4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русская Аляска; последний рубеж

Содержание

Русская Аляска – последний рубеж

Первопроходцы

В 1552 году войска Иоанна Грозного взяли Казань, открыв дорогу русскому движению на Восток. В 1581 году «лихой козак» Ермак Тимофеевич перешел за Урал и «прорубил окно в Сибирь», разгромив войска сибирского хана Кучума. В XVII веке казаки-первопроходцы, дви­­гаясь далее на восток, осваивали все новые и новые земли, и уже в 1648 году мореплаватель Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697-1699 годах экспедиция В. Атласова положила начало продвижению русских «охочих» людей на Аляску.

Перебираясь на Аляску, русские переселенцы оседали там, строили города (Кадьяк, Ситка), прививали русский уклад жизни, культуру и грамотность коренному населению Аляски — алеутам. Занимаясь в основном промыслом — охотой на северо­американского бобра и котика, русские переселенцы продвигались на юг по западному побережью Северной Америки и дошли до полуострова Калифорния, где столкнулись с потомками испанских конкистадоров, которые преградили путь естественному продвижению русских на юг Америки. Здесь нашими соотечественниками была основана крепость Форт Росс. Многие реки в Калифорнии до сих пор носят русские названия.

Семена православной веры

Православие на Аляску пришло с первыми русскими переселенцами, которых, как и «русскую веру», коренные жители Аляски встретили доброжелательно. Принятие Православия алеутами происходило мирным путем, так как русские жили с ними бок о бок, подчас выбирая себе в жены девушек из местных племен. Православная вера не насаждалась силой, но привлекала коренных жителей красотой и благочестием. И здесь небезынтересно будет сделать отступление и сравнить подходы и плоды католической, протестант­ской и православной миссий на американском континенте.

Католичество, всегда стремящееся к жесткой церковно-административной системе, насаждалось испанскими конкистадорами среди индейцев Латинской Америки большей частью силой. В то время богослужение у католиков велось исключительно на латинском языке, что вызвало отчуждение у коренного населения Америки. Поэтому сегодня индейцы «католической традиции» фактически являются двоеверами — полукатоликами, полуязычниками. Сами испанцы, после времен жестоких гонений конкистадоров Кортеса на индейцев, в конце концов ассимилировались с ними, составив многонациональный конгломерат из мулатов, метисов, самбо и других смешанных народностей.

Протестантизм, занесенный в Америку из Англии и Франции, усмотрел в своем переселении из Европы аналогию с ветхозаветным исходом израильского народа из Египта и вселением его в Ханаан. А потому, что Бог повелел евреям делать с язычниками в Ханаане, то же самое стали делать и протестанты в Америке с индейцами — не обращать их в христианство, а истреблять и загонять остатки исконных хозяев Нового Света в резервации. Не удивительно поэтому, что северо-американский протестантизм породил секты адвентистов, иеговистов и мормонов, которые сугубо привержены Ветхому Завету. Потомки англосаксов, исповедующих протестантизм, так и не смешались с коренным индейским населением.

Православие в Америке пошло по иному пути… Начало православной миссии на Аляске положили монахи Валаамского монастыря, которые в 1787 году обосновались на острове Кадьяк. В 1794 году на острове Еловом поселился валаамский монах Герман, который проповедовал алеутам Евангелие и заботился об их осиротевших детях. В 1836 году он преставился, а на его мощах стали происходить исцеления. Алеуты и по сей день чтят его память. Любопытно заметить, что духовным наставником как преподобного Германа, так и горячо любимого нами батюшки Серафима Саровского был ныне прославленный в лике преподобных саровский старец Назарий, направленный затем на восстановление пришедшего в то время в запустение Валаамского монастыря.

Преподобный Герман Аляскинский

Апостол Сибири и Америки

Но особенно широко православная миссия на Аляске развернулась благодаря трудам архиепископа Иннокентия (Вениаминова), будущего митрополита Московского. В 1840 году он стал первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Святитель Иннокентий составил алеутскую азбуку и перевел Евангелие на алеутский язык. При этом он столкнулся с такими переводческими трудностями, с которыми без помощи Божией просто новозможно справиться.

Например, как перевести такие слова Христа, как «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6, 48). Для нас это понятно, но алеуты во времена святителя Иннокентия не ели хлеба, основным продуктом их питания всегда была рыба. Так и пришлось перевести: «Я есть рыба жизни», — как для китайцев, вьетнамцев и других народностей Юго-Восточной Азии приходится переводить эти слова «Я есть рис жизни».

Или другой пример… Как перевести слово «крест», если в языке алеутов вообще нет такого понятия? Поэтому и пришлось оставить слово «крест», таким, какое оно есть. Даже и в наше время Библейское общество, составляя переводы Священного Писания на языки малых народов Севера, не переводит это слово, а добавляет в примечаниях рисунок креста с комментариями. А всем, кто интересуется проблемой миссионерства среди малых народов Севера, стоит прочитать познавательную повесть Н. Лескова «На краю света».

С 1867 года Аляска стала принадлежать США, но с этим православная миссия среди алеутов не прекратилась. В калифорнийском городе Сан-Франциско была основана епархия, которая объединила всех православных, живших в то время в Америке. С 1898 по 1907 год епископом Аляски был святитель Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси. По его благословению православные службы на Аляске были переведены на английский язык.

После бури

Вторая волна русских эмигрантов в Америку началась после Второй мировой войны. Люди бежали сюда из стран, попавших под влияние Советского Союза и утвердивших у себя коммунистические режимы (государства Восточной Европы и Китай). В Америку переселились ученики последних оптинских старцев, профессора богословия из Парижа, православная эмиграция из китайского Шанхая.

Русское Православие, напитав американскую почву благодатными росами, произрастило такого известного в православном мире богослова, как иеромонах Серафим (Роуз). Благодаря его трудам было основано Валаамское общество Америки, возрожден журнал «Русский паломник», прославлен в лике святых преподобный Герман Аляскинский.

«Последний рубеж»

Такое, хотя и не официальное, но глубоко символичное прозвище обрела Аляска среди других североамериканских штатов. Несмотря на появление американских протестантов на островах сразу же после знаменитой сделки с Америкой, маковки православных церквей до сих пор возвышаются над деревнями по всей Аляске. Более того, многие говорят сегодня о возрождении здесь Православной Церкви, которой когда-то предсказывали полное забытье.

Так, в Анкоридже, крупнейшем деловом, торгово-транспортном центре штата, недавно был воздвигнут новый православный храм — кафедральный собор святителя Иннокентия. Его строительство стало необходимым из-за все возрастающего количества паствы.

Сегодня на Аляске проживает около 600 тысяч человек. Православную веру исповедуют в основном алеуты и русские переселенцы, но есть православные и среди других американцев. На Аляске 94 православных прихода и 34 православных священника, поэтому в среднем на каждого священника приходится 3 прихода, и они служат там по очереди. В праздничные и воскресные дни в храмах бывает до 50-60 человек.

Священническое служение, как и в России, имеет свои трудности. Священников в школы к детям не пускают. Если, например, у учителя в школе будет обнаружена Библия или другая религиозная книга, то на него могут подать в суд за проповедь религии в стенах школы. Священнику в Америке приходится быть очень тактичным и строго соблюдать все ограничения. Если наши батюшки щедро кропят своих прихожан по праздникам святой водой, то в Америке за это можно схлопотать штраф в 500 долларов, так как такое обильное кропление воспринимается там как оскорбление личности.

На Аляске практически нет святых источников — кругом частная собственность, и священник не может их освятить без ведома хозяина. Поэтому купание в источниках на Аляске не принято.

Впрочем, говорят, что Аляска существенно отличается от всех других штатов Америки. Сказывается российское прошлое. Даже в Анкоридже, население которого составляет 250 тысяч человек, возникает ощущение маленькой деревни, где все люди друг друга знают, очень доброжелательны и здороваются даже с незнакомыми. А храм святого Иннокентия, построенный в восьмидесятые годы теперь уже прошлого столетия и расположенный в одном из тихих спальных районов города, многие обоснованно считают знаковым местом. Деревянный, типично русской архитектуры, словно парящий над окружающими его деревьями на фоне высоких гор вдали, он являет собой своеобразный символ возрождения Православия на Американской земле.

Читать еще:  Молитва да воскреснет бог на церковно славянском. Молитва честному и животворящему кресту

По материалам статьи Николая Пирогова
«Мироносицкий вестник»

Выдающаяся миссионерская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) (1797-1879) в Америке и Сибири, к сожалению, не получила широкой известности на его родине — в Прибайкалье. Между тем, она далеко выходит за рамки церковной: окрестив около 10 тысяч человек, святитель Иннокентий известен также как мореплаватель, крупный ученый-натуралист, составитель алфавита и грамматики алеутского, якутского языков. Пешком, на собачьих и оленьих упряжках двигался он от одного стойбища аборигенов к другому, изучал их языки, обычаи, составлял для них словари, давал им письменность, строил храмы. Помимо просвещения он обучал американских и сибирских туземцев кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу.

Миссионерский путь Иннокентия Вениаминова, впоследствии — митрополита Московского и Коломенского, пролёг через Якутию, тихоокеанское побережье, Алеутские острова и Аляску. Наверное, это был единственный в России священнослужитель, которому корабли юного тихоокеанского флота салютовали из орудий. Святитель принимал непосредственное участие и в исторических сплавах графа Н.Н. Муравьева-Амурского по Амуру, и в подготовке Айгунского договора, по которому Приамурье окончательно с 1858 года стало частью России.

В 1977 году, спустя почти век после смерти святитель Иннокентий (Вениаминов) причислен к лику святых при активном содействии иерархов Православной церкви в Америке.

31 марта (13 апреля);

10 (23) июня — Собор Сибирских святых;

23 сентября (5 октября) — прославление;

5 (18) октября — Собор Московских святых;

Третья неделя по Пятидесятнице — Собор Санкт-Петербургских святых.

Епископы

Камчатская, Курильская и Алеутская епархия (с 1852 года кафедра перенесена на Евразийский континент)

  • Иннокентий (Вениаминов) (15 декабря 1840 — 5 января 1868)
  • Вениамин (Благонравов) (18 марта 1868 — 31 марта 1873)
  • Павел (Попов) (31 марта 1873 — 25 мая 1877)

Новоархангельское викариатство Камчатской епархии

  • Павел (Попов) (6 марта 1860 — 9 ноября 1866)
  • Петр (Екатериновский) (9 ноября 1866 — 3 июля 1867)
  • Дионисий (Хитров) (9 февраля 1868 — 12 ноября 1870)

Новоархангельская, с 1870 — Алеутская епархия

  • Иоанн (Митропольский) (5 июля 1870 — 12 апреля 1877)
  • Нестор (Засс) (17 декабря 1878 — 30 июня 1882)
  • Исидор (Никольский) (1882—1887) в/у, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский
  • Владимир (Соколовский-Автономов) (20 декабря 1887 — 8 июня 1891)
  • Николай (Адоратский) (8 июня — 7 сентября 1891)
  • Николай (Зиоров) (29 сентября 1891 — 14 сентября 1898)
  • Тихон (Беллавин) (14 сентября 1898 — 17 января 1900)

Аляскинское викариатство Северо-Американской епархии

  • Иннокентий (Пустынский) (14 декабря 1903 — 1 мая 1909)
  • Александр (Немоловский) (17 [4] ноября 1909 — 6 июля 1916)
  • Филипп (Ставицкий) (6 августа 1916 — 16 декабря 1919)
  • Антоний (Дашкевич) (11 декабря 1921 — 7 февраля 1924)
  • Амфилохий (Вакульский) (28 июля 1924 — сентябрь 1930)
  • Антонин (Покровский) (29 сентября 1930 — 1934)

Аляскинская епархия

  • Алексий (Пантелеев) (конец ноября 1934 — 1944)
  • Иоанн (Злобин) (10 марта 1946 — около 1952)
  • Амвросий (Мережко) (11 сентября 1955 — 1967)
  • Феодосий (Лазор) (1 июня 1967 — 30 мая 1972) до 17 ноября 1967 в/у, епископ Вашингтонский
  • Григорий (Афонский) (13 мая 1973 — 20 июля 1995)
  • Герман (Свайко) (1995 — ноябрь 2001) в/у, митрополит Вашингтонский
  • Николай (Сораич) (ноябрь 2001 — 13 мая 2008)
  • Герман (Свайко) (13 мая — 4 сентября 2008) в/у, митрополит Вашингтонский
  • Вениамин (Питерсон) (4 сентября 2008 — 21 февраля 2014) в/у, архиепископ Сан-Францисский
  • Давид (Махаффи) (с 21 февраля 2014)

Тщетные труды Рязанского епископа

Чтобы укрепиться на княжеском престоле, Шемяке необходима была поддержка духовенства, и с этой целью он задумал сделать епископа Рязанского Иону митрополитом Московским. Такой выбор был отнюдь не следствием его личных симпатий, а результатом тонкого расчета. Дело в том, что епископ Иона ранее дважды пытался возглавить русскую церковь, но оба раза неудачно.

В 1431 году, когда скончался митрополит Фотий, он претендовал на его место, но Константинопольский патриарх, лично возводивший в митрополичий сан, отдал предпочтение смоленскому епископу Герасиму. Через 4 года, когда ввиду его смерти место предстоятеля русской церкви вновь стало вакантным, Иона поспешил в Константинополь за патриаршим благословением, но опоздал. Его опередил тот самый митрополит Исидор, который, подписав Флорентийскую унию, подло предал интересы православной церкви.

Кто такой архиерей в православной традиции

Это синонимичное понятие, употребляемое так же часто и в том же значении, как «иерарх», «архипастырь». Он является сановником православной церкви. Духовное лицо такого ранга совершает все таинства и руководит жизнью церковного сообщества.

В соответствии с христианским вероучением архипастырь через таинство рукоположения получает апостольскую благодать, принятую от Иисуса Христа. В русской православной традиции иерархических ступеней такой высоты достигают представители монашествующего духовенства, поскольку для них является обязательным соблюдение обета безбрачия.

Происхождение слова

Слово «архиерей» происходит от древнегреческого «верховный жрец, первосвященник» («архи» — начало, начальственный; «иерей» — священник).

Значение понятия

Архипастырское служение сродни схимническому постригу и предполагает полное отречение от собственной воли. Все иерархи (за исключением викариев) управляют епархиями. В древности они были разделены на епископов, архиепископов и митрополитов соответственно административным полномочиям. В современной церкви эти звания сохраняются в качестве почетных. Из их числа избирается патриарх, который руководит Поместной церковью до конца жизни.

Церковь в соответствии с христианским вероучением должна пребывать до скончания веков. Поэтому власть, дарованная Иисусом Апостолам, не должна была окончиться с их смертью, она осталась частью церкви навечно. Апостолы передали свои полномочия лицам, получившим наименование епископов (блюстителей). К ним перешли высший надзор и управление в христианских общинах. В столицах их называют митрополитами (от греч. «митрополия» — столица).

Все архипастыри между собой равны, но самые старейшие из них носят титул архиепископов и пользуются особым уважением окружающих.

Официально принятое обращение:

  • к епископам — «Ваше преосвященство»;
  • к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»;
  • к патриарху — «Ваше Святейшество», неофициально можно обращаться «Владыко».

«Консервативная революция Патриарха Кирилла?»: Что стоит за решениями «Августовского Синода»

Первое «очное» заседание Священного Синода Русской Православной Церкви после длительного периода коронавирусной «самоизоляции» принесло множество значимых решений, в том числе поистине революционных.

Августовское заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, главного органа церковного управления в период между Архиерейскими соборами, было поистине долгожданным. В первую очередь потому, что это было первое «очное» собрание священноначалия с середины марта, когда Церковь была поставлена в условия добровольно-принудительной «самоизоляции». Храмы и монастыри Московского Патриархата решением светских чиновников были закрыты, а миллионы верующих впервые были вынуждены отказаться от храмовых богослужений в дни Страстной седмицы и Пасхи Господней.

Июльское заседание Синода прошло в «заочной» форме, а потому православные иерархи, в силу присущего им консерватизма, не стали принимать значимые заявления и кадровые решения, оставив их на последующую невиртуальную встречу. И неслучайно первым синодальным постановлением сегодня, 25 августа 2020 года, стало принятие очень важного документа – «Послания Священного Синода епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием».

Перед началом заседания Священного Синода. Фото: patriarchia.ru

Посткоронавирусная Церковь

Сегодня со стороны как либеральных СМИ, так и внутрицерковных «диссидентов» нередко приходится выслушивать тезисы о «сращивании» Церкви и государства, о том, что православное священноначалие исключительно сервильно в отношении к светским власть имущим. Принятое Послание не просто опровергает этот миф, но и наглядно демонстрирует: даже в таких исключительных условиях, как пандемия COVID-19, церковные иерархи не намерены жертвовать свободой вероисповедания своих чад:

«Церковь разделила со всем народом тяготы, порождённые распространением вредоносного поветрия, и призвала своих чад на время воздержаться от привычного образа участия в богослужебной жизни. Однако подобное решение, принятое в исключительных исторических обстоятельствах, не может сделаться некоей новой нормой. Незыблемыми должны оставаться предусмотренные законодательством большинства стран свобода совести и свобода вероисповедания, включая право верующих совместно участвовать в богослужениях даже в исключительных обстоятельствах.

В значительной степени оправданной видится обеспокоенность многих христиан, как и людей различных иных убеждений, возможностью дальнейшего применения методов, которыми во время эпидемии обеспечивалось необходимое снижение интенсивности личных контактов между людьми. Использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных – всё это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института».

Таким образом, священноначалие Московского Патриархата дало чёткий знак светским чиновникам: да, мы лояльны властям Государства Российского, но исключительно в гражданских вопросах. Как сказал Сам Господь: «Богу – Богово, кесарю – кесарево». Исключение из правил не должно стать нормой, а ограничения прав верующих, в том числе связанные с цифровым контролем над населением, – недопустимы.

Читать еще:  Боги и герои древней греции. Презентация по литературе "боги древней греции" Олимпийские боги древней греции презентация

Да, Церковь сама принимала беспрецедентные противоэпидемиологические меры, в том числе ограничивающие доступ верующих к святыням, но одно дело, когда это происходит решением церковных иерархов, а совсем другое – светских людей, нередко ни разу не бывавших в храмах. Словом, Священный Синод сегодня принял волевое решение, наглядно демонстрирующее силу и независимость Русской Православной Церкви как ведущего социального института.

«Белорусский фронт» Московского Патриархата

Одной из самых тяжёлых для всего Московского Патриархата на сегодняшний день является проблема Белорусского экзархата. На страницах Царьграда уже не раз отмечалось, что в этой неотъемлемой части Русской Православной Церкви среди значительной части её священнослужителей, к сожалению, сильны либерально-западнические настроения, которые со временем вполне могли бы стать автокефалистскими.

И это особенно опасно на фоне того, что Константинопольский патриарх Варфоломей ещё в 2017 году, прежде чем предоставить украинским раскольникам «томос об автокефалии», дезавуировал другой Константинопольский томос 1686 года, который утверждал земли Западной Руси, включая современные Украину и Белоруссию, канонической территорией Московского Патриархата.

По сути, с тех пор Фанар не признаёт Белоруссию канонической территорией Русской Православной Церкви. Конечно, даже прозападно настроенные клирики Белорусского экзархата публично утверждают, что не ждут из Стамбула никакого «томоса об автокефалии», но всё делают, чтобы предуготовить почву для этого. В условиях же сегодняшнего гражданского конфликта в Белоруссии это приобретает особое значение, а потому Священный Синод не мог обойти эту тему стороной. Так, в ходе сегодняшнего заседания принято постановление:

Приветствовать и поддержать усилия Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла, епископата и клириков Белорусского экзархата, направленные на восстановление мира и общественного спокойствия. Считать важным тщательное расследование властями Республики Беларусь всех случаев применения насилия как к гражданам, так и к сотрудникам сил правопорядка, и наказание виновных в нарушении закона. Отметить особую важность сохранения и укрепления церковного единства народов исторической Руси в условиях обострения общественно-политических конфликтов.

Важно подчеркнуть: Церковь снова выступила как независимый от светских властей социальный институт. С одной стороны, сыграла присущую ей тысячелетиями миротворческую роль, с другой – указала на важность расследования преступлений, с чьей бы стороны они ни совершались. В том числе и со стороны представителей властей и правоохранительных органов Белоруссии.

Вместе с тем Священный Синод принял важное кадровое решение: Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского освободили от должности, назначив главой Кубанской митрополии, а на его место назначили епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина. Важно отметить, что владыка Вениамин известен как один из самых консервативных архиереев Белорусского экзархата, именно он является автором жизнеописания священномученика Иоанна Восторгова, одного из лидеров русских черносотенцев начала прошлого века.

Управляющий делами Московского Патриархата митрополит Дионисий и уже бывший Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Павел. Фото: patriarchia.ru

При этом все, кто лично знает епископа Вениамина, отзываются о нём не только как о приверженце идеи единства исторической Руси и самой Русской Церкви, но и как о «безусловном аскете», что особенно важно в сегодняшних обстоятельствах, когда либералы активно пытаются опорочить наших иерархов, распуская о них порочащие сведения. И неслучайно белорусские русофобствующие либералы уже назвали назначение владыки Вениамина Патриаршим экзархом «победой церковных консерваторов». Хочется надеяться, что здесь они не ошибутся.

«Кадры решают всё»

Вообще сегодняшнее заседание Священного Синода стало особенно богатым на кадровые решения. Совершены назначения новых глав целого ряда митрополий и епархий – Тверской, Чувашской, Бурятской, Симбирской, Саратовской и Вологодской. А также кадровые перестановки руководителей Синодального религиозного образования и катехизации, Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Кроме того, назначены новые руководители двух ведущих духовных школ – Московской духовной академии и Сретенской семинарии, а также новый наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Так, новым председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации назначен епископ Бронницкий Евгений, викарий Патриарха Московского и всея Руси, а председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата – другой Патриарший викарий епископ Наро-Фоминский Парамон. Новым ректором Московской духовной академии – епископ Скопинский и Шацкий Феодорит, а исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии – протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл возглавляет заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 августа 2020 года. Фото: patriarchia.ru

Не будем подробно останавливаться на кадровых перемещениях архи-, прото- и просто иереев, тем более что это исключительно внутреннее дело нашего священноначалия. Но налицо одна очень важная тенденция, которую в светской политике «нулевых» именовали «укреплением вертикали власти». Самое же главное, что показали решения состоявшегося заседания Священного Синода, – это усиление тех, кого в церковных кругах несколько условно именуют консерваторами. Что, безусловно, не может не обнадёживать, поскольку, по моему твёрдому убеждению, это – усиление самой Русской Церкви.

После того как синодальные «журналы» были опубликованы, один из коллег автора этих слов задал вопрос: можно ли назвать случившееся «консервативной революцией Патриарха Кирилла»? Как мне кажется, применять этот политологический термин к церковной жизни не вполне верно, хотя. В каждом допущении есть доля допущения. А в том, что Святейший Владыка и возглавляемый им Священный Синод – идейные консерваторы, лично я нисколько не сомневаюсь.

Значение в Православной Церкви

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси

Понятие «патриарх» греки употребляли первоначально в значении «отец, начальник». В течении веков слово обогатилось многими смыслами. Это и старейшина семьи или клана (если речь идет о традиционном «патриархальном» мире) а так же именование кого-то, почитаемого за возраст и заслуги (например «патриарх российской науки»).

В Православии Патриарх — это носитель высшего духовного сана, глава Церкви. И этот титул объединяет в себе все прочие смыслы. Православный Патриарх — это и руководитель, и самый высокий авторитет, и, наконец, батюшка.

Появление термина

В Ветхом завете патриархами называют родоначальников еврейского народа. Они делятся на допотопных и тех, кто жил после потопа. Цепочку из ранних патриархов начинает сам первый человек Адам, а завершает Ной. После Ноя жили Авраам и его потомки – Исаак, Иаков и Иосиф.

Патриарх Авраам — родоначальник избранного народа

Ветхозаветные патриархи были в полном смысле этого слова старейшинами, начальниками кочевых родов и племен. Они управляли своими родами еще не по писанным законам, а на основе укоренных нравственных представлений, жили простой жизнью пастухов, и находились в постоянном и очень тесном Богообщении, гораздо более тесном, чем у представителей более поздних времен и «цивилизованных» народов.

Полезные материалы

Наделенные мудростью и долголетием, они были хранителями обетования, данного им Всевышним, и исполнителями первых, самых простых и гармоничных Богослужений на лоне природы.

В новозаветную эпоху Патриархами именовали глав Синедриона – так называлось высшая религиозная структура в древней Иудее.

Тем не менее, в ранние века существования христианской церкви понятия о Патриархии в ней еще не оформилось, оно появилось лишь в V веке. Патриархом стали называть самого почтенного и уважаемого епископа, пользующегося непререкаемым авторитетом. Когда церковная жизнь в Византийской империи оформилась, так стали именовать самого главного епископа.

После Великой схизмы 1054 года, когда случился трагический разрыв на Восточную (Православную) и Западную (Католическую) ветви, сан Патриарха остался на востоке. Глава Римской церкви получил именование Папы.

Чем отличается Патриарх от католических Пап

В противовес западному миру, в Православии нет представления о единоличной власти первосвященника над всеми епархиями и прихожанами. Если Папа мыслится как отец и начальник всех католиков без исключения, то Патриарх – это предстоятель лишь своей поместной церкви. Более того, само по себе Патриаршество не может считаться неотъемлемой чертой Православной церкви. Есть Церкви, не имеющие Патриарха, в их числе, Элладская и некоторые другие. Русская Православная церковь так же несколько столетий жила без Патриарха.

В Православии бытует представление о «первенстве чести». Речь идет исключительно о председательствовании на церковных соборах, о месте перед престолом в случаях, когда Патриархи служат вместе, о том, чья подпись стоит выше на общецерковных документах. Никакой властью один Патриарх над другими не пользуется, все они совершенно равноправны.

Место каждого определено документом, который называется «диптих» — это перечень Поместных Автокефальных Православных церквей. Патриарх Константинопольский, несмотря на то, что стоит в диптихе первым, пользуется лишь первенством чести. Патриарх Московский имеет исторически сложившуюся пятую позицию.

Первые Патриархи христианских Церквей

В самый ранний период церковью управляли пять Патриархов: Константинопольский, Римский, Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский.

После схизмы в Византийской церкви осталось четыре Патриарха, а когда крещение приняли другие государства, в том числе и славянские – Болгария, Русь — и в них со временем утвердилась автокефалия, Патриархия утвердилась и там.

Читать еще:  Князь Владимир: пройти через грязь, чтобы принять свет

Патриаршество в России

Первый Патриарх появился в России в 1589 году, при Государе Федоре Иоанновиче. До этого русской церковью управлял митрополит, поскольку она находилась в подчинении у Константинополя. Однако, с падением империи под натиском османов и возникновением формулы «Москва – третий Рим», Вселенский Патриархат из покоренной мусульманами страны, уже не мог претендовать на главенство над церковью крупнейшего православного государства.

Святитель И́ов Московский и всея Руси, патриарх

Первым Патриархом в нашей стране стал Иов. Тогда же за ним закрепилась пятая строка в диптихе. Патриаршество сохранялось чуть более ста лет, до начала 18-го века, то есть, до момента, когда преставился Патриарх Адриан. Царь Петр Алексеевич воспротивился выборам следующего предстоятеля.

Для руководства Церковью им была учреждена Духовная коллегия, которую вскоре переименовали в Святейший Синод. Период истории русской Церкви, который называют Синодальным, завершился в том же году, когда произошел Октябрьский переворот. Тогда на Поместном Соборе на Патриаршее место был избран Московский митрополит Тихон.

Роль предстоятеля в современной Русской Православной Церкви

Священный Синод под председательством Патриарха

Функции и роль Патриарха Московского и всея Руси определены Уставом Русской Православной церкви (принят в 2000 году).

В соответствии с этим уставом Патриарх

  • «попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви, каковой он управляет «совместно с синодом, являясь его председателем»;
  • созыв архиерейских и поместных соборов, на которых он председательствует;
  • попечение о том, чтобы решения Соборов исполнялись;
  • представительская роль в сношениях с другими церквами, а так же со светской властью;
  • поддержание иерархии РПЦ;
  • издание указов об избрании епархиальных архиереев и контроль над их деятельностью.
  • Патриарх Московский и всея Руси является правящим епископом Московской епархии, управляет церковными ставропигиями.

На своем посту Патриарх пребывает до конца жизни. Сместить Патриарха можно, но такими полномочиями обладает лишь архиерейский собор.

После того, как Патриарший престол освобождается, Синод назначает местоблюстителя, избрание которого происходит из членов Синода. У местоблюстителя и Синода есть шесть месяцев для того, чтобы созвать новый Поместный Собор, на котором будет избран новый Патриарх .

Кандидат на этот пост должен отвечать ряду требований: возраст не менее 40 лет, высшее богословское образование и опыт руководства епархией.

Сама процедура выбора Патриарха на протяжении XX и XXI столетий претерпела серьезные перемены. Первый постсинодальный предстоятель Тихон был избран жребием. Последующие Патриархи «назначались» на безальтернативных выборах при жестком контроле атеистического государства. Алексий II стал первым, кого избрали тайным голосованием. После избрания новый Патриарх должен пройти торжественную церемонию интронизации. После этого он считается вступившим в должность.

Какие Поместные Церкви возглавляются в настоящее время Патриархами

В настоящее время насчитывается 15 Поместных Православных церквей. Это: Албанская, Александрийская, Американская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, Русская, Русская Зарубежная, Польская, Румынская, Сербская, Синайская, Финляндская, Чехословацкая, Элладская, Эстонская, Японская Православные церкви.

9 из них управляются Патриархами. Это Церкви (в порядке диптиха):

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Антиохийская;
  • Иерусалимская;
  • Русская;
  • Грузинская;
  • Сербская;
  • Румынская;
  • Болгарская.

Все Патриархи, управлявшие Русской Православной Церковью

Первый Патриарший (досинодальный) период: Иов, Гермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф, Никон, Иоасаф II, Питирим, Иоаким, Адриан.

Патриарх Тихон (Белавин)

Второй Патриарший период (с 1917 года до настоящего времени): Тихон, Сергий, Алексий I, Пимен, Алексий II, Кирилл.

Ныне действующий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Патриарх Кирилл – в миру Владимир Михайлович Гундяев – родился в 1946 году в Ленинграде. Отец – главный механик на военном заводе, мать – учительница. Дед и старший брат будущего Патриарха были священниками. После окончания средней школы Владимир Гундяев поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем – в Ленинградскую духовную академию.

Будучи студентом академии, принял монашеский постриг и тогда же был рукоположен в иеромонаха. В 1970 году защитил диссертацию на соискание звания кандидата Богословия. С 1976 года – занимает пост епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. С 1984 года – архиепископ Смоленский и Вяземский. В 1989 году был назначен председателем отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 1991 года указом Патриарха Алексия II возведён в сан митрополита. В 2008 году, после смерти Алексия II был назначен местоблюстителем Московского Патриаршего престола.

История Русской Православной Церкви

Историки связывают появление РПЦ с момента Крещения Руси в 988 году, когда Митрополит Михаил был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом на созданную в Киеве митрополию Константинопольского патриархата, создание которой признал и поддержал киевский князь Владимир Святославич.

После упадка Киевской земли, после нашествия татаро-монгол в 1299 году митрополия переместилась в Москву.

С 1488 года РПЦ получила статус автокефалии, когда Русскую митрополию возглавил епископ Иона без согласования с Константинополем.

Далее более века Московская митрополия управлялась независимыми епископами.

В середине XVII века, при патриархе Никоне, проводилось исправление богослужебных книг и иные меры по унификации московской богослужебной практики с греческой. Некоторые прежде принятые в Московской церкви обряды, начиная с двоеперстия, были объявлены еретическими; те, кто будет использовать их, были преданы анафеме на соборе 1656 года и на Большом Московском соборе. В результате произошёл раскол в Русской церкви, те кто продолжал использовать старые обряды стали официально именоваться «еретиками», позже — «раскольниками», а позднее получили название «старообрядцы».

В 1686 году было осуществлено согласованное с Константинополем переподчинение автономной Киевской митрополии Москве.

В 1700 году царь Пётр I запретил избрание нового патриарха (после смерти предыдущего), а через 20 лет учредил Святейший Правительствующий Синод, который, являясь одним из государственных органов, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии».

Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено после только свержения самодержавия решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (10 ноября) 1917; первым патриархом в Советский период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

После Октябрьской революции 1917 года РПЦ была отчуждена от государства и предана преследованию и разложению. Прекратилось финансирование духовенства и церковного образования из казны. Далее Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов и период гонений.

После смерти Патриарха в 1925 году власти сами назначили священника, который был вскоре изгнан и замучен.

По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников.

Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян были расстреляны или сосланы в концлагеря, богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены.

В тяжёлые для страны годы Великой Отечественной войны произошло заметное изменение политики советского государства в отношении Патриаршей церкви, Московская Патриархия была признана как единственная законная православная Церковь в СССР, исключая Грузию.

В 1943 году Собор епископов избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол.

Во время правления Хрущева, к Церкви было вновь жесткое отношение, которое сохранилось и в 1980-х годах. Тогда Патриархат контролировали спецслужбы, в то же самое время Церковь шла на компромиссы с советским правительством.

К концу 80-х годов количество церквей в СССР было не более 7000, а монастырей не более 15.

В начале 1990-х годов в рамках политики гласности и перестройки М. Горбачева, началось изменение отношения государства к Церкви. Количество церквей стало расти, увеличивалось количество Епархий и приходов. Этот процесс идет и в 21 веке.

В 2008 году по официальной статистике Московский патриархат объединяет 156 епархий, в которых служит 196 архиереев (из них 148 епархиальных и 48 викарных). Количество приходов Московского патриархата достигло 29 141, общее число священнослужителей — 30 544; имеется 769 монастырей (372 мужских и 392 женских). На декабрь 2009 было уже 159 епархий, 30 142 прихода, духовенства – 32 266 человек.

Также развивается и сама структура Московского Патриархата.

Митрополит Иларион сейчас

Последние новости из жизни и церковной деятельности митрополита Иллариона можно узнать на его официальном сайте и в группе В Контакте. В 2016 году вышли фильмы Алфеева «Монастырь», «О патриархе Кирилле». На сайте также можно ознакомиться с видео цикла передач «Церковь и мир» с митрополитом Волоколамским, которая идет на канале «Россия 24».

Митрополит Иларион в 2017 году

Там же выложены многочисленные фото со встреч Алфеева с представителями других конфессий. Сейчас вышла новая книга Иллариона «Чудеса Иисуса». В конце апреля под руководством митрополита в Общецерковной аспирантуре духовной академии прошел симпозиум на тему «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector