0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

7 ой смертный грех. Семь главных (смертных) грехов

Содержание

7 смертных грехов, которые могут нас погубить

Когда народ Израиля погряз в грехах, Бог провозгласил 10 заповедей и передал их на каменных скрижалях через Моисея. В них прописаны правила жизни христианина, по этим заповедям и определяются 7 смертных грехов, как основные нарушения заповедей, проступки против веры в Бога, действия, причиняющие боль и горе ближним.

Что такое грех

Грех – это человеческий порок, который может привести к последующим неблаговидным поступкам. Например, возжелать жену соседа, любоваться ее красотой издали, это еще не грех. Но когда мысли о ней становятся навязчивыми и мирянин пытается осуществить свое желание, это уже смертный грех.

В церковном выражении «смертных грех» подразумевается не физическое убийство человека, а действия, в результате которого он лишается царствия Небесного, шанса на поселение его души в Раю после смерти на земле. Затворник Святой Феофан дал смертному греху определение, как поступок, действие, отнимающее нравственно-христианскую жизнь человека.

7 смертных грехов

Изначально список грехов состоял из 8 пунктов. В 590 году был канонизирован список, предложенный Григорием Великим из 7 главных проступков, убивающих веру в Бога и душу.

Гордость

Гордость за успехи своих детей в учебе или других занятиях, за близких людей, которые смогли добиться в чем-то хороших результатов, не является проступком. Грехом считается гордыня. Когда мирянин считает себя удачливее и лучше других, оценивает каждый свой поступок как достижение и считает, что он лучше других.

Постепенно такой человек считает себя избранным, лучше и качественнее окружающих его людей. Гордыня выедает его душу и перестает приносить радость. Она полностью опустошает морально христианина. Теперь даже настоящие положительные достижения не приносят радость. У человека умирает душа. Он теряет веру в Бога, Его помощь в земных делах.

Алчность

В миру алчность – желание обладать чем-то исключительным, особенно деньгами, привыкли называть жадностью. Именно это качество заставляет человека загребать все под себя, стремить стать владельцем земных уникальных вещей. Алчный человек превращает вещи и драгоценности в своего кумира, ставит их выше Господа.

Зависть

Праведный христианин довольствуется в жизни тем, что дает ему Бог. В Писании имеется много случаев, когда люди раздают бедным свое имущество или делятся с голодным последним куском хлеба. Они заботятся о своей душе, уверены, что Всевышний позаботится о них.

Когда в душе поселяется зависть, мирянин начинает желать прибрать к рукам чужое имущество, занять место на хорошей работе, пользоваться авторитетом, не приложив к этому сил. Он считает всех недостойными того внимания и блага, которые они имеют.

Постепенно зависть поселяется в сердце вместо любви, смирения и веры. Человек ради получения определенных благ, становится преступником. Он оговаривает честных христиан, ворует их вещи, соблазняет любимого человека.

Сильное враждебное возбуждение против своего близкого человека или множества людей. В таком состоянии мирянин перестает контролировать себя. Он может проклясть, пожелать что-то недоброе и даже обидеть физически.

Христианин, не контролирующий свой гнев, опасен. Им в этот момент управляет демон и полностью подчиняет себе душу. Смирение, послушание и другие качества христианина, забываются.

Бог дал мужчине и женщине способность любить друг друга, заниматься любовь ради продолжения рода человеческого. Разврат, похоть, блуд, тем более садомия, считаются смертным грехом. Это преступление против природы человека, его роли на земле.

К греху относится не только похоть, беспорядочные связи, прелюбодеяния, но и просмотр порнографических фильмов, постоянные мысли о непристойностях, мечты о них.

Не грех симпатизировать красивому актеру, талантливо исполнившему роль в фильме. Но постоянно представлять себя в постели с ним, не достойно праведной жизни. Блуд, мысли о нем вытесняют из головы христианина мысли о Боге, любовь к Нему. О душе, ее спасении, люди забывают полностью.

Чревоугодие

Человек должен питаться, чтобы еда превращалась в жизненную энергию. Но не стоит из продуктов делать себе кумира. Обжорство, поедание деликатесов в большом количестве, или только дорогие и вкусные продукты в количестве большем, чем необходимо организму для нормальной деятельности, это смертный грех.

Пост дается для того, чтобы очистить тело и душу. Кроме отказа от скоромного, верующие посещают Храм, возносят Господу свои молитвы, прославляют его и благодарят. После употребления огромного куска мяса у человека появляется только одно желание – дремать и ничего не делать. О каких размышлениях о душе, ее спасении, может идти речь.

Постепенно желание насладиться тем или иным блюдом затмевает в сознании стремление помолиться, совершить богоугодный поступок. Душа и вера умирают.

Уныние

В жизни каждого человека бывают моменты грусти. Если это скорбь или временное состояние грусти, это не грех. Но когда люди, особенно женщины, месяцами и годами находятся в состоянии депрессии, они нарушают Божьи заповеди.

Унынием, плохим настроением человек оправдывает свою лень. Вместо того, чтобы работать с утра до ночи, выполнять утреннее и вечернее молитвенное правило, обучать своих детей правильному поведению, христианин предается унынию, ничего не делает. Его душа погружается в неверие, бездействие, пустое проведение времени.

Уныние становится причиной безволия. Намеченная ранее цель забыта, без мечты и стремления в ней, человек не способен ни учиться, ни совершенствоваться. Постепенно уныние доводит душу и тело до полного изнеможения. И если физически мирянин еще жив, то душа его давно умерла и никогда не попадет в Царствие Небесное.

Как бороться с грехами

Дьявол был изгнан на землю и не успокоился. Его действия, направленные против человека, являются причиной грехопадения людей. Соблазном, лестью, оговорами, нечистые силы стараются сбить христиан с пути правильного, жизни праведной.

Все начинается с небольшого отступления от заповедей. Ну съел в пост кусок мяса, ничего особо страшного в этом нет. Затем выпил вина, им в церкви причащают, только дозы разные. Постепенно желание вкусно есть и пить становиться постоянным желанием, потребностью.

Аналогично и с другими грехами. Понемногу слуги Дьявола затягивают человека в свою сеть, соблазнами, лестью, оговорами они отвлекают внимание от Бога, веры в Него, погружая тело в плотский грех и убивая душу.

Христианин должен регулярно ходить на исповедь. Священники рекомендуют брать с собой специальный перечень грехов. Верующий не в состоянии все упомнить, в этом ему поможет список всех, даже самых мелких прегрешений.

Только Господь ведает, мог ли человек устоять перед соблазном, контролировать себя и отвечать за свои поступки. Но во время исповеди, христианин должен искренне покаяться и приложить все усилия, чтобы больше не грешить. Но это относится к отдельным случаям. Например, поступки душевно больного человека.

Cмертные грехи в православии: сколько их?

Смертные грехи в православии — что это такое?

В светской среде существует понятие «семь смертных грехов», часто мы слышим фразу «самоубийство — смертный грех». В действительности понятие «смертный грех» нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека — во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в результате грехопадения мы оказались в мире, где грех есть. Смерть — это следствие грехопадения. Грех проник в нас в результате свободного выбора человечества и сделал человека смертным, потому что грех убивает. Именно самоубийство считается таким тяжким грехом, потому что человек сам выбирает смерть, лишая себя шанса на спасение. Но, как мы знаем, даже самоубийство трудно вменить во грех человеку, который страдал от тяжелого психического расстройства. Судьбу нашей души, ее посмертную участь всегда определяет только Господь, и только Он ведает, мог ли в эти страшные моменты человек контролировать себя.

Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:

  1. Чревоугодие
  2. Прелюбодеяние
  3. Сребролюбие
  4. Гнев
  5. Печаль
  6. Уныние
  7. Тщеславие
  8. Гордыня

Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.

Это неизбежно приводило к смерти человеческой души, которая была создана, чтобы «жизнь свою отдать за други своя». Можно ли назвать этот грех смертным? Да, ведь он и приводил к смерти в конечном итоге. Это была смерть не в физическом, а в духовном понимании.

Св. Феофан Затворник пишет о смертных грехах: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертные грехи в православии: список

Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.

Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:

  1. Гордость
  2. Зависть
  3. Чревоугодие
  4. Блуд
  5. Гнев
  6. Алчность
  7. Уныние

Если первые шесть пунктов не вызывают вопросов, то седьмым часто пытаются упрекнуть людей, страдающих от клинической депрессии. Но речь идет не о болезни и не об обычной грусти, а о душевной лени, о случаях, когда человек перестает верить в помощь Бога, упрекает Его в своих земных невзгодах вместо того, чтобы положиться на Его обетование о спасении всех людей, которые были «куплены дорогой ценой».

Перечень грехов для исповеди

Как же рассказать о грехах на исповеди? Для начала, важно помнить, что исповедь — это не механическое перечисление грехов, и мы исповедуемся перед Богом, а не докладываем священнику о том, что натворили, как строгому учителю. Священник сокрушается с нами о наших прегрешениях, а не ждет возможности отчитать за проступки. Но иногда без списка грехов бывает трудно подготовиться к исповеди и, чтобы вспомнить о том, что приносило вред нашей душе, каким искушениям мы поддались, проще воспользоваться списком. Этот список — помощник, но составлять из него всю свою исповедь не стоит. Бог и так знает обо всех наших прегрешениях и, если вы забыли сказать о поступке, в котором искренне раскаиваетесь, это не значит, что раскаяние в этом конкретном грехе не будет «учтено». Бог — не мстительный Дух с калькулятором наших провинностей, а Небесный Отец, который отдал Сына Своего на смерть, чтобы искупить наши грехи. Намеренно утаивать грехи не стоит, исповедь призвана помочь человеку, а не навредить.

Читайте также — Зависть — русский грех

Чем мы согрешаем перед Господом?

Как бороться с грехами?

К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех — недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача — постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина — ко Христу.

Вы прочитали материал о смертных грехах. Читайте также:

7 смертных грехов – правила жизни не только для верующих

7 смертных грехов – правила жизни не только для верующих

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

7 смертных грехов, история возникновения понятий

7 смертных грехов – греховные страсти, которые, по мнению Церкви, являются пагубными для души человека, ибо, отворачивают оную от Бога.

Обратите, сразу, внимание на понятие «страсть». Страсть, здесь, понимается, как привычка души – устойчивое свойство личности человека, которое определяет эту личность.

А так как эта страсть греховна – мешает человеку нормально жить, он, буквально, СТРАДАЕТ, снедаемый этой греховной страстью.

Я уже высказывал мнение, впрочем, совершенно не оригинальное, что большинство церковных наставлений по правильной жизни человека, есть общечеловеческие ценности.

Например, мораль жизни человека, коя вкладывается в уста Иисуса Христа и изложена в Евангелиях, не что иное, как принципы нравственной жизни человека.

Притом, вне зависимости от того, верует он в бога или является атеистом в той или иной степени. Смотрите, серию статей об этом:

На мой взгляд, 7 смертных грехов – это упрощённое наставление по правилам жизни человека, в отличие, например, от заповедей Иисуса Христа, где требуется некое растолковывание и определённая доля «ума и фантазии», для понимания.

То есть, иначе говоря, 7 смертных грехов – это, как раз, правила жизни человека изложенные для современного человека.

Ибо, именно наш современник, в массе своей, привык читать и понимать всю информацию по диагонали, и падок на простое и короткое изложение информации.

7 смертных грехов – это, как раз, в духе тех лозунговых рекламных заголовков, на которые привыкли реагировать и читатели оффлайн, и читатели онлайн в интернете.

7 смертных грехов, перечень

1. Гордыня
2. Зависть
3. Чревоугодие
4. Блуд
5. Гнев
6. Алчность
7. Уныние

В религии, наличие хоть одного из 7 смертных грехов, является пороком, который отвращает человека от бога и, следовательно, делает человека и его жизнь греховной, грешной.

Но, позвольте вас заверить, что и отсутствие мыслей о грехопадении перед богом, и, даже, вообще непонимание греховности своих свойств и поступков на их основе, не делает жизнь человека беззаботной.

Ибо, наличие у личности хоть одного из 7 смертных грехов, самым негативным образом влияет не только на социальную и личную жизнь человека, но и отражается на его психическом и телесном здоровье.

В истинности этого, мы сейчас убедимся, коротко рассмотрев суть каждого из 7 смертных грехов.

7 смертных грехов – пороки, которые мешают жить

1. Грех № 1 – Гордыня

В основе это порока, лежит идея человека, что он представляет собой нечто значительно большее и значимое, чем другие люди. Все, или в массе своей, за редкими исключениями.

Из этой идеи следует соответствующее ей отношение к окружающим людям: презрение и пренебрежение, как «близнецы-братья».

При этом, гордыня имеет свойства прогрессировать: сначала, например, пренебрежение распространяется на более бедных. Затем, эти бедные начинают считаться более глупыми, необразованными и бесчувственными.

И так далее, пока гордыня не начнёт проявляться уже ко всем окружающим, включая и близких людей. Ибо, все обладают какими-то свойствами, которые, на взгляд гордеца, делают их значительно хуже его, единственного и неповторимого.

Церковь добавляет: В конечном счёте, гордец начинает считать себя выше самого Бога. Это ли не смертельный грех!?

Страдает гордец? Конечно: как он отторгает социум, пренебрегая его членами, так и социум, в отношениях с ним, будет нести только негатив, в ответ.

Читать еще:  Единовременная выплата 10000 рублей на ребенка от 3 до 16 лет

Смертельно опасно быть гордецом? Кто-то сомневается? Гордыня, чрезмерная гордость – один из 7 смертных грехов. Жизнь и верующих, и неверующих, подтверждает это.

2. Грех № 2 – Зависть

Зависть – это переживания человека по поводу того, что кто-то, в чём-то и как-то живёт лучше его.

Завистник обладает абсолютной порочностью личности и психики, ибо, вместо того, чтобы искать добра себе, он ищет зла другим.

Иначе говоря: вместо того, чтобы улучшать свою жизнь, он тратит свою жизнь на то, чтобы сделать жизнь других хуже.

Завистник видит своё счастье в том, что известные ему люди стали хуже, чем он: беднее, чем он, глупее, болезненнее, несчастнее, и так далее.

И этот порок, как и всякое внутреннее содержание личности, проявляется вовне. Завистник не только завидует, но и может сделать всё что угодно, даже пойти на преступление, чтобы потешить свою страсть: увидеть, что кто-то его стараниями стал жить хуже, чем он.

Зависть – смертный грех из 7 смертных грехов? Безусловно, — зачёт.

3. Грех №3 – Чревоугодие

Что церковники, что диетологи, выделяют такие 3 разновидности чревоугодия:

— Приём пищи в неустановленное время.
— Поедание чрезмерного количества пищи – обжорство.
— Привередливость в еде: отдание предпочтения изысканной пище.

С точки зрения церкви и диетологов, человек должен питаться в установленное время, не объедаться, и отдавать предпочтение натуральной, простой пище.

Но суть не в этом: человек не должен становиться рабом своего живота. Нужно соблюдать принцип: Есть, ради того, чтобы жить, а не жить, ради того, чтобы есть.

Чревоугодие – один из 7 смертных грехов. Кто-нибудь сомневается?

4. Грех №4 – Блуд

Сексуальные страсти, когда сексуальная жизнь становится доминирующей в жизни человека, поглощая все другие человеческие проявления, приводит к деградации человека – возврату его, в основном, к его животной ипостаси.

Понятно, что сексуальные страсти разрушают и психическое и телесное здоровье личности.

И церковь, и сексологи, и медики, едины в мнении: беспорядочная половая жизнь, частая смена и неразборчивость в сексуальных партнёрах, измены и сексуальные извращения – это психические и телесные заболевания, и способ укоротить себе жизнь.

О сомнительном удовольствии блуда, не знает только тот, кто с ним не сталкивался, и у кого не хватаем воображения его, блуд, увидеть без порно прикрас.

Так же, как и чревоугодие, блуд – это болезненное развитие в человеке животных начал. Ибо, даже в животном мире, редко наблюдается разрушительная, болезненная чрезмерность в питании и в занятиях сексом. Животные, в этом плане, человечнее некоторых людей.

Блуд – четвёртый порок в череде 7 смертных грехов.

5. Грех № 5 – Гнев

Гнев – это почти неуправляемое, крайне негативное эмоциональное состояние, направленное вовне – на кого-то или, реже, на что-то. Ещё реже, на самого себя.

Есть все основания считать, что гнев, — это сверх возбуждение психики, пограничного характера, ибо, часто, гнев доводит человека до состояния аффекта и безумия.

Гнев, как страстная привычка человека, опасен тем, что человек «в гневе страшен» — утрачивает или начинает утрачивать, контроль над своими мыслями и поступками.

Обратите внимание, что гнев, вслед за чревоугодием и блудом, — это тоже крайнее проявление животной ипостаси человека. Вернее, даже: доминирование – преобладание животных начал в человеке над человеческими качествами.

Гнев – один из 7 смертных грехов человека. Без сомнения.

6. Грех № 6 – Алчность

Алчность – более сложный порок, в ряду 7 смертных грехов. Ибо, если мы будем понимать под алчностью стремление к богатству – обогащение, то будем вынуждены признать, что большинство людей страдают этим пороком.

При этом, алчности подвергнуты и богатые, и бедные, и, даже, нищие. Но, суть алчности не в стремлении к богатству, как таковому, а в стремлении к чрезмерности в обладании вещами и деньгами.

То есть, говоря языком русских сказок, алчность – это когда человеку «всё мало».

Иначе говоря, народный, здоровый разум, давно понял, что есть, теоретически и прагматически, ДОСТАТОЧНОЕ количество всего, что нужно человеку для НОРМАЛЬНОЙ и здоровой жизни.

Желание чего-либо сверх этого разумного предела – и есть алчность, которая делает человека больным телесно и психически. А возможно, его и погубит.

Неслучайно, синонимом алчности служит слово «корыстолюбие». Корысть – выгода. А так ли уж нормальна и здорова жизнь ради выгоды?

7. Грех № 7 – Уныние

Уныние – расслабление сознания (души) и тела человека, которое в быту мы привыкли называть более понятным словом – лень. Лень – это состояние угнетения и период восстановления психики и организма перед новой активностью.

В норме, каждый здоровый человек периодически испытывает и уныние, и его проявление — лень.

Но, уныние, как ничего неделание, может стать страстным желанием, которому хочется предаваться снова и снова. Человек, который ничего не делает, а только жалуется, как ему плохо живётся – это человек подверженный одному из 7 смертных грехов.

В религиозных проповедях, толкованиях и разъяснениях, бывает, выделяют восемь и более смертных грехов человека. Как правило, дополнительные пороки образуются от разного толкования существующих 7 смертных грехов.

Например, страсть уныния разделяют на печаль и собственно уныние. Представляя жизнь некоторых церковных деятелей, можно понять причины такого разделения, и желания покопаться в этих, да и в других тонкостях пороков человеческой души.

Что касается лично моей позиции, то я бы, смело, в 7 смертных грехов, поместил бы ещё один: Властолюбие. Ибо, считаю, вслед за многими людьми, в том числе из научной среды, что властолюбие – это болезненный порок определённой группы людей.

Они, властолюбцы, испытывают болезненную страсть к власти над людьми.

Самое печальное, здесь, что большинство людей, подверженных этому пороку, его реализовывают. Более того, передают его, этот порок, в наследие своим детям.

Рассматривает ли Церковь этот вопрос? Конечно, обойти его она не может, НО, а хочет ли!? Сам факт невнесения этого порока в перечень 7 смертных грехов, говорит за себя. НО, это большая и отдельная тема, которая не вполне в русле тематики нашего сайта.

Смысл-то в чём? Как вы могли сами убедиться и до чтения моего скромного поста, 7 смертных грехов – это правила нормальной и здоровой жизни человека. Указания, как не надо жить, чтобы не делать, и без того проблемную жизнь человека, ещё более проблемной, несчастной и не здоровой.

Хотите избавиться или преодостеречься от 7 смертных грехов? Разве для этого обязательно становиться верующим, дабы «убояться кары божией»?

На мой взгляд, вполне достаточно желания жить нормальной, а местами и счастливой, светской, а не религиозной жизнью. Бояться надо не бога, а своей испорченной, самим собой, жизни.

Ну, это на мой взгляд. А вы, как считаете?
7 смертных грехов – только для верующих, или для всех живущих на земле?

Ещё статьи по этой тематике:

7 смертных грехов в православии: список

Приходя в этот мир, наша душа чиста и невинна. Мы взрослеем, учимся думать и со временем подаваться соблазнам. Конечно, детей невозможно винить в греховности, так как они не ведают, что творят. Но взрослые люди совершают многие поступки осознанно, даже неблаговидные, забывая о том, что любой грех отдаляет нас от Бога. Совершение же наиболее тяжких проступков влечет за собой более ужасные последствия – губит нашу душу.

  1. Что такое грех?
  2. Существуют ли мелкие и тяжкие грехи?
  3. 7 смертных грехов
  4. Гордость
  5. Алчность
  6. Зависть
  7. Гнев
  8. Блуд
  9. Чревоугодие
  10. Уныние
  11. Заключение

Что такое грех?

Для того чтобы победить, нужно знать врага в лицо. А много ли современных людей знает о том, что такое грех и какие деяния относятся к наиболее тяжким? Понимают ли они с чем нужно бороться и зачем? Верят ли они, что душа человека настолько ценна, что ежеминутно идет борьба между Светом и тьмой именно за нее.

Наиболее емкое понятие греха приведено в Новом Завете. Грех — это беззаконие, которое выражается в несоблюдение Божьих заповедей и законов Бытия, установленных Господом для людей. Заповеди даны людям для того, чтобы они могли мирно сосуществовать, а не создавать хаос. Но для людей заповеди Господа не очевидны, они о них и не помнят, хотя слышали неоднократно.

Но ведь, что такое Конституция или Кодекс знает каждый, также все понимают, что многие своды законов придуманы людьми для того, чтобы поддерживать порядок и стабильность в социуме. Божьи заповеди имеют практически тоже предназначение, но в более глубоком смысле, потому что мирские законы охраняют собственность, а Божьи законы хранят нашу душу.

Существуют ли мелкие и тяжкие грехи?

Вопрос о том, можно ли классифицировать грехи по мере их тяжести является спорным не одно столетие. Ведь с одной стороны, крепкое словцо, не идет ни в какое сравнение с кражей, но с другой стороны важны последствия, которые наступают после. Безусловно, зариться на чужое добро — это идти против заповедей Божьих, но с другой стороны обижать людей тоже не стоит.

При этом стоит обратить внимание на еще одну особенность грехопадения. Среди людей не так уж много убийц и насильников. Как раз, наоборот, большинство грешат, можно сказать по-мелкому, считая, что такой пустяк, как несколько завистливых взглядов либо же пару похотливых взглядов не нанесут особого вреда, более того будут с легкостью прощены Богом. Но любое здание строится из мелких кирпичиков, начинаясь с пустяковых непотребных мыслей, а потом и проступков.

7 смертных грехов

В понимании многих смертные грехи – это конкретные проступки людей, но это не верно. 7 смертных грехов олицетворяют, прежде всего, пороки человеческой натуры, ведущие к разрушению души посредством совершения мелких и тяжких прегрешений.

Гордость

Гордыня является первым и самым страшным грехом. Именно из-за своего желания возвыситься, был низвергнут Люцифер, именно из-за стремления сравняться с Богом были изгнаны из Рая Адам и Ева. Столь пагубное чувство как гордыня влечет за собой желание превосходства над всеми, невзирая на последствия. А между тем, только Господь Бог властен над миром, если человек ставит себя выше всех, он забывает о милосердии, добре и благочестии.

Гордецы все свои достижения считают только собственной заслугой и не признают тот факт, что в любом их движении видна рука Господа и даже их самих создал Бог. Гордыня ведет к эгоизму, тщеславию, высокомерию и буквально губит душу, ведь желание превзойти всех любой ценой и стать венцом олимпа погружает человека во тьму. Он более не видит мир, не ценит людей и удаляется от Бога.

Алчность

Для полноценного существования человеку нужно не так уж и много. При этом некоторые довольствуются, тем, что могут иметь и не стремятся к большему, иные же буквально гребут все под себя. Для них важно не то, что они могут купить все что угодно, а сам факт чрезмерного владения. Стремление приумножить богатства любой ценой заслоняет собой все человеческие ценности.

Алчность практически всегда идет вместе с жадностью, ведь стремясь накопить побольше, люди не спешат и тратить. При этом отказывают они в материальной помощи не себе, а близким людям. Для них деньги важнее милосердия, доброты и любви. Недаром же подобных людей называют еще сребролюбцами, они буквально чахнут над своим добром и губят свою душу.

Зависть

Мало кто довольствует малым, ведь глядя на своих соседей или друзей, всегда можно увидеть то, чего нет у тебя. А кто задумывается о том, что возможно человеку больше и не надо, может Бог уже дал ему все, что требуется. Но неудовлетворенность остается и постепенно подтачивает и сподвигает на массу неблаговидных поступков. Мелкое вредительство, злые слова, проклятия и даже желание навредить. А потом рождается желание превзойти и получить еще больше.

Вот чем страшна зависть, она постепенно пробуждает в человеке алчность и желание получить больше, чем требуется. Просыпается и гордыня, а почему бы не превзойти своего соседа. Рождается злость, а почему такого нет у меня. А где же смирение, благодарность Господу за данные блага и радость за удачу другого? Может зависть и незрима, но душу она может выпалить дотла.

Злость, обида и гнев присущи всем людям, но важна не сама эмоция, а последствия, к которым она ведет. В гневе человек может опуститься до рукоприкладства, он не слышит доводов и способен на многие неблаговидные поступки. А как же всепрощение и милосердие, ведь побеждает не сильнейший, тем самым теша свое тщеславие, а смиренный, увидевший путь к разрешению конфликта.

Но гнев не всегда тает бесследно, зачастую он порождает обиду, которая тлеет и разрушает человеческую душу. В сторону обидчика летят не только неприятные эпитеты, но и злые пожелания, рождается ненависть. Душа буквально погружается во тьму, потому что кроме негатива человек ничего не испытывает и не слышит Бога.

Блуд и похоть не имеют никакого отношения к любви между мужем и женой. Похоть рождается в постоянной погоне за сексуальными приключениями без обязательств. Но плотские утехи не ведут к счастью, потому что они, в большинстве случаев, приносят радость только одному человеку, да и то физиологическую и кратковременную. Для иных же страсть к сексуальным приключениям может вылиться и в страдания.

Разве радуются жены, внебрачной связи супруга на стороне или счастлива женщина, которую использовали только на 10 минут в качестве предмета удовлетворения физиологической потребности? А как чувствуют себя жертвы изнасилования? Возможности тела испытывать приятные чувства, даны Богом не для удовлетворения низменных инстинктов, а для слияния душ и тел любящих людей.

Чревоугодие

Казалось бы, что плохого таит в себе принятие пищи? Ведь еда поддерживает организм. Но для здоровья человеку не нужны полные котелки еды. Достаточно умеренного и сбалансированного питания. Но разве человек может остановиться, если есть такая возможность? Вместе с голодом просыпается и алчность, почему бы не съесть больше и удовлетворить низменные потребности тела? Следом рождается и гордыня. Я могу себе это позволить.

А где же духовность? Принятие пищи это всего лишь физиологический процесс для поддержания жизни. Зачем же обед или ужин возводить в разряд праздника живота? Создавая культ из пищевых продуктов, люди забывают о том, что, прежде всего, нужно питать душу радостью и приятными эмоциями посредством общения с родными и обращением к Господу.

Уныние

Многие люди, пережив утрату либо пройдя сложный период в жизни, впадают в уныние. По мнению психологов, подобное состояние даже полезно, потому что, эмоционально отгораживаясь от жизни на определенное время, можно отдохнуть. Но, не так страшна сама по себе отстраненность, как ее последствия. Пребывая в унынии, люди перестают работать, заботиться о своих близких, и испытывать эмоции.

Они не стремятся развиваться духовно и отгораживаются от любых жизненных раздражителей. Более того они даже могут прийти к решению уйти из жизни, которая их более не радует, то есть совершить один из самых тяжких грехов – самоубийство. А ведь труд, движение и общение открывают новые грани жизни, поэтому уныние и считается грехом, который буквально убивает душу изнутри.

Заключение

Господь милосерден, он прощает все наши прегрешения, но мысленной фразы: «Господи прости», — произнесенной потом, как бы в оправдание, не достаточно. Да Бог прощает каждого из нас, потому что мы его дети, но это вовсе не означает, что человек не должен, прежде всего, бороться сам за свою душу. Ведь, по сути, нет греха непростительного, есть грех нераскаянный.

Семь смертных грехов

TV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Seven Deadly Sins. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Балалайка докладывает:
Эта статья — о культурологическом явлении и его проявлениях в мировом творчестве. Не надо разводить здесь религиозную (равно как и антирелигиозную, и вообще какую бы то ни было) полемику.

Внимание! Это, согласно христианскому канону (нюансы которого мало известны широкому кругу профанов), список, собственно, из семи ГЛАВНЫХ грехов, а не из семи «смертных». Нюансы, связанные с корректным (или не особо корректным) употреблением термина «СМЕРТНЫЙ грех» — см. далее в «Пятиминутке догматики».

В Библии об этом не написано, а 10 заповедей запрещают совсем другие грехи.

По «народным», католическим представлениям, семью смертными [1] главными грехами (т. е. непростительными, если человек не раскаивается; наиболее тяжкими в сравнении со всеми остальными) являются следующие семь страстей от наиболее серьёзного к менее и «отвечающие» за их распространение семь демонов:

  • Гордыня (superbia, спесь, высокомерие; демон — Люцифер) — когда считаешь себя «выше» и «лучше» других (в Православии сюда же добавляется тщеславие, vanagloria, когда упиваешься вниманием людей как наркотиком) — злой двойник естественного и великодушного чувства собственного достоинства (а также простодушного стремления к признанию окружающими твоих прав, изначально данных Богом). Его противоположность — смирение.
  • Зависть (invidia, подробнее здесь; демон — Левиафан) — злой двойник естественного стремления к соревнованию. Стоит отметить, что данный грех иной раз может быть посерьёзней гордыни! Ей противоположна доброта.
  • Гнев (ira; демон — Сатана/Самаэль) — злой двойник благородного и обоснованного негодования, вполне совместимого с ясным рассудком и справедливостью. Ему противоположно терпение.
  • Уныние (acedia; демон — Бельфегор) — когда отсутствует уверенность в благом устройстве всего сущего (в благодетельном, разумном и справедливом Промысле Божием) [2] . Злой двойник естественных умеренно-депрессивных проявлений, которые у адекватного человека просто обязаны иногда сменять собою периоды особого воодушевления, чтобы нервы не выгорели. Обратная сторона уныния — радость.
    • Довольно часто вместо уныния указывается лень — родственное понятие, но немного не то: нежелание трудиться может быть с уверенностью в благости мира; в любом случае, ленивый человек не стремится к Богу, чтобы познать благодать. Тем не менее лень легче чем уныние. Ей же противоположно усердие.
  • Алчность (avaritia, жадность, когда скопидомство и/или желание обладать приобретает маниакальный характер; демон — Маммона) — злой двойник разумной бережливости, необходимой для грамотного ведения хозяйства. Противоположное понятие — щедрость.
  • Блуд (luxuria, разврат, дикая похоть, т. е. половая распущенность; демон — Асмодей) — злой двойник истинного эроса, когда с уважением относишься к возлюбленной (-нному), а также к себе и всему сущему, благодаря чему становится возможно и целомудрие (т. е. контроль над проявлениями полового желания). Блуд безответственен и капризен, а истинный эрос ответственен и гармоничен. Стоит отметить что данный грех не всегда подразумевает вещи в близком смысле, это также любые страсти, незаконные желания и жажда славы. Противоположно целомудрию.
  • Чревоугодие (gula, обжорство; демон — Вельзевул), нередко понимается и расширительно, как желание без меры повторять любые приятные ощущения — злой двойник Здорового Аппетита, и вообще естественного и разумно-умеренного желания повторять приятное. Противоположная добродетель — трезвость/воздержание.
Читать еще:  Проповедь в неделю о расслабленном. О терпении?

В средние века для обозначения смертных грехов появился термин «saligia». Это акроним, составленный из первых букв смертных грехов, чтобы запоминали их именно в таком порядке: superbia, avaritia, luxuria, invidia, gula, ira, acedia.

Православие унаследовало от западных Отцов Церкви (святых Иоанна Кассиана Римлянина, Григория Великого и других) другую схему — восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль (кроме покаянного чувства и сострадания ближним), уныние, тщеславие, гордость. Проявлениями этих страстей считаются все остальные грехи: тщеславие порождает, например, ложь и зависть, уныние — леность и тягу к безмерным развлечениям. Грубо говоря, печаль — это реакция на внешние раздражители, а уныние — внутренняя пустота в душе. Есть и другая классификация корней зла: сребролюбие, славолюбие, сластолюбие.

Тема предельно раскрыта в финале де-костеровской «Легенды об Уленшпигеле», где все Семь Грехов являются в облике омерзительных аллегорических персонажей, а потом на глазах протагониста преобразуются в своих «благих двойников».

Обратная сторона Семи смертных грехов — Семь добродетелей.

Содержание

  • 1 Пятиминутка догматики
  • 2 Доводы «вне канона»
  • 3 Примеры
    • 3.1 Литература
    • 3.2 Кино
    • 3.3 Телесериалы
    • 3.4 Мультсериалы
    • 3.5 Вебкомиксы
    • 3.6 Аниме, манга, ранобэ
    • 3.7 Видеоигры
    • 3.8 Музыка
    • 3.9 Прочее
  • 4 Примечания

Пятиминутка догматики [ править ]

На самом деле догматическое вероучение не выделяет какие-то особенные грехи в качестве смертных. «Грехом к смерти» считается грех, который:

а) касается серьезных материй (преступление против Бога, Церкви, жизни, здоровья и собственности ближнего);
б) совершен в здравом уме и с полным осознанием;
в) не был искуплен раскаянием и исповедью.

Само выражение «смертный грех» означает, что, если совершив этот грех и не раскаявшись, ты умрешь, тебя однозначно ждет Ад и вечное проклятие [3] .

Учение же о «восьми главных грехах» (первоначально говорили именно о восьми, добавляя тщеславие или выделяя пьянство в отдельную категорию) носит морально-дидактический, а не сотериологический характер. Проще говоря, если ты в гневе на кого-то наорал, это еще не смертный грех, он не касается серьезной материи.

Доводы «вне канона» [ править ]

Можно предположить, откуда взялся вышеприведенный список из семи пунктов и почему он прослыл в народе именно списком СМЕРТНЫХ(с) грехов. «Смертным, — рассудили люди, — можно считать тот грех, который особенно тяжело избежать. Не убить или не украсть легко, а вот попробуйте отучиться гневаться или унывать?! Чтобы действие „наорать на кого-то в гневе“ так и осталось неприятным исключением, а не нормой».

Вообще вне контекста этого списка «грехом» обычно называют какие-то действия, а здесь описываются скорее «пороки», т. е. склонности, которые могут побуждать к этим действиям. Но имеются в виду заодно и все те действия, к которым приводят (или могут приводить) такие склонности, так что выбор термина всё-таки оправдан.

  • Все дело в неоднозначности термина «грех» в христианстве. Под этим словом понимается как нарушение заповеди (действие), так и страсть, которая привела к этому нарушению (нарушить заповедь «не убий» можно по причине гнева, похоти, жадности и т. д.), а еще и некоторое метафизическое «искажение души» — следствие проступка (первородный грех относится к такому — это не действие и не страсть, а просто «наследуемая от Адама и Евы мутация души», приобретенная вследствие поедания плода с дерева познания добра и зла — и несовместимая с жизнью в эдемском саду).

7 главных смертных грехов: о чем предостерегает христиан церковь

Сочетание «семь смертных грехов» знакомо каждому верующему человеку. Однако далеко не все знают, почему именно эти грехи обладают наиболее разрушительной силой и к каким последствиям они могут привести.

Семь главных грехов названы «смертными» потому, что являются наиболее тяжкими. На первый взгляд они не так уж и страшны: казалось бы, что плохого в пристрастии к еде или желании богатства? В этом заблуждении и заключается главная опасность: «безобидные» проступки влекут за собой все более тяжкие, и человек, погружаясь в пучину греха, не только удаляется от Бога, но и губит свою земную жизнь. Зачастую смертные грехи называют «семью смертными страстями», подразумевая под словом «страсть» сформированную привычку совершать те или иные пагубные действия. Привычка полностью подчиняет себе волю, и избавиться от нее становится сложно, даже если рано или поздно человек осознает, что она приносит ему только несчастья.

В основе смертных грехов лежат обычные природные потребности человека — в проступки они превращаются в том случае, если человек не чувствует меры и выпускает свои желания из-под контроля. Для того, чтобы не разрушать свою душу и не удаляться от Бога, не обязательно быть абсолютным аскетом — такая самоотверженность дана далеко не каждому. Необходимо просто не давать своим слабостям власть над собой — только в этом случае человек не попадет в плен к своим потребностям, останется хозяином своей жизни и сохранит чистоту души.

Алчность

Богатство и желание зарабатывать больше само по себе грехом не является. Желание материального роста становится грехом только в том случае, если превращается в самоцель: человек просто скапливает все больше и больше, не зная, зачем ему это нужно, и готов пойти по головам, лишь бы заработать больше. Он концентрируется на материальных благах в ущерб духовному развитию, перестает замечать близких людей, утрачивает личные связи. Не следует забывать о том, что человек должен расти не только морально, но и нравственно — это является залогом гармонии и счастливой жизни. И всегда нужно помнить о том, что главные ценности — любовь, дружба, здоровье — за деньги не покупаются.

Гордыня

От этого греха христианская церковь предостерегает особо, ведь именно это чувство властвовало над Люцифером, когда он, еще будучи ангелом, дерзнул поднять бунт против Господа. Гордыню не следует путать со здоровым чувством собственного достоинства. Это ощущение гипертрофированное, отравляющее все лучшие человеческие эмоции и разрушающее отношения с близкими. Рано или поздно гордыня приводит к тому, что человек остается в одиночестве и отдаляется от Бога.

Грехом считается любая интимная связь вне брака, причем помысел также приравнивается к действию. Связи, не скрепленные семейным союзом, уподобляют человека животному и порицаются как разрушающие тело и душу. Удовлетворение естественных потребностей, совершенное между супругами, только поощряется.

Тщеславие

Тщеславие — один из самых «незаметных» грехов, который долгое время может не проявлять ярких симптомов. Это грех чрезмерного самолюбия, жажды почестей и славы. Для достижения своих целей тщеславный человек зачастую готов переступить через других людей. Дальше — больше: тщеславец может совершать дурные поступки, при этом не признавая за собой вины и оправдываясь собственной уникальностью. Добрые поступки такие люди чаще совершают из желания заслужить положительную оценку окружающих. А ведь церковь предупреждает, что благие дела нужно совершать с чистым сердцем и помыслами, иначе это — лицемерие.

Чревоугодие

Если еда становится главной — или даже единственной — страстью, то человек впадает в грех. Ублажая тело, чревоугодник забывает о душе: все его мысли и действия направлены только на то, чтобы как можно изощреннее удовлетворить свою пагубную привычку. Душа чревоугодника мельчает, и рано или поздно он отказывается отдавать энергию чему-либо, кроме своих гастрономических удовольствий. Это негативно сказывается и на физическом здоровье чревоугодника.

Безудержная агрессия, мстительность, конфликтность — большой грех, который мешает жить в первую очередь своему обладателю. Гнев — одно из самых деструктивных чувств. Все положительные чувства: любовь, милосердие, способность к прощению, — легко заглушаются им. Гневливый человек тратит огромное количество энергии на продумывание планов мести и выяснение отношений. Это верный путь к несчастной жизни и гибели души.

Уныние

Светлая тоска способна помочь человеку ощутить всю глубину его души. Однако она ни в коем случае не должна переходить в депрессию и уныние: эти чувства негативно сказываются на жизнедеятельности и здоровье человека. Грех уныния приводит к тому, что человек начинает жалеть себя, опускает руки и плывет по течению. Но ведь Бог наделил человека способностями к созиданию, поэтому каждый волен изменить свою жизнь к лучшему.

Для того, чтобы в душе всегда царила гармония, а жизнь была благополучной, очень важно критично отнестись к себе. Осознание того, что пагубная привычка стала хозяином вашей жизни — первый шаг к ее преодолению. А чтобы работа над собой давалась легче, следует обратить молитву к небесным силам — они никогда не оставят человека на жизненном пути.

Семь смертных грехов. Что мы знаем о них?

Главными, или смертными, грехами в христианстве считаются человеческие пороки, которые составляют все остальные грехи. Зависть, гнев, гордыня, похоть, чревоугодие, алчность и лень. Знаем ли мы о том, что, поддаваясь страстям и поступая так или иначе, совершаем смертный грех?

Христианские учения описывают их как поведение, помыслы, что противоречат нравственной жизни, отдаляют нас от Бога. А смертные они потому, что отдаление от Бога для человека — смерть души его. В разных иерархиях и классификациях можно увидеть семь или восемь грехов. Это не столь важно, различия не столько в сути, сколько, грубо говоря, в названии.

Первый из семи смертных грехов, с которым разберемся, гордыня. Во многих источниках описывается, что она зарождается из презрения. Презирая одного человека, считая его глупым, бедным, мы ставим себя выше и, в отличие от того, более умным, сильным и т. д.

Питер Брейгель старший, серия «Семь смертных грехов». «Гордыня» Фото: artchive.ru

Гордость сродни самолюбованию. Очень легко переступить тонкую грань от простого осознания и довольствования своими достоинствами к убежденности в собственном совершенстве, чем, по сути, и является гордость.

Она заставляет вас считать себя лучше, выше других и, следовательно, отдельно стоящим от других, ваших близких и родных, и самого Бога.

Питер Брейгель старший, серия «Семь смертных грехов». «Зависть» Фото: artchive.ru

Следующий грех, в каком-то смысле противоположен гордыне — зависть. Завистливый человек не приемлет успеха других людей и хочет не столько стать успешнее них, сколько чтобы другие стали неблагополучными: богатые стали бедными, счастливые — несчастными. Из зависти человек может много зла сделать другому — от мелочей до серьезных преступлений.

Питер Брейгель старший, серия «Семь смертных грехов». «Чревоугодие» Фото: artchive.ru

Ещё один грех чревоугодие. Это подчинение желаниям своего желудка. Некоторые хотят чего-то определенного, лакомого, вкусного, изысканного, в то время как предписано довольствоваться скромной пищей. Другим же довольно любой какой-нибудь еды (в этом наблюдается обжорство); либо же человек не придерживается поста. Еда должна быть только средством поддержания здоровья, а не целью.

Питер Брейгель старший, серия «Семь смертных грехов». «Прелюбодеяние» Фото: artchive.ru

Следующий грех — блуд, похоть, сладострастие. Когда все нравственные, моральные, духовные мысли вытесняются из сознания мыслями, помыслами позорными, грязными — сладострастия. И человек не может думать ни о чем другом, кроме как воплотить мысли и желания в реальность, удовлетворить похоть. Грех этот сродни чревоугодию: как там человек подчиняется голосу желудка, а не разума, так и здесь человек под властью своего тела и его желаний. Все это делает человека, потерявшего разум, сродни животному.

Блудная страсть заставляет человека изменять, предавать, вести беспорядочную половую жизнь и поддаваться извращению.
Сексуальные фантазии, просмотр эротики и порнографии тоже относится к греху, так как из таких неприличных мечтаний вытекает впоследствии и телесное им воплощение, потому что человек, одурманенный страстью и похотью, ни о чем другом и думать не может.

Питер Брейгель старший, серия «Семь смертных грехов». «Алчность» Фото: artchive.ru

К списку грехов относится алчность, корыстолюбие. Это желание иметь как можно больше материальных благ. Этому греху «подвержены» и бедные, малоимущие, и богатые, обладающие материальными ценностями, но которым «всё мало».


Питер Брейгель старший, серия «Семь смертных грехов». «Гнев» Фото: artchive.ru

Гнев также относится к смертным грехам. Он мучит человека изнутри, заставляя выходить наружу такому поведенческому проявлению, как агрессия против себя и других. Есть выражения «праведный гнев» и «неправедный гнев», о чем они? Да, гнев может быть полезный и правильный, праведный, Богу угодный. Он выражается в неприятии всего греховного и плохого в себе, людях, жизни. Но когда гнев захлестывает, затуманивает мысли и порождает агрессию, обиду по любому поводу — это греховный гнев.

Питер Брейгель старший, серия «Семь смертных грехов». «Лень» Фото: artchive.ru

И последний грех — лень или уныние. Происхождение слова уныние объясняет суть: «у» — отсутствие, отсутствие нынешнего. То есть человек не пребывает в настоящем, а разум его — либо в мечтах о будущем, либо в воспоминаниях о прошлом. Лень, уныние — отсутствие душевных и телесных желаний. Лень — это подавление воли, отсутствие каких-либо целей или устремлений.

В противопоставление семи главным грехам есть нравственные качества, так называемые добродетели, к которым надо стремиться: милосердие, целомудрие, терпение, трудолюбие, смирение, умеренность и отрешение от земных благ.

Автор: Анастасия Бабакова

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

10 заповедей и 7 смертных грехов в Православии

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

В данной статье мы поговорим о десяти заповедях, которые описаны в Ветхом Завете, а также о семи смертных грехах.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть — отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.

Десять заповедей Божьих на русском языке.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. (Книга Исход, глава 19)

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей.

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

  • атеизм;
  • суеверия и эзотерика;
  • многобожие;
  • магия и колдовство,
  • ложное толкование религии — секты и лжеучения
  1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

  1. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

  1. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.

Читать еще:  Малые языки России – почему исчезают и можно ли спасти

В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.

  1. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботится о них. Даже если родители недостаточно хорошо заботились о тебе, твой долг заботится о них более того, чего, на твой взгляд они заслуживают.

Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших – делает семьи крепче, а людей счастливее.

  1. Не убий.

Бог дает человеку жизнь и только Он в праве ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу. Самоубийство – едва ли не самый страшный грех, в котором человек не сможет покаяться.

Пятая заповедь запрещает аборты, ведь, уже с момента зачатия ребенок несет в себе искру Божию, а потому аборт приравнивается к убийству.

Люди, подверженные вредным привычкам, которые сокращают их жизнь, также грешат против шестой заповеди.

  1. Не прелюбодействуй.

Седьмая заповедь запрещает любые незаконные связи. Законной связью, согласно Библии, является связь узами брака и только между представителями противоположных полов, не являющимися родственниками.

Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

  1. Не укради.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

  • присвоение чужой собственности,
  • грабеж или кража,
  • обман в делах, подкуп, взяточничество
  • всевозможные аферы, махинации и мошенничество.
  1. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

  1. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

7 смертных грехов.

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.

7 смертных грехов — список табу в Православии

Большинство из верующих людей во время чтения святых писаний и прочей разнообразной религиозной литературы нередко обращают внимание на выражение “семь смертных грехов”. Эта фраза относится не к каким-то определенным либо конкретным семи поступкам. Список прегрешений может быть намного больше, но именно эти семь деяний объединяются чем-то большим, почему и называются “смертными”.

Первым такую классификацию предложил еще в пятьсот девятом году Григорий Великий. В церкви существует иное разделение, которое заключается в составлении не семи, а восьми смертных грехов и основных страстей. Слово “страсть” в переводе с церковнославянского языка будет означать страдание. Некоторые же верующие и проповедники пришли к выводу, что существует десять смертных грехов в православии.

Смертный грех — это самый тяжелый и самый сложный из всех возможных страстей. Искупаются такие прегрешения лишь искренним покаянием. При совершении таких грехов, даже одного, путь в Рай душе уже не лежит. При основной классификации в православии верующие насчитывают всего восемь смертных грехов.

Гордыня, или “грех Люцифера”

Гордыня считается одним из самых тяжелых грехов, так как произошла от самого Сатаны. История этого греха восходит к созданию мира ангельского. Один из самых высших ангельских и самых могущественных, Денница, не желал быть в послушании и любви к Господу. Этот Ангел чрезвычайно возгордился своей силой и могуществом и захотел стать вровень Богу. Денница увлек вслед за собой многих Ангелов, из-за чего на небе была развязана война. Архангел Михаил вместе со своими Ангелами, сражаясь с Сатаной, одержал победу над злым воинством. Сатана-Люцифер, словно молния, пал с царства Небесного в преисподнюю. С тех пор ад, преисподняя — это место обитания темных дух, место, лишенное Божьей благодати и света.

Человек, который грешен гордыней, — продолжатель дела Люцифера на земле. Гордыня влечет за собой все остальные грехи, даже те, что не входят в список семи смертных.

Гордыня — это чрезмерная вера в себя и свои возможности, которая вступает в противоречие с величием Господа. Пребывающий в таком грехе человек хвалится своими качествами, забывая о том, кто их ему подарил. Проще говоря, гордыня — крайне завышенная самооценка, возвеличивание своих действительных качеств и мнимых хороших черт. Это завышенная самооценка. В таких случаях человек считает, что он лучше, чем есть на самом деле, и лучше, чем все прочие люди. Это приводит к высокомерию, надменности. Это необъективная оценка, себялюбие, которое ведет к совершению страшных ошибок в жизни. Это самовосхваление, слепое поклонение самому себе. Составляющей гордыни также является неприязнь к окружающим.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Одним из эффективных способов побороть гордыню является служение обществу, Господу и родным. Отдавая себя другим, человек может меняться.

Гордыня — источник негативных мыслей и эмоций. Эти вещи пагубно влияют на психологическое состояние человека и его поведение. Слишком большое чувство важности самого себя порождает агрессию по отношению к окружающему миру.

Алчность

Второй по счету сметный грех в христианстве. Алчным называют жадного либо скупого человека, который склонен к приумножению своего богатства. Этот грех делят на желание получить больше, чем человек уже имеет, — жадность и нежелание терять то, что есть у него, стремление сохранить это — скупость. Алчность возбуждает внутренние недуги, такие как страх и злость. Человек, идя по головам, используя товарищей, не считаясь с мнением окружающих, добывает для себя те блага, которые ему дороги. Человек, пребывающий в таком грехе, ставит в своей жизни на первое место деньги, материальные блага, предпочитая их духовным ценностям. Грешник зачастую готов потратить большую часть своего времени на пересчеты имеющихся богатств. Если вдруг богатства его будут утеряны, то человек такой ощутит в своей душе пустоту, смысл жизни будет утерян.

Жизнь такого человека нередко сопровождает гнев. Это естественное для алчного человека чувство.Его не интересует ничего, кроме материальной выгоды. Душевную пустоту такого человека заполняют деньги либо вещи. Корнем этого порока является ощущением незащищенности, опасности, нестабильности.

Основной проблемой алчности в религии и психологии считается деградация личности человека. Индивид просто хочет быть счастлив и считает, что достигнет этого с помощью сохранения и накопления материального. Ощущение, будто чем больше имеет, тем будешь счастливее. Но в связи с тем, что такие вещи не радуют долгое время, приходится приобретать их снова и снова.

Зависть

Этот грех в том числе запрещен десятью заповедями. Человек в этом грехе хочет иметь то, что ему не принадлежит. Предметом зависти бывают как материальные вещи, так и духовные. Согласно религии, Бог дает каждому то, то необходимо конкретно этому человеку в соответствии с Господнем замыслом. А желание иметь то, что Господь даровал другому, противоречит и стремится осуществить личную волю наперекор Божьей. Несмотря на то, что зависть — это один из семи смертных грехов, и то, что этот порок человеку доставляет массу хлопот и неприятностей, зависть все еще живет в каждом, и избавиться от нее не удалось.

Каждый человек в какой-то степени подвержен этому греху. Это объясняется тем, что каждый имеет определенное количество потребностей и нужд, которые он зачастую в своей жизни удовлетворить не может, но видит их у других людей. К тому же гораздо проще объяснить свои недостатки и промахи не своими проблемами (ленью либо слабостью), а промахами и несправедливостью судьбы, которая, непонятно почему, благодетельствует кому-то иному, а не нам.

В истории человечества существует множество примеров зависти. В Библии это братья Каин и Авель, продажа Иосифа в рабство из-за любви отца. Притча про царя Саула и беззащитного Давида. Весь жизненный путь Иисуса Христа сопровождался человеческой завистью. С помощью примеров из Нового и Ветхого завета можно понять, что в течение долгого времени зависть наполняла души и сердца людей.

Этот смертный грех является проявлением “раздражительной” части души. В качестве оружия Бог даровал разумный гнев человеку, это сила души, с помощью которой человек противостоит злу. В итоге грехопадения эта разумная сила извращается и становится страшнейшим для личности пороком. У гнева есть множество разновидностей. Он имеет вид змея, который вырождает детенышей, более опасных и ядовитых, чем сам он. Детеныши эти: зависть, ревность, злопамятство, ярость либо ненависть и злопамятство. Все эти черты делают человека и его близких несчастным. Этот грех — гнев — сочетаем с иными страстями, в этом случае появляется большое разнообразие пороков.

Гнев со скупостью порождает отрицательное отношение к нищим и бедным. Грешник смотрит на такого человека, словно на агрессора, который покушается на его имущество. Он назовет их обманщиками и бездельниками.

Гнев в сочетании с печалью порождает досаду и раздражительность, недовольство всем и вся вокруг.

Гнев и уныние порождает горячую ненависть, презрение к самой жизни, зачастую даже агрессивный атеизм. Это состояние нередко может служить причиной к совершению самоубийства.

Гнев в сочетании с тщеславием может порождать мстительность и зависть. Для такого грешника врагом будет являться уже тот человек, который превзошел либо в чем-то опередил его. Человек во грехе готов употреблять во зло своему “противнику” самые гадкие и низкие средства: клевету, донос, язвительные насмешки.

Гордыня в сочетании с гневом порождает ненависть по отношению к человечеству.

Похоть или блуд

Согласно словарю, похоть означает половое влечение, грубое и сладострастное. При христианстве похоть — “незаконная страсть, развращение сердец, влекущее зло и грех”. Похоть и грех тесно связаны друг с другом, об этом говорится в посланиях от апостолов, которые составляют часть Нового завета. Похоть или, как этот грех еще называется, блуд не равнозначна слову любовь. Последнее подразумевает светлое чувство, направленное на объект своего интереса. Фундаментальными составляющими этих чувств были и остаются уважение и стремление бескорыстно делать что-либо приятное для своего партнера. Любовь не сочетается с эгоизмом, в связи с тем, что она изначально нацелена на жертвенность.

Человек, который подвержен этому греху, не может быть сконцентрированным на чем-то ином. Грешник находится во власти страсти. Он смотрит на женщин так, словно дама — это объект страсти и утоления животных желаний, и не более. Грязные мысли, заполняя его сознание и омрачая душу, затуманивает их.

Похотливый человек непрестанно помнит о своем животном желании и о страстях, эти чувства не покидают его. Из-за этого грешник постоянно хочет тех, кому на него все равно и которым он, по существу, не нужен, а если и нужен, то грешники погонят его, ища новые наслаждения, растоптав и унизив при этом чувства другого. Это связано с тем, что похоть и блуд основываются только лишь на сексуальном, половом влечении, которое не совмещается с уважением и святостью чувств.

Чревоугодие

Чревоугодие еще часто называют чревообъедение. Этот грех представляет из себя своего рода пристрастие к превышающему норму перееданию. Сюда же относят питье. Одним из главных грехов в христианстве считается именно чревоугодие. Такого рода прегрешения уродуют и душу, и самого человека. Это связано с тем, что чрезмерно сытое чрево нередко погружает сознание в темную дремоту, опустошает его и делает ленивым, последнее является еще одним пунктом в списке смертных грехов.

Человек, что подвержен греху чревоугодия, не может вести разумные рассуждения на духовные темы, а также что-либо осмысливать достаточно глубоко. Чрево такого человека представляет собой подобие свинцовой гири, которая тянет вниз душу, оземленную пороками и грехами.

Религия имеет много способов избавления от этого греха: это и благоразумие, и содержание поста, и память о Высшем суде, о преобладании духовного над материальным.

Чревоугодником называют человека, живущего ради своего желудка. Все планы и желания направлены на еду. Грешник живет и работает с целью приобретения разнообразной пищи. Одинокие люди при таком грехе зачастую эгоистичны. В случае, если грешник связан узами брака и семейной жизни, это будет катастрофой для всей семьи.

Уныние и лень

Уныние отличается от обыденной печали тем, что первое более тесно связано с расслаблением тела и духа человека. Священники и знающие люди называют уныние либо лень “полуденным бесом”, который отвлекает монаха от его молитвы, склоняет его ко сну после обеда.

Уныние считается смертным грехом и включает в себя также и лень отчасти потому, что во время одоления человека унынием либо ленью он становится равнодушным практически ко всему, в частности, к другим людям, чужим либо своим близким. Два этих порока означают примерно одно и то же и влияют на человека совершенно одинаково, омрачая его душу и разрушая тело. Человек под властью уныния не может качественно и достойно выполнять данную ему работу, он также не может создавать либо творить, его не радуют такие человеческие чувства, как любовь либо дружба.

Этот смертный грех (лень и уныние) разлагает человека, он начинает лениться, его ничего не радует, ничего не улучшает ни душу, ни плоть. Грешник, подверженный этому состоянию, ни во что не верит и даже оставляет надежду. Уныние — это своего рода расслабление ума и изнеможение души, даже в какой-то степени тела.

Унынием считается расслабление сил тела и души, которое при этом соединяется с отчаянным пессимизмом. Постоянное беспокойство и уныние сокрушают душевные силы, доводят его до изнеможения. От этого греха рождается праздность и беспокойство.

Эти грехи называются смертными, потому что при постоянном повторении их бессмертная душа в конце концов погибает и засыхает. Подобные деяния способствуют попаданию бессмертной человеческой души в ад.

Некоторые верующие люди во время чтения святых писаний нередко обращают внимание на выражение «семь смертных грехов». Эти слова не относятся к списку каких-то определенных поступков, так как список греховных деяний может быть значительно больше. Это число говорит не только об условном группировании поступков в семь основных групп.

Григорий Великий был первым, кто предложил подобное разделение еще в 590 году. В церкви, помимо всего прочего, существует в том числе свое разделение, в котором насчитывается восемь основных страстей. В переводе с церковнославянского языка слово «страсть» означает страдание. Другие же верующие и некоторые проповедники считают, что существует десять основных грехов в православии.

Смертным грехом называют самый тяжелый из возможных деяний. Искупить его возможно только при покаянии. Совершение такого греха не позволяет душе человека попасть в рай. Традиционно в православии насчитывают семь смертных грехов.

Их название «смертные» напрямую связаны с тем, что их повторение приводит к гибели души человека, а следовательно, способствуют ее попаданию в ад. Такие поступки берут себе за основу библейские тексты, в которых доступно объясняется и истолковывается смысл грехов. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector