5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

10 людей, без которых не было бы полетов в космос

Болгары: молодцы, русские, три часа — и в космосе!

злобар

Когда же ковбои дойдут до уровня «летающих в космос русских ящиков». Со своей «супер»-техникой, наверное, в 22 веке. Дай бог, конечно, но вряд ли!

Ак 47

Круто! А сколько камикадзе Маска тащились на орбиту, как побитые собаки?? Они слишком долго проторчали на космодроме из-за небезопасности ракеты Falcon… Потом добрались до МКС за 100 часов!

Неприятни Истини

Русским нужно заняться капсулой, иначе Space X их победит. Учитывая, что это предмет национальной безопасности и гордости, единственным преимуществом Роскосмоса будет только цена — те же опции, что и у SpaceX, но дешевле. Люди «забывают» о безопасности, гордости и тому подобном, если что-то очень дешевое. Какое-то время у русских было преимущество, они ленились и надеялись на достижения 50-летней давности, но сейчас их могут обогнать, и они потеряют монополию.

КОВИДИОТ

Булгар Ганьо (собирательный образ болгарина в литературе — прим. пер.), естественно, критикует и умаляет значение российских пилотируемых космических полетов, пока запекает перцы в последней модели уникального и не имеющего аналогов чушкопека (болгарский прибор для запекания перца), крутит шаурму и слушает чалгу (попсу с арабскими мотивами), а его дети шатаются по подворотням, курят и пьют.

8888

Каким бы оно ни было, оно уже устарело. Если русские хотят остаться в космосе, им необходимо радикально изменить свою модель развития. А так они очень успешно топчутся на месте.

4е!

Как это тенденциозно — «с очередным успешным стартом».

Щерев

Я всю ночь не спал и думал. Надо признать, что Россия — ведущая страна в космосе, а США испытывают серьезные трудности и отстают.

Ами

Американцы никогда не догонят Россию в космосе. Они навсегда останутся вторыми. Уже даже Китай опередил США

Стефчо

«Достижения могут быть улучшены с помощью гораздо более просторных и современных космических кораблей SpaceX и Boeing»…. Когда «Лада» обгонит «Мерседес», тогда SpaceX обгонит «Союз».

Просто, но эффективно… Пока одни концентрируют свое внимание на интерьере, другие мыслят рационально — вопрос подхода…

kirkata

Браво! Меня всегда больше всего радуют новости о достижениях человечества в освоении космоса, независимо от того, какие страны в этом задействованы.

Сатана Ликующий

По-моему, это рискованно. Но, с другой стороны, небольшой объем капсулы и три космонавта внутри…

uej03527584

Молодцы, русские, три часа — и в космосе. Я вот до Бургаса доезжаю за четыре.

selqnin

Похоже на «пятилетку за три года»… И ничего, что у 20 процентов россиян все удобства на улице — в качестве туалета какой-то деревянный сарай во дворе… Повод американцу на борту задуматься

venci4

К комментарию selqnin: То же самое и в болгарских деревнях — ты-то должен лучше всех знать.

nodamncat

Летал ли Гагарин в космос? Правда и ложь о космических мифах

Древние люди летали в космос, Гагарин не был первым космонавтом, а американцы сфальсифицировали высадку на Луну. Эти и другие мифы и заблуждения разоблачает в своей книге «Космическая мифология. От марсианских атлантов до лунного заговора» научный журналист Антон Первушин. «Нож» публикует отрывок, посвященный первому космическому полету советского космонавта Юрия Гагарина.

В году почти одновременно в Венгрии и Польше была опубликована книга «Гагарин — космическая ложь?» (Gagarin = kozmikus hazugsag?). Ее автор, венгерский писатель Иштван Немере, взял на себя смелость утверждать, что Гагарин вовсе не облетал планету 12 апреля 1961 года. На самом деле корабль «Восток» стартовал в космос на несколько дней раньше и на его борту находился известный летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Если верить изложенному, после приземления Ильюшин выглядел настолько плохо, что его нельзя было продемонстрировать миру. Поэтому на роль космонавта №1 был срочно подобран симпатичный парень Юрий Гагарин с широкой улыбкой и прекрасными анкетными данными. Позднее, чтобы тайна невзначай не всплыла, Гагарину устроили катастрофу во время тренировочного полета на самолете МиГ-15УТИ.

Первый вопрос, который следует задать: кто такой Иштван Немере? Простое изучение его биографии дает ответ: перед нами писатель-диссидент, долгое время проживший в Польше и после возвращения в Венгрию выпустивший более 60 фантастических и детективных книг.

Стоит ли прислушиваться к человеку, который не имел никакого отношения к ракетно-космической отрасли, а всю жизнь писал остросюжетную литературу? И все же прислушиваются. Почему? Вероятно, потому, что гипотеза Немере интригует таинственностью и, кроме того, основана на мифе, который появился незадолго до полета Гагарина.

11 апреля 1961 года в газете Daily Worker, выходившей в те времена по вторникам, появилась заметка ее московского корреспондента Денниса Огдена, в которой сообщалось о том, что 7 апреля на космическом корабле «Россия» совершил орбитальный полет советский летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин. Поскольку газета принадлежала американским коммунистам, то информацию восприняли как «утечку», допущенную с разрешения Москвы. Позднее советские официальные лица выступили с опровержением, но некоторые западные журналисты им не поверили — в результате история космического полета Ильюшина быстро обросла подробностями.

Со временем интерес к ней угас и возродился только благодаря усилиям Иштвана Немере. В конце века свою страницу в мифологию вписал некто Элиот Хаймофф. Он выступил продюсером «документального» фильма «Сокрытие космонавта» (The Cosmonaut Cover-Up, 1999), посвященного Владимиру Ильюшину. На изготовление фильма было потрачено пять лет и $100 000, но он себя вполне окупил, поскольку его приобрели для трансляции известные кабельные каналы. Согласно новой версии, изложенной в фильме, Владимир Ильюшин действительно стартовал с космодрома Байконур 7 апреля 1961 года. Затем на космическом корабле «Восток» он совершил три витка вокруг Земли, но утратил при этом связь с наземными службами, в результате чего ему пришлось перейти на ручное управление. В конце концов космонавт совершил аварийную посадку в Китае, где и был арестован местными властями. Лишь через год Ильюшина передали Советскому Союзу по секретному соглашению между странами.

Сам фильм не содержит никаких документальных свидетельств, которые могли бы служить подтверждением сказанному в нем. Все основывается на трех интервью: с создателем мифа Деннисом Огденом, с неким Анатолием Грущенко, эмигрировавшим в США и заявившим, что видел кинопленку о старте Ильюшина, а также с репортером Гордоном Феллером, работавшим с документами об орбитальном полете Ильюшина, которые якобы хранятся в «Библиотеке Кремля».

Отечественные исследователи полагают, что источником мифа стала авария новой межконтинентальной ракеты Р-9А, запущенной 9 апреля 1961 года с полигона Тюратам. Конструктор Борис Черток вспоминал об этом запуске в третьем томе своих мемуаров, изданных под названием «Ракеты и люди»:

«Подготовка к первому пуску ракеты проходила с большой задержкой. В наземной автоматике управления заправкой обнаружили ошибки, которые мешали набору готовности. С пятичасовой задержкой наконец вышли на пятнадцатиминутную готовность. [Леонид] Воскресенский, стоявший у перископа, вдруг объявил:

— Дать всем службам пятнадцатиминутную задержку.

Повернувшись к нам, он сказал, что есть заметная течь кислорода из фланцевого соединения у стартового стола.

— Я выйду осмотрю. [Аркадий] Осташев со мной, остальным из бункера не выходить!

Я и [Василий] Мишин наблюдали через перископ. Двое, не торопясь, шли к окутанному белыми парами стартовому столу. Воскресенский, как всегда, в своем традиционном берете.

Осмотрев парящее соединение, Воскресенский и Осташев, не спеша, скрылись за ближайшей стенкой стартового сооружения. Минуты через две Воскресенский снова появился в поле зрения, но уже без берета. Теперь он шагал решительно и быстро. На вытянутой руке он нес что-то и, подойдя к столу, приложил это “что-то” к парящему фланцу. Осташев тоже подошел, и, судя по жестикуляции, оба были довольны принятым решением. Постояв у стола, они повернулись и пошли к бункеру. Когда шагающие фигуры отошли от ракеты, стало ясно, что течь прекратилась: клубящихся белых паров больше не было. Вернувшись в бункер без берета, Воскресенский занял свое место у перископа и, ничего не объясняя, повторно объявил пятнадцатиминутную готовность.

В 12 часов 15 минут ракета окуталась пламенем, разбрасывающим стартовый мусор, и, взревев, резко ушла навстречу солнцу. Первая ступень отработала положенные ей 100 секунд. Телеметристы по громкой связи доложили: “Прошло разделение, сброшен переходной отсек”.

На 155-й секунде последовал доклад: “Сбои, сбои. В сбоях видна потеря стабилизации!” Для первого пуска и это было неплохо. Проверены первая ступень, ее двигатель, система управления, центральный привод, запуск двигателя второй ступени, горячее разделение, сброс хвостового отсека второй ступени. Дальше пришел обычный доклад, что пленки срочно увозят в МИК [Монтажно-испытательный корпус] на проявку.

Читать еще:  Воспитание детей: Пять практических правил для родителей-христиан

— Пойду поищу берет, — как-то неопределенно сказал Воскресенский, направляясь к “нулевой” отметке.

Кто-то из солдат, присоединившихся к поиску, нашел берет метрах в двадцати от стартового стола, но Воскресенский не стал его надевать, а нес в руке, даже не пытаясь засунуть в карман. На мой немой вопрос он ответил:

— Надо бы простирнуть.

От Осташева мы узнали подробности импровизированного ремонта кислородной магистрали. Укрывшись за ближайшей стенкой от паров кислорода, Воскресенский снял свой берет, бросил его на землю и… помочился. Осташев присоединился и тоже добавил влаги. Затем Воскресенский быстро отнес мокрый берет к подтекающему фланцу и с виртуозностью опытного хирурга точно приложил его к месту течи. За несколько секунд прочная ледяная корка-заплата “заштопала” кислородную подпитку ракеты.

Вечером, собравшись в “третьем” домике, мы не упустили случая повеселиться и острословили по адресу ремонтеров. Воскресенскому советовали на будущее запасаться анализами мочи для стартовой команды на предмет доказательства ее взрывобезопасности. Берет был выстиран и в дальнейшем использовался по прямому назначению».

Как видите, эпизод более чем примечательный. И все причастные его хорошо запомнили, в том числе благодаря находчивости конструктора Леонида Воскресенского. Подробно описан первый запуск Р-9 и в рассекреченных документах, поэтому подозревать советских специалистов в сокрытии правды о событиях апреля 1961 года нет никаких оснований.

Впрочем, не только охотники за сенсациями виновны в широком распространении слухов о том, что с полетом Гагарина было что-то не так. Свою долю ответственности перед лицом истории должны нести и советские власти, на протяжении десятилетий засекречивавшие проблемы ракетно-космической отрасли.

На факты фальсификации итогов орбитального полета Юрия Гагарина западные эксперты указывали еще в апреле 1961 года. Поскольку Советский Союз отказался реагировать на законные требования опубликовать детальное описание ракеты-носителя и корабля, возникло подозрение, что сфальсифицирован и сам полет.

Например, корреспондент газеты New York Daily Mirror писал:

«Советы не представили никаких доказательств своих последних утверждений об исключительном космическом достижении — полете Юрия Гагарина по орбите вокруг Земли. Быть может, он совершил этот полет по орбите, а быть может, и нет. Кто-то должен взять на себя роль сомневающегося, и мы с радостью берем ее на себя. Представьте нам доказательства».

В ответ посыпались насмешки: дескать, если кому-то очень хочется выглядеть дураком, он будет выглядеть дураком. Однако ситуация была куда серьезнее, чем можно подумать: вопрос, летал ли Гагарин в космос, поднимают до сих пор, и очень трудно переубедить сомневающихся.

В то же время западная политическая элита сразу признала полет Юрия Гагарина фактом.

Дело в том, что еще во времена первых спутников Агентство национальной безопасности (АНБ) развернуло две станции наблюдения за советскими ракетными запусками — на Аляске и Гавайях. Перехват данных с «Востока» начался 12 апреля в 9:26 по московскому времени, когда он попал в зону видимости американских станций. Станция на авиабазе острова Шемья (Алеутский архипелаг, Аляска) сумела получить и быстро расшифровать телесигнал с изображением космонавта, передаваемый бортовой системой «Селигер». Через 58 минут после начала приема сигнала отдельные кадры из этой телетрансляции переслали в штаб-квартиру АНБ в Форт-Миде. На них было хорошо видно, как Гагарин двигается и ведет переговоры. Таким образом, в первый же час после старта правительство США получило доказательство из надежного источника и никогда не ставило полет советского космонавта под сомнение.

Разумеется, корреспондент New York Daily Mirror ничего о перехвате не знал, ведь АНБ тоже умеет хранить секреты и не распространяется о своих возможностях. Однако президент Джон Кеннеди вполне доверял разведке и направил Никите Хрущеву поздравительную телеграмму.

Нам необходимо зафиксировать важное соображение. Никаких независимых доказательств полета Юрия Гагарина, кроме подтверждения АНБ, рассекреченного сравнительно недавно, не существует. Рейс корабля «Восток» продолжался всего лишь 108 минут (как показал анализ документов, еще меньше — 106 минут); все данные о нем, предоставленные публике, исходили только из СССР, причем аккуратно дозировались и часто выглядели противоречиво. Документальный фильм «Первый рейс к звездам», выпущенный в 1961 году, более чем наполовину состоит из постановочных сцен, среди которых можно с удивлением увидеть кадры футурологической ленты Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957). Архивные документы, связанные с кораблем, ракетой-носителем, отрядом космонавтов и т. п., рассекречивались очень долго и неохотно; некоторые из них остаются недоступными по сей день.

Хуже того, Юрий Гагарин не взял с собой на орбиту даже простейший фотоаппарат! Можем ли мы в таком случае быть уверены, что он вообще летал в космос.

Можем! Потому что вопрос, летал ли Гагарин, сводится к вопросу, существовала ли техническая возможность для осуществления этого полета в апреле 1961 года. Ответ однозначен: существовала. С 15 мая 1960 года, когда на орбиту был запущен первый «простейший» прототип «Востока» (1КП), советские инженеры отправили на орбиту шесть образцов корабля (один 1КП, два 1К и два 3КА). Не все испытания завершились успешно, но главное, что почти идеально прошли «репетиционные» запуски 9 и 25 марта 1961 года, — техника и наземные службы были готовы к полету человека. И полет ожидаемо состоялся.

Сторонники «антигагаринской» версии истории (назовем их так) должны как обвиняющая сторона предъявить конкретные документы, прямо указывающие на то, что 12 апреля 1961 года на полигоне Тюратам (космодроме Байконур) была организована фальсификация. Достаточно будет верифицируемой служебной записки, в которой, допустим, Леонид Воскресенский сообщает Сергею Королеву, что «объект ЮГ на изделии 3КА №3» заменен манекеном, посажен в самолет и отправлен к месту предполагаемого приземления спускаемого аппарата. Если предъявить нечего, то любые рассуждения «антигагаринцев» являются банальной клеветой. Подведем итог. Претензии к достоверности информации о первом пилотируемом космическом полете выдвинули западные журналисты, недовольные секретностью вокруг программы «Восток». Позже сформировалась конспирологическая фантазия о замене настоящего космонавта Владимира Ильюшина «поддельным» Юрием Гагариным, но она разваливается при сопоставлении с архивными документами и свидетельствами авторитетных очевидцев.

Очень дорогое удовольствие

Последняя на данный момент пилотируемая «лунная миссия» завершилась 19 декабря 1972 года. Вопрос о том, почему земляне больше не летают за пределы орбиты собственной планеты, породил немало конспирологических теорий.

Реальный ответ, однако, банален. Как подтвердил Джим Брайденстайн, все уперлось в проблему финансирования.

В 1960-х годах СССР и США устроили яростную «космическую гонку», последним этапом которой стало покорение Луны.

Когда цель американцами была достигнута, в Соединенных Штатах задумались о деньгах.

Стоимость программы «Аполлон» в ценах 1969 года составляла более 25 миллиардов долларов, что в ценах начала XXI века равнялось примерно 136 миллиардам долларов. Это было слишком дорого даже для Америки.

Решив сэкономить, американцы отменили еще три пилотируемых полета на Луну, которые должны были состояться в 1973-1974 годах. Советский Союз закрыл свою программу, объявив, что планов пилотируемых полетов на спутник Земли у СССР вообще не было.

Полностью от Луны никто отказываться не собирался. В СССР и США разрабатывались проекты кораблей и даже лунных баз. Американцы в начале 1970-х разработали программу, предполагавшую создание большой орбитальной станции на 50 человек, базы на Луне и малой орбитальной станции на орбите спутника Земли, а также целой флотилии кораблей многоразового использования для доставки астронавтов на эти объекты.

Стоимость реализации, однако, оказалась настолько высокой, что от нее оставили лишь проект корабля многоразового использования, впоследствии известного как «Спейс шаттл».

По причине высокой цены в СССР не был реализован проект сверхтяжелой ракеты «Вулкан», а также космического корабля «ЛЭК» (лунный экспедиционный корабль).

ВАЛЕНТИН ПЕТРОВ: И Гагарин спросил меня: «Ты почувствовал что-то?»

Валентин Петров — полковник ВВС в отставке. Как преподаватель он воспитал не одно поколение космонавтов в Центре подготовки космонавтов Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. Дружил с Юрием Гагариным и вместе с ним посещал Троице-Сергиеву лавру.

«На меня в советское время многие со стороны смотрели как на блаженного. Чего это его тянет то в Лавру, то в Данилов монастырь, то еще куда-нибудь? Но я был верующим человеком с детства. Я ведь еще в блокадном Ленинграде молился Богу о том, чтобы мои родители были живы!»

«После того как мы приложились к раке с мощами [преподобного Сергия Радонежского], Юрий Алексеевич меня спросил: «Ты почувствовал что-то?» Я говорю: «Да. Какой-то необыкновенный запах. Такая благодать, Юра». Он говорит: «Вот видишь! Я думал, это мне одному показалось».

«Космонавт — это человек, который выполняет ответственное задание. И все, что у него на душе, идет с ним и в космос. Каждый полет — это рискованный и ответственный шаг. А когда летишь на ответственное задание, хочется, чтобы святыня была с тобой».

Другие воспоминания Валентина Петрова о Юрии Гагарине и Германе Титове читайте в интервью журналу «Фома».

Первая космическая станция на орбите

19 апреля 1971 года на орбиту была выведена первая космическая станция — советская «Салют-1». Запуск был осуществлен с космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

Станция находилась на орбите высотой 200-222 км в течение 174 суток — до 11 октября 1971 года (была сведена с орбиты, большая ее часть сгорела в плотных слоях атмосферы, часть обломков упали в Тихий океан).

Читать еще:  Алексей Шмелев – о том, как война изменила русский язык

Международная космическая станция является «долгожителем» среди космических орбитальных проектов, она находится на орбите с 20 ноября 1998 года, то есть более 17 лет.

Они не вернулись из космоса: самые страшные катастрофы с участием космонавтов

Космическая гонка СССР и США не раз двигала человечество вперед — первый искусственный спутник, полет Юрия Гагарина, высадка на Луну и создание МКС. Но обратная сторона технического прогресса и научных прорывов, связанных с освоением космоса, — жизни людей, ставших жертвами ошибок проектирования, халатности и стечения обстоятельств. Спустя более чем 30 лет с первой громкой катастрофы в истории пилотируемых космических полетов — крушения шаттла «Челленджер» — «Хайтек» изучил провалы космической индустрии, причины крупнейших аварий в истории ракетостроения и выяснил, чья технология безопаснее: российская с одноразовыми космическими кораблями или американская с их шаттлами.

Страшный день для «Челленджера»

Почти 33 года назад, 28 января 1986 года, случилась одна из первых крупных катастроф в истории пилотируемых космических полетов — крушение шаттла «Челленджер» при запуске (до этого 3 советских космонавта погибли в 1971 году при посадке «Союза-11» — «Хайтек»). На его борту находились военные летчики Фрэнсис Скуби и Майкл Смитт, инженеры Эллисон Онизука и Грегори Джервис, физик Рональд Макнейр, космонавт Джудит Резник и учитель Криста Маколифф. Каждая из 73 секунд полета шаттла погибшей миссии STS-51L была рассмотрена экспертами множество раз. Точная причина смерти астронавтов так и осталась загадкой, но эксперты склоняются к тому, что астронавты были еще живы, когда кабина ударилась о гладь океана на скорости более 320 км/час. Их гибель стала трагедией не только для США, но и всего мира. Более того, она разрушила веру сотен людей в незыблемость и безопасность космических миссий.

28 января 1986 года президент США Рональд Рейган прервал свое послание Конгрессу, чтобы объявить гражданам Америки, что шаттл «Челленджер» взорвался в атмосфере. Катастрофу тяжело переживала вся страна. Рейган выразил свои соболезнования близким погибших, но все же отметил, что подобные экспедиции и открытия невозможно представить без существенных смертельных рисков для испытателей. Так что же все-таки произошло?

«Челленджер» должен был взлететь еще 24 января 1986 года, но из-за пыльной бури в Сенегальском аэропорту, в месте возможной аварийной посадки, вылет перенесли.

Во время утренней проверки состояния шаттла обходчики не могли не заметить сосульки, которые свисали с днища. В ночь с 27 на 28 января похолодало до –2 °C. Этот факт не мог остаться незамеченным разработчиками твердотопливных ускорителей для шаттла. В таких климатических условиях волокно межсекционных уплотнителей утрачивало свою эластичность и не могло обеспечить достаточную герметичность в местах стыка секций корабля. Специалисты немедленно доложили о своих опасениях в НАСА.

В ночь на 28 января под давлением представителей Центра Маршалла руководство Morton Thiokol дало гарантии, что повреждения уплотнителей являются не более критичными, чем при предыдущих полетах. Такое легкомыслие стоило не только жизней семи астронавтов, тотального разрушения корабля и краха миссии, запуск которой обошелся в $1,3 млрд, но и привело к заморозке программы «Спейс Шаттл» на долгих три года. Комиссия, изучившая все материалы, связанные с крушением, постановила, что главной причиной катастрофы следует считать «недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений НАСА».

Практически сразу после запуска из стыка хвостовой и второй секций правого твердотопливного ускорителя космической системы из-за образовавшейся ледяной корки появился серый дым. На 59-й секунде, на полной скорости, у шаттла появился огненный хвост. И у командира борта, и у центра управления полетами было время, чтобы предпринять аварийные меры. Но Френсис Скуби, командир корабля, не смог своевременно заметить и оценить возникшую опасность, а руководители полета, скорее всего, просто побоялись взять всю ответственность на себя. На 65-й секунде полета началась утечка топлива из-за воспламенения топливного бака. На 73-й секунде полета оторвалась нижняя стойка крепления правого ускорителя и, накренившись, сам корпус оторвал правое крыло «Челленджера» и пробил кислородный бак. Это привело к взрыву.

Компоненты жидкого водорода и кислорода смешались и загорелись, создав в воздухе шар из облака пламени. Сам шаттл еще набирал высоту, но уже не поддавался управлению. Когда разрушился топливный резервуар, шаттл не мог больше набирать высоту. Хвост, оба крыла и часть двигателя отделились. Взрывной волной оказалась оторвана передняя часть «Челленджера», где находился экипаж, и она взмыла на 20 км вверх. Палуба продолжала свое падение с четырьмя живыми астронавтами. В попытке спастись они применили резервные дыхательные аппараты. Весь нос корабля отделился от корпуса корабля, и тяжелая конструкция шаттла рухнула в воду. Заключение медиков НАСА гласит: возможно, команда потеряла сознание из-за потери давления в модуле во время полета.

После катастрофы правительство США в экстренном порядке начало поиски обломков шаттла в океане. В поисковых работах принимала участие даже атомная подводная лодка. НАСА потеряла около $8 млрд.

Я полагаю, что любое дело можно считать опасным, если ты не подготовлен к нему, или не владеешь ситуацией, или не знаешь, как противостоять возникающей проблеме.

Джудит Резник, астронавт, член экипажа «Челленджера»

История миссий «Спейс Шаттл»

Полеты осуществлялись с 12 апреля 1981 года по 21 июля 2011 года. Всего было построено пять шаттлов: «Колумбия» (сгорел при торможении в атмосфере перед посадкой в 2003 году), «Челленджер» (потерпел крушение во время запуска в 1986 году), «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Также в 1975 году был построен корабль-прототип «Энтерпрайз», но он никогда не запускался в космос.

Повторение сценария

Шаттл «Колумбия» потерпел крушение при посадке 1 февраля 2003 года. На его борту находились семь членов экипажа, все они погибли. 16 января 2003 года, когда шаттл «Колумбия» поднимался на орбиту, кусок отлетевшей обшивки ракеты врезался в переднюю часть крыла с разрушительной силой. Кадры с камер высокоскоростной съемки показали, как кусок термостойкой пены отрывается от обшивки и попадает в крыло. Далее, исследовав записи, ученые пришли к выводу, что это могло привести к повреждению целостности теплозащитного слоя. Но досконального анализа проведено не было — в космическую миссию вновь вмешалась человеческая халатность.

Когда «Колумбия» вошла в зону самых тяжелых нагрузок при посадке, тепловая защита в месте повреждения начала рассыпаться. В этой части крыла были посадочные шасси. Шины взорвались от перегрева, ударила мощная струя раскаленного газа, крыло полностью развалилось, а вслед за этим стал разваливаться и весь корабль. Без крыла «Колумбия» закрутилась и потеряла управление. От начала распада кабины до гибели экипажа прошла всего 41 секунда.

Вторая масштабная катастрофа окончательно подорвала доверие к программе «Спейс Шаттл», и она была закрыта. 21 июля 2011 года корабль «Атлантис» завершил последнюю экспедицию в истории проекта. Начиная с этого периода, одноразовые российские «Союзы» стали единственным проводником астронавтов на МКС.

Шаттл «Колумбия» отправился в космос 28 раз. Он провел в космосе 300,74 суток, совершил за это время 4 808 оборотов вокруг Земли и пролетел в общей сложности 201,5 млн км. На борту шаттла было проведено большое количество экспериментов в области химии, медицины и биологии.

Разрушенный «Союз»

Первой катастрофой с человеческими жертвами в истории космонавтики стала гибель летчика Владимира Комарова в ходе посадки советского корабля «Союза-1». Все пошло не так с самого начала. «Союз-1» должен был произвести стыковку с «Союзом-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт второго был отменен.

Когда корабль уже находился на орбите, обнаружились неполадки солнечной батареи. Командиру был дан приказ возвращаться на Землю. Пилот практически вручную пытался выполнить посадку.

Всего при космических стартах и тестовых исследованиях, в том числе и в слое атмосферы, погибло более 350 человек, только астронавтов — 170 человек.

Посадка проходила в штатном режиме, но на последней стадии приземления основной тормозной парашют не раскрылся. Запасной же раскрылся, но запутался в стропах, и корабль врезался в землю со скоростью 50 м/c, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно. «Союз-1» сгорел дотла, тело пилота обгорело настолько, что эксперты с трудом опознавали фрагменты.

После инцидента дальнейшее выполнение программы пилотируемых запусков кораблей «Союз» отложили на 18 месяцев, было произведено множество доработок конструкции. Официальной причиной аварии назвали недоработку технологии раскрытия тормозного парашюта.

Следующим погибшим «Союзом» стал «Союз-11». Цель экипажа корабля заключалась в стыковке с орбитальной станцией «Салют-1» и проведении ряда работ на ее борту. Экипаж выполнил свои задачи в течение 11 дней. Когда штабом было зафиксировано серьезное возгорание, борту приказали возвращаться на Землю.

Все процессы — и вхождение в атмосферу, и торможение, и посадка, были проведены безукоризненно, но экипаж упорно не выходил на связь с центром управления полетами. На момент открытия люка корабля все члены экипажа были уже мертвы. Они стали жертвами декомпрессионной болезни: когда произошла разгерметизация корабля на большой высоте, давление резко снизилось до смертельного уровня. В конструкции корабля не были предусмотрены скафандры. Декомпрессионная болезнь сопровождается невыносимыми болями, и доложить о возникшей неполадке космонавты просто не могли.

Декомпрессионная (кессонная) болезнь — заболевание, возникающее при понижении давления вдыхаемого воздуха, при котором в кровь поступают газы в виде пузырьков, тем самым разрушая кровеносные сосуды, стенки клеток и приводя к блокировке кровотока.

Читать еще:  Сила планет в натальной карте онлайн. Подробный анализ натальной карты

После этой трагической аварии все «Союзы» снабдили скафандрами на случай внештатных ситуаций.

Первое космическое ДТП

В 2009 году произошло первое космическое ДТП — столкнулись два спутника. Согласно официальному заявлению компании Iridium, которое было распространено среди информационных агентств, Iridium 33 столкнулся с российским спутником «Космос-2251». Последний был запущен с космодрома Плесецк еще в 1993 году и прекратил работу через два года после этого.

Спасенные космонавты

Безусловно, не все аварии, случившиеся в космосе, привели к гибели людей. В 1971 году к орбитальной станции «Салют» стартовал корабль «Союз-10» с экспедицией для 24-дневного пребывания на орбите. Во время стыковки было обнаружено повреждение стыковочного агрегата, космонавты не смогли перейти на борт станции и вернулись на Землю.

А всего через четыре года, в 1975 году, корабль «Союз» не вышел на орбиту для стыковки с кораблем «Салют-4» из-за аварии во время включения третьей ступени ракеты. «Союз» приземлился на Алтае, недалеко от границы с Китаем и Монголией. Космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова нашли на следующий день.

Из последних неудачных опытов полетов можно выделить аварию, случившуюся 11 октября 2018 года. Она произошла при запуске ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10». Спустя девять минут после пуска в центр управления пришло сообщение о поломке. Экипаж совершил экстренную посадку. Причины случившегося пока выясняются, не исключено, что произошло отключение двигателей второй ступени. Российско-американский экипаж эвакуировался в спасательной капсуле.

Опасны не только в небе

Космические катастрофы происходят и на земле, унося гораздо большее жизней. Речь идет об авариях при запусках ракет.

На космодроме Плесецк 18 марта 1980 года к запуску готовили ракету «Восток». Ракета заправлялась различным топливом — азотом, керосином и жидким кислородом. Во время заливки перекиси водорода в топливный бак 300 т топлива сдетонировали. Страшный пожар забрал жизни 44 человек. Еще четверо скончались от полученных ожогов, ранены были 39 человек.

Комиссия обвинила во всем сотрудников космодрома, которые допустили халатность при обслуживании ракеты. Лишь через 16 лет было проведено независимое расследование, в результате которого причиной было названо применение опасных материалов в конструкции топливных фильтров для перекиси водорода.

Подобная трагедия случилась в 2003 году в Бразилии на космодроме Алкантара. Ракета взорвалась на стартовой площадке во время прохождения заключительных тестов, в результате чего погиб 21 человек и были ранены еще 20. Ракета стала третьей неудачной попыткой Бразилии отправить спутник-носитель в космос с исследовательским спутником.

Советский конструктор и «отец» отечественной космонавтики Сергей Павлович Королев говорил: «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная». И уже сегодня инженеры разрабатывают космические беспилотники для эффективной работы на околоземных орбитах, чтобы избежать человеческого фактора — частой причиной масштабных катастроф в космосе. Человечество уже живет в предвкушении полетов на Марс, первый из которых запланирован на 2030 год. И безопасность космической отрасли — важный момент в разработке этой миссии.

«Нулевые космонавты»

Первым человеком в космосе был Юрий Гагарин, а «нулевыми космонавтами» назвали людей, которых якобы отправляли до Гагарина, но запуски оказались неудачными. По этой причине советское руководство засекретило все данные, имена и фамилии были удалены из всех архивов. «Правда» была неизвестна никому. Никому, кроме анонимного источника из Чехословакии. В 1959 году итальянское информационное агентство Continentale запустило данный миф в эфир, ссылаясь на этот самый анонимный источник.

Во-первых, названные имена вообще не фигурируют ни в одном мемуаре. Они не всплыли даже с приходом гласности, когда все писали и публиковали что угодно, а ведь в эти годы были живы многие участники советской космической программы. Во-вторых, названные даты не соответствуют реальным датам запусков — здесь-то с архивами всё в порядке. В-третьих, перед полётом Гагарина было заготовлено три обращения к мировому сообществу для каждого возможного исхода: одно сообщало о первом человеке в космосе; другое просило помощи в поисках космонавта, если бы он приземлился в незапланированном месте; третья заготовка оповещала о гибели первого космонавта в истории человечества. То есть никто и ничего не собирался скрывать — готовились к любому повороту событий. Следовательно, никаких причин утаивать информацию о якобы погибших первопроходцах тоже не было.

8. Открытие водных потоков на Марсе

В отличие от Луны, наличие воды на Марсе никогда особо никем и не отрицалось. Его полярные шапки состоят не только из сухого льда (СО2), но и из водяного льда, что давно известно астрономам. Однако считалось, что вода эта на поверхности Красной планеты существует только в твердом виде.

Однако в 2011 году непальский студент Лухендро Ойджа нашел на склоне одного из кратеров в южном полушарии Марса сильные сезонные изменения. На фото, относящихся к местному лету, на склоне кратера были явно видны темные подтеки, а местной зимой они исчезали.

Хотя иметь жидкую воду близко к поверхности и полезно, но там она, скорее всего, насыщена солями. Однако подтеки должны откуда-то браться, и, по современным представлениям, поверхностный слой грунта на Марсе часто может быть богат льдом.

Открытие имеет очень большое значение не только в плане освоения Красной планеты. Не менее важно другое: близкая к поверхности жидкая вода обычно встречается там же, где и жизнь. Поскольку на Марсе летом появляются не только водные потоки, но и загадочный рост концентрации метана и кислорода, нельзя исключать, что все это звенья одной цепи. В таком сценарии жидкая вода, открытая студентом-непальцем, может быть тем фактором, что позволяет местной простейшей жизни вырабатывать и метан, и кислород.

Главная проблема, из-за которой человечество не освоит космос в ближайшие сотни лет

60 лет назад человечество отправило в космос искусственный спутник, а затем и человека. Мы готовимся к полётам на Луну и Марс и мечтаем о покорении космоса.

Но этим мечтам не суждено сбыться, по крайней мере в ближайшее время. Поговорим о том, почему полёты в космос ещё долгое время будут дорогими, а освоение других планет останется лишь мечтой

Главная проблема – это отсутствие эффективных двигателей

Что нужно для полёта в космос? Ракета, пара космонавтов и куча, просто куча топлива. Чтобы корабль смог преодолеть земное притяжение, ему нужно достичь второй космической скорости – 11,2 километра в секунду. А для этого нужны сотни тонн горючего.

Масса знаменитой советской ракеты «Союз» – 308 тонн. Из них 274 тонны – это топливо. 90% всего корабля! Современные корабли летают так же, требуют сотни тонн горючего

Космический корабль летит на реактивной тяге. Из ракетного двигателя вырывается струя горящего топлива, которая и «отрывает» корабль от поверхности. Но для каждого полёта нужно просто огромное количество горючего

При строительстве ракет инженеры борются за каждый килограмм полезной нагрузки, ведь любая взятая с собой вещь потребует больше топлива

А теперь представьте расходы горючего, чтобы построить колонию на Марсе. А если дальше? Как осваивать космос в таких условиях? Никто не будет тратить миллионы тонн ресурсов и триллионы долларов, особенно когда выгода от этого слишком туманна.

Конечно, мы можем предположить, что когда-нибудь учёные изобретут новый тип двигателя, основанный не на сжигании топлива. Например, огромную солнечную панель

Но это лишь мечты фантастов. Наши технологии основаны на сжигании топлива. Автомобили ездят на бензине. 70% всей энергии на планете берётся от сжигания нефти, угля и газа. А разработки новых видов двигателей в космической сфере почти не ведутся.

Но даже если забыть про топливо, то вспомним про время. Полёт до Марса займёт 150-300 дней. Чтобы марсианская колония стала самостоятельной, в ней должен жить хотя бы 1 миллион человек. Мы будем перевозить этот миллион и ресурсы для него не одну сотню лет.

А если мы захотим отправиться до ближайшей звёздной системы Альфа Центавра? Солнечному свету на это понадобится 4 года. А любой современной ракете – около 170 тысяч лет. Не быстро.

Неужели космос для нас закрыт?

На самом деле нет. Чтобы решить эту проблему, нужно запускать корабли не с поверхности Земли, а с орбиты. Для этого нужно построить орбитальную базу по типу МКС – только очень большую. Так мы ослабим влияние трения воздуха и притяжения и будем тратить меньше топлива.

Ракеты должны быть многоразовыми, то есть возвращаться после запуска. Сейчас ступени с хранящимся топливом сбрасываются и сгорают в атмосфере. Это ужасно неэффективно, но по-другому мы пока не умеем.

Также для полётов нам нужен космический лифт – трос от поверхности Земли до орбитальной базы. По нему будут подниматься космонавты и ресурсы для полёта. Мы сэкономим кучу топлива, а ракеты смогут летать как самолёты. Будем делать не по 100 запусков в год, а по несколько тысяч 🙂

Такие грандиозные планы можно совершить только совместными усилиями всего мира. И на это уйдёт уйма времени. Поэтому в ближайшие 200-300 лет человечество вряд ли побывает в космосе дальше Луны, Марса и Венеры.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector