0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великая Среда в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Содержание

Великая Среда Страстной Седмицы — 8 апреля 2020 года

Великая среда Страстной седмицы внесла коррективы в жизни православных христиан всех поколений. Великая жертвенность и подлое предательство, любовь и ненависть, добро и зло, Христос и дьявол, каждый выбирает свой путь сам.

Великая среда — время раздумий над великой жертвенностью и предательством, на примере миропомазания Иисуса женщиной и поступков Иуды Искариота.

Подвиг поклонения и миропомазания Иисуса

В ночь со вторника на среду, когда еще не завяли цветы и пальмовые ветви, которыми устилали дорогу Иисусу при въезде в Иерусалим в Вербное воскресенье, события среди окружения Христа стали меняться коренным образом.

С этого дня Спаситель больше не проповедовал в Иерусалимском храме, Он проводил время со Своими учениками, оставляя им откровения и учения.

Фарисеи активизировали свою грязную работу, выискивая возможность уничтожить Миссию, и в этом им помог Иуда Искариот.

Пророчески почувствовав будущую смерть Спасителя, некая женщина, Библия называет ее Марией, пришла в дом, где собрались ученики со своим Учителем Иисусом. У одних апостолов это грешница, другие называют ее просто Мария, некоторые историки склоняются к мысли, что это была Мария Магдалина.

Для нас, современных православных верующих, это совершенно не имеет значения, главное, последовательница учения Христа признала в Нем Бога и пришла воздать Ему благодарность за прощение грехов и будущее спасение.

Она принесла миро, драгоценное масло, цена которого была 300 динариев. В одной из притч, описанной в 20 главе апостола Матвея, за день работы в винограднике люди получали по 1 динарию, значит, цена алавастового сосуда равнялась почти годовой плате простого работника.

Женщина разбила сосуд, а миро вылила на голову Учителя, слезами омыла Его ноги и вытерла их своими волосами.

Ученики возмутились бесполезной, по их понятиям, тратой денег, и прикасанием к Учителю грешной женщины. Иисус понял их мысли, выслушал возмущенные высказывания, дал ответ, о том, что они не догадались воды Ему подать, а эта женщина, осознавая свою греховность, принесла все, что имела, только для того, чтобы получить благословение и очиститься.

Великая вера и жертвенность Марии стала подвигом поклонения и искупления грехов. Удивляют слова Библии, что женщина пришла в дом, где собрались ученики и Христос, с дерзновением.

Еще о женщинах в православии:

Историки утверждают, что Симон был очищен от проказы, и дерзновение Марии заключалось в вере, в исцелении, дарованном Иисусом.

Прежде женщины демонстрировали веру, приходя всенародно к Спасителю с нуждами, прошениями. Примером тому может служить женщина, страдающая кровотечением, самарянка, встреченная у колодца, хананеянка, просящая за дочь, в которую вселились бесы.

Женщина, принесшая миро, признавала себя великой грешницей, пришла в дом, не имея никакой особой нужды, она пришла благодарить и воздать хвалу. Марии не нужны были аплодисменты толпы, но ее подвиг самоотверженности и любви стал показателем.

В Евангелии от Матвея главе 9:15 читаем, что Иисус говорил, что ждет от людей милости, а не жертвы, что было исполнено Марией, как пример будущим поколениям христиан. Как часто мы, современные христиане, осуждаем людей за благословение храмов, ведь в мире столько нуждающихся, но делающие это творят хвалу Спасителю.

Важно! Бог, видя покаянное сердце, готовое заплатить все за свое спасение, и это не только деньги, а время, изменение жизни, характера, сознания, обязательно раскроет Свои объятия. Бог принимает самого падшего грешника, если тот искренне раскается в своих грехах.

В Великую среду Страстной седмицы во время утренней и вечерней Литургии по этому поводу читаются стихиры преподобной Кассии.

Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Огонь невоздержанного блуда, мрачное и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами — те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто увидит? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.

Тебе, Сыне Девы, познав Бога, блудница говорила, моля с рыданием, как совершившая много достойного слез: «Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я среди мытарей о Тебе провозглашу, Благодетель-Человеколюбец!»

Драгоценное миро блудница смешала со слезами и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас.

Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя миро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело — небрежение, великое — покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.

О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо мира смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!

30 сребреников — цена предательства

Был среди учеников и Иуда Искариот, он носил денежный ящик для пожертвований, которые раздавались бедным. Иуда больше всех возмущался бесполезной, с его точки зрения, мира ценой в 300 динариев, ибо сам был вором. (Иоан. 12:5-6)

Этот великий подвиг жертвенности совершался параллельно с грязным предательством, которое можно сравнить с ударом в спину близкого друга. Кто же такой Иуда, почему он так поступил, проведя с Иисусом 3 года, видя Его дела и чудеса.

Историки описывают ужасные вещи про этого еврея. Есть сведения, что он был одержим сатаной и убил своего отца, за это получил наказание в виде ношения воды ртом на гору для полива дерева.

Иуда не мог не слышать о чудесах, творимых человеком по имени Иисус. Встречи с Ним искали многие, среди которых были:

  • неизлечимо больные;
  • одержимые бесов;
  • страдающие сухостью конечностей;
  • прокаженные;
  • слепые и глухие.

Все приходящие к Учителю получали исцеление, и это давалось бесплатно. Возможно, Иуда надеялся научиться всему этому и зарабатывать потом большие деньги, ведь женщина, страдающая 12 лет кровотечением, истратила на лечение все свои сбережения. Став богатым, Иуда мог обрести власть.

Возможно, читая, как всякий еврей, пророка Даниила, (Дан.7:14) он надеялся занять место поближе к будущему царю Израиля.

В течение трех лет Иуде пришлось сопровождать Учителя по городам, при этом порой ночуя в чистом поле, терпя голод и холод, но чего не вытерпишь ради удовлетворения своих амбиций. Время шло, а Учитель все не становился царем, мало того, Его начали преследовать уважаемые в городе люди, мечты рушились на глазах.

Любил ли Иуда Иисуса, как остальные ученики? Почему он ни разу не назвал Его Господом, а только Учителем, что по-еврейски звучит, как равви. Предатель решился на грязное дело ради 30 сребреников, за них можно было купить небольшой участок земли.

Некоторые историки пытаются представить Иуду жертвой, ибо на него выпала миссия предать Христа. Учитель никак не мог стать причиной смертного греха, тогда все Его проповеди о любви можно было считать ложью.

Вершиной лицемерия стал поцелуй, которым предатель показал римским воинам Учителя. Почему грязный предатель вдруг прозрел и увидел, что послал на смерть невиновного? Осознав, что он натворил, Искариот пошел в храм и вернул деньги, бросив их на пол, после чего, пошел и повесился.

Священники не захотели положить кровавые деньги в храмовую копилку, ибо понимали, что это была плата за невинную кровь. Иисуса распяли не как раба, ибо смертью на кресте карались разбойники, а как Царя, у Него в голове даже табличка была прибита «Царь Иудейский». Миссия выполнил Свое задание на земле и принял смерть, как Царь.

Иуда увидел, что предал Посланника Небес, раскаялся, но у него не хватило веры покаяться. Бывший ученик Христа повесился от позора. Мог ли он остаться в живых? Мог, если бы верил в Бога, в Его заповеди, в Царство Небесное и спасение через Христа.

Петр трижды предал Учителя, отказался от Него в ту страшную ночь, но сумел покаяться, веря в спасительную миссию Иисуса, и стал краеугольным камнем христианства.

Важно! Как часто мы, будучи неверными, совершаем грех, предавая Спасителя, но при этом имеем великий дар — прощение по благодати. Иисус Христос пришел на землю, чтобы все, кто верует в Него, могли в будущем попасть в Небеса.

Особенности богословия в Страстную среду

В Страстную среду на храмовых служениях проводятся параллели между грешницей, угодившей Богу, и учеником, предавшим Иисуса. Каждый христианин читает молитвенный порядок перед походом в храм для исповеди.

Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне, яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя.

Перевод с церковно-славянского языка на русский язык

[Совершив беззаконий более блудницы, я совсем не принес Тебе, Благий, потока слез, но в безмолвной молитве припадаю к Тебе, с любовию лобызая пречистые ноги Твои, чтобы Ты, как Владыка, даровал мне отпущение грехов, и восклицаю: «Спаситель, избавь меня от скверных моих дел».]

Днесь Христос приходит в дом фарисеов, и жена грешница приступивши к ногам, валяшеся вопиющи; виждь погруженную грехом, отчаянную деяний ради, негнушаемую от Твоея благости, и даждь ми, Господи, оставление злых и спаси мя.

[Ныне Христос пришел в дом фарисея, и женщина-грешница подошла и припала к ногам Его с воплем: «Взгляни на меня, потонувшую в грехе и отчаявшуюся вследствие своих дурных дел, но не отвергнутую Твоею благостию, и дай мне, Господи, отпущение грехов и спаси меня.]

Приступи жена злосмрадная и оскверненная, слезы проливающи, любящи Спасе, страсть исповедающи: како воззрю к Тебе, Владыке: Сам бо пришел еси спасти блудницу; из глубины умершую мя воскреси, Иже Лазаря воздвигнувый из гроба четверодневна; приими мя окаянную, Господи, и спаси мя.

[Злосмрадная и оскверненная женщина приступила, проливая слезы на ноги Твои, Спаситель, исповедуя свою страсть: «Как взгляну на Тебя, Владыка, но Ты Сам пришел спасти блудницу; восстанови из глубины и меня, умершую, Ты, воздвигнувший из гроба четверодневного Лазаря. Приими меня, несчастную, Господи, и спаси меня».]

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющи, яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса, неизреченным Твоим истощанием, да облобыжу пречистеи Твои нозе и отру сия паки главы моея власы: ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит; душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость.

[Господи, одна женщина, впавшая во множество грехов, чувствуя Твое Божество, принявши на себя обязанность мироносицы, прежде Твоего погребения, рыдая, приносит Тебе миро и говорит: «Горе мне, потому что страсть невоздержания для меня ночь; любовь ко греху — мрак беспросветный. Приими источники моих слез Ты, управляющий в облаках морской волной. Склонись к моим сердечным стонам Ты, приклонивший небеса ради Твоего снисхождения. Я облобызаю и опять оботру волосами своей головы Твои пречистые ноги, шум от которых, услышав своими ушами, Ева в раю после полудня от страха скрылась. Спасающий души Спаситель мой, у меня множество грехов, но кто исследует бездну Твоего правосудия? Не презри меня, рабу Твою, Ты, имеющий безмерную милость».

Душами чистыми, и нескверными устнами, приидите возвеличим нескверную, и пречистую Матерь Еммануилеву, Еюже из Нея к Рожденному приносяще молитву, пощади души наша, Христе Боже, и спаси нас.

[Душами чистыми и нескверными устами приидите, возвеличим Непорочную и Пречистую Матерь Еммануила, вознося через Нее к Рожденному от Нее молитву: «Пощади души наши, Христе Боже, и спаси нас».

На утренней начинается Таинство исповеди и миропомазания. Каждый, кто искренне покаялся и готов предстать перед Богом лицом к лицу, допускается к миропомазанию, получению печати Божьей благодати.

Вечерняя проповедь акцентируется на теме омытия ног миром и предательстве. Читаются стихиры.

Тебе, Сыне Девы, познав Бога, блудница говорила, моля с рыданием, как совершившая много достойного слез: «Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я среди мытарей о Тебе провозглашу, Благодетель-Человеколюбец!»

Драгоценное миро блудница смешала со слезами и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас.

Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя миро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело — небрежение, великое — покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.

О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо мира смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!

Литургия заканчивается выходом священников за солею, все присутствующие совершают поклоны, произнося молитву Сирина.

Внимание! До Троицы в храмах не совершаются земные поклоны, только перед полотном, в которое был завернут Христос при погребении — Плащаницею.

Страстная среда — день общей исповеди.

Разрешенные дела в среду, на что наложен запрет

В Страстную среду, перед Великим четвергом, христиане обливаются святой водой, давая ей высохнуть без вытирания. Этот обряд символизирует очищение тела, и готовность исповедоваться.

О других днях Страстной седмицы:

В этот день обязательное посещение храма с самого утра, ибо утренняя Литургия на этой неделе больше не проводится. На вечерней службе совершается таинство общей исповеди.

Строгий пост характеризуется сухоядением. В доме идет к завершению генеральная уборка.

  • рубить дрова;
  • брать иголку и спицы в руки;
  • пренебрегать молитвенным правилом этого дня.

Важно помнить, что домашние и хозяйственные дела откладываются в этот день не из суеверия, что за работу последует кара Небесная, а для того, чтобы освободить свое время для духовного, для подготовки к празднованию Пасхи.

Заканчивается Чистая среда Страстной недели рассуждением о милости, предательстве с чистосердечным раскаянием о делах, которыми мы предаем Страсти Господни.

Помним, что каждый делает свой выбор самостоятельно, что выбираете вы — милость или непрощение?

Читать еще:  Поздравления с Рождеством - красивые короткие и длинные поздравления в стихах и прозе

Великая Среда. Что происходило на Страстной седмице

Блудница приступает к Тебе, миро со слезами возливая на ноги Твои, Человеколюбче, и смрада зла избавляется по повелению Твоему! А дышащий Твоей благодатью неблагодарный ученик отказывается от нее и одевается в смрад, из жадности продавая Тебя…

Простре блудница власы Тебе, Владыце, простре Иуда руце беззаконным: ова убо прияти оставление, ов же взяти сребреники…

Пока грешница приносила миро, ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя драгоценное благовоние, а другой пытался продать Бесценного. Одна узнавала Владыку, а другой разлучался с Ним. Одна освобождалась, а Иуда становился рабом врагу…

В каноне-трипеснце Косьмы Маюмского, читаемом на утрене, уделяется несколько слов и Иуде, и даже синедриону, собирающемуся против Спасителя, но большая часть песнопений посвящена кающейся блуднице (среди них – знаменитое творение преподобной Кассии «Господи, яже во многия грехи впадшая жена…», которое мы здесь приводить не будем):

Тебя, Сына Девы, узнав как Бога, блудница молила, плача, ибо о многом содеянном ею стоило плакать: «Отпусти мне долг, как и я волосы свои распускаю, возлюби любящую, справедливо ненавидимую…»

Приступила женщина смрадная и оскверненная, слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, и о своем страдании свидетельствуя: «Как я взгляну на Тебя, Владыку? Но Ты Сам пришел спасти блудницу! Меня, умершую, из бездны подними, воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба. Прими меня, злосчастную, Господи, и спаси меня!»

И так далее. В любом случае безвестная грешница-мироносица куда интереснее, чем вор и предатель Иуда.

В Евангелии есть небольшая путаница. Апостол Иоанн описывает эту женщину, но утверждает, что она – сестра Лазаря Мария. Евангелист Матфей не называет ее по имени, как и Марк и Лука. При этом Матфей и Марк говорят, что она возлила миро на главу Господа, а Лука и Иоанн – что она помазала Его ноги. Все, кроме Луки, описывают возмущение присутствующих по поводу бессмысленной траты дорогого благовония, Иоанн уточняет, что возмущался лично Иуда (причем объясняет его мотивацию: он был нечист на руку и приворовывал из ящика для пожертвований), а Матфей – что недовольны были ученики, а Иуда затем отправился к первосвященникам. Марк не рассказывает о реакции Иуды в качестве свидетеля этой сцены, но упоминает, что после нее тот созрел до предательства и отправился договариваться о цене. И наконец, только Лука говорит, что эта женщина была грешница.

Хронология у евангелистов тоже разнится. Матфей и Марк единогласно сообщают, что через два дня должна была быть Пасха, Лука вставляет этот сюжет в Галилейский период проповеди Спасителя, а по Иоанну выходит, что это произошло за день до входа Господня в Иерусалим.

Реальные причины разночтений неизвестны. Святые отцы (как и многие библеисты) полагают, что в Евангелиях описаны разные женщины; возможно, поскольку детали рассказа принципиального значения не имеют, кто-то из апостолов был более точен, а кто-то перепутал даты. Авторы и составители богослужения Великой Среды решили, что это неважно, и просто совместили все четыре рассказа, отбросив имя Марии. Итак: за двое суток (не за два дня! это важно для понимания дальнейшей хронологии: Христос, согласно Матфею, в тот день сказал ученикам, что Пасха будет «через два дня», то есть на третий – значит, если дело происходит в среду, то Пасха должна наступить в субботу) до праздника жена-грешница омывает ноги Спасителя дорогим миром, а Иуда в противовес ей предает Христа первосвященникам.

Интересно, что Евангелие с этим важнейшим сюжетом читается в конце богослужебного дня – на Литургии Преждеосвященных Даров. На утрене мы слышим совсем другой фрагмент, из 12-й главы Евангелия от Иоанна (стихи 17-50). Из него мы узнаем несколько важных деталей:

– фарисеи опасаются, что после воскрешения Лазаря за Иисусом пойдет весь мир;

– к Иисусу приходят пришедшие на праздник в Иерусалим эллины (видимо, обращенные в монотеизм);

– Иисус говорит, что пришло время Ему прославиться, но для этого Ему придется умереть;

– евангелист обличает фарисеев за неверие и за страх исповедовать свою веру во Христа Иисуса;

– Христос говорит о Своем тождестве со Отцом («Видящий Меня видит Пославшего Меня»).

Согласно мнению многих историков и исследователей Библии, Христа воспринимали как бунтовщика и опасались, что Он поднимет восстание против римлян – потому и предали на смерть. Но из евангельского контекста (выскажу личное мнение) следует прямо противоположное: фарисеи боятся не бунта, а, напротив, что за Ним пойдет весь мир. Именно после прихода эллинов Христос говорит: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому».

Именно этого и боятся фарисеи: что не будет никакого освобождения от язычников, а, напротив, с ними будет не просто мир и дружба, а полное объединение.

Ассимиляция, если хотите. Учение о Едином Боге станет равным достоянием всего человечества. Так сказать, миро веры – всему миру, во имя мира в Боге.

Через этот мотив Великая Среда соединяется с предыдущим днем: помните, мы размышляли о добродетели, талантах, в число которых входит и истинная вера?

То, что богослужение Великой Среды объединяет в себе два таких разных сюжета – «общественно-миссионерский» и глубоко личный, о покаянии и падении – далеко не случайно. Мы движемся к Великому Четвергу – дню Тайной Вечери, дню установления Таинства Евхаристии, в котором со Христом объединяется и личность, и Церковь – народ Божий.

Великая среда Страстной недели 2020: что вспоминают, традиции, что можно и нельзя делать

Страстная неделя последняя перед Пасхой. Это время посвящено воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа, смерти и последующего воскрешения. В это же время идет подготовка к празднованию Светлого Воскресенья. К празднику заканчивают уборку в доме и подготовку угощений.

Каждый день Страстной недели имеет свое значение, приметы и обычаи. В Великую среду верующие вспоминают о покаяниях грешницы, которая смазала тело Иисуса Христа миром и подготовила его к похоронам, и о предательстве Иуды. В это время проводят особенное богослужение в храмах.

Чтобы лучше подготовиться к Пасхе, верующие соблюдают особые запреты, выполняя только разрешенные в Великую среду дела. В это время нельзя было устраивать поминки или проводить венчание. Церковь не одобрительно относится даже к светскому браку в этот период. На этот период под запретом любые развлекательные мероприятия и излишества в еде.

Что можно делать в Великую среду Страстной седмицы, а что нельзя

В середине недели перед Великим четвергом хозяйственные хлопоты у верующих продолжаются. В это время хозяйки начинают генеральную уборку в доме, которая продолжается и на следующий день. Поскольку нельзя было забывать и о других хозяйственных обязанностях, завершить все за сутки очень сложно.

В Страстную среду принято обливать тело святой водой. При этом вытираться полотенцем нельзя. Влага должна высохнуть самостоятельно. Этот обряд, символизирующий очищение, необходим для подготовки к исповеди.

С самого утра верующие в Страстную среду посещают церкви и храмы. В этот день проводят последнюю утреннюю Литургию. Вечером во время богослужения совершают таинство общей исповеди. Запрещено выполнять следующую работу:

  • рубить дрова;
  • шить или вязать;
  • пренебрегать молитвой.

Важно! В Великую среду работу по дому откладывают не для отдыха или из-за суеверных страхов о неминуемом наказании, а для молитв и подготовки к празднованию Пасхи.


Страстная среда перед Пасхой 2020: история, службы и проповеди

В Страстную среду перед Пасхой вспоминают и Евангельскую история о грешнице, возлившей на голову Иисуса миро.

Sputnik Грузия вспоминает евангельские истории, произошедшие столетия назад в Страстную среду перед Пасхой, а также рассказывает о службах, которые проводятся в эту среду.

Истории дня

В Страстную среду — на четвертый день после торжественного входа в Иерусалим, Спаситель напомнил апостолам о том, что Он скоро будет предан на распятие.

Именно в Страстную среду перед Пасхой первосвященники, книжники и старейшины народа, собравшиеся у первосвященника Каиафы, решили погубить Спасителя. Иуда Искариот — один из двенадцати учеников Христа, очень жадный к деньгам, пришел к первосвященникам и сговорился с ними предать Своего учителя за 30 сребреников.

© Sputnik / Alex Shlamov

Страстная неделя Великого поста 2020: что можно и нельзя по дням

Страстную среду Святая церковь поставила наравне с Великой пятницей — днем крестной смерти Иисуса, постным днем на протяжении всего года, ввиду того, что ужас и скорбь по отношению к содеянному преступлению были так велики.

В Страстную среду вспоминают и Евангельскую историю о грешнице, помазавшей Спасителя миром. Эту историю евангелисты рассказывают по-разному.

Матфей и Марк пишут, что некая женщина, придя в дом, где был Христос, возлила миро на его голову. А в Евангелии от Луки говорится, что некая грешница, узнав, что Иисус находится в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, сидя в ногах лежащего на вечере Спасителя, плача, начала обливать ноги Его слезами, целовать их, отирать волосами и мазать миром.

Видя это, фарисей подумал: если бы Христос был пророк, то знал бы, какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

Когда Пасха 2020? >>

В ответ на это Иисус рассказывает притчу о двух должниках, которая на примере показывает, как необходимо прощать человеку его прегрешение. Сам Господь не только отпускает грехи женщине, но и объясняет раздосадованным ученикам, что она подготовила таким образом Его тело к погребению.

Эти темы являются главным содержанием церковной службы Страстной среды.

Службы и проповеди

В Страстную среду перед Пасхой, на утренней службе, в последний раз в течение Великого поста проводится литургия Преждеосвященных Даров и читается с тремя земными поклонами молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». До праздника Троицы, который в 2020 отмечают 7 июня, земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, не совершают.

© photo: Sputnik / Kristina Afanasyeva

Великий вторник страстной недели 2020: службы и проповеди

В богослужебных текстах Страстной среды сребролюбию Иуды, продающего учителя первосвященникам, противопоставляется бескорыстие женщины-грешницы, помазавшей Господа драгоценным миро.

На вечерней службе в Страстную среду совершается таинство Исповеди. Для прихожан, как отмечают священнослужители, вечер Великой среды — особая возможность более подробно исповедоваться, чем в обычные дни.

Поэтому в Страстную среду стараются исповедоваться все прихожане.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Что можно есть в день Великой среды на Страстной неделе

Всю Страстную неделю продолжается Великий пост. В это время верующие делают все возможное для победы над духовной ленью и очищения души от грехов. Телесное воздержание и ограничения в пище помогают в этом. Запрещена в эти дни вся еда животного происхождения: яйца, мясные и молочные продукты.

В среду разрешена только сухая пища без масла. Причем блюда разрешено готовить из сырых либо моченых продуктов: фруктов, орехов и овощей. По правилам поста, записанным в «Типиконе», различий между едой мирян и священнослужителей нет. Но на практике обычным людям разрешен мягкий пост. Они не обязаны отказываться от растительного масла по будням.

Важно! Для детей до семи лет пост заключается в отказе от сладостей. Беременным и кормящим женщинам, подросткам, больным людям рекомендован мягкий пост. Также противопоказаны строгие ограничения в еде людям, занятым тяжелым физическим трудом.

Cтрастная среда 2020: главные обычаи, что можно и нельзя делать в этот день

15 апреля в Украине отмечается Великая среда 2020 – день, когда важно соблюдать многие запреты.

Страстная неделя и Страстная седмица – это период, когда вспоминают последние дни Иисуса Христа перед распятием, каждый ее день называется Великим. Согласно Святому писанию, в среду Сын Божий провел в доме Симона прокаженного в Вифании. Той же ночью фарисеи задумали схватить Спасителя и отправить на казнь.

Днем женщина-грешница помазала Иисуса дорогим маслом – миром, чем предсказала его к будущее погребение. А у один из Апостолов, Иуда Искариот, решил предать Христа за 30 сребреников. Поэтому во время службы в храмах священники прославляют грешницу и осуждают поступок ученика Иисуса.

Популярные статьи сейчас

Обезумевшая Асмус в халате и парике показала свои ягодки: «И кому ж такая достанется?»

«Дома получишь»: муж Тодоренко из «Орла и решки» не сдержался, увидев роскошный бюст звезды «Универа» Самбурской

Новый обвал в обменниках, Нацбанк поразил обновленным курсом валют: к чему готовиться украинцам

54-летняя Сумская забыла про возраст и засветила пышный бюст в пикантном декольте: «Пример для всех»

Страстная среда 2020 продолжает Великий пост. Как и в другие дни Страстной недели, нужно придерживаться сухоядения, а значит, нельзя есть ничего, кроме сырых овощей, фруктов, орехов, хлеба и воды.

Во время карантина даже священники просят украинцев оставаться дома. При этом в церкви не имеют право отказать в исповеди, если соблюдаются все меры предосторожности.

В Великую среду принято готовить дом к светлому празднику Пасхы: убираться, выбивать ковры, выносить мусор, выбрасывать ненужные вещи, украшать цветами. В этот день необходимо закончить все срочные работы в поле, саду и на огороде. Еще можно купить продукты для приготовления пасок, а также яйца на покраску. Народные приметы гласят, что яйца, купленные в этот день, намного дольше остаются свежими.

Пока не закончится Страстная среда 2020 категорически нельзя делать следующее:

  • шить и вышивать;
  • ругаться;
  • громко разговаривать, шуметь;
  • носить соблазнительную одежду.

Приметы подсказывают, что людям, связанным с торговлей, 15 апреля нужно веселиться – тогда вскоре придут большие доходы. Крик ворон сулит финансовые потери, а вот если они летают высоко в небе – будет хорошая и ясная погода.

Приводим еще несколько погодных примет:

  • в Страстную среду уже сошел лед – будет хороший улов рыбы;
  • вода в реках медленно течет – жди неурожай;
  • подали голос перепелки или глухари – будет много хлеба;
  • воркуют голуби – можно готовиться к потеплению;
  • клин журавлей пролетел на юг – к неудачному году и скудному урожаю;
  • вороны высоко в небе играются – к ясной погоде, солнечной.

Рассказываем также, какой праздник можно отметить 15 апреля – это Международный день культуры, а также День экологических знаний. В Украине – День работников уголовного розыска Украины. Кроме того, 15 апреля именины справляют Георгий, Григорий, Ефим и Тит.

Напомним, Страстная неделя 2020: что можно и нельзя делать по дням.

Как сообщала Politeka, Страстная неделя 2020: история, значение, традиции и запреты праздника.

Также Politeka писала, Пасха 2020 в Украине: когда наступит православная, католическая и еврейская.

Что происходило на Страстной седмице в Великую среду – история

С вечера вторника Иисус Христос находился в Вифании в доме Симона прокаженного. Хозяин приготовил для него вечернюю трапезу. Узнав об этом, женщина-грешница пришла к нему с сосудом, в котором был драгоценный мир. Она вылила масло на голову Христа, как знак любви и благоговения. Ученики Иисуса посчитали такое действие бесполезной тратой драгоценного масла. Но он похвалил женщину, сказав, что выражение любви к ближнему тоже может считаться благим делом.

В этот же день старейшины иудеев, книжники и первосвященники наблюдали за Иисусом. В доме Каиафы они советовались, как можно убить Христа. Они не хотели делать это в праздничные дни, чтобы не вызвать недовольство народа. К ним пришел один из учеников Иисуса Иуда Искариот и предложил свои услуги. За предательство Учителя ему посулили 30 серебряников. Эти два события вспоминают в Великую среду, как пример великой жертвенности и предательства.

Смысл Великой Среды

Накануне Страданий Христа церковь готовит своих чад к этому событию постепенно. Она предлагает отрывки из Евангелия, которые передают последние слова и действия Христа накануне взятия Его под стражу.

В эти скорбные дни церковь советует усилить пост. В Великую Среду рекомендуется сухоядение без масла. Но это касается только здоровых, разумеется. Больные, беременные и старики берут благословение у священника на свою меру поста.

Остальные усиливают душевный пост. Воздержание касается языка, зрения и слуха. Ум надо удерживать от суетных размышлений, больше молиться, молчать и размышлять о том великом подвиге, который принял за нас грешных Спаситель наш.

Какие есть приметы в Великую среду, которые надо соблюдать

Продукты для приготовления угощений к пасхальному столу закупали во вторник. В среду же было принято выбирать яйца. Считалось, что при покупке именно в этот день они долго сохранятся свежими.

На заметку! Среда на Страстной неделе – лучшее время, чтобы выбросить старые, сломанные и ненужные вещи. Это приносит удачу весь следующий год.

В Великую среду готовили средство от сглаза. Для этого под крышу дома клали соль. На следующий день ее перепрятывали, чтобы никто не знал нового места. Из этой соли делали очищающее питье, добавляя по щепотке на стакан воды.

В этот же день делали четверговое мыло. Кусок с вечера выносили на улицу, оставляя на пороге так, чтобы на него падали солнечные лучи. По другим источникам мыло нужно было класть под крышей дома. На следующий день его забирали перед походом в баню. Мытье этим мылом считалось отличным средством от сглаза и порчи.

Среда на Страстной седмице имеет особенное значение. В этот день верующие вспоминают о великой жертвенности жены-грешницы и о предательстве Иуды. В память об этих событиях в храмах проводят особенное богослужение. Верующие соблюдают строгий пост, продолжают подготовку к празднованию Пасхи.

Страстная среда: предательство веры

Автор Дарья Сивашенкова

Обновлено: 10.01.2020 12:04 Опубликовано: 11.04.2012 18:00

Религия » Религии России » Православие

Страстная среда — один из самых мрачных дней Страстной седмицы. Сегодня один из учеников Христа, Иуда Искариот, пошел к первосвященникам, чтобы предать Иисуса. Предают Христа и в наши дни — за деньги, за успех, за популярность. Но Иуда, раскаявшись, не смог пережить свой поступок и повесился. Сложно ждать подобного раскаяния от нынешних предателей.

Читать еще:  День Параскевы Пятницы - что можно и нельзя делать, когда отмечать

Страстная Среда — самое время поговорить об одном из наиболее мрачных и убивающих душу грехов. Предательство — такое клеймо лежит на этом дне. Согласно Евангелиям, именно сегодня один из двенадцати ближайших учеников Христа, Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и предложил выдать Учителя властям. «Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники, — пишет евангелист Марк. — И он искал, как бы в удобное время предать Его». Искал, прямо скажем, недолго — чуть больше суток отделяет уговор Иуды с первосвященниками от драмы Гефсиманской ночи (и от собственной самоубийственной смерти, к слову сказать).

Великая Среда в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Народно-христианский праздник Великая среда отмечается в среду перед Пасхой каждого года. Страстная среда (Великая среда) — среда Страстной недели, на которой вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса Христа в доме Симона и этим приготовившая Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников.

Другие названия праздника: Страстная среда, Среда Страстной Седмицы, Среда перед Пасхой, Великая среда Страстной недели.

Страстная среда дата в 2018 году – 4 апреля.

Дата праздника в ближайшие годы:

24 апреля 2019 года.
15 апреля 2020 года.
28 апреля 2021 года.

История

Ночь со вторника на среду Иисус Христос в последний раз перед своей смертью провел в Вифании. Здесь в дому Симона прокаженного уготована была для Спасителя вечеря. Жена-грешница, узнав, что Он возлежит в дому фарисеевом, приступила к Нему с алавастровым (алебастровым) сосудом мира цельного драгоценного и возлила Ему на главу, в знак своей любви и благоговения к Нему (Лк. 7, 36-50). Ученики Его жалели о трате мира: можаше бо сие, говорили они, продано быти вящиле трех сот пенязъ и датися нищим. Но Иисус Христос запретил смущать жену и похвалил ее: дело бо добро содела о Мне, сказал Он. Всегда бо нищыя имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити: Мене же не всегда имате. Возливши сия миро на тело Мое, на погребение Мя сотвори. Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие, во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея. Так, по слову Христову, делом добрым должно считать не одно благотворение ближним нуждающимся, но и посильное выражение любви к Богу и ближним; не одно благотворение ближним, которых видим, но и приношение Самому Богу, Которого не видим, благодатно присутствующему во храмах!

Между тем, как Иисус Христос возлежал в дому Симона, первосвященники, книжники и старейшины иудейские, постоянно наблюдая за Господом, собравшись у первосвященника Каиафы, советовались, как бы взять Иисуса Христа хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Тогда в беззаконное сборище приходит Иуда Искариот, один из двенадцати учеников Иисуса Христа и предлагает: что ми хощете дати, и аз вам предам его? С радостью приняли неправедные судии коварный умысел Иуды, зараженного корыстолюбием, и поставиша ему тридесятъ сребреник. Оттоле неблагодарный ученик искаше удобна времени да предаст Спасителя мира (Мф. 26, 3-16. Мк. 14, 1-11). Исполняя слова Господа о жене, за два дня до смерти Его помазавшей Его миром: во всем мире речется и еже сотвори сия, в память ея, Православная Церковь в Великую Среду воспоминает преимущественно о жене грешнице, возлившей миро на главу Спасителя, проповедуя миру, еже сотвори сия, в память ея, и вместе обличает предательство Иудино.

О жене-грешнице и о предательстве Иудином Церковь воспоминает в Великую Среду с древних времен. В 4 веке Амфилохий, епископ иконийский, Иоанн Златоуст говорили беседы в Великую Среду о жене-грешнице, помазавшей Иисуса Христа миром. Равно Исидор Пелусиот упоминает о ней в своем писании и относит ее знаменательное выражение веры и любви к Спасителю к Великой Среде. В 8 веке Косьма маиумский, в 9 преподобная Кассия сочинили многие стихиры для богослужения в Великую Среду, ныне исполняемые в этот день. Святитель Златоуст в 80 беседе своей на Евангелие от Матфея говорит о жене-грешнице: эта жена, по-видимому, есть одна и та же у всех Евангелистов: но нет. Три евангелиста, мне кажется, говорят об одной и той же; но Иоанн — о другой, некоторой чудной жене — сестре Лазаря. Евангелист не просто упомянул о проказе Симона, но с тем, дабы показать причину, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Поелику проказа казалась ей болезнию нечистою и гнусною, и между тем она видела, что Иисус исцелил человека и очистил проказу, — иначе не восхотел бы остаться у прокаженного: то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и душевную ея нечистоту.

Исполнилось то, что Христос предсказал о жене-грешнице. Куда не пойдешь во вселенной, везде слышишь, что возвещают об этой жене; хотя она не знаменита и не имела многих свидетелей. Кто же это возвестил и проповедал? Сила Того, Кто предсказал сие. Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилась; и персы, и индейцы, и скифы, и фракиане, и сарматы, и поколение мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена-грешница тайно в доме.

Услышьте все сребролюбцы, страждущие Иудиною болезнию, услышьте и берегитесь страсти сребролюбия. Если тот, кто находился с Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в толикую бездну от того, что не был свободен от этой болезни: то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прикрепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непрестанного попечения.

Как же Иуда сделался предателем, спросишь ты, когда он призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, кои не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их соделаться добрыми: ежели же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает!. Господь избрал Иуду в лик апостолов, потому что он первоначально был достоин этого избрания.

На утрени в Великую Среду Православная Церковь благовествует пророческие слова Господа о многоплодной смерти Его; о прославлении Его гласом Бога Отца: прииде глас с небесе: и прославих и паки прославлю, и что он есть свет мира (Ин. 12, 17-50).

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене-грешнице, Церковь по совершении Часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которой она в продолжение Великого поста ежедневно, на богослужении повечерия, при преклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую Среду совершается Литургия преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о решимости Иуды предать Господа (Мф. 26, 6-16). В Великую Среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» и проч. После среды постановлено совершать эту молитву до Великого Пятка только инокам в келиях. Таким образом молитва святого Ефрема Сирина в среду недели сырной начинается, и в Среду Страстную оканчивается. Обыкновение оканчивать чин великопостного богослужения в Великую среду есть древнее. О нем упоминает в 4 веке Амвросий медиоланский.

Традиции и обряды

Главные традиции в этот день — богослужения в храмах; уборка в доме, вынос мусора, подготовка продуктов к пасхальным блюдам.

— В Великую среду в церковной службе прославляется женщина-грешница и проклинается предательство Иуды. Утром служатся Часы и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров, вечером – Великое Повечерие. Во многих храмах вечером совершается общая исповедь.

— В народе в этот день люди убирают в доме: моют полы, выбивают ковры, выносят мусор. Украшают дом к светлому празднику Пасхи цветами. Готовят яйца к покраске и продукты для куличей.

Что можно кушать в Великую среду

В Великую среду верующие соблюдают строгий пост. По церковному уставу, в этот день полагается сухоядение. Разрешается кушать хлеб, воду, соль, сырые овощи и фрукты, орехи, мед, сухофрукты.

Что нельзя делать в Великую среду

По церковным правилам, в этот праздник запрещается конфликтовать, ругаться матом, думать о плохом. Нельзя посещать увеселительные мероприятия, петь, танцевать. По народным поверьям, запрещается рубить дрова, шить, вязать и вышивать.

Великая Среда в православии — что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Вели́кая среда́ (греч. Μεγάλη Τετάρτη), Страстна́я среда — среда Страстной недели, на которой вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса Христа в доме Симона и этим приготовившая Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников.

Великая среда: история и значение ^

На церковной службе в Страстную среду прославляется женщина-грешница и порицается измена Иуды. Эти два евангельских события и становятся центром внимания в этот день.

События Великой среды

Не прошло и недели после въезда Христа в Иерусалим, как события его жизни стали меняться радикальным образом. Со среды Мессия больше не проповедовал в храме, Он стал больше времени проводить со своими учениками, подготавливая их к важной миссии. Фарисеи выискивали способы уничтожить Христа, и в этом им помог сребролюбивый Иуда.

Будущую смерть Иисуса почувствовала некая женщина, в Библии называемая Марией. Одни апостолы называют ее грешницей, другие — просто Марией, некоторые источники склоняются к версии, что это была Мария Магдалина. Последовательница Христа признала в Нем истинного Бога и пришла просить о будущем спасении.

Она принесла миро — драгоценное масло — и, разбив целый сосуд, вылила миро на голову Спасителя, омыв слезами его ноги, после чего вытерла их своими волосами. Апостолы возмутились тем, что она посмела прикасаться к Учителю. Иисус же спокойно сказал, что эта женщина осознала свои грехи и принесла все, что у нее было, чтобы получить благословение и очиститься.

Именно этот эпизод повествует нам о жертвенности, подвиге поклонения и очищения. Но в этот же день совершилось предательство. Проведя с Христом 3 года, видя его жизнь и чудеса, Иуда предал Господа.

Что можно и нельзя делать

В Великую среду на храмовых богослужениях проводится параллель между грешницей, угодившей Господу, и близким другом, предавшим Его. Для празднования этого дня есть молитвенный порядок, который читает каждый православный перед походом в церковь для исповеди.

В среду верующие люди вспоминают 2 истории — о бесконечной любви и о неверности, — что подталкивает на размышления о своей судьбе и о проблемах выбора жизненного пути. Если имеются греховные мысли, священнослужители призывают молиться еще больше, искать внутри грех и искоренять его.

В этот торжественный день особенно почитаются цветы, которыми можно украсить свой дом. Все живое 24 апреля будет устремлено к красоте. И красота должна быть не только внешняя, но и внутренняя, выражающаяся в мыслях, действиях и богоугодных делах.

  • Важно позаботиться о своих вещах, жилище, приготовиться к Великому четвергу.
  • С Чистого четверга и до Пасхи включительно убираться и выносить мусор запрещено. Поэтому уборку завершали в Великую среду. Нарушив данную традицию, вы рискуете привлечь в свой дом несчастья.
  • Согласно церковным законам, Великая среда — день сухоядения. Разрешено есть только овощи и фрукты без термической обработки.
  • В Великую среду принято подавать милостыню и преподносить подарки нуждающимся, чтобы не поддаться греху сребролюбия.

В этот день в храмах совершается таинство исповеди. Священнослужители утверждают, что Великая среда — это подходящий день для того, чтобы исповедоваться и покаяться в совершенных грехах.

На Руси в Великую среду под крышу было принято класть хлеб, соль и мыло. Считалось, что хлеб и соль наделяются положительной энергетикой и благодаря этому становятся сильным оберегом для дома и его обитателей. Мылом умывалась вся семья, чтобы защитить себя от порчи и болезней.

В среду Страстной недели Господь увидит истинно верующих людей, готовых отдать все ради своего спасения, и это совсем не деньги, а время, изменение жизни, поведения, — и пошлет им свое благословение. Бог примет и падшего грешника, если тот искренне раскается в своих грехах.

Приметы Страстной среды:

  • Злость, бесчестность, дурные помыслы в такой день обернутся против грешника, лишив его поддержки Свыше.
  • Заготовленные в среду пасхальные яйца пролежат дольше и не потеряют своей свежести.
  • Если на улице все еще лежит снег, его можно собрать, растопить и полить этой водой все домашние цветы, чтобы сохранить их красоту и здоровье.
  • Веточки вербы, оставленные с Вербного воскресенья, станут оберегом для всей семьи. Их желательно поставить рядом с иконостасом.
  • В среду непременно нужно что-то протереть, соскоблить, почистить — это принесет мир и гармонию в дом.
  • Если умыться ледяной проточной водой, то уйдут все невзгоды. Разумеется, необходимо сопроводить этот ритуал специальными молитвами.

Евангельский рассказ

…сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

У Луки и Иоанна рассказ о помазании Иисуса миром относится не к Великой среде, рассказ Марка совпадает с Матфеем.

После этого, вошёл сатана в Иуду (Лк. 22:3) и пошёл он к первосвященникам «чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его» (Мк. 14:10-11).

30 сребреников — цена предательства

Был среди учеников и Иуда Искариот, он носил денежный ящик для пожертвований, которые раздавались бедным. Иуда больше всех возмущался бесполезной, с его точки зрения, мира ценой в 300 динариев, ибо сам был вором. (Иоан. 12:5-6)

Этот великий подвиг жертвенности совершался параллельно с грязным предательством, которое можно сравнить с ударом в спину близкого друга. Кто же такой Иуда, почему он так поступил, проведя с Иисусом 3 года, видя Его дела и чудеса.

Историки описывают ужасные вещи про этого еврея. Есть сведения, что он был одержим сатаной и убил своего отца, за это получил наказание в виде ношения воды ртом на гору для полива дерева.

Иуда не мог не слышать о чудесах, творимых человеком по имени Иисус. Встречи с Ним искали многие, среди которых были:

  • неизлечимо больные;
  • одержимые бесов;
  • страдающие сухостью конечностей;
  • прокаженные;
  • слепые и глухие.

Все приходящие к Учителю получали исцеление, и это давалось бесплатно. Возможно, Иуда надеялся научиться всему этому и зарабатывать потом большие деньги, ведь женщина, страдающая 12 лет кровотечением, истратила на лечение все свои сбережения. Став богатым, Иуда мог обрести власть.

Возможно, читая, как всякий еврей, пророка Даниила, (Дан.7:14) он надеялся занять место поближе к будущему царю Израиля.

В течение трех лет Иуде пришлось сопровождать Учителя по городам, при этом порой ночуя в чистом поле, терпя голод и холод, но чего не вытерпишь ради удовлетворения своих амбиций. Время шло, а Учитель все не становился царем, мало того, Его начали преследовать уважаемые в городе люди, мечты рушились на глазах.

Любил ли Иуда Иисуса, как остальные ученики? Почему он ни разу не назвал Его Господом, а только Учителем, что по-еврейски звучит, как равви. Предатель решился на грязное дело ради 30 сребреников, за них можно было купить небольшой участок земли.

30 сребреников Иуды

Некоторые историки пытаются представить Иуду жертвой, ибо на него выпала миссия предать Христа. Учитель никак не мог стать причиной смертного греха, тогда все Его проповеди о любви можно было считать ложью.

Вершиной лицемерия стал поцелуй, которым предатель показал римским воинам Учителя. Почему грязный предатель вдруг прозрел и увидел, что послал на смерть невиновного? Осознав, что он натворил, Искариот пошел в храм и вернул деньги, бросив их на пол, после чего, пошел и повесился.

Священники не захотели положить кровавые деньги в храмовую копилку, ибо понимали, что это была плата за невинную кровь. Иисуса распяли не как раба, ибо смертью на кресте карались разбойники, а как Царя, у Него в голове даже табличка была прибита «Царь Иудейский». Миссия выполнил Свое задание на земле и принял смерть, как Царь.

Иуда увидел, что предал Посланника Небес, раскаялся, но у него не хватило веры покаяться. Бывший ученик Христа повесился от позора. Мог ли он остаться в живых? Мог, если бы верил в Бога, в Его заповеди, в Царство Небесное и спасение через Христа.

Петр трижды предал Учителя, отказался от Него в ту страшную ночь, но сумел покаяться, веря в спасительную миссию Иисуса, и стал краеугольным камнем христианства.

Важно! Как часто мы, будучи неверными, совершаем грех, предавая Спасителя, но при этом имеем великий дар — прощение по благодати. Иисус Христос пришел на землю, чтобы все, кто верует в Него, могли в будущем попасть в Небеса.

Главная молитва в Великую среду ^

  • «Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние. Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский. Озарит светом небесным путь во тьме, да проведет нас путем безгреховным. Аминь».
Читать еще:  Праздник Казанской иконы Божией Матери: история, традиции, значение и смысл, когда и как праздновать

В Великую среду особую силу имеет молитва, изменяющая жизнь. Произнесенная от чистого сердца, она поможет вам найти в душе мир и любовь.

Молитва, изменяющая жизнь

  • «Господи, поможи мне исправиться, поможи найти суть своя, поможи мне найти путь свой истинный и избави меня от лукаваго! Крест земной и небесный мне укажи, укажи своей дланью, чтобы мог я понять, что есть грех и мог бы отвратить сей грех от меня. В покаянии к Тебе прибегаю, покаянием жизнь моя полнится. Ангел-Хранитель с небес ко мне сходит и несет мне волю Твою. Святый Боже, Святый Бессмертный, к Тебе взываю я, истинный раб Твой. Да будет воля Твоя и указы мне, и последую за Христом, Сыном Твоим, и восславлю в молитвах Имя Твое. Аминь.»

Особенности богослужения Великой Среды

В Великую Среду в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и в последний же раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Поклоны прекращаются до праздника Пятидесятницы (будут совершаться только перед Плащаницей).

В богослужебных текстах Великой Среды бескорыстие женщины-грешницы, возлившей на главу Господа драгоценное миро, противопоставляется сребролюбию Иуды, продающего Христа первосвященникам. Это подчеркивается, например, в стихире самогласной:

Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

(Когда грешница приносила миро, ученик договаривался с беззаконными. Она радовалась, тратя многоценное миро, он же желал продать Бесценного. Она познавала Владыку, он отлучался от Владыки. Она освобождалась, а Иуда становился рабом врагу. Сильна леность, велико покаяние: его даруй мне, Спасе, пострадавший за нас, и спаси нас.)

Эти события вспоминаются в Великую Среду.

Самая известная стихира этого дня написана преподобной инокиней Кассией — святой IX века.

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость.

(Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги, шаги которых Ева в полдень в раю услышав, в страхе скрылась, и отру их своими волосами. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто исследует? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.)

В Великую Среду в последний раз поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».

Се, Жених грядет в полуночи

(Хор Валаамского монастыря) 1.64MB

(Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”) 3.71MB

Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

Чертог Твой вижду, Спасе 1.20MB

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.

Что можно и что нельзя делать на Рождество 7 января

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что …

Великая среда 12 апреля: история, традиции и обычаи

Все православные христиане придают особое значение каждому дню Страстной недели. Соблюдение некоторых обычаев и особых правил в Великую среду поможет вам достичь внутренней гармонии и изменить свою жизнь с помощью молитв.

Великая среда является одним из самых скорбных дней Великого поста. Именно в этот день более 2000 лет назад один из апостолов Христа по имени Иуда предал Господа за 30 серебряных монет. Во всех православных храмах проводятся службы скорби, а также читаются покаянные каноны. Этот день наполнен ожиданием скорой неотвратимой гибели Спасителя, но вместе с тем еще хранит надежду на иной исход событий.

Являясь Сыном Божьим, Христос знал о грядущем предательстве и заранее простил Иуду. В утро Великой среды в дом, где остановились на ночлег Иисус и Его ученики, пришла женщина, отягощенная грехом блуда. Она принесла кувшин с драгоценной мирой — крайне ценным маслом. Увидев Спасителя, женщина пала ниц перед великим пониманием и всепрощением Спасителя, осознав свою греховность.

Она омыла голову и ноги Господа ценным маслом, вызвав недоумение учеников. Однако Иисус объяснил им, что таким деянием эта женщина подготовила его смертное тело к погребению, и с этого дня она будет упоминаться в священном Евангелии до скончания веков.

Иуда не присутствовал при этом разговоре: в это время он находился в доме первосвященников, договариваясь о цене своего предательства. Первосвященники желали свергнуть новоявленного пророка и вернуть утраченную власть, а Иуда в своей гордыне и ненависти считал себя правым.

Священники в наше время противопоставляют подлое предательство Иуды искренности и прозрению грешницы. У апостола было понимание, что Иисус воистину Мессия, но гордыня и сребролюбие взяли верх над благими побуждениями. Блудница же, не видя в себе греха, прозрела от одного взгляда на Господа, и раскаяние ее было столь сильным, что Бог простил ей все ее деяния.

По словам проповедников, каждый православный христианин в этот день выбирает в своей душе между Иудой и безымянной женщиной: смиренно приняв свое несовершенство, каждый может получить прощение, но гордость и нежелание покаяться закрывает перед человеком путь веры и благодати.

Важным обычаем Великой среды считается прекращение земных поклонов. До самого выноса Плащаницы поклоны в пол остаются прерогативой схимников и монахов.
Помимо церковных обычаев, существует несколько важных мирских правил: к примеру, считается, что в Великую среду не следует мыть пол, стоя на коленях. Также запрещено одалживать деньги и самим брать любые суммы в долг.

В этот день закупают продукты для праздничного стола, пекут куличи, красят яйца и готовят Пасху — традиционное праздничное сладкое блюдо. Поскольку после Чистого четверга любая работа по дому находится под запретом, именно на среду остается большая часть домашних дел. По традиции, в этот день весь мусор должен быть выброшен и сожжен: считается, что со следующего дня выносить что-либо из дома и выбрасывать запрещено.

Приготовить достойный пасхальный стол будет достаточно просто, если знать несколько лучших пошаговых рецептов куличей.

Великая среда: обряды и традиции, что нельзя и что нужно делать

В этом году Великая среда отмечается 24 апреля.

Великая среда – третий день Страстной недели, которая посвящена воспоминаниям о земных страданиях Иисуса Христа. В этом году она отмечается 24 апреля.

Традиции и обряды праздника

В Великую среду в церковной службе прославляется женщина-грешница и проклинается предательство Иуды. Утром служатся Часы и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров, вечером – Великое Повечерие. Во многих храмах вечером совершается общая исповедь.

В народе в этот день люди убирают в доме: моют полы, выбивают ковры, выносят мусор. Украшают дом к светлому празднику Пасхи цветами. Готовят яйца к покраске и продукты для куличей.

Что нужно делать в Великую среду

В Великую среду на вечерней службе совершается таинство исповеди. Священнослужители отмечают, что для прихожан вечер среды — это особая возможность исповедоваться более подробно, чем в обычные дни, и призывают ею воспользоваться.

В этот день, как и в два первых дня Страстной недели, необходимо соблюдать строгий пост. Пища только растительная и сырая без масла. Нельзя также в этот день устраивать свадьбы, праздновать дни рождения и другие мирские праздники.

В прошлом в этот день талую воду солили прошлогодней «четверговой солью» (соль, приготовленная особым способом в Чистый четверг прошлогодней Страстной седьмицы) и обливали затем всю домашнюю живность, чтобы защитить ее от болезней и напастей.

Боролись в этот день и со своими болезнями. Для этого набирали кружку воды из колодца или из бочки на улице или прямо из реки. Затем, трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем. В 2 часа ночи, вновь трижды перекрестясь, обливались этой водой, немного оставив в кружке. Одежду после обливания надевали прямо на мокрое тело, не вытираясь, а остатками воды надо было до 3 часов обрызгать растения у дома. Считалось, что тело после такого как заново нарождается.

Особенно важно было в Великую среду избавиться от всего накопившегося за зиму мусора. Кроме того, в этот день закупали все необходимое для приготовления кулича, а также яйца, средства для их окраски и другие продукты для праздничного стола. Поздно вечером расторопные хозяйки ставили опару для куличей.

Также в этот день верующие стараются исповедоваться.

Что нельзя делать в Великую среду

По церковным правилам, в этот праздник запрещается конфликтовать, ругаться матом, думать о плохом. Нельзя посещать увеселительные мероприятия, петь, танцевать. По народным поверьям, запрещается рубить дрова, шить, вязать и вышивать.

В Великую среду на Руси за женщинами следили особенно строго. Им категорически запрещалось даже громко разговаривать, не говоря уже о смехе, шутках и пении. От женщин и девушек в этот день требовали максимально строго и скромно одеваться. Считалось, что тихое скромное поведение и максимально закрывающая тело одежда защитит женщину от нечистых помыслов.

Великая среда Страстной недели 2019: что вспоминают, традиции, что можно и нельзя делать

Наступает Великая среда — третий день Страстной недели, во время которой вспоминают покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса Христа, а также предательство Иуды. Народные традиции Страстной среды предусматривают особо строгие запреты для женщин.

Когда в 2019 году Великая среда

Страстная неделя 2019 идет с 22 по 27 апреля. Великая, или Страстная среда, приходится на 24 апреля.

Что вспоминают в Великую среду

Согласно евангельскому рассказу, в этот день во дворе Каиафы — первосвященника Иудеи — собрались фарисеи, книжники и старейшины, чтобы решить, как взять Иисуса Христа хитростью. Но решение не находилось: враги Иисуса боялись что-то предпринять, опасаясь народного возмущения. Тогда к первосвященнику пришел Иуда, который предложил свои услуги: он пообещал при первом удобном случае предать Христа.

Первосвященник и фарисеи, услышав предложение Иуды, «обрадовались и обещали дать ему сребреники».

«И он (Иуда) искал, как бы в удобное время предать его (Иисуса)», — говорится в Евангелии от Матфея.

Таким образом, первое событие, вспоминаемое в Великую среду, — это решение апостола Иуды предать своего учителя, за что предателю было обещано тридцать сребреников.

Второе событие, вспоминаемое в этот день, — это история раскаявшейся блудницы, которая омыла ноги Иисусу и помазала его голову драгоценным маслом мира. Тем самым она подготовила Христа к погребению.

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала ему возлежащему на голову», — рассказывает об этом евангелист Матфей.

Народные традиции и запреты в Великую среду

Великая среда — как бы промежуточный день, после которого наступают самый насыщенный событиями период земной жизни Христа. Впереди Великий четверг, один из самых важных в христианстве дней, а затем кульминация страстей Христовых, его мученическая смерть на кресте и последующее воскресение.

В народе считалось, что Страстная среда — это апогей разгула нечисти, которая пользуется тем, что Христу не до нее. Согласно суевериям, нечисть особенно старалась сбить с пути истинного женщин, тем более, что евангельская легенда, связанная с этим днем, рассказывает о блуднице. Кроме того, в патриархальном обществе именно женщина считалась сосудом греховности.

Поэтому в Великую среду на Руси за женщинами следили особенно строго. Им категорически запрещалось даже громко разговаривать, не говоря уже о смехе, шутках и пении. От женщин и девушек в этот день требовали максимально строго и скромно одеваться. Считалось, что тихое скромное поведение и максимально закрывающая тело одежда защитит женщину от нечистых помыслов.

Кроме того, поскольку по легенде на кончике иглы может поместиться несчетное количество представителей нечистой силы, женщинам в этот день категорически запрещалось шить, вязать, прясть и вообще заниматься рукоделием.

А вот уборкой заниматься было не только можно, но и должно. Особенно важно было в Великую среду избавиться от всего накопившегося за зиму мусора. Кроме того, в этот день закупали все необходимое для приготовления кулича, а также яйца, средства для их окраски и другие продукты для праздничного стола. Поздно вечером расторопные хозяйки ставили опару для куличей.

Также в этот день верующие стараются исповедоваться.

Великая среда Страстной седмицы Великого поста 2021: что можно и нельзя делать, приметы

Страстная неделя последняя перед Пасхой. Это время посвящено воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа, смерти и последующего воскрешения. В это же время идет подготовка к празднованию Светлого Воскресенья. К празднику заканчивают уборку в доме и подготовку угощений.

Каждый день Страстной недели имеет свое значение, приметы и обычаи. В Великую среду верующие вспоминают о покаяниях грешницы, которая смазала тело Иисуса Христа миром и подготовила его к похоронам, и о предательстве Иуды. В это время проводят особенное богослужение в храмах.

Чтобы лучше подготовиться к Пасхе, верующие соблюдают особые запреты, выполняя только разрешенные в Великую среду дела. В это время нельзя было устраивать поминки или проводить венчание. Церковь не одобрительно относится даже к светскому браку в этот период. На этот период под запретом любые развлекательные мероприятия и излишества в еде.

Что можно делать в Великую среду Страстной седмицы, а что нельзя

В середине недели перед Великим четвергом хозяйственные хлопоты у верующих продолжаются. В это время хозяйки начинают генеральную уборку в доме, которая продолжается и на следующий день. Поскольку нельзя было забывать и о других хозяйственных обязанностях, завершить все за сутки очень сложно.

В Страстную среду принято обливать тело святой водой. При этом вытираться полотенцем нельзя. Влага должна высохнуть самостоятельно. Этот обряд, символизирующий очищение, необходим для подготовки к исповеди.

С самого утра верующие в Страстную среду посещают церкви и храмы. В этот день проводят последнюю утреннюю Литургию. Вечером во время богослужения совершают таинство общей исповеди. Запрещено выполнять следующую работу:

  • рубить дрова;
  • шить или вязать;
  • пренебрегать молитвой.

Что можно есть в день Великой среды на Страстной неделе

Всю Страстную неделю продолжается Великий пост. В это время верующие делают все возможное для победы над духовной ленью и очищения души от грехов. Телесное воздержание и ограничения в пище помогают в этом. Запрещена в эти дни вся еда животного происхождения: яйца, мясные и молочные продукты.

В среду разрешена только сухая пища без масла. Причем блюда разрешено готовить из сырых либо моченых продуктов: фруктов, орехов и овощей. По правилам поста, записанным в «Типиконе», различий между едой мирян и священнослужителей нет. Но на практике обычным людям разрешен мягкий пост. Они не обязаны отказываться от растительного масла по будням.

Что происходило на Страстной седмице в Великую среду – история

С вечера вторника Иисус Христос находился в Вифании в доме Симона прокаженного. Хозяин приготовил для него вечернюю трапезу. Узнав об этом, женщина-грешница пришла к нему с сосудом, в котором был драгоценный мир. Она вылила масло на голову Христа, как знак любви и благоговения. Ученики Иисуса посчитали такое действие бесполезной тратой драгоценного масла. Но он похвалил женщину, сказав, что выражение любви к ближнему тоже может считаться благим делом.

В этот же день старейшины иудеев, книжники и первосвященники наблюдали за Иисусом. В доме Каиафы они советовались, как можно убить Христа. Они не хотели делать это в праздничные дни, чтобы не вызвать недовольство народа. К ним пришел один из учеников Иисуса Иуда Искариот и предложил свои услуги. За предательство Учителя ему посулили 30 серебряников. Эти два события вспоминают в Великую среду, как пример великой жертвенности и предательства.

Какие есть приметы в Великую среду, которые надо соблюдать

Продукты для приготовления угощений к пасхальному столу закупали во вторник. В среду же было принято выбирать яйца. Считалось, что при покупке именно в этот день они долго сохранятся свежими.

В Великую среду готовили средство от сглаза. Для этого под крышу дома клали соль. На следующий день ее перепрятывали, чтобы никто не знал нового места. Из этой соли делали очищающее питье, добавляя по щепотке на стакан воды.

Среда на Страстной седмице имеет особенное значение. В этот день верующие вспоминают о великой жертвенности жены-грешницы и о предательстве Иуды. В память об этих событиях в храмах проводят особенное богослужение. Верующие соблюдают строгий пост, продолжают подготовку к празднованию Пасхи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector