2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм Успения Богородицы в Иерусалиме

Содержание

Храм Успения Богородицы в Иерусалиме

Символом почитания кончины Богоматери около Сионских ворот является Храм Успения Богородицы в Иерусалиме, принадлежащий немецкому Обществу Святой Земли Дормицион. В нем покоится тело Пресвятой Девы. Это скульптура обладает чудотворной силой, поэтому паломники прикасаются к ней руками и губами. Так они получают благословение Небес.

Суть праздника Успение Богородицы:

Название праздника — Успение — отражает христианское отношение к смерти. Смерть — не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни. В Евангелии повествуется о нескольких случаях, когда Христос воскресил умерших, и смерть Он называл при этом именно успением. Не умерла, но спит, — сказал Спаситель об умершей дочери начальника синагоги Иаира (Мф 9:24). И о Лазаре, который заболел и умер: Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его (Ин 11:11). В дни Пасхи в храме звучит песнопение: «Плотию уснув, яко мертв…» — и здесь сну уподоблена смерть Самого Христа.

Вот и праздник Успения Богородицы в народе называют «малой Пасхой». Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном. Христос воззвал Ее от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива: теперь она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу.

На примере Богородицы мы убеждаемся: Воскресение Христово действительно стало победой над смертью для всех, кто пребывает в общении с Ним и старается следовать Его заповедям.

Успение в Иерусалиме

Церковь Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим), 12 век

Особым образом мысленно пребываешь в событии Успения Пресвятой Богородицы, когда попадаешь в этот день Иерусалим. Только представьте…

Иерусалим. Старый город. 4 часа утра. После ночной Литургии от площади храма Воскресения Христова по «пути скорби» огромная процессия переносит в Гефсиманский монастырь плащаницу с изображением Успения Богоматери.

По Преданию, Успение произошло на Сионе в доме Иоанна Богослова, где жила Богородица.

Однако Иерусалимский чин погребения плащаницы начинается на Голгофе: там, где стояла Мать скорбящая, когда распинали Ее Сына.

Тихое предрассветное шествие похоже на крестный ход Великой субботы: это прощание с надеждой на скорую встречу. И, конечно, оно напоминает о том дне, когда апостолы, проповедовавшие в разных странах, но чудесно собравшиеся в Иерусалиме, провожали Пресвятую Богородицу.

Гробница Богородицы (кувуклия), Успенский храм в Гефсимании

Пречистую Деву погребли в Гефсимании, в семейной усыпальнице рядом с Ее родителями Иоакимом и Анной и обрученным с Ней Иосифом.

Гефсиманский сад, Иерусалим. Раскрашенная фотография кон. 19 века

Сейчас на этом месте построен храм под землей, чтобы совершать Литургию прямо на гробе Богоматери, подобно тому, как совершается Литургия на гробе Господнем. Сюда на восходе и приносят плащаницу перед началом торжества.

Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию. Красным покровом покрыт православный престол, установленный над священным ложем. Пещерная церковь Успения Богородицы, Гефсимания

Смерть как праздник

Есть праздники, которые отчетливо показывают неотмирность (необычность) христианства. Обычно факт смерти – трагедия. Для христиан смерть часто входит в содержание праздников. Почив, святые обретают возможность продолжить свою жизнь с Богом и возносить к Нему за нас молитвы. Потому и радуются христиане смерти праведников.

И в Успении Пресвятой Богородицы это христианское понимание смерти проявляется наиболее полно. Смерть – это переход к новой жизни, более настоящей, чем земная.

Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески, 17 век

И за порогом смерти душу христианина встречает Христос. Вот та весть, которую несет в себе образ Успения.

Иерей Сергий Круглов, священник, поэт:

Славянское слово «успение» — от слова «сон», мирная кончина земной жизни. Но мне видится, что слово «успение» имеет и общий корень со словом «успех». Успех – вот могущественное божество, которому поклоняется современный мир, поклоняются на деле многие, на словах называющие себя верующими и церковными людьми: успешная карьера, богатство, власть.

Но в христианском смысле возможен совсем иной успех: успех полноценно прожитой жизни, итог ее, наполненной небесным светом, смыслом и любовью, как соты – душистым медом… Именно с таким «успехом» и пришла к своему успению Пречистая Дева Мария.

Нецерковному разуму непонятно: как можно праздновать день смерти? Однако для тех, кто верует, что человек живет вечно, и смерть – лишь еще одни роды (недаром на иконе Успения душа Богородицы изображается как новорожденный в пеленах младенец на руках у Христа), трудный, но переход в дальнейший этап жизни, — для христиан естественная человеческая печаль здесь смешана с надеждой и радостью: Пресвятая Богородица, переступив предел земной жизни, не оставила нас, отныне и навсегда Она – наша помощница и заступница.

Почему же помощница? Чем заслужила?

Смерть – следствие греха. А Божия Матерь – самый чистый, самый свободный от греха человек из всех, когда-либо живших на земле. Грех – противник Бога. А святая Дева Мария – не просто стремящаяся к Богу, Она – сама Его Матерь.

И потому после смерти душа Богородицы была взята на Небо, а Ее тело, разлученное на три дня с душой, но неподверженное тлению — следствию греха, в третий день, силою Божией восстало, воскресло; Богородица увенчалась Божией славой.

Это прославление человека, преодолевшего грех, болезнь, боль, печаль, разлуку, страдание, смерть, это достижение творением своей цели – обожения, которое уже произошло с Божией Матерью, но к которому призван каждый – и празднуется в дне Успения.

И именно потому Богородица стала первой ходатаицей и заступницей людей перед Богом. Даже человек, далекий от Церкви, знает, кто такая Пресвятая Богородица. У всех на слуху названия Ее многочисленных икон: Всех Скорбящих Радосте, Умиление, Воспитание, Взыскание Погибших, Целительница…

Образ Матери, возрастившей Сына-Спасителя и отдающей Его страдающему человечеству, близок сердцу каждого. И в Ее Успении воплотилось то, чего так чает сердце ребенка, потерявшего мать: Она ушла, но осталась с нами, Она жива, и Ее материнская забота и любовь – явны и несомненны для чуткого сердца.

Есть предание: одному праведнику еще при жизни был показан Рай, его прекрасные обители со множеством ангелов и святых в прекрасных венцах. Он спросил: «А где же Матерь Божия?» Ему ответили: «Ее нет здесь, Она на земле, среди грешного народа».

Икону Пресвятой Богородицы Неувядаемый Цвет, которая пребывает в греческом монастыре на горе Фавор, знает весь православный мир.

Эту простую черно-белую бумажную литографию купил в середине 1950-х годов Георгий Назиракис, живший на острове Крит. Он вложил икону вместе со свечкой и ладаном в бутылку. В записке он написал, что хотел бы, чтобы икона оказалась на Святой земле, и просит молиться за него; но если по его недостоинству бутылку прибьет к берегам Крита или Греции, тогда пусть икону перешлют в монастырь на острове Тинос.

Читать еще:  Писатель Борис Шергин – как явление он не может повториться

Три месяца спустя двое православных арабов из Назарета, оказавшихся в Яффе на морском берегу, заметили недалеко в море светящийся предмет. Опасаясь, что это плавучая мина, они стали бросать в него камнями; что-то треснуло, но не взорвалось, и тогда они вошли в море, подобрали бутылку и вынули из нее свернутую бумажную икону, записку, свечу и ладан.

Они не умели читать по-гречески и отдали все найденное священнику, который передал находку епископу в Назарете.

В 1958 году найденную икону поместили в православном храме в Назарете, где и начались бесчисленные чудеса Божией Матери. Когда в 1973 году её передали в греческий монастырь Преображения Господня на Фаворе, настоятель монастыря, игумен Иларион, разыскал на Крите Георгия Назиракиса.

Он был уже очень стар, жил аскетом, кормился только от трудов своих рук. Особенно обрадовало отца игумена, что Георгий Назиракис держался старого церковного календаря (Иерусалимская Церковь, как Русская Церковь, не приняла новый стиль). Георгий Назиракис умер в 2002 году, ему было больше ста лет. Отец Иларион, уже после смерти Георгия Назиракиса, ездил по всему Криту с рассказом о нем и о чудотворной иконе и очень огорчался, когда его просили: Только, пожалуйста, поменьше о чудесах — у нас все больше люди образованные .

Сейчас верующие едут к этой святыне со всего мира. Икона завешена приношениями — тут изображения частей рук, ног, фигурки всего тела. В раму иконы по всему периметру вставлены фотографии исцеленных. Тут же — письма о чудесах, дарованных Божией Матерью.

Ответ Патриархата Иерусалимского по поводу иконы Пресвятой Богородицы “открывающей и закрывающей очи” …

Икона Пресвятой Богородицы “Скорбящая” в Храме Гроба Господня «не открывает и закрывает очи»

ΣχετικάΆρθρα

Όσιος Αβέρκιος ο Ισαπόστολος – Γιορτή σήμερα 22 Οκτωβρίου – ΕΟΡΤΟΛΟΓΙΟ

Έχετε κοινωνήσει χωρίς να νηστέψετε; Οι συνέπειες μια ανάξιας προσέλευσης για το Σώμα και το Αίμα του Κυρίου

Πρωτ. Χριστόδουλος Μπίθας: Ο Θεός είναι ελεύθερος και θέλει ελεύθερους ανθρώπους

Иерусалимский Патриархат, верный хранитель Святынь Православия, информирует пользователей своего официального сайта, а также всех интересующихся истиной, оная освобождает «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанн 8, 32): икона Пресвятой Богородицы, находящаяся позади часовни Уз Христовых в Пресвятом Храме Воскресения «не открывает и закрывает очи», как утверждают некоторые верующие. Возможно, игра света и тени создает такое ощущение.

Верная Православная традиция утверждает, что Образ Прескромной Приснодевы Пресвятой Богородицы охраняет нас и помогает нам.

Храм Гроба Господня- в приделе святых Жен-Мироносиц до реставрации находилась Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скорбящая». На иконе была сохранена только верхняя часть лика Богородицы. Лик Богородицы был едва различим. Глаза ее опущены и скрыты под веками.

В течении долгого времени икону посещали редко, лишь иногда арабы-христиане заходили сюда и ставили свечи. Много утешений и чудес происходило от этой иконы, но однажды лик Богородицы пострадал от одного злобного человека, который в порыве своего гнева исполосовал икону ножом. После чего образ Богородицы был помещен за решетку. Благодатное событие произошло с этой иконой в 1986 году за неделю до Пасхи.

Один полицейский, араб-мусульманин, совершал обычный обход огромного храма. Заглянул он и в этот придел, после чего испуганный прибежал к алтарю греческого храма Воскресения, где в это время совершалось богослужение. Полицейский начал взволнованно объяснять священникам и монахам, что все вокруг образа Богоматери сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. Священники пришли туда и увидели, что, действительно, Лик Божией Матери на иконе обновился. С тех пор многие видели Её открывающей глаза, а некоторые и плачущей.И действительно, лик у иконы обновился.

На следующий же день Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор отслужил возле образа молебен. Многие православные приходили к иконе и спрашивали благословения на свои вопросы, и считается, что, если Божия Матерь откроет глаза, то этим вы получаете ее благословение…

Причем Чудотворный образ находился за решеткой. Паломники же чтобы получше рассмотреть икону и просовывали за решетку свечи. И вот, в 2006 году в Великую Пятницу в 11 часов утра здесь случился пожар. Он был настолько сильный, что вызывали специальную пожарную машину, но икона Божией Матери Скорбящая уцелела. Вскоре ее убрали на реставрацию.

Икона Скорбящей Божией Матери после реставрации

После реставрации образ Божией Матери поместили в Реликварий, это комната со многими мощами святых угодников Божьих . При входе слева на стене отреставрированный чудотворный образ Скорбящей Божией Матери. Сохранилась только верхняя часть изображения – лик Пресвятой Богородицы.

Глаза Ее опущены и скрыты под веками. Теперь паломники заходя на поклонение в Реликварий , могут лицезреть отреставрированный лик Богородицы , приостановиться не надолго и произнести краткую молитву:- «Богородица Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Успение Пресвятой Богородицы в иконографии

Успение Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых двунадесятых православных праздников. Празднуется он 15 августа по старому или 28 августа по новому стилю.
В различных источниках история переселения Девы Марии в небесную обитель описана широко и подробно. В настоящей публикации мы лишь кратко вспомним о последних днях Богоматери на земле и о событиях, произошедших во время погребения и вскоре после него. Эти сведения важны для объяснения иконографии праздника Успения Пресвятой Богородицы. Сюжет является одним из излюбленных на русских и византийских иконах, изображается в стенописи храмов, часто встречается на фресках внешних стен церквей.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска наружной северной закомары Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Успение Пресвятой Богородицы. фреска на треугольном фронтоне северного крыльца Успенской церкви Новодевичьего монастыря

Сосредоточимся на тех моментах, которые принято изображать в иконографии праздника Успения Пресвятой Богородицы. Напомним, что далеко не все персонажи Успения являются каноническими и обязательно включаются в живописную композицию. Например, часто на фресках и иконах отсутствуют изображения летящих на облаках апостолов и иудейского священника Афония. Чтобы было понятно насколько та или иная композиция подробна или, наоборот, схематична, обратимся к книге “Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон”, вышедшей в 1911-м году и составленной Софьей Ивановной Снессоревой.

За несколько дней до Успения Пресвятой Богородицы

Последние дни своей земной жизни Дева Мария пребывала на Сионской горе в доме Иоанна Богослова. Часто Пречистая Богородица посещала Голгофу и Елеонскую гору – места, связанные с последними днями Её Божественного Сына. Не переставала Она молиться о скорейшем переселении на небо. Однажды на Елеонской горе Богородицу посетил архангел Гавриил и известил, что через три дня душа её покинет сей мир. Архангел вручил Деве Марии райскую ветвь от финикового дерева и молвил, что эту ветвь должны нести перед гробом её в день погребения.

Пречистая молила архангела Гавриила о том, чтобы избавили её от вида адских страшилищ, о том, чтобы сам Господь принял душу её. Также просила она о том, чтобы перед кончиной повидалась Она с апостолами, которые в то время проповедовали Евангелие во всех концах света.

Возвратясь домой, она рассказала Иоанну Богослову о завершении земного пути и сделала необходимые распоряжения. Похоронить себя Дева Мария завещала между Иерусалимом и Елеонской горой в Иосафатовой долине, где покоились супруг её, Иосиф Обручник и родители – благочестивые Иоаким и Анна.

Когда Богородица беседовала с Иоанном Богословом и Иаковом, сыном Иосифа Обручника, вдруг послышался шум бури и все увидели, как светлые облака окружили дом. Эти облака принесли апостолов из разных концов света, чтобы они смогли проститься с Девой Марией и получить от неё благословение.
Явление апостолов на облаках в большинстве случаев помещают в композицию Успения.

Читать еще:  Александр Архангельский о справедливости и законе

Успение Пресвятой Богородицы. Последние минуты

На третий день после получения известия об успении, в третий час пополудни в доме горело множество свечей. Богородица возлежала на ложе и молилась о кончине своей. Внезапно дом осветился светом Божественной славы и явился Царь славы, Христос, в сопровождении небесных сил. Дева Мария приподнялась с одра, увидев Сына и Бога Своего и услышала: “Прииде, ближняя Моя, прииде, возлюбленная, и вниди в обитель вечной жизни”. Пречистая Богородица повторила молитву: “Приими дух Мой с миром и огради Меня от области тёмной”. Она возлегла на одр и предала душу Свою в руки Сына Своего.
Изображение Иисуса Христа и души Богоматери в виде младенца всегда присутствует в иконографической традиции Успения.

Торжественно на глазах апостолов несена была душа Приснодевы в небесные обители руками Господа в сопровождении небесных сил.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска свода трапезной Успенской церкви Новодевичьего монастыря.

Успение Пресвятой Богородицы. Проводы

Весть об успении Пресвятой Богородицы быстро разнеслась по Иерусалиму. Начальники иудейские хотели помешать столь многолюдной и торжественной процессии, но сила Божия воспрепятствовала злодеянию. Гонители были ослеплены. Но один из преследователей гроба Богородицы, иудейский священник Афоний особенно неистовствовал. Он потянулся к гробу и хотел сбросить тело Пречистой наземь.
На иконе “Успение Пресвятой Богородицы” второй половины XV века из собрания Успенского собора Московского Кремля в центре нижнего регистра композиции видим фигуру в красном плаще – это Афоний.

Успение Пресвятой Богородицы.
Икона Успенского собора Московского Кремля.
Москва, около 1479. Фото с сайта
https://assumption-cathedral.kreml.ru/icons/view/mestnyy-ryad-glavnogo-ikonostasa-uspenskogo-sobora/

Но едва руки святотатца коснулись одра, как ангел Господень отсёк их. Конечности повисли на ложе, а Афоний упал на землю. Наказание вразумило Афония, он взмолился и воззвал к святым апостолам о помиловании. Апостол Пётр остановил процессию и сказал, что сами помиловать его не могут. Но может Иисус Христос, если уверовать в него. Афоний искренне уверовал в Христа и просил Господа об исцелении. Апостол Пётр велел приложить остатки рук к обрубкам, висевшим на одре. Афоний подчинился и руки здесь срослись, оставив лишь небольшой след в память о кощунстве.

Желающих проститься с Богоматерью было великое множество.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска на северной стене Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Только к вечеру смогли апостолы смогли положить гроб в пещеру и привалить вход камнем.

Успение Пресвятой Богородицы. Новгородская икона XII века из собрания Государственной Третьяковской галереи

Эту икону в собрании ГТГ называют “Облачное Успение”. Краски на иконе чистые, почти спектральные. Композиция призвана показать, что путь непорочной души Божией Матери на небо – это идеальный прообраз пути души любого человека, который, минуя мытарства, возносится к Божьему престолу.
На иконе видно, что глаза Богородицы открыты. Таким образом подчёркнуто, что Дева Мария находится отнюдь не на смертном одре. Её ожидает чудесное Успение.

Богоматерь – царица небесная. Об этом говорят Её красные туфли. Они изображены дважды – на ногах Богородицы и на коврике рядом с её ложем. Напомним, что красная обувь – атрибут византийских императоров.

Обратим внимание на очень важный композиционный приём. Между верхней и нижней группами апостолов и святителей есть расстояние, которое образует рукава креста. Крест НЕ изображён, а показан композиционно золотым фоном и явно прочитывается в иконе. Это делает энергию вознесения души Божией Матери ещё более уверенной.

Успение Пресвятой Богородицы. Московская икона Феофана Грека XV века из собрания Государственной Третьяковской галереи

Икона из собрания ГТГ приписывается блестящему иконописцу второй половины XV столетия Феофану Греку. Хотя сомнения на предмет авторства остаются. Праздник “Успение Пресвятой Богородицы” изображён на обратной стороне иконы Богоматерь Донская.

Композиция этой иконы гораздо более лаконична, чем показано в образе “Облачного Успения”. Она даже более кратка, чем принято в иконографической традиции. Здесь нет фигур апостолов, прилетевших на облаках. Лики персонажей скорее можно назвать лицами, искажёнными горем.
Один из важнейших композиционных моментов в иконе – вертикальная ось. Она подчёрнута длинной горящей свечой. Ось Вознесения подчёркивает фигура Христа, одетая в золотые сияющие одежды, которые доминируют и создают могучую вертикаль, подобную столпу света.

Воскресение Богородицы

Завершим историю успения Пресвятой Богородицы. Что же случилось после погребения Её?
Открыть воскресение Пресвятой Богородицы было даровано апостолу Фоме. По промыслу Божиему он не был в числе апостолов, принесённых на облаках, а прибыл в Гефсиманию только на третий день после погребения Её тела. Апостол Фома скорбел о том, что не попрощался с Пречистой Девой. Тогда святые апостолы решили отвалить камень от пещеры, чтобы Фома облобызал тело Богоматери и утешился тем. Но войдя в пещеру увидели они только благоухающие погребальные пелены, лежащие во гробе.
За вечерней трапезой явилась апостолам Пресвятая Богородица в воздушном пространстве, окружённая небесными силами. Она молвила им: “Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни”. Таким образом уверились святые апостолы и передали всей церкви свою несомненную веру, что Матерь Божия Сыном Своим и Богом воскрешена на третий день по успению и взята с телом на небо.

Источники:
“Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон”. Составитель – София Снессорева, 2013.
Впервые книга была опубликована в 1911-м году.

Лекция Е.Г.Серебряковой о собрании икон в коллекции ГТГ.

О чем молятся перед иконой Успения Пресвятой Богородицы

Согласно православной традиции, Пречистая Дева сумела достигнуть на земле высшего предела святости. В апокрифических свидетельствах осталось немало упоминаний о чудесах связанных с ней, но, главное, об огромной вере, которой она обладала. Теперь Царица Небесная молится о каждом на Небесах и помогает людям на земле, ходатайствуя за каждого от грешника до подвижника.

Именно поэтому следует молиться перед иконой Успение Пресвятой Богородицы по разным поводам, верующий сразу поймет в чем помогает такая молитва, а остальные смогут в свою очередь укрепиться в вере и получить духовную помощь.

Иконография

На иконах торжественное событие окончания земной жизни Пресвятой Девы и переход в жизнь вечную изображается однотипно. На первом плане – одр с умирающей Богородицей. Она лежит с закрытыми глазами, сложив на груди руки.

Слева и справа стоят одиннадцать апостолов. Иоанн Зеведеев, часто коленопреклоненный, находится ближе всех. В центре, в белом одеянии, с младенцем в белых пеленках стоит Иисус Христос. Ребенок олицетворяет душу Богородицы, которую Христос принял от Матери.

Успение Богородицы — Пречистая Дева соединяется со своим сыном Иисусом Христом

28 августа отмечается один из величайших христианских праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Это праздник радости соединения Богоматери со своим сыном Иисусом Христом. В этот день родители просят у Богородицы о здоровье и благополучии своих детей. А все христиане просят у Богородицы заступничества от бед и напастей.

Праздник Успения Богородицы отмечают православные христиане. В этот день Церковь воспоминает кончину Божией Матери. Это день окончания жизненного пути Богородицы и радости соединения ее со своим сыном Иисусом Христом.

Успение Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам — то есть 20 самым главным церковным праздникам в году. Он посвящен кончине (успению) Божьей Матери. Согласно Святому Писанию, в этот день апостолы собрались вместе, чтобы почтить память и устроить погребение Марии Богородицы.

По преданию, Мария точно знала, когда умрет — за три дня до смерти ей явился архангел Гавриил и сообщил, что вскоре она «отойдет ко Христу Богу». Богородица решила подготовиться к этому. Так, по ее молитве ангелы сообщили об этом апостолам, которые проповедовали в разных землях, чтобы они пришли проститься с ней. После того, как Мария отдала все необходимые распоряжения и попрощалась с учениками Христа, в комнате засиял яркий свет, который был сильнее светильников. Присутствующие увидели, как открылась крыша, а на небесах появился Иисус Христос в окружении ангелов и архангелов, святых праотцов и пророков. После этого видения Мария скончалась.

Читать еще:  У моего сына аутизм. От меня никто не отвернулся

Праздник продлится вплоть до вечера 5 сентября — в храмах будут поминать Успение Божией Матери и читать молитвы в честь этого события.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа повествует Священное Предание. Пречистая Дева пребывала в то время в Иерусалиме, позже переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес, где посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как свой удел. В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Воссиял свет, затмивший светильники, кровля горницы открылась, и сошел Иисус Христос со множеством ангелов.

Одна из самых известных молитв у христиан — это «Песнь Пресвятой Богородице» — знаменитая Ave, Maria (на латыни).

Сегодня нужно просить у Богородицы заступничества и обращать к ней молитвы о благополучии и здоровье детей.

Молитва — прошение к Богородице о детях

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их во страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Молитва — прошение к Богородице о заступничестве

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший; вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, всеблагая и милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую, окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Что можно и что нельзя делать на Успение Богородицы

В этот праздник верующие должны сходить в церковь и помолиться, поставить свечу за родных и близких. Раздать милостыню и угощения нищим и малоимущим. В этот праздник нужно проявлять щедрость, и тогда в течение года вы не будете знать нужды.

На Успение принято молиться за детей, так как Богородица очень чутко прислушивается к таким молитвам в этот день. Также просят о том, чтобы девушки поскорее вышли замуж.

Считается хорошей приметой свататься на Успение — тогда брак будет крепким и счастливым.

В народе в день Успения было принято делать заготовки на зиму — консервацию, разносолы. Пора богатого урожая заканчивается, и нужно успеть подготовить припасы.

На Успение нельзя ссориться, ругаться, сквернословить — иначе в доме весь год будут ссоры и склоки.

Также считается плохой приметой резать что-то ножом — поэтому хозяйки старались наготовить угощение на Успение накануне, а такие продукты, как хлеб, в этот день лучше ломать руками.

В народе считалось, что сегодня нельзя ходить босыми ногами по росе — могут «прилипнуть» болезни. Также не рекомендуется устраивать шумные бурные гуляния.

Рафаэль. Успение Богородицы

В честь Успения Пресвятой Богородицы на Руси издревле возводили храмы. Один из них — в Ярославле — недавно отмечал свое 800-летие.

В Ярославле отмечался 800-летний юбилей Успенского кафедрального собора.

Заложенный в 1215 году князем Константином, храм строили четыре года. Собор был единственным каменным храмом в Ярославле. По существовавшей традиции главный храм города называли в честь праздника Успения Пресвятой Богоматери, вот и ярославский собор получил название Успенский.

Судьба его выдалась очень сложной. В своем первоначальном виде храм простоял до пожара в 1501 году. Поврежденное огнем здание восстановили спустя 15 лет.

Успенский собор в Ярославле

До XX века храм еще два раза страдал от пожаров и перестраивался в 1658 и 1670 годах.

Во время антибольшевистского восстания в 1918 году храм очень сильно пострадал, его удалось восстановить, но ненадолго. В 1922 году его закрыли для богослужений, с колокольни сбросили колокола, а саму ее разобрали. А 26 августа 1937 года взорвали сам собор, решив устроить на его месте парк.

Восстановить историческую справедливость решили в 2004 году. И 26 сентября на том же самом месте заложили новый храм.

Свои двери для прихожан он вновь распахнул 12 сентября 2010 года. Во время празднования 1000-летия Ярославля его освятил патриарх Кирилл.

История Церкви

Археологические свидетельства указывают на то, что строительство первой маленькой церкви на месте успения началось по приказу византийского императора Феодосия I (4 век н. э.). Перестроенная иерусалимским патриархом Ювеналием, она стала достаточно крупной базиликой во времена императора Маркиана (5 век н. э.).

Церковь с начала 7 до 11 века

Еще одну реконструкцию церковь пережила в начале 7 века н.э., но отстраивали ее уже мусульмане. По свидетельству Пилигрима Аркульфа в 7 веке н. э. церковь Богоматери была двухэтажной, а тело Девы Марии находилось в каменной гробнице. Этот же летописец утверждает, что никому не известно, при каких обстоятельствах опустела эта гробница, и где Деве Марии предстоит воскресение.

Святыня абсолютно не пострадала при завоевавшем Иерусалим халифе Омаре, благородство и мудрость которого описаны египетским писателем Шамс эд-Дином ас-Суюти, утверждавшим, что властитель даже молился около церкви Богородицы, а когда ему посоветовали плюнуть на святое место, его ответ был краток: «Как можно? Ведь здесь упоминают имя Бога».

Церковь в 11 веке

Разрушения 11 века, нанесенные церкви аль-Хакимом, не коснулись самой гробницы и нижней церкви, а впоследствии были отменно отреставрированы силами крестоносцев. Монахи бенедиктинского монастыря, который вырос неподалеку от базилики, занялись реконструкцией и устройством церкви.

Благодаря их стараниям гробница приобрела удобный доступ, поскольку к главной лестнице они пристроили добавочные ступени. Верхнюю часть храма украшала отстроенная базилика, на которой возвышались две башни.

Монастырь был обнесен высокой стеной, на которой также возвышались башни, а Церковь Успения Божьей Матери стала местом захоронения многих знаменитостей королевского происхождения.

По свидетельству игумена Даниила, который посетил храм, гроб Святой Богородицы находился в маленькой пещерке, высеченной в скале, а чтобы пройти через низкую дверь, нужно было наклониться очень низко.

В летописях греческого паломника Иоанна Фока (12 век) святое место предстает сводчатым, просторным, цилиндрическим храмом, в центральной части которого установлен каменный гроб, а к востоку от него белое мраморное ложе, куда и положили Пресвятую Богородицу святые апостолы.

Церковь с 12 века до нынешних дней

В конце 12 века святыня была разрушена Салах ад-Дином. Однако, поскольку мусульмане уважали Мать Пророка Исы, крипту они не тронули и сирийскими христианами там проводились церковные обряды вплоть до 14 века, когда в святыню вступили латиняне, греки, грузины, эфиопы, якобиты и марониты, которые принесли сюда собственные алтари.

В конце 14 века святыня была частично приобретена францисканцами, которые оставили ее в середине 18 века. На сегодняшний день богослужения здесь проводятся греками, армянами, сирийцами и коптами.

Храмы и монастыри Иерусалима предложат вам скромные и простые комнаты, причем чистота и аккуратность гарантирована.

Церковь Успения Богородицы известна своей гробницей, в которой по поверью было тело Девы Марии.

Экскурсии из Нетании на Мертвое море обойдется каждому туристу в 160 долларов, без учета посещения заповедника Кумран.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector