4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СЫСОЕВ ДАНИИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

СЫСОЕВ ДАНИИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

Свящ. Даниил Сысоев

Сысоев Даниил Алексеевич (1974 — 2009), священник, миссионер, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской.

Родился 12 января 1974 года в городе Москве, в семье учителей — художников: Алексея Николаевича Сысоева [1] и Анны Мидхатовны Амировой.

31 октября 1977 года принял святое Крещение в храме Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах священником Евгением. Начиная с 1977 года семья Сысоевых стала постоянными прихожанами храма святителя Николая Чудотворца, что в Кузнецкой слободе. Затем Сысоевы посещали также малый Собор Донского монастыря, храм Ризоположения на Шаболовке.

Когда отец работал алтарником в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево Московской области, Даниил помогал ему в алтаре и пел на клиросе. Летом 1988 года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной Пустыни. Когда началось возрождение храма Всех Святых бывшего Новоалексеевского монастыря, там Даниил также пел на клиросе, и настоятель отец Артемий Владимиров рекомендовал его к поступлению в Московскую духовную семинарию.

В 1991 году, после окончания средней школы, Даниил поступил в Московскую духовную семинарию. Учась в семинарии он нёс послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы.

19 декабря 1994 года посвящен во чтеца епископом Магаданским и Чукотским Ростиславом.

22 января 1995 года обвенчался с Юлией Михайловной Брыкиной. Таинство Венчания было совершено в гимназическом храме апостола Иоанна Богослова священником Дионисием Поздняевым. В этом же году у них родилась дочь Иустина.

13 мая 1995 года рукоположен в сан диакона епископом Верейским Евгением.

14 июня 1995 года закончил Московскую духовную семинарию по первому разряду и поступил на Заочный сектор Московской духовной академии.

С сентября 1995 года преподавал Закон Божий в старших классах православной классической гимназии “Ясенево”.

Начиная с августа 1996 года, по благословению Святейшего Патриарха, вел миссионерские библейские беседы с людьми пострадавшими от деятельности сект и оккультистов на Крутицком Патриаршем Подворье. После создания Душепопечительского центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского под руководством иеромонаха Анатолия (Берестова), стал его сотрудником.

С 1998 по 2007 год состоял в редакционном совете православного журнала «Благодатный Огонь», в котором опубликовал большое количество статей [2].

В 2000 году окончил Московскую духовную академию, защитил кандидатскую диссертацию “Антропология Адвентистов седьмого дня и Общества Сторожевой Башни и ее анализ”.

В том же году родилась вторая дочь — Дорофея.

Являлся секретарём Миссионерско-просветительского центра “Шестодневъ”, сотрудником центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Отец Даниил основал в Москве школу уличных проповедников, а также помогал в организации таких же школ в Саратове, Ульяновске и Мурманске.

За активную миссионерскую деятельность и полемику с мусульманами, часто подвергался критике со стороны мусульман и получал угрозы.

Вечером 19 ноября 2009 года был смертельно ранен в храме апостола Фомы, двумя выстрелами из пистолета в грудь и голову. Также выстрелом в грудь был ранен помощник настоятеля 41-летний регент Владимир Стрельбицкий. Убийце, бывшему в медицинской маске, удалось скрыться. О. Даниил скончался незадолго до полуночи [4].

Отпевание состоялось 23 ноября того же года в московском храме святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе, утром в храме состоялась Литургия, после которой викарий патриарха Московского и всея Руси архиепископ Истринский Арсений возглавил чин отпевания почившего. В заупокойном богослужении приняли участие благочинные города Москвы, сонм московского духовенства. По окончании отпевания в храм прибыл святейший патриарх Московский и всея Руси Кириллл который с амвона обратился к собравшимся с первосвятительским словом, после чего совершил заупокойную литию у гроба почившего. Погребён на территории храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни на территории Кунцевского кладбища города Москвы.

9 октября 2009 года о. Даниил писал об угрозах в своем интернет-дневнике:

Оружие веры — Интернет

Его родители пришли к Богу, когда сыну исполнилось 3 года. Именно в этом возрасте мальчик был крещён, а семья стала регулярно бывать в церкви (отец убитого священника, Алексей Николаевич, сегодня настоятель храма апостола Иоанна Богослова при Православной классической гимназии «Ясенево»). В 7 лет, придя в школу, Даниил уже был верующим. И не боялся об этом заявить. Учителя заставляли его отречься, выставляли перед всем классом и поднимали на смех, а он только крепче утверждался в вере.

35-летний отец Даниил Сысоев в Русской православной церкви занимал особое место: он ревностно обращал в христианство всех, в том числе и представителей других религий. Причём делал это гласно, делясь своим опытом в Интернете. Полтора года назад он открыл при своём храме курсы православного миссионера, чуть позже организовал их и в нескольких городах России. По признанию представителей РПЦ, на миссионерском поприще он был одним из самых активных и эффективных священников. Сысоев — автор множества популярных богословских трудов и проповедей. С настороженным уважением к нему относились мусульмане. Его ненавидели сектанты и те «религиозные» сообщества, которые, предусмотрительно зарегистрировавшись в органах власти, вытягивают из людей их имущество, разлучают детей с родителями, а жён с мужьями. Иерей Даниил бился за каждую душу… И при этом не боялся ничего.

Собрано! Поможем в оплате коммунальных счетов храму в Аргентине!

По сообщению настоятеля храма святых Царственных Страстотерпцев в Мар Дель Плата, отца Герасима, со времени начала карантина, связанного с пандемией, богослужения в храме не прекращались, но количество прихожан и пожервований максимально сократилось. В результате, храм не может справиться с оплатой выставленных счетов за коммунальные услуги: за свет, газ, водопровод, интернет, городской телефон, которые всегда оплачивались именно на пожертвования прихожан.

Настоятель храма отец Герасим обращается ко всем, имеющим возможность и желание, оказать любую посильную помощь этому аргентинскому храму в это тяжёлое время. И ещё раз подчеркивает, что средства собираются именно на оплату коммунальных счетов храма, что в дальнейшем будет подтвердено бланками об оплате.

Сбор завершен!

Данные приведены по состоянию на 28.09.2020.

Требуется собрать всего 10000 р.

Пожертвовать можно через БФ «Христианская книга» (реквизиты по ссылке, не забывайте указывать назначение пожертвований «на Аргентину»)

Книги В защиту учения о Божественном сотворении мира

  • Летопись начала. — Изд-во Сретенского монастыря, 1999. 2-е изд.: Изд-во «Аксиос», 2003
  • «Кто, как Бог?» или сколько длился день творения. — Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2003.

Об основах Православного христианства

  • Почему ты еще не крещен? — Даниловский благовестник, 2004. — 2-е изд: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2008. ISBN 978-5-98988-014-0.
  • Зачем ходить в храм каждое воскресенье? — М.: Храм пророка Даниила на Кантемировской, 2007, 2008.
  • Замуж за неверующего? — М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2007.
  • Беседы на книгу «Песнь Песней». — М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2008.
  • Как часто надо причащаться? — М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2009.
  • Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы все-таки умерли… — М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2009.
  • Толкование на Апокалипсис. — М.: Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева, 2011.
  • Спасутся ли некрещеные (Могут ли спастись некрещеные?). — Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2010.

Книги, посвящённые полемике с иноверцами

  • Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы. — М.: Русскій Хронографъ, Миссионерско-просветительский центр «Шестодневъ», 2002.
  • Прогулка протестанта по православному храму. — М.: Изд-во Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2003. — 10 000 экз.
  • Брак с мусульманином. — М.: Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской, 2006. — 3 000 экз.
  • Ислам. Православный взгляд. — СПб.: Автономная некоммерческая организация «Духовное наследие», 2011.
  • Брак с мусульманином. — М.: Автономная некоммерческая организация «Духовное наследие», 2012. — 240 с. — (Церковь. Каноны. Общество). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-7868-0033-4 (обл.)
  • Daniels Sisojevs, priesteris. Instrukcija nemirstīgajiem jeb ko darīt, ja Jūs tomēr esat miris… («Инструкция для бессмертных») Riga. — 2010. — 102.
  • «Шестоднев против эволюции». В защиту святоотеческого учения о творении (Сборник статей). Под редакцией диакона Даниила Сысоева. — Изд-во «Паломникъ», 2000. ISBN 5-87468-045-4.
  • Божественное откровение и современная наука. Альманах: Выпуск 1. Под ред. священника Даниила Сысоева, кандидата богословия. — Изд-во «Паломникъ», 2001. ISBN 5-87468-126-4.
  • Божественное откровение и современная наука. Альманах: Выпуск 2. Под ред. священника Даниила Сысоева, кандидата богословия. — Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2005. ISBN 5-98988-001-4.
  • «Православный ответ исламу» (на примере одного отступничества). Редактор и составитель сборника: Ю. В. Максимов. — Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, Православное миссионерское братство святого Амира Иерусалимского, 2007. ISBN 978-5-98988-004-1.
  • Диакон Даниил Сысоев. Парижское богословие и неообновленчество. Журнал «Благодатный Огонь».
  • Диакон Даниил Сысоев. Богословские соблазны монархического движения. Журнал «Благодатный Огонь».
  • Свящ. Даниил Сысоев. Ex oriente lux, или Наш ответ Ватикану. Журнал «Благодатный Огонь».
  • Свящ. Даниил Сысоев. Теологумены в современном богословии. Журнал «Благодатный Огонь».
  • Свящ. Даниил Сысоев. Доктор Иосиф Овербек и западное Православие. Журнал «Благодатный Огонь».
  • Свящ. Даниил Сысоев. Понятие «традиционные религии» как главное препятствие делу православной миссии.Журнал «Благодатный Огонь».
  • Свящ. Даниил Сысоев. Новая исповедь: декларация царебожия вместо раскаяния. Журнал «Благодатный Огонь».
  • Свящ. Даниил Сысоев. Об ошибках нашей миссии среди мусульман. Журнал «Благодатный Огонь».
  • Свящ. Даниил Сысоев. Евхаристия: человечество Христово или обоженная пища. Журнал «Благодатный Огонь».
  • Свящ. Даниил Сысоев. Чудо и честность. Журнал «Благодатный Огонь». № 18/2008.
  • Иерей Даниил Сысоев. Современные течения ислама — православная оценка. Журнал: «Имперское возрождение». Выпуск 1/2006.
  • Иерей Даниил Сысоев. Брак с мусульманином. Журнал: «Имперское возрождение». Выпуск 3/2006.
  • Может ли коран претендовать на то, что он — это слово Бога?
  • Проповедь среди мусульман: проблемы и перспективы
  • Мешает ли национальность отречению от исламских заблуждений?
  • Можно ли признавать крещение радикальных протестантов?

Зрелый возраст

Будучи уже в зрелом возрасте, отец Даниил не оставлял своих стремлений и целей, поставленных в молодости. Помимо служения в церкви в его жизни появилось преподавание студентам, а миссионерская деятельность развивалась все активнее. Кто знает, каких высот бы добился он на своем поприще, если бы жизнь священнослужителя не оборвалась так рано из-за совершенного убийства.

Преподавание

Окончив духовную семинарию, Сысоев был приглашен для преподавания.

Он вел свою просветительскую деятельность в различных учебных заведениях:

  • с сентября 1995 года начал преподавать закон Божий в старших классах Православной классической гимназии «Ясенево»;
  • с 2000 по 2004 был преподавателем литургики на вечерних Богословских курсах при храме апостолов Петра и Павла в Ясеневе;
  • с 2004 по 2009 вел лекции литургики и миссиологии в Перервинской православной духовной семинарии.

Миссионерская деятельность

Под данной деятельностью он понимал прежде всего проповеди о Христе, о его жизни и сподвижниках. Литургия — значит, темой его становилось слово по прозвучавшему на ней Евангельскому чтению, всенощное бдение — значит, рассказывал об отмечаемом церковью празднике. А с 1997 года регулярно стал проводить Библейские беседы (храм пророка Даниила на Кантемировской до сих пор проводит их каждый четверг с 19:00 до 20:00). Они устраивались по четвергам сначала на Крутицком подворье, а затем в храме апостола Фомы, который находился на Кантемировской.

Также им были организованы миссионерские поездки:

  • 2007 год — поездка по кряшенским селениям в Татарстане;
  • поездки в Македонию в 2007 и 2008 годах;
  • поездка группы в Киргизию в 2008 году, часть группы также совершила путешествие в мусульманский регион у города Ош;
  • поездка в город Заинск в 2009 году.

Он был одним из активных участников открытых диспутов с мусульманами «Библия или Коран являются откровением Бога?» и «Представление о Боге» , а также со старообрядцами — «Обряд и вера», «Символ веры» «Старые и новые обряды».

Убийство и отпевание

19 ноября 2009 года неизвестный в медицинской маске ворвался в храм апостола Фомы и несколько раз выстрелил в отца Даниила, в результате чего тот скончался от полученных ранений на операционном столе. Также был ранен регент хора.

Основной версией остается религиозная, постольку поскольку Сысоев множество раз высказывался об исламе, критикуя его учения. Вдохновленные его проповедью о Христе, немало мусульман приняли христианство, за что ему могли отомстить. Он и сам множество раз заявлял об угрозах, поступивших к нему после его неоднократных выступлений, в которых ему обещали, что будут его убивать.

23 ноября в храме Петра и Павла в Ясеневе, где в последнее время перед смертью служил священник, было проведено его отпевание. Заупокойную литию у гроба покойного совершал патриарх Кирилл, а проститься с почитаемым отцом Даниилом пришло больше двухсот священнослужителей и более тысячи простых мирян.

16 марта 2010 года следственные органы заявили, что тот, кто убил священника, был застрелен при сопротивлении во время своего задержания в Махачкале. Им оказался некто по имени Бескултан Карыбеков, он гражданин Киргизии, и, как считает следствие, был причастен к одной из экстремистских группировок. Однако существует мнение, что был истреблен ненастоящий убийца Сысоева.

14 октября 2010 года в его память вдовою Юлией Сысоевой был учрежден Б лаготворительный фонд и Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева.

—> —>Архив записей —>

Настоятель храма святого Фомы в Южном административном округе Москвы и его помощник получили огнестрельные ранения в четверг вечером. Как сообщили «Интерфаксу» источники в правоохранительных органах, неизвестные стреляли в настоятеля храма и его помощника в районе 23:10 — 23:20 на улице Москворечье в Нагатинском районе столицы, в церковном дворе. «От полученных огнестрельных ранений батюшка скончался на месте, его помощник был тяжело ранен», — сказал собеседник агентства. По его словам, прихожане на своих машинах доставили тело священника и раненого помощника в одну из ближайших больниц. «На месте происшествия работает следственная группа. В розыск объявлен молодой человек среднего роста, худощавого телосложения. Одет в черную куртку и синие джинсы», — добавил источник. На место происшествия выехал руководитель следственного управления СКП РФ столицы Анатолий Багмет. Вместе с тем А.Багмет не подтвердил сообщение о смерти священника. Он сообщил «Интерфаксу», что, по предварительном данным, священнослужители госпитализированы с огнестрельными ранениями. Ведется расследование.

pr_daniil:
А у меня опять новость. Сегодня, вы будете смеяться, но мусульмане опять пообещали меня убить. Теперь уже по телефону. Ну надоело. Уже 14-тый раз. Я уже привык, а то раньше это напрягало. А так Бог не выдаст, ислам не съест.
А так всех прошу помолиться.

presvitergrig:
Не бойся батюшка! Русский священник ничего не боится! )))

pr_daniil:
Благодарю за поддержку. Сейчас уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. — Это же здорово!

В последнее время против о. Даниила Сысоева были выступления в мусульманской прессе.
Например здесь.
http://www.islam.ru/pressclub/islamofob ia/siprob/

Пожертвование семье Желающие
помочь семье нашего батюшки Даниила, матушке Юлии и трем дочерям,
Иустине, Дорофее и Ангелине, могут сделать это банковским переводом:
Получатель: Сысоева Юлия Михайловна
Счет получателя: 4230 6810 2382 5490 8930

Банк получателя: ОАО Сбербанк России Люблинское отделение 7797/01315
к/с 30101810400000000225
Бик: 004525225
Либо на кошелек Яндекс-деньги:
41001490442413 или е-мэйл: y.sysoeva (собачка) yandex.ru
Упокой, Господи, душу убиенного раба Твоего Даниила, прости ему всякое согрешение вольное и невольное и даруй Царствие Небесное.

Спасибо, дорогие за поддержку и молитвы.
Эта боль, которую не выразить словами. Это та боль, которую испытывали, стоящие у креста Спасителя. Эта та радость, которую не выразить словами, это радость, котрую испытывали, пришедшие к пустому Гробу.
Где твое жало — смерть?
Отец Даниил предвидел свою кончину еще за несколько лет до случившегося.
Он всегда хотел удостоится мученического венца и Господь дал ему этот венец. Те, кто стрелял в него хотели очередной раз сделать плевок в лицо Церкви, как когда-то плевали в лицо Христа, но этим они не достигли желаемого, так как Церкви плюнуть в лицо невозможно. Отец Даниил взошел на свою Голгофу прямо в храме, который строил, которому отдавал все свое время и все свои силы. Его убили как древнего пророка между алтарем и жертвенником и он по-праву удостоился мученического звания.
Он умер за Христа, которому служил всеми своими силами.

Очень часто он говорил мне, что боится не успеть, очень много не успеть. Он торопился. По человечески у него были перегибы и перекосы, он оступался и ошибался, но он не ошибался в главном, его жизнь была полность посвящена ЕМУ.
Я не понимала, почему он торопится. Последние три года он занимался служением без выходных и отпусков. Я роптала, мне хотелось, хоть иногда простого счастья, что бы муж и отец был со мной и детьми. Но ему был уготован другой путь.
Он говорил, что его убьют. Я его спрашивала, а на кого же он оставит нас. Меня и троих детей. Он отвечал, что отдаст нас в надежные руки. «Я отдам вас Божией Матери, она будет заботится о вас».
Эти слова были забыты, до времени. Он завещал в каком облачении его хоронить. Я тогда шутила, что не надо об этом говорить, еще не известно, кто кого хоронить будет. Он сказал, что я его буду хоронить. Как-то раз у нас зашел разговор об отпеваниях, не помню этот разговор, но я тогда сказала, что вот на священническом отпевании ни разу не была. А он ответил, что ничего, на моем побываешь.
Теперь многие слова вспомнились и обрели свой смысл. Теперь мои недоумения разрешились, непонимания обрели смысл.
Мы не попрощались в этой жизни, ни попросили друг у друга прощения, ни обняли друг друга. Это был обычный день, он ушел утром на литургию и больше я его не видела.
Почему я не поехала в тот день в храм, встретить его? Ведь были такие мысли, но я решила, что надо готовить ужин и укладывать детей спать. Из-за детей я не поехала туда — Рука не пустила меня. А накануне я ездила в храм и встречала его. Я чувствовала, как тучи сгущаются над нами. И последние дни я пыталась быть чаще с ним. Последнюю неделю я думала только о смерти и о жизни за пределом смерти. У меня в уме не укладывалось ни то, ни другое. В тот день в моей голове крутились слова- смерть дышит в затылок. Мне было так тяжело в эту последнюю неделю, словно тонны груза свалились на меня.
Я не надломлена. Он поддерживает меня, я чувствую, что он рядом. В это время мы сказали друг другу столько ласковых слов, сколько не говорили за всю свою жизнь. Только сейчас я поняла, как сильно мы любили друг друга.

Сорок дней отца Даниила приходится на его именины и престольный праздник будущего храма — 30 декабря пр. Даниила. По пророчеству старца — храм будет построен, но отец Даниил не будет в нем служить — второе уже исполнилось.

НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ

В дни празднования Воздвижения Креста Господня хотелось бы напомнить и о необычной российской традиции, которой нет в других странах – ношения священниками наперсного креста. Об этой истории спрашивают не только прихожане, но и некоторые священнослужители.

Существует предание, что однажды Император Павел I посетил монастырь.

Встретив монаха, он захотел взять у него благословение. Но тот учтиво ответил, что не является священником. И у него нет права благословения.

Император подошел к другому встреченному монаху, но тот оказался иеродьяконом и тоже не смог благословить. Удивленный Император задал вопрос: как же отличить священника? И тогда ему пришла мысль введения ношения священниками наперсного креста.

Так ли это было, трудно проверить. Но то, что именно в правление Павла I был введен этот обычай, существует письменное доказательство. Указ императора Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 года гласил:

– А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее.

Во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи. И, наконец, третье, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты. С тем, однако ж, что сии отличные почести не инако как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут.

Император указал, чтобы Синод выбрал форму надписи на кресте. Был утвержден текст: Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. На оборотной стороне креста помещался вензель Императора Павла I и дата. Установлено 1797, декабря 18.

На лицевой стороне помещалось изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке. И изготавливался из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года.

Вскоре после учреждения он приобрел название: Наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый. Хотя в действительности до 1881 года эта награда утверждалась Императором. Но только с 1881 года Святейшим Синодом.

«Павловские кресты», передаваемые духовенством из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Многие батюшки носят их с особым чувством – как знак преемственности, духовной связи с предшественниками.

С начала XIX века стали регулярно жаловаться наперсные кресты из Кабинета Его Императорского Величества на цепочке или на Георгиевской ленте. В том числе, с драгоценными украшениями.

На протяжении XIX – начала XX веков существовала практика подношения священнослужителям наперсных крестов от офицеров полка, разных обществ, прихожан и др.

До 1881 года для ношения таких крестов требовалось утверждение Священного Синода.

Наличие поднесенного креста до 1881 года считалось наградой и записывалось в послужные списки духовенства. С февраля 1881 года право на разрешение ношения поднесенных крестов перешло на низшие инстанции: к епархиальным архиереям и Главным священникам армии и флота, гвардии. И перестало вноситься в послужные списки.

Во второй половине XIX века некоторые священнослужители и игуменьи становятся счастливыми обладателями нескольких наперсных крестов и начинают носить их одновременно.

В связи с этим Святейший Синод в 1881 году издал постановление, согласно которому разрешалось одновременное ношение двух крестов. При этом отмечалось, чтобы имеющие два или более поднесенных крестов не возлагали на себя в одно время более одного из них.

В 1886 году по инициативе Императора Александра III священнослужителям было запрещено одновременное ношение двух наперсных крестов. Духовенству было предоставлено право возлагать на себя любой из имеющихся крестов: поднесенный от прихожан, Синодальный или из Кабинета Его Императорского Величества.

Как исключение, допускалась, возможность ношения двух крестов одновременно. Если один из крестов был на Георгиевской ленте или это был крест на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 годов.

В 1896 году Императором Николаем II был учрежден новый тип наперсного креста. Император – Всемилостивейше соизволил на присвоение в ознаменование всерадостного торжества Коронации и Священного Миропомазания Их Императорских Величеств, всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать на себя крест установленного образца, приобретаемый за свой счет.

Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне цитата из 1-го послания св. апостола Павла к Тимофею:

– Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, а также вензель Императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.

Обязательного ношения Коронационного креста не предусматривалось.

Однако мало кто из духовенства не захотел себя украсить святыней. И крест данной формы постепенно стал обязательным элементом облачения священнослужителей при совершении богослужений. Носили его и в обиходе. Таким он является и в наши дни.

Можно отметить, что крест был установлен Императором Николаем II, принявшим позднее мученическую кончину и канонизированным Русской Православной Церковью.

Примечательно, что на кресте, возлагаемом на священника при хиротонии, начинающему службу дается напутствие: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Такой образ хранят верные Христу священнослужители.

Интересно, что в греческой православной церкви наперсный крест до сих пор не является привилегией иереев, а сохраняет статус довольно редкой награды.

Наперсные кресты для духовенства

Не секрет, что священнослужители в Российской империи имели свои награды, приуроченные к некоторым событиям. Духовенству ордена не жаловались, священнослужители к ним сопричислялись. Ордена были организациями, корпорациями, и вручения не были простым вручением орденского знака. Поэтому и было необходимо сопричисление.

Медали давались без проблем. В основном это были медали из тёмной бронзы, для лиц, не участвовавших в непосредственных военных столкновениях на передовой, но бывших в военном походе. Но было и три специальных наперсных наградных креста для духовенства. Но вначале надо немного углубиться в историю.

КРЕСТ НАПЕРСНЫЙ — носимый на персях (на груди), под одеждой или поверх её, на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи. Виды его:

1) К., даваемый каждому православному христианину при крещении; носится обыкновенно прямо на теле, почему и называется тельным крестом или тельником; бывает или металлический, или деревянный (особенно часто — кипарисный). Тельные К. — единственный предмет из области православного религиозного культа, который разрешено свободно выделывать и продавать с вольного торга.

2) Употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый енколпий или енколпион (от греческих слов ἐγ-κόλπιο(ς) — за пазухой, на груди). Енколпионы сначала имели форму четырехстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их — изображение монограммы имени И. Христа, а позже — и К. той или другой формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра енколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана. О существовании енколпиев в IV веке свидетельствует Златоуст. Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого енколпия найден в 1862 году в развалинах построенной Константином Великим базилики св. Лаврентия в Риме, на груди костяка, погребённого при церкви — вероятно, епископа. Кресты-енколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже и в России, до Петра Великого. В древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники. В церковно-археологических коллекциях, например в музее петербургской духовной академии, находятся енколпии замечательные по величине и рисунку.

3) В XVIII веке енколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или влагалища внутри. Ношение таких крестов с 1741 года усвоено и архимандритам, состоявшим в составе синода, а с 1742 года, по примеру монастырей киевской епархии (где наперсные кресты носились всеми архимандритами с давних пор) — всем архимандритам, в отличие от игуменов, что существует и доселе.

4) В 1797 году императором Павлом установлен, как знак отличия выдаваемый протоиереям и священникам, наперсный К. четырехконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятого. Он составляет четвертую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки).

5) Такой же К., но весь золотой, с литым Распятием и изображением императорской короны на внутренней стороне, с 1820 года жалуется из Кабинета Его Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу, и оставляется им навсегда, если они прослужат при тех церквах не менее семи лет.

6) Протоиереям и священникам, имеющим уже который-либо из двух вышеупомянутых наперсных крестов, дозволяется принимать и носить подносимые им прихожанами наперсные К. с драгоценными украшениями.

7) Священникам, имеющим учёные степени кандидата, магистра и доктора, выдаются особые кресты, из которых докторский — наперсный, а магистерский и кандидатский носятся в петлице, укрепленной в воротнике рясы. К. докторский и магистерский учреждены в 1808 году, кандидатский — в 1884 году.

8) К. наперсные из бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, учреждены были для раздачи всем священникам по окончании войн 1812-1814 и 1853-1855 годов .

Для начала мы обратим внимание только предметы из п.8 — наградные кресты. О них и материал. Но мы также будем рады, если коллеги дадут материалы по п. 4, 5, 7, т.к. эти предметы можно рассматривать в рамках фалеристики.

Наперсный крест для духовенства
«В память отечественной войны 1812 года»

Крест строгий, четырёхконечный. Медальон креста повторяет композиционно одноимённую медаль. На аверсе, в перекрестье изображено «всевидящее око», окружённое лучезарным сиянием; внизу указана дата — «1812 годъ». На реверсе медальона креста прямая четырехстрочная надпись, позаимствованная из Псалтири: «НЕ НАМЪ — НЕ НАМЪ — А ИМЕНИ — ТВОЕМУ» (Пс. 113:9). При этом сам крест как бы проступает над композицией медали (в данном случае медальона).

Крестом награждали всех священников Русской православной церкви от митрополитов до приходских священников включительно, состоящих в сане до 1 января 1813 года. В 1816 году было разрешено награждать наперсным крестом и протестантское духовенство. Выдача крестов началась только с 1818 года и продолжалась до середины 1829 года. Отчеканено и выдано награжденным около 40 000 штук. В 1912 году крест было разрешено носить священникам — потомкам награжденных, старшим в роде.

Кресты изготовлялись из меди. Размер креста — 75 х 45 мм. Лента для ношения владимирская.

Наперсный крест для духовенства «В память войны 1853-1856 годов» (Крымская война)

В отличие от креста Отечественной войны 1812 года, его аналог Крымской войны имеет значительно более изящную форму. Концы креста оформлены в форме трилистников. Лучезарное сияние выступаем снаружи медальона между сторонами креста. Медальон повторяет аналогичную медаль «В память войны 1853—1856». На лицевой стороне изображены вензели императоров Николая I и Александра II. Над каждым вензелем располагается большая императорская корона, над ними — сияющее всевидящее око. Внизу, под вензелями, полукругом, годы Крымской войны: «1853-1854-1855-1856.». На оборотной стороне горизонтальная надпись в пять строк, цитата из Псалтыря: НА ТЯ ГОСПОДИ УПОВАХОМЪ, ДА НЕ ПОСТЫДИМСЯ ВО ВѢКИ. Псалтырь, кафизма 4, псалом 30, строка 2 содержит эту надпись: «На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя.». В синодальном переводе эта строка даётся так: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня» (Пс. 30:2).

«Такое же изображение и надпись (как на медали – А.С.) помещаются в середине наперсных крестов, которые Мы устанавливаем для всего Духовенства, от Верховных пастырей Церкви до Иереев, носимые на ленте ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира…». Рисунок наперсного креста для духовенства был утвержден Александром II 21 июня 1856 года.

Крестом награждали все православное (и иноверческое христианское — 4468) российское духовенство. Всего отчеканено около 40.000 крестов. После смерти награжденных медаль и крест оставались в семьях, но без права их ношения, а крест, кроме этого мог передаваться на хранение в приходские храмы.

Кресты изготовлялись из тёмной бронзы. Размер креста — 100 х 58 мм. Лента для ношения владимирская.

Священник 160-го Абхазского пехотного полка Фёдор Михайлов

Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. в Кавказской армии прославился священник 160-го Абхазского пехотного полка Фёдор Михайлов. Когда полк участвовал в боях, он постоянно находился в передовых цепях. Если же полк выводили из боя, отец Федор шел в передовые шеренги других полков. Солдаты не только горячо любили своего батюшку, но и искренне считали, что пули его не берут. За отличие в боях под Эрзерумом он был произведен в протоиереи. Его подвиги были отмечены золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, орденами святого Владимира 4-й степени с мечами, святой Анны 2-й степени с мечами и многими медалями. Боевых наград было у отца Федора так много, что он из скромности стеснялся их все надевать.

В 1853 году отца Дамиана из 47 пехотного Украинского полка перевели старшим священником в 45 Азовский. С этим полком во время русско-турецкой войны он совершил поход через Молдавию и Валахию к Дунаю, а оттуда, по высадке англо-французских войск в Крыму, прибыл с полком на севастопольские высоты. 13 октября 1854 года о.Дамиан участвовал во взятии редутов под Балаклавой, 24 октября воевал у Инкермана, 5 февраля 1855 года – под Евпаторией. С 20 апреля состоял в гарнизоне Севастополя на 4 бастионе, на батарее Петрова и редуте Шварца. 7 и 8 мая участвовал вместе с полком в двукратном отражении неприятельских колонн между 4 и 5 бастионами. С 24 июля по 2 августа о. Дамиан воюет на Федюхиных высотах у реки Черной, 27 августа отражает штурм Севастополя.

Запасшись перевязочными средствами, о. Дамиан в каждом сражении, где действовал Азовский полк, всегда находился в зоне огня, под градом пуль и артиллерийских снарядов и тут же, на поле битвы, перевязывал раненых, даже и тогда, когда и сам был ранен и контужен. После боя, когда полк возвращался на бивак, о. Дамиан оставался помогать раненым и умирающим. Когда заканчивались материалы, священник рвал для перевязки раненых бойцов свою одежду.
За Восточную войну отец Дамиан был награжден золотым наперстным крестом на Георгиевской ленте и орденом Св. Анны 3 степени с мечами. Позднее священник заслужил ордена Св. Анны 2 степени, Св. Владимира 4 и 3 степени, четыре наперстных креста, палицу и даже митру.

По окончании войны, в начале 1856 года, протоиерей Борщ переведен из Азовского полка в Шлиссельбургский – благочинным в 4 пехотную дивизию, служил в церкви Шосткинского порохового завода, после Шостки назначен настоятелем Свеаборгского собора и благочинным Финляндского военного округа, а затем – настоятелем Санкт-Петербургского адмиралтейского собора и благочинным С-Петербургских и Новгородских церквей армейского ведомства.

Довелось отцу Дамиану служить настоятелем собора в Карсе, где он пользовался уважением не только православных солдат, но и иноверцев-магометан. После Карса, в канун своего 50-летнего служения, протоиерей Дамиан Амвросиевич Борщ был переведён настоятелем в Киевский военный Николаевский собор.

Крест «В память 300-летия Дома Романовых»

Крест имеет чрезвычайно вычурный внешний вид. Некоторые считают такой стиль эклектикой, кто-то — «а-ля рюс». Но нам больше нравится просто русский стиль. Отчего же русской награде православной монархии быть «а-ля»? Кроме того, кресты юбилея Дома Романовых вполне стилистически соответствует книжной графике Билибина и Васнецова, театральным декорациям Русских сезонов Бакста, архитектуре Кекушева и Шехтеля. Так что это, как нам кажется, русский стиль, как часть русского модерна. Что касается истории и описанию самого креста, дадим цитату Евгения Витальевича Лозовского (1958-2013) из посмертного сборника его статей:

Крест «В память 300-летия царствования дома Романовых». Все состоявшие на службе к 21 февраля 1913 г. священнослужители монашествующего и белого духовенства получили право носить на груди на Владимирской ленте учрежденный 24 января 1913 г. знак в виде золотого креста о четырех концах, покрытого с лицевой стороны белой эмалью с золотой каймой по краям; с синим эмалевым восьмиконечным крестом по средине; концы креста украшены цветами зеленой эмали по синему эмалевому фону, на нижнем его конце серебряные жемчужины. Крест увенчан золотой шапкой Мономаха с серебряной опушкой и пурпуровым подбоем. По средине золотой оборотной стороны изображен равносторонний четверочастный крест, окруженный надписью: ГОСПОДЕМЪ ЦАРIЕ ЦАРСТВУЮТЪ; на боковых концах креста под императорскою и царскою короною и шапкою Мономаха вензели Императора Николая II и Царя Михаила Федоровича, на верхнем – герб рода Романовых, на нижнем – даты 1613-1913 славянскими буквами.

Поскольку С.-Петербургский Монетный Двор не выполнял работ по наложению эмалей, эти знаки, как и все ордена и прочие знаки дореволюционной России, изготавливались частными ювелирными фирмами. Отсюда и разнообразие использованных материалов (золото, серебро, бронза, медь, жемчуг) и обилие разновидностей.

Лозовский Е.В. Награды Романовского юбилея //
Избранные очерки по фалеристике Российской империи СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 159-160.

Серебро, полихромная эмаль, лента для ношения владимирская

Отец Леонид

Отец Леонид (в миру Евгений Дмитриевич Скобеев; 1851 — 19 января 1932, Москва) — обновленческий митрополит Орловский, до 1922 года — епископ Русской православной церкви, епископ Верненский.

Напомним, что на форуме «Фалеристика.инфо» в разделе «Фалеристика Российской империи.Торг» можно купить и наперсные кресты, пополнить коллекцию реликвиями царской России, которые прекрасно смотрятся в комплекте с медалями и орденами.

Остаётся вопрос — почему такие кресты на были изготовлены в память Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, Русско-японской войны 1904-1905 годов (с использованием дизайна одноимённых медалей), некоторых других значительных событий. Быть может кто-нибудь знает причину? Или были проекты создания таких крестов?

[править] Даниилушко и научное мировоззрение

Сабж испробовал свои силы и в гносеологических потугах. Чтение доставляет.

Еще в 1990-ых я предрекал, что идея о. Андрея Кураева о союзе Православия и науки обречены на провал. И практика показала, что я оказался прав. Да, строго говоря, Церкви этот союз вовсе не нужен. Нам достаточно Одного союзника — Бога…

Суть этого самого заключается в том, что сотворение мира в Книге Бытия толкуется не в каком-то более или менее символическом смысле (который может не исключать теорию эволюции), а в самом прямом и буквальном. Отсюда следует, что мир возник из ничего, причем в том законченном виде, в каком он пребывает и сейчас, примерно около семи тысяч лет назад (датировки несколько расходятся, но это никого не волнует). Мир еще такой молодой, существует всего-то 66 миллионов часов, потому и «младо-». Школота, забудь, чему тебя учили на уроках про всякие большие взрывы!

Развитие и эволюцию Данилко отправляет невозбранно фтопку как наваждение диавола, итого история Вселенной в общем и геологическая история Земли в частности даны в более канонiчном виде, так-то!

Желающим ознакомиться с этим подробнее рекомендуются к прочтению данилкины опусы, например, «Летопись начала». Предупреждение: опасно для мозга! От них даже расово стойкие православные срут кирпичами. И тому есть причина: ведь и их ждут адские анальные кары, если они усомнятся в речах доброго пастыря. Такие дела.

Читать еще:  Легенда о разделении людей на две половинки. Платон: Андрогины (легенда о двух половинках)
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector