – покровитель нашего вождества, джок наших праотцев, мы принесли тебе козлятину и курятину, термитов и масло, душой мы чисты, кушай эту пищу. Мы принесли тебе твоих детей, вот они! Мы умоляем тебя, дай твоим чадам родить детей! Освободи от пут молодых женщин, дай им возможность рожать! Здесь юные девушки, сделай, чтобы у них развилась грудь! Ты, джок нашего вождества, сделай так, чтобы вырос хороший урожай, чтобы шли дожди, и чтобы твои чада (люди) были здоровы, грядущие болезни пусть минуют их стороной!»

Как эти слова противоречат христианскому учению о безбрачии!
Первые отцы церкви выступали против мытья, ибо всё, что делает тело более привлекательным, греховно. Отшельник св. Авраам, проживший после принятия обета безбрачия 50 лет, решительно отказывался мыть лицо или ноги, а святой Аммон никогда не видел своего тела обнаженным.
Ну и крепко же пахли эти отшельники!

В африканских тайнах привлекают внимание три момента.
Африканцы не могли бы пользоваться «барабанным телеграфом», понятным разноязычным племенам, если бы не существовало единой системы шифровки. Это заставляет предположить, что в глубокой древности африканские племена имели если не единый язык, то единство культуры.
Медицинские познания африканцев наводят на мысль о существовавшей системе медицинских приемов, известной всему континенту.
Наконец – наличие у разных народов одного первопредка и связанных с ним эзотерических обществ со сходными обычаями и символикой, свидетельствует о некоей духовной общности племен и единой культуре к югу от Сахары.

Из произведений античных авторов известно, что пифагорейцы, орфики и прочие «хранители мудрости» пользовались особым сокровенным языком, недоступным для непосвященных. Древнегреческий оратор Дион Хрисостом («Златоуст») приводит слова философа Диогена: «Ты что же думаешь, Аполлон говорит на аттическом или дорическом наречии; разве у богов и людей один и тот же язык?»
На «языке богов» были написаны Сивиллины книги, и только из уст пророчиц римляне могли узнавать их содержание.

У африканского племени сенфо по сей день существует особый культовый язык – тига, заметно отличающийся от общеупотребительного. Аналогичный язык – гбонуво – есть у племени тура. Шаманы племени шина в состоянии транса «вспоминали» вдруг неведомый им язык – как пророки у многих других народов.
К этому можно добавить общеизвестный факт: древнеславянский язык сохранил свою функцию, как язык православной церкви. И подавляющее большинство верующих не понимает собственных молитв, а лишь знает их общий смысл.

1. М.А. Гаспаров «Записи и выписки»
2. Виталий Сундаков «Внук вождя уичоли»
3. А. Снисаренко «Третий пояс мудрости»
4. Окот п`Битек «Африканские традиционные религии».

Традиционные африканские религии, верования и обычаи

Интересные факты и полезные советы

Африка, собственно как и все остальные части света, является верующим континентом. Отличие Африки от других континентов заключается в том, что на большинстве континентов господствуют мировые религии «Ислам, Буддизм, Христианство», ну а в Африке, особенно в её южном регионе, процветают традиционные африканские религии.

По большому счёту африканские традиционные религии являются набором верований и культур африканских народов, которые формировались в течение продолжительного времени. Они и сейчас продолжают существовать, трансформируясь и преображаясь вместе со своим народом.

Традиционные религии Африки, преимущественно располагаются южнее Сахары. Хотя достоверных данных подтверждённых статистикой не существует, всё равно с уверенностью можно утверждать, что по крайней половина этого огромного континента является приверженцами этой самобытной религии, а это не один десяток миллионов человек.

Следует так же учитывать, что люди, считающиеся официально последователями других религий, являются тайными поклонниками традиционных африканских религий. Чаще всего случайный наблюдатель, может воспринимать традиционные религии Африки, через красочную, местами устрашающую, и далеко не всем понятную символику. Символика африканских религий изобилует ритуальными масками, обрядами жертвоприношений, колдовскими танцами и красочными головными уборами и одеяниями, одним из самых красочных действий являются впадающие в транс мужчины и женщины.

Несмотря на экзотическую и самобытную форму, по своей сути все африканские обряды не являются исключительными и выходящими из общего развития обрядов народов мира. Материал собранный различными исследователями, позволяет с уверенностью утверждать, что этапы проходимые африканскими религиями с древних времён, являются общими для всего человечества.

До наших дней, многие люди в Африке сохранили религиозное восприятие окружающего мира, полученное в наследство от своих предков. И оно глубоко не примитивно как может показаться на первый взгляд, ему присущи те – же взгляды, нравы и обряды, что и другим народам мира.

Так – же как и во многих других религиях, в мировоззрение африканцев входит вера о том, что земной и неземной миры Африканские повериявзаимосвязаны и после смерти жизнь продолжается. Душа человека способна вернутся в земной мир, в каком – то другом виде, облике, в ином качестве.

В африканских религиях поражает сложнейшая иерархия божеств и духов, их обряды очень тонкие и обнаруживают глубокое содержание. Даже самый незначительный предмет, присутствующий в повседневной жизни человека, может выражать очень сложные космологические представления.

Космологические представления догонов, отчётливо отображается в архитектуре деревень и их методах ведения хозяйства. В пример можно привести форму зернохранилищ, они имеют очертания ящика с острым шпилем, они отображают устройство мировой системы. Основные части зернохранилища соответствуют жизненной силе некогда заключённой в Воде и Слове, которая впоследствии превратилось в источник всего живого и неживого во вселенной, в том числе и людей. В сознании догонов, зернохранилище ассоциируется с лежащей на спине женщиной, а её поднятые вверх руки и ноги олицетворяют собой четыре стойки, которые подпирают крышу, а крыша в свою очередь является символом неба.

Остроконечная корзина с прямоугольным основанием, на каждой из сторон которой располагается по десять ступеней, у догонов символизирует космос и вселенную. На ступенях корзины размещены символы всего живого, растений и животных.

На территории Африки представлены и мировые Религии, однако они утвердились там сравнительно недавно по отношению к традиционным религиям и вряд ли какая – то из них может претендовать на роль основной религии Африки.

Классификация африканских религий и проблема исследования Африки

Африканские традиционные религии, исповедуемы примерно 15 % африканцев, и включают в себя разнообразные представления, относящиеся к фетишизму, анимизму, тотемизму, культу предков и культу вождей. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.

В данной статье рассмотрены известные традиционные африканские верования и явления африканской традиционной культуры, а так же проблемы связанные с их изучением.

Задачами данный статьи являются:

Изучение и систематизация имеющейся информации о традиционных африканских верованиях и явлениях африканской традиционной культуры

Создание основы для дальнейшего исследования в области традиционных африканских верований и явлений африканской традиционной культуры

Классификацию африканских верований можно рассмотреть в ментальной карте.

Содержание

  • 1 Группы
    • 1.1 Первая группа
    • 1.2 Вторая группа
    • 1.3 Третья группа
  • 2 Проблема исследования
    • 2.1 Вывод
  • 3 Список источников и литературы
    • 3.1 Источники
    • 3.2 Литература
    • 3.3 Интернет – ресурсы

Группы

Согласно классификации предложенной Токаревым в его работе «Религия в истории народов мира», коренное население Африки можно разделить, по уровню социально-экономического развития, на три группы:

Первая группа

Бродячие охотничьи племена, не знающие земледелия и скотоводства. В первой группе самым распространенным является так называемый охотничий культ. Суть его заключается в том, что представители племен проходят обряд посвящения связанный с охотничьим ремеслом, и просят у некоего духа или божества ниспослать им удачу в предстоящей охоте.

Вторая группа

Земледельцы и скотоводы (готтентоты, народы банту, народы Судана и бассейна Великих озер).

Представители большинства народов черной Африки — к югу от Сахары – это, как правило уже давно достигшие более высокого уровня общественного развития группы. Эти народы издавна знают земледелие, многие из их, особенно в восточной и южной Африке, разводят домашних животных; земледелие и скотоводство находятся в разных соотношениях в различных районах.

Из этого, как правило у народов второй группы проистекает некий общей архетип некоего бога-демиурга напрямую связанный с земледелием. Отличительными чертами второй группы являются: культ предков, тотемизм, зоолатрия, земледельческие культы, фетешизм, жречество, культ кузнецов, племенные боги и т.д.

Третья группа

К третьей группе относятся народы древних цивилизаций (коренное население Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Эфиопии, Сомали).

Перечень отличительных черт третей группы очень схож со перечнем второй группы: культ предков, тотемизм, зоолатрия, земледельческие культы, фетешизм, жречество и т.д. Отличие лишь в сформированности культов.

Указанная классификация представлена в презентации

Проблема исследования

При изучении истории, неизбежно натыкаешься на вопрос, почему при наличии немалых археологических данных, и даже широко известных, мы практически ничего не знаем о самой истории Африки, подавляющее большинство литературы, которая касалась темы Африки крутиться в основном вокруг культуры и антропологии, в то время как история бралась лишь поверхностно, а чаще всего по просто с начала колониального периода? И не смотря на огромные достоинства этих работ, у них есть один общий недостаток, они все датируются 60-ми, а в лучшем случае 70-ми годами ХХ века.

Ответ в общем то вытекает из вопроса. Колониальный период, в массе своей изничтожил нарождавшееся африканское общество, которое было застигнута врасплох их более расторопными европейскими коллегами по историческому процессу. Тут можно без деталей, сказать просто: традиции, письменность и культура были в массе своей утрачены безвозвратно. Однако, даже то что дошло до нас в форме устных преданий еще только предстоит проанализировать и систематизировать. А связанная с этим проблемы вытекает всё из того же. Видя особое пристрастие коллег по историческому процессу к приращению собственных богатств за счет местного населения, они, годы спустя, не спешат открывать все свои истории и источники.

Вывод

Подводя итог, я считаю, что необходимо поставить целью вести активную археологическую работу в местах наиболее вероятного нахождения очагов местных культур, а также налаживать контакты с местным населением, ведущим изолированный образ жизни. Здесь есть немало сложностей, главные из которые бедность и недоверие, которые неизбежно служат источникам для войн, которые в Африке происходят достаточно регулярно, в следствии чего полноценная археологическая экспедиция крайне затруднительна. Отвечая на вопрос о давности исследований, то здесь причина кроется так же в политической и экономической нестабильности исследуемого региона, а также политическая нестабильность в мире вообще (со времен распада СССР полноценных научных работ по Африке не было).

Список источников и литературы

Источники

1. Книга путей и стран / Ибн Хордадбех; Пер. с араб., коммент., исслед., указ. и карты Н. Велихановой; АН АзССР, Ин-т востоковедения Баку : Элм, 1986 — 427,[1] с.

Литература

1. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев ; [общ. ред. и предисл. А. Н. Красникова]. — Изд. 5-е, испр. и доп. М. : Республика, 2005: ППП Тип. Наука — 542 с.

2. В. Элленберг. Трагический конец Бушменов. Перевод с франц. А.С. Варшавского. Ред. и вступ. статья Д.А. Ольдерогге. – М.: Иноиздат, 1956.

3. Брайант, А. Т. Зулусский народ до прихода европейцев / Сокр. пер. с англ. К. К. Лупандина ; Ред. и предисл. Д. А. Ольдерогге и И. И. Потехина. Москва : Изд-во иностр. лит., 1953 — 434 с.

4. Бьерре, Йенс — Затерянный мир Калахари : [Пер. с англ.] / [Послесл. В. Бахта]. — 2-е изд., стер. Москва : Мысль, 1964 — 190 с.

5. Шаревская Б.И. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки / Акад. наук СССР. Ин-т Африки Москва : Наука, 1964 — 387 с.

6. Оля, Богумил — Боги Тропической Африки : [Пер. с фр.] / Б. Оля ; [Послесл. С. Я. Берзиной] Москва : Наука, 1976 — 286 с.

7. Г. Бутце. В сумраке тропического леса : Природа. Люди. Хозяйство : [Пер. с нем., с сокр.] Москва : Географгиз, 1956 — 312 с.

8. Коль-Ларсен Людвиг. Волшебный рог: Мифы, легенды и сказки бушменов хадзапи : Собраны проф. Л. Коль-Ларсеном в этногр. экспедиции в Вост. Африке / Пер. с нем. и предисл. Г. Пермякова ; Акад. наук СССР. Ин-т народов Азии. — Москва : Изд-во вост. лит., 1962.

9. Пигмеи / Хория Матей ; Пер. Татьяны Бериндей Бухарест : Изд-во молодежи, [196-] — 146 с.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector