0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

2 февраля православный календарь. Тропарь преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

2 февраля православный календарь. Тропарь преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира:

КАНОНИЗИРОВАННЫЕ И ПРАЗДНУЕМЫЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ:

* Евфимий Великий, иеромонах, преподобный (+ 473 год).

* Евфимий Печерский , иеросхимонах, преподобный, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ XIV век) [+ 1319 год]*.
* Лаврентий Печерский, затворник, преподобный, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ XIII-XIV века) [+ 1291 год]*.
* Евфимий Сянжемский, Вологодский, игумен, преподобный (+ около 1465 года) [+ 1465 год]*.
* Инна Новодунский, Славянин, мученик (+ I-II века) [+ 350 год]*.
* Пинна Новодунский, Славянин, мученик (+ I-II века) [+ 350 год]*.
* Римма Новодунский, Славянин, мученик (+ I-II века) [+ 350 год]*.
* Васс Никомидийский, мученик (+ 303 год).
* Евсевий Никомидийский, мученик (+ 303 год).
* Евтихий Никомидийский, мученик (+ 303 год).
* Василид Никомидийский, мученик (+ 303 год).
* Евфимий (Кереселидзе), игумен, преподобноисповедник (+ 1944 год).

* Павел Добромыслов, пресвитер, протоиерей, священномученик (+ 1940 год).

(К началу страницы)

НА ПУТИ К КАНОНИЗАЦИИ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (молимся сугубо, по желанию):

35-й вторник по Пятидесятнице

Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну (вторника), глас 2:

Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже за истину пострадав радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.

Кондак Крестителю и Предтече Иоанну (вторника), глас 2:

Пророче Божий и Предтече благодати,/ главу твою, яко шипок священнейший, от земли обретше,/ исцеления всегда приемлем,/ ибо паки, якоже прежде,// в мире проповедуеши покаяние.

730 лет со времени отшествия ко Господу Лаврентия Печерского, затворника, преподобного, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ XIII-XIV века) [+ 1291 год]*.

Тропарь преподобному Лаврентию Печерскому, глас 3:

Затворивый себе Господа ради в темней пещере,/ преподобне отче Лаврентие, многолетне/ и Оному добре в ней угодивый,/ подаждь и нам от всякаго зла чувствия затворити,/ и тьмы страстей отвратитися,// и светлость получити Царствия Небеснаго.

Кондак преподобному Лаврентию Печерскому, глас 4:

Бог, рекий из тьмы свету возсияти,/ просил тебе из темна места, яко свет,/ и знаема всем показа, Лаврентие,/ яви же и Свету невечернему тя причастника, преподобне,// в немже ликуя, поминай нас, хвалящих тя.

ИЗ ЛЕТОПИСИ ПРАВОСЛАВИЯ:

25 лет назад (1996 год):

* В Перми принят Устав Троице-Стефанова монастыря.
* Пресвитер Анатолий Бугакин назначен настоятелем Церкви Святителя Николая в посёлке Выгоничи Брянской области (впоследствии протоиерей). Скончался в 2014 году.
* В Якутске открыт Покровский женский монастырь.

75 лет назад (1946 год):

* Скончался Павел (Дмитровский), архиепископ Таллинский и Эстонский.

(К началу страницы)

Наше время требует от нас уже беспрерывных молитв:
Домашнее Богославословие 20 ЯНВАРЯ (02 февраля):

18:00 Вечернее правило 1 .
Подготовка к предстоящему воскресному причастию: чтение Канона молебного ко Пресвятой Богородице.

21:00 Вечернее правило 2 .
* Псалтирь ( псалом 105 ).
* Ветхозаветные чтения: Книга Судей Израилевых, глава 4 .

24:00 Полунощница .
* Откровение святого Иоанна Богослова: глава 20 .

03:00 Молитвы на потребу.

06:00 Утреня (шестопсалмие) и час первый .
Час первый: тропарь и кондак Крестителю и Предтече Иоанну (смотрите выше).

09:00 Час третий : тропарь и кондак Крестителю и Предтече Иоанну (смотрите выше).
* Чтение Апостола (Послание к Евреям святого апостола Павла, глава 4 ).
* Чтение Евангелия (От Иоанна Святое Благовествование, глава 21 ).

12:00 Час шестой : тропарь и кондак Крестителю и Предтече Иоанну (смотрите выше).

15:00 Час девятый : тропарь и кондак преподобному Лаврентию Печерскому (смотрите выше).

Примечание: между часами — постоянная внутренняя молитва Иисусова.

1300 лет со времени отшествия ко Господу Уты Уттенвайлерской, праведной (+ 722 год).

1720 лет со времени отшествия ко Господу Васса Никомидийского, мученика (+ 303 год).
1720 лет со времени отшествия ко Господу Евсевия Никомидийского, мученика (+ 303 год).
1720 лет со времени отшествия ко Господу Евтихия Никомидийского, мученика (+ 303 год).
1720 лет со времени отшествия ко Господу Василида Никомидийского, мученика (+ 303 год).

Тропарь мученикам Вассу, Евсевию, Евтихию и Василиду, Никомидийским, глас 4:

Мученицы Твои, Господи:/ Вассе, Евсевие, Евтихие и Василиде,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мученикам Вассу, Евсевию, Евтихию и Василиду, Никомидийским, глас 2:

Светильницы светлии явльшеся, божественнии мученицы:/ Вассе, Евсевие, Евтихие и Василиде,/ тварь всю светлостию чудес озаряете,/ недуги разрешающе и глубокую тьму всегда отгоняюще,// Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас.

1550 лет со времени отшествия ко Господу Евфимия Великого, иеромонаха, преподобного (+ 473 год).

Тропарь преподобному Евфимию Великому, глас 4:

Веселися, пустыня нераждающая,/ благодушствуй, неболящая,/ яко умножи тебе чада муж желаний духовных,/ благочестием насадив,/ воздержанием воспитав добродетелей в совершенство./ Того Евфимия молитвами, Христе Боже,// умири живот наш.

Кондак преподобному Евфимию Великому, глас 8:

В честнем рождестве твоем радость тварь обрете/ и в Божественней памяти твоей, преподобне Евфимие,/ благодушие прият многих твоих чудес,/ от нихже подаждь богатно в души наша и очисти грехов скверны,// яко да поем: аллилуия.

975 лет со времени отшествия ко Господу Ратмунда Нидеральтайхского, игумена, преподобного (+ 1048 год).

705 лет со времени отшествия ко Господу Евфимия Печерского, иеросхимонаха, преподобного, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ XIV век) [+ 1319 год]*.

Тропарь преподобному Евфимию Печерскому, схимнику, глас 4:

Евфимие всечестне,/ преподобным единоревнителю и Ангелом собеседниче,/ получивый с ними житием своим чистым и безмолвным вечная благая,/ молися Господеви присно о всех нас,// да и мы тех же благ сподобимся.

Кондак преподобному Евфимию Печерскому, схимнику, глас 4:

Яко приял еси схиму,/ бысть выну тих и молчалив, препо добне,/ никогдаже бо ни с ким, разве молитв ко Господу,/ ничесоже глаголал еси,/ и пищи, разве зелия сурова,/ никоея же вкушал еси./ Тем обрет днесь пищу неиждившую на небеси,// Евфимие, моли и нам тояжде причаститися.

80 лет со времени отшествия ко Господу Евфимия (Кереселидзе), игумена, преподобноисповедника (+ 1944 год).

Тропарь преподобноисповеднику Евфимию (Кереселидзе), глас 2:

Преподобноисповедниче отче Евфимие,/ во дни гонений безбожных на Церковь ГРузинскую/ поношения, изгнание и горькия работы/ Христа ради претерпел еси,/ и ничтоже разлучи тя от любве Божия./ Таже благочестно в мире пожив,/ свидетельствовал еси Господа Иисуса Христа,// Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак преподобноисповеднику Евфимию (Кереселидзе), глас 2:

Яко звезда новая Церкве Грузинския явился еси,/ терпеливодушне Евфимие преподобноисповедниче,/ Христа Бога прославляя/ и в нощи безбожия путь верным указуя./ Темже молим тя:/ моли нам, сродником твоим,/ в вере православней утвердитися// и спастися душам нашим.

1675 лет со времени отшествия ко Господу Инны Новодунского, Славянина, мученика (+ I-II века) [+ 350 год]*.
1675 лет со времени отшествия ко Господу Пинны Новодунского, Славянина, мученика (+ I-II века) [+ 350 год]*.
1675 лет со времени отшествия ко Господу Риммы Новодунского, Славянина, мученика (+ I-II века) [+ 350 год]*.

Тропарь мученикам Инне, Пинне и Римме, Новодунским, глас 2:

Якоже Первозваннаго ученицы/ первозвани явистеся от словен,/ и братию вашу/ светом Истины просвещающе,/ от безбожнаго свирепаго князя/ лютую кончину прияли есте,/ мразом окованни и ледом удавленни,/ на Дунае реце в Скифстей стране./ Но яко души за други положшии,/ святии Инно, Пинно и Риммо,/ и о нас всемощныя молитвы приносите,/ вся языки словенския// паки ко Христу обращающе.

Кондак мученикам Инне, Пинне и Римме, Новодунским, глас 2:

Велия веры исправления:/ льдом окованни, яко на воде упокоения,/ святии Инна, Пинна и Римма радовахуся,/ мучитель же несмысленно яряшеся,/ плоды их винограда тщася погубити,/ но обаче доныне от словенских язык/ святыя гроздия Христос приемлет,/ и первомученик словенских венчает венцы./ Сего ради и мы,/ взращенных вами верных отрочата,/ благодарим и молим вы, святии:/ испросите теплыми молитвами и нам// в Дусе истины по Бозе ревновати.

560 лет со времени отшествия ко Господу Евфимия Сянжемского, Вологодского, игумена, преподобного (+ около 1465 года) [+ 1465 год]*.

Тропарь преподобному Евфимию Сянжемскому, Вологодскому, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо Крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней,// Темже и со ангелы срадуется, преподобие Евфимие, дух твой.

Кондак преподобному Евфимию Сянжемскому, Вологодскому, глас 2:

Чистотою душевною божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко,/ пробол еси бесовская ополчения,/ Евфимие, отче наш,// моли непрестанно о всех нас.

85 лет со времени отшествия ко Господу Павла Добромыслова, пресвитера, протоиерея, священномученика (+ 1940 год).

Тропарь священномученику Павлу Добромыслову, новомученику Церкви Русской, глас 5:

Земли Рязанския украшение/ и неусыпный о ней к Богу молитвенниче/ за веру Христову душу свою положив,/ яко мученик и пастырь прославился еси,/ священномучениче Павле,/ пролей теплую молитву ко Господу о нас,/ любовию чтущих тя,// да спасет души наша.

Читать еще:  Клонирование человека станет возможным, но не очень нужным

Кондак священномученику Павлу Добромыслову, новомученику Церкви Русской, глас 2:

Восхвалим, вернии,/ изряднаго во священницех/ и славнаго в мученицех Павла,/ Православия поборника и благочестия ревнителя,/ земли Русския красное прозябение,/ иже страданием Небес достиже/ и тамо тепле молит Христа Бога// спастися душам нашим.

Преподобный Лавре ́ нтий Печерский, затворник

Дни памяти

20 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

10 сентября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах

Житие

Под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре в ХIII–ХIV вв. Нес труд­ный по­двиг за­твор­ни­че­ства, упраж­ня­ясь в по­сте, мо­лит­ве и бо­го­мыс­лии. Мо­щи пре­по­доб­но­го Лав­рен­тия по­чи­ва­ют в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

Затвори́вый себе́ Го́спода ра́ди в те́мней пеще́ре,/ преподо́бне о́тче Лавре́нтие, многоле́тне/ и О́ному до́бре в ней угоди́вый,/ пода́ждь и нам от вся́каго зла чу́вствия затвори́ти,/ и тьмы страсте́й отврати́тися,// и све́тлость получи́ти Ца́рствия Небе́снаго.

Перевод: Затворивший себя на многие годы Господа ради в темной пещере, преподобный отче Лаврентий, и Ему прекрасно в ней угодивший, подай и нам от всякого зла закрыть свои чувства, и тьмы страстей отвратиться, и светлость получить Царства Небесного.

Кондак преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах , глас 4

Бог, реки́й из тьмы све́ту возсия́ти,/ просия́ тебе́ из те́мна ме́ста, я́ко свет,/ и зна́ема всем показа́, Лавре́нтие,/ яви́ же и Све́ту невече́рнему тя прича́стника, преподо́бне,// в не́мже лику́я, помина́й нас, хва́лящих тя.

Перевод: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету (2Кор.4:6), просиял тебя из темного места (пещеры), как свет, и сделал всем известным, Лаврентий, явил же и Свету немеркнущему тебя причастником, в нем же торжествуя, вспоминай нас, прославляющих тебя.

Аудиокниги и фильмы

Патерик Печерский, или Отечник.

«Киево-Печерский Патерик» был составлен в XIV–XV вв. как первый в Древней Руси, принявшей христианство, отечественный сборник жизнеописаний святых. Он посвящен подвижникам Киево-Печерской Лавры, являющейся колыбелью христианского монашества Руси и всемирно известной святыней Православия. В книгу вошли произведения, написанные в начальный период истории Лавры, в XI–XIII вв. Впоследствии «Патерик» неоднократно.

2 февраля 2021 года — Вторник

Седмица 35-я по Пятидесятнице, глас 1

Сегодня Святая Церковь совершает память:

Прп. Евфи́мия Великого, иеромонаха (473).

Прпп. Евфи́мия схимника (XIV) и Лавре́нтия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах; прп. Евфи́мия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465); мчч. И́нны, Пи́нны и Ри́ммы (I–II); мчч. Ва́сса, Евсе́вия, Евти́хия и Васили́да (303); исп. Евфи́мия (Кереселидзе), игумена (1944) (Груз.).

Сщмч. Павла Добромыслова, пресвитера (1940).

Преподобному Евфимию Великому

Весели́ся пусты́ня неражда́ющая,/ благоду́шствуй неболя́щая,/ я́ко умно́жи тебе́ ча́да муж жела́ний духо́вных,/ благоче́стием насади́в,/ воздержа́нием воспита́в доброде́телей в соверше́нство./ Того́ моли́твами Христе́ Бо́же,// умири́ живо́т наш.

В честне́м рождестве́ твое́м ра́дость тварь обре́те,/ и в Боже́ственней па́мяти твое́й, преподо́бне,/ благоду́шие прия́т мно́гих твои́х чуде́с,/ от ни́хже пода́ждь бога́тно в ду́ши на́ша, и очи́сти грехо́в скве́рны,// я́ко да пое́м: аллилу́ия.

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Евфимие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобному Евфимию, схимнику Печерскому

Евфи́мие всече́стне,/ преподо́бным единоревни́телю и А́нгелом собесе́дниче,/ получи́вый с ни́ми житие́м свои́м чи́стым и безмо́лвным ве́чная блага́я,/ моли́ся Го́сподеви при́сно о всех нас,// да и мы тех же благ сподо́бимся.

Я́ко прия́л еси́ схи́му,/ бысть вы́ну тих и молчали́в, преподо́бне,/ никогда́же бо ни с ким, ра́зве моли́тв ко Го́споду,/ ничесо́же глаго́лал еси́,/ и пи́щи, ра́зве зе́лия су́рова, нико́ея же вкуша́л еси́./ Тем обре́т днесь пи́щу неижди́вшую на Небеси́, Евфи́мие,// моли́ и нам тоя́жде причасти́тися.

Преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому

Затвори́вый себе́ Го́спода ра́ди в те́мней пеще́ре,/ преподо́бне о́тче Лавре́нтие, многоле́тне/ и О́ному до́бре в ней угоди́вый,/ пода́ждь и нам от вся́каго зла чу́вствия затвори́ти,/ и тьмы страсте́й отврати́тися,// и све́тлость получи́ти Ца́рствия Небе́снаго.

Бог, реки́й из тьмы све́ту возсия́ти,/ просия́ тебе́ из те́мна ме́ста, я́ко свет,/ и зна́ема всем показа́, Лавре́нтие,/ яви́ же и Све́ту невече́рнему тя прича́стника, преподо́бне,// в не́мже лику́я, помина́й нас, хва́лящих тя.

Мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским

Я́коже Первозва́ннаго ученицы́/ первозва́ннии яви́стеся от слове́н,/ и бра́тию ва́шу/ све́том И́стины просвеща́юще,/ от безбо́жнаго свире́паго кня́зя/ лю́тую кончи́ну прия́ли есте́,/ мра́зом окова́ннии и ледом удавле́ннии,/ на Дуна́е реце́ в Ски́фстей стране́./ Но я́ко ду́ши за дру́ги поло́жшии,/ святи́и И́нно, Пи́нно и Ри́ммо,/ и о на́с всемо́щныя моли́твы приноси́те,/ вся́ язы́ки слове́нския/ па́ки ко Христу́ обраща́юще.

Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ ледом окова́нни, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и И́нна, Пи́нна и Ри́мма ра́довахуся,/ мучи́тель же несмы́сленно яря́щеся,/ плоды́ и́х виногра́да тща́ся погуби́ти,/ но оба́че доны́не от слове́нских язы́к/ святы́я гро́здия Христо́с прие́млет,/ и первому́ченик слове́нских венча́ет венцы́./ Сего́ ра́ди и мы́,/ взращенных ва́ми ве́рных отроча́та,/ благодари́м и мо́лим вы́, святи́и:/ испроси́те те́плыми моли́твами и на́м/ в Ду́се и́стины по Бо́зе ревнова́ти.

Молитва мученикам Инне, Пинне и Римме

О Святии и добропобедные мученицы Инно Пинно и Риммо! Призрите с Небеснаго чертога на требующих вашея помощи и не отвергните прошений наших, но, яко приснии благодетели и ходатаи наши, молите Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго вашего заступления. Да молитвами вашими даст нам Господь мир помыслов, от пагубных страстей воздержание и от всякия скверны удаление; и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молитеся прилежно, святии мученицы, да благословит Христос Бог всю нашу державу, да утвердит во Святей Своей Церкви живый дух правыя веры и благочестия; да вся чада ея, от суемудрия и суеверия свободившеся, духом и истиною покланяются Ему, и о соблюдении Его заповедей усердно потщатся; да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце, и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Священномученику Павлу Рязанскому (Добромыслову)

Земли́ Ряза́нския украше́ние/ и неусы́пный о не́й к Бо́гу моли́твенниче/ за ве́ру Христо́ву ду́шу свою́ положи́в,/ я́ко му́ченик и па́стырь просла́вился еси́,/ священному́чениче Па́вле,/ проле́й те́плую моли́тву ко Го́споду о на́с,/любо́вию чту́щих тя́,/ да спасе́т ду́ши на́ша.

Звезда́ све́тлая яви́лся еси́ непреле́стная ми́рови, Со́лнца Христа́ возвеща́я заря́ми твои́ми, страстоте́рпче Павле, и пре́лесть погаси́л еси́ всю, нам же подае́ши свет, моля́ся непреста́нно о всех нас.

Святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский

День памяти: 11 февраля по новому стилю

Святитель Лаврентий, печерский пустынник, подвизавшийся в святительском сане в Турове, словно начертал в своем сердце эти слова Господа Иисуса Христа, ревностно послужив Ему в строгом затворе, в молитвенном общении с Творцом и Господом.

Доподлинно известно, что именно святой Лаврентий стал в 1184 году преемником святителя Кирилла на Туровской кафедре. Удивляет умолчание об этом периоде жизни святого его жизнеописателем — автором жития, которое вошло в состав Киево-Печерского Патерика и откуда фактически без изменений оно было взято епископом Димитрием Ростовским для книги житий святых, а также и описание святого Лаврентия в иконописном «Подлиннике»: «над-сед, брада, аки Богословля раздвоилася, клобук на плечах, риза преподобническая, бос». Прежде чем пытаться разрешить эту загадку, попытаемся восстановить хотя бы основные этапы жизни святителя Лаврентия Туровского на основании тех фактов, о которых повествует агиограф и о которых немногословно сообщают русские летописцы.

Как и в большинстве подобных случаев, невозможно установить ни времени, ни места рождения святого, ни его имени в миру.

Можно лишь высказать догадку, что родился он приблизительно в 30-е годы XII века, возможно, в самом Турове либо его окрестностях. Не исключено, что первые аскетические опыты он творил в одном из местных монастырей, скорее всего в Борисоглебском. Однако в более или менее совершенном возрасте, уже во второй половине столетия он, желая боль ших подвигов аскезы, направился во святые пределы Киевской Лавры, где и «дерзнул, словно добрый воин Христов, наедине бороться с ополчающимся врагом душепагубным, и возжелал в затворе молиться Богу». Но, испросив благословения на этот подвиг у игумена, он получил категорический отказ: в стенах монастыря еще слишком свежа была память о затворник Иоакиме и Никите, которые не устояли перед искушением бесовским; сражаясь с лукавым врагом в одиночку, они были обмануты диаволом, ибо в ангельском обличий в видении явился им искуситель. Запрет игумена не остудил, однако, намерен Лаврентия, которого Господь уверил в его силе противостоять вражеским козням, и он удалился от Пещер и затворился в келии соседнего монастыря Святого Великомученика Димитрия Солунского.

Читать еще:  Для Бога нет малых дел: самые важные слова матери Терезы

Чтобы понять причины, побудившие Лаврентия искать исполнения своих намерений в Димитриевой обители, следует вкратце вспомнить ее историю. Основанный Великим князем Изяславом-Димитрием 1051-1055 годах, монастырь этот переходил как «отний» к потомкам — князьям Туровским, наследникам Великого князя Святополка, бывшего началодержца Туровского. Именно в н были похоронены туровские властители и вообще потомки Изяслава, например, в 1087 году — Ярополк. Этот князь Ярополк-Петр собирался воздвигнуть во ограде Димитриева монастыря церковь Святого Петра недалеко от возведенного его отпом храма во имя тезоименитого ему великомученика, но, вероятно не успел дождаться конца строительства. В то время как сам Ярополк поддерживал вкладами Димитриев монастырь, его дочь Анастасия, жена Глеба Минского, делала значительные жертвования Печерским инокам, и после ее смерти, словно прибавляя к ее дарам и этот храм, построенный дедом Анастасии, в 1128 году «в Печерском монастыре монахи церковь Святого Димитрия перенесли, именовали с великим грехом и неправдою (во имя — A.M.) Святого Петра» (В.Н.Татищев. Цит. соч. Т.2. Стр. 140). Уже во второй половине XII столетия храм этот вместе с монастырем вернул прежнее имя и вновь получил самостоятельность.

Возможно, туровское происхождение святого Лаврентия вкупе с осознанием того, что Димитриевский настоятель еще раз подчеркивая независимость своей обители, даст благословение на недозволенный в Лавре подвиг, повлияло на решение настойчивого в своей духовной брани Лаврентия отойти от святых Пещер.

Восприняв таким образом в новой обители «подвижнейший подвиг» затвора, Лаврентий «начал весьма подвижнически жить, и о спасении своем великое тщание иметь, с каждым днем на большие труды простираясь, умерщвляя все страсти похотные гладом воздержания и посекая их мечом духовным — гласом молитвы, а лукавого огненные стрелы водою слез погашая». За столь благочестивое житие Господь наделил Лаврентия даром чудотворных исцелений, силою изгонять бесов. Однажды дар этот проявился особенно ярко. К святому был принесен некий киевлянин, одержимый бесами, и Лаврентий, «желая, чтобы прославлена была благодать «отечества своего духовного — Печерского святого монастыря, по¬велел того человека туда вести». Однако бес не смел приблизиться ко святому месту ради праведников, которые там подвизались, ибо, как сказал демон, «в монастыре тридцать живет черноризцев, которых боюсь; с прочими же борюсь». Когда же было решено оставить того бесноватого в пещерах, бес промолвил:

«Какая польза мне с мертвыми бороться, ибо они мне большее дерзновение имеют к Богу молиться о своих черноризцах и о приходящих к ним. Но если хотите сражение мое видеть, ведите меня в монастырь, когда не будет там этих тридцати; с прочими всеми бороться могу»

На вопрос святого Лаврентия бес назвал тридцать имен благочестивых монахов, которые могли бы словом единым изгнать его; эти же имена назвал затем и бывший бесноватый, рассказав, что он был исцелен после того, как встретила его Приснодева, такая же образом, как на чудотворной иконе, с тридцатью названными братиями — апостолами Богородицы, как образно назывались насельники Киевской Лавры.

Далее в сказании о Лаврентии говорится лишь то, что,

«различных добродетелей своих равноангельских многие образы в монастыре Изяславлем оставив, возвратился вновь в Печерский святой монастырь, и по кончине своей богоугодной . положен честно в пещере, где доныне чудотворные его мощи пребывают нетленны«

Остается выяснить, сознательно или случайно, сосредоточив внимание на одном лишь чуде святого Лаврентия, автор повествования выпустил из него рассказ о последовавшем туровском периоде жизни чудотворца. Между тем, агиограф не мог не знать о нем. В том же Печерском Патерике, в «Послании Симона к Поликарпу» говорятся, что из иноков Лавры Иларион стал Киевским митрополитом, а после него, среди прочих епископов, рукоположенных из числа братии Лавры, упоминается и Лаврентий, поставленный в епархию Туровскую. Кроме того, доподлинно известно, что 23 февраля 1184 года святой Лаврентий в сане епископа присутствовал на посвящении во игумена Печерского «попа Василия со Щековицы», на кандидатуре которого «после смятения великого и едва согласившись» остановилась братия монастыря, причем вероятно, что Лаврентий был приглашен в качестве судьи как бывший насельник этой обители и как лицо незаинтересованное и непредвзятое. Сообщение о Лаврентии — епископе Туровском вероятно тем более в свете его хиротонии именно как затворника Димитриева монастыря, непосредственно связанного происхождением своим и историей с Туровскою землей.

Все это, однако, не объясняет главного: почему в житии ничего не сказано о епископском служении Лаврентия? Разгадку, думается, следует искать в самом повествовании. У нас сложилось впечатление, что в сказании о святом Лаврентии есть определенная нелогичность: с одной стороны, он вынужден (либо его принуждают) перейти в соседний монастырь, а с другой — Лаврентий являет чудо исцеления именно в Печерской Лавре. Наконец, дни свои он заканчивает в обители Святого Димитрия, но похоронен вновь-таки в Киевских Пещерах. Может быть, вначале повествование о святом Лаврентии было написано в Димитриевом монастыре, но поскольку в нем говорится о бывшем печерянине, а чудотворение произошло также в Лавре, — составитель Патерика внес в него и это сказание, предварительно подвергнув его некоей обработке, в результате которой и могло быть опущено упоминание о епископстве сего затворника. Возможно также, что умолчание о туровском периоде жизни святого Лаврентия связано с неизвестной страницей в истории самой епархии: не исключено, что, как это бывало и раньше, она при епископе Лаврентии вновь прервала свое существование, тем более, что с этого времени о ней нет никаких сведений до 1345 года, имена ее иерархов не упоминаются до 1390 года, и в этом же столетии кафедра переносится из Турова в Пинск.

Неоднозначным также может быть и ответ на вопрос о том, где скончался святитель Лаврентий. Если предположить, что он преставился в сане епископа, то местное предание о том, как на кладбище при Борисоглебском монастыре были найдены и после перенесены в Антониеву пещеру нетленные мощи святого затворника приобретает особый смысл. Если же доверять сведениям изложенным в Патерике, то можно предположить, что, как и в случае своего предшественника на Туровской кафедре, святитель Лаврентий сложил с себя добровольно либо по принуждению святительский сан и действительно завершил полноту дней своих затворником Димитриева монастыря.

К сожалению, нельзя наверняка назвать день кончины святого Лаврентия. Его память празднуется 29 февраля и, вероятно, именно эта дата была днем его преставления. Впрочем,архиепископ Сергий во втором томе «Полного месяцеслова Востока» называет также и дату 10 мая. Судя по раннему времени написания повествования о чудотворении, святой Лаврентий стал местно почитаться вскоре после своей кончины, но точное время начала его почитания назватъ невозможно. В рукописных святцах XVII века святой Лаврентий назван первым среди погребенных в Киевской Пещере. В девятой песни, втором тропаре канона Печерским отцам молятся и святителю Лаврентию Туровскому.

Тропарь Лаврентию, затворнику Печерскому, епископу Туровскому, в Ближних пещерах

Всеблаженне Лаврентие, / затворивый себе Господа ради в месте тесне / и в нем многа лета трудолюбне поживый, / молися о нас ко Господу, / яко да и мы от всякаго греха чувства затворше, / получим отверзение дверей милости Господни в День судный.

Тропарь Елисею Лавришевскому и свт. Лаврентию, затворнику Печерскому, еп. Туровскому, в Ближних пещерах

Преподобне отче наш Елиссее, / с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая, / земную славу и честь стопам Христа повергли есте, / темже Господь увенча вас / нетленным венцем славы Своея.

2 февраля 2021 — Православный календарь: церковный праздник, пост, молитвы на день

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь (доступно на Android)

Прп. Евфи́мия Великого, иеромонаха (473).
Прпп. Евфи́мия схимника (XIV) и Лавре́нтия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах;
Прп. Евфи́мия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465); мчч. И́нны, Пи́нны и Ри́ммы (I–II);
Мчч. Ва́сса, Евсе́вия, Евти́хия и Васили́да (303);
Исп. Евфи́мия (Кереселидзе), игумена (1944) (Груз.).
Сщмч. Павла Добромыслова, пресвитера (1940).

Весели́ся пусты́ня неражда́ющая,/ благоду́шствуй неболя́щая,/ я́ко умно́жи тебе́ ча́да муж жела́ний духо́вных,/ благоче́стием насади́в,/ воздержа́нием воспита́в доброде́телей в соверше́нство./ Того́ моли́твами Христе́ Бо́же,// умири́ живо́т наш.

Перевод: Веселись, пустыня нерождающая, возрадуйся, не мучившаяся родами, ибо умножил тебе детей муж стремлений духовных, благочестием их насадив, воздержанием воспитав к совершенству в добродетелях. Его мольбами, Христе Боже, спаси души наши.

В честне́м рождестве́ твое́м ра́дость тварь обре́те,/ и в Боже́ственней па́мяти твое́й, преподо́бне,/ благоду́шие прия́т мно́гих твои́х чуде́с,/ от ни́хже пода́ждь бога́тно в ду́ши на́ша, и очи́сти грехо́в скве́рны,// я́ко да пое́м: аллилу́ия.

Перевод: В священном рождении твоем радость обрело творение и в Божественной памяти твоей, преподобный, веселья исполнилось ради многих твоих чудес; от них подай обильно душам нашим и очисти нас от скверн греховных, дабы мы пели: «Аллилуйя!»

Евфи́мие всече́стне,/ преподо́бным единоревни́телю и А́нгелом собесе́дниче,/ получи́вый с ни́ми житие́м свои́м чи́стым и безмо́лвным ве́чная блага́я,/ моли́ся Го́сподеви при́сно о всех нас,// да и мы тех же благ сподо́бимся.

Перевод: Евфимий почитаемый, преподобным подражатель и ангелам собеседник, заслуживший вместе с ними своей чистой и безмолвной жизнью вечные блага, молись Господу всегда обо всех нас, чтобы и мы удостоились тех же благ.

Я́ко прия́л еси́ схи́му,/ бысть вы́ну тих и молчали́в, преподо́бне,/ никогда́же бо ни с ким, ра́зве моли́тв ко Го́споду,/ ничесо́же глаго́лал еси́,/ и пи́щи, ра́зве зе́лия су́рова, нико́ея же вкуша́л еси́./ Тем обре́т днесь пи́щу неижди́вшую на Небеси́, Евфи́мие,// моли́ и нам тоя́жде причасти́тися.

Перевод: Ты принял схиму и потому был всегда тих и молчалив, преподобный, никогда и никому, кроме молитв ко Господу, ничего не говорил ты, и пищи, кроме дикой травы, никакой не вкушал ты. Потому обрел сейчас пищу неоскудеваемую на Небесах, Евфимий, моли и нам к ней приобщиться.

Затвори́вый себе́ Го́спода ра́ди в те́мней пеще́ре,/ преподо́бне о́тче Лавре́нтие, многоле́тне/ и О́ному до́бре в ней угоди́вый,/ пода́ждь и нам от вся́каго зла чу́вствия затвори́ти,/ и тьмы страсте́й отврати́тися,// и све́тлость получи́ти Ца́рствия Небе́снаго.

Перевод: Затворивший себя на многие годы Господа ради в темной пещере, преподобный отче Лаврентий, и Ему прекрасно в ней угодивший, подай и нам от всякого зла закрыть свои чувства, и тьмы страстей отвратиться, и светлость получить Царства Небесного.

Бог, реки́й из тьмы све́ту возсия́ти,/ просия́ тебе́ из те́мна ме́ста, я́ко свет,/ и зна́ема всем показа́, Лавре́нтие,/ яви́ же и Све́ту невече́рнему тя прича́стника, преподо́бне,// в не́мже лику́я, помина́й нас, хва́лящих тя.

Перевод: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету (2Кор.4:6), просиял тебя из темного места (пещеры), как свет, и сделал всем известным, Лаврентий, явил же и Свету немеркнущему тебя причастником, в нем же торжествуя, вспоминай нас, прославляющих тебя.

Пусты́нное и безмо́лвное житие́ ва́ше по́стнически препроводи́вше,/ Христо́в бо крест на ра́мо взе́мше/ и Того́ стопа́м усе́рдно после́довавше,/ на неви́димаго врага́ му́жески ополчи́стеся/ и того́ ко́зни сокруши́сте,/ моли́твами и слеза́ми, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Евфи́мие и Харито́не./ Я́ко со́лнце, осиява́ете светоза́рными луча́ми чуде́с ва́ших,/ всех нас спаси́те с ве́рою призыва́ющих вас/ и творя́щих честну́ю ва́шу па́мять,/ и, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Спа́су,// мир ми́рови испроси́те и спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Пустынную и безмолвную жизнь вы постнически проводили, Христов крест на плечо подняв и по Его стопам усердно последовав, против невидимого врага мужественно вооружились и его козни сокрушили, молитвами и слезами, в чистоте к Богу приблизившись, преподобные отцы наши Евфимий и Харитон. Как солнце сияете вы светозарными лучами чудес ваших и, как имеющие дерзновение ко Спасителю, мир испросите для мира и спасение душам нашим.

Я́коже Первозва́ннаго ученицы́/ первозва́ннии яви́стеся от слове́н,/ и бра́тию ва́шу/ све́том И́стины просвеща́юще,/ от безбо́жнаго свире́паго кня́зя/ лю́тую кончи́ну прия́ли есте́,/ мра́зом окова́ннии и ледом удавле́ннии,/ на Дуна́е реце́ в Ски́фстей стране́./ Но я́ко ду́ши за дру́ги поло́жшии,/ святи́и И́нно, Пи́нно и Ри́ммо,/ и о на́с всемо́щныя моли́твы приноси́те,/ вся́ язы́ки слове́нския/ па́ки ко Христу́ обраща́юще.

Перевод: Как ученики Первозванного вы были первозванными из славян и братию вашу просвещая светом Истины, приняли жестокую смерть от безбожного свирепого князя, окованные морозом и задавленные льдом, на реке Дунай в Скифской стране. Но как жизни свои за друзей положившие (Ин.15:13), святые Инна, Пинна и Римма, и о нас всесильные молитвы приносите, все народы славянские снова ко Христу обращая.

Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ ледом окова́нни, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и И́нна, Пи́нна и Ри́мма ра́довахуся,/ мучи́тель же несмы́сленно яря́щеся,/ плоды́ и́х виногра́да тща́ся погуби́ти,/ но оба́че доны́не от слове́нских язы́к/ святы́я гро́здия Христо́с прие́млет,/ и первому́ченик слове́нских венча́ет венцы́./ Сего́ ра́ди и мы́,/ взращенных ва́ми ве́рных отроча́та,/ благодари́м и мо́лим вы́, святи́и:/ испроси́те те́плыми моли́твами и на́м/ в Ду́се и́стины по Бо́зе ревнова́ти.

Перевод: Великий подвиг веры: окованные льдом, как на воде отдохновения, святые Инна, Пинна и Римма радовались, мучитель же в неразумии безумствуя, плоды их винограда пытался погубить, но однако и до сегодняшнего дня от славянских народов святые грозди Христос принимает, и первомучеников славянских венчает венцами. Потому и мы, дети выращенных вами верующих, благодарим и молим вас, святые. Испросите усердными молитвами, чтобы и нам в Духе истины ревновать по Богу.

Земли́ Ряза́нския украше́ние/ и неусы́пный о не́й к Бо́гу моли́твенниче/ за ве́ру Христо́ву ду́шу свою́ положи́в,/ я́ко му́ченик и па́стырь просла́вился еси́,/ священному́чениче Па́вле,/ проле́й те́плую моли́тву ко Го́споду о на́с,/любо́вию чту́щих тя́,/ да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Края Рязанского украшение и неутомимый о нем к Богу молитвенник, за веру Христову жизнь свою отдав, как мученик и пастырь прославился ты, священномученик Павел, помолись горячо и усердно ко Господу о нас, с любовью почитающих тебя, да спасет души наши.

Задолго до Рождества Христова в Сицилии был государь, по имени Гиерон. Он имел при своём дворе мудрецов, среди которых особенно выделялся Симонид. Однажды Гиерон сказал ему: — Симонид! Напряги свою мудрость, объясни мне, что такое Бог? — Трудный вопрос ты предлагаешь мне, государь, — ответил мудрец. — Позволь мне день-другой подумать. — Хорошо, — согласился Гиерон. Прошло два дня. Пришёл к царю Симонид и, вместо ответа, просит подумать ещё четыре дня. Прошло четыре дня, а Симонид запросил новой отсрочки. — Позволь, государь, ещё восемь дней срока. Гиерон нахмурился. — Ты шутишь, Симонид. Пожалуй, скоро ты станешь просить шестнадцать дней на раздумье, а потом и тридцать два. Когда же ты, наконец, дашь мне окончательный ответ? — Ты угадал, государь, — спокойно сказал Симонид. — Прошло бы восемь дней, я стал бы просить шестнадцать, затем тридцать два, а там шестьдесят четыре и так дальше, всё удваивая сроки без конца. Что же касается ответа, то, мне кажется, я уже дал тебе его. — Как дал! — удивился Гиерон. — Ты ничего ещё мне не сказал о Боге, а всё просил новых и новых прибавок. — Вот это и есть мой ответ, — сказал мудрец. — Твой вопрос, государь, не по силам никому. Чем о нём больше думаешь, тем меньше понимаешь, приходится просить новых и новых дней. Этот вопрос — всё равно что гора. Издали смотришь — и та кажется громадой, а чем ближе подходишь, тем она всё более высится и растёт, и ты перед ней чувствуешь себя таким маленьким, жалким, ничтожным. И если гору не обхватить и не покрыть рукой, как же ты хочешь, государь, умом охватить того, кто создал и гору, и человека. Понял Гиерон слова Симонида, благоговейно поднял глаза к небу и прошептал: — Да. Бог непостижим!

Православная молитва — Православная книга

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: pravmolitva@mail.ru
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 24610
  • |Видео 136
  • |Мероприятия 0

2 февраля (по старому стилю 20 января)

Память святых угодников Божиих:
мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида Никомидийских; преподобного Евфимия Великого; преподобного Евфимия (Кереселидзе) исповедника; преподобного Евфимия Сянжемского, Вологодского; преподобного Евфимия, схимника Печерского, в Дальних пещерах почивающего; мучеников Инны, Пинны и Риммы Новодунских, славян; преподобного Лаврентия, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего; священномученика Павла (Добромыслова) пресвитера.

Мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид Никомидийские (III–IV вв.)
Святые Васс, Евсевий, Евтихий и Василид жили в царствование Диоклетиана. Были богатыми и знатными людьми. Став свидетелями страданий за веру епископа Никомидийского Феопемпта (память 5/18 января), они уверовали во Христа. За это и их подвергли истязаниям. Васса закопали по пояс и, избивая, умертвили. Евсевия повесили вниз головой и рассекли пополам. Евтихия привязали к столбам за руки и за ноги и разорвали на части. Василиду разрезали ножом живот. Пострадали они в г. Никомидии в 303 г. Память 20 января/2 февраля
(ср.: Жития всех святых / Сост. священник и законоучитель Иоанн Бухарев. – М., 2018, с. 44–45).

Тропарь, глас 4 (преподобному Евфимию Великому):
Веселися, пустыня нераждающая, благодушствуй неболящая, яко умножи тебе чада муж желаний духовных, благочестием насадив, воздержанием воспитав в добродетелей совершенство. Того молитвами, Христе Боже, умири живот наш.

Кондак, глас 8 (преподобному Евфимию Великому):
В честнем рождестве твоем радость тварь обрете и в божественней памяти твоей, преподобне, благодушие прият многих твоих чудес, от нихже подаждь богатно в души наша и очисти грехов скверны, яко да поем: аллилуиа.

Тропарь, глас 4 (преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему):
Евфимие всечестне, преподобным единоревнителю и Ангелом собеседниче, получивый с ними житием своим чистым и безмолвным вечная благая, молися Господеви присно о всех нас, да и мы тех же благ сподобимся.

Кондак, глас 4 (преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему):
Яко приял еси схиму, бысть выну тих и молчалив, преподобне, никогдаже бо ни с ким, разве молитв ко Господу, ничесоже глаголал еси, и пищи, разве зелия сурова, никоея же вкушал еси. Тем обрет днесь пищу неиждившую на Небеси, Евфимие, моли и нам тояжде причаститися.

Тропарь, глас 3 (преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему):
Затворивый себе Господа ради в темней пещере, преподобне отче Лаврентие, многолетне и Оному добре угодивый, подаждь и нам от всякаго зла чувствия затворити и тьмы страстей отвратитися, и светлость получити Царствия Небеснаго.

Кондак, глас 4 (преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему):
Бог, рекий из тьмы свету возсияти, просия тебе из темна места, яко свет, и знаема всем показа, Лаврентие, яви же и свету невечернему тя причастника, преподобне, в немже ликуя, поминай нас, хвалящих тя.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector