7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Страстная неделя

Содержание

Страстная неделя. Пройти путь Христа

Само понятие «страстная» возникло от слова «страдание» и помогает каждому христианину пройти весь путь последних дней жизни Христа, прикоснувшись к Его страданиям и поразмыслив о своем месте в этой жизни. Во время это недели вспоминаются Тайная вечеря, суд, страдания, распятие и погребение Иисуса Христа.

Вот слова из одного из Пасхальных посланий епископа Орского и Гайского Иринея: «Но пусть каждый задумается ныне: «Достойный ли я последователь Воскресшего ради меня Господа Иисуса Христа, свидетельствуют ли мои поступки, что на самом деле я люблю Бога, стал ли я примером благочестия для ближних?». Дай Бог, чтобы наша жизнь стала зримым подтверждением Правды Вечной. Только личное изменение каждого человека и есть залог общей победы и преображения всего мира. Невозможно изменить что-либо внешнее к лучшему, не трудясь над собой».

Великие дни Страстной седмицы

Страстная седмица — последняя неделя поста перед Пасхой. По величию и важности вспоминаемых евангельских событий каждый день этой седмицы называется Святым и Великим, и в каждый из них совершаются особые службы. В это время Церковь призывает нас оставить все суетное и мирское и непременно посетить храм, сопереживая трагическим событиям последних дней земной жизни Спасителя.

Великий Понедельник

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его самого, нельзя не видеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающих распинать сына Божия своими прегрешениями.

В Евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были предызображены Иисусом Христом. Верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради» (Мф. 24,14-22).

Великий вторник

Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).

На утрени этого дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

Великая Среда

Этот день — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. В церковной службе Великой среды прославляется жена «грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды (Мф. 26, 6-16).

Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров. В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего».

Вечером в среду традиционно бывает общая исповедь.

Великий Четверток.

Воспоминания Тайной Вечери.

В день опресноков Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников — Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, — самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую — великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток. По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн.

После Литургии Великого Четверга — в том случае, если служит епископ, — совершается чин умовения ног. По образу Христа, по величайшему смирению умывшего ноги Своим ученикам, епископ умывает ноги служащим с ним священникам и отирает их особым полотенцем. Этот чин совершается в воспоминание описанного в Евангелии от Иоанна события (Ин. 13, 2-17).

Также в Великий Четверг происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец — дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может придти в храм и причаститься в храме.

В Великий Четверг каждый год варится миро, патриарх освящает его и раздает в приходы. Миром помазуются после таинства Крещения. Существует поговорка: «Все одним миром мазаны». Смысл здесь такой: с апостольских времен из года в год в новое миро добавляется капелька старого. Таким образом, происходит из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие и так далее. Осуществляется связь времен.

Вечером Великого Четверга совершается продолжительное богослужение, во время которого все стоят в храме с зажженными свечами. Это Последование 12-ти Евангелий. В храме читают последовательно двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных Страданиям Христа. Прощальная беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода, — обо всем этом слышат собравшиеся в храме скорбное евангельское повествование. Существовал в России обычай, кое-где удержавшийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12-ти Евангелий, а постараться донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами.

Великий Пяток

Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) — богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату — Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата — совершением третьего часа; время крестных страданий Христа — шестым часом; время смерти — девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.

Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. Во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу (плат с изображением Христа, лежащего во гробе), все еще находящуюся на престоле. Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, обходит престол и выносит ее из алтаря на середину храма для поклонения. В некоторых церквах после Вечерни поется Повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы».

Великая суббота

Св. Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом — и предвещает будущее Воскресение Христово.

Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения «Бог Господь. », тропаря «Благообразный Иосиф. » и тропарей. Поется погребальное пение. Народ стоит у плащаницы с зажженными свечами. Поется дивный и прекрасный канон Великой субботы «Волной морскою», написанный инокиней Кассией. Последняя песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима народом: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробу». После канона, во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, повторяя «Трисвятую песнь», под колокольный звон народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу — совершается шествие с плащаницей вокруг храма — чин погребения Спасителя. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «Жизни мира» в смерть. Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля, победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных. Многократное пение «Аллилуиа» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз, после ектении и благословения. Утреня заканчивается. Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции.

В Великую Субботу утром совершается литургия Василия Великого. Во время ее священники переменяют свои темные одежды на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их безсмертие.

Днем в храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи — все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол.

Вечерня Великой субботы служится вместе с литургией св. Василия Великого. Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью.

В ночь на Пасху в храме читаются Деяния апостолов — вся книга должна быть прочитана до 10-го часа вечера. Затем зажигаются все паникадила и ударяют в колокол. Близится святое Воскресение Христово

Великий Вторник

В страстной вторник читают о Страшном Суде и повествуют в историю о десяти девах, пятеро из которых запаслись маслом и смогли попасть в Царство Небесное, а пятеро поленились запастись, надеясь, что итак успеют дойти, но масло закончилось и пока они отлучались за покупкой, то опоздали.

Вспоминается проповедь Иисуса Христа в иерусалимском храме. Первые дни страстной седмицы очень спокойные. Они располагают к раздумиям и молитвам. В эти дни нужно быть рядом со Христом, слушать заповеди и выполнять Его волю.. Христос показал, что несмотря на все беззакония Израиля, он все равно любит свой народ и скорбит о его скором падении, как он любит каждого человека и скорбит о его грехах.

В этот день продолжают то, что не закончили в понедельник.

Страстная неделя – 2016: память о Страстях Христовых

В конце апреля 2016 года православные христиане готовятся к встрече самого светлого праздника – Воскресения Христова, Пасхи Господней. Nation-news.ru продолжает следить за Страстной неделей — самой важной седмицей в истории христианства. На очереди у нас – Страстная пятница, самый скорбный день в истории христианской Церкви. В этот день, согласно преданию, Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, был предан на смерть и распят на кресте. В Страстную Пятницу вспоминается жертва Христа, которую Он принес во искупление грехов человеческих. Страсти Христовы и скорбь верующих – в материале Nation-news.ru.

Суд и отречение

В доме Каиафы, первосвященника Иудейского, окончательно решается судьба Иисуса Христа: его предадут римским властям и потребуют смертной казни. В ночь Страстного четверга Иисуса привели в Синедрион – совет главных духовных лиц и первосвященников Храма. После допроса, выслушивания лживых свидетелей, Синедрион, собравшийся у Каиафы, приговаривает Христа к смерти

Интересна и судьба самого Каиафы: согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия, Каиафа был первосвященником Храма в течение 18 лет — его назначил на этот пост прокуратор Иудеи Валерий Грат, предшественник евангельского Понтия Пилата, а отстранил от власти будущий император Авл Вителлий. Каиафа был саддукеем, зятем первосвященника Анны (Ханнана) — и всегда следовал воле своего тестя. Даже уйдя с поста, Анна продолжал цепко держать в руках власть и единолично распоряжался храмовыми должностями и казной. По мнению историка Эрнеста Ренана, именно Анна через своего зятя принял решение о казни Иисуса как мятежника.

Во дворе дома первосвященника уже собрался народ, прослышавший о том, что слуги Каиафы взяли Иисуса из Назарета. Петра, следовавшего за Иисусом до синедриона, не впустили в дом – и в сенях дома он подошёл к очагу, чтобы согреться. Слуги, один из которых был родственником Малха, узнали ученика Христа и стали расспрашивать его. Однако Пётр трижды отрекается от учителя – во исполнение пророчества Христа:

Петр сказал Ему в ответ: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь».
Иисус сказал ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».
Говорит Ему Петр: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя».

Это событие ранит душу Петра, и он уходит в слезах от дома Каиафы.

«Что есть Истина?»

Утром Страстной пятницы Иисуса отвели в преторию, которая помещалась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Первосвященники должны были получить согласие от римского прокуратора провинции Иудея Понтия Пилата на утверждение смертного приговора. Однако сам Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело.

Прокуратор удаляется с Иисусом в преторию и дискутирует с ним наедине. В ходе беседы Христос проявляет умение искусной беседы с Пилатом, демонстрируя свою невиновность:

Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: «Ты Царь Иудейский?»
Иисус отвечал ему: «От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?»
Пилат отвечал: «Разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?»
Иисус отвечал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат сказал Ему: «Итак, Ты Царь?»
Иисус отвечал: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат сказал Ему: «Что есть истина?»

Вопрос Пилата «Что есть Истина?» происходит корнями в античной философии. На тот момент подавляющее большинство философов пришло к выводу, что мир земной является местом страданий (стоики) и не имеет прочной основы в виде некой общей для всех истины (скептики). В этом смысле, Христос не ответил Пилату на вопрос об истине потому, что Он Сам представлял собой Истину, уверены богословы.

После беседы с Христом Пилат решает по случаю праздника предложить народу отпустить Иисуса. Однако толпа, подстрекаемая первосвященниками, требует отпустить не Иисуса, а разбойника Варавву. Пилат сомневается, но в итоге приговаривает Христа, однако, при этом использует не формулировку первосвященников – прокуратор прилюдно умывает руки, показывая, что он не виновен в решении первосвященников отправить Христа на смерть.

Но не только Христос погибает в этот день: предатель Иуда Искариот раскаялся в совершенном им грехе и возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам. Однако иерархи Иудеи не прислушались к воплям Иуды – после чего предатель бросил деньги на пол Храма, ушел в пустыну и повесился

«Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того? Смотри сам». И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: «Непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови». Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня».

Как отмечает евангелист Матфей, таким образом. Сбылось еще одно ветхозаветное пророчество и Христе: в Книге пророка Иеремии было сказано о тридцати сребренниках следующее

«И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь».

Голгофа: скорбный час христианства

После того как Пилат вывел Иисуса к народу, который потребовал Его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить Его. Иисуса отвели во двор и, сняв с Него одежду, подвергли бичеванию.

Бичевание применялось в Древнем Риме непосредственно перед казнью. Однако Пилат, убеждённый в невиновности Иисуса приказал подвергнуть его ему до вынесения приговора. Согласно исследованиям, проведенным на основе Туринской плащаницы – предполагаемой погребальной плащаницы Иисуса Христа, Спасителю было нанесено 98 ударов: 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом.

После истязания римские солдаты одели Христа в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость («царский скипетр»). После этого воины стали насмехаться над ним — вставали на колени, кланялись и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на Него и били тростью по голове и лицу. После этого иудеи окончательно приняли решение о судьбе Христа – и Иисус отправился на место Своей казни.

Местом казни был избран холм Голгофа, расположенный на окраине Иерусалима. Приговорённый должен был сам нести крест до места казни. Однако, так как Христос падал под тяжестью креста, солдаты заставили одного иудея по имени Симон Киринеянин помогать приговоренному Христу.

На Голгофе Иисуса распяли на кресте рядом с двумя разбойниками – Дисмасом и Гестасом (имена воров были почерпнуты из апокрифов). Согласно Евангелиям, Понтий Пилат повелел сделать надпись, которая сообщала о том, чем провинился Христос перед иудеями: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города: сама же надпись была сделана по-еврейски, по-гречески и по-римски.

Иудеи, присутствовавшие на месте казни, подначивали Распятого: они советовали Хрусту сойти с креста, чтобы они окончательно уверовали в то, что Он является Мессией, посланником народу Израиля. Однако далее начали события, которые связаны со смертью Христа и исполнением Нового Завета: в три часа дня, или «в час девятый» согласно Библии, Спаситель умирает на кресте.

«После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух».

Великий четверг

В храмах во время богослужений в Великий четверг вспоминают одно из важнейших евангельских событий – Тайную вечерю, когда Иисус омыл ноги своим ученикам, показав пример братской любви и смирения.

Согласно Евангелию, на Тайной вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии – Святого причастия. Каждая литургия в этот день означает участие присутствующих в храме в Тайной вечере.

С Великим, или Чистым четвергом связано много традиций и обычаев. Один из наиболее древних – очищение водой. Наши предки в этот день купались в реке, озере или парились в бане. Считалось, что это приносит красоту и здоровье. Мыли маленьких детей и даже. поросят, чтобы весь год были чистыми. В колодцах и реках опять набирали воду, на рассвете в нее опускали серебряные и золотые украшения, монетки – чтобы жить в достатке и благополучии.

Девушки заботились о красоте: чтобы кожа лица стала чистой и гладкой, нужно было умыться, а мыло ночью выбросить за порог.

Знали молодые красавицы и еще один секрет: чтобы удачно выйти замуж или пользоваться вниманием других мужчин, во время купания в Чистый четверг следовало приговаривать: «Как светел и красен Чистый четверг, так и я, раба … (имя), для всех буду прекрасной. Аминь». После водных процедур представительницы прекрасного пола подстригали концы своих кос – чтобы волосы были длинными и густыми. Кстати, именно в этот день полагалось в первый раз подстригать волосы ребенку (до года стричь малыша – грех).

В Чистый четверг убирали дом – чтобы все вокруг радовало глаз. После четверга мести пол запрещалось (убирать можно только после Пасхи). Каждая хозяйка украшала свое жилище весенними цветами.

Особые поверья связаны с четверговой солью. Щепотку заворачивали в лоскут ткани и пропекали в печи. Приготовленная таким образом соль считалась очищенной огнем от скверны (от рук Иуды) и наделялась целебными свойствами.

На протяжении всей недели в храмах покупали свечи, которые называли страстными и использовали для разных обрядов. Так, в Чистый четверг огнем страстной свечи выжигали кресты на дверях и потолках – верили, что это убережет дом от нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами.

Но главное в этот день – заботиться о чистоте мыслей и души. Начиная с Чистого четверга, было принято готовить угощение к празднику: печь куличи, пасхи, красить яйца.

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ …

Вот и наступила Страстная неделя, которая как огненная река, течет, жгучим огнем попаляя все: изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение, – нет ей перерыва. Медленный и плачущий перезвон колоколов звучит, как зов с неба, как голос совести, уходящий в сердце… В траурных ризах духовенство, плачут звуки хора. Вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя.

И стоит над миром знамение – пронзенный на Кресте Христос, и льющаяся из язв Его кровь своим составом входит в тела верующих: чудное обожествление.

В эти дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться, многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?…

Но вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, – как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних, Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, женщины-мироносицы, Никодим, Иосиф Аримафейский, даже в те минуты, когда страх побеждал, и они старались спрятаться от гнева народного…

Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.

И вот, когда вспоминаешь это, – разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? То, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь. Именно поэтому, мы будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют.

Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать и самые события – потому что это события, а не воспоминание – пусть нас ломают телом и душой, поэтому прибывая в храме, мы видимо идем за Господом. “Пройдите сие мысленно и живее воспроизведите в себе и так преискренне войдите в сострадание, что как бы вы сами страдали и принимали раны. И будете подобиться женам, которые, идя вслед Господа, несшего Крест, проливали слезы” (свтл.Ф. Затворник).

И думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, и тогда ночью мы услышим весть о Воскресении…

ГЛАЗ НЕ ВИДИТ И УХО НЕ СЛЫШИТ…

ЗАПЕЧАТАНЫ БОЛЬЮ УСТА:

ТАМ – ЛЮД ПРАВОСЛАВНЫЙ СТРАДАЕТ И ИЩЕТ

ИЩЕТ БОЖЪЕГО СЫНА ХРИСТА

…И ЛИШЬ ПАЛОМНИКИ, КАК ТЕНИ. С ДЕСЯТКОМ ГЛАВ

ЦЕЛУЮТ ЗЕМЛЮ, НА КОЛЕНИ СМИРЕННО ПАВ.

ДЛЯ НИХ ПОЧТИ ЧТО ОЩУТИМЫ, И НЕСПРОСТА,

НА УЛИЦАХ ИЕРУСАЛИМА ШАГИ ХРИСТА

Страстная седмица: Христос и я

Раз в году, в Страстную седмицу, Церковь очень явственно представляет нам события последних дней земной жизни Сына Божия, а совершаемый только в Великий четверг чин умовения ног … дальше _______________________________________________________

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. А сейчас первым трем дням седмицы Святая Церковь придает Богослужению характер печали и сокрушения о нашей греховности.

Для большинства людей, слабо знакомых с церковной жизнью, все семь недель, предшествующие Пасхе, воспринимаются как нечто нерасчлененное. С точки же зрения церковного человека, первые 40 дней, называемые четыредесятницей, по своей сути — приготовление к Страстной седмице и следующей за ней Пасхой. Это — время покаянных аскетических усилий человека, его осознания себя перед Богом и собственной совестью. Страстные же дни посвящены уже не только личному покаянию, но и воспоминанию того, что делал Господь наш Иисус Христос в последние дни своей земной жизни, вершиной которых были Великий четверг — установление таинства Евхаристии (вспомним «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи) и Жертва за весь человеческий род на горе Голгофе через Крестные страдания и смерть — в день Великой пятницы.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. Все Четвероевангелие прочитывается в 9 чтениях: в понедельник Евангелие от Матфея и половина от Марка; во вторник другая половина от Марка и две трети от Луки: а в среду остальное от Луки и Иоанна до половины XII главы.

Непременно должно читать определенные главы из Евангелия дома и для себя, и для других (можно найти в церковном календаре). При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами.

Уже завтра, в четверг, начнется чтение Страстей Христовых и необходимо благоговейное размышление о Его страданиях.

Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодой; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? После всего этого совесть сама уже даст ответ…

ВеЛИКИЙ понедельник: проклятие смоковницы

Литургия Преждеосвященных Даров.

Вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, о проклятии бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов.

В Великий понедельник каждый из нас должен задать себе вопрос: каков я. В чем моя лжеправедность, в чем мое ложное бытие перед лицом подлинного? Мы чем-то кажемся: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. Только дав честный ответ самим себе, мы можем вступить в последующие дни Великого Поста. И не случайно в этот день за Божественной Литургией воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Продолжить чтение →

Великий Вторник: кесарю – кесарево

Литургия Преждеосвященных Даров.

(Мф.24, 36- 26, 2) Вспоминается обличение фарисеев и книжников, а также притчи Христа — о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

Второй день звучат в церквах слова Христовы, которыми Он учил народ в Иерусалимском храме. Грозный образ второго Пришествия указывает сегодня нам Церковь – сохраненный учениками в Евангелиях голос Самого Спасителя предостерегает нас: придут лжехристы и лжепророки; будут смятения и войны, сама природа восстанет на людей и начнутся землетрясения и бедствия; будут гонения на верных христиан – не ведает никто, кроме Отца Небесного, о часе том, но придет он – неизбежно, грозно, внезапно, и не будет уже времени готовится к нему… Продолжить чтение →

Великая среда – Предательство Иуды

Литургия Преждеосвященных Даров.

(Мф.26, 6-16) Вспоминается предательство Иудой Искариотом своего Учителя за 30 сребреников. Также вспоминается грешница, омывшая ноги Христа миром и своими слезами.

В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние блудницы, помазание Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.

Главными героями церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два столь непохожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости, чей жертвенный поступок, по слову Спасителя, стал известен в целом мире (Мф. 26, 13), и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным наряду с именами братоубийцы Каина и кровавого тирана Ирода… Продолжить чтение →

Мы приблизились к Великому четвергу, которым открывается непосредственное воспоминание Пасхальной тайны Христа. Наступает тот короткий период, когда богослужение литургическими средствами воссоздает соответствующие этим дням главные спасительные события евангельской истории: в четверг это Тайная Вечеря, прощальная беседа Иисуса с апостолами, гефсиманское борение; в пятницу – взятие Христа под стражу, суд над Ним, поругание, крестный путь, Голгофа, смерть Иисуса и Его погребение; в субботу – пребывание тела Христа во гробе и незримое для людей сошествие Его души во ад; и в воскресенье – отверстый гроб и первые явления Воскресшего.

Великий Четверг: Тайная Вечеря и Гефсиманский сад

Воспоминание Тайной Вечери
Божественная Литургия св. Василия Великого.
Утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

В этот день: (1 Кор.11, 23-32. Мф.26, 1-20. Ин.13, 3-17. Мф.26.ю 21-39. Лк.22, 43-45. Мф.26, 40-27, 2) В этот день Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Великий Четверг — день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово.

Перед Тайной Вечерей Господь делом показал, с каким сердцем человек должен приступать к этому великому и страшному Таинству. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в… Продолжить чтение →

А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках… Продолжить чтение →

Великая Пятница: самый страшный день в истории

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

Часы Великого Пятка.
Вечерня. Утреня. Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице.

В этот день: (1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61) Воспоминание ареста, суда, избиения, поругания, казни и крестной смерти Спасителя.

Страстная пятница — самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни… Продолжить чтение →

Тайна Великой Субботы. Великий день покоя и ожидания

Божественная Литургия св. Василия Великого.
Чтение Деяний святых апостолов.
Полунощница с каноном Великой Субботы

Воспоминание сошествия Спасителя во ад и освобождения оттуда душ всех людей, живших до Христа.

Господь во гробе, и мы у Его Гроба. Небо и земля в трепете приникли к Господнему гробу. В сей торжественности тишины, внятности молчания, светлости печали созерцает, плачет, молится и наша бедная душа.

Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Потому что мы не можем осознать полное значение христианского благовестия, если не задумываемся над тем, что происходило между девятым часом Святой Пятницы и рассветом Воскресенья Пасхи.

Дьявол, давно наблюдавший чудеса Господа, готовился уже ликовать… Продолжить чтение →

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ И ПАСХА В ИЕРУСАЛИМЕ

Информация о фильме
Название: СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ И ПАСХА В ИЕРУСАЛИМЕ
Оригинальное название: Страстная Неделя и Пасха в Иерусалиме
Год выхода: 2000
Жанр: Документальный
Производство: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
Режиссеры: Александр Слободской
Закадровый текст читает: народный артист России Алексей Баталов.
Фильм сопровождается песнопениями хора Горненского монастыря Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

О фильме:
Фильм рассказывает о богослужениях Страстной седмицы и Пасхи в Святой Земле.
Повествование в фильме начинается с рассказа о селе Вифания, что близ Иерусалима, где произошло чудо воскрешения Христом умершего Лазаря. Зритель увидит Крестный ход в праздник Входа Господня в Иерусалим, великое чудо – схождение Благодатного огня, а в заключение, Пасхальное Богослужение у Гроба Господня.
Сюжеты:
1. Лазарева Суббота.
2. Вход Господень в Иерусалим.
3. Великий Четверг:чин Омовения ног.
4. Великая Пятница: Крестный ход, чин погребения.
5. Великая Суббота: схождение Благодатного Огня.
6. Воскресение Христово: Пасхальное богослужение у Гроба Господня и в Свято-Троицком соборе Русской Духовной Миссии.

ПАСХА – ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Событие Светлого Христова Воскресения — самый большой христианский праздник, знаменующий собой факт победы над смертью и грехами всего человечества: переход от смерти — к жизни и от земли — к Небу, дарование нам жизни вечной. Продолжить чтение →

* 7-я НЕДЕЛЯ СТРАСТНАЯ, Великая Седмица. *

Из иллюстраций Гюстава Доре к Священному писанию

*

«Страсти Христовы»
фреска Феофана Стрелидзаса со сценами бичевания и несения креста.
2samurais.com

*

Eighteen scenes from the life of Christ, known as the Roermond Passion Страсти Христовы
(анонимный художник XV века, Нидерланды)

Седьмая, последняя неделя Великого Поста называется Страстной,

После Вербного воскресенья начинается последняя неделя Великого поста (Страстная седмица), которая включает шесть Великих дней (с понедельника по субботу) и посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, пленения и распятия, искупительной смерти и погребения.
Страстная седьмица начинается со следующего дня — воспоминание о страстях Господних и является отдельным наиболее строгим шестидневным постом, посвященным событиям последних дней земной жизни Христа; следующее за ней воскресенье — Пасха.
Каждый день этой седьмицы называют Великим, по причине Великих воспоминаний, совершаемых Церковью.
Богослужения в период Страстной недели отличаются глубокими переживаниями и последовательно «воспроизводят» последние дни жизни и страдания Иисуса Христа.
Поэтому во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства Брака и Крещения.
Следует помнить, что главное в пост — не удержание от пищи и сладостей, а покаяние, молитвы и осознание своей греховность.
Но идея Великого поста — очищение через воздержание, покаяние и причастие, на Страстной неделе находит отражение не только в церковных службах и ритуалах, но и в многочисленных народных очистительных и предохранительных обрядах, основная масса которых сосредоточена вокруг Чистого четверга.
Последнюю — Страстную — неделю перед Светлым Христовым Воскресением наши предки называли «Бiлим тижнем», ведь именно в эти дни нужно было побелить хату и деревья в саду, вымыть окна и двери, навести порядок в кладовых и амбарах.

В среду в доме мыли все деревянное.
Кое-где на Страстную среду приходились некоторые очистительные и охранительные обычаи следующего дня Страстной недели Чистого четверга.
К таковым относится обливание скотины талой водой, из снега, собранного по оврагам, посоленной заготовленной в прошлом году четверговой солью.
Считалось, что эта вода предохраняет двор от порчи целый год.
В западной Сибири некоторые четверговые обряды начинались с вечера Великой Среды.

Его переворачивали и ставили отверстием на восток, в таком положении он должен был пролежать две зари — вечернюю и утреннюю, после чего его возвращали на обычное место.
По убеждению крестьянок, на молоке, надоенном в будущем в такой подойник, будет больше «снимку», т.е. сметаны и сливок.
*
ПОДРОБНЕЙ:
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2012/04/blog-post_10.html

Христос еще покоится во гробе, но недалек час Его победы над смертью.
В Страстную субботу служба в храме идет в течение всего дня.
В этот день церковью вспоминается пребывание Спасителя телом во гробе, а душой сошедшего в ад и сокрушившего силой своей адские врата, связавшего Сатану и освободившего из ада прародителей Адама и Еву, библейских пророков, душу благочестивого разбойника, распятого вместе с ним. Приведя спасенных в рай, сам он воссел на престоле с Отцом и Святым Духом.
Во время утренней службы, начинающейся в полночь, священник и дьякон выходят из алтаря, становятся посреди храма, рядом с плащаницей, и поют стихи из псалма «Блажени непорочнии», символизирующие погребальное пение, затем совершается обряд символического погребения Христа, перенесения его тела с Голгофы в сад Иосифа Аримофейского.
Оно заключается в торжественном обнесении плащаницы вокруг храма под погребальный звон колоколов.
Подойдя вновь к церковным дверям, крестный ход останавливается и верующие с горящими свечами в руках проходят в открытую дверь под плащаницей, которую над головой держат священнослужители.
По возвращению в церковь плащаницу сначала подносят к раскрытым царским вратам, а затем вновь устанавливают в центре храма до вечера.
В Великую субботу служится, соединяющаяся с вечерей, литургия Василия Великого, во время которой темные, траурные/черные великопостные/ облачения/одежды/ престола и священнослужителей заменяются светлыми, праздничными /белые, пасхальные/, читаются псалмы пророчествующие Христово Воскресение, завершается литургия благословением хлебов и вина.

В старые времена христиане не расходились из церкви после субботней литургии.
В память об этом сохранился обычай освящать хлеб и вино, которыми верующие питались в этот день.
В домах заканчивается последняя подготовка: пекутся куличи, красятся яйца, наводится порядок в доме. Настроение приподнятое, и все наполняется трепетным ожиданием великого Праздника Пасхи.

На протяжении этого дня принято освящать в церкви заготовленное к Пасхе угощение: куличи, крашеные яйца, творожные пасхи и т.п.
Но и это пока еще постный день, перед подготовкой пасхального торжества употреблять скоромную пищу нельзя.

Но это отнюдь не подов для обжорства и пьянства.

После литургии начинается чтение Деяний апостолов, продолжающееся до самой полунощницы, совершаемой священником в одной епитрахили.
По ее окончании плащаницу с середины храма переносят в алтарь и кладут на престол.
Ровно в полночь раздается колокольный звон — благовест, начинается праздничная служба, посвященная Светлому Христову Воскресенью

Всю эту неделю полагается особенно строгий пост -ради Страстей Христовых и для достойной подготовки к встрече Светлой Пасхи.

= Великий понедельник .

(например, квашеная капуста с клюквой, соленые грибы, хлеб).
– разрешена любая, в том числе и варёная растительная пища без масла.

= Великий вторник.

(грибная икра без масла, салат из свежей капусты и моркови с лимонным соком, чернослив).

= Великая среда.

(салат из огурцов, помидоров и лука, бананы с апельсинами, маслины).

= Великий четверг (четверток).

И только потом хозяйки начинали печь пасхи.
В куличи клали от 30 до 120 желтков, чтобы тесто было желтым

= Страстная пятница (Великий пяток).

Великая, или страстная пятница – воспоминание о мученической смерти распятого на кресте Иисуса Христа.
В этот день соблюдается особо строгий пост в память о дне, когда Христос был приговорен к казни и совершил свой крестный путь на Голгофу.
До выноса плащаницы в храмах (примерно до 16 часов) – пища не принимается.
После – только сырая растительная пища без масла или полное воздержание от еды.
По народной традиции в Страстную пятницу не положено готовить пищу .
Желательно вообще отказаться от пищи.

= Великая суббота.

После утреннего богослужения верующие освящают куличи, пасху и яйца.
Холодная растительная пища без масла.
– сухоядение.

= Светлое Христово воскресенье.

на Благовещенье, 7 апреля, и на Вербное воскресенье, ровно за неделю до Пасхи.

В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.

Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.
В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священносужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленный стол. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободение ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождениее Иисуса Христа во гробе.
На утреннем Богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями.Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания Апостольского. О чтении 12 страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной Седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, – говорил святой Иоанн Дамаскин в Великий Пяток, – собрались послушать о кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя».
Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».
Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его (Ин. 13, 31-32), то есть «вместе с крестом», говорит Иоанн Златоуст. Страдания Господа за грехи наши были, сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Враги идут взять Его на страдания и смерть, – и падают пред Его Божественным всемогуществом и исцеляются от ран. Они злобствуют против Спасителя, но Его невинность и высочайшая святость торжествует над их ослепленною злобой. Те, которые или по страху, или корыстолюбию отреклись от Господа, грех свой против Него исповедуют или слезами раскаяния, или смертью отчаяния. Апостол Петр свое отречение от Христа омывает горькими слезами чистосердечного раскаяния. Иуда предатель, видя, что Господь осужден на смерть, предается отчаянию и возвращает 30 сребренников первосвященникам, говоря: согрешил, предав Кровь неповинную. Первосвященники, вместо утешения человеку, им послужившему, только увеличивают отчаяние его и являют свою слабость и нерешительность пред истиною, сказавши Иуде: «что нам до того? смотри сам». «Не слова ли это тех, сами свидетельствуют о своем злодействе и безумии, прикрывая себя безсмысленною личиною притворного неведения»? Отчаянный Иуда поверг сребренники в церкви и удавился. А сребренники, как цена крови, по совету первосвященников, не положили в казну церковную. «Понимаешь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как они осуждаются своею совестью? Сами видят, что купили убийство, и поэтому не положили в корван».

Богочеловек на кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, и Его невинность и Божество. Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор. 2, 8). Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8).

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т. 2

Песнопения из службы в пятницу Страстной седмицы Великого Поста

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».

Тропарь

Евангелие от Луки

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал Ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли в дали и смотрели на это.

Воспоминание Страстей Иисуса Христа: приговор на смерть

Но народ требовал крови и казни Иисуса. Когда его опять привели к Пилату, царь решил бичевать его, думая, что народ насладится этим наказанием. Иисуса привязали к столбу, бичевали его долго, надели на голову терновый венок, который оцарапал его и по лицу текла кровь, пишет портал 1rre.ru. Били по лицу, по голове, а Иисус, изнемогая от боли, молча переносил все страдания.

Избитого, измученного Иисуса, в крови в терновом венке и порванной одежде показали толпе, но сообщники архиереев кричали – Распни его. И Пилат сдался, и проговорил Иисуса к смерти через распятие.

Иисуса, избитого и изнеможенного заставили нести крест на гору Голгофа, на котором потом должны распять его. Уставший и обессиленный, весь крестный ход он падал под тяжестью креста.

По прибытию на место казни, гору Голгофу, Иисус был распят. Претерпевая муки тяжкие, он спросил у Господа, почему тот оставил его, а потом, отдав душу в руки Отца, испустил дух.

Читать еще:  Ник Вуйчич: В детстве я не мог простить Бога и врачей
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector