7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что случилось с SSJ-100: все вопросы о катастрофе в аэропорту Шереметьево

Содержание

Что случилось с SSJ-100: все вопросы о катастрофе в аэропорту Шереметьево

5 мая 2019 года в столичном аэропорту Шереметьево при посадке потерпел катастрофу пассажирский самолет SSJ «Суперджет-100» с бортовым номером RA-89098. Заживо сгорел 41 человек.

В авиации столь трагические последствия, как правило, являются следствием не одной, а нескольких причин, наслаивающихся друг на друга. И задачей расследования авиакатастроф является не только выявление виновных, вопреки расхожему мнению, а выработка мероприятий, предотвращающих повторение подобного в будущем.

Сейчас еще рано делать окончательные выводы, но мы уже можем обозначить основные вопросы, ответы на которые предстоит дать следствию. И сделаем это в той последовательности, как развивалась трагедия.

Пожарные не ждали: что говорят пилоты о крушении самолета в Шереметьево

Sukhoi Superjet 100-95 садился с полными баками топлива / Фото: rusdialog.ru

5 мая в результате жесткой посадки самолета Sukhoi Superjet 100-95, выполнявшего рейс Москва – Мурманск, в аэропорту Шереметьево погиб 41 человек. Пока следователи проводят проверку по факту трагедии, на специализированных форумах обсуждают подробности происшествия, действия экипажа и пассажиров воздушного судна. Что именно говорят об аварии в профессиональной среде, – в материале Amic.ru.

Действия пожарных

Одна из главных тем обсуждения – две минуты, которые прошли с того момента, как Sukhoi Superjet 100-95 приземлился в Шереметьево, до того момента, как самолет начали тушить. Участники форума удивились, что на взлетно-посадочной полосе самолет как будто не ждали, хотя пилоты подали сигнал бедствия и совершали аварийную посадку.

«Что же, не было ясности, что садится борт аварийный, с пожаром? Почему же у полосы не было пожарных машин и машин скорой помощи?» – написал Na_di.

Cheetah поясняет, что в воздухе пожара не было, поэтому пожарные и не ждали. Возгорание произошло уже после удара о взлетно-посадочную полосу.

«Нам сообщают очевидцы: «На моих глазах садился он. Три козла сделал. Третий козел – ударился об полосу. Подломились задние стойки шасси. Ну и загорелся самолет». Таким образом, пожара не было на борту до момента жесткой посадки. Именно поэтому экстренные службы Шереметьево (SVO) не дежурили у взлетно-посадочной полосы, так как возврат происходит из-за менее серьезной проблемы», – написал участник форума под ником 999.

Ошибки пассажиров

При проектировании самолетов закладывается так называемое правило 90 секунд: в случае жесткой посадки за это время должны эвакуироваться все пассажиры. Но когда в сети появились первые фото и видео с места происшествия, многие заметили, что люди покидают самолет со своим багажом, а значит, они потратили время на то, чтобы достать ручную кладь. Эта ошибка могла стать роковой для тех, кто находился в хвосте самолета, считают некоторые участники обсуждения.

«За 1,5 минуты все пассажиры должны быть эвакуированы в случае жесткой посадки. Но правило действует только тогда, когда все встают со своих мест и организованно покидают лайнер. Без задержек. Обратите внимание, что многие пассажиры эвакуировались с ручной кладью. А теперь вспомните о том, что хвост самолета был объят огнем и полностью выгорел», – написал 999.

Участник форума под ником Второй Механик добавил: «Вот тех, которые на видео топают с чемоданами и рюкзаками, утянутыми с багажных полок, надо потом в морг на опознание погибших привезти. Во время эвакуации время идет на секунды, а кто-то давку в проходе создает, вытягивая багаж…».

Участник форума Zuzik призвал всех представить себя на месте пассажиров и взглянуть на происходящее под другим углом:

«Механик, ответь, сколько займет времени открыть полку над моим креслом и вытянуть из нее мой рюкзак и рюкзак моего напарника, когда мы все и так уже стоим (а кто-то в полусогнутой позе корячится еще над своим креслом, не имея возможности выйти в проход из-за набившихся там пассажиров) в ожидании экстренного выхода? Глянь на видео и ответь, с какой частотой прыгают на трап пассажиры? А с какой скоростью двигается очередь в салоне, где пять кресел в ряд?! Ну, неужели нужно быть настолько, мягко говоря, ограниченным, чтобы этого не понимать? Ты когда последний раз летал пассажиром?».

Действия экипажа самолета

Участник форума 999 оценил действия пилотов во время посадки. По его мнению, они могли допустить ошибку из-за того, что самолет пришлось садить в максимальном весе – с полными баками топлива.

«Посадка происходила сразу же после вылета, то есть на высоком или даже максимальном посадочном весе – это непривычные, отработанные только на тренажерах и единично в реальности посадочные скорости и другая динамика самолета», – написал он, уточнив, что на исход полета могли повлиять также неблагоприятные метеоусловия и стресс-фактор (пилоты садили самолет без поддержки диспетчеров).

Еще один участник форума – Остап Бендер – считает, что главный вопрос, от которого будет зависеть судьба пилотов, – это какое именно оборудование отказало в самолете после удара молнии во время захода на посадку. Иными словами, стоило ли садиться с полными баками топлива? «Почему так поспешно гнали на посадку, был ли превышен максимальный посадочный вес, и еще куча вопросов от прокурора. А далее будут выводы, где поставить запятую: «казнить нельзя помиловать», – написал он.

Еще одной темой для обсуждения стала эвакуация пассажиров. По официальным данным, люди покинули салон за 55 секунд при нормативном времени 90 секунд. Однако эвакуационные трапы были развернуты в непосредственной близости от очага пожара. «Зачем они дверь в сторону пожара открыли…, – написал HAL112. – В инструкции в самолете написано, открывать дверь только туда, где нет пожара. и туда эвакуироваться».

Lookkil пояснил, что при посадке самолет удачно развернуло, направление ветра позволяло использовать оба передних трапа, но так как нос самолета находился выше разрушенного хвоста, угол был небезопасным, для того чтобы спускаться по трапам.

После эвакуации пассажиры самолета рассказали СМИ о том, что бортпроводники действовали грамотно и помогали выбраться пассажирам из самых задымленных отсеков. Один из бортпроводников рейса SU-1492 Максим Моисеев погиб, пытаясь спасти людей из хвостовой части.

«Бортпроводник помог выбраться нескольким пассажирам, но сам надышался дымом и не смог покинуть горящий борт. Мужик. Настоящий герой», – написал Лазурный.

2. К чему мог привести удар молнии?

Попадание молнии предшествовало нештатной ситуации, которая, развиваясь закончилась катастрофой.

Конструкция любого самолета имеет систему отвода электричества, в прошлом году в России около 30 раз молния попадала в самолеты, но все полеты закончились благополучно, сказал «Ведомостям» гендиректор авиакомпании «Ямал» Василий Крюк.

Однако в статье, опубликованной на сайте компании Boeing, говорится, что хотя современные самолеты обладают высокой степенью защиты от ударов молний, электрический ток может намагнитить те части лайнера, которые были изготовлены из ферромагнитных материалов.

Кроме того, электроток высокого напряжения, проходя сквозь конструкции самолета, может повредить распределительные системы, кабели, генераторы и прочие электроустройства.

К отказу электроники может привести некачественная сборка Sukhoi Superjet 100, предположил Крюк из «Ямала». «Опыт эксплуатации показывает, что качество сборки SSJ100 оставляет желать лучшего», — сказал он. В парке «Ямала» эксплуатируются 15 Sukhoi Superjet 100.

Вице-президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Игорь Виноградов сказал газете «Коммерсант», что SSJ100 проверялся на удары молниями при испытаниях . По их результатам было установлено, что молнии не приводят к потери управления лайнером. Анонимные источник в компании уточнил, что за время эксплуатации SSJ 100 в них 13 раз попадали молнии.

41 человек погиб из-за возгорания самолёта в Шереметьеве. Что об этом известно и за что хейтят пассажиров

Пользователи соцсетей обсуждают катастрофу с самолётом в аэропорту Шереметьево, в результате которой, по информации Следственного комитета, погиб 41 человек. Судно «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100 загорелось после аварийной посадки в аэровокзале. И то, как себя во время эвакуации якобы повели некоторые пассажиры, очень рассердило пользователей.

5 мая самолёт авиакомпании «Аэрофлот» Sukhoi Superjet 100, выполнявший рейс SU1492 Москва — Мурманск, совершил аварийную посадку в аэропорту Шереметьево и загорелся, пишет «Интерфакс». На видео пожара, публикуемых очевидцами, было заметно, что пламя охватило хвостовую часть судна. Осторожно, в первом ролике присутствует нецензурная лексика.

Также в соцсетях появилось видео от пассажиров о том, что происходило на борту Sukhoi Superjet 100, в то время как производилась посадка. На кадрах нет шок-контента, но предупреждаем: ролик может показаться слишком тревожащим.

Всего на борту «Суперджета» находилось 78 человек — 73 пассажира и пять членов экипажа. Сразу после остановки лайнера бортпроводники объявили эвакуацию, сообщает BBC. Пассажиры покидали самолёт по двум надувным трапам. Представитель «Аэрофолота» Максим Фетисов рассказал в эфире «России 24», что эвакуация заняла 55 секунд, в то время как норматив — 90 секунд.

Читать еще:  Крещение Господне — картинки, иконы, фрески, мозаики

Но несмотря на оперативную эвакуацию, по последним данным, происшествие унесло жизни больше половины людей на борту. Представитель Московского межрегионального управления следственного комитета на транспорте Елена Марковская рассказала журналистам, что в результате ЧП с самолётом погиб 41 человек — 40 пассажиров (среди них двое детей) и один член экипажа. Телеграм-канал Mash пишет, что скончался бортпроводник Максим Моисеев, до последнего помогавший пассажирам эвакуироваться. Издание «Говорит Москва» вечером 5 мая сообщало со ссылкой на свои источники и сестру Моисеева, что Максим жив, но ранен. Но утром 6 мая собеседник из авиакругов рассказал ТАСС, что парень погиб.

Эвакуация пассажиров велась через переднюю дверь по надувному трапу. С пассажирами в хвостовой части самолёта находился бортпроводник Максим Моисеев. Он пытался открыть заднюю дверь для оперативной эвакуации пассажиров из хвостовой части, которая горела. У него не получилось, он начал помогать людям покинуть горящий самолёт.

«Комсомольская правда» опубликовала фото Максима Моисеева

Точная причина ЧП с самолётом «Суперджет» пока не известна. Но сразу несколько СМИ сообщают, что в судно ударила молния. Источник РБК, знакомый с расследованием, утверждает, что после этого была потеряна радиосвязь и лайнер пришлось вернуть в Шереметьево. По словам собеседника ТАСС из экстренных служб, удар молнии спровоцировал отказ автоматики. Информацию о попадании молнии также подтвердил пассажир рейса Дмитрий Хлебников. По словам мужчины, он видел вспышку белого света. А «Лента.ру» со ссылкой на свои источники утверждает, что возгорание судна, а затем и взрыв топливных баков вызвала поломка стоек шасси — их обломки попали в двигатель и спровоцировали пожар.

Многих пользователей соцсетей ужаснула информация о том, как якобы повели себя некоторые пассажиры рейса SU1492 Москва — Мурманск. «Интерфакс» со ссылкой на источник писал, что основная причина гибели людей в хвосте самолёта — попытка некоторых пассажиров достать с полок свой багаж.

По предварительным данным, из опроса очевидцев следует, что, когда самолёт ударился о землю и загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна, и они погибли в огне. В экстремальной ситуации люди действуют машинально, пытаются спасти личные вещи, не думая, что это смертельно опасно и для них и для других, — утверждает собеседник информагентства.

Также в соцсетях появилось видео первых минут эвакуации пассажиров, на котором видно, что некоторые люди успели взять ручную кладь, причём кто-то — и крупные чемоданы.

Первые секунды после посадки горящего борта в Шереметьево. Люди, спасшиеся из самолёта, бегут по полосе pic.twitter.com/j3lcDnvtEF

В адрес пассажиров, которые якобы забирали личные вещи и мешали эвакуации, в соцсетях полились потоки ненависти.

Anna Kirichenko ‏

Борисыч ‏

Многие пользователи и вовсе уверены, что пассажиров, которые якобы задерживали эвакуацию, нужно наказать.

Elektrorubanok ‏

Однако многие пользователи призывают не судить пассажиров, ведь те, по их словам, действовали инстинктивно и будучи охваченными паникой.

incognito ‏

Evgeny Kaganer ‏

Кто-то уверен, что пассажиров не стоит винить в трагедии. И призывают обратить внимание на то, как действовали экстренные службы.

Adam Jensen ‏

Как бы то ни было, точную причину катастрофы с «Суперджетом» и виновных ещё предстоит определить. Следственный комитет России возбудил дело по статье 263 УК «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Делом занимается Главное управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации.

В Мурманской области объявлен трёхдневный траур по погибшим в катастрофе.

В Уфе прошлым летом почти сразу же после вылета загорелся самолёт, и кадры, как и фото и видео с «Суперджетом», ужаснут аэрофобов. Но ещё больше может удивить спокойствие пассажиров рейса.

Путешествия на самолётах могут быть нереально стрессовыми не только из-за страха авиакатастрофы. Немало неудобств порой доставляют пассажиры. В феврале девушка из США показала на фото, возможно, самого раздражающего соседа в самолёте, и с таким мужчиной вы вряд ли захотели бы делить судно.

Что в итоге?

Мы категорически против «приговоров» как самолету, так и его экипажу. Как мы показали выше, происшествие было сложным, и однозначно разобраться в нем сможет только расследование соответствующих служб.

Тем не менее кое-что уже можно утверждать. Удар молнии, который самолет получил в воздухе, имел аномальные последствия, которые обычно поражение молнии у современных авиалайнеров не вызывает. Это вывело из строя большую часть электроники, после чего пилотировать машину пришлось в «ручном» режиме.

Посадка на полосу прошла при нормальной горизонтальной скорости — даже несмотря на полные баки. Однако вертикальная скорость по каким-то причинам не была погашена в достаточный степени, что и привело к пробитию шасси баков и началу пожара.

Виноваты ли в этом пилоты, верным ли было их решение не уходить на второй круг после первого удара шасси об ВПП, — вопросы, на которые пока нет точного ответа. На них ответит следствие.

Три основных версии крушения Superjet 100 в Шереметьево

Следственный комитет Российской Федерации выдвинул три официальные версии о причине крушения самолета в аэропорту Шереметьево. По одной из них, причиной крушения стали неблагоприятные погодные условия. По другой — непрофессионализм экипажа и диспетчеров, которые проводили осмотр борта перед взлетом. И наконец — неисправность самолета.

Но говорить о том, какая из них соответствует действительности, пока что рано. На данный момент Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ).

Полеты российского ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 также решили не останавливать до выяснения всех обстоятельств.

Об этом заявил министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

Если бы полеты Superjet запретили, то некоторым небольшим региональным авиакомпаниям, например компании «Азимут», которая базируется в Ростове-на-Дону, пришлось бы полностью остановить деятельность, так как в ее авиапарке других самолетов нет.

Где были пожарные? И другие вопросы о гибели людей в Шереметьево

О нас

Полезное:

Давайте обсудим:

Новые темы обсуждений:
Стоимость договора авторского надзора при монтаже АПС и СОУЭ
[22.10 14:54] 0/0
Пример теплотехнического расчета
[22.10 14:4] 1/0
Испытание ВПВ на водоотдачу
[22.10 13:25] 0/0
Обязательный переход на Linux с 2021 года
[22.10 12:29] 9/0
Эвакуация с первого этажа через лестничную клетку
[22.10 9:6] 0/0

Новости и События

Для спасения пассажиров пожарные Шереметьево должны были действовать по-другому

06.05.2019 В понедельник была предварительно названа непосредственная причина смерти большинства жертв крушения лайнера Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево – они отравились продуктами горения. Об этом заявил Следственный комитет.

Что же касается причин гибели столь большого числа жертв, то СК перечислил несколько версий, в том числе недостаточную квалификацию наземных служб, в частности – пожарных расчетов. И здесь мнения специалистов расходятся.

Одни указывают на то, что пожарные службы после приземления самолета прибыли на место в пределах норматива, в течение трех минут. Однако тогда возникает вопрос: почему они не встречали самолет еще до посадки и вовремя ли они в таком случае получили приказ?

Другие специалисты, напротив, отмечают успешную работу пожарных. То, что носовая часть самолета не сгорела, на их взгляд, – это результат работы пожарных: они потушили все, что смогли.

О том, насколько убедительно такое мнение, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал бывший замначальника управления развития аэропортов министерства гражданской авиации СССР, а ныне гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев.

Виктор Горбачев (фото: Мир24/YouTube)
Виктор Горбачев (фото: Мир24/YouTube)

ВЗГЛЯД: Виктор Иванович, правильно ли мы понимаем, что при аварийной посадке самолета пожарные расчеты уже должны стоять вдоль взлетно-посадочной полосы и быть готовы к возможному возгоранию лайнера?

Виктор Горбачев: Однозначно. Если это аварийная посадка – то и пожарные, и аварийно-спасательные службы, и кареты скорой помощи, и пассажирские автобусы для эвакуации людей в безопасное место должны быть у ВПП.

ВЗГЛЯД: Некоторые летчики говорят, что службы спасения не должны стоять возле ВПП, чтобы их не снесло во время аварийной посадки, ведь самолет может садиться в неуправляемом режиме. Насколько они правы?

В. Г.: Это заблуждение. Почему им не стоять в начале, на торце – возле зоны безопасности, длина которой составляет 300 метров? Ведь воздушное судно садится не прямо в торец, у него же есть зона снижения и приземления.

ВЗГЛЯД: Как бы вы в таком случае оценили действия пожарной команды?

В. Г.: Трудно судить по записям, которые сделаны на смартфоны, ничего толком не определишь. Но мы видим, как жестко садилось и подпрыгивало воздушное судно, как оно уже без шасси опустилось на брюхо и начало чертить по полосе двигателями, из-за чего произошло возгорание.

Машины пожарной безопасности в этот момент уже должны были двигаться в эту сторону, потому что допускать такое горение категорически нельзя. Во-первых, его придется тушить дольше. Во-вторых, люди задохнутся и сгорят. Момент был явно упущен.

ВЗГЛЯД: В течение какого срока после аварийного сигнала от экипажа они должны прибыть к полосе? И кто в подобных случаях в аэропорту отвечает за организацию работы службы?

В. Г: За это отвечает начальник аварийно-спасательной службы, в которую входят и сами спасатели вместе со специальными средствами, и пожарная часть. Также за это отвечают заместители гендиректора по безопасности и аэродромному обеспечению. И конечно, сам генеральный директор.

Люди, которые работают в пожарной службе, даже если нет катастрофической ситуации, все равно должны прибыть в любой конец аэродрома в течение трех минут и оказаться около воздушного судна. Тушить, не тушить – не важно, но они должны оказаться в момент аварийной посадки там. Вместе с пожарными должна прибыть скорая помощь и спасательные средства, которые обеспечивают эвакуацию.

ВЗГЛЯД: Как меняется работа аэропорта в момент, когда воздушное судно подает сигнал бедствия?

Читать еще:  Режим «Covid». Как дома престарелых и ПНИ превращаются в госпитали

В. Г.: Командир воздушного судна сообщает, что ему нужно вернуться. Он сообщает об этом диспетчеру. Даже если радиообмен не идет, у пилота все равно есть кнопка SOS. Но самостоятельно он сесть не может, поскольку вокруг тоже летают самолеты – в Шереметьево высокая интенсивность полетов.

Далее диспетчер сообщает руководителю полетов об аварийной посадке борта, его направление. При этом у руководителя полетов в такой ситуации все регламентировано, расписано буквально по словам – кому и что говорить. Он моментально сообщает дежурному аварийно-спасательной службы по радиосвязи о возвращении борта, его номер и просит об обеспечении аварийной посадки. В это время ни прилетов, ни отлетов нет – всех убирают.

К моменту посадки сбоку от полосы должны уже стоять аварийные машины, пожарные и медики. Помните, как в фильме «Экипаж»? Это, конечно, всего лишь фильм, но в реальности примерно так все и должно выглядеть.

ВЗГЛЯД: Но на любительских видеозаписях мы ничего подобного не видим. Самолет горит, люди спускаются по трапу и бегут в разные стороны по траве.

В. Г.: Да, мы видели, как самолет подпрыгнул и загорелся, видели, как по трапу спускаются люди.

Когда люди спустятся, их должны встречать и сопровождать сотрудники аэропорта. Ведь человек в панике не знает, куда бежать.

При этом возможен взрыв самолета, потому что у него полные баки топлива. Людей должны были моментально посадить в автобус и увезти. А если есть пассажиры с детьми, инвалиды, хромые? Они ползком должны спасаться?

Существуют федеральные авиационные правила, которые в точности регламентируют действия аварийно-спасательных и пожарных служб. Все расписано, только соблюдай.

Следствие должно назвать имена всех ответственных за случившееся. Кроме того, должны выйти приказы Министерства транспорта и Росавиации с подробными инструкциями, в которых должны проанализировать результаты расследования – для предотвращения подобных ситуаций. Кроме того, необходимы дополнительные учебные тренировки.

ВЗГЛЯД: Вы работали в министерстве в советское время. Что было бы по итогам такой катастрофы тогда?

В. Г.: Такое происшествие не могло произойти во времена гражданской авиации СССР, иначе бы полетели с должностей все: от начальника смены до заместителя министра.https://m.vz.ru/society/2019/5/6/976463.html

Пять главных вопросов о катастрофе в Шереметьево 0

Одной из версий гибели людей, которая рассматривается сейчас Следственным комитетом, названа недостаточная квалификация наземных служб.

Почему пожарные службы не встретили подлетающий самолет, терпящий бедствие, прямо на полосе и не начали тушить его моментально? Может, пожарные — тоже ведь люди — боялись, что самолет вот-вот взорвется? Почему не додумались заранее пролить посадочную полосу пеной? Почему людей, эвакуирующихся из горящего самолета, никто не принимал на земле? Вопросов к тушению и спасению в этой авиакатастрофе — уйма. Попробуем разобраться.

1. Почему самолет «пошел на грозу»

— Нынешнее состояние всех современных самолетов в авиационном парке позволяет совершать полеты во время гроз, — говорит начальник Ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин. — Молния не должна приводить к непредвиденным ситуациям. Опасным может стать вход в грозовые облака, который сопровождается попаданием в воздушные ямы и обледенением. Бывает и сдвиг ветра при такой метеорологической обстановке, когда самолет может вылететь за пределы полосы, но, опять же, это не наш случай. Все остальное — не страшно. Скажу больше, молнии попадают в самолеты постоянно. Бывает, плавится стекло, фонари, но у аппаратов есть грозозащита. Например, в Сочи постоянные грозы: летние, зимние, и ничего, аэропорт работает в штатном режиме. Пилоту аэронавигация дала разрешение на взлет, значит, ситуация была не критической. Он был предупрежден о кучево-дождевой облачности, должен был быть готов. Помимо этого вчера гроза была не сильной, и более чем за час до взлета грозовой фронт уже сместился из «Шереметьево».

2. Почему самолет не встречали пожарные

— «Шереметьево», как и любой аэропорт, имеет категорию, — говорит независимый пожарно-технический эксперт Сергей Назаров. — И есть международная организация гражданской авиации (ICAO), которая определяет требования к конкретному аэропорту, в том числе к обеспечению его пожарной безопасности в аварийных ситуациях.

Смотрим документы ICAO, которая разделяет все аэропорты на 10 категорий по параметрам самолетов, которые аэропорт способен принять. Размеры самолетов определяют и технику, которая должна находиться в аэропорту, чтобы устранить возникший пожар. «Шереметьево» относится к 9-й категории. Согласно требованиям ICAO в штате аэропорта должно быть не менее трех пожарных машин с установленной турелью (установка для крепления пожарных шлангов. — «МК»). Пожарная техника должна обладать общей пропускной способностью 9000 литров воды в минуту, также в аэропорту должно храниться минимум 24 300 литров воды и не менее 450 кг химических средств пожаротушения.

— Пожарная охрана аэропорта — подчеркну, не МЧС, а внутренняя — должна обеспечить одномоментную подачу определенного количества воды и пенообразователя. Если это не обеспечивается, аэропорту не подтверждается категория и тяжелые самолеты не могут туда садиться. И все типичные аварийные ситуации для аэропорта прописаны, как и действия спасательных служб, — объясняет Назаров.

Смотрим далее. Решение о выдвижении спасательной техники на взлетно-посадочную полосу принимает ответственный за безопасность аэропорта сразу же после получения сигнала тревоги с самолета. Вот что говорится в руководстве по аэропортовым службам ICAO от 2015 года: «Тактическое принятие решения начинается в тот момент, когда звучит предупредительный сигнал и продолжается при дальнейшем выполнении полета по маршруту… план размещения специальной техники, с учетом различных типов воздушных судов, использующих конкретных аэродром, должен быть задокументирован и известен сотрудникам спасательных служб».

Теперь пробуем рассуждать по ситуации. Самолет какое-то время находится без связи, диспетчеры толком не знают, что там происходит. Когда самолет пошел на второй круг, как минимум могло быть понятно, что пожара на борту нет и что шасси работают. Поэтому пеной полосу не проливали — это делается в случаях, когда предполагается, что самолет будет садиться на брюхо.

Пожарные тем временем получают автоматический сигнал, который обязывает их в течение трех минут надеть огнезащиту и вывести технику из гаражей. После этого они ждут от диспетчера сообщения о том, какой именно самолет будет садиться, на какую полосу и в каком направлении. Они направляются к месту приземления — пока лишь предполагаемому — и встают так, чтобы не стать помехой самолету, не ближе 120 метров от взлетно-посадочной полосы.

Как только самолет приземляется, машины срываются с места и несутся следом. Скорость самолета при этом может быть до 300 км/ч. А пожарные машины, конечно же, такую скорость развить не могут, как бы ни старались водители.

— Современные пожарные машины могут развивать скорость до 120 км/ч, — говорит эксперт.

Поэтому-то пожарные и появляются у самолета спустя несколько секунд после его остановки. Они разворачивают пожарные стволы и начинают тушение, а тем временем люди уже эвакуируются.

Смотрите видео по теме: «Полное видео авиакатастрофы в Шереметьево: пассажиры спасались сами»

3. Почему пожарные «плохо тушили»

Сергей Назаров отметает предположения, дескать, пожарные могли «не спешить» к самолету из-за страха его взрыва.

— Топливные баки взорваться не могут, нет как таковой угрозы взрыва, — говорит эксперт. — Для того чтобы был взрыв, должна быть смесь паров топлива и воздуха. А здесь паров топлива больше, оно всегда будет гореть, взрывоопасный концентрат не образуется. То, что мы видим в кино, — это все пиротехнические эффекты. Например, бензобак движущейся машины взорваться не может. Для этого нужны определенные условия. И здесь то же самое.

Как особо отметил эксперт, пожарные службы аэропорта никакого отношения к МЧС не имеют.

И тем не менее, могли они помочь в экстренной ситуации?

— Все дело во времени их прибытия, — говорит эксперт. — Пожарные машины по закону, по техническим регламентам о пожарной безопасности в городе должны прибывать к месту тушения не больше чем через 10 минут, а в сельской местности — не больше чем через 20. Аэропорт — не город. Что там будет делать пожарная машина через 20 минут, если ее вызвать, когда счет шел на минуты, а может, и секунды. Поэтому и есть требования ICAO к пожарной безопасности самих аэропортов. Чтобы соответствовать своей категории, у них должна быть достаточно сильная пожарная охрана.

4. Почему так много погибших

Некоторые из экспертов считают, что с момента, когда прогорела обшивка самолета, у тех, кто еще оставался в салоне, шансов на выживание не было.

— Снаружи может гореть только топливо. А раз оно горело, то люди не могли выйти через заднюю часть самолета, им нужно было пройти в переднюю часть, но там была очень высокая температура — когда полопались иллюминаторы, пламя уже начало бушевать в салоне, люди наверняка сразу получали ожоги верхних дыхательных путей. О спасении уже не могло быть речи.

5. Почему не пускали «скорую»

Есть вопросы и к оперативности прибытия «скорой помощи». Бригады врачей жаловались на трудности с допуском на территорию аэропорта.

Здесь тоже нашлось объяснение. В аэропорту есть аварийно-спасательный расчет, в который входит не только пожарная служба, но и врачи. Но достаточного количества машин для эвакуации многих пострадавших в аэропорту нет. Поскольку аэропорт — это режимный объект, где все въезжающие на его территорию машины подвергаются обязательной проверке, какое-то время было потеряно из-за этого. На глазах репортера «МК» сотрудников «скорой» заставили вскрывать опечатанные ящички с сильнодействующими лекарствами. На все это уходило время.

А кроме того, есть еще одна проблема — большинство водителей не аэропортовских служб спасения, в том числе и машин «скорой помощи», не обучены перемещаться по аэродрому.

А это означает, что каждую такую машину необходимо сопровождать.

Многому, как обычно, нашлось объяснение. Но все это объяснения, укладывающиеся в логику всевозможных регламентов. И от этого, как говорится, не легче — погибли люди, много людей. А значит, обязательно нужно сделать правильные выводы.

Читать еще:  Глубина обыденных историй, или что делает фильм христианским?

Что на самом деле происходило в загоревшемся в Шереметьево самолете

Катастрофа, произошедшая 5 мая в аэропорту Шереметьево, унесла жизни десятков людей. Что же происходило на борту рейса SU1492 Москва — Мурманск, рассказали очевидцы.

ДУШАНБЕ, 6 мая – Sputnik. Клубы черного дыма, застилающие небо. Полыхающий на взлетно-посадочной полосе самолет.

Крики обезумевших от ужаса людей, в панике выпрыгивающих из объятого пламенем лайнера. Бортпроводники, хватающие пассажиров за воротники и выталкивающие их на надувные трапы.

В воздухе смрад от плавящегося пластика. Катастрофа, произошедшая 5 мая в аэропорту Шереметьево, унесла жизни больше половины пассажиров рейса SU1492 Москва — Мурманск.

Во вспыхнувшем в момент посадки воздушном судне заживо сгорели и задохнулись в дыму 41 человек. Среди них двое детей и один член экипажа — 22-летний стажер-стюард, до последнего пытавшийся помочь пассажирам покинуть борт.

Успеть за 55 секунд

Самолет Sukhoi Superjet 100 загорелся во время экстренной посадки в аэропорту Шереметьево вечером 5 мая. Примерно через десять минут после взлета у пилотов пропала связь с диспетчером — с большими перебоями работала только аварийная частота, поэтому приняли решение вернуться в Москву. Авиалайнер перевели на ручной режим управления.

Вскоре интернет облетят без преувеличения жуткие кадры. На записи, выложенной в социальных сетях очевидцами, воздушное судно во время экстренной посадки резко касается взлетно-посадочной полосы, несколько раз подскакивает, после чего огонь охватывает хвостовой отсек. По ВПП несется полыхающий лайнер. Позже появилась и короткая запись из салона самолета: внутри бушует пламя, пассажиры отчаянно кричат и зовут на помощь.

Как сообщили в «Аэрофлоте», людей вывели очень быстро: за 55 секунд при нормативе в девяносто. Эвакуацию осуществляли через два надувных трапа, оба — в передней части самолета, задняя была полностью охвачена огнем. Находившиеся в хвостовой части лайнера не успели покинуть салон и погибли.

«Живы мы»

Чтобы помочь пассажирам эвакуироваться, бортпроводники рисковали жизнью. Стюард Максим Моисеев пытался открыть аварийный выход в хвосте самолета и погиб. Ему было всего 22 года, он работал в «Аэрофлоте» меньше двух лет, мечтал стать пилотом. В соцсетях молодого человека единодушно признали героем. Сегодня о нем вспоминают и в кадетской школе-интернате с первоначальной летной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина — там Моисеев учился.

«Это был добрый открытый, светлый человек. Очень открытый. Очень добрый. Всегда поможет. Он хотел связать жизнь с авиацией, но, видимо, что-то после окончания школы не получилось. Пошел учиться, параллельно работал проводником. Отслужил. Очень спокойный был. Улыбчивый, добрый, мягкий. Неконфликтный, воспитанный. Очень скромный. Светлая память», — сказали учителя Максима.

Вплоть до полуночи официально было известно о 13 погибших, но в итоге список увеличился до 41… Тем, кто спасся, в комментариях повторяли: вы, ребята, родились в рубашке.

«Живы мы, друзья, все в порядке. Спасибо, не переживайте. Жалко людей, я думал, спаслись многие. Храни вас Господи. Наши глубокие соболезнования родственникам и близким погибших. Силы вам пережить наше общее горе», — написал на своей странице в социальных сетях Петр Егоров — он находился на борту самолета вместе с женой Натальей.

Капитан мурманской команды игры «Что? Где? Когда?» «Норманны» Михаил Савченко тоже был пассажиром рокового рейса. Выжил. И оставил эмоциональное сообщение в фейсбуке:

«Это мой самолет. «Сухой суперджет», рейс Москва — Мурманск. Экстренная посадка, горящая турбина. Второй день рождения буду праздновать. Огромные соболезнования семьям погибших и пострадавших. Остальное смотрите в новостях.

Upd — со мной все окей. Жив, пара ушибов.

Upd2 — моя фамилия в списке раненых — фейк. Либо ошибка. Я здоров. Спасибо вам всем за теплые слова и за поддержку».

«Людской поток вынес меня к трапу»

Вспоминать те страшные минуты тем, кто выжил, очень тяжело. Люди приходят в себя с помощью родных и психологов, на контакт с журналистами не идут. Но РИА Новости поговорило с пассажиром рейса SU1492, который в деталях вспомнил все, что происходило на борту.

Адвокат из Хабаровска Кирилл Бабаев летел в Мурманск в командировку. Изначально у него было место 11 С, однако после взлета он попросил пересадить его в хвост — думал занять три кресла и вздремнуть.»Однако мне сказали, что свободных мест в задней части самолета нет, предложили пересесть на шестой ряд. Сейчас я понимаю, что это спасло мне жизнь».

Кирилл вспоминает: примерно через полчаса после взлета он увидел вспышку и услышал хлопок. «После этого самолет стал заваливаться на правый борт. Стюардесса по громкой связи объявила, что по техническим причинам мы вынуждены вернуться в аэропорт».

На тот момент паники еще не было, видимо, пассажиры не сразу поняли, что ситуация критическая. Но при посадке самолет дважды ударился о землю, после чего в салон повалил густой дым. «Стюардессы просили не паниковать, а люди все равно были сильно напуганы. Помню, я едва успел отстегнуть ремень безопасности, встать с места — и людской поток вынес меня к трапу».

На летном поле к спасшимся пассажирам подбежал сотрудник аэропорта. «Он кричал, что нужно уходить от самолета, что борт в любой момент может взорваться. И мы побежали. Пассажиры бизнес-класса были без обуви — ботинки после взлета они сняли, а надеть потом уже не успели. Потом нас посадили в автобус, привезли в здание аэровокзала. В моей группе людей с сильными ожогами не было, но один мужчина стал задыхаться. Возможно, у него был шок».

Тех, кто пытался спасти свои вещи, Бабаев не помнит. «В моей группе никто не то что сумки, даже документы из рюкзаков не забрал. У меня в самолете остались и паспорт, и удостоверение адвоката, и кошелек. В руках был только телефон — с ним я и выбежал с борта. Сейчас многие СМИ сообщают что люди хватали с полок чемоданы и загородили проход остальным. Но я, наоборот, видел, как пассажиры помогали друг другу. Например, одна женщина упала на выходе. Так ее подняли и буквально вытолкали на трап».

По словам собеседника, спасшимся долго не сообщали о жертвах. «Сперва нам сказали, что погиб только один человек. Мы вздохнули с облегчением. Потом зашли в интернет — там было сказано уже о тринадцати погибших. Когда узнали, что жертв еще больше, стало не по себе. Помню, как пожилая женщина, сидевшая рядом со мной, заревела: «Лучше бы я погибла, чем молодые».

Сейчас Кирилл гостит у друзей и с ужасом думает о том, как будет улетать обратно в Хабаровск. «Пока мне кажется, что я смогу сесть в самолет. Но не факт, что на борту у меня не начнется паника. В любом случае я понимаю, что выжил только благодаря тому, что меня пересадили».

Еще один спасшийся пассажир (имя он просил не указывать) в беседе с РИА Новости предположил, что пожар произошел вовсе не из-за удара молнии. «По крайней мере, до этого мы слышали скрип и чувствовали странную вибрацию. А уже через пять минут увидели вспышку молнии. Возможно, самолет был неисправен при взлете».

Все на нервах

Пассажирам, чьи вылеты планировались на вечер 5 мая, пришлось провести в терминалах Шереметьева долгие часы.

«Закрыто было все летное поле, взлетно-посадочные полосы также перекрыли. Из здания терминала видны были только мигалки спецмашин», — рассказывали пассажиры, прибывшие в аэропорт вскоре после трагедии.

Они отмечали, что, несмотря на оперативность спасательных служб, катастрофа частично блокировала работу воздушной гавани — некоторые рейсы отменили, другие отложили на неопределенный срок, а на взлетной полосе образовался затор.

«Хуже всего, что не было никакой информации о сроках задержки. Нам ничего не оставалось, кроме как сидеть в зоне вылета и ждать, ведь посадку могли объявить в любой момент», — сообщили нам те, кто оказался вечером 5 мая в Шереметьево. Люди нервничали, звонили родным и говорили, что не знают, когда они теперь вылетят и, самое главное, как пережить полет после всего случившегося.

Надо отметить, что абсолютное большинство пассажиров с пониманием отнеслись к вынужденному ожиданию. Однако общую атмосферу, царящую в те часы в аэропорту, можно было назвать гнетущей.

Пытаясь справиться со страхом, люди рассуждали о судьбе и ее предначертании. Так, десятилетняя девочка, находившаяся на борту готовящегося вылететь в Ростов-на-Дону самолета, говорила о том, как пережить горе, и сочувствовала членам экипажа, которым сейчас будет еще сложнее выполнить полет.

По официальной информации

В Мурманской области уже объявили трехдневный траур в связи с трагедией. Двадцать шесть погибших — оттуда. Родственники прилетели в Москву, их разместили в гостинице. Сейчас с ними работают психологи. Глава Минтруда Максим Топилин поручил Пенсионному фонду России установить семьям погибших пенсии по потере кормильца. На данный момент из самолета извлекли все тела.

После ЧП в Шереметьево девять человек из 37 выживших доставлены в московские медучреждения. «Из них двое в тяжелом состоянии и двое — средней степени тяжести — находятся в НИИ Вишневского Минздрава России. Четверо пациентов госпитализированы в НИИ Склифосовского, среди которых один в тяжелом, трое — в состоянии средней тяжести», — прокомментировали в Минздраве.

Расследованием трагедии занимается Следственный комитет. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

На борту сгоревшего лайнера сохранилось два черных ящика, их изучают специалисты. «Изъяты для дальнейшего изучения бортовые самописцы, образцы топлива из баков самолета и заправочной станции, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой, записи с камер видеонаблюдения. В ближайшее время будут назначены генетические и судебно-медицинские экспертизы», — заявили в Следственном комитете России.

Сейчас рассматривается несколько версий трагедии. Среди них — недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность воздушного судна, неблагоприятные метеоусловия.

На момент публикации аэропорт Шереметьево все еще работал с одной взлетно-посадочной полосой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector