0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 и 15 правила святых апостолов. Апостольские правила

АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Апостольские постановления и правила. Полное заглавие Апостольских постановлений таково: Διαταγαί τω̃ν άγίων ὰποστολων διὰ Κλήμεντοζ τοϋ Ρωμαίον ὲπισκόπου τε καί πολὶτου («Постановления святых апостолов через Климента, римского епископа и гражданина»).

Происхождение этого памятника от апостолов не подтверждено. Уже Трулльский собор 692 г. отверг это произведение. Во втором каноне собор говорит: «Так как в этих (апостольских) правилах поведено нам принимать тех же святых апостолов постановления, через Климента преданные, в которые некогда иномыслящие ко вреду церкви привнесли нечто подложное и чуждое благочестия и помрачившее для нас благолепную красоту Божественного учения, то мы ради назидания и ограждения христианнейшей паствы эти Климентовы постановления благорассмотрительно отвергли (ὰποβολὴν πεποιήμεθα), отнюдь не допуская порождений еретического лжесловесия и не вмешивая их в чистое и совершенное апостольское учение».

В основе Апостольских постановлений лежат разнообразные источники, из которых одни восходят ко временам глубокой древности, а другие появились сравнительно поздно. Редакция памятника в целом относится к концу IV или к началу V в.

Он состоит из восьми книг, подразделенных на главы. В основе первых шести книг лежит сохранившееся на сирийском языке «Учение кафолическое двенадцати апостолов и святых учеников Спасителя нашего»; в основе первой части седьмой книги – «Учение двенадцати апостолов» (Διδαχὴ τω̃ν δώδεκα ὰποστόλων), а восьмая книга опирается на сочинения Ипполита, епископа Римского (изгнан в 235 г.).

Сирийское «Учение» сначала было написано на греческом языке, но дошло до нас только в переводе. Автор приводит наставления от лица апостолов и не раз заявляет, что «Учение» возникло на апостольском соборе.

Он начинает с общего назидания, но скоро переходит к предмету, который его особенно интересует – к епископату, говорит об обязанностях и деятельности его, о лицах, ему близких, и о его сотрудниках – вдовицах, диаконах, диакониссах, мучениках, иподиаконах, чтецах, о праздновании Пасхи, об отношении к еретикам и пр.

Изложение памятника выдержано в тоне проповеди и поэтому не отличается краткостью. Так как «Учение» полемизирует с новацианством, то временем его составления можно считать вторую половину III в. или даже первую. Во всяком случае, оно возникло до Константина Великого.

Седьмая книга Апостольских постановлений в первых 32 главах представляет переработку «Учения двенадцати апостолов», открытого в 1883 г. греческим митрополитом Вриением и составленного около конца I в. в Сирии. Во второй части этой книги помещены молитвы, чин крещения, перечень посвященных апостолами епископов и их первых преемников и пр.

Восьмая книга Апостольских постановлений имеет пестрое содержание и опирается на разные источники. Первые две главы говорят о дарованиях и, быть может, стоят в зависимости от сочинения Ипполита Римского Περι̉ χαρισμάτων.

От дарований автор переходит к рукоположению – важнейшему предмету книги – и заставляет апостолов изрекать постановления не через Климента, а непосредственно. В эту главную канву вплетены самые разнообразные наставления касательно установлений и порядков церковной жизни.

Некоторые места восьмой книги не могут быть в настоящее время сведены к другим источникам, но большая часть ее, по-видимому, опирается на египетскую обработку (сначала греческую, но сохранившуюся только в восточных переводах) канонов Ипполита. Эти каноны написаны Ипполитом в 218-222 гг. для римской церкви. Такое предположение о зависимости восьмой книги Апостольских постановлений от египетской переделки канонов Ипполита не может, впрочем, считаться твердым и встречает сильные возражения со стороны лучшего издателя Апостольских постановлений проф. Функа, который думает, что египетский сборник составлен на основании Апостольских постановлений и каноны Ипполита стоят в зависимости от этого сборника.

Редактор Апостольских постановлений компилировал свое руководство из источников, составленных в разных местах, в разное время, для разных целей. Несогласованность и пестрота материала перешли в его компиляцию.

Так как автор выставляет Климента Римского посредником в переделке Апостольских постановлений, то его называют обычно Псевдо-Климентом. Возможно, что он одно лицо с Псевдо-Игнатием, который из семи подлинных посланий Игнатия сочинил 12 неподлинных.

Гарнак считает его полуарианином и относит время его деятельности к 340-380 гг.. Функ полагает, что он был последователем Аполлинария и жил ок. 400 г. Место его деятельности – Сирия.

Работа редактора имела продолжателей в интерполяторах. Сборник находился в церковном употреблении и вызывал последующие поправки и вставки. Особенно это надо сказать о последней, восьмой книге, которая переписывалась чаще, чем постановления в целом виде.

Апостольские правила

В тесной связи с Апостольскими постановлениями стоят апостольские правила κανόνεζ τω̃ν α̉γίων α̉ποστόλων.

Они имеют форму соборных постановлений. Их обычно насчитывается 85. Это число называет Трулльский собор во втором своем правиле. В распорядке правил трудно отыскать какой-либо план. Встречаются повторения. Очень любопытно правило 85-е, перечисляющее «чтимые и святые книги» Ветхого и Нового Завета.

Назвав Евангелия, 14 посланий Павла, соборные послания, правило продолжает: «Климента послания два. И постановления (αί διαταγαί) вам епископам мною Климентом изреченные в восьми книгах. И Деяния апостольские». Здесь примечательно то, что Апокалипсис поставлен вне канонических книг, и, наоборот, в канон зачислены послания Климента и Апостольские постановления в восьми книгах.

Читать еще:  По страницам Великого канона Андрея Критского. Великий пост

Отсюда совершенно справедливо заключают, что редактор апостольских правил имел главной целью прикрыть подложность Апостольских постановлений путем вторичного подлога. Апостольские правила вышли из тех же церковных кругов Сирии, для которых предназначались Апостольские постановления, и появились несколько позже, в начале V в.

В основании правил лежат разные источники. Около 20 из них повторяют правила Антиохийского собора 341 г.; 24 правила черпают содержание из Апостольских постановлений. Около половины правил взято из источников, для нас теперь недоступных. Около 500 г. 50 канонов были переведены на латинский язык Дионисием Малым. Почему взято это число из 85 – остается невыясненным. Любопытно, что уже Дионисий плохо верил в апостольское происхождение переводимых правил и назвал их canones qui dicuntur apostolorum (каноны, называемые апостольскими).

Литература

  • «Постановления Апостольские», рус. пер., Казань, 1864;
  • «Правила святых апостол» с толкованиями Вальсамона, Зонары и Аристина, с греческим и славянским текстом (изданы в Москве, в 1876 Об-вом любителей духовного просвещения).

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

АПОСТОЛЬСКИЕ ПРАВИЛА

[Правила Святых Апостолов; греч. Κανόνες τῶν ἁγίων ̓Αποστόλων], древний сборник канонического содержания, значение к-рого в жизни Церкви исключительно велико: А. п. рассматриваются как часть апостольского Предания, ибо они точно выражают учение, переданное апостолами своим преемникам, находятся в полном согласии с учением, содержащимся в канонических книгах Свящ. Писания, и соответствуют церковной практике, представленной в сочинениях мужей апостольских и их ближайших преемников, наконец, церковными Всел. Соборами за ними признается апостольский авторитет (Трул. 2; VII Всел. 1). А. п. открывается канонический кодекс правосл. Церкви.

Об источниках и времени создания А. п.

Еще ученые кон. XIX — нач. XX в. считали, что невозможно найти точные данные о времени появления А. п. (Никодим [Милаш], еп. Право. С. 89), как невозможно признать, что они получили начало непосредственно от апостолов (Суворов. Право. С. 145). Впрочем, непосредственное авторство апостолов отрицает и Трул. Собор. В Ап. 85 говорится об «Апостольских постановлениях», причем «постановления, изреченные через Климента в восьми книгах» ставятся составителем в один ряд с книгами Свящ. Писания, «откуда видно, что автор правил заинтересован в том, чтобы обеспечить за постановлениями авторитет подлинно апостольского произведения, — этот интерес говорит за то, что и правила, и постановления принадлежат одному и тому же лицу» (Суворов. Право. С. 146). Ряд текстовых совпадений также дает основание полагать, что А. п. были составлены после Апостольских постановлений и что последние послужили для них источником (47-я гл. VIII кн. «Апостольских постановлений» содержит «Правила Святых Апостолов»; см. совр. исследование М. Месже об Апостольских постановлениях — Metzger. T. 3: Introd. § 500-505; см. также: Павлов. Право. С. 48-49). Кроме того, и др. главы «Апостольских постановлений» содержат тексты, точно соответствующие А. п., напр.: «А я, Симон Кананит, постановляю, сколькими должен рукополагаться епископ. Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если же кто рукоположится одним епископом, то да будет извержен и он и рукоположивший его» (Апост. постан. VIII 27) и «Епископа да поставляют два или три епископа» (Ап. 1). «Нет сомнений, что значительная часть Ап. правил содержит в себе нормы, сохранявшиеся в церковной практике от времен апостольских. Но нельзя отрицать и того, что некоторые из них принадлежат временам гораздо позднейшим. Таково, например, 30-е правило, запрещающее домогаться епископства при помощи светских властей, или 37-е правило, предписывающее, чтобы в каждой провинции дважды в году собирались церковные Соборы,- ясно, что то и другое правило могло произойти только в те времена, когда Церковь вступила уже в союз с римским государством, т. е. при первых христианских императорах, или, что то же, не раньше половины IV века» (Павлов. Право. С. 49).

Имея в виду рукописи «Апостольских постановлений», к-рые включают 85 правил (Vat. gr. 839, X в.; Vat. Barber. gr. 336, посл. четв. VIII в.; Vat. gr. 1506, 1024 г.; РНБ. Греч. 100, 1111 г.), проф. Месже считает, что правила обнаруживают соответствие, а иногда и букв. совпадение с правилами Всел. I (325), Антиох. (ок. 330; о датировке Собора, принявшего правила, см. в ст. «Антиохийские Соборы») Соборов, собранием правил, приписываемых Лаодик. Собору (между 343 и 381), правилами Анкир. (314) и Неокесар. (ок. 319) Соборов и были упорядочены только перед Всел. II Собором (381). Неизвестно, располагал ли составитель определенным собранием более ранних правил, или он знал их в отдельных сериях (Metzger. T. 1. P. 22-23). В церковно-исторической, канонической и патрологической лит-ре (Павлов. С. 49; Суворов. С. 146-147; Leclercq. Col. 1916-1917; Metzger. T. 1. P. 22-23) акцентируется внимание на близком сходстве нек-рых А. п. и правил Антиох. Собора (Ап. 32 и Антиох. 6, Ап. 33 и Антиох. 7, Ап. 34 и Антиох. 9, Ап. 36 и Антиох. 18, Ап. 37 и Антиох. 20, Ап. 38 и 40 и Антиох. 24, Ап. 41 и Антиох. 25). Большинство исследователей склоняется к тому, что составитель А. п. имел перед собой постановления Антиох. Собора, а не наоборот. Однако нужно отметить, что текст А. п., включающий ранние тексты, лаконичен, правила Антиох. Собора, напротив, подробнее, обстоятельнее, что обычно свидетельствует о более позднем происхождении. Кроме того, А. п. исходят из иного и более древнего церковного устройства, чем правила Антиох. Собора. Напр., при сходстве содержания Ап. 34 и Антиох. Ап. 9 говорит о разграничении церковных областей по этническому принципу, разумеется связанному с территориальным: «Епископам всякаго народа подобает знати первых в них»; 9-е прав. Антиох. Собора исходит из существования митрополичьих округов, соответствовавших адм. делению Римской империи на провинции, введенному в нач. IV в. при Диоклетиане. Поэтому первый епископ в Антиох. 9 именуется митрополитом.

Читать еще:  Радиус венеры в км. Солнечная система. Венера

Текст сб. «Правил Святых Апостолов» сир. происхождения. Первая ясная ссылка на авторитет А. п. встречается в постановлении К-польского Собора 394 г., председателем к-рого был архиеп. Нектарий, родом из киликийского г. Тарс, входившего в состав Антиохийской (Сирийской) церковной обл.

Признание за «Правилами» апостольского авторитета не равносильно усвоению апостолам самого текста правил. В XVI в., после выхода «Магдебургских центурий», в к-рых было высказано сомнение в апостольском происхождении «Правил», Ф. Турриан пытался доказать, что они были записаны апостолами на Иерусалимском Соборе апостолов. Внимательное изучение их содержания и текста, наконец, осознание того, что если бы древняя Церковь признавала эти «Правила» апостольским писанием, то они были бы включены в Новозаветный канон, привело ученых к общему мнению, что «Правила» не были написаны или продиктованы апостолами. Но об апостольском авторитете «Правил» говорит их полное согласие с учением НЗ. Нек-рые правила обнаруживают совпадение с текстом Писания (что, возможно, говорит в пользу их раннего происхождения). В Посланиях святых апостолов (1 Тим 3. 2-13; 2 Тим 1. 5-9; 1 Петр 5. 1-3; 3 Ин 1-10) названы качества, к-рыми должен обладать вступающий в клир, а также обязанности клириков; те же требования содержатся в Ап.17, 25, 42, 43, 44, 61, 80. Об апостольском авторитете «Правил» свидетельствует также их соответствие нормам церковной жизни первых веков. В I Всел. 15 содержится требование прекратить обычай «вопреки апостольскому правилу обретшийся. дабы из града во град не преходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон». А в Ап. 14 говорится: «Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити»; в Ап. 15: «Аще кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иный отыдет. таковому повелеваем не служити более».

Включение в канонический кодекс

Судьба «Правил Святых Апостолов» складывалась неодинаково на Востоке и Западе. Существовали разные списки греч. подлинника; в них находилось от 50 до 85 правил. Антиохийский пресв. Иоанн Схоластик, впосл. св. Патриарх К-польский (565-577), включил 85 А. п. в канонический сборник в 50 титулах. Затем А. п. входят в «Номоканон XIV титулов» с оговоркой «т. н.». В кон. VII в. Трул. Собор во 2-м прав., перечисляя каноны, на 1-е место поставил «Правила Святых Апостолов»: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя именем святых и славных апостолов, осмьдесят пять правил». Отцы Трул. Собора не приписывают, т. о., самим апостолам создание этих правил, но, ставя их на 1-е место в перечне канонов, усваивают им апостольский авторитет.

Ок. 500 г. рим. аббат Дионисий Малый перевел «Правила Святых Апостолов» на лат. язык, используя список, содержащий 50 правил. В предисловии к переводу Дионисий пишет, что в его время эти правила не пользовались общим признанием и не считались апостольскими, но были отнесены к разряду апокрифических. Впосл. Дионисий сделал новый перевод, к-рый был включен св. папой Гормиздом в «Сборник декреталов». Канонический сборник Дионисия, в к-ром был помещен перевод 50 А. п., вошел на Западе во всеобщее употребление, эти правила в конце концов получили там канонический авторитет. Рим. Церковь отвергла авторитет 35 последующих правил не только в силу традиции, но еще и потому, что в нек-рых из них содержатся нормы, не согласующиеся с обычаями Зап. Церкви. Первое из отвергнутых правил: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака и мяс и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин» (51-е) — говорит не в пользу принятого ныне у католиков обязательного целибата духовенства. В 64-м апостольском прав. осуждается пост в субботу, впосл. вошедший в средневек. обычай католич. Церкви. 77-е прав.: «Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна» — также не согласуется с рим. практикой считать телесное уродство препятствием к священству. Оригинальный греч. текст в 687 г. в Эдессе был переведен на сир. язык (Leclercq. Col. 1938).

Читать еще:  Ян: происхождение имени по различным версиям. Имя для мальчика Ян: значение, характер и судьба Значение имени янык

Содержание А. п.

Дисциплинарные правила, часть к-рых имеет предписывающий характер, часть — запретительный. В основном они адресованы клиру, но нек-рые — мирянам. Правила 1 и 2 говорят о поставлении священно- и церковнослужителей: право поставлять, согласно этим правилам, принадлежит исключительно епископу, епископ осуществляет духовное руководство причтом (прав. 58). О епископском праве правила: 31 (о пресвитере, отделившемся от епископа), 32 и 33 (запрещающие отлученных епископом пресвитера или диакона принимать др. епископу), 39 («пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают»); 35 (епископ может рукополагать только в своей области), 36 (о епископе, не принявшем служения,- см. Абсолютное рукоположение); 38 («попечение о всех церковных вещах»), 40, 41 (об имуществе епископа и о церковном имуществе) — епископу принадлежит власть распоряжаться всеми церковными доходами, на нем лежит забота о содержании служащих в церкви и бедных (прав. 59); Собор епископов, на к-ром они «рассуждают о догматах благочестия» и разрешают споры между собой и выносят наказание епископу за проступок (прав. 74) «дважды в году да бывает» (прав. 37). Особое значение имеет 34-е прав., в к-ром устанавливаются устройство власти в поместных Церквах, взаимоотношения епископов и их отношения к первому из них: «Епископам всякого народа подобает знати первого из них, и признавати его как главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех». Иерархическую подчиненность в Церкви подчеркивают правила 55, 56.

Правила 3 и 4 направлены против существовавшей в ранней Церкви практики приносить «к алтарю» (для освящения) различные продукты. Ограждению христиан от религ. общения с иудеями служат правила 7, 64, 70, 71, определяющие время празднования Пасхи для христиан, запрещающие пост в субботу и воскресенье (кроме Великой субботы). Прав. 5, запрещающее епископу изгонять «жены своея под видом благоговения», отражает практику первых веков христианства (также прав. 17), когда епископы могли вступать в брак, однако противоречие этому правилу Трул. 12, запрещающее епископу жить в браке, не кажется непреодолимым, если учесть, во-первых, что Церковь всегда одобряла воздержание у своих членов (Ап. 51: «удаляется от брака. не ради подвига воздержания»); во-вторых, 5-е прав., и это подчеркивает 51-е, направлено против тех, кто «гнушается» браком, «забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание»; наконец, каноническая практика безбрачия епископов со временем развивалась. Церковь поддерживала в христианах воздержание ради Царства Небесного, к-рое достигалось вследствие сильного душевного стремления к Царству Небесному и свободного обуздания плоти, а не вследствие физического вреда (прав. 21-24). Священническое право определяет, что священническое служение может нести только тот, кто был женат 1 раз (1 Тим 3. 2, 12; Тит 1. 6, 8), был воздержан и не взял в жены ни вдовы, ни блудницы — правила 17-19. Священное лицо не может участвовать в мирских делах, не согласующихся с его предназначением, дабы «неупустительно быти при делах церковных» (прав. 6, 81); не может давать поручительство перед судом (прав. 20), заниматься военными делами в стремлении «удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность» (прав. 83), в противном случае он извергается из сана.

Правила 47, 49, 50 посвящены таинству Крещения: предписаны условия истинного Крещения, важнейшие элементы чинопоследования Крещения. Как едино Крещение, так и едино рукоположение, «разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых ни верными, ни служителями церкви быти невозможно» (прав. 68). О покаянии правила 52, 62. О посте прав. 69.

Следующие правила определяют церковные наказания (епитимию, отлучение) за различные преступления: 45, 46, 65 (с еретиками моление, крещение или причащение у еретиков), 73 (использование освященных предметов, предназначенных для Евхаристии, в домашнем употреблении), 25, 61, 72 (блуд, клятвопреступление, воровство), 29, 30, 76 (получение сана неправедным путем), 27, 42-44, 54, 57 (безнравственное поведение), 66, 67 (убийство, насилование). Также должны подвергаться наказаниям и лица, имеющие общение с отлученным от Церкви,- правила 10, 11, 12, 16.

Лит.: Книга правил. СПб., 1893, 1993р; Остроумов М. А. Введение в православное церковное право. Х., 1893. Т. 1; Leclercq H. Canons Apostoliques // DACL. 1910. T. 2. Part. 2. Col. 1910-1950; Metzger M. Les Constitutions Apostoliques: In 3 t. P., 1985-1987. (SC; N 320, 329, 336).

Прот. Владислав Цыпин, Л. В. Литвинова

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector