1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Песнопения в Церкви: как различить и как звучат

Клирос

Клиросом называется церковный хор, также этим словом называют место, где стоит хор в церкви. Те люди, которые часто посещают православный храм, знают, что основу службы составляет церковное пение. Без него вряд ли можно представить себе любую церковную службу. От пения в церкви зависит многое, плохое пение расстраивает молитву, заставляет отвлекаться. Слишком вычурное «оперное» пение тоже отвлекает от молитвы. Правильно пение в церкви должно смирять человека, настраивать на нужный молитвенный лад. Именно поэтому священники такое значение уделяют подбору певчих.

  1. Немного истории
  2. Современное пение
  3. Кто может петь на клиросе

Хоровое пение

Неудивительно, что клиросное пение большей частью является хоровым: все голоса равномерно распределены, каждая партия поется бесстрастно, не громко и не тихо, на удивление деликатно и мягко. Либо исполняется в один голос (унисон) с исоном (когда несколько голосов держат одну басовую ноту) — это либо византийский распев, либо знаменный.

Если у звучащей музыки есть все вышеперечисленные достоинства, тогда ее по праву можно называть богослужебным искусством.

Виды религиозного вокала

Религиозное пение разделяют на 6 основных типов:

  • Антифонный. Состоит из двух хоров, которые находятся по бокам иконостаса. Хоры поют по очереди, сначала правый целое песнопение, а затем левый другое. Бывает, что когда песнопение длинное, то его разделяют на несколько частей, а затем оно исполняется по очереди. Стихи исполняются также. Название «антифон» происходит от «противогласие», диалог 2 групп. На сегодняшний день такого почти не бывает, поёт только 1 хор, однако до 1917 г. в Москве и др. городах исполняли так;
  • Эпифонный. Присоединение к стиху псалма ещё одного стиха перед псалмовским. То есть эпифонный означает припевпредходящий;
  • Ипофонный. Аналогично эпифонному, только стих вставляется после;
  • Респонсорный (от лат. — responsum — ответ). Можно выделить разные способы исполнения. 1) Исполнители говорят пением 1 и того же текста на каждое прошение священнослужителя. 2) Человек прочитывает все стихи псалма, а певцы отвечают говорят первого сказанного стиха. Так, например, исполняют прокимны;
  • Канонарх. Он был принят в русских монастырях. Канонарх в некоторой степени похож на респонсорный. Можно его назвать «пением под суфлёра», так как функция канонарха похожа на функцию суфлёра. Он говорит текст, псалмодируя на одном тоне. Другие повторяют его текст, уже пропевая его;
  • Гимнистический. Поётся полностью без перерыва. Так исполняют, например, «Свете тихий».

Видео: Хор братии Спасо Преображенского Валаамского монастыря Северны

Видео: Песнопения хора сестер св Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря

Пение в храме: хор или народ?

9 апреля 2020 Лариса Беляева

Пользуясь тем, что сейчас больше свободного времени, излагаю некоторые свои мысли относительно литургической музыки.

В приведенных примерах прошу не видеть ничего личного, я рассматриваю ситуации, а не конкретных людей. Да и будучи несколько лет активным участником богослужения, будучи, как говорится, «причастной», очень тяжело стоять отстраненно и свысока на все это взирать. Именно поэтому для меня и оказалось невозможным оставаться безразличной.

Споры о литургической музыке ведутся очень давно. Одним из основных является вопрос об активном участии верных в богослужении.

Собственно, крайностей две:

1) следует полностью исключить общенародное пение за службами (пусть все поет специальный хор);

2) все богослужебное пение следует сделать общенародным.

С примерами первой крайности сталкивалась как в православной церкви, так и в католической.

Пример из православной церкви. Праздничная служба, поет два хора, из которых правый усердно изображает, что для них это только работа, а левый не менее усердно изображает, что для них это служение, «что они с молитвой поют, не то что эти музыканты с нотами». Или может быть один хор: типичный «левый» со «служением», или типичный правый, «наемники». А основная масса народа стоит как будто ни при чем.

Пример из католической церкви. Служба — диалог алтаря и органиста. Ответы на возгласы — все или молчат, или что-то под нос себе бормочут, отвечает по сути только органист, и в данном случае не знаешь как быть. Вроде надо отвечать, участвуешь же в Мессе, а с другой стороны, думаешь, может, тут так не принято, может, лучше помолчать.

В обоих случаях служба — радость для музыкантов, да и просто для людей со слухом. Но при этом верные (те, кто не хор и не органист) до какой-то степени исключаются из богослужения.

Читать еще:  Основные категории античной философии. Кратко об античной философии

Берем другую крайность: все поет народ. Прекрасно, верные ни в коем случае не исключаются из богослужения, все активно участвуют. И подобные примеры мне доводилось так же видеть и в православной, и в католической церкви. В православной — на сельских приходах, где люди участвуют в жизни своего храма сообща, в том числе и все поют. К сожалению, заезженный обиход, и, к сожалению, довольно грязненько, хоть и искренне, и от души.

В католической — такая картина практически в любом малом приходе. Но разве мы тем самым приносим Господу лучшее? Если при этом есть возможность исполнить что-то красивое и торжественное не общенародно. Не выглядит ли так, как будто люди собрались на праздник, большинство может принести только черный хлеб на общий стол и не дает тем, кто может принести что-то другое, это сделать? По простой причине: тем, кто ничего, кроме черного хлеба, принести не может, будет обидно. Простите, то же самое тщеславие, как и в случае первой крайности, когда пение — только для избранных.

II Ватиканский Собор пытался решить вопрос об активном участии верных в богослужении. Вот как о результатах отзывается известный литургист и священник Михаэль Кунцлер. Приведу несколько цитат.

«Григорианский хорал может стать музейной экзотикой».

Да, потому что мало кто исполняет его, и, к горькому сожалению, доводилось слышать о григорианике, что она «звучит православненько».

«Создаваемые сейчас … духовные песни — это, несомненно, не решение проблемы… поделки невысокого музыкального и текстового уровня».

Безусловно, не пойдет, если исполняться будут только эти самые духовные песни, неважно когда созданные, под гитару или а-капелла, да и еще исключительно общенародно.

Но, во-первых, это тоже чье-то проявление искренней веры и тоже должно быть включено в общую церковную молитву.

Во-вторых, многое зависит от конкретной песни, и не только от оригинала, но и от качества перевода и уровня исполнения. А также от гармонизации. В скобках: не могу не восхититься теми, кто сделал гармонизации песнопений из «красного сборника», низкий всем поклон, я и не думала, что многие из этих произведений могут быть такими красивыми.

И, на мой взгляд, «трудная задача терпеливого приобщения паствы к высоким формам литургической музыки» состоит в сбалансированном сочетании общенародного пения (безусловно, ответы на возгласы, иногда духовные песни) и исполнения хором или органистом более сложных полифонических произведений.

К сожалению, успешно решать эту задачу могут только крупные приходы, где бывает несколько хоров. Один из хоров исполняет роль «сколы», которая необходима для успешного участия верных в богослужении, потому что она поет ответы на возгласы, духовные песни, еще какие-то неизменные части Мессы и ведет за собой народ. Другой хор может заниматься исключительно той же григорианикой. Третий — быть праздничным хором, который поет несколько раз в году сложные произведения за Мессой.

Хорошо бы брать за основу эти примеры и воплощать их по мере сил и возможностей на обычных малых приходах.

Тогда мир высокой литургической музыки откроется и для нас, и для будущих поколений.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Певческая пирамида.

Звучание хоров, которыми я обычно управляла и управляю, строится по принципу пирамиды (как можно меньше голосов наверху, и больше внизу). Ведь верхний голос, как бы тихо он не пел в хоре, всё равно будет слышно. Так зачем же «вопить» истошно и «верещать»? Ведь в таком пении очень сложно услышать молитву.

И это отвлекает от самого главного. От Слова. От богослужебного текста. Вы никогда не обращали внимания на то, что когда слушаешь академический вокал и оперных певцов (я это помню по музыкальному училищу, когда мы слушали для викторины ту или иную оперу), никогда не понятно, о чём поют и какие слова произносят? А если слушаешь хор, звучащий в опере, так вообще не понять ни слова, если не будешь следить по клавиру.

А теперь представьте, что творится в церкви, если там поёт хор сплошь и рядом состоящий из певцов филармоний и оперных театров. Для них неважно содержание. Главное, громко пропеть и показать свой яркий вокал на всеуслышание. Грянуть так, чтобы купол обрушился.

Я сама была такая же, как все академисты — вокалисты, поэтому отлично понимаю и автора вопросов, адресованных мне и то, о чём сейчас пишу.

«Потом, некоторые поют приглушенно, мне кажется, что именно тот звук церковный, он чистый…. А я слышу часто голоса, они, от природы своей, наверное, очень приятны на слух, но они отличаются некоторой звонкостью. Как все-таки правильно нужно петь?»

антифоном могут быть названы те песнопения, которые всегда исполняются (или, по крайней мере, должны исполняться) двумя хорами попеременно.

Читать еще:  Протодиакон Андрей Кураев о культуре, книгах, политике и обществе

Разновидности

1. В литургии – псалмы литургии оглашенных, составляющие первые три ее антифона (в начале, сразу после великой ектении): а) будничные, б) изобразительные, в) праздничные.

2. Три «славы» первой кафизмы на субботней вечерне («Блажен муж»).

3. Три строфы тропарного характера, исполняемые на воскресной утрени перед Евангелием – «Степенны антифоны». Каждая строфа, пропетая одним хором, повторяется другим. В основе – содержание псалмов 119-132 («песнь степеней»). Не в воскресенье (но в дни, когда положен полиелей или всенощная) поется первый антифон 4 гласа («От юности моея»). В каждом гласе имеют свои, только им свойственные напевы. Во всех гласах, кроме 8-го три антифона; в 8 – четыре.

4. Строфы тропарного характера, различного объема, сгруппированные в 15 антифонов, которые исполняются на утрени Великого Пятка («12 Евангелий») между первыми пятью Евангельскими чтениями. Каждая строфа также повторяется противостоящим хором.

Пение – возвышенное состояние души

Вообще способность к пению составляет отличительное свойство только ангелов и людей, и пение служит тем и другим средством для выражения высоких чувств богопочитания, свойственных именно их природе. Пение – это возвышенное состояние души. Думаю, поэтому не могут петь (в прямом смысле слова) представители тяжелого рока и рэп-стиля, чьи вопли и скороговорки нередко попадаются на волнах радио. Вот почему и бесы не могут петь и никогда не поют, никаких свидетельств об этом мы нигде не встретим, бывшие ангелы навсегда утратили высокие чувства. Об этом рассуждает священник, комментирующий записанное молодым человеком на магнитофон пение ангелов на Афоне в наши дни (эту запись можно найти в Интернете: http://www.youtube.com/watch?v=18im76TsOZA).

Святая гора Афон, скит Агиа Анна (святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, основан в XIV веке)

Это настоящее чудо. Не случайно, что оно стало достоянием множества людей, и что это произошло именно в Греции, стране, которая дольше всех сохраняла традиции древнего византийского пения, но сегодня во многих греческих храмах оно заменено партесным (многоголосным) пением. Установлено, что ангелы на афонской записи поют Херувимскую песнь именно древнего византийского распева. Священник убежден, что ангелы ничего не делают просто так. Поскольку идет процесс секуляризации, обмирщения церковной культуры, то целью явления ангелов и их непотаенного пения было, вероятно, стремление повлиять на сознание современных людей.

В наших православных храмах, к сожалению, употребляется преимущественно партесное (многоголосное) пение, которое по своей природе не приспособлено к описанию явлений духовного мира, но пригодно лишь для описания явлений телесных, мирских, для выражения страстей, для игры чувств.

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России

История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

«Пойте Богу нашему, пойте» – говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии.

Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий…» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней молитвы заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает своё благословление молящимся людям.

Как на Руси появился знаменный распев?

История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия.

Стоит отметить так же, что именно на основе осмогласия создаются такие «ноу-хау» церковно-песенного искусства, как путевое, строчное и демественное пения. Именно в XVII веке происходит своеобразный расцвет русского знаменного пения, после чего, как, наверное, и в любом виде искусства, наблюдается довольно длительный застой, а затем и спад.

От знаменного распева к партесному пению

Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были тёплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа.

Читать еще:  Клод Леви-Стросс и структурная антропология: два юбилея. Религия, магия и миф в структурной антропологии клода леви-стросса Структурная антропология леви стросса кратко

Начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному. Патриарх Никон весьма активно способствовал распространению партесного пения, которое исполнялось под руководством белорусских и киевских регентов. Главным отличием пения приглашенных киевских «спиваков» было то, что их стиль казался гораздо более мягким и мелодичным, нежели у «московитов».

Записывались песнопения, опять же, по-киевски, то есть, с помощью нотации, ставшей классической – пятилинейной. Ноты, так называемое «киевское знамя», были квадратными, а вот крюковая нотация из церковного обихода постепенно уходила, и вскоре совсем сошла на нет. Официальным «днем рождения» партесного пения принято считать 1668 год, когда запрет многоголосного пения в русской церкви был, наконец, отменён.

Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства.

Церковная музыка в стиле классицизма

В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов. Так, Джузеппе Сарти несколько «модернизировал» древнюю песнь-гимн Медиоланского епископа Амвросия «Тебе Бога хвалим». Под влиянием Сарти песнь приобрела не только пышность («премьера», состоявшаяся в 1789 году, сопровождалась выстрелами из пушек), но и итальянскую изящность.

Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв.

Да, история церковного песнопения показывает то, что «дуновению времён» оказалась подвластна и церковь, и только после вмешательства императора Павла I из церковного «репертуара» были исключены облегчённые “мирские” композиции.

Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за всё», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Потому как Он попускает наши скорби и страдания исключительно для нашего же спасения.

Блеск и глянец или бархат?

Я бы сказала не приглушённо, а матово что ли. Это как на фотографии. Звонкий голос – глянцевое фото, бархатный и матовый тембр – матовое изображение. Многие хормейстеры приучены к тому, что в хоре крайние партии (сопрано и бас) должны иметь бо’льшее количество голосов, нежели средние (альты и тенора).

В светском хоре – возможно, но не в церковном. А что у нас в церкви порою? Мало того, что на клиросе в партии первых сопрано поют, как правило, тётки с мощными и сочными (звонкими) голосами, так их там ещё и 15 человек собирается иногда по воскресным дням и праздникам.

А во второй партии два человека, и в третьей один. И что в итоге получается? Тоже пирамида, но какая? Правильно, треугольником вниз. Сами посмотрите. 15, под ними двое, под двумя один…

А я лично за ту, что треугольником наверх. Одно сопрано, два альта, три тенора и четыре баса. Это, конечно, образно, но у меня в реале больше низких и густых тембров в хоре, чем высоких. И песнопения к богослужению выбираются по принципу не выше «ми» — «фа» второй октавы в партии сопрано. Может быть, поэтому все и слышат в звучании Атамановцев некоторую лёгкость и воздушность?

«Почему я никак не могу научиться сразу и навсегда правильно открывать рот? Если рядом со мной поет человек с правильным дыханием, соответственно и я сразу настраиваю свой аппарат правильно, и голос льется и так легко».

Потому что это искусство и навык пения правильного и вокального отрабатывается годами в консерваториях и музыкальных училищах. И даже тогда, не все выпускники могут правильно и вокально воспроизводить звуки.

Пению можно и нужно учиться всю жизнь. Ведь нет предела совершенству. И конечно же, вставайте петь рядом с человеком, голос которого настроен правильно, ведь тогда и вы очень быстро подхватите от него это самый правильный навык пения.

«Я понимаю, вы скажете, что нужно делать упражнения, но я опытно знаю, что второй мой вопрос напрямую связан с первым. Если я не понимаю, как правильно нужно петь, то не знаю к чему конкретно нужно стремиться».

Раз понимаете, что нужно делать упражнения, значит делайте. Делайте хоть что – нибудь в плане обучения правильному пению, а по ходу движения разберётесь что и как. Ведь для того, чтобы переплыть реку, не стоит исследовать её вдоль и поперёк, нужно просто прыгнуть в воду.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector