1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Псалом 49: текст на русском языке,для чего читают молитву, значение и толкование

Содержание

Псалом 49

Писателем псалма был Асаф (см. о нем во введении к Псалтири). Можно думать, что этот Асаф был современником Давида и псалом поэтому нужно считать писанным в царствование Давида. Псалом представляет обличение евреев в распространении среди них взгляда на богослужение и богоугождение как на внешнюю форму, как только на соблюдение закона со внешней стороны, почему у приносящего, напр., жертвы не было покаянного, духовного настроения ( Пс.49:4, 17, 18, 21 ). Действительно, торжественная постановка внешнего богослужения, введенная Давидом, могла ослеплять своею пышностью и блеском еврея, вообще склонного ко всему внешнему и чувственному, а потому и вселять убеждение, что в соблюдении внешней стороны богослужения и заключается вся сущность богоугождения. Этот ложный взгляд необходимо было рассеять, к чему и направлен этот псалом Асафа. Ту же заботу высказывал и Давид, когда при перенесении Кивота Завета на Сион требовал от обитателей последнего нравственной чистоты и внутреннего просвещения (см. Пс. 14 ). Согласие этого псалма с эпохой Давидова времени, равно как и сходство его содержания с псалмами Давида, подтверждают предположение о его происхождении из эпохи Давида и о писателе Асафе – как современнике того царя.

Бог богов призывает на суд пред Себя свой народ – евреев (1–6). Он грозно говорит ему: «Я обличаю тебя не за жертвы, которые ты приносишь, а за настроение твое. В твоих жертвах я не нуждаюсь. Они не нужны Мне для питания, так как все звери и птицы принадлежат Мне и в Моей власти (7–13). Ты принеси Мне хвалу и воздай обеты, тогда во время скорби Я избавлю тебя (14–15). Ты же грешен: соблюдаешь только внешне Мой устав, а живешь с прелюбодеями, коварствуешь, ненавидишь своего брата. За это Я накажу тебя. Тот получит награду, кто чтит Меня внутренне и следует Моим заповедям в своей жизни» (16–23).

Пс.49:1 . Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.

«Бог богов» . Повторение одного и того же слова употребляется для усиления его значения, как напр., суета сует, песнь песней и др. «Бог богов» – значит высочайший Бог. Под богами нужно разуметь языческие божества, за которыми хотя истинный еврей не признавал реального бытия и живого могущества, но не считаться с верованием в них не мог, так как эти верования в ложных богов были распространены среди соседей язычников, да и сами евреи часто увлекались ими. Указанием, что Господь, Бог евреев, есть Бог богов, псалмопевец устанавливает истинность и высоту верований евреев в Господа, как единого и высшего над всею землею. Этим же указанием определяется важность и серьезность повиновения Ему и великая преступность оскорбления Его непослушанием Его заповедям. – «Призывает землю» – Изображаемый суд Бога над евреями производится пред всею землею, так как Господь есть Бог и Владыка всего живущего. – «От восхода солнца до запада» – две противоположные стороны света берутся для означения всего света.

Пс.49:2 . С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,

«С Сиона, который есть верх красоты» . – Гора Сион, которая по своему виду, является венцом красоты особенно потому, что в ней обитает сам Господь.

Пс.49:3 . грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.

«Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» . Картина, напоминающая явление Господа в 17 псалме. Эти образы означают Божественное Правосудие, не допускающее торжествовать злу и уничтожающее последнее, как огонь освобождает металлы от лигатуры. «Сильная буря» – символ Его могущества.

Пс.49:5 . «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».

«Святых Моих» , т. е. евреев, которые призваны Богом быть народом святым ( Исх. 19:6 ). – «Вступивших в завет со Мною при жертве» – разумеются жертвы, принесенные евреями при Синае, как внешний знак торжественности момента.

Пс.49:8 . Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;

Бог укоряет евреев не за «жертвы» , которые они приносили, а за то настроение и смысл, который они соединяли с этим жертвоприношением. – «Всесожжения твои всегда предо Мною» – вероятно указывается на постоянное всесожжение, которое ежедневно приносилось в храме утром и вечером.

Пс.49:12 . Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

Пс.49:13 . Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?

Пс.49:14 . Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,

Пс.49:15 . и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

Жертвы Богу не нужны для Его питания. Если бы за ними было только такое внешнее значение, то Господу, во власти которого весь мир, они не надобны. Важно в жертве не вещество приносимое, а та «хвала» и те «обеты» , которыми должно сопровождаться это приношение. Под хвалою разумеется благоговейное чувство пред Богом, то чувство, которое лежит и в основании обетов, как обязательств, налагаемых на себя человеком добровольно пред лицом Господа, а потому и с сознанием важности их значении. Молитва к Богу при таких жертвоприношениях приятна Ему и Он избавит молящегося в день скорби. Такой человек – праведен пред Ним.

Пс.49:16 . Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

Пс.49:17 . а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?

Пс.49:18 . когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;

Пс.49:19 . уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;

Пс.49:20 . сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;

Грешен пред Ним и заслужит наказание тот, «кто проповедуе т уставы Его, бере т завет Его, . а сам ненавиди т наставление Его и слова Его бросае т за себя« .

Одно лишь внешнее благочестие, показное, но без соответствующих словам дел, есть оскорбление Бога, пренебрежение Его заповедями ( »броса ние за себя» ).

Пс.49:21 . ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].

«Ты это делал, и Я молчал» , т.е. Бог не тотчас по своему долготерпению обличает и наказывает грешника, но дает возможность ему исправиться и загладить свое поведение. Из этого «молча ния» Бога, медлительности в послании кары, нечестивый делает нелепый вывод, что Бог такой же, как и он, т. е. довольствующийся только внешним богоугождением, внешними жертвами, а не внутренним настроением и соответственным ему поведением человека, Бог изобличит такого человека и накажет.

Пс.49:23 . Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».

Истинный чтитель Бога тот, кто приносит Ему жертвы с искренним чувством благоговения пред Ним и заботится, чтобы и его внешнее поведение и поступки согласовались с этим настроением.

«Никогда никакая греческая или латинская ода, говорит Фенелон, не могла достигнуть высоты псалмов. Напр., тот из них, который начинается словами: «Бог богов, Господь возглаголал, и приз вал землю» , превосходит всякое человеческое воображение» (Вигуру).

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва: Дар, 2009. / Т. 3.: Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Псалтирь. 190-536 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 52-го. – блаженный Феодорит Кирский
  2. Толкование на книгу Иова – Глава 41 – профессор Александр Павлович Лопухин
  3. Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий
  4. Толковая Псалтирь – Псалом 49 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
  5. Беседы на Псалмы – Беседа 18 на псалом 49 – святитель Иоанн Златоуст
  6. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 49 – протоиерей Григорий Разумовский

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Псалом 49

Псалом 49 предназначен для порицания иудеев, которые считают, что внешнее соблюдение религиозных обрядов важнее молитвы и прославления Господа, а также для тех, кто, толкуя закон для других, ведет порочный образ жизни.

  1. Текст молитвы псалом 49
  2. На церковнославянском языке с ударениями
  3. На русском языке
  4. История псалма 49
  5. Для чего читают псалом 49?
  6. Толкование

Текст молитвы псалом 49

На церковнославянском языке с ударениями

1 Бог бого́в Госпо́дь глаго́ла и призва́ зе́млю от восто́к со́лнца до за́пад.

2 От Сио́на благоле́пие красоты́ Его.

3 Бог я́ве прии́дет, Бог наш, и не премолчи́т: огнь пред Ним возгори́тся, и о́крест Его бу́ря зе́льна.

4 Призове́т Не́бо свы́ше и зе́млю разсуди́ти лю́ди Своя́.

5 Собери́те Ему преподо́бныя Его, завеща́ющыя заве́т Его о же́ртвах.

6 И возвестя́т небеса́ пра́вду Его, я́ко Бог судия́ есть.

7 Услы́шите, лю́дие мои́, и возглаго́лю вам, Изра́илю, и засвиде́тельствую тебе́: Бог, Бог твой есмь Аз.

8 Не о же́ртвах твои́х обличу́ тя, всесожже́ния же Твоя́ предо Мно́ю суть вы́ну.

9 Не прииму́ от до́му Твоего́ тельцо́в, ниже́ от стад твои́х козло́в.

10 Яко мои́ суть вси зве́рие дубра́внии, ско́ти в гора́х и воло́ве.

11 Позна́х вся пти́цы небе́сныя, и красота́ се́льная со Мно́ю есть.

12 Аще вза́лчу, не реку́ тебе́: Моя́ бо есть вселе́нная и исполне́ние ея́.

13 Еда́ ям мяса́ ю́нча или́ кровь козло́в пию́?

14 Пожри́ Бо́гови же́ртву хвалы́ и возда́ждь Вы́шнему моли́твы Твоя́.

15 И призови́ Мя в день ско́рби твоея́, и изму́ тя, и просла́виши Мя.

16 Гре́шнику же рече́ Бог: вску́ю ты пове́даеши оправда́ния Моя́ и восприе́млеши заве́т Мой усты́ твои́ми?

17 Ты же возненави́дел еси́ наказа́ние и отве́ргл еси́ словеса́ Моя́ вспять.

18 Аще ви́дел еси́ та́тя, текл еси́ с ним, и с прелюбоде́ем уча́стие твое́ полага́л еси́.

19 Уста́ Твоя́ умно́жиша зло́бу, и язы́к твой сплета́ше льще́ния.

20 Седя́, на бра́та твоего́ клевета́л еси́ и на сы́на ма́тере твоея́ полага́л еси́ собла́зн.

21 Сия́ сотвори́л еси́ и умолча́х, вознепщева́л еси́ беззако́ние, я́ко бу́ду тебе́ подо́бен. Обличу́ тя и предста́влю пред лице́м твои́м грехи́ Твоя́.

22 Разуме́йте у́бо сия́, забыва́ющии Бо́га, да не когда́ похи́тит, и не бу́ет избавля́яй.

23 Же́ртва хвалы́ просла́вит Мя, и та́мо путь, и́мже явлю́ ему спасе́ние Мое́.

На русском языке

1Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.

2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,

3 грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.

4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:

5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».

6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.

7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.

8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;

9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,

10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,

11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.

12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?

14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,

15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?

18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;

19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;

20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;

21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].

22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.

23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».

История псалма 49

Псалом 49, наполненный нравоучительными стихами, был написан Асафом во время правления царя Давида. Две темы звучат в псалме: поклонение Богу людьми и исполнение 10 заповедей. Торжественная обстановка богослужения, введенная Давидом, ослепляла блеском и пышностью и вселяла в евреев убеждение, что исполнение ритуалов крайне важно. Асаф стремится рассеять этот ложный взгляд. Но те же взгляды выражал и Давид, когда при перенесении Ковчега Завета на Сион потребовал от обитателей последнего нравственной чистоты. Псалом 49 сходен по содержанию с псалмами Давида, что также подтверждает версию о том, что автором являлся современник знаменитого псалмопевца.

Для чего читают псалом 49?

Текст псалма 49 является предостережением не только древним евреям, но и православным христианам в наши дни. Посещая храм и участвуя в таинствах, можно не иметь в глубине души самого главного – истинной веры. Автор призывает нас больше внимания уделять внутреннему подвигу.

Читать еще:  Псалом 19: текст на русском языке, для чего читают молитву, значение и толкование

Каждый верующий должен задуматься о своей православной жизни, чтобы в один день быть готовым ответить за все поступки и мысли.

Дома псалом 49 читают на русском языке в следующих случаях:

  • о спасении неверующих;
  • когда мы хотим с любовью обличить близких, не вызвав их ответной гневной реакции.

В храме псалом 49 читается на старославянском языке.

Толкование

Псалом 49 является назиданием, а не молитвой или прославлением. Воспевая его, мы должны наставлять и предостерегать друг друга. Автор обращается к тем, кто превратил религию в ритуальное служение. Например, к тем, кто, принося жертву, не обращается к Господу с покаянным чувством, идущим от самого сердца.

Обличает автор и тех, кто считают себя чадами Церкви, но относятся к своим ближним лицемерно, пренебрегая 10 заповедями. Это гибельный путь.

Асаф рисует сцену суда в небесах, когда Господь станет строго разбирать дела народа Своего. Бог обвинит народ в формальном поклонении Ему, ведь жертвы благодарения приносятся от смиренного сердца, а также в лицемерном отношении к своим ближним.

Чтобы лучше понять глубинный смысл, следует разобрать толкование псалма 49 по каждому стиху:

  • Стих 1-2: подчеркивается величие Господа, правящего миром от востока до запада.
  • Стих 3-6: христиане, считающие себя праведниками, предстанут перед судом Всевышнего, и с небес будет возвещена воля Творца.
  • Стих 7-13: Бог осудит евреев не за неукоснительное соблюдение ритуала жертвоприношений, а за их формальный характер. Все звери в лесу и весь скот, пасущийся в горах, принадлежат Ему. Господу не нужны жертвенные животные для пропитания. Этот ритуал был учрежден Им ради людей, нуждающихся в Нем.
  • Стих 14-15: автор подчеркивает, что Господу необходима искренность человеческого упования на Него. В жертву необходимо принести благоговение перед Всевышним (хвалу), а также исполнить данные обеты.
  • Стих 16-23: евреи обвиняются в лицемерии и безнравственном поведении. Господу известны любые истинные помыслы. Тщетна надежда грешника скрыть свои проступки. Спасение будет дано лишь тому, кто не только возносит хвалу Всевышнему, но и поступает благочестиво.

Псалом Давида 49

Не все псалмы можно назвать песнями хвалы или молитвами прошения. Псалтырь объединил молитвенные обращения к Богу разных авторов, но лишь немногие псалмы содержат назидающий, наставляющий, обличающий смысл.

Псалом 49 — воззвание от Бога устами Асафа, в котором превозносится имя Господнее и дает наставление, предостережение людям.

История написания и значение псалма

Послание к Творцу, наполненное нравоучительными стихами, написано Асафом, одним из левитов, священником во время правления царя Давида. Асаф представил свой псалом двумя темами: поклонение Богу людьми и исполнение 10 Заповедей Господних.

Два греха особенно высветил левит при храме:

  1. Формальное, без приложения сердца, поклонение Богу.
  2. Лицемерное, не на основе 10 заповедей, отношение к ближним.

Псалом 49 написан для христиан, которые познали силу любви Господа, считают себя чадами Церкви, но продолжают безрассудно грешить. Часто служение и поклонение Всевышнему Создателю превращается в лицемерное ритуальное служение под личиной благочестия.

Важно! В хвале и прославлении Творца христиане должны не забывать о милости один к другому, в любви, чтобы словами псалмопевца при необходимости наставить или предостеречь от греха друг друга.

Назначение Псалма 49:

  • порицание тех людей, которые при внешнем исполнении религиозного долга ведут мирскую жизнь, убрав из нее молитвенные воззвания и хвалу Богу;
  • пророческое возвышение прославления будущего Мессии;
  • представление времени Суда, на котором Творец от каждого потребует отчет, как ты славил Господа, приносил Ему жертву хвалы и почему лицемерием заменил искреннюю любовь.

Читая псалом 49, каждый верующий должен «примерять» его к своей православной жизни, чтобы в один день быть готовым ответить за все поступки и мысли.

Толкование Псалма 49

1 Бог богов, Господь возвысил глас и призвал землю от востока солнца до запада.

2 С высоты Сиона воссияла красота Его.

3 Бог въяве придет, Бог наш, и не в безмолвии; огонь пред Ним возгорится, и окрест Него буря великая.

4 Призовет Он небо свыше и землю рассудить народ Свой.

5 Соберите пред Ним праведников Его, исполняющих завет Его о жертвах.

6 И возвестят небеса правду Его, ибо Судия миру Бог.

7 «Слушай, народ мой, изреку тебе и засвидетельствую тебе, Израиль: Я Бог, Я Бог твой!

8 Не за жертвы твои укорю тебя, ибо всесожжения твои всегда предо Мною;

9 Не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих — козлов.

10 Ибо Мои все звери дубравные, скот на холмах и волы;

11 Я знаю всех птиц небесных, и красота полей предо Мною.

12 Если б взалкал Я, не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

13 Разве ем Я мясо тельцов? Или кровь козлов пью?

14 Принеси Богу жертву хвалой своей и исполни пред Всевышним обеты твои.

15 Призови Меня в день скорби твоей, и Я избавлю тебя, и прославишь Меня».

16 А грешнику сказал Бог: «Зачем ты возвещаешь о повелениях Моих и принимаешь завет Мой устами твоими?

17 Ты же возненавидел наставления и вконец отверг слова Мои.

18 Если видел ты вора, помогал ты ему, и сообщником прелюбодея становился;

19 В устах твоих умножалось злоречие, и язык твой сплетал обманы;

20 Сидя в собрании, клеветал ты на брата твоего, сыну матери твоей расставлял сети.

21 Ты поступал так, а Я молчал; и помыслил ты беззаконно, что уподоблюсь Я тебе. Но обличу тебя и обнажу пред тобой грехи твои!

22 Уразумейте это, забывающие Бога, да не отнимет Он у вас жизнь, и не будет избавителя!

23 Жертва, приносимая хвалой, прославит Меня; и вот путь, каким дарую человеку спасение».

Стихи 1-2 подчеркивают величество Господа среди множества языческих богов, которым поклонялись люди в то время. Бог Единый, Бог Иегова правит от востока и до запада, Ему поклоняется каждый народ, и Он правит миром. Страшен приход суда Господнего, огонь и бури возвестят об этом событии, после чего начнутся землетрясения и земные катаклизмы, и будут призваны люди для дачи ответ за свои дела.

Не стоит обольщаться христианам, которые считают себя праведниками, они предстанут перед Всевышним, с Небес будет возвещена воля Творца, говорится в стихах 5-6.

Асаф в стихах 7-13 от имени Бога говорит о том, что Господь не нуждается в приношении животных, ибо они все принадлежат Создателю.

Жертву крови человек приносит за свои грехи, Господу угодна одна жертва, говорит стих 14, хвала и поклонение искреннего сердца.

Как часто, приходя в храм, христиане формально исполняют обряды, не раздумывая над ними. При чтении молитв произносятся заученные слова, но при этом мысли и сердечные помыслы находятся далеко от Бога. Творец осуждает каждого, приносящего свои лицемерные жертвы в храм, за формализм ритуалов и бездушие.

Читайте о других псалмах Давида:

Великое обетование лежит в стихе 15, Бог утверждает, что, как только человек взывает к Нему всем своим сердцем, Господь сразу слышит и приходит на помощь, благодарностью для Всевышнего будет хвала сердца.

Далее Создатель напрямую говорит грешащим пустотой уст своих, что они формально воздают хвалу, лицемерно показывая ее в храме, а сами грешат, отвергая заповеди.

В стихах 18-21 Творец четко указывает на каждый грех:

  • видел вора, знал о воровстве и промолчал;
  • пособничал в прелюбодеяниях, даже если сам ими не занимался;
  • сплетни и злоречия были на устах твоих;
  • находясь в храме, обсуждал ближних.

Страшен Господь в гневе Своем, Он говорит о том, что видит все помыслы человека. Зря грешник надеется на то, что его прегрешения сокрыты от Создателя, придет день и придется услышать обличения и обнажение всех грехов, и дать ответ за них.

Милостив наш Творец, Он дает уразумение, как Отец детям, что, те, кто примет это обличение, сохранит жизнь. Только жертва хвалы дарует прославление Господу, а оно возвращается спасением к человеку.

Важно! Псалом 49 станет надежным помощником христианам, которые в любви хотят обличить близких, чтобы не вызвать ответную гневную реакцию.

Псалом 49 на русском и церковнославянском языках

В тексте 49-го псалма критике поддаются иудеи, считающие, что важнее соблюдать религиозные обряды внешне, нежели молиться и прославлять Бога. Порицание распространяется и на тех, кто учит других, как жить праведно, при этом позволяя себе порочное поведение.

Текст псалма 49

Самыми популярными вариантами молитвы являются церковнославянская и русская, современный перевод. Первый текст христиане слышат в храмах во время богослужений, его также не запрещено использовать для келейного обращения к Единому Творцу. Второй – достойная альтернатива, с которой неподготовленные праведники могут лучше понять смысл древнего произведения.

С ударениями на церковнославянском языке

На русском языке

История псалма 49

49-ый псалом стоит рассматривать, как сборник нравоучительных стихов, написанных Асафом в период правления пророка Давида. В этом произведении автор поднимает такие важные темы: поклонение людей Господу, исполнение заповедей. По требованию царя богослужение проводилось в торжественной ослепляющей блеском обстановке. Так, правитель делал акцент на том, что исполнять ритуалы крайне важно.

С этим Асаф не согласен, его цель – рассеять ложный взгляд. Самостоятельно рассеял их и сам Давид, случилось это при перенесении Ковчега Завета на гору Сион, тогда пророк требовал от народа нравственной чистоты. Содержание псалма 49 можно сравнить с содержанием песен, написанных царем. Это навело экспертов на мысль, что Асаф был современником знаменитого псалмопевца.

Когда читают псалом 49?

Молитва-предостережение была актуальна для древних евреев, таковой она является и сейчас, в глазах православных христиан. Часто бывая в церкви, принимая участие в таинствах, человек не обязательно имеет в душе главное – истинную искреннюю веру.
Автор псалма 49 призывает людей сосредоточиться на внутреннем подвиге. Другими словами, он просит праведников задуматься о своей жизни, принять ответственность за свои помыслы, слова, поступки.

Келейно песнь читают в таких случаях:

  • когда необходимо наставить на путь неверующих;
  • для вразумления близких без риска возникновения конфликта.

Произносить молитву можно на русском и на церковнославянском, принципиального значения это не имеет.

Толкование

Многие специалисты настаивают на том, чтобы псалом 49 называли назиданием, но не молитвой или хвалебной песней. Таким образом, в тексте его имя Господа прославляется, но акцент сделан на необходимости предостережения праведниками друг друга. Автор адресует строки тем, кто относится к религии, как к ритуальному служению.

Он осуждает жертвоприношение, которое сопровождается искренним покаянием. Обличению подвержены и те, кто называет себя чадами Церкви, но в жизни не стесняются лицемерить, не придерживаться Божьих заповедей. Такой путь для христиан, по мнению псалмопевца, является гибельным.

Асаф описывает страшный суд, по ходу которого Бог Господь строго разбирает деяния избранного народа. Он обвинит евреев в служении Ему «формально», ведь вместе с приношением жертв от смиренных сердец они лицемерно относились к ближним.

Смысл произведения открывается тем, кто находит время для тщательного разбора толкования стихов псалма 49:

  • Стих 1 и 2: величается Всевышний, правящий миром.
  • Стих с 3 по 6: описывается судьба христиан, называющих себя праведниками, но не являющихся таковыми. Автор подчеркивает, что их ждет справедливый суд.
  • Стих с 7 по 13: рассуждения на тему отношения Бога к евреям. Он осуждает их за формальный характер служения, совершенные ритуалы жертвоприношения. В последних, по мнению автора, Господь не нуждается, ведь все живое, включая скот и зверей в лесу, и так принадлежит Ему. Таков ритуал изначально был учрежден для людей, которые уповают на Него.
  • Стих 14 и 15: Всевышний нуждается в искренней вере человечества в Него. Главной жертвой людей должна стать жертва благоговения, то есть, христианам нужно жить по заповедям, восхвалять Бога.
  • Стих с 16 по 23: евреи погрешили безнравственностью и лицемерием, в чем их и обвиняет автор. Господь знает об истинных помыслах рабов Своих, поэтому нет смысла надеяться на то, что грехи человека останутся незаметными для ока Всевышнего. Спасение будет даровано тем, кто не останавливается на восхвалении Господа, кто стремится к благочестивой жизни.

Слушать псалом 49

Псалом 49

Псалом Асафу

Псалом Асафа.

1 Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад.

1 Бог богов Господь заговорил и призвал землю от востока солнца до запада.

2 От Сиона благолепие красоты Его.

2 С Сиона благолепие красоты Его.

3 Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна.

3 Бог явно придёт, Бог наш, и не промолчит: огонь перед Ним загорится, и вокруг Него – буря сильная.

4 Призовет Небо свыше и землю разсудити люди Своя.

4 Призовёт Он небо свыше и землю, рассудить народ Свой.

5 Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах.

5 Соберите Ему святых Его, заключивших с Ним завет о жертвах.

6 И возвестят небеса правду Его, яко Бог судия есть.

6 И возвестят небеса правду Его, ибо Бог – судия.

7 Услышите, людие мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз.

7 «Слушай, народ Мой, и скажу тебе, Израиль, – и засвидетельствую тебе. Я Бог, твой Бог;

8 Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же Твоя предо Мною суть выну.

8 не за жертвы твои обличу тебя: ибо всесожжения твои всегда предо Мною.

9 Не прииму от дому Твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов.

9 Не приму из дома твоего тельцов, ни из стад твоих – козлов.

10 Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове.

10 Ибо Мои все звери в лесу, скот на горах и волы.

11 Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть.

11 Я знаю всех птиц небесных, и красота поля – со Мною.

12 Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея.

12 Если бы был Я голоден, не сказал бы тебе: ведь Моя вселенная, и что наполняет её.

13 Еда ям мяса юнча или кровь козлов пию?

13 Разве буду Я есть мясо волов или пить кровь козлов?

14 Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя.

14 Принеси Богу жертву хвалы, и воздай Всевышнему обеты твои,

15 И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя.

15 и призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

16 Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?

Читать еще:  Сильная молитва на исполнение желания Николаю Чудотворцу

16 Грешнику же сказал Бог: «Для чего ты проповедуешь повеления Мои и принимаешь завет Мой устами твоими?

17 Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять.

17 Ты же возненавидел наставление и отбросил слова Мои назад!

18 Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси.

18 Если видел вора, бежал вместе с ним, и с прелюбодеем долю свою разделял;

19 Уста Твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения.

19 уста твои умножили злобу, и язык твой сплетал коварство.

20 Седя, на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн.

20 Сидел и клеветал на брата твоего, и на сына матери твоей наводил соблазн.

21 Сия сотворил еси и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи Твоя.

21 Ты это сделал, и Я промолчал; ты помыслил беззаконие, что Я буду тебе подобен. Обличу тебя и представлю пред лицо твоё грехи твои».

22 Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй.

22 Уразумейте же это, забывающие Бога, чтобы Он вас не похитил, и не будет избавителя.

23 Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю eму спасение Мое.

23 «Жертва хвалы прославит Меня, и там путь, на котором явлю ему спасение Моё».

Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие красоты Его. Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. Призовет Небо свыше и землю разсудити люди своя. Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах. И возвестят небеса правду Его, яко Бог Судия есть. Услышите, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз. Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну. Не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов. Яко Мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове. Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть. Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея. Еда ям мяса юнча или кровь козлов пию? Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя. И призови Мя в день скорби своея, и изму тя, и прославиши Мя. Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять. Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси. Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения. Седя, на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн. Сия сотворил еси и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя. Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй. Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое.

Псалом Давида 58 на русском и церковнославянском языках

Певец и музыкант

Как и для всех ветхозаветных персонажей, Асафу очень важно его происхождение, с помощью которого иудеи могли доказать свою принадлежность к богоизбранному народу. Родословие семейства началось с Герсома. Асаф принадлежал к одному из левитских колен, являясь внуком Левия. Левиты несли службу сначала при Скинии, затем при Иерусалимском храме. Они были музыкантами, певчими либо стражами. Были у них и другие обязанности:

  • обучать прихожан законам Торы;
  • следить за соблюдением порядка во время богослужений;
  • воспевать псалмы (чем и занимался автор псалма 49);
  • играть на музыкальных инструментах;
  • помогать священникам во время жертвоприношений.

Из этого видно, что Асаф был человеком, глубоко посвященным в благочестивую жизнь. Служителей содержало население, уделяя им пожертвования (десятина была для евреев священным долгом), также каждому полагался земельный надел возле одного из иудейских городов.

Асаф был современником Давида, он занимал высокое социальное положение. Руководил пением при Скинии, поэтому неудивительно, что служитель стал и автором нескольких псалмов. Его потомки упоминаются в Библии в нескольких местах — в 1 и 2 книгах Паралипоменон, Ездры, Неемии.

Псалом 49 — текст

На русском языке многим проще ознакомиться с текстом, который содержит 23 строфы.

Псалом АсафуПсалом Асафа.
1 Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад.1 Бог богов Господь заговорил и призвал землю от востока солнца до запада.
2 От Сиона благолепие красоты Его.2 С Сиона благолепие красоты Его.
3 Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна.3 Бог явно придёт, Бог наш, и не промолчит: огонь перед Ним загорится, и вокруг Него – буря сильная.
4 Призовет Небо свыше и землю разсудити люди Своя.4 Призовёт Он небо свыше и землю, рассудить народ Свой.
5 Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах.5 Соберите Ему святых Его, заключивших с Ним завет о жертвах.
6 И возвестят небеса правду Его, яко Бог судия есть.6 И возвестят небеса правду Его, ибо Бог – судия.
7 Услышите, людие мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз.7 «Слушай, народ Мой, и скажу тебе, Израиль, – и засвидетельствую тебе. Я Бог, твой Бог;
8 Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же Твоя предо Мною суть выну.8 не за жертвы твои обличу тебя: ибо всесожжения твои всегда предо Мною.
9 Не прииму от дому Твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов.9 Не приму из дома твоего тельцов, ни из стад твоих – козлов.
10 Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове.10 Ибо Мои все звери в лесу, скот на горах и волы.
11 Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть.11 Я знаю всех птиц небесных, и красота поля – со Мною.
12 Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея.12 Если бы был Я голоден, не сказал бы тебе: ведь Моя вселенная, и что наполняет её.
13 Еда ям мяса юнча или кровь козлов пию?13 Разве буду Я есть мясо волов или пить кровь козлов?
14 Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя.14 Принеси Богу жертву хвалы, и воздай Всевышнему обеты твои,
15 И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя.15 и призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
16 Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?16 Грешнику же сказал Бог: «Для чего ты проповедуешь повеления Мои и принимаешь завет Мой устами твоими?
17 Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять.17 Ты же возненавидел наставление и отбросил слова Мои назад!
18 Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси.18 Если видел вора, бежал вместе с ним, и с прелюбодеем долю свою разделял;
19 Уста Твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения.19 уста твои умножили злобу, и язык твой сплетал коварство.
20 Седя, на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн.20 Сидел и клеветал на брата твоего, и на сына матери твоей наводил соблазн.
21 Сия сотворил еси и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи Твоя.21 Ты это сделал, и Я промолчал; ты помыслил беззаконие, что Я буду тебе подобен. Обличу тебя и представлю пред лицо твоё грехи твои».
22 Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй.22 Уразумейте же это, забывающие Бога, чтобы Он вас не похитил, и не будет избавителя.
23 Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю eму спасение Мое.23 «Жертва хвалы прославит Меня, и там путь, на котором явлю ему спасение Моё».

С первых строк становится понятно, что эти строки носят не молитвенный, а скорей поучительный характер. Хотя в первых предложениях описывается Господь, Он предстает перед слушателем не милосердным, а грозным, пожирающим огонь, вызывающим бури и вершащим суд над людьми. Данная глава Псалтири не прославляет, а порицает и предостерегает верующих от страшных ошибок.

После краткого вступления, уже в 7 строке начинается повествование от лица Самого Бога, который обращается к Израилю — то есть к Своему народу. Его высокая цель состояла в служении Иегове, передаче истинной веры своим потомкам. Господь порицает жертвоприношение, которым нерадивые верующие пытаются от Него откупиться.

Грозный Создатель ведет диалог с чадами, задавая им различные вопросы. Он фокусирует внимание верующих на сути жертвоприношений. Разве великому Богу необходимо мясо и кровь жертвенных козлов и быков? Разве ему нужно есть и пить, как слабому человеческому существу? Ответ очевиден — конечно, нет. Принесение даров лишь внешний символ покорности, но на самом деле ее нет в сердцах. Более точно разобраться с тем, какой смысл вложен в строки Священного Писания, подскажет богословское толкование.

Толкование

1 стих. Здесь начинается описание обстоятельств, возникших перед Давидом, а именно множества врагов, которые преследуют его день и ночь. Здесь он просит Господа даровать ему защиту.

Стих 2-3. Здесь Давид проводит сравнение между своими преследователями и собой. Он обличает их как жестоких людей, себя же считает чистым перед Господом и уповает на помощь и благодеяние.

Стих 4-5. Здесь просьба Давида сформирована конкретно. Он просит Бога рассудить, кто прав и встать на сторону Давида, так как тот чист и не запятнан грехом.

Стих 6. Здесь основной смысл заключен в строках «голодные как пёс» и «Будут обходить город». В первой фразе подразумевается бездуховность убийц, которые ради земного удовольствия отвернулись от Господа и потеряли его милость. Вторая строка звучит в пророческом ключе, когда еврейский народ потеряет свою родину и будет рассеян по всему миру.

Стих 7. Грешники на земле обладают неоправданно большой властью над невинными, решая, кому жить, а кому погибнуть. Этот самосуд не признается Давидом и обличается им в этом стихе.

Стих 8. Сообщается, что взор Божий распространяется на весь род человеческий. Для Господа не сложно отличить праведного от грешника. Идеальный судья дарует праведным защиту, а грешникам наказание.

Стихи 9-10. В этих стихах Давид сообщает, что Всевышний услышал молитвы скитальца и встает на его сторону, дабы уберечь праведника и наказать обидчиков.

Стих 11. В этом стихе Давид выступает милосердным персонажем. Осознавая грех убийства, он сохраняет грешникам жизни, но взамен лишает их родины, рассеяв по всему миру.

Стихи 12-15. Ложь и гордыня являются страшными болезнями, которые паразитируют на душах верующих. Излечиться от них поможет трепетная и чудотворная молитва. Но если грешник не желает покаяться, то его настигнет кара Божья. В конце концов они признают Всевышнего и его могущество.

Стихи 16-17. Заключительные стихи, в которых Давид благодарит Господа за его благодеяния, называя заступником. Милость Бога неизмеримо велика и праведные люди живут благочестивой жизнью. Человек не может сопротивляться испытаниям в одиночку. Только помощь и сила Всевышнего поможет человеку избавить мир от бед и достигнуть покоя, процветания.

Смысл 49 псалма

Автор обличает людей, которые считают себя чадами Церкви. По его мнению, их религия стала чисто ритуальной, в ущерб истинному благочестию. Верующим необходимо найти правильную дорогу к спасению. Библейская глава несет в себе две основные мысли:

  • Порицает иудеев, которым казалось вполне достаточно плотского поклонения, совершения обрядов. В молитве и прославлении они утеряли свое прежнее рвение.
  • Исполняет пророческую роль. Предрекает упразднение церемониальной стороны в пользу поклонения духовного, которое установит будущий Мессия.

Верующие видят картину грядущего Великого Суда, поэтому здесь Христос выступает как строгий вершитель судеб. Рассмотрим, как разворачивается повествование:

  • 1-6 строки — прославление Владыки, который дал Закон и теперь собирается осуществить Страшный Суд.
  • 7-15 — указание верующим на то, чтобы они сменили свои жертвоприношения на молитвы.
  • 15 — 20 — Господь порицает тех, кто живет игнорируя Его заповеди, пребывает в лицемерии.
  • 21-23 — Подобный образ жизни строго порицается, Бог предостерегает остальных от таких же ошибок.

Читая данный псалом, каждый верующий должен проверять себя, свое поведение. Не относятся ли и к нему данные строки?

Прославление Господа

Наступит день, когда Бог перестанет проявлять терпение, Он строго спросит о том, как соблюдался Его Закон. Его появление будет заметно всем на Земле — грешники устрашатся, поскольку Христос сведет с небес огонь, как сказано в Евангелии от Луки. Затем Спаситель призовет к Себе святых. Это будут праведники, которых Он решил избавить от вечного осуждения. Только те, кто принял крестную жертву Спасителя, войдут в Его небесное царство.

  • 13 псалом на русском;
  • В чем помогает молитва-50 псалом.
  • Молитва на исполнения желаний — читать.

Осуждение церемониальности

Религиозность не должна заключаться лишь в соблюдении обрядов. Они нужны, но их недостаточно, обряды не представляют ценности в глазах Господа, если при этом сердце человека лишено истинной веры.

Иудеи очень гордились своими жертвоприношениями, они считали, что таким образом полностью откупились от Бога. Владыка небес в Псалме 49 напоминает всем, что Ему нет нужды поддерживать свое существование при помощи поедания мяса жертвенных животных. Создатель хочет видеть в людях послушание и любовь к ближнему, что является самым ценным подношением. Только оно свидетельствует о глубокой вере.

Когда читать псалом 58

Читают молитву в храме, на службе. Но можно читать и дома. При прочтении в домашних условиях подойдет как старославянский, так и русский вариант молитвы. Помните, что молитва представляет собой не только мольбу о помощи, но и упование на поддержку, и милость Всевышнего.

Ситуации, в которых читается песнопение, могут быть разными. Его читают, когда человек окружен врагами, при необходимости их отвода. Жизненные неурядицы забирают у нас много сил, поэтому можно попросить у Господа сил на борьбу с ними. Если у человека проблемы с речью, молитва поможет ему говорить ясно и четко.

В момент молитвы будьте сосредоточены на смысле молитвы. Только в этом случае Господь услышит вас и постарается помочь. Читайте молитвословие над иконой при включенном свете лампады, чтобы создать соответствующее настроение.

Истинное поклонение Господу

Христианские богословы усматривают в этих строках также указание на упразднение жертвоприношений как таковых. Когда придет Христос, верующие больше не будут возлагать на алтарь всесожжений животных. Господь учредил ветхозаветный порядок с другой целью — оно являлось прообразом великой крестной жертвы Спасителя. Только так было возможно искупить человеческие грехи.

Читать еще:  Акафист и молитвы Пресвятой Богородице пред ее иконой "Державная" - священные тексты Богоматери о сохранении и мире, семейном благополучии

Толкование помогло разобраться, для чего христиане читают псалом 49 — воспевая эти строки, они предостерегают своих братьев и сестер по вере. Урок, который Святой Дух вложил в эти строки, состоит в следующем: нельзя чрезмерно увлекается ритуалами в ущерб настоящему благочестию. А оно заключается в любви к Господу и ближнему.

Советы и рекомендации

Рядовые граждане, основываясь на собственном опыте, собрали несколько советов по чтению псалмов от порчи и сглаза. Чтобы получить результат, обычно рекомендуют поступать определенным образом:

  • молиться богу только имея твердую, непоколебимую веру;
  • желательно не уведомлять окружающих о своих действиях;
  • отчитав несколько дней текст, получив первые результаты, действия не прекращают, а продолжают в течение нескольких дней;
  • вопросов, сомнений относительно эффективности методов возникать не должно.

Важно! Альтернатива самостоятельному прочтению псалмов – заказать в церкви необходимые службы, молебны и иные обряды. Подобный вариант – достойная замена самостоятельным действиям.

Pалти1рь, Pало1мъ 49

Текст псалма 49

Самыми популярными вариантами молитвы являются церковнославянская и русская, современный перевод. Первый текст христиане слышат в храмах во время богослужений, его также не запрещено использовать для келейного обращения к Единому Творцу. Второй – достойная альтернатива, с которой неподготовленные праведники могут лучше понять смысл древнего произведения.

С ударениями на церковнославянском языке

На русском языке

История псалма 49

49-ый псалом стоит рассматривать, как сборник нравоучительных стихов, написанных Асафом в период правления пророка Давида. В этом произведении автор поднимает такие важные темы: поклонение людей Господу, исполнение заповедей. По требованию царя богослужение проводилось в торжественной ослепляющей блеском обстановке. Так, правитель делал акцент на том, что исполнять ритуалы крайне важно.

С этим Асаф не согласен, его цель – рассеять ложный взгляд. Самостоятельно рассеял их и сам Давид, случилось это при перенесении Ковчега Завета на гору Сион, тогда пророк требовал от народа нравственной чистоты. Содержание псалма 49 можно сравнить с содержанием песен, написанных царем. Это навело экспертов на мысль, что Асаф был современником знаменитого псалмопевца.

Псалом 49

Писателем псалма был Асаф (см. о нем во введении к Псалтири). Можно думать, что этот Асаф был современником Давида и псалом поэтому нужно считать писанным в царствование Давида. Псалом представляет обличение евреев в распространении среди них взгляда на богослужение и богоугождение как на внешнюю форму, как только на соблюдение закона со внешней стороны, почему у приносящего, напр., жертвы не было покаянного, духовного настроения (Пс.49_4, 17, 18, 21). Действительно, торжественная постановка внешнего богослужения, введенная Давидом, могла ослеплять своею пышностью и блеском еврея, вообще склонного ко всему внешнему и чувственному, а потому и вселять убеждение, что в соблюдении внешней стороны богослужения и заключается вся сущность богоугождения. Этот ложный взгляд необходимо было рассеять, к чему и направлен этот псалом Асафа. Ту же заботу высказывал и Давид, когда при перенесении Кивота Завета на Сион требовал от обитателей последнего нравственной чистоты и внутреннего просвещения (см. Пс. 14). Согласие этого псалма с эпохой Давидова времени, равно как и сходство его содержания с псалмами Давида, подтверждают предположение о его происхождении из эпохи Давида и о писателе Асафе – как современнике того царя.

Бог богов призывает на суд пред Себя свой народ – евреев (1–6). Он грозно говорит ему: «Я обличаю тебя не за жертвы, которые ты приносишь, а за настроение твое. В твоих жертвах я не нуждаюсь. Они не нужны Мне для питания, так как все звери и птицы принадлежат Мне и в Моей власти (7–13). Ты принеси Мне хвалу и воздай обеты, тогда во время скорби Я избавлю тебя (14–15). Ты же грешен: соблюдаешь только внешне Мой устав, а живешь с прелюбодеями, коварствуешь, ненавидишь своего брата. За это Я накажу тебя. Тот получит награду, кто чтит Меня внутренне и следует Моим заповедям в своей жизни» (16–23).

Пс.49:1. Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.

«Бог богов». Повторение одного и того же слова употребляется для усиления его значения, как напр., суета сует, песнь песней и др. «Бог богов» – значит высочайший Бог. Под богами нужно разуметь языческие божества, за которыми хотя истинный еврей не признавал реального бытия и живого могущества, но не считаться с верованием в них не мог, так как эти верования в ложных богов были распространены среди соседей язычников, да и сами евреи часто увлекались ими. Указанием, что Господь, Бог евреев, есть Бог богов, псалмопевец устанавливает истинность и высоту верований евреев в Господа, как единого и высшего над всею землею. Этим же указанием определяется важность и серьезность повиновения Ему и великая преступность оскорбления Его непослушанием Его заповедям. – «Призывает землю» – Изображаемый суд Бога над евреями производится пред всею землею, так как Господь есть Бог и Владыка всего живущего. – «От восхода солнца до запада» – две противоположные стороны света берутся для означения всего света.

Пс.49:2. С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,

«С Сиона, который есть верх красоты». – Гора Сион, которая по своему виду, является венцом красоты особенно потому, что в ней обитает сам Господь.

Пс.49:3. грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.

«Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря». Картина, напоминающая явление Господа в 17 псалме. Эти образы означают Божественное Правосудие, не допускающее торжествовать злу и уничтожающее последнее, как огонь освобождает металлы от лигатуры. «Сильная буря» – символ Его могущества.

Пс.49:5. «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».

«Святых Моих», т. е. евреев, которые призваны Богом быть народом святым (Исх. 19:6). – «Вступивших в завет со Мною при жертве» – разумеются жертвы, принесенные евреями при Синае, как внешний знак торжественности момента.

Пс.49:8. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;

Бог укоряет евреев не за «жертвы», которые они приносили, а за то настроение и смысл, который они соединяли с этим жертвоприношением. – «Всесожжения твои всегда предо Мною» – вероятно указывается на постоянное всесожжение, которое ежедневно приносилось в храме утром и вечером.

Пс.49:12. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

Пс.49:13. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?

Пс.49:14. Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,

Пс.49:15. и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

Жертвы Богу не нужны для Его питания. Если бы за ними было только такое внешнее значение, то Господу, во власти которого весь мир, они не надобны. Важно в жертве не вещество приносимое, а та «хвала» Богу и те «обеты», которыми должно сопровождаться это приношение. Под хвалою разумеется благоговейное чувство пред Богом, то чувство, которое лежит и в основании обетов, как обязательств, налагаемых на себя человеком добровольно пред лицом Господа, а потому и с сознанием важности их значении. Молитва к Богу при таких жертвоприношениях приятна Ему и Он избавит молящегося в день скорби. Такой человек – праведен пред Ним.

Пс.49:16. Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

Пс.49:17. а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?

Пс.49:18. когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;

Пс.49:19. уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;

Пс.49:20. сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;

Грешен пред Ним и заслужит наказание тот, «кто проповедует уставы Его, берет завет Его,…а сам ненавидит наставление Его и слова Его бросает за себя».

Одно лишь внешнее благочестие, показное, но без соответствующих словам дел, есть оскорбление Бога, пренебрежение Его заповедями («бросание за себя»).

Пс.49:21. ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].

«Ты это делал, и Я молчал», т.е. Бог не тотчас по своему долготерпению обличает и наказывает грешника, но дает возможность ему исправиться и загладить свое поведение. Из этого «молчания» Бога, медлительности в послании кары, нечестивый делает нелепый вывод, что Бог такой же, как и он, т. е. довольствующийся только внешним богоугождением, внешними жертвами, а не внутренним настроением и соответственным ему поведением человека, Бог изобличит такого человека и накажет.

Пс.49:23. Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».

Истинный чтитель Бога тот, кто приносит Ему жертвы с искренним чувством благоговения пред Ним и заботится, чтобы и его внешнее поведение и поступки согласовались с этим настроением.

«Никогда никакая греческая или латинская ода, говорит Фенелон, не могла достигнуть высоты псалмов. Напр., тот из них, который начинается словами: «Бог богов, Господь возглаголал, и призвал землю», превосходит всякое человеческое воображение» (Вигуру).

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 49

« 48 псалом ПсПсалтирь 49 псалом LBCЛопухина 50 псалом »

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

Когда читают псалом 49?

Молитва-предостережение была актуальна для древних евреев, таковой она является и сейчас, в глазах православных христиан. Часто бывая в церкви, принимая участие в таинствах, человек не обязательно имеет в душе главное – истинную искреннюю веру. Автор псалма 49 призывает людей сосредоточиться на внутреннем подвиге. Другими словами, он просит праведников задуматься о своей жизни, принять ответственность за свои помыслы, слова, поступки.

Келейно песнь читают в таких случаях:

  • когда необходимо наставить на путь неверующих;
  • для вразумления близких без риска возникновения конфликта.

Произносить молитву можно на русском и на церковнославянском, принципиального значения это не имеет.

Толкование

Многие специалисты настаивают на том, чтобы псалом 49 называли назиданием, но не молитвой или хвалебной песней. Таким образом, в тексте его имя Господа прославляется, но акцент сделан на необходимости предостережения праведниками друг друга. Автор адресует строки тем, кто относится к религии, как к ритуальному служению.

Он осуждает жертвоприношение, которое сопровождается искренним покаянием. Обличению подвержены и те, кто называет себя чадами Церкви, но в жизни не стесняются лицемерить, не придерживаться Божьих заповедей. Такой путь для христиан, по мнению псалмопевца, является гибельным.

Асаф описывает страшный суд, по ходу которого Бог Господь строго разбирает деяния избранного народа. Он обвинит евреев в служении Ему «формально», ведь вместе с приношением жертв от смиренных сердец они лицемерно относились к ближним.

Смысл произведения открывается тем, кто находит время для тщательного разбора толкования стихов псалма 49:

  • Стих 1 и 2: величается Всевышний, правящий миром.
  • Стих с 3 по 6: описывается судьба христиан, называющих себя праведниками, но не являющихся таковыми. Автор подчеркивает, что их ждет справедливый суд.
  • Стих с 7 по 13: рассуждения на тему отношения Бога к евреям. Он осуждает их за формальный характер служения, совершенные ритуалы жертвоприношения. В последних, по мнению автора, Господь не нуждается, ведь все живое, включая скот и зверей в лесу, и так принадлежит Ему. Таков ритуал изначально был учрежден для людей, которые уповают на Него.
  • Стих 14 и 15: Всевышний нуждается в искренней вере человечества в Него. Главной жертвой людей должна стать жертва благоговения, то есть, христианам нужно жить по заповедям, восхвалять Бога.
  • Стих с 16 по 23: евреи погрешили безнравственностью и лицемерием, в чем их и обвиняет автор. Господь знает об истинных помыслах рабов Своих, поэтому нет смысла надеяться на то, что грехи человека останутся незаметными для ока Всевышнего. Спасение будет даровано тем, кто не останавливается на восхвалении Господа, кто стремится к благочестивой жизни.

Псалом Асафа.

1 Бог богов Господь заговорил и призвал землю от востока солнца до запада.

2 С Сиона благолепие красоты Его.

3 Бог явно придёт, Бог наш, и не промолчит: огонь перед Ним загорится, и вокруг Него – буря сильная.

4 Призовёт Он небо свыше и землю, рассудить народ Свой.

5 Соберите Ему святых Его, заключивших с Ним завет о жертвах.

6 И возвестят небеса правду Его, ибо Бог – судия.

7 «Слушай, народ Мой, и скажу тебе, Израиль, – и засвидетельствую тебе. Я Бог, твой Бог;

8 не за жертвы твои обличу тебя: ибо всесожжения твои всегда предо Мною.

9 Не приму из дома твоего тельцов, ни из стад твоих – козлов.

10 Ибо Мои все звери в лесу, скот на горах и волы.

11 Я знаю всех птиц небесных, и красота поля – со Мною.

12 Если бы был Я голоден, не сказал бы тебе: ведь Моя вселенная, и что наполняет её.

13 Разве буду Я есть мясо волов или пить кровь козлов?

14 Принеси Богу жертву хвалы, и воздай Всевышнему обеты твои,

15 и призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

16 Грешнику же сказал Бог: «Для чего ты проповедуешь повеления Мои и принимаешь завет Мой устами твоими?

17 Ты же возненавидел наставление и отбросил слова Мои назад!

18 Если видел вора, бежал вместе с ним, и с прелюбодеем долю свою разделял;

19 уста твои умножили злобу, и язык твой сплетал коварство.

20 Сидел и клеветал на брата твоего, и на сына матери твоей наводил соблазн.

21 Ты это сделал, и Я промолчал; ты помыслил беззаконие, что Я буду тебе подобен. Обличу тебя и представлю пред лицо твоё грехи твои».

22 Уразумейте же это, забывающие Бога, чтобы Он вас не похитил, и не будет избавителя.

23 «Жертва хвалы прославит Меня, и там путь, на котором явлю ему спасение Моё».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector