0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адам смит и его научные работы. Адам смит краткая биография

Содержание

Адам Смит

Адам Смит – шотландский экономист и философ-этик, один из родоначальников экономической теории как науки, основатель ее традиционной школы.

Биография Адама Смита насыщена разными открытиями и интересными фактами из личной жизни.

Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Адама Смита.

Биография Адама Смита

Адам Смит предположительно появился на свет 5 (16) июня 1723 г. в шотландской столице – Эдинбурге. Он рос и воспитывался в образованной семье.

Его отец, Адам Смит, ушел из жизни через несколько недель после рождения сына. Он работал юристом и таможенным чиновником. Мать будущего ученого, Маргарет Дуглас, была дочерью состоятельного землевладельца.

Детство и юность

Когда Адаму едва исполнилось 4 года его похитили цыгане. Однако благодаря усилиям дяди и знакомым семьи, малыша удалось найти и возвратить матери.

С детства у Смита был доступ ко многим книгам, из которых он черпал разные знания. Достигнув 14-летнего возраста он успешно сдал экзамены в Университет Глазго.

Затем Адам стал студентом оксфордского Баллиол-колледжа, проучившись в нем 6 лет. В этот период биографии он постоянно болел, уделяя все свободное время чтению книг.

В 1746 г. парень отправился в Керколди, где около 2-х лет занимался самообразованием.

Идеи и открытия Адама Смита

Когда Смиту исполнилось 25 лет он начал читать лекции в Эдинбургском университете по праву, английской литературе, социологии и экономике. Именно в это время биографии он всерьез увлекся проблемами экономики.

Через несколько лет Адам представил общественности свои идеи относительно экономического либерализма. Вскоре он встретился с Дэвидом Юмом, который имел похожие взгляды не только на экономику, но также на политику, религию и философию.

В 1751 г. Адам Смит получил назначение профессора логики в Университете Глазго, а позже был избран деканом факультета.

В 1759 г. Смит издал книгу «Теория нравственных чувств». В ней он критиковал церковные устои, а также призывал к этическому равенству людей.

После этого ученый представил работу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Здесь автор делился своими идеями относительно роли разделения труда и критиковал меркантилизм.

В книге Адам Смит обосновал так называемый принцип невмешательства – экономическую доктрину, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным.

Благодаря своим идеям Смит приобрел огромную популярность не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами.

Позже философ отправился в путешествие по Европе. Посещая Женеву он встретился с Вольтером в его поместье. Во Франции ему удалось познакомиться со взглядами физиократов.

После возвращения домой, Адама Смита избрали членом Лондонского королевского общества. В период биографии 1767-1773 гг. он вел затворнический образ жизни, занимаясь исключительно писательской деятельностью.

Скульптура Адама Смита

Всемирную известность Смиту принесла его книга «Богатства народов», опубликованная в 1776 г. Помимо всего прочего, писатель во всех подробностях объяснял, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы.

Также в труде говорилось о положительных сторонах индивидуального эгоизма. Подчеркивалась важность распределения труда и обширности рынка для роста производительности труда.

Все это позволило посмотреть на экономику, как на науку, базирующуюся на доктрине свободного предпринимательства.

В своих работах Смит логическим путем обосновал работу свободного рынка на основе внутриэкономических механизмов, а не путем внешнеполитического воздействия. Такой подход и сегодня считается основой экономического образования.

Пожалуй, наиболее популярный афоризм Адама Смита – «невидимая рука». Суть данной фразы состоит в том, что собственная выгода достижима только путем удовлетворений чьих-либо потребностей.

В результате, «невидимая рука» побуждает производителей к реализации интересов других людей, а, следовательно, и благополучию всего общества.

Личная жизнь

Согласно некоторым источникам Адам Смит чуть было дважды не женился, однако по каким-то причинам он так и остался холостяком.

Ученый жил с матерью и незамужней двоюродной сестрой. В свободное время он любил посещать театры. Кроме этого ему нравился фольклор в любом его проявлении.

Будучи на пике популярности и имея солидный оклад, Смит вел скромный образ жизни. Он занимался благотворительностью и пополнял личную библиотеку.

У себя на родине Адам Смит имел собственный клуб. Как правило, по воскресеньям он устраивал дружеские застолья. Интересен факт, что однажды он гостил у княгини Екатерины Дашковой.

Смит носил обычные наряды, а также часто брал с собой трость. Иногда мужчина начинал разговаривать с самим собой, не обращая внимания на окружающих людей.

Смерть

В последние годы жизни Адам мучился от болезни кишечника, которая и стала главной причиной его кончины.

Адам Смит умер в Эдинбурге 17 июля 1790 года в возрасте 67 лет.

Биография Адама Смита

Адам Смит (1723-1790) – известный шотландский экономист и философ, основоположник классической школы политэкономии. Его наиболее известными работами являются: научная работа «Теория нравственных чувств» (1759) и книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Родился Адам Смит в маленьком городе Керколди (округ Файф, Шотландия) в семье таможенного работника. Дата его рождения достоверно не известна. Многие ученые придерживаются мнения, что Смит был рожден и крещен 5 июня 1723 года. Отец Смита умер еще до его рождения. Учился Адам в местной школе, где получил хорошее образование. С раннего детства он был окружен книгами, которые очень любил читать, и проявлял большой интерес к умственным занятиям.

Смит обучался философии в университете в Глазго с 14 лет, где получил диплом магистра и стипендию для дальнейшего обучения. Спустя три года поступил в колледж в Оксфорде, который окончил в 1746 году. С 1748 года в Эдинбурге Адам при поддержке лорда Кэймса начал читать студентам лекции по литературе, экономике, праву и другим предметам.

В 1750 году в жизни Смита состоялась важная встреча с Дэвидом Юмом, который разделял его взгляды в философии, религии, политике и экономике. Их совместные труды сыграли значимую роль в период Шотландского просвещения.

В 1751 Смит был профессором логики в Глазго. Там он читал лекции по риторике, политэкономии, праву. На материалах своих лекций им была написана и опубликована научная книга «Теория нравственных чувств»(1759), которая стала одной из самых известных его работ. В этой книге Смит раскрыл этические стандарты поведения, поддерживающие стабильность в обществе, а также описал подход к морально-этическому равенству среди людей.

Начиная с 1764 года Адам Смит окончил преподавательскую деятельность в Университете Глазго. На два года он отправился во Францию сопровождать приемного сына герцога Баклю в заграничной поездке. За эту работу Смиту хорошо платили, он продолжал работать над своей книгой и мог не возвращаться в Глазго.

В 1776 году в Лондоне Смит закончил работу над книгой «Исследование о природе и причинах богатства народов», начатую еще во Франции. Именно эта работа принесла Адаму Смиту мировую славу. В ней автор подвергает анализу идею экономической свободы, освобождения экономики от влияния государства, которое препятствует ее нормальному развитию. Эта книга считается главной основой экономического образования и по сей день.

Адам Смит переехал в Эдинбург в 1778 году, где получил должность таможенного комиссара. Серьезное отношение к работе не оставляло времени на научную деятельность, но все же Смит делал наброски своей третьей книги, которую так и не удалось дописать. Перед смертью он велел сжечь все рукописи.

Умер великий экономист 17 июля 1790 года в Эдинбурге от болезни кишечника.

Адам Смит

Фото Все

Видео Все

Адам Смит. Экономика.

Выдающиеся экономисты мира. Адам Смит

Адам Смит — экономическая теория

Адам Смит — биография

Адам Смит – известный экономист, философ-этик, основоположник экономической теории как науки. Основал классическую политэкономию.

Как все гениальные люди, Адам Смит вызывает восхищение и изумление. Он – основоположник классической политической экономии, он сумел научно объяснить общественные отношения, складывающиеся вокруг материального производства, понял механизм, способствующий накоплению капитала, и доказал, что экономика любой страны является единым механизмом. Помимо этого, ученый работал над рациональной системой организации производства. Причем, изложил все это всего-то в двух книгах. Поэтому не удивительно, что великого ученого цитируют уже много лет. Странно то, что при всем этом он сам как-то остался в тени, подробности его биографии мало кому известны. Точно никто не знает, что его волновало, кого он любил больше жизни, обстоятельства смерти, и зачем он так безжалостно расправился со своими рукописями перед самой смертью.

Детство и юность

Родился Адам Смит 16 июня 1723 года в Шотландии. Он единственный сын таможенного чиновника Адама Смита и его супруги Маргарет, дочери землевладельца. Отца не стало, когда Адаму-младшему исполнилось всего два месяца. Маргарет унаследовала все имущество мужа и стала богатой вдовой.

Детские годы Адама прошли в портовом городке Керколди. Местные жители называют его просто Длинным городом, широкие улицы которого тянутся вдоль всего побережья залива Ферт-оф-Форт. В те годы это был богатый и благоустроенный городок, наполнявший свой бюджет за счет импорта и экспорта товаров, рыболовного промысла и добычи угля. После гражданской войны возродилось судостроение, хотя сейчас он уже не считается торговым узлом. Среди главных достопримечательностей сегодняшнего Керколди можно назвать только средневековую церковь и театр имени Смита.

Мама решила, что сыну нужно приличное образование, поэтому переехала с ним в Глазго. В четырнадцать лет Адам стал студентом университета Глазго. Его наставником был Фрэнсис Хатчесон, под руководством которого молодой человек занимался изучением этических основ философии, математикой, древними языками, логикой и астрономией.

Портрет Адама Смита в молодости

После учебы в университете Адам поступил в Бейлиол-колледж, что в Оксфорде. Студенту даже выделили стипендию, но ему не понравилась английская методика преподавания. Чтобы получить необходимый багаж знаний, Смит принялся за чтение книг, написанных талантливыми современниками, учился самостоятельно, не обращая внимания на то, что говорят известные педагоги и научные светила того времени.

Экономика и философия

В 1748-м Смит вступил во взрослую жизнь, он получил место преподавателя университета Эдинбурга. Его покровителем стал философ по имени Генри Хьюм. Именно Хьюм сумел убедить Смита оставить английскую литературу и заняться юриспруденцией и основами политического учения. Кроме этого, Адам заинтересовался экономикой и социологией, как самыми важными и интересными науками.

Работая над материалами, Смит все чаще задумывался, как применять на практике эти науки, и в итоге сумел сформулировать основные идеи, присущие хозяйственному либерализму. Впервые он высказал их в 1750-м.

Вскоре Адам встретил психолога и скептика Дэвида Юма, мировоззрение которого во многом сходилось с представлениями самого Смита. В итоге два выдающихся человека выпустили несколько совместных работ по экономике, политике, религии. Эти труды Смит написал во время работы преподавателем.

В конце 50-х годов восемнадцатого века Адам стал профессором логики, и получил кресло декана в университете Глазго. Прошло немного времени, и Смит издал свой труд под названием «Теория нравственных чувств», в основу которого легли научные материалы и лекции. Именно после этой публикации Адам задумался о писательском труде.

В этом произведении Смит проанализировал стандарты поведения, присущие различным слоям общества, и, основываясь на принципе симпатии, разработал концепцию морального равенства каждого члена общества. Наряду с этим, автор высказал недоверие к религиозной этике, в особенности к ее распространенным принципам, в основе которых, обещания беззаботной жизни и трепет перед карой Господа.

После выхода этой книги Адам Смит получил невероятную популярность. Его имя знал каждый просвещенный житель в Соединенном Королевстве Великобритании. Вскоре философ выпускает еще один свой труд, получивший название «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этом произведении автор рассматривал принципы, согласно которым действует экономика в условиях работы производства, основанного на полной хозяйственной свободе. В этом труде Смит сформулировал теорию laissez-faire, яркую демонстрацию общественно полезной силы индивидуального эгоизма. Важное место Адам отводил рынку, предпринимательству, и разделению труда.

Вскоре библиография Смита пополнилась книгами «Мысли о состоянии соревнования с Америкой», «Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма», «Система двойного вложения», «Эссе на философские темы». Книги написаны в 70-80-е годы восемнадцатого века, и после смерти экономиста их переиздавали много раз.

Личная жизнь

Практически никаких сведений о личной жизни известного экономиста история не сохранила. По мнению его последователей и биографов, он ни разу не был женат, детей после себя также не оставил. Ходили слухи, что он сторонится женщин, и не решается завести хоть сколько-нибудь серьезные отношения. Хотя некоторые источники утверждают, что ученый имел близость с двумя женщинами – одну звали Джин, вторую – «дева из Файфа».

Однако есть предположения, что работая преподавателем университета в Глазго, Адам воспылал чувствами к одной даме, и чуть было не повел ее под венец. Но что-то остановило ученого, заставило отказаться от этого шага. Остаток своих дней Смит прожил с мамой.

По сохранившимся рассказам современников, Смит увлекался народными песнями, стихами и танцами. Последней книгой, которую он заказал при жизни, стало дебютное издание Роберта Бернса. Высокоморальные шотландцы не поощряли театр, но Адаму он нравился, особенно ученый увлекался французскими пьесами.

О взглядах и пристрастиях Смита можно судить только по тому, что он рассказывал в своих трудах. Все личные бумаги ученый сжег перед смертью, а посещая общественные места, он просто отмалчивался. Джеймс Босуэлл, студент Смита по университету в Глазго, позже рассказал, что ученый придерживался убеждения, что если он рассказывает вслух свои идеи, то продажа книг снижается, и по этой причине он не хотел говорить. По описаниям современников философа, он был крайне рассеянным, у него была странная походка и не менее странная манера говорить, зато улыбка светилась невероятной добротой. Он с детских лет привык разговаривать с собой, и при этом все время улыбался.

Фотографии в то время не было, все богатые или выдающиеся люди оставляли память о себе на холстах художников. Смит никогда не позировал живописцам, поэтому его портреты написаны Джином Кеем и Джеймсом Тэсси по памяти. До наших дней дошли два описания внешности философа. Согласно одному, у Адама был массивный нос, выпученные глаза и такая же выпученная нижняя губа и нервный тик. Второй современник ученого считает, что он имел «мужественное и приятное» лицо. Сам Смит о себе говорил, что он красив исключительно в своих книгах.

Читать еще:  Великий бог «Данунах», мантра «Забей» или для чего взрослые серьезные люди занимаются ерундой. Боги Древнего Египта – список и описание Кто такой данунах

Портрет Адама Смита

Не утихают научные споры и вокруг религиозных привязанностей Смита. Его родители поддерживали умеренное крыло пресвитерианской Церкви Шотландии. Бытует мнение, что Адам уехал в Оксфорд с целью посвятить свою жизнь Англиканской церкви. Однако, по мнению многих ученых, Смит – деист, так как он ни разу не упоминал Бога в тех работах, где рассуждал о мировой гармонии. К тому же, Адам дружил с атеистом Дэвидом Юмом, и это тоже свидетельствует о том, что ученый не признавал существование Бога. Когда Смит учил студентов в университете Глазго, он добился того, чтобы перед его лекцией не читали обязательную молитву. Но есть и другое мнение. Некоторые исследователи считают социально-экономическую философию ученого теологичной по сути, и что он связывает модель социального порядка с фигурой Господа.

Смерть

Последние несколько лет перед смертью ученый прожил в Эдинбурге. Сохранился личный архив Смита, и, судя по письмам, он был владельцем собственного дома и воскресного клуба. То есть, философ был обеспеченным человеком, жизнь которого должна была складываться легко и безоблачно.

Памятник Адаму Смиту

Однако болезнь никого не спрашивает, приходит внезапно. Адам страдал от болезни кишечника, от которой и умер 17 июля 1790 года. Местом его упокоения стало кладбище Киркелди.

Избранные труды

  • Теория нравственных чувств
  • Исследование о природе и причинах богатства народов
  • Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма
  • Мысли о состоянии соревнования с Америкой
  • Эссе на философские темы
  • Система двойного вложения

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Краткая биография Адама Смита: достижения экономиста и интересные факты

Краткая биография Адама Смита позволяет лучше узнать, каким был в жизни известный шотландский экономист, основавший современную экономическую теорию. Также он известен как философ-этик.

Биография экономиста

Краткая биография Адама Смита начинается в 1723 году. Он родился в городке Керколди в королевстве Шотландия. Стоит признать, что полной капитальной биографии экономиста не существует до сих пор. Все-таки XVIII век был временем, когда документально оформлять каждый шаг человека было непринято. Поэтому досконально всех подробностей жизни Смита мы не знаем, даже его точную дату рождения. Зато точно известно, что его отец был образованным человеком — адвокатом и таможенным чиновником. Правда, уже через два месяца после рождения Адама он умер.

Его мать была дочерью крупного землевладельца, который и позаботился, чтобы мальчик получил всестороннее образование. Краткая биография Адама Смита утверждает, что он был единственным ребенком в семье, так как никаких данных о его братьях и сестрах не сохранилось. Резкий поворот в его судьбе случился в 4-летнем возрасте, когда его похитили цыгане. Правда, далеко увезти мальчика не удалось. Родственники его спасли. Вместо жизни в таборе он учился в хорошей школе в Керколди, с раннего детства его окружало большое количество книг.

Образование Смита

В 14-летнем возрасте будущий экономист поступил в университет в Глазго. Краткая биография Адама Смита после этого начала складываться успешно. Ведь он оказался в так называемом центре шотландского просвещения. В течение двух лет он изучал основы философии с известным сторонником деизма Фрэнсисом Хатчесоном. Образование Смита было весьма разносторонним. В университетский курс входили логика, нравственная философия, древние языки, в частности, древнегреческий, а также астрономия и математика.

При этом в краткой биографии Адама Смита отмечается, что однокурсники считали его по меньшей мере странным. Например, он мог запросто глубоко задуматься, оказавшись в шумной и веселой компании, при этом никак не реагируя на окружающих.

В 1740 году продолжил свое образование в Оксфорде Адам Смит. Краткая биография экономиста позволяет узнать, что там он получал стипендию, проучившись в общей сложности 6 лет. При этом сам ученый весьма критично относился к полученному там образованию, отмечая, что большинство профессоров в этом учебном заведении давно отказались даже от видимости преподавания. При этом он регулярно болел и не проявлял ни малейшего интереса к экономике.

Научная деятельность

К научной и преподавательской деятельности приступил в 1748 году Адам Смит (краткая биография ученого утверждает именно так). Он начал читать лекции в Эдинбургском университете. Поначалу они никак не были связаны с экономикой, а посвящались английской литературе, а позже юриспруденции, так любимой его отцом экономике и социологии.

Именно в этом университете впервые появился интерес к экономике у Адама Смита. Шотландский экономист и философ стал высказывать идеи экономического либерализма в начале 1750-х годов.

Достижения Смита

Известно, что в 1750 году Adam Smit (Адам Смит), в краткой биографии которого об этом обязательно упоминается, познакомился с шотландским философом Дэвидом Юмом. Их взгляды были схожи, что нашло отражение в их многочисленных совместных трудах. Они были посвящены не только экономике, но и религии, политике, философии, истории. Два этих ученых сыграли, пожалуй, ключевую роль в шотландском просвещении.

В 1751 году Смит получил должность профессора логики в университете в Глазго, который сам когда-то оканчивал. Следующим его достижением стало место декана, доставшееся ему в 1758 году.

Научные труды

В 1759 году Смит выпустил свою популярную книгу «Теория нравственных чувств». Она была основана на его лекциях в университете Глазго. В этом произведении он подробно анализировал этические стандарты поведения, фактически выступая против церковной морали, что для того времени было весьма революционным заявлением. В качестве альтернативы страху попадания в ад Смит предлагал оценивать свои поступки с точки зрения нравственности, при этом высказывался в пользу этического равенства всех людей.

Личная жизнь ученого

О частной жизни Адама Смита известно очень мало. Сведения неполные и обрывочные. Так, считается что два раза, в Глазго и Эдинбурге, он едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло.

В итоге всю свою жизнь ученый провел с матерью, которая умерла только на 6 лет раньше своего сына, а также кузиной, которая осталась старой девой. Современники ученого утверждают, что в его доме всегда подавалась традиционная шотландская еда, ценились местные обычаи.

Экономическая теория

Но все же самым главным трудом ученого считается трактат «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он был издан в 1776 году. Трактат состоит из пяти книг. В первой экономист исследует причины, благодаря которым можно увеличить производительность труда, а вследствие этого распределить продукт между классами народа естественным образом.

Во второй книге рассказывается о природе капитала, его применении и накоплении. Затем следует часть о том, как развивалось благосостояние у разных народов, далее рассматриваются системы политической экономики. А в заключительной книге автор пишет о доходах, которые получает государство и монарх.

Новый подход к экономике предложил Адам Смит. Краткая биография, цитаты и афоризмы хорошо знакомы всем его почитателям. Самое известное высказывание гласит, что предприниматель невидимой рукой рынка направляется к цели, которая первоначально могла не входит в его намерения. Смит в своей книге предлагает свой собственный взгляд на роль в экономической системе государства. В дальнейшем это стало называться классической экономической теорией.

В соответствии с ней государство обязано взять на себя вопросы обеспечения безопасности жизни человека, а также неприкосновенность его частной собственности. Также оно должно помогать разрешать споры между гражданами на основе закона и справедливости. Обобщая, можно сказать, что государство должно взять на себя те функции, которые отдельный человек выполнить не сможет или сделает это неэффективно.

Смит стал первым ученым, описавшим принципы рыночной экономики. Он яростно доказывал, что каждый предприниматель стремится к достижению своих частных и личных интересов. Однако в конечном счете это идет на пользу всему обществу, даже если конкретный бизнесмен об этом не задумывался или этого не хотел. Основным условием для достижения такого результата Смит называл экономические свободы, которые должны стать основой деятельности хозяйствующих субъектов. Также должна присутствовать свобода в конкуренции, принятии решений и выборе сферы деятельности.

Умер Смит в Эдинбурге в 1790 году. Ему было 67 лет. Он страдал от болезни кишечника.

Адам Смит — об авторе

Информация

Биография

Адам Смит (1723-1790) — великий шотландский философ и экономист, один из основоположников современной экономической теории.

Адам Смит родился в 1723 г. в маленьком городке Керколди, близ Эдинбурга. Его отец, таможенный чиновник, умер за два месяца до рождения сына. Адам был единственным ребенком молодой вдовы, и она посвятила ему всю жизнь. В возрасте 4 лет он был похищен цыганами, но быстро спасен его дядей и возвращен матери. Предполагается, что Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах. Мальчик рос хрупким и болезненным, сторонясь шумных игр сверстников. К счастью, в Керколди была хорошая школа, а вокруг Адама всегда было много книг…

Адам Смит (1723-1790) — великий шотландский философ и экономист, один из основоположников современной экономической теории.

Адам Смит родился в 1723 г. в маленьком городке Керколди, близ Эдинбурга. Его отец, таможенный чиновник, умер за два месяца до рождения сына. Адам был единственным ребенком молодой вдовы, и она посвятила ему всю жизнь. В возрасте 4 лет он был похищен цыганами, но быстро спасен его дядей и возвращен матери. Предполагается, что Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах. Мальчик рос хрупким и болезненным, сторонясь шумных игр сверстников. К счастью, в Керколди была хорошая школа, а вокруг Адама всегда было много книг — это помогло ему получить хорошее образование.

Очень рано, в 14 лет (это было в обычаях того времени), Смит поступил в Университет Глазго. После обязательного для всех студентов класса логики (первого курса) он перешел в класс нравственной философии, где учился под руководством Фрэнсиса Хатчесона, выбрав тем самым гуманитарное направление. Впрочем, он занимался также математикой и астрономией и всегда отличался изрядными познаниями в этих областях. К 17 годам Смит имел среди студентов репутацию ученого и несколько странного малого. Он мог вдруг глубоко задуматься среди шумной компании или начать говорить с самим собой, забыв, об окружающих.

Успешно окончив в 1740 г. университет, Смит получил стипендию на дальнейшее обучение в Оксфордском университете. В Оксфорде он почти безвыездно провел шесть лет, с удивлением отмечая, что в прославленном университете почти ничему не учат и не могут научить. Невежественные профессора занимались лишь интригами, политиканством и слежкой за студентами. Через 30 с лишним лет, в ‘Богатстве народов’, Смит свел с ними счеты, вызвав взрыв их ярости. Он писал, в частности: ‘В Оксфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания’.

Бесплодность дальнейшего пребывания в Англии и политические события (восстание сторонников Стюартов в 1745-1746 гг.) заставили Смита летом 1746 г. уехать в Керколди, где он прожил два года, продолжая заниматься самообразованием. В свои 25 лет Адам Смит поражал эрудицией и глубиной знаний в самых различных областях. Первые проявления специального интереса Смита к политической экономии также относятся к этому времени.

В 1748 году под покровительством лорда Кэймса Смит начал читать в Эдинбурге лекции по риторике, искусству написания писем и экономике (по предмету «достижение богатства»), где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:
— с позиций морали и нравственности,
— с гражданских и государственных позиций,
— с экономических позиций.

В 1751 г. Смит переехал в Глазго, чтобы занять там место профессора в университете. Сначала он получил кафедру логики, а потом, в 1752, — нравственной философии. Читал лекции по теологии, этике, юриспруденции и экономике. В Глазго Смит прожил 13 лет, регулярно проводя 2-3 месяца в году в Эдинбурге. В старости он писал, что это был счастливейший период его жизни. Он жил в хорошо знакомой ему и близкой среде, пользуясь уважением профессоров, студентов и видных горожан. Он мог беспрепятственно работать, и от него многого ждали в науке.

Как в жизни Ньютона и Лейбница, в жизни Смита женщины не играли никакой заметной роли. Сохранились, правда, смутные и недостоверные сведения, что он дважды — в годы жизни в Эдинбурге и в Глазго — был близок к женитьбе, но оба раза все по каким-то причинам расстроилось. Его дом всю жизнь вели мать и кузина. Смит пережил мать только на шесть лет, а кузину — на два года. Как записал один приезжий, посетивший Смита, дом был ‘абсолютно шотландский’. Подавалась национальная пища, соблюдались шотландские традиции и обычаи.

В 1759 г. Смит опубликовал свой первый большой научный труд — ‘Теорию нравственных чувств’. Между тем уже в ходе работы над ‘Теорией’ направление научных интересов Смита заметно изменилось. Он все глубже и глубже занимался политической экономией. В торгово-промышленном Глазго экономические проблемы особенно властно вторгались в жизнь. В Глазго существовал своеобразный клуб политической экономии, организованный богатым и просвещенным мэром города. Скоро Смит стал одним из виднейших членов этого клуба. Знакомство и дружба с Юмом также усилили интерес Смита к политической экономии.

В конце прошлого века английский ученый-экономист Эдвин Кэннан обнаружил и опубликовал важные материалы, бросающие свет на развитие идей Смита. Это были сделанные каким-то студентом Университета Глазго, затем слегка отредактированные и переписанные записи лекций Смита. Судя по содержанию, эти лекции читались в 1762-1763 гг. Из этих лекций прежде всего ясно, что курс нравственной философии, который читал Смит студентам, превратился к этому времени, по существу, в курс социологии и политической экономии. В чисто экономических разделах лекций можно легко различить зачатки идей, получивших дальнейшее развитие в ‘Богатстве народов’. В 30-х годах XX столетия была сделана другая любопытная находка: набросок первых глав ‘Богатства народов’.

Таким образом, к концу своего пребывания в Глазго Смит уже был глубоким и оригинальным экономическим мыслителем. Но он еще не был готов к созданию своего главного труда. Трехлетняя поездка во Францию (в качестве воспитателя юного герцога Баклю) и личное знакомство с физиократами завершили его подготовку. Можно сказать, что Смит попал во Францию как раз вовремя. С одной стороны, он уже был достаточно сложившимся и зрелым ученым и человеком, чтобы не подпасть под влияние физиократов (это случилось со многими умными иностранцами, не исключая Франклина). С другой стороны, его система еще полностью не сложилась у него в голове: поэтому он оказался способным воспринять полезное влияние Ф. Кенэ и А. Р. Ж. Тюрго.

Читать еще:  Отвечает ли начальник за души подчиненных?

Франция присутствует в книге Смита не только в идеях, прямо ли, косвенно ли связанных с физиократией, но и в великом множестве разных наблюдений (включая личные), примеров и иллюстраций. Общий тон всего этого материала критический. Для Смита Франция с ее феодально-абсолютистским строем и оковами для буржуазного развития — самый яркий пример противоречия фактических порядков идеальному ‘естественному порядку’. Нельзя сказать, что в Англии все хорошо, но в общем и целом ее строй гораздо больше приближается к ‘естественному порядку’ с его свободой личности, совести и — главное — предпринимательства.

Франция много дала Смиту. Во-первых, резкое улучшение его материального положения. По соглашению с родителями герцога Баклю он должен был получать 300 фунтов в год не только во время путешествия, но в качестве пенсии до самой смерти. Это позволило Смиту следующие 10 лет работать только над его книгой; в Университет Глазго он уже не вернулся. Во-вторых, все современники отмечали изменение в характере Смита: он стал собраннее, деловитее, энергичнее и приобрел известный навык в обращении с различными людьми, в том числе и сильными мира сего. Впрочем, светского лоска он не приобрел и остался в глазах большинства знакомых чудаковатым и рассеянным профессором.

Смит провел в Париже около года — с декабря 1765 г. по октябрь 1766 г. Поскольку центрами умственной жизни Парижа были литературные салоны, там он в основном и общался с философами. Можно думать, что особое значение для Смита имело знакомство с К. А. Гельвецием, человеком большого личного обаяния и замечательного ума. В своей философии Гельвеций объявил эгоизм естественным свойством человека и фактором прогресса общества. С этим связана идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество. Такие идеи были близки Смиту. Они не были новы для него: нечто схожее он воспринял от философов Дж. Локка и Д. Юма и из парадоксов Мандевиля. Но конечно, яркость аргументации Гельвеции оказала на него особое влияние. Смит развил эти идеи и применил их к политической экономии. Созданное Смитом представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие homo oeconomicus (экономический человек) возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о ‘невидимой руке’ является одним из наиболее цитируемых фрагментов ‘Богатства народов’.

Вернувшись назад в Кирколди, Смит написал и опубликовал в 1776 году в Лондоне главный труд всей своей жизни — Исследование о природе и причинах богатства народов (Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations).
В 1778 году Адам Смит был назначен главой таможенного управления Эдинбурга.

Экономическая политика английского правительства на протяжении следующего столетия была в известном смысле осуществлением смитовой программы.
Сохранился такой любопытный рассказ. В последние годы жизни Смит был уже знаменит. Будучи в 1787 г. в Лондоне, Смит приехал в дом одного знатного вельможи. В гостиной было большое общество, включавшее премьер-министра Уильяма Питта. Когда вошел Смит, все встали. По своей профессорской привычке он поднял руку и сказал: ‘Прошу садиться, господа’. Питт на это ответил: ‘После вас, доктор, мы все здесь ваши ученики’. Возможно, это только легенда, но она очень правдоподобна. Экономическая политика У. Питта во-многом опиралась на идеи свободной торговли и невмешательства в экономическую жизнь общества, которые проповедовал Адам Смит.

Умер ученый после продолжительной болезни 17 июля 1790 года.

Биография Адама Смита

Адам Смит (1723 – 1790) – известный шотландский философ и талантливый экономист. Заложил основы современной экономической теории.

Детство

Адам родился в 1723 году в семье шотландского таможенного чиновника. Его отец вскоре умер, поэтому воспитанием занималась мать. Впрочем, это не было для него минусом.

В городке Керколди, где они жили, была очень хорошая школа, которую мальчик с удовольствием посещал. Кроме того, домашняя библиотека Смитов полностью удовлетворяла его тягу к знаниям.

Учеба

В 14-летнем возрасте Адам отправился в Глазго получать дальнейшее образование в местном университете. Мальчик изучал множество предметов: философию, логику, математику, языки, астрономию. Адам был достаточно общительным, но иногда мог надолго уйти в себя. Поэтому друзья частенько посмеивались над ним, но относились все-таки с уважением.

Колледж в Оксфорде стал следующим этапом в его обучении. Сам Смит был убежден, что это заведение очень мало дало ему. С его точки зрения преподавание здесь оставляло желать лучшего. Поэтому, когда в 1746 году ему пришлось вернуться на родину, Адам не был сильно расстроен. Два года самообразования дали ему намного больше, чем прославленный колледж.

Эдинбургский университет

Эдинбургский университет стал первым местом работы Адама Смита. Занять такую важную должность ему помогло знакомство с лордом Кэймсом, который разглядел в молодом человеке потрясающий ум и способности. Интересно, что изначально Смит читал лекции по литературе. Только спустя некоторое время он перешел к естественному праву.

Как бы то ни было, но именно благодаря систематическим подготовкам к занятиям Смит начал задумываться над вопросами экономики. Примерно к 1751 году он впервые заговорил об экономическом либерализме.

На своих занятиях по непривычному для современного уха предмету «достижение богатства» Смит впервые доходчиво и обстоятельно изложил собственную экономическую теорию. Позже ее же он описал в труде «О природе и причинах богатства народов».

Первая работа

В 1751 году Адам Смит перебрался в Глазго и начал читать лекции студентам. Его занятия охватывали широкий круг предметов. Основываясь на наработанных материалах, в 1759 году Смит издал свою следующую работу – «Теорию нравственных чувств». В ней он опять затрагивал вопросы равенства людей и необходимости учитывать его в общественной жизни. Его выступления против церковной морали были весьма смелыми для тех лет. Однако он не высказывал их настолько прямо, чтобы нажить себе врагов.

Наоборот, в Глазго Адам Смит был уважаемым человеком. Он завел множество друзей и вел светский образ жизни. Экономист был завидным холостяком, поэтому женщины неоднократно пытались привлечь к себе его внимание. Однако никому из них это так и не удалось. Известно, что однажды он собирался жениться, но что-то его остановило. Впрочем, от одиночества он никогда не страдал. Живя с матерью и кузиной, Смит посещал клубы, в его доме часто собирались гости.

Франция

В 1764 году Адам Смит отправился во Францию. Здесь он исполнял обязанности воспитателя при юном герцоге Баклю. Это было очень удобно для него по многим причинам. Прежде всего экономист существенно улучшил свое финансовое положение. Не менее важным было и то, что он получил массу свободного времени для работы над своими книгами.

Во Франции Смит познакомился с физиократами, имел возможность участвовать в их собраниях и обсуждать интересующие его идеи и мысли. Эти встречи оказались невероятно полезными для его трудов. Исследователи доказали, что Смит лишь почерпнул из них то, чего ему не хватало. Основные же идеи принадлежали ему самому.

«Исследование о природе и причинах богатства народов» увидело свет в конце 70-х. Автор в своем труде рассуждает о том, какие огромные плюсы для мирового рынка несет экономическая свобода.

Шотландия

В Эдинбург Адам Смит приехал в 1778 году. В этом городе он и осел окончательно. Он трудился таможенным комиссаром, получал приличный оклад и ни в чем не нуждался.

Смит крайне ответственно относится к своим прямым обязанностям. Однако они не отнимали у него много времени, поэтому он мог спокойно посвящать себя многочисленным исследованиям.

Умер Адам Смит в 1790 году, оставив миру наследие в виде экономической теории, которой люди пользуются по сей день.

Адам Смит (1723 – 1790) -кратко

Адам Смит является, пожалуй, одним из известнейших мировых экономистов. Многие знакомы с его трудами, но не все знают историю его жизни. Изучим её кратко.

Биография

Будущий философ в сфере социологии родился в 1723 году в Шотландии. Окончив школу, поступил в высшее учебное заведение в городе Глазго и там обучался моральной философии. Отлично окончив факультет, получил деньги на обучение в британском колледже Оксфорда, правда, после недолгого пребывания там Смит был разочарован. Юноша посчитал, что преподаватели относятся к своему делу без должного внимания.

Вернувшись домой, стал читать лекции, а после стал сотрудником Университета, который окончил. Его методика обучения заинтересовала многих и стала известна по всему миру, привлекла большое количество новых студентов на его курс.

Через несколько лет Адам Смит встретил человека с убеждениями, сходными с его. Он подружился с Дэвидом Юмом.

Его «Теория моральных настроений» несла идею о том, что милосердие и сочувствие к людям есть высшее проявление человеколюбия. Сочувствие было, по его мнению, важнейшей частью мировоззрения людей в битве с нищетой. Суть этой его теории можно посчитать противоречием последним его трудам, утверждающим, что человеческий эгоизм способствует эффективному развитию общества. Но он считал, что улучшения человеческой жизни в целом способствует улучшению жизни каждого отдельно взятого индивида. С этим трудно поспорить. Помимо того, эта теория могла быть применима в различных сферах деятельности.

Адам Смит никогда не женился и всю жизнь провел со своей матерью. Современники отзывались о нем, как о несобранном и неаккуратном человеке. Он был нелюдим и всегда находился как будто в своем мире.

Экономическая деятельность Адама Смита

Поработав в области своего первого образования, Смит увлекся экономикой. Объектом его интереса являлась ценность человеческой работы. Он предложил новую теорию относительно государственного богатства. До него считалось, что его составляет количество драгоценных металлов, а Смит выдвинул гипотезу, что важнейшее место в этой области занимает производительность рабочей силы.
Адам Смит привел в порядок известные на то время знания в сфере экономики, доработал теорию «невидимой руки рынка». По его мнению, когда индивид преследует собственные интересы и ищет выгоды для себя, это положительно влияет на работу всего общества. Кроме этого, он утверждал, что неограниченная торговля может обеспечить достойную жизнь каждой составляющей части общества и каждому члену этой системы.

Но при всех своих убеждениях Смит осознавал, что капитализм и рыночная экономика могут привести в конце концов к монополизации. Он выступал за прогрессивную шкалу налогообложения, суть которой состоит в том, чтобы размер налога увеличивался с взимания его с граждан с высокими доходами.

Стоит ли говорить о значимости внесенного вклада Смита в развитие рыночной экономики? Многие экономисты выстраивали свои теории на основе его идей. Карл Маркс тоже использовал теории Адама Смита во время его работы над известным «Капиталом». Смит повлиял на будущее развитие рынка, как экономической системы и способствовал сворачиванию политики меркантилизма, как государственной идеологии.

Смерть Адама Смита

Смит скончался после заболевания системы пищеварения в Эдинбурге в 1790 году.

Адам Смит – великий экономист и философ, заложивший фундамент рыночной экономической системы в работе «Богатство народов». Важнейшим трудом он считал «Теорию моральных настроений». А вместе с другом Дэвидом Юмом составил основу шотландского Просвещения.

Адам Смит

Адам Смит – шотландский политэкономик, экономист, философ и один из основоположников современной экономической теории. Его достижения в области экономики сравнивают с ньютоновскими успехами в физике по уровню значимости. Читайте краткую биографию Адама Смита в этой статье.

  • Facebook
  • Вконтакте
  • Подписаться

  • 32410
    • Академия Победителей
    • Великие люди

Адам Смит – шотландский политэкономик, экономист, философ и один из основоположников современной экономической теории. Его достижения в области экономики как науки сравнивают с ньютоновскими успехами в физике по уровню значимости.

Краткая биография

Сохранилось небольшое количество фактов из биографии Адама Смита. Известно, что он родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф.

Его отец — таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасен своим дядей и возвращен матери. В Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

Период учебы

В возрасте 14 лет Адам Смит поступил в университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии. Изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию.

Адам имел репутацию странного, но умного человека. В 1740 году он поступил в Оксфорд, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году.

Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания». В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Возвращение домой

Летом 1746 года он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием. В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику).

Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

Идеи Адама Смита

Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения, так называемого “Шотландского просвещения”.

«Теория нравственных чувств»

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», основанную на материалах его лекций.

В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая.

Он предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии», согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей — одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург. Он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.

Читать еще:  Женись на ней, она церковная! — Но я же ее не люблю!

Личная жизнь

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его.

Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи.

Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов — несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса. Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.

Книга «Богатство народов»

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует.

«Богатство народов» открыло экономику как науку
на основе доктрины свободного предпринимательства

В книге обоснована концепция свободы экономического развития, показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния.

Последние годы

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность. Единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека.

После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне — заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию.

При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» — 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе».

В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой.

Адам Смит скончался 17 июля 1790 года в возрасте 67 лет в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника.

Адам Смит — основоположник экономического либерализма и его современные дети (часть 1)

5 июня родился Адам Смит (1723 — 1790) — автор теории экономического либерализма, основные положения которой нашли отражение в последующем как теории монетаризма.

В 90-е годы либеральные младореформаторы разорили российскую экономику, обобрали каждого гражданина, унизили достоинство всех национальностей, входящих в состав многонационального русского народа, и подвели страну на грань демографической катастрофы.

Поэтому особенно интересно, кто же выдумали такое ученье, которому с легкостью поддались наиболее нестойкие представители нашего общества?

Выяснилось, что придумали всё — вполне «приличные» люди, которых раньше считали одним из источников и составных частей марксизма.. А основа этой экономической либеральной политики — классическая теория Адама Смита, а также неолиберальная чикагская школа (основоположник и продолжатель идей монетарной политики М.Фридман), обучение в которой и прошли российские младореформаторы.

Однако, большая проблема всегда состоит в том, к каким выводам приходит человек, познакомившись с конкретным учением и как он решил его использовать. Поэтому судить за склонность к какой-то идеологии — считаем не только неправильным, но и одним из проявлений чудовищных вывертов того же либерализма в нестойких умах.

Выводы человек может сделать разные. Именно выводами правое мышление отличается от неправого. Один, глядя на Леонардовскую Джоконду, думает о человеческом гении, загадке женской улыбки… да хоть о том, что его тёща некстати иногда напоминает эту самую Джоконду, хоть ни с какого боку, конечно. А другой сразу думает, как эту Джоконду спереть, продать, подставить другого, а деньги положить в швейцарский сейф.

Но это вовсе не означает, что последний «предприимчивый гражданин» — действительно проникся «либерализмом».

Либералы такие либералы

В нашем обществе давно вызревало предположение, что наши российские либералы, интеллектуальное развитие которых имеет множество изъянов, а рассуждения грешат отсутствием анализа (не говоря о синтезе) и полным неумением адекватно осмыслить собственные заявления. Как думается, ссылаются они на западных либералов в надежде, что «первоисточники» и «составные части» — всем надоели со студенческой скамьи, поэтому их заявления никто не сверит с основоположниками либерализма. Вроде как в возникшей с их явлением суете и беспределе — вряд ли кто-то удосужится их проверить.

В принципе, здравое зерно в таких предположениях имеется, поскольку:

Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету… (В.Г. Белинский)

Поэтому необходимо всегда знакомиться с первоисточником, чтобы понять, чьи постулаты трактуют и претворяют доморощенные российские либералы, называющие себя ни много ни мало — экономистами.

В нашем материале расскажем о сути экономической теории основоположника современного либерализма, а также научных налоговых систем — Адама Смита, а также — в чём смысл «реформ» М. Фридмана и как они реализуются в России «чикагскими мальчиками».

Краткая биография

Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф. Его отец, таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. Адам имел репутацию странного, — например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься, — но умного человека.

В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что

в Оксфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания.

В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием.

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете — под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику). Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

Основное произведение Адама Смита, профессора философии в университете Глазго (Шотландия), «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) стало, с одной стороны, подведением итогов предшествующих достижений классической политэкономии, а с другой стороны — началом нового этапа — этапа её всемирного господства.

В это время в Англии шло активное развитие промышленности. Пока она ещё была на мануфактурной стадии, когда ручной труд за счёт разделения технологического процесса на простейшие операции вышел на более высокий уровень производительности, чем ремесло. Но уже в том же Глазго Дж. Уатт работал над созданием парового двигателя. Причём, когда цех, к которому принадлежал Уатт, запретил ему проводить свои опыты, научная общественность города, включая Смита, добилась для Уатта разрешения продолжать их в университетской лаборатории. В результате в 1784 году был создан двигатель, на базе которого начался переход к машинному производству, получивший название «промышленный переворот».

Адам Смит как представитель шотландского просвещения был человеком с разносторонними энциклопедическими познаниями, но сегодня его вспоминают только как экономиста. Вскоре теория Адама Смита о законах экономики и роли государства стала настолько популярной, причем, не только в Британии, что уже в 1825 году российский поэт Пушкин в своем романе пишет, что его герой — молодой поверхностно образованный дворянин Евгений Онегин читал Адама Смита:

Бранил Гомера, Феокрита;
зато читал Адама Смита,
и был глубокий эконом,
то есть умел судить о том,
как государство богатеет,
и чем живет и почему
не нужно золота ему,
когда простой продукт имеет.

Работа Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» — это пять книг, в которых рассматриваются теория стоимости, формы распределения и разделение труда, природа запасов, капитала, процессы накопления и потребления ресурсов. Также в книгах говорится об экономике Европы (своего рода история народного хозяйства), о системах политической экономии (меркантилистах и физиократах), о финансах, принципах налогообложения, государственном долге.

Труды Адама Смита предопределили и последующую экономическую политику многих государств.

Основное место в методах его исследований занимают идеи экономического либерализма, в основу которого он положил идею естественного на его взгляд порядка, т.е. рыночных экономических отношений. Адам Смит подчёркивает, что рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. Что отражает субъективное представление о том, что можно взять и механически сложить интересы всех (как это сделать — отдельный вопрос) и получить какую-то целостную стратегию развития общества. На деле в обществе могут быть группы с противоположными интересами и простая сумма «всех интересов» тут не поможет. Это более используется в популизме, чем в реальной политике.

Главная задача Смита — определить, что лежит в основе богатства народов, какие причины способствуют его росту, а какие препятствуют этому. Богатство народов изучается с разных сторон во всех пяти книгах: с точки зрения факторов, материальных предпосылок образования, форм распределения, условий (экономической политики), подходов («коммерческой системы», «сельскохозяйственной системы»), доходов и расходов государства.

Обоснование экономического либерализма — это идея «экономического человека» и «невидимая рука» рынка.

В книге Смит выделил главную проблему — экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Для решения этой задачи он вводит знаменитые понятия — «экономический человек» и «невидимая рука».

Сущность понятия «экономического человека» состоит о предположении, что разделение труда является результатом определённого стремления человеческой природы к торговле и обмену, т.е. к увеличению богатства. Разделение труда является исторической предпосылкой, благодаря которой Смит анализирует экономические процессы.

Смысл «невидимой руки» заключается в пропаганде общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы «рыночная экономика» будет непостижимо оптимальным образом решать общественные задачи и приведёт к определённому строю личную и коллективную психику с максимальной выгодой для всех и каждого. «Невидимая рука» по представлениям Адама Смита независимо от воли (даже Бог себе не позволил отобрать волю человека, а Смит — легко) и намерений индивида — «экономического человека» — направляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и к более высоким целям общества, оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста ставить личный интерес выше общественного.

«Невидимая рука» предполагает собой соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т.е. «видимой рукой» государственного управления.

По утверждению Смита — «очевидная и простая система естественной свободы», благодаря «невидимой руке» всегда будет автоматически уравновешиваться. Государству же для достижения правовых и институциональных гарантий и обозначения границ своего невмешательства остаются три важных обязанности:

  • издержки на общественные работы — для создания и содержания определённых общественных сооружений, обеспечения вознаграждений преподавателей, судей, чиновников, священников;
  • издержки на обеспечение военной безопасности;
  • издержки на отправление правосудия, включая охрану прав собственности.

Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является свободная конкуренция, которая может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм (если прочитать предложения команды Алексея Кудрина, озвученные на Экономическом совете при Президенте, то они как раз и отражают данные постулаты. Об этом — в следующих частях).

То, что современные люди называют спросом и предложением, Адам Смит называл «невидимой рукой Провидения». Любой современный человек, как в своё время Адам Смит, понимает, что конечная цель предпринимателя — это получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Конечно, закон рынка диктует предпринимателям свое мнение, когда и какую продукцию выпускать.

Интересы буржуазии заключались в том, чтобы свободно нанимать работников, продавать и покупать землю, выходить на внешний рынок и использовать свои деньги так, как захочется, а не согласно диктату государства. Всё это делало идеи Адама Смита очень привлекательными для этого класса.

Труды Адама Смита настолько разнообразны и противоречивы, что он стал праотцом двух враждующих направлений в экономике:

  1. политэкономия труда (деление общества на классы с абсолютно противоположными интересами; эксплуататорское происхождение прибыли при капитализме, один из последователей которого стал Карл Маркс);
  2. «экономикс» (принцип «невидимой руки»; экономический либерализм; конкуренция).

Классические экономисты, к которым относятся, и Адам Смит и Давид Рикардо, выделяли три источника доходов: рабочая сила, производство (капитал) и рента. И хотя у этих экономистов были разные взгляды, все они соглашались с подобной классификацией.

Но есть в теории Адама Смита важное, конструктивное положение, которое современными либералами не взято на вооружение — это рост производительности труда. Придя к власти, в 90-х годах либералы убрали из статистики отчётность по данному показателю, что и привело к дисбалансу в экономике.

Отметим, что во времена Адама Смита было ещё принято заниматься своим делом, а праздность была не в чести. Любой тогдашний либерал пришёл бы в ужас, узнав, что либеральные идеи можно истолковать настолько превратно, что в здравом уме и твёрдой памяти начать вещать вслух, будто вся собственность государства (особенно национальные природные богатства, инженерная и транспортная инфраструктура) — «неэффективны» в собственности государства, но будут крайне «эффективны» в собственности людей, неспособных честно заработать и на крылечко «приватизируемого» за пятак имущества.

Адам Смит считал деньги — в качестве средства обмена и товаром, но не деньгами ради денег, как это принято считать нынче, прикрываясь «либерализмом». Чисто на воровской манер, заметим.

Пора уже понять, что «развитие промышленного производства» само по себе не возникает, как полагают наши рукопожатые «либералы». Вообще-то для подъёма производства надо много работать, причём так, чтобы «разносчики идей» не вертелись под ногами и не лезли командовать.

И налоговая система должна стимулировать промышленное развитие, а не уничтожать детей сограждан, не сподобившихся «присосаться к трубе».

Так что современные либералы трактуют экономические теории на своё усмотрение, не беря в практическую плоскость применения рациональные законы, какие были в теории Адама Смита.

Во второй части речь пойдёт о том, что же сделали в России младореформаторы, прикрываясь теориями Адама Смита.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector